«Применение информационных технологий при изучении промышленной графики беларуси конца XIX-XX вв.» icon

«Применение информационных технологий при изучении промышленной графики беларуси конца XIX-XX вв.»



Смотрите также:
Реферат на тему Применение информационных технологий при изучении случайных процессов 4...
«Использование информационных технологий в изучении истории Ирландии XIX в.»...
Применение компьютерных технологий на уроках биологии Слюсарь Т. Д...
«Использование информационных технологий при изучении международного права»...
Решение задач начертательной геометрии на основе информационных технологий...
«Применение информационных технологий при решении задач высшей алгебры»...
20 г. Положение о Учебном центре компьютерной графики и технологий мультимедиа «Фокус-Дизайн»...
Выпускная работа по «Основам информационных технологий» Магистрант кафедры международного...
Реферат на тему применение информационных технологий в молекулярно-ген...
«Использование информационных технологий в изучении универсальных механизмов международной...
Реферат по дисциплине «П и оэи» на тему: «Применение информационных технологий в экономике»...
Муниципальная целевая программа «Развитие и применение информационных технологий в Атяшевском...



скачать



БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Выпускная работа по
«Основам информационных технологий»


Магистрант кафедры

этнологии, музеологии и

истории искусств

Дорохин Павел

Руководители:

профессор Высоцкая Н.Ф.

ассистент Позняков А.М.

Минск – 2010 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ


ОГЛАВЛЕНИЕ 3

СПИСОК ОБОЗНАЧЕНИЙ КО ВСЕЙ ВЫПУСКНОЙ РАБОТЕ 4

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ «ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ ГРАФИКИ БЕЛАРУСИ КОНЦА XIX-XX ВВ.» 5

ВВЕДЕНИЕ 6

^ ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 8

ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ 11

3.1. Эвристические возможности Интернет 12

3.2. Обработка графики. 14

3.3. Базы данных. 14

3.4. Музейные информационные системы. 15

3.4. Электронные издания. 17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21

^ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 22

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ В ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ 24

ДЕЙСТВУЮЩИЙ ЛИЧНЫЙ САЙТ В WWW (ГИПЕРССЫЛКА) 25

ГРАФ НАУЧНЫХ ИНТЕРЕСОВ 26

ПРЕЗЕНТАЦИЯ МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ 29



^

СПИСОК ОБОЗНАЧЕНИЙ КО ВСЕЙ ВЫПУСКНОЙ РАБОТЕ


AI – искусственный интеллект

БГАИ – Белорусская Государственная Академия Искусств

БД – база данных

ИТ – информационные технологии

НББ – национальная библиотека Беларуси

СУБД – система управления базами данных

ЭУМК – электронный учебно-методический комплекс

ЭЭ – Электронная энциклопедия

^

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ «ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ ГРАФИКИ БЕЛАРУСИ КОНЦА XIX-XX ВВ.»

ВВЕДЕНИЕ


Думаю, не стоит говорить о том, что «компьютеризация» охватила практически все области человеческой деятельности. Не осталась в стороне и область искусствоведения. Однако тут возникают определённые проблемы, связанные с тем, что искусствоведение (тут и далее будем говорить исключительно об изобразительных искусствах) не работает напрямую ни с числовыми значениями, ни с нарративом[6, с. 158], что определённо сужает возможности ИТ в данной области, о чём косвенно свидетельствует и слабая исследованность данного вопроса.

Однако не стоит отчаиваться. Пробелы в «компьютеризации» искусствоведения несколько восполняются из других областей науки и искусства, близких и не очень. В первую очередь следует обратить внимание на использование ИТ в изобразительном искусстве собственно, в частности такие сугубо прикладные вещи, как редактирование графики. Зачем это может понадобиться? Попробую объяснить ниже.

Далее, в силу специфики источника обратимся к музейному делу. В отличие от искусствоведения ИТ широко применяется в музейной практике, в том числе (пусть пока и недостаточно хорошо) в нашей стране. Также не стоит забывать и о наработках в педагогике, галеристике.

Конечно, стоит сказать и об источниковедении. Ведь графический объект можно рассматривать не только как предмет искусства, но и как исторический источник. В случае с объектом моего исследования это не только возможно, но и необходимо, так как в своей работе я изучаю именно массовые источники – логотипы, этикетки, вывески. Это означает, что, для выявления каких-то общих стилистических свойств требуется тщательный анализ весьма объёмной графической информации.

Стоит, однако, помнить, что применять достижения других областей нужно с оглядкой на задачи, которые ставятся в вашем исследовании.

Очевидно, что в искусствоведении необходимо использование ИТ, однако в основном пока речь идёт лишь об очевидных, прикладных вещах. Дело тут не только в традиционности или косности искусствоведов. Просто область искусствоведения, которая находится практически на самой границе науки и не-науки полагается не только на логику, но и на субъективное, эмоциональное восприятие, интуицию, даёт объекту исследования не только характеристику, но и оценку. Можно, конечно, представить, что это будет делать AI, но пока это видится мне далёкой задачей. К счастью, индустриальная графика – довольно специфическая область искусства (не все даже относят дизайн к искусству), которая, надеюсь, может подвергнуться исследованию с помощью компьютера уже сейчас.

^

ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ


Проблема литературы по выбранной мной теме заключается в том, что применение ИТ в искусствоведении пока слабо используется и почти не исследовано. Но, как уже говорилось выше, в таком случае будет уместным использовать наработки из смежных сфер. Если изобразительное искусство и дизайн будут интересовать меня больше с практической стороны (поэтому какие-то теоретические исследования в области компьютерной графики можно отбросить – тут они будут неуместны), то на музейное дело стоит обратить более пристальное внимание. Так или иначе, большая часть источников поступает искусствоведу именно из музейных фондов. В музейном же деле ИТ применяются давно и успешно, об этом существует немало публикаций, приводить все смысла не вижу. И всё же, некоторые заслуживают вашего внимания. Об использовании ИТ сказано практически в каждом современном учебном издании по музейному делу, я остановлюсь, в основном, на Internet-публикациях, конкретно связанных с моей темой.

Поскольку исследование начинается с поиска источников, обратимся к «Теории и истории источниковедения» В.П. Грицкевича, С.Б. Кауна и С.Н. Ходина. Это учебное пособие по источниковедению, в разделе эвристики упоминается и о сети Internet. Меня там, правда, могли заинтересовать только поисковые системы, электронные библиотеки и музеи. Ничего не сказано о пользе в поиске источника, например, блогов. Но это не вина авторов, книга то издана в 2000-м году, а область ИТ славится своим стремительным развитием. И конечно, издание максимально обобщено, тут говорится об источниках вообще. Всё же, основное внимание стоит обратить на литературу и интернет-ресурсы, посвящённые музеям. Интересен сайт http://www.kamis.ru, который продвигает комплексную автоматизированную музейную информационную систему КАМИС. Похожие системы пытаются создать и в нашей стране, например, Муз 5, что, правда, скорее база данных. Публикаций по ИТ в музейной деятельности существует масса, тут стоит отметить «Музей будущего» http://www.future.museum.ru, где подробно говорится, зачем в музее ИТ и как их использовать, сюда же можно отнести http://museolog.rsuh.ru/nol.html - персональный сайт Л. Я. Ноля, кандидата технических наук, профессора, заведующего отделом информационного обеспечения ГМИИ им. А.С. Пушкина. На сайте находится информация, посвященная как теории так и практике использования информационных технологий в музейной деятельности, а так же предоставлены публикации в электронном виде.

Наверное, самой известной организацией, которая продвигает ИТ в исторической науке является Ассоциация История и Компьютер. Думаю, говорить о ней уже стало общим местом. Тут интересно другое, а именно статья представителей нашего исторического факультета: Е.Н. Балыкиной, Н.Ф. Высоцкой, А.А. Гужаловского, В.Н. Сидорцова «Иконопись Беларуси XII – XVIII веков в среде мультимедиа», в которой говорится о проекте БГУ – мультимедиа-программе по белорусской иконографии, опубликованная в трудах IV научной конференции АИК в 1997 году (http://kleio.asu.ru/aik/krug/4/6.shtml). Также весьма полезна в практическом отношении работа Балыкиной Е.Н. и Бузуна Д.Н. «Электронный учебно-методический комплекс по социально-гуманитарным дисциплинам для многоступенчатой системы университетского образования» (Минск, 2003 г.). По сути это – учебное пособие, которое весьма полезно при создании ЭУМК, ЭЭ и других электронных изданий. Интересной может показаться и статья А.Ю. Кравцовой в журнале «Информатика и образование» за 1998 год, гда описывается процесс обучения рисованию с помощью ИТ в британских школах, в том числе с вычленением основных элементов шрифта, композиции и т.п., что, относительно, применимо и в моей работе. Минусом (в контексте моей темы, разумеется) вышеназванных работ я бы назвал ориентированность не на научную, а на образовательную деятельность.

Таким образом, основная литература по теме представлена публикациями по истории, источниковедению, музейному делу, педагогике, не хватает только изданий собственно по искусствоведению, но, надеюсь – это дело времени.
^

ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ


В ходе исследования была применена совокупность принципов и методов научного познания. Системный принцип ориентирует на раскрытие целостного сложного объекта и на выявление многообразных связей объекта изучения, сведение в единую картину, раскрытие внутренних механизмов функционирования объекта. Обязательным условием проведения любого исследования является принцип объективности, который требует всестороннего охвата изучаемого явления с целью выявления его сущности и многообразия взаимосвязей с окружающим миром.

Логические методы: метод анализа и синтеза (разложение целого на составные части и воссоединение целого из частей), метод обобщения, предполагающий вывод из исходных положений неких утверждений, которые могут целенаправленно применяться при решении тех или иных проблем[1, с. 39-40].

Среди эмпирических методов стоит отметить эксперимент, который крайне важен, так как данное исследование носит прикладной характер. А чтобы понять, что действительно нужно в работе, без практики не обойтись, часто необходимость той или иной технологии познаётся опытным путём.

Совокупность применяемых методов и принципов позволяет провести максимально полное, объективное и глубокое исследование проблемы, осознанно подойти к анализу источников и литературы и получить полезные для сегодняшнего дня результаты исследования.

^ ГЛАВА 3. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ИСКУССТВОВЕДЕНИИ

В моей работе наиболее важными можно считать процесс поиска и обработки информации, а также дальнейшую подачу этой информации исследователю в обработанном виде.
^

3.1. Эвристические возможности Интернет


Конечно, первое, к чему обращаются исследователи в Интернете – поисковые системы (тот же Google), минусом которых является (даже при максимально жёстких критериях отбора) значительное количество побочной информации. В этом плане лучше, конечно, электронные каталоги библиотек (например, НББ) либо сами Интернет-библиотеки, но в этих случаях круг поиска наоборот сильно ограничивается.

Недооценена роль блогов. Да, валидность информации, полученной подобным путём меньше, чем, скажем, в библиотеке. Но блоги ведут в том числе и коллекционеры. Недавно я помогал в проведении выставки винтажных швейных машин и искал по ним информацию, большую часть её я узнал из блога одного лондонского коллекционера. Проверить полученную информацию непросто, но в историческом музее предложенные мной пояснения по машинам приняли за чистую монету. Всё же к такой информации я бы советовал относиться осторожно, но если не удаётся добыть её другим путём, то почему нет? Существуют также специализированные сайты всевозможных клубов коллекционеров либо просто людей, увлечённых определённой исторической темой (например, историей Первой мировой войны), где также можно найти немало материала из частных коллекций (правда из относящихся к моей теме это в основном этикетки напитков и спичечных коробков).

К частным коллекциям приходится обращаться, когда не хватает информации из музеев. Многие белорусские музеи давно обзавелись собственными сайтами, но как это может помочь в работе? Лучше всего дело обстоит в Национальном Художественном музее, там во всяком случае есть виртуальная галерея (правда по основной экспозиции, да и то далеко не всё). К чести наших музеев будет сказано, что и всемирно известные музеи неохотно делятся изображениями своих шедевров. Неплохо представлена виртуальная экспозиция Эрмитажа и Британского музея (но крайне мало, учитывая весь объём их фондов), лучше в Прадо, особенно впечатлил Лувр – богатейшая виртуальная галерея с указанием библиографии, избранных шедевров, исследовательских центров, временной шкалой и подробной аннотацией к каждому представленному экспонату. В Национальном Художественном музее экспозиция представлена наиболее близко к вышеназванным музеям. В музее Великой Отечественной Войны, к примеру, фотографии экспозиции есть, но разного качества, то фотографируется объект анфас, то в три четверти через стекло, то просто залы, такой разнобой несколько удивляет. Но особенно не обрадовал Национальный Исторический музей (с фондами которого я в основном и работаю). Оставим дизайн сайта без комментариев (не знаю, какой из наших музеев мог бы похвастаться действительно красивым дизайном сайта), но вот экспозиция огорчает. Фотографий не то что бы нет, но среди них в основном фотографии залов, но не экспонатов.

Так что нашим музеям можно было бы порекомендовать обратить большее внимание на свои сайты, ведь это сейчас – лицо музея. И не надо бояться, что излишнее количество экспонатов в электронной галерее заставит посетителей сидеть дома. Следует обратить внимание не только на контент, но и на внешний вид сайта, высокая аттрактивность иногда может помочь даже музею, бедному экспонатами. Последнее нашим музеям, кажется, не грозит, так что дело за малым. Всё это с точки зрения не только исследователя, но и посетителя. Но вот, мы получаем письмо на работу с фондами, и что же нас ждёт там, где не ступала нога посетителя?
^

3.2. Обработка графики.


В фондах мы сталкиваемся со следующим. Есть единицы хранения (к примеру, этикетки), но их никто ни сканировал, ни фотографировал (не буду говорить о всех фондах, но так обстоит дело в моей области исследования). Так что приходится делать всё это самому исследователю. Предпочитаю сканирование, так как при нём получается более чёткое изображение. К счастью, сканирование взялись произвести сотрудники музея, хотя и за мой счёт. В целом выбор сканирования или фотографии определяется обстоятельствами. Если это объект, который нельзя положить в планшетный сканнер (ручные сканнеры я бы не рекомендовал) – смело фотографируйте. В моём случае это касается вывесок и логотипов.

Фотографированием ли, сканированием ли мы получаем картинку, которую следует ещё отредактировать. Такие редакторы, как Adobe Photoshop позволяют регулировать яркость, контраст, уровни цвета и тона. Нередко бывает, что изображение нечёткое, не разобрать надписей, причиной чему может быть как ветхость оригинала, так и неудачно сделанная фотография. Реставрацию каких-то участков красочного слоя можно делать с помощью как того же Photoshop или Corel Painter (который более аутентично имитирует фактуры) и желательно с помощью графического планшета. Corel Draw может понадобиться для создания модели шрифта или вывески со старой фотографии. Также перевод изображения в вектор делает его более чётким, помогает выявить какие-то повторяющиеся элементы. Таким образом можно отметить большое значение обработки графики в моём исследовании.
^

3.3. Базы данных.


Когда набирается достаточное количество материала, для удобства работы с ним имеет смысл создать базу данных[3, с. 24]. В музеях могут быть готовые базы данных, но не всегда они годятся именно для вашего исследования. Например, есть такая общереспубликанская база данных Mus 5, создана она была как универсальная для всех предметов. Там около 30-40 пунктов, заполняются только те, которые характерны для этого предмета. Но постоянно нужно чистить словарь терминов, к тому же нет унифицированной формы заполнения строк-характеристик (все большие буквы, или все маленькие, или первая большая остальные маленькие и т.д.). Да и нужна ли в достаточно узком исследовании такая громоздкая система? Полагаю, что нет. Проще создать определённую базу данных под конкретное исследование (допустим, в программе Office Access). Пусть там будет меньше позиций, а именно: название изображения, тип (этикетка, логотип, вывеска), датировка, ГОСТ, место происхождения, поле MEMO для пояснений. Также через поле кода (пусть он совпадает с порядковым номером единицы) идёт связь с другой таблицей, где могут быть исходные данные музея, архива либо лица и, что обязательно, само изображение (в поле OLE). Хотя в целом подобная база данных может быть использована скорее как каталог, создание запросов по ней мало что даёт нам (можем объекты по датировке, по типу, либо по ГОСТу), хотя и упрощает жизнь последующих исследователей. Скажем, территориальная распространённость тех же этикеток говорит нам не о какой-то мощной локальной школе, а скорее о том, что конкретное предприятие направило свой этикетаж в музей, а другие – нет. Опять же повторюсь, легко использовать БД при работе с числами, тяжелее с текстом, но ещё тяжелее с изображением. В перспективе можно представить, что изображение будет записываться текстом, в виде набора каких-то элементов, которые могут повторяться. Скажем, шрифты можно отсортировать по гарнитурам, цвета записать через кодировку RGB или CMYK, но я пока не вижу, каким образом можно использовать полученные данные.
^

3.4. Музейные информационные системы.


Они необходимы не только для посетителей, но и для исследователя. Возьмём, к примеру, российскую КАМИС (комплексная автоматизированная музейная информационная система), на основе СУБД Oracle. С помощью КАМИС создаются интегрированные БД, включающие различные среды, объединённые гипермедийными ссылками, структурирует информацию, позволяет осуществлять быстрый поиск и выборку данных по всем атрибутам и их сочетаниям, вести учетные операции и подготавливать различные виды списков, каталогов, документов, а также электронные интерактивные публикации, сводные базы данных с доступом из сети Internet. То есть, примерно то же, что говорилось о БД, только проще и удобнее. Из плюсов можно отметить и возможность настройки дополнительных модулей (например, выставочного, или «КАМИС-Интернет» с возможностью создания сайта и CD музея, «Цифровой архив» - хранилища мультимедийных документов, в том числе графики). Кроме того очень важным, как мне кажется, является интерфейс и навигация, от которых во многом зависит простота работы программы, уставаемость и психическое состояние исследователя. Выглядит КАМИС так:





Можно обратить внимание на то, что данная система (и подобные ей) значительно упрощает работу именно с графикой. Как бы ни был хорош Access, он слишком общий. Тут же – программа, разработанная специально для музейного дела. В этом, правда, и трудности данной программы – излишняя громоздкость и многое, не нужное в конкретной работе (что компенсируется гибкостью, перенастраиваемостью системы). И потом, это коммерческая программа, которая отсутствует в свободном доступе, едва ли её может себе позволить обычный исследователь, но если бы такая система была в музее, это значительно упростило бы работу.

Не хотелось бы рекламировать именно эту программу, но, к сожалению, я не знаю наших отечественных её аналогов. Mus 5 – это всего лишь база данных, функции которой сильно ограничены. Хотя и это – значительный шаг вперёд. Так или иначе, все эти программы разрабатываются в большей степени для музейного дела[5, с. 7], чем для искусствоведения.
^

3.4. Электронные издания.


Поскольку мне электронные издания именно по моей теме не встречались, то говорить о них стоит лишь как о гипотетическом вспоможении исследователю. Если такие издания создал я, то они могли бы помочь следующим поколениям исследователей промышленной графики Беларуси, так как в определённой степени обращали бы их работу. Существуют разные виды изданий, остановлюсь на электронных энциклопедиях и ЭУМК.

Среди ЭЭ можно было бы выделить два типа – электронные копии книг и мультимедийные энциклопедии. Первую можно было бы сделать из моей же магистерской диссертации, но простой текстовой версии формата .doc, мне кажется, не хватает. На собственном опыте знаю, что такой текст легко редактируется, но воспринимается хуже, чем в .pdf-формате, то есть в виде собственно электронной книги. Наиболее приемлемым способом создания такой книги вижу экспорт в .pdf через Open Office. Лучше всего таким образом создавать альбомы. Из минусов самым очевидным является отсутствие гиперссылок. Более приятным для восприятия и удобным для использования видится мультимедийная энциклопедия (можно создать как на основе презентации, так и html-вёрсткой и другими способами). Интерфейс не должен быть агрессивным, цвет фона – ярче изображения. Сложно подобрать фон, одинаково хороший для всех изображений, но я бы порекомендовал тёмно-серый, чтобы выделять рисунок и одновременно не “бить в глаза”. Навигация должна быть простой и понятной, иначе пользователь просто заблудится. А вообще ЭЭ больше подходят для обучения, так как содержат значительный развлекательный и развивающий компонент[7, с. 72]. То же касается и ЭУМК.

Едва ли кто-то будет исследовать какую-либо тему с помощью ЭУМК. Но к любой диссертации, даже в гуманитарных дисциплинах, есть требование практической значимости. Основным практическим применением гуманитарного исследования обычно бывает создание курса лекций, спецкурса, учебно-методического комплекса, в том числе и электронного[4, с. 86]. Какой бы до смешного узкой не казалась тема, ЭУМК по ней почти всегда можно создать. К примеру, в 2008-м году я и группа товарищей создавали на информатике (было такое задание) ЭУМК по теме «Белорусские Железные дороги». Обычное учебное задание, казалось бы. Тем не менее именно по этому ЭУМК сейчас проводится спецкурс в Гродненском Государственном университете. Так может произойти и с промышленной графикой Беларуси, ведь, насколько мне известно, в БГАИ, где может изучаться подобная тема, такой ЭУМК нет. ЭУМК должен содержать, по возможности, три составляющих: информационно-демонстрационную — для предъявления учебной информации, практическую — для отработки заданий, с помощью которых закрепляются полученные знания, умения и навыки на репродуктивном и/или на продуктивном уровнях, диагностирующую — для контроля знаний. Вторая и третья составляющие в основном (помимо всевозможных игр) достигаются с помощью тестов (для создания которых существует множество программ, например ADTester) разного типа (открытого, закрытого) и сложности[1, с. 167]. Правда, моя тема не позволяет в полной мере использовать возможности мультимедиа (разве что для создания настроения и исторического колорита можно использовать музыку или видео определённой эпохи). Проще всего ЭУМК делать через презентацию (например, Microsoft Power Point). Если бы я делал ЭУМК по своей теме, структура его могла бы выглядеть так:



Как можно увидеть весь объём информации разбит на четыре блока. Кроме того присутствуют глоссарий, «комната отдыха» (с играми на закрепление, например, паззлами), хронологический справочник, список литературы. Связь между страницами осуществляется с помощью гиперссылок. Однако для создания качественного ЭУМК изначально нужна хорошая и богатая информация, то есть готовая диссертация. Таким образом, создание ЭЭ и ЭУМК хотя и служит интересам педагогики, может во всяком случае оправдать практическую значимость моего исследования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Таким образом, на сегодняшний день ИТ достаточно широко применяются в музейном деле, источниковедении, педагогике, но очень мало – в искусствоведении.

Причиной этого может быть недостаточная структурированность предмета исследования. Да и критерии оценки в искусствоведении часто зависят от вкуса, интуиции и других иррациональных показателей. В случае с моей темой это не совсем так, потому что с одной стороны изучается графика, которую сложно записать через число и текст, с другой стороны я исследую массовый источник, набор типовых объектов, а значит, его можно структурировать по определённым критериям, в том числе с помощью БД. В моём случае изучается не только и не столько предметы искусства, сколько отражение в графике определённой эпохи. Впрочем, отсутствие должного применения ИТ в собственно искусствоведении компенсируется другими смежными дисциплинами. ИТ в музейном деле помогают искусствоведу так же, как и сами музеи. Знания в прикладной компьютерной графики – в обработке источников. Конечно, ИТ куда более применимы в изучении числовых данных, но это было справедливо для 1970-х годов. Сейчас нет ничего невозможного. ИТ можно широко применять при изучении моей темы, но вряд ли они серьёзно поколеблют искусствоведение, которое, впрочем, переживает сейчас период поисков себя на границе науки и искусства.
^

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


  1. Балыкина Е.Н., Бузун Д.Н. Электронный учебно-методический комплекс по социально-гуманитарным дисциплинам для многоступенчатой системы университетского образования / Многоступенчатое университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению (Минск, 15-16 мая 2003 г.) / Белорусский государственный университет. Центр проблем развития образования. - Мн.: Пропилеи, 2003. С. 162 - 173. (- 324 с.)

  2. Ковальченко, И.Д. Методы исторического исследования / И.Д. Ковальченко. - Москва: Наука, 2003. - 486 с.

  3. Учебно-методический комплекс по исторической информатике. Базовый курс: Обработка и анализ статистических и структурированных исторических источников средствами электронных таблиц и систем управления базами данных / О.Л. Липницкая, Е.Э. Попова. — Мн.: БГУ, 2002. — 149 с.

  4. Круг идей: традиции и тенденции исторической информатики. Труды IV конференции АИК. Ред. Л.И.Бородкин и И.Ф.Юшин. М., 1997. 339 с.

  5. Ноль, Л.Я. Информационные технологии в деятельности музея: Учебное пособие. М: РГГУ, 2007 - 204 с.

  6. Методологические проблемы истории. Допущено Министерством образования Республики Беларусь в качестве учебного пособия для студентов исторических и философских специальностей / Под общей редакцией В. Н. Сидорцова (соавтор). Мн.: НТООО «ТетраСистемс», 2006. 352 с.

  7. Христочевский С.А. Базовые компоненты электронного учебника и энциклопедии // Информатика и образование. — 2000г. — № 2



^ ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ К РЕФЕРАТУ

э

электронные информационно-экспозиционные музейные комплексы · 21



^

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ В ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ



http://museolog.rsuh.ru/nol.html персональный сайт Ноля Льва Яковлевича, кандидата технических наук, профессора, заведующего отделом информационного обеспечения ГМИИ им. А.С. Пушкина, основная деятельность данного исследователя связана с теорией и практикой использования информационных технологий в музейной деятельности. На сайте представлены публикации по данной тематике, доступные в электронном виде.

http://www.artlebedev.ru/kovodstvo/sections/ сайт проекта известного российского web-дизайнера А. Лебедева «Ководство» - проект, который является сводом советов по компьютерному дизайну, некоторые из которых могут помочь в работе над созданием не только удобных и красивых сайтов, но и презентаций, электронных изданий.

http://www.kamis.ru/ сайт комплексной автоматизированной музейной информационной системы, всё о программе. Думаю, будет полезным не только для потенциальных пользователей, но и для тех, кто имеет намерение создать аналогичную программу.

http://kleio.asu.ru/ сайт ассоциации История и Компьютер. Как бы там ни было – АИК является крупнейшей и старейшей организацией, которая занимается вопросами внедрения ИТ в исторической науке. Кроме того на сайте можно найти материалы конференций, которые проводились АИК.

http://www.museum.ru/future/ сайт «Музей будущего». Посвящён использованию информационных ресурсов в музейном деле. Очень хороший каталог по литературе и интернет-ресурсам на тему «Музей и информационные технологии»

^

ДЕЙСТВУЮЩИЙ ЛИЧНЫЙ САЙТ В WWW (ГИПЕРССЫЛКА)


http://polyhtony.narod.ru

ГРАФ НАУЧНЫХ ИНТЕРЕСОВ


Студента магистратуры Дорохина Павла Андреевича

Исторический факультет

Специальность – 17.00.00: искусствоведение

Смежные специальности

17.00.04 – изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура

  1. Теория, методология художественного творчества

  2. Виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, фотоискусство

  3. Виды декоративного искусства: монументально-декоративное, декоративно-прикладное, оформительское

  4. Объемно-пространственные, композиционные и декоративно-пластические особенности памятников архитектуры, садово-парковое искусство

  5. Историко-теоретические и творческие аспекты художественно-стилевых, композиционных и декоративно-пластических особенностей объектов архитектуры, градостроительства и историко-архитектурного наследия

  6. Архитектура в синтезе с изобразительным, монументальным и декоративно-прикладным искусством







17.00.06 – техническая эстетика и дизайн

  1. История дизайна

  2. Общая теория дизайна

  3. Методы дизайна






17.00.03 – Кино-, теле- и другие экранные искусства

  1. Теория, методология экранного творчества.

  2. Работа драматурга, режиссера, художника, оператора, композитора, актера, видеоинженера.

  3. Виды экранного искусства (киноискусства, телеискусства и видеокультуры): художественное, документальное, научно-популярное, анимация. Их синтез в произведениях кино- и телеискусства и видеокультуры.

  4. Музыкальные аспекты экранного искусства: музыкальный фильм (кино- и телеопера, балет, мюзикл, фильм-концерт, клип и др.); музыка как элемент экранного синтеза

  5. История мирового экранного искусства

  6. История белорусского экранного искусства.







17.00.02 – музыкальное искусство

  1. Музыка как вид искусства.

  2. Музыка во взаимодействии с другими видами искусства, наукой, культурой, религией.

  3. Музыкальная культурология.

  4. История белорусской  музыкальной культуры.

  5. История музыки стран зарубежья.

  6. История и теория музыкальной критики.

  7. История музыковедения как науки.

  8. Теория музыкального языка, стилей, жанров и форм.

  9. Методология и методика музыковедческого анализа.

  10. Музыкальный театр.

  11. Музыка кино, телевидения и других экранных искусств.

  12. Музыкальная палеография.

  13. Музыкальная текстология.

  14. Музыкальное источниковедение.

  15. Музыкальное краеведение.

  16. Традиционная музыкальная культура (песенная и инструментальная).

  17. Этномузыкология.

  18. Органология.

  19. Музыкальная акустика.

  20. Музыкальная психология.

  21. Музыкальная социология.

  22. Музыкальная информатика

  23. Философия музыки.

  24. История музыкально-исполнительского искусства.

  25. Теория музыкально-исполнительского искусства.

  26. История музыкального образования.

  27. Теория музыкального обучения и воспитания (музыкальная дидактика).

  28. Методика преподавания музыкальных дисциплин.







17.00.01 – театральное искусство

  1. Теория театрального искусства

  2. История театра

  3. Теоретико-методологические аспекты театрального творчества. Режиссура, актерское искусство, драматургия, сценография, хореография, пластика.

  4. Типология театра. Драматический и музыкальный театр.

  5. Режиссура эстрады и массовых представлений, драматургия массовых зрелищ

  6. История и теория театральной критики

  7. Социология театра

  8. Психология  творчества и зрительского восприятия

  9. Техника сцены, театральная архитектура

  10. Организация театральной деятельности, реклама, маркетинг и менеджмент в области театральной культуры







Основная специальность


17.00.09 – теория и история искусства

  1. Виды искусства, закономерности их развития во взаимосвязях,  взаимодействии и синтезе

  2. История искусств в социокультурном контексте

  3. Теоретические аспекты формирования разных видов искусства

  4. Генезис, эволюция и становление искусства

  5. Современное искусство и гипотезы его перспективного развития

  6. Проблемы формирования и  эволюции жанров

  7. Историко-теоретические проблемы стиля в искусстве

  8. Вопросы регионального развития видов искусства в контексте  общенациональных проблем

  9. Международные связи в области искусства

  10. Народное  и любительское искусство

  11. Взаимодействие трёх пространств искусства  – профессионального, народного, любительского

  12. Историко-теоретические проблемы творчества

  13. Проблемы теории, истории  и практики художественного образования







Cопутствующие

09.00.04 – эстетика







09.00.13 – философия и история религии, философская антропология, философия культуры

  1. Предмет и структура религиоведения: философия религии, психология религии, социология религии, феноменология религии, история религии, история свободомыслия. Религиоведение как комплексное знание, его связь с другими областями научного знания.

  2. Религия как социокультурное явление: религия и общество, основные социальные функции религии, религия в системе культуры; религиозные предписания, нормы, идеалы, их влияние на формирование культурных и морально-нравственных ценностей; роль религии в сохранении и трансляции культурных традиций, стиля жизни; религиозное мировоззрение; религиозная идеология и религиозная психология; религиозная вера и ее особенности; религиозная деятельность и религиозные организации.

  3. Ранние формы верований и культа и их место в современной культуре; национально-государственные религиозные системы; христианство и его основные конфессии; буддизм, ислам, иудаизм, новые религиозные организации и движения; особенности вероучения, культовой практики, организации неокультов; специфика «тоталитарных сект».

  4. Конфессиональная история Беларуси, динамика и состояние религиозности в современной Беларуси.

  5. Свободомыслие как явление культуры: исторические формы  и этапы развития свободомыслия  и его культуротворческое значение; религия и свободомыслие в современном мире; процессы секуляризации в современном обществе; принцип свободы совести; характер правового регулирования деятельности религиозных организаций; мировоззренческий плюрализм как тенденция развития современного общественного сознания.

  6. Предмет и структура философской антропологии,  ее соотношение с культурной антропологией и конкретными науками о человеке; проблема статуса философской антропологии в системе гуманитарного знания; антропологическая проблематика в различных философских направлениях прошлого.

  7. Специфика человеческого существования; многомерность и противоречивость природы человека;  факторы антропосоциогенеза.

  8. Адаптация и адапциогенез; источники, побудительные мотивы и ценностные регулятивы поведения человека; образ жизни и стиль жизни; свобода и ответственность, самоосуществление человека в мире.

  9. Человек и его социально значимые качества – физические, нравственные, психические, творческие, интеллектуальные; идея совершенствования человека и реализации его социальных качеств; внутренний духовный мир человека – душа, сознание, разум; проблема души и тела; отчуждение, его истоки и пути преодоления.

  10. Философская антропология о смерти и бессмертии, о смысле человеческой жизни; личность и ситуация, человек и социум, социальная среда человека; социальные типы личности, личность и «человек массы»; человек и культура.

  11. Брак, семья, любовь, одиночество: природное и социальное, общественное и индивидуальное в семье, противоречия и проблемы современной семьи, будущее семьи; социальное наследование, смена поколений.

  12. Зло и насилие как один из феноменов человеческой жизнедеятельности; проблема гуманизма и практической реализации гуманных социальных проектов; человек в контексте всеобщей глобализации.

  13. Дисциплинарный статус философии культуры: формирование проблемного поля философии и теории культуры; типология философских теорий культуры: классические, неклассические и постнеклассические типы философско-культурологической рефлексии; онтологические модели культуры.

  14. Культура как социальный феномен: культурная реальность и ее типологические параметры, культура и природа, структура культуры, генезис культуры; онтология культуротворчества и его субъекта, ценностное содержание и семиотические формы культуры.

  15. Проблема освоения и обновления культурного опыта и его семиотического оформления.

  16. Философско-теоретические, мировоззренческие предпосылки и основания, методы изучения и понятийно-категориальный аппарат философско-культурологического постижения культуры;  универсалии культуры; концептуальные модели и интерпретация культуры в философском знании и культурных традициях.

  17. Аксиологический уровень исследования культуры как духовной  реальности; праксеологические проблемы культуры; культуротворчество, его формы и институциональные сферы.

  18. Философские интерпретации культурно-исторического процесса:  единство и многообразие культурно-исторического развития, традиции и новации в динамике культуры, формы культурного опыта, национальная культура и ее самобытность в условиях глобализации.






24.00.01 – теория и история культуры

  1. Культура как целостная система в неразрывном единстве универсального и уникального.

  2. Морфология культуры: структура, основные функции культуры, источники и механизмы культурной динамики.

  3. Основные типы культуры и характерные для них базисные духовные структуры.

  4. Закономерности культурно-исторического развития человечества как единого, интегративного процесса.

  5. Сравнительный анализ менталитета исторических эпох, тенденций, символов, течений и духовных феноменов мировой и национальной культуры.

  6. Проблемы кросскультурной коммуникации, национальное и общечеловеческое в культуре, специфика культуры Беларуси.

  7. Культурологические идеи, концепции и направления в контексте культурно-исторического развития человечества.

  8. Прогностика культуры, основные детерминанты современного культурного процесса, проблема глобализации и регионализации, перспективы культурной эволюции человечества.






24.00.03 – музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов

  1. История музейного дела: возникновение, развитие, практика работы музеев, музейная сеть и организация музейного дела на разных этапах исторического развития.

  2. Теория музейного дела – система основных музееведческих идей о закономерностях развития музейной деятельности.

  3. Музейное источниковедение: типы источников, входящие в музейное собрание, формирование целостного представления о музейном предмете как источнике знаний и эмоционального воздействия.

  4. Музеография – описание музеев, их экспозиций и коллекций, накопление и распространение информации о музейных собраниях, популяризация и реклама музеев.

  5. История и теория консервации (реставрации) историко-культурных объектов: закономерности развития, сущностные основы и современные тенденции развития консервационной (реставрационной) деятельности.

  6. Методика консервации (реставрации) историко-культурных объектов: приемы, определяемые целями консервации (реставрации), материалом, состоянием и типами консервируемых (реставрируемых) объектов.








^

ПРЕЗЕНТАЦИЯ МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ




























Тестовые вопросы по ОИТ:



(Дорохин Павел) Команда "выделить всё" по умолчанию задана "горячими клавишами"(текст):



Ctrl+C.

Ctrl+G

Alt+Tab

Ctrl+A

Ctrl+Alt+Del







(Дорохин Павел)Объединённая база данных по фондам музеев Республики Беларусь называется(текст):



КАМИС

Oracle

Kleio

Mus 5

Museum









Скачать 282,86 Kb.
оставить комментарий
Дата26.09.2011
Размер282,86 Kb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

наверх