Учебно-методический комплекс филологический анализ художественного текста для студентов 4 курса бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н icon

Учебно-методический комплекс филологический анализ художественного текста для студентов 4 курса бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н



Смотрите также:
Учебно-методический комплекс по дисциплине Филологический анализ текста Специальность...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Филологический анализ текста» для студентов 4 курса...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «литературоведение» для студентов 5 бр до...
Учебно-методический комплекс по дисциплине: «история русской литературы XX века ( 1 / 3 )» для 4...
Учебно-методический комплекс по дисциплине: «история русской литературы XX века ( 3 / 3 )» для 5...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы XIX века Iполовина» для...
Учебно-методический комплекс по дисциплине: «история русской литературы XX века ( 2 / 3 )» для 4...
Учебно-методический комплекс по дисциплине: «история русской литературы XX века ( 3 / 3 )» для 5...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Литературоведческий анализ текста Специальность:...
Учебно-методический комплекс по дисциплине: «выразительное чтение» для студентов 3 курса рб до...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы XIX века Iполовина» для...
Учебно-методический комплекс для студентов 4 курса Факультета Права...



страницы:   1   2   3
скачать

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ


ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


СТЕРЛИТАМАКСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

АКАДЕМИЯ ИМ. ЗАЙНАБ БИИШЕВОЙ

ФАКУЛЬТЕТ БАШКИРСКОЙ ФИЛОЛОГИИ


КАФЕДРА РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС


ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА

для студентов 4 курса БР ДО


Учебно-методический комплекс Составитель: к.ф.н.,


обсужден и утвержден ст.преподаватель

на заседании кафедры Мишина Г.В.

Протокол № 1 от 9.09.2008 г.


Зав.кафедрой: М.Ш.Кагарманова


Стерлитамак 2008

ОГЛАВЛЕНИЕ


1-2 Государственный стандарт.

3. Введение.

4. Пояснительная записка

5. Цель и задачи учебного курса.

6. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

7. Основные виды занятий и особенности их проведения.

8. Техническое обеспечение дисциплины.

9. Объем и сроки учебного курса.

10. Рабочая программа.

11. Основная и дополнительная литература.

12.Практические занятия.

13. Вопросы к зачету

14. Лекции.

15.Методические рекомендации преподавателям.

  1. Методические рекомендации студентам.



^







МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ




Утверждаю

Заместитель Министра образования и науки Российской Федерации

А.Г.Свинаренко

____________________

«31» января 2005 г.

Номер государственной регистрации

710 пед/сп (новый)


^ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ


ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Специальность 033000.00 Родной язык и литература

с дополнительной специальностью


Квалификация учитель родного языка, литературы и _____

(в соответствии с дополнительной специальностью)




Вводится в действие с момента переутверждения

вместо ранее утвержденного (14.04.2000 г., 397пед/сп)


Москва 2005

^

ДПП. Ф. Филологический анализ художественного текста


Текст, его основные признаки. Категории текста. Поэтические, прозаические, драматические тексты, их отличительные особенности, стиль, художественные средства. Анализ лексики, грамматических форм, синтаксической структуры теста. Принципы и методы лингвистического и литературоведческого анализа.


Введение

Предлагаемый учебно-методический комплекс составлен на основе следующих документов:

Федеральный закон: Выпуск 28. Об образовании. М.: ИНФА – М, 2002.

Федеральный закон. Об утверждении Федеральной программы развития образования в Российской Федерации. М.: МО РФ, 2000.

Закон Республики Башкортостан об образовании. Уфа, 1993.

Закон Российской Федерации о языках народов РФ. (Русская речь. 1992. №2).

Временный государственный образовательный стандарт: Общее и среднее образование.

Русский язык как государственный язык РФ в школах с нерусским языком обучения (М., 1993).

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. М.: Госкомитет по высшему образованию. 1996.

В данном разделе содержится описание курса филологического анализа художественного текста, преподаваемого студентам башкирско-русского отделения. Среди дисциплин, предусмотренных по специальности «050302 Родной язык и литература; Русский язык и литература», филологический анализ художественного текста входит в цикл предметной подготовки. Этим обусловлена специфика работы, проводимой с учетом как особенностей дисциплины, логики материала, так и контингента студентов.

Структурно описание программы курса включает пояснительную записку, содержание лекций и практических занятий, вопросы к зачету.


^ Пояснительная записка

Актуальность курса:

Анализ текста художественного произведения представляет, как правило, немалые трудности для начинающего филолога. На уроке литературы к ним добавляются проблемы общения с классом, организации интересной и насущной для школьников деятельности. Намного легче дать на уроке бытовой, культурологической или исторический комментарий к произведению, связать его с более или менее глубоко понятной исторической или современной нам действительностью. Однако главная задача учителя словесности – показать пример и научить самостоятельно выполнять такой разбор художественного текста, который помог бы увидеть богатство и сложность литературного произведения, открыть в нем не только отклик на собственные переживания и размышления, но глубину осмысления жизни.

Художественное произведение – это живой организм, целостная идейно-художественная система, все элементы которой соотнесены между собой и выражают своеобразие авторской оценки явлений действительности. Сложную взаимосвязь самых общих категорий произведения и его микроэлементов – слова, ритма, интонации, метра стиха и пр.– заметил и описал еще Аристотель.

Осуществить полное описание художественной структуры произведения – задача практически невыполнимая, исследователь поневоле вынужден ограничивать себя, выбирая ту или иную сторону объекта изучения. Мы ориентируемся на принципы структурного анализа художественного текста, разработанные Ю.М.Лотманом.

В курсе представлены различные пути анализа литературного произведения: анализ, интерпретация, истолкование, комментарий. Выбор пути зависит как от характера самого текста, так и от целей анализа. При подготовке программы мы склонялись системно-целостному (или так называемому комплексному анализу) поскольку организация именно такого вида деятельности станет основой преподавания литературы в школе.

Для работы предложены тексты всех родов литературы и практически всех жанров. Большая часть материала представляет собой эпические и лирические произведения из числа изучаемых в школе. Представлены произведения в широком хронологическом диапазоне: с конца XVIII века до конца ХХ века.

^ Цель курса:

организация системного восприятия и интерпретации текста художественного на научной филологической основе


Задачи курса :

  1. формирование навыков самостоятельного литературоведческого анализа художественного текста;

  2. совершенствование навыков владения грамотной устной и письменной русской речью;

  3. углубление знаний по теории литературы;

  4. выработка умения строить логичное, доказательное высказывание.

^ Воспитательная задача курса:

огромным воспитательным потенциалом обладает сам изучаемый литературный материал, кроме того, в ходе чтения и анализа текстов художественных произведений происходит формирование духовной, личности, осознающей гражданский и общественный долг; формируется культура умственного труда; воспитывается уважение к другим культурам.

^ Специфика курса.

Курс имеет практический характер, совмещает литературоведческий и историко-культурный ракурсы в освоении материала. Лекции выстроены в соответствии с логикой курса и освещают основные положения современного литературоведения, предполагают значительный объем самостоятельной работы студентов. Подготовка к каждому практическому занятию требует от студентов обращения к материалу смежных дисциплин.

^ Межпредметные связи.

В ходе изучения курса студенты обращаются к материалу из области теории литературы, истории русской литературы, лингвистики, стихосложения, выразительного чтения, стилистики и других дисциплин.


^ Основные виды занятий и особенности их проведения

Программа курса предполагает следующие формы изучения теоретического и практического материала:

- лекции;

- практические занятия;

- чтение художественных текстов и их анализ;

-самостоятельная интерпретация текстов художественных произведений.

Формами контроля усвоения учебного материала является:

- составление студентами плана лекции;

- собеседование по прочитанным текстам;

- анализ выступлений по темам на практических занятиях;

- контрольная работа;

-выполнение самостоятельных письменных работ.


^ Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В процессе изучения филологического анализа художественного текста студенты должны:

знать и усвоить:

  1. литературный и общекультурный контекст разбираемых произведений,

  2. межпредметные связи в ходе анализа текстов;

  3. базовые литературоведческие категории и понятия;

  4. методологию филологического анализа художественного текста;

уметь:

  1. ориентироваться в ключевых проблемах литературного развития;

  2. добывать и применять научную информацию, работать с исследовательской и справочной литературой;

  3. применять выработанные в вузе навыки во время педагогической практики и в перспективе преподавательской деятельности;

владеть навыками:

1. анализировать художественные произведения в аспекте течения и творческой индивидуальности писателя;

  1. самостоятельно организовывать анализ текста художественного произведения.

Техническое обеспечение дисциплины


Для обеспечения преподавания курса «Филологического анализа художественного текста» необходимы:

  1. оборудованные аудитории;

  2. аудио-видео аппаратура, видеокассеты и диски с материалами, иллюстрирующими содержание художественных произведений и биографии авторов; интерактивная доска;

  3. мультимедийные технические средства;

  4. авторские электронные программы по курсу;

  5. прочие виды наглядности.

Объем и сроки учебного курса

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость

52




Аудиторные занятия

36

7

Лекции

20

7

Практические занятия

16

7

Лабораторные работы

-

7

Контрольные работы

7

7

Консультации

2

7

Вид итогового занятия (экзамен, зачет)

7

зачет



Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Стерлитамакская государственная педагогическая академия»


Утверждено

на заседании кафедры

русского языка и литературы


(протокол № _____от_________)

Зав. кафедрой________________

Рабочая программа


По дисциплине ^ Филологический анализ художественного текста вид дисциплины Филологический анализ художественного текста

(наименование дисциплины)


Специальность: для студентов очной формы обучения по специальности 050302 – Родной (башкирский) язык и литература; Русский язык и литература

(наименование специальности)

Учебных часов по учебному плану:

всего 66 часов, в том числе

лекций 20

сем. и практ. 16

Учебно-методический комплекс разработан: лабор. зан. –

консультаций –2

^ Канд. филол. наук, ст. преподавателем Мишиной Г.В. (ф. и. о., должность, уч. степень)





п

/п

Тема и содержание

Форма изучения материала

(лекции, практ., семин., лабор. зан., самост. работа)

Кол-во часов

Межпредметные связи

Инновацион

ные методы обучения

Основная и доп. лит-ра (с указанием номеров глав, параграфов), рекомендуемая студентам

Задания для самостоят. работы студентов (с указани-ем лит-ры, номеров заданий)

Кол-

во час

Форма контроля самостоятельной работы студентов (коллоквиумы, контр. работы, компьютерные тесты, конспектирование, реферирование, микрозачеты и др.)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

Введение. Цели и задачи филологического анализа художественного текста

Лекция

2

История России, зарубежная литература,

Мировая художественная культура

Лекция- диалог

Раздел I




2




2

Литературное произведение как система

Лекция

2

Философия,

Мировая художественная культура

Лекция-диалог

Раздел I

Прочитать: учебные пособия по мировой художественной культуре, по истории России

2

Собеседование по прочитанному

3

Общее понятие о роде и жанре. Обзор современных теорий родового деления

Лекция

2

Теория литературы

Использование Мульти-Медиа технологий

Раздел I

Прочитать учебные пособия по теории литераттуры

2

Собеседование по прочитанному

4

Особенности эпоса как рода литературы. Общие принципы анализа эпических произведений

Лекция

2

Фольклор, теория литературы

Метод погружения

Раздел I

Самостоятельно провести анализ образной системы

2

Выступление с докладом

5

Принципы анализа эпического произведения (на примере повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»)

Практическое занятие

2

Философия,

Мировая художественная культура

Интерактивный метод

Раздел I

Самостоятельно провести анализ произведения

2

Выступление с докладами

6

Субъектные и внесубъектные формы выражения авторского сознания в повести М.Булгакова «Собачье сердце»

Практическое занятие

4

История России, Философия

Интерактивный метод

Раздел I

Самостоятельно провести анализ произведения

4

Выступление

8

Анализ эпических произведений («Шинель» Н.В. Гоголя, «Человек в футляре» А.П. Чехова)

Практич

занятие

2

История России, философия

Стилистический эксперимент

Раздел I

Прочитать: учебные пособия по философии начала ХХ в.

2

Собеседование по прочитанному

9

Проблема автора в художественном произведении

Лекция

2

Теория литературы

Лекция-диалог

Раздел I

Сопоставить значение понятия «автор» в различных источниках

2

Сопоставление результатов работы

10

Особенности лирики как рода литературы. Общие принципы анализа лирических произведений

Лекция

2

Теория литературы, стиховедение

Лекция-диалог

Раздел I

Подготовить доклад на тему «Три теории лирики»

2

Выступление с докладом

11

Общее понятие о стихотворной речи. Стих и проза. Специфические признаки стихотворной речи

Лекция

2

Стиховедение

Использование Мульти-Медиа технологий

Раздел I

Составить конспект: Тимофеев «Основы стиховедения» - С. 15-26.

2

Проверка конспектов

12

Анализ лирического текста (В. Высоцкий «Кони привередливые»)

Практич занятие

2

История России, Философия




Раздел I

Самостоятельно провести анализ произведения

2

Письменная контрольная работа

13

Анализ лирического текста (Н.Заболоцкий «Журавли»)

Практич занятие

2

История России, Философия, стиховедение

Использование Мульти-Медиа технологий

Раздел I

Самостоятельно провести анализ произведения

2

Выступление с докладами

14

Анализ лирического текста (С. Есенин «Шаганэ ты моя, Шаганэ»)

Практич занятие

2

История России, Философия, стиховедение




Раздел I

Самостоятельно провести анализ произведения

2

Письменная контрольная работа

15

Особенности драмы как рода литературы. Общие принципы анализа драматического произведения

Лекция

2

Теория литературы

Лекция-диалог

Раздел I

Проанализировать теорию драмы Аристотеля

2

Собеседование по проделанной работе

16

Своеобразие и структура драматического конфликта, понятие интриги

Лекция

2

Теория литературы

Интерактивный метод

Раздел I

Самостоятельно выписать из литературоведческого словаря значение понятия «интрига»

2

Собеседование по проделанной работе

17

Анализ текста драматического произведения (А.П. Чехов «Вишневый сад»)

Практическое занятие

2

Теория литературы, история России

Интерактивный метод

Раздел I

Самостоятельно провести анализ произведения

2

Выступление с докладами

18

Анализ текста драматического произведения (В.Вампилов «Старший сын»)

Практическое занятие

2

Теория литературы, история России

Интерактивный метод

Раздел I

Самостоятельно провести анализ произведения

2

Письменная контрольная работа










36













36






^ ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА


  1. Теория литературы: Учеб. пособие / Под ред. Н.Д. Тамарченко. В 2 т. – М., 2004.

  2. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. – М., 1996.

  3. Корман Б.О. Теория литературы. – Ижевск, 2006.

  4. Хализев В.Е. Теория литературы. – М., 2002.

  5. Анализ одного стихотворения.- Л., 1985.

  6. Введение в литературоведение. Хрестоматия / Под ред. П.А. Николаева.-М., 1997.

  7. Винокур Г.О. О языке художественной литературы.- М., 1991.

  8. Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения.- М., 1972.

  9. Литературный энциклопедический словарь / Под общ. ред. В.Н.Кожевникова и П.А.Николаева.- М., 1987.

  10. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста // О поэтах и поэзии.- СПб., 2001. – С.18-253.

^ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.Гаспаров Н.П. Русский стих начала XX века в комментариях.- М., 2004.

2.Маранцман В.Г. Труд читателя. От восприятия литературного произведения к анализу.- М., 1986.

3.Тимофеев Л.И., Тураев С.В. Краткий словарь литературоведческих терминов.- М., 1978.

4.Тимофеев Л.И. Проблемы стиховедения. – М., 1956.

5.Эткинд Е.Г. Разговор о стихах. - М., 1970.

6.Купина Н.А., Николина Н.Л. Филологический анализ художественного текста. – М., 2003.

7.Сырица Г.С. Филологический анализ художественного текста. – М., 2005.

8.Тюпа В.Ю. Анализ художественного текста. – М., 2006.


^ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

ТЕМА: Принципы анализа эпического произведения

(на примере повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель»).

Вопросы и задания:

I. О проблеме автора (понятие «биографический автор», «концепированный автор», «автор - герой»).

II. О понятиях «мотив» и «концепт». Сквозные мотивы и ключевые концепты в повести А. Пушкина «Станционный смотритель».

III. Внесубъектные формы выявления авторской позиции в повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель» (система персонажей, интерьер, композиция, художественное слово). Привести примеры.

IV. Главные родовые принципы эпоса в повести А.Пушкина «Станционный смотритель».

Литература

  1. Аристотель. Поэтика. М., 2000. Главы 1-4, 23, 24, 26.

  2. Гегель Г. Лекции по эстетике. // Хрестоматия по теории литературы. М., 1982, С.176 – 181.

  3. Белинский В.Г. Разделение литературы на роды и виды. // Хрестоматия. С.256 – 265.

  4. Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения. М., 1972. С.8-56.

  5. Благой Д.Мастерство Пушкина. Глава о «Станционном смотрителе». // Благой Д. От Кантемира до наших дней. Т.2. М., 1979.

  6. Мишина Г.В. Художественный концепт как отражение национально-культурной картины мира: история и современное состояние вопроса. // Проблемы преподавания русского языка и литературы в условиях двуязычия. – Стерлитамак, 2007. – С.218-224.



^ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2


ТЕМА: Субъектные и внесубъектные формы выражения авторского сознания в повести М.Булгакова «Собачье сердце»


  1. О терминах «повествователь», «субъект речи», «субъект сознания», «полифонизм».

  2. Внесубъектные формы проявления авторского сознания в повести М. Булгакова «Собачье сердце».

  3. Анализ повести М.Булгакова «Собачье сердце» с точки зрения субъектных форм выражения авторского сознания (преимущественно в первой части произведения) и внесубъектных (во второй части). Определить смысл и значение включения разных субъектов речи в художественную ткань текста.


Литература

См. список к предыдущему занятию, а также:


  1. Скобелев В.П. Поэтика рассказа. – Воронеж, 1983.




  1. Успенский Б.А. Поэтика композиции. – СПб., 2000.



^ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3


С.А.Есенин

Шаганэ ты моя, Шаганэ!

Потому, что я с севера, что ли,

Я готов рассказать тебе поле,

Про волнистую рожь при луне.

Шаганэ ты моя, Шаганэ!


Потому, что я с севера, что ли,

Что луна там огромней в сто раз,

Как бы ни был красив Шираз,

Он не лучше рязанских раздолий,

Потому, что я с севера, что ли.


Я готов рассказать тебе поле,

Эти волосы взял я у ржи,

Если хочешь, на палец вяжи –

Я нисколько не чувствую боли.

Я готов рассказать тебе поле.


Про волнистую рожь при луне

По кудрям ты моим догадайся.

Дорогая, шути, улыбайся,

Не буди только память во мне

Про волнистую рожь при луне.


Шаганэ ты моя, Шаганэ!

Там, на севре, девушка тоже,

На тебя она страшно похожа.

Может, думает обо мне...

Шаганэ ты моя, Шаганэ!

1924


^ ТЕМА: I. Три теории лирики.

II. Анализ стихотворения С.Есенина


I. Определите содержание, тему стихотворения С.Есенина.

2. Рассмотрите систему образов стихотворения. Выделите образы, образуемые прямыми значениями слов. Обратите внимание на слова, которыми характеризуются предметы, детали, знакомые поэту и реалии, ему чуждые. Какие лекси­ческие средства выразительности для этого используются?

Обратите внимание на дополнительные значения слов в поэтике С.Есенина. Раскройте значение имен и географи­ческих названий (используйте при анализе историко-биографический материал: Шираз - древний персидский город, родина Саади, Хафиза; биографическая деталь: С.Есенин никогда не бывал в Персии). Сравните характер эпитетов при оценке Шираза и при описании «рязанских раздолий».

  1. Охарактеризуйте образ лирического героя (используйте, по возможности, анализ других произведений цикла «Персид­ские мотивы» для создания целостного представления об образе лирического героя). Какие нравственные ценности и свойства характера («любовь к родному краю, родине», «невозможность обрести счастье в иных краях», «верность в любви» и др.), присущие лирическому герою, выражены
    напрямую, а какие опосредованно?

  2. Отметьте особенности метрики. Составьте метрическую схему стихотворения, обозначьте отступления от основно­го размера в отдельных строках. Какова их эстетическая функция?

  3. Определите особенности строфики. Охарактеризуйте мо­дель строфы. Рассмотрите, какими особенностями по­строения обладает венок строф:

  • Рассмотрите каждую строку первой строфы по от­ношению к другим строфам;

  • Первую и последнюю строки каждой строфы;

  • Строение первой и последней строф;

  • Первой и последней строк стихотворения.

  • Определите особенности рифмовки, учитывая, что
    строки первой строфы повторяются в последующих строфах.

  1. Охарактеризуйте изобразительно-выразительные средства, рассмотрите все синтаксические способы включения в текст повторяющихся строк. Какие смыслы приобретает строка в разных контекстах? Какими художественными средствами создается экспрессивность текста?

  2. Обобщите результаты анализа стихотворения С.Есенина
    «Шаганэ ты моя, Шаганэ!» в форме связанного рассказа.



^ ПРАК ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4


В.С.Высоцкий

Кони привередливые


Вдоль обрыва, по-над пропастью, по самому по краю

Я коней своих нагайкою стегаю - погоняю, -

Что-то воздуху мне мало, ветер пью, туман глотаю,

Чую с гибельным восторгом - пропадаю. Пропадаю!

Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее!

Вы тугую не слушайте плеть!

Но что-то кони мне попались привередливые,

И дожить не успел, мне допеть не успеть.

Я коней напою,

Я куплет допою, -

Хоть немного еще постою

на краю!...


Сгину я, меня пушинкой ураган сметет с ладони,

И в санях меня галопом повлекут по снегу утром.

Вы на шаг неторопливый перейдите, мои кони!

Хоть немного, но продлите путь к последнему приюту!

Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее!

Не указчики вам кнут и плеть.

Но что-то кони мне попались привередливые,

И дожить я не смог, мне допеть не успеть

Я коней напою,

Я куплет допою, -

Хоть немного еще постою

на краю!..


Мы успели - в гости к Богу не бывает опозданий:

Что ж там ангелы поют такими злыми голосами?

Или это колокольчик весь зашелся от рыданий?

Или я кричу коням, чтоб не несли так быстро сани?

Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее!

Умоляю вас вскачь не лететь!

Но что-то кони мне попались привередливые,

Коль дожить не успел, так хотя бы допеть!

Я коней напою,

Я куплет допою, -

Хоть немного еще постою

на краю!..

1972


^ ТЕМА : Анализ стихотворения В. Высоцкого «Кони привиредливые»

1. Определите тему и содержание стихотворения. Какие при­знаки указывают на имеющийся в стихотворении подтекст.

2. Проанализируйте образный строй стихотворения. Какими способами поэт создает образ коней? Какова прямая и пе­реносная семантика данного образа? В чем суть оценочно­го эпитета «привередливые»? Какова роль заглавия? Како­ва реализация и влияние на формирования подтекста обра­зов «края», «пути»? Обратите внимание на индивидуально-авторское наполнение образов «ангелы», «восторг». В чем суть гротескно-оксюморонного способа создания образа певца, мчащегося в санях «вдоль обрыва, по-над пропа­стью»: герой стихотворения подгоняет плетью коней и в тоже время умоляет их: «Чуть помедленнее, кони, чуть по­медленнее!»; вопрошает: «Хоть немного еще постою на краю» и в то же время точно знает наперед: «И дожить не успеть, мне допеть не успеть». Какая жизненная стратегия здесь обнаруживается? Какой выбор предпочитает лириче­ский герой Высоцкого? Охарактеризуйте образ лирическо­го героя.

3. Проанализируйте метрику стихотворения. Составьте мет­рическую схему, определите размер, видоизменение разме­ра в строфе и в разных строфах. Каков смысл использова­ния полиметрической композиции?

4. Отметьте особенности строфики. Охарактеризуйте модель строфы. Выявите функции переноса в рефрене. Определите способ рифмовки, особенности сочетания клаузул в каждой строфе (найдите строфы только с мужскими или женскими клаузулами, с чередованием гипердактелических и муж­ских клаузул).

5. Обозначьте особенности фоники. Определите виды рифм встихотворении. Отметьте их многообразие (точные, глубокие, богатые, неточные (виды), внутренние). Раскройте роль аллитераций.

6. Проанализируйте изобразительно-выразительные средства в стихотворении В.Высоцкого. Отметьте градацию в строке, в тексте, другие виды повторов (в строке, в строфе, в тексте), особенности повтора рефрена. Какова их роль?
Обобщите свои наблюдения на экспрессивно насыщенной лексикой и тропами (обратите внимание на индивидуально-авторские). Рассмотрите особенности синтаксиса. В тексте много авторских знаков препинания. Какова роль «лесенки» в рефрене?

7. Изложите выводы анализа стихотворения В.Высоцкого «Кони привередливые» в форме связанного рассказа.


^ ПРАК ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5

Журавли

Н.А.Заболоцкий

Вылетев из Африки в апреле

К берегам отеческой земли,

Длинным треугольником летели,

Утопая в небе, журавли.


Вытянув серебряные крылья

Через весь широкий небосвод,

Вел вожак в долину изобилья

Свой немногочисленный народ.


Но когда под крыльями блеснуло

Озеро, прозрачное насквозь,

Черное зияющее дуло

Из кустов навстречу поднялось.


Луч огня ударил в сердце птичье,

Быстрый пламень вспыхнул и погас,

И частица дивного величья

С высоты обрушилась на нас.


Два крыла, как два огромных горя,

Обняли холодную волну,

И, рыданью горестному вторя

Журавли рванулись в вышину.


Только там, где движутся светила,

В искупленье собственного зла

Им природа снова возвратила

То, что смерть с собою унесла:


Гордый дух, высокое стремленье,

Волю непреклонную в борьбе -

Все, что от былого поколенья

Переходит, молодость, к тебе.


А вожак в рубашке из металла

Погружался медленно на дно,

И заря под ним образовала

Золотого зарева пятно.

1948


^ ТЕМА: Анализ стихотворения Н.Заболоцкого «Журавли»

1. Определите содержание стихотворения Н.Заболоцского.

Какова тематика произведения?

2. Определите форму выражения авторского сознания. Объ­ясните выбор данной формы.

3. Какое художественное событие стало предметом изобра­жения в стихотворении Н.Заболоцкого «Журавли»? Рас­смотрите ключевые образы стихотворения и особенности их воплощения. Какими средствами автор создает образ журавлиной стаи? Как они выявляют авторскую позицию? Почему поэт использует вместо общеупотребительного слова для обозначения журавлиной стаи словосочетания «длинный треугольник»? Соответствует ли этот оборот нормам литературной речи? Обратите внимание на прин­цип контраста в системе образов. Почему первые две строфы противопоставлены остальным? (см. характер лексиче­ских средств, формы глаголов, роль противительного сою­за). Почему автор не сосредоточил злое начало в образе че­ловека, а обозначил его метонимией? Рассмотрите, как изображается гибель журавля - вожака стаи. Почему Забо­лоцкий использует необычный сравнительный оборот? Ка­кое значение приобретает существительное «горе» при нехарактерном для него сочетании с числительным? Ю.М.Лотман отметил, что пространственные категории «верх», «низ» в лирике Заболоцкого обладают специфиче­ским значением: «низ» - «близость», зло; «верх» - «даль», добро, избавление от зла. Рассмотрите, выделив слова с пространственным значением, наблюдается ли эта особен­ность в данном стихотворении. Сопоставьте в это связи значение слова «утопать» в перовой строфе и перифраза с обозначением этого действия в последней строфе. Найдите строфы, в которых выражена основная мысль стихотворе­ния (обратите внимание на их смысловую и синтаксиче­скую выделенность). Проанализируйте средства ее выра­жения: лексика с абстрактным значением и содержащая морально-этическую оценку, синтаксические средства (ин­версии, тип обращения, стилистическая окраска сложных конструкций). Понаблюдайте, как подготавливается этиче­ский вывод в предшествующей части. Определите специ­фику мировосприятия Н.Заболоцкого.

4. Отметьте особенности метрики в стихотворении. Составьте метрическую схему стихотворения, определите размер, укажите отступления от метрической схемы. Как меняется характер метрических отступлений в зависимости от дви­жения «лирического сюжета»?

5. Определите особенности строфики. Охарактеризуйте мо­дель строфы. Обратите внимание на совпадение / несовпа­дение строфы с границами предложения. Объясните при­чину синтаксической выделенное™ двух предпоследних строф. Определите тип рифмовки, отметьте особенности клаузулы.

6. Охарактеризуйте особенности фоники. Найдите явления ассонанса. Какому образу сопутствует это изобразительное средство. Выявите роль аллитераций. Назовите виды рифм в стихотворении. Использует ли автор многообразие ви­дов? Почему?

7. Рассмотрите оставшиеся средства художественной вырази­тельности (лексические, иносказательные, синтаксиче­ские). Определите их функции.

8. Оформите ваши рассуждения о стихотворении Н.Заболоцкого «Журавли» в виде целостного письменного ответа.


^ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №6

ТЕМА: А.П.Чехов «Вишневый сад»




оставить комментарий
страница1/3
Дата12.10.2011
Размер0,69 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3
отлично
  2
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

наверх