«Текст как объект лингвистического анализа» icon

«Текст как объект лингвистического анализа»



Смотрите также:
Aineprogramm õpp...
Вопросы к кандидатскому экзамену по истории философии науки (экономика) Азиатский способ...
Текст как объект переводческого анализа и письменного перевода...
Тема Кол-во страниц...
Фразеология как объект лингвистического исследования...
Олешков М. Ю. Когнитивный аспект лингвистического анализа текста/дискурса // Актуальные проблемы...
Имя собственное как структурная единица языка газет...
Дискурс как объект лингвистического исследования...
Публицистический текст как объект хронологического перевода (на материале памфлетов Джонатана...
Л. В. Каплич придерживается точки зрения, согласно которой следует обучать дискурсу/тексту...
Курсовая работа Кафедра «Прикладная социология»...
«Роль Л. Н. Толстого в развитии словесной изобразительности» (на примере лингвистического...



скачать

Регистрационная форма


Фамилия Имя Отчество

Чимитдоржиева Марина Заятовна

Адрес образовательного учреждения (с индексом)

МОУ «Тугнуйская средняя общеобразовательная школа» с.Тугнуй ул. Комсомольская, д.2 671356

Телефон рабочий (с кодом города)

83014326797

Адрес домашний (с индексом)

С.Тугнуй ул. Комсомольская, д.18 671356

Телефон домашний (с кодом города)




E-mail

tygshool@mail.ru

Тема урока

«Текст как объект лингвистического анализа»

(анализ ассоциативно-смыслового развертывания текста на основе лексической структуры)




Разработка данного урока представляет собой апробированный опыт занятия по элективному курсу «Литература Бурятии» для старших классов. Подобное прочтение стихотворного произведения дает основу для дальнейшей работы по этому художественному тексту. Так, на материале многих выводов и находок ребят с дальнейшим детальным погружением в текст была написана ученицей нашей школы исследовательская работа на тему: «Система мотивов как средство анализа идейного содержания лирического произведения» (на примере стихотворения Н.Дамдинова «Четыре неба»). Её работа была удостоена 1 места на районном этапе научно-практической конференции «Шаг в будущее», стала дипломантом заочного этапа Всероссийского детского конкурса научно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке».


^ Министерство образования и науки Республики Бурятия

Мухоршибирский район

МОУ Тугнуйская СОШ


Тема урока:

«Текст как объект лингвистического анализа»

(анализ ассоциативно-смыслового развертывания текста на основе лексической структуры)


^ Подготовил: учитель русского языка и

литературы Чимитдоржиева М.З.

высшая квалификационная категория


Тугнуй 2010 год

Тема урока: «Текст как объект лингвистического анализа»

(анализ ассоциативно-смыслового развертывания текста на основе лексической структуры)

Цель урока: анализ и истолкование поэтического текста на основе целостного восприятия

Задачи урока:

I. Образовательная.

1. Дать понятие поуровневого анализа текста и анализа ассоциативно-смыслового развертывания текста на основе лексической структуры;

2. Научить анализировать лексическую структуру текста и ассоциативно-смысловое поле образа.

II. Развивающая.

1. Развивать умения исследования текста лирического произведения;

2. Развивать ассоциативное и образное мышление учащихся на материале урока.

III. Воспитывающая.

1. Формирование трудовой культуры: самостоятельность, инициативность, ответственность, критичность, креативность.

2. Помочь увидеть и почувствовать не только явления природы, жизни, но и красоту слова;

3. Воспитать потребность в чтении стихов, в сопереживании их авторам и лирическим героям;

4. Воспитание чувства уважения к духовной и материальной культуре другого народа.

^ Тип урока: урок-исследование

Формы работы: индивидуальная, групповая

Методы: слово учителя, иллюстративный (опережающее домашнее задание), поуровневый анализ текста, проблемные вопросы и задания.

Оборудование: портрет Николая Дамдинова, раздаточный материал (см. приложение к уроку), выступление учащихся группы культуроведов с презентацией, выполненной в программе Microsoft Power Point.

Ход урока:

^ Вступительное слово учителя:

На сегодняшний день литературное творчество Н.Дамдинова представляет собой малоизученную область, исследованную различными современными видами анализа художественных текстов. Даже если таковые имеются, то, к сожалению, на данный момент недоступны массовому читателю.

Многоплановость, смысловая многозначность лирики Дамдинова позволяет говорить не только о незаслуженно обойденном вниманием творчестве, но и неполном представлении о разнообразии творческих проявлений автора. Изъятие этого имени из культурного контекста может привести к неполному освещению одной из составляющих культурного наследия Бурятии, частью которой является лирика неповторимого поэта. Своеобразные особенности структуры его стихотворений, литературный стиль, присущая Н.Дамдинову образная система говорят о своеобразии, некой самобытности каждой из них, что, несомненно, представляет определенный интерес для детального его изучения. У вас есть уникальная возможность стать подобными исследователями этого замечательного поэта Бурятии.

На протяжении всего урока вам необходимо произвести поуровневый анализ лирического произведения, анализ ассоциативно-смыслового развертывания текста на основе лексической структуры. От вашего внимания ко всем выступающим, от чуткого восприятия самого лирического произведения будет зависеть и результат наших совместных исследований.

Сегодня на уроке вы ознакомитесь с небольшим сообщением: «Духовная и материальная культура бурятского народа в стихотворении Дамдинова «Четыре неба». Подготовила его группа культуроведов. Главная ваша исследовательская задача на этом этапе: Опираясь на материал сообщения, определить основных героев стихотворения Дамдинова «Четыре неба». Слово вам, дорогие коллеги.

(выступление на уроке группы культуроведов: см. приложение к уроку №4).

- А теперь нам предстоит познакомиться с поэтическим произведением Дамдинова.

Знакомство с текстом произведения: чтение стихотворения учителем (тексты перед глазами ребят у каждого на парте).

- Итак, какова система образов лирического произведения?

При первичном просмотре текста произведения отмечаем слова в сильной позиции: ими обычно являются заголовок, эпиграф и т.д. В данном случае, лирическое произведение Дамдинова имеет заголовок «Четыре неба». Опираясь на материал культуроведов, можно сделать вывод о том, что в стихотворении основными образами являются ПРИРОДА и ЧЕЛОВЕК. Всё стихотворение представляет собой описание временных признаков, зарисовок природы. С образом человека связана символика цифры 4 – 4 периода жизни человека (детство, юность, зрелость и старость), что, возможно, соответствует 4 строфам произведения. А также этот образ обозначен словами «кто-то скачет».

- Что вы можете сказать об образе человека?

Скорее всего, этот человек – мужчина, так как мы узнали, что Небо – символ мужского начала. На эту же мысль наводит и образ коня: у мужчин-бурят было зазорно не иметь своего коня. В бурятской культуре существовало древнее поверье о том, что с рождением мальчика рождается и его скакун – аргамак (здесь выделенное – добавление учителя).

- Уточните композиционные части в данном произведении в соответствии с гипотезой образа человека?

В стихотворении 4 строфы, что соответствует 4 временам года и 4 периодам жизни человека:

1 строфа – весна – юность человека;

2 строфа – осень – зрелость человека;

3 строфа – лето – детство человека;

4 строфа – зима – старость человека.

Как мы заметили, такая композиция не случайна: подтверждение этому мы находим у наших культуроведов. В древних представлениях бурят было принято именно так противопоставлять времена года: лето-зима, весна-осень.

- Таким образом, Дамдинов не случайно так описывает времена года? Они выполняют определенную роль в образной системе лирического произведения. Наша с вами задача – выяснить, а КАКУЮ РОЛЬ ВЫПОЛНЯЮТ ОПИСАНИЯ ВРЕМЕН ГОДА? Для этого нам удобнее продолжить работу по группам. Как вы думаете, сколько у нас будет групп?

Скорее всего, групп будет 4, что соответствует композиции лирического произведения.

- Правильно. Каждая группа подходит ко мне и получает свои задания.

Далее работа по исследованию строится на работе в группах:

  1. группа «Весна» - «Юность»

  2. группа «Осень» - «Зрелость»

  3. группа «Лето» - «Детство»

  4. группа «Зима» - «Старость»

(Задания для групп смотреть в приложении № 3)

- Разрешите предоставить слово нашим исследователям. Отчет о проделанной работе представляет группа «Весна».

В первой строфе с начальной строки появляется образ коня – «отпущены поводья». Примечательно, что этот выделенный образ является преобладающим в первых четырех строчках. Если мы вытянем «ниточку из клубка» получаем следующее:

отпущены поводья и ржанье грома кто-то скачет

Мотив отпущенных поводий ассоциируется со свободой, а отсюда и мощью природного таяния рек. Особую эмоциональность и выразительность весеннего пробуждения придаёт картине приём звукоподражания – звукопись текущей воды или раскатов грома:

Отпущены поводья шумных речек…

И ржанье грома в небесах всё резче…

Образ резвого коня помогает точнее представить весеннее небо, момент пробуждения природы от зимней спячки. По своей мощи, буйстве сил эта картина напоминает резвость сильного коня, который неудержим, волен, как сама природа. Именно поэтому «отпущены поводья». Цветение черемухи в пору весны ассоциируется с юностью. Весенняя гроза ассоциируется с поведением человека юношеского возраста, когда свойственно принимать резкие решения, делать крайние суждения и выводы. Всё это и подтверждает мотив белого цветения, так как у бурят белый цвет является символом мужества и благородства.

- Что нового о нашем герое может сказать группа «Осень»? Давайте, предоставим им слово.

Следующая картина, которая обрисовывается во второй строфе, это картина осенней непогоды, которая ассоциируется с мотивом увяданья, когда многие жизненные организмы приостанавливают свою активную форму жизни. Осенью дни идут к своему укорачиванию по продолжительности, что и влияет на построение предложений в этой строфе: все они в основном простые назывные или предложение, в котором отсутствует сказуемое (нет действия = приостановлены жизненные функции). Определённую образность данной строфе придает использование олицетворения:

Холодные ветра, дождей рыданья

Процесс оплакивания наводит нас на известный греческий миф о Персефоне и Деметре – богине земли. Когда Аид похитил себе в жены Персефону, то мать стала безутешно оплакивать свою дочь, и на земле прекратился рост всего живого. Особую краску в палитру образности вносит и метафора:

На блёклых травах – туч сырая тень...

Образ тени подчеркивает своеобразие видения художника мокрой от дождя травы, а образ уставшего коня лишь добавляет отдельные признаки к картине увяданья. Параллельно появляющийся образ телеги как символа осенних дней, заканчивает образный строй строфы, подчеркнув серость, бесконечность осенней слякоти.

Если мы обратимся к выражению образа человека, подметим, что становится понятней и ближе противопоставление «весна-осень». Мотив увяданья, блёклых оттенков (на блеклых травах) напоминает средний возраст человека, который логически приходит после юношества. Мотив холода напоминает нам о том, что взрослый человек больше руководствуется в поступках голосом разума (есть выражение «холодный разум»).

- Не менее интересным, думаю, будет сообщение группы «Лето».

Летние зарисовки максимально достоверны и реалистичны в своих деталях: летом пастбища полны корма для домашних животных (отсюда и упоминание молока). Это время сенокосной уборки, требующего особого напряженного труда, люди работают от зари до зари (свет звезды

соединяет вмиг зарю с зарёю). Также это время характеризуется очень высокой температурой днем:

^ От зноя губы юности тверды

Образ зноя подчеркивается дополнительным признаком твердости. Мы реально видим знойную раскалившуюся степь и твердую растрескавшуюся почву.

Это время можно сравнить с периодом детства в жизни человека. На эти мысли наводит указание на молоко, ведь все мы вскормлены молоком матери. Общее представление о детском возрасте дополняется образом шатра как символом родного дома и определяет образ отца. Этот образ сложен, так как наполняется и символическим значением синего цвета. В народной символике синий цвет обозначает одного из двух главных высших сил – Вечного Неба. Как мы узнали, в мифологическом сознании народа Небо олицетворяется с отцом, первопредком всех живых существ во Вселенной.

Соединение зари с зарёю ассоциируется в нашем сознании с детством как с самым кратковременным периодом жизни. Жадно впитывая всё новое, ребёнок не замечает бега времени. Это и подчеркивают динамические восклицательные предложения. Характерной особенностью становится мотив твёрдости применительно к человеческой жизни – особая деталь, которая выражается многоточием в конце четверостишия. Она напоминает о быстротечности человеческой жизни: быстро прошли года, человек становится зрелым – пройдя испытания, становится твердым, что и подчёркивается метафорой:

^ От зноя губы юности тверды

- И завершает нашу совместную работу группа «Зима».

Самой яркой и образной по смысловому содержанию является последняя строфа лирического произведения, своеобразная картина зимнего пейзажа. Начальная строка ассоциируется с русской пословицей: лето припасает, зима поедает. Реалии мира замысловато переходят ввысь, в космос. Об этом свидетельствует яркая метафора – образ пуговицы:

^ Серебряною пуговицей пришита

К халату неба белая луна.

Многое дополняют последние две строчки: образ зимнего свода, для которого нет определенного образа из реального мира, напоминает однообразный зимний пейзаж:

Укрыла степь сугробов белизна

Картину зимы дорисовывает и аллитерация:

Как сквозь стекло, протертое до блеска,

Сквозь зимний свод сверкают звезды резко!

Повторение резких звуков – з-с-р – напоминает морозный воздух, когда щеки буквально обжигает холодное дыхание зимы.

Если говорить об образе человека, то зима ассоциируется со старостью. Композиционное следование за летом зимы наводит на мысль о народной мудрости. Бытует мнение, что старый и малый очень похожи друг на друга.

- Большое спасибо за вашу работу. Но всё же остался вопрос: КАКУЮ РОЛЬ ВЫПОЛНЯЮТ ОПИСАНИЯ ВРЕМЕН ГОДА?

- Описание времен года дает возможность увидеть своеобразную проекцию двух элементов: реального и подразумеваемого.

- Такая система организации стихотворения и система образов реализует творческую концепцию Н.Дамдинова о единой целостности мироздания и его отдельных материальных и духовных проявлений.

- Нам кажется, что основная идея стиха заключается в вечном единении человека и природы. На эту мысль наводит также и мотив пуговицы как символ круга. Круг в национальном сознании бурят символизирует вечность, бесконечность, представляет собой небесную сферу (вспомним мотив Неба как выразителе нашего праотца, первопредка всего живого).

- Порой человек стремится строить свою жизнь по образцу и подобию природы, сохраняя свой внутренний мир, мир вокруг себя в первозданной чистоте от всего плохого – жадности, предательства, высокомерия, тщеславия, злости, боли и горя. Только при этих условиях человеческая жизнь сложится в песню, своеобразный гимн красоте и уникальности каждого времени года, в гимн неповторимости и жизненной прелести каждого возраста человека.

- Это стихотворение воспитывает в нас бережное отношение ко всему живому, призывая нас жить в гармонии в обществе людей, а также и в сообществе с природой. Это жизненной мудрости и учит нас великий гуманист Н.Дамдинов.

- Сегодня мы попытались с вами проникнуть в глубинные тайны стихотворения Н.Дамдинова «Четыре неба». Анализировать поэтический текст трудно, возможно, ещё несовершенны многие ответы ваши, но это только первые шаги, а дорогу осилит идущий. Мне очень приятно, что стихотворение «Четыре неба» Николая Дамдинова никого не оставило равнодушным, это говорит о том, что в вас есть одно из главных качеств человека – умение видеть сердцем, сочувствовать и сопереживать. Надеюсь, что поуровневый анализ, анализ ассоциативно-смыслового развертывания текста на основе лексической структуры поможет нам и в дальнейшей работе.

Домашнее задание:

Выберите один из вариантов задания и выполните его самостоятельно.

  1. Напишите сочинение на тему «Восприятие, анализ и толкование стихотворения «Четыре неба» Николая Дамдинова»

  2. Выбрать любое лирическое произведение из поэтического наследия Баира Дугарова и произвести подобное исследование.



Приложение № 1


Опережающее задание группе культуроведов

Укажите, какие элементы духовной и материальной культуры бурятского народа нашли свое отражение в лирическом произведении Николая Дамдинова «Четыре неба»?

Используйте в своей работе:

  1. Материалы Интернета;

  2. В.Д.Бабуева «Материальная и духовная культура бурят», Улан-Удэ, 2004 год

Приложение № 2

Четыре неба

Отпущены поводья шумных речек,

Черёмух гроздья пышно расцвели.

И ржанье грома в небесах всё резче,

Как будто кто-то скачет вкруг земли.


Весною небо, словно резвый конь:

Уздечки звон, из-под копыт – огонь!


Везде видны приметы увяданья.

Не слышно гроз. Укоротился день.

Холодные ветра, дождей рыданья,

На блёклых травах – туч сырая тень.


Уставший конь – осенний небосвод:

Понуро он телегу дней везёт.


В улусах сенокосною порою

Дымится молоко, и свет звезды

Соединяет вмиг зарю с зарёю!

От зноя губы юности тверды…


О, небо летом – синий шелк шатра,

Где – дни труда, веселья вечера!


Кто потрудился летом – ест досыта.

Укрыла степь сугробов белизна.

Серебряною пуговицей пришита

К халату неба белая луна.


Как сквозь стекло, протёртое до блеска,

Сквозь зимний свод сверкают звёзды резко!

Приложение № 3





Группа «Весна» - «Юность»

1) Какой образ помогает нам увидеть картину весны? Свой ответ подтвердите примерами из текста.

2) Какой приём языковой выразительности подобрал автор, чтобы точнее передать наступление весны?

3) Какое словесное выражение подобрал автор, чтобы раскрыть образ человека?

4) Оформите свои выводы по анализу 1 строфы в виде мини-сочинения.




Группа «Осень» - «Зрелость»

1) Чем вызвано у Дамдинова обращение к картинам осени сразу после весны?

2) С чем ассоциируется мотив осенней непогоды?

3) Каким приёмом языковой выразительности подтверждаются ваши ассоциации?

4) Какие художественно-изобразительные средства вы отметили в своей строфе?

5) Какими образами Дамдинов дорисовывает картину осени?

6) Как выражен образ человека в этой строфе?

7) Оформите свои выводы по анализу 2 строфы в виде мини-сочинения.





Группа «Лето» - «Детство»

1) Из каких деталей окружающего мира «набрасывает» Дамдинов свою летнюю зарисовку?

2) Какое художественно-изобразительное средство использует автор для завершения картины летней природы?

3) Каково словесное выражение образа человека в этой строфе?

4) Какие приёмы, художественно-изобразительные средства использует Дамдинов при изображении этого образа?

5) Оформите свои выводы по анализу 3 строфы в виде мини-сочинения.


Группа «Зима» - «Старость»

1) С чем ассоциируется начальная строчка строфы?

2) Какое художественно-изобразительное средство вы бы отметили в этой строфе?

3) Какова его роль в этой композиционной части?

4) Какой приём усиливает выразительность зимнего пейзажа?

5) Раскройте образ человека в 4 строфе. Почему после летних зарисовок идет описание зимы?

6) Оформите свои выводы по анализу 4 строфы в виде мини-сочинения.


Приложение № 4

Смотреть материал презентации «Духовная и материальная культура бурятского народа в стихотворении Дамдинова «Четыре неба»




Скачать 135,99 Kb.
оставить комментарий
Дата27.09.2011
Размер135,99 Kb.
ТипУрок, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

наверх