Рабочая учебная программа изобразительное искусство для основного общего образования 5 7 классы icon

Рабочая учебная программа изобразительное искусство для основного общего образования 5 7 классы



Смотрите также:
Рабочая программа учебного курса Изобразительное искусство в 7б скк основного общего образования...
Рабочая учебная программа изо для основного общего образования 5 9 классы...
Рабочая программа «изобразительное искусство» 5-8-й классы...
Рабочая программа По предмету изобразительное искусство для 5 класса (количество часов в неделю...
Пояснительная записка к программе «Искусство. 8-9 классы»...
Рабочая учебная программа основного общего образования по технологии (5А,5Б,5в классы)...
Рабочая программа педагога шатовой ирины владимировны вторая категория искуссво (изо) 7 класс...
Рабочая программа для учащихся 7 класса составитель...
Приказ № от 2011 г. Директор М. Н. Гончаренко рабочая учебная программа по музыке 5-7 классы...
Рабочая учебная программа Искусство 8 класс 1час в неделю (всего 35 часов)...
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство»...
Рабочая учебная программа по искусству 8-9 классы...



страницы:   1   2
скачать
Министерство образования и науки РФ

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №19 г. Новоалтайска»

Алтайского края


«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР МОУ «СОШ №19 г. Новоалтайска»

________ Акелькина Н. И.

«____»____________ 2010г.


«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МОУ «СОШ № 19»

________ О.А.Долматов

Приказ № ___

от «___»__________2010 г.



^ РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО


для основного общего образования

5 – 7 классы

общеобразовательный уровень,

II ступень образования


Срок реализации –3 года


Разработана

Эсман Надеждой Леонидовной,

учителем высшей

квалификационной категории


Рассмотрено на заседании

методического объединения

протокол № ____

от «__»____________2010 г.


г. Новоалтайск

2010 г.


^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программы по изобразительному искусству для 5–7 составлены на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Рабочая программа составлена применительно к учебной программе «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б. М. Неменского (2009 год издания).

Для реализации программного содержания используются следующие учебные издания:

учебники:

– Горяева, Н. А., Островская, О. В. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учебник. 5 кл. / под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2001.

дополнительных пособий для учителя:

– Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство: основы рисунка. 5–8 классы. Ч. 1. – Обнинск: Титул, 1998;

– Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство: основы композиции. 5–8 классы. Ч. 2. – Обнинск: Титул, 1998;

– Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство: основы живописи. 5–8 классы. Ч. 3. – Обнинск: Титул, 1998;

- Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов. Учебник по изобразительному искусству для 5-8 классов. - Обнинск: Титул, 1996.


Технология обучения

Изучение искусства в основной школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры. Вклад образовательной области «Искусство» в развитие личности выпускника основной школы заключается в развитии эстетического восприятия мира, воспитании художественного вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни и искусстве, в обеспечении определенного уровня эрудиции в сфере изобразительного искусства, в сознательном выборе видов художественно-творческой деятельности, в которых подросток может проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности.

Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературы, при прохождении отдельных тем используются межпредметные связи с биологией (строение растений, животных, пластическая анатомия человека, связи в природе), историей (образ эпохи и стиль в искусстве, выдающиеся события истории – исторический жанр в искусстве), математикой (геометрия), физикой (оптика), технологией (технологии художественной обработки материалов), информатикой (компьютерная графика).

^ Ц е л и художественного образования:

развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;

овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);

формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.

^ Место предмета в базисном учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 280 часов для обязательного изучения «Искусства» на этапе основного общего образования, которое представлено двумя образовательными компонентами: «Изобразительное искусство» и «Музыкальное искусство». В том числе: на «Изобразительное искусство» в 5, 6 и 7 классах – по 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю.

Программа «Изобразительное искусство» рассчитана на 140 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 14 учебных часов (или 10 %) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.


Проверка знаний учащихся

Формы контроля знаний, умений, навыков (текущего, рубежного, итогового)


Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

  1. Активность участия.

  2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.

  3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

  4. Самостоятельность.

  5. Оригинальность суждений.


Критерии и система оценки творческой работы

  1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

  2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

  3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.


Формы контроля уровня обученности

  1. Викторины

  2. Кроссворды

  3. Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ

  4. Тестирование


^ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
5–7 классы (105 часов)

Изобразительное искусство, его виды и жанры (40 часов). Изобразительное искусство как способ познания, общения и эмоционально-образного отражения окружающего мира, мыслей и чувств человека. Искусство как эмоциональный опыт человечества. Роль изобразительного искусства, архитектуры, декоративно-прикладного искусства и дизайна в жизни человека и общества.

Виды живописи (станковая, монументальная, декоративная), графики (станковая, книжная, плакатная, промышленная), скульптуры (станковая, монументальная, декоративная, садово-парковая), декоративно-прикладного и народного искусства, дизайна и архитектуры.

Жанры изобразительного искусства и их развитие в культуре. Особенности натюрморта, пейзажа, портрета, бытового, исторического, батального, анималистического жанров. Произведения выдающихся художников (Леонардо да Винчи, Рембрандт, А. Дюрер, П. Сезанн, В. Ван Гог, К. Моне, К. П. Брюллов, И. Е. Репин, В. И. Суриков, И. И. Шишкин, И. И. Левитан, В. М. Васнецов, М. А. Вру-бель, Б. М. Кустодиев, В. А. Серов, К. С. Петров-Водкин и др.).

Опыт творческой деятельности. Изображение с натуры и по памяти отдельных предметов, растений, животных, птиц, человека, пейзажа, натюрморта, интерьера, архитектурных сооружений. Работа на пленэре. Выполнение набросков, эскизов, учебных и творческих работ с натуры, по памяти и воображению в разных художественных техниках.

Выполнение учебных и творческих работ в различных видах и жанрах изобразительного искусства: натюрморта, пейзажа, портрета, бытового и исторического жанров.

Изготовление изделий по мотивам художественных промыслов.

Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества.

Проектирование обложки книги, рекламы, открытки, визитной карточки, экслибриса, товарного знака, разворота журнала, сайта. Создание иллюстраций к литературным произведениям, эскизов и моделей одежды, мебели, транспорта.

Использование красок (гуашь, акварель), графических материалов (карандаш, фломастер, мелки, пастель, уголь, тушь и др.), пластилина, глины, коллажных техник, бумажной пластики и других доступных художественных материалов.

Посещение музеев изобразительного и декоративно-прикладного искусства, архитектурных заповедников.

^ Язык изобразительного искусства и художественный образ (35 ч). Художественный образ и художественно-выразительные средства живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Композиция (ритм, пространство, статика и динамика, симметрия и асимметрия). Линейная и воздушная перспектива. Пропорции и пропорциональные отношения. Линия, штрих, пятно. Тон и тональные отношения. Колорит. Цвет и цветовой контраст, характер мазка. Объем. Фактура. Формат.

Древние корни народного искусства, специфика образно-символического языка в произведениях декоративно-прикладного искусства. Связь времен в народном искусстве. Древние образы в произведениях современного декоративно-прикладного искусства. Истоки и современное развитие народных промыслов: дымковская, филимоновская игрушки; Гжель, Жостово, Городец, Хохлома и др. (с учетом местных особенностей). Орнамент как основа декоративного украшения. Виды орнамента (геометрический, растительный, смешанный) и типы орнаментальных композиций (линейная, сетчатая, рамочная, геральдическая).

Опыт творческой деятельности. Использование языка графики, живописи, скульптуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности. Навыки плоского и объемного изображения формы предмета, моделировка светотенью и цветом. Построение пространства (линейная и воздушная перспектива, плановость). Создание композиций на плоскости и в пространстве.

Использование орнамента для украшения предметов быта, одежды, полиграфических изделий, архитектурных сооружений (прялки, народный костюм, посуда, элементы декора избы, книги и др.). Различение национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других народов России, народов зарубежных стран. Различие функций древнего и современного орнамента. Понимание смысла, содержащегося в украшениях древних предметов быта и в элементах архитектуры.

^ Тема, сюжет и содержание в изобразительном искусстве (20 ч). Темы и содержание изобразительного искусства Древней Руси. Красота и своеобразие архитектуры и живописи Древней Руси, их символичность, обращенность к внутреннему миру человека (древние памятники архитектуры Новгорода, Владимира, Москвы, икона А. Рублева «Троица», фрески Дионисия). Искусство Древней Руси – фундамент русской культуры.

Темы и содержание изобразительного искусства России XVIII–XX вв., стили и направления (В. В. Растрелли, Э.-М. Фальконе, ^ В. И. Баженов, Ф. С. Рокотов, А. Г. Венецианов, А. А. Иванов, П. А. Фе-дотов, передвижники, «Мир искусств», С. Т. Коненков, В. И. Мухина, В. А. Фаворский и др.).

Вечные темы и великие исторические события в русском (В. И. Суриков, ^ П. Д. Корин, М. В. Нестеров и др.) и зарубежном (Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонарроти, Рембрандт ван Рейн, Ф. Гойя, О. Роден) искусстве.

Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве России (А. А. Дейнека, А. А. Пластов, Б. М. Неменский). Мемориальные ансамбли. Художник – творец – гражданин.

Крупнейшие художественные музеи страны (Третьяковская картинная галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина).

Ведущие художественные музеи мира (Лувр, музеи Ватикана, Прадо, Дрезденская галерея).

