Методические материалы к курсу «Основы теории литературы» для студентов 1 курса факультета филологии и журналистики (отделение журналистики) ростов-на-дону icon

Методические материалы к курсу «Основы теории литературы» для студентов 1 курса факультета филологии и журналистики (отделение журналистики) ростов-на-дону


Смотрите также:
Методические материалы к курсу «Античная литература» для студентов 1 курса факультета филологии...
Методические указания к изучению курса «История мифологии» для студентов 1 курса факультета...
Методические указания к изучению курса «История зарубежной литературы конца 19 начала 20 веков»...
Методические материалы к курс у...
Методические материалы к курсу «Античная литература» для студентов заочников 1 курса факультета...
Методические материалы к курс у...
Методические указания к изучению курса «История зарубежной литературы 19 века» для студентов 4...
Методические указания к изучению курса «История античной литературы» для студентов 1 курса...
Методические указания к изучению курса «История зарубежной литературы Средних веков» для...
Методические материалы к курс у...
Методические указания к изучению курса «Зарубежная литература эпохи Возрождения» для студентов 2...
А. С. Собенников...



Загрузка...
скачать
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования


«РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

к курсу «Основы теории литературы» для студентов 1 курса факультета филологии и журналистики (отделение журналистики)


РОСТОВ-НА-ДОНУ

2006

Методические материалы подготовлены старшим преподавателем кафедры теории и истории мировой литературы факультета филологии и журналистики к.ф.н. Мирошниченко О.С.

Печатается по решению кафедры теории и истории мировой литературы факультета филологии и журналистики РГУ. Протокол № 5 от 23 мая 2005 года.

Ответственный за выпуск - к.ф.н. Гайбарян О.Е.


^ Общая характеристика курса

«Основы теории литературы» - основная (и единственная) дисциплина теоретического литературоведения в системе обучения студента-журналиста. Ее основные цели: формирование систематических представлений о специфике литературы как важнейшего звена человеческой деятельности и знакомство первокурсников с основными понятиями и терминами науки о литературе.

Теоретическое осмысление литературы выступает одним из средоточий гуманитарного знания как такового и потому является необходимой и неотъемлемой составляющей образования будущих журналистов, редакторов, критиков.

Задачи курса: знакомство со структурой науки о литературе, системой литературоведческих понятий, различными научными подходами к литературному произведению. В составе курса рассматриваются важнейшие явления в истории эстетической мысли, эволюция главных понятий науки о литературе, учитывается связь литературоведения с искусствознанием, историей, культурологией.

В рамках «Основ теории литературы» первокурсники должны получить системное представление об основных разделах теоретического литературоведения: о философии литературы, рассматривающей общие свойства литературы как вида искусства; о теоретической поэтике – учении о литературном произведении, его составе и принципах рассмотрения; о родах и жанрах литературы; о теории литературного процесса, изучающей его закономерности.

Теория литературы изобилует спорными и дискуссионными моментами. Студенту важно получить представление о различных научных концепциях. Поэтому курс ориентируется на разные подходы к литературе и различные трактовки ее основных понятий.

Программа курса ориентирована на программу МГУ по курсам «Введение в литературоведение» и «Теория литературы» и на выпущенные специалистами кафедры теории литературы МГУ соответствующие учебные пособия.

Курс читается лекционно. Ряд тем вынесен на самостоятельное изучение (темы указаны в рабочей программе). В процессе изучения дисциплины студенты должны выполнить ряд письменных заданий: составление индивидуального словаря основных понятий и терминов, стиховедческий анализ 15-ти стихотворений. Предусмотрена письменная тестовая работа по основным темам курса (примерный вариант прилагается к данным материалам).

Литература из дополнительного списка рекомендуется студентам для самостоятельного ознакомления. При изучении курса студенту необходимо обращаться к литературоведческим энциклопедическим изданиям и хрестоматиям.

^ Рабочая программа

дисциплины «Основы теории литературы»

Введение

Содержание, принципы построения курса «Теории литературы», являющегося основной теоретико-литературной дисциплиной в системе обучения студента-журналиста. Задачи курса: знакомство с базовыми понятиями науки о литературе, ее структурой, терминологией, основными научными подходами к художественному произведению и литературному процессу. Необходимость целостного и научного представления о поэтическом творчестве в единстве всех его сторон, аспектов, признаков и связей для научной, редакторской, критической, преподавательской деятельности специалиста-филолога и журналиста в частности.

Теория литературы - дисциплина, которая систематизирует понятия о специфике художественной литературы, об особенностях ее содержания и формы в их историческом развитии, о целостности художественного произведения и его функционировании, о литературном процессе. Соотношение теории литературы с историей литературы, литературной критикой. Поэтика в составе теории литературы как наука об изобразительно-выразительных средствах и о строении литературных произведений.

Теория литературы как открытая научная дисциплина. Ее ориентация как на многовековые художественные и философские традиции, так и на опыт современных художников слова, критиков, литературоведов.

Связи литературоведения с эстетикой и другими, смежными научными дисциплинами.


^ 1 Общие особенности искусства, или философия искусства

Сущность искусства, различные исторические ее модели

Искусство - особая сфера человеческой культуры.

Искусство как художественное творчество - специфически созидательная деятельность, удовлетворяющая эстетическим потребностям людей. Прекрасное как эстетическая категория. Художественное произведение как эстетическая ценность.

Античная теория подражания как первый опыт уяснения познавательных начал искусства. Платон и Аристотель о сущности искусства.

Концепции искусства в Новое время.

Искусство как творческая деятельность. Осознание творческой природы искусства в немецкой идеалистической философии И. Канта и романтиков ( Шеллинг). Учение о гении и дальнейшее его развитие.

Концепции искусства как познавательной деятельности. Основные понятия творческо-эстетической концепции Гегеля. Искусство и идеал. Понятие типического и типизации в искусстве.

Искусство и игра. Ф. Шиллер, Й. Хейзинга об игровом начале в искусстве.

Разнообразие научных направлений и школ в науке о литературе 20 века.

Образная природа искусства. Термин «образ» в философии, психологии, лингвистике, искусствознании. Специфические свойства художественного образа, отличие его от иллюстративного и фактографического.

Образ и знак. Образ - представление - понятие.

Роль творческой фантазии автора в создании художественного образа. Художественный вымысел, его функции. Формы воспроизведения и преображения жизни в литературе, театре и кино, живописи и скульптуре. Виды условности. Художественная фантастика. Первичная условность, экспрессивность образов искусства, обращенных к личному эмоциональному воображению и рассчитанных на «сотворчество» читателей, зрителей, слушателей. Своеобразие коммуникативной функции искусства; художественное произведение как «диалог с каждым, стоящим перед ним человеком» (Гегель). Внутреннее родство акта творчества и восприятия.

Виды искусств, их классификация. Экспрессивные и пластические начала в фактуре художественного образа, их смысловое значение. Трактат Лессинга о границах живописи и поэзии. Взаимонезаменяемость и самоценность видов искусства. Место художественной литературы в их ряду. «Литературоцентризм» 19 века. Соотношение кино и телевидения с литературой в художественной культуре 2-й половины 20 века.

^ Литература как вид искусства

Художественная литература - искусство слова. Своеобразие ее «материала».

Эстетические свойства звучащего слова; его «музыкальность». Интонационная экспрессивность и ритмичность художественной речи как факторы эстетического впечатления. «Магия слов».

Знаковость слова, его «невещественность» (Лессинг). Отсутствие наглядности и конкретно-чувственной достоверности в словесном изображении. Преодоление знаковости слова в художественной речи. Ассоциативность словесного образа. Трудности перевода литературных произведений на другие языки.

Литература как временное искусство, воспроизводящее явления жизни в их развитии. Изобразительно-экспрессивные и познавательные возможности речи. Ее способность воссоздавать как «внесловесную» действительность, так и речевую деятельность людей, как внешние стороны жизни человека, так и его духовный мир). Воспроизведение устных и письменных высказываний, мыслительных процессов - уникальное свойство искусства слова.

Отражение в творчестве писателя особенностей его личности, таланта и миросозерцания. Эстетические, философские, религиозные, социологические взгляды писателя, его нравственные искания как источник его произведений. Абсолютизация внехудожественных факторов творчества при социологическом , психоаналитическом, биографическом и ряде других подходов к художественному творчеству. Неправомерность понимания литературного творчества как жестко детерминированного.


^ 2 Литературное произведение

Целостность литературного произведения как идейно-художественной системы. Его концептуальность и специфическая художественная завершенность. Органическое единство образной формы и эмоционально-обобщающего содержания. Научная значимость такого разграничения и его дискуссионность в современном литературоведении: неприятие рядом литературоведов дихотомии «содержание - форма». Опыты замены традиционных терминов другими (идея - структура; смысл - текст, художественная семантика и др.).

Относительная самостоятельность образной формы, сочетающей эстетическую целесообразность с «видимой случайностью». Художественная форма как воплощение и развертывание содержания, ее «символическое» значение и упорядочивающая роль.

Состав художественной формы как научная проблема». Эстетическая организация (композиция) «художественного мира» (изображаемой вымышленной реальности) и словесного текста. Принцип функционального рассмотрения элементов формы в их содержательной и конструктивной роли.. Понятие структуры как соотнесенности элементов целого. Значение терминов «информация», «текст», «контекст» в семиотической трактовке художественной литературы. Интертекстуальность. Литературные реминисценции как содержательно значимый компонент литературного произведения.


^ Содержание художественного произведения

Поэтическая идея (обобщающая эмоционально-образная мысль) как основа художественного содержания. Отличие поэтической идеи от аналитического суждения.

Категория художественной темы, позволяющая соотнести поэтическую идею с ее предметом, с внехудожественной реальностью. Сопряжение конкретно-исторических и традиционных, «вечных» тем в литературе. Авторская трактовка темы: выявление и осмысление жизненных противоречий под определенным углом зрения. Преемственность проблем в литературе, их художественное своеобразие. Ценностный аспект и эмоциональная направленность поэтической идеи, обусловленная мировоззренчески-нравственным отношением автора к изображаемому.

Категория пафоса. Неоднозначное употребление термина «пафос» в науке о литературе.

Виды авторского эстетического отношения к изображаемому как сторона содержания произведения: возвышенное (героика), трагическое, идиллическое, сентиментальность, романтика и др. Их исторический и типологический характер.

Критическая направленность литературы. Комические противоречия - основа юмора и сатиры, определяющие господство в них смехового начала.

Ирония и сарказм. Традиции карнавального смеха в литературе. Трагикомическое.

^ Художественная форма

Художественный мир и композиция

Художественный мир произведения, его эстетическая конкретность, экспрессивность, смысловая и структурная многоплановость, символичность.

Компоненты и предметные детали изображения: воспроизведенные события, сюжет, персонажи, окружающая природа (пейзаж), бытовая обстановка. Его жизнеподобие (иллюзия реальности) или демонстративная сконструированность (вторичная условность искусства: фантастика, гипербола, гротеск). Пространственно - временные границы, единство и завершенность художественного мира. Специфика художественного времени и пространства. Художественная деталь.

Персонаж (герой) и структура его образа. Внешний (портретные детали, мимика, жесты) и внутренний облик персонажа. Средства его психологической характеристики. Характер персонажа как устойчивая система поведения в сюжете (тип реакции на ситуации, на вещный и природный мир). Личность персонажа и репрезентативность (типичность) его характера. Участие персонажа в развитии сюжетного действия.

Речь персонажа как предмет художественного изображения.

Композиция образа персонажа.

Система персонажей в произведении: главные, второстепенные, эпизодические персонажи. Их композиционная и эмоционально-смысловая сопоставленность в художественном мире как фактор его целостности. Значение системы персонажей для интерпретации художественного содержания.

Сюжет - динамическая сторона художественного мира. Две научных традиции в терминологическом обозначении изображаемых событий: сюжет и фабула. Событие и действие. Ситуация, конфликт, коллизия, интрига. Этапы развития сквозного конфликта. Сюжетные и внесюжетные эпизоды. Сюжетные линии и их сопряжение.

Пространственно-временная организация сюжетного действия. Символика традиционных пространственно-временных координат (замкнутое и открытое пространство, граница, времена года, верх и низ и т. п.) Понятие хронотопа. Мифологическое, утопическое, историческое время. Психологическое время персонажа, внешнее и внутреннее его пространство.

Особенности художественного мира и композиции произведений эпического, драматического и лирического рода (самостоятельное изучение).

Повествование о сюжетных событиях как основной принцип организации эпоса. Виды повествования.

Пространственная и временная точка зрения повествователя. Сочетание разных «точек зрения». Несовпадение хронологической последовательности сюжетных действий и происшествий с порядком повествования о них. Композиция рассказывания. Повествование и диалог персонажей. Лирические отступления вставные эпизоды. Обращения к читателю.

Внешняя композиция эпического произведения: деление на части и главы. Эпиграфы. Названия произведения и отдельных глав. Циклизация произведений.

Высказывания персонажей в монологах и диалогах - основной принцип организации драматической формы. Особенности сценической речи. Пространство и время в драме. Соотнесенность сценического и сюжетного времени. Напряженность драматического действия («драматизм») и поведения персонажей. Авторское слово на сцене. Ремарки. Композиция пьесы: деление на акты, явления картины. Понятие театральности.

Лирическое произведение как художественное воплощение интенсивного внутреннего переживания (впечатлений, раздумий, эмоций) в его развитии. Понятие лирического мотива и лирического героя. Своеобразие лирической ситуации. Лирический сюжет. Художественное время и пространство в лирике. Субъективность тона. Лирическая медитация. Ролевая лирика.

^ Словесный строй

Художественная речь как одна из сторон образной формы произведения. Образность и экспрессивность художественной речи. Образность речи в широком и узком (тропы) значении.

Лексико-семантические особенности художественной речи.

Номинативная изобразительность речи литературных произведений. Экспрессивное значение корней, суффиксов, префиксов. Использование архаизмов, неологизмов, диалектизмов, варваризмов, прозаизмов в художественной литературе. Создание поэтических неологизмов.

Иносказательность, ее виды. Тропы: метафора, метонимия, ирония. Виды метонимии. Перифраз как развернутый метонимический оборот. Виды метафоры. Олицетворение и образный параллелизм. Образы-символы, образы-аллегории, образы-эмблемы. Гипербола и литота как виды словесно-предметной изобразительности.

Интонационно-синтаксическая выразительность художественной речи.

Эмоционально-речевые интонации, риторические фигуры (вопросы, восклицания, обращения). Синтаксическая инверсия. Словесные антитезы. Эллипсис. Словесные повторы. Синтаксический параллелизм. Градация. Художественные эпитеты.

(вышеперечисленные аспекты художественной речи вынесены на самостоятельное изучение)

Ритмическая организация художественной речи. Понятие словесного ритма, его отличие от музыкального. Происхождение ритма в поэзии и прозе.

Понятие стихотворной системы. Многообразие систем стихосложения в мировой литературе, их связь с особенностями национального языка. Песенные тонические стихи. Силлабическое стихосложение. Силлабо-тоническое стихосложение в России. Дольник. Акцентный стих. Верлибр.

Рифма в поэзии и ее роль. Разновидности рифмы. Виды рифмовки. Аллитерация и ассонанс. Звукопись и звукоподражание.

Строфа как форма организации стихотворной речи. Виды строф и способ рифмовки. Твердые строфические формы.


^ 3 Восприятие и функционирование литературных произведений

(самостоятельное изучение)

Художественная литература как форма коммуникации. Восприятие литературного произведения. Герменевтика (учение о понимании), ее значимость для постижения особенностей функционирования литературы. Интерпретация как познавательно-творческое освоение художественного содержания и как важнейшая и наиболее адекватная форма восприятия литературы. Диалогические начала интерпретирующей деятельности: ее направленность на постижение литературного произведения и стоящего за ним автора, а одновременно - ее субъективный характер Интерпретации собственно читательские, литературно-критические, научные, художественно-творческие.

Ценностное расслоение литературного потока. Классика и ее роль в литературном процессе. «Высокая литература». Беллетристика. Элитарная и массовая литература.

Жизнь литературы в веках как нескончаемая цепь социально-идеологических «переакцентуаций» произведений (М. М. Бахтин). Динамика оценок и репутаций литературных произведений, множественность их толкований.

Литературная критика как форма функционирования словесного искусства. Выдвижение и обоснование оценок вновь появляющихся произведений как ее главная задача. Интерпретирующая критика, аналитическое начало в критике.


^ 4 Роды и жанры


Литературные роды и жанры как формально-содержательные категории. Принцип деления литературы на роды как теоретическая проблема.

Разделение литературы и фольклора на три рода в свете в свете классификации видов искусства как изобразительных и экспрессивных (по особенностям их содержания и формы): эпос, лирика, драма.

Пограничные межродовые явления: лиро-эпика, лирическая драма, драма для чтения и др.

Жанровая классификация литературных произведений.

Основные жанрово-родовые формы эпоса . Лиро-эпические жанры. Жанры драматического рода. Жанровые формы лирики.


^ 5 Литературный процесс

( самостоятельное изучение)

Литературный процесс как специфическая часть культурного и общественно-исторического процесса. Проблема периодизации литературного процесса.

Основные понятия историко-литературного процесса: художественная система, творческий метод, литературное направление и течение. Различная трактовка этих категорий в науке.

Литературный стиль. Риторическое и искусствоведческое понимание стиля. Стиль как эстетическое единство и взаимодействие всех сторон, компонентов и деталей экспрессивно-образной формы художественного произведения. Содержательная обусловленность такого единства. Компоненты стиля и стилеобразующие факторы. Стиль как показатель художественного совершенства произведения (Гете, Гегель о стиле). Использование термина стиль применительно к произведению, творчеству писателя, группы писателей (стилевое течение), направлению. Д. Лихачев о смене «великих стилей» в искусстве и литературе.

Стилевое влияние, стилизация, пародия; эпигонство.

Классицизм, сентиментализм, романтизм - ведущие направления в европейской культуре 17-18 - начала 19 веков (общая характеристика эстетической программы, системы жанров, стилевых тенденций). Противоборство и преемственность литературных направлений.

Реалистический метод как реализация познавательных возможностей литературы. Его отличие от натурализма. Использование условных форм в реалистическом искусстве.

Литературные течения и направления в 20 веке: реализм, модернизм, соц. реализм, постмодернизм и др.

Литературные традиции и новаторство. Понятие литературного авангарда его функция в развитии литературы.


По мере работы с учебными и различными справочными пособиями студенты также должны составить индивидуальные словари литературоведческих терминов и понятий, с которыми они работают в процессе изучения курса.

^ Список основных понятий и терминов курса

Общетеоретические понятия: авангардизм, архитектоника, баллада, басня, беллетристика, вечные образы, вымысел художественный, героика, герой, гротеск, действующее лицо, деталь художественная, диалог (диалогическое), драма, драматизм, жанр, завязка, интерпретация, интертекстуальность, ирония (ироническое как вид пафоса), классицизм, коллизия, конфликт, комедия, комизм, композиция, критика литературная, кульминация, лирика, лирический герой, лироэпика, миф, мифическое, мифологическое, модернизм, монолог, монтаж, мотив, направление литературное, натурализм, новелла, образ, образность, образ автора, ода, описание, остранение, пародия, пафос, повествование, повествователь, повесть, портрет в литературе, поэма, поэтика, прием, проблематика, проза, психологизм, пьеса, развитие действия, развязка, рассказ, рассказчик, реализм, роман, романтизм, романтика, сарказм, сатира, сентиментальность, сказ, сказка, содержание (художественное), стилизация, стиль художественный, структурализм, сюжет, тема, течение литературное, тип, типическое, типизация в литературе, трагедия, трагическое, условность в литературе, фабула, форма художественная, формализм, формальная школа, характер, хронотоп, экспозиция, элегия, эпизод, эпилог, эпопея, эпос, юмор.

^ Художественная речь: аллегория, архаизмы, анаграмма, анафора, антитеза, гипербола, градация, инверсия, иносказание, ирония, литота, метафора, метонимия, оксюморон, олицетворение, параллелизм, перифраза, символ, синекдоха, сравнение, троп, фигура, эллипсис, эмблема, эпитет, эпифора.

Явления стиха: акцентный стих, аллитерация, амфибрахий, анжабаман, ассонанс, белы стих, верлибр, дактиль, дольник, катрен, клаузула, метрика, метр, точная (неточная) рифма, октава, онегинская строфа, пиррихий, размер, рифма, рифмовка, силлабика, силлаботоника, спондей, стих, стопа, строфа, тоническое стихосложение, фоника, цезура.


Литература

Учебные пособия

Введение в литературоведение /Под ред. Л. В. Чернец/ М., 2003.

Введение в литературоведение. Хрестоматия / Под ред. П. А. Николаева, изд. 2-е, М., 1988.

Введение в литературоведение /Под ред. Г. Н. Поспелова, изд. 3-е, М., 1988, главы I-V, VII-XXI.

Хализев В. Е. Теория литературы. М., 1999.

Хрестоматия по теории литературы (Сост. Осьмакова Л. В.) М., 1982.


Литература общего характера

Зарубежная эстетика и теория литературы 19-20 вв. М., 1987.

Квятковский А. Поэтический словарь. М., 1966.

Краткая литературная энциклопедия. ТТ. I-IX, М., 1962-1978.

Краткий словарь литературоведческих терминов / Под ред. Тураева С. В., М., 1974.

Литературный энциклопедический словарь / Под ред. Кожевникова В. М., Николаева П. А. М., 1987.

Современное зарубежное литературоведение (Страны Западной Европы и США) : концепции, школы, термины. Энциклопедический справочник. М., 1996.

Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. ТТ.1-3. М., 1962-1965.


Дополнительная литература

Барт. Р. Критика и истина. От произведения к тексту. Смерть автора. // Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., 1994.

Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Эпос и роман // Бахтин. М. М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.

Выготский Л. С. Психология искусства. М., 1968.

Гегель. Г. В. Ф. Эстетика: в 4-х т. Т. 1. М., 1968 с. 8-20, 31, 35, 37-38..

Гинзбург. Л. Я. О лирике. Изд. 2-е. Л., 1974.

Лихачев Д. С. Внутренний мир художественного произведения // Вопросы литературы, 1968, № 8.

Лотман. Ю. М. Художественное пространство в прозе Гоголя // Лотман Ю. М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. М., 1988. С. 251-292.

Поспелов Г. Н. Целостно-системное понимание литературных произведений // Поспелов Г. Н. Вопросы методологии и поэтики. М., 1983.

Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика. М., 1996.

Тюпа В. И. Художественность литературного произведения. Красноярск., 1987.

Федоров В. В. О природе поэтической реальности. М., 1984..

Хализев В. Е. Драма как явление искусства. М., 1978.

Холшевников В. Е. Основы стиховедения. Русское стихосложение. Л., 1972.

Чернец Л. В. Литературные жанры ( проблемы типологии и поэтики). М., 1982.

Шкловский В. Б. Искусство как прием // Шкловский В. Б. Теория прозы. М., 1983.

Эйхенбаум Б. М. О прозе. Л., 1969.


Тематический и тезисный план лекций по курсу

«Основы теории литературы» (34 часа)

Тема 1(Лекция 1)

Теория литературы в ряду основных дисциплин науки о литературе. Предмет, задачи и основные принципы теоретического литературоведения. Специфика теоретического литературоведения (1 час)

Состав науки о литературе. Две основные дисциплины: история литературы и теоретическое литературоведение.

Теория литературы - дисциплина, которая систематизирует понятия о специфике художественной литературы, об особенностях ее содержания и формы в их историческом развитии, о целостности художественного произведения и его функционировании, о литературном процессе. Соотношение теории литературы с историей литературы, литературной критикой.

Основная цель курса - знакомство с базовыми понятиями науки о литературе, ее структурой, терминологией, основными научными подходами к художественному произведению и литературному процессу.

Необходимость целостного и научного представления о поэтическом творчестве в единстве всех его сторон, аспектов, признаков и связей для научной, редакторской, критической, преподавательской деятельности специалиста-филолога и журналиста в частности.

Задачи и основные разделы теории литературы: философия литературы, общая поэтика, теория литературного процесса. Поэтика в составе теории литературы как наука об изобразительно-выразительных средствах и о строении литературных произведений.

Теория литературы как открытая научная дисциплина. Ее ориентация как на многовековые художественные и философские традиции, так и на опыт современных художников слова, критиков, литературоведов.

Литература как предмет изучения литературоведения обусловливает ряд методологических проблем, которыми занимается теоретическое литературоведение: понимание специфической природы, генезиса, закономерностей художественной словесности как вида искусства. Художественное произведение может изучаться имманентно (без привлечения каких-либо контекстов), а также в различных контекстах (лингвистическом, социологическом, историческом, психологическом и т.д.), что порождает разнообразие применяемых методик анализа.

^ Тема 2 (Лекции 1 - 4)

Проблема сущности искусства. Наиболее влиятельные исторические модели суждений об искусстве: краткий обзор истории эстетических и литературоведческих концепций (6 часов)

Искусство - особая сфера человеческой культуры. Три значения слова «искусство» в русском языке: искусство 1) как мастерство, наивысшая ступень овладения ремеслом, 2) как процесс художественного творчества, 3) как результат художественного творчества.

Произведение искусства характеризует эстетическое совершенство (красота). Каждый вид искусства имеет собственную специфику красоты. Искусство как художественное творчество - специфически созидательная деятельность, удовлетворяющая эстетическим потребностям людей.

Изящные искусства - относительно самостоятельная сфера духовной культуры, специфическая форма самосознания человечества и художественного освоения им действительности.

Основные этапы развития мысли об искусстве. Античная концепция искусства как подражания природе (мимесис), в трактовке Платона — как «подражания подражанию» и Аристотеля — как подражания природе. Идея искусства как подражания развивалась в концепциях искусства Нового времени.

Немецкая идеалистическая эстетика обозначила радикально новое понимание сущности искусства. В эстетической концепции И. Канта искусство предстает как результат свободной творческой деятельности художника-гения, не связанной с деятельностью рассудка, как «закономерность без закона» и «целесообразность без цели».

Наибольшее развитие «антимиметическая» концепция получила в романтической эстетике (Ф. Шеллинг и др.) Романтической эстетике свойственна абсолютизация искусства как высшей формы познания истины. Картина мира романтиков носила панэстетический характер.

Эстетика Г. В. Ф. Гегеля рассматривает искусство как одну из форм познания истины, которая отличается от иных тем, что распознает идеи всеобщего в неповторимо индивидуальном, создавая конкретно-чувственное их воплощение (образ).

Отечественные эстетические концепции 19 века (В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, А. А. Потебня и др.) развивали или оспаривали идеи немецкой идеалистической философии. Осмысление эстетических концепций шло в рамках разных школ академического литературоведения: мифологической, культурно-исторической, психологической, сравнительно-исторической.

Еще большее разнообразие подходов характеризует ситуацию в литературоведении начала 20 века. Актуализируется влияние на литературоведении лингвистики, семиотики, психоанализа, кибернетики. Психоаналитическая школа трактовала искусство как сублимацию (З.Фрейд).

Формальная (морфологическая) школа в литературоведении предложила понимание искусства как системы художественных приемов. Русский формализм имел огромное значение его для литературоведения 20 века, предложив основной аппарат для теоретической поэтики. Основные понятия — «материал» и «прием». Остранение рассматривается как основной принцип искусства. Структуралистская концепция литературы продолжает разработку тезисов формальной школы. Ее основные понятия: художественный текст, представление о тексте как структуре. Постструктуралистская концепция возникает в последней трети ХХ века как критика структуралистского подхода.

^ Тема 3 (Лекции 4 – 5)

Образная природа искусства. Основные свойства художественных образов (3 часа)

Искусство имеет образную природу. Термин «образ» используется не только в литературоведении, но и в философии, психологии, лингвистике, искусствознании.

Природа образа иная, нежели природа понятия. Образ конкретен, многозначен и целостен, тогда как понятие абстрактно и стремиться к исключению многозначных трактовок.

Художественный образ – воплощенное авторское представление, обладающее рядом свойств: условностью, двойственной природой, способностью к типизации, уникальностью, самодостаточностью, целостностью и т.д.

Двойственная природа художественного образа состоит в неразрывном сочетании формально-содержательных аспектов: эстетических свойств мира в их конкретно-чувственном многообразии. Единство «предметного» и «идеального» в художественном образе - универсальное свойство всех видов изящных искусств (живописи, музыки, скульптуры, литературы и других).

Целостность образа выражается в его полноте и неизбыточности.

«Самодостаточность» образов искусства отличает их от других видов образности, имеющих вспомогательное значение: иллюстрации (научной, рекламной, публицистический) и фактографии (мемуарной, документальной).

В создании художественного образа велика роль творческой фантазии автора. Первичная условность - свойство любого художественного образа. Образ не тождественен ничему во внехудожественной реальности.

Одним из отличительных свойств образов искусства выступает их экспрессивность, обращенность к личному эмоциональному воображению и рассчитанность на «сотворчество» читателей, зрителей, слушателей. В этом состоит своеобразие коммуникативной функции искусства, основанной на очевидном внутреннем родстве акта творчества и восприятия.


Тема 4 (Лекция 6)

Художественная реальность, ее специфические свойства (1 час)

Художественные творения в той или иной мере являются отражением действительности, формой ее художественного познания, осмысления, оценки, претворения. Художественное произведение обеспечивает универсальный охват жизни в ее динамике, общественных и частных конфликтах, связанных с ними событий и поступков, целостных человеческих характеров и обстоятельств. В каждом художественном произведении выражается своеобразие подхода творца к действительности: распознавание общих свойств жизни в ее конкретно-чувственных, индивидуальных проявлениях, интерес к реалиям человеческой жизни в их характерности.

В художественных произведениях создается особая художественная реальность. Художественная реальность имеет ряд признаков, роднящих ее с реальной действительностью (определенный пространственно-временной континуум, предметность, населенность, событийность и др.), и вместе с тем отличается от нее ограниченностью рамкой (начало и конец), подчинена авторскому замыслу, «искажена» авторскими установками.

Особенности творческого процесса в искусстве: «игра рассудка и воображения» (Кант), «мышление образами» и создание «второго», вымышленного мира. Художественная реальность всегда условна.

Художественные реальности подразделяются на жизнеподобные (первично-условные — скрывающие свою условную природу) и вторично-условные (подчеркивающих свою условную природу за счет различных художественных приемов).


^ Тема 5 (Лекции 6 - 7)

Виды искусств. Основные классификации видов искусства. Специфика литературы как вида искусства. Отличительные свойства словесных художественных образов (3 часа)

Виды искусств классифицируются на разных основаниях: на простые и синтетические; по материальному носителю образности; подразделяются на экспрессивные (выразительные) и пластические (изобразительные); пространственные, временные и пространственно-временные.

Классификация, предложенная Лессингом в трактате «Лаокоон, или о границах живописи и поэзии», разделяет искусства на статические и динамические.

Виды искусства самоценны и взаимонезаменяемы.

Литература занимает особое место в классификации искусств. Это единственный вид простого искусства, сочетающий в себе свойства и изобразительного, и выразительного.

Художественная литература - искусство слова. Своеобразие ее «материала»: эстетические свойства звучащего слова, его «музыкальность». Интонационная экспрессивность и ритмичность художественной речи как факторы эстетического впечатления. «Магия слов».

Знаковость слова, его «невещественность» (Лессинг). Отсутствие наглядности и конкретно-чувственной достоверности в словесном изображении. Преодоление знаковости слова в художественной речи, ее обращенность к «внутреннему оку» (Н. Гоголь) читателя. Ассоциативность словесного образа. Трудности перевода литературных произведений на другие языки.

Литература является временным искусством, воспроизводящим явления жизни в их развитии.

Речь обладает несравнимыми изобразительно-экспрессивными и познавательными возможностями. Она способна воссоздавать как «внесловесную» действительность, так и речевую деятельность людей, как внешние стороны жизни человека, так и его духовный мир (чувства, раздумья, переживания мировоззренческого характера в их смысловой конкретности).

Воспроизведение устных и письменных высказываний, мыслительных процессов - уникальное свойство искусства слова. Словом возможно создать вымышленную «художественную реальность», «внутренний мир» (Д. Лихачев) произведения как средоточие образного его смысла.


Тема 6 (Лекция 8)

Теория литературного произведения как центральное звено теоретического литературоведения. Её предмет и задачи. Основные значения термина «поэтика» (1 час)

Теория литературного произведения (поэтика) изучает строение, состав, различные аспекты, элементы и компоненты литературных произведений, функционирование литературных произведений, а также подразделение произведений на различные классы (роды, жанры). Поэтика в свою очередь подразделяется на:

1) общую поэтику (исследование языка литературно-художественного высказывания и принципов «литературности» текста в их звуковом, словесном, образном строении, «механизмов» их порождения),

2) историческую поэтику (рассмотрение эволюции поэтических форм в связи с эволюцией художественного сознания),

3) частную или функциональную поэтику (описание организации элементов отдельного художественного произведения как целостной системы).

Для эпохи классицизма была более актуальная нормативная поэтика и риторика, которые представляли собой свод правил для написания художественного произведения. Жесткое деление литературы на жанры подразумевало отдельный свод правил для каждого жанра. Современные направления поэтики отличаются от нормативной тем, что исходят из особенностей конкретного художественного произведения, которое зачастую представляет собой уникальный жанровый сплав.


^ Тема 7 (Лекции 8 - 9)

Родовая специфика литературных произведений Общие принципы разделения литературы на роды и жанры (наиболее влиятельные исторические модели) – 3 часа

Для литературных произведений характерна классификация на роды. Литературные роды являются формально-содержательными категориями, определяющими особые аспекты выражаемой в литературе действительности, а также соответствующие способы ее выражения. Выделяются три рода литературы: лирика, эпос, драма.

Разделение на «способы подражания» в поэзии задал еще Аристотель. Наиболее полно сущность каждого из родов литературы раскрыта Г.Гегелем. В России его учение о родах воспринял В.Г.Белинский. В рамках гегелевского учения фактически выделяются специфические объекты художественного изображения, характерные для каждого из родов. Эпос выражает мир объективного, лирика — мир субъективного, драма рассматривается как синтез эпоса и лирики.

Разделение литературы и фольклора на три рода актуально и в свете классификации видов искусства на изобразительные и экспрессивные. Эпос как изобразительный вид словесного искусства, для которого характерно воспроизведение внешней и внутренней жизни людей в ее целостности посредством повествования о событиях. Лирика как экспрессивно-изобразительный вид искусства: воспроизведение процессов внутренней жизни людей (эмоциональных состояний, переживаний, размышлений) средствами словесно-предметной изобразительности. Драма как изобразительный вид искусства, предназначенный для театра; воспроизведение в пьесах (посредством диалога и монолога) действий людей, вовлеченных в открытый или скрытый конфликт, затрагивающий их интересы и цели.

Пограничные межродовые явления: лиро-эпика, лирическая драма, драма для чтения и др.

Каждый род литературы выражается в том или ином жанре, характерном для указанного рода.

В современном литературоведении наблюдается неоднозначность трактовок сущности категории «жанр».

М. Бахтин рассматривал жанр как «память искусства», фиксирующая в целостной типологической структуре опыт предшествующего творчества.

Г. Н. Поспелов писал о мифологической, героической, нравоописательной, романической жанровых группах.

Существуют жанровые классификации по содержательным признакам (принципы трактовки характеров, виды пафоса) и формальным (прозаичность или стихотворность, объем текста, устойчивые сюжетно-композиционные и речевые приемы), а также по особенностям их функционирования.

Основные жанрово-родовые формы эпоса: роман, эпопея, повесть, рассказ. Лиро-эпические жанры: поэма, баллада, басня. Жанры драматического рода: трагедия, комедия. Жанровые формы лирики: ода, элегия, послание. Жанр представляет собой формально-содержательный художественный канон.

Жесткая система родов и жанров характерна для нормативной поэтики, актуальной в эпоху классицизма. Данная система подразумевает также определенную иерархию (высокие/низкие жанры). В XIX веке происходит отказ в творчестве от жесткой системы жанров. С этих пор начинается развитие неканонических жанров.

^ Тема 8 (Лекции 10-11)

Проблема строения литературного произведения. Основные концепции строения литературного произведения (дихотомическая, ее разновидности, трехчастная, многоуровневая и др.). Понятия «форма» и «содержание» в контексте литературоведческих дискуссий (3 часа)

Литературное произведение как идейно-художественной система характеризуется целостностью, концептуальностью и специфической художественной завершенностью.

Литературное произведение традиционно рассматривается теоретической поэтикой как органическое единство образной формы и эмоционально-обобщающего содержания. Данные категории были намечены еще в античной эстетике. Проблема их аналитического разграничения возникла в европейской эстетике начала 19 веков (Ф. Шиллер, Гегель, Гете). Данные категории остаются дискуссионными.

Наиболее влиятельными науке о литературе стали концепции дихотомического (Л. Н. Тимофеев, Г. Н. Поспелов и др.) и трехуровневого (А. А. Потебня) членения художественного произведения, а также опыты рассмотрения литературного произведения как явления многоуровневого (Р. Ингарден, Н. Гартман).

Художественная форма находится в неразрывной связи с выраженным ею содержанием. Художественное произведение невозможно переоформить без внесения изменений в его содержание.

Состав художественной формы является одной из проблем теоретической поэтики. Литературоведы, ориентирующиеся на дихотомическую концепцию строения произведения, выделяют три аспекта (уровня) формы: предметно-образный слой («тематика» в терминологии 20-х годов» предметная изобразительность, мир произведения), словесный строй (стилистика, речевой строй, система словесно-художественных приемов, художественная речь и пр.) и композицию (построение). Художественная форма - эстетическая организация (композиция) «художественного мира» (изображаемой вымышленной реальности) и словесного текста.

А. Потебня о строении словесно-художественного творения: «внутренняя» и «внешняя» форма. Понимание формы (в ее соотнесенности с материалом) и ее функций представителями формальной школы.

Формальные элементы должны рассматриваться функционально в их содержательной и конструктивной роли.

Современные ученые при теоретических характеристиках литературных произведений используют в качестве базовых понятия «структура», «текст», «поэтический мир». Структура понимается как соотнесенность элементов целого (прежде всего в стуктуралистской концепции строения произведения).

^ Тема 9 (Лекции 11 – 12)

Специфика художественного содержания. Понятие «тема», его основные значения, классификация тематики литературных произведений. Понятие «проблема», его соотнесенность с другими смежными понятиями и терминами теории литературного произведения (2 часа)

Художественное содержание принято рассматривать как органическое единство «запечатленных в произведении бытийных сущностей и явлений жизни» (В. Е. Хализев) – темы и авторского к ним отношения – проблематики и идейно-эмоциональной оценки (авторской концепции, идеи), единство объективной (предметно-тематической) и субъективной (идейно-эмоциональной) сторон.

Поэтическая идея (обобщающая эмоционально-образная мысль) - основа художественного содержания. Отличие поэтической идеи от аналитического суждения: поэтическая мысль преодолевает односторонность отвлеченного мышления, ее характеризует образная многозначность, «открытость».

Категория художественной темы соотносит поэтическую идею с ее предметом, с внехудожественной реальностью. В литературе сопряжены конкретно-исторические и традиционные, «вечные» темы.

Проблема - авторская трактовка темы: выявление и осмысление жизненных противоречий под определенным углом зрения. Ценностный аспект и эмоциональная направленность поэтической идеи обусловлена мировоззренчески-нравственным отношением автора к изображаемому.

Интерпретация содержания художественного произведения (творческая, читательская, критическая, литературоведческая) как истолкование, основанное на постижении поэтической идеи. Существует проблема границы между обоснованным и произвольным истолкованием. Контекст творчества писателя, замысел и творческая история произведения как ориентиры для интерпретации.

^ Тема 10 (Лекция 12 - 13)

Категория пафоса (типа авторской эмоциональности). Его исторические и типологические модели (2 часа)

Термин «пафос» употребляется в науке о литературе неоднозначно: 1) «любовь поэта в идее» (В. Белинский), вдохновляющая его творческий замысел; 2) страстная устремленность персонажа к значительной цели, побуждающая его действовать; 3) возвышенная эмоциональная направленность поэтической идеи произведения, обусловленная страстным и «серьезным» (Гегель) отношением поэта к предмету творчества. Смежные и синонимичные понятия современной науки о литературе (тип авторской эмоциональности (В. Е. Хализев), «модус художественности» (В. И. Тюпа)).

Связь пафоса с категорией возвышенного. К типам авторской эмоциональности относятся героика, трагизм, драматизм, идиллическое, сентиментальность, романтика, различные виды смехового.

Пафосы классифицируются исторически и типологически.

Героическое в литературе: изображение и любование подвигом отдельного человека или коллектива в их борьбе с природными стихиями, внешним или внутренним врагом. Развитие художественной героики от нормативного воспевания героя к его исторической конкретизации. Сочетание героики с драматизмом и трагизмом.

Трагическое в литературе. Значение античных мифов и христианских легенд для осмысления сущности трагических конфликтов (внешних и внутренних) и воссоздания их в литературе. Нравственная значительность трагического характера и его пафос, побуждающий к действию. Разнообразие ситуаций, отражающих трагические коллизии жизни. Трагическое настроение.

Идиллическое - художественная идеализация «естественного» человечества, не затронутого цивилизацией.

Сентиментальный и романтический интерес к внутреннему миру личности в литературе Нового времени.

Комические противоречия - основа юмора и сатиры, определяющие господство в них смехового начала. Н. Гоголь о познавательном значении смеха. Использование термина «юмор» в значении легкого, развлекающего смеха. Гражданская направленность сатирического пафоса как гневного обличения смехом. Ирония и сарказм. Традиции карнавального смеха в литературе. Трагикомическое.

В литературных произведениях зачастую наблюдается сочетаемость и взаимопереходы видов поэтических идей и настроений.

^ Тема 11 (Лекция 13 - 14)

Мир литературного произведения. Характеристика его основных компонентов. Вещный мир как предмет изображения. Понятие художественной детали. Художественное время и пространство, их специфика и основные принципы рассмотрения наукой о литературе (2 часа)

Художественный мир — один из уровней формы художественного произведения. Это воссозданная с помощью слов, изображенная в художественном произведении вымышленная предметность («предметная изобразительность» (Г.Н.Поспелов)). Основными единицами словесно-художественного мира выступают компоненты и предметные детали изображения: воспроизведенные события (сюжет), персонажи, окружающая природа (пейзаж), бытовая обстановка. Все эти компоненты складываются в систему образов.

Художественный мир может быть жизнеподобным (иллюзия реальности) или демонстративно сконструированным (вторичная условность искусства: фантастика, гипербола, гротеск).

Художественному осмыслению в произведении подвергаются время и пространство. Время и пространство способны представать с литературе в многообразии форм: время может быть биографическим, историческим, календарным, космическим, утопическим и т.д. Психологическое время персонажа, внешнее и внутреннее его пространство.

Литературе доступно также изображение самых разноплановых пространственных картин. Характерна символика традиционных пространственно-временных координат (замкнутое и открытое пространство, граница, времена года, верх и низ и т. п.)

В науке о литературе по-разному описывается специфика освоения литературой времени и пространства. В частности, одной из наиболее востребованных стала предложенная М.М.Бахтиным категория «хронотопа» как единства времени и пространства в художественных произведениях разных времен.

^ Тема 12 (Лекция 15)

Персонаж как важнейший компонент мира литературного произведения (2 часа)

Персонаж – образ человека в литературных произведениях.

Основные атрибуты образа персонажа в литературных произведениях: портретная, психологическая и речевая характеристики. Художественная завершенность персонажа: динамическое единство конкретных подробностей, создающее впечатление определенной индивидуальности.

Внешний (портретные детали, мимика, жесты) и внутренний облик персонажа.

Портретная характеристика персонажа – описание его наружности. Литературный портрет обладает способностью показать динамический аспект внешности - грацию: мимику, походку, манеру движений, жесты и пр.

Психологизм как воспроизведение переживаний, мыслей и чувств персонажей в их динамике и неповторимости. Косвенный психологизм (указание на характер переживаний посредством портретных характеристик и называния чувств и состояний). Прямой психологизм (собственно психологизм) – воспроизведение процесса протекания переживаний, чувств, формирования мыслей. Его развитие в литературе последних веков и особые приемы прямой психологической характеристики: внутренний монолог, развернутые авторские характеристики, изображение снов, грез, «поток сознания» и пр.

Характер персонажа как устойчивая система поведения в сюжете (тип реакции на ситуации, на вещный и природный мир) и как носитель определенного ценностного отношения к жизни. Личность персонажа и репрезентативность (типичность) его характера. Участие персонажа в развитии сюжетного действия. Обнаружение присущих ему противоречий (комических, трагических и др.) как выявление авторского понимания и оценки. Статичные характеры нравоописательных персонажей. Становление и эволюция характера романного героя, его незавершенность.

Речь персонажа как предмет художественного изображения. Речевое поведение персонажа. Целевые установки, психологические мотивировки, ценностная ориентация и тематика его высказываний. Формы речи: монолог, реплики в диалоге, «мысли вслух», внутренний монолог, поток сознания, письменная и несобственно-прямая речь. Характерологическое значение интонационно-синтаксических, лексических, семантических, фонетических ее особенностей.

Композиция образа персонажа: экспозиция, контрастность или одноплановость его свойств, повтор опознавательных признаков, вызывающих целостное о нем представление. Самохарактеристики персонажа и перекрестные отзывы о нем других лиц. Предыстория и последующая история персонажа.

«Вечные образы» в литературе. Претворение традиционных персонажей в соответствии с индивидуальным замыслом автора. Автопсихологические персонажи. Читатель-персонаж. «Положительные» и «отрицательные» персонажи, их историческая трансформация.

Система персонажей в произведении: главные, второстепенные, эпизодические персонажи. Их композиционная и эмоционально-смысловая сопоставленность в художественном мире как фактор его целостности. Значение системы персонажей для интерпретации художественного содержания.

^ Тема 13 (Лекция 16)

Сюжет как важнейший компонент мира произведения. Основные понятия сюжетологии (2 часа)

Сюжет - динамическая сторона художественного мира, организующее начало драматических, эпических и лироэпических произведений. Сюжет представляет собой цепь событий, разворачивающуюся во времени и пространстве художественного произведения.

Существует две научных традиции в терминологическом обозначении изображаемых событий: сюжет и фабула. Понимание сюжета как воссозданных в произведении событий восходит к работам А. Н. Веселовского. Формалистская трактовка дилеммы сюжета и фабулы иная: совокупность событий в их взаимосвязи – фабула, сюжет - художественная обработка, распределение событий.

В основе сюжета лежит событие и действие. В основе события лежат ситуация и конфликт. Классическое сюжетосложение основано на внутрисюжетном сквозном конфликте (коллизии). Традиционно выделяемые этапы развития сквозного конфликта: завязка, перипетии, кульминация, развязка. Существуют также неразрешимые - «субстанциональные» (В. Е. Хализев) – конфликты.

Сюжеты традиционно подразделяются на концентрические (сюжеты единого действия) и хроникальные (сопряжение независимых друг от друга событийных комплексов).

Истоки сюжетов: жизненные мифологические, литературные. Типология сюжетов: сказочный, детективный, авантюрный, сюжет-испытание. Новеллистический сюжет.

«Сюжетология» как наука, изучающая указанный аспект произведений. Наука имеет собственную терминологию: коллизия, интрига, мотив и т.д.

^ Тема 15 (Лекции 16 - 17)

Основы стиховедения (3 часа)

Поэзия и проза – две формы организации художественной речи: стихотворная (ритмически организованная) и нестихотворная. Два основных фактора отличия стиха от прозы (по Б. В. Томашевскому): разделенность речи на соотносимые и соизмеримые между собой отрезки; наличие в стихотворной речи «внутренней меры».

Ритмическая организация стихотворной речи на всех ее уровнях.

Понятие стихотворной системы. Связь системы стихосложения с особенностями национального языка и литературной традицией. Стихотворная система — свод основных ритмических законов, актуальных в определенный историко-литературный момент для поэзии, создаваемой на определенном национальном языке. Многообразие систем стихосложения в мировой литературе, их связь с особенностями национального языка: песенные тонические стихи, силлабическое стихосложение, силлабо-тоническое стихосложение, дольник, акцентный стих, верлибр.

Стих как повторяющаяся единица поэтического ритма. Ритмические факторы стиха: длина стиха, размер, ударная константа, цезура, клаузула, анакруза, анжабаман.

Рифма как явление полифункицональное: ритмическое, композиционное, эвфоническое, а также имеющее смысловую роль. Разновидности рифмы: точная, неточная, приблизительная. Виды рифмовки: смежная, перекрестная, кольцевая. Аллитерация как созвучие согласных и ассонанс как созвучие гласных.

Строфа — основная форма организации стихотворной речи: группа стихов, объединенных определенным типом рифмовки и обладающая синтаксически-тематической связностью. Виды твердых строф: октава, онегинская строфа, терцины, сонет.

Примерный вариант зачетной контрольной тестовой работы по курсу «Основы теории литературы»
^

ВАРИАНТ NN


  1. Определите размер данного стихотворения; охарактеризуйте особенности его ритмики, строфики, фоники. Опишите особенности художественной речи (5 баллов)

2. Что такое рифма? Назовите основные разновидности рифм, приведите примеры. Что такое «белый стих»? (3 балла)

3. В чем разница трактовки понятия «мимесис» (подражание) в концепциях искусства Платона и Аристотеля? (3 балла)

4.Охарактеризуйте кратко основные свойства лирики как рода литературы, перечислите жанры лирики как рода литературы. (3 балла)

5.Что такое «повествование»? Какому роду свойственно повествовательное начало? (3 балла)

6.Какие аспекты строения литературного произведения выделены последователям двучастной (формально-содержательной) концепции (на примере концепции Г.Н.Поспелова)? (3балла)

7.Разграничьте трагический и героический виды пафоса (героику и трагизм). (3 балла)

8.Укажите основные характеристики (атрибуты) образа персонажа в литературном произведении. (3балла)

9.В чем смысл разграничения понятий «сюжет» и «фабула»? (4 балла)

10. С эстетическими суждениями какого философа связаны трактовка искусства как образной познавательной деятельности, понятие типизации в искусстве? (3 балла)

11.Кратко обозначьте отличие образов художественных от иллюстративных и фактографических. Перечислите отличительные свойства любого художественного образа (4балла)

12. Кто из ученых-литературоведов разрабатывал идеи структурализма? Основные понятия структурализма как литературоведческой школы (6 баллов).

13. Дайте определение литературному направлению. Чем отличается литературное течение от литературного направления? (6 баллов)

14. Какие виды «хронотопа» описал М. Бахтин в своей работе «Формы времени и хронотопа в романе»? (кратко опишите некоторые) (6 баллов)

  • 0 - 21 балл – «неудовлетворительно»

  • 22 - 32 балла – «удовлетворительно»

  • 33 – 44 балла – «хорошо»

  • 45 – 55 баллов – «отлично»




Скачать 408,89 Kb.
оставить комментарий
Дата13.10.2011
Размер408,89 Kb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

отлично
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх