Внеклассное мероприятие со старшими школьниками по теме «Храмы Балашихи. История и современность» icon

Внеклассное мероприятие со старшими школьниками по теме «Храмы Балашихи. История и современность»



Смотрите также:
Внеклассное мероприятие по учебной дисциплине Экология«На тему: «В краю Тихого Дона»...
Материалы на дистанционный конкурс 2008-2009 год по номинации «Внеурочное мероприятие (в рамках...
Внеклассное мероприятие по теме "Вода самое необыкновенное и удивительное вещество в мире"...
Объявление о региональных конкурсах 2012 года...
Внеклассное мероприятие для 4-х классов «Хэллоуин»...
Внеклассное мероприятие, которое проводится с 10 и 11 классами...
Внеклассное мероприятие по теме...
Внеклассное мероприятие по экологии и охране природы День Земли Внеклассное мероприятие по...
«Храмы и святыни Ярославля: история и современность»...
Игра страноведческого характера проводится на русском языке в как внеклассное мероприятие с...
Внеклассное мероприятие квн по информатике для 7-8 классов в форме игры «Крестики нолики»...
Внеклассное мероприятие по иностранному языку по теме: "Юмористическая сказка-поэма "Cinderella"...



скачать

Русская Православная Церковь


Богословско-педагогические (катехизаторские) курсы

во имя священномученика Фаддея, архиепископа Тверского


Внеклассное мероприятие со старшими школьниками по теме

«Храмы Балашихи. История и современность»


(выпускная квалификационная работа по православной педагогике)


Выполнила: Лин Н.И.

Руководитель: Филиппов В.Г.


МОСКВА

2011


Оглавление


Введение


Глава 1. Общие принципы православной педагогики


^ Глава 2. Методы и средства формирования нравственных убеждений в старшем подростковом возрасте


Глава 3. Цели и методы проведения исследования. Сбор материалов на объектах исследования. Работа с литературой.


^ Глава 4. Этап обработки информации и представления доклада на научно-практической конференции.


Заключение


Список литературы


Приложение

Стр.


1


5


7

9

14

16


18


19



Введение


Святейший Патриарх Кирилл отмечает, что необходимо сделать так, чтобы у молодого человека как можно раньше возникли правильные духовно-нравственные ценностные установки, которые он был бы способен использовать, выбирая модель для подражания, отсекая то, что не соответствует этим внутренним установкам «Если размышлять об этом в контексте глобализации, то в конце концов речь идет о способности народа, культуры оставаться самими собой, для того, чтобы молодой человек был способен критически воспринимать информацию, которая на него обрушивается, – и не только интеллектуальную информацию, но и чувственную, эмоциональную – очень важно, чтобы в нем как можно раньше сформировался некий костяк, система ценностей. Тогда человек становится сильным, он управляет информационным потоком, отсеивает то, что ему не подходит». [1]

Данная работа представляет собой разработку внеклассного мероприятия по теме «Храмы Балашихи. История и современность». Фактически это описание исследовательской работы школьников – учащихся 9-ого класса по изучению истории создания и современной жизни храмов г. Балашихи. В нашей школе, МОУ «Лицей» г. Балашихи, в 9 классе преподаётся предмет «Духовное краеведение Подмосковья». На него учебным планом выделен один час в неделю вместо двух часов, предусмотренных программой. Я – учитель математики и вела эту работу со школьниками в качестве классного руководителя.

Школьники в моём 9 классе (14-16 лет) в общей массе крещены во младенчестве, но не имеют опыта церковной жизни и участия в таинствах. В то же время, лицей считается лучшей школой Балашихи по уровню обученности и по количеству занятых мест в городских предметных олимпиадах. И родители, и их дети нацелены, в основном, на учёбу. Чтобы помочь правильному формированию человеческой личности необходимо заботиться не только об интеллектуальном росте школьников, но и об их духовном развитии. Предмет Духовное краеведение Подмосковья (ДКП) позволяет говорить со школьниками и на темы, связанные с Ветхим и Новым Заветом, и об устройстве храмов и о том, что волнует школьников сегодня: о смысле жизни, об отношении к ближнему. Реальная же жизнь храма – кто, как, когда и зачем его создал, что происходит в храме и рядом с ним – всё это остаётся часто за рамками курса ДКП.

