Творческая деятельность icon

Творческая деятельность



Смотрите также:
Тема Понятие, виды и задачи аналитической деятельности...
Художественно-творческая деятельность учащихся в процессе изучения различных видов искусств...
Планирование: заслушать и обсудить все варианты проведения проекта...
Образовательная программа по специальности спо 031601 «Реклама» на базе среднего (полного)...
Образовательная программа по специальности спо 031601 «Реклама» на базе среднего (полного)...
Календарно-тематическое планирование 11 класс Номер и название темы Кол-во часов...
Творческая деятельность д. П. Ознобишина (проблемы фольклористики и фольклоризма)...
Литература, литературное произведение, литератор, творческая деятельность, читатель...
На уроках природоведения...
План работы Информационно-методического центра г. Химки на февраль 2010 года...
210100. 62 «Электроника и наноэлектроника» Цель программы...
Использование икт в воспитательной работе Слайд 1...



страницы:   1   2   3   4   5   6   7
скачать

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И
ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ




Основные направления и научные контакты


Научно-исследовательская, методическая и творческая работа консерватории направлена на развитие и совершенствование музыкального образования России и координируется в рамках следующих научных направлений:


17.00.02 Музыкальное искусство

24.00.01 Теория и история искусства

19.00.07 Педагогическая психология


Научная работа ведется в соответствии с профилем подготовки специалистов, определяется федеральными и региональными потребностями, строится на основании перспективного плана научной работы ПГК, планов работы кафедр, факультетов и включает разработку актуальных научных вопросов. Результаты научных исследований и творческой работы широко используются в учебном процессе: при разработке новых и модернизации существующих учебных курсов, в классе специальности у музыковедов – при подготовке курсовых работ и практических занятий.

Основным источником финансирования научных исследований являются централизованные средства, выделявшиеся вузу Министерством культуры Российской Федерации, а также целевые средства, предоставляемые по грантам, в том числе – Федеральной целевой программы «Культура России (2006–2011 гг.)».

Проблематика научных и методических работ, осуществляемых в ПГК, соответствует потребностям высшего профессионального образования. Комплексные темы объединяются вокруг трех основных направлений.

Приоритетное направление отражает в соответствующих ему научных исследованиях проблемы, обусловленные региональной спецификой самого северного российского музыкального вуза. Это проблемы традиционной и профессиональной музыкальной культуры Европейского Севера, Республики Карелия и финно-угорского мира. Другое направление объединяет научные темы, связанные с разработкой современных проблем теоретического и исторического музыкознания и композиторского творчества. Наконец, самостоятельное направление представлено научными исследованиями в области музыкального исполнительства, музыкальной психологии и педагогики. Оно дополнено рядом разработок общенаучных кафедр, направленных на профилирование преподаваемых дисциплин.

Тематика и содержание первого направления определяется региональными первопричинами. В его рамках разрабатываются вопросы, характеризующие музыкальную культуру и искусство Европейского Севера, в том числе Карелии как его части, и преследуются различные, но взаимосвязанные цели:

  • изучение культуры и искусства региона;

  • пополнение региональной составляющей специального музыкального образования научно-практическими и учебно-методическими материалам;

  • уточнение концепции профессионального художественного воспитания в ПГК как самом северном музыкальном вузе на территории России, уже получившей свое оформление в «Программе развития ПГК (2003-2010 гг.)».

В вузе осуществляется плановая фундаментальная разработка следующих комплексных тем:

  • «Культура скандинавских стран и Финляндии». В числе исследований, связанных с тематикой музыкальной культуры стран Европейского Севера, выделяются работы диссертационно-монографического плана: И.Н.Горная «Финская камерно-вокальная музыка ХХ века», В.И.Нилова «Музыка Сибелиуса в контексте культурно-исторических перемен конца XIX – начала XX века», И.В.Копосова «Симфоническое творчество Калеви Ахо в контексте развития европейской симфонии», Е.Г.Окунева «Стилистическая эволюция Эркки Салменхаара в контексте европейской музыки второй половины ХХ века». Интересы этой группы ученых сконцентрированы на исследовании «музыкального феномена Фенноскандии», а значит, охватывают широкий спектр междисциплинарных вопросов искусствознания. В научное описание вовлечены малоизвестные отечественному музыкознанию индивидуальные композиторские стили, раскрыты принципы их художественного творчества. Кроме того, затронуты проблемы диалога культур и поэтики языка музыки в контексте истории культуры. Работу над комплексной темой дополняют аспирантские диссертационные исследования, посвященные творчеству композиторов Фенноскандии. Ученые ПГК постоянно представляют результаты работы по этой теме на престижных научных форумах, в том числе за рубежом.

  • «Традиционная (аутентичная) и профессиональная музыкальная культура Карелии». Ученые рассматривают проблемы специфики анонимной и авторской региональной культуры Карелии в ее взаимоотношениях с сопредельными территориями. Значительным вкладом в этномузыкологию явилась монография Т.В.Краснопольской «Певческая культура народов Карелии и сопредельных земель». Особое внимание проявляется к проблеме межэтнических взаимодействий. Работа осуществляется в партнерстве с Карельским научным центром РАН и Петрозаводским государственным университетом. Интерес к межэтнической проблематике разделяют зарубежные соседи: ученые Финляндии пригласили этномузыковедов ПГК к сотрудничеству в рамках международного проекта на территории Калевальского района Республики Карелия «Корни и крона» (совместная работа началась в 2003 году). К 90-летию Карельской республики подготовлен научный сборник, посвященный традиционной (аутентичной) и профессиональной музыке региона. Изучению певческих фольклорных традиций Поморья посвящено диссертационное исследование Ю.И.Ковыршиной.

  • «Музыкальное финноугроведение». В контакте с учеными территорий компактного проживания финно-угорских этнических сообществ – России и зарубежья – исследуются малоизученные материалы, касающиеся как певческой, так и инструментальной традиций, а также изучаются синкретические обряды различных этносов финно-угорского мира. Многие материалы положены в основу специальных дисциплин учебного плана, адресованного студентам-этномузыкологам. По результатам проводимой в данном направлении работы изданы сборники научных статей: «Музыкальное финно-угроведение», «Традиционная обрядность финно-угорских народов», «Перспективы развития художественного образования в местах компактного проживания карелов», издания серии «Музыкальная культура финно-угорского мира». В последние годы разработка темы вышла на уровень межвузовского и международного исследования, в котором принимают участие ученые России (из Москвы, Санкт-Петербурга, Саранска, Йошкар-Ола, Ижевска, Астрахани, Ханты-Мансийска), а также Финляндии. Результатом первого этапа коллективного исследования финно-угорской проблематики стало издание сборника научных работ «Традиционная обрядность финно-угорских народов».

  • «Летопись Петрозаводской консерватории» – тема, начатая в год 35-летия вуза и привлекшая к себе силы всего профессорско-педагогического состава. В 2008 году появилось новое издание «Петрозаводская консерватория. Очерки истории» (первое относится к 2002 г.), позволившее представить путь вуза от его начала до сегодняшнего дня. Одновременно с этим было подготовлено юбилейное издание, посвященное истории кафедры народных инструментов, а также буклет, отражающий 40-летний творческий путь вуза. Патриотический импульс к материализации памяти об alma mater перерос в идею создания музея истории вуза (в этой связи ПГК участвовала в конкурсе грантов Президента Российской Федерации).



Второе направление базируется на изучении музыкальной классики в ее связях с современной культурой – посредством традиционных и инновационных методов. Представлены следующие комплексные темы:

  • «Искусствознание вне границ: междисциплинарный союз наук». Эта значимая для вуза тема объединяет круг исследований, регулярно проводимых ПГК, начиная с середины 90-х гг. ХХ века. Главной формой подведения итогов работы над темой стал регулярно работающий Междисциплинарный семинар, посвященный памяти Ю.Г.Кона и П.А.Руднева (в 1997 г. его инициировала канд. иск. О.А.Бочкарева). За отчетный период проведено 3 сессии, в которых участвовали ученые из ПГК, вузов Карелии, а также Москвы, Вологды, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Волгограда, Кировска, Ижевска и других городов России. Центральным объектом этой научной темы предстает художественный текст, характеризуемый с позиций союза искусствоведческих и иных наук. Каждый семинар имеет индивидуальный научный аспект, уточняющий характер исследования художественного текста. По материалам семинаров регулярно публикуются научные сборники, среди них – «Художественные тексты — явные и скрытые».

  • «Проблемы музыкального стиля, жанров и формы». Эта комплексная тема представлена фундаментальными диссертационными исследованиями. Значительным явлением стала публикация монографии «Оркестр и фуга» Б.Д.Напреева, посвященной актуальной и почти не изученной проблеме. Опубликована монография И.Н.Барановой «Татьяна Воронина: Параллельные миры музыканта», а также тематический сборник «Георгий Свиридов и русская художественная культура ХХ века», посвященный 90-летию композитора. Исследованию музыкального языка и некоторых специфических аспектов претворения в музыке внемузыкальных начал посвящены научные статьи Н.П.Хилько, Е.Г.Окуневой, И.В.Копосовой, Л.А.Купец, Т.Н.Тимонен, вопросам о роли полифонии в современной музыке – исследования Т.С.Екименко.


Третье направление – прикладное, научно-практическое, тесно связанное с творчеством и исполнительской музыкальной практикой – объединяет исследования в области музыкальной психологии и педагогики, истории и теории инструментализма.

  • «Исполнительство: творчество и педагогика». В рамках темы разрабатывается её обособившийся вариант – «Исполнительские традиции alma mater», посвященный выдающимся педагогам-исполнителям петербургско-ленинградской школы, преподававшим в Петрозаводском филиале ЛОЛГК (с 1994 года – Петрозаводской консерватории). Тема разрабатывается на протяжении трёх десятилетий. За отчетный период вышли новые сборники этой монографической серии. Получила развитие автономная тематическая линия – «Современная музыка в исполнительском репертуаре».

  • «Современные технологии в музыкально-образовательном процессе». В последние годы изданы и подготовлены к изданию учебные материалы, способствующие оперативной оценке знаний учащихся всех ступеней системы профессионального музыкального образования. В этой области ПГК сотрудничает с учеными Северо-Запада и других регионов и городов России (Архангельска, Астрахани, Мурманска, Вологды). На основе проделанной работы ПГК намеревается открыть Региональный научно-методической центр, объединяющий исследовательские и практические программы.

  • «Психология восприятия музыки». Исследуется актуальный для музыкознания рубежа XX–XXI вв. ракурс прямого и косвенного отражения «внутренней формы музыки» в творчестве слушателя-исполнителя. Работа над монографией по этой теме Т.П.Бибиковой получила грантовую поддержку ФЦП «Культура России».

  • Авторские сочинения и нотные репертуарные сборники, предвосхищенные методическими аннотациями и рассчитанные на разные исполнительские составы, образуют особый вклад в учебно-методическую работу преподавателей-композиторов (А.С.Белобородова, Г.А.Вавилова, В.К.Кошелева, Б.Д.Напреева, А.Л.Репникова). Интенсивная репертуарная деятельность композиторов – это еще одно важное направление деятельности вуза. Член кафедры профессор А.С.Белобородов – председатель СК Карелии, секретарь СК России, он также является Заслуженным деятелем России и Карелии. В августе 2008 года прошла Мировая премьера его балета «Скала двух лебедей» в г. Савонлинна (Финляндия) в рамках балетного фестиваля. За прошедшее пятилетие состоялись премьеры его новых сочинений — оратории “Песнь о Ливах», Школы игры на хроматическом кантеле (40 пьес), «Величальной» для струнного оркестра и аутентичных карельских народных инструментов (ко дню города Петрозаводска). Музыка Белобородова звучала в филармонических концертах, на концертах пленумов СК, в авторских концертах в различных городах. Творчество заслуженного деятеля искусств Карелии профессора Б.Д.Напреева в последние годы представлено различными жанрами. Работы этих лет — «Времена года», симфоническая сюита в 4 частях; «Переправа», два хора на сл. Р. Тагора; Легкие сонаты №№ 1 и 2 для скрипки и ф-п; Концерт для фортепиано с оркестром № 5; Прелюдия и фуга для двух фортепиано; Концертная симфония № 8 (Сoncerto grosso  № 2). В декабре 2004 года в Хельсинки состоялось исполнение его оперы "Тростниковая свирель"     (дир. П.Хаапасало). Сочинения Б.Напреева звучали в авторских концертах и концертах Пленума СК в Петрозаводске, Хабаровске, Кировограде, а также в абонементных концертах Карельской государственной филармонии. Нотные версии дополнены CD-дисками, а также видеозаписями концертов-монографий и спектаклей.

