А. В. Федоров Федоров Алексанр Викторович, доктор педагогических наук, профессор, Президент Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России icon

А. В. Федоров Федоров Алексанр Викторович, доктор педагогических наук, профессор, Президент Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России


Смотрите также:
Проблема насилия на российском экране...
А. В. Федоров президент Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России...
А. В. Федоров доктор педагогических наук, профессор...
А. В. Федоров доктор педагогических наук, профессор...
А. В. Федоров доктор педагогических наук, профессор...
А. В. Федоров президент Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России...
Профессор, доктор педагогических наук...
А. В. Федоров доктор педагогических наук, профессор...
Федоров А. В. Трудно быть молодым: кино и школа. М.: Киноцентр, 1989. 66 с...
Профессор, доктор педагогических наук...
Федоров А. В. «За» и«против»: Кино и школа...
Федоров А. В. Базовые медиаобразовательные модели...



Загрузка...
скачать




А.В.Федоров

Федоров Алексанр Викторович, доктор педагогических наук, профессор, Президент Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России


Написание данного текста поддержано Советом по грантам Президента Российской Федерации для поддержки ведущих научных школ России (руководитель ведущей научной школы РФ – д.п.н., профессор А.В.Федоров, грант № НШ-657.2003.6.).


ИНТЕГРИРОВАННОЕ МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ В РОССИЙСКОЙ ШКОЛЕ: АНАЛИЗ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МИНИМУМА СОДЕРЖАНИЯ


В последние годы в ведущих странах мира всю большую значимость приобретает процесс медиаобразования. “Российская педагогическая энциклопедия” определяет медиаобразование (англ. media education от лат. media - средства) как направление в педагогике, выступающее за изучение “закономерностей массовой коммуникации (прессы, телевидения, радио, кино, видео и т.д.). Основные задачи медиаобразования: подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств” [2, с.555].

Существует расхожее мнение, что госстандарты начальной и средней школы России не предусматривают медиаобразовательных возможностей активизации учебного процесса. Между тем контент-анализ утвержденных Министерством образования РФ официальных документов [3; 4], касающихся обязательного минимума содержания начального и среднего (полного) общего образования, показывает, что это не так.

Обратимся к фактам. Ведущие зарубежные медиапедагоги и исследователи К.Бэзэлгэт (С.Bazalgette), Э.Харт (A.Hart) и др. считают, что медиаобразование должно основываться на изучениии так называемых шести «ключевых понятий» (key aspects): «агенства медиа/media agencies» (анализ системы функционирования, целей и т.д. источников информации, создающих и распространяющих медиатексты), «категории медиа/media categories» (анализ типов медиатекстов – по видам, жанрам и т.д.), «технологии медиа/media technologies» (анализ технологического процесса создания медиатекстов), «языки медиа/media languages» (аудиовизуальные средства выразительности, коды и знаки, стиль и пр. медиатекстов), «аудитории медиа/media audience» (анализ типологии аудитоории, уровней медиавоприятия медиатекстов), «репрезентации медиа/media representations» (анализ конкретного представления авторами/источниками информации/агентствами содержания в медиатекстах [5, p.13].

Разделяя эту точки зрения, можно проследить присутствие рекомендаций к изучению ключевых понятий медиаобразования в Образовательных минимумах содержания начального и среднего общего образования Российской Федерации [3; 4].

В Образовательном минимуме, касающемся предметов начальной школы, элементы интегрированного медиаобразования обнаруживается в дисциплинах филологического и искусствоведческого циклов. Например, там отмечается взаимосвязь изобразительного искусства и музыки с литературой, театром, кино, телевидением, идет речь о «средствах художественной выразительности» (ключевое понятие «язык медиа»), об анализе литературных текстов («категории медиа», «язык медиа», «репрезентация медиа») [3]. В минимуме содержания среднего образования [4] медиапедагогический потенциал прослеживается более явно. В предметной области «Филология» пишется о необходимости анализа текстов («Текст. Тема и основная мысль текста. Основная и второстепенная информация. Структура текста ... Интерпретация содержания прочитанного и/или прослушанного текста»), языка искусства («Эстетическая функция языка художественной литературы»). Рассматриваются и понятия «категория» и «репрезентация», «автор/источник текста», «технология создания текста» («Основные типы литературных направлений», «Роды и жанры литературы и основные способы выражения авторского сознания», «Нравственная, социальная, историко-культурная проблематика», «Соотношение жизненной правды и художественного вымысла в литературных произведегниях». «Роль средств массовой информации»). Менее отчетливо, но все-таки присутствует и понятие «аудитория».

Не столь прозрачно и подробно элементы интегрированного медиаобразования даны в разделе дисциплины «История»: учащиеся должны изучать на уроках такие понятия, как «Массовая культура. Информационная революция. Многообразие стилей и течений в художественной культуре» (т.е. просматривается опора на ключевые понятия «агентства», «категории», «языки» и «репрезентации» медиа).

Зато в минимуме по предмету «Информатика» в той или иной степени представлены, пожалуй, все шесть основных понятий медиаобразования. Здесь есть рекомендации изучать «информационные процессы в живой природе, обществе и технике: получение, передача, преобразование, хранение и использоввание информации», понятия «информационная культура человека, информационное общество», «язык, как способ представления информации, кодирование», «текст и его обработки», «основные устройства компьютера», мультимедийные технологии, компьютернае коммуникации, интернет».

Аналогичные пассажи обнаруживаются и в предметной области «Технология»: «работа с информацией и технологической документацией», «использование информационных технологий, ... развитие информационных технологий, новые информационные технологии» (т.е. затрагивается изучение таких понятий, как «агентства», «категории» и «технологии»).

К сожалению, Образовательные минимумы содержания начального и среднего общего образования по биологии, физике, химии, экологии, географии, основам безопасности жизнедеятельности и остальным преметам (как видно из таб.1) не предусматривают элементов интегрированного медиаобразования. Хотя возможности таких дисциплин, как биология, экология или география, в плане интегрированного медиаобразования весьма значительны, что и подтверждает мировая педагогическая практика.


^ Таб. 1. Наличие элементов интегрированного медиаобразования в Образовательных минимумах содержания начального и среднего общего образования.


(знак «+» означает присутствие данного элемента в текстах официально утвержденных Образовательных минимумов, знак «-» означает его отсуствие, знак «?» - неопределенность присутствия данного элемента).




Предметная область,

учебная дисциплина:

Наличие рекомендаций к изучению ключевых понятий

Медиаобразования:

Агентства

медиа

Категории

медиа

Технологии

Медиа

Языки

медиа

Аудитории

медиа

Репрез

ентации

медиа

1

2

3

4

5

6

1

Филология

(языки, литература)

+

+

+

+

+

+

2

История

+

+

-

+

?

+

3

Искусство

+

+

+

+

?

+

4

Информатика

+

+

+

+

+

+

5

Технология

+

+

+

?

-

?

6

Естествознание,

(биология, физика,

химия, экология)

-

-

-

-

-

-

7

Математика

-

-

-

-

-

-

8

География

-

-

-

-

-

-

9

Основы безопасности

жизнедеятельности

-

-

-

-

-

-

10

Физкультура

-

-

-

-

-

-


Между тем, заведующая лабораторией технических средств обучения и медиаобразования Института общего среднего образования РАО Л.С.Зазновбина (1939-2000) еще в 1998 году разработала «Стандарт медиаобразования, интегрированого в гуманитарные и естественнонаучные дисциплины начального общего и среднего образования» [1], который был опубликован в двух научно-методических сборниках и в журнале «Стандарты и мониторинг в образовании» и на сайте www.mediaeducation.ru , но, увы, так и остался на уровне проекта.

В преамбуле этого документа [1] Л.С.Зазнобина совершенно справедливо задавалась чрезвычайно важными для медиаобразования вопросами: «Часто ли современному школьнику предлагается критически отнестись к словам учителя, газетному тексту, учебнику, телепередаче или другому СМИ? Предлагается ли ребенку попытаться уловить и "вскрыть" смысл того или иного информационного сообщения, понять "кому это выгодно"?». В самом деле, нельзя не согласиться с Л.С.Зазнобиной [1]: в «педагогическом процессе для создания благоприятных условий обучения и учения необходимо способствовать преодолению коммуникационных барьеров, возникающих на пути информационных потоков. Подобные барьеры могут быть обусловлены географическими, историческими, государственно-политическими, ведомственными, экономическими, техническими, терминологическими, языковыми, психологическими и другими причинами. Одна из задач школьного медиаобразования - нахождение педагогических приемов преодоления коммуникативных барьеров в учебном процессе. (...) Медиаобразование, интегрированное в гуманитарные и естественнонаучные школьные дисциплины, призвано выполнять уникальную функцию подготовки школьников к жизни в информационном пространстве путем усиления медиаобразовательной аспектности при изучении различных учебных дисциплин».

Далее в медиаобразовательном стандарте [1] выделяются следующие требования к минимально необходимому уровню подготовки учащихся, основанные на умениях: находить требуемую информацию в различных источниках; переводить визуальную информацию в вербальную знаковую систему и наоборот; трансформировать информацию, видоизменять ее объем, форму, знаковую систему, носитель и др., исходя из цели коммуникативного взаимодействия и особенностей аудитории, для которой она предназначена; понимать цели коммуникации, направленность информационного потока; аргументировать собственные высказывания; находить ошибки в получаемой информации и вносить предложения по их исправлению; воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы "за " и "против" каждой из них; составлять рецензии и анонсы информационных сообщений; устанавливать ассоциативные и практически целесообразные связи между информационными сообщениями; вычленять главное в информационном сообщении, отчленять его от "белого шума"; составлять план информационного сообщения, предлагать форму его изложения адекватную содержанию; работать с инструментарием подготовки, передачи и получения информации и т.д.

В том же ключе рассуждает и А.А.Журин, возглавивший лабораторию ТСО и медиаобразования после кончины Л.С.Зазнобиной. В частности, он (в своей статье «Включение внешкольной информации в контекст базового образования», помещенной на указанном интернетном сайте www.mediaeducation.ru , выделяет следующие цели медиаобразования:

•обучение восприятию и переработке информации, передаваемой по каналам СМИ (в широком толковании);

•развитие критического мышления, умений понимать скрытый смысл того или иного сообщения, противостоять манипулированию сознанием индивида со стороны СМИ;

•включение внешкольной информации в контекст общего базового образования, в систему формируемых в предметных областях знаний и умений;

•формирование умений находить, готовить, передавать и принимать требуемую информацию, в том числе с использованием различного технического инструментария (компьютеры, модемы, факсы, мультимедиа и др.).

А.А.Журин на конкретных примерах показывает, как медиаобразование, интегрированное, скажем, в учебные курсы обязательных школьных дисциплин, в той или иной степени помогает достижению вышеуказанных целей. Например, в фантастическом фильме П.Верховена «Вспомнить все» (США) во фрагменте с достоверно показанным жидким воздухом содержится ряд ошибок, которые учащиеся могут обсудить на уроках биологии (человек в течение почти 10 минут находится в вакууме и остается живым), географии (появление над безводной планетой кучевых облаков), физики (повышение температуры окружающей среды при переходе газа из жидкого состояния в газообразное) во время изучения соответствующих учебных тем. Школьник, приученный критически воспринимать медиатексты, легко обнаруживает нелепость графика изменения “кислотно-щелочного баланса” из рекламы некоторых видов жевательных резинок: судя по графику pH во рту человека после приема пищи равен единице, что равносильно приему раствора сильной кислоты (урок химии в 9 классе школы № 1748, учитель О. Ю. Гончарук).

С.И.Гудилина в своей статье «Перспективы развития эстетического воспитания» (здесь и далее текст снова цитируется по интернетному сайту www.mediaeducation.ru) считает, что можно выделить следующие дидактические функции использования медиа в эстетическом воспитании учащихся:

- объединение научной и художественной форм познания через графические средства;

- исследовательское конструктивное видение окружающей среды, как естественных форм, так и созданных человеком;

- практическое применение знаний в творчестве;

- обучение основам графической грамотности;

- развитие проектного мышления;

- изучение, анализ и использование мирового художественного опыта;

- создание условий для самопознания и саморазвития школьников.

Судя по всему, С.И.Гудилина является активной сторонницей семиотического (структуралистического) подхода в медиаобразовании: «Важно научить школьников понимать язык, - пишет она в процитированной выше статье, - на котором идет коммуникативный процесс. Специфика графической информации заключается в раскрытии условностей знаков, символов, кодов, через которые идет кодирование образов. (...) Изучение семиотических и семантических систем подводит учащихся к пониманию художественной картины мира. Следует вспомнить, что если научная картина мира — это некая система знаний, разъясняющая строение мира в целом, то в искусстве изображение мира неадекватно его пониманию. Наиболее убедительно это проявляется в изображении добра и зла, положительного и отрицательного, света и тени. Символическое изображение образов соединяет этические ценности с эстетическими и становится своеобразным ориентиром в понимании художественной картины мира. Экспликация эстетического восприятия мира обогащает понимание его развития, структур и других форм существования. Такое разъяснение может быть в следующих темах: природа в знаковых системах искусства; свет и цвет как средство художественной выразительности; архитектурная бионика; природа в фольклоре (архитектуре, живописи); природотворчество и пр.».

Ее коллегу Т.Г.Жарковскую интересуют проблемы интеграции медиаобразования в преподавание иностранного языка. Она считает, что при изучении иностранного языка в школе недостаточно внимания уделяется развитию таких умений, как находить, готовить, передавать и принимать требуемую информацию (что является одной из целей медиаобразования).

Конечно, для того, чтобы школьники обрели все эти умения, необходим целый цикл практических упражнений и творческих заданий. И тут сотрудниками лаборатории ТСО и медиаобразования предлагаются следующие практические задания:

- подбор информации по какой-либо теме из доступных источников;

- ознакомление с телепрограммой с последующим составлением анонсов нескольких передач по их названиям;

- предложение темы и названия передач, статей, видео/аудио продукции, которые могут дополнить изучаемый в школе материал по какому-либо предмету;

- выбор трех лучших фильмов/мультфильмов текущей теленедели, обоснование своего выбора;

- ранжирование предложенной информации по ее социальной значимости;

- составление тематической подборки информационных материалов из газет и журналов по какой-либо теме;

- запись на видеомагнитофон нескольких телесюжетов по определенной теме, составление к ним заданий и комментария.

- составление краткого описания видеосюжета на определенную тему;

- прослушивание устной информации с последующим изложением ее в виде комикса;

- прослушивание устной информации с последующей иллюстрацией ее рисунками;

- прослушивание устной информации с последующим составлением сценарного плана видеосюжета;

- изложение предложенной информации в форме послания в будущее;

- изложение предложенной информации в форме послания в прошлое;

- изложение предложенной информации в жанре публикации в "Аргументах и фактах";

- изложение предложенной информации, с изменением ее таким образом, чтобы она стала доступной малышу;

- ознакомление с информацией с целью определения аудитории, которой она адресована;

- ознакомление с информацией с целью изменения ее с учетом предложенного нового адресата;

- ознакомление с информацией и с комментарием к ней с целью обоснования собственной позиции по отношению к комментарию;

- ознакомление с информацией с целью обнаружения и исправления в ней ошибок;

- ознакомление с информацией с целью составления анонса;

- ознакомление с информацией с целью составления рецензии;

- ознакомление с информационным сообщением с целью составления плана, по которому можно воспроизвести его главную мысль;

- ознакомление с информационным сообщением с целью составления плана, по которому можно воспроизвести сюжет;

- ознакомление с информационным сообщением с целью найти на контурной карте места, где происходят изложенные события.

- ознакомление с информационным сообщением с целью представления предложенной информации в табличной форме и т.д.

Итак, как следует из контент-анализа действующих в настоящее время российских Образовательных минимумов содержания начального и среднего общего образования [3; 4], некоторые элементы интегрированного медиаобразования туда включены. Однако далеко не во все дисциплины и очень часто – в довольно размытых фразах. Бесспорно, активный и творческий учитель уже сейчас может (и таких примеров немало) осуществлять интегрированное медиаобразование школьников, опираясь на существующие Образовательные минимумы. Вместе с тем, на мой взгляд, при составлении и дальнейшем совершенствовании Образовательных минимумов «Стандарт медиаобразования, интегрированного с различными школьными дисциплинами» [1], разработанный Л.С.Зазнобиной, должен быть включен (скорее всего, в доработанном виде) в структуру официальных документов.

Примечания

  1. Зазнобина Л.С. Стандарт медиаобразования, интегрированного с различными школьными дисциплинами // Стандарты и мониторинг в образовании. - 1998.- N 3.- C. 26-34.

  2. Медиаобразование//Российская педагогическая энциклопедия. Т.1/Гл.ред. В.В.Давыдов. – М.: Большая российская энциклопедия, 1993. – С. 555.

  3. Обязательный минимум содержания начального общего образования. Приложение к приказу Министерства образования России от 19.05.1998, № 1235. М., 1998.

  4. Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования. Приложение к приказу Министерства образования России от 30.06.1999, № 56. М., 1999.

  5. Hart, A. (1991). Understanding the Media. London: Routledge, p.13.

  6. http://www.mediaeducation.ru




Скачать 151,5 Kb.
оставить комментарий
Дата26.09.2011
Размер151,5 Kb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх