Рабочая программа дисциплины культура, литература и религии восточной азии направление ооп icon

Рабочая программа дисциплины культура, литература и религии восточной азии направление ооп


Смотрите также:
Рабочая программа дисциплины «введение в зарубежное регионоведение»...
Рабочая программа дисциплины культурология направление ооп...
Программа курса для магистров-историков религии, секты и духовные практики восточной азии...
Программа курса для магистров-историков религии, секты и духовные практики восточной азии...
Программа вступительных испытаний «Востоковедение»...
Рабочая программа дисциплины «механика» направление ооп...
Рабочая программа дисциплины политический Имидж стран восточной азии (факультатив) направление...
Программа дисциплины экономика стран юго-восточной азии рекомендовано учебно-методическим...
Рабочая программа дисциплины исследования кернового материала нефтегазовых скважин направление...
Рабочая программа дисциплины исследования кернового материала нефтегазовых скважин направление...
Рабочая программа дисциплины моделирование химико-технологических процессов направление...
Рабочая программа дисциплины информатика направление ооп 241000...



Загрузка...
скачать
УТВЕРЖДАЮ

Декан ГФ

___________(ФИО)

«___»_____________201___ г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

КУЛЬТУРА, ЛИТЕРАТУРА И РЕЛИГИИ ВОСТОЧНОЙ АЗИИ


НАПРАВЛЕНИЕ ООП

«Зарубежное регионоведение»

ПРОФИЛЬ ПОДГОТОВКИ (СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ, ПРОГРАММА)

Азиатские исследования



КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) бакалавр

БАЗОВЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРИЕМА 2011 г.

КУРС_2 СЕМЕСТР ( весенний)

КОЛИЧЕСТВО КРЕДИТОВ _4__

ПРЕРЕКВИЗИТЫ: Культурология; Философия, Этнология Восточной Азии; История стран Азии и Африки

КОРЕКВИЗИТЫ: История стран Восточной Азии; Всемирная история; Культура Китая, Культура Кореи, Культура Японии

^ ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ВРЕМЕННОЙ РЕСУРС:

Лекции _36 час.

Практические занятия _36 час.

АУДИТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ __72___ час.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА __36__ час.

ИТОГО _108___ час.

ФОРМА ОБУЧЕНИЯ__очная___


ВИД ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ _____экзамен____


ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ__каф. истории и регионоведения


ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ_____________Н.В.Трубникова

РУКОВОДИТЕЛЬ ООП _______________ Н.И.Гузарова

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ______________ И.Ю.Гурьева

2011 г..

^ 1. Цели освоения дисциплины

Формирование у выпускника представлений об общих особенностях культуры стран ВА, ее генезисе и основных ее составляющих; об основных мировоззренческих принципах и категориях культуры ВА; об особенностях ментальности, ценностях, культурных образцах, традициях народов ВА; Выпускник должен обладать навыками сравнительно-исторического и культурологического анализа религиозных, философских и социально-политических учений стран ВА, он должен быть знаком с основными эстетическими категориями в культуре ВА, выдающимися произведениями искусства и литературы. Выпускник должен быть знаком с результатами современных исследований в области культуры ВА, ориентироваться в дискуссиях по проблемным вопросам. Необходимо развить у выпускников способность применять научные представления о культуре ВА, а также полученные в процессе обучения знания, умения и навыки в регионоведческом анализе, для составления комплексных характеристик изучаемого региона.


^ 2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Культура, литература и религии ВА » (Б3.В13) входит в вариативную компоненту цикла профессиональных дисциплин.

Место дисциплины в структуре учебного плана связано с формированием базовых для выпускника-востоковеда компетенций, направленных на понимание культурных, религиозных, ментальных особенностях региона, вклада стран ВА в мировую культуру и способности применять полученные знания, навыки и умения в профессиональной деятельности.

Дисциплина «Культура, литература и религии ВА » включена в вариативную часть учебного плана ООП по направлению «Регионоведение», в котором ей отведено 108 часов, 4 кредита.

Пререквизиты: Культурология; Философия, Этнология Восточной Азии; История стран Азии и Африки.

Кореквизиты: История стран Восточной Азии; Всемирная история; Культура Китая, Культура Кореи, Культура Японии.


^ 3. Результаты освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать

  • Место и роль культуры стран ВА в мировой культуре, ее региональные особенности и специфику развития культуры в отдельных странах.

  • Основные этнокультурные и религиозные особенности стран ВА, генезис и этапы развития культуры

  • основные мировоззренческие принципы и категории культуры ВА

  • основные религиозные, философские, эстетические, социально-политические учения стран ВА

  • особенности ментальности, ценностей, культурных образцах, традициях народов ВА

  • эстетические категории, выдающиеся произведения искусства стран ВА

  • наиболее известные произведения художественной литературы стран ВА

  • исторические источники, относящиеся к культуре изучаемого региона

  • результаты современных исследований в области культуры ВА

  • современное состояние культурных контактов между РФ, включая Сибирский регион и странами ВА

  • основные методологические подходы к изучению культуры, религии, литературы стран ВА

уметь

  • охарактеризовать роль культуры стран Востока в развитие человеческой цивилизации;

  • соотносить этапы развития культуры стран ВА с общепринятой периодизацией истории стран Азии и Африки;

  • применять лингвострановедческие и культурологические знания при анализе гуманитарных и социальных проблем;

  • раскрывать значение понятий, категорий и терминов, относящихся к культуре стран ВА

  • проводить поиск необходимой информации в источниках разного типа;

  • применять навыки литературоведческого анализа при изучении литературы стран региона

  • охарактеризовать вклад выдающихся личностей в культуру изучаемых стран

  • представлять результаты изучения культуры стран ВА в формах конспекта, реферата, рецензии, компьютерной презентации;

  • Осуществлять и готовить в виде презентации результаты индивидуального научного исследования по культурологической проблематике


владеть

  • методами историко-генетического, сравнительно-исторического, ретроспективного и герменевтического анализа процессов становления, развития культуры стран ВА, ее современного состояния;

  • профессиональной лексикой и терминологией, связанной с культурно-историческими особенностями региона;

  • приемами научной интерпретации и анализа символов и произведений культуры стран ВА

  • методами использования культурно-исторического материала для составления комплексных регионоведческих характеристик азиатско-тихоокеанского региона и отдельных стран Восточной Азии;

  • методами использования информации о культурной специфике региона для подготовки докладов, справок и других документов по проблемам развития стран ВА;

  • методами использования приобретенных знаний, умений и навыков при организации культурно-просветительских мероприятий, в переговорном процессе, а также в других видах практической, научной, педагогической, переводческой деятельности

  • знанием культурно-исторической специфики стран Востока для организации успешной коммуникации с представителями стран и народов Азии и Африки, уважительного отношения к их культурным, религиозным, историческим традициям.


В процессе освоения дисциплины у студентов развиваются следующие компетенции:

^ 1.Универсальные (общекультурные) -

способность/готовность

  • уважительно и бережно относиться к культурному и религиозному наследию и традициям народов Востока, толерантно воспринимать социальные и культурные различия; (ОК-1)

  • владеть профессиональной лексикой, терминами, понятиями, характеризующими специфику культуры Востока, быть готовым к участию в научных дискуссиях на профессиональные темы; (ОК-4)

  • осознавать социальную значимость будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональных обязанностей (ОК-6)

  • владеть основами методологии научного исследования, различать творческий и репродуктивный компоненты научной деятельности (ОК-8)

  • Уметь применять полученные знания для решения прикладных профессиональных задач (ОК-9)

  • применять навыки самостоятельного поиска и анализа информации для решения профессиональных задач (ОК-12)

  • уметь оценивать качество и содержание информации, выделять наиболее существенные факты и концепции, давать им собственную оценку и интерпретацию (ОК-13)


2. Профессиональные компетенции


способность/готовность

  • составлять комплексные характеристики стран и регионов Востока с учетом их исторических, этнических, культурных, религиозных особенностей (ПК-1);

  • объяснять основные тенденции и закономерности развития истории культуры региона и отдельных стран в контексте мировой культуры (ПК-2);

  • учитывать характер исторически сложившихся социально-экономических, политических, правовых систем, культуры и религиозных представлений при рассмотрении особенностей политической культуры и менталитета народов Востока (ПК-5);

  • выявлять степень и характер влияния религиозных и религиозно-этических учений на становление и функционирование общественно-политических институтов в странах ВА (ПК-6);

  • владеть понятийно-терминологическим аппаратом, относящимся к культуре изучаемого региона, свободно ориентироваться в специальной литературе по региону или стране специализации (ПК-7);

  • применять навыки сравнительно-исторического, ретроспективного, герменевтического, историко-генетического анализа в профессиональной, научной и общекультурной практике; (ПК-11)

^ 4. Структура и содержание дисциплины


4. Структура и содержание дисциплины


4.1. Содержание разделов дисциплины


1. Архетипы и ценностно-смысловое единство культуры стран ВА

1.1. Особенности культуры ВА Архетипы культуры АТР. Единство, цельность, предельность пустоты в восточных культурах. Недуальность восприятия мира. Отсутствие трансцендентного личного Творца и его вертикальной связи с миром. Интуитивно-созерцательный (Восток) и вербально - логический (Запад) методы познания. Изменчивое и уникальное в восточных культурах. Особенности понимания человека на Востоке. Концепция «му-га» (не-я) в трактовке восточной личности. Применимо ли понятие «личность» к восточным культурам? Единство, связи, конкретное, изменчивое, вечное: специфика понимания данных категорий в различных культурных контекстах. Децентрированность в восточной культуре.

^ 1.2. Религиозно-философские представления ВА – общие черты Религия как социокультурный феномен. Понятие религии, ее структура и функции. Генезис и эволюция религии в истории общества. Религия и миф. Восточные религии как социокультурный комплекс: сакральные представления и верования, ритуалы, морально-этические, эстетические, правовые представления.

^ 1.3.Религиозная картина и карта ВА Размещение основных религий. Конфессиональный плюрализм и толерантность как существенные характеристики религиозной ситуации в АТР. Политеизм автохтонных религий. Развитие религиозных представлений в АТР. Метафизическая реальность и роль ритуала. Особенности философской традиции. Переплетение философской, религиозной и этической мысли. Идея преемственности и гармонической связи человека с космосом. Представление о реальности как о перемене, превращении, событии. Понимание культуры в философской традиции Востока. Культура и традиция в АТР.

^ 2. Религии отдельных стран ВА

2.1. Ранние верования и культы Китая. Истоки конфуцианства Общая характеристика религиозной ситуации в КНР и основные религии. Народные верования и культы. Представления о душе и загробном мире. Сложность иерархии и многочисленность китайского пантеона. Аналогичность земного социального устройства и небесного. Демонология. Особенности магических практик.

Космические представления в Китае. Великая триада – Небо, Земля, Человек. Учение Великого предела (Тайдзи). Концепция пяти первоэлементов (у-син) и о двух первоначалах (Инь-Ян).

2.1.. Конфуцианство. Социальные, философские, религиозные предпосылки появления конфуцианства. Жизнь и учение Конфуция. Основные категории учения: чжэн мин; жэнь; ли; кэ цзи; сяо ти; и; дэ. «Лунь Юй»: особенности текста. Эволюция конфуцианства. Развитие идей Конфуция в творчестве Мэн-цзы. Деятельность Сюн-цзы. Школа Мо Ди. Чжу Си – систематизатор и главный идеолог неоконфуцианства. Роль конфуцианства в формировании китайской цивилизации.

2.2. Даосизм. Даосизм – самобытная общекитайская религия. Происхождение и становление даосизма. Шаманские культы. Взаимосвязь даосизма с архаическими культами. Деятельность первых даосских сект. Эсхатологизм, алогизм, социальный утопизм даосизма. Лао-цзы-легендарный основоположник Учения. Основное каноническое сочинение: «Даодэцзин». Чжуан-цзы. Категории Пути (Дао) и Благодати (Дэ), недеяния (у-вэй). Даосская магия и алхимия. Практика достижения бессмертия. Эзотерические аспекты учения. Три элемента даосской практики: регулирование тела, дыхания, сердца.

Даосизм в сектантских народных движениях. Его оппозиционность нормам традиционной культуры. Восстания «желтых повязок», движение тайпинов, восстание ихэтуаней.

2.3. Синтоизм). Возникновение и формирование синтоизма. Термин синто и его значение. Характер синтоистской мифологии. Отражение синтоистской мифологии в сводах «Кодзики» и «Нихон секи». Происхождение богов, мира, человека. Одухотворение природы и роль культа умерших предков. Иерархия богов и их классификация. Особенности синтоистского культа и ритуала. Синкретизация синтоизма. Влияние на него буддизма и конфуцианства. Ребусинто. Революция Мэйдзи и становление синтоизма в качестве государственной религии. Синтоизм в ХХ веке.

2.4. Буддизм. Появление и распространение буддизма. Учение Будды и основные положения буддизма. «Четыре благородные истины»; «Три драгоценности»; «восьмеричный путь». Сансара и нирвана. Сущность просветления. Течения в буддизме: хинаяна, махаяна, тантраяна, ламаизм и их основные отличия. Эволюция буддизма.

^ 2.5. Буддизм в странах ВА. Проникновение буддизма в Китай, Корею, Японию. Синтез махаяны и традиционных местных учений. Чань-буддизм- один из китайских вариантов буддизма, его духовная практика. Особенности японского буддизма. Школы Тэндай и Сингон. Развитие теории «ребусинто» в рамках школы Сингон. Формирование системы буддийских монастырей и их иерархия. Дзэн-буддизм и его влияние на японскую культуру. Необуддизм.

^ 3. Литература стран ВА

3.1.Художественнные особенности и жанровое своеобразие литературы АТР (1 час). Феномен литературы как культурной деятельности человека. Способы и типы описания мира. Специфика художественного слова. Поэзия как первичная форма художественного языка.

^ 3.2. Древняя литература ВА. Обрядовые, народные песни. Ритуальные гимны, лирика. Отражение быта, нравов, обычаев, исторических событий. Древнейшие памятники – «Ши цзин» и «Манъесю» - общее и особенное. Зарождение морального и эстетического сознания в «Чуских строфах». Поэтическая антология «Кокинвакасю» и ее место в японской поэтической традиции. Поэтические жанры китайской (фу, юэфу, люи ши, цзюэ ши) и японской (нагаута, танка) литературы. Проза в древней литературе АТР. Отсутствие литературной обработки древних мифов в виде эпоса. Исторические хроники, афоризмы, морально-политические сочинения – основное содержание древнекитайской прозы. Ранние прозаические памятники Японии.

^ 3.3. Средневековая литература ВА. Основные черты средневековой литературы АТР. Определяющая роль китайского культурного влияния и китайских литературных моделей. Аналогичность восприятия культуры и словесности. Категория ци как сочетание космологических моральных критериев творчества и личных талантов автора. Идея соответствия между субъективным авторским переживанием и внешним миром.

Средневековая поэзия АТР, ее особенности и основные темы. Значение пейзажной лирики. Смысл как сопряжение различных значений, игра смысла. Китайская поэзия эпохи Тан – золотой век китайской лирики. Творчество Ван Вэя, Ли Бо, Ду Фу. Буддизм, конфуцианство и даосизм в темах и типах поэтических гениев. Влияние танской поэзии на поэзию Кореи, Японии, Вьетнама. Развитие поэзии в эпоху Сун. Жанр ци. Жанры и формы японской поэзии: танка, хокку, хайку, рэнга. Дзэнские мотивы в классической японской поэзии. Творчество Мацуо Басе.

Китайская средневековая проза. Появление повествовательной прозы в раннее средневековье. Жанр чуаньци (рассказы о чудесах), бяньвэнь (изложение буддийских и мифологических сюжетов), хуабэнь (авантюрные, фантастические новеллы). Складывание эпического жанра. Романы «Речные заводи» Ши Най-аня, «Троецарствие» Ло Гуаньчжуна, «Путешествие на Запад» У Чэньэня. Бытовой роман. «Цзинь, Пин, Мэй» - энциклопедия городской жизни Китая в позднее средневековье. «Сон в красном тереме» - классика жанра. Сатирический роман («Неофициальная история конфуцианства» У Цзиньцзи). Популярность и маргинальность романа как жанра. Предосудительность романа в классической конфуцианской традиции. Средневековая китайская драматургия.

Японская средневековая проза. Основные жанры: моногатари, дзуйхицу, никки, гунки. Литература гэсаку. Японский театр. Эстетические категории японской словесности: макото, моно-но-аварэ, югэн, саби.

^ 3.4. Литература ВА в конце XIX – ХХ вв. Модернизация дальневосточных обществ и проблема европейского культурного влияния. Переоценка ценностей традиционной культуры. Знакомство и усвоение европейских культурных образцов.

^ 3.5. Литература отдельных стран ВА в конце XIX – ХХ вв. Специфика литературного развития Китая. Приближение литературного языка к разговорному. «Движение 4-ого мая». Творчество Лу Синя. Расцвет прозы в 30-годы. Творчество Мао Дуня, Ба цзиня, Лао Шэ. Установление коммунистического режима и «культурная революция». «Литература пострадавших» Развитие китайской литературы на рубеже ХХ-ХХI вв. Гао Синьцзян – первый китайский нобелевский лауреат.

Японская проза ХХ века в мировом литературном процессе. Переосмысление и синтез западных и почвеннических ориентиров. Творчество Акутагавы Рюноскэ. Послевоенная японская литература. Творчество Дзунъитиро Танидзаки, Ясунари Кавабаты, Кобо Абэ, Кэндзабуро Оэ.

^ 4. Эстетические представления стран ВА

4.1. Особенности изобразительного искусства. Символизм восточной живописи. Взаимодействие символического и реалистического направлений. Ассиметрия, децентрированность, подвижность равновесия полярных сил. Эстетика пустого пространства и его изначальность. Центральное место пейзажа в восточной живописи. «Горы и воды». Принципы китайской живописи (Се Хэ). Появление монохромного пейзажа в эпоху Тан (Ван Вэй). Особенности жанра «цветы и птицы»; портретная живопись. Сунский «реализм». Цинский пейзаж.

Японская традиционная живопись. Монохромный пейзаж суйбоку. Эмоциональность, экспрессия, контрастность планов. Направление бундзин. Национальные японские жанры: ямато-э, суми-э, эмакимоно. Техника ксилографии. Творчество Хитомаро, Хокусая.

Архитектура Отражение архетипов дальневосточной культуры в архитектуре региона. Неразрывность единства человека и природного мира, личности и общества. Использование учения Фэн Шуй при проектировании и строительстве. Основные конструктивные типы – каркасно-столбовые конструкции. Особенности китайской архитектуры. Основная архитектурная единица – двор, усадьба. Оформление внутреннего пространства. Гибкость, подвижность архитектурной композиции. Специфика японской архитектуры и ее отличие от китайской. Характерные архитектурные детали: ситомидо, судара, бебу, сите. Подвижность и гибкость внутреннего интерьера, его минимализм.

^ 5. Научные представления и технические достижения в традиционной культуре ВА. Концепция двуединства инь и ян – основной методологический принцип науки в АТР. Чередование и проявление пяти стихий. Космология и восемь триграмм. Математика. Астрономия и календарь. Соединение ритмов солнца и луны в китайском календаре. Медицина. Технические достижения. Механические устройства – ткацкие станки, водяная мельница, обработка металла. Достижения китайской технической мысли: керамика, фарфор, бумага, книгопечатание, сейсмограф, компас, порох. Специфика японской науки. Проблема континентального влияния и национального самосознания. Европейское влияние. Пространственные и географические представления японцев и китайцев.

^ 6. Восток в культуре Запада Знакомство европейцев со странами Дальнего Востока. Источники и сообщения. Образ Китая в трудах просветителей как воплощение рационального, просвещенного государственного и общественного устройства. Понимание культурной инаковости в романтизме. Кризис основ классической европейской культуры и интерес к Востоку. Мотивы и метафизические решения восточной философии в европейской философской, научной, художественной мысли. М.Хайдеггер, А.Эйнштейн, Н.Бор, Г.Гессе, Дж.Сэлинджер в диалоге с культурой Востока. «Бунт 60-х» и обращение к религии и философии Востока. Распространение элементов бытовой и художественной культуры стран АТР. Восточная культура и парадигма постмодерна.


^ 4.2.Структура дисциплины по разделам и формам организации

обучения

Названия раздела

Аудит. занятия

срс

Контр.раб/

Кол.

итого

лк

сем




1. Архетипы и ценностно-смысловое единство культуры стран ВА

4


4


4



Тест

12

2.Религии отдельных стран ВА

10

10

10

Контр раб

30

3.Литература стран ВА

10

10

10

Рецензия (эссе)

30

4.Эстетические представления стран ВА

6

6

4

презентация

16

5 Научные и технические достижения в странах ВА

2

2

4

Контр.раб

8

6.Восток в культуре Запада

4

4

4

идз

12

Итого за семестр по всем разделам

36

36

36




108




  1. ^ Образовательные технологии


Методы и формы организации обучения (ФОО)

ФОО


Методы

Лекц.

Пр. зан./

Сем.,

Тр., Мк

СРС

Курсовая

работа

IT-методы



использование компьютерных

презентаций при чтении лекций; использование Интернет-ресурсов при подготовке лекционного материала


проведение компьютерного тестирования Проведение компьютерных презентаций студенческих докладов, проектов и т.п.







Использование Интернет-ресурсов в самостоятельной работе.

Использование расположенных на персональном сайте преподавателя учебных ресурсов, обучающих материалов.



формирование информационных материалов по теме

к/р,

презентации к/р



Работа в команде





Метод «мозгового штурма»; презентация совместных проектов;




Подготовка учебных материалов для проектов и презентаций.





Case-study



Рассмотрение на лекциях отдельных ситуаций и прецедентов по проблемам истории культуры, религии, литературы, возникших в результате прошедших событий


Решение ситуативных задач,


Подготовка методического обеспечения кейса, организация малых групп и проведение дискуссии

Подготовка информационных материалов для кейса по изучаемой проблеме



Анализ конкретно-исторических ситуаций и прецедентов по теме к/р

Игровые

технологии


Учебно-игровые моменты на лекциях


Проведение семинаров в формате ролевой игры с элементами исторической реконструкции



Отработка ролевых заданий в процессе подготовки к семинарам


Сбор и отработка учебного материала для проведения игры





Методы проблемного обучения.



проблемная организация учебного материала; постановка теоретических и практических задач, включенных в лекционный материал



проведение семинара в формате дискуссии, постановка и решение проблемных задач.



Использование проблемного подхода при анализе

источников

Поиск информационно-аналитических материалов по изучаемым проблемам


проблемное изложение к/р;

подготовка аналитических материалов.

Обучение

на основе опыта


Установление взаимосвязи между традиционной и современной культурой стран ВА; изучение культурно-исторических связей и контактов между странами ВА и РФ, установление взаимосвязи между современной культурой Востока и Запада



Анализ современной культуры в контексте исторической традиции.



работа с базой данных по изучаемому региону



подготовка сообщений, докладов, по проблемам культурного, религиозного, эстетического характера, на основе изучения теоретического материала и собственного опыта стажировки студента в изучаемой стране. Написание рецензии на одно из прочитанных произведений художественной литературы


актуализация изученного материала при написании к/р

Проектный метод





Выполнение индивидуальных и групповых проектов




Методическое обеспечение проектной работы


Сбор, анализ, обработка теоретического и практического материала по теме проекта; проведение необходимых исследований




Поисковый метод


подготовка информационных материалов, определение направлений и цели поисковой работы


выступление с результатами поисковой самостоятельной работы на семинаре; перенесение приобретенного знания в новую конкретную нестандартную ситуацию (эвристический прием)





Сбор информационного материала по проблематике курса.





Исследовательский метод



Ознакомление студентов с формами, задачами и методами исследовательской работы



выступление с докладами, сообщениями по итогам проведённого исследования


включение студентов в научные исследования по тематике кафедры.

Выступление на научных конф.

выполнение индивидуальных творческих заданий по исторической тематике.

Выполнение сообщений, докладов, рецензий



выполнение к/р



^ 6. Организация и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов


6.1.Текущая самостоятельная работа:

  • Работа с лекционным материалом, поиск и обзор литературы и электронных источников

  • Выполнение домашних заданий

  • Подготовка к тестированию и к контрольным работам

  • Подготовка к семинарским занятиям

  • Опережающая самостоятельная работа

  • Изучение тем, вынесенных на самостоятельную проработку

  • Поиск информации по индивидуально заданной проблеме курса

  • Подготовка к экзамену


^ 6.2.Творческая проблемно-ориентированная самостоятельная работа:

  • Выполнение курсовой работы

  • Поиск, анализ, структурирование, презентация информации

  • Исследовательская работа, участие в конференциях, семинарах, олимпиадах

  • Подготовка и выполнение творческих заданий


^ 6.3. Содержание самостоятельной работы:

1.Самостоятельная работа включает в себя подготовку к семинарским занятиям, включающим элементы ролевых игр, подготовку докладов, сообщений и презентаций, участие в дискуссиях и круглых столах и другие формы деятельности;

2. Выполнение творческого задания (рецензия, эссе) по прочитанному литературному произведению – по выбору студента

3. Изучение тем, выносимых на самостоятельную проработку:

Предлагаемые темы:

  • нетрадиционные современные религии и культы стран ВА (опрережающее изучение)

  • Архитектура отдельных стран ВА

  • Научные представления и технические достижения стран ВА


4. Выполнение курсовой работы по следующим темам:



  1. «Книга перемен и ее место в китайской культуре»

  2. Фэн шуй: китайская традиция и западная мода

  3. Психофизическое совершенство в даосских практиках

  4. «Радость тихая дышать и жить»: восприятие мира в даосизме

  5. Конфуцианство как духовная основа китайской цивилизации

  6. Человек и власть в Китае: формирование управленческой элиты

  7. Буддизм и китайская/японская художественная традиция

  8. Эволюция буддизма в Китае/Японии

  9. Опыт духовного пробуждения в чань/дзэн –буддизме

  10. Китайская усадьба как модель жизненного пространства

  11. «Мужи ветра и потока»: место поэта в китайской духовной традиции

  12. Энциклопедия городской жизни (по роману «Цзинь, Пин, Мэй» или по произведениям Ихара Сайкаку)

  13. Человек и история в китайском классическом романе

  14. Принципы пейзажной и портретной живописи в Китае/Японии

  15. Жанр дзуйхицу в японской литературе

  16. Хэйанская Япония глазами Мурасаки Сикибу и ее современниц

  17. Эволюция японского театра

  18. Японские героические сказания и европейский рыцарский роман: опыт сравнительной характеристики

  19. Самурай и рыцарь

  20. Дзэн-буддизм и принципы жизни самурайского сословия

  21. Этика и политика в произведениях Гуй-гу цзы и Н Макиавелли

  22. Встреча культур: Восток глазами европейских путешественников

  23. Рут Бенедикт о Японии: опыт критического анализа

  24. «Искусство внутренних покоев»: особенности китайского эроса

  25. Культурный и религиозный фактор в формировании регионов традиционного китая

  26. Кинематограф современного Китая/Кореи/Японии

  27. Религиозная ситуация в современной Корее

  28. Семейные обряды и обычаи корейцев

  29. Особенности корейской мифологии



^ 6.4. Текущий и итоговый контроль результатов изучения дисциплины


Текущий контроль результатов изучения дисциплины производится посредством проверки знаний студентов путем устных опросов на семинарских занятиях, проведения текущих и контрольных тестов.

Итоговый контроль осуществляется в форме экзамена, который проводится в устной форме на основе ответов на экзаменационные вопросы. При определении итоговой оценки учитывается также работа студента на лекциях и практических занятиях в течение семестра.

^ Рейтинг-лист выполнения курсового проекта

Раздел

Балл

Выбор темы Подбор литературы, представление списка преподавателю

20

План теоретической части работы

30

Черновой вариант теоретической части курсовой работы

60

Защита курсовой работы

40




    1. ^ Учебно-методическое обеспечение дисциплины




  1. Воробьёв М.В. Корея до второй трети VII в.: этнос, общество культура и окружающий мир / М.В. Воробьёв – Спб.: Петербургское востоковедение, 1997.

  2. Все о Китае. Культура, религия, традиции. – М.: Профит-Стайл, 2008. – 608с.

  3. Горегляд В.Н. Классическая культура Японии. – СПб: Петербургское

востоковедение, 2006. – 352с.

  1. Духовная культура Китая. Энциклопедия. В 5 томах. Т2. Мифология. Религия. – М.: Восточная литература, 2006. – 872с.

  2. Духовная культура Китая. Энциклопедия. В 5 томах. Т.3. Литература, язык и письменность. – М.: Институт Дальнего Востока РАН, 2008. – 856с.

  3. Культура стран Азиатско-Тихоокеанского региона. – Хрестоматия-практикум/Сост.А.Ю.Соломеин – Томск: Изд-во ТПУ, 2003.-65с.

  4. Малявин В.В. Китайская цивилизация. – М.: Изд-во Астрель, 2006. –

640с.


Электронные ресурсы:


  1. //http://www.chinastar.ru/rus/

  2. www.gumer.info/bogoslov_Buks/Relig/Vasil/index.php

  3. http://traditio.ru/wiki

  4. www.anthropology.ru/ru/texts/torchin/kolesn_19.html

  5. http://dalma.ru/librari/literat/buddist_schools.ru

  6. http://www.japantoday.ru/znakjap/kultura/pdf/33_1.pdf

  7. http://www.china.kulichki.net/art/|

  8. http://www.infokorea.ru



7. средства (фос) текущей и итоговой оценки качества освоения дисциплины


^ 7.1. вопросы текущего контроля


  1. Определите, какие из приведенных ниже характеристик можно отнести к архетипам западной культуры, а какие – к архетипам восточной культуры:


А) Бинарная оппозиция субъекта и объекта

Б) Ярко выраженное личностное начало

В) Недуальное восприятие мира

Г) Транцендентный характер Абсолюта

Д) Вербально-логический способ познания мира

Е) Имманентный характер Абсолюта

Ж) Интуитивно-созерцательный способ познания мира

З) Личность не проявлена


2. Укажите, какая из функций религии связана с установлением гармонии между миром и человеком:

А) Компенсаторная

Б) Интегрирующая

В) Мировоззренческая

Г) Культуртрегерская


  1. Разделите персонажей китайской мифологии по их принадлежности к небесному и подземному миру.

А) Яньло-ван Д) Дунъюэ дади

Б) Юй-хуан Е) Цзао-ван

В) Дицзан-ван Ж) Фэнду дади

Г) Гуан-ди З) Цзывэй дади


4. Установите соответствие между различного рода ками и их обозначением:


Ками народные

Дайкоку, Эбису

Ками иностранного происхождения

Тэндзин, Инари

Ками исторические

Аматэрасу, Сусаноо, Оокунинуси

Ками мифологические

Безымянные духи полей, гор; предки


5. Определите, кому из мыслителей принадлежит доктрина праджня-парамиты, отрицающая дуализм нирваны и сансары:

А) Васубантху В) Асанге

Б) Нагарджуне Г)Шанкаре


6. Укажите, какие из утверждений относятся к буддизму хинаяны, а какие – к буддизму махаяны?

А) Идеал святого человека – архат

Б) Идеал святого человека – бодхисатва

В) Будда, несомненно, является божеством

Г) Будда - совершенный человек

Д) Нирвана достигается только после смерти

Е) Нирваны можно достичь уже при жизни

Ж) Каждый в потенции - Будда

З) Спасения может достичь не каждый, а только член монашеской общины


7. Установите соответствие:


Вэнь

Исправление имен

Ли

Культура, утонченность

Кэ дзи

Ритуал

Чжэн мин

Превозмогание себя



8. Определите, какие принципы относятся к чань-буддизму, а какие – к даосизму?

А) Истина передается вне учения

Б) Стремление к достижению бессмертия

В) Спонтанность, внезапность озарения

Г) Принцип недеяния

Д) Не создавать письменных наставлений

Е) Возможность преобразования тела и души на основе психофизических

практик


9. Укажите хронологическую последовательность создания литературных памятников:

А) Манъесю

Б) Шицзин

В) Кокинвакасю

Г) Чуские строфы


10. Установите соответствие между поэтическими формами и их обозначением:


Фу

«упорядоченные стихи»

Юэ фу

прозопоэтические произведения

Люи ши

«оборванные стихи»

Цзюэ ши

народные песни


11. Укажите, как называется лирическое стихотворение в японской поэзии, состоящее из 17 слогов (5-7-5):

А) танка В) хокку

Б) хайкай Г) нагаута


12. Установите соответствие между прозаическими жанрами китайской литературы и их обозначением:


чуаньци

изложение буддийских сюжетов

бяньвэнь

рассказы о чудесах

хуабэнь

«древняя словесность»

гувэнь

авантюрные, фантастические новеллы


13. Установите соответствие между прозаическими жанрами японской литературы и их обозначением:


моногатари

дневники

дзуйхицу

историко-героические повести

никки

романы

гунки

эссе


14. Установите соответствие между направлениями в изобразительном искусстве Японии в Новое время (гравюра) и их названиями


Якуся-э

Изображение воинов

бидзинга

пейзаж

Фукэй-э

Изображение красавиц

Муся-э

Изображение актеров



15. Укажите, какая из молодежных субкультур второй половины ХХ века испытывала влияние восточной религии и философии?

А) Растаманы В) Хиппи

Б) Яппи Г) Панки


^ Вопросы рубежного контроля


  1. Ответьте на поставленные вопросы, используя приведенный ниже фрагмент текста.

«Не я ищу юношей, юноши ищут меня. По первому гаданию – возвещу, повторное и третье – смутит... Благоприятна стойкость»


Как называется данный литературный памятник?

К какому жанру он относится?

Каково его место в национальной культуре?


  1. Вставьте пропущенное название одной важнейших конфуцианских добродетелей в процитированный фрагмент текста.

«Почитание без знания ___________ переходит в назойливость. Осторожность без ____________ переходит в трусость. Смелость без __________ переходит в бунтарство. Прямота без ____________ переходит в грубость. »


  1. Вставьте пропущенное обозначение одной из категорий даосизма в приведенный ниже фрагмент текста.

«Самое мягкое в мире одолевает самое твердое. То, у чего нет бытия, проникает и туда, где нет щелей. Поэтому я понял пользу __________. Ничто в мире не сравнится с учением без слов и с пользой от ____________ »


4. Установите, к какой религиозно-философской традиции относится данный отрывок:

«Один монах спросил наставника Фэнъаня: «Ни словом, ни молчанием не выразить смысла бытия. Как же поведать истину»? Наставник ответил: «Мне все видится весна на южном берегу Янцзы. Стайки птиц щебечут среди ароматных цветов»

А) даосизм

Б) классический буддизм

В) чань-буддизм

Г)конфуцианство


5.Определите, к какому разделу «Шицзин» относится данное стихотворение?

«Пышноветвистая дикая груша растет;

Ты не руби, не ломай ее пышных ветвей

^ Шао правитель под ней отдыхал на траве

Пышноветвистая дикая груша растет;

Листьев не рви, не ломай ее веток рукой –

Шао правитель под нею изведал покой…»

А) «великие оды» В) «нравы царств»

Б) «малые оды» Г) «гимны»


6. Ответьте на поставленные вопросы, используя приведенный ниже фрагмент текста.

«…больше всего я повествую в моей книге о том любопытном и удивительном, чем богат наш мир, и о людях, которых считаю замечательными

Говорю я здесь и о стихах, веду рассказ о деревьях и травах, птицах и насекомых, свободно, как хочу…Я пишу для собственного удовольствия все, что безотчетно приходит мне в голову…»


Как называется данное литературное произведение?

Кто его автор?

К какому литературному жанру оно относится?


7. Установите, о герое какого литературного произведения речь идет в данном фрагменте? Укажите имя этого героя.

«Блистательный ____________! Несомненно, имя значительное, но бывает, что и у обладателя оного оказывается немало слабостей, кои, вызывая пересуды, могут умалить его блеск… Правда, ___________ старался скрываться от людских языков, опасаясь, что слух о его шалостях дойдет до будущих веков, закрепив за ним славу неисправимого повесы»


А) «Исэ-моногатари» В) «Гэндзи-моногатари»

Б) «Хэйкэ-моногатари» Г) «Об одиноком сладострастнике».


8.Укажите, героями какого произведения являются данные персонажи - Симэнь Цинь, Юэнян, старуха Ван:


А) «Сон в красном тереме» В) «Подстилка из плоти»

Б) «Цветы в зеркале» Г) «Цветы сливы в золотой вазе»


9. Прочитайте стихотворение и вставьте пропущенные имена и названия в комментарий к нему.

^ На голой ветке

Ворон сидит одиноко.

Осенний вечер


Это – одно из самых знаменитых стихотворений в ____________литературе.

Оно написано в форме ____________. Его автор - ____________, живший в эпоху ___________. В его творчестве находит воплощение эстетическая категория ____________.


10. Укажите, какой китайский писатель стал лауреатом нобелевской премии по литературе в 2000году:

А) Ван Мэн В) Гао Синдзян

Б) Ба Цзинь Г) Ван Аньи.


11. Определите, реализацию какого принципа в традиционной китайской живописи описывает следующая сентенция?

^ Сердце внемлет, кисть совершает,

Без усилий мысли появляются образы.


А) Шэн-дун – движение жизни В) Ци - дух

Б) Гу-фа – костяк образа Г) Ши – структура


12. Установите, кому принадлежит данное рассуждение о значении китайской культуры для европейцев?

«Мысль древнего Китая…оказывается для нас, европейцев, отнюдь не экзотической диковинкой, но советом и подспорьем, помогает нам понять что-то важное. Не потому, что нам надо отказаться от своей западной культуры и стать китайцами! Но в древнем Китае мы видим приметы того образа мышления, которым сами слишком пренебрегали, мы видим там внимание и интерес к силам, о которых сами, занятые другим, слишком давно перестали заботиться».


А) Дж Сэлинджер В) Д. Керуак

Б) Г.Гессе Г) Р.Бах


^ 7.3 Вопросы к итоговой аттестации:


1.Архетипы восточной культуры

2.Понимание человека в восточной культуре

3.Восточные религии как социокультурный комплекс

4.Религиозная картина и карта АТР

5.Ранние верования и культы в Китае

6.Религиозно-философские и социальные истоки конфуцианства

7.Личность Конфуция и его учение

8.Эволюция конфуцианства и его значение для китайской цивилизации

9.Генезис и развитие даосского учения

10.Вероучение и культ даосов. Даосизм в народных движениях

11.Синтоизм как национальная религия Японии. Свод Кодзики и Нихонги.

12.Синтоистский пантеон, культ и ритуал.

13.Буддизм в АТР. Его эволюция и основные течения.

14.Буддизм в Китае. Духовная практика чань-буддизма.

15.Буддизм в Японии. Школы Тэндай и Сингон. Дзэн-буддизм.

16. Новые нетрадиционные религии АТР.

17.Особенности традиционной восточной литературы.

18.Литература древнего Китая.

19. Литература древней Японии

20.Поэзия средневекового Китая

21.Поэзия средневековой Японии

22.Характерные особенности китайской прозы в XIV-XIXвв.

23.Японская средневековая проза и ее жанровое своеобразие

24.Развитие японской литературы в конце XIX-ХХвв.

25. Китайская литература в ХХ веке.

26.Особенности изобразительного искусства АТР.

27.Образ природы в традиционной живописи.

28.Характерные черты китайской архитектуры.

29. Особенности японской архитектуры.

30. Восток в культуре Запада.

31. Восточные мотивы в европейской философии.

32.Религиозно-философские и эстетические представления Востока в западной литературе.


8. Рейтинг-план освоения модуля (дисциплины) в течение семестра

Недели

Текущий контроль




Теоретический материал

Практическая деятельность

Итого

Разделы

Вопросы

Баллы

Задачи

Задания

Проблемы

Баллы

Баллы

1

























2



















































Сумма баллов в семестре





















^ 9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины


Основная и дополнительная литература:

Основная:


  1. Все о Китае. Культура, религия, традиции. – М.: Профит-Стайл, 2008. – 608с.

  2. Горегляд В.Н. Классическая культура Японии. – СПб: Петербургское

востоковедение, 2006. – 352с.

  1. Данн Ч. Традиционная Япония. Быт, религия, культура. – М.: Центрполиграф, 2006, 232с.

  2. Духовная культура Китая. Энциклопедия. В 5 томах. Т2. Мифология. Религия. – М.: Восточная литература, 2006. – 872с.

  3. Духовная культура Китая. Энциклопедия. В 5 томах. Т.3. Литература, язык и письменность. – М.: Институт Дальнего Востока РАН, 2008. – 856с.

  4. Культура Китая. От А до Я. М.: АСТ, Восток-Запад, 2008. – 352с.

  5. Малявин В.В. Китайская цивилизация. – М.: Изд-во Астрель, 2006. –

640с.


Дополнительная

К разделу «Особенности культуры АТР».

1.Восточная философия/сост. М.В.Адамчин. – Минск: Харвест, 2006. – 320с.

2.Григорьева Т.П. Красотой Японии рожденный. Т1. Путь японской

культуры. – М.: Альфа-М, 2005. – 360с.

3.Елисеефф В., Елисеефф Д. Японская цивилизация. – М.: АСТ, 2008. – 508с.

4. История Китая. Духовная культура Китая. Антология. – М.: Евролинц, 2003. – 216с.

5. Очерки культуры Кореи. – СПб.:Петербургское востоковедение, 2002. – 192с.

6.Хайжуй Ли, Линъюй Фэн, Вэйминь Ши. Китай. Знакомство с древней культурой. – М.: Вече,2007. – 208с.

7. Япония. Как ее понять. Очерки современной японской культуры – М.: АСТ,Астрель. – 2006. – 320с.

8Малявин В.В. Сумерки Дао. – М.: Астрель, АСТ. – 2003. – 448с.

9. Человек и Природа в духовной культуре Востока. Антология. – М.: Институт Востоковедения РАН, 2004. – 576с.


К разделу «Религиозно-философские представления АТР. Религиозная картина и карта АТР».

1.Ермишин О.Т. Философия религии. Концепции религии в зарубежной и русской философии: учебное пособие - М.: Изд-во ПСТГУ, 2008. – 223с.

2. История Китая. Духовная культура Китая. Антология. – М.: Евролинц, 2003. – 216с.

3. Леве М. Китай династии Хань. Быт, религия, культура. – М.: Центрполиграф, 2005. – 224с.

4. Леонидов Ф. Введение в вероучение народов мира: справочное пособие. – М.: Флинта,2007. - 128с.

5.Религиоведение: учебное пособие/под.ред. М.Я. Ленсу и др. – Минск: Новое знание, 2008. – 421с.

6.Религиозный мир Китая.2005. выпуск 9. Антология. – М.: Издательский центр РГГУ, 2006. – 328с.


К разделу «Ранние верования и культы Китая. Конфуцианство».

  1. Духовная культура Китая. Энциклопедия. В 5 томах. Т.4.Историческая мысль. Политическая и правовая культура. – М.: Восточная литература, 2009. – 964с.

2. Гране М. Китайская мысль от Конфуция до Лаоцзы. – М.: Алгоритм, 2008. – 528с.

3.Китайская мифология: энциклопедия/cост. К.Королев. – М.: Эксмо, СПб: Митгард. – 2007. – 416с.

4.Конфуций. Суждения и беседы. – М.: Путь мастера. – 2006, 304с.

5.Мартынов А.С. Конфуцианство. Классический период. – М.: Азбука-классика, Петербургское востоковедение, 2006. -384с.

6.Мартынов А.С. Конфуцианство. Этапы развития. Конфуций. Лунь-юй. - М.: Азбука-классика, Петербургское востоковедение, 2006. -352с.

7.Переломов Л.С. Конфуций и конфуцианство с древности по настоящее время (V в. до н.э. - XXIв.) – М.: Стилсервис, ин-т Дальнего Востока РАН. – 2009. - 704с.

8. Шуцкий Ю.К. Китайская классическая книга перемен. – М.: Наука, 1991. – 389с.

9. Энциклопедия древних мифов и культур /сост. Л. и Р. Адкинс и др./ - М.: Белый город, 2007. – 831с.

К разделу «Даосизм»

1.Богачихин М.М. Внутренние практики в буддизме и даосизме. – М.: Ганга, 2010. – 148с.

2.Дао Дэ Цзин. – М.: Ин-т Дальнего Востока РАН, исследовательское о-во «Тайцзи», 2008. – 454с.

3. Лао Цзы. Жизнь и деятельность провозвестника в Китае. – М.: Фонд послания Грааля, 2008. – 320с.

4.Мистерия Дао/ пер. Маслова А.А. – М.: Сфера, 1996. – 512с.

5. Чжу И. Путь Дао. – М.: АСТ, ОСТ, 2008. – 224с.

К разделу «Синтоизм»

1.Главева Д.Г. Традиционная японская культура.– М.: Восточная литература, 2003. – 264с.

2.Григорьева Т.Г. Япония. Путь сердца. – М.: Новый Акрополь, 2008. – 362с.

3.Китагава Дж. М. Религия в истории Японии. – М.: Наука, 2005. – 592с.

4. Маслов А.А. Бусидо: кодекс чести самурая. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 288с.

5. Мещеряков А.Н. Древняя Япония: культура и текст. – М.: Гиперион, 2006. -320с.

6. Накорчевский А.А. Синто. – СПб: Петербургское востоковедение, 2000. – 464с.

7. Синтоизм от А до Я. – М.: АСТ, Восток-Запад, 2007. – 320с.

8. Синто – путь японских богов. Том 1. Очерки по истории синто. – М.: Гиперион, 2002. – 704с.


К разделу «Буддизм»

1.Будда и его учение. – М.: Рипол Классик, 2005. - 288с.

2.Книга Будды. Антология. – М.: Амфора, 2009. – 384с.

3.Неаполитанский С.М.. Матвеев С.А. Энциклопедия буддизма. – Ин-т метафизики, 2007. – 928с.

4.Накорчевский А.А. Японский буддизм. – СПб: Петербургское востоковедение, 2004. – 384с.

5.Сутра о бесчисленных значениях. Сутра о цветке лотоса чудесной дхармы. – М.: Ладомир, 2007. - 560с.

6. Философия китайского буддизма. Антология (пер. с китайского Е.А. Торчинова) – СПб: Азбука-классика, 2007. – 256с.

7. Штейнер Е. «Дзэн-жизнь». Иккю и окрестности. СПб: Петербургское востоковедение, 2006. – 325с.

К разделу «Древняя и средневековая литература»:

1.Бежин Л.Е. Под знаком ветра и потока. – М.: Наука, 1982. – 235с.

2.Боронина И.А. Классический японский роман. – М.: Наука, 1981. – 407с.

3.Воскресенский Д.А. Литература Китая в XVIIв. – М.: Наука, 2009. – 336с.

4. Горегляд В.Н. Японская литература VIII- XVIвв – СПб: Петербургское востоковедение, 1997. – 480с.

5. Горегляд В.Н. Классическая культура Японии. – СПб: Петербургское

востоковедение, 2006. – 352с.

6. Ким Чегук. Корейские новеллы. – СПб: Петербургское востоковедение. – 2004, 600с.

7.Кравцова М.Е. Поэзия древнего Китая. – СПб: Петербургское востоковедение, 1994. – 518с.

8. Кравцова М.Е. Хрестоматия по литературе Китая. – М.: Азбука-классика, 2004. – 768с.

8.Мелетинский Е.М. От мифа к литературе. – М.: РГГУ, 2000. – 170с.

9. Серебряков Е.А., Родионов А.А.. Родионова О.Г. Справочник по истории литературы Китая (XII в. до н.э.- нач.XXI в.) – М.: Восток-Запад, 2005. – 336с.

10. Тысяча журавлей. Антология японской классической литературы VIII XIXвв. – М.: Азбука-классика, 2005. - 992с.

К разделу «Литература АТР в новое и новейшее время»:

1.Грешелева Л.Д., Чегодарь Н.И. Японская культура нового времени. Эпоха Мэйдзи. – М.: Восточная литература, 1998. – 489с.

2. Григорьева Т.П. Красотой Японии рожденный. Т2. Японская литература в ХХ веке: традиции и современность. – М.: Альфа-М, 2006. – 416с.


3.Китайские метаморфозы: современная китайская проза и эссеистика. – М.: Восточная литература, 2007. – 525с.

4.Чегодарь Н.И. Человек и общество в послевоенной литературе Японии. – М: Наука, 1981. – 345с.

К разделу «Изобразительное искусство и архитектура»:

1.Кравцова М.Е. История культуры Китая. – СПб: Петербургское востоковедение, 2006. – 580с.

2. Культура классической Японии. – Словарь-справочник. Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 352с.

3. Мировая культура. Мастера японской гравюры/сост. И.Г. Мосин/- СПб: ООО «Кристалл», 2007. – 208с.

4. Сокольникова Н.М., Крейн В.Н. История стилей в искусстве. – М.: Гардарики, 2009. – 396с.

5.Фицджеральд Ч.П. Китай. Краткая история культуры. – СПб: Петербургское востоковедение, 1998. – 430с.

К разделу «Научные представления в традиционной культуре АТР»:

1. Духовная культура Китая. Энциклопедия. В 5 томах. Том 5. Наука, техническая и военная мысль, здравоохранение и образование. – М.: Институт Дальнего востока РАН, Восточная литература, 2006. – 1120с.

2.Голыгина К.И. «Великий предел». Китайская модель мира в литературе и культуре. – М.: Наука, 1995. – 280с.

3.Календарь в культуре народов мира. – М.: Азбука-классика, 1993. – 446с.

4. Китайская философия и современная наука. Антология. М.: Самообразование, 2008. – 96с.

5.Малявин В.В. Империя ученых. – М.: Европа, 2007. – 384с,

6. Фицджеральд Ч.П. История Китая. – М.: Центрполиграф, 2005. – 460с.

К разделу «Восток в культуре Запада»:

1.Завадская Е.В. Культура Востока в современном западном мире. – М.: Наука, 1977. – 168с

2. Григорьева Т.П. Дао и логос. – М.: Наука, 1992. – 424с.

3.Малявин В.Восток, Запад и Россия – М., Эксперт, 2005. – 320с.

4. Портрет современного японского общества. – М.:АИРО-XXI – 2006 – 288с.

5. Россия - Япония. На путях взаимодействия культур. – М.: ЛКИ, 2009 -192с.

6. Хайдеггер М. Из диалога о языке //Хайдеггер М. Время и бытие. – М.: Республика, 1993. – 427с.

7. Харрисон Л. Кто процветает? Как культурные ценности способствуют успеху в экономике и политике. – М.: Новое издательство, 2008. – 300с.

10. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

Компьютер, ноутбук, интерактивная доска.


Программа составлена на основе Стандарта ООП ТПУ в соответствии с требованиями ФГОС по направлению и профилю подготовки специалистов всех специальностей ТПУ.


Программа одобрена на заседании

кафедры истории и регионоведения гуманитарного факультета ТПУ


Автор ст .преподаватель Гурьева И.Ю.


Преподаватель: Гурьева И.Ю.




Скачать 374,12 Kb.
оставить комментарий
Дата13.10.2011
Размер374,12 Kb.
ТипРабочая программа, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх