Тематический план учебной дисциплины № п/п. Наименование разделов icon

Тематический план учебной дисциплины № п/п. Наименование разделов



Смотрите также:
Тематический план учебной дисциплины Наименование тем и разделов...
Пояснительная записка Тематический план учебной дисциплины № п/п Наименование разделов и тем...
Тематический план учебной дисциплины № п/п Наименование разделов...
Тематический план изучения дисциплины. № Наименование тем и разделов...
Тематический план № п/п Наименование разделов и тем Всего...
Тематический план № п/п Наименование разделов и тем Всего часов...
Тематический план № п/п Наименование разделов и тем Всего часов...
Уебно-тематический план № п\п Наименование разделов Количество часов Форма контроля...
Тематический план учебной дисциплины: № Наименование темы...
Тематический план № п/п Наименование разделов и тем Всего...
Тематический план № п/п Наименование разделов и тем Всего...
Тематический план № п/п Наименование разделов и тем Всего...



скачать






1. Тематический план учебной дисциплины



№ п/п.

Наименование разделов

Всего (часов)

Аудиторные занятия (час.)

Самосто­ятельная










лекции

практич.

работа

1

Специфика журналистской профессии

6

2

-

4

2

Журналистика на разных этапах развития цивилизации и культуры

8

2

-

6

3

Функции журналистики

6

2

-

4

4

Система и организация функционирования средств массовой информации

6

2

-

4

5

Типология СМИ.

6

2

-

4

6

Личностно-профессиональная модель журналиста

8

2

2

4

7

Права и обязанности журналиста

8

2

-

6

8

Жанры журналистики

12

-

6

6

9

Информационные жанры журналистики

16

-

6

10

10

Аналитические жанры журналистики

16

-

6

10

11

Художественно-публицистические жанры

16

-

6

10




Итого

108

14

26

68

^ 2. Формы рубежного контроля и структура итоговой оценки

Итоговая оценка по учебной дисциплине складывается из следующих элементов:

  • промежуточный контроль - реферат по одной из перечисленных ниже тем (по выбору);

  • итоговый контроль - тестирование и зачет (в письменной форме)

3. Базовые учебники

  1. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: Учебное пособие. М., 2003.

  2. Тертычный А. А. Жанры периодической печати. Аспект Пресс,2002г.

  3. Голядкин Н.А. История отечественного и зарубежного телевидения. Аспект Пресс,2004г.

  4. Тележурналист. / Под ред. Кузнецова МГУ, 2004г.

  5. Радиожурналист. / Под ред. Кузнецова МГУ, 2004г.

  6. Система средств массовой информации России. Учебное пособие для вузов. Под ред. Я.Н. Засурского. Аспект Пресс, 2003г.

7. Телевизионная журналистика: Учебник /Под ред. Г.В. Кузнецов, В.Л. Цвик, А.Я. Юровский. М.: Изд-во МГУ, 2002г.

8. Радиожурналистика. Под ред. А.А. Шереля. М., 2000.

Литература для студентов с хорошим знанием английского языка:

1 .Broadcast News Writing and Reporting. Waveland Press, 2000.

2.Block, Mervin and Durso, Joe. Writing News for TV and Radio. The interactive CD and handbook. 1998.

3."So - what's your view...?" A practical Handbook for Journalists. BBC Training & Development. World Service. 2001. Radio, PRI. Chicago, 2001.

4.The Survey Kit Series. Sage Publications. London.

Volume 1. Allen Fink. The Survey Handbook.

Volume 2. Allen Fink. How to Ask Survey Questions.

Volume 3. Linda B. Bourque &Eve P. Fielder. How to Conduct Self-Administered and Mail

Surveys.

Volume 4. James H. Frey & Sabine Mertens Oishi. How to Conduct Interview by Telephone and in

Person.

Volume 5. Allen Fink. How to Design Surveys.

Volume 6. Allen Fink. How to Sample in Surveys.

Volume 7. Mark S. Litwin. How to Measure Survey Reliability and Validity.

Volume 8. Allen Fink. How to Analyze Survey Data.

Volume 9. Allen Fink. How to Report on Surveys.

4. Содержание программы

Курс рассчитан на студентов, которые только приступают к изучению журналистики. Это первая научная дисциплина специализации, которая рассматривается как необходимая часть процесса становления будущих журналистов, дающая им основополагающие знания о профессии, формирующая у них основные представления о роли журналистики в обществе и об ответственности журналиста перед своей аудиторией. Знания, полученные студентами, позволят им освоить профессиональный язык, понять и осмыслить место журналистики среди других общественных институтов, оценить возможности своего профессионального применения в будущем.


^ Цели и задачи

Основные цели курса - сформировать у студентов четкие представления об основах теории журналистики, о журналистике как о массово-информационной деятельности; ознакомить их с системой средств массовой информации России и с принципами ее функционирования; очертить специфику журналистской профессии в ряду других профессий и место журналистики в системе социальных институтов общества; опираясь на лучшие примеры журналистского творчества, показать значение содержания и формы в создании произведений журналистики разных жанров.

Задачи курса:

  • вооружить будущих специалистов знаниями основной терминологии, используемой в массово-информационной деятельности;

  • показать возможности современных СМИ и перспективы их развития в будущем;

  • сформировать представления о профессиональной ответственности журналистов;

  • привить им навыки по созданию информационных, информационно-аналитических,

  • аналитических и художественно-публицистических произведений журналистики.

^ 4. Темы разделов

Тема 1. Специфика журналистской профессии.

История журналистской профессии.

Мотивация выбора журналистской профессии.

Престиж профессии и условия труда журналиста на разных этапах общественного развития.

Основные тенденции и особенности становления и развития журналистской профессии.

Журналистика как полифункциональная деятельность, ее место в ряду других профессий.

Социальные и профессиональные роли журналиста.

Результат журналистского труда как информационно-культурный продукт и товар.

Общественная значимость журналистского труда.

Основная литература

  1. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: Учебное пособие. М., 2003

  2. Цвик В.Л. Введение в журналистику. Учебное пособие. - Изд. 2-е, доп. и переработанное. М., 2000 http://www.cjes.ru/lib/?category_id=3&book_id=334

Дополнительная литература

  1. Горохов В. Основы журналистского мастерства. М., 1989.

  2. Лазутина Г. В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2000.

  3. Свитич Л.Г. Феномен журнализма. М., 2000

Тема 2. Журналистика на разных этапах развития цивилизации и культуры.

Журналистика в системе социальных институтов общества. СМИ как инструмент демократии.

Плюрализм и толерантность в сфере массовой информации. СМИ как канал выражения и согласования социальных интересов. СМИ как четвертая власть.

^ Журналистика как массово-информационная деятельность. Понятия «информация» и «массовая информация».

Структура массово-информационной деятельности: сбор, обработка, компоновка, передача, восприятие, трансформация, хранение и использование массовой информации. Массовая информация как продукт массово-информационной деятельности. Массовая информация и социальная информация. Массовая аудитория и ее характеристики.

^ Место журналистики в информационных системах современного общества.

Журналистика как система средств массовой информации.

Традиционные и новые СМИ. Их типология.

Журналистская профессия в индустриальном, постиндустриальном и информационном обществах.

М. Кастелс, его взгляд на роль журналистики в сетевом обществе и перспективы развития России как сетевого общества.

Влияние развития информационных и коммуникационных технологий на журналистику как профессию.

Основная литература

  1. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: Учебное пособие. М., 2003

  2. Цвик В.Л. Введение в журналистику. Учебное пособие. - Изд. 2-е, доп. и переработанное. - М., 2000

http://www.cjes.ra/lib/7categoryj^=3&book_id=334

3. Система средств массовой информации России. Учебное пособие для вузов. Под ред. Я.Н. Засурского. Аспект Пресс, 2003г

Дополнительная литература

  1. Горохов В. Основы журналистского мастерства. М., 1989.

  2. Землянова Л.М. Зарубежная коммуникавистика в преддверии информационного общества.

  3. Толковый словарь терминов и концепций. М., 1999.

  4. Кастельс М. Информационная эпоха. М.. 2000

  5. Лазутина Г. В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2000.

Тема 3. Функции журналистики.

Понятие функции.

Многообразие социальных и информационных потребностей общества - объективная основа функций журналистики.

Идеологические, культурно-просветительские, рекреативные, рекламно-справочные и другие функции СМИ.

Взаимодействие журналистики с общественным мнением и массовым сознанием как механизм реализации функций.

Соотношение функций и целей в сфере производства и распространения массовой информации.

Информация и коммуникация как основа массово-информационного процесса.

Основная литература

  1. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: Учебное пособие. М., 2003

  2. Цвик В.Л. Введение в журналистику. Учебное пособие. - Изд. 2-е, доп. и переработанное. - М., 2000

http ://www.cj es.ru/lib/? category_id=3 &book_id=3 34

3. Система средств массовой информации России. Учебное пособие для вузов. Под ред. Я.Н. Засурского. Аспект Пресс, 2003г

Дополнительная литература

Библиотека Центра экстремальной журналистики (www.cjes.ru)

Журналистика и медиарынок. №1-6, 2003.

Журналистика и медиарынок. №1-9. 2004.

Страшнов С. Просветительство и журналистика. Ивановский гос. ун-т.2004. http://www.cjes.ru/lib/? category_id=3&book_id=606

Тема 4. Система и организация функционирования средств массовой информации.

Понятие национальной модели системы СМИ.

Особенности функционирования информационного рынка в РФ.

Различные секторы СМИ: государственные, государственно-общественные, частные.

Особенности экономической деятельности СМИ России.

Структура российской модели системы СМИ:

  • печатные СМИ: газеты, журналы;

  • электронные СМИ: телевидение и радиовещание;

  • информационные агентства и другие производители печатной, аудио- и видеопродукции;

  • сетевые СМИ;

  • инфраструктура СМИ.

Мировые информационные сети и российские СМИ.

Журналистика, службы паблик рилейшнз, рекламные организации: специфика

взаимодействий.

Основные условия и факторы формирования и функционирования системы СМИ:

аудиторный, политико-правовой, экономико-финансовый, профессионально-кадровый,

материально технический.

Основная литература

  1. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: Учебное пособие. М., 2003

  2. Цвик В.Л. Введение в журналистику. Учебное пособие. - Изд. 2-е, доп. и переработанное. - М., 2000.

http ://www. cj es .ru/lib/?category_id=3 &book_id=3 3 4

3. Система средств массовой информации России. Учебное пособие для вузов. Под ред. Я.Н. Засурского. Аспект Пресс, 2003г

Дополнительная литература

  1. Гуревич СМ. Газета и рынок. М., 1998.

  2. Гуревич СМ Экономика средств массовой информации. - М., 1999.

  3. Самые успешные PR-кампании в мировой практике. ИНФРА-М. М..2002 http://www.cjes.ru/lib/?category_id=3&book_id=491

  4. Селюкова Г.Ф. Конвергенция компьютерных и телевизионных технологий: новые возможности телевидения в США. http://www.cjes.ru/lib/content.php?content_id=6464&category_id=3

  5. Прайс Монро, Питер Круг. Благоприятная среда для свободных и независимых средств массовой информации \ http://www.cjes.ru/lib/?category_id=3&book_id=155

6. Прайс Монро. Телевидение, телекоммуникации и переходный период: право, общество и национальная идентичность. МГУ. 2000.

http://www.cjes.ru/lib/?category_id = 3&book_id = 154

Тема 5. Типология СМИ.

Типология органов информации и основные типологические группы современной российской журналистики (качественные и массовые издания, каналы, программы; органы информации различной функционально-целевой, предметно-тематической направленности; рассчитанные на определенные группы аудитории, разной периодичности т.п.). Классификационные признаки СМИ, методы и методики типологического анализа. Перспективные модели развития типологических групп СМИ (еженедельные качественно-массовые издания, форматы радио- и телестанций и др.).

Методология разработки концепции и программы, тематической модели, дизайна органа информации, работающего на определенную целевую аудиторию

Основная литература

  1. Система средств массовой информации России. Учебное пособие для вузов. Под ред. Я.Н. Засурского. Аспект Пресс, 2003г.

  2. Реснянская Л.Л. Фомичева И.Л. Газета для всей России. М., 1999.

  3. Шкондин М.В. Система средств массовой информации (Основы организации и характер структурной трансформации в условиях реформирования общества). - М., 2000.

Дополнительная литература

1. Грабельников А.А. Массовая информация в России: от первой газеты до информационного общества. М., 2001.

2. Кулев В. Деловая пресса России: состояние и перспективы //www.inguk.ru.

Тема 6. Личностно-профессиональная модель журналиста.

Журналист как профессиональный субъект массово-информационной деятельности.

Традиционные виды журналистской специализации: по средствам массовой информации, по освещаемым темам, по используемым жанрам, по должностным обязанностям, по выполняемым функциональным обязанностям.

Модификация личностно-профессиональной модели журналиста для разных специализаций (журналист, работающий в информационных службах, репортер, журналист-расследователь, аналитик, публицист, ведущий-модератор в электронных СМИ, Интернет-журналист).

Современное состояние профессии: конвергенция СМИ и переход к синтезу специализаций журналиста.

Влияние Интернет на журналистику как профессию.

Интерактивная журналистика.
^

Основная литература


  1. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: Учебное пособие. М., 2003

  2. Цвик В.Л. Введение в журналистику. Учебное пособие. - Изд. 2-е, доп. и переработанное. - М., 2000

Дополнительная литература

1. Свитич Л.Г. Феномен журнализма. М., 2000

Тема 7. Права и обязанности журналиста.

Право на свободу выражения мнений и особенности его реализации в журналистской профессии.

Свобода журналистики как базовая основа функционирования средств массовой информации.

Становление и характер концепций свободы: авторитарной, либертарианской, социальной ответственности. Современные подходы и решения.

Соотношение понятий «свобода», «необходимость», «ответственность», «общественный интерес» применительно к профессиональной деятельности журналиста (теория и анализ практики).

Особенности формирования системы ценностей журналиста.

Ведущие социологи о системе базовых ценностей аудитории СМИ и журналистов: проблема соотнесения

Социальная позиция как система принципов деятельности органов информации и журналистов.

Экономические гарантии права журналиста на свободу выражения мнений. ^ Современное российское законодательство в сфере СМИ.

Законодательно закрепленные права и обязанности различных субъектов массово-информационной деятельности.

Законодательное регулирование работы журналиста и этические нормы журналистики в России и в разных странах мира.

Интернет-журналистика: проблема достоверности информации и ответственности журналиста. Феномен Мэтта Драджа.

Основная литература

  1. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ" С КОММЕНТАРИЯМИ ПРОФЕССОРА МИХАИЛА ФЕДОТОВА http://www.intemews.ru/books/redbook/index.html

  2. Основы творческой деятельности журналиста: [Учеб. для вузов по специальности"Журналистика"] Ред - сост. С. Г. Корконосенко] - СПб.: Знание, 2000.

3. Профессиональная этика журналистов. Документы и справочные материалы. Фонд защиты гласности. М., 2002. http://www.cjes.ru/lib/?category_id=3&book_id=84 Сиберт Ф., Шрамм У., Питерсон Т. Четыре теории прессы. М., 1998.

Дополнительная литература

  1. Лазутина Г. В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2000.

  2. Аграновский В. Вторая древнейшая. Беседы о журналистике. М., 1999.

3. Задорин И., Бурова Ю., Сюткина А. СМИ и массовое политическое сознание: взаимовлияние и взаимозависимость. M.I999. http://www.cjes.ru/lib/?category_id=3&book_id=207


Тема 8. Жанры журналистики.

Своеобразие предмета журналистики и способа отображения автором действительности как жанрообразующие признаки.

Актуальные общественные и природные события, явления, процессы, ситуации во всем богатстве их проявления, в многообразии взаимосвязей, порождающих важные для общества в теоретическом и практическом отношении проблемы и конфликты, а также личность человека как предмет журналистских выступлений.

Три главных способа отображения действительности: фактографический, аналитический и наглядно-образный.

Редакторский, организаторский и авторский виды журналистской деятельности. Формы осуществления редакционной политики средствами массовой информации. Актуальность и оперативность как понятия, определяющие качества массовой информации. Научный, художественный и публицистический виды творчества и их презентация СМИ в повседневной практике.

Методы сбора информации в журналистике. Содержание и форма в публицистическом творчестве.

Использование информационных, аналитических и художественно-публицистических жанров в прессе, на радио и телевидении.

Понятие формата.

Основная литература

  1. Кройчик Л.Е. Система журналистских жанров/Юсновы творческой деятельности журналиста/ Под ред. С. Г. Корконосенко. СПб., 2000.

  2. Лазутина Г. В. Основы творческой деятельности журналиста. М, 2000.

  3. Тертычный А. А. Жанры периодической печати. Аспект Пресс, 2002г. http://www.cjes.ru/lib/?category_id=3&book_id=484

  4. Телевизионная журналистика: Учебник/Под ред. Г.В. Кузнецов, В.Л. Цвик, А.Я. Юровский. М.: Изд-во МГУ, 2002г.

  5. Радиожурналистика. Под ред. А.А. Шереля. М., 2000.

  6. Голядкин Н.А. История отечественного и зарубежного телевидения. Аспект Пресс,2004г.

  7. Тележурналист. / Под ред. Кузнецова МГУ, 2004г.

  8. Радиожурналист. / Под ред. Кузнецова МГУ, 2004г.

Дополнительная литература

1. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: Учебное пособие. М, 2003

Тема 9. Информационные жанры журналистики.

Фактографический способ отображения действительности как решение задачи по оперативному информированию аудитории об актуальных событиях, как основа создания информационных жанров. Классификация информационных жанров:

Информация (короткая, расширенная заметка). Заметка как жанр. Событийная информация на страницах ежедневной газеты, еженедельника, в аудиовизуальных СМИ. N

Понятие новости. Оперативность и актуальность. Сенсация и сенсационность. Особенности и место заметки на страницах периодической печати, в эфире. Виды заметок. Литературное оформление заметок.

Хроника. Особенности и назначение жанра.

  • Зарисовка. Специфика использования в информационном вещании.

  • Интервью (монолог, диалог, коллективное, анкета). Особенности и назначение жанра. Виды интервью. Интервью как жанр и как метод сбора информации. Процесс подготовки к беседе с интервьюируемым. Литературная работа над материалами в жанре "интервью". Интервью в современных СМИ. Специфика использования интервью в информационных программах телевидения и радио. Известные мастера популярного жанра.

  • Отчет (общий, тематический, с комментариями). Отчет и его жанровые особенности. Методика работы над отчетом.

Отчет в современной прессе.

  • Путевые заметки. История жанра.

  • Обозрение как жанр, его особенности. Становление обозрения в истории отечественной журналистики. Виды обозрения. Международное, экономическое, литературное обозрение. Работа над обозрением. Известные журналисты - обозреватели России. Обзор писем.

  • Репортаж (событийный, тематический, постановочный). История становления жанра (Эгон Эрвин Киш, Вадим Синявский). Виды репортажа. Композиционно- стилистические особенности репортажа. Возможности жанра. Методика работы над репортажем. Выдающиеся зарубежные и российские репортеры. Репортаж сегодня.

Аналитические возможности информационных жанров - отчета, корреспонденции,

интервью, их использование в современной прессе.

^ Информационные жанры в аудиовизуальных СМИ. Общие признаки группы жанров.

Отличительные признаки телевизионной заметки, телевизионной корреспонденции, телевизионного информационного выпуска, телевизионных новостей.

Специфика использования интервью в информационно-аналитических программах.

Методика организации и подготовки к проведению интервью в прямом эфире.

Интервью и новые жанры телевидения (игровые программы, ток-шоу).

Информационные жанры Интернет.

Информационная графика как жанр визуальной журналистики.

Анализ практики печатных и электронных СМИ России.

Основная литература

1. Тертычный А. А. Жанры периодической печати. Аспект Пресс,2002г. http://www.cjes.ru/lib/?category_id=3&book_id=484

2. Телевизионная журналистика: Учебник/Под ред. Г.В. Кузнецов, В.Л. Цвик, А.Я. Юровский. М.: Изд-во МГУ, 2002г.

  1. Радиожурналистика. Под ред. А.А. Шереля. М., 2000.

  2. Голядкин Н.А. История отечественного и зарубежного телевидения. Аспект Пресс,2004г.

  3. Тележурналист. / Под ред. Кузнецова МГУ, 2004г.

  4. Радиожурналист. / Под ред. Кузнецова МГУ, 2004г.

i

«

Дополнительная литература

  1. Антонов В. И. Информационные жанры газетной публицистики. Саранск, 1996.

  2. Н.В. Вакурова, Л.И. Московкин. Типология жанров современной экранной продукции. Уч. пособие. МЛ 997.

http://www.cjes.ru/lib/?category_id=3&book_id=377

  1. Журналист в поисках информации. (Серия «Журналистика и закон»). М., 2001.

  2. Кийт, Майкл. Радиостанция. М., 2001.

  3. Киш Э. Э. Опасный жанр литературы//Репортажи. М., 1964.

  4. Коппервуд Р., Нельсон Р. П. Как преподносить новости. М., 1998.

Тема 10. Аналитические жанры журналистики.

Проникновение в суть явлений, выяснение скрытых взаимосвязей предмета отображения как цели аналитического способа отображения действительности. Цели СМИ в публикации журналистских материалов. Творческие цели в создании аналитических тестов.

Классификация аналитических жанров печатной прессы:

  • Корреспонденция как жанр, его особенности.

  • Статья (пропагандистская, проблемная, обобщающая, критическая) Статья как аналитический жанр периодической печати. Процесс сбора материала для статьи. Работа над статьей. Виды статьи. Статья на тему о средствах массовой информации и их проблемах.

  • ^ Обзор или обозрение как жанр, его особенности. Становление обозрения в истории отечественной журналистики. Виды обозрения. Международное, экономическое, литературное обозрение. Работа над обозрением. Известные журналисты - обозреватели России. Обзор писем.

  • Рецензия (литературная, кино, театральная). Рецензия как жанр, оценка и анализ событий научной и культурной жизни, произведений науки и искусства. Виды рецензии. Публицистическое своеобразие жанра. Выдающиеся мастера рецензии в истории отечественной журналистики. Рецензия на страницах современных газет и журналов, на телевидении и радио. Литературно-художественная критика. Отделы публицистики и библиографии в структуре редакции "толстого журнала".

  • ^ Журналистское расследование как метод подготовки аналитических материалов. Журналистское расследование как жанр современных средств массовой информации, его особенности. Российские корни жанра (А.С. Пушкин, В.Г. Короленко). Методика получения сведений для журналистского расследования. Роль источников информации в ходе сбора информации и их использование в ходе подготовки материала к выходу в свет. Международная практика (феномен Майкла Мура) и освоение российскими СМИ нового жанра - журналистского расследования.



^ Аналитические жанры телевидения.

Общие признаки группы жанров.

Отличительные признаки выступления (беседы) по телевидению, комментария, интервью,

пресс-конференции, беседы, диалога, дискуссии, "круглого стола".

Лучшие российские аналитические тележурналисты.

^ Аналитические жанры радио.

Общие признаки группы жанров.

Отличительные признаки выступления (беседы), комментария (событийного и

проблемного), интервью, беседы, диалога, дискуссии, "круглого стола", обозрения. Лучшие

российские аналитические радиожурналисты.

Основная литература

  1. Тертычный А. А. Жанры периодической печати. Аспект Пресс,2002г. http ://www.cj es.ru/lib/?category_id=3 &book__id=484

  2. Телевизионная журналистика: Учебник/Ред. коллегия Г.В. Кузнецов, В.Л. Цвик, А.Я. Юровский. М.: Изд-во МГУ, 2002г.

  3. Радиожурналистика. Под ред. А.А. Шереля. М., 2000.

Дополнительная литература

1. Тертычный А. А. Аналитическая журналистика. М., 1998.

  1. Тертычный А.А. Журналистское расследование. М., 2000.

  2. Цвик В.Л. Журналист с микрофоном. Учебное пособие. - М, 2000.

  3. Н.В. Вакурова, Л.И. Московкин.Типология жанров современной экранной продукции. Уч. пособие. МЛ 997

Тема 11. Художественно-публицистические жанры.

Классификация художественно-публицистических жанров печатной прессы:

  • Очерк (сюжетный, описательный или страноведческий, портретный). Особенности жанра. А. М. Горький и появление понятия «очерк» в качестве названия журналистских публикаций. Родоначальники отечественного очерка: В. Г. Короленко («В голодный год»), А. П. Чехов («Остров Сахалин»), Г. И. Успенский («Разорение»), Н. В. Успенский («Без языка») и др. Выдающиеся мастера советской журналистики: М. Е. Кольцов, Б. Н. Полевой, К. М. Симонов, А. А. Бек, А. А. Аграновский, В. В. Овечкин, Г. Н. Бочаров. Лучшие очеркисты современной российской журналистики.

  • Фельетон. Происхождение и особенности жанра. История жанра и лучшие отечественные фельетонисты: М. Е. Салтыков-Щедрин, В. М. Дорошевич, А. В. Амфитеатров, М. Е. Кольцов, И. А. Ильф и Е. П. Петров, С. Д. Наринъяни, Э. Я. Пархомовский. Проблемы жанра в пост-перестроечный период.

  • Памфлет. Происхождение памфлета как жанра (Эзоп). Российская история жанра: Д.И. Писарев, A.M. Горький, Л.М. Леонов, Я. Н. Галан, М.А. Стуруа. Политический памфлет на страницах современной российской печати.

  • Пародия. Происхождение жанра. Предмет и методы создания произведения в жанре пародии. Лучшие российские пародисты.

^ Документально-художественные жанры телевидения.

Общая характеристика группы жанров.

Отличительные признаки телевизионного очерка, телевизионного обозрения,

документального телевизионного рассказа.

Используемые изобразительно-выразительные средства.

Лучшие авторы и материалы в российском телевещании.

^ Документально-художественные жанры радио.

Общие признаки группы жанров.

Отличительные признаки очерка (портретного и страноведческого), документальный

радиорассказ, документальная радиокомпозиция.

Основные выразительные средства радио.

Лучшие российские журналисты радио.

Основная литература

1. Тертычный А. А. Жанры периодической печати. Аспект Пресс,2002г. http://www.cjes.ru/lib/?category_id=3&book_id=484

2. Телевизионная журналистика: Учебник/Под ред. Г.В. Кузнецов, В.Л. Цвик, А.Я. Юровский. М.: Изд-во МГУ, 2002г.

3. Радиожурналистика. Под ред. А.А. Шереля. М., 2000.

Дополнительная литература

1. Н.В. Вакурова, Л.И. Московкин. Типология жанров современной экранной продукции. Уч.

пособие. МЛ 997

Примерные вопросы для письменных работ

:мы для письменной работы (реферат):

  1. Социальная позиция журналиста (на примере телепрограмм С.Шустера, В. Познера).

  2. Свобода слова в России. Как реализуется это право в СМИ?

  3. Журналистское расследование на национальных телевизионных каналах.

  4. Информационно-аналитический еженедельник как тип издания.

  5. «Желтая газета» как тип издания.

6. Качественная газета в условиях российского медийного рынка.

  1. Проблема верификации фактов в информационных материалах.

  2. Работа с заголовками в газете (на примере газет «Коммерсант», «Известия», «Ведомости»).

  3. Заметка как информационный жанр: особенности композиции.

  4. Проблема использования цитат в информационных материалах.

  5. Телевизионный репортер. Какими качествами он должен обладать?

  6. Журналист и интервьюируемый: правила игры.

6. Вопросы для оценки качества освоения дисциплины

^ ВОПРОСЫ К ЗА ЧЕТУ ПО КУРСУ

  1. Основные тенденции и особенности становления и развития журналистской профессии.

  2. Социальные и профессиональные роли журналиста.

  3. Результат журналистского труда как информационно-культурный продукт и товар. Общественная значимость журналистского труда.

  4. Журналистика в системе социальных институтов общества.

  5. Плюрализм и толерантность в сфере массовой информации.

  6. СМИ как канал выражения и согласования социальных интересов.

  7. Понятия «информация» и «массовая информация».

  8. Массовая информация как продукт массово-информационной деятельности.

  9. Массовая аудитория и ее характеристики.

  10. Место журналистики в информационных системах современного общества.

  11. Журналистика как система средств массовой информации.

  12. Традиционные и новые СМИ. Их типология.

  13. М. Кастелс, его взгляд на роль журналистики в сетевом обществе и перспективы развития России как сетевого общества.

  14. Влияние развития информационных и коммуникационных технологий на журналистику как профессию.

  15. Понятие функции СМИ.

  16. Механизм реализации функций.

  17. Соотношение функций и целей в сфере производства и распространения массовой информации.

  18. Понятие национальной модели системы СМИ.

  19. Особенности функционирования информационного рынка в РФ.

  20. Структура российской модели системы СМИ.

  21. Мировые информационные сети и российские СМИ.

  22. Журналистика, службы паблик рилейшнз, рекламные организации: специфика взаимодействий.

  23. Типология органов информации и основные типологические группы современной российской журналистики.

  24. Методология разработки концепции и программы, тематической модели, дизайна органа информации.

  25. Личностно-профессиональная модель журналиста.

  26. Право на свободу выражения мнений и особенности его реализации в журналистской профессии.

  27. Свобода журналистики как базовая основа функционирования средств массовой информации.

  28. Становление и характер концепций свободы.

  29. Соотношение понятий «свобода», «необходимость», «ответственность», «общественный интерес» применительно к профессиональной деятельности журналиста (теория и анализ практики).

  30. Особенности формирования системы ценностей журналиста.

  31. Социальная позиция как система принципов деятельности органов информации и журналистов.

  32. Современное российское законодательство в сфере СМИ: права и обязанности различных субъектов массово-информационной деятельности.

  33. Законодательное регулирование работы журналиста и этические нормы журналистики в России.

  34. Интернет-журналистика: проблема достоверности информации и ответственности журналиста.

  35. Основные жанрообразующие признаки журналистских материалов.

  36. Виды журналистской деятельности.

  37. Методы сбора информации в журналистике.

  38. Понятие формата.

  39. Способ отображения действительности, лежащий в основе создания информационных жанров.

  40. Классификация информационных жанров.

  41. Информация как жанр.

  42. Понятие новости.

  43. Сенсация и сенсационность.

  44. Особенности и место заметки на страницах периодической печати, в эфире.

  45. Хроника. Особенности и назначение жанра.

  46. Зарисовка. Специфика использования в информационном вещании.

  47. Интервью Особенности и назначение жанра.

  48. Отчет и его жанровые особенности. Методика работы над отчетом.

  49. Путевые заметки. История жанра.

  50. Обозрение как жанр, его особенности. Виды обозрения.

  51. Репортаж. История становления жанра. Виды репортажа..

  52. Аналитические возможности информационных жанров - отчета, корреспонденции, интервью, их использование в современной прессе.

  53. Отличительные признаки информационных жанров в аудиовизуальных СМИ.

  54. Интервью и новые жанры телевидения (игровые программы, ток-шоу).

  55. Информационные жанры Интернет.

  56. Информационная графика как жанр визуальной журналистики.

  57. Аналитические жанры журналистики.

  58. Корреспонденция_как жанр, его особенности.

  59. Статья как аналитический жанр периодической печати.

  60. Обзор или обозрение как жанр, его особенности.

  61. Виды обозрения. Известные журналисты - обозреватели России.

  62. Обзор писем.

  63. Рецензия как жанр. Рецензия на страницах современных газет и журналов, на телевидении и радио. Литературно-художественная критика.

  64. Журналистское расследование как метод подготовки аналитических материалов.

  65. Журналистское расследование как жанр современных средств массовой информации. Российские корни жанра

  66. Аналитические жанры телевидения. Общие признаки группы жанров.

  67. Аналитические жанры радио. Общие признаки группы жанров.

  68. Классификация художественно-публицистических жанров печатной прессы.

  69. Очерк. Особенности жанра

  70. Фельетон. Происхождение и особенности жанра.

  71. Политический памфлет на страницах современной российской печати.

  72. Пародия. Происхождение жанра. Лучшие российские пародисты.

  73. Документально-художественные жанры телевидения. Общая характеристика группы жанров.

  74. Документально-художественные жанры радио. Общие признаки группы жанров.

  75. Отличительные признаки радиоочерка.

  76. Документальный радиорассказ, документальная радиокомпозиция.





Скачать 271,52 Kb.
оставить комментарий
Дата15.10.2011
Размер271,52 Kb.
ТипТематический план, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

наверх