Традиции и новаторство в искусстве. Представление о художественных направлениях и течениях в искусстве XX в. (реализм, модерн, авангард, сюрреализм и проявления постмодернизма).

Опыт творческой деятельности. Описание и анализ художественного произведения. Выполнение творческих работ (сочинение, доклад и др.).

^ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения изобразительного искусства ученик должен

знать/понимать:

 основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;

 основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);

 выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;

 наиболее крупные художественные музеи России и мира;

 значение изобразительного искусства в художественной культуре;

уметь:

 применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;

 анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);

 ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

 для восприятия и оценки произведений искусства;

 самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).


^ Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса
(базовый уровень)


Формирование художественных знаний, умений и навыков предполагает, что учащиеся должны знать:

истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов (варьирование) традиционных образов, мотивов, сюжетов);

семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);

несколько народных художественных промыслов России, различать их по характеру росписи, пользоваться приёмами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Жостово).

^ Учащиеся должны уметь:

различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времён (например, Древнего Египта, Древней Греции, средневековой Европы);

различать по материалу, технике исполнения современное декоративно-прикладное искусство (художественное стекло, керамику, ковку, литьё, гобелен, батик и т.д.);

выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора.

В процессе практической работы на уроках учащиеся должны:

умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения;

передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);

умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;

создавать художественно-декоративные проекты предметной среды, объединённые единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определённой эпохи);

владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объёма, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объёмных декоративных композиций;

владеть навыками работы в конкретном материале (макраме, батик, роспись и т.п.).

^ Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса
(базовый уровень)


Формирование художественных знаний, умений и навыков предполагает, что учащиеся должны знать:

о месте и значении изобразительных искусств в культуре: в жизни общества и жизни человека;

о существовании изобразительного искусства во все времена истории; иметь представления о множественности образных языков изображения и особенностях видения мира в разные эпохи;

о взаимосвязи реальной действительности и её художественного изображения в искусстве, её претворении в художественный образ;

основные виды и жанры изобразительных искусств; иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;

ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;

особенности творчества и значение в отечественной культуре веливих русских художников – пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;

основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива;

о ритмической организации изображения и богатстве выразительных возможностей;

о разных художественных материалах, художественных техниках и их значении в создании художественного образа.

^ Учащиеся должны:

уметь пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами, обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники;

иметь навыки конструктивного видения формы предмета, владеть первичными навыками плоского и объёмного его изображения, а также группы предметов; знать общие правила построения головы человека; пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;

видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;

иметь опыт творческой композиционной работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;

иметь опыт активного восприятия произведений искусства и аргументированного анализа разных уровней своего восприятия, иметь навыки понимания изобразительной метафоры и целостной картины мира, присущей произведению искусства.

^ Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса
(базовый уровень)


Формирование художественных знаний, умений и навыков предполагает, что учащиеся должны знать:

о жанровой системе в изобразительном искусстве и её значении для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира, а следовательно, и способов его изображения;

о роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и её жанровых видах: бытовом, историческом, о мифологической и библейской темах в искусстве;

о процессе работы художника над картиной, о смысле каждого этапа этой работы, о роли эскизов и этюдов;

о композиции как целостности и образном строе произведения, о композиционном построении произведения, о роли формата, овыразительном значении размера произведения, о соотношении целого и детали, о значении каждого фрагмента и его метафорическом смысле;

о поэтической красоте повседневности, раскрываемой творчеством художников, о роли искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, в понимании и ощущении человеком своего бытия и красоты мира;

о роли искусства в создании памятников большим историческим событиям, о влиянии образа, созданного художником, на понимание событий истории;

о роли художественной иллюстрации;

о поэтическом (метафорическом) претворении реальности во всех жанрах изобразительного искусства; о разнице сюжета и содержания в картине; ороли конструктивного, изобразительного и декоративного начал в живописи, графике и скульптуре;

наиболее значимый ряд великих произведений изобразительного искусства на исторические и библейские темы в европейском и отечественном искусстве; понимать особую культуростроительную роль русской тематической картины 19-20 столетий;

об историческом художественном процессе, о содержательных изменениях картины мира и способах её выражения, о роли существовании стилей и направлений в искусстве, о роли творческой индивидуальности художника;

В процессе практической работы учащиеся должны:

иметь первичные навыки изображения пропорций и движений фигуры человека с натуры и по представлению;

владеть материалами живописи, графики и лепки на доступном возрасту уровне;

развивать навыки наблюдательности, способности образно видения окружающей ежедневной жизни, формирующие чуткость и активность восприятия реальности;

иметь творческий опыт в построении тематических композиций, предполагающий сбор художественно- познавательного материала, формирование авторской позиции по выбранной теме и поиски способа её выражения;

иметь навыки соотнесения собственных переживаний с контекстами художественной культуры.


  Развернутый тематический план

5 к л а с с


урока

Тема урока

Коли-чество часов

Формирование
 новых знаний

Практическая работа

Материалы

1 четверть.   Декоративные корни народного искусства.

 

1.

Рисуем отгадки

к народным

загадкам.



Устное народное творчество –

основа для произведений

изобразительного искусства.

Иллюстрированная книга –

объёмное произведение искусства.

Иллюстрирование

русских народных загадок (рисование
или аппликация).

Гуашь или

акварель,

кисти, бумага,
цветная бумага,

ножницы,

клей.

2.

Древние образы

в народном искусстве.



Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства – солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни – как выражение мифопоэтических представлений человека о мире, как память народа. Декоративные изображения как обозначение жизненно важных для человека символов, их условно-символический характер.

Изобразить чудо-птицу, древо жизни, чудо-коня или композицию
из различных элементов древнерусской символики.

Гуашь или

акварель,

кисти, бумага, цветные мелки.

3.

Декор русской избы.



Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трёхчастной структуре
и образном строе избы (небо, земля, подземно-водный мир).

Наброски с натуры модели домика.

Работа над украшением элементов избы (фронтон дома, наличники, причелина, лобовая доска) солярными знаками, растительными
и зооморфными мотивами, геометрическими элементами, выстраивание их
в орнаментальную композицию.

Гуашь или

акварель,

кисти, бумага, мелки или уголь.

4

Интерьер и внутреннее убранство крестьянского дома.





Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика (потолок – небо, пол – земля, подпол – подземный мир, окна – очи, свет и т. д. Жизненно важные центры в крестьянском доме: печное пространство, красный угол, круг предметов быта, труда
и включение их в пространство дома. Единство пользы
и красоты. Точка схода для построения плоскости пола, стен, потолка.

1 вариант:

Коллективная работа на тему «В русской избе» (с подмалёвком и аппликацией).

2 вариант:

Нарисовать фрагмент интерьера избы
с основными предметами.

 

Гуашь или

акварель,

кисти, бумага,
цветная бумага,

ножницы,

клей.

5.

Конструкция, декор предметов

народного быта и труда.





Карельские прялки, деревянная посуда, предметы труда – область конструктивной фантазии, умелого владения материалом. Органическое единство пользы и красоты, конструкции и декора.

Вырезание из плотной бумаги или картона выразительных форм посуды, предметов труда и украшение их орнаментальной росписью.

Варианты:

  • солонка, шкатулка,

  • карельская 

  • прялка,

  • деревянные ложки.

Гуашь или

акварель,

кисти, бумага, картон,
ножницы,

клей.

6.

Образы и мотивы

в орнаментах карельской вышивки.





Крестьянская вышивка – хранительница древнейших образов и мотивов, их устойчивости и вариативности. Условность языка орнамента, его символическое значение. Особенности орнаментальных построений в вышивках
на полотенце.

1 вариант:
Выполнение эскиза узора вышивки на полотенце в традиции народных мастеров.

2 вариант:

Русский народный орнамент в полосе.

Гуашь или

акварель,

кисти, бумага, мелки, фломастеры,
цветная бумага,

ножницы,

клей.

7

Народный праздничный костюм.





Красота русского народного костюма, его целостный художественный образ. Северорусский и южнорусский комплект одежды. Форма
и декор женских головных уборов. Разнообразие форм
и украшений народного праздничного костюма
в различных республиках
и регионах России.

Выполнение эскизов народного праздничного костюма разных регионов
и народов России
с использованием разных техник
и материалов.

Гуашь или

акварель,

кисти, бумага, мелки, ткань,
цветная бумага,

ножницы,

клей.

8.

 Современное повседневное декоративное искусство.  Что такое дизайн?



Формирование представлений о дизайне интерьера. Познакомить с работой дизайнера.

 Проект комнаты. 

Гуашь или

акварель,

кисти, бумага.

 

 

 

 

 

 

2 четверть.   Связь времён в народном искусстве.

 

9.

Древние образы
в современных народных игрушках.

Промыслы нашего края.





Живучесть древних образов (коня, птицы, бабы) в современных народных игрушках, их сказочный реализм. Особенности пластической формы, цветовой строй и основные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской и других глиняных игрушек.

1 вариант:
Лепка и декор  игрушки в традиции одного из промыслов (Филимоново, Каргополь, Дымково).

2 вариант:
Лепка и декор Дымковской игрушки.

Пластилин, стеки, подставка для лепки, стеклянный флакон для основы.

10.

Богородская деревянная резная игрушка
с элементами движения.



Деревянная резная игрушка
с элементами движения. Городской фольклор ярмарок. Художественные достоинства произведений народных мастеров и кустарей. Выразительность движений и звуковых эффектов богородской игрушки.

Выполнение эскиза игрушки с элементами движения по мотивам русских сказок, басен И. А. Крылова.

Гуашь или

акварель,

кисти, бумага, мелки.

11.

Искусство Гжели.

Истоки и современное развитие промысла.





Слияние промысла
с художественной промышленностью. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора.

Особенности гжельской росписи: сочетание синего и белого, игра тонов, тоновые контрасты, виртуозный круговой мазок с растяжением, дополненный изящной линией.

1 вариант:

Вырезание из бумаги форм посуды (тарелка) и украшение их росписью под Гжель (можно аппликацией).

2 вариант:

Выполнение эскиза изделия  под Гжель (часы, подсвечник, сахарница…).

3 вариант:

Импровизация
по мотивам Гжели

(облепить пластилином сосуд, покрыть краской и расписать под Гжель).

Гуашь, большие и маленькие

кисти, бумага,
цветная бумага,

ножницы,

клей, пластилин, сосуд, водоэмуль-сионная белая краска.

12.

Искусство Городца.

Истоки и современное развитие промысла.





Единство формы предмета и его декора в  городецком промысле. Птица и конь – главные герои Городца, розаны и купавки – основные элементы декоративной композиции. Композиция орнаментальной
и сюжетной росписи:  изящество изображения, отточенность линейного рисунка. Основные приёмы городецкой росписи.

Выполнение фрагмента росписи по мотивам городецкой росписи с использованием образа птицы, коня, растительных элементов.

Гуашь, большие и маленькие

кисти, бумага, тонированная под дерево бумага.

13.

Искусство Жостова.

Истоки и современное развитие промысла.



Разнообразие форм подносов
и  вариантов построения цветочных композиций. Жостовская роспись – свободная кистевая живописная импровизация. Создание
в живописи эффекта освещённости, объёмности букета цветов. Основные приёмы жостовского письма, формирующие букет: замалёвок, тенёжка, прокладка, бликовка, чертёжка, привязка.

1 вариант:

Выполнение фрагмента жостовской росписи
с включением в неё крупных и мелких форм цветов, связанных друг
с другом.

2 вариант:

Выполненные индивидуально фрагменты росписи затем компонуются
на чёрном поле крупных подносов.

Гуашь,
большие и маленькие

кисти, бумага, чёрная, синяя, красная, светло-коричневая
бумага
для основы,

ножницы,

клей.

14.

Искусство Хохломы.

Истоки и современное развитие промысла.

 



«Золотая Хохлома» - роспись
по дереву золотым, красным
и чёрным цветом. Изображение рыб, птиц и петухов
в хохломской росписи. Главный мотив – «травка» - узор
из тонких стеблей, листочков, цветков, ягод на серебристом фоне. Ритмическая последовательность элементов росписи.

Выполнение фрагмента росписи по мотивам хохломской росписи
с использованием «травки».

Гуашь, большие и маленькие

кисти, бумага.

15

Керамика Скопина (Рязань),

Опошни (Полтава).



Превращение обычных предметов в необычные в творчестве народных мастеров – создателей фигурных сосудов. Чудо-сосуды народного гончарного искусства. Художественное единство скульптурного начала и функциональности вещи
в народном творчестве (ковши-утицы, птицы-солонки,
кони-качалки, звери-свистульки, медведь-кувшин и т. п.).

Выполнение эскиза
и роспись «волшебного» фигурного сосуда – сосуд-зверь, сосуд-птица

Гуашь или

акварель,

кисти, бумага.

16-17.

Промыслы нашего края.

Карельская роспись.




Ручная роспись свободным, кистевым приёмом. Сравнение видов росписи.

Выполнение фрагмента росписи

 

Гуашь или

акварель,

кисти, бумага,

18.

Роль народных художественных промыслов

в современной жизни (обобщение темы).



Промыслы как искусство художественного сувенира. Место произведений промыслов в современном быту
и интерьере.

Обобщающая беседа, занимательная викторина, сообщения и выставка работ учащихся.

Гуашь или

акварель,

кисти, бумага.

3 четверть.     Декор – человек, общество, время.

 

19.

Зачем людям украшения.



Социальная функция декоративного искусства
в организации общества. Знакомство с эволюцией и образным значением одежды. Ювелирное искусство.  Костюм и одежда.

Сообщение новых знаний.

Карандаш, бумага.

20.

Декор и положение человека
в обществе.



Роль декоративного искусства
в Древнем Египте. Подчёркивание власти, могущества, знатности египетских фараонов
с помощью декоративного искусства. Символика украшений Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян. Символика цвета в украшениях. Отличие одежд высших
и низших сословий общества.

Выполнение эскиза ювелирного украшения в стиле древнеегипетского искусства: солнечного  ожерелья, подвески, браслета, нагрудного украшения – пекторали. Использовать характерные знаки-символы.

Гуашь или

акварель,

кисти, бумага.

21 – 22.

Украшения
в жизни древних обществ. Греческая вазопись.



Роль декоративного искусства
в Древней Греции.  Античная расписная керамика. Вазопись чёрнофигурного (Эксекий) и краснофигурного (Евфимид) стиля. Место и роль античного искусства в мировой художественной культуре.

Эскиз сосуда 
по мотивам греческой вазописи (изобразить мифологический сюжет в чёрнофигурном стиле).

Гуашь или

акварель, тушь,

кисти, бумага.

23-24.

О чём рассказывают гербы и эмблемы.





Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. Герб возник как знак достоинств его владельца, символ чести рода. Сегодня это отличительный знак любого человеческого сообщества – государства, страны, города, партии, фирмы, символизирующий отличие
от других общностей, объединений.

1 вариант:

Проект и защита собственного герба, герба своей семьи, школы, класса.

2 вариант:

Изображение герба города и рассказ о его возникновении.

3 вариант:

Эскиз фирменного знака современных промышленных изделий.

Гуашь или

акварель,

кисти, бумага.

25-26.

Одежда говорит
о человеке.

Декоративное искусство Западной Европы XVII века (эпоха барокко).



Строгая регламентация в одежде людей разных сословий в эпоху барокко. Суть декора – выявлять роли людей, их отношения
в обществе, выявлять и подчёркивать определённые общности людей по классовому, сословному и профессиональному признакам.

1 вариант:

Коллективная работа «Бал во дворце».

2 вариант:

Декоративная открытка «Мисс Барокко».

 

Гуашь или

акварель,

кисти, бумага,
цветная бумага, ватные палочки, кусочки ткани, ножницы, клей.

27.

Современная одежда
по мотивам национальных костюмов.



Национальные традиции
в культуре народа. Одежда
и национальный колорит. Живопись, скульптура,
графика – своеобразные хранители костюмов всех времён и народов.

Эскизы современной одежды по мотивам национальных костюмов разных стран мира.

Гуашь или

акварель,

кисти, бумага.

28.

Роль декоративного искусства
в жизни человека и общества (обобщение темы).



Все предметы декоративного искусства несут на себе печать определённых человеческих отношений. Украсить – значит наполнить вещь общественно значимым смыслом, определить роль его хозяина, которая сказывается на всём образном строе вещи.

Обобщающая беседа, занимательная викторина, сообщения и  выставка работ учащихся.

Карандаш, бумага.

4 четверть.   Декоративное искусство в современном мире.

 

29.

Современное повседневное
и выставочное декоративное искусство.



Многообразие материалов
и техник современного декоративно-прикладного искусства (керамика, стекло, металл, гобелен, роспись
по ткани, моделирование одежды и т. д.). Новое понимание красоты современными мастерами декоративно-прикладного искусства, творческая интерпретация древних образов. Пластический язык материала
и его роль в создании художественного образа.

Сообщение новых знаний. Выступления детей. Посещение виртуальных музеев.

Карандаш, бумага.

30 – 31.

Современное декоративное искусство. Витраж.



Монументальное искусство. Мозаика и витраж.

Выполнить имитацию витража по мотивам народных сказок или
на произвольную тему.

Гуашь или

акварель,

кисти, бумага.

32-33

Создание коллективной декоративной работы
из мозаики.



Каменная мозаика городов Средней Азии, лаосская мозаика из цветного стекла. Произведения мозаичного искусства художников Дейнеки, Корина, Лансере для станций метро Москвы и Санкт-Петербурга.

Выполнить работу
в технике мозаики
из цветной бумаги
на современную тему (как вариант – аппликация «Подводный мир» из бросового материала).

Гуашь или

акварель,

кисти, бумага,
цветная бумага,

ножницы,

клей.

34 – 35.

Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства.

2-3ч

Осознание учащимися своих творческих возможностей. Реализация творческого замысла в конкретном материале.

Коллективное (или индивидуальное) панно (материал произвольный) на тему «Украсим школу своими руками».

Материалы по выбору учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                    

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 класс

Тема курса «Изобразительное искусство в жизни человека»


№ урока

Тема,

раздел

Кол-во часов

Планируемый результат (базовый уровень)

Контрольный результат

Домашнее задание

1

2

3

4

5

6

1-8

I ЧЕТВЕРТЬ. Виды изобразительного ис­кусства и основы их образного языка

8

Овладение навыками графиче­ского изображения карандаша­ми разной твердости

Защита рефератов по теме; создание рисунка по замыслу

Сбор   инфор­мации         по данной теме

1

Введение.

Изобразительное ис­кусство в семье пла­стических искусств

1

Искусство и его виды. Пласти­ческие или пространственные виды искусства и их деление на три группы: конструктивные, декоративтивные и изобрази­тельные

Свободная тема

Сбор инфор­мации по те­ме

2

Рисунок - основа изо­бразительного искусст­ва

1

Рисунок - основа мастерства художника. Творческие задачи рисунка. Виды рисунка. Зари­совка. Набросок с натуры. Ри­сунок как самостоятельное графическое произведение. Графические материалы и их выразительные возможности. Самостоятельная работа каран­дашами разной твердости. Учебный рисунок

Зарисовка с натуры и по памяти или представлению от­дельных травяни­стых растений или веточек(колоски, колючки, ковыль, зонтичные и другие виды). Работа ка­рандашами разной твердости

Принести словари по изобрази­тельному ис­кусству
 



1

2

3

4

5

6

3,4

Пятно     как     средство выражения.    Компози­ция как ритм пятен

2

Пятно в изобразительном ис­кусстве. Роль пятна в изобра­жении и его выразительные возможности. Понятие силуэта. Тон и тональные отношения: темное и светлое. Тональная шкала. Композиция места. Ритм пятен. Доминирующее пятно. Линия и пятно

Изображение раз­личных осенних состояний в приро­де: ветер, дождь, туман, яркое солнце и тени. Работа крас­ками

Найти работы русских ху­дожников о природных явлениях

5

Цвет.

Основы цветоведения



1

Основные составные цвета. Дополнительные цвета. Цвето­вой круг. Теплое и холодное. Цветовой контраст. Насыщен­ность цвета и его светлота. Изучение свойств цвета

Фантазийные изо­бражения сказоч­ных царств ограни­ченной палитрой на вариативные воз­можности цвета: «Царство Снежной королевы», «Изум­рудный город», «Розовая страна вечной молодости», «Страна золотого солнца». Работа красками

Чтение ска­зок; подбор иллюстраций сказочных изображений царства, го­рода, страны, планеты и др.

 

 

1

2

3

4

5

6

6

Цвет в произведениях живописи



1

Понятия: «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония цвета». Цветовые отношения. Живое смешение красок. Взаи­модействие цветовых пятен и цветовая композиция

Изображение   осен­него  букета  с  раз­ным настроением -радость,         грусть, нежность.       Работа красками

Сбор инфор­мации по те­ме

7

Объемные изображе­ния в скульптуре



1

Выразительные возможности объемного изображения. Связь объема с окружающим про­странством и освещением. Ху­дожественные материалы в скульптуре и их свойства: гли­на, камень, металл, дерево и др.

Объемные изобра­жения животных в различных материа­лах: пластилин, глина, мятая бумага, природные мате­риалы

Поиск ин­формации по теме

8

Основы языка изобра­жения

1

Обобщение материала темы: Виды изобразительного искус­ства, художественные материа­лы и их выразительные воз­можности, художественное творчество и художественное восприятие

Свободная тема

Написание реферата по теме; рисунок по замыслу

9-15

II ЧЕВЕРТЬ. Мир наших вещей. На­тюрморт

7

Поэтапное накопление и систе­матизация сведений о натюр­морте; овладение навыками изображения натюрморта

Самостоятельный анализ работ ху­дожников в жанре натюрморта

Сбор инфор­мации по те­ме




1/9

 

Художественное по­знание: реальность и фантазия

 

 

Изображение как познание ок­ружающего мира и отношение
к нему человека. Условность и
правдоподобие в изобразитель­ном искусстве. Реальность и
фантазия в творческой деятель­ности художника. Выразитель­ные средства и правила изо­бражения

Работа карандаша­ми на тему «Этот фантастический мир»

Написать ми­ни-рассказ к рисунку

2/10    

Изображение предмет­ного мира - натюрморт

 

Многообразие форм изображения мира вещей в ис­тории искусства. Появление жанра натюрморта. Натюрморт в живописи, графике, скульпту­ре. Плоскостное изображение и его роль в истории искусства

 

Работа над натюр­
мортом из плоских
изображений зна­
комых предметов,
например кухонной
утвари. Работа
красками

Подобрать из газет, откры­ток, журналов изображения натюрмортов

 

3 -11

Понятие формы. Мно­гообразие форм окружающего мира

 

 

Многообразие форм в мире.
Понятие формы. Линейные,
плоскостные и объемные фор­
мы. Плоские геометрические
тела, которые можно увидеть
на основе всего многообразия
форм. Выразительность
формы

Конструирование из бумаги простых геометрических тел

 

Сбор инфор­мации по те­ме

 

 

1

2

3

4

5

6

4/12

Изображение предмета на плоскости и линей­ная перспектива

1

Плоскость и объем. Перспекти­ва как способ изображения на плоскости предметов в про­странстве. Правила объемного изображения геометрических тел. Понятие ракурса

Построение конст­рукций из несколь­ких геометрических тел, выполнить за­рисовки каранда­шом

Сбор   инфор­мации по те­ме

5/13

Освещение. Свет и тень

1

Освещение как средство выяв­ления объема предмета. Источ­ник освещения. Понятия: свет, блик, полутень, собственная тень, рефлекс, падающая тень. Свет как средство организации композиции в картине

Изображение гео­метрических тел из дерева или бумаги с боковым освещени­ем. Работа красками

Сбор инфор­мации но те­ме

6/14

Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте

1

Цвет в живописи и богатство выразительных возможностей. Собственный цвет предмета и цвет в живописи. Ритм цветовых пятен. Выражение цветом в на­тюрморте настроений и пережи­ваний художника. Натюрморт в графике. Графическое изображе­ние натюрмортов. Композиция и образный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорций, движение и покой, случайность и порядок. Материалы и инструменты; их влияние на выразительность ху­дожественных техник

Работа над изобра­жением натюрморта в заданном эмоцио­нальном состоянии: праздничный на­тюрморт, грустный, таинственный и т. д. Работа красками, гуашью. Практиче­ская работа предпо­лагает оттиск с ап­пликацией на кар­тоне

Подобрать вырезки из газет, откры­ток, журналов с изображе­нием натюр­мортов



 

1

2

3

4

5

6

7/15

Выразительные воз­можности натюрморта

1

Обобщение темы. Предметный мир в изобразительном искус­стве и выражение переживаний и мыслей художника, его пред­ставлений и представлений ок­ружающего мира. Выставка лучших работ

Экскурсия по вы­ставке; выступления «экскурсоводов», «критиков», «авто­ров» картин

Оформление своих творче­ских работ

16-26

III ЧЕТВЕРТЬ. Вгля­дываясь в человека. Портрет в изобрази­тельном искусстве

12

Изучение основ создания порт­рета; освоение практических навыков портретного изобра­жения

Самостоятельная творческая деятель­ность

Сбор, систе­матизация материала по теме

1/16

Образ человека — глав­ная тема искусства

1

Изображение человека в искусст­ве разных эпох. История возник­новения портрета. Портрет как образ определенного реального человека. Выражение в портрет­ном изображении характера чело­века, его внутреннего мира

Свободная тема. Работа красками

Подобрать картинки и иллюс'фации с образом человека

2/17

Конструкция головы человека и ее пропор­ции

1

Закономерности в конструкции головы человека. Большая цель­ная форма головы и ее части. Пропорции лица человека. Сред­няя линия и симметрия лица. Величина и форма глаз, носа, расположение и форма рта. Под­вижные части лица, мимика

Работа над рисунком и аппликацией по изображению головы с различно соотне­сенными деталями лица (нос, губы, гла­за, брови, подборо­док, скулы и др.)

Сбор инфор­мации по те­ме


 

1

2

3

4

5

6

3/18

Изображение головы человека в пространст­ве

1

Поворот и ракурс головы. Со­отношение лицевой и черепной части головы, соотношение го­ловы и шеи. Большая форма и детализация. Шаровидность глаз и призматическая форма носа

Объемное конст­руктивное изобра­жение головы. Ра­бота карандашом

Сбор иллю­страций по

теме

4-5/ 19-20

Графический портрет­ный рисунок и вырази­тельность образа чело­века

2

Образ человека в графическом портрете. Рисунок головы че­ловека в истории изобразитель­ного искусства. Индивидуаль­ные особенности, характер, настроение. Расположение на листе. Линия и пятно

Рисунок набросок с натуры. 1-й урок -работа в карандаше, 2-й урок - в цвете

Описание внешности и характера литературно­го героя

6/21

Портрет в скульптуре

1

Человек - основной предмет изображения в скульптуре. Вы­разительные возможности скульптуры

Работа над изобра­жением из пластили­на портрета выбран­ного литературного героя с ярко выра­женным характером

Описание внешности и характера литературно­го героя

7/22

Сатирические образы человека

1

Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличе­ние. Отбор деталей и обостре­ние образа. Сатирические обра­зы в искусстве. Карикатура. Дружеский шарж

Изображение сати­рических образов литературных геро­ев или создание дружеских шаржей

Подобрать иллюстрации из газет, жур­налов по теме




оставить комментарий
страница1/2
Дата26.09.2011
Размер0,61 Mb.
ТипРабочая учебная программа, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

наверх