Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106. 01 «Хоровое дирижирование» icon

Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106. 01 «Хоровое дирижирование»


1 чел. помогло.

Смотрите также:
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106...



скачать
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ


СД.01 «Хороведение»

Учебно-методический комплекс

для студентов, обучающихся по направлению

070106.01 «Хоровое дирижирование»

(среднее профессиональное образование)


Пояснительная записка.

Данная программа разработана на основе:

- Государственного стандарта к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности «Хоровое дирижирования» (повышенный уровень профессионального образования)

- примерной программы по учебной дисциплине «Хороведение»

- повышенный уровень среднего профессионального образования Федерального ГОУ «Государственный музыкальный колледж им. Гнесиных»

- рекомендации по разработке рабочих программ учебных дисциплин методического совета ГОУ СПО «Тюменский колледж искусств»

- собственного педагогического опыта составителя

Цель программы:

- формирование у студентов разносторонних знаний теоретических основ хорового искусства, методических принципов и приемов работы с хоровым коллективом.

Задачи программы:

- изучение теоретических основ хорового искусства, как обобщение многовековой исполнительской практики

- формирование необходимых знаний для работы с хоровым коллективом в академической манере пения

- формирование умения работы с творческим коллективом

- активизация развития индивидуального эстетического вкуса


^ Специфика программы


Учебный материал можно разделить на три основных раздела. Первый раздел посвящен вопросам истории хорового исполнительства (темы 1-2), второй обращен к вопросам теории хорового исполнительства (темы 3–6), третий раздел изучает вопросы хоровой практики (темы 7 – 10). Курс ведется в лекционной форме, но по ряду тем теоретические занятия следует сочетать с практическими занятиями. Практическими формами работы могут быть:

- репертуарного плана работы хора,

- разбор репетиций подбор и анализ хоровых сочинений,

- составление или концертов хоровых коллективов, - подбор упражнений для распевания хора,

- определение певческих голосов в произведениях русской, зарубежной классики,

- выполнение письменных работ по различным темам,

- коллективное исполнение хоровых произведений.

Лучшему усвоению предмета способствует использование в лекционном материале иллюстраций примеров из хоровой литературы с проигрыванием и пением голосов, видеозаписей хоровых концертов, обязательный обзор музыкальной прессы, составление таблиц композиторских и исполнительских имен, а также списка методической литературы.

Для закрепления пройденного материала по основным темам проводятся семинарские занятия.


^ Практическими формами и методами работы могут быть:

- анализ хоровых партитур по разделам: особенности хорового строя, равновесие ансамблевой звучности, интонационные трудности и пути их преодоления;

- методический анализ работы над произведением: начального этапа разучивания хорового сочинения, приемов репетиционной работы по выстраиванию хоровой звучности и его завершающей стадии – концертного исполнения;

- подбор вокально-хоровых упражнений и овладение их гармоническим сопровождением на инструменте с объяснением их возможной целесообразности;

- выполнение письменной аннотации на хоровое произведение с сопровождением и без сопровождения инструмента.

По окончании дисциплины студенты должны знать:

- теоретические основы предмета и ориентироваться в основных направлениях практики хорового исполнительства;

- знать основные сочинения хорового творчества композиторов, а также деятельность хоровых дирижеров и коллективов прошлого и настоящего времени;

- основные учебные пособия, литературу по хороведению и труды мастеров хорового жанра;

- классификацию певческих голосов, их диапазонов и регистрового строения.

^ Студенты должны обладать умениями:

- грамотно владеть вокальными данными своего голоса и возможностью применения собственного показа в репетиционной работе в качестве эталона звучания;

- определять интонационные, ансамблевые трудности и варианты путей их преодоления с точки зрения целесообразности методических приемов;

- задавать настройку хоровому коллективу и отдельно тон хоровым партиям от камертона и по инструменту;

- уметь гармонизовать на фортепиано мажорные гаммы и исполнять гармоническую настройку для хора во всех мажорных и минорных тональностях.

Основываясь и опираясь на данные ориентиры направленности курса студенты приобретают основные навыки:

- работы с хоровым коллективом;

- сложившихся в процессе вокальной работы слуховых представлений о качестве звука и возможности его достижения;

- могут увлечь своим примером и мастерством любителей хорового пения;

- выбрать из многообразия сочинений для хора необходимый репертуар, содержание которого нацелено на воспитание нравственного, духовно содержательного преемника, музыканта.


^

Учебно-тематический план


II.




^ Распределение часов курса по темам и видам работ.

Всего

Лек-ции

Прак-тика

СРС

1.

Введение.

Краткие сведения о развитии хорового пения в России.

8

8

-

10

2.

Специфика хорового исполнительства. Формы хорового исполнительства.

2

2

-

2

3.

Голосовой аппарат человека. Певческие голоса и их характеристика.

8

6

2

2

4.

Вопросы певческой культуры.

6

4

2

4

5.

Культура речи в пении.

4

3

1

2

6.

Понятие о хоре, типы, виды, составы хоров.

4

4

-

2

7.

Строй хора.

10

6

4

4

8.

Ансамбль хора.

8

4

4

4

9.

Работа дирижера над партитурой.

12

4

8

4

10.

Методика работы с самодеятельным хором.

10

6

4

6




72

47

25

40

Всего 72 часа 5- и 6-й семестр (третий курс)


^ III. Содержание курса.

  1. Введение.

Краткие сведения о развитии хорового пения в России.

Роль хорового искусства в развитии русской музыкальной культуры. История хорового исполнительства в России и его основные направления: народно-песенное и профессиональное церковно-певческое искусство. Основные формы церковно-певческого искусства: знаменное, строчное, партесное пение. Первые государственные профессиональные русские хоры: хор государственных певчих дьяков (позднее ставший Петербургской певческой капеллой); хор патриарших певчих дьяков (впоследствии – Московский Синодальный хор). Основные этапы развития этих хоров и соответствующих учебных заведений вплоть до советского периода.

Усадебно-дворянская культура России XVIII-XIX веков. Хоровая капелла графа Шереметьева, возглавляемая выдающимися русскими хоровыми дирижерами С.А. Дегтяревым и Г.Я. Ломакиным, капелла князя Ю.Н. Голицина.

Светская хоровая культура в России второй половины XIX века. Создание общедоступных хоровых коллективов и хоровых учебных заведений. Хор бесплатной музыкальной школы в Петербурге. Создание бесплатных классов хорового пения при РМО в Москве и Петербурге, хор Пречистенских рабочих курсов в Москве. Организация Русского хорового общества в 1878 году. Известные на рубеже веков духовные хоры, возглавляемые И.И. Юховым и А.А. Архангельским.

Конец XIX века – расцвет хорового исполнительства в России. Исполнительная деятельность Синодального хора и Придворной певческой капеллы. Создание Симфонической капеллы в Москве.

Хоровое исполнительство после Революции 1917 года. Профессиональные хоровые коллективы: Ленинградская (ныне Санкт-Петербургская хоровая капелла имени Глинки), Государственный хор СССР (ныне Государственный Академический Русский хор им А.В. Свешникова), Республиканская Русская хоровая капелла (ныне Государственная Академическая хоровая капелла России им. А.А. Юрлова), ансамбль Красноармейской песни ЦДКА имени Фрунзе (ныне Дважды Краснознаменный ансамбль песни и пляски Российской армии имени А.В. Александрова), Государственный Академический Русский народный хор имени М.Е. Пятницкого.

Русские хоровые дирижеры: В.С. Орлов, Н.М. Данилин, П.Г. Чесноков, М.Г. Климов, А.В. Александров, А.В. Свешников, К.Б. Птица, А.А. Юрлов, М.Е. Пятницкий.

Новое направление в хоровом исполнительстве 70-х годов – создание камерных хоров: Московского камерного хора под руководством В.Н. Минина, Государственного камерного хора под руководством В.К. Полянского (ныне хор Симфонической капеллы России).

Детская хоровая самодеятельность. Детский хор Академии педагогических наук России. Деятельность В.Г. Соколова, возглавлявшего этот коллектив. Ансамбль песни и танца Московского Дворца пионеров под руководством В.С. Локтева.

Студенческие самодеятельные хоры, получившие известность в последние десятилетия: Московский хор молодежи и студентов под руководством Б.Г. Тевлина, хор МВТУ имени Баумана – руководитель В.Л. Живов, мужской хор МИФИ – руководители Э. Рывкина и Н. Малявина. Начало студийного хорового движения в 60-е годы. Детские хоровые студии «Пионерия» - Г.Струве, «Веснянка» - А. Пономарев.

^ Опорные понятия: – народно-песенное хоровое исполнительство; церковно-певческое искусство; хоровое исполнительство; капелла; камерный хор; самодеятельный хор; хоровая студия.


^ Тема 2. Специфика хорового исполнительства.

Формы хорового исполнительства.

Хор как единственный в своем роде «живой» музыкальный инструмент, в основе звучания которого – ансамбль вокальных унисонов. Взаимодействие литературного - поэтического и музыкального контекстов в хоровой музыке. Литературный текст – как нерасторжимый элемент музыкального произведения. Стремление хорового исполнительства выразить большое в малом, общее в частном, возвышенное в земном. Хоровое ансамблирование. Хоры академические, народные, оперные, учебные, детские, церковные, ансамбли песни и пляски. Определение целей, задач и особенности репертуара в каждой из форм хорового исполнительства.

^ Опорные понятия: – ансамблирование; академическая манера пения; вокальный унисон.


Тема 3. Голосовой аппарат человека.

Певческие голоса и их характеристика.

Устройство и работа голосовых органов: дыхательный аппарат (легкие с дыхательными путями); звукообразующий аппарат (гортань с голосовыми связками); звукоусиливающий аппарат (область природных резонаторов); звуковыводящий (артикуляционный) аппарат. Понятия о миоэластической и нейромоторной теориях функционирования голосового аппарата.

Регистровое строение певческих голосов. Сглаживание или выравнивание, регистров голоса – необходимое условие академической манеры пения.

Певческий голос, характеристика его основных качеств: тембр, чистота интонации, диапазон, техническая подвижность, сила, эмоциональная выразительность.

Голоса профессиональные и непрофессиональные.

Группы певчих голосов: детские голоса (дисканты, сопрано, альт), диапазон (общий и рабочий). Возрастные особенности, переходный период (мутация);

Женские голоса – сопрано, меццо-сопрано, контральто.

Мужские голоса – тенора, баритоны, басы.

Диапазон, технические и выразительные возможности, тембр. Примеры имен выдающихся исполнителей и примеры оперных партий.

Определение типов певческих голосов (по тембру, диапазону, зоне переходных нот, тесситуре).

Вопросы гигиены и охраны певческого голоса.

^ Опорные понятия: – резонаторы; артикуляция; регистр; тембр, диапазон; тесситура; вибрато.

Тема 4. Вопросы певческой культуры.

Формирование у участников хора навыков и умений, основанных на традициях академического пения, и их отражение в понятиях: певческая установка, певческое дыхание, звуковедение. Критерии академической манеры пения.

Дыхание как необходимое условие певческого процесса. Основные типы певческого дыхания. Виды хорового дыхания. Понятия резервного дыхания, опора дыхания, цепное дыхание.

Соответствие характера дыхания характеру исполняемой музыки. Понятие о певческой опоре и высокой вокальной позиции и их взаимосвязь с певческим дыханием и резонированием.

Три вида атаки звука и их роль в звукообразовании.

Различные виды звуковедения и основные вокальные штрихи. Развитие навыков вокального слуха у певцов.

^ Опорные понятия: – атака звука; опора дыхания; резонаторы; цепное дыхание; штрихи.


Тема 5. Культура речи в пении.

Хоровое пение как синтез речи и музыки. Понятие о хоровой дикции как навыка осмысленного, грамотного, отчетливого произведения в хоровом пении. Классификация литературного материала (силлабо-тоническая система: хорей, ямб, дактиль, анапест, амфибрахий). Характер произведения литературного текста в пении (распев, вокализация, декламация, скороговорка). Взаимосвязь вокальной дикции и артикуляции. Правила вокального произведения в зависимости от норм звуковедения. Орфоэпия. Типы гласных, согласных. Иноязычные тексты. Зависимость дикции от темпа, тесситуры и динамики в вокально-хоровом исполнении.

^ Опорные понятия: – дикция; артикуляция; тесситура; орфоэпия.


Тема 6. Понятие о хоре. Типы, виды, составы хоров.

Определение понятия «хор». Хор как музыкально-исполнительский коллектив, его организационные и художественные основы. Типы хоров – характеристика качества составляющих голосов: однородные – детские, женские, мужские; смешанные – полный состав и неполный. Вокально-технические и исполнительские возможности данных хоровых типов. Виды хоров – характеристика состава по количеству хоровых партий. Определение понятия «хоровая партия». Хоровая партия как часть хора, объединяющая исполнителей, имеющих однородные по тембру и тождественные по диапазону голоса. Комплектование хоровых партий. Наименьший состав хоровой партии. Одноголосие как самостоятельная форма хорового исполнительства. Двухголосные, трехголосные, четырехголосные хоры. Многоголосные хоровые сочинения.

Характеристика хора по количеству певцов: малый, средний, большой составы однородного и смешанного хора. Примеры хоровых коллективов. Количественный состав и расположение хорового коллектива. Значение правильного расположения хора для репетиционной работы и концертных выступлений. Расстановка квартетами как наиболее совершенная по качеству звучания.

^ Опорные понятия: – тип, вид хора; хоровая партия; квартетная расстановка; тембр; диапазон.


Тема 7. Строй хора.

Определение понятия «музыкальный строй». Исторический аспект возникновения и видоизменения различных музыкальных систем, именуемых музыкальными строями (чистый,… темперированный).

Строй хора – один из основных элементов хоровой звучности. Понятие о хоровом строе как процессе интонирования в пении, связанном с отсутствием темперации (зонная природа вокального строя). Условия хорового строя – необходимость постоянного вокально-слухового контроля и самоконтроля в пении («ощущение» лада).

Два вида строя – мелодический (горизонтальный) и гармонический (вертикальный). Мелодический строй как достижение унисона в звучании хоровой партии посредством осознания ладовых тяготений и законов зонного интонирования ступеней и интервалов в мажорном и минорном ладах. Особенности строя а cappella. Гармонический строй и его взаимосвязь с мелодическим строем.

Закономерности гармонического строя – выстраивание общей хоровой звучности путем правильного интонирования созвучий (интервалов и аккордов). Зависимость интонаций от вокальных навыков. Взаимосвязь дыхания и строя. Развитие слуховых данных у певцов.

^ Опорные понятия: – строй; интонация; лад; унисон; вокальный слух.


Тема 8. Ансамбль хора.

Понятие об ансамбле в музыке. Значение ансамбля как одного из главных элементов полноценного хорового исполнения. Понятие о хоровом ансамбле как о соотношении (равновесии) звучности между всеми участниками хорового ансамбля (частный и общехоровой). Унисон хоровой партии как первооснова ансамбля; общий ансамбль – ансамбль качества этих унисонов. Зависимость частного ансамбля от количества певцов и качества голосов в партиях; общий ансамбль в хоре – органическое слияние всех элементов хоровой звучности с целью всестороннего раскрытия образно – смысловой сферы исполняемого произведения.

Различные виды хорового ансамбля: темповый и метро-ритмический, динамический, тембровый, дикционный. Зависимость динамического ансамбля от тесситуры. Соблюдение единства приемов звукоизвлечения (атаки) и звуковедения – важные элементы частного и общего ансамбля.

«Естественный» и «искусственный» ансамбль. Влияние тесситурных условий и фактурных особенностей произведения на ансамбль хора.

Влияние состава исполнителей на ансамбль хора (ансамбль в хоре а cappella; ансамбль хора и инструментального сопровождения; ансамбль хора, солирующих голосов и инструментального сопровождения).

Значение вокальных упражнений для выработки ансамбля в хоре.

^ Опорные понятия: – ансамбль (ensemble – фр.) – вместе, слитно; темповый, метро-ритмический, динамический, тембровый, дикционный ансамбль; тесситура; фактура; динамика; равновесие; согласие; искусственный, естественный ансамбль; а cappella.


^ Тема 9. Работа дирижера над партитурой.

Три уровня изучения партитуры – элементарный анализ, фрагментарный анализ, целостное восприятие – постижение. Тщательный анализ хорового сочинения – необходимое условие для осуществления верной исполнительской трактовки и выбора необходимых хормейстерских приемов в работе с хором.

Основные этапы самостоятельной работы дирижера над хоровой партитурой: - создание общего представления о музыке, об основном художественном образе через проигрывание партитуры на инструменте, пение голосов, работа над интонацией, словом, фразировкой;

- постепенное углубление в сущность изучаемого произведения. Исследование художественных средств (темп, динамика, тембр, артикуляция), дирижерских средств для реализации художественных приемов;

- формирование исполнительного замысла, индивидуальной трактовки сочинения и плана ее реализации.

Выявление возможных трудностей исполнения. План выполнения письменной аннотации на хоровое сочинение.

^ Опорные понятия: – партитура; план анализа хоровой партитуры; аннотация.


Тема 10. Методика с самодеятельным хором.

Значение хоровой самодеятельности в деле эстетического воспитания участников хорового коллектива и воспитания интереса к хоровому искусству у широкой аудитории слушателей. Вопросы обучения хоровых дирижеров как организаторов и руководителей хоровых коллективов. Личностные, организаторские и профессиональные качества, необходимые дирижеру для осуществления совместной с хором творческой деятельности.

Самодеятельный хор и условия его организации. Подготовка материальной базы, планирование работы и содержание занятий, требования по приему поступающих в хор, комплектование хоровых партий. Работа с певцами хора над овладением певческих навыков, над развитием культуры музыкального и вокального слуха, над овладением основ музыкальной грамоты. Распевание хора, его специфика и значение для самодеятельного хора. Настройка хора по камертону. Репертуар, его доступность и художественная самоценность. Методы разучивания репертуара. Планирование репетиционной, учебной и концертной деятельности коллектива. Организация самоуправления внутри коллектива.

^ Опорные понятия: – хоровая самодеятельность; певческие навыки; вокальный слух; вокально-хоровые упражнения; камертон; репертуар; концерт.

Вопросы к экзамену.

Билет № 1.

1.Что такое хор? Тип и вид хора.

2.Закономерности мелодического строя. Зонный строй.

Билет № 2.

1.Хоровые партии, их характеристика. Расстановка партий в хоре.

2.Строй гармонический и способы его достижения.

Билет № 3.

1.Характеристика детских певческих голосов, возрастные периоды.

2.Основные средства художественно-выразительного исполнения.

Билет № 4.

1.Женские певческие голоса. Характеристика их вокальных и технических возможностей.

2.Подготовительная работа дирижера над партитурой.

Билет № 5.

1.Мужские певческие голоса. Характеристика их вокальных и технических возможностей.

2.Репетиционная работа дирижера с хором.

Билет № 6.

1.Певческое дыхание и звукообразование.

2.Организационные основа самодеятельного хора.

Билет № 7.

1.Устройство и работа голосового аппарата.

2.Развитие хорового пения в России до 18 века.

Билет № 8.

1.Культура речи. Дикция и орфоэпия.

2.Русское хоровое исполнительство 18-19 веков.

Билет № 9.

1.Ансамбль хора частный и общий.

2.Краткий обзор хорового исполнительства России 20 века.

Билет № 10.

1.Ансамбль хора «естественный» и «искуственный».

2.Репертуар хора. Концертная деятельность хора.

Билет № 11.

1.Распевание хора, его специфика и значение.

2.Известные хоровые коллективы прошлого и современного времени.


IV. Формы промежуточного и итогового контроля.

По окончании каждого семестра преподавателем выставляется итоговая оценка успеваемости на основе текущей проверки знаний и выполнения практических заданий.

Проверочные занятия должны показать:

  1. Знание теоретических основ предмета;

  2. Степень усвоения заданий данной дисциплины;

  3. Уровень владения необходимыми практическими навыками;

  4. Умение обобщать отдельные положения путем метода сравнительного анализа;

  5. Возможность перехода к изучению следующих тем;


Примерные требования к зачету (промежуточной аттестации).

  1. Дать определение понятия «хор» (по формулировке П.Г. Чеснокова, А.А. Егорова, В.Г. Соколова, К.К. Пигрова, С.А. Казачкова – по выбору).

  2. Перечислить основные типы хоров. Дать краткую характеристику по каждому типу.

  3. Рассказать о правилах расстановки партий в хоре.

  4. Назвать основные элементы хоровой звучности.

  5. Сравнить отличительные особенности академической и народной манеры пения.

  6. Объяснить механизм работы голосового аппарата.

  7. Продемонстрировать практический навык владения певческим дыханием.

  8. Знать классификацию и основные функции певческих голосов.

В конце изучения курса учебным планом предусмотрен экзамен. Экзамен включает в себя ответ по экзаменационным билетам. Могут быть заданы вопросы по списку обязательной литературы.


^ V. Виды самостоятельной работы студентов.

1. Составление тезисов по списку обязательной литературы.

2. Посещение репетиций учебных хоровых коллективов ДМШ.

3. Анализ репетиционной работы коллектива по видам деятельности.

4. Подбор репертуара хора для разных возрастных групп.

5. Изучение репертуарных сборников («Нотная папка хормейстера» младший хор, средний хор. Составление Б.Куликова и Н.Авериной).

6. Игра аккомпанемента вокально-хоровых упражнений на фортепиано.

7. Составление краткой письменной аннотации на хоровое произведение.

8. Анализ главных элементов хоровой звучности в произведении.

9. Пение голосов партитуры, выявление интонационных трудностей.

10. Работа студента с партитурой. Анализ динамики и тесситуры.

11. Анализ вокальной партии разных типов голосов в оперном сочинении.

12. Обзор периодических изданий (газеты «Культура»; «Музыкальное обозрение»; журналы: «Музыкальная жизнь», «Музыка и время», «Музыкальная академия»).

13. Просмотр телевизионных программ и концертов телеканала «Культура».

14. Сбор информации для сообщения по темам дисциплины.

15. Составление программы концертного выступления хора.


Практическая работа студентов включает:

1.Игру хоровых партитур на фортепиано;

2.Определение типа хоровых партитур;

3.Анализ хоровых партитур;

4.Исполнение вокально-хоровых упражнений;

5.Процесс разучивания фрагмента произведения с группой студентов;

6.Качественное пение хоровой партии и показ голосом возможного преодоления вокальных трудностей (интонационных, дикционных, метроритмических, тесситурных, динамических).

7.Исполнение всех голосов хора, умение петь вертикаль хоровой звучности в произведениях без сопровождения (а cappella).


Критерии оценки.

1.Знание материала дисциплины. Уверенность ответа.

2.Наличие количества выполненных практических заданий.

3.Точность подбора примеров по теме.

4.Качество самостоятельной работы в семестре.


^ VI. Учебно-методическое обеспечение курса.

Библиографический список

  1. Дмитревский, Г. А. Хороведение и управление хором : учебное пособие / Г. А. Дмитревский. – Санкт-Петербург ; Москва ; Краснодар : Лань, 2007. – 110 с.

  2. Живов, В. Л. Теория хорового исполнительства / В. Л. Живов. – Москва : МГТУ, 1998. – 282 с.

  3. Краснощеков, В. И. Вопросы хороведения : учебное пособие / В. И. Краснощеков. – Москва : Музыка, 1969. – 300 с.

  4. Самарин, В. А. Хороведение и хоровая аранжировка : учебное пособие / В. А. Самарин. – Москва : Академия, 2002. – 350 с.

  5. Соколов, В. Г. Работа с хором / В. Г. Соколов. – Москва : Музыка, 1983. – 192 с.

  6. Чесноков, П. Г. Хор и управление им : пособие для хоровых дирижеров / П. Г. Чесноков. – Москва, 1952. – 224 с.

  7. Анисимов, А. И. Дирижер-хормейстер / А. И. Анисимов. – Ленинград : Музыка, 1976. – 160 с.

  8. Дмитриев, Л. Б. Основы вокальной методики / Л. Б. Дмитриев. – Москва : Музыка, 2000. - 366 с.

  9. Казачков, С. А. Дирижер хора-артист и педагог / С. А. Казачков. – Казань : Казанская государственная консерватория, 1998. – 308.

  10. Егоров, А. А. Теория и практика работы с хором / А. А. Егоров. – Москва ; Ленинград, 1961. – 268 с.

  11. Локшин, Д. Замечательные русские хоры и их дирижеры / Д. Локшин. – Москва, 1963. – 132 с.

  12. Пигров, К. К. Руководство хором : учебное пособие / К. К. Пигров. – Москва : Музыка, 1964. – 220 с.

  13. Стулова, Г. П. Теория и практика работы с детским хором : учебное пособие / Г. П. Стулова. – Москва : Владос, 2002. – 172 с.

  14. Шереметьев, В. А. Пение и воспитание детей в хоре / В. А. Шереметьев. – Челябинск : Версия, 1998. – 256 с.

  15. Тевлин, Б. Г. Хоровые пути. Статьи. Воспоминания. Материалы / Б. Г. Тевлин. – Москва : Музыка, 2001. – 380 с.

  16. Никольская-Береговская, К. Ф. Русская вокально-хоровая школа : от древности до XXI века : учебное пособие / К. Ф. Никольская- Береговская. – Москва : Владос, 2003. – 302 с.

  17. Маркарян, Н. А. Портреты современных дирижеров / Н. А. Маркарян. – Москва : Аграф, 2003. – 302 с.



Перечень музыкальных произведений, анализируемых в рамках дисциплины.

1.Белорусская народная песня Реченька в обр. А.Свешникова.

2.Бетховен Л. Весенний призыв.

3.Глиэр Р. Вечер.

4.Глюк Праздник хора.

5.Гречаников А. Пришла весна.

6.Даргомыжский А. «Сватушка» из оперы «Русалка».

7.Калиннников В. Сосны, Жаворонок.

8.Кюи Ц. Всюду снег.

9.Латышская Н.П. Вей, вей ветерок в обр. А.Юрьяна.

10.Музы согласно Кант. музыка и слова неизвестных авторов 1-й четверти XVIII века.

11.Мусоргский М. хор «Плывет, плывет лебедушка» из оперы «Хованщина».

12.Рахмаников С. Сосна.

13.Рубинштейн А. хор «Ноченька», хор «Ходим мы к Арагви светлой» из оперы «Демон».

14.Русская народная песня «Не велят Маше» в обр. Н.Голованова.

15. Русская народная песня «Ты рябина ли» в обработке А.Юрлова.

16. Русская народная песня «Ноченька» в обработке Д.Лошкина

17.С нами Бог. Знаменный распев XVII века.

18.Свиридов Г. Вечером синим.

19.Сметана Б. Вечерняя звезда.

20.Танеев С. Адели.

21.Тормис В. Вереск.

22.Тропарь Рождества Христова.

23.Чайковский П. Соловушко.

24.Шебалин В. Зимняя дорога.

25.Щедрин Р. К вам, павшие.


Средства обучения.

Иллюстративные материалы: видеозапись на CD, DVD хоровых концертов ведущих творческих коллективов, мастер-классы хоровых дирижеров, практические занятия с хором и уроки вокальных педагогов; хоровые сборники авторские, репертуарные. Сборники – серия «библиотека хормейстера», «Хоровая миниатюра», хоры русских (зарубежных, советских) композиторов, нотная папка хормейстера и другие.

Видео:

№ 111 - Бортнянский Д. хоровые произведения;

№ 110 – Алябьев А., Глинка М., Даргомыжский А. хоры;

№ 124 – Русская хоровая музыка 16-18 веков;

№ 125 – Церковные песнопения; хоры П.Чеснокова;

№ 265 – Музыка Московской Руси 15-17 веков;

№ 131 – Чайковский П. «Москва»;

№ 155 – Обработки русских народных песен в исполнении детских хоров;

№ 178 – Танеев С. Хоры без сопровождения;

№ 127 – Танеев С. «Иоанн Дамаскин», Рахманинов С. «Колокола»;

№ 169 – Щедрин Р. Хоры;

№ 449 – Емельянов В. Фонопедический метод;

№ 429 – Московский государственный академический камерный хор (произведения Щедрина Р., Гаврилина В., Свиридова Г.);

№ 128 – Московский хоровой театр Б.Певзнера;

Мастер-класс В.Баевой, Ю.Симоновой.




Скачать 218,79 Kb.
оставить комментарий
Дата13.10.2011
Размер218,79 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

отлично
  4
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

наверх