  • Самостоятельный пласт творческих работ композиторов составляют инструментовки различной музыки, цель которых — пополнить современный исполнительский репертуар. Большое внимание этой работе уделяет В.К.Кошелев. Его оркестровки и переложения исполняются в различных концертах, в том числе и за рубежом (например: концертные переложения популярной оперной музыки для голоса, флейты, кларнета, трубы, скрипки, виолончели и фортепиано – заказ музыкантов из Норвегии города Мо и Рана. 2005). Оркестровки В.К.Кошелева исполнялись в рамках Всероссийской хоровой ассамблеи к 90-летию Г.В.Свиридова (2006), в абонементных концертах Карельской государственной филармонии, на конкурсе исполнителей на духовых инструментах «Серебряные звуки» в Петрозаводске (2008).

  • «Человек. Культура. История». Эта тема инициирована кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин в качестве особо ориентированной на профиль вуза. В частности, преподавателями иностранных языков в ее пределах осуществляется научная лингвистическая и прагмалингвистическая деятельность, исходящая из особенностей обучения иностранному языку в консерватории. Опорой её становится сотрудничество с педагогами-музыковедами, а результатом – всеобъемлющее освоение культуры стран изучаемого языка, в том числе постижение музыкальной истории и музыкальной культуры.

  • «Музыкальная культура как социопсихологический феномен». Эта относительно новая для вуза тема подготовлена локальными разработками, выполненными в разное время: музыкально-социологическими обследованиями учащихся и студентов, апробированными экспериментальными авторскими программами, опросами и тестами.

  • Эквивалентом научной работы в пределах третьего направления являются концерты-монографии. За отчетный период преподаватели, многие из которых являются Заслуженными артистами и Заслуженными деятелями Российской Федерации и Республики Карелия, осуществили сотни подобных концертов, представив слушателю новые тематические программы (сольные и камерные), кроме того, преподаватели вуза выступили в качестве руководителей новых программ творческих коллективов ПГК и исполнителей ведущих партий (ролей). Перечень концертов-монографий приводится в Приложении, наряду с публикациями ППС.


Представление результатов научного труда


В русле научно-исследовательской и научно-практической деятельности ПГК ежегодно проводит международные, всероссийские, общевузовские и межкафедральные семинары и конференции. Ряд научных мероприятий, объединен с музыкальными фестивалями («Онежская музыкальная зима», «Piano DUO»). Всего за отчетный период ПГК организовала более 90 научных мероприятий. Наиболее крупные из них:



Год

Название


2004
^

VII Всероссийский междисциплинарный семинар «Звукомир художественного текста»

Всероссийская научно-практическая конференция, посвященная 10-летию кафедры финно-угорской музыки

^

Всероссийская научно-практическая конференция “PIANO DUO III

«Немцы в культуре России» /междисциплинарная научная конференция/

^

Всероссийская научная конференция «А.К. Глазунов и его время»

Научная конференция «Альфреду Шнитке посвящается: К 70-летию со дня рождения»


2005

Всероссийская научная конференция «Георгий Свиридов и русская художественная культура ХХ века: К 90-летию со дня рождения композитора» (в партнерстве со Свиридовским институтом).

Всероссийская научно-практическая конференция “PIANO DUO IV”

Всероссийский VIII междисциплинарный семинар, посвященный наследию Ю.Г. Кона (К 85-летию со дня рождения)

2006

Всероссийский VIII междисциплинарный семинар

«Художественный текст – явное и скрытое»

Всероссийская научная конференция «Перспективы развития художественного образования в местах компактного проживания карел».

Межвузовский научно-практический семинар «Введение в музыкальную журналистику (совместно с Институтом ПРО АРТЕ – СПб)

Интеллектуальный марафон: «Фольклор в эпоху постмодерна»

Научная конференция «Век Шостаковича».

Музыкальная культура в эпоху постмодерна: идеи–мнения–комментарии (к 80-летию М.Фуко). Научно-методологический семинар

Научная студенческая конференция «Теория и история музыки ХХ века в учебных пособиях»

Всероссийская научно-практическая конференция “PIANO DUO V”

Научная студенческая конференция «Финский музыкальный авангард 1950-1970 гг.»

2007

Международная научная конференция «Этническая музыка и ХХ век»

Всероссийская научно-практическая конференция “PIANO DUO V”

Научно-практическая конференция «Массовая музыкальная культура в зарубежных научных Интернет-изданиях»




«Серебряный век в музыке». Научная конференция, посвященная 70-летию О.А.Бочкаревой.




«Я посвятил музыке всю жизнь…» к 125-летию со дня рождения И.Ф.Стравинского.

2008

Научно-практическая конференция, посвященная памяти композитора

А.Л. Репникова

Всероссийская научно-практическая конференция “PIANO DUO VI”

2009

Всероссийская научно-практическая конференция “PIANO DUO VII”


Научная конференция, посвященная 160-летию полного издания эпоса «Калевала»

Межвузовская конференция молодых ученых «Музыка Восточной Европы 1810–2010: история, теория, практика», посвященная 90-летию со дня рождения Ю.Г.Кона

2010

Всероссийская/международная научная конференция «Композиторская техника как знак», посвященная 90-летию со дня рождения Юзефа Геймановича Кона (1920–1996) – при финансовой поддержке Министерства культуры России


Научная конференция студентов "Ритмы и голоса природы в музыке»


Материалы конференций составили основу ряда научных изданий. Кроме того, результаты исследований ученых консерватории представлялись в сборниках научных трудов других образовательных и научно-исследовательских учреждений (КНЦ РАН, МГУ, МГК, СПбГК, иных вузов России и зарубежья), в общероссийских, зарубежных и региональных журналах.

ПГК развивает контакты с многочисленными отечественными научными организациями и учреждениями. Её постоянными партнерами являются Российский институт истории искусств, Государственный институт искусствознания, Карельский научный центр АН РФ, Региональный центр фольклора, авторитетные вузы России (Москвы, Санкт-Петербурга, Архангельска, Астрахани, Ростова, Петрозаводска и др.). Консерватория сотрудничает с зарубежными научными фондами и организациями (Австрии, Германии, Кореи, Китая, Норвегии, Франции, Финляндии, Эстонии). В отчетный период педагоги консерватории неоднократно участвовали в международных, всероссийских и региональных конференциях, симпозиумах, семинарах, организованных российскими и зарубежными учебными заведениями и научными учреждениями. Общее число выступлений преподавателей консерватории на научных форумах различного уровня в отчетный период приближается к 150 (для сравнения: в предыдущий период оно составляло 70). Полные сведения об этом помещены в Приложении.

Издательская деятельность вуза. За отчетный период профессорско-преподавательским составом вуза изданы монографии и тематические сборники, учебные пособия и учебно-методические комплексы, учебных программы, различные научные статьи и материалы конференций, репертуарные нотные сборники, в том числе из малоизвестной музыки Фенноскандии, а также из сочинений композиторов-педагогов ПГК. В сборники включены как оригинальные сочинения, так и их переложения.

Большую часть научных изданий составляют работы профилирующих кафедр, ведущих предметные (специальные) и общепрофессиональные дисциплины. Научные материалы ППС (кафедр: теории музыки и композиции, истории музыки, финно-угорской музыки, гуманитарных и социально-экономических дисциплин) дополняют и конкретизируют информацию, содержащуюся в существующих учебниках и учебных пособиях.

Публикации представлены как в печатном виде, так и на магнитных носителях.

Общий объем изданий (монографии, учебная литература, сборники) составил 3532 п.л. (из них на эквиваленты приходится 520 п.л.). Объем публикаций научных статей, материалов и тезисов педагогов-участников внешних конференций различного уровня за 5 лет составил единиц 62 п.л. Композиторами, исполнителями, творческими коллективами и актерами консерватории подготовлены 72 ед. аудио- и видеозаписей. Полный список изданий ПГК (монографий и учебно-методических работ) и их творческих эквивалентов – концертов-монографий – приводится в Приложении.

Увеличение в последние годы объема научных и методических работ, актуальность коллективных и авторских разработок и прикладных работ для учебного процесса требуют создания полнофункционального редакционно-издательского отдела и укрепления собственной полиграфической базы. В вузе существует редакционно-издательский совет, представленный авторитетными учеными различных кафедр, и актив, осуществляющий допечатный этап подготовки к изданию научных, учебно-методических и иных материалов. Работа выполняется преимущественно на общественных началах, исключение оставляют средства выигранных грантов, незначительные привлеченные средства и лишь в очень малой степени – внебюджетные средства вуза. Планируется создание РИО как полнофункциональной структуры вуза, предусмотренной «Программой развития ПГК (2004-2010 гг.)». Разработано «Положение о работе редакционно-издательского отдела», приобретены оргтехника, оборудование для оперативной печати и компьютерные программы для создания оригинал-макетов.

В продолжение прямой издательской деятельности с 2008 года Петрозаводская консерватория, наряду с иными художественными вузами России, является солидарным учредителем специализированного научного журнала списка, рекомендованного ВАК для размещения результатов диссертационных исследований «Проблемы музыкальной науки». Членами редколлегии этого представительного журнала являются доктор иск., проф. И.Н.Баранова и доктор иск., проф. В.И.Нилова, в административную группу входит проректор по научной работе, кандидат иск. Т.Н. Тимонен.


В отчетный период профессорско-преподавательский состав консерватории привлекался к работе по научно-исследовательским грантам целевой программы «Культура России (2006–2010 гг.)» и грантам иных фондов. Обладателями грантов являлись И.Н.Горная, Б.Д.Напреев, Т.П.Бибикова, Л.А.Купец, Ю.И.Ковыршина, И.Н.Баранова, Т.Н.Тимонен, Е.Г.Окунева, Т.С. Екименко. Кроме того, Т.В.Краснопольская и Ю.И.Ковыршина работают над местным этнографическим материалом в рамках целевой программы «Интеграция» (проект ЭО281); Т.В.Краснопольская в составе группы карельских ученых задействована всоздании серии научных исследований «Села Карелии»: «Русская свадьба Заонежья» — исследовательский проект грант РГНФ 99-01-16-168, издательский проект 00-04-00-147а, «Сямозерье».

ПГК заявила более 30 грантовых проектов в различные фонды и программы. Общая стоимость выигранных грантов соотносима с централизованными средствами, выделяемыми ПГК на научную деятельность учредителем.

К очевидным успехам 2009 года относится победа молодых педагогов – Ю.И. Ковыршиной и Е.Г. Окуневойв республиканском конкурсе научных проектов «Будущее Карелии», проводимом при поддержке Президента России.


Связь вузовской науки с учебным процессом


Результаты научных и научно-методических исследований, проводимых в ПГК, целенаправленно внедряются в учебный процесс. Свидетельством тому является:

  • чтение новых спецкурсов;

  • формирование (или корректировка) учебных программ по ряду дисциплин учебного плана;

  • практика использования результатов НИР при написании курсовых и дипломных студенческих работ;

  • пополнение учебно-методических фондов библиотеки ПГК экспериментальными материалами и непосредственное использование их в учебной практике;

  • организованный доступ к авторским рукописям.


Научно-исследовательские материалы ППС способствуют обновлению многих дисциплин учебного плана. Они положены в основу преподавания профильных дисциплин (в частности – специальности «этномузыкология»), дополняют региональный компонент традиционных музыкально-исторических и музыкально-теоретических дисциплин, конкретизируют курсы истории исполнительства, преломляются в дисциплинах общегуманитарного и социально-экономического циклов.

На базе разрабатываемых длительное время научных направлений утвердился специальный курс «Музыкальная культура Фенноскандии» и значительно расширился регионально обусловленный блок «Традиционная музыкальная культура финно-угров». Студенты-музыковеды получили возможность более глубокого изучения творчества мало известных композиторов Финляндии, Швеции, Норвегии, Дании, а этномузыковеды – возможность сравнительного анализа культур различных этносов финно-угорского мира. Кроме того, новые органологические исследования, выполненные в сотрудничестве педагогов, аспирантов и студентов кафедры музыки финно-угорских народов, позволили расширить учебно-методическую базу специальности, практически не имеющей до сих пор полноценного централизованного методического обеспечения. В функции учебных пособий выступают материалы монографий, научных и научно-методических сборников. Новые учебно-методические материалы позволили расширить курсы «Введение в специальность» как у студентов-музыковедов, так и у этномузыкологов.

Другой стороной взаимодействия научной и учебной деятельности в ПГК выступает разработка авторских версий учебных программ и обеспечение учебного процесса собственными практическими пособиями, среди которых – в силу специфики вуза – значительная часть принадлежит нотным изданиям (оригинальным авторским, транскрипциям, аранжировкам и т.д.). Этот род деятельности находится в зоне повышенного внимания профессорско-преподавательского состава ПГК.

За отчетный период значительно пополнена область учебно-методической литературы, связанной с культурой научного труда, дефицит которой испытывался студентами всех специальностей (И.Н.Баранова «Рекомендации к оформлению курсовых и дипломных работ: Методическое пособие». 2-е изд., Ю.И.Ковыршина «Проект программы по методике музыкально-этнографической работы для студентов ТКО», Б.Д.Напреев «Задачи по полифонии»). Изменившаяся в современном искусстве языковая среда вызвала потребность в учебно-методических пособиях по музыкальной поэтике, разъясняющих механизмы её действия (Е.Г.Окунева «Хрестоматия по современной композиторской технике», И.В.Копосова «Спектральный метод: история, теория, практика»). Отразилась в методических источниках и профилизация традиционных дисциплин, связанных с воспитанием слуха (Т.Н.Тимонен «Об одном слуховом парадоксе: из опыта преподавания сольфеджио», «О зонной природе тональности»). Дополнительную опору в учебно-методических разработках преподавателей кафедры общегуманитарных дисциплин получил курс для аспирантов «История и философия искусства». Постоянному фактологическому обновлению подвергаются материалы курсов истории музыки и истории музыкального исполнительства. Так, кафедра духовых инструментов использует материалы продолжающегося научного издания, посвященного петербуржско-ленинградской исполнительской школе (инициатор – А.П.Баранцев), кафедра хорового дирижирования пополняет собственными научными разработками лекционный учебный курс «Хороведение», а на кафедре камерного ансамбля и концертмейстерского мастерства получила апробацию оригинальная концепция, объясняющая природу важных феноменов слушательско-исполнительской практики (Т.П.Бибикова «Внутренняя форма музыки»).


Опора на новые технологии (видео-, аудиозапись и компьютерные возможности) придала наглядный характер многолетнему научно-педагогическому эксперименту доцента кафедры финно-угорской музыки, С.Ю.Николаевой, разработавшей и внедрившей в учебную практику авторскую методику присвоения аутентических традиций этносов финно-угорской семьи. Научно-методические усилия кафедры истории музыки по созданию авторских компьютерных программ (группа в составе доцента Л.А.Купец и ст. преп. Ю.И.Ковыршиной) нашли применение в сфере контроля знаний студентов всех специальностей. Кафедра теории музыки и композиции использует научно аргументированные формы тестовых экспресс-опросов по профилирующим дисциплинам у студентов-музыковедов (проф. кафедры Т.Н.Тимонен, доценты Н.П.Хилько, Т.С.Екименко).

Повышение квалификации профессорско-преподавательского состава консерватории

Постоянный профессиональный рост ППС является одним из важнейших направлений в деятельности ПГК. При ограниченном бюджетном финансировании изыскиваются различные возможности совершенствования профессионального мастерства педагогов, обновления и углубления знаний в области научной, исполнительской и педагогической деятельности.

Практикуются следующие формы повышения квалификации:

 работа над диссертациями, монографическими исследованиями и концертными программами;

 организация и участие в работе международных, республиканских и региональных конференций, симпозиумов, семинаров, жюри творческих конкурсов;

 обучение на ФПК, в аспирантуре, творческих лабораториях, мастер-классах и т.п.

За отчетный период формами повышения квалификации были охвачены 96% преподавателей консерватории.

Успешно завершили учебу в аспирантуре ПГК им. А.К.Глазунова и иных научных учреждений РФ преподаватели Ю.И.Ковыршина, Е.Г.Окунева, И.В.Соловьёв, Г.М.Карпова, В.А.Швецова, А.А.Войтович, С.В.Косырева, концертмейстеры Е.Гашева, С.Сычева, В.Скородумова, Л.Геворкян.

Состоялись защиты 4 докторских диссертаций (Р.Ф.Зелинский, В.И.Нилова, И.Н.Горная, Б.Д.Напреев), а также 2 кандидатских диссертаций (И.В.Копосова, Е.Г.Окунева). Продолжается плановая работа над диссертациями и их представлением к защите (Ю.И.Ковыршина, Л.А.Купец, Н.П.Хилько, В.А.Швецова, С.В.Косырева, И.В. Соловьёв, А.А.Войтович, Т.П.Бибикова). Преподаватели работают над сопутствующими диссертационным исследованиям монографиями, а также их творческими эквивалентами – сольными концертами-монографиями (новыми программами в объеме 2-х отделений), выступают в качестве руководителей и постановщиков концертных программ и спектаклей.

Повышая квалификацию, в работе жюри авторитетных творческих конкурсов различного уровня приняли участие более половины профессоров и доцентов консерватории: В.С.Портной, В.Э.Абрамов, Ю.И.Тишкина, А.А.Утробин, К.И.Векслер, Н.К.Кузнецов, В.А.Соловьев, Н.П.Клименко, С.В.Семаков, А.Л.Репников, В.Л. Калаберда, Р.Ф.Воробьев, Р.А.Абрамов, Д.М.Иванов, А.С.Белобородов, И.Н.Баранова, Н.П.Хилько, Т.С.Екименко, Т.Н.Тимонен, Л.А.Купец, Н.Ю.Гродницкая, Ю.И.Ковыршина, А.А.Зондерегер, Э.Г.Босенко, Н.З.Аронова, Л.И.Ломако, С.З.Сухов и др.

Активная работа по повышению квалификации профессорско-преподавательского состава консерватории проводилась в рамках семинаров и мастер-классов ведущих специалистов России и зарубежных стран. В условиях экономических трудностей данной форме повышения профессиональной квалификации отводилась важная роль. Были проведены мастер-классы, творческая встречи и концерты профессоров Н.Штаркмана, Е.Сорокиной, В.Бахчиева и др. Состоялись творческие встречи, лекции, открытые уроки выдающихся мастеров искусств и ученых – А.З.Бондурянского, В.В.Медушевского, Е.В.Назайкинского, Т.С.Кюрегян, С.И.Савенко, Е.В.Титовой, М.Ш.Бонфельда, К.И.Южак, А.П.Милки, Т.Н.Левой, С.И.Субботина, С.М.Лойтер и др. Зарубежные страны были представлены музыкантами из Финляндии, Норвегии, Кореи, США.


Научно-исследовательская и творческая работа студентов (НИТРС)


Студенты принимают активное участие в творческой работе, постоянно представляют вуз на фестивалях и конкурсах – международных, всероссийских и региональных. За отчетный период лауреатами конкурсов стали 65 студентов исполнительских и музыковедческих кафедр. Ежегодно ПГК организует студенческие конкурсы, научные конференции и фестивали студентов разных специальностей (не менее 10 мероприятий в год). В среднем 15% выпускников получают рекомендации к поступлению в аспирантуру.

С целью совершенствования студенческой научно-исследовательской и творческой работы в ПГК координируются ее межкафедральные направления. Со-руководство деятельностью НИТРС осуществляют представители кафедр истории музыки, теории музыки и композиции, а также исполнительских кафедр (канд иск., профессор Л.А.Купец, канд. иск., доцент Н.П.Хилько, доцент С.В.Синцова). Работа курируется заведующими кафедрами и проректором по научной работе. Разрабатываются и действуют ежегодные планы НИТРС.

Непосредственная деятельность НИТРС ведется в тесном взаимодействии с преподавателями кафедр, при их непосредственном участии в подготовке студенческих акций. Она органично дополняет нормативные разделы учебных планов ПГК и является эффективным способом ориентации студентов на самостоятельный поиск новых, актуальных тем исследования, а также способствует развитию творческих контактов между студентами разных кафедр и специальностей.

Работа студенческого научно-творческого общества (СНТО) поддерживается всеми кафедрами вуза и ведется в соответствии с профилем специальности. Она определяется тремя основными видами:

  • участие в конференциях (внутривузовских, межвузовских, всероссийских, международных), подготовка рефератов и докладов по вопросам музыкознания, исполнительства, театроведения и общенаучных дисциплин;

  • участие в конкурсах, концертах и фестивалях;

  • творческая работа по созданию театрализованных представлений, иллюстрирующих практическое владение учебной дисциплиной.


Первый вид ярко представлен в работе СНТО научных, музыковедческих кафедр, так как непосредственно связан с профилем этой специальности. Стимулом служит публичное заслушивание и открытое обсуждение лучших обязательных работ по профилирующим дисциплинам (специальности, анализу музыкальных произведений, истории музыки, полифонии, гармонии). Подобные научные чтения регулярно проходят в конце каждого семестра, однако и во внутрисеместровые периоды – по мере накопления материала – осуществляются обмены научными знаниями.

Традиционной формой работы музыковедческого СНТО является и проведение внутривузовских конференций. За отчетный период, помимо традиционных конференций по курсовым работам, проведено около 30 тематических студенческих конференций.

Студенты также участвовали в межвузовских конференциях и дискуссиях в гг. Москве, Ростове, Красноярске, Петрозаводске.

Лучшие работы, получившие первоначальную апробацию в вузе, рекомендовались к участию во Всероссийском конкурсе научных работ молодых ученых. В течение отчетного периода дипломантами этого конкурса стали студенты музыковедческой специализации: Ю.Поздняков, А.Волкова, Н.Кожанова, А.Леушева, А.Волова, И.Емельянова, А.Заручевская, Н.Басалаева, А.Максимова, Р.Бровко, Т.Петрова, Т.Прозорова (научные руководители – Л.А.Купец, Т.Н.Тимонен, И.Н.Баранова, А.А.Зондерегер, Н.П.Хилько, Ю.И.Ковыршина, В.И.Нилова, Е.Г.Окунева, И.В.Копосова).

Студенты-музыковеды представляли в рамках СНТО и свои первые опыты в области редакторской практики и музыкальной критики. Лучшие материалы впоследствии получили внешнюю апробацию в печати – городской, республиканской, всероссийской. В ПГК широко представлена стендовая печать и осуществляются активные пробы в области современных виртуальных технологий. Так, студентами кафедры финно-угорской музыки самостоятельно создан сайт, рассказывающий об истории этой кафедры.

Основной формой работы СНТО по специальности «Композиция» являлось прослушивание сочинений студентов-композиторов с последующим обсуждением в студенческой аудитории.

На кафедре истории музыки и кафедре музыки финно-угорских народов по результатам полевых фольклорных экспедиций проводятся научно-практические конференции (как вузовские, региональные, так и международные) с демонстрацией и анализом аудио-, а также видеозаписей. Заметным событием явилось проведение научно-практической конференции, посвященной 15-летию основания этой кафедры (2008). Конференция примечательна тем, что студенты, а также выпускники-аспиранты представляли результаты научной работы наряду со своими старшими коллегами. Кафедра финно-угорской музыки, ориентируя студентов на самостоятельный научный поиск, добилась ощутимых результатов: целый ряд научных работ получил рекомендации на использование в качестве дополнительной литературы по специальным курсам.

Кафедры истории, теории музыки и композиции, а также кафедра финно-угорской музыки и исполнительские кафедры привлекают студентов к внеучебной работе с архивными материалами. Некоторые из них работают в архивах Карельского научного центра РАН, музеев Санкт-Петербурга, Москвы и иных. Студенты отчитываются о проделанном в форме рефератов и докладов на конференциях. Одним из последних крупных мероприятий явился студенческий междисциплинарный семинар «Текст художественный», спутник всероссийского семинара, осуществляемого взрослыми коллегами. Канд. иск., доцент Н.П.Хилько в качестве одного из кураторов СНТО разработала программу долговременных контактов с учеными Карелии и российских вузов в области междисциплинарного научного общения, продолжив традицию вуза, начало которой десятилетия тому назад положили докт. иск. Ю.Г. Кон и канд. иск. О.А. Бочкарева.


За 5 лет состоялось около 100 заседаний научных секций СНТО.


Сегодня в работе СНТО консерватории прослеживается отчетливая тенденция к усилению связей студенческих исследований с тематикой НИР педагогов, а значит, происходит вовлечение начинающих ученых в основные научные направления, над которыми работает самый северный художественный вуз России. Эта тенденция закономерна, так как с самого начала обучения в консерватории педагоги-наставники курируют самостоятельную творческую деятельность студентов. Широко распространена практика неофициального закрепления студентов младших курсов за ведущими педагогами, практика, способная обеспечить более глубокую и всестороннюю специализацию. Так, студенты класса В.И.Ниловой, Т.В.Краснопольской, Л.А.Купец и Т.С.Екименко (А.Максимова, Ю. Караева, А. Кондрашова, А.Карипова, О.Зубова, А.Алексеева), неоднократно принимали участие в международных конференциях и представляли устные доклады, а также научные материалы для публикации в круге старших коллег.

Второе направление деятельности НИТРС – исполнительское – ярко представлено на всех кафедрах. Самые талантливые и целеустремленные из студентов принимают участие в международных, всероссийских, региональных и республиканских конкурсах и конкурсах-смотрах, часто становясь дипломантами и лауреатами. Всего студентов, отмеченных за отчетный период наградами за неоднократные победы на смотрах и конкурсах за рубежом (в Италии, Франции, Болгарии) и в России (в Москве, Санкт-Петербурге, Саратове, Астрахани, Вологде, Череповце и др. городах), насчитывается 55 чел.

Кафедры специального и общего фортепиано регулярно проводят внутривузовские конкурсы сольного и ансамблевого мастерства, позволяющие выявить лучших исполнителей для участия в региональных и общероссийских конкурсах подобного рода. В результате такого отбора студенты ПГК добиваются признания на всероссийских конкурсах. Секция СНТО кафедры специального фортепиано (рук. С.В.Синцова) совместно со студентами-музыковедами ежегодно организует фестивали музыки для фортепианных ансамблей, способствующих популяризации и изучению этой ветви инструментального творчества. В продолжение этого в 2009 году впервые в мире ПГК, сотрудничающая с органным классом Московской консерватории, организовала и провела I Всероссийский конкурс органных дуэтов. Полный перечень конкурсов и смотров приводится в Приложении.

Педагоги и студенты кафедры камерного ансамбля и концертмейстерской подготовки совместно с кафедрами фортепиано струнных и духовых инструментов ежегодно готовят самостоятельные творческие программы, нередко объединяемые в тематические циклы и выставляемые в концертных залах города в качестве монографических камерных проектов. Как правило, эти программы предвосхищаются вступительным словом студентов-музыковедов ПГК, популяризирующих как классическую музыку, так и новую (циклы «Рождественские вечера», «Музыка разных эпох: от классики до джаза», «Памятные вечера» и др.). Ряд подобных просветительских программ был представлен на Всероссийском фестивале конкурсе в Российской академии имени Гнесиных и получил высокую оценку, а его авторы и исполнители стали лауреатами и дипломантами (О.Зубова, Ю.Караева, Е.Гончаренко, М.Варламова и др.).

Третье направление удовлетворяет творческие запросы студентов разных специальностей, впрямую не связанные с их профессиональной деятельностью. Под началом канд иск., доцента Л.А.Купец работал творческий клуб «Олимп». Его силами неоднократно осуществлялась реконструкция жанров и стилей различных эпох, сближающая теорию и художественную практику и позволяющая студентам-музыковедам получить практические навыки в деле постановки оперных спектаклей. Подобная работа в рамках аутентичного искусства совершается и на кафедре финно-угорской музыки (рук.– С.Ю. Николаева и А.А. Войтович).

Разнообразна внеучебная творческая жизнь студентов кафедры основ актерского мастерства (актерского курса). Здесь проводятся кафедральные показы самостоятельных творческих опытов, организуются творческие встречи с известными актерами и крупными театральными деятелями (В. Лановым, Ю.Кузнецовым и др.) Курс принимает участие в международных и всероссийских театральных фестивалях, номинируется на Премию Главы Республики Карелия «Сампо» и Высшую театральную премиию Республики Карелия «Онежская маска».

Творческая работа всех наиболее активных студентов вуза получает моральное и материальное поощрение: они представляют вуз за рубежом, выдвигаются на почетные стипендии разных уровней – Президента и Правительства России, Правительства Республики Карелия и др. (всего за отчетный период именными стипендиями поощрены более 70 студентов). С 2004 года спонсором студентов выступает Мюнхенский фонд А.К. Глазунова, предоставивший именные стипендии 5 наиболее талантливым и успешным студентам ПГК.

В ПГК принято решение о подготовке к созданию музея истории вуза. В Комитет по грантам Министерства культуры РФ представлена конкурсная заявка, обосновывающая необходимость открытия подобного музея. В настоящее время систематизируются архивные материалы и налаживаются контакты с выпускниками разных лет как потенциальными участниками новых выпусков летописи о вузе (первые 2 выпуска уже изданы).


Аспирантура


Аспирантура по научным и творческим специальностям (ранее – ассистентура-стажировка) функционирует в ПГК начиная с 1992 г. и ставит целью: подготовку диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук по соответствующей специальности, воспитание у аспирантов умений и навыков самостоятельной высокопрофессиональной педагогической и исполнительской деятельности, углубление их теоретических, специальных и общенаучных знаний. Главная задача аспирантуры – обеспечение кадровой смены ППС. Неслучайно многие из аспирантов привлекаются к ассистированию ведущим педагогам вуза.

Аспирантура в ПГК осуществляет свою деятельность соответственно Федеральному закону РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.96 № 125-ФЗ; Положению Министерства общего и профессионального образования РФ, утвержденному постановлением Правительства РФ от 05.04.97 № 395 (Собрание законодательства РФ № 15, ст.1796, 1997); Положению о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в РФ, утвержденному Приказом Министерства общего и профессионального образования от 27.03.98 № 814; Приказу Министерства образования РФ от 11.04.00 № 1062 «Об утверждении макета государственного образовательного стандарта послевузовского профессионального образования по отраслям наук».

Прием в аспирантуру проводится ежегодно в сроки, устанавливаемые приказом ректора консерватории. Для проведения приема в аспирантуру организуется приемная комиссия под председательством ректора. Члены приемной комиссии назначаются ее председателем из числа высококвалифицированных научно-педагогических и научных кадров, включая научных руководителей аспирантов.

В распоряжении аспирантов находится вся учебно-лабораторная база ПГК. Аспиранты пользуются правом выезжать в командировки (в том числе и зарубежные), участвовать в фольклорных экспедициях, конференциях, конкурсах, вести исполнительскую, творческую, концертную и педагогическую работу, участвовать в заседаниях кафедры.

Подготовка научных, научно-педагогических и творческих кадров наивысшей квалификации развивается в консерватории по следующим направлениям:

  • обучение в очной и заочной аспирантуре;

  • подготовка кандидатских и докторских диссертаций в форме соискательства;

  • прием кандидатских экзаменов у аспирантов и соискателей других вузов и учреждений;

  • научные и творческие стажировки.


Обучение осуществляется как благодаря плановому бюджетному финансированию, так и на основе самоокупаемости, по прямым договорам (по очной и заочной формам обучения).

Занятия с аспирантами ведут высококвалифицированные ученые и педагоги-музыканты. Среди них 19 профессоров и 5 доцентов; 6 человек имеют ученую степень доктора наук; 5 человек ученую степень кандидата искусствоведения, 10 – имеют почетные звания России.

Система подготовки кадров за отчетный период характеризуется следующими показателями:

  • творческими и научными руководителями аспирантов являются по большей мере доктора наук, профессора;

  • подготовлено аспирантов – 62, в том числе 16 граждан иностранных государств;

  • подготовлено соискателей ученой степени кандидата наук – 3;

  • научные и творческие стажировки в консерватории проходят ежегодно в среднем 15 человек.


В настоящее время в аспирантуре обучается 32 человека, из них на бюджетной основе – 24, на платной основе– 8.

Отдел аспирантуры опирается в своей работе на нормативные документы, включающие: Положение об аспирантуре, индивидуальный план работы аспиранта, рабочие учебные планы.

Занятия по специальности, подготовка диссертаций и рефератов осуществляются под руководством научного руководителя и фиксируются в ежегодных отчетах на кафедрах. Комиссии по приему аспирантских экзаменов организуются под председательством ректора (или проректора по научной работе) и включают преподавателей, имеющих ученую степень кандидатов и докторов наук, ученое звание профессоров и доцентов по соответствующим специальностям.

Состоялись защиты кандидатских диссертаций. В 2004 г. И.В.Копосова, выпускница аспирантуры ПГК по классу д. иск., проф. И.Н.Барановой, успешно защитила диссертацию на соискание степени кандидата искусствоведения («Симфоническое творчество Калеви Ахо в контексте развития европейской симфонии») в Диссертационном совете СПбГК. В том же году состоялись защиты кандидатских диссертаций О.И.Селиверстовой
«Музыкально-театральная эстетика молодого М. О. Штейнберга в зеркале времени /1906 - 1918 годы/») и А.И.Янкус («Полифоническое письмо в струнных квартетах Й. Гайдна»). Научное руководство в обоих случаях осуществляла д. иск., проф. К.И. Южак. В 2005 г. в Диссертационном совете МГК состоялась защита диссертации выпускницы аспирантуры ПГК Е.Г.Окуневой (научный руководитель – д. иск. И.Н. Баранова). Сегодня обе они являются членами кафедры теории музыки и композиции и преподают специальные и общепрофессиональные дисциплины студентам вуза.

В вузе поддерживается традиция завершения аспирантуры по творческим специальностям афишными концертами. К концертам привлекаются творческие коллективы консерватории – студенческий хор, студенческий оркестр народных инструментов и студенческий симфонический оркестр. В некоторых случаях аспиранту-солисту предоставляется возможность выступления в сопровождении оркестра Карельской государственной филармонии или в составе известных творческих коллективов («Петро-брасс»), а также в ансамбле с именитыми мастерами исполнительского музыкального искусства. Концертные программы аспирантов отличаются, как правило, сложностью и стилистическим разнообразием. Многие аспиранты являются лауреатами и дипломантами международных, всероссийских и региональных конкурсов.

В ПГК создаются условия не только для совершенствования исполнительского мастерства аспирантов, но и для повышения уровня их педагогической и научно-методической подготовки. Отдел аспирантуры на основании нормативных документов разрабатывает новые учебные планы подготовки аспирантов с учетом возможности присвоения квалификации «Преподаватель высшей школы» и готовит к утверждению новые программы по педагогической практике (в объеме 100 часов). Курсы «Истории философии науки» («Истории искусствоведения») и иностранного языка представлены профильными версиями и включают учебные материалы, связанные с диссертационными темами аспирантов.

В качестве справки: из работающих в настоящее время педагогов консерватории выпускниками аспирантуры ПГК является 39 человека (20%), окончили аспирантуру МГК, РАМ им.Гнесиных, СПбГК, РИИИ, ГИИ, РИКУ, Новосибирской консерватории, университетов (СПбГУ) 38 преподавателей (20%).




Отдел дополнительного профессионального образования (научной, творческой стажировки и повышения квалификации)


Отдел ДПО открыт на базе Петрозаводской государственной консерватории в 1992 г. В настоящее время его деятельность осуществляется на основании Лицензии на право ведения образовательной деятельности в сфере профессионального образования № 24 Г-0565 от 01.04.99 в соответствии с разработанным Положением о факультете повышения квалификации, утвержденным Ученым Советом консерватории. Регламентирующими документами для отдела ДПО являются: Постановление Государственного комитета РФ по высшему образованию от 10.04.96 г. № 2 «О типовом положении о структурных подразделениях дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов, организуемых в высших и средних специальных учебных заведениях РФ»; Приказ Министерства образования РФ от 25.09.00г. № 2749 «Примерное положение о структурных подразделениях дополнительного профессионального образования специалистов, организуемых в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования»; Постановление Правительства РФ от 10.03.00 № 213 «О внесении изменений и дополнений в Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов».

Обучение ведется на прямой договорной основе. Реализуются три основные формы повышения квалификации:

  • курсы, организуемые в ПГК (в объеме 72 ч.);

  • курсы, организуемые по месту работы слушателей (в различных объемах – от 72 часов и выше);

  • индивидуальные стажировки.


С 1992 г. по специальностям фортепиано, дирижирование академическим хором, музыковедение (теория музыки и история музыки), духовые оркестровые и ударные инструменты (кларнет, труба, валторна, саксофон, тромбон), оркестровые струнные инструменты (скрипка) прошли обучение 132 человека, за отчетный период – 27 чел.

Значительную часть контингента курсов составляют преподаватели, работающие в Петрозаводске и городах Северо-Запада России.

В плановой работе отдела дополнительного профессионального образования используются различные формы занятий: лекционные, семинарские, индивидуальные и групповые. Кроме того, слушатели курсов посещают мастер-классы, участвуют в научных конференциях. Занятия проводят ведущие педагоги кафедр ПГК.
^

Приложения

2. Конкурсы, фестивали и олимпиады,


организованные и проведенные ПГК в Северо-Западном регионе России



№ п/п

Наименование

Сроки

1.

Региональный конкурс по теории музыки для музыкальных училищ

2005, 2007, 2009

2.

Региональный конкурс по истории музыки для музыкальных училищ

2004, 2006, 2008

3.

Региональный конкурс по камерному ансамблю и концертмейстерскому мастерству

2004, 2007

4.

Республиканский конкурс исполнителей на струнных инструментах

2005, 2007 2009

5.

Региональный фестиваль-конкурс исполнителей на духовых инструментах «Серебряные звуки»

ежегодно – конкурс, 1 раз в три года – фестиваль

6.

«Кубок Севера»: Международный конкурс исполнителей на народных инструментах

2004, 2007

7.

Зональный конкурс юных пианистов Северо-Запада

2005, 2007, 2009

8.

Международный конкурс, посвященный 200-летию Ф. Шопена

2009

9.

Международный конкурс юных исполнителей на народных инструментах и народного пения

2005, 2007, 2009

10.

Международный конкурс юных пианистов Баренц-региона

2004, 2006, 2008

11.

Мастер-классы для учащихся-исполнителей на различных инструментах системы «школа–училище–вуз»)

постоянно

12.

Олимпиады по музыкально-теоретическим и музыкально-историческим дисциплинам для учащихся ССУЗ и студентов

постоянно

13.

Конкурсы музыкально-просветительских и журналистских проектов студентов

постоянно




оставить комментарий
страница1/7
Дата15.10.2011
Размер1,05 Mb.
ТипНаучная работа, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3   4   5   6   7
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

наверх