Проблемы взаимодействия балета и пластических искусств в русской художественной культуре конца XIX начала XX вв icon

Проблемы взаимодействия балета и пластических искусств в русской художественной культуре конца XIX начала XX вв



Смотрите также:
Проблемы взаимодействия балета и пластических искусств в русской художественной культуре конца...
Особенности ритма и его роль в музыке русского балета конца XIX начала ХХ веков...
Вопросык экзамену по русской литературе конца XIX – начала XX вв...
Роль идейно-политического наследия Л. А...
Традиции «идеологического романа» Ф. М. Достоевского в русской прозе конца Х i Х начала ХХ века...
Мировая художественная культура...
Жанровый синтез в русской классической прозе конца XIX начала XX вв...
Программа курса «история русской литературы» (Х х1Х вв...
Календарное планирование уроков русской литературы для 11а кл на 2010 2011г...
-
Состоится
Учебно-методический план занятий студентов IV курса дневного отделения...



страницы:   1   2   3   4   5
скачать
На правах рукописи


Портнова Татьяна Васильевна


Проблемы взаимодействия балета и пластических искусств в русской художественной культуре конца XIX – начала XX вв.


АВТОРЕФЕРАТ

Диссертация на соискание ученой степени

доктора искусствоведения


Москва - 2008


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. Проблемы взаимодействия пластических искусств – изобразительных (графики, живописи, скульптуры) и выразительных (декоративно-прикладного искусства и архитектуры) в преломлении через хореографию на различных уровнях и формах взаимодействия сегодня актуальны. Современное искусство балетного театра ищет новые и неординарные пути в создании художественных произведений, сюжетов, тем, образов опираясь при этом и используя выразительные языковые, стилевые и композиционные возможности смежных искусств. Изучение языковых связей танца и других пластических искусств, образно-пластические и стилистические параллели, создающие художественную целостность сценографии составляет одно актуальное направление, перетекающее в другие аспекты, связанное с обратным влиянием изобразительных искусств, декоративно-прикладного искусства и архитектуры на балет (тема танца в изобразительном искусстве – иконография, типология, интерпретация). Так же обращение хореографов и артистов к образам и памятникам изобразительного искусства в целях их профессионального творчества, которое в целом и составляет синтетическую природу балетного театра и ставит её на новый уровень композиционно-образных возможностей синтеза искусств. Показательная в этом плане художественная культура конца ХIХ – начала ХХ в.в. дает наиболее яркие примеры такого взаимодействия и синтеза, указывает на богатый резервный потенциал развития и взаимообогащения пластических искусств, который был переосмыслен и использован в современной художественной практике. При анализе произведений, посвященных балету, так и для балета, мы не можем изолировать их от общего художественного процесса и рассматривать их вне времени пространства. Избирая период рубежа ХIХ-ХХ в.в. стоит оговориться, что все же данными хронологическими рамками работа строго не ограничена, в отдельных случаях анализируются произведения первой трети XX в. Рассматривая теоретические вопросы синтеза пластических искусств, автор иллюстрирует их примерами не только отечественного, но и зарубежного наследия, но всегда связанными с русским балетом и его мастерами.

Поводом для создания изобразительных произведений не только для балета, но и о балете становится сам балет, занимая видное место в системе культурной жизни Русские художники: Б.Анисфельд, А.Бенуа, Л.Бакст, А.Головин, М. Добужинский, К.Коровин, Н.Рерих, С.Судейкин, а так же зарубежные: П.Пикассо, М.Дени, Х.Миро, А.Дерен, Ж.Брак, Х.Гри, М.Утрилло, участвующие в оформлении русских балетов сдвинули многие привычные критерии и оценки, казавшиеся ранее неоспоримыми, втянув личность декоратора в единый поток пластических видоизменений, нарушив былую обособленность и изолированность сценографии и, вместе с тем, небывало возвысили её, поставив перед проблемами, не возникавшими никогда ранее.

Достижения мастеров рубежа ХIХ-ХХ в.в. дали мощный импульс новой эпохе, волна которой захватила и окрасила творческие поиски как молодых, так и известных мастеров как в области театрально-декорационного, так и станкового искусства. Использование в этой системе художественных завоеваний смежных искусств было закономерным. Современное художественное мышление пытается синтезировать возможности пластических искусств, и в первую очередь живописи, используя эту синтетичность внутри мира рождающегося спектакля с целью создания более интенсивного образно-зрелищного начала визуального ряда и танца в целом. Вопросы же взаимовлияния балета и пластических искусств, их относительная замкнутость и открытость могут получить дополнительные, нетривиальные решения в свете современных системных исследований. И тот факт, что есть деятели искусства, чье профессиональное творчество связано с интересом к тому или другому, делает их ещё более актуальным и ценным объектом изучения.


^ СТЕПЕНЬ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ. В искусствоведении есть труды, рассматривающие различные виды творчества как обьект междисциплинарного изучения, освещающие достаточно подробно поставленные в них проблемы. В первую группу входят работы, связанные с изобразительным искусством: В.В.Ванслов (1983), А.М.Иезунтов. (1982).

Другую группу составляют исследования связанные с балетом: П.М.Карп (1980), Е.П.Белова.(1991). Объединяет их прежде всего общность избранного материала, взятого в качестве обьекта изучения. Однако комплексного исследования с позиций взаимодействия изобразительных искусств, декоративно-прикладного и архитектурного творчества и балета ещё не было за исключением работ, касающихся театрально-декорационного искусства, где традиционным является указание на связь содержания балетного спектакля с его оформлением. Изучение и анализ литературы показал, что специально посвященных обозначенной проблеме работ нет. На русском языке можно сослаться на труд Л.Д.Блок (1987), который рассматривает историю развития классического танца, лишь иллюстрируя некоторыми произведениями изобразительного искусства эволюцию его развития. Однако, систематизация и анализ таких произведений не является для автора научной задачей исследования.

Существуют издания по театрально-декорационному искусству: Н.Ясулович. (1971), Пожарская М.М. (1970,1988), Давыдова М.В.(1974,1999), Власова Р.И.( 1984), В.И.Березкин (1976,2000), Д.Боулт (1990). В ряде изданий, посвященных отдельным мастерам, тот или иной художник предстает лишь как декоратор спектаклей. Вопросы оформления спектакля не раз привлекали внимание исследователей. В частности, есть специальные работы, посвященные проблемам современной сценографии, касающиеся не только балетного, но оперного, и драматического театра в целом: Афанасьев Д. (1986), Березкин В.И. (1967, 1970), Николаева Г. (1976), Френкель М.(1987), Козлинский В, Фрезе Э. ( 1975), Костина Е.М.(2002) и др. В этих работах вопросы специфики оформления балетного спектакля рассматриваются вскользь, а в некоторых не рассматриваются, композиционные проблемы синтеза пластических искусств в балетной сценографии вовсе не анализируются. Для всестороннего раскрытия проблем художественного языка хореографии и других пластический искусств (графики, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства и архитектуры) сделано далеко недостаточно. Если место театрально-декорационного искусства довольно чётко определено, то пластический язык изобразительных искусств, декоративно-прикладного и архитектуры, наличие его элементов в танце, а также аналогии и параллели между видами и жанрами этих искусств, их контактирование, содержательные связи, место в системе образа хореографического произведения, их пространственно-композиционные возможности в структуре синтеза искусств остаются вне специального внимания.

В исследованиях, посвященным как отдельным художникам, творчество которых неоднократно изучалось и публиковалось, так и в трудах по сценографии, посвященных тому или иному историческому периоду, либо даётся история развития театрально-декорационного искусства, либо анализируется конкретные произведения мастеров. На страницах таких изданий редко встречается глубокий художественный анализ, образная характеристика различных форм взаимопроникновения и взаимовлияния пластических искусств, оценка эмоционального впечатления, производимого такими произведениями. Основательного и фундаментального исследования, рассматривающего изобразительно-выразительную структуру пластических искусств в балете в контексте названных проблем нет.

Относительно второго аспекта диссертационного исследования, касающегося отражения балета в изобразительном искусстве, надо сказать о том, что этот обратный процесс не исследован ив еще большей мере научно не разработан. Искусствоведческая литература лишь иногда затрагивает некоторые вопросы работы художника станковиста над образами балета, в основном широко известных мастеров. Однако балетный образ как предмет самостоятельного изучения даже в этих изданиях не является главным. Они не охватывают всего круга существующего изобразительного материала и не ставят научных проблем, (иконографии, типологии, интерпретации, динамики, соотношения стилей), обходя их молчанием или характеризуя общо.


^ ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ. Обьектом предлагаемой диссертации являются изобразительные, декоративно-прикладное искусство, архитектура и балет. Предметом – их синтетическая и взаимодействующая основа, механизм художественных взаимосвязей балета и пластических искусств. Вместе с тем первостепенное внимание уделяется освещению таких ключевых для поставленной темы проблем, как полихудожественный характер сценографии, её основным функциям, отражению танца в изобразительном искусстве, его иконографическим и типологическим моделям, значению творческой индивидуальности художника, уровню и механизмам изобразительного творчества хореографа и артиста балета.

В аспекте рассмотрения изобразительных искусств, декоративно-прикладного и архитектуры в балете, исследование направлено на искусство танца. Когда речь идет о балете в изобразительных искусствах акценты меняются. Стоит заметить, что изобразительное искусство и там, и здесь является преобладающим, поскольку в большинстве случаев анализу подвергаются памятники не балетного, а изобразительного творчества, хореографическое же наследие рассматривается в аспекте участия и влияния на него языка пластических искусств (графики, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного, архитектуры). При этом балет является осью вокруг которого концентрируется искусствоведческий анализ в данном исследовании.

^ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ. Задачи диссертации включают следующие проблемы:

– раскрыть сущность пластического языка изобразительных, декоративно-прикладного и архитектурного искусства, а так же жанровую систему и их взаимодействие с хореографией (прояснить природу изобразительного начала в балете);

– исследовать проблемы синтеза, многообразные аспекты взаимосвязей названных пластических искусств, показать их конкретное отражение и специфику художественной образности в произведениях станкового и театрально-декорационного характера;

– выявить иконографические принципы, типологические черты балетного образа в произведениях, посвященных танцу и определить его взаимодействие со стилевыми направлениями в изобразительном искусстве;

- рассмотреть проблему движения (динамику танца) как основную в творческих исканиях мастеров конца XIX- начала XX вв. и показать многообразные аспекты ее проявления.

– используя определенный ряд имен художников, дать анализ индивидуальной интерпретации темы танца в графике, живописи, скульптуре, учитывая видовую специфику и художественное оформление спектакля в сравнении их друг с другом;

– определить место и роль изобразительных искусств в творческом процессе артиста балета, педагога - хореографа, балетмейстера и раскрыть основные проблемы и специфику их художественных исканий.


^ ЦЕЛЬЮ ИССЛЕДОВАНИЯ является установление форм взаимодействия и синтеза балета и пластических искусств в системе русской художественной культуры конца ХIХ – начала ХХ в.в., их систематизация, рассмотрение и показ в различных аспектах творчества.


^ НАУЧНАЯ НОВИЗНА РАБОТЫ выражается в следующем:

Во-первых, в выборе самих объектов исследования – изобразительных, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и балета, взятых в контексте друг с другом. Следует признать, что и сам этот аспект не изучался с таких позиций, поэтому не включался с достаточной полнотой в общее развитие пластических искусств, в общее движение художественной культуры. Ныне живая практика балета и других пластических искусств требует все более тесного взаимодействия и осмысления их синтетических черт;

во-вторых, в том, что в диссертации ставятся новые проблемы (иконографии), а затрагивая старые (сценографии) на них ищутся новые ответы. Это в значительной степени определяет ее новизну;

в-третьих, в самих методах исследования темы (многостороннем, системном, комплексном подходе). Ни один из исследователей не изучал и не рассматривал как теоретические вопросы, касающиеся языка изобразительных искусств в балете, так и проблемы отражения балета в изобразительном искусстве, а так же вопросы роли и значения изобразительных искусств в творческом процессе исполнителя, педагога-хореографа, балетмейстера в их всеохватывающем объеме, когда взгляду открывается весь культурный контекст проблемы. При этом диссертант опирается не только на художественные произведения известных мастеров, в анализ включены малоизвестные и совсем неизвестные художники и их произведения. До сегодняшнего дня не существует четкой систематизации исторических данных, каталогизации художественных произведений на тему балета. Настоящая диссертационная работа стремится восполнить этот пробел, раскрывая взаимообогащающие и дополняющие функции пластических искусств.


^ ИСТОЧНИКИ ИЗУЧЕНИЯ. Исследование данной темы основано на использовании материалов изобразительного искусства различного рода архивных документах, находящихся в музеях России, отчасти за рубежом а так же и личных коллекциях. При написании диссертации были изучены произведения, посвященные русскому, частично зарубежному балету, хранящиеся в Государственной третьяковской галерее, Государственном русском музее, Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Государственном центральном театральном музее им. А.А.Бахрушина, Петербургском музее театрального и музыкального искусства, музее Государственного академического Большого театра России, музее Мариинского театра оперы и балета, в музее академии русского балета им. А.Я.Вагановой, в научно-исследовательском музее академии художеств С.-Петербурга, в музее керамики «Кусково», в музее декоративно-прикладного и народного искусства, музее музыкальной культуры им. М.И.Глинки. В работу вошли сведения, полученные из более ста музеев и частных собраний России и некоторых других стран об имеющихся произведениях на балетную тему и хранящихся в их фондах.

При написании диссертации были использованы фотоархивы Государственной третьяковской галереи, Государственного русского музея, Петербургской академии художеств, Государственной исторической библиотеки, библиотеки иностранной литературы, Центральной театральной библиотеки (по искусству), Научной библиотек Союза театральных деятелей, библиотек ГТГ и ГРМ.

Кроме того, в сферу исследования попали и исторические свидетельства ,связанные с жизнью мастеров, и обстоятельствами возникновения того или иного произведения. В этом аспекте удалось выявить определенные сведения из архивных источников, находящихся в Российском государственном архиве литературы и искусства, рукописном отделе ГЦТМ им. А. Бахрушина, ГТГ, ГРМ, архивном фонде Петербургской театральной академии, Государственной Российской библиотеке, Российской национальной библиотеке, частных собраниях наследников тех или иных художников, балетмейстеров и артистов балета. Немалое значение в искусствоведческом анализе оказали материалы Центрального государственного архива кинофотодокументов и центральной студии документальных фильмов, а так же непосредственный просмотр спектаклей и различные варианты видеозаписей «Дягилевских балетов» в современных реконструкциях российских и зарубежных театров.


^ МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ. В исследовании преобладает в основном два уровня в изучении материала: проблемно-аналитический (системный) и отчасти исторический. В данном случае первый подход имеет свои достоинства, он способствует более глубокому раскрытию внутренних взаимосвязей между отдельными явлениями изобразительных, декоративно-прикладного, архитектурного искусств и балета, обозначенных в теме, хотя несколько усложняет понимание их общей эволюции. Поэтому принцип не исторического исследования, а скорее исторического обзора, позволяющего рассмотреть развитие балетного образа в связи с изобразительным искусством в его динамике где также использован широкий выбор художественных произведений дает возможность на материалах не схожих работ судить о специфике и богатых ресурсах форм взаимодействия пластических искусств. Проблемы иконографии, типологии, индивидуальной интерпретации балетного образа, динамики танца как основной проблемы изображения, поставленные в диссертации, показывают необходимость использования метода системного анализа, который является доминирующим методом изучения.

Заметное место в диссертации заняли проблемы творческого взаимодействия балета и изобразительных искусств, связанные с режиссерской и педагогической практикой балетмейстеров и танцовщиков так и ли иначе испытавших на себе их воздействие. Здесь также более оправдан синхронный срез исследования художественных памятников.

Анализ работ, запечатлевших танец, требует выявления не только особого оригинального авторского, но и сопоставительного взгляда на них/ когда в сферу внимания попадают проблемы взаимодействия мотива и стиля (зафиксированного изображения и стиля его воплощения) или изобразительный материал как источник решения вопросов теории и практики балетного театра, тогда используются исторический метод исследования, где сам исследуемый материал позволяет это сделать наиболее отчетливо. Таким образом, проблемы синтеза и взаимодействия пластических искусств в целом определяют комплексный подход в анализе художественных произведений.


^ ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. Теоретическое осмысление синтеза искусств, творческого опыта художников в контексте их работы над балетным образом делает данную работу актуальной и практически ценной в нескольких сферах. Результаты положения и выводы работы, оценки художественных явлений могут быть использованы в качестве пособий к лекциям, а собранный изобразительный материал на практических занятиях как по теории и истории театра, балета, искусству балетмейстера, постановочной работе хореографа, так и истории искусств. Положения диссертации могут оказаться важным источником для построения экспозиции театральных музеев, в составлении научных описаний и паспортов к балетной иконографии, а так же сценографии.

Практическое значение диссертации видится и в возможности использования её в современной практике балетного театра. Выводы и рекомендации, содержащиеся в диссертации, могут способствовать развитию балетоведения, а привлеченный фактический и документальный материал позволит балетмейстерам – постановщикам и исполнителям яснее увидеть художественный образ в процессе реконструкции хореографического наследия и организации эмоционального воздействия на зрителя. Современная режиссура хореографии может использовать опыт артистов балета и хореографов в области изобразительного искусства, изложенный в диссертации как перспективный пласт, имеющий богатые потенциальные возможности в создании новых работ.


^ АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ Концепция диссертационного исследования дважды обсуждалась на заседании кафедры истории художественной культуры Московского государственного педагогического университета. Различные аспекты исследуемой темы освещены автором в ряде научных конференций, публикациях и монографиях, указанных в списке автореферата. Материалы и основные положения данной работы использовались в лекциях, семинарах и практических занятиях со студентами Московской государственной академии хореографии, Института русского театра, института танца Государственной академии славянской культуры (актерской, режиссерской, исполнительской, педагогической и балетмейстерской специальностей), Российского государственного гуманитарного университета (кафедры всеобщей истории искусств), института культурологи Государственного университета гуманитарных наук.



^ ОБЪЕМ И СТРУКТУРА ИССЛЕДОВАНИЯ. Диссертация состоит из введения, трёх глав (каждая содержит по три параграфа), заключения. Она снабжена библиографией, которая включает в себя кроме отечественных изданий источники, в том числе архивные и литературу на иностранных языках, примечания и перечень принятых сокращений.

Общий объем – 538 стр. К исследованию прилагается альбом фотографий со списком иллюстраций.





оставить комментарий
страница1/5
Дата12.10.2011
Размер1,06 Mb.
ТипДиссертация, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3   4   5
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

наверх