«Черная археология»: мародеры против России icon

«Черная археология»: мародеры против России


1 чел. помогло.

Смотрите также:
Иван Стасюк. «Черная археология»: мародеры против России...
Археология в изменяющейся России...
Программа XXV научной конференции «Новгород и Новгородская земля. История и археология»...
Ю. Козенков. «Убийцы россии»...
Ю. Козенков. «Убийцы россии»...
Экзаменационные вопросы по предмету Библейская археология 5-й курс ядс...
Кавеидиш Р. К 12 Черная магия / Пер с англ. А. Блейз...
Кавеидиш Р. К 12 Черная магия / Пер с англ. А. Блейз...
"Черная металлургия" — разработка комбинированного урока...
Кавеидиш Р. К 12 Черная магия / Пер с англ. А. Блейз...
«Кра́сный терро́р» массовые репрессии...
Решение суда по делу фадеева против россии...



скачать
«Черная археология»: мародеры против России


«Я была тогда с моим народом

Там, где мой народ, к несчастью, был»
А. Ахматова



На протяжении тысячелетий территорию нашей страны населяли различные племена. Каждая ушедшая эпоха, каждый народ оставили свои вещественные следы – археологические памятники. Это древние погребения и руины разрушенных городов, клады и культурные слои сельских поселений. Древности всегда привлекали пристальное внимание не только ученых, но и нечистых на руку дельцов, грабителей могил и торговцев антиквариатом. Но никогда прежде ограбление археологических памятников, торговля древностями не достигали такого размаха, как в последние полтора десятилетия. Ученые бьют тревогу, мародеры и перекупщики древностей подсчитывают прибыль, государство безмолвствует. Почему же так случилось?

 

Ответ крайне прост. В 1990-е годы на рынке появились относительно недорогие и качественные металлодетекторы. За несколько лет их ассортимент многократно вырос, и уже в начале XXI века в любом уголке России рядовому потребителю стали доступны сотни моделей металлодетекторов, от простых до суперпрофессиональных. Никогда прежде рынок не предлагал такого выбора электронных средств поиска, позволяющих эффективно и без особых усилий отыскивать скрытые в земле артефакты.

 

Началось победное шествие кладоискательства. Образ искателя усиленно пропагандируется, его делают популярным многочисленные телепередачи и статьи в журналах, магазины предлагают соответствующий антураж, проходят многочисленные съезды и фестивали «искателей». Кладоискательство преподносится как разновидность активного отдыха, сродни охоте, рыбалке, туризму, якобы способствующее развитию исторических знаний и способное при определенном навыке принести материальную выгоду обладателю металлодетектора. Разумеется, чем детектор дороже, тем выше шанс отыскать древнее сокровище.

 

Но так ли все это? Что за вожделенные сокровища спрятаны в земле, каково их истинное значение для страны и народа, для каждого из нас?  Кто пополняет ряды кладоискателей и чьим интересам они вольно или невольно служат? Каково в конечном итоге место «свободного поиска» в социально-психологическом контексте современности и влияние его на развитие России как государства? На эти вопросы мы попытаемся ответить в предлагаемой статье.

 

Изучением скрытых в земле древностей занимается  специальная наука – археология. В отличие от истории, имеющей дело с письменными памятниками (текстами, документами), археологи работают с объектами материального мира. Но цель у историков и археологов одна – воссоздать картину прошлого, понять причины и сущность процессов, происходивших в древности. Непосвященному человеку может показаться, что для археолога важнее всего находимые в процессе раскопок вещи – древние украшения, орудия труда, оружие. Но это иллюзия. Главный результат раскопок, главная цель археолога не сами вещи, (которые для «черных археологов» и есть конечная цель), а та информация, которую можно получить с помощью увязки этих вещей с археологическим культурным контекстом, из которого они происходят. Именно эта информация имеет высшую научную ценность.

 

Сама по себе древняя вещь, какой бы редкой, красивой, драгоценной она ни была, несет лишь крохотную часть этой информации. Гораздо больший информационный потенциал заключен в так называемых «комплексах» и «контекстах» - сочетаниях предметов в рамках одного погребения, одной постройки, одного культурного слоя. Только анализируя вместе весь археологический комплекс – сочетание слоёв, построек, погребений и найденных предметов,  исследователь может претендовать на объективность и научное значение своих выводов. Отдельная находка, вырванная из комплекса – как вырванное из книги слово, по которому уже никогда не удастся понять, о чем же шла речь в повествовании. Так же и слой, погребение, лишенные находок, подобны книге, в которой недостает слов, целых страниц и иллюстраций. Чем больше их вырвано – тем сложнее понять общий смысл, тем больше ошибок может допустить исследователь.

 

Каждый археологический комплекс уникален, неповторим и невосстановим. Он сформировался однажды в определенном месте при определенных условиях, и несет он только ему одному присущую информацию. При повреждении комплекса восстановить эту информацию невозможно никакими силами. Ущерб, единожды нанесенный археологическому памятнику, невосполним никогда и не при каких условиях. Именно этот факт, а не материальная стоимость скрытых в земле древностей, определяет ценность каждого памятника археологии. С точки зрения ученого, захоронение сарматского царя с нескольким килограммами золотых украшений и культурный слой маленькой и бедной древнерусской деревушки времен Дмитрия Донского, в котором можно найти разве что черепки разбитых горшков и пару обломков грубых браслетов из бронзовой проволоки, имеют одинаковую ценность – это источники уникальной исторической информации.

 

Чем же вредит науке кладоискательство? Ответ очевиден. Разрушение контекстов, выкапывание отдельных предметов оборачивается невосполнимым уроном, уничтожением уникального исторического источника. Даже если ученым удается отследить и найти выкопанные и украденные кладоискателями предметы, восстановить их контекстуальные связи не удастся уже никогда.

 

Именно стремление извлечь максимум информации из памятника диктует медленные темпы научных раскопок. Оправдывая своё рвение, кладоискатели часто упрекают археологов в том, что сотни памятников стоят не раскопанными, в то время как экспедиция много лет подряд копает «бедный» с их точки зрения объект. Но раскопки – это лишь начало долгой исследовательской процедуры, вершина айсберга. Необходимо проанализировать, осмыслить и опубликовать новый материал. Как известно, хорошо – скоро не бывает. Поэтому настоящие археологические исследования – длительный, трудоемкий процесс, длящийся годами. Намного легче пройти за пару дней десяток памятников с металлодетектором и извлечь все находки, вот только последствия такого хищнического «исследования» будут катастрофическими.

 

Археология никогда не ставила задачи раскопать всё и сразу. Каждое новое поколение ученых привносит новые методы исследования и делает это лучше, чем предыдущее. Ученые сознательно оставляют объекты для раскопок будущим поколениям. Существует даже негласный принцип, согласно которому полностью вскрыть и раскопать можно лишь памятник, которому угрожает разрушение. Если же такой угрозы нет, необходимо оставлять контрольные участки для будущих экспедиций.

 

Поэтому темпы работ и, соответственно, количество находок ученых не идут ни в какое сравнение со «снимающими пенку» грабителями. Ежегодно в поле выезжают около 100 научных археологических экспедиций – и выходят десятки тысяч мародеров. Последние гордятся количеством своих находок, уже обогнавшим во много раз известные официальной науке, и хвастливо заявляют об этом на своих интернет-форумах. А ведь это, если вдуматься – попросту эпидемия мародерства, торжество правового нигилизма, национальная трагедия, свидетельствующая о глубоком психологическом надломе, нравственном упадке и деградации общества. Собственные граждане гордятся тем вредом, который они нанесли своей стране и народу, своей истории, незаконным разрушением памятников в целях наживы. Как потом их дети приобщатся к прошлому? Из чего узнают они историю своей страны, своего народа? Ведь не кладоискатели пишут книги и учебники, они лишь набивают карман и удовлетворяют животный азарт добычи. Стоит ли удивляться тотальной исторической безграмотности?

 

«Черная» археология и грабительские раскопки в России законодательно запрещены. Но соответствующие статьи в Уголовном и Административном кодексе «спящие». Из-за отсутствия конкретной правоприменительной практики и не разработанности подзаконных актов их крайне сложно применить даже к откровенным мародерам.

 

Несмотря на очевидную противозаконность и вредоносность, размах грабительских раскопок продолжает расти. Встает закономерный вопрос – кому это действительно выгодно?

 

Ответить на него несложно. Наибольший выигрыш имеют производители и продавцы металлодетекторов – зарубежные фирмы и их отечественные импортеры. Официальный рынок кладоискательского оборудования по оборотам значительно превосходит черный рынок древностей. Именно представители этого рынка лоббируют интересы своих потребителей, всячески противодействуют попыткам законодательно ограничить мародерскую вакханалию.

 

В выигрыше остаются также зарубежные коллекционеры, к которым контрабандой утекают национальные сокровища народов России.  Не поддерживают ли их, равно как и фирмы, наводнившие нашу страну металлодетекторами, зарубежные спецслужбы? Анализ существующего положения дел заставляет вспомнить о том, что план Даллеса никто не отменял. Подмена истинных идеалов патриотизма и сохранения национальных богатств идеалами ложными – наживы, корысти, нигилизма и декадентства – один из основных его пунктов. Народ, не помнящий и не гордящийся своей историей, готовый променять славу предков на кусок колбасы, превращается в управляемое стадо. Массовая продажа мародерами национального достояния за рубеж – прямое тому доказательство.

 

Самое низшее звено – рядовые коллекционеры и «копатели», удовлетворяющие свои низменные желания, обусловленные соответствующим интеллектуальным уровнем. Запрос времени – идеология декадентства, разрушения, наживы и эгоизма, отсутствие взгляда в будущее – насаждается сейчас по всем мыслимым и немыслимым каналам. Согласно чьему-то иезуитскому замыслу, русский народ сам уничтожит свою историю, продаст память предков. И сделает это, будучи полностью уверен в своей правоте, обосновав эту правоту целой системой казуистических доводов.

 

Здесь уместно ознакомиться с основными пунктами идеологии кладоискателей, развивавшейся от системы самооправдания в стройный и не лишенный внешней привлекательности набор «логических» доводов. Попробуем проследить его эволюцию.

 

Попытайтесь доказать первому встреченному в поле искателю, что он нарушает закон, что действия его губительны для национальной истории и  культуры – в ответ вы услышите, с незначительными вариациями, набор стандартных контраргументов.

 

«А мы памятники не копаем, мы только по полям ходим» ― ответит он. Врет. Нагло и беззастенчиво. Еще как копают! Правда, не всякий из них отважится раскопать известный и стоящий на государственной охране памятник археологии. Но если случайно выявится неизвестный могильник, не включенный в свод памятников, если на поле вдруг металлоискатель выявит погребение с вещами – ни один из них не остановится и не побежит сообщать в археологическое учреждение. Выкопают и продадут все до последней бусины. И не задумаются, что своими действиями навсегда вычеркнули страницу родной истории, которая уже никогда не будет написана. Что обокрали прошлое своего народа, своей страны, а также о том, что, согласно Федеральному закону № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» все археологические памятники считаются собственностью государства с момента их обнаружения, причем вне зависимости от того, кто и при каких обстоятельствах их обнаружил.

 

Или вот такой пример. Многие древние могильники и поселения в прошлом столетии сильно пострадали от хозяйственной деятельности – курганные насыпи, остатки сооружений снесены распашкой или при строительстве. Визуально, на поверхности земли, такой могильник не виден, в сводах органов по охране памятников значится разрушенным и как памятник археологии, стало быть, формально не существует. Но отсутствие видимой над землей части еще не означает уничтожение того, что находится под землей. Вот такие-то памятники и составляют предмет вожделения охотников за древностями – и, вроде, не памятник, и находок масса. Этим промышляют все они без исключения.

 

Следующий шаг на пути эволюции безобидного искателя в закоренелого мародера – уцелевшие могильники, стоящие посреди пахотного поля. В них десяток-другой курганов по краю неизбежно попадал под распашку и сейчас так же формально не существует. Прошелся с металлоискателем по краю – вроде и на памятник не влез, и нарыл артефактов. Хотя, если разобраться, это уже прямое вторжение в охранную зону. В том беда, что зона эта, как и сам памятник, никем не охраняется, а зачастую и не установлена вовсе.

 

Еще дальше. Поле – это неконтролируемый азарт, и ведет туда «искателя» совершенно непреодолимая сила, перед которой часто отступают доводы рассудка. И вот наш герой уже бродит, как бы невзначай, между вполне сохранившихся курганов, а потом и взбирается на них, «просвечивает» насыпи – сначала отвалы чужих грабительских раскопов, потом и нетронутые предшественниками насыпи… В итоге памятник украшен десятком свежих шурфов, а новоиспеченный мародер-уголовник, возвышаясь над пирамидой грязно-коричневых костей, гордо держит в перемазанных лапах ржавую секиру. Или браслет. Или копье…

 

Но существуют не только погребения. Есть еще и места древних поселений, тоже ценнейшие археологические памятники. «Прочесывание» их с металлоискателем вообще воспринимается мародерами как норма, хотя и попадает под действие статьи 243 УК РФ. Вот этим уж промышляют все они до единого. Стало быть, все – уголовники.

 

«Но взгляните: все же и так раскопано до нас! Надо забрать оставшиеся вещи, потому что если не заберем мы, придут другие и заберут или застроят домами». Наконец-то наш герой откровенно признался во всем и сразу. По аналогии со старой детской сказкой про капитана Врунгеля: чтобы спасти китов от вымирания, надо их всех истребить – тогда и вымирать будет некому. Культурное наследие разрушается у нас на глазах. Давайте же ускорим его гибель, чтобы снять с себя ответственность за его сохранение? Абсурд.

 

Не так давно мародеры перешли от самооправдания к самовозвеличиванию и нападкам на официальную археологию. Апологеты кладоискательства утверждают, что история долгое время полностью принадлежала узкому, закрытому сообществу ученых, что она пропахла плесенью музеев и пылью книжных полок. И лишь теперь, с массовым распространением кладоискательства, народ может сам, без ученых посредников (которые, будто бы, и есть настоящие мародеры, делающие деньги из истории) прикоснуться к своему прошлому. Каково, а? Вывернуть все наизнанку и подать под нужным соусом – вполне в духе доктора Геббельса. Чем нелепее и грубее ложь, тем легче ей поверят.

 

Главный козырь воров – скомпрометировать археологов, самоутвердиться за их счет и доказать (в первую очередь, самим себе), что ученые на самом деле – такие же преступники. Археологи, по их словам, и торгуют находками, и зарабатывают обманом деньги, и фальсифицируют историю... А борьбу официальных археологов против гробокопателей последние объясняют…банальным желанием выдавить конкурентов с рынка древностей.

 

Измеряя всех своим аршином, грабители приписывают ученым свои собственные мотивы. В их умах просто не укладывается тот факт, что есть люди, которыми движет не стремление к наживе, а исследовательский интерес, искреннее желание открыть завесу тайны и сделать доступным любому желающему новое знание. Ведь написание научной работы, публикация подчинена именно этой цели. Сам факт существования официальной науки, служащей интересам общественным, не личным, не укладывается в систему ценностей мародеров, приводит к когнитивному диссонансу. Ученый с их точки зрения – либо вор и мошенник, либо карьерист. Третьего не дано. Так мыслят эти жертвы плана Даллеса с уже безвозвратно деформированной психикой. Остается пожалеть их и тот народ, который так легко поддался навязанным идеалам, манипуляции собственным сознанием.

 

Вот еще одно, уже трагикомическое обвинение в адрес науки с одного из интернет-форумов: «Ненавижу официальных деятелей от «истории» и «археологии»! Понаписали книг, таблиц, разобраться невозможно!». Комментарии излишни.

 

Психологию грабителей раскрывает следующая цитата (орфография исправлена нами в соответствии с правилами русского языка): «А по-моему, сдавать в музей – это дело лишнее. Науке что надо? Правильно, информация. Значит, сфотографировал вещь с линейкой со всех сторон, сфотографировал место находки – вот и неси в музей, а саму вещь оставь себе, викинга можно продать и купить велосипед сыну. Викингу уже все равно, государство перебьется, а сыну – польза». Не понимает, бедняга, что с таким видением будущего сыну его останется только выращивать турнепс для новозеландских буренок или обслуживать вентиль на нефтяной трубе…

 

Еще одна цитата (главное выделено нами): «Чтобы не умирать с голоду на раскопе, есть один-единственный путь – хозрасчетная археологическая организация. Науке что нужно? Информация. Ну, так пусть она ее получит. Значит надо копать правильно. Бровки, линейки, зачистки, кисточки, все дела. Фотографии, описания – в Интернет. А находки – на аукцион, для финансирования следующих экспедиций. Шедевры типа «Нефертити» – государству за отдельное бабло, возможно пусть выкупает на открытом аукционе на равных условиях с частниками… Короче, это вопрос политический и на самом деле у черных и белых и у коллекционеров тут один интерес, общий. Только надо его осознать».

 

Нет, не общий интерес, и осознавать тут нечего. Между археологическими источниками, которыми находки являются для ученых, и «хабаром с копанины» или «археологическим мусором», как называют их «черные археологи» в зависимости от материальной ценности – дистанция огромного размера. Профанация науки, сведение ее высших целей к банальным мотивам личного обогащения – страшная тенденция в общественном сознании. Сознание людей поражено и интенсивно разрушается.

 

Сам термин «черный археолог» и сопутствующий ему образ вольного разбойника, презревшего устои общества и его ценности, оказался необыкновенно притягателен. Он полностью соответствует декадентской эпохе. Журналисты, обслуживающие желтую прессу, способствуют росту социального престижа этих, по сути дела, воров. «Романтика поиска» - говорят они. Да, есть и воровская романтика, вот только нормального человека от неё инстинктивно воротит. Ложное романтически-возвышенное отношение к «кладоискателям» и «черным археологам», как к «индианам джонсам», «историкам» и «спасителям культурных ценностей», должно уступить место реальному, приземлено-обыденному, - как к грабителям и мародерам, думающим исключительно о личной выгоде.

 

«Археологам можно, а нам нельзя?» - часто задаваемый вопрос. Да, археологам можно, а шариковым нельзя. Пусть и шаблонно звучит эта фраза, но все же история принадлежит народу, а не отдельным корыстолюбцам, пытающимся жить «с лопаты». И единственный способ общественного владения историческими артефактами – это хранение их в общедоступных коллекциях. Единственный способ сделать доступным знание – его публикация.

 

Книги, которые мы читаем, учебники, по которым учатся наши дети, каталоги, по которым определяют свои находки «черные археологи», написаны отнюдь не кладоискателями. Вовсе не они многолетними полевыми изысканиями создавали и пополняли археологические коллекции Государственного Исторического Музея, Эрмитажа, многие другие экспозиции, которые самим фактом своего существования доказывают древнюю и богатую историю народов России. И уж тем более не они посвятили годы жизни изучению этих коллекций, бескорыстному служению истории. Не они сводили воедино разрозненные факты, позволившие узнать о различных сторонах жизни наших предков, излагали результаты своих трудов на страницах книг и журналов, чтобы сделать доступными всем желающим. И уж точно не им судить о том, кто вправе распоряжаться бесценным культурным достоянием – памятниками археологии.

 

Сообщество ученых никогда не было закрытым. И музейные коллекции, и летописные страницы говорят живым языком, который надо лишь научиться понимать. Читай, думай, анализируй, общайся – ни один специалист не откажет в консультации – и скоро поймешь, что слова о всенародной принадлежности исторического знания – не пустой звук. Для каждого, кто заинтересовался историей, ее мир открыт. Если же человеку лень напрягаться, вдумываться, если за стеклом музейной витрины он видит не исторический источник, памятник ушедшей эпохи, а вещицу, имеющую свою рыночную цену – в этом виноваты уже не ученые.

 

В 1859 году был подписан закон об Императорской Археологической Комиссии (ИАК), давший ей право производства раскопок древних поселений и захоронений. Закон этот никто никогда не отменял. Его лишь корректировали в соответствии с наименованием и функциями главного археологического учреждения страны. При этом сообщество профессиональных археологов никогда не было закрытым – получить право на раскопки мог и может человек, который докажет свою профессиональную подготовку и подтвердит намерение проводить раскопки не с целью личного обогащения или пополнения своей собственной коллекции, а для пополнения музейного фонда России, культурного богатства, принадлежащего всему народу и доступного для изучения. Ни первому, ни второму пункту ни один из «черных» не удовлетворяет, отсюда агрессия, мистификации в отношении якобы «закрытого» сообщества археологов.

 

Никто не доверит делать операции на сердце водителю автобуса, равно как и жизни пассажиров не доверят кардиохирургу, не имеющему прав соответствующей категории. Почему же памятники археологии может копать любой профан с металлодетектором? Почему он сам дает себе такое право, пользуясь слабостью контролирующих органов?

 

Что же касается мнимой пользы, которую якобы приносит «живое общение с историей» посредством кладоискательства и коллекционирования, здесь следует разобраться досконально. Несколько тяжеловесно, но предельно конкретно пишет на этот счет археолог С.В. Гусев:

 

«В основе идеологии современных грабительских раскопок лежит эклектический, или барахольный, постмодернизм, по сути, поддельный модернизм, лучше всего приспособленный к существованию в эпоху современного капитализма в России, с его свободным рынком. Происходит смешение всего и вся: стремление к обращению к корням с элементами интерьера в доме или элементами одежды переплетаются с посещением Макдональдса, а уж обладание древнерусскими браслетами или гривнами и подавно, по мнению таких эклектирующих постмодернистов, буде они на витрине домашнего музейчика, отражают истинные народные корни и патриотизм их обладателей. В то же время, мерилом здесь являются деньги – чем больше коллекция и древнее предметы, тем значимей патриотизм и постижение корней родной культуры их обладателями. Вкусы и потребности включаются в оборот рынка древностей и обслуживаются непосредственно рыночными способами.

 

Обладатели древних предметов создают себе, а чаще перенимают созданные антикварами образы: практически налицо потребление образов. Коллекционеры собирают образы, поглощают их и практически не создают ничего нового. В отличие от них, археологи включают абстрактные предметы в рамки действительности (с тем или иным успехом) и представляют предметы на всеобщее обозрение или обсуждение».

 

Сейчас активно пропагандируется «альтернативная история» – лженаука, изобилующая очевидными нестыковками и подтасовками фактов. Несмотря на методическую несостоятельность, популярность таких книг растет. Идет глобальная профанация науки, один из важнейших этапов разрушения национального самосознания русского народа, войны против России.

 

«Черная», или «любительская археология» - не безобидное увлечение любознательных краеведов. Это серьезное правонарушение, симптом глубокого нравственного кризиса, поразившего современное российское общество. Одни только силовые меры здесь не помогут. Будем надеяться, что страна преодолеет этот постыдный этап, сойдет наконец окончательно пена пореформенной вседозволенности и правового нигилизма первой половины 1990-х годов, и люди наконец осознают истинную, непреходящую ценность того богатейшего наследия, что досталось нам по праву исторической преемственности. Противостояние грабителей и хранителей суть психологическое противостояние: война идеологий патриотизма и декадентства, сохранения и разрушения. Только в условиях глубочайшего нравственного кризиса, упадка национального самосознания возможен культ мародерства.

 

Когда скифский царь Иданфирс в 512 году до нашей эры вел тяжелую войну против армии персидского завоевателя Дария, намного превосходившей его силы, Дарий упрекал скифов в трусости, потому что они избегали открытого сражения и не выводили против персов свои главные силы, предпочитая партизанскую тактику. Скифский царь ответил: «Мы кочевники. У нас нет ни полей, ни городов, и нам нечего оборонять в степи. Мы вовсе не убегаем от тебя, а поступаем так, как делаем в обычной жизни – кочуем от пастбища к пастбищу. Но если же ты желаешь во что бы то ни стало сражаться – то у нас есть могилы предков. Найди их и попробуй разрушить, и тогда узнаешь, станем ли мы сражаться!» Вскоре Дарий позорно бежал из Скифии с остатками своей армии. Не смог покорить скифов и Александр Македонский.

 

Невольно задаешься вопросом – а сможет ли постоять за себя народ, сам готовый ограбить и продать отеческие гробы?

 

Всякий российский по духу и крови человек должен твердо осознать: варварство, вандализм, разграбление отеческих могил должны пресекаться жестко и решительно, должны однозначно осуждаться на морально-этическом уровне. Всем здоровым силам общества необходимо объединиться в защите национального достояния. Милиция, казачество, военно-патриотические клубы и движения, советы старейшин, наконец – вот те силы, которые в тесном союзе с государством способны противостоять мародерам. Ловить, задерживать, доставлять в органы, препятствовать грабителям и скупщикам награбленного всеми доступными методами. Относиться к ним так, как хороший хозяин относится к грабителям, защищать наш общий российский дом от воровства и поругания.


© Аматорр – неформальная группа по противодействию

незаконному обороту археологических артефактов, 2010







Скачать 171,9 Kb.
оставить комментарий
Дата26.09.2011
Размер171,9 Kb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

отлично
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

наверх