Лекция «Телевидение как предмет научного изучения» icon

Лекция «Телевидение как предмет научного изучения»



Смотрите также:
Современный русский язык как предмет научного изучения...
Рабочий план Лекции 18 часов, семинары 16 часов Лекции: 1 неделя (2 часа) Лекция Введение в курс...
1 Религия как предмет научного исследования. Предмет религиоведения...
Тематический план изучения дисциплины русский язык и культура речи для студентов 1 курса...
Современный русский литературный язык как предмет научного изучения...
Религия как предмет сравнительного изучения лекция I...
Лекция как элемент инновационных...
Программы вступительных испытаний в южный федеральный университет в 2007 г...
Кафедра социологии журналистики...
Лекция I. Предмет и метод общей экономической теории...
Современный русский литературный язык как предмет научного изучения...
Лекция Стресс как предмет изучения организационной психологии...



скачать
Темы лекций и семинарских заданий

Тема 1

Телевидение и общество


Неделя 1.: Лекция «Телевидение как предмет научного изучения» Место телевидения в системе средств массовой информации и искусств. Теоретическое и прикладное значение курса. Методология изучения курса. Содержание курса. Обзор литературы по истории, теории телевидения, телевизионной критике.


Литература:

Обязательная:

1.Багиров Э.Г. Очерки теории телевидения. М., 1978.

2.Телевизионная журналистика: История, теория, практика:Учебное пособие / В.Л.Цвик. – М.: Аспект пресс, 2004.

3.Саппак В.С. Телевидение и мы. М., 1988.


Дополнительная:


1.Андроников И.Л. Слово написанное и сказанное; Окно в мир // Соч. в 2-х тт: Т. 2 – М., 1975.

2.Беляев И.К. Спектакль без актёра. М.,1982.

3.Вертов Д. Статьи. Дневники. Замыслы. М.,1966.


Семинар: Обзор жанров информационной публицистики: выступление, интервью, заметка, отчёт, репортаж. Выступление в кадре – один из ведущих жанров информационной публицистики, его сущностные характеристики и разновидности.

Задание-ассоциация «Чистый лист» выявляет способность студента выражать свои мысли публично, передаёт богатство ассоциаций, умение общаться с аудиторией. Студенты готовят текст выступления на заданную тему хронометражем 3 минуты.


Неделя 2. Лекция «Телевидение в системах массовой информации и искусств. Функции телевидения».


Этапы формирования системы средств массовой информации. Социально-исторические предпосылки возникновения и развития телевидения. Взаимодействие телевидения как рода аудиовизуальной журналистики с другими средствами информации и искусства. Новое «разделение труда» в журналистике в связи со стремительным развитием телевидения. Телевидение как новый вид искусства. Телевидение и радиовещание. Телевидение и театр. Телевидение и кино. Специфика телевидения.

Многофункциональный характер телевизионного вещания. Общественные функции телевидения (информационная, культурно-просветительская, социально-педагогическая, образовательная, интегративная, рекреативная, экономическая).Влияние телевидения на общественное сознание. Две основные функциональные модели телепрограммы: общественно-политическое и художественно-развлекательное вещание.


Литература:

Обязательная:

  1. Борецкий Р.А, Кузнецов Г.В. Журналист ТВ: за кадром и в кадре. М.,1990.

  2. Муратов С.А. Телевизионное общение в кадре и за кадром. М., 2003.

  3. Егоров В.В. Телевидение: теория и практика.



Дополнительная:

1.Егоров В.В. Телевидение между прошлым и будущим. М., Воскрксенье,1999.416 с.

Семинар: Подготовка текста выступления на тему «Чистый лист». Это задание выявляет способность студентов импровизировать, свободно выражать свои мысли, и умение общаться со зрителем.


Неделя 3. Лекция «Возникновение и развитие телевизионной журналистики».

Зарождение и развитие технической базы телевидения. Кабельные, радиорелейные и спутниковые системы трансляции телевизионного сигнала. Опытные передачи. Формирование телевидения как средства массовой информации (50-е – 60-е годы). Шестой фестиваль молодёжи и студентов (1957 г.) как рубеж становлении государственной системы телевизионного вещания в СССР: от опытных передач к общественному вещанию. Поиск новых форм вещания. Изолированность СССР, усиление цензуры в стране после 1968 г.

Литература:

Обязательная:

1.Очерки по истории Российского телевидения. – М.: Воскресенье 1999. – 416 с.

2. Телерадиоэфир: История и современность / под ред. Я.Н. Засурского. – М.:Аспект Пресс, 2005 – 239 с.

3.Голядкин Н.А. Краткий очерк становления и развития отечественного телевидения. М.,1996.

Дополнительная:


1.Рохлин А.М. История отечественного телевидения. – М.: Аспект Пресс, 2008.

2.Шаболовка 53: Страницы истории телевидения. М.: Искусство, 1988. 255.


Семинар: Запись выступления в телевизионной студии. Просмотр анализ и рецензирование учебного задания всей группой. Просматривая запись выступлений, студенты оценивают его по профессиональным критериям и высказывают замечания и пожелания друг другу.


Неделя 4.: Лекция «История советского телевидения. Телевидение постперестроечной эпохи».

Реорганизация телевидения в 70-е годы. Гостелерадио СССР (1969-1985). Централизация программной политики. Замена прямого эфира видеомагнитной записью (ВМЗ). Оптимизация системы подготовки и переподготовки профессиональных кадров для телевидения. Телевидение перестроечного периода (1985-1991). Телевизионные программ «1. 2 этаж», «Взгляд».

Появление коммерческих телеканалов, а также вещательных и программно-производящих телевизионных организаций. Структура вещания в постсоветской России.

Литература:

Обязательная:

1. Грабельников А.А. Средства массовой информации постсоветской России. М., 1996.

2. Овсепян Р.П. История новейшей отечественной журналистики. М.,1996.

3.Засурский Я.Н. Искушение свободой. Российская журналистика 1990-2004. –М.,2004.

Дополнительная:

1.Система средств массовой информации в России /под ред. Я.Н.Засурского. М., 1996.

2.Богданов В., Засурский Я. И др. Власть, зеркало или служанка? Энциклопедия жизни современной российской журналистики.

3 Прайс М. Телевидение, телекоммуникации в переходный период. М.,2000.

СЕМИНАР: Работа над текстом телевизионного выступления «Это я» или «Моя визитная карточка», «Предмет», «Однажды» (по выбору студента). В 2-х т. М., 1998.

Неделя 5: Лекция «Телевидение за рубежом».

Становление и развитие государственного телевидения на примере Германии (30-40 г.), Франция (50-60-х г.), общественного в Великобритании – БИ-БИ- СИ, Германии – АРД, коммерческого телевидения в США, Японии. Развитие телевидения в странах Африки, Азии и Латинской Америке. История и современное состояние телевизионного вещания в Великобритании, США, Франции и других странах мира. Перспективные направления развития телевещания в мире – кабельное телевещание, вещание через спутники земли.

Литература:

Обязательная:

1.Телевидение и радиовещание за рубежом. Вып. 1-8 М.,1990-1993.

2. Голядкин Н.А. ТВ-информация в США. М.:ИПК, 1994. 230 с.

3. Голядкин Н.А. Краткий очерк становления и развития отечественного и зарубежного телевидения. М.: ИПК. 1994.

3.Любимов Б.И. Общественное вещание: британская модель. – М., 2006.

4.Орлова В.В. Глобальные телесети новостей на информационном рынке.- М., 2003.

5. Буржуазное телевидение и его доктрины. – М., 1997.

Дополнительная:

  1. Деннис Э. Мэррил Дж. Беседы о масс - медиа. М.: Вагриус, 1997. 383 с.

  2. Руководство для создателей БИ-БИ-СИ (перевод с англ.). М., ИПК. 1997.

  3. Вачнадзе Г.Н. Всемирное телевидение. Тбилиси 1989.

  4. Оганов Г.С. ТВ по-американски. – М., 1985.

Семинар: Запись стендапа вне студии: на улице, на фоне университета и т.д.).


ТЕМА 2


^ ПРИРОДА ТЕЛЕВИДЕНИЯ


Неделя 6: Лекция «Изобразительно-выразительные средства телевидения».


Язык экрана. Составляющие экранного языка: кадр, план, ракурс, монтаж, слово. Монтаж. Виды монтажа, его цели и разновидности: технический, конструктивный, художественный, параллельный, перекрёстный, ассоциативный монтаж.

Работы С. Эйзенштейна, В Пудовкина о монтаже. Режиссура прямого эфира.


Литература:

Обязательная:

1. Телевизионная журналистика: Учебник. - Ред. коллегия: Г.В.Кузнецов, В.Л.Цвик, А.Я.Юровский. – Изд. 4-е М.: Изд-во МГУ, «Высшая школа», 2003.- 304 с.

2.Голдовская М Е. Техника и творчество. М., Искусство, 1985.

3. Голдовская М.Е. Человек крупным планом. М.: Искусство. 1981.

Дополнительная:

1.Кузнецов Г.В. ТВ-журналистика: критерии профессионализма. – М.: РИП - холдинг, 2002. – 220 с.


Семинар. Этапы работы над информационным видеосюжетом. Толкование термина «сюжет». Замысел, тема, идея, композиция видеосюжета.


Неделя 7: Лекция. «Жанры телевизионной журналистики».


Понятие «публицистика». Жанры информационной публицистики – информационное сообщение (заметка), интервью, репортаж, прямые включения.

Жанры аналитической публицистики - комментарий, обозрение, беседа, пресс-конференция, корреспонденция, обозрение, беседа, дискуссия, пресс-конференция, корреспонденция, ток-шоу. Жанры художественной публицистики – очерк, зарисовка, эссе, памфлет, фельетон.


Литература:

Обязательная:

  1. Юровский А.Я. Телевидение – поиски и решения. М., 1983.

  2. Кузнецов Г.В. Так работают журналисты ТВ. М., 2000.




Семинар: Разработка тематики видеосюжетов для информационного выпуска новостей ТВ РУДН.


Неделя 8: Лекция. «Телевизионный сценарий».


Виды сценария. Литературный сценарий основа телевизионной передачи. Средства создания публицистического сценария. Литературный сценарий, режиссерский сценарий, рабочий сценарий. Формы записи сценария: запись сценария в два ряда (видео – аудио), запись сценария сплошным текстом. Обозначение крупности планов в изобразительном ряду сценария.

Литература:

Обязательная:

1.Фрумкин Г.М.Школа начинающего сценариста: Учебное пособие. – М., 1997.

2.Каминский А.С. Вектор замысла Пошаговый самоучитель журналиста. –М: Эксмо. 2007. -384 с.


Неделя 9: Лекция. «Журналистские профессии на телевидении».


Основные творческие телевизионные профессии, их профессиональные функции и взаимодействие в процессе создания телевизионной программы. Журналистские профессии на телевидении (репортёр, комментатор, корреспондент, обозреватель, сценарист, шеф-редактор, редактор).

Редактор – организатор творческого процесса. Ведущий (модератор) информационно-аналитической программы. Ведущий развлекательных программ (шоу-мен).

Режиссерские профессии на телевидении (режиссер-постановщик, видеорежиссер, звукорежиссер, звукорежиссер, программный режиссер, ассистент режиссера). Творческое взаимодействие режиссера и оператора.

Литература:

Обязательная:

1. Муратов С.А. Телевизионное общение в кадре и за кадром. М.: Аспект Пресс, 2003. 2.ТВ-репортер / Сб. М., 1976.

3.ТВ-публицист / Сб.М., 1971.

Дополнительная:

1.Льюис Б. Диктор телевидения / Пер. с англ. М.: Искусство, 1973. 197.

2.Дзялошинский И.М. Российский журналист в посттоталитарную эпоху: Некоторые особенности личности и профессиональной деятельности. М., 1996.

Семинар: Выпуск новостей ТВ РУДН каждой учебной группой.


^ Неделя 10: внутри семестровая аттестация





ТЕМА 3

Телевизионная программа


Неделя 11: Лекция. «Принципы и основные подходы к классификации телепрограмм».


Попытки научной классификации программ телевизионных сообщений. Классификация Д. Смита, Г. Махлупа, Ф. Барнуса, Т.Вариса. Многоаспектность телепрограммы как основной критерий построения научной классификации.

Функциональный, содержательный, формальный и адресный аспекты типологизации в качестве определяющих. Классификации, предложенные Э.Г.Багировым. Методы и средства социологического исследования телевизионной аудитории: аудиометр, телефонный зондаж, качественный и количественный анализ. Стратегическое и тактическое программирование телевизионных передач. Тайм-слоты. Понятие «формат телепрограммы». Деятельность дирекции программ.


Литература:

Обязательная:

1.Багиров Э.Г. Очерки теории телевидения.- М.: Искусство, 1978.

Дополнительная:

1.Вертов Д. Статьи. Дневники. Замыслы. М., 1966.


Семинар: Сценарный план и сценарная заявка телевизионной фестивальной программы. Обсуждение и выбор темы фестивальной телепрограммы (проводится каждым преподавателем в учебной группе).


Неделя 12: Лекция. «Телевизионная программа».

Жанрово-тематическое построение телевизионного дня. Структура телевизионной программы, этапы программирования: прогнозирование, стратегическое и тактическое программирование, перспективное и календарное планирование, верстка и выпуск телепрограмм в эфир. Основные тематические блоки телепрограммы: информационно-публицистический, художественно-игровой, развлекательный. Культурно- просветительские и учебно-образовательные разделы – исчезающие из структуры современного телевидения. Виды вещания: новостные информационные, общественно-политические, молодежные, культурно-просветительские, музыкальные, спортивные и игровые телепрограммы.

Литература:

Обязательная:

  1. Борецкий Р.А. Телевизионная программа. М., 1967.

  2. А.А.Грабельников, И.И. Волкова, Н.С.Гегелова. Организация информационного производства на телевидении.- М.: РУДН, 2008. – 250.

Дополнительная:

1.Сто одна неделя с Ириной Петровской / под ред. Я.Н. Засурского. – М.. 1998.

Семинар: Журналистика как творческая деятельность. Виды творческой деятельности в журналистике. Российское законодательство о СМИ. Конституционные нормы. Общефедеральные законы. Закон о СМИ. Международные правовые акты. Права журналистов. Обязанности журналистов.


Неделя 13: «Информационно-публицистическое вещание»


Информационные выпуски как структурообразующий элемент программирования. Концепции информационного вещания (на примерах ЦТ СССР и Си-Эн-Эн США). Композиционное построение и верстка информационных выпусков новостей Журналистика как сфера функционирования социальной информации и как общественно-политическая деятельность Понятие телевизионной публицистики. Информационно-публицистические программы, особенности их формы и жанровой структуры. Краткая характеристика жанров – выступления в кадре, заметки («сюжета»), репортажа, интервью, пресс-конференции. Персонифицированная публицистика.


Литература:

Обязательная:

1.Цвик В.Л., Назарова Я.В. Телевизионные новости России. Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2002.- 176 с.

2.Цвик В.Л. Телевизионная журналистика: История, теория, практика:Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2004. – 382 с.

3.Поздняков Н.К. Информационная телепередача: Эфир, ведущие, зрители. М.: Восточный ветер,1997. 232 с.


Дополнительная:

1.Шахова Н.В. Люди моего «Времени». – М.: Изд-во Эксмо, 2004. 512 с.

2. Фэнг И. Теленовости: секреты журналистского мастерства (Реферат книги ). М.: ИПК, 1993.


Неделя 14: Художественная публицистика и образовательные программы.


Жанры художественной публицистики: очерк, зарисовка, эссе. Телевизионный очерк как ведущий жанр художественной публицистики. Предмет очерка. Виды очерка: портретный, путевой. Способы отражения документального материала (реконструкция события, метод длительного наблюдения). Средства создания художественного образа. Важнейшие качества художественной публицистики (исследование, рассказ, яркая образность) характер творческой и профессиональной задачи.

Художественно-сатирические жанры: фельетон, памфлет. Их специфика на телевизионном экране, их специфика на телевизионном экране. Специфика аудиовизуального сатирического образа: диалектика слова и изображения.


.Литература:

Обязательная:

1.Цвик В.Л. Телевизионная журналистика. – М., ЮНИТИДАНА, 2009. -495.

Семинар: Литературный сценарий как этап работы над документальным произведением. Презентация и конкурс сценариев внутри каждой группы. Выбор сценария-победителя во внутригрупповом конкурсе для дальнейшего представления на конкурс сценариев.


ТЕМА 4.

^ ВИДЫ ТЕЛЕВИДЕНИЯ


Неделя 15: Лекция. «Государственное, коммерческое и общественное телевидение».

Типология телевизионных организаций (в зависимости от источника финансирования). Государственное вещание как фактор интеграции. Децентрализация государственного телевидения. Коммерциализация телевидения – общемировая тенденция. Возникновение коммерческих телеканалов.

Литература:

Обязательная:

1.Энтман Р., Рид Р., Мицкевич Э., Файрстоун Ч. Телевидение, радио и приватизация. М.: Ливр, 1998


Неделя 16: Лекция. «Международные организации телевидения. Телевизионные агентства».

Международный обмен программами как основное содержание систем «Интервидения» и «Евровидения». Структурная организация международного обмена телепрограммами. Динамика и структура обмена. Организационная структура и функционирование ОИРТ, Европейского, Арабского, Карибского и других вещательных союзов, других телевизионных союзов на примере США, Германии, Англии.

Литература:

Обязательная:

1.Вачнадзе Г.Н. Всемирное телевидение. – Тбилиси.1989.

Дополнительная:

2.Маклюэн МЮ Телевидение. Робкий гигант // Телевидение вчера, сегодня, завтра. Вып. 7. – 1987.


Семинар: Понятие этики. Этические нормы в журналистики. Общественные контролирующие организации. Кодексы чести. Международные организации. Имущественное право. Соавторство. Законодательство об авторском праве. Нарушение авторских и смежных прав Защита нарушенных прав.


Неделя 17: Лекция. «Телевизионная реклама и паблик рилейшнз»

Возникновение и развитие рекламы. Типология рекламы. Понятие целеполагания в рекламе. Классификация телевизионной рекламы, типы рекламных сообщений. Политическая и социальная реклама. Реклама как часть деловой информации. Рекламная кампания. Деятельность рекламных и PR агентств. Закон «О рекламе». Права и обязанности рекламодателей. Система «паблик рилейшнз» - связи с общественностью: возникновение и сущность. «Паблик рилейшнз» как информационно-пропагандистская деятельность, производящая заказные оплачиваемые журналистские тексты. Американская теория «ПР». Создание согласия между управляющими и управляемыми (доктрина Э.Бернайса). «ПР» -философия управления (концепция О.Лебрингера). «ПР» в системе лоббизма. Место видеоинформации в объеме продукции «ПР» Особенности (тематические и жанровые) престижной рекламной видеоинформации. Идеологическая, экономическая, политическая функция «ПР». Организационная структура «ПР» в США. Ведомственная видеоинформация в условиях перехода к рыночной зкономике, формирование системы «паблик рилейшнз». Опыт деятельности министерских пресс-центров. Методы и средства воздействия на аудиторию в видеоматериалах типа «престижная реклама» Анализ метода «создания событий». Взаимодействие эфирного (кабельного телевидения с системой «ПР».


Литература:

Обязательная:

1.Уткин Э.А., Кочеткова А.И. Рекламное дело: Учебник. М., 1998.

2.Ученова В.В., Старых Н.В. История рекламы (детство и отрочество). М., 1994.

3. Волкова В.В. Дизайн рекламы: Учебное пособие. М.: Ростов-нДону,1999. 4.Голядкин Н.А. Творческая реклама (из американского опыта). М., 1999.

5. Блэк С. Паблик рилейшнз. Что это такое? / Пер. с англ. М., 1990.

Дополнительная:

1.Аренс А., Бове К. Современная реклама / Пер. с англ. Тольятти,1995.

Неделя18: итоговая аттестация


Неделя19: Лекция. Телевидение в современном мире.


Место и роль телевидения в современном мире. Всемирное телевидение и его роль в решении глобальных задач мироздания. Краткий обзор спутниковых систем связи. Телемост как новая форма межгосударственного общения. Телемост и его функциональное предназначение. Технические, социально-политические и творческие перспективы развития телевидения в современном мире. Международный кодекс профессиональной этики общества профессиональных журналистов.


Литература.

Обязательная:

1.Вачнадзе Г.Н. Всемирное телевидение. – Тбилиси, 1989.




Скачать 144,65 Kb.
оставить комментарий
Дата15.10.2011
Размер144,65 Kb.
ТипЛекция, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

наверх