Экспериментальные программы медиаобразования для старших классов школ гуманитарной ориентации. Авторы: Шариков А. В, Апн СССР icon

Экспериментальные программы медиаобразования для старших классов школ гуманитарной ориентации. Авторы: Шариков А. В, Апн СССР


Смотрите также:
О доработке проекта типовой программы по математике для восьмилетней и средней школы IV...
Программы обучения глубоко умственно отсталых детей составитель-нии дефектологии апн СССР...
А. В. Федоров А. В. Шариков пионер российского медиаобразования...
Примерная программа по истории...
Программа по литературе для школ и классов с углубленным изучение литературы Авторы: М. Б...
Учебная программа для учащихся старших классов общеобразовательных школ...
А. В. Шариков [24, с...
Пособие предназначено учащимся 11 классов общеобразовательных школ и абитуриентам в помощь при...
Факультативный курс методы решения физических задач. 10 класс Учитель: Т. П. Сердцева г...
Учебное пособие для студентов, абитуриентов...
Авторы программы: Н. К. Гладышева, Ю. И. Дик, Ю. А. Коварский, > Г. Г. Никифоров (Москва...
«Детская музыкальная школа №1 г. Мичуринска»...



Загрузка...
страницы:   1   2   3
скачать
1

ПРЕДИСЛОВИЕ

Экспериментальные программы медиаобразования для старших классов школ гуманитарной ориентации.


Авторы: Шариков А.В, АПН СССР

Черкашин В.А., Екатеринбург. гос. педагогический институт

Шариков А.В., Черкашин В.А. Экспериментальные программы медиаобразования для старших классов школ гуманитарной ориентации. М.: Изд-во Академии педагогических наук СССР, 1991. 43 с.


В настоящей разработке представлены 3 программы медиаобразования для учебных заведений второе ступени среднего образования, имеющих гуманитарную ориентацию. Первые две программы (автор А.В.Шариков) предназначены для 10-11 классов школ (гимназий, лицеев и т.п.) гуманитарной ориентации, третья программа (авторы В.А.Черкашин, А.В.Шариков) адресована педагогическим классам.


Рецензент: к.п.н. К.Е.Вяземский

НИИ средств обучения и учебной книги АПН СССР, 1991


В настоящий период Россия осуществляет цивилизационный поворот к постиндустриальному обществу, одной из характерных черт которого является опережающее развитие информационной сферы. Анализ экономического развития ведущих индустриальных стран показывает, что в них за последние 40 лет произошли кардинальные структурные изменения в информационном производ­стве. Так, с 1950-х до 1980-х. годов в США доля ВПП, приходя­щаяся на обработку и распространение информации, возросла приблизительно с 30% до 50% [1].

В структуре информационного производства значительное,
если не центральное, место занимает производство, связанное с массовой коммуникацией, понимаемой в к роком смысле (книгоиздательство, выпуск периодическое печати, кино- и видеопроиз­водство, теле- и радиовещание, реклама и т.п.). В России мы видим всплеск активности в этой сфере, принявший характер настоящего бума в годы перестройки. Таким образом, вектор со­циально-экономического развития в нашей стране направлен на быстрое распространение данной сферы.

Массовая коммуникация как феномен породила множество психолого-педагогических проблем, в частности:

  • проблема "параллельной школы", состоящая в том, что роль формального образования меняется а связи с развитием массовой коммуникации; в самом деле, ребенок с рождения находится в социокультурном прост­ранстве, где одним из наиболее значимых компонентов, оказывающих перманентное влияние на его образование, воспитание, развитие выступают средства массовой коммуникации (СМК);

  • проблемы взаимодействия структур массовой коммуникации и образовательных институтов; к ним, в частности, от­носятся проблемы создания и распространения учебной книги, экранно-звуковых средств и т.п.;

[1] Голядкин Я. Телебизнес и наука // Телевидение вчера, сегодня, завтра, Вып.1. М.: Искусство, 1981.

2 3

  • проблема влияния массовой коммуникации на формирование ценностных ориентаций и норм поведения детей и подрос­тков ; если в доперестроечный период эта проблема решалась путем цензуры, т.е. ограничения предъявляемой ин­формации , то теперь ее решение невозможно без формиро­вания у подраставшего поколения референтной системы ценностей и критического отношения к сообщениям, иду­щим по каналам массовой коммуникации;

  • проблемы "моральной защиты" детей и подростков от не­гативных влияний СМК, в частности, проблемы "насилие на экране" и "секс на экране";

-- проблема "массовая коммуникация и развитие человека"; в мировой науке известны исследования, выявившие отри­цательное влияние СМК, в частности, телевидения на развитие творческих способностей детей [2J; в нашей стране такие исследования не проводились, поэтому ни подтвердить, ни опровергнуть эти результаты мы не можем;

- проблема подготовки подрастающего поколения к жизни в "информационном обществе"; в последнее время она сво­дилась, в основном, к проблеме "компьютерной грамот­ности" и "информационной культуре", понимаемой в уз­ком, "компьютерном" смысле; однако практически выпада­ли из поля зрения аспекты "семиотизацни общества" и связанной с ним семиотической подготовки учащихся, герменевтические аспекты, недоучет которых приводит к проблеме "функциональной неграмотности" - ее опасность уже прочувствовалн многие западные страны.

Последняя из перечисленных проблем имеет также профориентационной характер, поскольку в будущем обществе возникает повышенная потребность в работниках, занятых в информационном производстве. Сфера массовой коммуникации уже сегодня объединяет

достаточно широкий круг профессий, требующих специфичес­кого образования, которое носит гуманитарный характер.

Высказанные аргументы приводят к необходимости расширить содержание общего среднего образования, ввести в него новые компоненты, связанные с массовой коммуникацией. Направление педагогической науки и практики, выступающее за изучение массовой коммуникации как общеобразовательной гуманитарной дисциплины, получило название "медиаобразование" (от анг. media education). Данное педагогическое . правление существу­ет ухе несколько десятилетий и распространено во многих странах мира. С 1970-х годов оно является предметом пристального внимания ЮНЕСКО. По этой проблематике проводятся регулярные конференции, как национальные, так и международные. Приведем определение медиаобразования, сформулированное в документах ЮНЕСКО:

"Под медиаобразованием следует понимать обучение теории и практическим умениям для овладения современными средствами массовой коммуникации, рассматриваемыми как часть специфической и автономной области, знаний в педагогической теории и практике; его следует отличать от использования медиа как вспомогательных средств в преподавании других областей знаний, таких, как например, математика, физика или география." [3].

В нашей стране этот опыт насчитывает уже примерно семи­десятилетнюю историю, с момента возникновения первых занятий по подготовке "грамотных кинозрителей" и первых деткоровских и юнкоровских кружков, появившихся сразу после революции. Од­нако деятельность, связанная с медиаобразованием в СССР, разворачивалась, в основном, во внеклассной и внешкольной ра­боте. Исключениями являлись лишь отдельные факультативные курсы, такие как "Основы киноискусства", "Основы журналисти­ки", "Аудиовизуальная культура" и некоторые другие.

Такое положение было вызвано, с одной стороны, недооцен­кой педагогами-исследователями тенденций социально-экономи-


[2] см. напр. Эмери М. Очередная революция в обучении? // Перспективы: Вопросы образования. 1986. N3. С.5-22

[3] Media education. Paris, UNESCO, 1984, p..8.

4


ческого развития, а другой - идеологической зашоренностью и цензурно-пропагандистскими соображениями, поскольку сфера кассовой коммуникации (в терминах авторитарной педагогики -"средств массовой информации и пропаганды") всегда особо опе­калась партийными функционерами и постановка вопроса об изу­чении массовой коммуникации как учебной дисциплины в шкоде вызывала либо непонимание, либо подозрение.

Основными тенденциями развития советской педагогики пос­ледних лет являются гуманизация и гуманитаризация образова­ния, дифференциация образования, осознание и проработка идеи непрерывного образования. Идеи медиаобразования хорошо соот­носится с этими тенденциями. В самом деле, медиаобразовательные учебные курсы выступают как новые элементы общего гу­манитарного образования. В то же время возможны варианты медиаобразовательных курсов с учетом специфики учебных заведе­ний. Именно такой подход мы и предлагаем в данной работе. Кроме того, вено учитывать взаимосвязь различных ступеней в системе непрерывного образования, что обусловливает различную ориентацию медиаобразовательных курсов. Такие курсы на уров­не второй ступени средней школы могут выполнять роль предпрофессиональной подготовки учащихся, способствовать самоопреде­лению юношей и девушек в дальнейшем выборе сферы профессио­нальной деятельности. Именно эти соображения легли в основу предлагаемых учебных программ.

В настоящей работе представлены 3 программы медиаобразования для учебных заведений второй ступени среднего образо­вания гуманитарной ориентации. Первые две программы, вернее два варианта программы "Массовая коммуникация" разработаны A.B.Шариковым и предназначены для 10-11 классов школ (гимна­зий, лицеев и т.п.) гуманитарной ориентации, третья програм­ма, созданная в соавторстве с Е.А Черкашиным, адресована пе­дагогическим классам.

Адресная направленность обусловливает специфику прог­рамм. Первые две программы носят общеобразовательный харак­тер, в то время как третья имеет профессиональную педагоги­ческую ориентацию.

А.В.Шариков

^ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОГРАММА КУРСА "МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ ДЛЯ 10-11 КЛАССОВ ШКОЛ ГУМАНИТАРНОЙ ОРИЕНТАЦИИ


А.В.Шариков


ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Два варианта программы "Массовая коммуникация" (первый - 68 час, второй - 136 час.) построены на обобщении мирового и отечественного опыта медиаобразования. Основная цель этой программы была выявлена путем экспертного опроса специалистов по медиаобразованию, принимавших участие в международной конференции "Новые тенденции медиаобразования", проходившей в г.Тулузе (Франция) в июле 1990 г. [4]. Опрос привёл к выво­ду о том, что двумя основными целями медиаобразования. явля­ются развитие коммуникативных способностей учащихся (точнее - их мeдиa-кoммyникaтивныx способностей, поскольку они связаны не с прямой межличностной коммуникацией, a с. коммуникацией "медиатизированной", т.е. технически опосредованной) и формирование критического мышления.

В опросе выявлялось также содержание понятий "коммуникативные способности" и "критическое мышление". Результаты позволили дать следующие определения:

  1. Медиа-коммуникативные способности человека есть спо­собности к восприятию, созданию и передаче сообщений посредством технических и семиотических систем.

  2. Критическое мышление есть процесс анализа, ориентиро­ванный на понимание скрытой составляющей сообщений, результатами которого являются интерпретация и оцени­вание этой скрытой составляющей, а также принятие по­зиции по отношению к сообщениям.

Отметим также, что оба понятия взаимосвязаны и содержат ряд общих элементов (например, анализ, понимание и др.).

5

[4] Шариков А.В. Медиаобразование: мировой и отечественный опыт. М.: АПН СССР, 1990. С.44-64.

7

6


В структуре понятий выделились основные аспекты и процессы. К основным объектам эксперты отнесли:

  • семиотические системы;

  • сообщение, рассматриваемое в диалектической диаде "предъявляемое (форма) - скрытое (содержание), причем под "сообщением" понимается широкий спектр объектов (тексты, фильмы, радио- и телепередачи и т.п.);

  • средства массовой коммуникации;

  • ограничения (в сообщениях, СМК).

К процессам, обеспечивающим коммуникативные способности и критическое мышление, относятся, по крайней мере:

  • коммуникация;

  • восприятие;

  • понимание;

  • интерпретация;

  • оценивание;

  • принятие позиции;

  • создание сообщений.

Перечисленные объекты и процессы определяют круг основных знаний, а собственно процессы - круг основных умений и навы­ков, формируемых в процессе медиаобразования.

Отсюда вытекают основные содержательные блоки медиаобразовательных курсов:

основные понятия и законы теории коммуникации; семиотические системы, их структура и свойства; восприятие и понимание сообщений, основанные на разви­тии умений и навыков анализа, интерпретации, оценива­нии и принятие позиции;

средства массвой коммуникации (онтологические, струк­турные, функциональные, социальные и др. аспекты).

Разнообразие существующих ныне форм дифференциации обу­чения, в частности, вариантов гуманитарной специализации при­водит к мысли о необходимости разработки, по крайней мере, двух вариантов программ: базового (1 час в неделю) и расширенного (2 часа в неделю). Именно такой подход реализован в данной работе Однако оговоримся, что слово "базовый" в дан­ном контексте не означает еще, что речь идет об учебной дис-

циплине базового компонента среднего образования. Курс "Мас­совая коммуникация"' рассматривается как профильный, адресованный гуманитарным классам (это уже не факультатив в старом понимании, т.е. нечто необязательное, но и не "основ­ной" школьный предмет типа русского языка или математики), и два варианта такого курса - базовый и расширенный - отражают лишь разную степень дифференциации.

Базовый курс предназначен для гуманитарных классов, ори­ентация которых не связана непосредственно с массовой комму­никацией. Это, например, ориентации исторического и экономи­ческого характера. Кроме того, базовый курс может быть ис­пользован в негуманитарных школах как один из вариантов "гу­манитарного дополнения" или как факультатив. Расширенный курс предназначен скорее для классов "массово-коммуникационной" ориентации: филологических журналистских, кинематографичес­ких и др. Хотя это не исключает возможности его применения и в других условиях.

Особую роль в курсе должны играть практические занятия. На данном этапе разработки, когда программа носит эксперимен­тальный характер, трудно еще выделить достаточный блок прак­тических занятий. Однако в программе предусмотрены резервы для этого. Формы организации этих занятий будут, в основном, определяться техническими возможностями учебного заведения. Скажем, если в школе имеется телецентр, то основная деятельность может разворачиваться именно вокруг него. В другом учебном заведении таким ядром может служить радиоузел и т.п. Оптимальный состав оборудования еще предстоит определить. Можно лишь рекомендовать преподавателям-экспериментаторам придерживаться "принципа полноты", т.е. максимально полно ис­пользовать все информационные средства В идеальном варианте поддержка курса потребует существенных материальных ресурсов для приобретения необходимого оборудования и пособий.

Рабочие материалы для обеспечения практических занятий должны браться преимущественно из текущей жизни. Это - свежие выпуски газет и журналов, радио- и телепередач как местного и республиканского, так и общесоюзного масштаба. Еще одно важ­ное условие отбора материала - учет интересов учащихся. Все это будет способствовать созданию устойчивой мотивации к обу­чению и послужит гарантией успеха при проведении занятий.

8


^ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОГРАММА КУРСА "МАССОВАЯ KOMMJЙИКАЦИЯ ДЛЯ 10-11 КЛАССОВ ШКОЛ ГУМАНИТАРНОЙ ОРИЕНТАЦИИ

(базовый вариант: 68.час.)

9


^ 2. 3НАКОВЫЕ СИСТЕМЫ

(12 час.)


10-Й ЧЛАСС:

ОСВОВЫ ТЕОРИИ КОММУНИКАЦИИ

(34 час.)


^ 1.ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ (10 час.)

Понятие коммуникации. Коммуникация как общение и как связь. Межличностная и массовая коммуникация. Функции массовой ком­муникации.

Модель коммуникации (по Г.Лассуэллу). Понятия: коммуникатор, реципиент (адресат), сообщение, канал, эффект.

Средства коммуникации. Зависимость формы и содержания сообщения от средства коммуникации.

Коммуникация и информация. Обратная связь в коммуникации.

Краткая история развития человеческой коммуникации в мире. Основные этапы развития массовой коммуникации в России и СССР

Система средств массовой коммуникации. Структура массовой коммуникации в Poccии. Структура массовой коммуникации в ми­ровом сообществе.

Аудитория в массовой коммуникации. Особенности интересов и мотивов читателей, слушателей, зрителей в зависимости от той или иной группы аудитории (по полу, возрасту, месту жительства и т.д.). Формы обратной связи с аудиторией.

Семиотика - наука о знаках и знаковых системах. Три основные раздела семиотики: синтактика, семантика и прагматика.

Понятие знака. Знак и значение. Простые и составные знаки. Символ. Знаки и символы как элементы формы передачи сообщения человеку. Проблема неоднозначности знаков и символов.

Знаковые системы. Первоначальные сведения об основных знако­вых системах (устная и письменная речь; "языки" визуального изображения; невербальные "языки" аудиального выражения; ау­диовизуальный "язык" и др.).

Развитие знаковых систем. Словообразование.

Знаки в сообщении. Правила сочетаний знаков в сообщениях.


^ 3. ЗНАЧЕНИЯ И СМЫСЛЫ СООБЩЕНИЙ

(12 час.)

Процесс означивания. Означаемое и означающее. Значение и смысл. Зависимость смысла от личностного опыта человека. Множественность знаковых выражений значения.

Сообщение как единство предъявляемого и скрытого в сообщении. Кодирование и декодирование скрытого в сообщении.

Человеческое восприятие. Зрительное и слуховое восприятие. Основные- закономерности восприятия сообщений человеком.

Понимание и его основные виды. Интерпретация сообщения. Пред­ставление о содержательных и оценочных суждениях. Оценивание сообщения. Принятие личностной позиции по отношению к сообще­нию.

Смыслообразование в процессе восприятия сообщения.

10

^ 11-Й КЛАСС:

СРЕДСТВА МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ

(34 час.)


  1. ПЕЧАТНЫЕ СРЕДСТВА МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ: КНИГА И ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ (6 час.)


Краткая история возникновения и развития печатных средств массовой коммуникации. Роль и место книги и периодической пе­чати в системе средств массовой коммуникации. Взаимосвязь книги и периодических изданий.

Виды книжных изданий (публицистические, профессиональные, научно-популярные, художественная литература, справочная и биб­лиографическая литература, литература для детей и юношества).

Виды периодической печати (общественно-политическая, профес­сиональная, научно-популярная, художественная и др.)

Жанры периодической печати:

- информационные (замет: а, отчет, интервью, репортаж);

  • аналитические (корреспонденция, статья, рецензия, обозрение, обзор, письмо);

  • художественно-публицистические (зарисовка, очерк, эс­се, фельетон, памфлет);

  • литературные (стихотворение, рассказ, новелла и др.);

  • реклама в периодической печати.

Иллюстрационный материал в книге и периодической печати. Типы иллюстрационного материала (фотография, рисунок, комикс, ка­рикатура, схема, диаграмма и др.).

Первоначальные сведения о процессе книгоиздательства и выпус­ка периодической печати. Книгоиздательские и журналистские профессии.


^ 2. РАДИОВЕЩАНИЕ И ЗВУКОЗАПИСЬ (7 час.)

Краткая история возникновения и развития радиовещания и зву­козаписи как средств массовой коммуникации. Роль и место ра­дио и звукозаписи в системе средств массовой коммуникации.

11


Звукозапись как способ "консервации" звуковой информации, пе­редачи ее во времени. "Абсолютная оперативность" радио. Связь средств звукозаписи и радио.

Специфика звуковых средств массовой коммуникации:

  • сценарий как письменная "предформа" радиосообще­ния и звукозаписи;

  • синтетический характер радиовещания и звукозаписи;

  • выразительные средства звуковых СМК звучащее слово, музыка, шумы);

-монтаж как принцип создания звуковых материалов.

Виды радиопрограмм (общественно-политическая информация; ра­диопублицистика; литературно-драматические и музыкальные программы; образовательные программы; программы для молодежи; программы для детей и юношества; Реклама в радиовещании).

Виды звукозаписи (литературно-драматические, музыкальные, образовательные и др.).

Жанры радиожурналистики:

  • информационные (заметка, радиоинтервью, радиорепортах);

  • аналитические (радиокорреспонденция, статья, рецензия,

обозрение, обзор, письмо);

- художественно-публицистические (радиозарисовка, радиоочерк, радиобеседа и др.);

- литературно-драматические (радиокомпозиция, радиопостановка).

Формы звукозаписи и их особенности, грамзапись, магнитная запись.

Первоначальные сведения о процессе выпуска радиопередач и звукозаписи. Профессии, связанные с радиовещанием и звукоза­писью.

12


^ 3 ФОТОГРАФИЯ (5 час.)

13


Краткая истории возникновения и развития фотографии. Роль и место фотографии в массовой коммуникаций. Фотография как ос­тановленное мгновенье", документальная и художественная Фо­тография и их специфика. Негативная и позитивная фотографии. Жанры фотографии (фотопортрет, фотопейзаж и др.) Выразительные средства фотографии. Влияние подписи или ком­ментария к фотографии на смыслообразовании при ее восприятии человека.

Виды фотографических сообщений (отдельные фотографии и диапо­зитивы, фотомонтаж, слайдфильм, диафильм).

Первоначальные сведения о процессе подготовки и выпуска фото­работ. Профессии, связанные с фотографией.


^ 4. КИНЕМАТОГРАФ (5 час)

Краткая история возникновения и развития кинематографа как средства массовой коммуникации. Роль и место кино в системе средств массовой коммуникации. Взаимосвязь кино и фотографии.

Специфика кино:

киносценарий как литературный прообраз фильма;

  • синтетическая природа кино;

  • выразительные средства кино (кадр, ракурс, план, мон­таж, деталь в кадре, цвет, соотношение звукового и зрительного ряда, звучащее слово, музыка, шуми);

  • монтаж как основополагающее средство организации эк­ранного материала;

- эффекты присутствия и участия в процессе просмотра ки­нофильма;

- идентификация зрителя с героями фильма.

Виды кинематографа (документальный, художественный, науч­но-популярный, учебный, детский).

Жанры документального и художественного кино.

Первоначальные сведения о процессе съемки и проката кинофиль­ма. Кинопрофессии.

^ 5. ТЕЛЕВИДЕНИЕ И ВИДЕОЗАПИСЬ (6 час.)

Краткая история возникновения и развития телевидения и видео­записи как средств массовой коммуникации. Роль и место теле­видения и видео в системе средств массовой коммуникации. Симультанность телевидения. Видеозапись как способ "консерва­ции" аудиовизуальной информации, передачи ее во времени. Вза­имосвязь телевидения, кино и видео.

Специфика телевидения и видеозаписи:

  • сценарий телепрограммы и видеозаписи как письменная "предформа";

  • синтетическая природа телевидения и видеозаписи;

  • выразительные средства телевидения и видео (кадр, ра­курс, план, монтаж, деталь в кадре, цвет, соотношение звукового и зрительного ряда, звучащее слово, музыка, шумы);

  • монтаж как основополагающее средство организации теле -и видеоматериала;

- эффекты присутствия и участия в процессе теле- и видеопросмотров.

- идентификация зрителя с героями телепередач и видео­фильмов.

Формы видеозаписи и их особенности: видеокассетная запись, запись на видеодиске.

Виды телевизионных программ (информационно-публицистические, художественные, образовательные прогремим; телевизионные игры и развлекательные программы; телепрограммы для молодежи; те­лепрограммы для детей и юношества; реклама на телевидении).

14

Жанры тележурналистки:

  • информационные (сообщение в кадре, телесюжет, телеин­тервью, телерепортаж, пресс-конференция);

  • аналитические (телекорреспонденция, телеобозрение и

др.);

- публицистические (телезарисовка, телеочерк, телеэссе,

телефельетон и др.).

Первоначальные сведения о процессе выпуска телепередач, о процессе видеосъемки и циркулирования видеопродукции. Профес­сии, связанные с телевидением и видеозаписью.

15


ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОГРАММА КУРСА "МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ" ДЛЯ 10-11 КЛАССОВ ГУМАНИТАРНЫХ ШКОЛ И ГИМНАЗИЙ (расширенный вариант 136 час.)


^ 10-Й КЛАСС:

ОСНОВЫ ТЕОРИИ КОММУНИКАЦИИ (68 ЧАС.)


6. МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ И ОБЩЕСТВО (5 час.)

Средства массовой коммуникации как орудие политической борь­бы. Пропаганда и агитация. Проблема дезинформации и тенденци­озной подачи информации в пропагандистских целях.

Представления о правовых основах деятельности средств массо­вой коммуникации. Средства массовой коммуникации и права че­ловека. Авторское право. Право на получение информации.

Массовая коммуникация и мораль. Проблема насилия и секса на экране. Средства массовой коммуникации как "информационный наркотик".

Массовая коммуникация и передача культурной информации. Проб­лема "массовой культуры". Проблема обезличивания человека под воздействием средств массовой коммуникации.

Массовая коммуникация и экология. Проблема "информационного загрязнения" окружающей среды.

^ 1.ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ

(20 ЧАС).

Понятие коммуникации. Коммуникация как общение и как связь. Межличностная и массовая коммуникация, функции массовой ком­муникации.

Модель коммуникации (по Г.Лассуэллу). Понятия: коммуникатор, реципиент (адресат), сообщение, канал, эффект.

Средства коммуникации. Зависимость формы и содержания сообщения от средства коммуникации.

Коммуникация и информация. Обратная связь в коммуникации.

Краткая история развития человеческой коммуникации:

  • примитивные формы развития коммуникации у животных.

  • возникновение языка как результат усвоения человечес­кого опыта и организации коллективной человеческой де­ятельности. Социальная природа человеческой коммуника­ции .

  • формы человеческой коммуникации в первобытном общест­ве.

  • Человеческая коммуникация в древнем мире. Возникнове­ние письменности. Письменность как способ "консерва­ции человеческого опыта и передачи его последующим поколениям.

  • Изобретение печатного станка И.Гутенбергом. Многоти­ражная книга - первое средство массовой коммуникации.

  • Основные этапы развития явления массовой коммуникации

16

в мире. - Основные этапы развития явления массовой коммуникации в России.

Система средств массовой коммуникации. Структура массовой коммуникации в России. Структура массовой коммуникации в Ми­ровом сообществе.

^ 2. ЗНАКОВЫЕ СИСТЕМЫ (24 ЧАС).

Семиотика - наука о знаках и знаковых системах. Три основные раздела семиотики: синтактика, семантика и прагматика.

Понятие знака. Знак и значение. Простые и составные знаки. Символ. Знаки и символы как элементы формы передачи сообщения человеку. Проблема неоднозначности знаков и символов.

Знаковые системы. Первоначальные сведения об основных знако­вых системах:

  • язык устной речи и паралингвистические элементы;

  • язык письменной речи; фонетическое и идеографическое письмо;

  • язык Брайля, язык глухонемых и морской язык Флажков как аналоги фонетического письма;

  • "языки" визуального изображения (графический, пиктог­рафический, пикторальный, фотографический, мимики и жеста);

  • невербальные "языки" аудиального выражения ("язык" шумов и природных звуков, "язык" музыки);

  • аудиовизуальный "язык"; кадр, ракурс, план, монтаж, соотнесение звукового и зрительного ряда как основные элементы аудиовизуального "языка".

Развитие знаковых систем. Словообразование.

Знаки в сообщении. Правила сочетаний знаков в сообщениях.

17

^ 3. ЗНАЧЕНИЯ И СМЫСЛЫ СООБЩЕНИЙ (24 ЧАС).

Процесс означивания. Означаемое и означающее. Значение и смысл. Зависимость смысла от личностного опыта человека. Мно­жественность знаковых выражений значения.

| Сообщение как единство предъявляемого и скрытого в сообщении. Кодирование и декодирование скрытого в сообщении.
Человеческое восприятие. Зрительное и слуховое восприятие.

Основные закономерное и восприятия сообщений человеком.

Понимание. Основные виды понимания: понимание узнавание, по­нимание-гипотеза, понимание-объединение. Интерпретация сооб­щения. Представление о содержательных оценочных суждениях. Оценивание сообщения. Принятие личностной позиции по отноше­нию к сообщению.

Смыслообразование в процессе восприятия сообщения. Общие за­кономерности смыслообразования. Особенности смыслообразования при восприятии речевых (устных и печатных), визуальных и ау­диовизуальных сообщений.

^ 11-Й КЛАСС: СРЕДСТВА МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ (68 ЧАС.)

1. КНИГА (8 ЧАС)

Краткая история возникновения и развития книги как средства массовой коммуникации.

Роль и место книги в системе средств массовой коммуникации.

Виды книжных изданий:

  • публицистическая литература и ее виды;

  • профессиональная литература;

  • научно-популярная литература;

19

18


  • художественная литература и ее жанры;

  • справочная литература и ее виды;

  • библиографическая литература и ее виды;

  • литература для детей и юношества.

Первоначальные сведения о процессе книгоиздательства. Книго­издательские профессии.

^ 2.ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ: ГАЗЕТЫ,ЖУРНАЛЫ, ЕНЕДЕЛЬНИКИ (8 ЧАС.)

Краткая история возникновения и развития периодической печати как средства массовой коммуникации.

Роль и место периодической печати в системе средств массовой коммуникации, взаимосвязь книги и периодических изданий.

Виды периодической печати:

  • общественно-политическая;

  • профессиональная;

  • научно-популярная;

  • художественная;

  • периодическая печать для детей и юношества.

Жанры периодической печати:

  • информационные (заметка, отчет, интервью, репортаж);

  • аналитические 'корреспонденция, статья, рецензия, обозрение, обзор, письмо);

  • художественно-публицистические (зарисовка, очерк, эс­се, фельетон, памфлет);

  • литературные (стихотворение, рассказ, новелла и др.);

  • реклама в периодической печати.

Иллюстрационнный материал в периодической печати. Типы иллюст­рационного материала (фотография, рисунок, комикс, карикату­ра, схема, диаграмма и др.).

Номер периодического издания как единое целое. Соотношение его частей и взаимосвязь между ними. Отбор, редактирование и организация материалов в номере и на полосе. Разделы номера. Рубрики.

Читательская аудитория. Особенности читательских интересов и мотивов в зависимости от той или иной группы читательской ау­дитории (по полу, возрасту, месту жительства и т.д.), формы обратной связи с читателем.

Первоначальные сведения о процессе выпуска и распространении периодической печати. Журналистские профессии.

^ 3. РАДИОВЕЩАНИЕ (8 ЧАС.)

Краткая история возникновения и развития радио как средства массовой коммуник ации.

Роль и место радио в системе средств массовой коммуникации.

Специфика радиовещания:

  • радиосценарий как письменная "предформа" радиосообще­ния;

  • синтетический характер радиовещания:

  • выразительные средства радио (звучащее слово, музыка, шумы);

  • монтаж как принцип создания радиоматериалов;

  • эффекты присутствия и участия в процессе радиовещания;

  • "абсолютная оперативность" радио;

  • симультанность радиовещания.

Виды радиопрограмм:

  • общественно-политическая информация;

  • радиопублицистика;

  • литературно-драматические программы;

  • музыкальные программы;

20

  • образовательные программы;

  • программы для молодежи;

  • программы для детей и юношества;

  • реклама в радиовещании.

Жанры радиожурналистики;

  • информационные (заметка, радиоинтервью, радиорепортах);

  • аналитические (радиокорреспонденция, статья, рецензия,

обозрение, обзор, письмо);

- художественно-публицистические (радиозарисовка, радио-

очерк, радиобеседа и др.);

- литературно-драматические (радиокомпозиция, радиопоста­новка).

Радиоканал как единое целое. Соотношение его частей и взаи­мосвязь между ними. Отбор, редактирование и организация мате­риалов в радиоканале. Разделы и рубрики.

Радиоаудитория. Особенности интересов и мотивов радиослушате­лей в зависимости от той или иной группы радиоаудитории (по полу, возрасту, месту жительства и т.д.). Формы обратной свя­зи с радиоаудито. дей.

Первоначальные сведения о процессе выпуска радиопередач. Ра­диопрофессии .

^ 4. ЗВУКОЗАПИСЬ (4 ЧАС.)

Краткая история возникновения и развития средств звукозаписи.

I Роль и место средств звукозаписи в системе средств .массовой коммуникации. Звукозапись как способ "консервации" звуковой информации, передачи ее во времени. Связь средств звукозаписи и радио.

Специфика звукозаписи:

Сценарий звукозаписи как ее письменная "предформа"; синтетический характер звукозаписи:


21

  • выразительные средства звукозаписи (звучащее слово, музыка, пумы);

  • монтаж как принцип создания материалов звукозаписи.

Формы звукозаписи и их особенности: граммзапись, магнитная
запись.

Виды звукозаписи:

  • литературно-драматическая звукозапись;

  • музыкальная звукозапись;

  • образовательная звукозапись;

  • звукозапись для детей и юношества.

Первоначальные сведения о процессе звукозаписи. Профессии, связанные со звукозаписью.

^ 5. ФОТОГРАФИЯ (8 ЧАС.)

Краткая история возникновения и развития фотографии.

Роль я место фотографии в м; :совой коммуникация. Фотография как "остановленное мгновенье".

Выразительные средства Фотографии.

Документальная и художественная фотография и их специфика. Жанры фотографии (фотопортрет, фотопейзаж и др.)

Влияние подайся или комментария к фотография на смыслобразованне при ее восприятии человеком.

Негативная и позитивная фотография. Диапозитивы. Фотомонтаж. Слайдфильм. Диафильм.

Первоначальные сведения о процессе подготовки и выпуска фоторабот.

22


^ 6. КИНЕМАТОГРАФ (8 ЧАС.)

23


Краткая история возникновения и развития кинематографа как средства массовой коммуникации.

Роль и место кино в системе средств массовой коммуникации.

Специфика кино:

  • киносценарий как литературный прообраз Фильма;

  • синтетическая природа кино;

  • выразительные средства кино (кадр, ракурс, план, монтаж, деталь в кадре, цвет, соотношение звукового и зрительного ряда, звучащее слово, музыка, шумы);

  • монтаж как основополагающее средство организации эк­ранного материала;

  • эффекты присутствия и участия в процессе просмотра ки­нофильма;

  • идентификация зрителя с героями фильма.

Виды кинематографа:

  • документальный;

  • художественный;

  • научно-популярный;

  • учебный;

  • детский.

Жанры документального кино. Жанры художественного кинематог­рафа мeлодрама, приключенческий фильм, комедия и др.)

Киноаудитория. Особенности интересов и мотивов кинозрителей в
зависимости от той или иной группы радиоаудитории (по полу,
возрасту, месту жительства и т.д.). Формы обратной связи с аудиторией.

Первоначальные cведения о процессе съемки и проката кинофиль­ма. Кинопрофессии.

^ 7. ВИДЕОЗАПИСЬ (8 час.)

Краткая история возникновения и развития видеозаписи.

Роль и место средств видеозаписи в системе средств массовой коммуникации. Видеозапись как способ "консервации" аудиовизуальной информации, передачи ее во времени.

Специфика видеозаписи:

  • сценарий видеозаписи как ее письменная "предформа";

  • синтетическая природа видеозаписи;

  • выразительные средства видеозаписи (кадр, ракурс, план, монтаж, деталь в кадре, цвет, соотношение звуко­вого и зрительного ряда, звучащее слово, музыка, шу­мы);

  • монтаж как основополагающее средство организации виде­оматериала;

  • эффекты присутствия и участия в процессе просмотра ви­деофильма .

Формы видеозаписи и их особенности: видеокассетная запись, запись на видеодиске. Виды видеозаписи. Первоначальные сведения о процессе видеосъемки и циркулирова­ния видеопродукции. Профессии, связанные с видеозаписью.


^ 8. ТЕЛЕВИДЕНИЕ (10 ЧАС.)

Краткая история возникновения и развития телевидения как средства массовой коммуникации.

Роль и место телевидения в системе средств массовой коммуни­кации.

24

25


Специфика телевидения:

- телевизионный сценарий как письменная "предформа" телесообщения;

  • синтетический характер телевидения;

  • выразительные средства телевидения (кадр, ракурс, план, монтаж, деталь в кадре, цвет, соотношение звукового и зрительного ряда, звучащее слово, музыка, шумы);

  • монтаж как основополагающее средство организации телевизионного материала;

  • эффекты присутствия и участия в процессе телепросмотра;

  • симультанность телевидения;

  • идентификация зрителя с героями телепередач.

Виды телевизионных программ:;

  • информационно-публицистические программы;

  • художественные программы;

  • образовательные программы;

  • телевизионные игры и развлекательные программы;

  • телепрограммы для молодежи;

  • телепрограммы для детей и юношества;

  • реклама на телевидении.

Жанры тележурналистики:

  • информационные (сообщение в кадре, телесюжет, телеин­тервью, телерепортаж, пресс-конференция);

  • аналитические (телекорреспонденция, телеобозрение и

др.);

публицистические (телезарисовка, телеочерк, телеэссе, телефельетон и др.).

Виды художественного телевидения:

  • теледрама (и ее разновидности (трансляция театрального спектакля, адаптация, телеспектакль); ;.

  • драматический телефильм; многосерийный телефильм

  • кинофильм на телеэкране;

  • музыка на телеэкране

Вида образовательных телепрограмм (учебные, научно-популяр­ные, информационные, инструктивные).

Телеканал как единое целое. Соотношение его частей и взаимос­вязь между ними. Отбор, редактирование и организация телема­териалов. Разделы и рубрики в телеканале.

Телевизионная аудитория. Особенности интересов и мотивов те­лезрителей в зависимости от той или иной группы телеаудитории (по полу, возрасту, месту жительства и т.д.). Формы обратной связи с телеаудиторией.

Первоначальные сведения о процессе выпуска телепередач. Теле­визионные профессии.

^ 9. массовая коммуникация и ощество (8 час.).

Средства массовой коммуникации как орудие политической борь­бы. Пропаганда и агитация. Проблема дезинформации и тенденци­озной подачи информации в пропагандистских целях.

Представления о правовых основах деятельности .средств массо­вой коммуникации. Средства массовой коммуникации и права че­ловека. Авторское право. Право на получение информации.

Массовая коммуникация и мораль. Проблема насилия и секса на экране. Средства массовой коммуникации как "информационный наркотик".

Массовая коммуникация и передача культурной информации. Проб­лема "массовой культуры". Проблема обе 1личивания человека под воздействием средств массовой коммуникации.

Массовая коммуникация и экология. Проблема "информационного загрязнения" окружающей среды.

26

^ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОГРАММА КУРСА

"СРЕДСТВА МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ И ПЕДАГОГИКА"


ДЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ

Е.А.Черкашин, А.В.Шариков

^ ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Предлагаемый вариант программы построен на той же основе, что и предыдущие, однако в нем усилены элементы, непос­редственно связанные с педагогической практикой. Это, прежде всего, системы, рассматривающие "педагогический ареал" массовой коммуникации, где адресатом являются участники педагогическо­го процесса (с одной стороны- дети, подростки, юноши; с дру­гой - учителя, воспитатели, родители). Поэтому в программе встречаются такие темы, как например: телевещание для детей и юношества, педагогические газеты и журналы и т.п.

Часть времени уделяется вопросам методики использования СМК в педагогической практике. Рассматриваются также сложившиеся к настоящему времени формы детского и юношеского твор­чества, связанного с производством и потреблением информации, например: школьная стенгазета, детское фото- и кинотворчест­во, видеоклуб и др. В связи с этим программа знакомит учащих­ся педагогических классов с материальной основой для проведе­ния такого рода работы: со школьным радиоузлом, аудиовизуаль­ным центром медиатекой.

Предлагаемый учебно-тематический план ориентирован на 68 учебных часов (по 34 для каждого года обучения) и включает в себя 13 тем. Основная часть из них посвящена тому или иному средству массовой коммуникации, которое рассматривается в педагогических аспектах. Тематические блоки сгруппированы так, чтобы удобно изучать их по полугодиям:

10 кл. 1 п/г : Элементы теории коммуникации.

2 п/г : Печатные средства коммуникации.

11 кл. 1 п/г : Радиовещание и звукозапись. Фотография и

кинематограф. п/г : Телевидение и видео. Социальные проблемы массовой коммуникации.

УЧЕБНО-




Скачать 0,56 Mb.
оставить комментарий
страница1/3
А.В.Шариков
Дата26.09.2011
Размер0,56 Mb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3
отлично
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх