Программа для поступающих на 2-й и последующие курсы по направлению подготовки «Искусства и гуманитарные науки» icon

Программа для поступающих на 2-й и последующие курсы по направлению подготовки «Искусства и гуманитарные науки»



Смотрите также:
Программа аттестационного собеседования для поступающих в иатэ нияу мифи по направлению...
Программа аттестационного испытания по дисциплине Технология для поступающих на второй и...
Программа аттестационного собеседования для поступающих в иатэ на 2-ой и последующие курсы...
Программа вступительного испытания для поступающих на основные образовательные программы...
Программа для поступающих на 2-й и последующие курсы по направлению подготовки «Филологической...
Программа для поступающих на 2-й и последующие курсы на специальность...
Программа для поступающих на 2-й и последующие курсы на специальность...
1. На второй и последующие курсы для обучения по программам бакалавриата и программам подготовки...
Программа аттестационного собеседования для поступающих в иатэ нияу мифи на 2-ой и последующие...
Программа аттестационных испытаний для поступающих на второй и последующие курсы по...
Программа для поступающих на 2-й и последующие курсы на специальность...
Программа аттестационного собеседования для поступающих в иатэ нияу мифи на 2-ой и последующие...



скачать
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТУЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. Л.Н.ТОЛСТОГО


Программа

для поступающих на 2-й и последующие курсы


по направлению подготовки

«Искусства и гуманитарные науки»

УТВЕРЖДЕНО:

на Совете

факультета ИСиГН

протокол № __ от «___» ________ 2009 г.

Декан

факультета ИСиГН____________ Е.Ю. Ромашина


УТВЕРЖДЕНО:

на заседании кафедры

___________________________

протокол № __ от «___» ________ 2009 г.

зав.кафедрой _____________________

_________ / ФИО

Тула 2009
^

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ


При оценке учитывается:

  • правильность выполнения тестовых заданий;

  • наличие достаточного теоретического материала по заданному вопросу;

  • степень глубины его осмысления;

  • распределение материала в логической последовательности;

  • привлечение необходимых иллюстраций, аргументирующих теоретические положения;

  • уровень культуры оформления ответа в научном стиле устного изложения.

Результат ответа оценивается по шкале 100 баллов:

60 баллов – выполнение тестовых заданий;

40 баллов – ответ при устном собеседовании;


Оценка «зачтено» ставится, если студент набрал в сумме 70 и более баллов.

Оценка «не зачтено» ставится, если студент набрал менее 70 баллов.


^ Программа профильной дисциплины для поступления на 2-й курс.


История и теория литературы.

Содержание вступительного испытания составляется с учетом научных знаний, умений, полученных студентами за время обучения на 1 курсе. Во время вступительного испытания проверяются также умения студентов грамотно, логично и доказательно излагать сущность вопроса, пользуясь научной терминологией.

Программа по истории и теории литературы охватывает теоретический и практический материал по следующим разделам: теория литературы, история литературы.

Вступительное испытание по дисциплине «История религии» включает выполнение студентами 60 тестовых заданий и собеседование по теоретическим вопросам указанных разделов.

При подготовке к вступительному испытанию студенты должны быть ознакомлены с его программой и требованиями к ответу.

Содержание программы для вступительного испытания по дисциплине

«История и теория литературы»

ТЕМА 1. Место литературоведения в структуре гуманитарного знания.

Научный статус литературоведения, его основные составляющие, соотношение теории и истории литературы; литературная критика и литературный процесс, взаимодействие литератур. Литературоведение - наука о художественном тексте - модель науки в современном мире. Методика анализа текстов как общего для всех наук предмета. Современная культурная практика и литературный анализ.


^ ТЕМА 2. Эстетические категории и система основных понятий науки о литературе.

Литературоведческий аппарат, его предмет и исследовательский аппарат. Основные понятия и термины теоретической поэтики. Дуализм литературного произведения Его многоплановость и целостность. Форма и содержание. Предметное начало, художественная речь, композиция. Художественное содержание. Повествование и нарротология. Литературные жанры. Поэзия и проза. Художественное произведение как структура. Тема как литературоведческая категория. Методика анализа тематики. Анализ проблематики, ее типы. Идеал автора и его оценки. Изображенный мир. Формы художественной условности. Художественное время и пространство. Лексика и стилистика. Композиция. Система персонажей. Сюжет и композиция. Внесюжетные элементы. Целостное рассмотрение художественного произведения.

ТЕМА 3.Методы и приемы анализа литературного произведения.

Литературное произведение. Текст. Художественная коммуникация. Интерпретация. Проблема понимания. Анализ. Деконструкция. Научное описание. Комментарий и контекст. Имманентное изучение и констектуальное рассмотрение произведения. Проблема интерпретации. Нормативное рассмотрение литературных произведений. Возникновение методологического анализа произведения. Биографический и культурно-исторический методы и их представители во Франции и России. Ш.Сент-Бев. И.Тэн. В.О.Ключевский. А.Н.Веселовский и сравнительно-исторический метод анализа литературы. Социологический подход к изучению литературы. Его образцы в русском литературоведении. Формальный метод в литературоведении и его принципы. Психоаналитический метод в литературоведении. Сциентиские и антропологические типы построения теоретических концепций в литературоведении XX века. Семиотика и литературный анализ. Текст в семиотической традиции. Структурализм и структуральная поэтика. Основные термины и понятия структурализма. Р.Барт - структуралист, его концепция и образцы структурного анализа. «Новая критика» в американском и французском литературоведении, ее понятийно-терминологический аппарат. Герменевтика - теория интерпретации текста. Цель интерпретации и система ценностей интерпретатора. Рецептивная эстетика и ее подходы к изучению текста.

^ ТЕМА 4. Литература как самопознание.

Проблема «я» и «другой» у М.Бубера и М.Бахтина. Автобиографиям в художественной прозе и анализ природы авторского «я» в мемуарной и художественной литературе. Соотношение автора и автобиографического героя. Воспоминание как метафизическая категория и как специфический вид знания. Смена парадигм воспоминания (Толстой -Бунин - Андрей Белый - Вяч.Иванов - В.Набоков -А.Битов). Место мемуаров в филологическом источниковедении.

^ ТЕМА 5. Поэтика текста.

Теория повествования. Мотив как единица сюжета в повествовании. Сюжет как комбинация мотивов. Природа повествовательных техник. Композиционная и смысловая роль вставных повествований. Воспроизведение устных и письменных форм в повествовании. Несобственно-прямая речь, письма, дневники, беседы и устные рассказы, воспоминания и др. Повествовательные и неповествовательные тексты. Онтология стиха. Определения стиха, Различные системы стиха. Основные понятия стиховедения. Риторика в исторической перспективе. Современные концепции риторики. Риторика и постмодернистская парадигма. Специфика риторической речи.

^ ТЕМА 6. Интертекстуальная поэтика.

Проблема интертекстуальности в современной художественной культуре. Основаные концепции интертекстуальности в русской и западной науке. Использование интертекстуальных стратегий в тексте. Типы и способы создания интертекстуальности. Типология интертекстуальности, предложенная Ж.Жаннетом: интертекстуальность, паратекстуальность, гипертекстуальность, метатекстуальность, архитекстуальность.

^ ТЕМА 7. Миф, фольклор, литература.

Значение слова миф. Современные концепции мифа. Ранние формы мифа и литература. Фольклор и фольклористика. Основные типы фольклорных произведений. Европейский героический эпос. Рыцарский роман. Русский былинный эпос. Сказки. Универсальные персонажи. Региональные фольклорные типы. Современный фольклор. Миф и фольклор в литературе Нового времени.

^ ТЕМА 8. Основные этапы развития теоретико-литературной мысли и периоды развития словесного искусства.

Античная литература, ее основные понятия, периоды, проблемы. Гомер и «гомеровский вопрос». Произведения классической греческой драмы. Римская литература и ее основные авторы. Античное литературное наследие в дальнейшей истории европейской литературы и культуры. Литература европейского Средневековья и Возрождения. Германский героический эпос, среднелатинская поэзия, рыцарский куртуазный роман и лирика, светская дидактическая, аллегорическая и сатирическая литература, драма. Формы религиозной литературы: «видение», «житие», «хроника» и др. Основные вопросы средневековой и ренессансной поэтики: письменная и устная формы творчества; отношения автора и публики; проблемы канона и жанра; поэтическая техника; соотношение латыни и народных языков. Литература барокко и классицизма. Эстетика барокко. Драматургия испанского барокко. Барочные и классицистические тенденции в драматургии английского Ренессанса. Эстетические манифесты Н.Буало и поэтика классицистов. Трагедии П.Корнеля. Мир и человек в трагедиях Ж. России. Специфика театрального искусства Ж.Мольера.

^ ТЕМА 9. Европейское искусство слова в XIX веке.

Литература и эстетика западноевропейского романтизма. Возникновение романтического типа сознания. Генезис романтической поэтики. Романтизм в Германии. Новалис. Вакенродер. Тик. Гофман. Английские представители романтической школы: Кольридж, Шелли, Ките, Байрон, В.Скотт, Э.По. Французские романтики. Мюссе, Нерваль, Готье, Бодлер. Трансформация романтических парадигм в постромантической культуре. Европейский роман XIX века и его представители в Англии, Германии, Франции. Особенности жанра в каждой национальной литературе.

ТЕМА 10. Модернизм и постмодернизм в западной литературе XX века.

Основные эстетические манифесты французского символизма, символизм и декаданс в литературе Франции. П.Верлен, А Рембо, С.Малларме и др. Основные тенденции в литературе модернизма. Литературный и политический авангард во Франции (сюреализм, кубизм, дадаизм). «Новый роман» во Франции и его представители. А.Роб-Грийе. Н.Саррот. М.Бютор. Обоснования писательских принципов «нового романа»: События и повествовательные структуры. Постмодернизм в литературах века. Основные категории, место в литературе. Постмодернизм и концепция «постсовременности». Границы понятия «литературы» в постмодернизме. У.Эко как теоретик и как романист. «Имя розы» - «гипертекст» художественной культуры конца XX века. Расцвет латиноамериканского романа. Специфика литиноамериканского типа художественного сознания. «Магический реализм» как единство факта и мифа. А.Карпентьер. Х.Л.Борхес. Интертекстуальность его прозы. «Текст в тексте» и типы взаимодействий текстов. Категория игры в творчестве Х.Кортасара. Г.Г.Маркес.

ТЕМА 11. Русская литература, ее основные национальные и жанровые традиции.

Древнерусская литература. Поэтика древнерусской литературы. Жанры древнерусской литературы: их сущностное отличие от жанров нового времени. Памятники древнерусской литературы. Русская литература ХУ111 века. Основные тенденции развития. Особенности жанрового мышления. М.В.Ломоносов. Г.Р.Державин. А.Н. Радищев. И.А.Крылов. Русская литература в XIX веке. Пушкин и Гоголь: контрастные основы национальной классики. Единые сюжеты и сюжетные переклички А.С.Пушкина и Н.В.Гоголя. Петербургские мифы. Поиск национальной специфики и выход к религиозной проблематики. Автобиографичность их произведений. Прозаическая техника А.С.Пушкина и Н.В.Гоголя в истории русской литературы. Традиция истолкования пушкинских и гоголевских текстов. Русская литература «Серебряного века». Основные поэтические темы. Характер словесного искусства. Историческая и метафизическая проблематика. Взаимосвязь поэта и его судьбы. Советская литература как целостная система. Проблемы литературных репутаций. Феномен амбивалентности русской советской литературы и борьба в ней. Исторические судьбы русской классики, ее место и функции в монокультурном поле русского общества.

ТЕМА 12. Литература стран Азии и Африки.

Особенности национальных литературных культур. Система жанров и литература ЮАР. Индийская литература. Влияние на евроамериканскую литературную традицию.

ТЕМА 13. История литературы и фольклора в контексте истории культуры.

Взаимовлияние разных видов художественного творчества. «Литературность» изобразительного искусства. «Живописность» словесного искусства. Культурные доминанты и их освоение словесным искусством.
^

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Основная

  1. Введение в литературоведение: Основные понятия и термины. Учебное пособие. 1999

  2. Жирмунский В.М.Теория литературы. Поэтика и стилистика. Учебное пособие. 1983

  3. Жирмунскмй В.М.Сравнительное литературоведение. Учебное пособие. 1979

  4. Зарубежная литература XX века. / Под ред. В.М.Толмачева. Учебное пособие. 2003

  5. Курилова А.С. История русской литературы XI- XIX вв. (в 2-х частях). Учебное пособие. 2005

  6. Николаев П.А.История русского литературоведения. Учебное пособие. 1998

  7. Пути анализа литературного произведения. Учебное пособие. 1981

  8. Хализев В.Е. Теория литературы. Учебное пособие. 2005

  9. Чернец Л.В. Введение в литературоведение. Учебное пособие. 2004

  10. Яковлев Н. Анализ и интерпретация художественных произведений. Учебное пособие. 2005

Дополнительная

  1. Анализ литературного произведения. - Л., 1976

  2. Барт Р.Избранные работы. Семиотика: Поэтика. -М.,1989

  3. Бахтин М.М.Эстетика словесного творчества. -М.,1986

  4. Гадамер Г.Актуальность прекрасного. - М., 1991

  5. Гачев Г. Жизнь художественного сознания: Очерк по истории образа. - М., 1981

  6. Гинзбург Л.Я.Литература в поисках реальности. - М.,1987

  7. Гуревич А.Я.Исторический синтез и «Школа Аналлов». - М., 1994

  8. Ильин И. Иструктурализм. Деконструктивизм, Постмодернизм, - М., 1986

  9. Ключевский В.О.Исторические портреты: деятели исторической мысли,- М.,1991

  10. Краткая литературная энциклопедия. - М.,1962 -1978

  11. Кривцун О.Эстетика. - М.,_ 1998

  12. Левин Ю.И.Избранные работы. - М.,2002

  13. Литературный энциклопедический словарь. - М., 1987

  14. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. - М..1987

  15. Лотман Ю.М. и тартуско-московская семиотическая школа.- М., 1994

  16. -М.. 1980

  17. Набоков В.В.Лекции по русской литературе. - М.,1996

  18. Потебня А.А.Эстетика и поэтика. - М..1978 Современное зарубежное литературоведение (страны Западной Европы и США): Концепции, школы, термины. Энциклопедический справочник. -М., 1996

  19. Структурализм: «за» и «против» - М., 1975

  20. Теории, школы, концепции. Художественная реальность и герменевтика. - М..1985

  21. Теории, школы, концепции. Художественное произведение и личность. - М.,1975

  22. Теории, школы, концепции. Художественный текст и контекст реальности. - М..1975

  23. Тынянов Ю.Н.Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977

  24. Шкловский В.Б.Гамбургский счет. - М., 1987

  25. Эйхенбаум Б.М.О литературе. - М.,1987



^ РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКИ.


Библиотека по философии http://www.philosophy.ru/main/library/alfabet

Библиотека по религиоведению и библеистике http://khazarzar.skeptik.net/books/index.htm

Библиотека по философии http://khazarzar.skeptik.net/books/index_ph.htm

^ ВОПРОСЫ К ВСТУПИТЕЛЬНОМУ ИСПЫТАНИЮ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ»

  1. Ретроспективизм в творчестве Константина Андреевича Сомова («Радуги и фейерверки над Парком Любви»)

  2. Своеобразие творческой индивидуальности Марка Шагала

  3. Творчество Обри Бердслея

  4. Солнечный остров Поля Гогена

  5. Эдуард Мане. История, скандалы и триумфы

  6. Поль Сезанн: художественный язык творчества

  7. Эволюция творческого метода Казимира Малевича. На пути к супрематизму

  8. Изменение критериев художественности в искусстве XX в.

  9. А. Камю «Бунтующий человек»

  10. Юродство на Руси

  11. Особенности сюжетного повествования в повести Н.В. Гоголя «Вий»

  12. Проблемы эволюции лирики XIX в. в работах Лидии Гинзбург

  13. Экранные интерпретации романа «Идиот» Ф.М. Достоевского (И. Пырьев, В. Бортко)

  14. М.А. Булгаков как интерпретатор Н.В. Гоголя

  15. Джон Фаулз о феномене коллекционирования

  16. Понятие «хронотоп» в работах М.М. Бахтина

  17. Тематическое содержание образов-персонажей в романе Ф.М. Достоевского «Идиот»

  18. Любовный конфликт в «денисьевском» цикле Ф.И. Тютчева

  19. Виктор Шкловский в литературе и о литературе

  20. Хосе Ортега-и-Гассет о проблемах литературы

  21. Лермонтовское в творчестве М.А. Врубеля

  22. Проблема личности в романе Ф.М. Достоевского «Идиот». Князь Мышкин и Ипполит

  23. Кулинарный антураж купеческого быта в пьесах А.Н. Островского

  24. Жанр биографии в европейской литературе XX в.

  25. Женский детектив: проблема и персонажи

  26. Японская культура глазами русского писателя (на материале «Фрегат Паллада» И.А. Гончарова)

  27. Массовая литература в советском и современных периодах

  28. Образ женщины-писателя в произведениях М.И. Арбатовой

  29. Академический анализ произведения А.П. Чехова «Человек в футляре»

  1. Проблемы положительного героя в пьесе А.В. Вампилова «Утиная охота»

    1. Человек и деньги в произведении Ф.М. Достоевского «Игрок»

    2. Композиция в романе Франсуазы Саган «Здравствуй, грусть!»

    3. Литературное слово в опере С.С. Прокофьева «Война и мир»

    4. Космические мотивы в творчестве Ф.И. Тютчева

    5. Образ Родины в поэзии С.А. Есенина

    6. Образы любви в лирике А.С. Пушкина

    7. Христианские мотивы в лирике Марины Цветаевой

    8. Любовная лирика А.А. Ахматовой

    9. Жизненные реалии романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

    10. Феномен «психологического жеста» в творчестве М.А. Врубеля и М.А. Чехова

    11. Проблема культурного кода и декодирования в творчестве В. Хлебникова

    12. Поведенческая практика дворянина в русской литературе начала 21 века (на материале романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)

    13. Творчество В. Маяковского в контексте развития искусства начала 20 века

    14. Представление о культуре и путях ее развития в концепции ноосферы В.И. Вернадского

    15. Понимание культуры и культурного человека в творческом наследие Д.С. Лихачева

    16. Идеи и образы романа М.А. Булгакова « Мастер и Маргарита» на экране

    17. Пространственно- временная организация романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени

    18. Женские образы романа И.А. Гончарова «Обрыв»

    19. Проблема автора в литературоведении 20 века

    20. Теоретические проблемы книжной иллюстрации

    21. Личностное начало в древней русской литературе в истолковании отечественных исследований

    22. Жанровые особенности романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

    23. Вопросы литературы и театра в воспоминаниях о А.П. Чехове

    24. Повседневность в драматургии А.П. Чехова


^ Программа профильной дисциплины при поступлении на 3 курс.


Философия.

Содержание вступительного испытания составляется с учетом научных и философских знаний, умений, полученных студентами за время обучения на 2 курсе. Во время вступительного испытания проверяются также умения студентов грамотно, логично и доказательно излагать сущность вопроса, пользуясь научной терминологией.

Программа по философии охватывает теоретический по следующим разделам: генезис философии, онтологии и гносеология, социальная философия.

Вступительное испытание по дисциплине «История религии» включает выполнение студентами 60 тестовых заданий и собеседование по теоретическим вопросам указанных разделов.

При подготовке к вступительному испытанию студенты должны быть ознакомлены с его программой и требованиями к ответу.

^ Содержание программы Тема 1. Введение в философию (цель, назначение, предмет философии)

Этимология слова философия. Происхождение философии и мифологическая культура. Представления о мудрости в античную эпоху и парадигмы философского познания. Определение философии. Система философского знания. Основные характеристики философского знания: эк­зистенциальная значимость, адогматичность, предельная обобщенность. Сравнение философии и науки: общее и особенное. Нужна ли "научная философия"? Проблема ценностного статуса фило­софского и научного знания (Н.Бердяев, Э. Гуссерль, О. Конт, аналитическая философия). Фило­софия и искусство: сходство и различие подходов к постижению мира. Мир как предмет истолко­вания - герменевтический подход в философии. Философия и религия. Возможное место филосо­фии в религиозном сознании. Точки соприкосновения мистического опыта и рационально-философского постижения мира.

Аффективная основа философствования по К. Ясперсу: фундаментальные философские на­строения (удивление, сомнение, ощущение собственного бессилия и "пограничные ситуации"). Характеристики философского вопроса: предельная обобщенность, сочетание вопрошания о структуре явлений с вопрошанием об их смысле, невозможность ответов вне построения целост­ной мировоззренческой системы, неизбежное "попадание по вопрос самого вопрошающего" (М. Хайдеггер). Цели философского вопрошания в различных традициях мысли: создание универ­сальной картины Вселенной, установление границ познания или соприкосновение с трансцен­дентной реальностью. Метафизическое мышление и его оправданность. Неизбежны ли антиноми­ческие ситуации? Кантовская космологическая антитетика. Противоречивость интеллекта по А. Бергсону. Диалектические и феноменологические системы философствования. Этапы становления философии.

^ Тема 2. Введение в историю философии.

Предмет истории философии. История философии как история философских систем (школ, учений, имен) и как история философских проблем. Недостатки того и другого подхода. Особен­ности истории философии в сравнении с историей науки. Характер развития философских знаний как процесс постоянно возобновляющихся попыток изменения целого посредством тотальной кри­тики предшествующих знаний, опровержения и ниспровержения существующих философских учений. Причины многообразия философских учений, их взаимопротиворечивости и взаимоопро-вергаемости. Исторические различия философии как выражение конкретности философской идеи. Философия как традиция. Платон и Аристотель как родоначальники и главные представители философской традиции. Платонизм и аристотелизм как основные линии в развитии европейской философии: исторические примеры их расхождения и слияния. Фундаментальные культурно-исторические типы философствования и философии. Особенности древнеиндийского и древнекитайского типов философии: неотчлененность от мифологическо-религиозного комплекса представлений и обыденного морального сознания. Основные периоды развития европейской фи­лософской традиции: античная философия и ее основные ступени; средневековая философия (схо­ластика) и ее этапы; новая философия и вехи ее становления. Соотношение периодизации фило­софии и типологии философских учений.

^ Тема 3. Философская антропология.

Становление антропологического знания в истории философии. Человеческая природа как объект изучения: сложность задач философской антропологии. В чем слабость попыток опреде­лить человека через ведущее свойство и функцию? Сомнение в определимости человеческой при­роды (экзистенциальная философия). Ценность и действительность у Ж.П. Сартра. Техника и культура как средства исторического самосозидания человека (X. Ортега-и-Гассет).

Косвенные пути постижения специфики человека через соотнесения с другими онтическими сферами. Человек и животное: проблема поиска качественной границы. "Происхождение видов и половой отбор" Ч. Дарвина - количественно-эволюционная модель соотнесения. Критика В. Со­ловьевым дарвиновской концепции. Способность критически оценивать свою телесность - отли­чительная черта человека. Специфика "положения человека в космосе" по М. Шелеру (опредмечи­вающее познание, самосознание). Философское понимание духа (акт идеации и его основания). Человек как свободное и ответственное существо.

Соотнесение человека с высшей реальностью. Проблема превосхождения человеческой при­роды в религиозной и атеистической трактовках (христианская концепция "феозиса" (обожения), буддийские представления о нирване, учение о сверхчеловеке Ф. Ницше). Устойчивая структура учений о самопреодолении человека: выявление человеческой природы, ее негативная оценка, ука­зание на пути превосхождения природного в человеке. Суть человека в его переходности.

^ Тема 4. Логика и ее философские проблемы.

Традиционное определение логики как науки об общезначимых формах мысли. Основная философская проблема логики: реконструирование структуры знания и соответствующей картины мира через анализ языковых форм мысли. Понятие и основные принципы классической логики. Общая характеристика основных форм мышления: понятие, суждение, умозаключение Основные принципы античной логики: принцип непротиворечивости и принцип исключенного третьего. Ло­гические идеи Лейбница: принцип достаточного основания и принцип тождества.

Проблемы познавательных возможностей дедуктивного вывода. Является ли дедуктивное умозаключение способом приращения наших знаний? Тезис Платона о знании как воспоминании. Аристотелевское учение о проницательности. Возможно ли познание мира без абсолютно очевид­ных первых посылок? Интуитивный (Платон, Декарт, Спиноза) и индуктивный (Аристотель) пути поиска первых посылок.

Проблема ограниченных возможностей классической формальной логики для создания це­лостной философской картины мира. Континуальная реальность и дискретные формы ее описа­ния. Связь дискретных описаний реальности с логическим законом непротиворечия. Невозмож­ность осмысления бесконечности в категориях классической логики. Канторовы множества и сис­тема аргументации в пользу диалектического мышления у Н. Кузанского. Развитие диалектиче­ской логики в истории философии.

Проблема взаимосвязи между логической структурой суждения (высказывания) и картиной мира. Субъектно-предикатная структура суждения - S есть Р - и вытекающие из нее гносеологиче­ские установки и онтологическая картина мира. Вклад Г. Фреге в разработку новой логической структуры суждения. Б. Рассел о философской ограниченности и стереотипности субъектно-предикатной логической формы мысли. Парадоксы классической логики и обыденного языка. "Логика свойств" и "логика отношений". Понятие пропозициональной функции. Проект реформы теоретических языков в аналитической философии.

^ Тема 5. Гносеология.

Становление философской теории-познания в истории философии. Гносеология и филосо­фия науки: поиск разграничений. Знание и информация. Многосторонность понятия истина и многообразие критериев достоверности знания. Кантовская классификация суждений, исполь­зующихся в процессе познания мира (Кант о мнении, знании, вере). Знание и вера: гносеологиче­ский подход к проблеме. Классификация типов знания по М. Шелеру (знание ради господства, образовательное знание, знание ради спасения). Характеристика познавательных способностей человека: чувственное познание, рассудочное познание, чистый метафизический разум (умозре­ние), интуиция (в том числе, интеллектуальная), сверхрациональные формы познания (в том числе откровение и мистико-экстатические способы постижения мира). Структура процесса познания: гносеологический субъект, объект познания, интенциональный акт. Общее понятие об идеальном (идеализированном) объекте. Скептические аргументы в пользу неадекватности познания (общая характеристика агностической традиции).

Традиция "познаваемости" (гносеологический оптимизм) и "непознаваемости" (агностицизм и скептицизм) мира в истории философии. Основные метафизические аргументы в пользу позна­ваемости и непознаваемости мира. Антиномичность проблемы источника и метода познания. Ти­пология эмпирических учений о познании: сенсуализм, индуктивизм, позитивизм (как попытка создания универсальной классификации наук). Типология рационалистических учений: теории врожденного знания, теории врожденных идей. Эмпиризм против рационализма: историческая картина философского спора. Платон. Декарт. Лейбниц. Локк. Юм. Беркли. Кант и посткантиан­ская гносеология.

^ Тема 6. Философия науки.

Эпистемологические основы науки. Характеристика научной рациональности и ее ведущие категории. Индуктивный метод в науке и его развитие: линия Ф. Бекона. Дедуктивный метод в науке и его развитие: линия Р. Декарта. Попперовская концепция общенаучной методологии и теория фальсификации. Бунт против строгости научной рациональности: Фейерабенд. "Знание -сила" (Ф. Бекон), или наука как миропреобразующая деятельность. Научная картина мира и ее ди­намика. Механистическая картина мира. Концепция относительности пространства и времени, квантовая физика, новая термодинамика, теория самоорганизации: элементы новой картины мира в естествознании. Философские концепции становления научного знания (кумулятивизм, эволю­ционизм, теории научных революций). "Структура научных революций" по Т. Куну (гипотеза не­соизмеримости научных картин мира). Проблема целостности современного научного знания. Этические проблемы науки.

^ Тема 7. Социальная философия и философия истории: статический и динамический аспект общественных систем.

Две основные проблемы социальной философии: вопрос о демаркации социума и природной реальности и вопрос о существовании и путях определения макросоциальных законов. "Социальная система" как основное понятие социальной статики. Положения системного подхода и возможности его перенесения на изучение человеческого общества. Формирование системного подхо­да к социальной реальности в истории социальной философии: от эпохи "робинзонад" через "органическую теорию" к структурно-функциональному анализу общества. Понятие "развития" - основное понятие социальной динамики. Формирование концепции социального развития в истории социальной философии: от просвещенческого представления об отсутствии умопостигаемого принципа истории через первые теории прогресса к гегелевской теории развития объективного духа. Свойства сложных (открытых) систем: самоорганизация и непредсказуемость. Общественная реальность в свете синергетической теории. Периоды равновесия и точки раздвоения в развитии обществ. Проблема социального предвидения. К. Поппер о невозможности социальной прогности­ки, основанной на макросоциальных законах. Объяснение исторических событий: причины или условия. Историк как "пророк обращенный к прошлому".

Проблема внешних взаимодействий общества. Общество и природа. Теории географической причинности (от Монтескье до XX века). Кризисы во взаимоотношениях природы и общества как фактор общественного развития (неолитическая революция, современный экологический кризис). Усложненные варианты описания взаимодействия природы и общества: природа и возникновение новых социально-исторических общностей. Вызов и ответ (А. Тойнби). Сочетание ландшафтов. Общество и космос (Л.Н. Гумилев).

Подсистемы социума и их характерные признаки. Политическая подсистема. Социальная подсистема. Экономическая подсистема. Культурная (духовная) подсистема. Проблема доминиро­вания подсистем общества. Критика прямого влияния подсистем на развитие общества. Сложные опосредствования человеческой деятельности историческими формами сознания. Ментальность как ведущее понятие наук об обществе. Примеры сложных опосредствовании.

Два типа восприятия времени (ныютонианское и бергсонианское) и современное историче­ское сознание. Возникновение исторического сознания в рамках статичной и "холодной" мифоло­гической культуры (М. Элиаде). Формы исторического сознания и их характеристики: 1) эпос, 2) мифология и теология история, 3) летопись, 4) историческая наука, 5) философия истории. Науки, изучающие общество, и их цели. Смысл индивидуализирующего (исторического) исследования общества. Событие и закономерность (различие исторического и социологического подходов к обществу). Историческая память как самостоятельная ценность (Л. Февр, М.М. Бахтин, Л.П. Кар­савин). Историософия и философия исторического процесса.

Линейные концепции исторического развития. Представление о целях общественного дви­жения. История общества в свете христианской эсхатологии. Развитие теории прогресса. Прогресс и регресс. Проблема критериев прогресса: многообразие подходов. Научно-технический прогресс: достижения и издержки. Социально-политический прогресс. Историческое развитие и справедли­вость. Прогресс в области становления моральных представлений: талион, золотое правило и не­насилие. Возможен ли прогресс в области культуры и искусства?

Циклические представления об общественном развитии. Теория исторического круговорота. "Россия и Европа" Н.Я. Данилевского. Культурно-исторический тип и законы его развития. Об­щечеловеческое и всечеловеческое в культурах. К. Леонтьев. Новая трактовка понятия "развитие". Проблема ложных критериев прогресса. "Закат Европы" О. Шпенглера. "Бессмысленность" исто­рического процесса Критика европоцентризма. Культурно-исторические типы как замкнутые ми­ры. Цивилизация и культура. А. Тойнби. Почему не может быть национальной и общечеловече­ской истории. Проблема происхождения цивилизаций. Классификация цивилизаций. Этапы раз­вития цивилизаций и их возраст. Теория больших исторических циклов (П. Сорокин). Спирале­видное (поздний А. Тойнби) представление о развитии человеческого общества.

^ Тема 8. Философия права.

Философские предпосылки и основания идеи права. Гегель о теоретическом духе (мышление) и практическом духе (воля). Воля как основание идеи права. Понятие свободы воли и всеобщности воли. И.А.Ильин о сущности права как духовно-практическом основании общест­венной жизни в целом. Гегелевское определение права как наличного бытия свободной воли. В.С.Соловьев о сущности права как равновесии двух интересов: личной свободы и общего блага. Закон как форма всеобщности права и условия осуществления индивидуальной свободы воли. Право и правосознание. И.А.Ильин о сущности правосознания.

Понятие естественного права. Исторические способы обоснования естественного права. Естественное право как общественный идеал. Философские основания права собственности. Ге­гель о формах отношения воли к вещам: завладении, пользовании и отчуждении.

Антиномия права собственности: частная и общественная собственность как благо и как зло. Философское обоснование частной собственности как блага в учениях Аристотеля, Т.Гоббса,

И.Канта, И.В.Гегеля и др. Философское обоснование общественной собственности как блага в учениях Платона, Ж.Ж.Руссо, П.Ж.Прудона, К.Маркса и др.

Соотношение и взаимосвязь понятий "права" и "государства". Государство как реальное господ­ство всеобщей воли. Антиномичность проблем происхождения и сущности государства: государ­ство как добровольный союз людей, основанный на взаимном соглашении (теория общественного договора: Д.Локк, Б.Спиноза, Ж.Ж.Руссо и др.). Государство как орган насилия и угнетения одной части общества над другой. Экономическое обоснование происхождения и сущности государства в марксизме. Анархические теории государства и права (У.Годвин, В.Тукер, П.Ж.Прудон, М.Бакунин, П.А.Кропоткин, Л.Н.Толстой). Сущность преступления как формы нарушения права. Философский смысл возмездия.

^ Тема 9. Философия культуры.

Понятие культуры и его этимологическая метафоричность. Соотношение терминов грече­ского paideia и латинского cultura. Определение сущности культуры через ее противопоставление природе и соотношение с природой. Предметы природы и предметы культуры. Особенность куль-турообразующей деятельности человека: символический и ценностно-значимый характер предме­тов культуры. Культура как предметно-символическое отображение высшей духовной реальности. Истоки культуры. П.А.Флоренский о соотношении культа, религии и культуры. Сакральная сим­волика и духовная целостность древнейших культур человечества. Проблема десакрализации культуры: отрыв культуры от ее религиозных и духовных корней.

Проблема "трагедии культуры". Г.Зиммель о конфликте современной культуры. Н.А.Бердяев о противоречии между волей к жизни и волей к культуре. Причины кризиса совре­менной культуры. Р.Генон о современной культуре как завершающей фазе нисходящего цикла времени. А.Швейцер об утрате изначальной связи мировоззрения с этическими идеалами и ориен­тации культуры на материальные блага.

^ Тема 10. Онтология (учение о бытии).

Программное содержание темы: Понятие бытия. Проблема определения бытия в истории философии: "апейрон" Анаксимандра, единое бытие Парменида, единое у Платона и неоплатони­ков, теологическое осмысление проблемы бытия в средневековой схоластике. Логический вариант онтологии. Тезис о тождестве бытия мыслимости вещи. Учение Аристотеля о форме как "сути бы­тия вещи" (чтойность). Поиск Гегелем рациональной формы, отвечающей тотальности мира. Чис­тая мысль как предикат абсолютного. Учение Гегеля о тождестве бытия и ничто и его связь с проблемой становления бытия. Понятие "наличного бытия" в философии Гегеля. Экзистенциаль­ный вариант онтологии. Попытка определения бытия через время и присутствие в философии М. Хайдеггера. Соотношение бытия и ничто в философии Ж.П. Сартра.

Количественные и качественные характеристики бытия: понятия "единое" и "многое", "ду­ховное" и "материальное". Диалектика единого и многого как центральная проблема онтологии. Историко-философские истоки проблемы: диалог Платона "Парменид" - основные гипотезы соот­ношения единого и многого. Аргументация против множественности и движения. Ее философский смысл по мнению А. Бергсона.

Духовное и материальное начала бытия (как его качественные характеристики) с точки зрения диалектики единого и многого. Духовное как "единое во многом". Материальное как "мно­гое в едином". Аристотель и стоики о неразрывном единстве духовного и материального. Учение Аристотеля о четырех причинах (началах) бытия. Понятие духа. Структура духа в "Философии духа" Гегеля. Понятие материи. Развитие философских представлений о материи.

^ Тема 11. Философия религии.

Предмет философии религии. Религиозное сознание как верующее и молитвенное. Возмож­ная роль философского познания в его структуре. Вопрос о соотношении знания и веры в истории средневековой философии. Теология и философия религии. Гегель об отношении философии ре­лигии к философии и религии. B.C. Соловьев о значении философии религии для людей верую­щих и не верующих.

Сущность Бога как религиозно-философская проблема. Основания катафатического рассуж­дения о Боге. Мифологический и религиозно-философский образ Бога. Атрибуты божественного существа как абсолютного в религиозно-философской традиции. Спор Соловьева и Введенского о составных элементах понятия "Бог". Три типа религиозно-философского понимания Бога: 1) Бог как природное, но безличное начало (пантеизм); 2) Бог как сверхприродное и безличное начало

(деизм); 3) Бог как сверхприродное, но абсолютно личностное начало (теизм). Примеры пантеиз­ма, деизма и теизма в истории религии. Основания апофатического рассуждения о Боге. Спор о возможности характеризовать Творца через признаки сотворенного им мира. "О Божественном мраке" (Дионисий Ареопагит).

Проблема доказательства бытия Бога в истории и философии религии. Классические спосо­бы рационального доказательства бытия Бога: онтологическое, космологическое, телеологическое, психологическое, антропологическое. Кантовская критика рациональной теологии. Смысл мо­рального доказательства бытия Бога, предложенного Кантом.

Понятие религии. Л.Н.Толстой об основных способах определения сущности религии в за­висимости от наличия или отсутствия веры. Структурные и функциональные определения в со­временном религиоведении и их существенные недостатки. Философские предпосылки и основа­ния целостного понимания сущности религии. Основные элементы религии: 1) духовное отноше­ние к бесконечному началу, вера в его существование и смысл; 2) практическое отношение: нрав­ственное поведение (благочестие) и культ, выражающие почитание высшего Начала. Функции ре­лигии: экзистенциально-психологическая, гносеологическая, социально-интегративная, социаль­но-нормативная. Философские принципы классификации религий. Нормативные типологии рели­гий. Исторические типологии религий. Типология по структуре пантеона. Типология по преобла­дающей функции. Типология религий мира на основе различения соотношения Божественной и человеческой природ. Философские основания отрицания бытия Бога. Сущность религиозного скептицизма и атеизма. Проблема существования зла в мире как один из аргументов богоотрица-ния. Пути теодицеи: способы богооправдания в истории и философии религии. И.Кант о причинах неудачи философских попыток теодицеи.

^ Тема 12.Философия ценностей.

Понятие ценности. Антиномичность природы ценности: субъективность и объективность, от­носительность и абсолютность, идеальность и реальность.

Субъективно-психологические и объективно-теологические теории ценности. Идея единства блага и бытия в истории философии (Платон, Плотин, Августин, Фома Аквинский и др.).

Ценность и бытие (Н.О. Лосский). Метафизические основания ценностного аспекта сущего: сравнение вещей по степени их совершенства. Онтологические критерии совершенства: небытие и абсолютная полнота бытия. Н.О. Лосский о характере ценности сущего в сравнении с небытием и аб­солютной полнотой бытия (ничто и Богом).

Проблема иерархичности ценностей в трудах Г. Мюнстербергера, В. Штерна, М. Шел ера, Н. Гартмана и др. М. Шелер об основных свойствах ценностей в иерархической прогрессии: кратковре­менность и долговременность, делимость и неделимость, степень обоснованности, глубина удовле­творения, вещественность и невещественность.

Основные иерархические ряды ценностей: 1) ценности чувственного восприятия (приятного и неприятного); 2) ценности чувства жизни (здоровья и болезни, благополучия и неблагополучия); 3) духовные ценности (прекрасного и безобразного, справедливого и несправедливого, ценности позна­ния истины); 4) нравственные ценности (добро и зло); 5) ценности божественности и святости. Лич­ностные типы высших ценностей: святой, герой, гений, мудрец, водительствующий дух.

М. Шелер, Н. Гартман о законе обратного соотношения между силой и высотой ценностей. Б.П. Вышеславцев об «сублимации свободы» как реализации высших ценностей духа. Идея «пере­оценки всех ценностей» в философии Ф. Ницше. «Смерть Бога» как причина утраты традиционной ценностной мотивации. Воля к жизни как принцип нового полагания ценностей. «Сверхчеловек» как субъект новых ценностей. Установки ценностного сознания сверхчеловека: «по ту сторону добра и зла», любовь к «дальнему».

Метафизические предпосылки кризиса ценностей. М. Хайдеггер о европейском нигилизме как главном симптоме кризиса ценностей современного человека.
^

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Основная

Лось В.А. История и философия науки.2005

Войтов А.Г. История и философия науки. 2005

Рычков А.К., Яшин Б.Л. Философия 2005

Дополнительная

  1. Назаров В.Н. Философия в вопросах и ответах: Учебное пособие для вузов.- Тула. 1996.

  2. Основы философии в вопросах и ответах: Учебное пособие для высших учебных заведений/ под ред. Пономаревой С.Е.

  3. Введение в философию. В 2-х ч:Учебное пособие.- М., 1989.

  4. Основы философии в 2-х ч: Учебное пособие.- Изд-во Томского университета,Пермск.отд-ние,1991.

  5. Антология мировой философии в 4-х тт. Книга для чтения.- М., 1970.

  6. Мелешко Е.Д. Философия ненанслия Л.Н.Толстого.- Тула, 1993.

  7. Основы философии/ П.С.Гуревич М. 2002

  8. В.Н. Назаров. Систематическая философия.в вопросах и ответах. Опыт философской пропедевтики. Тула. ТГПУ 2002

^ РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКИ.

Библиотека по философии http://www.philosophy.ru/main/library/alfabet

Библиотека по религиоведению и библеистике http://khazarzar.skeptik.net/books/index.htm

Библиотека по философии http://khazarzar.skeptik.net/books/index_ph.htm

^ ВОПРОСЫ К ВСТУПИТЕЛЬНОМУ ИСПЫТАНИЮ

  1. Понятие философии. Мудрость и философия.

  1. Фундаментальные проблемы античной философии: вопросы о первовеществе и форме мира. Проблема соединения двух начал (материи и формы) в философии Платона и Аристотеля.

  2. Философия жизни как раздел философского знания.

  3. Понятие знания. И. Кант о знании, мнении, вере (по работе «Критика чистого разума»).

  4. Цель и назначение философии. Аристотель об истоках, цели и ценности философского знания (по работе «Метафизика»).

  5. Философская антропология как раздел философского знания.

  6. Метафизическая антиномия жизни.

  7. Проблема общих понятий (универсалий) как центральная философская проблема схоластики. Основные способы её решения.

  8. Основные направления развития философии Нового Времени.

  9. Понятие «предельное (метафизическое) вопрошание» и «предельное противоречие» (антиномия). М. Хайдеггер об основных свойствах «предельного вопрошания» (по работе «Что такое метафизика?»).

  10. Принципы типологизации философских учений.

  11. Структура познания: субъект – объект – интенция. Н.О. Лосский об основных свойствах субъекта и объекта (по работе «Интуитивизм»).

  12. Соотношение знания и познания. Смысл познания. Основные ступени познания.

  13. Исторические этапы развития логики и круг её проблем.

  14. Гегель о специфике философского мышления (по работе «Наука логики»).

  15. Реализм и номинализм. Его формы и основные представители.

  16. Философия и метафизика. Основные типы понимания метафизики в истории философии.

  17. Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность». Понятие личности как прообраз целостного человека.

  18. Основные культурно-исторические типы философии и вытекающие из них философские направления.

  19. Понятие философии. Философия как особый вид знания. Сходство и различие между философией, искусством и наукой.

  20. Философия нового времени, её основные направления

  21. Отношение философии к действительности. И.А. Ильин о связи философии с жизнью (по работе «Религиозный смысл философии»).

  22. Эмпирическое (Гоббс, Ф. Бэкон, Дж. Локк) и рациональное (Р. Декарт) познание.

  23. Антиномичность решения вопроса о познаваемости мира.

  24. М. Хайдеггер «Что такое метафизика?».

  25. Понятие истины.

  26. Философское понимание сущности жизни. Соотношение понятий «материя – жизнь – дух».

  27. М. Шелер «Положение человека в космосе».

  28. Философия жизни как раздел философского знания.


^ Программа профильной дисциплины для поступления на 4 курс.


Культурология.

Содержание вступительного испытания составляется с учетом научных знаний, умений, полученных студентами за время обучения на 1-3 курсах. Во время вступительного испытания проверяются также умения студентов грамотно, логично и доказательно излагать сущность вопроса, пользуясь научной терминологией.

Программа по культурологии охватывает теоретический и практический материал по следующим разделам: общая культурология, история культуры.

Вступительное испытание по дисциплине «Культурология» включает выполнение студентами 60 тестовых заданий и собеседование по теоретическим вопросам указанных разделов.

При подготовке к вступительному испытанию студенты должны быть ознакомлены с его программой и требованиями к ответу.

Содержание программы для вступительного испытания по дисциплине

«Культурология»

Тема 1 Структура и состав современного культурологического знания.

Научные основы культурологии. Дискуссии о предмете культурологии. Изоляционистский и интеграционистский подходы к определению культурологии.

Подразделы культурологии: теория культуры (философия культуры), история культуры (мировая художественная культура), прикладная и эмпирическая культурология (антропология и социология культуры).

Определение культуры. Структура культуры.

Тема 2 Культурология и другие науки. Культурология и история культуры.

Культурология и другие гуманитарные науки: история, философия, литературоведение, искусствознание.

Культурология и социальные науки.

Двойной статус культурологии как науки

История культуры как подраздел культурологии. Предмет истории культуры.

Теоретическая и прикладная культурология. Предмет изучения прикладной и теоретической культурологии

Тема3 Методы культурологических исследований.

Специфика методологии социогуманитарного знания.

Проблемы методологии. Отбор методов в зависимости от целей и задач исследования.

Уровни культурологического исследования.

Специфика социальной и гуманитарной культурологии.

Ф. Боас и Дж. Стюард о методах культурологии.

Тема4 Основные понятия культурологии.

Определение основных понятий культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация.

Тема 5 Становление культурологической мысли в Европе.

Эпоха Возрождения: социально-исторические предпосылки становления культурологической мысли. Принципы гуманизма, антропоцентризма и историзма.

«Классическая модель» культуры в европейской философии. Просветительская концепция культуры. Социоцентризм французского просвещения и его концептуализация в понятии «цивилизация», антропоцентризм немецкого просвещения и понятие культуры. Культура как проблема европейской философии 19в. Природа и культура в философии И. Канта. Философия культуры немецкого романтизма. «Эстетическая утопия» .Шиллера. Гегелевская концепция культуры как образования. Критика классического образа культуры (Ницше, Шопегауер, К.Маркс). Неокантианство о культуре. Теория культурно-исторических типов и локальных культур в европейской культурологии первой пол. 20века (Шпенглер О., Тойнби А.Дж.). Психоанализ и культура. Социологическая школа в культурологии (Вебер М.).

Тема 6. Становление культурологической мысли в России.

Становление знаний о культуре в философии русского просвещения. Истоки и развитие отечественной культурологии. Масонский идеал культурного развития и его адаптация на русской почве. Проблема самобытности и оригинальности русской духовной культуры в трактовке западников и славянофилов. теория культурно-исторических типов Н.Я Данилевского. Культурологическое учение Вл. Соловьева. Н.Бердяев о генезисе и основных этапах развития «русской идеи». Культурно-религиозный ренессанс и взгляды его представителей на проблемы культуры (П.Флоренский, И. Ильин, С.Булгаков, В.Розанов). Культурологическое учение евразийцев. Развитие культурологических идей М.Бахтина.

Тема 7. Проблемы типологизации культур.

Критерии типологии культур. Отрасли культуры: экономическая, политическая, профессиональная, педагогическая.

Виды культуры: доминирующая, этническая, национальная, субкультура и контркультура, сельская городская, обыденная и специализированная.

Формы культуры: элитарная, народная, массовая.

Комплексные виды культуры: художественная, физическая. Соотношение художественной культуры и искусства.

Типы культуры. «Дописьменная» и «письменная» культура. Классификация культур по хозяйственному укладу. Типы культур в исторической преемственности. Хозяйственно-культурный тип, культура индустриального общества, культура постиндустриального общества (информационного общества).

Тема 8 Культура и этнос. Восточные и западные типы культур.

Структура этнической культуры. Этническая культура как единство преемственности и обновления. Экзогенное и эндогенное обновление культуры. Язык как отличительный признак этноса. Понятие диаспоры. Понятие национальной культуры и ее структура. Культура «Осевого времени» . Культура Древней Индии и Древнего Китая.

Культура Ближнего Востока.

История европейской культуры.

Античность как тип культуры. Культура классического Средневековья и эпохи Возрождения. Художественные стили эпохи Просвещения. Культура Европы 19в. Новые направления в искусстве. Европейская культура 20в.

Тема 9 Понятие локальных культур. Культурная универсализация в современном мировом процессе.

Локальные культуры и культурная макросреда.

Генезис универсалий культуры .

Пути поиска универсальных черт культуры различными философскими школами.

Универсалии культуры как априорное наследие культурной памяти.

Модели универсальной культуры Мердека и Харриса.

Универсалии цивилизации и их отличие от культурных универсалий.

Культура национальных меньшинств и процессы глобализации.

Проблема культурной самобытности малых народов.

Тема 10. Роль и место России в мировой культуре.

Геополитические характеристики русской культуры. Россия между Европой и Азией - в поисках культурной идентичности. Борьба "норманистов" и "антинорманистов" как отражение становления русского самосознания. Западники, славянофилы, евразийцы о путях развития России.

Проблемы специфики социодинамики русской культуры.

"Раскол" как" архетипическая модель" развития России, катастрофизм, жертвенность и мессианизм её самоосмысления (Н.А.Бердяев, И.А.Ильин, Н.О.Лосский, Г.П.Федотов, С.Л.Франк, Н.Я.Данилевский, Ю.М.Лотман, Б.А.Успенский и др.). "Петровский переворот": культурологический анализ.

Православие и русская православная церковь в истории отечественной культуры.

Социокультурная и догматическая специфика восточной ветви христианства. Крещение Руси - момент культурно-исторического выбора. Особенности освоения православия различными слоями русского общества. Государство и церковь в истории России. Святые и святость Древней Руси. Раскол как социокультурный конфликт. "Императорский период" в истории Русской церкви. Феномен русской религиозной философии. Русское православие в XX в.: православие и Советская власть, зарубежная православная церковь, православие в современной России.

Самодержавие как феномен русской культуры.

Идея "империи" в русской культуре ("Третий Рим" и "Новый Иерусалим": Киев -Владимир - Тверь - Москва, "Град Петра", от III Рима к III Интернационалу). Сакрализация образа монарха в России. Царь и Бог. Харизма власти. Персонализация власти как специфическая черта русской политической культуры.

Интеллигенция и культура России.

Проблема социальной природы интеллигенции. "Интеллектуал" и "интеллигент". Интеллигенция и власть. Интеллигенция и "народ". Дискуссии о судьбе интеллигенции в современной России.

Тема 11 Культура и природа.

Человек как существо природное и общественное. Поклонение природе в древности.

Зооморфизм в религии древних людей. Символическое изображение природных сил древним человеком. Влияние природной среды на формирование человеческой культуры.

Культура как средство покорения природы человеком. Отношение к природе на Востоке.

Тема 12 Культура и общество.

Роль общества в формировании культуры. Субъект, агенты и институты культуры. Идеология и культура. Цивилизация как степень и своеобразие культурного развития общества. История и логика развития соотношения между цивилизацией и культурой. Культура как социогенетический код цивилизации.

Тема13 Культура и глобальные проблемы современности.

Культура и экологические проблемы современности. Культура и демографический кризис.

Идея коэволюции.

Постнаучный тип цивилизации. Наука и ее опасности.

Тема14 Культура и личность. Инкультурация и социализация.

Культура как форма самоопределения человека. Две форма детерминации: внешняя детерминация, самодетерминация. В.С.Библер о самодетерминации человека.

Личность и ее влияние на развитие культуры. Регулятивные идеи культуры.

Место и роль индивида в игровой модели культуры. (Й.Хейзинга). Культура как метаигра (Ст.Лем). Понятие инкультурации и социализации. Роль культуры в процессе социализации.
^

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Основная

  1. Иконникова С.Н. История культурологических теорий.-СПБ.:Питер,2005

  2. Кравченко А.И. Культурология.-М.2004

  3. Шендрик А.и. Теория культуры-М.:ЮНИТИ-ДАНА, Единство,2002

Литература (дополнительная)

    1. Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта. T.I-III. - М., 1991.

    2. Бердяев FLA.. Истоки и смысл русского коммунизма. - М., 1990.

    3. Бычков В.В. Русская средневековая эстетика XI-XVII века. - М.,1992.

    4. Из истории русской культуры. - Тт. III-V. - М., 1996.

    5. Игумен Иоанн Экономцев. Православие. Византия. Россия. - М., 1992.

    6. Лихачёв Д.С. Русское искусство от древности до авангарда. - М., 1992.

    7. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. - М., 1991.

    8. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства XVIII- начала XIX в. СПб., 1994.

    9. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. - Т. 1-3. - М., 1993-1995.

    10. Модернизация в России и конфликт ценностей. - М., 1994.

    11. Русское православие: вехи истории. - М., 1989.

    12. Федотов Г. Судьба и грехи России. - Т. 1-2. - СПб., 1991-1992.

    13. Ионин Л.Г. Свобода в СССР. - СПб., 1997.

    14. Милов Л.В. Природно-климатический фактор и особенности российского исторического процессаУ/Вопросы истории. 1992. № 4-5.

    15. Петрухин В.Я., Раевский Д.С. Очерки истории народов России в древности и раннем средневековье. - М., 1998.

    16. Флоровский Г.В. Пути русского богословия. - Киев. 1991 (и др. издания).

    17. Художественно-эстетическая культура Древней Руси XI-XVII века/Под ред. В.В.Бычкова. - М., 1996.

^ ВОПРОСЫ К ВСТУПИТЕЛЬНОМУ ИСПЫТАНИЮ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КУЛЬТУРОЛОГИЯ»

  1. Историко-философские и социокультурные традиции формирования культурологии как науки,

  2. Место культурологии в методологической иерархии социальных наук.

  1. Основные методологические подходы культурологического анализа: социологический, компаративистский, историко-функциональный, типологический, системно-структурный, историко-теоретический, герменевтический.

  2. Методы исследования в культурологии. Возможности и границы использования в культурологическом знании методов различных наук.

  3. Основные подходы к определению культуры.

  4. Основные сферы культурной деятельности общества.

7. Сущность проблемы культурогенеза. Теории, объясняющие переход от животного сообщества к человеческому обществу.

8. Главные черты своеобразия традиционных обществ древности и современности.

  1. Специфику античной культурной "картины мира". Всемирно-историческую роль античной культуры.

  2. Роль и место христианства в средневековой культуре. Соотношение "официальной" и "неофициальной" культур.

  3. Роль городов и городского образа жизни в средневековой культуре.

12. Отличительные черты византийского общества и византийской культуры. Значение византийской культуры для России.

13. Сущность идей гуманизма и антропоцентризма эпохи Возрождения.

14.Специфику художественной культуры Ренессанса.

  1. Основные направления религиозной мысли и религиозного сознания эпохи Реформации.

  2. Социокультурную роль Реформации в становлении западной культуры. Рационализм, механицизм и просветительство в культуре Запада XVII-XVIII вв.

  3. Художественную специфику и социокультурный контекст стилей классицизма, барокко, романтизма, реализма.

  4. Роль техники и информационных технологий в культуре XIX-XX вв.

  5. Понятия элитарной и массовой культуры XX в.

  6. Сущность понятия "постмодерн" как характеристики культуры второй половины XX в.

  7. Причины и содержание споров о цивилизационно-культурной принадлежности России.

22. Значение понятий "раскол", "катастрофизм", применительно к развитию русской культуры.

  1. Роль Русской Православной церкви в истории культуры России.

  2. Специфику русской интеллигенции.

  3. Сущность и иояовные проявления кризиса русской культуры на рубеже XIX-XX вв.

  4. Социокультурную сущность революции 1917 г.

  5. Основные черты советской культуры.

  6. Особенности модернизационных процессов в культуре России 90-х годов XX в.

29. Как использовать полученное культурологическое образование в своей профессиональной деятельности.




Скачать 389,07 Kb.
оставить комментарий
Дата27.09.2011
Размер389,07 Kb.
ТипПрограмма, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

наверх