Программа курса «Методология гуманитарного знания» icon

Программа курса «Методология гуманитарного знания»



Смотрите также:
Программа курса «Философские вопросы социально-гуманитарного знания»...
Программа курса методология истории д филос н., проф. Антипов Г. А. Новосибирск 2004...
Программа курса “Методология гуманитарного знания” (рггу, зимний семестр 2007 08)...
Программа спецкурса «Методология гуманитарного знания»...
Программа курса Скачать doc-версию «Проблемы современной науки в контексте культуры» /...
Программа спецкурса «Методология гуманитарного знания»...
«Постсекулярное общество»...
Программа курса Скачать doc-версию «Проблемы современной науки в контексте культуры» /...
Концепция Джамбаттиста Вико: первая попытка разработать методологию специфического...
К методологии гуманитарного знания...
Программа курса «социальная философия» (для студентов гуманитарного факультета)...
Рабочая программа курса "отечественная история"...



скачать


Программа курса «Методология гуманитарного знания».

(ФИИ, вечернее отделение; 13 мая – 10 июня 2010, четверги, 19.10 и 20.50)


Дата

Задание (вместе с дополнительными материалами)




Тема и краткое содержание занятия.

13.05

Вводное занятие. Понимание предмета и целей курса, принципы отчетности, программа, поддерживающие курс ресурсы (www.aperlov.narod.ru, «учебник» (Перлов А.М. История науки: введение в методологию гуманитарного знания. М., 2007).

Лекция «Позитивизм». Концепция гуманитарной «науки»: командного проекта накопления знания, полученного в соответствии со строгими правилами исследовательской процедуры

20.05

19.10. Семинар «Позитивизм».

Обязательный текст: Ланглуа Ш., Сеньобос Ш. Введение в изучение истории. СПб, 1899. С. 48 – 54, 80 – 84, 185 – 189, 250 – 254.www.aperlov.narod.ru/langlois.doc.

Литература:

Коллингвуд Р. Дж. Идея истории. Автобиография. М., 1980. Позитивизм; С. 121 – 128. http://www.aperlov.narod.ru/kollingwood.doc.

Перлов А.М. История науки: введение в методологию гуманитарного знания. М., 2007. С. 11 – 91.

Еще задание (принципиально в свете итоговой отчетности):

подобрать и принести / прислать (arkadiy.perlov@gmail.com) источник (1-2 страницы) для «перевода» – непонятный для Вас философский текст (см. ниже, стр. «Отчетность»)




20.50. Лекция «Альтернативы позитивизму: другие классические стратегии гуманитарного исследования – интуитивистская и умозрительная». Классические стратегии как составляющие любого конкретного гуманитарного исследования. Пересмотр декартовской модели научного (стремящегося к доказательности) знания Джб. Вико – возможность методического знания, основывающегося не (только) на доказательности. Основные варианты: спекулятивная реконструкция условий, в которых наше познание было бы истинным; попытка допущения интуиции как возможной основы познания.

27.05

19.10 и 20.50. Лекции «Логика критической установки в теории гуманитарного знания»

03.06

Семинар «Позитивизм».

^ Обязательный текст: Шюц А. Понятие и формирование теории в социальных науках // Современная зарубежная социология (70 - 90-е годы). М., 1993. С. 84 - 103, или «Американская социологическая мысль», М., 1994. С. 526 - 541. http://www.aperlov.narod.ru/SCHUTZ1.DOC.

Литература:

Перлов А.М. История науки: введение в методологию гуманитарного знания. М., 2007. С. 121 – 153.


Таким образом, пока не вполне понятно, как окажутся распределены еще три пары (одна – предположительно, 3 июня, и две – 10 июня). Я думаю, что в зависимости от того, как у нас будут проходить лекционные и семинарские занятия, мы решим использовать это время или для того, чтобы провести какие-то обобщающие лекции, либо коллоквиум, или для аудиторных форм отчетности: обсуждения «переводов» или проведения аудиторной контрольной работы по словнику (http://aperlov.narod.ru/fii/slov081.doc)


Объявления о расписании ближайших занятий будут на страницах:
www.aperlov.narod.ru, www.aperlov.narod.ru/fii.htm

Семинар I (20 мая, 19.10).
Позитивизм. Модель профессиональной (гуманитарной) науки: накопление знания


Основной текст:

Ланглуа Ш., Сеньобос Ш. Введение в изучение истории. СПб, 1899. С. 48 – 54, 80 – 84, 185 – 189, 250 – 254. http://www.aperlov.narod.ru/texts05/langlois.doc.


Цели занятия

  • Познакомиться с понятием и логикой позитивизма как одной из основных (и часто - моделеобразующих) стратегий (гуманитарного) исследования.

  • На примере позитивизма проследить за взаимосвязью между идеологией, технологическими рекомендациями, непроговариваемыми презумпциями позитивистского исследования, характерными риторическими фигурами и методологическими достоинствами и недостатками конкретной стратегии (гуманитарного) исследования. Обратить внимание на соответствующие позитивистской методологии этику и социологию научного сообщества.

  • При помощи отрывков из работы Ш. Ланглуа и Ш.Сеньобоса «Введение в изучение истории» освоить ряд технологических требований позитивистской интеллектуальной стратегии.

  • На материале высказываний Коллингвуда зафиксировать набор самых базовых возражений в адрес позитивизма и составить собственное представление о не/справедливости антипозитивистской критики.


^ Дополнительный текст:

Дюркгейм Э. Метод социологии. Гл. II (в издании М., 1991; С. 421 - 447). http://www.aperlov.narod.ru/durkheimmet.txt.


Литература:

Коллингвуд Р. Дж. Идея истории. Автобиография. М., 1980. Позитивизм; С. 121 – 128. http://www.aperlov.narod.ru/kollingwood.doc.

Перлов А.М. История науки: введение в методологию гуманитарного знания. М., 2007. С. 11 – 91.


Вопросы к семинару:

  • Что является предметом деятельности историка? Понятия «факта» и «документа». Соответствующие им аналоги в других гуманитарных науках кроме истории.

  • Понятия внешней и внутренней критики у Ланглуа и Сеньобоса. Проблема опосредованности истинной информации о факте. Преодоление опосредованности.

  • На какого рода вопросы может ответить историческое знание, если понимать его как Ланглуа и Сеньобос? Какие постановки вопросов останутся некорректными? Как выглядят цели исторической науки?

  • Соответствует ли текст «Введения в изучение истории» тем требованиям, которые позитивисты предъявляют к научным текстам?

  • Особенности синтетического изложения гуманитарной информации в позитивизме. Стилистика «Введения в изучение истории».

  • Что можно сказать о культурной специфике французского позитивизма конца XIX века?

Семинар II (3 июня, 19.10).
Описание теоретической конструкции в контексте истории гуманитарной гносеологии. Позиционирование исследователя на «карте гуманитарного знания» (например, на шкале между аналитическими и интуитивистскими подходами).


Основной текст:

Шюц А. Понятие и формирование теории в социальных науках // Современная зарубежная социология (70 - 90-е годы). М., 1993. С. 84 - 103, или «Американская социологическая мысль», М., 1994. С. 526 - 541. http://www.aperlov.narod.ru/SCHUTZ1.DOC.


Дополнительные тексты:

Дискуссия Поппера и Адорно о логике социальных наук // Вопросы философии, № 10, 1992. С. 65 - 86. http://www.aperlov.narod.ru/texts05/diskussiakpita.doc.

Дрей У. Еще раз к вопросу об объяснении действий людей в исторической науке // Философия и методология истории. М., 1977. С. 37 - 71.

Рикер П. Конфликт и интерпретация. М., 1995. Глава: Герменевтика и структурализм. С. 37 – 94. http://www.aperlov.narod.ru/RICOEUR.doc.


Литература:

Перлов А.М. История науки: введение в методологию гуманитарного знания. М., 2007. С. 121 – 153.


Пожалуйста, прочитайте статью Шюца

Составьте подробный конспект этого текста – желательно, не в форме гладкого повествования, а как последовательность из нескольких десятков тезисов. Зафиксировав тезис, обязательно отметьте, от чьего имени (или имен) этот тезис провозглашается в статье Шюца, и формулируется ли он как самодостаточное высказывание или исключительно как мишень для критики. Будьте внимательны к прямому цитированию, пересказу, утрированию и т.п.

Еще одним полезным ресурсом для Вас может стать словарик ключевых категорий текста Шюца.

При чтении, обращайте, пожалуйста, особое внимание на следующие вопросы (однако, не забывайте, что Ваша задача сейчас не ответ на эти вопросы, а конспект):


  • Какова логика статьи Шюца, кто с кем спорит, кто с кем соглашается?

  • Как выглядят аргументы сторонников доказательного знания в гуманитарных (общественных) науках?

  • В чем усматривает Шюц внутренние логические противоречия и слабости бихевиористской методологии?

  • Почему, по мнению Шюца, интерсубъективная интерпретация возможна в социальных науках, какую роль играют в этом категории «жизненного мира», «понимания», «идеальной типизации», «конструкций второго типа»?

  • Что, с точки зрения Шюца, делало оправданной часть критики сциентистов в адрес специфически гуманитарного знания и каким образом его собственный подход позволяет преодолеть эти проблемы?

  • Какую роль выполняют приводимые Шюцом в статье примеры-притчи: о почтальоне, или о сеттере Ровере?

  • Какое соотношение усматривает Шюц между «обыденном знанием» и «научным мышлением»? Что можно сказать о целесообразности, возможностях и границах достижения объективности (контролируемой индивидуальности) в концепции Шюца?


^ Задание «Перевод»:

На 20.05.2010: подобрать и принести / прислать (arkadiy.perlov@gmail.com)

ИСТОЧНИК (1-2 страницы) – непонятный для Вас философский текст (на русском языке), в котором Вы хотели бы разобраться.

(т.е. Вы должны быть готовы объяснить: 1) почему Вы выбрали именно этот текст и хотите именно в нем разобраться; 2) чего именно Вы в нем не понимаете)


^ Формы итоговой отчетности по курсу «Методология гуманитарного знания»


1) «Словник» (см. http://aperlov.narod.ru/fii/slovbilety.doc или http://aperlov.narod.ru/fii/slovbilety.htm). В задание входят два понятия и две т.н. «гносеологические конструкции».

Например:

Понятия:

^ 1) демаркация

2) методологическая дистанция

На каждое из этих понятий пишется примерно полстраницы-страница текста. Понятию дается определение, и обязательно даются примеры использования этого понятия при описании конкретного исследовательского проекта (предпочтительно, Вашего).

Гносеологические конструкции:

^ 3) способы перехода от тезиса к тезису, от данных (источников, первого впечатления, основанного на здравом смысле и/или на «консубстанциальности») к концепции

4) типичные клише гуманитарной мысли

Вы пишете примерно полстраницы-страницу текста, объясняя, как Вы понимаете эту конструкцию.1


2) Работа по характеристике методологии конкретного гуманитарного исследования (4-6 страниц, примерные вопросы: http://aperlov.narod.ru/fii/gumissledovanie.htm).


3) Рефераты «Логика развития гуманитарной гносеологии» (возможно, выборочных участков – например, «Логика развития позитивистского направления в гуманитарной гносеологии»). 4-6 страниц. Эпитомы (сокращенные и, возможно, переструктурированные версии исходного текста) не принимаются, все нужно писать своими словами.


4) Рецензии на учебное пособие «История науки: Введение в методологию гуманитарного знания». 4-6 страниц. Предпочтительно рецензировать именно книгу как определенный способ изложения истории гносеологических концепций, но возможен и «облегченный» вариант: приведение тех принадлежащих отдельным теоретикам методологических тезисов, которые кажутся Вам подходящими или неподходящими для проекта Вашего гуманитарного исследования (например, диплома). В любом случае, количество критических положений должно составлять не меньше трети всей работы.



1 Комментарий к форме отчетности «Словник»:

1) Вероятно, тем, кто будет активно участвовать в аудиторных занятиях, можно будет самостоятельно выбрать билет. Однако в основном понятия и гносеологические конструкции все-таки не выбираются, а назначаются: на основе анкет (буде мне таковые сдадут) и впечатления от работы на занятиях.

2) Мне малоинтересно читать определения, взятые из словарей и энциклопедий. Во-первых, далеко не всегда автор какой-либо словарной статьи я видим какое-то понятие в одном и том же ракурсе, делая акцент на одном и том же. Во-вторых, мне важно удостовериться не в Вашем умении найти статью в энциклопедии, а в Вашей способности последовательно рассуждать с использованием этого термина, уметь применить его к конкретному исследовательскому материалу. Ценнее не «отгадка» определения, а Ваше умение обращаться с термином :)





оставить комментарий
Дата26.09.2011
Размер96,8 Kb.
ТипПрограмма курса, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

наверх