Экзамен сольфеджио (письменно и устно) и гармония (устно); Iэкзамен icon

Экзамен сольфеджио (письменно и устно) и гармония (устно); Iэкзамен



Смотрите также:
Учреждение высшего профессионального образования...
2)Контрольные вопросы на стр. 140-141. у 339(диктант, письменно) у. 342(устно)...
Литература учебник стр. 23-25, ответить на вопросы на стр. 24 (устно), на вопрос 4...
Примерный уровень требований вступительных испытаний творческой направленности: Сольфеджио...
Домашнее задание для учеников 5-6 классов 5-а...
Домашнее задание для обучающихся 5 классов предмет...
Письменно ответить на вопросы к теме: Древние египтяне называли свою страну «Кемет»...
Лекция №18. 09. 08...
История конспект 1 «Устное народное творчество» 2 верования и представление казахского народа...
Экзамен по литературе в 8 классе (устно)...
Физика: §15,вопросы письменно; §16, вопросы устно; Задачи: 1 Чему равна сила тяжести...
Языку и литературе...



скачать

Исполнительский факультет

073100 музыкально-инструментальное искусство

(фортепиано)


Структура и содержание вступительного испытания:

Творческое испытание состоят из 2-х экзаменов:

I экзамен - специализация (исполнение сольной программы, коллоквиум);

II экзамен - сольфеджио (письменно и устно) и гармония (устно);


I экзамен - специализация (исполнение сольной программы, коллоквиум);

  1. Полифоническое произведение (прелюдии и фуги И. С. Баха, Д. Шостаковича, Р. Щедрина и др. русских композиторов, произведения, основанные на развернутой имитационной полифонии др. композиторов VIII – XX вв., интерлюдии и фуги П. Хиндемита из цикла-сборника «Ludus tonalis»).

  2. Классическая соната (Гайдн, Моцарт, Бетховен) 1-я или все последующие части.

  3. Виртуозное произведение (развернутая пьеса или часть фортепианного концерта).

  4. Концертный виртуозный этюд (Р. Шумана, Ф. Шопена, Ф. Листа,
    К. Дебюсси, С. Рахманинова, А. Скрябина, С. Прокофьева).

коллоквиум

Коллоквиум выявляет общекультурный уровень абитуриентов, их эстетические взгляды, эрудицию в области музыкального и других видов искусств, знание основных этапов и закономерностей развития истории музыки, знание литературы по своей специальности, музыкальной терминологии, понимание содержания, формы и стилистических особенностей исполняемых произведений. Абитуриент должен продемонстрировать навыки чтения нот с листа и умение иллюстрировать на фортепиано свой ответ фрагментами из музыкальных произведений (иллюстрирование, наигрывание и исполнение фрагментов каких-либо музыкальных произведений является обязательной составной частью данного творческого испытания).


^ II экзамен - сольфеджио (письменно и устно) и гармония (устно);

Сольфеджио (письменно и устно)

Экзамен начинается с письменной работы. Необходимо за 8–9 проигрываний написать двухголосный диктант, включающий хроматизмы (проходящие, вспомогательные), отклонение в тональности диатонического родства. Объем – 8–12 тактов (примерная трудность – № 410 из сборника М. Резника «Музыкальные диктанты»).

Устный опрос проводится по билетам, в которые включены следующие задания:

1. Пение мажорных и минорных гамм (натуральных, гармонических, мелодических); пение в тональности диатонических простых интервалов, натуральных и гармонических тритонов, характерных интервалов с разрешением; пение трезвучий с обращениями; септаккордов II, V, VII ступеней с обращениями и разрешением; пение гармонических оборотов типа в тональностях мажора и минора; пение четырехголосной гармонической последовательности по данной цифровке, включающей отклонение и модуляцию в тональности диатонического родства.

II–V–I; II–VII–V–I; II–VII–I.


Мелодическое положение первого аккорда – по выбору абитуриента. Расположение аккордов тесное.

2. Чтение с листа одноголосного и двухголосного примеров (примерная трудность: одноголосие – № 75 Н. Ладухин, двухголосие – № 33 И. Способин).

3. Слуховой анализ всех указанных в первом задании элементов лада и гармонической последовательности, включающей отклонение и модуляцию в тональности первой степени родства.

Гармония (устно)

Опрос проводится по билетам, которые включают два задания:

1. Построение и игра модулирующего построения в форме периода с использованием данных конкретных оборотов*. Например: сыграть в форме периода модуляцию из ре мажора в ми минор через прерванный оборот, используя в одном предложении отклонение в тональность диатонического родства, а в другом оборот с ДД.

Образец выполнения:

I VI ДIV IIK VVI=VVI IV IIKVI


2. Выполнить потактный гармонический анализ произведения простой формы или фрагмента сложной формы. На основе потактного анализа сделать вывод об особенностях гармонического языка данного примера (примерная трудность: Бетховен Л. Соната № 7, ч. 2).
^

073100 музыкально-инструментальное искусство

(баян, аккордеон и струнные щипковые инструменты)


(баян, аккордеон, домра, балалайка, гусли, гитара)

^ Структура и содержание вступительного испытания:

Творческое испытание состоят из 2-х экзаменов:

I экзамен- специализация (исполнение сольной программы, коллоквиум);

^ II экзамен- сольфеджио (письменно и устно) и гармония (устно);


I экзамен- специализация (исполнение сольной программы, коллоквиум);

исполнение программы

  1. Одну–две части сонаты или концерта или две–три части сюиты (для струнников), полифонический цикл (для баянистов);

  2. Одну пьесу в оригинале для данного инструмента;

  3. Народную песню или танец в обработке для народного инструмента.

коллоквиум

Выявляет общекультурный уровень абитуриентов, их эстетические взгляды, эрудицию в области музыкального искусства, знание основных этапов и закономерностей развития истории музыки, знание литературы по своей специальности. Абитуриент должен показать знание музыкальной терминологии, понимание содержания, формы и стилистических особенностей исполняемых произведений, партитуры и инструментов оркестра народных инструментов.

дирижирование: Поступающий должен продирижировать два несложных разнохарактерных произведения, исполняемые на фортепиано.


^ II экзамен- сольфеджио (письменно и устно) и гармония (устно);

Экзамен начинается с письменной работы. Необходимо за 8–9 проигрываний написать двухголосный диктант, включающий хроматизмы (проходящие, вспомогательные), отклонение в тональности диатонического родства. Объем – 8–12 тактов (примерная трудность – № 410 из сборника М. Резника «Музыкальные диктанты»).

Устный опрос проводится по билетам, в которые включены следующие задания:

1. Пение мажорных и минорных гамм (натуральных, гармонических, мелодических); пение в тональности диатонических простых интервалов, натуральных и гармонических тритонов, характерных интервалов с разрешением; пение трезвучий с обращениями; септаккордов II, V, VII ступеней с обращениями и разрешением; пение гармонических оборотов типа в тональностях мажора и минора; пение четырехголосной гармонической последовательности по данной цифровке, включающей отклонение и модуляцию в тональности диатонического родства.

II–V–I; II–VII–V–I; II–VII–I.


Мелодическое положение первого аккорда – по выбору абитуриента. Расположение аккордов тесное.

2. Чтение с листа одноголосного и двухголосного примеров (примерная трудность: одноголосие – № 75 Н. Ладухин, двухголосие – № 33 И. Способин).

3. Слуховой анализ всех указанных в первом задании элементов лада и гармонической последовательности, включающей отклонение и модуляцию в тональности первой степени родства.

Гармония (устно)

Опрос проводится по билетам, которые включают два задания:

1. Построение и игра модулирующего построения в форме периода с использованием данных конкретных оборотов*. Например: сыграть в форме периода модуляцию из ре мажора в ми минор через прерванный оборот, используя в одном предложении отклонение в тональность диатонического родства, а в другом оборот с ДД.

Образец выполнения:

I VI ДIV IIK VVI=VVI IV IIKVI


2. Выполнить потактный гармонический анализ произведения простой формы или фрагмента сложной формы. На основе потактного анализа сделать вывод об особенностях гармонического языка данного примера (примерная трудность: Бетховен Л. Соната № 7, ч. 2).

















^

073100 музыкально-инструментальное искусство

(оркестровые струнные инструменты)


Структура и содержание вступительного испытания:

Творческое испытание состоят из 2-х экзаменов:

^ I экзамен - специализация (исполнение сольной программы, коллоквиум);

II экзамен - сольфеджио (письменно и устно) и гармония (устно);


I экзамен - специализация (исполнение сольной программы, коллоквиум);

исполнение программы

Скрипка

  1. Двух- и трехоктавные гаммы и арпеджио, двойные ноты

  2. Два этюда (один на различные виды штрихов, другой – для беглости пальцев или в двойных нотах), например, из сборников этюдов:

    • А. Львов. 24 этюда с фортепиано;

    • П. Роде. 24 каприса;

    • Я. Донт. Соч. 35;

    • этюды П. Гавинье, Р. Крейцера, Н. Паганини, Г. Венявского, а также этюды отечественных композиторов А. Грозовского, В. Шера, К. Мостраса, К. Родионова и др.

  • Две части из сонат или партит для скрипки соло И. С. Баха (одну подвижную, другую медленную); Первую или 2–3 части концерта, например: Г. Венявский. Концерт № 2 для скрипки с оркестром; К. Сен-Санс. Концерт № 3.

  • Концерты Л. Бетховена, Ф. Мендельсона, П. Чайковского, С. Прокофьева, Д. Кабалевского, А. Хачатуряна и др.

  • Два произведения малой формы отечественного или зарубежного композитора (кантиленное и подвижное).

Кроме того, поступающий должен играть все виды гамм и арпеджио (гаммы трехоктавные в терцию, сексту, октаву и дециму) в умеренном темпе; прочитать с листа партию оркестрового или камерного произведения средней трудности.


Альт

1. Двух- и трехоктавные гаммы и арпеджио, двойные ноты

  1. Два этюда (один из них на двойные ноты), например: этюды Б. Кампаньоли, И. Палашко (соч. 77), Р. Крейцера, М. Териана.

  2. Одну-две части из сюит для виолончели соло И. С. Баха в переложении для альта, например:

    • Прелюдии из Сюиты № 2;

    • Сарабанду и Бурре из Сюиты № 3;

или одну-две части из сонат или партии для скрипки соло И. С. Баха в переложении для альта, например:

    • Аллеманда и Куранта из Партиты № 2;

    • Сарабанда из Партиты № 1;

    • Адажио из Сонаты № 1;

    • Концерты Г. Генделя, Й. Гайдна, И. С. Баха, С. Форсайта, И. Хандошкина;

    • Соната М. Глинки;

    • Соната Л. Боккерини.

  1. Одно из произведений малой формы:

    • А. Александров. Ария;

    • Л. Бетховен. Адажио;

    • Б. Барток. «Вечер в деревне»;

    • Э. Григ. Элегия;

    • С. Прокофьев. «Танец антильских девушек»;

    • С. Рахманинов. Серенада;

    • П. Чайковский. «Подснежник»;

    • Д. Шостакович. Романс.

Кроме того, поступающий должен уметь играть все виды гамм и арпеджио (гаммы трехоктавные в терциях, секстах, октавах и децимах) в умеренном темпе.

Читать с листа партию оркестрового или камерного произведения средней трудности.


Виолончель

1. Двух-, трех- или четырехоктавные гаммы и арпеджио, двойные ноты

  1. Два этюда: один на различные виды штриха, другой в двойных нотах:

  • из сборника этюдов Ж. Дюпора, Ф. Грюцмахера, Д. Поппера или из сборника под редакцией С. Козолупова и др.

  1. Две части из сюит для виолончели соло И. С. Баха (одну подвижную, другую медленную).

  2. Одно произведение малой формы:

  • И. С. Бах. Ария;

  • Л. Боккерини. Рондо;

  • С. Рахманинов. Вокализ;

  • П. Чайковский. Ноктюрн;

  • Ю. Шапорин. Пьесы;

  • Д. Шостакович. Адажио.

4. Первую или 2–3 части концерта средней трудности или сонату, например, концерты Д. Кабалевского, К. Сен-Санса, Й. Гайдна (до мажор, ре мажор).


Кроме того, поступающий должен уметь играть все виды гамм и арпеджио (гаммы четырехоктавные, двойными нотами – терции, сексты, октавы) в умеренном движении. Читать с листа партию оркестрового или камерного произведения средней трудности.


Контрабас

  1. Двух- и трехоктавные гаммы и арпеджио в умеренном темпе.

  2. Два этюда разного характера, например, этюды И. Грабе, Р. Крейцера, Ф. Симандля.

  3. Первую или 2–3 части концерта или сонаты, например: концерты Э. Шторха, Ф. Симандля, сонаты Б. Марчелло, А. Ариости, А. Корелли и др.

  4. Одно произведение малой формы средней трудности отечественного автора, например: А. Власов. Мелодия; П. Чайковский. Ноктюрн.

Кроме того, поступающему необходимо знать все основные позиции, первые позиции большого пальца, все основные штрихи, уметь читать с листа партию оркестрового или камерного произведения средней трудности.


II экзамен - сольфеджио (письменно и устно) и гармония (устно);

Экзамен начинается с письменной работы. Необходимо за 8–9 проигрываний написать двухголосный диктант, включающий хроматизмы (проходящие, вспомогательные), отклонение в тональности диатонического родства. Объем – 8–12 тактов (примерная трудность – № 410 из сборника М. Резника «Музыкальные диктанты»).

Устный опрос проводится по билетам, в которые включены следующие задания:

1. Пение мажорных и минорных гамм (натуральных, гармонических, мелодических); пение в тональности диатонических простых интервалов, натуральных и гармонических тритонов, характерных интервалов с разрешением; пение трезвучий с обращениями; септаккордов II, V, VII ступеней с обращениями и разрешением; пение гармонических оборотов типа в тональностях мажора и минора; пение четырехголосной гармонической последовательности по данной цифровке, включающей отклонение и модуляцию в тональности диатонического родства.

II–V–I; II–VII–V–I; II–VII–I.


Мелодическое положение первого аккорда – по выбору абитуриента. Расположение аккордов тесное.

2. Чтение с листа одноголосного и двухголосного примеров (примерная трудность: одноголосие – № 75 Н. Ладухин, двухголосие – № 33 И. Способин).

3. Слуховой анализ всех указанных в первом задании элементов лада и гармонической последовательности, включающей отклонение и модуляцию в тональности первой степени родства.

Гармония (устно)

Опрос проводится по билетам, которые включают два задания:

1. Построение и игра модулирующего построения в форме периода с использованием данных конкретных оборотов*. Например: сыграть в форме периода модуляцию из ре мажора в ми минор через прерванный оборот, используя в одном предложении отклонение в тональность диатонического родства, а в другом оборот с ДД.

Образец выполнения:

I VI ДIV IIK VVI=VVI IV IIKVI

2. Выполнить потактный гармонический анализ произведения простой формы или фрагмента сложной формы. На основе потактного анализа сделать вывод об особенностях гармонического языка данного примера (примерная трудность: Бетховен Л. Соната № 7, ч. 2).
^

073100 музыкально-инструментальное искусство

(оркестровые духовые и ударные инструменты)

(флейта, гобой, кларнет, фагот, труба, тромбон, валторна, туба)


^ Структура и содержание вступительного испытания:

Творческое испытание состоят из 2-х экзаменов:

I экзамен- специализация (исполнение сольной программы, коллоквиум);

^ II экзамен- сольфеджио (письменно и устно) и гармония (устно);


I экзамен- специализация (исполнение сольной программы, коллоквиум);

исполнение программы

Флейта

1. Гаммы и арпеджио, септаккорды.

  1. Два этюда по нотам из пяти подготовленных, например: Э. Келлер. 12 этюдов средней трудности (2-я, 3-я тетради); Н. Платонов 24 этюда; Я. Ягудина. Этюды, В. Цыбина. Этюды.

  2. Одну-две части сонаты, концерта или вариации и пьесу в сопровождении фортепиано. Например, сонаты И. С. Баха (2–6), Ф. Пуленк, П. Хиндемит, С. Прокофьев; концерты: Й. Гайдна, В. Моцарта, В. Цыбина, К. Рейнеке, Ж. Ибера; В. Цыбин. Концертные аллегро № 1–3, Г. Форе. «Фантазия», Дж. Энеску. «Кантабиле и престо», Ж. Борни. «Фантазия на тему Кармен».

Гобой

  1. Два этюда по нотам из пяти подготовленных, например: И. Люфт – 24 этюда, Н. Назаров – 27 избранных этюдов, И. Пушечников –25 этюдов.

  2. Одну–две части сонаты, концерта или вариации и пьесу в сопровождении фортепиано. Например, сонаты Г. Генделя (№№ 6, 7, 9) А. Вивальди, Ж. Лойе; концерты: Т. Альбинони, А. Вивальди, Й. Гайдна, В. Моцарта.

Кларнет

  1. Два этюда по нотам из пяти подготовленных, например: К. Берман. Этюды (4-я тетрадь); А. Штарк. 40 этюдов; С. Резанов. Школа игры на кларнете.

  2. Одну-две части сонаты или концерта и пьесу в сопровождении фортепиано. Например: К. Вебер. Вариации, Концертино, Концерт № 1, 2; Н. Римский-Корсаков. Концерт; А. Комаровский. Импровизация; С. Василенко. Восточный танец; А. Гедике. Этюд; И. С. Бах. Адажио; Л. Бетховен. Адажио; П. Чайковский. Песня без слов; З. Компанеец. Башкирский напев и пляска.

Труба

  1. Два этюда по нотам из пяти подготовленных, например: Ж. Арбан. Этюды, С. Баласанян. Избранные этюды, М. Брандт. Оркестровые этюды;

  2. Первую или 2–3 части сонаты или концерта или две пьесы различного характера. Например, концерты И. Гайдна, А. Арутюняна, В. Пескина, В. Щелокова; сонаты: Г. Генделя (переложение Г. Орвида), Д. Вивиане, Н. Планотова; пьесы: С. Рахманинов. Весенние воды, А. Арутюнян. Скерцо, Н. Раков. Мелодия. Скерцо-Тарантелла.

Кроме того, поступающий должен уметь транспонировать в кронах «до», «ми-бемоль» и «ля».

Фагот

  1. Два этюда по нотам из пяти подготовленных, например: Ю. Вайсенборн. Этюды (I и II части); А. Богданов. Этюды;

  2. Одну–две части из сонаты или концерта или вариации и пьесу в сопровождении фортепиано. Например: А. Баланчивадзе. Концертино; К. Вебер. Концерт; Б. Дварионас. Тема с вариациями; В. Моцарт. Концерт; Р. Глиэр. Экспромт и Юмореска; П. Чайковский. Ноктюрн. Полька; Й. Гайдн. Анданте.

Валторна

  1. Два этюда из пяти подготовленных, например: К. Копраш. Этюды: №№ 12–16, 19, 21, 26, 35, 36, 42, 45, 50; К. Клинг. Этюды №№ 1, 2, 8–10, 22; К. Старн. Этюды;

  2. Одну–две части концерта, сонаты или две пьесы различного характера. Например, концерты: Й. Гайдна, Р. Глиэра, В. Моцарта, Р. Штрауса; сонаты: Г. Генделя, А. Корелли; Л. Бетховен; пьесы: Р. Глиэр. Экспромт, Ноктюрн, Интермеццо и Юмореска; А. Глазунов. «Мечты»; П. Чайковский. Ноктюрн. «Осенняя песня».

^ Тромбон и туба

  1. Два этюда из пяти подготовленных, например: В. Блажевич. Школа игры на тромбоне или Школа для трубы, этюд;

  2. Первую или 2–3 части концерта или сонаты или две пьесы, например, концерты: В. Блажевич; Д. Давид, Н. Платонов, Н. Римский-Корсаков; соната: Б. Марчелло; пьесы: С. Рахманинов. Прелюдия, К. Сен-Санс. Каватина.

коллоквиум

Коллоквиум выявляет общекультурный уровень абитуриента, его эстетические взгляды, эрудицию в области музыкального искусства, знание основных этапов и закономерностей развития истории музыки, знание литературы по своей специальности, музыкальной терминологии, понимание содержания, формы, стилистических особенностей исполняемых произведений.


^ II экзамен- сольфеджио (письменно и устно) и гармония (устно);

Экзамен начинается с письменной работы. Необходимо за 8–9 проигрываний написать двухголосный диктант, включающий хроматизмы (проходящие, вспомогательные), отклонение в тональности диатонического родства. Объем – 8–12 тактов (примерная трудность – № 410 из сборника М. Резника «Музыкальные диктанты»).

Устный опрос проводится по билетам, в которые включены следующие задания:

1. Пение мажорных и минорных гамм (натуральных, гармонических, мелодических); пение в тональности диатонических простых интервалов, натуральных и гармонических тритонов, характерных интервалов с разрешением; пение трезвучий с обращениями; септаккордов II, V, VII ступеней с обращениями и разрешением; пение гармонических оборотов типа в тональностях мажора и минора; пение четырехголосной гармонической последовательности по данной цифровке, включающей отклонение и модуляцию в тональности диатонического родства.

II–V–I; II–VII–V–I; II–VII–I.


Мелодическое положение первого аккорда – по выбору абитуриента. Расположение аккордов тесное.

2. Чтение с листа одноголосного и двухголосного примеров (примерная трудность: одноголосие – № 75 Н. Ладухин, двухголосие – № 33 И. Способин).

3. Слуховой анализ всех указанных в первом задании элементов лада и гармонической последовательности, включающей отклонение и модуляцию в тональности первой степени родства.

Гармония (устно)

Опрос проводится по билетам, которые включают два задания:

1. Построение и игра модулирующего построения в форме периода с использованием данных конкретных оборотов*. Например: сыграть в форме периода модуляцию из ре мажора в ми минор через прерванный оборот, используя в одном предложении отклонение в тональность диатонического родства, а в другом оборот с ДД.

Образец выполнения:

I VI ДIV IIK VVI=VVI IV IIKVI


2. Выполнить потактный гармонический анализ произведения простой формы или фрагмента сложной формы. На основе потактного анализа сделать вывод об особенностях гармонического языка данного примера (примерная трудность: Бетховен Л. Соната № 7, ч. 2).
^

073400 Вокальное искусство


(академическое пение)

Структура и содержание вступительных испытаний:

Творческое испытание состоят из 2-х экзаменов:

^ I экзамен- специализация (сольное пение и коллоквиум);

II экзамен- сольфеджио (письменно и устно) и теория музыки (устно);


I экзамен- специализация (сольное пение и коллоквиум);

исполнение программы

Поступающий должен представить список подготовленных произведений и исполнить по выбору экзаменационной комиссии:

  • две арии (одну из них отечественного композитора);

  • два романса или один романс и одну народную песню;

  • несложный сценический этюд, стихотворение или отрывок из литературного произведения (прозы).

коллоквиум

Коллоквиум проводится непосредственно после исполнения программы и выявляет общекультурный уровень абитуриентов, их эстетические взгляды, эрудицию в области музыкального искусства, знание основных этапов и закономерностей развития истории музыки, литературы по своей специальности, музыкальной терминологии, понимание содержания, формы и стилистических особенностей исполняемых произведений.


^ II экзамен- сольфеджио (письменно и устно) и теория музыки (устно);

Экзамен начинается с записи музыкального диктанта. Диктант одноголосный с включением хроматизмов (проходящих, вспомогательных), отклонением в тональности диатонического родства. Объем – 8–12 тактов. Диктант должен быть записан за 8–9 проигрываний (примерная трудность – № 87 из сборника М. Резника «Музыкальные диктанты»).

Устный опрос проводится по билетам, в которые включены следующие задания:

1. Пение от звука трех видов мажора и минора, звукорядов диатонических ладов, пентатоники, пение в тональности: интервалов диатонических и характерных; тритонов натуральных и гармонических; аккордов – трезвучий с обращениями, септаккордов V, VII, II ступеней с обращениями. Все неустойчивые и диссонирующие интервалы и аккорды должны быть разрешены. Пение по данной цифровке гармонической последовательности с отклонением и модуляцией в тональности первой степени родства. Расположение аккордов тесное, пение аккордов с нижнего звука последовательно.

2. Чтение с листа одноголосного и двухголосного примеров (примерная трудность одноголосие – № 114 Драгомиров; двухголосие № 21 И. Способин).

3. Слуховой анализ всех данных в первом задании звукорядов ладов, элементов лада, гармонической последовательности, включающей отклонение и модуляцию в тональности первой степени родства.

Теория музыки (устно)

1. Построение от данного звука диатонических, хроматических интервалов, трезвучий всех видов с обращениями, септаккордов (малого мажорного мМ7, малого минорного мм7, малого уменьшенного мум7) с обращениями.

2. Построение в данной тональности интервалов и аккордов. Все неустойчивые, диссонирующие интервалы и аккорды необходимо разрешить.

3. Игра по данной цифровке модуляции в тональности первой степени родства. В последовательность включены отклонения в тональности диатонического родства. Например:




I VIIVI ДIV IIV VI VI=VI IIKVI IVI

(Исходная тональность – ре мажор)

^

073500 Дирижирование

(дирижирование академическим хором и педагогика)


Структура и содержание вступительного испытания:

Творческое испытание состоят из 2-х экзаменов:

^ I экзамен- специализация;

II экзамен- сольфеджио (письменно и устно), гармония (устно);


I экзамен- специализация;

исполнение программы по дирижированию (под рояль)

  • продирижировать два хоровых сочинения, контрастных по характеру и темпу (без сопровождения и с сопровождением)

  • исполнить на фортепиано партитуру произведения без сопровождения наизусть, с сопровождением – по нотам;

  • выразительно пропеть со словами и сольфеджио хоровые партии произведения а'cappella наизусть, произведения с сопровождением – по нотам. В хоровой партитуре а'cappella пропеть наизусть последовательность аккордов по вертикали в кульминациях, начале и конце музыкальных построений;

коллоквиум

  • показать общекультурный уровень, эрудицию в области музыкального искусства, знание специальной литературы курсов хороведения и методики работы с детским и взрослым хоровыми коллективами;

  • рассказать о творчестве композиторов, сочинения которых включены в программу по дирижированию, продемонстрировать знание других хоровых произведений.

Коллоквиум проводится непосредственно после исполнения программы.

исполнение вокального произведения (романс, песня, вокализ)

  • исполнить вокальное сочинение (романс, песню и др.) для выявления вокальных данных: качества голоса, уровня владения певческим аппаратом. Сочинения должны быть подобраны в соответствии с вокальными возможностями абитуриента.

фортепиано

Исполнение программы по фортепиано должно выявить не только технические возможности абитуриента, но и художественные особенности сочинений.

Абитуриенты должны исполнить наизусть три произведения: полифоническое, классическое произведение крупной формы и пьесу. Кроме исполнения обозначенных форм, необходимо показать навыки чтения с листа.

Особое внимание следует уделить исполнению полифонического произведения, имеющего ряд специфических задач: самостоятельность звучания голосов при одновременном их ведении, артикуляции темы и противосложения.

Исполнение произведения крупной формы имеет определенные трудности, так при исполнение сонатного аллегро требуется умение охватить форму в целом при выявлении контрастных тем и образов.

Пьесы более свободны в исполнении, но требуют глубокого понимания мелодического и гармонического языков.

Помимо подготовленной программы абитуриенту предлагается прочитать с листа музыкальное произведение (по заданию экзаменатора).

Абитуриенты, показавшие неудовлетворительные знания по одному из разделов вступительного испытания по специализации, к сдаче его остальных разделов и других вступительных испытаний не допускаются.


^ Примерный список произведений для хора без сопровождения

Произведения русских композиторов:

  1. Гречанинов А. «Весна идет», «На заре».

  2. Даргомыжский А. «Буря мглою небо кроет», «Вянет, вянет лето красно». «Что смолкнул веселия глас?», «По волнам спокойным».

  3. Калинников В. «На старом кургане», «Ой, честь ли то молодцу», «Проходит лето», Элегия.

  4. Римский-Корсаков Н. «На севере диком».

  5. Танеев С. «Венеция ночью», «Вечерняя песня», «Восход солнца», «Песня короля Регнера», «Сосна», «Тихой ночью».

  6. Чайковский П. «Без поры да без времени», «Соловушко», «Что смолкнул веселия глас?».

  7. Чесноков П. «Альпы», «Дума за думой», «Не цветочек в поле вянет».

  8. Фрагменты «Всенощного бдения», «Литургии».

Произведения зарубежных композиторов:

  1. Вагнер Р. «Пробуждение» из оперы «Мейстерзингеры».

  2. Кальдары А. «Стабат Матер».

  3. Люлли Ж. «Гавот», «В танце кружитесь».

  4. Мендельсон Ф. «Жаворонок».

  5. Пикулеску. «Як-аша».

  6. Пуленк Ф. «Грусть». «Страшна мне ночь».

  7. Фортер М. «Пражские колокола», «Чешская песня», «С жаворонком встаю».

  8. Хиндемит П. «Лебедь».

Произведения современных композиторов:

  1. Салманов В. «Книга жизни», «Как живете-можете?», «Куда?», «Вершина» из «Восьмистишия», хоры на стихи С. Есенина.

  2. Свиридов Г. «Повстречался сын с отцом», «Табун», «Пушкинский венок» (отдельные части).

  3. Снетков Б. «У подножия Казбека», «Море спит».

  4. Шебалин В. «Березе», «Жаворонок», «Дуб», «Полынок», «Мать послала к сыну думы».

Обработки народных песен:

  1. Архангельский А. «Сумрак ночи пал на землю» (хорватская).

  2. Данг Г. «Сырба» (румынская).

  3. Данхилл Т. «Девушка в поле» (английская).

  4. Козак Е. «Думы мои» (украинская).

  5. Пономарьков И. «Ничто в полюшке не колышется» (русская).

  6. Свешников А. «Светит светел месяц» (русская), «Как пойду я на быструю речку» (русская).


Примерный список произведений для хора с сопровождением

Произведения русских композиторов

  1. Бородин А. Опера «Князь Игорь» (хоровые сцены).

  2. Гречанинов А. Музыка к весенней сказке А. Островского «Снегурочка» (отдельные хоры).

  3. Мусоргский М. Оперы «Борис Годунов», «Хованщина» (хоровые сцены).

  4. Рахманинов С. Опера «Алеко» (хоровые сцены), «Весенние воды», переложения для хора А. Андрусенко.

  5. Чайковский П. Хоровые сцены из опер «Евгений Онегин», «Мазепа», «Опричник», «Пиковая дама» и др.

  6. Чесноков П. «Крестьянская пирушка», «На старом кургане», «Несжатая полоса», «Русалка», «Яблоня».

Произведения зарубежных композиторов

  1. Бизе Ж. Опера «Кармен» (хоровые сцены).

  2. Верди Д. Хоровые сцены из опер «Бал-маскарад», «Навуходоносор», «Отелло», «Риголетто» и др.

  3. Ган Р. «День», «Ночь».

  4. Гершвин Д. Хор «Как тут усидеть?» из оперы «Порги и Бесс».

  5. Гуно Ш. Хоровые сцены из оперы «Фауст».

  6. Моцарт В. «Реквием» (отдельные части), «Агнус деи» (Дона нобис) из мессы фа мажор, «Кредо» из мессы соль мажор.

  7. Шуберт Ф. Месса соль мажор (отдельные части), «Санктус» из мессы ми-бемоль мажор.

  8. Шуман Р. «Цыгане».

Произведения современных композиторов

  1. Галынин Г. Оратория «Девушка и смерть» (отдельные части).

  2. Коваль М. Опера «Емельян Пугачев» (хоровые сцены).

  3. Макаров В. Сюита «Река-богатырь» (отдельные части).

  4. Прокофьев С. Кантата «Александр Невский», оратория «Иван Грозный» (отдельные части).

  5. Свиридов Г. «Поэма памяти Сергея Есенина», «Патетическая оратория», «Курские песни», «Ладога».

Рекомендуемая литература для коллоквиума

    1. Дмитриевский, Г. А. Хороведение и управление хором / Г. А. Дмитриевский. – М., 1957.

    2. Когадеева, П. Техника хорового дирижирования / П. Когалеева ; под ред. Г. Р. Ширмы. – Минск, 1968.

    3. Локшин, Д. Л. Замечательные русские хоры и их дирижеры / Д. Л. Локшин. – М., 1963.

    4. Ольхов, К. О. Дирижирование хором / К. О. Ольхов. – Л., 1961.

    5. Птица, К. Б. Мастера хорового искусства Московской консерватории / К. Б. Птица. – М., 1970.

    6. Пигров, К. К. Руководство хором / К. К. Пигров. – М., 1964.

    7. Чесноков, П. Г. Хор и управление им / П. Г. Чесноков. – М., 1961.

    8. Шамина, Л. Работа с самодеятельным хоровым коллективом / Л. Шамина. – М., 1983.

    9. Работа с детским хором : сб. ст. / под ред. В. Г. Соколова. – М., 1981.

    10. Саморин, В. Хороведение и хоровая аранжеровка / В. Самарин. – М., Academia, 2002.

Список произведений для фортепиано

Полифонические произведения

  1. Бах И. «Прелюдии и фуги» из ХТК:

I том: до мажор, ре мажор, ми мажор, ми минор, фа мажор;

II том: ре минор, фа минор, соль мажор.

  1. Глинка М. «Фуга ре мажор».

  2. Шостакович Д. Прелюдии и фуги: до мажор, ре минор, си-бемоль мажор, ми-бемоль минор.

Произведения крупной формы

  1. Бетховен Л. Сонаты: фа минор. Соч. 2, № 1; до минор. Соч. 10 № 1; фа мажор. Соч. 10, № 2.

  2. Гайдн И. Сонаты: ми минор, до минор, до мажор, си-бемоль мажор.

  3. Моцарт В. Сонаты: соль мажор (К. № 283), фа мажор (3К. № 332, 547), си-бемоль мажор (К. № 570).

Произведения малой формы

  1. Гершвин Д. Три прелюдии.

  2. Григ Э. «Свадебный день в Трольхаугене», Соч. 65, № 6. «Сердце поэта», Соч. 52, № 2.

  3. Дебюсси К. «Арабески»: соль мажор, ми минор.

  4. Лист Ф. «Утешение» ре-бемоль мажор № 3.

  5. Чайковский П. Из цикла «Времена года» (части), пьесы на выбор.

  6. Щедрин Р. Юмореска.

  7. Эллингтон Д. Прелюдии.

Абитуриенты должны иметь при себе ноты произведений по дирижированию, вокалу и фортепиано. Для более качественного исполнения концертмейстером произведений по дирижированию и вокалу ноты должны быть напечатаны четко.


^ II экзамен - сольфеджио (письменно и устно), гармония (устно);

Экзамен начинается с записи двухголосного диктанта, однотонального, включающего хроматизмы (проходящие и вспомогательные), отклонения в тональности диатонического родства. Объем диктанта 8–12 тактов. Диктант необходимо записать за 8–9 проигрываний (примерная трудность – № 329 из сборника М. Резника «Музыкальные диктанты»).

Устный опрос проводится по билетам, в которые включены следующие задания:

1. Пение от данного звука мажорных и минорных гамм трех видов, диатонических ладов, пентатоники вверх и вниз разного наклонения; пение в тональности диатонических и гармонических тритонов, характерных интервалов с разрешением; трезвучий с обращениями, септаккордов V, VII, II ступеней с обращениями и разрешением; гармонических оборотов, типа:

II–V–I; II–VII–V–I; II–VII–I.


Пение по данной цифровке гармонической четырехголосной последовательности, включающей отклонения и модуляцию в тональности первой степени родства. Запись последовательности четырехголосная, расположение широкое. Мелодическое положение первого аккорда абитуриент выбирает с учетом диапазона голоса.

2. Чтение с листа одноголосного и двухголосного примеров (примерная трудность – одноголосие – № 226, Драгомиров; двухголосие – № 129 В. Рукавишников, В. Слетов, В. Хвостенко). В двухголосии необходимо показать навык пения обоих голосов.

3. Слуховой анализ всех данных в первом задании звукорядов ладов, элементов лада, гармонической последовательности, включающей отклонение и модуляцию в тональности первой степени родства.

Гармония (устно)

Опрос проводится по билетам, включающим два задания:

1. Построение и игра модулирующего построения в форме периода с использованием заданных диатонических и хроматических секвенций. Например, сыграть в форме периода модуляцию из фа минора в си-бемоль минор через отклонение в тональность общего аккорда, используя в одном предложении хроматическую секвенцию, а в другом – вспомогательный оборот.

2. Выполнить потактный гармонический анализ произведения простой формы или фрагмента сложной формы. На основе потактного анализа сделать вывод об особенностях тонально-гармонического языка данного примера (примерная трудность: М. Ипполитов-Иванов. Хор «О край, родной»).

Образец выполнения:




I IVI VI ДДIV ДДV ДДVI=III VI IIK VI



* Для пианистов в игру модуляций включены диатонические и хроматические секвенции.

* Для пианистов в игру модуляций включены диатонические и хроматические секвенции.

* Для пианистов в игру модуляций включены диатонические и хроматические секвенции.

* Для пианистов в игру модуляций включены диатонические и хроматические секвенции.




Скачать 232,26 Kb.
оставить комментарий
Дата12.10.2011
Размер232,26 Kb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

наверх