Данная работа актуальна именно в настоящее время т.к. школьники плохо знают историю Отечества, имеют невысокий уровень культуры, невоцерковлены. Значительный процент школьников - иммигранты, представители других культур или религий (в частности, мусульманской). Не стоит забывать неблагоприятное влияние средств массовой информации, которое формирует потребительское отношение к жизни, прививает искажённые нормы морали, развращает, огрубляет и дезориентирует молодого человека. Кроме того, с началом перестройки исчезли молодежные организации, ставящие целью воспитание школьников. На пустующее место воспитателя теперь могут попасть случайные люди, или люди, преследующие свои цели, например, сектанты, представители криминального мира. А ведь в старшем подростковом возрасте (14-16лет) это крайне опасно, так как ослабевает авторитет родителей, а жизненные ориентиры молодой человек, ощутивший себя взрослым и самостоятельным, ищет уже вне дома.

Работа по духовному просвещению молодёжи старших классов школы, не ограничивается знакомством с историей местных храмов. В частности, предполагается провести классный час, посвящённый истории создания Троице-Сергиевой Лавры и её роли и месте в истории нашей страны. При этом будут использованы материалы жития преподобного Сергия Радонежского, сведения краеведческого и экскурсионного характера.

^ Глава 1. Общие принципы православной педагогики


В своих действиях православный педагог руководствуется следующими принципами:

Принцип ненасилия

Сколь бы ни был велик соблазн воспитать себе подобных, мы не должны поддаваться емуВоспитание должно основываться на точном знании, что любой подросток или юноша могут уверовать лишь благодаря собственному свободному выбору».[2]

Принцип своевременности

В Евангелии, как мы знаем, слова и дела Божии открываются людям по мере их способности воспринять их. «К каждому человеку Христос обращается на его языке, учитывая его уровень духовного развития.».[3]

И педагогическое воздействие, если оно питается Евангельским духом, также будет реагировать на духовное состояние и уровень детей. «И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе.» (1 Кор. 3, 1–3). Так сообразовывался с духовным опытом новоначальных коринфских христиан великий апостол Павел.

Принцип дополнения

Мы не всегда можем уберечь ребенка от нежелательных влияний, но непременно должны их учитывать и, по возможности, смягчать и исправлять. В задачу православных педагогов входит <...> правильный комментарий новой информации, приобретенной детьми в школе и на улице. Окончательный осознанный нравственный выбор должен сделать сам ребенок».[4]

Принцип личностности

Процесс христианского воспитания должен стать процессом роста, накопления личного опыта, постепенного преображения личности в целом

Антропологический принцип

Уважение к человеку, к его достоинству является основополагающим в Православии. Причем, наше интуитивное чувствование должно быть подкреплено церковным, святоотеческим и научным знанием человека. Отсюда непременное требование: чтобы учить, надо самому учиться.

Принцип неусыпного внимания

Воспитательный процесс по сути своей непрерывен. Если мы прекратим воспитывать, то ребенок не прекратит воспитываться, он просто найдет себе другого воспитателя

Принцип любви

Любить трудно, поскольку поступки и страсти сильно затемняют в человеке тот образ, по которому его создал Бог, а не осуществили родители. Но если сердце педагога на самом деле обращено ко Христу, Он будет поддерживать способность к состраданию, милосердию и любви.

Принцип смирения

Наше педагогическое усердие должно иметь четкие границы – перед таинственным промыслом Божиим надо отступать.

^ Глава 2. Методы и средства формирования нравственных убеждений в старшем подростковом возрасте


Методы формирования нравственных убеждений – это совокупность способов и приемов воспитательной работы для развития потребностно-мотивационной сферы и сознания учащихся, для выработки привычек поведения, его корректировки и совершенствования.
Для формирования когнитивного компонента нравственных убеждений применимы такие методы как лекция, рассказ, объяснение (т.е. монолог педагога); беседа и диспут - такие методы, где имеет место интеллектуальная и эмоциональная активность самих школьников; поучение примером - рассказ, показ, обсуждение, анализ образца, литературного или жизненного факта, личности.

Однако для старшего подростка эти методы не столь актуальны по той причине, что когнитивный компонент убеждений уже практически сформирован, а любое прямое, словесное воздействие на сознание, особенно если оно эмоционально окрашено, сопряжено с психологическим давлением, неизбежно будет встречать сопротивление подростка, который старается утвердить свою свободу.

Для формирования эмоционально-личностного и практически-действенного компонентов убеждений применима следующая группа методов - по организации деятельности и формирования опыта поведения.

Наиболее эффективны для диагностики и формирования нравственных убеждений, так называемые воспитывающие ситуации - это обстоятельства затруднения, выбора, толчка к действию, они могут быть специально организованы педагогом. Их функция - создать условия для сознательной активной деятельности, в которой проверяются сложившиеся и формируются новые нормы поведения, ценности. Это могут быть ситуации конфликта в группе, выбора правильного решения и пр. Целесообразно использовать ролевые игры, их обсуждение, тренинги для выработки этических знаний, привычек, коммуникативных умений.

Поручение, требование, индивидуальная работа, наказания, поощрения также способствуют выработке привычек и культуры поведения. Все эти методы используются как в процессе обучения, так и в свободной деятельности детей. [5]

^ Средства воспитания - это относительно независимые источники формирования личности. К ним относят виды деятельности (труд, игра), предметы, вещи (игрушки, ЭВМ), произведения и явления духовной и материальной культуры (искусство, общественная жизнь), природа.

Так для старшего подростка наиболее эффективными в плане формирования эмоционально-личностного и практически-действенного компонентов убеждений оказываются такие виды деятельности как общение со сверстниками, общение с младшими, утверждающее контраст подростковой взрослости, общение со «значимыми взрослыми» и социально-значимая деятельность, осуществляемая в процессе этого общения.

непосредственное воспитательное воздействие оказывает именно деятельность воспитанников, в процессе которой они развиваются и приобретают те или иные качества личности.


Глава 3. Цели и методы проведения исследования. Сбор материалов на объектах исследования. Работа с литературой.


Цели данного исследования:

  1. Изучение истории создания храмов г. Балашиха,

  2. преодоление психологического барьера в посещении храмов маловоцерковленными школьниками и их родителями,

  3. катехизация через личное общение со священнослужителями,

  4. формирование навыков научного исследования,

  5. воспитание чувства любви к малой Родине, пробуждение интереса к её истории; чувства ответственности за выполняемую работу перед товарищами и учителем,

  6. знакомство с методами работы журналиста.


Данное исследование проводилось в течение длительного времени (3 четверть) и состояло из следующих этапов:

  • Сбор материалов на объектах исследования

  • Работа с литературой

  • Подготовка материала для презентации и оформление работы

  • Доклад на научно-практической конференции школьников.


Для проведения исследования по храмам Балашихи мы выбрали четыре наиболее известных храма города:

  • Храм иконы Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина» (21 век)

  • Храм Преображения Господня (18 век)

  • Храм Рождества Пресвятой Богородицы (19 век)

  • Храм Святого Благоверного князя Александра Невского (21 век)

Для похода в каждый храм класс разделился на группы по 3-4 человека. Те, кто не смог принять участие в походе в храмы, должны были обрабатывать полученную информацию и дополнять ее сведениями из литературы и других источников.

Цели этих этапов:

  1. беседы со священником,

  • преодоление психологического барьера в посещении храма,

  • сбор информации из первых уст о строительстве и жизни храма

  1. воспитание благоговейного отношения к святыням при посещении храма

  2. фотографирование интерьера и внешнего вида храма

  3. получение представления о церковном этикете.


Храм иконы Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина».

При посещении храма иконы Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина» с группой учащихся провел беседу настоятель храма священник Дмитрий Владимирович Савин. Он рассказал об истории строительства своего храма, который строился на его глазах (2007 год). Отличительной чертой храма является то, что он построен из сосновых бревен без единого гвоздя, за исключением кровли. Храм небольшой: вмещает около 80 человек. А за девять первых месяцев его существования в нем было крещено сорок пять человек. При храме есть воскресная школа, которую посещают 30 человек. Храм очень красивый, а внутри полон света. Посвящение храма иконе «Неопалимая Купина» связано с его местонахождением: он построен в микрорайоне Балашихи, где расположен Всесоюзный Научно-Исследовательский Институт Противопожарной Обороны (ВНИИПО).


Храм Преображения Господня.

Этот храм находится в центре Балашихи. На территории бывшей усадьбы князя Голицына - «Пехра-Яковлевское» . Храм, построенный в конце 18 века, являлся духовным центром усадьбы. Оригинальной чертой архитектуры храма является то, что это двухколоколенная ротонда, сооруженная из кирпича с широким применением в деталях белого камня и оштукатуренная. Автором необыкновенного проекта, редкого в Подмосковье, считают, предположительно, В.И.Баженова (1737-1799гг.), хотя придание связывает этот проект с именем К.И. Бланка (1728-1793гг.). С 1926 года по 1990 год храм был закрыт и использовался не по назначению: сначала как склад, позднее – как библиотека ВСХИЗО (Всесоюзный Сельскохозяйственный Институт Заочного Обучения). Лишь с начала перестройки храм был возвращен Русской Православной Церкви (РПЦ) и в середине 90-х годов была проведена реставрация стен с лепниной, куполов, заново написаны иконы. Сейчас настоятелем храма является протоиерей Николай Погребняк- благочинный церквей Балашихинского Церковного Округа. Кроме настоятеля в храме служат ещё 7 священников. При храме открыта воскресная приходская школа, действует рукодельная мастерская, выходит газета «Преображение». В специальном зале при храме проходят концерты классической музыки.


Храм Рождества Пресвятой Богородицы.

Храм находится в селе Никольско-Трубецкое, которое постепенно становится жилым районом Балашихи. Он имеет престолы св.ап. Петра и Павла и свт.чуд.Николая. Особенностью этой церкви является то, что она не была закрыта в годы Советской власти и не была разорена. Построена она была в середине 19 века (1858-1862 гг.) и выдержана в «русском стиле», типичном для этого времени. Двусветный одноглавый четверик соединялся притвором с невысокой шатровой колокольней. Ктитором храма долгое время был Павел Григорьевич Шелопутин (1848- 1914 гг.)- председатель правления Балашихинской мануфактуры. Находясь на этой общественной работе, на дела милосердия он потратил более 3 млн. рублей. Им был основан ряд благотворительных и просветительских учреждений: три ремесленных училища, реальное училище, гимназия, педагогический институт.

После революции в страшные времена безбожия церковь, хотя и не закрывалась, но пострадала: в 20-е годы к обновленческому расколу примкнул настоятель храма протоиерей Владимир Померанцев. Это было наруку властям, но верующие люди старались в Никольско-Трубецкой храм не ходить. Лишь в годы Великой Отечественной Войны, когда обновленческое движение сошло на нет, храм вновь наполнился православными верующими.

Теперь храм Рождества Богородицы в Никольско-Трубецком процветает. Большая заслуга в этом принадлежит многолетнему настоятелю храма протоиерею Владимиру Бороздинову. Его трудами при храме построено здание церковно-приходской школы, где в 2003 году был освящен крестильный храм в честь равноапостольного вел.кн.Владимира. В храме служат кроме настоятеля ещё два священника. Многие сведения о сегодняшней жизни храма и православного человека были получены по ходу беседы настоятеля со школьниками на территории храма. Внимательное, чуткое, доброжелательное отношение священника к ребятам, разговор о смысле жизни человека, книга духовных стихов, подаренная автором – настоятелем храма – все это помогало преодолеть психологический барьер посещения храма молодыми людьми. Именно первая встреча с храмом может определить отношение человека к церкви на всю жизнь.


Храм Святого Благоверного князя Александра Невского.

Храм был построен в 1894 году на средства М.В.Третьяковой, дочерью купца 1 гильдии В.Н.Третьякова. С середины 20-х годов до конца 50-х церковь использовалась под складские помещения, но в годы хрущевских гонений её снесли с лица земли. В конце 90-х годов инициативная группа прихожан Преображенского храма г.Балашиха начала хлопоты по восстановлению храма Александра Невского. В 2006 году воссозданный храм был освящен . На территории храма расположены также крестильный храм во имя св.равноап. князя Владимира со звонницей и дом причта, действует воскресная школа. Настоятель храма протоиерей Михаил Макашов во время строительства каменного храма совершал ежедневные богослужения во временном деревянном храме-часовне. Проект храма разработал главный архитектор Балашихинского района Ю.И.Ужейко.


При посещении храмов с учащимися была проведена беседа о том, как вести себя со священнослужителями, при входе в храм, о том, что можно фотографировать, а что нет. Обсуждался также вопрос одежды для посещения храма, актуальный особенно для девушек, ведь большинство из них ходит в школу в брюках.

Был составлен перечень вопросов, предлагавшихся священнику.


Перечень вопросов:

  • Когда и кем был построен храм?

  • Не закрывался ли он в годы гонений?

  • Архитектурный стиль храма и его внутреннего убранства (какие архитекторы и художники приняли участие в строительстве).

  • Какие святыни находятся в храме?

  • Насколько посещаем данный храм?

  • Кто является священнослужителями храма?

  • Когда совершаются службы?


Кроме беседы, в которой школьники могли проявить себя, как журналисты, было проведено фотографирование храмов, сооружений на его территории, а иногда и внутреннего убранства (с разрешения настоятеля).

В дополнение к сведениям, полученным в личной беседе с настоятелями, школьникам была предложена книга «Храмы Балашихинского благочиния» (Москва, 2005г.) из серии «Православные святыни Московской епархии». Кроме того, ребята могли почерпнуть сведения об истории и сегодняшней жизни храма из интернета.


Глава 4. Этап обработки информации и представления доклада на научно-практической конференции.


Цели:


  1. Систематизация, проверка, выделение наиболее важного в полученных сведениях.

  2. Приобщение других школьников (не участвующих в исследовании) к теме Духовного Краеведения Балашихи.

  3. Развитие умения подготовки презентаций, приобретение опыта выступления перед аудиторией.

  4. Воспитание чувства товарищества, взаимопомощи и ответственности за порученное дело.


Собранные материалы были собраны и отредактированы другой группой учащихся. Этим достигался охват значительной части класса данной работой.

На конференции был представлен доклад в сопровождении слайдов – фотографий храмов, их внутреннего убранства, схемы расположения церквей в Балашихинском районе.

Конечно, мы посетили лишь часть балашихинских храмов и, может быть, собрали не всю информацию о них, но важно то, что школьники переступили порог храма. Некоторые – непосредственно участвуя в беседах со священником. Кто-то – заочно, слушая презентацию товарищей на конференции.

В деле воспитания личности важен исходный импульс в правильном направлении. Посредством такой краеведческой работы этот импульс был задан в направлении православия.

Отмечу особую важность того, что исследование обязательно должно быть представлено на конференции для товарищей и учителей. Это необходимо для большей ответственности в деле отбора материала, её представления (словесно и с помощью слайдов) и для ознакомления всех участников конференции с содержанием и выводами данного исследования.

Фото презентации представлены в приложении.


Заключение.


Святейший Патриарх Кирилл называет «битву за молодёжь» ключевым полем битвы, которую ведёт Церковь за души людей, причём это битва не только за будущее, но и за настоящее нашей страны. Преподавание курса "Духовное краеведение Подмосковья" в сочетании с такими внеклассными мероприятиями, одно из которых описано в данной работе, в светской школе и воспитание подрастающего поколения в духе любви к родной земле на основе традиционных христианских ценностей, несомненно, является необходимым для решения данной задачи.

При работе над проектом использовались и развивались творческие способности учащихся (при фотографировании, компьютерной обработке информации, создании презентации).

Стоит заметить, что при посещении храмов детьми необходимо согласовать время беседы со священнослужителями или их помощниками т.к. важен личный контакт священника с потенциальными прихожанами.

Данное исследование важно тем, что оно явилось поводом для невоцерковлённых детей пойти в храм, говорить со священником и убедиться в том, что это не так страшно, как кажется.

Эта работа стала временем накопления личного опыта, открыла школьникам священника, как человека, обладающего большим авторитетом в обществе ( хотя бы и православном). Такому человеку можно довериться в трудную жизненную минуту, ведь в старшем подростковом возрасте, когда родительский авторитет, часто угасает, нужен новый воспитатель, новые идеи и ориентиры.

Ребята в результате исследования узнали историю храмов Балашихи и вместе с тем – историю своего города. Познакомились с жизнью наших замечательных земляков, которые заложили основы культурной, церковной и общественной жизни Подмосковья, строя храмы, больницы, училища.

Есть надежда, что такая работа поможет вырастить из школьника не человека – потребителя, но человека – патриота, любящего своих родителей и свою РОДИНУ!


^ Список литературы:


  1. Выступление Патриарха Кирилла перед православной молодёжью в Свято-Даниловом монастыре г. Москва 14 февраля 2009 г.

  2. Куломзина С.С., проф.Наша Церковь и наши дети. – 2-е изд. – Составление и пер. с англ. С.С. Бычкова. – М.: «Мартис», 1994.

  3. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. Том 4. Вопросы детской (возрастной) психологии. М., 1984.

  4. В. В. Зеньковский Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М., Клин, 2002.

  5. Старченко Л.В. Содержание нравственного воспитания старшеклассников // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Гуманитарные науки». 2007. № 5.

  6. В. В. Зеньковский Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М., Клин, 2002.

  7. Воронов В. В. Педагогики школы в двух словах. М., 2001.

  8. Лихачёв Б. Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей. – Самара, 1987

  9. Введение в педагогическую деятельность / А.С. Роботова, Т.В.Леонтьева, И.Г.Шапошникова и др. – М., «Академия», 2000.

  10. Воронов В.В. Педагогики школы в двух словах. М., 2001.



Приложение















Скачать 162,42 Kb.
оставить комментарий
Дата13.10.2011
Размер162,42 Kb.
ТипВнеклассное мероприятие, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

наверх