Автореферат диссертации на icon

Автореферат диссертации на


Смотрите также:
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М., 2000...
Автореферат диссертации на соискание ученой степени...
Автореферат диссертации на соискание ученой степени...
Автореферат диссертации на соискание учёной степени...
Автореферат диссертации на соискание ученой степени...
Автореферат диссертации на соискание ученой степени...
Массовые библиотеки россии в контексте партийно-государственной библиотечной политики (середина...
Автореферат диссертации на соискание ученой степени...
Ответ Г. Э. Улумбековой на отзыв проф. Ю. М. Комарова и проф. П. А...
Минорный белок сыворотки крови связанный с беременностью альфа 2 гликопротеин: теоретические и...
Минорный белок сыворотки крови связанный с беременностью альфа 2 гликопротеин: теоретические и...
Клинические, биохимические и инструментальные аспекты прогнозирования течения инфаркта миокарда...



Загрузка...
скачать



На правах рукописи

УДК 747:725/728


ВЕСЕЛИЦКИЙ ОЛЕГ ВЛАДИМИРОВИЧ


«ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ МУЗЕЙНЫХ ЭКСПОЗИЦИЙ В ЛЕНИНГРАДЕ В 70-80-е г. ХХ ВЕКА»


Специальность 17.00.04 –

изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения


Санкт-Петербург

2010

Работа выполнена на кафедре искусствоведения и культурологии Санкт-Петербургской Государственной Художественно-Промышленной Академии им. А.Л. Штиглица


^ Научный руководитель –

доктор архитектуры, профессор

Штиглиц Маргарита Сергеевна

^ Официальные оппоненты:

доктор искусствоведения, профессор

секции Теории и истории архитектуры

и искусств СПГХПА им. А.Л. Штиглица

^ Корнилова Анна Владимировна




Кандидат искусствоведения, директор

Санкт-Петербургского филиала

^ НИИТИАГ РААСН

Кириков Борис Михайлович



Ведущая организация – Санкт-Петербургский государственный универсисет культуры и искусств


Защита состоится «____» декабря 2010 г. в _____часов на заседании диссертационного совета Д 212.221.01 по защите докторских и кандидатских диссертаций в Санкт-Петербургской Государственной Художественно-Промышленной Академии им. А.Л. Штиглица по адресу: 191189, Санкт-Петербург, Соляной переулок, д. 13


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Санкт-Петербургской Государственной Художественно-Промышленной Академии им. А.Л. Штиглица (Санкт-Петербург, Соляной переулок, д. 13)


Автореферат разослан «___» ноября 2010 г.


Ученый секретарь диссертационного совета

кандидат искусствоведения, доцент Т.В. Ковалева

^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Актуальность исследования. Современное состояние музейного дела в России может быть охарактеризовано как переходное от музея, являющегося продуктом тоталитарной системы, к музею - институту культуры гражданского общества. В этом «посттоталитарном» музее груз накопленных ранее проблем причудливо соединился с неоднозначными нововведениями последних лет.

В определенном смысле, музей - консервативное учреждение. Как институт исторической памяти, обеспечивающий устойчивость в обществе, он действительно должен обладать стабильностью и не может зависеть от сиюминутных веяний. Вместе с тем, если музейная экспозиция не обновляется, не меняется, то, сохраняя связь с историей, она теряет связь с жизнью, с живой культурой своего времени.

Одним из важных качественных показателей, характеризующих изменения в музейном деле, являются новые, только что созданные музейные экспозиции, демонстрирующие новые подходы. Вместе с тем, в нынешних условиях устранены многие препятствия, стоящие на пути инноваций в музеях, существующих уже давно.

Музейная экспозиция является сложным инструментом познания окружающего нас мира, системой средств, отражающих объект познания - интерпретируемую тему. В ней отражается историческое знание о существовавшем когда-то или окружающем нас мире. Ознакомление с музейной экспозицией – это процесс, при котором включаются практически все познавательные способности человека. Его характерной чертой являются интерсубъективность, общезначимость полученного опыта.

Экспозиция музея представляет собой семантическое пространство, целостную модель мира, в рамках которой объединяются методами музеологии памятники материальной культуры и сознание посетителя.

Благодаря вовлечению в творческий процесс художественно-выразительных средств, экспозиция приобретает новое качество, становясь самостоятельным художественным жанром экспозиционного дизайна. Особое значение приобретает построение художественного образа, создание специфической экспозиционной драматургии, поиск оригинальной художественно-пространственной композиции, аранжировка цвето-световой среды, художественно-функциональное качество экспозиции, иными словами, осмысление формы экспозиции в качестве одного из важнейших аспектов современного музея.

Создание музейной экспозиции - процесс, как правило, длительный. Поэтому, говоря о переменах, необходимо учитывать также музейные проекты и замыслы, еще не осуществленные, включая те, которые, быть может, не будут осуществлены никогда. Зачастую в них в чистом виде выражены новые тенденции, и даже новая музейная философия.

В настоящее время музейно – экспозиционная деятельность весьма активно развивается. На этом фоне обращение к истории развития музейного дела в России в ХХ веке, к специфике развития методики проектирования экспозиций, к опыту работы над решением задач, которые ставились в то время, может быть полезным в формировании отношения к культурному наследию в этой области.

^ Степень изученности проблемы. К проблеме художественного проектирования музейных экспозиций отечественные исследователи активно обращаются с 1960-х гг. В результате научной деятельности центров музееведческой работы появились коллективные труды «История музейного дела в СССР» и «Очерки истории музейного дела России». Вопросы экспозиционной работы получили обобщение в монографиях А.И. Михайловской «Музейная экспозиция (организация и техника)» (1964) и Р.Р. Кликса «Художественное проектирование экспозиции» (1978). Эти работы до сих пор не утратили своей актуальности.

В последние годы тематика исследований по проблеме художественного проектирования музейных экспозиций значительно расширилась от вопросов, связанных с фондовой, экспозиционно-выставочной и коммуникативной деятельностью до проблем маркетинговой и рекламной политики музеев, взаимосвязи с туристическим бизнесом, внедрением новейших информационных технологий в музейное дело. Среди сборников статей можно отметить: «Музейная экспозиция. На пути к музею XXI века» (1997), «Теория и практика музейного дела в России на рубеже XX–XXI веков» (2001), «Музей и современные технологии» (2005). Публикации, посвященные проблемам художественного проектирования музейных экспозиций в контексте концепции музейной коммуникации принадлежат Государственному историческому музею, Российскому этнографическому музею, Лаборатории музейного проектирования Российского института культурологии и др. Эти проблемы рассматриваются такими авторами как М.Б. Гнедовский; И.В. Иксанова, Л.И. Скрипкина, В.Ю. Дукельский; Э.А. Орлова, Н.А Никишин и др.

Отдельный блок публикаций посвящен вопросам создания музейных экспозиций в высшей школе. Они исследуются в работах М.И. Бурлыкиной, С.И. Сотниковой. Проблемы университетских музеев по вопросам хранения, экспонирования научных коллекций и аспектам деятельности музеев как феномена культуры современного зарубежного общества были рассмотрены международным журналом «MUSEUM» ЮНЕСКО (П. Станбери; Д. Уикс; Г. Уиллемсон; П.Б. Тирелл, и др.). Профессиональный отечественный журнал «Советский музей» (впоследствии «Мир музея») также нередко освещал вопросы художественного проектирования музейных экспозиций, отмечая тот факт, что музеи высшей школы практически оказались без юридической поддержки со стороны государства.

Вопросы современного состояния музеев и их функционирования стали объектом обсуждения научных конференций и получили освещение в профильных периодических изданиях по отношению к конкретным музеям (археологии, истории, геологии, зоологии и др.).

Новый этап (2000-е гг.) исследований связан с осмыслением проблемы художественного проектирования музейных экспозиций как неотъемлемой части историко-культурного наследия и социальной роли музея в современном обществе. Целый ряд авторов рассматривают результаты изучения, использования и сохранения музейных экспозиций: А.И. Мартынов; Я.А. Шер; В.В. Бобров; С.А. Васютин; Л.М. Плетнева; Н.В Лукина; В.И. Бедин; А.М. Кулемзин; М.И Бурлыкина, И.В. Окунева, Н.А. Томилов; В.М. Подобина; С.С. Москвитин; Ю.Ф. Кирюшин; Г.Д. Нехведавечюс; Ю.И. Ожередов; Т.Е. Мартынова; И.В. Сальникова; Н.П. Ермолаева; Е.А. Миклашевич; Т.И. Кимеева; Захарова, О.С. Советова, Л.Ю. Китова; В.М. Кимеев; И.В. Окунева; Л.Ю. Боброва (Касастикова); Белоусова Н.А; М. Данченко; И.В Белич; Э.Н Колмакова; Р.А. Галанова; В.Г. Ходецкий; Г.М. Патрушева; Ю.Ф. Кирюшин; А.В. Ремизов; И.В Волохина; М.А. Жигунова и др.

Несмотря на большое количество публикаций, ощущается недостаток обобщающего искусствоведческого исследования по проблеме художественного проектирования музейных экспозиций.

Особый интерес для исследователей представляет изучение богатейшего опыта проектирования музеев художниками советского периода, а в особенности тех, кто работал в 1970-1980-е гг. Всемирный «музейный бум», затронувший и Советский Союз, послужил предпосылкой открытия многих тысяч музеев по всей стране, что, в свою очередь, требовало усилий значительного количества людей вовлеченных в процесс художественного проектирования экспозиций. Потребности в проектировании музейных экспозиций в то время были столь велики, что отдельные художники и даже группы художников были не в силах бы выполнить бесчисленный поток заказов, в связи с чем возникали мощные производственные структуры, в которых высокий уровень материально-технической базы и наличие высококвалифицированных художников позволяло решать любые проектные задачи. Таких крупных структур, называемых обычно комбинатами, в СССР было несколько, причем каждая их них имела свой неповторимый стиль в проектировании экспозиций.

Особое место в этом ряду занимают работы ленинградских музейных проектировщиков. Здесь, в атмосфере классических традиций города, при обилии музеев, родилось и развивалось своеобразное направление музейного проектирования, характерными чертами которого можно назвать тактичность и тонкое чувство архитектуры, хорошо разработанный для отечественной практики экспозиционный дизайн оборудования, сдержанность и «элегантность» проектных решений и др.

Ленинградская «школа» музейного проектирования более традиционна в музееведческом понимании. Ее тяготение к гармоничности своих экспозиционных решений, более чуткому отношению к экспонируемым предметам и целостному ощущению музейной коллекции заслужили признание в среде музейных специалистов. Это послужило тому, что грандиозный проект самого официального отечественного музея - реэкспозиции Государственного исторического музея в Москве, был поручен петербургским проектировщикам под руководством Я.Н. Грачева.

После распада одной из крупнейших стран мира – СССР, такая же участь постигла и крупнейшие предприятия страны, в том числе и ленинградский Комбинат Живописно-Оформительского Искусства (КЖОИ). Однако качество музейных экспозиций, созданных в Ленинграде, позволяет некоторым из них быть действующими и актуальными и сегодня. При этом нужно констатировать, что особенности ленинградской школы музейного проектирования, выраженные на практике, не закреплены в теории. Уровень научных исследований в этой области не дает целостного, законченного представления об особенностях проектирования музейной экспозиции в КЖОИ, о закономерностях ее построения в качестве специфического, уникального явления тех лет. До настоящего времени нет ни одного монографического, либо диссертационного исследования, посвященного изучению опыта художественного проектирования музейных экспозиций ленинградских специалистов. Существуют лишь единичные публикации по данной тематике и в периодической печати. Так, краткое упоминание о деятельности художников КЖОИ встречается в сборнике научных трудов «Музейная экспозиция. Теория и практика. Искусство экспозиции. Новые сценарии и концепции. На пути к музею XXI века» (ответственный редактор М.Т.Майстровская, 1997), монографии Т.П. Полякова «Как делать музей? (о методах проектирования музейной экспозиции)» (1997), статьях в журналах Советский музей, Международном журнале «Museum» и др.

Таким образом, обнаруживается противоречие между необходимостью изучения богатейшего опыта ленинградской школы художественного проектирования музейных экспозиций и отсутствием исследований в данной области.

Проблема заключается в несоответствии имеющегося богатого наследия

музейных экспозиций в Ленинграде в 1970-1980-е гг. и уровнем его теоретического обобщения, который мог быть применен в решении задач, стоящих перед этими музеями на современном этапе.

^ Объект исследования: Процесс художественного проектирования музейных экспозиций (на примере ленинградского Комбината Живописно-Оформительского Искусства(КЖОИ) в 1970-1980-е гг.).

^ Предмет исследования: особенности художественного проектирования музейных экспозиций в Ленинграде в 1970-1980-е гг.

Цель исследования: раскрыть особенности художественного проектирования музейных экспозиций Ленинграда 1970-х-1980-х годов и определить его роль в формировании современных приемов музейного прпоектирования.

Для достижения цели представляется необходимым осуществить последовательное решение следующих задач:

- проанализировать понятие, сущность и основные этапы художественного проектирования музейных экспозиций;

- раскрыть специфику художественного проектирования музейных экспозиций в СССР в 1970-1980-е гг.;

- раскрыть процесс организации производства и определить особенности художественного проектирования музейных экспозиций в Ленинграде;

- изучить влияние опыта ленинградской школы проектирования музейных экспозиций на работы современных художников – экспозиционеров.

^ Гипотеза исследования: практику ленинградских художников – проектировщиков музейных экспозиций можно позиционировать как ленинградскую школу музейного проектирования со своей спецификой и особым вкладом в развитие музейного дела в стране, сформировавшуюся в 1960-х годах и достигшую пика своего развития в 1970 – 1980 гг.

^ Методологическую основу исследования составили положения, принципы и понятия, разработанные в отечественном искусствоведении и прикладной культурологии М.Б. Гнедовским, М.Т. Майстровской, Т.П. Поляковым и др.

В работе применены методы, используемые при исследовании пространственно-предметного и конкретно-событийного мира культуры, культурного опыта людей – системно-исторический, структурно-функциональный, а также факторный и компонентный анализ.

Избранный подход обеспечивает корректность искусствоведческих обобщений, позволяет рассматривать процесс художественного проектирования музейных экспозиций как составную часть культуры, объективно оценивать тенденции их эволюции в определенную историческую эпоху.

^ Методы исследования. Методика исследования имеет комплексный характер и предполагает использование следующих типов источников: теоретические (изучение научных трудов, публикаций, рукописей, рассматривающих отдельные аспекты данной проблемы), неопубликованный архив и фототека КЖОИ, введение его в научный оборот, а так же личный практический опыт автора данного исследования.

Источники. Теоретико-эмпирическая база исследования включает материалы 48 музейных экспозиций спроектированных в Ленинграде в 1970-1980-е г. В состав источников вошли: каталоги, путеводители, буклеты, нормативно-правовые документы в области музейного дела, действующие на территории Российской Федерации; документы, регламентирующие деятельность музеев; фонды и экспозиции этих музеев; интернет–ресурсы (порталы «Музеи России», «Музеи Сибири» и др.).

При исследовании вопросов становления и развития производства по художественному проектированию музейных экспозиций в Ленинграде использованы архив и фототека КЖОИ, а также материалы из неопубликованной рукописи воспоминаний референта КЖОИ Е.А. Аман.

^ Научная новизна результатов исследования заключается в следующем: Впервые наиболее полно изучен, обобщен и проанализирован опыт ленинградских хужожников по проектированию музейных экспозиций 1970-х-1980-х годов. Выявлено его влияние на современную практику музейного дела на современном этапе.

^ Теоретическая значимость результатов исследования. В теоретическом плане значение работы состоит в следующем: изучены и обобщены сведения по проблемам художественного проектирования музейных экспозиций; введен в научный оборот комплекс материального и духовного историко-культурного наследия Ленинградской школы проектирования музейных экспозиций.

^ Практическое значение. Данные этого исследования могут иметь практическое значение для экспозиционной работы музеев, являться методическим и справочным пособием в художественном проектировании музеев. Материалы работы могут быть использованы в различных видах научно – теоретической деятельности, направленной на расширение диапазона знаний о специфике организации музейных экспозиций.

^ Апробация научного исследования. Основные положения диссертации апробировались на следующих конференциях:

1. Научная конференция «Перекресток культур - музейная память» Национальный музей Республики Татарстан, г. Казань, 12-13 ноября 2009г.

2. Всероссийская научно-практическая конференция «Социально-антропологические проблемы информационного общества» РГГУ г. Киров, 18-19 декабря 2009 г.

3. III Всероссийская научно-практическая конференция молодых ученых «Искусствоведение и дизайн в современном мире: традиции и перспективы» ТГУ им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, 22 апреля 2010 г.

Этапы исследования.

  1. Определение процесса художественного проектирования музейных экспозиций как проблемы искусствоведения.

  2. Общий обзор развития проектирования музейных экспозиций в 1970-1980-е гг. в СССР, переход к предмету исследования.

  3. Исследование истории развития ленинградской организации художественного фонда (ЛОХФ) при ленинградском отделении союза художников (ЛОСХ).

  4. Раскрытие специфики ленинградской школы проектирования музейных экспозиций и роли Комбината Живописно-Оформительского Искусства (КЖОИ) в развитии художественного творчества в Ленинграде второй половины ХХ века.

  5. Изучение и введение в научный оборот рукописей воспоминаний сотрудников, архива и фототеки КЖОИ.

^ На защиту выносятся следующие положения:

  1. Художественное проектирование музейной экспозиции – это демонстрация в объемно-пространственной и художественной среде экспозиционного ансамбля на основе художественной концепции в целях оптимального освоения содержания экспозиции посетителями музея.

  2. В экспозиционном искусстве художников КЖОИ можно выделить ряд следующих особенностей, в русле которых происходил поиск экспозиционных решений и форм: открытое построение своеобразного музейного образа, обширная сфера деятельности мастеров ленинградской школы проектирования музейных экспозиций, развитие такого экспозиционного ансамбля как идеологический музей, применение вновь создаваемых произведений искусства, причем эти произведения часто проектировались и создавались самими авторами экспозиции.

3. В экспозиционном искусстве последних десятилетий можно выделить основные направления, в русле которых происходит поиск экспозиционных решений и форм, традиционных для школы художественного проектирования музейных экспозиций КЖОИ. Эти направления проявляются в решении образно-тематической композиционной структуры музейной экспозиции, смелых и разнообразных приемах архитектурно-пространственной организации экспозиционной среды, в органическом единстве и целостности экспозиционных комплексов, значительном повышении качественного уровня современного экспозиционного дизайна.

^ Структура диссертации обусловлена логикой и последовательностью решения поставленных задач. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, списка сокращений, а также иллюстративного и документального приложения.

^ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

В первой главе «Художественное проектирование музейных экспозиций как проблема искусствоведения» обосновываются теоретические положения, составляющие исходные позиции автора; приведен анализ понятия «художественное проектирование музейных экспозиций», выделяются его основные этапы в организации процесса проектирования, рассматриваются отличительные характеристики художественного проектирования музейных экспозиций в 1970-1980-е годы в СССР.

^ В первом параграфе «Понятие и сущность художественного проектирования музейных экспозиций» отмечается, что музейные экспозиции являются неотъемлемым атрибутом каждого историко-культурного заведения, претендующего на звание музея, способного и готового заинтересовать зрителя разнообразными экспонатами. Современное музееведение под музейной экспозицией понимает целостную предметно-пространственную систему, в которой музейные предметы и другие экспозиционные материалы объединены концептуальным замыслом.

Данный концептуальный замысел или идея позволяет зрителю увидеть в экспозиции кроме самих музейных предметов особенности использования каждого экспоната, представить возможные события, связанные с этим предметом и т.д.

Экспозиция музея представляет собой семантическое пространство, целостную модель, в рамках которой объединяются методами музеологии памятники материальной культуры и сознание посетителя. Интерпретация предметов в ней является сложнейшей процедурой поиска и придания значений. Учитывая, что музей, по своей природе, является, прежде всего, учреждением исторического профиля - посещение музейной экспозиции - это сложный процесс коммуникации, направленный на восстановление утраченных между поколениями связей, традиций.

Создание музейной экспозиции это результат сложной деятельности большого числа людей. В настоящее время выделяют три основных метода проектирования музейных экспозиций: коллекционный (т.е. систематизация музейных предметов по определенному признаку); иллюстративный (т.е. иллюстрация музейными предметами явлений общественной жизни) и музейно-образный (т.е. представление всей экспозиции как произведения музейного искусства).

Современная музейная экспозиция создается целеустремленными усилиями двух основных сторон: научных сотрудников музея, разработчиков научной программы и художников-проектировщиков. В настоящее время качественные изменения в музейном деле сделали художественное проектирование музейных экспозиций самостоятельным видом художественного творчества. Конечный продукт этого творчества не столько художественный, сколько дизайнерский, т.е. материально-проектный образ, овеществленное представление об идеале реального бытия. Это не исключает в отдельных ситуациях перехода дизайнерского образа в художественный — если он будет доведен обстоятельствами до символа, интеллектуально-чувственного обобщения, в котором конкретика прагматических связей «разведена» с их эмоционально-психологическим отражением в сознании зрителя. Художественное проектирование музейной экспозиции приобрело все признаки особого самостоятельного вида дизайнерской деятельности: оно имеет свой объект творчества, а именно - органичное соединение в конкретном произведении (музейной экспозиции), утилитарно полезного и художественно необходимого

^ Во втором параграфе «Организация и основные этапы художественного проектирования музейных экспозиций» рассматривается процесс проектирования музейной экспозиции, представляющий собой последовательное выполнение операций от исходной (получения заказа на разработку) до завершенного дизайнерского проекта.

Однако при всем изобилии возможных направлений деятельности художника имеется возможность обобщения осуществляемых им действий. В ходе такого обобщения были выявлены следующие стадии или этапы художественного проектирования: подготовительные работы, разработка художественной концепции (генерального решения) музейной экспозиции, создание эскизного проекта, технорабочее проектирование. Подготовительные работы по художественному проектированию музейной экспозиции предусматривают: ознакомление с заданием, изучение особенностей проектируемого объекта, а также получение необходимой документации, фотофиксации, обмеры.

Разработка художественной концепции (генерального решения) музейной экспозиции предполагает интегрирование разнородных по своей природе предметов как, например плоский и объемный экспонат, документ, графика, реконструкция, фото, видеоизображение, аудиоэкспонат, проекция, голография, моделирование, макет, произведение искусства. Эскизное проектирование предполагает разработку эскизного решения (с учетом эргономических требований, цвета, фактуры и др.). Техническое и рабочее проектирование экспозиции заключается в разработке художником совместно с конструкторами, инженерами и экспозиционерами музея комплекса документации, необходимой для изготовления и сборки экспозиционного оборудования, научно-вспомогательных материалов, осветительной аппаратуры и технических средств. Вышеуказанные этапы отражают общую логику художественного проектирования музейной экспозиции. Однако в каждом конкретном случае содержание деятельности художника-проектировщика уникально и неповторимо, как и полученный в итоге результат.

^ Вторую главу «Художественное проектирование музейных экспозиций в 1970-1980-е годы в СССР» открывает параграф «Основные предпосылки развития музейной деятельности в 1970-1980-е годы в СССР». Здесь отмечается, что данный период является важным этапом развития отечественного искусства, когда художественная жизнь в России отличалась большим разнообразием и повышенной активностью. Характерной чертой времени было противостояние официального и неофициального искусства. Героические усилия «неофициальных» художников постепенно раздвигали границы дозволенного для большинства мастеров, которые не порывали с официальными структурами Союза художников, но и не поддерживали своим искусством идеологию власти.

Данный период следовал за временем демократизации общественной жизни в СССР, который называли «оттепелью». Общество готово было увидеть в музее источник информации, основанной на правде подлинного свидетельства, исторического документа, факта. И, возможно, вследствие этого число людей, посещающих музеи, постоянно увеличивалось. По данным Министерства культуры СССР, в 1964 г. музеи страны приняли около 50 млн. человек, в 1970 - в два раза больше, 102 млн., а в 1979 г. - уже 152 млн. человек.

Масштабный внутренний музейный туризм в СССР объясняется несколькими причинами: во-первых, отправиться отдыхать за границу было практически невозможно, а потребность в новых интересных впечатлениях, которые разнообразили бы серую действительность «развитого социализма», была весьма велика. Поэтому 1970-1980-е гг. можно ознаменовать подлинным расцветом отечественных музеев, когда руководители и специалисты данных учреждений (большинство из них) отошли от примитивного понимания музейной экспозиции, заключавшегося в расстановке экспонатов с хронологической точки зрения.

^ Во втором параграфе «Характерные отличия проектирования музейных экспозиций 1970-1980-е годы в СССР» обращается внимание на то, что экспозиции музеев, созданные в эти годы, по ряду признаков существенно отличаются от экспозиций, как предыдущего, так и последующего периодов, поскольку новые условия музейной деятельности повлекли за собой качественное изменение экспозиции, как в содержательном, так и в организационном аспектах. Наиболее существенной особенностью художественного проектирования музеев данного периода в организационном плане можно считать модернизацию идеологических средств («коммунистического воспитания трудящихся»), используемых в экспозициях. Именно в 1970-1980-х гг. в музейных экспозициях, в деятельности музеев в стране, наметился отход от порой гротескных и бессмысленных экспозиций пропагандирующих советскую власть и ее лидеров. Другой особенностью художественного проектирования музейных экспозиций этого времени можно назвать ориентацию на высокий образовательный уровень посетителей музеев, что детерминировало создание новых, более качественных подходов. В музей пришел достаточно осведомленный посетитель, для которого стала неприемлема модель музея как «ликбеза». Чтобы заинтересовать такого посетителя, проектировщики начинают отказываться от единообразного и стереотипного наполнения музейных экспозиций советской идеологией уже на этапах разработки тематико-экспозиционного плана. Отныне музейная экспозиция является не только элементом идеологической машины, но и начинает выполнять присущие ей, как определенной области культуры, функции. Это «окультуривание» музейной экспозиции привело к тому, что в 80-х гг. внимание создателей и посетителей выставок оказалось сосредоточено в основном на проблемах отечественной истории и культуры. Одним из характерных явлений тех лет было и развитие так называемого «бумажного проектирования», которое нашло широкое распространение в среде архитекторов и дизайнеров. Анализ научной литературы позволяет сделать вывод о том, что расширение границ музейного творчества в данной временной период привело к появлению талантливых проектировщиков среды – «средовиков», в области музейной деятельности.

Таким образом, вышеизложенные особенности позволяют охарактеризовать процесс художественного проектирования музейных экспозиций в СССР в 1970-1980-е гг. как аккумуляцию мощного материального, духовного и человеческого (кадрового) потенциала.

^ В третьем параграфе «Становление и развитие музейно-образного метода художественного проектирования музейных экспозиций» идет речь о главном содержательном отличии музейных экспозиций 1970-1980-х гг. доводящем «художественное оформление» до уровня полноценного художественного образа и превращающем дидактическую идею в идею художественную. Музейно-образный метод, как ведущий в проектировании, был призван объединить на своей основе те принципы иллюстративного, коллекционного и ансамблевого методов, которые воплощали в себе понятие «наука» (научная концепция, научно систематизированная коллекция, научно реконструируемый ансамбль). Варианты объединения были весьма разнообразны, но в конечном смысле речь шла о разработке оригинальной поэтики музейной экспозиции как самостоятельного вида искусства. При этом, использование музейно - образного метода чаще всего было «упорядочено» структурой тематико-экспозиционного плана — принципиальной основой иллюстративного метода. Такой музей, соблюдавший в своих художественных поисках «рамки определенной научной системы», мог устраивать, в принципе как представителей науки, так и представителей искусства, однако потенциальные возможности экспозиционного сюжета реализованы здесь не были: издержки навязываемой «научной системы» оттеснили драматические (в жизни самого театрального искусства) конфликты и коллизии.

Термин «двоевластие» наиболее точно, на наш взгляд, отражает сложившуюся в 1970 - 1980-е гг. ситуацию принципиального соперничества двух методов за право ведущего. Причем эта ситуация характеризовалась более сложными процессами, чем формальное давление на «ученых» и художников: в число защитников приоритета иллюстративного метода входили художники и наоборот. В свою очередь, каждая из двух групп также не обладала монолитным единством, а представляла собой сложное сочетание различных точек зрения. Серия выставок, открытых в начале 1980-х гг. в ряде музеев страны, свидетельствовала о полном и безусловном признании музейно-образного метода как главного для экспозиций в исторических и краеведческих музеях.

^ В третьей главе «Практика художественного проектирования музейных экспозиций в Ленинграде в 1970-е-1980-е гг. Комбинат Живописно-Оформительского Искусства (КЖОИ)» содержится описание организации производства по художественному проектированию музейных экспозиций в Ленинграде на Комбинате Живописно-Оформительского Искусства, выделены особенности художественного проектирования музейных экспозиций, а также представлен анализ влияния опыта ленинградской школы проектирования музейных экспозиций на работы современных художников – экспозиционеров.

В первом параграфе «Организация производства по художественному проектированию музейных экспозиций в Ленинграде. Комбинат Живописно-Оформительского Искусства (КЖОИ)» приводятся сведения о том, что КЖОИ был создан в ходе очередной реорганизации Ленинградского отделения художественного фонда СССР в апреле 1966 г. Необходимость создания предприятия с такой организационной формой была обусловлена тем, что в ходе реализации процесса художественного проектирования музейных экспозиций требуется участие широкого круга специалистов: художников, скульпторов, фотографов, плотников, краснодеревщиков, стекольщиков и др. Привлечение труда этих специалистов из других организаций сопряжено со значительными затратами административных, финансовых и временных ресурсов, что приводило к застою в производстве, «долгостроям» и вовсе к закрытию проектов.

С момента появления КЖОИ начал выполнять музеефикацию городов, создание заповедных зон и кварталов с разработкой тематических маршрутов и оформлением отдельных объектов, входящих в комплекс, музейные экспозиции, выставки (экспозиции для советских павильонов на международных выставках, комплексное оформление международных выставок, проводимых в СССР. Благодаря эффективной организации труда, наличию высококвалифицированных кадров, оснащению производственной базы, КЖОИ занял одно из ведущих мест среди учреждений выполнявших заказы на создание музейных экспозиций. Безусловно, значительную роль при этом играла тонко выверенная и отлаженная структура комбината, позволявшая осуществлять все этапы процесса художественного проектирования музейной экспозиции: создание сценария, научной концепции, художественного проекта, изготовление музейного оборудования и его монтаж, фотоработы, изготовление муляжей, копий и т.д. Создание музейной экспозиции в КЖОИ начиналось с рассмотрения директором и Главным художником поступивших заказов на различные виды художественно-оформительской деятельности. Затем, все поступающие заказы утверждались на Художественных советах (Музейно – выставочный, Оформительский, Комплексный, Интерьерный, Худсовет при портретных мастерских, Сценарно – методический, Фотосовет), заседавших, как правило, еженедельно с обязательным кворумом из авторитетных художников КЖОИ. Все поступившие в КЖОИ заказы, распределялись в одну из трех мастерских цеха в зависимости от сложности и объема работ. После разработки художественного проекта осуществлялась его реализация на производственном участке КЖОИ. Значительная часть созданных в КЖОИ музейных экспозиций предполагала также выполнение различного вида художественных работ, в связи с чем соответствующая часть проекта экспозиции направлялась в Живописный цех, художники которого занимались выполнением станковой и монументальной а также портретной живописи. Для монтирования готовых музейных экспозиций КЖОИ располагал бригадой монтажников. Таким образом, каждое структурное подразделение комбината постепенно включалось в работе на различных этапах создания музейной экспозиции.

^ Во втором параграфе «Особенности художественного проектирования музейных экспозиций в КЖОИ» отмечается, что практика художественного проектирования музейных экспозиций в КЖОИ чрезвычайно богата и многообразна. Она включала большое количество различных подходов и принципов в организации экспозиционных решений, начиная от самых традиционных, где ставилась лишь задача представления коллекции того или иного профиля через различные направления «стайлинг» - дизайна, к осмысленным многогранным системам концептуального дизайна, эмоционально-образному построению экспозиции и далее к «театрализованному», сюжетно-драматургическому построению экспозиционной среды.

В экспозиционном искусстве художников КЖОИ можно выделить ряд особенностей, в русле которых происходил поиск экспозиционных решений и форм. Первое из них основано на активном и открытом построении своеобразного музейного образа. Это можно проследить на примере музея-памятника «Нарвские ворота» (художник Л.Б. Маца, Ленинград 1987 г.), музея Н.Г. Чернышевского (художники Б.А. Робенко, В.М. Глазков, Л.И Голосун, Саратов 1987 г.), Богородицкого историко-художественного музея-заповедника (художник А.М. Прудник, 1988 г.) и многих других. Они задуманы и созданы как запоминающиеся эмоциональные «музейные спектакли» со своими образами и формой и. главное, с авторским прочтением и интерпретацией темы. Все эти работы объединяет поиск новых идей, новых образов, в каждом конкретном случае решенных в своей индивидуальной манере. Эти музеи запоминаются, заставляют зрителя не только воспринимать экспозицию, но и сопереживать ей. История и события, экспонат и архитектура, а главное «образ экспозиции» и музея становятся понятными и притягательными.

Другой особенностью проектирования музейных экспозиций в КЖОИ можно назвать обширную сферу деятельности мастеров ленинградской школы проектирования музейных экспозиций, которая выходила далеко за рамки Ленинграда и охватывала всю страну. В КЖОИ проектировались и реализовывались проекты музеев разных направлений и профилей, такие как исторические, краеведческие, литературные, мемориальные, производственные и т.д.

Кроме того, с именами ленинградских художников было связано развитие такого экспозиционного ансамбля как идеологический музей. Эти музеи были крупными правительственными заказами, они создавались в форме «монументальной» идеологизированной экспозиции, если так можно назвать принципы и приемы их построения. Предметные экспонаты музея терялись в обилии монументально - декоративного искусства, выполненных специально для целей экспозиции (фризах, мозаиках, витражах, росписей и т.д.). Такие экспозиции, безусловно, обладают высокой художественной ценностью, однако их научный потенциал невелик. Музейный комплекс в Горках может служить одним из ярких примеров Советского идеологического «музея – храма» (Москва, 1987 г. Художники В.И. Коротков, В.Л. Ривин, В.Н. Бугай, О. Куликов). Одним из основных экспонатов Белгородского государственного историко-художественного музея являлась одна из крупнейших в стране диорама «Курская битва Белгородское направление», в основу сюжета которой было положено танковое сражение под Прохоровкой. К 50-летию Курской битвы в музее на площади в 729,9 кв. м была открыта постоянно действующая экспозиция «На земле опаленной». Над ее созданием работали научные сотрудники музея в творческом содружестве с авторским коллективом Санкт-Петербургского комбината живописно-оформительского искусства под руководством В.М. Пискунова.

В третьем параграфе «Влияние опыта Ленинградской школы проектирования музейных экспозиций на работы современных художников – экспозиционеров. Некоторые тенденции в развитии современных музеев» подчеркивается, что многолетняя деятельность Комбината живописно-оформительского искусства внесла много нового в само понятие музейной экспозиции, так что потребовалось переосмысление многих теоретических положений. Просуществовав более тридцати лет, музейные экспозиции, созданные проектировщиками КЖОИ были поставлены перед задачей обновления и модернизации, поскольку требовалось привнести в них современные технологии и современный контекст. Проблемы модернизации не означают отказа музейных экспозиций от сформировавшегося за долгие годы существования «лица», специфики и уникальности, которые стали неотъемлемыми чертами их образа. При реэкспозиции крупного старого музея, спроектированного в КЖОИ, одной из главнейших задач становится задача сохранения или воссоздания «старого сложившегося образа» музея в новой модернизированной и функциональной структуре. В настоящее время в процессе художественного проектирования музейных экспозиций наблюдается развитие, утверждение и реализация теоретических основ и принципов, разработанных в ходе эволюции экспозиционного мастерства в КЖОИ. Эти основы и принципы проявляются в решении образно-тематической композиционной структуры музейной экспозиции, смелых и разнообразных приемах архитектурно-пространственной организации экспозиционной среды, в органическом единстве и целостности экспозиционных комплексов, значительном повышении качественного уровня современного экспозиционного дизайна.

Яркими примерами музейных экспозиций постсоветского периода, над созданием многих из которых, работали кстати бывшие сотрудники КЖОИ, можно считать такие музеи как музей В.В. Набокова (С-Пб,1999 г.), Центральный музей связи им. А.С. Попова (С-Пб,2003г.), музей «Мир воды Санкт-Петербурга» (2003г.), литературно-мемориальный музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме (2003г.) и многие другие.

Необходимо отметить, что преемственность в подходах к художественному проектированию музейной экспозиции, на основе практики КЖОИ, чрезвычайно богата и многообразна. Она включает большое количество различных подходов и принципов в организации экспозиционных решений, начиная от самых традиционных, где ставится лишь задача представления коллекции того или иного профиля, через различные направления «стайлинг» - дизайна к осмысленным многогранным системам концептуального дизайна, эмоционально-образному построению экспозиции и далее к «театрализованному», сюжетно-драматургическому построению экспозиционной среды. В музеях разного профиля используются игровые приемы, характерные для зрелищных видов искусства, в том числе театра. Это введение в экспозицию костюмированных персонажей, использование обучающих игр (например, в музее ремесел), или представление ритуалов (в музеях этнографии), музыкальное, шумовое, световое и сенсорное сопровождение экспозиции. Подобные экспозиционные построения характеризует метафоричность, сложность и неоднозначность ассоциативных построений экспозиционного замысла. В какой-то мере это «станковое» направление экспозиционного искусства отражает общехудожественную стилистику постмодерна в его сегодняшней стадии развитии. Оно очень созвучно в целом и современным поискам в станковом изобразительном искусстве, пластике и дизайне.

^ В заключении излагаются основные выводы работы:

– уточнено понятие художественного проектирования музейной экспозиции, представляющего собой демонстрацию в объемно-пространственной и художественной среде экспозиционного ансамбля на основе художественной концепции и в целях оптимального освоения содержания экспозиции посетителями музея;

– выявлены и проанализированы этапы художественного проектирования: подготовительные работы, разработка художественной концепции (генерального решения) музейной экспозиции, создание эскизного проекта, технорабочее проектирование, отражающие общую логику художественного проектирования музейной экспозиции;

– выявлены «внешние» и «внутренние» особенности художественного проектирования музейных экспозиций в 1970-1980 годы ХХ века в СССР. К первой группе относятся такие особенности, которые задавали общий фон создания экспозиции и носящими организационный характер; вторую группу образуют те особенности, которые определяют внутреннее содержание процесса проектирования экспозиции.

– зафиксированы и аргументированы следующие отличительные черты, в русле которых происходил поиск художниками КЖОИ экспозиционных решений и форм: открытое построение своеобразного музейного образа, обширная сфера деятельности мастеров ленинградской школы проектирования музейных экспозиций, развитие такого экспозиционного ансамбля как идеологический музей, применение вновь создаваемых произведений искусства, причем, эти произведения часто создавались самими авторами экспозиции.

^ В приложениях представлены копии документов ленинградского комбината живописно-оформительского искусства, рекламные проспекты данного предприятия, проекты и иллюстрации музейных экспозиций выполненных в КЖОИ.

^ Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:

  1. Веселицкий О.В. Особенности художественного проектирования музейных экспозиций в Ленинграде в 1960-1980-е гг. Комбинат живописно-оформительского искусства (КЖОИ).// Научно-теоретический журнал. Museum. // Общество-СредаРазвитие.//-СПб., Астерион, №3,2010.-С.178-180.

  2. Веселицкий О.В. О Художественном Фонде Союза Художников СССР как базе развития проектирования музейных экспозиций в 70-80-е гг. ХХ в.// Сборник научных статей преподавателей и аспирантов за 2006г. СПбГХПА им. А.Л.Штиглица, - С-Пб., 2007. - С.73-77

  3. Веселицкий О.В. Становление и перспективы развития художественного проектирования музейных экспозиций в России. Социальный аспект.// Социально-антропологические проблемы информационного общества: материалы всероссийской научно-практической конференции. - Киров: Изд-во ВятГГУ, 2009. - С.9-13

  4. Веселицкий О.В. Некоторые тенденции в развитии современных музеев.// Искусствоведение и дизайн в современном мире: традиции и перспективы. Сборник материалов III Всеросийской научно- практической конференции молодых ученых. –Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2010. - С. 21-25

  5. Веселицкий О.В. Особенности художественного проектирования музейных экспозиций в СССР в 70-80-е г. ХХ века// По материалам научного симпозиума Российской Академии Естественных Наук. Секция «Философия культуры», Санкт-Петербург, - 01.10.2010 – СПб.: Астерион, 2010.- С.32-43.

  6. Веселицкий О.В. Искусство музейной экспозиции: Развитие и перспективы// Сборник Научных трудов. СПбГХПА им. А.Л. Штиглица – СПб.,2010. - С. 48-54

  7. Веселицкий О.В. Понятие и сущность художественного проектирования музейных экспозиций// Вопросы музеологии .-№ 1.- 2010. –http://history.pu.ru/elbib/Russia/Voprosy_museologii.php. - С.121-125







Скачать 295,57 Kb.
оставить комментарий
Дата26.09.2011
Размер295,57 Kb.
ТипАвтореферат диссертации, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

отлично
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх