История вт краткий курс 4 Легенда персонального компьютера 5 Структура компьютера 8 icon

История вт краткий курс 4 Легенда персонального компьютера 5 Структура компьютера 8



Смотрите также:
Лекция 12. Архитектура компьютера 1...
«Информационное моделирование»...
«Информационное моделирование»...
Конспект п о курсу «Организация ЭВМ и систем»...
Доклад по углубленному изучению устройства персонального компьютера...
Конспект лекций по курсу “Информатика”...
Назначение и устройство компьютера...
Структура памяти персонального компьютера...
1. Функциональная схема компьютера. Основные устройства компьютера, их назначение и взаимосвязь...
Тема: «основные компоненты компьютера и их функции. Соединение блоков и устройств компьютера...
Обучение с помощью компьютера в сравнении с традиционным обучением...
Тема: «История науки алгебры логики. Формы мышления»...



скачать



ВИРТУАЛЬНАЯ ШКОЛА КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ







Лекция 5.

Модульная структура ПК.








Сазанов В.М.
Содержание лекции

^ Знать - Уметь – Обладать навыками 1

Перечень понятий и категорий 1

Повторение пройденного 3

История 3

История ВТ – Краткий курс 4

Легенда персонального компьютера 5

Структура компьютера 8

Классическая структура вычислительного устройства 8

^ Принципы модульности и открытой архитектуры 8

Конструктивное исполнение компьютера 9

Конструктивное исполнение 11

Микропроцессор и оперативная память 11

^ Характеристики микропроцессоров 11

Как устроен и работает микропроцессор. 13

Оперативная память компьютера. 15

Внешняя память 16

Накопитель на жестком магнитном диске 17

^ Гибкие магнитные диски 18

Информационная емкость магнитных носителей 20

Внешние устройства - монитор и клавиатура. 21

Полезные практические сведения 25

Задачи и проблемы информатики 28

^ И немного философии… 28

Использованная литература 29

Литература прошлых лекций 29

Дополнительная 29

Источники в Интернете 29

Для приятной беседы с Преподавателем за рамками учебного процесса 29


^

Знать - Уметь – Обладать навыками





Знать:

  • Определения

  • Понятия, составляющие предмет информатики

Уметь:

Ориентироваться в понятиях и моделях

Обладать навыками:

  • Построения моделей информатики


^

Перечень понятий и категорий





Понятия




Новые

Категории

Система Модель

Кибернетика

Синергетика

Информационные ресурсы


e-learning, e-goverment

Информационное общество

Информация

Материя – Энергия – Информация

^

Повторение пройденного


На первой лекции рассмотривались основные понятия Информатики как фундаментальной естественной науки.

Напомним их:


История


Приметой начала века служил автомобиль. Наиболее известными личностями в мировой элите былы автомобильные магнаты - Форд, Крайслер, Мерседес, ... .

На бытовом уровне автомобиль можно назвать наиболее ярким представителем индустриальной эры, которая характеризовалась в первую очередь преимущественным развитием отраслей материального производства. Само производство было массовым, крупносерийным, ориентированным на рынки большой емкости и изделия массового спроса. Основным фактором повышения эффективности производства была преимущественно экономия затрат живого труда.

Конец нашего века будущие историки будут наверное связывать с началом информационной эры.

Информационная эра, наступившая в США, Японии, ФРГ, других европейских странах и передовых странах Юго-Восточной Азии характеризуется преимущественным ростом в экономике сферы услуг. Особенно сильно наблюдается рост отраслей связанных с переработкой информации, осуществлением всех видов посреднической деятельности. Резко изменилась стоимостная структура издержек производства. Доля издержек на оплату труда производственных рабочих в общей стоимости продукции в большинстве отраслей промышленности составляет сегодня менее 5%, что даже меньше доли отчислений на амортизацию.

Материальныt вехи на пути формирования информационной эры:

      открытие транзистора - 1948 год,

      первая вычислительная машина - 1946 год

      появление интегральных микросхем - 1958 год,

      первый персональный компьютер - 1982 год.
^

История ВТ – Краткий курс


Первая серъезная мысль относительно использования машин для выполнения вычислений принадлежит, по-видимому, Блезу Паскалю. который приблизительно в 1642 году построил несколько простейших машин для вычисления налогов.

Во время переписи населения Америки в 1890 году впервые применялись счетные машины на перфокартах. Сами же перфокарты использовались несколько раньше - для управления ткацкими станками.

Первые арифмометры появились в конце прошлого века. Однако их нельзя считать еще вычислительными машинами, так как они могут в один момент выполнять только одну операцию и требуют сохранения промежуточных результатов вовне машины.

Отличительной чертой вычислительной машины принято считать возможность выполнения длинных последовательностей арифметических операций и возможность автоматического, без участия человека, принятия логических решений о ветвлении вычислений.

Конструирование первой удачной вычислительной машины, выполняющей длинную последовательность операций было начато в 1939 году фирмой IBM совместно с Гарвардским университетом и закончено в 1944 году. Эта машина, по своей природе электромеханическая, известна в истории вычислительной техники как “Гарвард Марк I”.

Интересно заметить, что при конструировании Марк I использовались идеи и решения знаменитой попытки английского ученого Чарльза Беббиджа, относящейся к периоду 1830-40 года. Часть машины была закончена и работала, однако слишком опережала свое время и не была востребована.

Принципиальным в развитии вычислительной техники стало использование электронных компонентов - сначала радиоламп, затем транзисторов и интегральных микросхем.

Долгое время первой электронной вычислительной машиной считалась ENIAC - Electronic Numerical Integrator and Computer, построенная в Технической школе Мура в 1946 году.

Однако недавно были раскрыты архивы Английской разведывательной службы МИ-6, их которых следует, что аналогичная по принципам машина, подпадающая под определение как ЭВМ - Электронная Вычислительная Машина, использовалась во время Второй мировой войны для дешифрации радиоперехватов Германской разведки.

Развитие вычислительной техники в СССР связано с именем академика С.А.Лебедева, под руководсвом которого была создана в 1951 сначала в Киеве Малая Электронная Счетная Машина, а затем в 1952 году большая и более известная - БЭСМ-1, послужившая родоначальницей серии машин БЭСМ.

Безусловно, технологическое отставание в области вычислительной техники за годы “застоя” Советской власти достигло угрожающих для нации масштабов. В связи с этим следует привести мнение специалистов, что лучшей в мире машиной второго поколения явилась БЭСМ-6, разработанная в Институте Точной Механики и Вычислительной Техники - ИТМ и ВТ1[1].

Машина принадлежала во второму поколению средств вычислительной техники - транзисторному. По тем временам машина обладала очень высоким быстродействием - до 1 млн. операций в секунду и по своей архитектуре -принципам построения ближе к машинам третьего поколения. БЭСМ-6 выпускалась до 1981 года и была наиболее распространенной ЭВМ для проведения научно-технических расчетов. В частности, машина БЭСМ-6 широко использовалась для военно-технических целей: реализации отечественных космических программ (траекторные вычисления и управление), прочностных и динамических расчетов в самолетостроении, управлении системами противоракетной обороны, ядерной энергетики.

В конце 60 годов появились ЭВМ так называемого третьего поколения, элементной базой для построения которых служили интегральные микросхемы. Типичные представители - это IBM-360 и IBM-370 (США, фирма IBM) и отечественная серия ЕС ЭВМ (головной разработчик - Научно-исследователький Центр Электронной Вычислительной Техники -НИЦЭВТ).

Следует заметить, что когда автор этих строк был маленьким скромным инженером, вычислительные машины были только большими и очень большими. Вычислительные машины занимали целые этажи и требовали воздушного, а то и водяного охлаждения. Персонал при “компьютере” - программисты и аппаратчики -”жестяншики” ходили в белых халатах и ощущали себя технической элитой.

Желающие продолжить обучение в области информационных технологий могут сходить на День открытых дверей кафедры “Вычислительной техники” Московского Энергетического Института, где в 1976-1980 годах всю правую половину кафедры занимала одна их первых отечественных машин, предшественница серии ЭС ЭВМ – комплекс агрегатных средств вычислительной техники М-4000.

Кроме серии ЕС ЭВМ в 70-80 годах разрабатывались и выпускались машины для целей промышленного управления - серия машин СМ ЭВМ - разработчиком которых был и является до сих пор Институт Электронных Управляющих Машин - ИНЭУМ, одно из подразделений которого находится на улице Лавочкина 19.

Следущим технологическим шагом стало появление Больших Интегральных Микросхем, обусловивших переход к построению мини и микро ЭВМ.

Революционным достижением в области вычислительной техники, обуславливающим переход к постиндустриальному обществу, стало создание персональных компьютеров.

Интересные работы по истории отечественных комьютреров проводяться бывшим сотрудником Института Электронных Управляющих Машин, ныне Главным редактором еженедельника PC WEEK, Эдуардом Михайловичем Пройдаковым. Материалы Всероссийкого Виртуального Музея Компьютеров можно найти по Internet-адресу: www.pcweek.spb.ru

История рождения персонального компьютера поучительна и достойна того, чтобы перерассказать ее, следуя Громову, даже в кратком учебном пособии.
^

Легенда персонального компьютера


<Использовано Громов>

В начале 80 годов 20 века два изобретателя, - Стив Джобс и Стефан Возняк, по компьютерной мифологии в гараже, сделали первый персональный компьютер, создали фирму "Аpple" с линией компьютеров Macintosh, захватили треть мирового рынка персональных компьютеров.

Стефан Возняк родился в 1950 году, Стив Джобс - в 1955. Возняк вынужден был после третьего курса прервать учебу в университете штата Беркли из-за острых денежных трудностей.

Джобс с 1974 года бросил занятия в Орегонском колледже и отправился путешествовать в Индию "познать себя".

В 1975 году жизненные пути основателей пересеклись в одном из городков Кремниевой долины. Так называется в США густонаселенный компьютерными и другими наукоемкими фирмами район штата Калифорния, где сосредоточено около 40% научно-технического потенциала страны Америки в области передовой технологии. Возняк работал в Hewlett-Packard, Стив Джобс - на фирме Atari, занимавшей лидирующие позиции в производстве электронных игр.

Познакомились они в одном из компьютерных клубов, объединявших увлеченных молодых людей идеями и возможностями микропроцессорной революции.

Возняк и Джобс независимо пришли к единому убеждению, что техническое решение, обеспечивающее эффективный синтез "игры и компьютера", революционизирует характер развития средств вычислительной техники.

Джобс попытался заинтересовать планами создания ориентированного на игры настольного компьютера своего шефа в фирме Atari, но по воспоминаниям Стива тот "лишь снисходительно улыбался". Возняк также не нашел понимания своих "легкомысленных" проектов игровой компьютерной технологии на солидной фирме Hewlett-Packard.

В этой ситуации у молодых людей возникло роковое желание ухватить " перо жар-птицы".

Следует отметить, что к этому моменту у них уже был небольшой успешный опыт творческого сотрудничества. Один из маститых создателей видеоигр на фирме Atari предложил им как-то попытаться усовершенстовать электронную схему популярной игры. Запущенный ранее в производство вариант этой видеоигры содержал 150-170 микросхем. Задача состояла в том чтобы изыскать способ уменьшить аппаратные затраты в несколько раз и таким образом резко снизить производственную себестоимость массового выпуска изделия.

Работодателем была оговорена шкала оплаты за выполненную работу: если изобретатели смогут снизить число микросхем до 50 (т.е. втрое ), то изобретатели получат за свой труд 700 долл., если же число необходимых микросхем окажется меньшим 40, то их гонорар возрастет до 1000 долл. Представленный через несколько дней микропроцессорный вариант содержал 42 микросхемы и новаторы получили 700 долл. и уверенность.

Еще одним этапом на пути к организации фирмы персональных компьютеров был опыт создания Возняком одноплатного микрокомпьютера, который содержал лишь 30-40 микросхем, однако мог исполнять программы, написанные на языке Бейсик.

В клубе, где Стефан первый раз продемонстрировал свой простейший "Бейсик-компьютер", он вызвал настолько живой интерес, что Джобс немедленно предложил Возняку организовать компанию по их производству. В качестве наиболее вероятных первых покупателей будущих компьютеров предполагались члены этого же компьютерного клуба. Стив и Джобс прикинули, что если хотя бы десятый из членов клуба, в котором состояло 500 юношей, приобретет компьютер, то предприятие уже может оказаться рентабельным.

А если нет? Джобс решительно снял все такого рода сомнения заявлением: "По крайней мере, хотя раз в жизни мы окажемся владельцами собственного предприятия". Возняк продал свой калькулятор, Стив Джобс - автомобиль, и на все вырученные таким образом деньги они начали закупать электронные компоненты для сборки компьютеров.

Под закупку этих деталей удалось получить 30-дневный кредит поставщиков, 5 тыс. долларов вложил в дело приятель, которого им удалось заразить лихорадкой ожидаемого успеха.

Всего для стартового разгона созданной фирмы ее основателям удалось мобилизовать 20 тыс. долларов, что позволило собрать и затем реализовать 200 компьютеров. Вскоре от промежуточной версии, которая называлась Apple-I, удалось перейти к производству функционально более совершенной модели Apple-II (с цветным дисплеем, дисковыми накопителями и т.д.), от которого ведут ныне отсчет эры персональных компьютеров.

Так на массовом рынке товаров бытовой электроники появилось принципиально новое изделие - компьютер.

 

Пользователь компьютера мог на простом, языке Бейсик (легко доступном "человеку с некомпьютерной улицы"), самостоятельно изменять характеристики игровых программ, а затем, преодолев психологический барьер, пытаться решать на нем свои профессиональные задачи.

 


^

Структура компьютера


<Использовано >

Классическая структура вычислительного устройства


Принципы построения компьютера, как электронного устройства для обработки информации, были сформулированы в 1948 году в докладе Джона фон Неймана Британскому Королевскому научному обществу.

Согласно Нейману, компьютер - вычислительное устройство с хранимой программой - должен содержать устройства, показанные на рис. 4-2:

      арифметико-логическое устройство - АЛУ,
как следует из его названия, выполняющее
арифметические и логические операции;

      оперативную память, хранящую программы;

      внешние устройства для ввода и вывода информации;

      устройство управления.

  ^ Внешние А Л У Оперативная

устройства память

Устройство управления

Микропроцессор

 

В современных компьютерах функции арифметико-логического устройства и большинство функций управления взял на себя микропроцессор.

Память представляет из себя пронумерованные ячейки, в которых хранятся программа и данные для работы. Внешние устройства компьютера - клавиатура для ввода информации и монитор для ее вывода. Необходим также принтер, модем, сканер, ...2[3]
^

Принципы модульности и открытой архитектуры


Мир могут изменить только принципы.

Персональный компьютер обычно отождествляют с персональным компьютером фирмы IBM. Сейчас такие IBM-совместимые компьютеры составляют основную часть мирового производства.

“12 августа 2001 года все прогрессивное человечество отметило знаменательную дату - 20 лет с момента появления первой вычислительной машины платформы IBM PC”3[4]. 

Архитектура - то есть логическая организация - персонального компьютера фирмы IBM (IBM PC в дальнейшем), была разработана в течение месяца при очень жесткой конкуренции всего лишь дюжиной инженеров, которые получили для выполнения этой работы статус самостоятельного подразделения и carte blanche с условием объявления о выпуске персонального компьютера в августе 1881 года. Условие было выполнено и компьютер под название IBM PC модель 5051 была представлен публике.

К 1981 году на рынке уже несколько лет присутствовали компьютеры “яблочной” линии Apple и ряд изделий, предназначенных для персональных вычислений4[5]. Главным принципиальным отличием подхода фирмы IBM стала открытая архитектура. Если бы компьютер фирмы IBM был сделан как другие существовавшие в то время компьютеры - как закрытое для модификации и совершенствования устройство - он устарел бы через 2-3 года и сейчас - через двадцать лет мы, возможно, не говорили ни о информационной революции, ни о персональных компьютерах.

Фирма IBM обеспечила возможность сборки компьютера из независимых частей аналогично детскому конструктору, не делала описание интерфейсов внутренним секретом фирмы, а наоборот - предоставила их независимым производителям.

Преимущества персонального компьютера -
открытая архитектура и магистрально - модульная организация.


Данный шаг, вместе с мировым именем - компьютер IBM-360 все таки знали все - привлек очень большое число сторонних производителей электронных блоков и сделал архитектуру компьютера IBM мировым стандартом, а в итоге привел мир к новой - информационной революции.
^

Конструктивное исполнение компьютера


В учебных пособиях персональный компьютер часто упрощенно представляют как совокупность микропроцессора - МП, оперативной памяти - ОЗУ, контроллера ввода-вывода - КВВ с подключенными накопителями на гибких магнитных дисках - НГМД, накопителем на жестких магнитных дисках - НМД, лазерным диском - CD-ROM, адаптером видеомонитора- АВМ с самим монитором, и возможно наращиваемых дополнительных устройств - ДУ, объединенных посредством общей шины.

^ Системная плата

МП

ОЗУ

Общая магистраль

КВВ

АВМ

ДУ

^ НГМД НМД CD-ROM

Монитор

Ядро системы - блоки, которые осуществляют обработку информации - микропроцессор, оперативная память, управление стандартной системной шиной собраны на отдельной “системной” плате.

Схемы, управляющие работой всех остальных устройств - монитором, дисками, принтером - реализованы на отдельных платах, которые вставляются в стандартные разъемы на системной плате. Такие платы с функциональной точки зрения называют контроллерами или адаптерами, а с конструктивной - платами расширения или дочерними. В связи с этим саму системную плату со временем стали называть материнской.

Рост степени интеграции электронных компонент5[6] привел к тому, что современные материнские платы вобрали в себя стандартные модули управления дисками и монитором. Такие платы называют иногда интегральными. На такой интегрированной плате находится микропроцессор, так называемый “чипсет” - набор интегральных микросхем для управления, оперативная память и, в основном, если просто посмотреть на плату - разъемы расширения: разъемы стандартного системного интерфейса, разъемы более скоростных системных интерфейсов и локальной шины, разъемы подключения накопителей.

Большинство стандартных компьютеров в качестве системного интерфейса по прежнему используют стандарт ISA - Inductry Standart Architectura. Производители контроллеров ввода-вывода, жестких и гибких дисков восприняли “по факту” стандарт наиболее массовых накопителей - Western Digital, стандарт мониторов - SVGA - Super Video Graphic Adapter.6[7]

Некоторые фирмы-разработчики  компьютеров, “по мере производственной необходимости”, приходили к стандартизации интерфейсов. Например, 10 фирм во главе с Compag договорились о расширении системной шины и назвали ее EISA- Extended ISA.

Современные компьютеры имеют разъемы для быстрого универсального последовательного порта- так называемый USB-порт, скоростного системного интерфейса SCSI, подключения мыши по интерфейсу PS2.

Следует сказать несколько слов о двух стандартных интерфейсах для подключения внешних устройств -последовательном и параллельном. Последовательный интерфейс - физически в простейшем случае - данные и синхронизация - позволяет подключать простые низкоскоростные устройства - мышь, модем, связать два компьютера по простейшей 4-х проводной линии (смотри Часть 3).

Параллельный интерфейс - это уже более скоростной байтный обмен, по которому к компьютеру подключают такие устройства как принтер, сканер.

С помощью специальных адаптеров можно подключить внешний дисковый накопитель для переноса программ и больших массивов мультимедийных данных (типа графических и музыкальных).

Последнее время вместо последовательного и параллельного интерфейса все чаще применяют универсальный последовательный интерфейс - USB, обладающий большей скоростью обмена и позволяющий подключать до 128 устройств (только теоретически) и быстрый байтный и 2-х байтный параллельный интерфейс - Small Computer System Interfase.

Стандарт программного обеспечения персонального компьютера на сегодняшний день - это безусловно графическая операционная среда Windows - бессмертное творение Билла Гейтса- главы мирового монополиста и скандально известной в последнее время фирмы Microsoft. Иногда кажется, что лозунг: “Windows - must die” знают не только хакеры, но и обычные пользователи после 2-3 переустановок Митинской  (нелицензионной) версии операционной системы.

“Но мир не без добрых людей”. Все большее значение начинают приобретать и другие версии управляющих (операционных) систем. Например, свободно распространяемая UNIX-подобная система - LINUX - автор которой Линус Торвальдс - недавний студент - может повторить головокружительный взлет Папаши Билла на вершины и компьютерного могущества и финансового благополучия.

Среди преимуществ новой операционной системы называют большую устойчивость в работе, меньшую требовательность к аппаратным ресурсам, открытые исходные тексты.
^

Конструктивное исполнение


Конструктивно персональные компьютеры размещают в настольных корпусах и корпусах башенного типа.

В корпусе классического персонального компьютера, если снять крышку и положить на стол, можно увидеть системную материнскую плату, вертикально установленные дочерние платы видеоадаптера и контроллера ввода-вывода, блоки питания, блок накопителей, в котором закрепляются накопители на гибких и жестких магнитных дисках, лазерный CD-ROM накопитель. На передную панель корпуса выведен сетевой выключатель с индикацией включения и индикатор обращения к жесткому диску.

Конструктивное исполнение персонального компьютера

С задней стороны корпуса - разъемы питания и информационные разъемы для общения с внешним миром - разъемы для подключения монитора, клавиатуры, “мыши”, параллельного и последовательного интерфейса. Конструктивно разъемы все разные и исполнены так, что обычный пользователь типа энергичной домохозяйки не сможет перепутать подключение устройств. 
^

Микропроцессор и оперативная память


“Его на части расчленяет...”
(где-то у Гете, “Фауст”)

Наибольший прогресс в области персональных компьютеров, не затрагивая их структурной организации, коснулся безусловно ядра - микропроцессора и оперативной памяти. 

Микропроцессор - это одна из вех нашего 19 века - эпоха в истории вычислительной техники. Краткое изложение истории появления интегральных микросхем можно найти в приложении.
^

Характеристики микропроцессоров


Описывая микропроцессор, обычно говорят о
частоте, разрядности и адресном пространстве.


Частота процессора определяет сколько элементарных операций в секунду микропроцессор выполняет - некоторый аналог скорости автомобиля. Типовая частота 486-х машин - 66-100 мегагерц, хотя доехать до места можно и на 40 мегагерцах, иметь 200 - 300 - 500, а “летать” на частоте в 1000 и более мегагерц процессора Pentium безусловно приятно. 7[8]

Процессор связан с “внешним миром” с помощью шин адреса, данных и управления. 

По шине данных микропроцессор принимает и выдает после “переработки” очередную порцию информации. Число одновременно обрабатываемых процессором битов - важная характеристика процессора, называемая разрядностью. Разрядность микропроцессора - это все равно что число полос на шоссе.

Один из первых микропроцессоров фирмы Intel - I8088, (см. статью Э.Пройдакова в ВКМ) примененный для разработки персонального компьютера IBM PC был 8/16 - разрядным и работал на частоте 4,77 мегагерц. 

 Процессор Intel 80286, на основе которого был построен компьютер IBM PC AT (AT - Advanced Technology) - революционный перелом в области информационных технологий - сделал персональный компьютер массовым изделием - имел 16-ти разрядную шину данных и 24-х разрядную шину адреса. Переход на 16-ти разрядную обработку был принципиальным - позволял за одну команду обрабатывать данные с точностью 1/2 16, что достаточно для большинства практических приложений.

Процессоры 386 и 486 - 32 разрядные - это уже 4-х полосные дороги для адресов и данных, по которым перемещаются грузовики файловой системы Windows.

Последняя модель семейства - PENTIUM IV - 64 разрядный микропроцессор, выполняющий 2 команды за один такт синхронизации - скоростной “хайвей” - 2 скоростные 4 полосные дороги с разделительной линией в виде системы команд.. Процессор содержит 5 миллионов транзисторов,8[9] работающих на частоте в сотни мегагерц.

^ Другая важная характеристика микропроцессора - - адресное пространство.

Возьмем простейший пример- первые 8 команд из файла - command.com - это командный процессор одной из версий операционной системы MS DOS.

Для указания (перечисления) всех 8-ти слов в памяти достаточно 3-х двоичных разрядов согласно нижеприведенной таблице.

^ ДВОИЧНЫЙ КОД

АДРЕС ДАННЫЕ  

Адрес
(десятич-ный)

 3 дв.
разряд

2 дв.
разряд

 1 дв.
разряд

Значение
(шестнадцатиричное)

Двоичная кодировка

1

0

0

0

E9

1111 1001

2

0

0

1

6D

0110 1101

3

0

1

0

15

0001 0101

4

0

1

1

64

0110 0100

5

1

0

0

88

0100 0100

6

1

0

1

15

0001 0101

7

1

1

0

00

0000 0000

8

1

1

1

00

0000 0000

  Если микропроцессор Intel 80286 имел для адресации 24 адресных шины, то это означает, что он мог адресовать, применяйте индукцию, 2 в 24 степени - то есть 16 Мегабайт адресов.

Процессоры Intel 80386, 486 обладают 32-х разрядными шинами адресов - имеют возможность адресовать до 2 32 = 4 гигабайт различных 32-х разрядных слов.

Наиболее распространенный для построения современных персональных компьютеров микропроцессор фирмы Intel под названием PENTIUM - 64 разрядный - 2 шины по 32 разряда для адресации двух независимых потоков команд.

  Характеристики моделей процессоров Табл.4 -1

 

Модель

 

^ Год/Кол-во
транзисторов.


Тактовая частота./

Быстрод-е

Разр.

данных

Разр.

адреса

Адр.

пр-во

14004

1970

 

4

 

 

18080

 

5-8/0.
33MIPS


8

16

0.6 Мб

I8086

I8088

1978

1979

5-10Мгц

5-8 Мгц/
0.33MIPS


 

20

 

8

1 Мб

1 Мб

I80286

1982

8-12 Мгц/1.2MIPS

16

24

16 Мб

I80386 DX

SX

1985

16-33 Мгц/
6MIPS


32

24

32

16

4 Гб

I486

SX

DX, DX2, DX4

1993/
1.2
млн

25-50 Мгц/
20MIPS


 

32

 

 

32

4 Гб

PENTIUM

1993/
5
млн.

100-1000 Мгц

32

32

4 Гб

^ PENTIUM -IV

2000

500-1300

32

32

4 Гб

 

2001/
55 млн.


 

 

 

 



^

Как устроен и работает микропроцессор.


Микропроцессор построен по классической схеме фон Неймана. Деятельность микропроцессора сводится к извлечению управляющим устройством из оперативной памяти команд и данных, преобразованию, а затем записи через устройства ввода-вывода (видеоадаптер и контроллер ввода - вывода в случае персонального компьютера).

^ М П Оперативная память

 

В простейшем случае микропроцессор содержит арифметико-логическое устройство - АЛУ с двумя буферными регистрами на входе и регистром-аккумулятором результата.

Счетчик инструкций хранит адрес следующей команды. Управляет процессом выборки командного слова из оперативной памяти так называемый дешифратор адреса - логическое устройство, переводящее двоичный адрес в сигнал для выборки последовательных адресов оперативной памяти.

Дешифратор кода команды определяет, что должно делать арифметическое устройство - то ли складывать два числа, хранящиеся по месту первого и второго операнда, то ли умножать их, а может быть вычитать.

Последовательность действий при выполнении программы можно описать так:

^ ВУ+ОЗУ УУ АЛУ ВУ

Ввод Извлечение Выполнение

программы первой программы Вывод

в память команды

 

При выполнении программы, после первой команды, с помощью счетчика команд - выбирается и выполняется следующая. Однако такой линейный порядок может быть нарушен в результате проверки заранее заданного в программе условия - например проверки достижения некоторого граничного значения, очень часто нуля. Такие специальные команды так и называются - команды передачи управления. Кроме команд управления и арифметико-логических команд таких как сложение, вычитание, умножение и деление в составе команд микропроцессора типа PENTIUM около 300 различных команд.

Типовая структура командного слова представлена ниже.

Код команды Первый операнд Второй операнд

Первая часть командного слова отводится для хранения кода команды, вторая - адресов операндов. Результат операции для экономии места помещается, как правило, по месту первого операнда.

Для хранения кода команды в микропроцессоре отводится 1 байт - 8 двоичных разрядов, которые могут закодировать 28 различных комбинаций - то есть 256 различных команд.

Последние микропроцессоры имеют расширенную систему команд. Например, микропроцессор PENTIUM MMX отличался от своих предшественников - PENTIUM и PENTIUM-II наличием специальных 50 команд для обработки графической информации, что делало его принципиаольно более быстрым.

Кроме разрядности, частоты и адресного пространства для эффективной работы компьютера имеет значение тип интерфейса с системной шиной, состав устройств внешней памяти, их интерфейсы, частота обмена по системной шине, тип программного обеспечения.

  Интересная особенность микропроцессоров, обусловленная технологическими ограничениями - числом выводов корпуса микропроцессора - вынудила разработчиков пойти на “хитрость” - сделать внутреннюю структуру процессора полноразрядной, а внешний интерфейс - с разрядностью шины данных вдвое меньшей. Например, микропроцессор 486DX - полноразрядный вариант - 32 разрядная шина данных, а 486SX - 16-ти разрядная. Однако при наличии внутренней памяти в микропроцессоре - это когда основная информация перерабатывается внутри, а на выход - только результаты - это не сильно сказывается на общей производительности микропроцессора.

 Таким образом, центральный процессор является как бы “мозгом” компьютера. Именно здесь сосредоточена вся работа по управлению компьютером. Из памяти компьютера последовательно шаг за шагом извлекаются команды и выполняются центральным процессором, команды управления идут ко всем другим устройствам компьютера - к принтерам - команды на печать, к дисковым устройствам - команды записи и считывания информации, к монитору - через плату адаптера - информация для отображения, а через клавиатуру - информация от “господина-человека” для ввода-вывода и управления.
^

Оперативная память компьютера.


Для эффективной обработки информации в современном компьютере существует целая иерархия устройств памяти.

 

^ ПАМЯТЬ КОМПЬЮТЕРА

ВНУТРЕННЯЯ ВНЕШНЯЯ

на магнитных дисках накопитель

Оперативная память - ОЗУ

Постоянная
память - ПЗУ

Жесткий диск

Гибкий
диск

CD-ROM

 

В первую очередь различают внутреннюю и внешнюю память. Роль внутренней памяти в персональном компьютере выполняет оперативная и постоянная память. Внешняя память - это накопители на магнитных носителях - гибкие и жесткие диски, позволяющие записывать и считывать информацию и односторонний - только для считывания - лазерный накопитель - CD-ROM.

Память компьютера аналогична по функциям человеческой памяти. Если говорить упрощенно, то кратковременной человеческой памяти соответствует оперативная память у компьютера, а память на магнитных дисковых накопителях - некоторое подобие нашей долговременной памяти.9[10]

Оперативная память - оперативное запоминающее устройство - ОЗУ - предназначено для временного хранения информации, (а если по-английски - RAM - Random Access Memory).

Основные характеристики памяти - объем и быстродействие.

Первый персональный компьютер класса IBM PC IBM 5150 обладал оперативной памятью в 16-256 тысяч байт10[11] (16 -256 Килобайт по компьютерной терминологии).

Стандартным для 286 компьютеров был размер памяти в 1 Мбайт. Типичный объем памяти для 386 машин - 4 Мбайта, а для безпроблеммной работы в среде Windows-95 желательно иметь уже 16 Мбайт. Далее - еще большие объемы необходимы для нормальной работы.

Для Windows-98 и Windows-2000 хорошо - это начиная с 32 Мбайт. Интенсивная обработка графики и звука, работа в пакетах проектирования может потребовать и еще больших объемов.

Важным параметром памяти является быстродействие - время чтения и записи информации.

При частоте процессора в 100 мегагерц процессор срабатывает через каждые 10 наносекунд и может выполнять простые регистровые команды через такт, т.е. через 10 нс, однако типичным временем срабатывания оперативной памяти является 70 нс, что приводит к замедлению работы.

Поэтому в современных компьютерах используется много видов памяти (DRAM, SDRAM, FRM, EDO, BEDO - смотри Корнеев, Киселев) и быстрая - так называемая сверхоперативная кэш-память емкостью 128-512 Кбайт. Причем последние модели компьютеров используют несколько уровней кэш-памяти. Первый уровень - внутри процессора, второй на системной плате. 

Кроме оперативной и быстрой кэш-памяти на системной плате установлены еще два вида памяти - постоянная память (ПЗУ/RAM), хранящая ядро операционной системы - так называемый базовый блок ввода-вывода - BIOS и небольшая по объему и низкоэнергопотребляющая память с отдельным батарейным питанием, хранящая конфигурацию компьютера, информацию о текущем времени и дате, последнем режиме работы и настройках компьютера - так называемая CMOS - память.
^

Внешняя память


Когда оперативной памяти для выполнения программы уже не хватает - компьютер вынужден обращаться к магнитным принципам для хранения информации.

В современных типовых компьютерах используют накопители на жестких и гибких магнитных дисках - сокращенное наименование НМД и НГМД соответственно, односторонний лазерный CD-ROM - накопитель, магнитооптический перезаписывающий накопитель.

^ Я Д Р О

Микропроцессор + память



Контроллер ввода-вывода



^ НГМД НМД CD-ROM

Более специфические применения - например для обработки графической информации, файлов со звукозаписями или видеофильмов могут потребоваться дискетки с объемами записи 100 Мбайт или сменные переносимые магнитные накопители с объемами информации в десятки гигабайт.
^

Накопитель на жестком магнитном диске


Основным внешним хранилищем информации для компьютера является память на жестком магнитном диске, исторически называемом "винчестером". 11[12]

Емкость внешней дисковой памяти прогрессировала быстро - за 15 лет - на два-три порядка, то есть от 40 Мегабайт в 286 машинах до 4000 и более Мбайт (то есть более 4-х Гигабайт) в современных компьютерах.12[13]

Память компьютера хранит собственно нужные по работе данные и управляющую к ним бюрократическую систему - операционную по компьютерной терминологии.

Объем первой версии операционной системы для персонального компьютера типа IBM PC - MS DOS 1.0 ориентировался на оперативную память в 640 Кбайт и компьютер обходился 2-мя “Винчестерами” по 10 Мбайт каждый.

Но, “бедные человеческие существа - облечены потребностями” - и теперь один только объем последней версии графической операционной среды Windows-2000 требует для своего хранения на диске порядка 200 Мбайт.13[14]

Технически накопитель типа "Винчестер" - это коробочка размером с половину средней книги, в которой вращаются расположенные друг над другом диски, покрытые материалом с высокой намагничивающей способностью.



Считывание информации осуществляется с помощью блока радиально перемещаемых магнитных головок, "висящих" на воздушной подушке толщиной 3-5 микрон над магнитной поверхностью. Блок электроники осуществляет усиление сигнала, формирование буферного объема информации для обмена с оперативной памятью и собственно обмен в соответствии со стандартным дисковым интерфейсом.

Информация на диске записывается по окружностям - дорожкам, которые разбиты на сектора.

Размер сектора - 512 байт - это примерно четверть странички машинописного текста.



Размер компьютерного представления текста данной книги в формате “Документ WORD” - порядка 10 Мбайт - то есть около 20 000 секторов.14[15]

Для размещения больших объемов связанной информации на диске образуют так называемые кластеры - группы секторов, рассматриваемые операционной системой как единая область.

Число дисков в современных дисковых накопителях достигает 15-ти, дорожек до 1024, множим-делим - получаем те самые Гигабайты современных дисков. (Радости продавцов - озабоченности покупателей).

Основные технические параметры накопителей - время доступа и время безотказной работы.

Типичное среднее время доступа - 7-20 мс, среднее время безотказной работы - около 20 000 тысяч часов (20000 часов - около 3,5 лет).

Кроме технических показателей производительности и надежности, покупателя конечно интересуют и цена. Цена среднего на данный момент накопителя в 20 Гигабайт - порядка 100 уе. При покупке отечественный пользователь ориентируется в основном на имя - “раскрученную” торговую марку.15[16]
^



Гибкие магнитные диски


Другой внешний магнитный носитель информации - гибкие магнитные диски емкостью 1.44 Мбайта с диаметром носителя 3.5 дюйма (8.9 мм). В более ранних моделях персональных компьютеров можно встретить дискеты с диаметром 5.25 дюймов и емкостью 1.2 Мбайта. Про дискеты емкостью 360 Кбайт и 720 Кбайт следует знать что было и такое, однако встретить уже тяжело. Да и устройство для чтения дискет диаметром 5.25 дюйма в современном системном блоке заменяется точно таким же по физическим размерам накопителем на лазерном оптическом диске - так называемым CD - ROM.

Дискета фирмы, дорожащей своим именем имеет символ торговой марки - например BASF, SONY, SUNGREEN.

 

M Н е с л е д у е т       покупать дискеты, не имеющие торгового знака производителя!

  Дискеты размером 3.5 дюйма с емкостью 1.44 Мбайта - стандартное средство для хранения и переноса небольших программ. Сам магнитный диск заключен в жесткий пластмассовый конверт, прорезь для подвода считывающих головок закрыта задвижкой - можно носить в кармане - в общем удобное, проверенное временем средство хранения информации.

 

Для защиты нужных программ от случайного стирания на дискетах используется специальный переключатель - окошко с защелкой, которое для запрета записи следует открыть.

 

Для запоминания существует простое мнемоническое правило. Открыты оба окошка на дискете - смотрите на мир двумя открытыми глазами - и не придеться подмигивать приятелю одним глазом: “Дай списать последнюю версию антивирусной программы!”

^ Впрочем, на бумажных этикетках, поставляемых с дискетами, защищенное и открытое состояние диска указывается.

Извлекаемая из магазинной коробки дискета иногда не имеет разметки для записи информации. Требуется процедура так называемого форматирования, выполняемого командой format операционной системы. После того, как дискета отформатирована (дорожки размечены и можно приглашать информационных жильцов), имеет смысл наклеить на диск этикетку с указанием “метки тома” - “трасса Е-95”- например, даты создания дискеты, а после записи файлов - их имена, версии и даты.

 

Органы управления и индикации. На устройстве считывания диска - дисководе на жаргонном языке, расположена кнопка для выталкивания дискеты и окошко светодиода, индицирующего что идет процесс обращения к диску.

 

 



 

 



Если Вы хотите потерять сверхценную информацию на своем гибком диске, извлеките дискетку в процессе чтения/записи!

 
^

Информационная емкость магнитных носителей


Что такое 1.44 Мбайта? - Это книга !



Информация в компьютере хранится в двоичном виде.

Один двоичный разряд - бит - binary digit - это 2 состояния - 0 и 1, то есть 2 единицы элементарной информации.

Два двоичных разряда могут представить 4 различных комбинации, три двоичных разряда - 8 комбинаций, 4 - 16, ... 8 двоичных разрядов - байт по компьютерной терминологии - может закодировать 2 8 - то есть 256 различных комбинаций.

На стандартной клавиатуре компьютера - 101 клавиша, с учетом русской и английской кодировки - около 200 символов, для двоичного кодирования которых достаточно 8 двоичных разрядов - тоже байт.

Одна печатная страница в 30 строк по 60 символов на строке - 1800 символов - приблизительно 2 Кбайта16[17]

Таким образом дискета емкостью 1.44 Мбайта - это приблизительно 700 страниц текста - толстенькая книга (а как удобно носить в кармане - только читать лежа на диване неудобно).17[18]

На дискетах емкостью 1.44 Мбайта недавно поставлялось большинство системного и прикладного программного обеспечения. Например, версии Windows-3.11 и MS WORD 6.0 (которыми я до сих пор успешно пользуюсь при работе на портативном компьютере) занимали около 10 дискет.

  Сорок мегабайт первых 286-х машин - это шкаф с книгами, типовые 2000-10 000 Мбайт - хорошая библиотека, а гигабайты оптических дисков - это уже общественные библиотеки и мировые хранилища информации.

  Например, энциклопедия “BRITANICA” в электронном виде распространяется всего на 2-х пиратских CD-ROM дисках, лицензионная “Энциклопедия Российского Права” - один CD.

  ^ Назначение и параметры накопителей Табл 1- 2.

НАИМЕНОВАНИЕ

ЕМКОСТЬ

АНАЛОГ

^ ГИБКИЙ ДИСК

1.44 Мбайта

К Н И Г А

ЖЕСТКИЙ ДИСК

40 Мегабайт -

10-20 Гбайт

ШКАФ с КНИГАМИ

БИБЛИОТЕКА

CD-ROM

680 Мбайт -
4 Гбайта

ЭНЦИКЛОПЕДИИ, ЗВУКО и
ВИДЕОЗАПИСИ
^

Внешние устройства - монитор и клавиатура.



В первую
очередь - тексты
.

 
^ Умея - можно все
посмотреть и ввести.


 

В текстовом режиме дисплей отображает 25 строк по 80 символов в строке. На экране дисплея всегда присутствует мерцающая черточка, называемая курсором или маркером. Символ, который Вы нажимаемый на клавиатуре, попадает на его место, после чего маркер перемещается на одну позицию вправо.

В цветном графическом режиме каждая точка может иметь до 256 градаций цвета, что обеспечивает богатство цветовой палитры графических образов.

 

 

^ Типы мониторов

Основной на данный момент тип видеоадаптера и соответственно подключаемого к нему монитора - SVGA - супер видео графический адаптер. Ранее были VGA, EGA.

Для пользователя важна также емкость внутренней памяти, находящейся на плате видеоадаптера. Сначала было 1Мбайт - хватало сохранить 640 х 820 точек одного кадра.

Далее последовали 2 Мбайта, 4 Мбайта.

 

 

^ Органы управления и индикации. Для монитора они просты и понятны. Как правило имеется выключатель питания, светодиоды индикации включения и режимов монитора, регуляторы яркости и контрастности.





(Неинтересно - можно пропустить!)

 

Если на символ посмотреть через увеличительное стекло, то можно увидеть, что символ состоит из точек.

Каждая точка - пиксел по-английски - элемент изображения, а размер точки - зерно 0.28-0.38мм - характеристика, определяющая четкость отображения и Вашу усталость.

Один символ - одно знакоместо - рисуется в процессе горизонтального и вертикального перемещения путем прерывания электронного луча на основе содержимого видеопамяти, хранящей битовый образ экрана.

Для минимального отображения одного символа достаточно матрицы 9*11 точек. На экране дисплея типа SVGA (Super Video Graphic Array) 800*600 и более точек. Лучшее изображение и цветопередачу обеспечивают мониторы с разрешением 1024х860 точек и размером экрана - 14, 15, 17, 19 и более дюймов (например для верстки или черчения)

 

 

$

  Для WINDOWS предпочтительно иметь
15-17 дюймовые мониторы
- легче размещать многочисленные окна.

Выполнение графических работ с помощьюкомпьютера - подготовка чертежей с помощью пакета AUTOCAD, рисованиепринципиальных электрических схем, разработка программируемыхлогических матриц (пакеты P-CAD, XILINXFoundation) удобнее выполнять намониторах 17-19 и более дюймов.

 

 

Электр.

пушка Точка

Электронный. Магнитная. на экране

затвор отклоняющая.

система.

МОНИТОР

--------------------------

0/1

 

 

0000110011111

1110101000010

1110110011111

 

ВИДЕОПАМЯТЬ



ВИДЕОАДАПТЕР

---------------------------------

.

ПАМЯТЬ

 

 

 

 



МИКРО

ПРОЦЕССОР

СИСТЕМНАЯ ПЛАТА

 

Упрощенная схема отображения информации в компьютере.
^

Полезные практические сведения


Для описания модели компьютера установилсясвой рекламно- технический язык.

Так, например, ценовой справочник “Компьютеры и оргтехника”N 19 за 2000 год рекомендует в качестве “недорогого компьютера для дома и офиса”следующую конфигурацию:

AMD K6 ii -500MHz/Lucky Star 6VBX2/ 32 MbDIMM/HDD 4,3 Gb/FDD 3,5”/40xCD/ S3 Trio 3D 4Mb /SB64/15” Samsung 550B

Конфигурация компьютера для дома и офиса. Табл.1-3

 

УСТРОЙСТВО

КОНФИГУРАЦИЯ

ЦЕНА

Материнская плата

Lucky Star

$55-70

Процессор

Intel Celeron 366 -433 Mhz

AMD K6 II 400-500

$50

-95

Память

32

$35-40

Видеокарта

S3 Trio 3D 4Mb

$21

HDD

4,3 - 6,4 Gb

$70-80

CD-ROM

40-Speed (Asus, LG)

$40

Монитор

15” Samsung, LG

130-160

Звуковая карта

Creative SB64

$30

 

Всего:

^ 520 $

Комментарии. Персональный компьютер использует процессор Intel Celeron 366-433 Mhz или AMD K6 II 400-500Mhz, имеет оперативную память в 32 Мбайт, емкость внешней дисковой памяти от 4,3 до 6,4 Гигабайт, накопитель на гибком магнитном диске 1.44 Мбайта, монитор SVGA с диаметром диагонали 15 дюймов.

Такой компьютер “потянет” из кармана до 520 уе в зависимости от умения покупать. Рекомендации по выборупродавца и самого персонального компьютера Вы можете найти в - главе “СОВЕТЫ БЫВАЛОГО”.


^

Задачи и проблемы информатики


< >


И немного философии…


Информатика – Сomputer Science \ Отличие трактовок термина у нас и на Западе.


Использованная литература






^

Литература прошлых лекций


  1. Темников Ф.Е., Афонин В.А., Дмитриев В.И. Теоретические основы информационной техники: Учеб.пособие для вузов. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Энергия, 1979. –512 с., ил.

  2. Турчин В.Ф. Феномен науки. - http://pespmc1.vub.ac.be/POSBOOK.html

  3. Кузин Л.Т. Основы кибернетики. Учеб. Пособие для втузов. - М.Энергия, 1973 504 с.

  4. Винер Н. Кибернетика. Или управление и связь в животном и машине. 2-е изд. М.: Сов.радио. 1968. 326 с.

  5. Поспелов Д.А. Логико-лингвистические модели в системах управления. – М.: Энергоиздат, 1981. – 232 с.

  6. Гуц А.К., В.В. Коробицын, А.А. Лаптев, Л.А. Паутова, Ю.В. Фролова. Математические модели социальных систем: Учебное пособие. - Омск: Омск. гос. ун-т, 2000. - 256 c. Часть 1 - http://www.univer.omsk.su/socsys/book2_1.pdf, Часть 2 - http://www.univer.omsk.su/socsys/book2_2.pdf

  7. Гуц А.К., В.В. Коробицын, А.А. Лаптев, Л.А. Паутова, Ю.В. Фролова. Социальные системы. Формализация и компьютерное моделирование: Учебное пособие. - Омск: Омск. гос. ун-т, 2000. - 160 c. http://www.univer.omsk.su/socsys/book1.pdf

  8. Колин К.К. Становление информатики как фундаментальной науки и комплексной научной дисциплины. Материалы сообщества СТОИК – 2006. М.: Лаборатория СВМ \ NTL-library - http://ntl-cbm.narod.ru/E-LIBRARY/INFORMATIKA/kolin.doc

  9. Древаль А.В. Интеллект XXX - www.diabet.ru/IntellectXXX/Rasdel1.htm

  10. Флейшман Б.С. основы системологии. – М.: Радио и связь, 1982. – 368 с.

  11. Громов Г.Р. Очерки информационной технологии. М.: ИнфоАрт, 1993. –336 с.

  12. Шафрин Ю. Основы компьютерной технологии. Учебн. пособие. М.: АБФ, 1997. - 656 с.

  13. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебное пособие.
    – М.: Лаборатория базовых знаний, 2000. – 440 с.: ил.

  14. Каймин В.А. Информатика: Учебное пособие. М.: Изд-во РИОР, 2005. – 81 с.

  15. Сазанов В.М. Cочетаниt классического и дистанционного обучения. - М.: Лаборатороя СВМ – 2005. –

  16. Менский М.Б. Человек и квантовый мир. Фрязино: «Век-2», 2005. – 320 с.

-----------------------------------------------------

Дополнительная


  1. Информатика. / Алехина Г.В., Годин И.М., Пронкин П.Г., Козлов М.В. и др. – М.:ММИЭИФП, 2006

  2. Телекоммуникации и сети / В. А. Галкин, Ю. А. Григорьев – М.: Издательство МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2005

  3. Информатика / К. В. Балдин, В. Б. Уткин – М.: Проект, 2005

============================================
^

Источники в Интернете


  1. Электронная библиотека Лаборатории СВМ – www.ntl-cbm.narod.ru\E-LIBRARY\katalog.htm

  2. www.pcweek.ru

  3. www.computerra.ru

+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
^

Для приятной беседы с Преподавателем за рамками учебного процесса


  1. Винер Н. Кибернетика. Или управление и связь в животном и машине. 2-е изд. М.: Сов.радио. 1968. 326 с.

  2. Журавлев А.П., Павлюк Н.А. Язык и компьютер. М.: Просвещение – 1989. – 189 с.



1


2


3


4


5


6


7


8


9


10


11


12


13


14


15


16


17





Скачать 393,24 Kb.
оставить комментарий
Дата01.10.2011
Размер393,24 Kb.
ТипЛекция, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

наверх