Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106. 01 «Хоровое дирижирование» icon

Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106. 01 «Хоровое дирижирование»



Смотрите также:
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106...



скачать


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ


«УТВЕРЖДАЮ»:

Директор колледжа

_______________________ В.с.Л. Новакаускас

« » 2010 г.


СД.01 «Хоровая литература»

Учебно-методический комплекс

для студентов, обучающихся по направлению

070106.01 «Хоровое дирижирование»

(среднее профессиональное образование)


^ «ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

Автор работы ___Шевелева Т.Ю. /Ф.И.О./

«______»___________2010г.

Рассмотрено на заседании цикловой комиссии «Хоровых дисциплин»


«___»_______________2010 г. Протокол №______


Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

^ «РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем _________ стр.

Председатель ЦК__________________/Шевелёва Т.Ю.

«______»___________ 2010 г.

Рассмотрено на заседании УМК колледжа искусств


«___»_______________2010 г. Протокол №_______

Соответствует ФГОС СПО и учебному плану образовательной программы.

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК ________________________/Смирнова С.Ю./

«______»_____________2010 г.

«СОГЛАСОВАНО»

Директор научной библиотеки _______________/Соколова Н.П./

«______»_____________2010 г.


Содержание


Пояснительная записка 3


Цели и задачи 3


Требования ГОСТ к минимуму содержания дисциплины 4


Учебно-тематический план 5


Содержание учебной дисциплины 7


Темы семинарских занятий 18


Темы рефератов 18


Контрольные вопросы к экзамену 19


Учебно-методическое обеспечение дисциплины 21


Библиографический список 24

^ Пояснительная записка


Данная программа составлена на основе:

  • Требований Гос. Стандарта к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности «Хоровое дирижирование»(повышенный уровень среднего профессионального образования) от 17.06.2002 года (регистрационный №03-0503-П), введенного в действие с 1.09.2002 года;

  • Примерной программы по учебной дисциплине «Хоровая литература» для специальности «Хоровое дирижирование» (повышенный уровнь среднего профессионального образования) Федерального ГОУ «Государственный музыкальный колледж им. Гнесиных»

  • Рекомендаций по разработке рабочих программ учебных дисциплин методического совета ГОУ СПО «Тюменский колледж искусств»;

  • Собственного педагогического опыта составителя.


^ Назначение дисциплины «Хоровая литература»

Предмет хоровая литература призван выполнять особую задачу художественного познания мира и занять значительное место в системах музыкально-профессионального и общего образования, единой целью которых является воспитание разносторонней личности, обладающей не только разнообразными знаниями, умениями и навыками, но и богатым внутренним миром. Интересы развития хорового искусства требуют подготовки специалистов современного уровня владеющими разнообразным репертуаром, обширными знаниями в различных жанрах хоровой музыки.

В цикле специальных дисциплин предмет «Хоровая литература» занимает важное место. На занятиях учащиеся систематизируют и закрепляют практические навыки в игре и целостном анализе хоровой литературы, лекционный курс охватывает весь комплекс тем по русской и отечественной хоровой музыке. Предмет тесно связан со специальными дисциплинами: дирижирование, чтение хоровых партитур, хоровой класс, Хороведение, хоровая аранжировка и др.


^ Целью дисциплины «Хоровая литература» является формирование специалиста – профессионала для осуществления деятельности в качестве руководителя преподавателя хоровых дисциплин в ДМШ, ДШИ и др. учреждений дополнительного образования; подготовка к деятельности артиста хора и вокального ансамбля.


^ Основными задачами дисциплины «Хоровая литература» в системе среднего профессионального музыкального образования являются:

  1. воспитательные:

  • художественное и эстетическое воспитание учащихся путем практического знакомства и творческого освоения лучших образцов хоровой музыки, различных эпох, стилей, жанров;

  • воспитание студента как педагога, организатора и руководителя хорового коллектива;

  • воспитание студента как педагога, организатора и руководителя хорового коллектива;

  • воспитание личностных качеств, необходимых в данной профессиональной деятельности – ответственности, коллективизма, патриотизма и т.д.;

  1. обучающие:

  • формирование у студентов специальных навыков в процессе освоения хоровой литературы (слуховых, вокальных, ансамблевых, исполнительских и др.)

  • осуществление практического исполнения фрагментов оперных сцен, кантат, ораторий, сюит, хоров а капелла;

  • умение целостно анализировать хоровые партитуры;

  1. развивающие:

  • расширение профессионального музыкального кругозора;

  • развитие профессиональных музыкальных способностей (остроты вокального слуха, музыкальной памяти, чувства ритма, исполнение музыки в ансамбле и т.д.);

  • применение знаний хорового репертуара в условиях реальной хормейстерской деятельности.


^ Роль дисциплины «Хоровая литература», как основы многостороннего процесса становления и формирования творческой личности хормейстера – профессионала, обусловлена самой спецификой данного предмета.


^ Перечень дисциплин, усвоение которых необходимо для изучения предмета

«Хоровая литература»: хоровой класс, вокальный ансамбль, хороведение, музыкальная литература, чтение хоровых партитур, хоровая аранжировка.


Выпускник должен уметь:

  • исполнять хоровую партитуру на рояле

  • ориентироваться в жанрах и стилях хоровой музыки

  • анализировать хоровые сочинения

  • адаптировать изученный материал к условиям работы в конкретной концертной организации.


Требования ГОСТ к минимуму содержания Хоровых дисциплин


Индекс дисциплины

Основные дидактические единицы

Всего часов обязательных учебных занятий

Максимальная учебная нагрузка

(всего часов)

СД.ДС.01.06

Основные жанры и формы хоровой литературы. Классики отечественной и зарубежной хоровой литературы. Образцы хорового творчества в классической, современной и народной музыке.

70

93


^ Учебно-тематический план




п/п

Тематический план

Кол-во часов




^ Русская хоровая литература




1

Возникновение и развитие русской хоровой музыки до 17 века.

2

2

Жанры 17-18 веков: псалмы, кантаты, партесный концерт.

2

3

Русский классический духовный концерт. Творчество М. Березовского, Д. Бортнянского.

2

4

Жанр хоровой обработки русской народной песни в творчестве композиторов-классиков.

2

5

Оперно-хоровое творчество М. Глинки.

2

6

Оперно-хоровое творчество А. Даргомыжского.

2

7

Оперно-хоровое творчество А. Бородина.

2

8

Викторина.

1

9

Оперно-хоровое творчество П. Чайковского

2

10

Оперно-хоровое творчество Н. Римского-Корсакова.

2

11

Оперно-хоровое творчество М. Мусорского.

2

12

Сравнительная характеристика оперно-хорового стиля русских композиторов.

2

13

Хоровая кантата конца 19 начала 20 века.

3

14

Хоры а капелла П. Чайковского

2

15

Хоры а капелла С. Танеева

2

16

Хоры а капелла Ц. Кюи

2

17

Хоры а капелла и с сопровождением для женских и смешанных составов П. Чеснокова.

2

18

Хоровое творчество В. Калинникова.

2




Итого:

36 часов






п/п

Тематический план

Кол-во часов




^ Современная хоровая литература




1

Введение. Основные жанры отечественной современной хоровой музыки 20 века.

2

2

Особенности развития хорового творчества композиторов в 20-х 70-х годах 20 века.

1

3

Обзор хорового творчества композиторов М. Коваля, В. Шебалина.

3

4

Вокально-хоровое творчество Д. Шостаковича

2

5

Хоровое творчество В. Салманова

2

6

Хоровое творчество Р. Щедрина

2

7

Развитие кантатно-ораториального жанра 50-х 90-х годов 20 века

6

8

Викторина

1

9

Возникновение, развитие и новаторство в жанре хорового концерта 20 века. В. Салматов, Г. Свиридов, Н. Фалик, В. Гаврилин.

4

10

Фольклорное направление в творчестве современных русских композиторов. С. Слонимский, Г. Свиридов, В. Салманов, Р. Щедрин.

4

11

Развитие формы бестекстового пения – хоровые вокализы, концертино, сольфеджио. Г. Свиридов, Р. Щедрин, Т. Корганов.

2

12

Хоровые циклы Г. Свиридова «5 хоров на стихи русских поэтов», поэма «Ладога», детские хоры, цикла на стихи А. Пушкина, С. Есенина, А. Блока.

4

13

Хоровое творчество Ю. Фалика.

2

14

Викторина.

1

15

Жанр маленьких кантат в творчестве Г. Свиридова, Р. Щедрина.

2

16

Хоры и песни для детей. М. Парцхаладзе, А. Пахмутова, Д. Кабалевский, Ю. Чичков, В. Шаинский, И. Дунаевский.

2




Итого:

36 часов




Всего:

72 часов




  • Самостоятельная работа студентов – 24ч. (VII семестр -12ч., VIII семестр – 12ч.)

  • Контрольные уроки – VII-VIII семестр



Содержание учебной дисциплины «Хоровая литература»


1. Возникновение и развитие русской хоровой музыки до 17 века.


Православные основы богослужебного певческого искусства. Расцвет церковно-певческого искусства во второй половине 15 века. Создание хора Государевых певчих дьяков. Покаянный стих 16 века. Становление многоголосия. Музыка «переходной эпохи». Кардинальные перемены в духовном и культурном развитии Московской Руси. Гражданское противоборство Смутного времени. Церковный раскол. Мирское начало в гимнографии. Эпоха барокко.


^ 2. Жанры 17 – 18 веков: псалмы, канты, партесный концерт.


Модернизация знаменного пения и храмовое партесное пение. Реформа патриарха Никона – духовный компромисс, скрещивание западно-европейской музыкальной системы с традициями певческого православия. Зарождение композиторской школы. Трактат музыканта-теоретика Н. Дилецкого «Мусикийская грамматика». Хоровое искусство в эпоху Просвещения. Избранные канты 18 века. Игра партитур, пение, анализ, слушание.


^ 3. Русский классический духовный концерт. Творчество

М. Березовского, Д. Бортнянского.


Профессионализация и бурное распространение светских жанров. Традиция «русской европейскости». Взаимопроникновение средств выразительности хоровой, оркестровой, оперной, камерно-вокальной музыки. Кантаты итальянского образца, танцевальная музыка с хором. «Екатеринская эпоха» и расцвет ведущего жанра – русского классического хорового концерта. Интеграция церковно-певческого искусства и нового светского музыкального мышления. Черты сонатно-симфонического цикла. Этапы русского классического хорового концерта: 1.- 60-е,70-е годы 18века. (Галуппи, Березовский);

2.- 70-е, 80-е годы (Бортнянский);

3. – конец 80-х (Бортнянский, Дегтярев, Ведель, Сарти),

В данной теме анализируется два хоровых концерта Березовского и Бортнянского. Студенты обязаны играть фрагменты партитур и прослушать эти сочинения в записи.


^ 4. Предпосылки становления русской композиторской школы 18 века. Жанр хоровой обработки русских народных песен.


Сборники русских народных песен. Собрание музыкального фольклора. В. Трутовский, Н. Львов, К. Данилов. Опера Арайи «Цефал и Прокрисс» - первый русский текст (либретто Сумарокова) 1755 год. Обработки для хора композиторов – классиков: Мусоргского, Римского-Корсакова, Лядова. 4 типа: гармонизация, полифонический, смешанный, свободная обработка. Установление подлинного национального стиля в жанре хоровой обработки: специфика русского мелоса и особенности многоголосия. Игра, анализ, слушание образцов.


^ 5.Оперно-хоровое творчество М. Глинки. Доглинкинский период и значение творчества А. Верстовского.


Романтизм в оперном жанре. Эстетические принципы и формирование стиля. Два типа оперной драматургии: опера – драма, опера – сказка. Реализм и народность творчества. Монументальность хоровых сцен. Значение хора в операх. Стилизация как творческий метод работы с народной музыкой. Подробно анализируются хоровые интродукции 2-х опер, финалы и отдельные обрядовые хоры. Игра части хоровых партитур по клавиру, слушание и видеозаписи. Для самостоятельной работы предлагается хоровое творчество М. Глинки – патриотическая песня «Москва», песни с хоровым припевом, переложения романсов.


^ 6. Оперно-хоровое творчество А. Даргомыжского.


Народно-реалистические основы творчества. «Великий учитель музыкальной правды». Утверждение метода критического реализма. «Гоголевский период» в литературе 19 века. Особенности драматургии оперы «Русалка». Значение хоров, круг жанров народной музыки, стилизация и цитирование музыкального материала. Разнообразие составов хора, свобода модулирования, богатство гармонических средств, подголосная полифония. Подробно изучаются хоры 1,2,4 действий. Для самостоятельной работы рекомендуется циклы для неполного смешанного хора «Петербургские серенады». Игра, анализ, прослушивание.


^ 7. Оперно-хоровое творчество А. Бородина.


А. Бородин – «Музыкальный сын Глинки». Продолжение глинкинских традиций в русской школе. Круг тем, обрядов, черты стиля. Развитие героико-патриотической темы богатырства. Оригинальная формула Римского-Корсакова: «Бородин – это Глинка + Бетховен + Шуман + свое». Влияние «Могучей кучки». Два начала творчества: эпос и лирика. «Русская музыка о Востоке» (Б. Асафьев) историко-эпический тип драматургии в опере «Князь Игорь». Хоры Пролога, 1д. 2 картина, финал 1д., 2 д., 4 д. Хоровые партитуры (фрагменты игаются, анализируются, слушаются).


8. Викторина


Озвучивание на рояле хоровых фрагментов из предыдущих тем. Письменный разбор: место действия, состав, формы, значение аккомпанемента, тональный план, конкретизация звучащего фрагмента.

^ 9. Оперно-хоровое творчество П. Чайковского.


Представитель Московской школы. Черты симфонизма в хоровых сценах. Значение хора в операх. Стилизация и цитирование подлинных народных мотивов, влияние городского романса. Анализ и прослушивание хоров из опер: «Евгений Онегин», «Мазепа», «Пиковая дама». Игра партитур по клавирам, исполнение фрагментов женских хоров на уроке самостоятельно.


^ 10.Оперно-хоровое творчество Н. Римского-Корсакова.


Художественная ценность творческого наследия и историческое значение. Проблема народности в поэтически возвышенных, эстетически прекрасных чертах. Творческий метод – поэтический реализм. Опора на фольклор, обряды. Русская народная песня в подлинном звучании и «авторско-народные мелодии». Хоры из опер : «Майская ночь» (1,2 действие), «Снегурочка» (Пролог, 1,3 действие – Сцена в заповедном лесу»), «Царская невеста» (1 действие – фугетта «Слаще меду», хор «Слава» - песня, 2 действие «То не соколы». Сцена «Яр хмель».

Требования к знаниям и умениям в этой теме аналогичны предыдущим.


^ 11.Оперно-хоровое творчество М. Мусоргского.


Новаторская сущность творчества. «Дерзай! Вперед, к новым берегам!». Реформаторство в оперной драматургии. «Народ – великая личность, одушевленная единой свободолюбивой идеею». Коренное обновление всего организма оперы. Хоровой мелодический речитатив – «душевно-эмоциональный говор». Яркая музыкальная характеристика различных групп народа, разнообразие форс, составов. Сравнительный анализ нескольких редакций оперы «Борис Годунов». Хоровые сцены из Пролога – 1=2 картин, Сцена под Кромами. Религиозно-мистическая трактовка в опере-хронике «Хованщина». Сцена в Стрелецкой слободе – хор «Батя», молитва «Господи, не дай врагам в обиду». 4 действие – 3 женских хора – сюита. Обязательна игра партитур, знание хоровых тем, прослушивание и видеозапись.


^ 12. Сравнительная характеристика оперно-хорового стиля русских композиторов.


2 школы русской классической музыки: Московская и Петербургская. Их яркие представители. Отличие в трактовках хоровых сцен, значении образа народа. Формообразование, хоровая фактура, жанровые истоки, роль оркестра.


^ 13. Хоровая кантата конца 19 начала 20 века.


Трактовка жанра кантаты: «на случай», «дифирамбическая», торжественная, драматизированный романс, вокально-симфоническая композиция.

Расцвет жанра 90-е года 19 века (Н. Римский-Корсаков, С. Танеев, П. Чайковский, А. Кастальский).

Кантата П. Чайковского «Москва» - 1993 год сл. А. Майкова. По случаю коронации Александра 3. единственное сочинение, написанное в стилизованно-русском былинном характере. Русский эпос, нерифмованная поэзия. 6 эпизодов. Общность музыки и текста. 3 сольных номера. Простота, лаконичность форм ( в основном, 3-х частное) финал кантаты – образы народных, славильных песен.

Кантата С. Рахманинова «Весна» - 1902 год от Н. Некрасова. Глубокий, суровый драматизм, сложный душевный мир человека. Любовь и страдание – основная тема. Противоставление мира человеческих чувств и гармонического мира природы. Подчеркнутость её законов возрождения и обновления. 3-х частная форма с монологом баритона в центре. Ведущая роль оркестра. Хоровая партитура насыщена тонкими колористическими эффектами, хор дополняет оркестр, обрамляет монолог, выполняет изобразительные функции. Система лейтмотивов в музыкальной ткани.

Кантата С. Танеева «Иоанн Даманскин» (1884 год). Лирико-философский склад. Поэма А. Толстого написана в 1858 году, 12 глав воспевают свободу поэтического творчества, эпизоды из жизни поэта – гимнолога 7 – 8 веков Иоанна из Дамаска. Использование Танеевым стихов А. Толстого как поэтическую обработку канонического текста (большая строфа 8 главы). Основная мысль тропаря: «Все пепел, призрак, тень и дым». Первое использование древнерусской мелодии в светской профессиональной музыке, как основы целого произведения. 3 части (крайние – фуги, средняя – аккордово-гармонический эпизод). Строение восходит к хоровому концерту 17-18 веков. Особенность драматургии циклических форм – монотематизм (интонационное единство). Прослушивание всех кантат по данной теме целиком. Игра фрагментов хора в аккордово-гармонической и полифонической манере. Знание лейтмотивов и пение сольных эпизодов.


^ 14. Хоры а капелла П. Чайковского.


Духовное и светское наследие в этом жанре. Традиции русского народного многоголосия и церковно-певческая культура. Высокий уровень хорового исполнительства и деятельность профессиональных и любительских хоров. Разнообразие составов, форм, средств музыкальной выразительности в светских хорах: «ночевала тучка», «Без поры», «Вечер», «Соловушко». Подробный анализ хоров «Ночевала тучка», «Соловушко». Исполнение на рояле, слушание грамзаписи. Сравнительные характеристики аналогичного текста М. Лермонтова у Н. Римского-Корсакова, В. Шебалина. Ознакомление с партитурами данных хоров. Рекомендуется прослушивание «Литургии св. Иоанна Златоуста» (фрагментов).


^ 15. Хоры а капелла С. Танеева.


Периодизация хорового творчества. Различные жанры хоровой литературы. Посвящение исполнительским коллективом. Малые формы хоров (до 90-х годов). Связь с традициями зарубежных миниатюр Шуберта, Шумана, Мендельсона. «Сосна», «Венеция ночью», «Вечерняя песня», «Серенада». С 1891 – масштабность, углубленная философская трактовка, полифоническое начало, развитое многоголосие и многосоставность: «12 хоров на ст. Я. Полонского» и 16 хоров для мужских голосов на ст. А. Бальмонта – вершина в жанре хоров а капелла. Анализ 2-х хоров. Подробно знакомимся с хорами: «Вечер», «Посмотри, какая мгла», «Восход солнца». Игра партитур в 4 руки, знание тем, форм, партитурных ремарок.


^ 16. Хоры а капелла Ц. Кюи.


Новая русская музыкальная школа. Деятельность в качестве музыкального критика. 80-е годы – стиль изящной, салонно-чувствительной лирики. Хоровая миниатюра, романсы. Тесная связь с хоровыми коллективами, дирижерами, певцами. «Семь вокальных квартетов» (ор. 59). 1885 год – семь хоров для смешанного состава, шесть хоров ор. 53, ор. 63. 30 смешанных хоров, духовные хоры ор. 80, 93, 3 псалма.

Подробно изучаются детские хоры «Всюду снег», «Весеннее утро», смешанный хор «Воды», «Розы». Анализ, игра, транспозиция.


^ 17. Хоры а капелла и с сопровождением для женских и смешанных составов П. Чеснокова.


Мастер хорового искусства в Московской консерватории. Педагог, ученый, хормейстер, композитор 20 женских хоров для воспитанниц женского пансиона. Влияние русского народного песнетворчества. Хоры «Зеленый шум», «Яблоня», «Русалка», «Несжатая полоса» - глубокое лирическое раздумье, поэтическая задушевность, созерцательность и драматические коллизии. Хор «Не цветочек» - драматически насыщенная партитура, стилизованная в народном духе. Мастерские вариации «АХ, ВЫ, СЕНИ». Жанр хоровой обработки р.н. песни (пример «Дубинушка»). Полнота хоровой звучности, частые дивизи, фактурные контрасты, сложные формы, понимание природы и выразительных возможностей певческого голоса.

Подробный анализ хора «Теплится зорька». Игра, пение голосов, совместное музицирование на двух роялях (аккомпанемент + хоровая партитура), прослушивание имеющихся записей.


^ 18. Хоровое творчество В. Калинникова.


15 хоров а капелла на стихи русских поэтов – вершина творчества композитора. Близость манере П. Чайковского – «русская поющая гармония» и А. Бородина – эпичность, сатира. Жанр хорового романса – «Элегия», «Осень», «Жаворонок», «Нам звезды» особенности формообразования, хоровой фактуры, свободы гармонического и мелодического языка. Подробный анализ хора «Зима» на ст. Е. Баратынского – период из 4 предложений. Хоровые краски, передача темы, регистры, орган. пункт. Прослушивание имеющихся грамзаписей.


^ Содержание учебной дисциплины «Современная хоровая литература»


    1. Введение. Основные жанры отечественной современной хоровой музыки.


Общий обзор и характеристика жанров хоровой литературы современности: современная массовая песня 20 века, сюиты, кантаты, оратории, хоры а капелла с сопровождением, хоровые концерты, детское песенно-хоровое творчество. Общественно-политический фон 20 века. Становление советской музыкальной школы. Деятельность хоровых коллективов. Новизна тем, образов, музыкального языка, поиски форм хорового исполнительства. Для самостоятельной работы рекомендуется ознакомление с различными этапами становлении массовой песни 20 века (Давиденко, Покрасс, Новиков, Соловьев-Седой, Пахмутова и др.). Исполнение песен с аккомпанементом.


^ 2. Особенности развития хорового творчества композиторов в 20-х 70-х годах 20 века.


Связь хорового творчества с историческими, общественно-политическими событиями в стране. Цикличность, смешение жанров – отличительная черта современности. Героическое прошлое народа, подвиги в ратном и трудовом деле, высокая нравственность и духовность – вот главные темы в творчестве А. Давиденко, М. Коваля, С. Прокофьева, Г. Свиридова, Д. Шостаковича. Традиции русской хоровой музыки и проблема преемственности.


^ 3. Обзор хорового творчества М. Коваля, В. Шебалина.


Жанры хоровой музыки в творчестве М. Коваля. Цикл «5 хоров» на ст. Тютчева. Подробно анализируется хор «Слезы» (форма, гармония, фактура, жанровые признаки, тональный план, особенности кульминации, вокально-хоровые трудности). Два хора на ст. Некрасова «Буря бы грянула» - анализ, игра. Темы войны в творчестве М. Коваля. Вокализ «Траурный прелюд» (игра анализ). Крупные вокально-симфонические сочинения – оратория «Емельян Пугачев», одноименная опера, хоровая сюита «Семь народов», Поэма «Сказ о партизане». Прослушивание фрагментов оратории. Хоровое творчество В. Шебалина. Хоры на стихи советских поэтов – М. Танка, А. Сафронова. Военно-патриотическая тема, образность, метаформичность поэзии военных лет, яркий мелодизм, народная основа голосоведения, специфика формы, своеобразие кадансов, тонального плана – вот отличительные черты хорового письма В. Шебалина. Подробно изучаются, анализируются и исполняются хоры «Утес», «Зимняя дорога», «Мать послала к сыну думы», «Дикий виноград».


^ 4. Вокально-хоровое творчество Д. Шостаковича.


Жанры хоровой музыки: песни из кинофильмов, обработка народных песен, циклы хоров а капелла, оратории, хор симфониях. «10 поэм на стихи революционных поэтом 19-20 века» - крупный хоровой концерт, раскрывающий тему революции, образы и судьбы революционеров, картины народного горя, пафос истории. Структура цикла, особенности драматургии, черты сюитности, близость оперным сценам М. Мусоргского («9 января»), полифоничность ткани, сложность ладо-гармонического языка, обилие ярких выразительных средств, масштабность и драматизм – вот отличительные особенности этой музыки. Игра, анализ хора «Казненным». Прослушивание в записи всего цикла.


^ 5. Хоровое творчество В. Салманова.


Композитор широкого творческого диапазона, яркий новатор в жанре хоровой музыки, пытливый, ищущий. 1959 год – цикл на ст. Н. Хикмета «Но бьется сердце» (6 поэм), 1959 год – 6 хоров на ст.

Р. Гамзатова «Восьмистишия», 1967 год – хоровой концерт «Лебедушка» на народные тексты, 3 хора на ст. С. Есенина. Высокая гражданственность и мужество, пламенность поэзии Хикмета, в цикле «Но бьется сердце» (анализ хора «Лев в клетке», «Пятнадцать ран»). Безупречность композиции, решение средствами ритмического и ладоинтонационного развития художественной идеи. Аллегория повествования, особенности метроритма, мелодических попевок, тембровых, штриховых контрастов. Новизна хоровой инструментовки в концерте «Лебедушки». Игра, анализ №1 «Высоко ли», (5 частей) слушание всего сочинения.

^ 6. Хоровое творчество Р. Щедрина.


Обилие жанров хоровой музыки: кантаты, оратории, циклы а капелла, оперные хоры, бестекстовые концерты. Годы обучения в Хоровом училище им. Свешникова. Характерные черты стиля – на примере 2-х циклов: на ст. А. Твардовского и на ст. А. Вознесенского. Ранние 2 хора на ст. А. Пушкина «Тиха украинская ночь», «Пора, мой друг».

Тяготение к хоровой декламации, к четкой, броской манере подачи текста приемами скандирования, преобладание аккордового склада изложения, ритмичной синхронности голосов, ярко выраженной линеарной полифонии, использование хоровой педали, эхо – отголосков, ораторские интонации. Специфика поэтического текста А. Твардовского и А. Вознесенского. Воздействие фольклорно-частушечного тематизма, имитации инструментальных звукотембров, хор как своеобразный «вокальный» оркестр. Игра и анализ хоров « Тиха украинская ночь», «Как дорог друг», «Первый лед». Прослушивание записей.


^ 7.Развитие кантатно-ораториального жанра 50-х 90-х годов 20 века.


Создание крупных вокально-симфонических произведений в контексте истории Отечества новаторство и смешение жанров, национально-героическая тема, духовная красота и гармония личности, судьба Отечества и родной земли – вот главные направления поисков. «Поэма памяти С. Есенина» Г. Свиридова (1955 год), «Патетическая оратория» (1959 год), оратория С. Прокофьева «На страже мира» (1952 год), оратория-поэма. В. Салманова «12» на стихи А. Блока (1957 год), кантата Г. Свиридова «Курские песни» (1964 год), Д. Кабалевский кантата «Песни утра, весны и мира»(1962 год), «Поэтория» Р.Щедрина (1967 год), кантата «Бюрократиада» (1969 год), симфония – действо «Перезвоны» В. Гаврилина (по прочтении В. Шукшина).

Проблема хорового исполнительства. Возникновение камерных хоров. Специфика репертуара, смелое экспериментаторство, зарождение хорового театра. Деятельность камерного хора под управлением

В. Минина (г. Москва), Б.Тевлина (Московская консерватория), Б. Певзнера (г. Новосибирск), В. Новика (г. Пермь). Прослушивание записей, игра и анализ хоровых партитур фрагментарно.


^ 8. Викторина. Письменная работа, знание тем, разделов формы, анализ средств исполнительства.


9. Возникновение, развитие и новаторство в жанре хорового концерта 20 века.


Исторический предтеча-партесный концерт в отечественной хоровой музыке 18 века с культовой тематикой и близостью канту. Отличие концерта от канта, хоровое, двухорное, полистереофоническое звучание, чередование ансамблевых и сольных эпизодов, различие в образном содержании жанров. «кантовость» и «концертность» - главная стилистическая черта жанра в 20 веке. Возникновение новых форм, синтез жанров, концертный тип музыки. Наиболее яркое, новаторское сочинение Г. Свиридова – хоровой концерт «Пушкинский венок» (1979 год), «Концерт памяти А. Юрлова» (1974 год) – образ бестекстовой формы концерта (3 ч. «Расставание», «Плач», «Хорал»). Обогащение темброфонических возможностей хоровой музыки, качественно новое развитие исконных вокальных основ. Хоровой концерт О. Хромушина «Гиперболы» на ст. Л. Мартынова – 1983 год, В. Кикта – двойной хоровой концерт для мужского хора «Хоровая живопись» (1978 год), Ю. Фалик «Поэзы на стихи И. Северянина»(80-е годы). Продолжение традиций в хоровом творчестве Д.Шостаковича, В. Шебалина, В. Салманова, С. Прокофьева. Хоровая симфония – действо, «Перезвоны» в. Гаврилина (по прочтении В. Шукшина). Масштабность замысла, художественное совершенство воплощения, претворение национальных традиций. Тайны души и вечные ценности истории и культуры народа. Мозаика картин и жанров – грандиозна фреска истории человека и народа. Массовость народных сцен и поэтические зарисовки посиделок, вечерок, грустно-озорные частушки. Анализ и прослушивание сочинений Г. Свиридова, Ю. Фалика, В. Гаврилина.


^ 10. Фольклорное направление в творчестве современных русских композиторов.


С. Слонимский, Г. Свиридов, В. Салманов, . Щедрин – яркий пласт стилистического слоя – «новая фольклорная волна» 50-х 60-х годов 20 века. С. Слонимский, В. Салманов, Г. Свиридов – зачинатели этого направления. Различие способов воплощения фольклорной интонации, углубление лирики, поиски новых форм – главные стилистические особенности. Концерт С. Слонимского «Тихий Дон» на сл. Старинных казачьих песен по роману М. Шолохова (1977 год), 4 русские песни «Уж вы ветры», «Уродилась я», «Поедем!», «Доля моя». Хоровой концерт В. Салманова «Лебедушка» на русские народные тексты (1967 год). Новаторство в области «хоровой инструментовки», ритмодекламация и жанр плача, символизм особенности драматургического замысла, стилистическое значение надголосочности, свободное владение «педалями», «фонами» различной плотности и интенсивности высоки вокальный уровень хорового письма. Игра и анализ отдельных номеров. Слушание в записи. Г. Свиридов «Курские песни» - сл. Народные хоровая поэма о судьбе русской женщины. Коренной признак – «курский» тетрахорд – (лидийский мажор). Драматургия жанра, анализ средств музыкальной выразительности: состав хоров, жанровые истоки, курский фольклор (цитаты из сборника А. Рудневой «50 народных песен курской губернии), формообразование, роль оркестра. Слушание кантаты в записи.


^ 11. Развитие формы бестекстового пения – хоровые вокализы, концертино , сольфеджио.


Проникновение в хоровую среду черт инструментальности ( или инструментализированности) – черта музыки 20 века.

Расширение темброфонических возможностей хоровой музыки. Возникновение сонорики как качественно нового свойства музыкального мышления, фактора красочности. Обновление выразительных потенций хорового жанра. Новая трактовка тональных и функциональных связей, свобода вокального интонирования по горизонтали и вертикали, недифференцированность высоты звуков – почва для возникновения качественно – новых признаков жанрового хорового стиля. Проявление «инструментальности» в опоре на «песенные» по своему происхождению жанровые признаки моторных жанров (танцев, маршей, прелюдий, токкаты, этюда). Пример сонорного типа – хор а капелла С. Слонимского «Вечерняя музыка» (1979 год). «Трения» соседних тонов, секундовые наслоения, набор звукоизобразительных слогов. Прослушивание в записи. Жанр плача, сольный по природе, использование в хорах – вокализах. Анализ хора. М. Коваля «Траурный прелюд».


^ 12. Хоровые циклы Г. Свиридова.


Мир хоровой музыки Г. Свиридова отражает события жизни страны и крупную национальную проблематику, духовную красоту и гармонию личности. Главные образы творчества – вдохновенный образ отечества, родной земли, народных судеб. Тема национального поэта в творчестве. Новая эстетика хорового исполнительства, новаторство в жанрах вокально-симфонической музыки. Пропагандисты музыки Свиридова – А. Ведерников, Е. Нестеренко, Е. Образцова, А. Масленников. Хоры под руководством А. Юрлова, В. Минина, В. Чернушенко. Особое место в творчестве Г. Свиридова занимает «Концерт памяти А. Юрлова». Творческая дружба и тесные контакты двух больших мастеров. Жанр хорового вокализа как боль утраты. А. Юрлов – выдающийся хормейстер современности.

3 части концерта: 1 часть – «Плач», как жанр народного музыкально-поэтического творчества; 2 часть – « Расставание» - скорбное прощание (интермеццо); 3 часть – «Хорал» - кульминация, возвышенное просветление, катарсис.

Анализ частей, прослушивание в записи. Сонорный концерт В. Кикты «Хоровая живопись» - двойной состав мужского хора (1978 год) – своеобразная бестекстовая прелюдия и фуга. Хор «Русские звоны» из цикла «Концертино» для смешанного состава а капелла (1982 год)

Р. Щедрина – колокольно–хоровые эффекты, связи с колокольными «ситуациями» опер Мусоргского. Внефункциональные сочетания, хроматическийю приверженность вокально-хоровому жанру. Тесная связь с народной песней, классическим наследием Глинки, Даргомыжского, Мусоргского, Чайковского. Хоровое письмо в традициях А. Кастальского, А Давиденко. «5 хоров на ст. русских поэтов» - 1958 год, драматургические особенности, поэтические источники, формы и средства выразительности, специфика хорового письма. Подробно изучаются хоры «Вечером синим» (на ст. Есенина), «Повстречался сын с отцом» (на ст. А. Прокофьева), «Табун» (на ст. Есенина).

Прослушивание в записи. Слушание хорового цикла «Гимны Родине». Анализ хоров «Коляда», «Веснянка», 2 детских хора на ст.

А. Барто «Песенка о Москве», «Звенигород».

Обзорное знакомство с жанром «маленьких» кантат: «Весенняя» (на ст. Некрасова) и «Снег идет» (на ст. Б. Пастернака), «Ночные облака» (на ст. А. Блока), 4 хора из цикла «Песни безвременья» (ст. А. Блока).


^ 13.Хоровое творчество Ю. Фалика.


Разнообразие инструментальных жанровых признаков в концерте для хора а капелла «Поэзы Игоря Северянина» (1979 год). Необычность стихов, сложность поэтики, метафоричность, многозначность образных смыслов, утонченный фонизм стиха. Выразительные средства – «инструментально-вокальные». «Увертюра» - образец хорового речитатива: сочетание «сильного элемента» классической темы и «слабого», состоящего из «моцартовско-россиниевских» изящных лирических интонаций вздоха. Воссоздание хором модели инструментального жанра. «Серенада» - сольный вокальный склад, простая фактыра. «Хабанера» - остинатно-встречный ритм, стилизующий черты испанского танца. «Интермеццо», «Романс», «Народная» выдержаны в сходном принципе. Широкое понимание принципа концертности в современной хоровой музыке.


14. Викторина


15. Жанр маленьких кантат в творчестве Г. Свиридова.


Новаторство в жанре. Особенности составов исполнителей, драматургии. Кантата «Деревянная Русь» (1964 год) для тенора, мужского хора и симфонического оркестра, слова С. Есенина. Кантата «Снег идет» (1965 год) для женского и детского хоров, симфонического оркестра сл. Б. Пастернака. «Весенняя кантата» для смешанного хора и симфонического оркестра (1972 год). Три кантаты – страстный разговор о человеке, о России, о судьбе народа.

Все творчество Г. Свиридова – это «реализм в высшем его смысле» (Достоевский). Печать высокой традиции русской культуры – слияние глубокого интеллектуализма с подлинной народностью.

Большое место отведено картинам русской природы наряду с эпическими и лирическими героями кантат.

Свиридовский стиль как новая форма хорового музицирования. Самобытность компонентов свиридовской музыки – гармонического языка, мелодии, ритмической структуры, оркестра. Новации в области формы и связь с истоками в 19 века (вокальные циклы Шуберта, Шумана, Мусорского).

Подробный анализ «Весенней кантаты». Слушание 3-х кантат в записи. Как пример кантаты из оперы «Не только любовь» Р. Щедрина, слушание и разбор частей.


^ 16. Хоры и песни для детей.


Разнообразие песенно-хорового жанра в детской музыке. Связь с классически наследием для детей (Чайковский, Кюи, Гречанинов, Калинников).

Особенности музыкально-выразительных средств в детской музыке. Специфика возраста и степень исполнительской трудности. Педагогическая и композиторская деятельность Д. Кабалевского. Анализ, игра, пение из сборников разных лет. Кантата «Песня утра, весны и мира». Музыка из кино-мультфильмов. Творчество

И. Дунаевского, В. Шаинского. Хоры и песни для детей композиторов

А. Пахмутовой, М. Парцхаладзе, Ю. Чичкова, Г. Струве. Деятельность хоровых студий. Слушание записи детских хоров, аннотации многих репертуарных сборников.


Темы семинарских занятий:


    1. Этапы становления русского духовного концерта.

    2. «Петербургские серенады» А. Даргомыжского.

    3. Русская лирическая кантата 19 века.

    4. Хоровое творчество В. Шебалина.

    5. Хоровой цикл «Но бьётся сердце» В. Салманова.

    6. Циклические формы в хоровом творчестве Р. Щедрина.


Темы рефератов для самостоятельной работы студентов (СРС)


  1. Хоровое творчество М.Глинки.

  2. Жанр канта в русской хоровой музыке 18 - 19веков.

  3. Хоровое творчество П. Чайковского.

  4. Хоры и песни для детей А. Гречанинова, Ц. Кюи.

  5. Цикл хоров «10 поэм» Д. Шостаковича.

  6. Новаторство в жанре хоровой музыки – нетрадиционные формы хорового исполнительства.


По окончанию курса «Хоровая литература» выпускник должен знать:

  • лучшие образцы русской и отечественной хоровой музыки

  • должен точно ориентироваться во времени создания произведений, соотнося конкретное сочинение с периодизацией творчества композитора и основными стилистическими особенностями

  • специфику исполнения хоровых партитур.


Формами текущего и промежуточного контроля являются:

  • лекции – доклады;

  • викторины;

  • семинарские занятия;

  • зачетные уроки;

  • исполнение фрагментов хоровых партитур на фортепиано, согласно тематическому плану дисциплины;

  • экзамен в 8 семестре;


Контрольные вопросы к экзамену.


1. Жанр современной песни. Этапы становления.

2.Анализ хорового номера из «Поэмы памяти С. Есенина» Г. Свиридова.


3.Становление жанра хоровой сюиты

4. Анализ хора Р. Щедрина.


5.С. Прокофьев. Кантата «Александр Невский».

6.Анализ хора из «Патетической оратории» Г. Свиридова


7.Г. Свиридов «Патетическая оратория»

8.анализ хора М. Коваля


9. «Курские песни» Г. Свиридова. Жанр маленьких кантат.

10.Анализ хора В. Шебалина.


11Хоровая сюита Макарова «Река-богатырь».

12Анализ хора А. Даивденко


13Г. Свиридов «Поэма памяти С. Есенина».

14Примеры современной массовой песни.


15Хоровое творчество Г. Свиридова (5 хоров на стихи русских поэтов, цикл хоров)

16Анализ номера кантаты «Александр Невский» С. Прокофьева.


17Жанр хорового концерта в 20 веке.

18. Анализ хора Р. Щедрина.


19Д. Шостакович «10 хоровых поэм»

20Анализ хора Р. Щедрина.


21Хоровое творчество Р. Щедрина

22Анализ хора М. Коваля.


23Хоровое творчество В. Шебалина.

24Анализ номера из «Курских песен» Г. Свиридова.

25Хоровая симфония-действо. «Перезвоны» В. Гаврилина.

26Анализ хора В. Шебалина.


27Жанр русского классического хорового концерта. Этапы становления. Творчество М. Березовского, Д. Бортнянского.

28Анализ хора гуляющих из оперы «Пиковая дама» (1 действие)


29Жанр хоровой обработки русской народной песни. Типы обработок. Хоровые обработки композиторов-классиков.

30П.И. Чайковский: хор и пляска крестьян (анализ).


31Хоровое творчество М. Глинки. Знание хоров в операх.

32А. Бородин. «Улетай на крыльях ветра» (анализ).


33Хоры из оперы «Иван Сусанин». М. Глинка.

34А. Бородин. Два мужских хора из 1-го действия (анализ).


35Хоры из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка.

36А. Бородин. Хор поселян (анализ).


37Значение хоров в опере «Русалка» А. Даргомыжский.

38Анализ хора В. Калиникова.


39Оперно-хоровое творчество А. Бородина. Хоры из оперы «Князь Игорь».

40Анализ хора П. Чеснокова.


41Оперно-хоровое творчество П. И. Чайковского. Хоры из оперы «Евгений Онегин».

42Анализ хора С. Танеева.


43Хоры а капелла П. Чайковского.

44Анализ хоров русалок из оперы «Русалка» А. Даргомыжского.


45Хоровое творчество П. Чеснокова.

46Анализ хора из оперы «Руслан и Людмила» М. Глинки


47.Хоровое творчество С. Танеева.

48.Хоры а капелла П. Чайковского


49С. Рахманинов. Хоровое творчество. «6 хоров для женских голосов».

50А. Даргомыжский. Анализ хора из оперы «Русалка».


51Канты 18 века.

52Хоровая обработка народной песни.


53Оперно-хоровое творчество Н.Римского-Корсакова.

54Анализ канта (по выбору).


55Оперно-хоровое творчество М. Мусоргского.

56Анализ хоровой интродукции из оперы М. Глинки «Иван Сусанин».


57Хоровое творчество В. Калиникова.

58.Анализ «6 хоров для женских голосов» С. Рахманинова (на выбор).


^ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


СПИСОК ПРОИЗВЕДЕНИЙ, РЕКОМЕНДУЕМЫХ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ В РАЗДЕЛЕ «РУССКАЯ ХОРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА»:


Березовский М. Концерт «Не отвержи мене во время старости».

Бородин А. Хоровые сцены из оперы «Князь Игорь».

Бортнянский Д. Концерт №2 «Скажи, ми, Господи, кончину мою».

Глинка М. –Хоровые сцены из опер «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила».

- Хоровые сочинения а капелла, песни с хоровым припевом, переложения романсов ( по выбору педагога).

Даргомыжский А. – Хоры и сцены из оперы «Русалка».

- Циклы «Петербургские серенады».

Калинников В. – Хоры а капелла: «Зима», «Элегия», «Ой, честь ли то молодцу», «На старом кургане».

- Обработки, переложения, песни для детей.

Кюи Ц. – хоры для смешанного, мужского и детского составов: «Воды», «Слезы», «Весеннее утро», «Всюду снег», «Охотник и зайка».

Мусоргский М. – Хоры из опер «Борис Годунов» и «Хованщина»(на выбор)

Рахманинов С. – Кантата «Весна».

- 6 хоров для женских голосов.

Римский-Корсаков Н. – Хоровые сцены из оперы «Снегурочка»,

«Майская ночь», «Царская невеста».

- Кантата «Свитезянка»

- Хоры а капелла, обработки.

Танеев С. - Хоры а капелла: «Серенада», «Вечерняя песня», «Посмотри, какая мгла», «Вечер», «На могиле».

- Кантата «Иоанн Дамаскин».

Титов В. – Партесный концерт канты 19 века

^ Хоровые обработки М. Мусоргского, А. Лядова, Н. Римского-Корсакова.

Чайковский П. – Хоры из опер «Опричник», «Евгений Онегин», «Пиковая дама».

- Кантата «Москва».

- Хоры а капелла: «Соловушко», «Ночевала тучка», «Без поры да без времени».

Чесноков П. – Хоры а капелла и с сопровождением: «Теплится зорька», «Не цветочек в поле вянет».

- «Русалка», «Зеленый шум», «Несжатая полоса».


^ СПИСОК ПРОИЗВЕДЕНИЙ, РЕКОМЕНДУЕМЫХ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ПО ПРЕДМЕТУ «СОВРЕМЕННАЯ ХОРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА».


Баневич С. – Хоровой концерт на стихи С. Черного «Благослови детей и зверей».

Гаврилин В. – Вокально-симфоническое действо «Перезвоны» (по прочтению В. Шукшина).

Гладков Г. – Музыка к кинофильмам «Бременские музыканты».

Давиденко А. – Коллективная оратория «Путь Октября».Хоры «На 10 версте», «Улица волнуется».

Дубравина Я. – Хоры и песни для детей.

Дунаевский И. – Хоры и песни для детей.

Кабалевский Д. – Песни и хоры для детей.

- Кантата «Песни утра, весны и мира» (4 части).

Коваль М. – Оратория «Емельян Пугачев»

- Хоры а капелла «Траурный прелюд», «Слезы», «Что ты клонишь над водами», «Буря бы грянула, что ли».

Макаров В. – Сюита «Река-богатырь» (7 частей на выбор)

Парцхаладзе М. – Хоры для смешанных и женских голосов.

Пахмутова А. – Хоры и песни для детей из сборников:

  • «Избранные песни»

  • «Чьи песни ты поешь»

  • «Вираж»

Прокофьев С. – Кантата «Александр Невский»

- Кантата «Здравица»

- Оратория «Иван Грозный»

Салманов В. – Хоровой концерт «Лебедушка»

- Хоровой цикл на стихи Н. Хикмета «Но бьется сердце»

- Хоры на стихи С. Есенина «Топи да болота», «Нивы сжаты», «Прячет месяц».

Свиридов Г. – Хоровой концерт «Пушкинский венок»

- Концерт «Памяти А. Юрлова»

- «Патетическая оратория»

- «Поэма памяти С. Есенина»

- 3 хора к драме А. Толстого «Царь Федор Иоаннович»

- «Детский альбом»

- «3 миниатюры»

- Хоровая поэма «Ладога»

- «5 хоров» на стихи русских поэтов.

-«Курские песни», «Снег идет», «Весенняя кантата»

Слонимский С. – Кантата «Голос из хора» (ознакомление).

- Концерт «Тихий Дон» (ознакомление).

- Хоры а капелла и обработки р.н. песен (по выбору)

- Хоры из оперы «Виринея» (по выбору)

Фалик Ю. – Концерт «Поэзы на стихи И. Северянина»

- «Два сольфеджио», «Незнакомка», «Карельская акварель».

Шаинский В. – Хоры и песни для детей

- Музыка из мультфильмов.

Шебалин В. – Хоры а капелла «Зимняя дорога», «Утес», «Полынок», «Дикий виноград».

Шостакович Д. – «10 поэм на стихи революционных поэтов».

- Оратория «Казнь Степана Разина» (ознакомление).

- Песни из кинофильмов и обработки народных песен (на выбор)

Щедрин Р. – «Поэтория» (ознакомление)

- «Маленькая кантата» из оперы «Не только любовь».

- «Концертино» (ознакомление)

- Циклы на стихи А. Твардовского, А. Вознесенского.

Чичков Ю. – Песни и хоры для детей


Примерный репертуарный список для самостоятельной работы студентов (СРС):


1.М. Глинка – Хоровые сочинения а капелла, песни с хоровым припевом, переложения романсов (по выбору студента).

    1. Избранные русские канты 18 века

    2. Чайковский – Избранные хоровые сочинения, хоры а капелла.

    3. А. Гречанинов – Хоры и песни для детей.

    4. Ц. Кюи – Хоры и песни для детей, избранные хоры

    5. Д. Шостакович – «10 хоровых поэм» на слова революционных поэтов 19-20 века.

    6. «Поёт хоровая студия «Ключ», «Поет вокальный ансамбль «Глория», «Поёт Московский камерный хор», «Поёт Ростовский камерный хор».

    7. Избранные хоры Е. Подгайца, Ю. Тугаринова, Р. Щедрина.



^ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


  1. Асафьев, Б. О хоровом искусстве [Текст] / Б. Асафьев. – Ленинград : Музыка, 1980. – 215 с.

  2. Дмитриевская, К. Русская советская хоровая музыка / К. Дмитриевская. – Москва : Советский композитор», 1974. – 95 с.

  3. Живов, В. Патетическая оратория / В. Живов. – Москва : Советский композитор, 1973. – 25 с.

  4. Кошмина, И. Русская духовная музыка. История, стили, жанры / И. Кошмина. – Москва : ГИЦ Владос, 2001. – 220 с.

  5. Мартынов, Н. Александр Давиденко / Н. Мартынов. – Москва : Советский композитор, 1977. – 120 с.

  6. Милка, А. С. Слонимский : монографический очерк / А. С. Милка. – Ленинград : Советский композитор, 1976. – 95 с.

  7. Паисов, Ю. Хор в творчестве Р. Щедрина / Ю. Паисов. – Москва : Советский композитор, 1988. – 260 с.

  8. Петрушанская, Р. Советские композиторы – лауреаты премии Ленинградского комсомола / Р. Петрушанская. – Москва : Советский композитор, 1989. – 310 с.

  9. Полякова, Л. Курские песни Г. Свиридова / Л. Полякова. – Москва : Советский композитор, 1973. – 28 с.

  10. Рогожина, Н. Вокально-симфонические произведения С. Прокофьева / Н. Рогожина. – Лениград : Музыка, 1964. – 110 с.

  11. Рубцова, В. Вадим Николаевич Салманов / В. Рубцова. – Ленинград : Советский композитор, 1981. – 90 с.

  12. Рыцарева, М. М. С. Березовский / М. Рыцарева. – Ленинград : Музыка, 1983. – 85 с.

  13. Сохор, А. Г. Свиридов : монография / А. Г. Сохор. – Москва : Советский композитор, 1985. – 320 с.

  14. Шафер, Н. Дунаевский сегодня / Н. Шафер. – Москва : Советский композитор, 1989. – 205 с.

  15. Шварц, Н. Хоры Шебалина В. на стихи советских поэтов / Н. Шварц. – Москва : Музыка,1979. – 24с.

  16. Элик, М. Поэма памяти С. Есенина Г. Свиридова / М. Элик. – Москва : Советский композитор, 1971. – 21 с.



Перечень мультимедийных технических средств обучения.


  • использование видеозаписей, CD, DVD, грамзаписи

оперных спектаклей, концертных выступлений ведущих хоровых коллективов страны и региона: «Московский камерный хор», «Хоровая капелла В. Полянского», «Республиканская хоровая капелла им. А. Юрлова», Хор Московского театра «Новая опера», «Петербургская хоровая капелла им. М. Глинки», «Камерный хор Московской консерватории», «Магнитогорская хоровая капелла им. С. Эйдинова», Хоровая капелла Тюменской филармонии», «Пермская хоровая капелла мальчиков»; детские хоровые студии: «Пионерия», «Дубна», «Веснянка», « Ключ», «Жаворонок», «Сибирята», «Мечта», «Аврора».

  • Видеозаписи мастер-классов ведущих хоровых и оперных дирижеров страны и региона: А. Юрлов, В. Минин, Б. Тевлин, В. Чернушенко,

Е. Колобов, В. Полянский, Б. Певзнер, С. Эйдинов, В. Шереметьев, В. Завадский, А. Литвина.


^ Иллюстративные материалы:

  • Использование клавиров, партитур, авторских сборников русских и современных композиторов.

  • Плакаты, альбомы, буклеты.



ПримечаниеХоровая литература для специализации «Руководитель народного хора» предусматривает 18 ч. в VIII семестре (контрольный урок). На самостоятельную подготовку отводится 8 ч. Специфика тематического плана связана с жанром народной песни, хоровых обработок, несложных оперных сцен с использованием цитат с темами народных песен. На контрольном уроке необходима игра хоровых партитур и анализ сочинений в репертуарных сборниках серии «Поет народный хор» с предоставлением конспектов, написание викторины.





Скачать 339,1 Kb.
оставить комментарий
Дата15.10.2011
Размер339,1 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

отлично
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

наверх