Учебно-методический комплекс заочная форма обучения (специальность 030501. 65 (021100) «Юриспруденция») Казань icon

Учебно-методический комплекс заочная форма обучения (специальность 030501. 65 (021100) «Юриспруденция») Казань


Смотрите также:
Учебно-методический комплекс заочная форма обучения (специальность 030501...
Учебно-методический комплекс заочная форма обучения (специальность 030501...
Учебно-методический комплекс форма обучения очно-заочная и заочная Специальность 030501...
Учебно-методический комплекс форма обучения очно-заочная Специальность 030501 «Юриспруденция»...
Учебно-методический комплекс очная форма обучения (специальность 030501...
Учебно-методический комплекс очная форма обучения (специальность 030501...
Учебно-методический комплекс очная форма обучения (специальность 030501...
Учебно-методический комплекс форма обучения очно-заочная и заочная Специальность 030501...
Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф...
Учебно-методический комплекс Для студентов очной формы обучения (специальность 030501...
Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. В...
Учебно-методический комплекс для студентов всех форм обучения (спецкурс) (специальность...



Загрузка...
скачать

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ



Казанский филиал


Кафедра гуманитарных, социально-экономических

и естественнонаучных дисциплин


философия


Учебно-методический комплекс


заочная форма обучения


(специальность 030501.65 (021100) «Юриспруденция»)


Казань

2006

Автор:

Юзеев А.Н., д.фил.н., профессор, заведующий кафедрой гуманитарных, социально-экономических и естественнонаучных дисциплин Казанского филиала ГОУ ВПО РАП.

^ Торгашев Г.А., д.фил.н., профессор кафедры философии и социально-экономических дисциплин Российской академии правосудия (Программа курса).


Рецензенты:

Щелкунов М.Д., д.фил.н., профессор, заведующий кафедрой философии Казанского государственного университета.

^ Курашев В.И., д.фил.н., профессор, заведующий кафедрой философии Казанский государственный технологический университет (КХТИ).


Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030501.65 (021100) «Юриспруденция».

Одобрен на заседании кафедры гуманитарных, социально-экономических и естественнонаучных дисциплин ГОУ ВПО РАП (протокол №____ от ___________ 200__ г.).

Утвержден Учебно-методическим советом Казанского филиала ГОУ ВПО РАП _______________200__ г. (протокол №_____).


 Казанский филиал ГОУ ВПО РАП, 2006.

 Юзеев А.Н., 2006.

Содержание


Государственные требования к минимуму содержания дисциплины…………4


Введение……………………………………………………………………………5


Объем дисциплины и виды учебной работы…………………………………….6


Тематический план………………………………………………………………..7


Программа……..…………………………………………………………………..7


Тематический план семинарских занятий……………………………………...24


Планы семинарских занятий…………………………………………………….24


Методические рекомендации по изучению дисциплины……………………..27


Методические рекомендации по организации

самостоятельной работы студентов…………………………………………….27


Примерные задания для выполнения контрольных работ…………………….28


Литература………………………………………………………………………..29


Вопросы для подготовки к экзамену……………………………………………30

^ Государственные требования к минимуму

содержания дисциплины1


Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания.

Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального. Пространство, время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира.

Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы, свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.

Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести.

Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника.

Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.

Введение


Философия является дисциплиной федерального компонента цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин по специальности «Юриспруденция». Данный курс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по программе высшего профессионального образования по специальности «Юриспруденция».

Философская культура выступает необходимым условием успешной профессиональной деятельности по реализации правовых норм, обеспечению правопорядка в различных сферах жизни общества, приобретения студентами знаний как о дисциплине.

Целью курса является формирование и развитие философской культуры студентов Академии, их мировоззренческой и общенаучной эрудиции, патриотических ценностей, гражданской зрелости, совершенствование творческих качеств личности будущего юриста.

Основная задача курса – способствовать созданию у студентов целостного системного представления о мире и месте человека в нем, а также формированию и развитию мировоззрения и философской культуры студентов Академии, их общечеловеческих качеств совершенствования морально-этических качеств личности будущего юриста. Освоение курса должно содействовать:

- выработке навыков непредвзятой, многомерной оценки философских и научных течений, направлений и школ;

- формированию способностей выявления экологического, космопланетарного аспекта изучаемых вопросов;

- развитию умения логично формулировать, излагать и аргументировано отстаивать собственное видение, рассматриваемых проблем;

- овладению приемами ведения дискуссии, полемики, диалога.

В результате изучения курса философии студенты должны знать:

- предмет философии, ее роль в истории человеческой культуры и в развитии личности и профессиональной деятельности юриста;

- историю развития основных этапов мировой философской мысли, представление о важнейших школах и учение выдающихся философов;

- основные отрасли философского знания - онтология и гносеология, научные, философские и религиозные картины мироздание, их фундаментальные понятия и принципы;

- сущность сознания, его соотносимость с бессознательным, роль сознания и самосознания в поведении, общении и деятельности людей, формирований правовой культуры личности;

- сущность личности, ее взаимоотношение с обществом, общество как специфическая система;

- глобальные проблемы современности, экологический, демографический кризисы.

Студенты должны уметь обосновать свою мировоззренческую и гражданскую позицию, а также уметь применить полученные знания при решении профессиональных задач и организации межличностных отношений.

Студенты должны быть ознакомлены с ведущими тенденциями развития современной философской мысли и общими закономерностями развития науки, ее влиянием на мировую цивилизацию.


^ ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ


Вид учебной работы

(по учебному плану)

^ Количество часов по формам обучения

Базовое образование

Среднее (полное) общее

Среднее профессиональное

^ Высшее профессиональное

Общая трудоемкость

94

94

94

Аудиторные занятия

16

6

20

Лекции

10

6

12

Семинарские (практические) занятия

6

-

8

Самостоятельная работа

70

44

74

НИРС

8

-

-

Форма итогового контроля

экзамен


^ Тематический план

(разделы дисциплины, темы занятий, количество часов)


п/п

Разделы дисциплины

Количество часов

по формам обучения

и видам учебных занятий

^ Базовое образование

среднее

(полное)

общее

среднее профессио-нальное

(юридич.)

высшее профессио-нальное (неюридич.)

Лекции

Семинары

Лекции

Семинары

Лекции

Семинары

1.

История философии

6

2

6

-

8

4

2.

Философия бытия

2

-

-

-

2

-

3.

Познание

2

-

-

-

2

-

4.

Человек и общество

-

2

-

-

-

2

5.

Человек в мире культуры

-

2

-

-

-

2

ИТОГО

10

6

6

-

12

8



ПРОГРАММА


Раздел I. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ


Тема 1. Философия, круг ее проблем и роль в жизни человека и общества

Философия как особая форма общественного сознания. Понятие философии. Философия как вид мировоззрения. Сущность мировоззрения. Структура мировоззрения. Исторические типы мировоззрения и их особенности. Философия как поиск и нахождение человеком ответов на главные вопросы своего бытия. Примеры философствования. Научная, чувственно-эстетическая и морально-практическая ориентации философии. Разделы философского знания. Основные функции философии. Назначение философии: возвышение человека, обеспечение его совершенствования. Проблема классификации философских школ и направлений. Онтологический подход: материализм, субъективный и объективный идеализм, дуализм. Методологический подход: метафизика, диалектика. Гносеологический подход: скептицизм, гносеологический оптимизм, агностицизм, иррационализм. Сенсуализм, рационализм. Аксиологический, этический и эстетический подходы. Философия и наука. Место философии в культуре современного общества.


^ Тема 2. Возникновение философии. Философия Древнего Востока

Проблема происхождения философии. Особенности генезиса философии в странах Древнего Востока и Древней Греции. Мифогенная и гносеогенная концепции происхождения философии.

Мифологический синкретизм как основа философской мысли Древней Индии. Веды как единство мифологических, религиозных, ритуальных, философских взглядов. Упанишады. Брахманизм и его эволюция. Идеалистическая (миманса, веданта, санкхья, йога) и материалистическая (локаята, чарвака) тенденции в древнеиндийской философии. Основные философские идеи индуизма и буддизма.

Философские идеи в Древнем Китае. Особенности китайского мифологически-религиозного мировоззрения. Учение Лао-Цзы. Конфуцианство.


^ Тема 3. Античная философия

Античная Греция как колыбель европейской философской культуры. Происхождение и значение термина «философия». Мудрость и любовь к мудрости. Космоцентрический тип философствования. Проблема первоначала. Фалес. Анаксимандр. Анаксимен. Пифагор. Элейская шко­ла. Парменид. Философский смысл апорий Зенона. Гераклит Эфесский и его наивная диалектика. Идеи атомизма Левкипп. Демокрит. Эпикур. Софисты. Классический период греческой философии. Рождение и развитие идеалистических и материалистических толкований человеческой души как носительницы жизни, сознания и познания. Сократ и его роль во взглядах на человека. Майевтика. Система объек­тивного идеализма Платона. Платоновская доктрина человеческой души, познания, природы и космоса. Идеальное государство Платона. Философское учение Аристотеля. Логика, этика и учение об обществе Аристотеля. Киники, эпикурейцы, стоики и скептики о смысле жизни. Неоплатонизм. Характерные черты античной философии.


^ Тема 4. Философия Средневековья и эпохи Возрождения

Своеобразие и особенности философской мысли Средневековья. Христианство, истоки и становление. Теоцентрический тип философствования, его культурно-исторические и социальные предпосылки. Христианская догматика и философская мысль. Креационизм. Аполо­гетика. Квинт Тертуллиан. Патристика. Августин Блаженный и его учение о «двух градах». Проблема общего и единичного в системе теологического философствования. Схоластический реализм и номи­нализм. Ансельм Кентерберийский и его онтологический аргумент. Пьер Абеляр. Фома Аквинский о соединении веры и разума. Уильям Оккам и его учение об экономии мысли.

Ренессансное мировосприятие и его предпосылки в странах Западной Европы. Гуманизм. Основные идеи философии эпохи Возрождения: сдвиг в сторону антропоцентризма. Ренессансный человек — хозяин своей судьбы. Понимание человека как творческой личности. Эстетическое отношение к действительности. Расцвет искусства. Пантеизм как философское миропонимание. Алхимия. Николай Кузанский и его идея ученого незнания. Эразм Роттердамский. Развитие науки и ее влияние на философию. Леонардо да Винчи. Н.Коперник. Дж.Бруно. Г.Галилей. Роль философии эпохи Возрождения на ее последующее развитие.


^ Тема 5. Философия Нового времени

Социально-культурное содержание эпохи Нового времени. Эмпиризм и рационализм. Ф.Бэкон и его учение о методе. Проект прагматического преобразования науки. Виды человеческих заблуждений (идолов) по Бэкону. Разработка индуктивной методологии науки. Представления Бэкона об идеальном обществе.

Развитие механистического материализма в философии Т.Гоббса. Роль разума в познании. Прагматизм человека. Ограниченность свободы воли. Идея общественного договора. Ограниченность власти госу­дарства естественными законами.

Р.Декарт. Критика предрассудков, авторитетов и традиций. Непосредственная данность и преимущественная достоверность сознания. Проблема существования внешнего мира. Бог как гарант существования мира и истинного знания. Учение о врожденных идеях. Ясность и отчетливость как критерии истины. Материя и движение в философии Декарта.

Б.Спиноза. Пантеизм Спинозы. Бог, природа, субстанция. Метод построения системы. Понятие «природы порождающей» и «природы порожденной». Атрибуты и модусы субстанции. Универсальный детерминизм. Чувства и рассудок в познании. Интуиция как высшая форма познания истины. Естественное право и общественный договор. Свобода как осознанная необходимость.

Г.Ф.Лейбниц и его монадология. Простая субстанция как монада. Основные характеристики монады. Понятие предустановленной гармонии. Истины факта и метафизические истины. Действительность и закон достаточного основания.

Эволюция английского эмпиризма. Дж.Локк. Вопрос об источни­ках знания. Критика концепции врожденных идей. Сенсуалистическая трактовка опыта и «чистый разум». Внешний и внутренний опыт. Философское обоснование либерализма. Договорная теория государства. Разделение властей. Гармония человека и общества.

Субъективный идеализм Дж.Беркли. Критика концепции первичных и вторичных качеств, понятий материи и пространства. Радикальный гносеологический скептицизм Д.Юма.

Французский материализм XVIIIв. Материалистическое мировоззрение. Ж.Ламетри, Д.Дидро, К.Гельвеции, П.Гольбах. Природа как причина самой себя. Вечность и самодвижение материи. Механистичность мира. Сенсуализм. Природная сущность человека. Естественная необходимость государства.

Европейское просвещение. Фундаментальные характеристики просветительской мысли: опора на собственный разум и программа преобразования сознания. Гуманизм. Критика религиозного фанатизма. Нравственное облагораживание человечества.

Французское Просвещение — радикальная и политизированная форма просветительской мысли. Философия истории и просветительские версии общественного прогресса. Ш.Монтескье о естественных и социальных законах, способах правления, разделении властей. Вольтер о свободе человека и равенстве перед законом. Ж.-Ж.Руссо о противоречиях и необратимости исторического процесса. Радикальная программа политического правового порядка в «Общественном договоре» Руссо.


^ Тема 6. Немецкая классическая философия

Социально-исторические, естественнонаучные и духовные предпосылки немецкой классической философии. И.Кант как естествоиспытатель и философ. Критическая философия Канта. Предмет и задачи критической философии. «Вещь в себе» и явление. Понятие трансцендентального субъекта. Априоризм. Пространство и время как априорные формы чувственного созерцания. Идеи чистого разума. Кант о возможностях и границах спекулятивного теоретического разума. Моральная философия Канта. Категорический императив. Свобода и долг. Проблема Бога. Понятие эстетического. Философия истории Канта.

Субъективно-идеалистическая философия И.Фихте. Принципы и система философии. Тождество субъекта и объекта. Основания «наукоучения» и диалектика Фихте. Демократизм философии Фихте, утверждение естественных прав человека.

Объективный идеализм Ф.Шеллинга. Трансцендентальная философия и натурфилософия. Шеллинг о диалектике природы. Идея «абсолютного тождества». Эстетический идеализм. «Позитивная философия» позднего Шеллинга.

Объективный диалектический идеализм Г.Гегеля. Система и метод. Гегель о тождестве мышления и бытия. Гегель о субстанции-субъекте. Философия как логика. Категории и принципы диалектического мышления. Учение Гегеля об истине. Философия природы. Философия духа. Гегель о «разумной действительности». Гражданское общество и государство. Философия права Гегеля.

Материализм Л.Фейербаха. Критика идеализма и агностицизма. Учение о природе, естественном происхождении и развитии человека. Сенсуализм. Фейербах о религии как отчуждении родовой сущности человека. Необходимость новой религии. Антропологический принцип философии Фейербаха.


^ Тема 7. Западная философия XIX - XX веков

Философия марксизма. Отношение к философским идеям Г.Гегеля и Л.Фейербаха. Материализм и диалектика. Основной вопрос философии. Диалектическое понимание материи. Проблемы теории познания. Учение об истине. Основные положения марксистского понимания истории. Отношение общественного сознания к общественному бытию. Определяющая роль способа материального производства в жизни общества. Диалектика производительных сил и производственных отношений. Базис и надстройка. Общественный прогресс и его критерии. К.Маркс о классах и классовой борьбе, социалистической революции, диктатуре пролетариата, основных чертах коммунистической формации.

Позитивизм в XIX веке. Программа «позитивной философии» О. Конта. Философия и наука, предмет философии. Классификация наук. «Закон трех стадий развития человеческого духа» Конта. Социология в системе наук. Дж.Милль: утилитаризм, индуктивизм, феноменология. Эволюционизм и органическая теория общества Г.Спенсера.

Эмпириокритицизм. Гносеология Э.Маха: элементы опыта, эконо­мия мышления, описательность. Теория принципиальной координации Р.Авенариуса. Теория иероглифов (Г.Гельмгольц). Конвенционализм (А.Пуанкаре). Эмпириокритицизм в России (А.Богданов, П. Юшкевич), его критика В.И.Лениным.

Неокантианство. Марбургская школа. Критика кантовской «вещи в себе» и логика науки (Г.Коген, П.Наторп). Баденская школа неокантианства. Противопоставление социологии естествознанию, аксиологическая трактовка социального (В.Виндельбанд, Г.Риккерт).

Иррационализм. Волюнтаризм А. Шопенгауэра. Мир как воля и как представление. Метафизика морали. Пессимизм и аскетизм.

Философия Ф.Ницше. Мир как «пунктуация воли». Аполлоническое и дионисийское начала в человеке. Критика коллективистской морали. Нигилизм. Воля к власти и идеал сверхчеловека. Идея вечного возвращения. Творчество и самоутверждение человека.

Интуитивизм А.Бергсона. Жизнь как поток переживаний субъекта. Жизненный порыв. Интеллект и интуиция в творческой эволюции человека. Социальный элитаризм.

Сложность и противоречивость социального развития в XX в. Их отражение в многообразии и взаимообусловленности философских направлений и школ. Мистицизм и реализм. Рационализм и иррацио­нализм. Сциентизм и антисциентизм. Индивидуализм, антропологизм, социологизм, глобализм.

Проблема взаимоотношения науки и веры. Основные тенденции западной религиозно-философской мысли в XX в.: католическая (неотомизм, неоавгустинианизм) и протестантская («диалектическая теология») философия. «Интеграционный гуманизм» Ж. Маритена. Религиозно-философская система П.Тейяра де Шардена.

Сближение теоретической и практической функций познания. Прагматизм. Переоценка классического подхода к пониманию истины. Истина как целесообразность, практическая обоснованность. Прагматизм в контексте американской духовной традиции: Ч. Пирс, У. Джеймс, Д. Дьюи.

Проблема психологического в жизни человека и общества. Фрейдизм как философское мировоззрение. Психоанализ и философия неофрейдизма. Аналитическая психология К.Юнга и коллективное бессознательное. Архетип и символ. Гуманистический психоанализ Э.Фромма.

Сознание и реальность. Понятие феномена — натуралистического коррелята сознания. Феноменология как учение об предметно ориентированных и субъективно синтезированных продуктах деятельности сознания. Метод феноменологической редукции. Сведение «объективного» к психическому представлению о нем.

Уникальность человеческого бытия. Понятие экзистенции. Проблема подлинности и неподлинности человеческого существования. Экзистенциальная философия. Социально-исторические и духовные истоки экзистенциализма. Свобода и экзистенция. Светский (М.Хайдеггер, Ж.-П.Сартр, А.Камю) и религиозный (К.Ясперс) экзистенциализм.

Проблемы понимания, объяснения, толкования в культуре XX в. М. Хайдеггер: герменевтика как феноменология человеческого бытия. Философская герменевтика Г.Гадамера.

Философия науки. Эволюция позитивизма. Аналитическая философия. Становление и источники: Дж.Мур, Б.Рассел, Л.Витгенштейн. Основные темы аналитической философии. Р.Карнап. Неореализм. Критический рационализм. К.Поппер. Постпозитивизм и философия науки. Г.Башляр, Т.Кун, И.Лакатос, С.Е.Тулмин, П.Фейерабенд.

Эволюция философской антропологии. Идеи философской антропологии М.Шелера. Структурализм в гуманитарных науках и философский структурализм. Структурная антропология К.Леви-Строса.


^ Тема 8. Русская философия

Основные черты русского типа философствования. Влияние запад­ноевропейской культуры, религии, философии.

Зарождение философии на Руси в XI —XVII вв. Развитие внутри христианско-религиозного мировоззрения. Слитность с общественной психологией и культурой. Церковно-властная ориентация. Учение Илариона о законе и благодати, осмысление идеи богочеловечества. Филофей: «Москва— третий Рим». Максим Грек о «нестяжательстве».

Русская философская мысль XVIII в. Развитие в условиях укрепления абсолютной монархии. Европеизация. Секуляризация. Призыв к социальному действию. Превращение в самостоятельную ветвь русской культуры. М.В.Ломоносов: философия и естествознание, меха­ницизм, атомизм. А. Н. Радищев как просветитель, гуманист, критик российской политической системы. Трактовка естественного права и общественного договора.

Русская философия XIX в. Становление русского национального самосознания. П.Я.Чаадаев. Оценка исторического прошлого России и размышления о ее настоящем и будущем. Западничество и славянофильство 30-50-х гг. Религиозная историософия. Полемика о своеоб­разии исторических судеб России.

Философия русской радикальной демократии 50-60-х гг. А.И.Герцен. Разработка диалектического метода. Преодоление объективного идеализма на почве реализма. Критика идеи разумности истории. «Русский социализм». Н.Г.Чернышевский. Материалистическая трактовка антропологического принципа в философии. Социалистическая теория и пути развития России. Д.И.Писарев: материализм и наука.

Философская мысль народников. Социально-философские позиции и концепция анархизма М.А. Бакунина. П.Л. Лавров: субъективная социология, роль личности в истории. Н.К. Михайловский: субъективный метод в социологии и проблема личности. «Герой» и «толпа».

Русская философия конца XIX в. Формирование самобытных национально окрашенных философских систем. B.C.Соловьев. Критика философии «отвлеченных начал». Программа «цельного знания». Философия всеединства. Философия истории и моральная философия. Н.Ф.Федоров. «Философия общего дела». Проблема смерти и победы над ней.

Русская религиозная философия начала XX в. Основные идеи философии С.Н.Булгакова, П.А.Флоренского, С.Н.Трубецкого, Е.Н.Трубецкого, С.Л.Франка. Религия как предпосылка объективного и субъективного мира. Софиология. Тождество знания и веры. «Всеединство» и «соборность». Экзистенциально-религиозная философия. Н.А.Бердяев. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого. Идея свободы и персонализм. «Русская идея». Русский космизм. К.Э.Циолковский. В.И.Вернадский: учение о ноосфере.

Марксистская философия в России. Г.В.Плеханов. В.И.Ленин. Интерпретация теории общественно-экономических формаций, общественного бытия, классов, государства и революций.

Советская философия середины — второй половины XX в. «Диалектический и исторический материализм» в систематической форме. Основные проблемы и дискуссии в российской философии конца XX — начала XXI вв.


^ Раздел II. ФИЛОСОФИЯ БЫТИЯ


Тема 1. Бытие и формы его существования

Онтология как учение о бытии. Философское (метафизическое) и физическое понимание бытия. Проблемы бытия в истории философской мысли. Проблема единства бытия и множественности его проявлений. Понятие субстанции.

Структурность и детерминизм реальности. Вещи, свойства, отношения, связи. Понятие закона и закономерности. Законы динамические и статистические. Изменение и устойчивость реальности. Движение как оформленность, тенденция изменения.

Пространство и время как формы существования реальности. Эволюция философских представлений о пространстве и времени. Естественнонаучные концепции пространства и времени. Понятие многомерного пространства. Представления о биологическом, психологическом и социальном времени.

Философские образы природы. Природа как объективная реальность. Природа неживая и живая, естественная и искусственная.

Формы бытия материи. Мир вещей и мир идей. Монизм и дуализм в понимании соотношения материальной и духовной реальности.

Материя как объективная реальность. Основные философские и естественнонаучные представления о материи. Единство и многообразие материального мира. Современные представления о структуре и уровнях организации материи. Вещество и поле. Основные формы движения материи.

Разновидности философского понимания идеального. Религиозные представления о духовно-божественной сущности мира и человека. Объективно-идеалистическая трактовка духовного начала мира. Субъективный идеализм о природе духовного. Пантеизм. Гилозоизм. Метафизический и вульгарно-материалистический подходы к пониманию сознания. Диалектико-материалистическая концепция соотношения материального и духовного.

Организация бытия. Понятие организации как устойчивой определенности состава и структуры фрагмента реальности. Организованность и хаотичность как всеобщие свойства бытия. Структурность и энтропия. Субстанциональное единство и структурное многообразие материального и духовного мира.


^ Тема 2. Философские проблемы сознания

Сознание как интегральный способ выражения отношения человека к миру, другому человеку, самому себе. Сознание и самосознание. Сознание как деятельность и как совокупность знаний.

Структура сознания. Когнитивно-информационные процессы. Виды перцептивных процессов (ощущение, восприятие, представление). Мыслительные процессы (языко-речевые, образно-наглядные, понятийно-логические). Образное и понятийное мышление. Интуиция. Воображение, творчество.

Сознание и язык. Естественные и искусственные языки, их соотношение. Проблема искусственного интеллекта.

Эмоционально-психический мир сознания, структура и функции эмоций, разнообразие эмоциональных состояний (аффекты, переживания, переоценка ценностей в ситуации стресса, фрустрации). Мир эмоционального общения (доверие, любовь, привязанность, надежда).

Воля как универсальный регулятор сознательной деятельности. Принятие решений. Память - способность запечатлевать, хранить и воспроизводить опыт.

Сознание и личность. Индивидуально-личностные детерминанты: потребности, интересы, установки, ценностные ориентации. Сознание и понимание. Сознание как познавательная деятельность. Проблемы интенциональности, инструментально-операциональной оснащенности, мотивации.

Общественное и индивидуальное сознание: их взаимосвязь. Структура общественного сознания и его основные формы. Обыденное и теоретическое сознание. Идеология как форма общественного сознания. Нравственное сознание: моральные нормы и поведение людей. Общественное сознание и социальное действие.


^ Тема 3. Диалектика и ее законы

Фундаментальные черты развития. Развитие как вид и следствие движения. Необратимость. Направленность преобразований. Преемственность. Связи прошлого, настоящего, будущего в процессах развития.

Эволюция философских взглядов на проблему развития. Основные подходы к рассмотрению его сущности. Теологические концепции. Тейярдизм. Эмерджеризм. Эволюционизм и его проявления.

Синергетика как концепция самоорганизации материальных систем. Процессуальность материальных образований. Различия закрытых и открытых систем. Тенденция закрытых систем к линейности, равновесности. Неравновесность и нелинейность открытых систем. Способность к самоорганизации, возникновению диссипативных структур. Изменения внешних условий как фактор генерации различных структурных конфигураций. Возможности применения идей синергетики к анализу социальных и духовных явлений.

Диалектика как концепция саморазвития на основе внутренней противоречивости вешей, явлений, процессов. Исторические формы диалектики. Стихийная диалектика древних. Идеалистическая диалектика. Материалистическая диалектика. Современное понимание диалектики с позиций субъект-объектных отношений. Принципы диалектики. Законы диалектики о причинах, формах, направленности процессов развития.

Закон единства и борьбы противоположностей. Противоположности как взаимно определяющие и отрицающие стороны, тенденции. Единство противоположностей. Тождество, равновесность, взаимные переходы. Борьба противоположностей. Различие, противостояние, конфликт. Диалектическое противоречие как источник развития. Противоречия внутренние и внешние, основные и неосновные, главные и неглавные, антагонистические и неантагонистические. Формы разрешения конфликта противоположностей.

Закон перехода количественных изменений в качественные. Понятия свойства как проявления сущности и содержания вещи. Качество как существенная определенность вещи, совокупность существенных свойств. Количество как степень развития свойства, выражаемая численно. Мера как устойчивое единство качественных и количественных характеристик. Скачок как изменение качественного состояния. Виды скачков.

Закон отрицания отрицания. Понятие тенденции, направленности развития. Отрицание как замена старого новым. Метафизическое отрицание как уничтожение старого. Черты диалектического отрицания: уничтожение вредного, отжившего; сохранение жизненного, перспективного; появление принципиально нового. Переход от старого к новому и от нового к новейшему. Соединение тенденций поступательности и цикличности в развитии. Явление «как бы возврата».

Категории диалектики. Единичное и общее. Их единство и противоречивость в отдельном. Понятие особенного. Индукция и дедукция как логическое следствие объективных взаимоотношений единичного и общего.

Часть и целое. Разделенность, дискретность, фрагментарность мира и его составной характер, целостность, непрерывность. Меризм и холизм как противоположные и взаимно дополняющие подходы. Анализ и синтез как методы познавательной деятельности.

Элемент и система. Понятие элемента как наименьшей части системы, выражающей ее сущность и специфику. Органичная целостность системы. Структурность. Наличие системных качеств. Несводимость качеств системы к сумме свойств ее элементов. Функциональные, структурные, информационные описания систем. Простые и сложные системы. Разновидности материальных, духовных, смешанных систем. Понятие анализа и синтеза систем.

Содержание и форма. Содержание как совокупность частей, элементов и всевозможных отношений между ними. Форма как способ существования содержания. Единство и противоречивость содержания и формы.

Явление и сущность. Внешнее, поверхностное и необходимое, закономерное в вещах. Их различие и взаимовлияние. Определяющая роль сущности. Познание как переход от явления к сущности. Поня­тие видимости, его гносеологическое значение.

Детерминизм бытия. Детерминизм общий и каузальный. Принципы общего детерминизма: всеобщая обусловленность явлений, систем и процессов; генетическое, причинное порождение; многообразие типов детерминации; упорядоченность, закономерность связей детерминации. Основные категории детерминизма бытия. Детерминизм и проблема свободы.

Причина и следствие. Понятие каузальной связи. Наличие процесса порождения, генетического обусловливания. Временное предшествование, сосуществование. Возможность обратных связей. Цепи причинности. Понятия полной и специфической причины. Причина и повод.

Необходимость и случайность. Сущностная обусловленность необходимого. Случайность как дополнение необходимости, форма ее проявления. Сочетаемость необходимого и случайного в реальных процессах бытия. Взаимные переходы необходимости и случайности.

Возможность и действительность. Действительность как налично существующее бытие. Возможность как потенция актуального бытия. Взаимопорождение возможности и действительности в процессах развития. Спектры возможностей. Возможности формальные и реальные, абстрактные и конкретные, обратимые и необратимые. Понятие невозможности. Вероятность как количественная мера возможности. Онтологические основы прогнозирования.

^ Раздел III. ПОЗНАНИЕ


Тема 1. Познание, его уровни и формы

Гносеология в системе философского знания. Понятие познания как деятельности, связанной с формированием идеальных образов реальности. Познание как объект философии. Проблема познания в истории философской мысли. Основные подходы к рассмотрению и оценке возможностей познания. Сущность агностицизма, многообразие его проявлений. Скептицизм. Гносеологический оптимизм. Сенсуализм и рационализм. Иррационализм. Интуитивизм. Условность классификационных оценок гносеологических школ и учений.

Субъект и объект познания. Уровни познания. Чувственное, логическое, интуитивное познание. Чувственное познание как отображение предметов в виде наглядных образов в результате деятельности органов чувств. Основные формы чувственного познания. Логическое познание как отображение внешнего мира в виде абстрактных образов. Основные формы логического познания. Взаимосвязи чувственного и логического познания. Интуиция как способность приходить к очевидно ясным выводам без осознания промежуточных логических построений. Философская полемика по проблеме природы интуитивного познания.

Истина как цель познания. Различие философских трактовок истины. Истина — субъективный образ объективного мира. Истина, заблуждение, ложь. Понятия абсолютной, относительной, конкретной истины. Критерии истины. Критерий логической непротиворечивости доказательства. Критерий практики. Практика как опыт, предметно-чувственное преобразование мира. Абсолютность и относительность практики как критерия истинности.


^ Тема 2. Научное познание и его специфика

Определение науки. Особенности научного знания. Деление наук на естественные, технические, общественные. Основные закономерности развития науки. Возрастание темпов роста объема научных знаний. Научные революции, расширение и качественное совершенствование научной картины мира. Смена лидеров в развитии науки. Дифференциация и интеграция научных знаний. Углубление самопознания науки.

Познание как социальный процесс. Формы организации науки. Научное сообщество. Научные школы и коллективы. Экономические факторы развития науки. Информационное обеспечение науки. Наука и производство.

Наука в системе культуры. Взаимосвязь философии и науки. Основные исторические типы отношения философии и науки. Функции философии в научном познании.

Сущность и структура методологии. Понятие методологической проблемы. Метод науки. Взаимодействие метода и теории в развитии науки. Метод и цель науки. Метод и объект науки. Метод и средства научного исследования. Метод и условия исследования. Метод и ступень познания.

Философский, общенаучный и специальный уровни методологических проблем. Роль философии в развитии методов научного познания. Понятие философского метода. Диалектика и метафизика.

Общенаучные подходы. Понятие метода-подхода и метода-приема.

Методы эмпирического познания. Роль приборов в современном научном познании. Проблемы измерения. Моделирование. Роль моделей в познании, их классификация.

Методы теоретического познания. Понятие специальных методов. Специальные методы в правовой деятельности. Соотношение метода и методики. Методологическая культура юриста.

Формы научного познания. Понятие логики научного исследования как определенной последовательности взаимосвязанных форм познания, как области проявления общих закономерностей познавательной деятельности. Факт, проблема, гипотеза, теория — основные формы научного познания.

Цель научного исследования и источники прогресса научного знания. Противоречия между возрастающими потребностями практики и наличным уровнем знаний; между новыми фактами и существующими представлениями; между конкурирующими гипотезами, теориями и др.

Понятия объекта и предмета научного исследования.

Факт. Роль фактов в развитии науки. Факт действительности и факт науки. Трудности формирования фактологической базы научно­го познания. Проблема как знание о незнании, осознание ограничен­ности наличных возможностей науки. Гипотеза, ее сущность и роль в развитии научного знания. Вероятностный характер содержания гипотезы. Логические и практические доказательства гипотезы.

Теория как наиболее развитая форма научного знания. Качественные и количественные, математизированные и нематематизированные теории. Феноменологические и объясняющие теории. Генетические и систематические теории.

Реализация основных функций научного исследования. Описание явлений, формирование абстрактных объектов. Объяснение и понимание в процессе научных исследований. Соотношение предсказания, прогнозирования и планирования. Проявление форм научного познания в юридической науке.


^ Раздел IV.ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО


Тема 1. Природа и сущность человека

Предмет социальной философии. Взаимодействие социальной философии с общественными и гуманитарными науками. Социальная философия и теоретическая социология. Философская антропология в структуре знания. Антропологическая парадигма в философии. Биология и антропология. Археология, этнография и антропология.

Человек как предмет антропологии. История антропологических взглядов и учений. Первобытное родовое осознание человека. Проблема человека в античной философии. Человек и Бог: религиозная антропология. Споры о свободе воли. Антропоцентризм и гуманизм в эпоху Возрождения. Философия разума Нового времени. Механистические трактовки человека. Объективно-идеалистическая концепция Г.Гегеля. Антропологизм Л.Фейербаха. Метафизика воли А.Шопенгауэра. Болезнь к смерти С.Кьеркегора. Ф.Ницше: воля к власти. Философская антропология М.Шелера. Экзистенциализм и антропологические идеи.

Философско-натуралистические идеи происхождение человека. Теория эволюции Ч.Дарвина. Человек как биосоциальное существо. Труд, общение, речь — основные факторы антропосоциогенеза, раз­вития психики, сознания человека.

Человек как первичный активный субъект целеполагания и деятельности в системе общественных отношений. Различение понятий «человек», «индивид», «личность».


^ Тема 2. Общество и его структура

Эволюция философского понимания общественной жизни людей. Патриархальные взгляды древности. Отождествление общества и государства в античности. Теологические концепции средневековья. Теории общественного договора Нового времени. Диалектико-материалистическая трактовка общества.

Единство и противоречивость общества и природы. Общество как результат эволюции природы. Общество и биосфера. Общество и ноосфера. Идеи полного господства общества над природой и подчинения человечества природе. Необходимость гармонизации отношений общества и природы.

Понятие структуры общества. Понятие системы общественных отношений. Их различение по видам действующих субъектов, целям, средствам, роли в функционировании общества, значению для прогресса человека и человечества. Основные сферы общественной жизни: материально-экономическая, социальная, политическая, духовная. Системность отношений между основными сферами общественной жизни. Многообразие социальных ролей и функций человека.

Экономическая сфера общественной жизни. Материальное производство. Структура материального производства. Влияние способа производства на общество. Создание материальных условий существования и развития общества, определение характера общественного разделения труда, влияние на социально-экономическую инфраструктуру, разделение людей на экономические классы и профессиональные группы. Человек в отношениях собственности, распределения, обмена, потребления.

Социальная сфера общественной жизни как совокупность отношений между людьми и группами, характеризующимися близостью общественного положения, способа жизнедеятельности, уровня жизни, психологии, интересов, целей, поведения. Основные критерии разделения населения на социальные группы: этнические, возрастные, медико-биологические, экономические, профессиональные, территориальные, семейно-бытовые и др. Проявление социальной принадлежности человека в его деятельности и отношениях с другими людьми. Понятие социальной стратификации. Теория элит.

Политическая сфера общественной жизни как отношения по поводу власти в обществе. Понятие власти. Право как определяющее средство политической власти, регулятор системы основных общественных отношений. Политическая система общества. Государство как главный инструмент политики, его признаки, функции, формы (правление, устройство, режим). Виды государственной власти (законодательная, исполнительная, судебная). Политические партии, общественно-политические организации и движения. Политические права и свободы человека. Духовная жизнь общества. Сочетание субъективного, индивидуального и объективного, общественного сознания в духовной жизни. Связь духовной жизни человека и общества с экономическими, социальными, политическими отношениями. Отражение, объяснение, прогнозирование явлений общественной жизни, выражение ценностно-целевых ориентиров деятельности, формирование нравственных, эстетических идеалов.

Субъектная структура духовной жизни: индивидуальное сознание, социально-групповое, общечеловеческое. Единство индивидуального, группового, общечеловеческого в сознании человека. Общественная психология и идеология. Формы духовной жизни как исторически сложившиеся относительно самостоятельные направления общественного сознания. Их сущность, различия по предмету и способу отраже­ния, социальным функциям, степени общественного влияния. Духовная культура личности.


^ Тема 3. Человек и проблема ценностей

Аксиология как раздел философского знания. Понятие ценности. Ценность как разновидность субъект-объектных отношений, характеристика значимости объекта для жизнедеятельности субъекта. Проблема ценности в истории философской мысли. Космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм, гносеоцентризм, социоцентризм.

Структура ценностного отношения. Потребность, интерес, целеполагание, идеал, сравнение, оценка. Различение ценности-цели и ценности-средства. Разновидности предметных ценностей по сферам и факторам жизнедеятельности субъекта. Витальные, социальные, политические и духовные ценности.

Разновидности ценностей по виду субъекта. Общечеловеческие ценности. Общенациональные ценности. Социально-групповые ценности. Профессиональные ценности. Личностные ценности. Единство и противоречивость личностных и общественных ценностей.

Цели и смысл человеческого существования. Человек как целеполагающее и рефлексирующее существо. Понятие цели и смысла человеческого бытия. Концепции смысла человеческой жизни: эвдемонизм, этика долга, прагматизм, гедонизм, аскетизм, утилитаризм.

Понятия человеческой жизни, смерти, бессмертия в истории философской мысли. Надличностные концепции смысла существования человека. Теологические, духовно и материально-космоцентрические концепции. Идеи социоцентризма, этатизма, социально-групповых приоритетов. Рационалистические и иррационалистические концепции индивидуально-личностного детерминизма.

Понятие смерти как предела индивидуального человеческого существования. Религиозная трактовка смерти. Жизнь и смерть как единство противоположностей, обеспечивающее развитие форм биологического и социального существования. Дискретность существования как форма оптимального согласования изменчивости и наследственности живого в ходе его эволюции. Проблема личностного отношения к смерти. Осознание неизбежности смерти. Проблема смертной казни. Самопожертвование во имя высших целей.

Основные направления самосовершенствования человека в ведущих сферах его жизнедеятельности. Биологическое совершенствование человека. Понятие биоэтики. Совершенствование человека как социального существа, субъекта и элемента системы общественных отношений. Роль гражданских и профессиональных качеств личности. Духовно-культурное совершенствование человека: нравственное, религиозное, эстетическое. Развитие творческих способностей человека.

Представления о бессмертии человека. Его воспроизводство в биологическом потомстве. Растворение в духе и теле Вселенной (космоцентризм). Переселения души, достижение бессмертия души (мифология, религия). Социальное наследство человека.

Свобода и ответственность личности как форма проявления его отношения к цели и смыслу существования в обществе. Свобода как возможность мыслить и поступать в соответствии со своими желаниями, представлениями, по своей воле. Понятия «свободы для» и «свободы от», их диалектика. Волюнтаризм и фатализм как крайности по отноше­нию к свободе личности. Иррациональное (религия, миф, инстинкты) и гносеологическое (познание необходимости) в трактовках свободы. Модели рационализированной свободы человека: борьба за максимально возможную самореализацию, эскапизм (бегство от мира), приспособление к обстоятельствам, совпадение интересов личности и окружения. Социальная ответственность личности. Внутренняя ответственность личности, понятие совести.


^ Раздел V. ЧЕЛОВЕК В МИРЕ КУЛЬТУРЫ


Тема 1. Культура как объект философии

Понятие культуры. Культура как единство форм мышления и экономической, политической, духовной, религиозной, практической, художественной жизни.

Культура и природа. Сущность культурной деятельности. Культура как процесс самопознания человека. Универсальность культуры в жизнедеятельности человека и общества. Культура и цивилизация. Понятие цивилизации. История как процесс взаимодействия различных типов цивилизации.

Сущность, структура и основные функции культуры. Культура как система. Культура в жизни человека. Смысл культурного творчества человека. Человек как высшая ценность культуры. Человек в системе социально-исторических и культурных связей. Эволюция представлений о человеке в различных типах культуры.

Субъекты культуры. Личность и культура. Культура — духовное измерение личности и общества. Роль культуры в социализации личности. Культура и нравственность. Культура и субкультура.

Многообразие культур. Типологизация культур. Общая характеристика западного и восточного типов культуры. Особенности становления и развития русской культуры. Россия в диалоге культур. Понятие массовой культуры. Необходимость усиления взаимодействия культур. Проблема диалога культур в информационном обществе.


^ Тема 2. Проблемы и перспективы современной цивилизации

Противоречивость современного мира. Выдающиеся достижения в областях материальной и духовной деятельности. Проявления нравственной, психологической, биологической деградации части человечества Актуальность проблемы направленности исторического процесса.

Идея общественного прогресса в истории философской мысли. Идеи нисходящего движения человечества от золотого века к железному. Античные надежды на благотворную роль государства. Религиозный фатализм, провиденциализм средневековья. Мысли Д.Вико об истори­ческом круговороте: божественной, героической, человеческой эпохах в жизни каждого народа. Просвещение: акцент на разум, нравствен­ность, гуманизм сообщества свободных и равных людей. О. Конт о теологической, философской, позитивной стадиях развития общества.

Марксистская теория общественно-экономических формаций и социального прогресса на основе развития способа производства. Первобытнообщинное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое общества. Предположения о коммунистическом обществе. Попытки реализации марксистских идей.

О.Шпенглер об историческом процессе как последовательности самостоятельных культур (египетской, индийской, вавилонской, китайской, греко-римской, западноевропейской, майи, русской). Идеи А.Тойнби об истории как последовательности цивилизаций, проходящих фазы рождения, роста, крушения, разложения и гибели. Движущая сила цивилизаций — творческое меньшинство.

Концепции единства и преемственности общественного развития. Стадии экономического роста по У.Ростоу: традиционное общество, переходное общество, сдвиг, зрелость, массовое потребление. Теории технологического детерминизма и технократизма. Д.Белл, Р.Арон, Д.Гелбрейт и др. о доиндустриальном, индустриальном и постиндустриальном обществах. Развитие концепции информационного общества в трудах Э.Тоффлера, И. Масуды и др.

Проблема воздействия личности на ход исторического процесса. Выдающиеся личности, их черты, проявления, роль в обществе. Объективная и субъективная обусловленность появления и действий выдающихся личностей. Недопустимость фатализма и волюнтаризма, навязывания обществу форм развития, не соответствующих традициям и социально-экономическим реалиям.

Человечество перед лицом глобальных проблем. Сущность и критерии глобальных проблем. Типология глобальных проблем современности. Интерсоциальные проблемы. Проблемы систем «Человек — общество» и «Природа — общество».

Специфика социально-философского осмысления глобальных проблем. Различные подходы к глобальным проблемам. Теории «пределов роста», «органического роста», устойчивого развития на основе коэволюции. Критика ограниченности технократического мышления. Реализация гуманистического потенциала научно-технического прогресса. Показ порочности войны как средства политики, инструмента решения общественных проблем. Необходимость поиска решения глобальных проблем, сплочения всех мировых прогрессивных сил на основе защиты жизни на Земле.


^ Тематический план семинарских занятий


п/п

Тема семинарского занятия

Количество часов по формам обучения

^ Базовое образование

среднее

(полное)

общее

среднее профессиональное

(юридич.)

высшее профессио-нальное (неюридич.)







Семинары

Семинары

Семинары

1

Философия, ее предмет, объект и роль в обществе

2

-

2

2

Познание и его уровни

2

-

4

3

Глобальные проблемы человечества

2

-

2




Итого:

6

-

8



^ ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ


Цель семинарских занятий – в уточнении, углублении и закреплении теоретических знаний. Студентам рекомендуется обратить внимание на решение упражнений и задач, предлагаемых как в учебниках, так и в специальных пособиях (см. список рекомендуемой литературы)


Семинар 1 (2 часа)


Тема 1. Философия, ее предмет, объект и роль в обществе

Вопросы для обсуждения:

1. Объект и предмет философии.

2. Философия и мировоззрение.

3. Мифология и религия как предпосылки философии.

4. Основной вопрос философии: онтологический и гносеологический аспекты.

5. Основные функции философии.

6. История философии как наука.


Литература1

Основная

  1. Введение в философию: В 2 ч.- М., 1989.

  2. Алексеев А.В., Панин А.В. Философия: Учебник.- М.,2003.

  3. Философия: Учебник /Под. Ред. В.Д. Губина.- М., 2001*.

  4. Философия: Учебное пособие / Под. Ред. В.Н. Лавриненко.- М., 2002*.

  5. Философия: Учебное пособие для студентов вузов.- Киев, 1994.

  6. Современный философский словарь.- Екатеринбург, 1996.

Дополнительная.

  1. Философский энциклопедический словарь.- М., 2002.

  2. Краткая философская энциклопедия.- М., 1994.

  3. Канке. Философия. Исторический и систематический курс: учебник для вузов.- М.: « Логос», 1999.


Тема 2. Познание и его уровни


Семинар 2 (2 часа)


Вопросы для обсуждения:

1. Специфика философского познания.

2. Особенности, роль и формы чувственного познания. Сенсуализм.


Семинар 3 (2 часа)

(для студентов, обучающихся на базе высшего

Профессионального (не юридического) образования)


Вопросы для обсуждения:

3. Форма рационального познания. Рационализм.

4. Единство чувственного и рационального познания.


Литература

Основная

1. Введение в философию: В 2 ч.- ч.2.- М.,1989.

2. Алексеев П.В. Панин А. В. Философия: учебник.- М.,2003.

3. Философия: Учебник/ Под. Ред. В.Д. Губина.- М., 2001.*

4. Философия: Учебное пособие/Под. Ред. В.Н. Лавриненко.- М.,2002.*

5. Философия: Учебное пособие для студентов вузов.- Киев,1994.

6. Современный философский словарь.- Екатеринбург, 1996.

7. Философский энциклопедический словарь.- М., 2002.

8. Философская энциклопедия: В 5 т. –М.,1975


Дополнительная

1. Краткая философская энциклопедия.-М.,1994.

2. Философия: Учебник для вузов / Отв. Ред. В.П.Кохановский.- Ростов -на-Дону, 2004.*

3. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. М.,1999.


Семинар 3 (2 часа)


Тема 3. Глобальные проблемы человечества


Вопросы для обсуждения:

1. Предпосылки возникновения экологической проблемы и пути ее решения.

2. Возникновение и основное содержание глобальных проблем.

3. Глобальные проблемы и перспективы человечества.


Литература

Основная

1. Маркс К., Энгельс Ф. немецкая идеология //Собр. Соч.- 2-е изд.- Т.3.

2. Маркс К. Тезисы о Фейрбахе. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч.- Т.3.

3. Введение в философию: В 2 ч.-М.,1989.

4. Философия:Учебник/Под. Ред. В.Д. Губина.- М., 2001.*

5. Философия:Учебное пособие/Под. Ред. В.Н. Лавриненко.-М., 2002.*

6. Философия:Учебное пособие для студентов вузов.-Киев,1994.


Дополнительная

1.Социальная философия.-М., 1995.

2.Крапивенский С.Э. Социальная философия.- Волгоград, 1996.

3.Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. Учебник для вузов.- М., 1999.


Методические рекомендации

по изучению дисциплины


Указанная дисциплина изучается на протяжении семестра и завершается экзаменом. Основными видами учебных занятий являются лекции и семинарские занятия, индивидуальные консультации. В ходе лекций рассматриваются основные понятия темы, связанные с ней теоретические и практические проблемы, даются рекомендации для самостоятельной работы и подготовки к семинарам.

В ходе семинарских занятий углубляются и закрепляются знания студентов по той или иной проблеме, развиваются навыки ведения публичной дискуссии, умение аргументировать и защищать выдвигаемые философские положения в их соотношении с юридической практикой.

При подготовке к семинарским занятиям каждый студент должен:

- изучить рекомендованную учебную литературу;

- дополнить конспекты лекций;

- изучить и законспектировать первоисточники по теме;

- подготовить ответы на все вопросы семинара.

По согласованию с преподавателем студент может подготовить реферат, доклад или сообщение по теме семинара. В процессе подготовки к семинару студенты могут воспользоваться консультациями преподавателя.

Вопросы, не рассмотренные на лекциях и семинарских занятиях, должны быть изучены студентами в процессе самостоятельной работы.

Научно-исследовательская работа студентов (НИРС) по философской проблематике согласуется в ходе индивидуальных консультаций с преподавателем, ведущим курс.


^ Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов


Вопросы, не рассмотренные на лекциях и семинарских занятиях, должны быть изучены студентами в ходе самостоятельной работы. Контроль самостоятельной работы студентов над учебной программой курса осуществляется в ходе семинарских занятий методом устного опроса или посредством тестирования. Следует особо подчеркнуть, что учебным планом для студентов заочной формы обучения предусмотрено около 85% часов от объема учебных занятий выделять на самостоятельную работу. Это свидетельствует о высокой значимости этой формы учебной работы. В ходе самостоятельной работы каждый студент обязан прочитать основную и по возможности дополнительную литературу по изучаемой теме, дополнить конспекты лекций недостающим материалом, выписками из рекомендованных первоисточников. Выделить непонятные термины, найти их значение в словарях. Студент должен готовиться к предстоящему практическому занятию по всем, обозначенным в методическом пособии вопросам. Непроясненные (дискуссионные) в ходе самостоятельной работы вопросы следует выписать в конспект лекций и впоследствии прояснить их на семинарских занятиях или индивидуальных консультациях с ведущим преподавателем. Опыт показывает, что желательно вести конспект лекций и первоисточников, а также словарь понятий в одной тетради - это способствует более полному запоминанию учебного материала. Каждый студент заочной формы обучения должен выполнить контрольную работу в соответствии с требованиями, изложенными в методических рекомендациях «Контрольная работа: структура и оформление»1 (имеется в библиотеке Казанского филиала ГОУ ВПО РАП).


Примерные ЗАДАНИЯ

для выполнения контрольных работ


1. Основные направления античной философии (милетская школа, элейская школа, софисты)

2. Философия Сократа.

3. Неоплатонизм.

4. Стоицизм.

5. Эпикуризм

6. Проблема человека в средневековой философии.

7. Наука и философия Нового времени: общая характеристика.

8. Рационализм Р. Декарта

9. Эмпиризм Ф.Бэкона.

10. Немецкая классическая философия: общая характеристика.

11. Философия марксизма.

12. Общественно-экономическая формация.

13. Русская философия XIX-XX в. (Соловьев, Флоренский, Трубецкой)

14. Западники и славянофилы.

15. Антропологическое направление в западной философии XX в: экзистенциализм, феноменология.

16. Философская герменевтика.

17. Становление и особенности русской философии.

18. П.Я.Чаадаев и его историческая концепция.

19. Проблема сознания в философии.

20. Чувственное и рациональное в познании. Их единство.

21. Методы и формы научного познания.

22. Общество как целостная система.

23. Природа и общество.

24. Общество как саморазвивающаяся система.

25. Понятие общественно-экономическая формация..

26. Основные законы диалектики.

27. Категории диалектики (единичное, особенное и всеобщее; форма и содержание, сущность и явление, причина и следствие.)

28. Глобализация и современность.

29. Современные концепции общественного развития.

30. Понятие культуры.

31. Человек в мире культуры.

32. Человек: Цели и смысл существования.

33. Идея общественного прогресса.

34. О.Шпенглер об историческом процессе.

35. А.Тойнби о цивилизации.


Литература1


Основная

1.Алексеев А.В., Панин А.В. Философия: Учебник.- М.,2003*.

2. Асмус В.Ф. Античная философия. - М., 1976.

  1. Введение в философию: В 2 ч.- М., 1989.

4. История западноевропейской философии: Учебное пособие/РАН; Ин-т философии. - М., 1998.

5. История философии в кратком изложении. - М., 1999.*

6.Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. М.: «Логос», 1999.

7. Крапивенский С.Э. Социальная философия. - Волгоград, 1996.

8. Краткая философская энциклопедия. - М., 1994.

9. Маркс К., Энгельс Ф. немецкая идеология //Собр. Соч.- 2-е изд.- Т.3.

10. Маркс К. Тезисы о Фейрбахе. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч.- Т.3.

11. Мир философии: Кн. для чтения: В 2 ч. - 4.1. - М., 1991.-С.184-248.

12. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. - М., 2004.*

13. Современный философский словарь.- Екатеринбург, 1996.

14. Современный философский словарь. - Екатеринбург, 1996.

15. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. - М., 2001.*

16. Философия: Учебник / Под. Ред. В.Д. Губина.- М., 2001*.

17. Философия: Учебное пособие / Под. Ред. В.Н. Лавриненко.- М., 2002*.

  1. Философия: Учебное пособие для студентов вузов.- Киев, 1994.

19. Философия: Учебник для вузов/Отв. ред. В.П.Кохановский. - Ростов-на-Дону, 2004.*

20. Философия: Основные идеи и принципы / Под ред. А.И. Ракитова. - М., 1990. - С. 40-55.

21.Философский энциклопедический словарь. - М., 2002.

22.Философская энциклопедия: В 5 т. - М., 1975.


Дополнительная

История философии в кратком изложении / пер. с чеш. И.И.Богута.- М., 1999.-590 с.

Лучшие рефераты по философии / сост. Д.И.Киричук.- Ростов-на-Дону.,: Феникс, 2001.- 320 с.

Современная западная философия: Словарь, 2-е изд., перераб. И доп.- М.: ТОН- Остотн, 1999.-544.

Философия: Курс лекции: учебное пособие для студ. Вузов/ под общ. Ред. В.Л.Комашникова.- 2-е изд..- М: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001.- 384 с.

Философия. Учебник.- 2-е изд., перераб. И доп./ Отв. Ред. В.Д. Губин, Т.Ю. Сидорин.-М.: ТОН- Остожье,2001.-704 с.

Философия: Учебник для вузов/ под ред. Л.А. Никитич.- М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2000.-575 с.


Вопросы для подготовки к экзамену


  1. Мировоззрение, его структура и содержание. Уровни мировоззрения.

  2. Исторические типы мировоззрения мифология, религия и философия.

  3. Объект и предмет философии.

  4. Основной вопрос философии: онтологический и гносеологический аспекты.

  5. Основные функции философии.

  6. Милетская школа. Философия Гераклита.

  7. Элейская школа. Значение апорий Зенона.

  8. Философия Демокрита

  9. Философское учение софистов. Философия Сократа.

  10. Философия Платона.

  11. Философия Аристотеля.

  12. Христианская апологетика: основная проблематика и идейные истоки.

  13. Средневековая западноевропейская философия (патристика, схоластика).

  14. Основные черты мировоззрения эпохи Возрождения.

  15. Философское учение Николая Кузанского.

  16. Философское значение космологического учения Джордано Бруно.

  17. Философия Ф. Бекона.

  18. Философия Р. Декарта.

  19. Французская просветительская философия XVIII века, основные черты.

  20. Философская система Д. Локка.

  21. Философия Джорджа Беркли

  22. Особенности философии Д. Юма.

  23. Философия И. Канта.

  24. Философия И.Г. Фихте и Шеллинга.

  25. Философия Гегеля. Система и метод Гегеля.

  26. Философия Л. Фейербаха.

  27. Особенности немецкой классической философии (общая характеристика)

  28. Основное содержание философии марксизма.

  29. Формирование и развитие русской философии (XII-XVII) вв.

  30. Русская философия XVIII- первой половины XIX в. Философия «всеединства» В.С. Соловьева.

  31. Особенности современной западной философии (общая характеристика).

  32. Позитивизм.

  33. Экзистенциализм.

  34. Феноменология.

  35. « Бытие» как философская категория.

  36. Философский анализ категории « материи».

  37. Основные атрибуты материи: движение, пространство, время.

  38. Суть диалектики. Диалектика и метафизика.

  39. Законы диалектики.

  40. Общая характеристика детерменизма.

  41. Специфика философского познания.

  42. Объект и субъект познания и их диалектика.

  43. Объективная истина и ее форма.

  44. Истина, заблуждение, дезинформация, ложь.

  45. Особенности и роль чувственного познания и его основные формы.

  46. Значение и формы рационального познания.

  47. Единство чувственного и рационального познания. Сенсуализм и рационализм.

  48. Происхождение сознания, его структура и социальная сущность.

  49. Самосознание.

  50. Сознательное и бессознательное.

  51. Научное познание и его специфика.

  52. Объект и предмет социальной философии. Основные функции социальной философии.

  53. Понятие общественно- экономической формации и его методологическое значение.

  54. Цивилизационный анализ истории.

  55. Природа и общество. Проблема экологии.

  56. Природа и сущность человека.

  57. Проблемы человека в истории философии.

  58. Понятие культуры: ее структура и функции.

  59. Понятие цивилизации.

  60. Проблема смысла человеческой жизни.

  61. Сущность современных глобальных проблем.

  62. Религия и свобода совести.



Учебное пособие


Юзеев Айдар Нилович


Философия


Учебно-методический комплекс


заочная форма обучения


Компьютерная верстка и макет: Ф.А. Абдулова, Р.С. Егорова


Подписано в печать ________200__г.

Формат 60х84 1/16 . Бумага офсетная.

Гарнитура Times New Roman.

Усл. п. л. 2,0. Тираж 200 экз.



1 Выписка из ГОС ВПО. – М., 2000.


1 Издания, отмеченные значком , имеются в фондах библиотеки Казанского филиала ГОУ ВПО РАП

1 Гаврикова Т.С., Шарандина Н.Л. Курсовая работа: структура и оформление. - М., 2004.

1 Издания, отмеченные значком , имеются в фондах библиотеки Казанского филиала ГОУ ВПО РАП.




Скачать 476,87 Kb.
оставить комментарий
Дата12.10.2011
Размер476,87 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх