Элективный курс 10 класс «Лингвистический анализ художественного текста» icon

Элективный курс 10 класс «Лингвистический анализ художественного текста»


2 чел. помогло.

Смотрите также:
Программа курса “ лингвистический анализ художественного текста” Составитель...
Программа элективного курса «Филологический анализ художественного текста»...
Лингвистический анализ художественного текста на уроках в 11 классе...
А. Г. Балакай поэтическая строфика художественного текста (На материале произведений В. В...
Программа элективного курса по русскому языку «Анализ текста»...
Лингвистический анализ художественного текста...
"Изобразительно-выразительные средства речи"...
Разработка урока «Лингвистический анализ художественного текста»...
Программа обучения студентов (Syllabus) по дисциплине «Филологический анализ художественного...
Программа перечень тем, навыков и умений...
Программа элективного курса «Лингвистический анализ текста, или как сделать так...
Членимость текста на различных уровнях. Вопросы для рассмотрения...



скачать
Элективный курс 10 класс

«Лингвистический анализ художественного текста»

Пояснительная записка

ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ

ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА

Сложен и многоцветен мир слов, их сочетаний в нашем повседневном общении. Но еще более сложными оказываются языковые явления тогда, когда они попадают в бурную стихию художественного текста, получают особые эстетические функции, становятся фактами одного из самых действенных и специфических искусств — литературы.

Языковые явления в художественных произведениях всегда предстают перед нами иными, чем в речевом обиходе. Это объясняется не только тем, что они окрашиваются в них различными переносно - метафорическими и стилистическими оттенками и сплавляются выражаемой писателем идеей в единую образную систему. На страницах художественного текста мы постоянно встречаемся и с такими словами и оборотами, с такими языковыми формами и категориями, которые нашему современному обыденному общению (или уже, или еще) совершенно не свойственны.

Именно поэтому в процессе преподавания художественной литературы приобретает такое большое значение лингвистический анализ, основанный на учете нормативности и исторической изменчивости литературного языка, с одной стороны, и четком разграничении и верной оценке индивидуально-авторских и общеязыковых — с другой.

Важность лингвистического анализа художественного текста для понима-ния его идейно-художественных особенностей, т. е. того, что вскрывается во всем многообразии и сложности литературоведами и стилистами, является первостепенной. Ведь для того чтобы изучить идейное содержание какого-нибудь произведения, его художественной особенности, отличающие его от других произведений, для того чтобы правильно воспринять художественное

произведение как информативное и образное целое, доставляющее эстетиче-ское удовольствие, воспитывающее чувства и развивающее мышление, тро-

гающее ум и сердце, надо это произведение просто прежде всего правильно понимать.

Программа курса «Лингвостилистический анализ текста» предназначена для изучения языковых явлений в произведениях писателей и поэтов Х1Х-ХХ веков. Предлагаемый курс должен обеспечить более высокий уровень языковой подготовки.

Программа составлена из расчета I час в неделю (10 класс - 34 часа; 11 класс - 34 часа) 68 часов.


^ Основные цели курса - расширить знания учащихся, связанных с анализом языковых явлений, причем в пределах такой макроединицы как текст или художественное произведение, предоставление его как целостной

единицы, в которой все элементы и отношения взаимосвязаны, взаимо-обусловлены; научить выявлению системы языковых средств, с помощью которых передается тематическое и эстетическое содержание текста, а также установлению зависимости отбора языковых средств для получения должного речевого эффекта речевого воздействия; формировать умение производить лингвистический анализ текста, что поможет старшеклассникам подготовиться к выполнению самой трудной части ЕГЭ – текстовых заданий уровня С; научить создавать мини-сочинения по заданному тексту или небольшому художественному произведению в жанрах рецензии, отзыва и эссе, при этом включая в него элементы лингвистического анализа текста; воспитать учеников чуткими к красоте и выразительности русского литературного языка, сформировать лингвистическое и стилистическое видение художественного текста как единого языкового целого.


^ Основные задачи курса:

- изучение приемов индивидуально-авторского использования языковых средств;

- выявление и объяснение использованных в художественном тексте языковых фактов в их значении и употреблении;

- рассмотрение идейного содержания и художественных особенностей литературного произведения в их синтетическом историко-филологическом аспекте.

Предметом лингвостилистического анализа текста являются категории языкового употребления: тема - идея - материал действительности - языковой материал - сюжет - архитектоника - композиция - естественный ряд - образ автора (или рассказчика).


^ Пути и приемы лингвостилистического анализа текста.

Текст можно анализировать в его соответствии с другими текстами («внешний» анализ) и в его внутреннем единстве («внутренний» анализ). Эти два пути лингвостилистического анализа не противоречат друг другу и могут совмещаться, но один из путей может преобладать, выходить на первый план - в зависимости от задач исследования и особенностей анализируемого текста.

^ Основными приемами лингвостилистического анализа являются:

- семантико-стилистический анализ;

- сопоставительно-стилистический анализ;

-лингвостилистический эксперимент;

- вероятностно-статистический анализ;

- лингвистический комментарий.

Пути и приемы лингвостилистического анализа связаны между собой. Часто все приемы выступают в той или иной комбинации, поэтому невозможно всегда применять какую-то одну стандартную схему лингвостилистического анализа. Но самое важное и основное в данном анализе - исследовать текст как языковое целое.

Знания, добытые посредством лингвостилистического анализа художественного текста, являющегося научным исследованием языковой и образной материи литературного произведения, имеют большое практическое значение как для преподавания литературы, так и при обучении языку. Исходя из этого, можно выделить основные аспекты курса:

-лингвостилистический аспект, который помимо углубления и расширения знаний, упрочения умений и навыков, несет в себе следующие новации:

- умение свободно владеть всеми видами речевой деятельности;

- коммуникативный аспект, который способствует повышению культуры устной и письменной речи учащихся;

- нравственный аспект, который помогает формированию русского национального самосознания и духовного здоровья учащихся, воспитанию культурного, образованного и высоконравственного человека.


^ Содержание программы

10 класс (34 часа)

Введение (6 часов)

Понятие лингвостилистического анализа текста. Две составные части анализа: лингвистический и стилистический.

Сущность лингвистического анализа: определение семантики устаревших слов и оборотов, т. е. лексических и фразеологических архаизмов и историзмов; непонятных фактов поэтической символики; устаревших окказиональных перифраз; незнакомых диалектизмов, профессионализмов, арготизмов и терминов; индивидуально-авторских новообразований в сфере семантики, словообразования и сочетаемости; ключевых слов разбираемого текста как художественного целого с тем или иным конкретным содержанием; устаревших или ненормативных фактов в области фонетики,

морфологии и синтаксиса.

Сущность стилистического анализа: определение словесных средств художественной изобразительности: тропов (метафора, метонимия, ирония, гипербола, олицетворение, синекдоха, литота) и стилистических фигур (анафора, антитеза, градация, оксюморон, острота, параллелизм, повторение, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, умолчание, эллипсис, эпифора); звуковых средств художественной изобразительности (благозвучие, звукоподражание, звуковой символизм, аллитерация, ассонанс, звуковые повторы, звукопись); стихосложение (стопы, размер, рифма, строфа).

^ ПОЭЗИЯ XIX ВЕКА ( 15 часов)

А. С. Пушкин (4 часа)

«Я вас любил». Поэтизмы традиционной стихотворной лексики. Своеобразие «закрытой» композиции. Контрастность стихотворения.

«Пора, мой друг, пора!..» Вовлечение в язык стихотворения различных словесных рядов: традиционно-элегического, метафизического, разговорно-бытового, книжно-возвышенного. Многозначность языковых средств.

«Странник». Символический аллегорический образ, употребление архаизмов наряду с разговорной и просторечной лексикой.

«Евгений Онегин».Художественное своеобразие романа, понятие «онегинская строфа», стилистические и языковые особенности романа в стихах.

^ А. А. Дельвиг (2 часа)

«Вдохновение». Лексико-фонетические архаизмы. Строфические особенности. Стройная логическая последовательность.

«Сон». Фольклорная стилизация. Принцип параллелизма, интерпретация мотива сна.


^ М. Ю. Лермонтов ( 3часа)

«Прощай, немытая Россия...» Использование реминисценции (А. С. Пушкин «К морю»). Перифрастическое обозначение России. Анафоро-тавтологические повторы. Лексико-фонетические архаизмы.

«К***» («О, полно извинять разврат..») Двусловная анафора, три вида архаизмов. Синекдохические новообразования.

«Смерть Поэта». Функционирование отдельного слова в поэтическом контексте разных эпох: формирование новых семантических значений и возвращение к старым. Роль эмоциональноэкспрессивной окрашенности слова.

А. А. Фет (2 часа)

«Учись у них - у дуба, у березы...» Афористичность, стилистическая манера «соединения несоединимого». Дидактичность использования языка как средства воздействия на воспитание чувства художественного слова.

Мелодичность и музыкальность стиха любовной лирики А.А.Фета (стихотворение по выбору)

^ Ф.И.Тютчев(2 часа)

Философская лирика поэта. «Как сладко дремлет сад темно-зеленый».Борьба дневных и ночных стихий, метафоричность образов, цветовая и звуковая гамма стихотворения.

«Она сидела на полу…»Лексические и синтаксические повторы как средства усиления смысла стихотворения.

^ Н. Н. Некрасов (1 час)

«Пророк». Своеобразие поэтической версии. Употребление архаизмов. Коммуникативная логика и анафоричность стихотворения.

А. В. Кольцов (1 час)

«Где вы, дни мои...» Музыкальная экспрессивность стихотворения, особая ритмическая организация. Пятисложный размер стиха.

^ Проза XIX ВЕКА (11 часов)

А. С. Пушкина (2 часа)

«Повести Белкина». Деление слов на знаковые и незнаковые.

Эмоциональная напряженность повествования. Особенность стиля:

переплетение бытового и литературного. Смена масок как наиболее

яркая характеристика языковой личности.


^ Н. В. Гоголь (1 час)

«Вий». Мотив превращения и языковые средства его воплощения: параллелизм синтаксических конструкций, расширение коннотативной сферы.

^ И. С. Тургенев (1 час)

«Стихотворения в прозе». («Как хороши, как свежи были розы...»). Слово, контекст, текст и проблемы экспрессивности.

М. Е. Салтыков-Щедрин (1 час)

Аллегорические сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина. Художественные особенности сказок, использование иносказаний, смешение различных стилевых планов в пределах одной сказки.

^ Л. Н. Толстой (2 часа)

Рассказы 50-х годов («Набег», «Севастополь в августе 1855 года»), Стилистико-речевые краски образа юного воина.

«Война и мир». Взаимодействие изобразительно-выразительных средств в романе.

^ Н.С.Лесков (1 час)


Праведники в творчестве Лескова. Лингвистический анализ одного из рассказов писателя. («Овцебык», «Однодум»)

Ф.М.Достоевский (2 часа)

Художественная особенность романа «Преступление и наказание». Смысл имен и фамилий в романе, образы - символы в динамике, прием гиперболизации, роль цвета.

^ А.П.Чехов (1 час)

Загадка «Черного монаха».


Драматургия XIX века

А.Н.Островский (2 часа)

«Перед грозой, в грозу и о «Грозу». Мастерская творческого письма с элементами языкового анализа речи действующих персонажей.


Календарно-тематическое планирование курса.

^ Тема занятий

Кол-во часов

Формы занятий

Формы контроля

Введение

Понятие лингвостилистического анализа текста. Две составные части анализа: лингвистический и стилистический.


1

Лекция учителя.

Работа с текстами

Фонетические средства создания образности.

1

Практические задания

Определение и нахождение фонетических средств в тексте.

Лексические средства создания образности.

2

Практические задания

Определение и нахождение лексических средств в тексте

Сущность стилистического анализа.

1

Практические задания

Работа с текстами

Грамматические средства создания образности.

1

Практические задания

Работа с текстами

^ А. С. Пушкин

«Я вас любил». Поэтизмы традиционной стихотворной лексики. Своеобразие «закрытой» композиции. Контрастность стихотворения.


1

Лингвистический анализ стихотворения

Письменный анализ стихотворения

«Пора, мой друг, пора!..» Вовлечение в язык стихотворения различных словесных рядов: традиционно-элегического, метафизического, разговорно-бытового, книжно-возвышенного. Многозначность языковых средств.


1

Лингвистический анализ стихотворения

Письменный анализ стихотворения

«Странник». Символический аллегорический образ, употребление архаизмов наряду с разговорной и просторечной лексикой.


1

Лингвистический анализ стихотворения

Письменный анализ стихотворения

«Евгений Онегин».Художественное своеобразие романа, понятие «онегинская строфа», стилистические и языковые особенности романа в стихах.


1

Работа с текстом

Творческая работа

^ А. А. Дельвиг

«Вдохновение». Лексико-фонетические архаизмы. Строфические особенности. Стройная логическая последовательность.


1

Лингвистический анализ стихотворения

Письменный анализ стихотворения

«Сон». Фольклорная стилизация. Принцип параллелизма, интерпретация мотива сна.


1

Лингвистический анализ стихотворения

Письменный анализ стихотворения


















































































































































































































































^ М. Ю. Лермонтов

«Прощай, немытая Россия...» Использование реминисценции (А. С. Пушкин «К морю»). Перифрастическое обозначение России. Анафоро-тавтологические повторы. Лексико-фонетические архаизмы.

1

Лингвистический анализ стихотворения

Письменный анализ стихотворения

«К***» («О, полно извинять разврат..») Двусловная анафора, три вида архаизмов. Синекдохические новообразования.


1

Лингвистический анализ стихотворения

Письменный анализ стихотворения

«Смерть Поэта». Функционирование отдельного слова в поэтическом контексте разных эпох: формирование новых семантических значений и возвращение к старым. Роль эмоциональноэкспрессивной окрашенности слова.


1

Лингвистический анализ стихотворения

Письменный анализ стихотворения

А. А. Фет

«Учись у них - у дуба, у березы...» Афористичность, стилистическая манера «соединения несоединимого». Дидактичность использования языка как средства воздействия на воспитание чувства художественного слова.


1

Лингвистический анализ стихотворения

Письменный анализ стихотворения

Мелодичность и музыкальность стиха любовной лирики А.А.Фета (стихотворение по выбору)


1

Лингвистический анализ стихотворения

Письменный анализ стихотворения

Ф.И.Тютчев

Философская лирика поэта. «Как сладко дремлет сад темно-зеленый».Борьба дневных и ночных стихий, метафоричность образов, цветовая и звуковая гамма стихотворения

1

Лингвистический анализ стихотворения

Письменный анализ стихотворения


«Она сидела на полу…»Лексические и синтаксические повторы как средства усиления смысла стихотворения.


1

Лингвистический анализ стихотворения

Письменный анализ стихотворения


^ Н. Н. Некрасов

«Пророк». Своеобразие поэтической версии. Употребление архаизмов. Коммуникативная логика и анафоричность стихотворения.




1



Лингвистический анализ стихотворения



Письменный анализ стихотворения

^ А. В. Кольцов

«Где вы, дни мои...» Музыкальная экспрессивность стихотворения, особая ритмическая организация. Пятисложный размер стиха.

1

Лингвистический анализ стихотворения

Письменный анализ стихотворения

^ А. С. Пушкин «Повести Белкина». Деление слов на знаковые и незнаковые. Эмоциональная напряженность повествования.

1

Комментированное чтение рассказа

Творческая работа

Особенность стиля:

переплетение бытового и литературного. Смена масок как наиболее

яркая характеристика языковой личности.

1

Комментированное чтение рассказа

Творческая работа

^ Н. В. Гоголь

«Вий». Мотив превращения и языковые средства его воплощения: параллелизм синтаксических конструкций, расширение коннотативной сферы.


1

Комментированное чтение рассказа

Творческая работа

^ И. С. Тургенев

«Стихотворения в прозе». («Как хороши, как свежи были розы...»). Слово, контекст, текст и проблемы экспрессивности.


1

Творческая мастерская

Проба письма. Сочинение стихотворений в прозе.

^ М. Е. Салтыков-Щедрин

Аллегорические сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина. Художественные особенности сказок, использование иносказаний, смешение различных стилевых планов в пределах одной сказки.


1

Комментированное чтение сказки

Анализ прочитанной сказки

^ Л. Н. Толстой

Рассказы 50-х годов («Набег», «Севастополь в августе 1855 года»), Стилистико-речевые краски образа юного воина.

Тема занятий

1

Комментированное чтение рассказа

Сочинение-миниатюра на морально-этическую тему

Л.Н.Толстой «Война и мир». Взаимодействие изобразительно-выразительных средств в романе.



1

Комментированное чтение отдельных глав

Сочинение - миниатюра

Н.С.Лесков

Праведники в творчестве Лескова. Лингвистический анализ одного из рассказов писателя. («Овцебык», «Однодум»)


1

Комментированное чтение рассказа

Творческая работа

Ф.М.Достоевский

Художественная особенность романа «Преступление и наказание». Смысл имен и фамилий в романе, образы - символы в динамике, прием гиперболизации, роль цвета.


2

Комментированное чтение отдельных глав

Творческая работа

А.П.Чехов

Загадка «Черного монаха».



1

Комментированное чтение рассказа

Творческая работа

А.Н.Островский

«Перед грозой, в грозу и о «Грозу».



2

Мастерская творческого письма с элементами языкового анализа речи действующих персонажей.


Творческая работа




Скачать 154,61 Kb.
оставить комментарий
Дата15.10.2011
Размер154,61 Kb.
ТипЭлективный курс, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

плохо
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

наверх