Концепция рефлексивности 12 Классический процесс научного познания 12 Процесс научного познания человеком самого себя 13 icon

Концепция рефлексивности 12 Классический процесс научного познания 12 Процесс научного познания человеком самого себя 13



Смотрите также:
Образовательная программа 040100 и 040101 Социальная работа Дисциплина Философские проблемы...
План специфика научного познания. Научная рациональность...
Б. 1 Философские проблемы технических наук...
Методические указания к семинарским занятиям и самостоятельной работе по курсу «философские...
Образовательная программа 040100 и 040101 Социальная работа Дисциплина Философские вопросы...
Программа элективного курса по физике 9 класс «Экспериментальный метод научного познания»...
Тема Эмпирические и теоретические методы научного познания Становление основных линий (программ...
Процесс обучения как процесс познания нужно рассматривать в его противоречии...
Задачи и функции эмпирического познания. Границы эмпирического познания...
Вопросы по философии для студентов...
Приказ № от 200 г. Рабочая программа учебного курса «физика» для 10-11 классов...
Концепция информационного общества. Наука как предмет философского осмысления...



страницы:   1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
скачать
Институт коучинга

Санкт-Петербург


Дипломная работа


на тему


Эго и иррациональные энергии в принятии инвестиционных решений


Студент ВГ-4: Ичкитидзе Юрий

Руководитель: Савкин Александр


Июнь 2007

Цель


Исследовать влияние эмоций, убеждений и иррациональных энергий (интуиции, веры) на управляющего активами на финансовом рынке при принятии им инвестиционных решений. Выявить, что из этого способствует повышению эффективности принимаемых инвестиционных решений, что нет. Сформировать список внутренних навыков, необходимых управляющему активами для повышения эффективности управления активами на финансовом рынке. Разработать и протестировать на группе упражнения, позволяющие сформировать эти навыки.

Гипотеза


1. Эмоции и убеждения снижают эффективность принятия инвестиционных решений

2. Умение осознанно проживать эмоции при принятии инвестиционных решений способствует повышению эффективности операций

3. Умение трансформировать свои убеждения при принятии инвестиционных решений способствует повышению эффективности операций.

4. Умение использовать иррациональные энергии значительно повышает эффективность управления активами на финансовом рынке.

5. Развивать указанные выше три навыка можно, используя классические методы психотерапии, коучинга и медитации.

6. Умение осознанно работать со своими целями повышает эффективность принятия инвестрешений


СОДЕРЖАНИЕ

Цель 2

Гипотеза 2

Введение 4

Концепция рефлексивности 12

Классический процесс научного познания 12

Процесс научного познания человеком самого себя 13

Прямые и косвенные методы научного познания. 15

Путь рационала и путь мистика 19

^ Мир воспринимаемый на основе опыта 19

Расширение воспринимаемой реальности 21

Возвращаемся к теории 23

Эксперимент над самим собой 27

Основания научного эксперимента 28

Условия эксперимента. Характеристика российского финансового рынка и рынка FORTS 31

Как начинался эксперимент 31

Опыт торговли в апреле-декабре 2006 года 33

Опыт торговли в 2007 году 40

Выводы из собственного опыта 51

^ Эффективно работать по тренду 51

Эго человека мешает работе по тренду 52

Эффективность «выхода за эго» 54

Причины усиления/ослабления эго 55

Что я делал? 56

Как я это делал? 57

Диагностика методов принятия решений профессиональными управляющими активами 59

^ Практическая часть. Как развивать умение работать с иррациональными энергиями? 67

Тренинг по развитию интуиции. Мой опыт. 67

Выводы. Полученные блоки для тренинга. 85

Косвенные методы в обучении Управляющих Активами 89

Внедрение осознанности и иррациональных энергий в управлении капиталом 89

Резюме 91

Приложение 1 92

^ Список используемой литературы 97



Введение


В курсовой работе написанной год назад на тему «Интуиция в принятии инвестиционных решений» я исследовал, как техники работы с интуицией позволяют повысить эффективность принимаемых инвестиционных решений. Исследование состояло из описания своего собственного опыта принятия инвестиционных решений на рынке фьючерсов и опционов на российские акции в течение 2002-2006 годов плюс опроса 10-15 трейдеров с целью понять используют ли они интуицию в принятии инвестиционных решений и какие существуют ограничения, мешающие применять интуицию для управления капиталом. Теоретическая часть проведенного тогда исследования была частично озвучена на конференции «Теория и практика торговли опционами» в мае 2006 года в моем докладе на пленарном заседании и реакция зала была удивленной. На фразе что «один из методов развития интуиции – медитация», аудитория заполнилась смехом, недоверием и удивлением. Множество заданных мне после доклада вопросов похоже имели целью уличить меня в непонимании самых простейших трейдинговых вещей, как то необходимость наличия у трейдера системы управления рисками, а также необходимости рационально, трезво смотреть на окружающие его вещи и понимать что стол это стол, а фломастер это фломастер. Иными словами меня пытались уличить в полнейшем не понимании общеизвестных истин, возможно в сумасшествии. Это не удалось, и вопросы стихли, превратив возрастающую бурю в тихое недоумение. После доклада один человек подошел ко мне с моей брошюрой «Иррациональные технологии на финансовых рынках» и взял автограф.

В октябре 2006 года сотрудники моей фирмы «Рефлексивность ру» провели детальное исследование на тему интуиция в принятии инвестиционных решений. Было опрошено 50 трейдеров российских инвестиционных компаний. Результаты исследования показали, что подавляющее большинство трейдеров, по их словам, не используют интуицию в принятии инвестиционных решений. Многие из тех, кто ответили, что используют интуицию в принятии инвестиционных решений, были уверены, что интуицию нельзя осознанно развивать и использовать.

Эти два случая, а также мой собственный опыт общения в трейдерской сфере с 2001 года позволяют мне утверждать, что тема интуиции в принятии инвестиционных решений является ТАБУ для разговоров и обсуждения среди трейдеров и их руководителей, клиентов. Ключевых причин для этого я вижу две. Одна из них весьма полно показана фразой, сказанной одним из трейдеров, в прошлогоднем исследовании: «Надо экспериментировать с интуицией. Нельзя проиграть денег и сказать своему руководителю. Надо обосновать. Потому что у тебя был порыв? Или потому что у тебя есть мнение, что фундаментальные показатели плохи? Конечно тебя могут уволить за то что ты скажешь: у меня был порыв или видение. Ну а если заработаешь, то спрашивать никто не будет. Но рано или поздно наступит же момент когда интуиция ошибется. И так иногда кстати бывает. Тогда трудно будет донести до руководства мотивы действий.» Деньги и страх их потерять, превалируют над доверием к живому, происходящему здесь и сейчас, и этот страх заставляет действовать рационально и обосновывать каждое свое действие убеждением или мнением. И это принято не только на уровне трейдера, но на уровне всей системы управления активами. «Белую ворону», открыто говорящую об этом могут не понять и даже уволить.

Ко второй причине этого ТАБУ я отношу привычное Западу рациональное мышление об окружающем мире. Вот что пишет Чарльз Тартр описывая упражнение «Кредо западного человека». В этом упражнении читателю предлагается встать, вообразить группу людей вокруг себя, проделывающих упражнение вместе с ним и прочитать указанный ниже текст громко и твердым голосом.


^ КРЕДО ЗАПАДНОГО ЧЕЛОВЕКА


Я ВЕРЮ, что материальная Вселенная, управляемая неизменными физическими законами и случайностью, является единственной и предельной реальностью.

Я УТВЕРЖДАЮ, что Вселенная не имеет Творца, объективной цели, смысла или предназначения.

Я СЧИТАЮ, что все идеи относительно Бога или богов, просветленных, пророков и святых, нефизических существ или сил – сплошные предрассудки и иллюзии. Жизнь и сознание совершенно идентичны физическим процессам и возникают из случайного взаимодействия слепых физических сил. Как и вся остальная жизнь, моя жизнь и мое сознание не имеют ни объективной цели, ни смысла, ни предназначения.

Я ВЕРЮ, что все суждения, ценности и нормы морали – мои собственные или других людей – субъективны и возникают исключительно на биологической основе, личной истории или случайности. Свободная воля – это иллюзия. Следовательно, все наиболее рациональные ценности, в соответствии с которыми я могу жить, должны быть основаны на знании, что для меня хорошо то, что приносит мне удовлетворение, и плохо то, что доставляет страдание. Тот, кто помогает мне получить удовольствие и избежать страданий, - мой друг; тот же, кто мешает мне в этом или приносит страдания, - мой враг. При рациональном подходе друзья и враги должны служить увеличению моих удовольствий и уменьшению страданий.

Я УТВЕРЖДАЮ, что церкви нужны только для оказания социальной поддержки, что не существует таких грехов, которые можно было бы совершить и получить за них прощение, что нет наказания за грехи и награды за добродетель, кроме тех, которые я сам себе могу воздать, непосредственно или через других. Добродетель для меня состоит в том, чтобы получать все, что я хочу, не будучи пойманным и наказанным другими.

Я СЧИТАЮ, что смерть тела – это смерть ума. Жизни после смерти не существует, и всякая надежда на это – чепуха.


Вот что пишет Чарльз Тартр описывая наблюдение за людьми, выполнявшими данное упражнение: «Участники эксперимента нередко обнаруживали, что какая то часть их действительно верит во многое из этого «кредо западного человека», хотя в целом они считают себя духовными людьми, которые ни в коем случае не согласились бы с подобными утверждениями. Я полагаю, что, как бы ни были наши сознательные убеждения далеки от этого «кредо», мы, будучи западными людьми, отчасти верим в него, и в немалой степени. Это присутствует в нас и подкрепляется тем или иным способом в течение многих лет. Некоторые люди, считающие себя религиозными, начинали плакать, обнаружив, что какая-то часть их сущности действительно верит во многое в этом «кредо».

Я могу найти любое из фактических его утверждений. Они содержатся в той или иной форме в различных учебниках. Лженаука служит религией нашего времени. Это то, чему нас официально учат. Конечно, можно возразить против такого «кредо», можно иметь свою систему убеждений, но мы знаем, что так называемые люди науки сочтут все это проявлением слабости и неспособностью трезво смотреть на вещи.

Если вы верите в Бога, в духовную природу Вселенной, в высшую цель жизни, бывают ли у вас моменты, когда вам кажется что вы ошибаетесь? Может быть, ваши убеждения нелепы? Может быть, они являются проявлением незрелости? Нам постоянно твердят, что вера в Бога нужна людям примитивным, а мы, мол, люди образованные и должны стоять выше предрассудков.

В действительности с точки зрения реальной науки все это не научные утверждения, а социальная система; это «кредо» внушено нам обучением, выработано в нас, как рефлекс у собак Павлова выделять слюну на звук колокольчика. Это западное «кредо» - не что иное, как наука, искаженная до нетерпимой фундаменталистской системы верований.»

Действительно, это ТАБУ очень четко можно проследить и в основаниях современной экономической теории. Два ее основных положения: 1. максимум общественной полезности достигается, если каждый субъект достигает максимального удовлетворения своей собственной полезности. Таким образом, экономическая наука постулирует цель каждого отдельного человека: максимизировать собственную полезность, собственное удовольствие. Несмотря на очевидную пустоту этой цели как реальной, такая абстракция до сих пор звучащая в экономических ВУЗах приводит к тому, что многие из моих сверстников понимают ее буквально – эта абстракция становится тем, как они понимают свою цель жизни.

Второе положение современной экономической теории соответствующее «Кредо западного человека» – это подход известный как ^ Гипотеза рациональных ожиданий (ГРО). В соответствии с ним человек имеет возможность сформировать и в действительности формирует рациональные, т.е. неопровержимые будущим развитием событий, ожидания о будущей реальности. Эта возможность позволяет принимать оптимальное (наилучшее) для человека решение, в соответствии с его рациональными ожиданиями.

На ГРО основано подавляющее большинство современных методов фундаментального анализа финансовых инструментов. ГРО учат в экономических ВУЗах как базовой модели принятия инвестиционных решений. Можно смело утверждать, что ГРО является фундаментом современной экономической науки.

Однако ГРО ничего не говорит про интуицию. Совершенно ничего. И как трейдерам верить в интуицию, если доминирующая в науке модель – модель ГРО игнорирует интуицию? Идти против науки? Это не принято в нашем обществе – наука признанный лидер современных знаний, все новое, что возникает в обществе обязательно отражается в ней. И если задача трейдеров на финансовом рынке принимать решения, то задача науки – говорить, как эти решения принимать. И «ступор» в отношении интуиции, существующий в экономической науке, порождает соответствующую реакцию у практиков. Какая, дескать, интуиция? Вот, посмотри в науку, – известно же, что никакой интуиции нет и в помине. Это и есть та вторая причина, по которой практики-трейдеры не склонны говорить об интуиции в принятии решений, и доверять ей как методу принятия решений.

Очевидно, что если первая причина ТАБУ на интуицию – причина скорее психологическая – «страх, что не поймут если потеряешь», то вторая причина своими корнями лежит в науке, а именно - в тех ее моделях, что со студенческой скамьи формируют у практиков убеждения, не позволяющие впустить интуицию в сознание как способ принятия эффективных решений. По этой причине, я считаю необходимым прямо здесь дать краткий экскурс основных подходов современной экономической науки к принятию решений, проанализировать их, рассмотреть какие убеждения эти подходы отстаивают и задаться вопросом, а что если эти убеждения - есть лишь ограничение того, что существует и происходит в действительности? И если мы готовы шагнуть за пределы этих убеждений и просто поисследовать это новое пространство, то, как мы можем изменить эти убеждения, что мы можем предположить взамен? Возможно в этом новом пространстве откроется нечто, называемое интуицией и в этом новом пространстве действительно интуиция будет способствовать росту эффективности принимаемых решений.


Экскурс в модели экономической науки мы начнем с детального анализа ГРО. Рассмотрим несколько примеров.

Пример 1. Вам предлагается сыграть в «Орел-решка». Ваш напарник подкидывает монетку вверх, подкручивая ее вокруг своей оси и выпадает тот или иной вариант. Напарник кидает монетку совершенно чисто, не подыгрывая, и монетка также является правильной. Каковы будут ваши ожидания, относительно того, как часто будет выпадать орел или решка?

^ Ответ в соответствии с ГРО: вероятности выпадения орел-решка составляют по 0.5

Пример 2. Вам предлагается сыграть в «Орел-решка» с компьютерной программой, в которой программист задал некоторые свои субъективные вероятности выпадения орла и решки, которые для вас есть и . Величина x неизвестна для вас. Каковы будут ваши ожидания, относительно того, как часто будет выпадать орел или решка?

Ответ в соответствии с ГРО: ваши ожидания должны максимально точно отражать величину x даже в условиях отсутствия информации позволяющей оценить величину x. Любое отклонение ожиданий от величины x позволяет утверждать, что ожидания не рациональны. Следовательно, задача исследователя состоит в том, чтобы собирать максимально полную информацию о системе, чтобы оценить x как можно точнее. В данном случае возможно на это потребуется некоторое время.

Пример 3. Вам предлагается сыграть в «Орел-решка» с человеком, который обладает магическими способностями воздействия на подбрасываемую монетку. «Маг» заинтересован в выигрыше не менее вас самого, но, начиная с ним играть, вы не знаете что он «маг». Предполагая, что игра идет в чистую, в основе своих решений вы принимаете вероятности исхода как 50 на 50, но «маг» изменил реальную ситуацию в игре на 60 к 40 в пользу решки. Какие ожидания в таком случае вы формируете в процессе игры?

Ответ в соответствии с ГРО: вы играете и собираете статистическую информацию об результатах игры. Анализируя ее, вы все более и более убеждаетесь, что вероятность выпадения решки почему то 0.6, а «орла» - лишь 0.4. Принимая этот факт во внимание, вы меняете свою стратегию исходя из новых ожиданий, признавая рациональными их. Но «маг» также не дремлет. Заметив изменение вашей стратегии, он вновь влияет на фактические вероятности, в результате чего опять оказывается в выигрыше. Анализируя статистику, вы опять понимаете – что то изменилось, и со временем, адаптируясь к новым условиям, опять меняете свою стратегию. Увидев это, «маг» совершает изменение опять и т.д. Происходит своеобразная «погоня за кроликом», которого априори никогда нельзя поймать. Рано или поздно поняв, что тягаться с «магом» в такой игре бессмысленно, вы заканчиваете эту игру проигравшим.


^ Проанализируем теперь рассмотренные примеры. Для этого применительно к ситуации, описанной в каждом примере, зададим два вопроса:

1. Как у человека формируются ожидания и как его ожидания влияют на принимаемое им решение?

2. Как (по каким законам) функционирует система, в которой человек принимает решения?

^ Первый пример дает такие ответы.

Первый вопрос ­- ожидания сформированы уже имеющимся у человека опытом, статистикой, знаниями о законах поведения системы, теории вероятности и т.п. Человек полагается на свои ожидания в принятии инвестиционных решений, то есть относительно имеющихся ожиданий действует оптимально.

^ Второй вопрос - поведение системы целиком, полностью и достоверно описывается теорией вероятности – в этой системе существует один правильный, объективный ответ. В системе есть некоторое равновесие, в котором она покоится, и это равновесие не изменяется (независимо) во времени. Исходя из этого, все статистические закономерности справедливо экстраполировать на будущее.

^ Второй пример свидетельствует о таких ответах.

Первый вопрос - ожидания не только уже сформированы имеющимся у человека опытом, статистикой, знаниями о законах поведения системы, теорией вероятности и т.п., но также дополнительно формируются в процессе проведения игры. Будучи не рациональными на начальный момент времени, со сбором новой информации (опыта о системе), ожидания сходятся к рациональным. Недостаток информации о системе, необходимой для формирования рациональных ожиданий на начальный момент времени, создает необходимость проведения дополнительного исследования системы с целью последующего формирования рациональных ожиданий. Это вносит особенности в процесс принятия решения по сравнению с первым примером. Но когда рациональные ожидания получены, решение принимается оптимально имеющимся ожиданиям.

^ Второй вопрос в данном примере полностью соответствует ситуации с первым примером. Поведение системы целиком, полностью и достоверно описывается теорией вероятности – в этой системе существует один правильный, объективный ответ. В системе есть некоторое равновесие, в котором она покоится и это равновесие не изменяется во времени. Исходя из этого, все статистические закономерности справедливо экстраполировать на будущее.

И, наконец, третий пример дает такие ответы.

Первый вопрос - как и во втором примере ожидания не только уже сформированы имеющимся у человека опытом, статистикой, знаниями о законах поведения системы, теории вероятности и т.п., но также еще и формируются в процессе проведения игры. Будучи не рациональными на начальный момент, со сбором информации (опыта о системе), ожидания изменяются, адаптируются под собранный опыт, но, в отличие от второго примера, по-прежнему остаются ошибочными, поскольку вместе со сбором информации (опыта о системе) меняется и сама система. В таких условиях рациональные ожидания никогда не будут найдены – их не возможно найти.

^ Ответ на второй вопрос в третьем примере полностью отличается от предыдущих случаев. Поведение системы невозможно описать теорией вероятности – в этой системе не существует одного правильного, объективного ответа, независимого от выбора, делаемого участниками. В ней нет равновесия в котором система покоится и не изменяется во времени, напротив постоянно существует множество возможных точек равновесия, и реализация какого-то конкретного из них зависит от выбора сделанного участниками игры. С течением времени такая система не сходится к какому либо равновесию, но постоянно остается неравновесной. Поэтому в ней экстраполировать статистические закономерности на будущее не справедливо.


Поскольку ГРО обосновывает, что решения принятые в соответствии с рациональными ожиданиями являются оптимальными, то прямым предписанием ГРО для принятия решения, является принятие решений на основании ожидаемых значений, при этом человек принимающий решение должен сделать все от него зависящее, чтобы иметь рациональные (т.е. достоверные и неопровержимые) ожидания.

Как видно из проведенного анализа, не всегда достоверные и неопровержимые ожидания можно сформировать, а, следовательно, в таких случаях обоснованность ГРО можно поставить под сомнение.

В примере 1, когда применение ГРО для принятия решений обосновано на все 100% наблюдается как неизменность полного опыта системы, так и наличие у человека, принимающего решения знаний об этом полном опыте. В примере 2, напротив, при неизменности полного опыта системы, у человека принимающего решение на начальном этапе наблюдается недостаток знаний об этом полном опыте. В этом случае ГРО применима, но с некоторыми поправками. Очевидно, что с течением времени система из примера 2 сходится к системе из примера 1.

В примере 3, ГРО напротив оказывается несостоятельной. Можно увидеть, что природа этого в том, что человек своим выбором воздействует на опыт системы.

Взаимоотношение человека, принимающего решение, и системы, описанные в примерах 1 и 2, свидетельствуют о присутствии «Кредо западного человека» в экономической науке. Наука, а вместе с ней человек-научный, признается господствующим над природой: все, что есть в природе, будет рано или поздно познано, а то, что познано уже достаточно для оптимального принятия решений. Наука не признает непознаваемого, как говорит Ошо. Весь мир разделен ей на познанное и не познанное, но непознаваемое, таинственность, смысл - игнорируется. Соответственно и человеку в отношении окружающего мира отведена роль лишь того, кто непознанное превращает в познанное (см. пример 2), а когда все становится познано, то возникает ситуация как в примере 1. В таком подходе человек не оказывает никакого воздействия на опыт системы, которую исследует – он только воспринимает то, что уже есть. В этом суть моделей, лежащих в обосновании оптимальности ГРО – они целиком и полностью соответствуют материалистическому взгляду на окружающий мир.

Проанализировав таким образом обоснование подхода ГРО к принятию решений, теперь отодвинем его в сторону и рассмотрим альтернативные концепции принятия решений, имеющие уже сейчас широкое распространение в экономической науке. Этих концепций две - Поведенческие финансы и Теория нелинейных динамических систем.


^ Поведенческие финансы затрагивают исследования связанные с психологией принятия инвестиционных решений. По сути, они предлагают альтернативный ГРО подход к рассмотрению вопроса, о том, как человек склонен принимать решения.

Рассмотрим один из самых ярких примеров показанных Поведенческими финансами.

Респондентам предлагается выбрать один из предлагаемых вариантов ответов.

Проблема 1: В добавок, к тому что вы имеете, вам дали 1000$. Теперь вам предлагают сделать выбор между перспективами А и Б:

А) 1000$, с вероятностью 0.5 Б) 500$


Проблема 2: В добавок, к тому что вы имеете, вам дали 2000$. Теперь вам предлагают сделать выбор между перспективами А и Б:

А) -1000$, с вероятностью 0.5 Б) -500$


Как показали ученые Канеман и Тверский, в первой проблеме подавляющее большинство респондентов выбирают перспективу Б, но во второй проблеме – перспективу А. Такое различие в выборе невозможно объяснить с позиции рациональных ожиданий, т.к. обе проблемы рассматриваются этим подходом как абсолютно идентичные. Но с позиции того, как люди в действительности воспринимают данные примеры, оказывается, что различие существует.


Анализируя этот пример, зададим наши традиционные вопросы:

1. Как в соответствии с подходом Поведенческих финансов у человека формируются ожидания и как его ожидания влияют на принимаемое им решение?

2. Как (по каким законам) функционирует система, исследуемая в Поведенческих финансах, в которой человек принимает решения?


^ Ответ на первый вопрос. Человек склонен принимать решение с существенным отклонением от рационального подхода. То есть, склонен вести себя не рационально. Вследствие этого, при описании его поведения психологические особенности принятия решений, в частности влияние эмоций, игнорировать нельзя.


^ Ответ на второй вопрос. Система в рамках которой человек принимает решения полностью соответствует подходу ГРО. В ней есть единственное, независимое от времени и выбора субъекта равновесие.


Таким образом, констатируя нерациональность поведения людей на практике и изучая эти проявления не рациональности, Поведенческие Финансы свидетельствуют, что сохранение этих отклонений от рационального поведения не оптимально в принятии решений. Следовательно, сохранен вывод ГРО о том, что для оптимального поведения необходимо строить рациональные ожидания.

Как видно, Поведенческими финансами не изменен материалистический подход к описанию окружающего мира, однако констатирован факт, что люди в силу различных причин в подавляющем своем большинстве склонны вести себя не рационально. Люди в принятии решений учитывают не только ожидания и рациональную информацию, но также и свои чувства, эмоции.


^ Теория нелинейных динамических систем, напротив, в основу своего рассмотрения берет второй вопрос, игнорируя рассмотрение подхода к принятию решений человеком.

В ее основе лежат два эффекта, свойственных нелинейным динамическим системам.

Первый из них выделил еще Пуанкаре в 1908 году: «Незначительная причина, укрывшаяся от нашего внимания, порождает значительный эффект, который мы не можем предвидеть, и тогда мы говорим, что этот эффект случаен… может случиться так, что маленькая разница в начальных условиях продуцирует большое различие в конце явления. Малая ошибка на предшествующем этапе создает огромную ошибку впоследствии. Предсказание становится невозможным…»

Этот эффект называется теперь «чувствительная зависимость от начальных условий»; он стал важной характеристикой динамических систем. Таким образом, динамическим системам присуща непредсказуемость в долговременной перспективе.

Второй эффект сложных систем включает в себя концепцию критических уровней. Классический пример – «соломинка, переломившая верблюжью спину». Если на спину верблюда добавлять ношу, то в конце концов наступает момент, когда верблюд не может вынести большего веса. И тогда соломинка убивает его. Этот внезапный коллапс есть нелинейная реакция, поскольку не существует прямой связи между гибелью верблюда и этой соломинкой. Накопленный весовой эффект в итоге превосходит верблюжью выносливость (ее критический уровень) и приводит к коллапсу.

Если мы проанализируем модели теории нелинейных динамических систем в соответствии с нашими двумя вопросами, а именно:

1. Как у человека формируются ожидания и как его ожидания влияют на принимаемое им решение?

2. Как (по каким законам) функционирует система, в которой человек принимает решения?

то мы увидим, что первый вопрос совершенно не исследуется данной теорией, а, следовательно, в отношении него можем применить подход ГРО – т.е. ожидания основаны имеющимся опытом о поведении системы. А вот ответы на второй вопрос вносят существенные коррективы в ответ, даваемый ГРО. Система, построенная на основании указанных выше эффектов - не прогнозируема. В отношении нее может быть введено понятие горизонта достоверного прогнозирования, за пределами которого формировать прогноз – бессмысленно, т.к. начальная имеющаяся погрешность многократно возрастает, что и приводит к бессмысленности прогнозирования. Таким образом, Теория нелинейных динамических систем вводит в рассмотрение науки заранее непрогнозируемые системы, то есть системы, в которых рациональные ожидания построить не возможно.


^ На этом я закончу наш экскурс в научные концепции. Вы можете сами проанализировать указанные выше три подхода к принятию решений: ГРО, поведенческие финансы и Теорию нелинейных динамических систем в разрезе поставленных здесь вопросов. И если вы найдете иные ответы, напишите мне пожалуйста на ichkitidze@reflexivity.ru . Также если у Вас будут – вопросы и что то будет непонятно – все равно пишите. Мне важно, что бы Вы сами увидели ограничения указанных выше подходов и имели способность сами сконструировать новую, более широкую модель.

В моем понимании эта модель основана на двух принципах. Первый из них нашел свое проявление в Поведенческих финансах, и через который, Поведенческие финансы, по сути, опровергли подход ГРО к описанию процесса принятия решений. Это принцип о том, что в основе принимаемых человеком решений лежат во многом эмоции, чувства и психология человека, а не только ожидания и объективная информация. В данной работе я дополню этот принцип пониманием того, какие именно структуры внутри психологии человека есть, и как они влияют на принятие решений. Эти структуры – Эго и Иррациональные энергии, вынесенные в заглавие работы.

Второй принцип это принцип хаотического изменения окружающего мира, принцип непредсказуемости происходящих изменений, заимствованный из Теории нелинейных динамических систем.

Сочетание этих двух принципов и есть основание для новой модели принятия решений, которую я называю Теория Рефлексивности. Только рассмотрев в рамках одной модели и психологию человека и нелинейные закономерности окружающего мира, мы сможем исследовать наличие между ними связи – в основании психологии человека и в основании человека окружающего мира есть единые корни - единая природа, единый первоисточник, единая энергия. Из-за этих корней человек не просто познает окружающий мир, он взаимодействует с ним, сотрудничает, имеет общие с ним цели, движется в едином изменении… Через эти корни человек и окружающий мир неразрывно связаны и всегда, априори, имеют способ взаимодействия, наилучший для них обоих.

Именно в рамках этого поля деятельности, в рамках примерно такой модели, и написана данная работа. Очевидно, что сочетание двух указанных выше принципов – это принципиально новый подход для экономической науки, и, вследствие этого подлежащий более детальному теоретическому обоснованию и практическому подтверждению. В этом подходе четко прослеживаются основы идеалистического подхода к окружающему миру, описанные в трудах таких философов как Кант и Гегель.


В теоретической части я более детально раскрою, как указанные выше два принципа Теории Рефлексивности объединяются в единую модель, и, конечно же для подтверждения Теории будут использованы ссылки на свидетельства других авторов из существующей уже сейчас литературы. В практической части работы будут рассмотрены методы и техники доступа человека к иррациональным энергиям, заимствованные из психологии, коучинга и медитационных практик.

Раз и навсегда, чтобы не поднимать больше вопросов о научной парадоксальности рассматриваемой здесь тематики, скажу открыто: ТО, ЧТО ОПИСЫВАЕТСЯ ЗДЕСЬ, ЕЩЕ НЕ ИМЕЕТ ПРИЗНАННЫХ АНАЛОГОВ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКЕ, поэтому подлежит скорейшей дополнительной практической проверке, распространению и популяризации в обществе, а в случае положительных отзывов и апробаций - интеграции в современную науку, но вовсе не необоснованному отрицанию и размазыванию «по стенке» как антинаучный метод.

Мир постоянно создается в моменте настоящего. И каждый человек принимает в этом участие. Это тот подход, который я беру за базовый в данном дипломе и можно показать, что он включает предыдущий подход как частный случай.




оставить комментарий
страница1/12
Дата15.10.2011
Размер1,91 Mb.
ТипРеферат, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

наверх