1. Место средневековья во всемирном историческом процессе icon

1. Место средневековья во всемирном историческом процессе


1 чел. помогло.

Смотрите также:
1. Место средневековья во всемирном историческом процессе...
Для группы япп-09 Материал по Отечественной истории...
История россии с древнейших времен до конца...
История россии с древнейших времен до конца...
В. В. Тишин Структурные единицы общественной и хозяйственной организации кочевников Центральной...
Кафедра российской истории...
Книга как форма распространения письменного слова в традиционной Корее...
 Задачи дисциплины и компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины...
Место курса в процессе подготовки бакалавра...
Задачи изучения дисциплины: Показать по каким проблемам отечественной истории ведутся сегодня...
Задачи изучения дисциплины: Показать по каким проблемам отечественной истории ведутся сегодня...
Задачи изучения дисциплины: Показать по каким проблемам отечественной истории ведутся сегодня...



страницы:   1   2   3   4   5   6
скачать



1.Место средневековья во всемирном историческом процессе.

Итальянские историки считали Ср. – темным веком. Хронологические рамки: Для России: 5 – 16в. Для зап. Европы: 1) раннее Ср. 5 – 11 в. 2) класс. Ср. 11 – 15 в. 3) позд. Ср. 15 –16, сер. 17 в.В это время в Европе складывались феодально-крепостнические отношения. Эконом. жизнь была не очень активной, господствовало натур. хоз-во. Средневековое общество – аграрное, основанно на ручном труде и феодальных отношениях. Феодалы – собственники земли, а зависимые от них – крестьяне. Крестьянин имеет тягловую силу и орудия труда; несёт повинности за пользование землей феодала: Барщина (отраб. рента), Натуральная рента (продуктовая), Денежная рента. К крестьянам применялись меры внеэкономического принуждения (феодал – защитник крестьян (кр. были защищены от притязаний соседей), ф. «помогал» с судой под высокий процент). Гос-во давало ф. большие права – господин над кр-ми (собирал налоги с кр. и судил их). Эти права получили название «феод. иммунитет». Земельная собственность носит сословный, неполный, расщепленный хар-тер. Часть земель монарх передает своим ближайшим слугам на условиях несения воен. службы в пользу этого монарха. Личная земля монарха – «домин». Выше стоящий – «сюзерен». Ниже стоящий – «вассал». Взаимоподчинение (феод. иерархия или отношения вассалитета). В Ср. обществе морально-нравственные установки носят застылый характер; задаются нормами крестьянской религии. Ср. общество динамично. Появляются известные нам народы. Достигло общество больших высот в научной и культурной областях. В Ср. века было 2 центра цивилизации – Европа и Азия. Азия – арабско-мусульманская цивилизация (арабский язык, вера в ислам). 7-8 век: на территории Азии сложилось огромное гос-во – Арабский халифат (но оно было непрочным). Высокий уровень арабов на ранней стадии развития объясняется за счет аккумуляции всех достижений других народов и цивилизаций. В области идеологии

господ. роль играла церковь.



^ 2. Образование гос-ва у вост. словян. Норманизм. 1). «Славяне»- слово ведают. Оформились племена в чёткие сой. группы только на рубеже нашей эры. В Юж. районах в лесо-степи словяне кантактировали со скифами (качев. народ). Выдержали 2 нашествия (Готы, Гунны) => Вост. славяне оттеснены в лесистые районы Востю-Европ. равнины, где и произошло окончательное формирование древне- русской народности. С-не жили по берегам рек, озёр; занимались подсечным земледелием. Постепенно передвигались по берегам на С-В.Юж. районы расселения подвергались набегам кочевников(Хазары) и вынуждены платить им дань. Верования- языческие, поклонение силам природы(не было жертвопринашений). В 9 веке на тер-ии вост.сл-н появ-сь вооруж. отряды Викингов(варяги , норманны морские качевники, пираты и торговцы. Варяги расселились в Сев. части расселения славян.Воряги привнесли на Русь боевое вооружение и методы ведения войны. Возникновение государственности у славян относится к эпохе ранне­го средневековья. Славяне до Великого переселения народов занимали, по-видимому, территорию от Верхнего Одера до Среднего Днепра. Расселение славян происходило в VI-VIII вв. по трем основным направлениям: на юг (на Балканский полуостров), на восток и север по восточно-европейской рав­нине и на запад, в среднее Подунавье и Междуречье Одера и Эльбы. Ре­зультатом расселения стало разделение славянства на три ветви: южную, восточную и западную. Образование государства у восточных славян явилось закономерным итогом длительного процесса разложения родоплеменного строя и пере­хода к классовому обществу. Процесс имущественного и социального расслоения среди общинни­ков, привел к выделению из их среды наиболее зажиточной части, которая, подчиняя себе массу рядо­вых общинников, нуждается для поддержания своего господства в государственных структурах.

2). В 30-60-е годы XYIII в. немецкие ученые И.Г. Байер и Г.Ф. Миллер, работавшие в Петербургской Академии наук, в своих научных трудах впервые попытались доказать, что Древнерусское государство было создано варягами. Они положили начало норманнской теории происхождения Российского государства. Крайним проявлением концепции является утверждение, что славяне в силу своей неполноценности не могли создать государства, а затем без иноземного руководства были не в состоянии управлять им. Во-первых, они считают, что норманны добились господства над вос­точными славянами путем внешнего военного захвата или с помощью мирного покорения (приглашения княжить); Во- вторых, они считают, что слово "русь" норманнского происхожде­ния. Против этой теории решительно выступил М.В. Ломоносов. Антинорманисты считают, что термин "русь" доваряжского проис­хождения и восходит к очень древним временам.


3.^ Религиозные верования славян. Христианизация и ее роль. Восточные славяне были язычниками. Они поклонялись силам ви­димой природы и почитали предков. Силы природы воплощались у них в личные божества. Первое место среди них занимало божество солнца . Его почитали как источник тепла и света, как подателя всех благ; Белеса - как покровителя стад. Другим божеством был Перун, в котором олицетворялась гроза с страшным громом и смертоносною молнией. Ветер имел свое божество Стрибога. Божество земли носило имя Мать-Земля сырая. Кроме культа видимой природы у восточных славян был развит культ предков, связанный с родовым бытом. Родоначальник, давно умерший, обоготворялся и считался как бы живым покровителем своего потомства. Веря в существование таинствен­ных хозяев человеческих жилищ (домовых), славянин искал таких же хозяев и вне жилищ, в лесу (лешие), и в воде (водяные). Крещение Руси. В 987 г. состоялись русско-византийские переговоры. Греки просили помощи в подавлении восстания, Владимир потребовал взамен руки принцессы Анны с обещанием креститься. В 988 г. князь Влади­мир крестился. Помирясь с греками, он возвратился с православным ду­ховенством в Киев и в 990г. он приказал креститься населению Киева. Последствия принятия Русью христианства. 1). В Киеве стал жить русский митрополит, поставленный Константинопольским патриархом; в других городах были поставлены подчиненные митропо­литу епископы. В Киеве и во всех епархиях строились церкви и устраива­лись монастыри. 2). Вместе с христианством на Русь пришла письменность, а с нею книжное просвещение. Вскоре на Руси возникают школы с учителями священ­никами и появляются книжники - любители просвещения, собиравшие и переписывавшие книги. 3). Церковь старалась поднять значение княжеской власти. Княжеская власть, как и всякая земная власть, учинена от Бога и должна творить Божью волю. 4). На Руси церковь образовала особый союз - церковное общество. В состав его вошло духовенство, затем люди, которых церковь опекала и питала, и, наконец, люди, которые служили церкви и от нее зависели. 5). Церковь влияла на улучшение семейных отношений и вообще нравственности в русском обществе, духовенство воспитывало лучшие нравы на Руси, насаждало лучшие по­рядки. 6). В особенности восстало духовенство против грубых форм рабства на Руси. Влияние церкви охватывало все стороны общественного устройства и подчиняло себе одинаково как политическую деятельность князей, так и частную жизнь всякой семьи. 7). Рядом с воздействием церкви на гражданский быт Руси мы видим и просветительскую деятельность церкви. В монастырях об­разовывались целые библиотеки и процветала грамотность. 8). Христианская вера на Руси совершила переворот в области искусства. Архитектурное дело и живопись под влиянием церковного строительства достигли в Киеве значительного развития. Развилось, таким об­разом, национальное искусство.


^ 4.Социально - политический строй и соц. структура. Политический строй древней Руси IX-Х вв. характеризовался как раннефеодальная монархия. Во главе государства стоял Киевский князь, называвшийся великим князем. Князь управлял при помощи совета из других князей и дружинников. Несколько позже эта форма правления вошла в историю Руси под названием боярская дума. Сбор дани и судеб­ных пошлин осуществлялись княжескими дружинниками. Князь властвовал и управлял не безраздельно. Княжеская власть бы­ла ограничена элементами сохранившегося народного самоуправления. Активно действовало народное собрание – вече – в IX-XI вв. Феодализм характеризуется полной собственностью феодала на зем­лю и неполной на крестьян, по отношению к которым он применяет раз­личные формы экономического и внеэкономического принуждения. За­висимый крестьянин обрабатывает не только землю феодала, но и свой земельный участок, который он получил от феодала или феодального го­сударства, и является собственником орудий труда, жилища и т.д. Категории населения. Однако в этот период оставалось довольно значительное коли­чество свободных людей, зависимых лишь от государства. Источники периода Киевской Руси называют зависимых от государства и великого князя общинников людьми, или смердами. Основной общественной ячейкой земледельческого населения про­должала оставаться соседская община - вервь. Человек, порвавший связи с общиной и не пользовавшийся ее покро­вительством, назывался изгоем. Распро­страненным названием временно зависимого крестьянина был закуп. Так называли человека, получившего от земледельца купу - помощь в виде участка земли, денежной ссуды, семян, орудий труда или тягловой силы и обязанного вернуть или отработать купу с процентами. Рядович - че­ловек, заключивший с феодалом определенный договор - ряд и обязан­ный выполнить различные работы согласно этому ряду. Рабы назывались холопами или челядью. Холопы обычно использовались в качестве домашних слуг. Довольно большой группой населения Руси были ремесленники. С ростом городов, развитием ремесленничества связана деятельность такой группы населения, как купцы. Древнейшие города возникали чаще всего на важнейших торговых путях. Одним из таких торговых путей был путь из "варяг в греки ". Необходимо выделить и такую группу населения Древней Руси, как дружинники ("мужи"). Дружинники жили на княжеском дворе, участво­вали в военных походах, в сборе дани. Княжеская дружина - это составная часть аппарата управления. Наиболее приближенные дружинники (старшие) составляли по­стоянный совет, "думу". Они именовались боярами. Младшие дружинники исполняли обязанности судебных исполни­телей, сборщиков штрафов и т.д. Княжеские дружинники составляли ос­нову нарождавшегося класса феодалов.


^ 5. Русь удельная.

Начиная с 12 века Русь вступила в период политической раздробленности, продолжавшейся до конца 15 века. К середине 12 в. выделилось 15 княжеств, а к началу 13 в. – около 50-ти.Феодальная раздробленность на Руси явилась закономерным итогом экономического и политического развития раннефеодального общества. Причины раздробленности: 1)оседание князя и дружины на землю. 2)оформление института феод. иммунитета. 3)оформление института наследства на землю. 4)вотчина – крупный хоз. комплекс. 5)полит. независимость отдельных княж. от Киева. 6)князь – расцвет своей территории. 7)Внешне распад Киевской Руси выглядел как раздел территории Ки­евской Руси между различными членами разросшейся княжеской семьи. По сложившейся традиции местные престолы занимали, как правило, только потомки дома Рюрика. На Руси существовал обычай родового старшинства (родовое на­следие). По родовому наследию великому князю наследовал не его сын, а его брат, старший после него, а если не было в живых его братьев, то его старший племянник, т.е. сын старшего брата. Как известно, Ярослав Мудрый, умирая (1054), разделил землю таким образом : стар­шему сыну Изяславу дал Киев и Новгород, второму сыну Святославу -Чернигов, третьему - Всеволоду - Переяславль (недалеко от Киева), четвертому - Вячеславу - Смоленск, пятому - Игорю - Владимир-Волынский. Борьба между потомками Ярослава, пользовавшимися поддержкой ме­стного боярства, привела к возникновению системы обособившихся кня­жеских владении, признанной Любечским съездом князей в 1097 г. Любечский съезд князей постановил решение о князьях, чтобы каждый из них "держал отчину свою". В середине XII в. Русь входит в период феодальной раздробленности. На некоторое время эти усобицы удалось остановить благодаря деятельности Владимира Моно­маха (1113-1125) и его сына Мстислава Великого (1125-1132). Это было временем восстановления единства Древнерусского государства. После смерти Мстислава вместо единой державы возникло три основных центра, каждый из которых оказывал решающее влияние на политиче­скую жизнь в соседних с ними землях и княжествах: Владимиро-Суздальская земля, Галицко-Волынская земля; Новгородская феодальная республика. В каждой земле были свои старшие, или великие, князья, и свои младшие, или удельные князья. Владимиро-Суздальская земля занимала междуречье Оки и Волги. Начало установления самостоятельности Ростово-Суздальской зем­ли произошло в правление одного из младших сыновей Владимира Мономаха - Юрия Владимировича Долгорукого (1149 -1155), сделавшего своей сто­лицей Суздаль. При Юрии Долгоруком был основан ряд новых городов, в том числе впервые под 1147 г. в летописи упоминается Москва. Юрий Долгорукий постоянно пытался захватить в свои руки киевский престол. В конце жизни ему удалось овладеть Киевом, но поддержкой местного населения он не пользо­вался. Старший сын Юрия Долгорукого - Андрей Боголюбский (1157-1174), перенес свою столицу во Владимир-на-Клязьме, откуда проводил энергичную политику по укреплению сильной княжеской власти. В результате сговора знати и представителей ближайшего окружения князя возник заговор, и в 1174 г. Андрей Юрьевич был убит в своей резиденции Боголюбове (близ Вла­димира). После смерти Андрея Боголюбского в результате междоусобицы на престоле оказался его младший брат - Всеволод, окончательно закрепивший за Владимиром-на-Клязьме статус главной княжеской сто­лицы. Правление Всеволода «Большое Гнездо» (1176-1212) было периодом наивысшего политического могущества Владимиро-Суздальского княже­ства. Но когда в 1212г. он умер, поделив княжество на 8 частей, м/у его наследниками возникла междоусобная война. В 1238 г. земли княжества были опустошены монголо- татарским войском.

Территория Галицко-Волынской земли простиралась от Карпат до Полесья, захватывая течения рек Днестра, Прута, Западного и Южного Буга, Припяти. Возвышение Галицкого княжества началось во второй половине XII в. при князе Ярославе Осмомысле (1152-1187). После начавшейся с его смертью смуты на галичском престоле сумел утвердиться волынский князь Роман Мстиславич, который в 1199 г. объединил Галицскую землю и большую часть Волынской земли в составе одного княжества. Ведя ожесточенную борьбу с местным боярством, Роман Мстиславич пытался подчинить себе и другие земли Южной Руси. После смерти в 1205 г. Романа Мстиславича его наследником стал старший сын Даниил (1205-1264). После смерти Даниила Романовича его преемники не смогли проти­востоять распаду Галицко-Волынского княжества. К середине XIV в. Во­лынь была захвачена Литвой, а Галицкая земля - Польшей.

^ Новгородская земля с самого начала истории Руси играла в ней осо­бую роль. Экономический рост Новгорода подготовил необходимые условия для его политического обособления в самостоятельную феодальную бо­ярскую республику в 1136 г. За князьями в Новгороде остались исключи­тельно служебные функции. Право князей на суд было ограничено, покупка ими земель в Новгороде запрещена, получаемые ими доходы с опреде­ленных за службу владений строго фиксированы. С середины XII в. нов­городским князем формально считался великий князь Владимирский, но до середины XV в. он не имел возможности реально влиять на положение дел в Новгороде. Высшим органом управления Новгорода являлось вече, реальная власть была сосредоточена в руках новгородского боярства. Из среды и под контролем боярства осуществлялось избрание на по­сты посадника (главы городского управления) и тысяцкого (главы опол­чения). Под боярским влиянием происходило замещение поста главы церкви - архиепископа. В ведении архиепископа находилась казна рес­публики, внешние сношение Новгорода, право суда и пр. Исторически сложившаяся обособленность Новгорода от других зе­мель имела важные политические последствия.


^ 6. Киевская Русь. В 862 г. князь Рюрик и его два брата были призваны на Русь новгородцами, положив начало русской княжеской династии. Рюрик стал кня­жить в Новгороде, Синеус - на Белоозере, а Трувор - в Изборске. После смерти братьев, Рюрик стал княжить один. Когда умер Рюрик (879 г.), воевода Олег вместе с малолетним сыном Рюрика Игорем подняли племена по торговому пути "из варяг в греки" на большой поход к югу. В походе участвовали меря, варяги, словене, кривичи, и в 882 г. захватили Киев. Это положило начало образованию Древнерусского го­сударства с центром в Киеве. С 911 по 945 гг. правит Игорь (Сбор дани с племен; поход на Византию). Затем Ольга (945 – 9641ая приняла христианство от католиков (Герман.епископ). В источниках прослеживается установление и усиление власти киев­ских князей над племенными союзами славян. Ко времени Святослава (964-972) с князьями племен было покончено.Вся его жизнь прошла в походах. Территории в рамках единого раннефеодального государства, управляемые князьями-вассалами киевского правителя, получили наиме­нование волость. Государство же в целом в X в. носило название "Русь" и "Русская земля". Такая структура государства сложилась к концу X в.. в эпоху киевского княжения Владимира Святославовича(980 - 1015), который посадил на княжение в девяти крупнейших центрах Руси своих сыновей.


^ 7. Борьба Руси с внешними вторжениями. . Другим несчастьем были монголо-татары во главе с Чингисханом, которые после огромных завоеваний в Азии напали на Половцев. Половецкие ханы обратились за помощью к русским князьям. Битва между русско-половецкими и монгольскими войсками произошла 31 мая 1223 г. на реке Калке в Приазовье. В результате этой битвы государство половцев оказалось уничтоженным, а они сами вошли в состав государства, соз­данного монголами. Монголо-татарское нашествие па Русь. В 1227 г. Чингисхан умер. В соответствии с его завещанием обшир­ные владения монголов были разделены на области (улусы) во главе с его сыновьями и внуками. Поздней осенью 1237 г. монгольская империя начала наступление на русские земли. Общая численность монгольских войск, участвовавших в агрессии против Руси и возглавлявшихся внуком Чингисхана Батыем, со­ставляла по приблизительным подсчетам 120-140 тыс. человек. Северная и Южная Русь могли выставить вместе около 100 тыс. воинов, но русские княжества практически по одному противостояли объединенным мон­гольским силам. С 1237 по 1238 гг. разгромили Волжскую Булгарию, раз­рушили Рязань 21 декабря 1237 г., вторглись в Великое княжество Владимирское в начале января 1238 г. Двигаясь затем по замерзшим рекам, монголы захватили Москву, Суз­даль и ряд других городов. 7 февраля пал Владимир. 4 марта 1238 г. на реке Сити состоялось сражение основных сил Северо-Восточной Руси, возглавляемых князем Юрием, с монголо-татарами. Русские потерпели сокрушительное поражение, князь Юрий был убит. После этого татары вошли в Новгородскую землю, но, опасаясь весенней распутицы, не дой­дя ста верст до Новгорода, повернули на юго-восток в половецкие степи. По дороге они взяли Курск и Козельск. 1238-1239 гг. потребовались Батыю, чтобы укрепить свои позиции в севере черноморской степи. На северо-востоке Руси были захвачены только Гороховец и Муром, на юге - Южный Переяславль и Чернигов. Все князья Северо-Восточной Руси признали в 1239 г. сюзеренит (верхов­ное право сюзерена над вассалом) монголов. Осенью 1240 г. войска под руководством Батыя двинулись в Европу через Южную Русь. 6 декабря 1240 г. после упорных боев пал Киев. В де­кабре-январе 1240-1241 гг. были захвачены практически все города Юж­ной Руси, за исключением Кременца. Одной из главных причин поражения Руси явилась существовав­шая тогда феодальная раздробленность. Важным обстоятельством было и то, что захватчики, покорившие до этого Северный Китай и Среднюю Азию, использовали в борьбе с Ру­сью военную технику этих стран, в том числе стенобитные машины, ко­торые пробивали стены русских крепостей, а также камнеметы, порох и сосуды с горящими жидкостями. Численный перевес сил на стороне татаро-монголов. Последствия этого нашествия для Руси были исключительно тяжелыми. Прежде всего резко сократилось население страны, множество людей было убито, мно­го русских было уведено в рабство. Многие города оказались уничто­женными, запустел Киев, в котором оставалось не более 200 домов. Из 74 городов Руси XII-XIII вв. около 50 были разорены монголами, в 14 из них жизнь в последующем не возобновилась, а 15 превратились в не­большие села.

^ Ордынское Иго. После монгольского нашествия Русь стала страной, зависимой от Зо­лотой Орды. Однако в отличие от стран Средней Азии, Прикаспия и Се­верного Причерноморья монголо-татары отказались от прямого вклю­чения русских земель в состав Золотой Орды и создания на них своей по­стоянно действующей администрации. Сложилась система, при которой великий князь должен был получать в Орде утверждение, "ярлык'' на ве­ликое княжение. Главная часть податей, наложенных на русские земли, составляла дань, или "выход". Она вначале собиралась в натуре, а потом была пере­ведена на "серебро", т.е. на деньги. Для надзора за русскими землями в первое время ханы держали в русских городах наместников-баскаков. Они собирали дань с дома-хозяйства. "Великий баскак" имел резиденцию во Владимире, куда из Киева фактически переместился политический центр страны. В 1279 г. русский митрополит получил от хана охранную грамоту, которая признавала неприкосновенность православной веры, храмов и церковного имущества. Православная церковь освобождалась от выплаты дани монголам, что позволило под ее прикрытием формиро­вать материальную базу для освободительной борьбы.

^ 8.Образование российского государства. Москва возглавила борьбу за свержение ордынского ига и стала центром объединения русских земель. Причины: Московское княжество по сравнению с другими землями занимало более выгодное географическое положение. Москва находилась на пере­сечении речных и сухопутных путей, которые можно было использовать как для торговли, так и для военных целей. На наиболее опасных на­правлениях, откуда могла возникнуть агрессия. Москва была прикрыта другими русскими землями, что также привлекало сюда жителей, позво­ляло московским князьям собирать и накапливать силы. Предпосылки объединения русских земель. Процесс образования централизованных (национальных) государств в Европе в эту эпоху был связан с разрушением натурального хозяйства, укреплением экономических связей между различными регионами и по­явлением буржуазных отношений. Большую роль в этом процессе сыграли интересы бояр, вотчины которых перерастали границы княжеств. Наконец, важнейшую, если не решающую роль, в объединительном процессе сыграла борьба против внешней - в первую очередь ордынской - опасности. Борьба Москвы за великое княжение Владимирское. Первым самостоятельным московским удельным князем, родона­чальником московской княжеской династии, стал в 1276 г. младший сын Александра Невского Даниил (1276-1303). Даниил Александрович в 1301 г. отнимает у рязанского князя Коломну. В 1302 г. Даниилу Московскому был завещан Переяславский удел, который был окончательно присоединен к Москве его сыном Юрием Даниловичем (1303-1325). В 1303 г. к Москве был присоединен Можайск, входивший до этого в состав Смоленского княжества. При Юрии Даниловиче Московское княжество стало одним из силь­нейших в Северо-Восточной Руси. Юрий вступил в борьбу за великое княжение Владимирское с Михаилом Ярославичем – тверским князем (1303 – 1325 гг.). Московский князь – Иван Данилович Калита (1325-1340). Калита (т.е. мешок с деньгами). Он присоединился к кара­тельной экспедиции, организованной ордынцами. В результате этой ме­ры Тверская земля подверглась такому погрому, что надолго вышла из политической борьбы. С 1328 г. ярлык на великое княжение вновь оказался в руках москов­ского князя. Кроме ярлыка Иван Калита получил право сбора ордынско­го выхода (дани), система баскачества была окончательно отменена. Право сбора дани давало московскому князю значительные преимущест­ва. Сбор дани великим князем делал регулярными связи между русскими княжествами. Союз русских княжеств, возникший первоначально как подневольный и финансовый, со временем расширил и свое политическое значение и послужил основой для объединения различных земель. Сын Ивана Калиты (Семен) Симеон Гордый (1340-1353) помимо сбора дани обладал уже и определенными судебными правами в отношении русских князей. При Иване Калите продолжалось территориальное расширение Мо­сковского княжества. В это время оно происходило путем покупки князем земель в различных частях страны. Иван Калита приобрел в Орде яр­лыки и на целые удельные княжества - Углич, Галич, Белоозеро. Почти 40 лет М.к. не подвергалось нападениям. Московские князья не только могли укрепить свое княжество, но и накопить значительные си­лы. Мудрая политика Ивана Калиты создала ему такой ав­торитет в Орде, что его сыновья Симеон Гордый и Иван Красный (1353-1359) не имели конкурентов при получении ярлыка на великое княжение Князь Дмитрий Иванович (1363-1389) и боярское правительство успешно укреп­ляли могущество Московского княжества. Свидетельством возросшего экономического и политического значения Москвы стало строительство в 1367 г. белокаменной крепости - Кремля. Московское княжество располагало к этому времени достаточным количеством сил для того, чтобы оказать сопротивление ордынцам. Борьба с Золотой Ордой становится важной частью политики объедине­ния русских земель. При Дмитрии Ивановиче к Москве были присоеди­нены Дмитров, Стародуб и Кострома, значительные территории в За­волжье и ряд мелких княжеств в верховьях Оки. Мамай решил призвать Московского князя к порядку и в 1378 г. совершил поход на Русь, но на реке Воже (приток Оки) татарское войско было разбито (воз­главлял мурза Бегич). Мамай пришел в ярость; он стал собирать огром­ные силы, чтобы напомнить России времена Батыева нашествия. Ягайло Литовский князь обещал соединиться с ним и вместе идти на Москву. Куликовская битва. В 1380 г. ордынский правитель Мамай с огромным войском выступил к границам русских земель. 23 июля в Москве была получена весть о похо­де Мамая. Дмитрий Иванович энергично занялся формированием русского войска. 8 сен­тября 1380 г. на Куликовском поле при впадении реки Непряды в Дон произошла знаменитая битва. Военный талант Дмитрия и его воевод и несгибаемая храбрость русских воинов позволили разгромить татарское войско. Мамай был убит его соперником Тохтамышем - ханом Белой Орды. Однако Куликовская битва ослабила и русские княжества. Поэтому в 1382 г. во время по­хода хана Тохтамыша в Москву не оказалось достаточно сил для органи­зации сопротивления. После трехдневной осады Мо­сква 26 августа была хитростью захвачена Тохтамышем и сожжена. По­грому подверглись и ближайшие земли. В результате нашествия Тохтамыша была возобновлена уплата ор­дынского выхода (дани). Однако полностью восстановить свою власть над русскими землями ордынцами не удалось. Орда была вынуждена признать политическое главенство Москвы на Руси. Дмитрий Донской в своей духовной грамоте-завещании передал право на великое княжение Владимирское своему старшему сыну Василию Дмитриевичу. С тех пор независимый от Орды способ передачи верховной власти в Северо-Восточной Руси становится наследным правом московской княжеской семьи.


^ 9.Образование централ. гос-ва и свержение ига (XV-начало XVI вв.) Дмитрий Донской передал в наследство своему сыну Василию I Дмитриевичу (1389-1425) Владимирский престол как вотчину, не спраши­вая ханского разрешения (ярлыка). Василий I продолжал собирать рус­ские земли под власть Московского княжества. Он купил у хана Тохтамыша ярлык на княжество Нижегородское и Муромский удел. Много бо­яр удельных князей переходили в службу более богатого и сильного кня­зя Московского. Поскольку духовная Дмитрия Донского составлялась, когда старший сын еще не был женат, наследником Василия I был назван Юрий. После смерти Василия I Дмитриевича возник династический кризис. Претендентами на престол выступили его десятилетний сын Василий II и князь Юрий Дмитриевич, ссылавшийся на традиционный принцип наследования старшим по роду и завещание Дмитрия Донского. Юрий разбил войска Василия и захватил Москву. Однако утвердиться здесь ему не удалось из-за враждебного отношения московского боярства и горо­жан. На следующий год Юрий снова захватил Москву, но через два с по­ловиной месяца умер. После смерти Юрия борьбу за московский стол продолжали его сы­новья Василий Косой и Дмитрий Шемяка, которые уже в принципе не имели никаких прав на престол. Василий был захвачен во время богомолья в Троице-Сергиевом монастыре Дмитрием Шемякой и ослеплен, Москва перешла в руки Шемяки. Однако, захватив Москву, Дмитрий Шемяка не сумел добиться под­держки большинства населения и боярства. В декабре 1446 г. Василий Темный вступает в столицу своего княжества. Следствием феодальной войны было окончательное утверждение принципа наследования власти по прямой нисходящей линии от отца к сыну. Кроме политического междоусобия княжение Василия II Темного было потрясено еще церковной смутой. В 1431 г. в Москве хотели поста­вить митрополитом епископа Иону, но патриарх Константинопольский поставил митрополитом на Руси грека Исидора. Погибавшая под ударами турок-османов Византия пошла на заклю­чение церковного союза с римским папой, рассчитывая на помощь западноевропейских держав в защите Константинополя. Уния была заклю­чена в 1439 г. на соборе во Флоренции. Условиями ее было признание верховного главенства римского папы, принятие католических догматов при условии сохранения православных обрядов и богослужения. В числе подписавших акт об унии архиереев находился и московский митропо­лит, грек по национальности, Исидор. Однако после возвращения Иси­дора в Москву он был смещен с кафедры великим князем Василием II, а русская церковь не приняла унии и разорвала отношения с константино­польским патриархом. В 1448 г. собором русских епископов в Москве был поставлен в ми­трополиты рязанский епископ Иона, выбранный по рекомендации вели­кого князя без санкции константинопольского патриарха. Этот акт озна­чал установление независимости (автокефалии) русской церкви. Итак, завершение феодальной войны означало окончательную по­беду объединительной тенденции вокруг Московского княжества. Эта тенденция была закреплена, стала необратимой в период княжений Ива­на III и Василия III. Княжение Ивана Васильевича (1462-1505) было важнейшим этапом в процессе создания единого Российского государства. Это время образо­вания основной территории России, окончательного освобождения ее от монгольского ига и формирования политических основ централизован­ного государства. Иван III был крупнейшим государственным деятелем, человеком больших политических замыслов и решительных начинаний. Умный, дальновидный, расчетливый и настойчивый, но осторожный и хитрый, он был достойным продолжателем своего отца. Ивана Василье­вича долгое время прозывали Великим. С большим успехом Иван Васильевич осуществил объединение под своей властью разных областей Великороссии. К Москве были при­соединены великое княжество Ярославское (1463), Пермский край (1478), княжество Ростовское (1474), Новгород и его владения (1478), княжество Тверское (1485), Вятская земля (1489). В 1490-1500 гг. политическое вер­ховенство московского князя признали князья Вяземские, Белевские, Новосильские, Одоевские, Воротынские и Мезецкие, а затем и князья Чер­ниговский и Новгород-Северский. Все они также поступили на москов­скую службу, признав себя подчиненными союзниками московского го­сударя. Иван III провел с Литвой ряд ус­пешных войн, отторгнув от нее Верховские и Чернигово-северские кня­жества. По условиям перемирия с великим князем Литовским Алексан­дром (1503) к Москве отошли Чернигов, Новгород-Северский, Старо-дуб, Путивль, Рыльск, Гомель, Любеч, Брянск и другие, всего 19 городов и 70 волостей. По-прежнему наиболее важными оставались отношения с Золотой Ордой. Усилив свои позиции, Иван III начал вести себя как независимый от монголов государь, перестал платить им дань. Хан Ахмат решил восстановить гос­подство Орды над Русью. В 1480 г. энергичный и удачливый Ахмат, заключив союз с литов­ским королем Казимиром, поднял поход на Русь Орду, собрав все силы своей огромной империи. Войска Ахмата подошли к реке Угре (притоку Оки), которая проте­кала по границе Русского государства и Великого княжества Литовского. Попытки татар форсировать реку не имели успеха. Началось стояние на Угре войск противников, которое закончилось в пользу русских: 11 но­ября 1480 г. Ахмат повернул прочь. В 1472 г. состоялся брак Ивана III с племянницей последнего визан­тийского императора (1453 г. пал Константинополь) Зоей (Софьей) Палеолог, возвысивший значение монархической власти в России. Великий князь московский становился как бы преемником византийского импера­тора, почитавшегося главою православного Востока. "Иоанн, божьей милостью государь всея Руси и великий князь Владимирский и Московский и Новгородский и Псковский и Тверской... иных". В новом титуле нашла выражение не только мысль о московском государе как на­циональном властителе всей Русской земли, но также идея божественного происхождения его власти. С целью введения единообразия в судебно-административную систе­му в 1497 г. был составлен и принят общерусский Судебник. В нем устанавливались единые нормы уголовной ответственности и судебно-процессуальные нормы для всей страны. В интересах феодалов-земледельцев Судебник ограничивал право крестьянского "отказа" от боярина или помещика только один раз в году, в Юрьев день (26 ноября). Условием перехода была уплата "пожилого"- компенсация земледельцу за потерю рабочих рук. Это был первый открытый шаг к установлению крепостничества на Руси. Новое значение великого кн язя Московского отразилось и на госу­дарственном праве. Иван III передал по наследству своему старшему сы­ну Василию целый ряд политических преимуществ: 1. право вести внеш. политику предоставлено было одному великому князю Московскому. 2. право чеканить монету предоставлено было одному великому князю Московскому. 3. по духовной Иоанн III удельный князь, умирая бессыновним, не мог никому завещать свой удел, который в таком случае переходил к великому князю. Обладая таким количеством политических прав, Василий III (1505-1533) являлся "первым государем" в на­стоящем политическом смысле этого слова. Присоединив к Москве Псков (1510), княжество Рязанское (1517), княжества Стародубское и Новгород-Северское (1517-1523) и Смоленск (1514), Василий III фактически завершил объединение Великороссии и превратил Московское княжество в национальное государство.


^ 10."Избранная рада " при Иване IV и ее реформы. Первый российский царь Иван Васильевич IV Грозный родился 25 августа 1530 г., умер 18 марта 1584г. После смерти в 1533 г. Василия III на великокняжеский престол вступил его трехлетний сын Иван IV. Фактически государством управля­ла его мать - Елена Васильевна, дочь князя Глинского - выходца из Лит­вы. Единственным его искренним другом и духовным наставником был ми­трополит Макарий (с 1542). Юному великому князю не было еще и полных 17 лет, когда подготовили по­литический акт большой государственной важности. 16 января 1547 г. ве­ликий князь Московский и всея Руси Иван Васильевич торжественно был увенчан титулом царя-Ивана IV. Из рук московского митрополита Макария, разработавшего ритуал венчания на царство, Иван IV принял шапку Мономаха и другие регалии царской власти. Таким образом, новый титул - царь - не только резко подчеркивал суверенность российского монарха во внешних сношениях, особенно с ордынскими ханствами (ханов на Руси называли царями), но и четче, чем прежде, отделял государя от его подданных. Царский титул закрепил превращение князей-вассалов в поданных. Столица государства, Москва, отныне украсилась новым титулом - она стала "царствующим градом", а русская земля - Российским царством. Дальнейшее развитие страны требовало укрепления государственности, централизации власти. При участии митрополита Макария в окружении молодого царя оказались те лица, которым суждено было в глазах современников сим­волизировать новое правительство - "Избранную раду". Около 1549 г. сложилось новое правительство. Состав Избранной Рады не совсем ясен. Ее возглавлял А.Ф.Адашев, происходивший из богатого, но не очень знатного рода. Состав Избранной Рады как бы отразил компро­мисс между различными слоями господствующего класса. Избранная ра­да просуществовала до 1560 г. и явилась тем органом, который проводил преобразования, получившие название реформ середины XVI в. 27 февраля 1549 г. был созван Первый Земский собор. Он принял решение составить новый Судебник (утвержден в 1550) и сформулировал программу реформ середины XVI в. В состав Земских соборов входили Боярская дума, Освященный собор – представители высшего духовенства; на многих Зем­ских соборах присутствовали также представители дворянства и верхуш­ка посада.1)При Избранной Раде оформляется приказная, система государст­венного управления. Так появились первые приказы-учреждения, ведавшие отраслями государственного управления или отдельными регионами страны. Во главе приказа стоял боярин или дьяк - крупный государственный чиновник. Приказы ведали управлением, сбором налогов и судом. Оформление приказной системы позволило централизовать управление страной. 2)Судебник Ивана IV всего лишь уточнил права и обязанности кормленщиков и одновременно с этим рас­ширил компетенцию земских старост и целовальников, превратив их в постоянных присяжных заседателей. На местах постепенно стала создаваться единая система управления. В 1556 г. кормления были отменены. На местах управление (сыск и суд по особо важным государственным делам) было передано в руки губных старост (губа-округ), избиравшихся из местных дворян, земских старост – из числа зажиточных слоев среди черносошного населения там, где не было дворянского землевладения, и городовых приказчиков или излюб­ленных голов – в городах. Таким образом, в середине XVI в. сложился ап­парат государственной власти в форме сословно-представительной мо­нархии. 3)Судебник 1550 г. Взяв за основу Судебник Ивана III, составители нового Судебни­ка внесли в него изменения, связанные с усилением центральной власти. В нем подтверждалось право перехода крестьян в Юрьев день и была увеличена плата за "пожилое". Феодал теперь отвечал за преступления своих крестьян, что усиливало их личную зависимость от господина. Впервые было введено наказание за взяточничество. 4)Денежная реформа. Москов­ский рубль стал основной платежной единицей в стране. Право сбора торговых пошлин переходило в руки государства. Население страны бы­ло обязано нести тягло - комплекс натуральных и денежных повинностей. В середине XVI в. была установлена единая для всего государства едини­ца взимания налогов - большая соха. В зависимости от плодородия поч­вы, а также социального положения владельца земли, соха составляла 400-600 га земли. Податная реформа еще более ухудшила положение на­родных масс. 5)Военная реформа. Ядро армии соста­вило дворянское ополчение – опора власти. Было составлено "Уложение о службе". Вотчинник или помещик мог начинать службу с 15 лет и передавать ее по наследству. Со 150 десятин земли как боярин, так и дворянин, должны были выставлять одного вои­на и являться на смотры "конно, людно и оружно". Большим шагом вперед в организации военных сил России было создание в 1550 г, постоянного стрелецкого войска. На первых порах стрельцов было три тысячи человек. Кроме того, в армию стали привле­кать иностранцев, число которых было незначительно. Была усилена ар­тиллерия. Для несения пограничной службы привлекалось казачество. 6)Ограничение местничества. На время военных походов ограничивалось местничество – порядок замещения должностей в зависимости от знатности и служебной карьеры предков. 7)Церковные соборы. Существенные реформы были проведены в жизни церкви. В 1549 г. церковный собор провел канонизацию "новых чудотворцев": местные святые превратились в общерусских, создавался единый для всей страны пантеон. В 1551 г. состоялся новый цер­ковный собор. Стоглавый собор. В 1551 г. по инициативе царя и митрополита собрался Собор рус­ской церкви, получивший название Стоглавый. Решения церковников отразили пе­ремены, связанные с централизацией государства. Собор одобрил приня­тие Судебника 1550 г. и реформы Ивана IV. Из числа местных святых, почитавшихся в отдельных русских землях, был составлен общерусский список. Упорядочивалась и унифицировалась обрядность на всей терри­тории страны. Даже искусство подлежало регламентации. Стоглавый собор 1551 г. подвел черту под историческим спором иосифлян с нестяжателями. Таким образом, в вопросе о монастырском землевладении победила линия на его ограничение и контроль со сторо­ны царя. Еще при Иване III и Василии III остро стоял вопрос о церковном землевладении. Ряд священнослужителей выступали за отказ монастырей от земле­владения и строгий аскетизм (отсюда их название - нестяжатели). Против этого боролась другая группа церковных деятелей считавших, что только богатая церковь может выполнять в государстве свою высокую миссию. В прав­ление Василия Ш иосифляне (стяжатели) одержали верх. В ходе Стоглавого собора вопрос о церковных землях был поднят вновь. Было решено сохранить земли церквей и монастырей, но в даль­нейшем их приобретение или получение в дар можно было осуществить только после доклада царю. Реформы середины XVI в. значительно укрепили центральную власть и государственное управление, что позволило Ивану IV перейти к решению задач внешней политики. Согласие между царем и его ближайшими советниками, т.е. Сильвестором и Адашевым, продолжалось недолго: пылкий властолюбивый Иоанн скоро начал тяготиться влиянием своих любимцев. Царь, назначил наследником своего сына, младенца Димитрия, и требовал, чтобы бояре ему присягнули. Но бояре отказывались, к ним присоединились Димитрий, Сильвестр и отец Адашева. Только после настойчивых убеждений царя и верных ему вельмож противная сторона уступила. Царь затаил на них зло. Видя охлаждение к себе Иоанна, Сильвестр сам удалился от двора, а Адашева царь отправил в Ливонию (к войску). В 1560 г. Анастасия скон­чалась. При дворе заговорили, что Сильвестр и Адашев извели царицу. Царь заточил Сильвестра в Соловецкий монастырь, а Алексея Адашева заключил в тюрьму (в Юрьеве). Родственники и приверженцы обвинен­ных были сосланы или казнены.


^ 11.Опричнина Ивана IV. 3 декабря 1564 г. Иван IV с семьей и приближенными внезапно вы­ехал на богомолье в Троице-Сергиев, а затем добрался до Александровской слободы. Оттуда 3 января 1565 г. в Москву приехал гонец, кото­рый привез две грамоты. В первой, адресованной митрополиту сообщалось, что "государь положил свой гнев на всех епископов и настоятелей монастырей, а опалу – на всех служилых людей, от бояр до рядовых дворян, поскольку служи­лые люди истощают его казну, плохо служат, а церковные иерархи их покрывают". Он просил выделить ему особый удел. Термин “опричнина” происходит от слова "опричь" - кроме. Так назвал Иван IV территорию, которую он просил выделить себе в особый удел. Во втором послании, обращенном к посадским людям, царь сообщал о принятом решении и добавлял, что к горожанам у него претензий нет. Это был хорошо рассчитанный политический маневр. Используя ве­ру народа в царя, Иван Грозный ожидал, что его позовут вернуться на трон. Вскоре многолюдная депутация била ему челом, упрашивая, чтобы он вернулся на царство. Царь продиктовал свои условия: право неограничейной самодержавной власти и учреждение опричнины. Страна была разделена на две части: опричнину и земщину. На содержание своего нового двора, или личного удела, Иван IV за­брал свыше 10 городов с уездами, отдельные волости, несколько подмос­ковных слобод и даже несколько улиц в самой Москве. Царь жаловал своих верных слуг землей. Новые слуги, выбранные для нее, были обязаны пови­новаться исключительно царю. Одетые в черное опричники, корпус ко­торых первоначально насчитывал тысячу человек, призывались "грысть" царских недругов и "выметать" из страны измену (к их седлам были при­торочены собачьи головы и метлы, символизирующие собачью предан­ность опричников царю и готовность вымести измену из страны). В 1557-1558 гг. царь столкнулся с боярской оппозицией кур­су на развязывание Ливонской войны. Не нашел он поддержки в этом вопросе и у Избранной Рады. Представляется од­нако, что переход к опричнине был обусловлен не столько личными мо­тивами царя Ивана, сколько объективными противоречиями (политиче­ским и социальным) внутреннего устройства Московского государства: 1. Отношения монарха и боярской аристократии оставались неупорядоченными и неурегулированными. 2. Активная военная политика и необходимость в постоянном уве­личении численности войска заставляли государство систематически подчинять интересы производителей (крестьян, ремесленников и торго­вых людей) интересам служилого класса. Оба противоречия в своем развитии во второй половине XVI в. соз­дали государственный кризис. Попытки Избранной Рады смягчить противоречия боярства с царем и дворянством закончились неудачей. В то же время не следует переоценивать антибоярскую направлен­ность опричной политики. Опричнина представляла собой систему внутриполитических мер преимущественно репрессивного характера, не была чем-то единым на протяжении семи лет. Стремясь уничтожить сепаратизм феодальной знати, Иван IV не останавливался ни перед какими жестокостями. Начался опричный террор, казни, ссылки. Одними из первых от рук опричников погибли крупные церковные деятели. Царь Иван Васильевич "громил" Новгород Великий. Летом 1570 г. при личном участии Ивана IV развернулись массовые репрессии в Москве, где было казнено около сотни человек. В 1570 г. дошла очередь и до самих орга­низаторов опричнины: все они были убиты не менее зверским образом, чем убивали сами. Замыкали кровавый список непосредственные созда­тели опричнины. Конец опричнине помог положить, как ни парадоксально, крымский хан Девлет-Гирей, прорвавшийся к Москве летом 1571 г. по вине оприч­ного войска, не оказавшего ему сопротивления. Хан не стал осаждать го­род, но сумел поджечь его. Москва выгорела дотла. Иван Грозный понял: над госу­дарством нависла смертельная опасность. Летом 1572 г. Девлет-Гирей повторил поход на Москву. Царь назна­чил командующим войсками Михаилу Ивановича Воротынского. Объединенное войско 30 июня 1572 г. возле деревни Молоди (при­мерно в 45 км к югу от Москвы, возле Подольска) наголову разбило Девлет-Гирея. Страна была спасена. Воротынского царь Иван отблагодарил по-своему: меньше чем через год он был казнен по доносу своего холопа, ут­верждавшего, что Воротынский хотел околдовать царя. Большинство историков полагает, что осенью 1572 г. царь отменил опричнину. Однако казни "заговорщиков" не прекратились. Каковы же ближайшие и отдаленные результаты опричнины? 1. За семь лет опричнины страна значительно продвинулась вперед по пути централизации: ослабло влияние титулованного московского бо­ярства; со смертью Владимира Старицкого исчезло последнее удельное княжество; с низложением митрополита Филиппа Колычева нарушались прежние отношения государства и церкви; с разгромом Новгорода окончательно подрывалась общественная самостоятельность "третьего сосло­вия". 2. Опричнина вела к обострению экономического кризиса. 3. Опричнина придала новые импульсы закрепостительному процессу; Имея антикрестьянскую направленность, она помогла многим служилым людям обзавестись землей и крестьянами, причем в тех местностях, где не только не преобладало крупное боярское землевладение, но где вообще феодально-крепостнические отношения отличались сравнительной не­зрелостью. 4. В конечном счете опричнина с неизбежностью выродилась в бес­смысленную войну Ивана Грозного со своим народом. Опричнина, рас­колов дворянское сословие, способствовала вызреванию предпосылок первой гражданской войны (со смуты) в России в конце XVI- начале XVII вв. Иван Грозный умер 18 марта 1584 г. Из детей Анастасии достигли совершеннолетнего возраста Иоанн и Федор: во время ливонской войны в 1581 г. царь рассердился однажды на старшего сына Ивана за противо­речие и так неосторожно ударил его своим железным костылем, что царевич через несколько дней скончался. Наследником престола стал его второй сын Федор, слабый, болезненный, слабоумный. Иван Грозный назначил Федору в помощь ре­гентский совет для управления страной, где ведущая роль принадлежала шурину царя Борису Годунову.


^ 12.Смутное время. Ливонская война и опричнина привели к хозяйственному разорению страны. В этих условиях государство и феодалы усиливали эксплуатацию горожан и крестьян, что приводило к бегству из центральных уездов на окраины. С 1581 г. на территории страны начинают вводиться запо­ведные годы, когда крестьянам временно запрещалось переходить от феодала к феодалу в Юрьев день. К 1592 г. завершается составление писцовых книг, куда вносились имена крестьян и горожан, владельцев дворов. Власть, проведя перепись, могла организовать розыск и возвращение беглых. В конце XVI в. в России фактиче­ски сложилась государственная система крепостного права - наиболее полной формы зависимости при феодализме, так как в 1597 г. был издан указ о пятилетнем сроке сыска беглых крестьян. По этому указу розыску подлежали крестьяне, бежавшие с 1592 по 1597 г. Этих крестьян возвра­щали владельцам в соответствии с записями в писцовых книгах. В 1607 г. был учрежден 15-летний сыск беглых. 7 января 1598 г. после смерти Федора не осталось законных наслед­ников престола. В исторической литературе события с 1598-1613 гг. принято называть смутой. Смута поистине стала войной всех против всех, разделив российское общество на враждебные один к другому слои. 1)Боярство, запуганное и разоренное опричниной, было недовольно тем, что после пресечения династии Рюриковичей трон достался Борису Годунову, который к тому же пытался править самовла­стно. 2)Нарастал кризис феодального сословия в целом, т.к. численность служилых людей увеличивалась, а фонд поместных земель резко сокра­тился в итоге "великого разорения" 70-80-х гг. XVI в. 3)Усиливался кризис и внутри феодального сословия, так как круп­ные феодалы переманивали крестьян у более мелких; последние, сидев­шие в обезлюдевших поместьях, оказались в очень тяжелом положении. 4)Нарастало недовольство тяглового населения, натерпевшегося от войн и неурожаев, с недоверием относившегося к новому царю Б.Г., избранному на царство Земским собором. 5)Казачество, к началу века превратившееся в значительную соци­альную силу, противилось попыткам правительства подчинить казацкие земли. Б.Г. (7 января 1598 - 13 апреля 1605) Земским собором был избран царем. Он продолжал политику утверждения самодержавия и укрепления государства, основанную на укреплении положения дворянства и ослаблении феодальной знати. В 1589 г. было введено патриаршество. Первым патриархом стал Иов. Б.Г. несколько упрочил международное положение страны. После войны со Швецией в 1590 г. были возвращены земли в устье Невы, утерянные Россией после Ливон­ской войны. В 1592 г. был отражен набег крымского хана Казы-Гирея. В 1600 г., будучи уже царем, Борис Годунов заключил перемирие с Польшей на 20 лет. Однако его положение внутри страны оставалось не­прочным. Знать всячески сопротивлялась утверждению самодержавия, стремясь к большей власти. В 1601-1603 гг. страну поразил страшный неурожай. Правитель­ство в борьбе с голодом установило предельную цену на хлеб, в ноябре 1601 г. разрешило переход крестьян, начало раздачу хлеба из государст­венных амбаров, усилило репрессии по разбойным делам и разрешило холопам уходить от своих хозяев, если те не могли их прокормить.Однако эти меры успеха не имели. Лжедмитрий I. В соседней Речи Посполитой только и ожидали повода вмешаться во внутренние дела ослабевшей Рос­сии. В 1602 г. там объявился чудом спасшийся царевич Дмитрий, сын Ивана IV, убитый в Угличе 15 мая 1591 г. В действительности самозванцем был галичский дворянин Юрий (Гри­горий) Отрепьев. Поначалу польский король Сигизмунд III помогал самозванцу тай­но. Лжедмитрий же не скупился на обещания. Он тайно перешел в като­личество и обещал папе римскому, что вся Россия последует его примеру. В октябре 1604 г. Лжедмитрий I вступил в южные окраины страны, охваченные волнениями и восстаниями. На сторону самозванца перешел ряд городов, он получил пополнение отрядами запорожских и донских казаков, местных повстанцев. К началу 1605 г. под знаменами "царевича" собралось более 20 тыс. человек. 21 января 1605 г. в окрестностях села Добрыничи Комарицкой во­лости произошло сражение между отрядами самозванца и царским вой­ском князя Ф.И.Мстиславского. Разгром был полный: Лжедмитрий I чу­дом спасся бегством в Путивль. В этот критический для самозванца период 13 апреля 1605 г. внезап­но умер царь Б.Г. и на престол вступил его 16- летний сын Фе­дор. Боярство не признало нового царя и перешло на сторону Лжедмитрия I. Царь Федор был свергнут и задушен вместе с ма­терью. 20 июня 1605 г. самозванец торжественно въехал в Москву и вен­чался на царство в Успенском соборе. Обещаний Лжедмитрий не выполнил. Нарастает недовольство новым царем. 17 мая 1606 г. бояре-заговорщики убили самозванца, и на престол вступил один из организаторов заговора князь Василий Шуй­ский. При воцарении новый царь сделал так называемую крестоцеловальную запись, огранич. его в правах. С воцарением В.Шуйского закончился первый период смуты и на­чался второй. Болотников. Сразу после воцарения Шуйского пошли слухи о чудесном спасении Лжедмитрия I. Центром движения опять стала Северская земля, откуда летом 1606 г. от имени спасшегося царя начал свой поход на Москву Иван Исаевич Болотников. Болотников выступал как воевода Дмитрия и в своих грамотах призывал выступать против Шуйского. После побед под Кромами и в устье Угры октября 1606 г. восставшие, к которым присоединились от­ряды дворян и казаков, подо­шли к Москве. Дворяне пошли на сговор с Шуйским, против которого еще недавно выступали. В сражении у села Коломенского Болотников потерпел по­ражение, снял осаду Москвы и отошел к Калуге. Восставшие укрепились в Туле. Правительство Шуйского принимало меры для подавления восста­ния. Для консолидации землевладельцев в 1607 г. был издан указ о пятнадцатилетнем сроке сыска беглых крестьян. Болотников 4 месяца держался в Туле. Царь обещал сохранить жизнь восставшим, если они сложат оружие. Ворота Тулы были открыты. Шуйский не сдержал своего слова. Однако с поражением восстания Болотникова народные выступле­ния не закончились, а продолжались вплоть до 1615 г. Лже­дмитрий II. В 1607 г. в Польше объявился, наконец, тот, от чьего имени уже год как сражался Болотников. Основную часть вооруженных сил Лжедмитрия II составляли польские шляхтичи и казаки. В январе 1608 г. Лже­дмитрий II двинулся на Москву. Разбив в нескольких боях войска Шуй­ского, к началу июня Лжедмитрий II дошел до подмосковного села Ту­шина, где и обосновался лагерем. В этот период царь Василий Иванович решил просить военной по­мощи у Швеции. На Север для сбора войска был отправлен царский племянник князь М. Скопин-Шуйский. Он заключил военный договор со Швецией, которая за уступку города Корелы с уездом прислала вместо 15-тысячного воин­ского отряда лишь 7 тыс. наемников. С собранным войском, пополняясь по пути местными ополчениями, Скопин-Шуйский несколько раз разбил тушенцев и снял осаду с Троице-Сергиевой лавры. 12 марта 1610 г. полководец вступил в Москву. Это стало сигналом к распаду тушинского лагеря. Самозванец бежал в Калу­гу. Польский король, убедившись в том, что Лжедмитрий II не в состоянии овладеть Москвой, решил непосредственно вмешаться в русские дела. Сигизмунд III с огромной армией осенью 1609 г. начал осаду Смоленска. Лжедмитрий II вновь подступил к Москве. Это решило судьбу Шуйского, против которого поднялись дворяне, бояре. Бояре-тушинцы заключили с Сигизмундом договор об избрании на московский трон его сына королевича Владиславу. В договоре 4 февраля 1610 г. была огово­рена масса условий, с тем чтобы не ущемлялись права русских и православной Церкви. 17 июня 1610 г. бояре свергли Шуйского, вынудив его постричься в монахи. Власть временно перешла в руки Боярской думы из 7 бояр ("семибоярщина") во главе с Ф.И.Мстиславским. Боярская дума поспе­шила предложить трон Владиславу на условиях договора 4 февраля. Боярское правительство согласилось впустить в Москву польские войска во избежание бунта в поддержку Лжедмитрия (21 сентября 1610 г.). Бежавший от Москвы Лжедмитрий II вновь укрепился в Калуге. Здесь его настигла смерть (11 декабря) - самозванец был убит на охоте татарским князем из его личной охраны.






оставить комментарий
страница1/6
Дата26.09.2011
Размер1,36 Mb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3   4   5   6
отлично
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

наверх