Концепция и программа-ориентир воспитания детей и молодежи красноярского края до 2012 года icon

Концепция и программа-ориентир воспитания детей и молодежи красноярского края до 2012 года


Смотрите также:
Региональные концепция и программа ориентир воспитания детей и молодежи красноярского края до...
Концепция долгосрочной целевой программы «Патриотическое воспитание молодежи Красноярского края»...
Положение о муниципальном этапе краевого фестиваля школьных музеев...
Методические рекомендации «Особенности организации идеологической и воспитательной работы в...
Доклад о результатах реализации ведомственной целевой программы «Содействие занятости населения...
Доклад о результатах реализации ведомственной целевой программы «Содействие занятости населения...
Агентство по обеспечению деятельности мировых судей Красноярского края...
Общие положения...
Примерная программа по учебному предмету «история красноярского края»...
Примерная программа по учебному предмету «художественная культура красноярского края»...
Администрация города минусинска...
Правительство красноярского края постановление от 1 марта 2012 г...



Загрузка...
страницы:   1   2   3   4
скачать


РЕГИОНАЛЬНЫЕ

КОНЦЕПЦИЯ И ПРОГРАММА-ОРИЕНТИР

ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ДО 2012 ГОДА

(проект)


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО «КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.П. АСТАФЬЕВА»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, СИБИРСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ


РЕГИОНАЛЬНЫЕ

КОНЦЕПЦИЯ И ПРОГРАММА-ОРИЕНТИР

ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ДО 2012 ГОДА

(проект)


Под общей редакцией

доктора педагогических наук,

профессора М.И. Шиловой


КРАСНОЯРСК 2009


ББК 74

Р 32


^ Под общей редакцией

доктора педагогических наук, профессора

М.И. Шиловой


Р 32 Региональные концепция и программа-ориентир воспитания детей

молодежи Красноярского края до 2012 года (проект)/ под общ. ред.

М.И. Шиловой; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.В. Астафьева. – Красноярск,

2009. –


ББК 74


© Красноярский

государственный

педагогический

университет

им. В.П. Астафьева, 2009


^ Паспорт концепции и программы-ориентир


Название:

Региональная концепция и программа-ориентир воспитания детей и молодежи Красноярского края до 2012 года.


^ Инициаторы и разработчики:

– ректор КГПУ им. В.П. Астафьева Н.И. Дроздов;

– Российская Академия образования, председатель президиума Сибирского отделения А.И.Таюрский;

– научно-исследовательская лаборатория «Становление гражданского характера современного поколения россиян» Института непрерывного образования Сибирского отделения РАО, руководитель М.И. Шилова.


^ Разработчики и ответственные исполнители:

– научные сотрудники ГОУ ВПО КГПУ им. В.П. Астафьева: В.А. Ковалевский, Н.А. Эверт, Т.Е. Гордиенко, Л.П. Михалева, О.Н. Тютюкова, М.И. Шилова, И.И. Барахович, З.К. Бакшеева, А.А. Соколовский, В.В. Недбай;

– члены научно-исследовательской лаборатории «Становление гражданского характера современного поколения россиян» Института непрерывного образования Сибирского отделения РАО А.И. Таюрский, А.М. Гендин, А.Н. Фалалеев, М.И. Шилова, В.В. Игнатова, Н.Ф. Яковлева, Е.А. Степанов.


^ Законодательная база:

– Конституция Российской Федерации;

– Закон РФ «Об образовании»;

– Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан российской федерации на 2006 – 1010 годы»;

– Закон от 08.12. 06 № 20-5445 «О государственной молодежной политике Красноярского края»;

– Национальная доктрина образования в Российской Федерации;

– Программа социально-экономического развития Красноярского края до 2010 года;

– Долгосрочная целевая программа «Содействие развитию гражданского общества в Красноярском крае на 2009 – 2011 гг.».


^ Предполагаемые результаты:

– обеспечение организационных и научно-методических основ воспитания интеллектуальных, духовно-нравственных и деятельно-волевых качеств личности и черт характера детей и молодежи как человеческого капитала социально-экономического развития региона и стратегия становления достойного образа (качества) жизни гражданского общества;

– совершенствование системы образования в Красноярском крае с позиции восстановления и развития ее воспитательной системы;

– содействие предупреждению и сокращению в среде детей и молодежи проявлений асоциального поведения.


Введение

Развитие гражданского общества РФ в центр государственной политики выдвигает задачу воспитания человека-гражданина. Президент Российской Федерации Д.А. Медведев в своем послании к российскому народу, депутатам Государственной Думы, членам Совета Федерации поставил задачу сохранения и развития российских ценностей и гражданского воспитания, приведя слова П. Столыпина: «Прежде всего, надлежит создать гражданина, и, когда задача эта будет осуществлена, гражданственность сама воцарится на Руси. Сперва гражданин, потом гражданственность. А у нас обыкновенно проповедуют наоборот».

Данная концепция и программа воспитания строится с учетом отечественных ценностей и самобытности национальных культур народов, проживающих в Красноярском крае, с ориентацией на формирование российской идентичности. Российская идентичность – принятие обществом общенациональных, духовно-нравственных ценностей, хранимых в традиционных российских религиях, в культурах народов России, общей исторической судьбе, формирование патриотизма и гражданственности, готовности сообща преодолевать трудности.

Поколению сибиряков предстоит осваивать природные богатства, развивать и обогащать научный и культурный потенциал, обеспечить социально-культурную интеграцию коренных народов Сибири и мигрантов, заселяющие Красноярский край. Характер большинства населения, проживающего в определенных условиях региона и преимущественно проявляющего соответствующие особенности и менталитет, определяется как социальный. В социальном характере сибиряков выражаются гражданский и патриотический дух, их творчество и предприимчивость. Индивидуальный характер проявляется в многообразии интеллектуальных, нравственных. деятельно-волевых и других качествах отдельной личности. Традиционно сибиряки характеризуются как мужественные защитники Отечества, выносливые, настойчивые в деле, доброжелательные, толерантные, умеющие жить и работать сообща. Совокупность позитивных черт характера сибиряков, признанных обществом, детьми и молодежью, выступает как ценность, своеобразная идеологема и обозначается метафорой «сибирский характер».

Характер имеет личностное значение (в характере сила, судьба и карьера человека) и социальное значение (в характере дух народа). Поколение нравственных компетентных молодых людей выступает ведущим фактором развития гражданского общества, повышения его социально-экономической зрелости.

Разрабатываемая концепция и программа предполагают создание воспитательного пространства и выделение основных ориентиров развития воспитательных систем в регионе.

Данная концепция и программа должны послужить:

– началу дискуссий в образовании, семье и социуме по проблеме воспитания духовно-нравственных и деятельно-волевых черт характера современного поколения сибиряков;

– достижению согласия во взглядах на задачи воспитания органов законодательной и исполнительной власти, образования, широкой общественности, СМИ, религиозных конфессий, деятелей науки и др.;

– расширению и углублению научных исследований в области воспитания детей и молодежи Красноярского края;

– практической разработке и реализации воспитательных систем, наполненных новым содержанием, инновационными формами и методами воспитательной деятельности с учетом тех принципиальных социально-экономических изменений, которые6 произошли в российском обществе.

Разработка и реализация предлагаемой концепции, по мнению авторов, должна способствовать преодолению кризиса в области воспитания. Делая акцент на воспитании детей и молодежи Красноярского края, сибиряков, авторы концепции исходят из признания единого воспитательного пространства российского общества и необходимости воспитания нового поколения с ориентацией на российскую идентичность. Поэтому она обозначена как концепция и программа-ориентир. В качестве ценностных ориентиров авторами выделяется формирование духовно-нравственных и деятельно-волевых черт характера современного поколения сибиряков, соответствующее формированию идентичности трех её уровней: «Я – человек мира», «Я – гражданин России», «Я – сибиряк».

Содержание данной программы раскрывает концептуальные положения с ориентацией на национальные традиции, оценку настоящих реалий и стратегию социализации и воспитания нового поколения сибиряков. В ней представлены идеология и мировоззренческие основы воспитания, социальные и педагогические проблемы и противоречия, цель, задачи, принципы и основные направления, содержание и методы воспитательной деятельности основных субъектов воспитания детей и учащейся молодежи.


^ ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ

Известно, что воспитание не только в России, но и во всем мире испытывает определенный кризис. Данная программа имеет антикризисную направленность в сфере воспитания.

^ Современные тенденции социализации и воспитания

Наметились положительные тенденции, определяющие воспитание как приоритетную сферу, обеспечивающую человеческий ресурс социально-экономического развития страны. Разрабатываются законодательная база развития образования в стране и регионах, федеральные и региональные программы и проекты воспитания детей и молодежи.

В последние годы в учреждениях образования Красноярского края усилилось внимание к разработке и реализации системы гражданского и патриотического воспитания, к профилактике социального сиротства, к преодолению проявлений асоциального поведения учащихся и молодежи, к защите прав детей. Основной акцент в воспитательной работе сделан на организацию социальной практики, профессиональную ориентацию, культурно-досуговую деятельность.

В ряде учреждений образования Красноярского края проявляются позитивные тенденции:

– реализуются инновационные проекты, в том числе по духовно-нравственному воспитанию детей и учащейся молодежи на традициях православия;

– получила дальнейшее развитие и структурное оформление система защиты прав детей; на краевом уровне целенаправленно действует Региональная комиссия по правам ребенка;

– совершенствуются становление социально-педагогическая и психологическая служба учреждений образования, их многофункциональный механизм;

– наблюдается повышение социального статуса педагога-воспитателя, классного руководителя;

– осознается необходимость сохранения преемственности ценностей и целей воспитания в определении фундаментального ядра содержания образования.

Наряду с проявлением позитивных тенденций в решении задач воспитания обнаруживаются социальные проблемы.

^ Социальный контекст проблемы

К сожалению, в нынешней реальной жизни происходит «размывание» социально и личностно значимых черт характера современного поколения детей и молодежи. Острую озабоченность по этому вопросу высказал губернатор Красноярского края А.Г. Хлопонин. В программе «Дети» он сказал: «…В период 90-х годов никто всерьез не занимался «детскими», а на самом деле совсем не детскими вопросами. Бездумная коммерциализация всего и вся погубила систему работы с детьми и подростками, отдав многих ребят на воспитание «улицы». В итоге образовался целый клубок проблем. Острая нехватка мест в детских садах, слабое здоровье школьников, безнадзорные дети, преступления, участниками которых становятся несовершеннолетние, – все это, к сожалении, перестало быть чем-то из ряда вон выходящим. Мы обязаны переломить эти негативные тенденции. В этом наша особая ответственность перед будущим края».

Экономическое и политическое реформирование страны вызвало ряд негативных факторов, отрицательно повлиявших на воспитание подрастающего поколения как-то:

– разрушение идеологических и методологических основ ранее сложившейся системы воспитания и отсутствие новой идеологии;

– социализация молодежи идет преимущественно с ориентацией на рыночные ценности в ущерб духовно-нравственным;

– социальное расслоение общества, чрезмерная дифференциация уровня жизни различных слоев населения;

– разрушение нравственно-этических норм и традиций уклада семейной жизни, снижение воспитательной роли семьи;

– рост социального сиротства, беспризорности и безнадзорности;

– развитие различных форм асоциального поведения детей и молодежи, проявление у них агрессивности, безнадзорности, беспризорности, правонарушений, распространение наркомании и алкоголизма в детской и молодежной среде;

– ухудшение состояния здоровья детей и молодежи;

– негативное воздействие на воспитание подрастающего поколения прессы, телевидения, эстрады, Интернета, пропаганда праздного образа жизни, насилия, проституции, наркомании и секса;

– усиление значимости этнического фактора, обусловливающего опасность межнациональной напряженности;

– коммерциализация учреждений культурного и спортивного досуга детей и молодежи;

– отсутствие у молодежных объединений согласованных целей и эффективного взаимодействия;

– включение в процесс социализации молодежи без определения общезначимых ценностей общества, а следовательно, и целей ее самореализации в социуме.

На этом негативном фоне происходит процесс переосмысления подрастающим поколением значимости и места духовно-нравственных ценностей в системе личностных ориентаций и самореализации в социуме.


^ Педагогический контекст проблемы:

– отсутствие целостной общегосударственной политики и идеологии, стратегии и тактики, где были бы определены основные ценности, цели и задачи, приоритеты и принципы воспитания;

– неопределенность методологических и концептуальных подходов к социализации и воспитанию при наличии многообразия парадигм воспитания и методологического плюрализма;

– негативное воздействие таких факторов, как СМИ, ТВ, неформальные объединения (сцены насилия, агрессии и эротики, нецензурная брань на сценах театров, эстрады и в кино), во многом определяемое отсутствием в их деятельности педагогической направленности;

– оценивание результатов деятельности учебных заведений в основном по уровню знаний, умений и навыков без учета сформированности гражданственности и духовно-нравственных качеств учащихся;

– ослабление подготовки педагогических кадров к решению воспитательных проблем;

– резкое снижение воспитательного потенциала детских и юношеских общественных организаций;

– отсутствие интеграции в деятельности основных субъектов воспитания: семьи, учреждений образования, культуры, социальной защиты и др.;

– неиспользование в полной мере содержания учебных предметов в целях познания культуры, традиций и истории российского народа, отсутствие целостности учебно-воспитательного процесса;

– несбалансированность виртуального общения, создающего ситуацию отчуждения детей и молодежи от реальной жизни.

^ Основные противоречия социализации и воспитания современного поколения детей и молодежи Красноярского края:


– потребность в высоком качестве человеческого ресурса социально-экономического развития Красноярского края и отсутствие концепции и программы воспитания, обеспечивающей механизм решения этой задачи;

– становление гражданского общества и несформированность гражданской позиции взрослых, молодежи, детей;

– необходимость интеграции субъектов образования, консолидации действий представителей экономической, политической и культурной сфер региона и отсутствие необходимых условий для их взаимодействия в решении практических проблем;

– необходимость разработки и реализации эффективных воспитательных систем и отсутствие согласованных общегосударственных и региональных ценностей и целей воспитания;

– потребность в преодолении разрыва между процессом обучения и воспитания в обеспечении целостности педагогического процесса и отсутствие соответствующих четких положений в стандарте образования, определяющих качество образования через качество не только обучения, но и воспитания.

^ Цель программы – содействие духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения детей и молодежи в контексте российской идентичности и современных социальных реалий.

^ Задачи программы:

  1. разработать методологическую, научно-методическую, организационную, нормативно-правовую, информационную базу воспитания детей и молодежи Красноярского края;

  2. обеспечить приоритет духовно-нравственного воспитания современного поколения сибиряков в обществе и региональной системе образования;

  3. создать единое региональное воспитательное пространство как среду сохранения и развития ценностей духовно-нравственных и деятельно-волевых черт характера современного поколения сибиряков;

  4. способствовать согласованию интересов и действий основных субъектов воспитания: государства, семьи, образования, традиционных российских церквей, научно-педагогического сообщества, общественных организаций, бизнеса, СМИ и других – по созданию положительной практики социализации современного поколения сибиряков;

  5. ориентировать всех субъектов воспитания на повышение профессионализма, компетентности и социальной ответственности;

  6. актуализировать целесообразность создания в Красноярском крае Института воспитания, обеспечивающего подготовку кадров по широкому спектру специальностей, необходимых для решения задач воспитания;

  7. интегрировать усилия всех субъектов воспитания по социальной защите детства и разработке системы мер профилактики и преодоления девиантного поведения детей и подростков;

  8. активизировать поиск новых методов и форм воспитательной деятельности в оптимальном соотношении с традиционными;

  9. привлечь внимание средств массовой информации к пропаганде гражданских духовно-нравственных ценностей в контексте российской идентичности в целях духовного единения сибиряков.


^ Научно-педагогическое обоснование концепции

и программы-ориентира воспитания детей и молодежи Красноярского края


Исходной позицией авторов разрабатываемой концепции и программы-ориентира является принятое законом «Об образовании» (2007 г) положение о том, что духовно-нравственное воспитание становится важнейшим приоритетом государственной образовательной политики. Оно направлено на социальную консолидацию российского общества, укрепление российской идентичности, формирование общих духовных и нравственных основ российского самосознания.

^ Мировоззренческие основы воспитания и социализации

Авторы разделяют философскую концепцию паритета идеального и материального в рамках мировоззренческого плюрализма; сочетания личного и общественного, коллективного и индивидуального, социальной гармонии.

Этическим постулатом концепции является служение высшим ценностям, в процессе чего развиваются ценности характера самой личности.

Позиция авторов заключается в признании исторических корней становления ценности характера сибиряков, необходимости их сохранения и защиты от «размывания»в современных условиях.

^ Концептуальные положения относительно понимания идеологии и идеологемы воспитания

Идеология воспитания — это система идей, отвечающих актуальным интересам личности и общества, способствующих формированию сознания индивида в соответствии с задачами успешной социализации личности и социально-экономического развития России.

^ Идеологема воспитания нового поколения сибиряков есть совокупность идей и принципов, составляющих основу сохранения и развития интеллектуальных, духовно-нравственных и деятельно-волевых черт характера современного поколения детей и молодежи. Она направлена на формирование личности, обеспечивающей построение гражданского общества, свободного от насилия и жестокости, основанного на согласии и солидарности многонационального населения сибиряков.

В России и Сибири должна жить и утверждаться идея, что Россия — это сложная и уникальная нация — единый народ. Высшим показателем воспитания самосознания детей и молодежи должно стать служение Отечеству. Это основа идеологии воспитания, фундаментальная проблема, решению которой должны быть подчинены содержание и деятельность в системе воспитания россиян.

При этом необходима смена парадигмы воспитания и социализации, утверждение новой, суть которой состоит в: определении и принятии подрастающим поколением россиян личностно и социально значимых ценностей российской идентичности; признании уникальности и самоценности духовно-нравственного, деятельно-волевого характера каждого человека; осуществлении воспитания не в интересах отдельных классов, слоев и групп региона, а в интересах каждой личности и в контексте российской идентичности.

Концептуальной моделью духовно-нравственного делового человека рассматривается молодой человек, обладающий личностно и социально значимыми качествами, отражающими сформированность ценностных отношений к Миру, обществу, государству, образованию, умственному и физическому труду, людям, себе самому, общественной и личной собственности.

^ Новая стратегия воспитания нынешнего поколения россиян должна учесть социальные и личностно значимые ценности, сохранившиеся в традициях народа и положительном опыте образования.

Традиционно в России первостепенной задачей воспитания было формирование нравственных черт характера. Основоположник отечественной концепции воспитания К.Д. Ушинский проповедовал в своих трудах мысль о том, что истинное, созидающее человека воспитание — это прежде всего воспитание духовно-нравственных основ его характера. Размышляя о российском воспитании, он пророчески заглянул в педагогическую практику незнакомого ему в XXI столетия: «Развитие головы и совершенное бессилие характеров, способность все понимать и обо всем мечтать (я не могу даже сказать — думать) и неспособность что-нибудь делать — вот плоды такого воспитания».

Сформированность нравственных черт характера служит показателем личной социальной зрелости, поскольку нравственный характер является сам для себя законом, а нравственный закон – это внутренний закон. Гражданская зрелость проявляется в том, чтобы в качестве члена общества проводить в жизнь нравственные принципы. Предупреждение «падения нравов», роста преступности невозможно при отсутствии духовно-нравственных мотивов поведения, без развитой доброй воли. Вот почему речь должна идти о воспитании духовно-нравственных и деятельно-волевых черт характера растущего поколения.

Акцент на проблеме воспитания характера авторы концепции делают исходя из понимания его значения, сущности и природы. В философии, психологии и педагогике приводятся разные определения характера. Обобщая суть имеющихся определений, авторы данной концепции рассматривают характер в традициях российского менталитета – как индивидуально-своеобразное сочетание устойчивых и существенных черт. К первой группе относятся черты, выражающие систему ценностных отношений человека к действительности и определяющие мотивы поступков, цели действий, задачи, которые он себе ставит. Ко второй группе относятся волевые черты, связанные преимущественно с проявлением твердости, решительности, настойчивости в деятельности, определяющие умение и готовность управлять своим поведением. Только духовно-нравственные потребности и мотивы способны направить волю человека на личностно и социально значимую деятельность, поэтому мы говорим о духовно-нравственных и деятельно-волевых чертах характера.

Рассматривая природу характера, необходимо учитывать, что человек от рождения нравственно нейтрален и его отношения с миром формируются под влиянием внешних факторов. На этапе детства у него нет необходимых знаний и воли изменить обстоятельства, определяющие его характер. Когда же ребенок подрастает и затем, повзрослев, казалось бы, может изменить условия, в которых живет, его характер уже сформировался. Вот почему перед семьей и системой образования стоит задача уже с детства воспитывать духовно-нравственные и деятельно-волевые черты характера, а перед психологией и педагогикой – разработать основы соответствующей концепции и идеологии.

^ Понимание характера в связи с понятием «личность». К проблеме личности авторы концепции подходят с позиций психологии отношений. Определяющими характеристиками личности выступают:

– потребности, интересы, ценности, идеалы, объединенные общей направленностью (по выражению С.Л. Рубинштейна, «Что человек хочет»);

– способности, талант, опыт, умения и навыки, создаваемые генетическими предпосылками и реализацией возможностей в деятельности и общении («Что человек может»);

– темперамент – проявление типа нервной системы, как особенности эмоциональной реакции и динамики деятельности индивида («Как действует»);

– характер, определяющий индивидуальную неповторимость всех личностных свойств («Что человек есть») в качестве структурной интеграции отношений.

Духовно-нравственный и деятельно-волевой характер необходимо рассматривать во взаимосвязи с гражданственностью. Понимание гражданственности в дореволюционной России традиционно строилось на духовно-нравственных объединенных идеях, с позиций приоритета морали, а не права при решении общих жизненно важных вопросов. Большое влияние имели идеи солидарности, братства, соборности, «всеединства», как ориентиры на консолидацию народов России, идеи сплоченности народа во имя достижения целей государства.

Однако поистине вечные ценности воспитания обновляются и возрождаются в каждую новую историческую эпоху.

В нынешних условия воспитание призвано возрождать традиционные ценности нашего народа и вместе с тем обновлять ихс учетом интересов каждого человека, общества и государства. Понятие «духовно-нравственные деятельно-волевые черты характера» раскрывает сущность гражданственности, т.к. отражает социальные и личностно значимые ценности таких черт, как гражданская ответственность, милосердие, порядочность, доброта, патриотизм, социальная активность, творческое отношение к труду и другие. В характере проявляются и раскрываются образ и дух народа, в характере сила, судьба и карьера каждого конкретного человека.

Творческий потенциал, компетентность, способность организовать дело и проявить волю в его реализации при сохранении нравственности и порядочности – вот ведущие факторы, которые должны определять профессиональную карьеру молодежи и социально-экономического развития нашего региона. В этой связи определенной идеологической основой работы с молодежью может служить признание ценностей сибирского характера и необходимости их сохранения и развития. Таким образом, сибирский характер рассматривается как социальный гражданский характер. Интериоризируя объективную необходимость, социальный характер мобилизует энергию людей для выполнения задач данного общества, тем самым превращается в производительную силу, необходимую для социального прогресса. В этом заключается взаимосвязь социального и индивидуально характеров, их значение в развитии региона.

Черты сибирского характера понимаются нами как социально и исторически обусловленные и видоизменяющиеся с течением времени существенные качества народа, проявляются через систему отношений, ценностных ориентаций, на основе которых развертываются социальная регуляция и целенаправленные действия людей.

^ В современных условиях актуализируются традиционные и складываются новые ценности и формы их проявления:

– отношение к миру (толерантность, миролюбие, открытость миру);

– отношение к Отечеству (патриотизм, любовь к большой и малой Родине);

– отношение к обществу и государству (законопослушание, гражданская позиция, социальная ответственность, свобода, демократия);

– отношение к семье (ответственное отношение к браку, рождению и воспитанию детей, любовь и забота о членах семьи);

– отношение к природе (бережное, рачительное и созидательное);

– отношение к умственному труду (стремление к познанию, владение умениями, навыками познавательной деятельности и самообразования);

– отношение к физическому труду (инициативность, активность и самореализация в физическом труде);

– отношение к образованию (стремление к достижению образованности и построению успешной профессиональной карьеры);

– отношение к себе (стремление к физическому и психическому здоровью, саморегуляция, самовоспитание, саморазвитие, самосовершенствование);

– отношение к другим людям (гуманизм, уважение, доброта, совесть, умение жить вместе и другие нравственные качества);

– отношение к собственности (бережное отношение к миру вещей, уважение к материальной и интеллектуальной собственности, стремление к материальному благополучию, достигнутому честным трудом).

^ Черты характера отражают положительные и отрицательные отношения человека:

– к людям (общительность — замкнутость, правдивость — лживость, тактичность — грубость и т.д);

– к себе (скромность — самовлюбленность, самокритичность - самоуверенность и т.д.);

– к делу (ответственность — недобросовестность, трудолюбие — леность и т.д.);

– к собственности (щедрость — жадность, бережливость — расточительность, аккуратность — неряшливость и т.д.).

^ Принципы воспитания:

духовности – проявляется в формировании у молодого человека смысложизненных духовных ориентаций, потребностей в освоении и производстве ценностей культуры, в соблюдении общечеловеческих норм гуманистической морали;

природосообразности;

демократизма, уважения к правам и свободам человека;

открытости и вариативности в контексте российской культурной идентичности – основывается на идеях со-гражданства, поддержания законности и определяет необходимость приобщения детей и молодежи к национальным ценностям культуры;

событийности – означает, что действие, поступок самого ребенка, совместная детско-взрослая деятельность, сами человеческие отношения являются актом- событием;

патриотизма – характеризует отношение к своему Отечеству, проявляется в социально значимых действиях и чувстве любви к Родине;

толерантности – понимание и принятие других культур, другого образа жизни, поведения людей, в рамках правовых и моральных норм и законов;

согласия и взаимодействия – предполагает взаимное духовно-душевное обогащение, сближение, совместный поиск истины, приоритетность совместных действий, солидарности и сотрудничества;

диалогичности воспитания – предполагает, что духовно-нравственная ориентация детей и молодежи, их развитие осуществляются в процессе взаимодействия воспитателей и воспитуемых, обмена индивидуальными ценностями участников воспитательного процесса, а также совместное их продуцирования;

самодетерминации и самореализации – определяет цель деятельности как процесс ​свободного выбора и самоорганизации, в ходе которого актуализируются познавательные потребности личности, что способствует развитию коммуникативных, перцептивных и когнитивных возможностей, расширению внутреннего мира личности и ее жизнетворчества;

регионализации – отражает необходимость учета идей и сохранение традиций народного воспитания, сложившихся на отдельных территориях, и поиск собственных путей и условий подготовки детей и молодежи к жизни в данном регионе;

персонификации и оптимизма – означает ориентацию воспитания на каждого участника данного процесса с сохранением его самоценности, лучших личностных качеств.

На основе интеграции вышеобозначенных актуальных ценностей и принципов авторы концепции выделяют основные цели, задачи и направления воспитания детей и молодежи Красноярского края.

В понимании авторов концепции цель воспитания, с одной стороны, должна носить универсальный характер и ориентироваться на ценности российской идентичности, а с другой – учитывать природные, демографические, социально-экономические условия жизнедеятельности детей и молодежи в сибирском регионе.

У жителей Сибири выработались уникальные черты: удивительная выносливость, взаимоуважение в труде, смелость и мужество в опасностях, патриотизм, чувство собственного достоинства и ценность свободы, самоуважение и уважение других вне этнических и религиозных различий. Сибиряки всегда отличались высокой жизнестойкостью, трудолюбием, хозяйственной сметкой и развитым чувством рачительного хозяина, так необходимыми для нового «общества знания».

^ Цель воспитания современного поколения сибиряков состоит в том, чтобы способствовать сохранению и развитию у них интеллектуальных, духовно-нравственных, деятельно-волевых черт характера, целеустремленности, активной гражданской позиции, социальной активности, готовности к освоению ими новых стандартов жизни.

Задачи воспитания:

– обеспечить ценностно-смысловой диалог развивающейся личности с социумом путем включения ее (на разных этапах развития) в процессы социализации (социальной адаптации, социального творчества) на основе принятия ею норм и ценностей этико-правовой и духовно-нравственной культуры;

– обеспечить взаимодействие подрастающей личности с миром человеческой культуры на основе освоения и приумножения общекультурного и национального наследия в процессе образования культуротворчества и социальной практики;

– расширить спектр взаимодействий личности с миром природы с учетом признания ею ценностей здорового образа жизни; экологической безопасности окружающего мира, принятие норм толерантного поведения, культуры общения и взаимодействия;

– ориентировать личность на самовоспитание, саморазвитие, самореализацию, профессиональное самоопределение.

^ Условия успешной социализации и воспитания в реалиях жизнедеятельности детей и молодежи:

– взаимодействие законодательной, исполнительной власти, органов образования, семьи, СМИ, детских и молодежных объединений, спортивных организаций, бизнеса и других ведомств и служб;

– возвращение семьи к духовно-нравственному воспитанию детей;

– финансовая поддержка и кадровое обеспечение решения целей и задач воспитания;

– научно- методическое обеспечение;

– реализация проектной организации воспитательных систем в целостном учебно-воспитательном процессе образовательных учреждений и в системе дополнительного образования;

– формирование единого воспитательного пространства в контексте ценностей российской идентичности;

– подготовка и повышение квалификации педагогов-воспитателей;

– разработка и внедрение в практику критериев оценки качества процесса и результатов воспитания учащихся.

Данные условия предполагают разработку и реализацию стратегии и тактики воспитания. Под воспитательной стратегией понимается искусное руководство, сознательно сконструированная совокупность педагогических действий, адекватных педагогической цели, осуществляемых последовательно-поэтапно и развертывающихся посредством качественного отбора педагогического обеспечения: содержания воспитания, гибкого использования форм, методов, приемов и средств, направленных на реализацию конкретной стратегии.

^ Воспитательная стратегия рассматривается, с одной стороны, как деятельность, в которой выделяют цель – стратегический ориентир – и средства ее достижения. С другой – педагогическая стратегия это процесс, протекающий во времени, представляющий совокупность целесообразных действий, направленных на достижение определенного результата. Как процесс каждая стратегия реализуется последовательно – поэтапно, в соответствии с воспитательной целью. Стратегия как способ действий становится необходимой в ситуации, когда для прямого достижения основной цели недостаточно наличных ресурсов.

Тактика является инструментом реализации стратегии и подчинена основной ее цели.





оставить комментарий
страница1/4
Дата12.10.2011
Размер0,84 Mb.
ТипПрограмма, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3   4
отлично
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх