Программа элективного синхронизированного курса по истории «История мировых цивилизаций Востока и Запада в Средние века и Новое время» icon

Программа элективного синхронизированного курса по истории «История мировых цивилизаций Востока и Запада в Средние века и Новое время»



Смотрите также:
Задача нашей сегодняшней сессии обсудить вопрос о специфике отношений церкви и государства в...
Программа элективного курса «История освоения и развития Дальнего Востока в новое и новейшее...
Программа элективного курса: «история мировых цивилизаций»...
Античность Средние века Новое время...
«История мировых цивилизаций. Древний мир и Средние века»...
Рабочая программа по истории стран азии и африки в средние века и новое время для студентов III...
Программа дисциплины восток и запад в истории мировых цивилизаций (человек и его время)...
Программа дисциплины восток и запад в истории мировых цивилизаций (человек и его время)...
Программа дисциплины восток и запад в истории мировых цивилизаций (человек и его время)...
Программа спецкурса Мировые войны в истории ХХ века Направление 520800 история...
Программа дисциплины европа в V...
Рабочая программа по дисциплине История международных отношений на Востоке в новое время для...



скачать
Министерство образования и науки Российской Федерации

МОУ Красноярская основная общеобразовательная школа


Программа элективного синхронизированного курса по истории

«История мировых цивилизаций Востока и Запада

в Средние века и Новое время»


6-8 классы


Выполнил: учитель истории Моисеев А.В.


Красноярка 2005


Объяснительная записка к синхронизированному курсу

Желание повысить образовательный и культурный уровень учащихся, дать глубокое и систематическое образование в среднем звене вызвало необходимость разработать синхронизированный курс, позволяющий глубоко и всесторонне изучить различные эпохи: Средние века, Возрождение, Древняя Русь, Россия, Европа. Отслеживая результаты данных занятий, было выявлено целостное восприятие образа изучаемой эпохи учащимися. Так возникла потребность создания синхронизированного гуманитарно-эстетического курса, включающего в себя следующие предметы: история, литература, мировая художественная культура, изобразительное искусство, декоративно - прикладное искусство. Программа строится по принципу "вслед за историей", то есть предполагает изучение литературы, мировой художественной культуры и изобразительного искусства - в соответствии с государственной программой по данным предметам и концентрическому принципу преподавания истории. Изучение каждой темы начинается на уроках истории и продолжается на остальных уроках. Принцип "согласований" предусматривает оптимальное распределение учебного материала между этими предметами, не допускает дублирования содержания и позволяет каждому специалисту-предметнику опираться на знания детей, полученные на других уроках - которые позволяют учащемуся прожить ту или иную ситуацию данного исторического периода.


Для реализации данного курса руководствуемся следующими подходами:

  • культурологический подход;

  • диалогический подход;

  • практико-деятельностный подход;

  • личностно - ориентированный подход:

Одним из основных принципов проведения учебных занятий является принцип преемственности и наставничества (в роли консультантов и помощников выступают старшеклассники).

Освоение учащимися программы по искусству при синхронизации идет по линии всеобщности и разнообразия, что дает различное освещение и объемное представление о художественной картине мира. Помимо создания целостной художественной картины мира, учащиеся устанавливают причинно-следственные связи, в которых искусство есть "зеркало жизни", выходят на актуальность проблем изучаемого периода, страны и в наше сложное время. Синхронизированный курс позволяет оживить историю, воспитать толерантное отношение к другим народам. Основной метод синхронизированного курса - полихудожественная деятельность учащихся с представлением права выбора формы задания и создание условий для проявления и развития индивидуальных творческих и художественных способностей учащихся. Результаты такой деятельности отслеживаются на творческих уроках - практикумах – "Что? Где? Когда?", уроках-викторинах и итоговых синхронизированных уроках.


^ Цели и задачи курса:

Изучение элективного синхронизированного курса по истории направлено на достижение следующих целей:

  • развитие чувств, эмоций, образного, ассоциативного, критического мышления;

  • воспитание художественно-эстетического вкуса и культуры восприятия произведения искусства, толерантности, уважения к культурным традициям народов России и других стран мира;

  • освоение знаний о закономерностях развития культурно-исторических эпох, стилей, направлений и национальных школ в искусстве; о ценностях, идеалах, эстетических нормах на примере наиболее значимых произведений; о специфике языка разных видов искусства;

  • овладение умением анализировать художественные произведения и вырабатывать собственную эстетическую оценку;

  • использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.


^ В результате изучения элективного синхронизированного курса по истории ученик должен

знать/понимать:

  • особенности возникновения и основные черты стилей и направлений мировой художественной культуры;

  • шедевры мировой художественной культуры;

  • основные выразительные средства художественного языка разных видов искусства;

  • роль знака, символа, мифа в художественной культуре;

уметь:

  • сравнивать художественные стили и соотносить их с определенной исторической эпохой, направлением, национальной школой, называть их ведущих представителей;

  • понимать искусствоведческие термины и пользоваться ими;

  • осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области искусства;

  • уметь аргументировать собственную точку зрения в дискуссии по проблемам мировой художественной культуры;

  • уметь выполнять учебные и творческие задания (эссе, доклады, рефераты, отзывы, сочинения, рецензии);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения путей своего культурного развития; профессионального самоопределения;

  • ориентации в классическом наследии и современном культурном процессе;

  • организации личного и коллективного досуга;

  • самостоятельного художественного творчества.


нед.

История
(2 часа)


МХК
(2 часа)


^ Литература
(З часа)


ИЗО
(2 часа)


1

Вторжение варваров на территорию Римской империи.

Остготское вестготское возрождение. Варварское искусство.

мифология Древнегерманские и кельтские мифы

"Настенная роспись". "Райский сад". Коллективная работа.

2

Образование варварских королевств.

Король и философ "Семь свободных искусств". Равенна.

Легенды и народный героический эпос. Средневековые эпические поэмы "Песнь о Хильдебранде".

"Райская птица"

3

Принятие христианства Европой. Разделение церквей.

Христианство. Соборы и символы веры. Библия и ее состав. Нагорная проповедь Христа.

Знакомство с библией. Притчи и легенды о Христе и его учениках.

"Райские цветы"

4

Византийская империя - наследница Рима.

"Золотой век" Византии важнейшего центра культуры Западной Европы (архитектура, интерьер соборов Византии).

Библейские сказания: "Об Иосифе, о Самсоне". "Давид и Голиаф". Библейские сюжеты в мировой литературе.

"Настенная роспись" (небо, деревья). Сборка панно. Коллективная работа, размеры (2x3).

5

Арабы и мусульманский мир

Возникновение ислама, жизнь и деятельность Мухаммеда. Коран.

Сказки народов востока. "Тысяча и одна ночь", "Синдбад - мореход". Арабо-мусульманская поэзия. Творче-ство О.Хайяма, Низами и др.

Иллюстрация к сказке "Тысяча и одна ночь".

6

Арабский халифат

Культура арабского халифата Влияние арабской культуры на развитие стран Западной Европы.

Образ исламского Востока в мировой литературе. (Гете, Пушкин)

Иллюстрация к сказке "Тысяча и одна ночь".

7

Империя Карла Великого и ее распад.

Каролингское возрождение (Карл - просветитель)

Героический эпос "Песнь о Роланде". Тема долга и чести в песне. Народный идеал в песне.

"Радость жизни", (природа и человек), книжная миниатюра.

8

Англия в период раннего средневековья. Походы норманнов и викингов

Культура кельтов, викингов.

Ирландский эпос. "Угон быка из куалнге". Исландские саги.

"Радость жизни", (природа и человек) книжная миниатюра.

9

Феодальное общество. Феодалы и зависимые крестьяне.

Романский стиль и его характерные черты в странах Западной Европы.

Английская народная баллада. "Робин Гуд и Золотая стрела". "Королева и Элеонор". Образ феодала и крестьянина в "Кентерберийских рассказах".

Романский стиль. Зарисовка "окна-розы", витраж

10

Город в средневековье

Культура средневекового города. Первые университеты.

Жанры средневековой литературы. "Гаргантюа и Пантагрюэль"

Ф. Рабле.

"Образ средневекового города" (рисунок)

11

Церковь и духовенство в средневековье

Монашество (духовные ордены, устав)

Рыцарский роман и его художественное своеобразие. "Мул без узды".

"Образ средневекового города" (живопись)

12

Рыцарство. Крестовые походы.

Замковая рыцарская культура

Р.Л. Стивенсон "Вересковый мед". М. Стюарт "Полые холмы"

Геральдика. Символ цвета. Герб семьи.

13

Образование централизованных государств в Англии и Франции.

Характерные черты готического стиля. Готический храм.

"Роман о Тристане и Изольде".

Готический стиль. Образ готического храма (графика)

14

Англия и Франция на пути к Столетней войне. Столетняя война. Жанна д' Арк. Уотт Тайлер.

Образ Жанны д' Арк в мировой художественной культуре (литература, живопись, музыка).

Героический эпос средневековья "Коронование Людвига".

Т. Мелари "Смерть короля Артура"

Готический стиль. Образ готического храма (графика)

15

Государства южной Европы. Гуситское движение.

Особенности культуры и искусства Чехии, Словакии, Польши.

Народные традиции в литературе. Литература как поэтическая память народа. Принцип историзма.

Романский и готический стили. Обобщающий урок. Коллективное панно (цветная бумага).

16

^ Повторительно-обобщающие уроки по теме "Западная Европа в X - XV веке"

17

Китай в средние века.

Своеобразие китайской культуры. Даосизм и искусство.

Знакомство со своеобразной поэтической культурой.

Шелкография (Пейзаж)

18

Япония в средние века.

Самобытность художественной картины мира, созданной японским народом. Буддийское искусство средних веков.

Японские трехстишия хокку. Творчество учащихся (проба пера).

Шелкография (Пейзаж)

19

Америка и Индия в средние века.

Отражение религиозных воззрений в искусстве Индии Майя. Ацтеки. Инки. Общее и различие.

Традиции зарубежной литературы. Творческий практикум. Жизнь и человек в средневековой литературе.

Перевоплощение: человек > животные > птицы.

Экообщность.

20

Происхождение и расселение славян. Первые русские князья.

Мир древних славян в произведениях русской художественной культуры.

Устное народное творчество, Песни русского народа. Исторические и лирические песни русского народа.

Русский пейзаж. "Мир древних славян".

21

Создание древнерусского государства. Древнерусский князь и его дружина

Особенности русской ментальности. Образ Родины глазами древнерусского человека

Древнерусская литература и ее традиции. «Повесть временных лет»

Русский пейзаж. "Мир древних славян".

22

Княгиня Ольга. Князь Владимир. Принятие христианства Русью.

Византийское влияние на развитие русской культуры и искусства.

"Древнерусская книжность и христианская культура". "Остромирово Евангелие".

"Кириллица" "Буквица".

23

Ярослав Мудрый. Общественный строй Руси.

Ярослав - Просветитель. Русская Правда. Культура Киевской Руси.

"Песнь о вещем Олеге" А.С. Пушкин.

"Кириллица" "Буквица".

24

Владимир Мономах

Нравственные устои. Поучение Владимира Мономаха. Расцвет монументального искусства.

Поучение Владимира Мономаха.

Шапка Мономаха. Традиции костюма Руси.

25

Господин Великий Новгород. Киевское государство.

Искусство Новгорода и Киева, Новгородская школа иконописи.

Героический эпос русского народа. "Поэтическая сила былины".

"Илья Муромец

и Соловей-разбойник".

Богатырь. Образ - рисунок. Оружие. Снаряжение.

25

Господин Великий Новгород. Киевское государство.

Искусство Новгорода и Киева, Новгородская школа иконописи.

Героический эпос русского народа. "Поэтическая сила былины". "Илья Муромец и Соловей-разбойник".

Богатырь. Образ - рисунок. Оружие. Снаряжение.

26

Галицко-волынское княжество. Владимиро-Суздальское княжество.

Рассвет русских художественных школ искусства.

Былины. "Вольга и Микула Селянинович". Воплощение

в былине нравственных критериев русского народа.

Богатырь. Образ - рисунок. Оружие. Снаряжение.

27

Черниговское, Новгород - Северское княжество. Политическая раздробленность Руси. Владимиро-Суздальское княжество.

"Слово о полку Игореве" в русском искусстве.

Образ выдающегося общественного деятеля в древнерусской литературе. "Повесть о Петре и Февронии Муромских".

Русский костюм (аппликация).

28

Русские земли под игом

монголо - татар.

Иконопись. Творчество Феофана Грека, Данилы Черного.

Нравственный облик человека в древнерусской литературе. "Слово о полку Игореве".

Русский костюм (аппликация).

29

Хан Батый и его походы

Русь святая легендарная в художественной культуре России

Агиографическая литература Древней Руси. Житийный жанр в древнерусской литературе. "Повесть о разорении Рязани Батыем". "Слово о погибели русской земли".

"Русская деревня" Конструирование, сборка домика (коллективная работа).

30

Столкновение с немецко-шведскими завоевателями.

А. Невский.

Образ

А. Невского

в искусстве.

"Житие святого и благоверного князя

А. Невского".

"Русская деревня" (коллективная работа) двор.

31

Куликовская битва.

Дмитрий Донской.

Сергий Радонежский - водитель русского Духа. Троице-Сергиева Лавра. Творчество

А. Рублева.

Житие Сергия Радонежского. "Животворящая традиция".

"Русская деревня" (коллективная работа) двор.

32

Возвышение Москвы. Великое Московское княжество.

"Москва - третий Рим". "Золотой век". Иконописцы А. Рублев, Ф.Грек. Создание иконостаса.

"Сказание о Мамаевом побоище", "Задонщина".

Московская архитектура. Эскизы, копии. Художественный образ Кремля.

33

Иван III. Строительство Московского кремля.

"Кремль и его башни". Урок-экскурсия.

Слайд- программа. Творческий метод Дионисия.

"Сказание о граде Китеже". "Повесть о битве на Калке".

Московская архитектура. Эскизы, копии. Художественный образ Кремля.

34

^ Повторительно-обобщающие, зачетные уроки по теме "Средневековая Русь"



7 класс


нед.

История
(2часа)


МХК
(2часа)


^ Литература
(Зчаса)


ИЗО
(2часа)


1

Переход от средневековья к Возрождению

Возрождение. Гуманизм и его проблемы.

Т. Мор,

Т. Кампанелла.

Н. Макиавелли.

Мир и Человек в зарубежной литературе эпохи Возрождения. Литературные жанры Ренессанса. Лирика - сонеты Петрарки. Новеллы Боккаччо. "Декамерон"

"Город солнца". Творческая работа (графика).

2

Представление о возврате к античности и духовное обновление. Человек как центр мироздания.

Гуманистические тенденции в живописи Возрождения. Творчество великих художников Италии, Германии, Англии.

Жан Батист Мольер "Брак по принуждению". Предназначение человека/ смысл его жизни. Д. Дидро "Племянник Рамо" - первое произведение критического реализма.

"Город солнца" Творческая работа (живопись).

3

Демографические процессы. Сельская городская среда. Мировоззрение разных социальных слоев

Архитектура и скульптура Возрождения. Мастера и шедевры.

Английский просветительский романтизм. Уильям Блейк. Веймарская школа в литературе. Движение "бури натиска". Шиллер. Гете.

"Любовь земная и любовь небесная" (образ, эмоции, чувства) Леонардо да Винчи, Тициан, Тинторетто.

4

Новое представление о Вселенной. Классическое образование. Наука; Бэкон, Коперник, Бруно, Галилей.

Строение мироздания и первый психологический роман Данте "Божественная комедия", его отражение в произведениях искусства.

Данте Алигьери "Божественная комедия".

"Любовь земная и любовь небесная" (образ, эмоции, чувства)

5

Великие географические открытия.

Театр в эпоху Возрождения. Типы драматургии.

Д. Дефо "Робинзон Крузо". Д. Свифт "Путешествия Гулливера".

Леонардо, Рафаэль "Мадонна". Материнство.

6

Католическая церковь и Реформация в начале XVI века в Европе. Контрреформация. Религиозные воины.

Культура и искусство Германии. Творчество Дюрера.

Брандт "Король дураков".

Э. Роттердамский "Похвала глупости".

Иллюстрация к литературному произведению Сервантеса

"Дон Кихот".

7

Начало разрушения традиционного общества. Смутные времена в Европе, (упадок рыцарства).

Призрачное искусство Эль Греко. Придворный портрет. Архитектура Испании. (Эскориал).

Сервантес "Дон Кихот". Творчество Лопе де Вега.

Иллюстрация к литературному произведению Сервантеса

"Дон Кихот".

8

Рождение новой Европейской цивилизации. Новые центы и ценности Европейского Запада. Нидерландская революция.

"Пословицы". Творчество Брейгеля и Иеронима Босха. "Фантасмагории художника". Северное Возрождение.

Человек в произведениях Шекспира. Двойственность человеческой натуры.




9

Елизавета I и английский парламент. Гибель "непобедимой армады".

Шекспировский театр.

Шекспир. "Гамлет". "Ромео и Джульетта".

Двойственность человеческой натуры. "Человек - маска".

10

Английская революция. XVII век. Гражданская война. Пуританский "рай".

Героизм и пафос в музыке Генделя. Развитие английского балета.

Дж. Уивер.

Мильтон. "Потерянный рай".

Гендель. "Музыка фейерверка", (восприятие музыки через изобразительную деятельность).

11

Абсолютизм в Европе. Войны в Европе. XVII - XVIII века.

Придворный характер французского искусства. Стиль Людовика XIV. Версаль.




Образ "универсального человека", (рисунок).

12

Век просвещения - век разума.

Культура Просвещения. Идеи. Теории. Надежды. (Вольтер. Дидро, Руссо). Эстетика просвещения. Роль искусства в утверждении передовых идей

Этические взгляды просветителей. Становление психологизма. И.В. Гете. "Фауст" или "Страдания юного Вертера".

Образ "универсального человека", (живопись).

13

Великая Французская революция.

Расцвет национальных школ живописи. Революционный классицизм

Жана Луи Давида и Огюста Энгра. Сатирические серии Хогарта.

Ж.Ж. Руссо. "Эмиль или о воспитании". Проблема "естественного" человека в литературе.

"Классицизм и неоклассицизм". Архитектура, рисунок - образ.

14

^ Повторительно-обобщающие и зачетные уроки по теме "Западная Европа в XVI-XVIII веках".

15

Внутренняя жизнь Руси при Иване III. Княжение

Василия III.

Ренессансные тенденции при Иване III. Москва - третий Рим.

У истоков русской литературы. "Повесть о Шемякином суде". Мир и Человек в средневековой русской литературе. "Хождение за три моря". А. Никитин.

"Архитектурные объемы". Создание архитектурных композиций из геометрических фигур. (Собор

В. Блаженного).

16

Малолетство Ивана IV. Реформы Избранной рады.

Идея соборности Руси. Публицистическая деятельность М.Грека. Первопечатник

Иван Федоров.

Повесть временных лет. "Житие Протопопа Аввакума".

"Четьи-Минеи". "Домострой". Начало книгоиздания на Руси.

Создание архитектурной композиции из геометрических фигур. Коллективная работа.

17

Внешняя политика Росси. Покорение Астрахани. Взятие Казани.

Святая Русь. Святые и юродивые. Собор Василия Блаженного.

Национальное своеобразие средневековой литературы. Кедрин. "Зодчие".

"Святая Русь" Образно-творческая композиция

18

Россия накануне опричнины. Научные споры об опричнине.

Особенности языка русского искусства и иконописи. "Церковь воинствующая". Семейный портрет в иконе. Парсуна.

М.Ю. Лермонтов, "Песнь про купца Калашникова".

"Святая Русь" Образно-творческая композиция

19

Внешняя политика Ивана Грозного. Ливонская война.

Нравственные аспекты полемики И. Грозного и Андрея Курбского.

Переписка Ивана Грозного и Андрея Курбского.

Портрет. Портрет - характер, документ эпохи.

20

Путь Бориса Годунова к власти. Борис Годунов.

Своеобразие иконописных школ "Годуновской и Строгановской". Образ Годунова

в русском искусстве.

А.С. Пушкин - драматург. Драма "Борис Годунов".

Портрет. Портрет - характер, документ эпохи.

21

Смутное время.

Творчество иконописца Симона Ушакова.

"Борис Годунов". А.С. Пушкин.

Теремной Дворец. Зарисовки.

22

Михаил Романов. Царствование Алексея Михайловича.

"Обмирщвление культуры". Теремной дворец. Стильные особенности архитектуры.

Историческая основа повести

Н.В. Гоголя "Тарас Бульба". Героизм и самоотверженность в борьбе за родную землю.




23

Бунташный век. Раскол церкви.

Нарышкинское барокко.

Боярыня Морозова (Суриков).

Н.В. Гоголь. "Тарас Бульба". Запорожская Сечь, ее обычаи и нравы.

Театр. Актер. Художник.

24

Восстание под предводительством Степана Разина. Воссоединение Украины с Россией.

Зарождение русского театра.

Литература XVII века.

Афиша к спектаклю.

25

Наследники Алексея Тишайшего.

Роль Парсуны в развитии русской портретной живописи.

Рождение силлабической поэмы в творчестве Симеона Полоцкого.

Афиша, к спектаклю.

26

^ Повторительно-обобщающие и зачетные уроки по теме "Становление Российской державы".

27

Петр I и его реформы

Парадоксы XVIII века. Образование, наука, светские школы.

Эпоха просвещения. Литературные направления. Развитие литературы и журналистики. Первая газета "Ведомости". Кантемир - просветитель рационалистической сатиры.

Книга. Оформление. Орнамент.

28

Внешняя политика Петра

Развитие изобразительного искусства (гравюра, миниатюра и т.д.). Русский живописный и скульптурный портрет.

Личность Петра в творчестве А.С. Пушкина. Поэма "Полтава", "Медный всадник".

Книга. Оформление. Орнамент.

29

Птенцы гнезда Петрова. Строительство Санкт-Петербурга. Европеизация России.

Человек и город. Петербург - город нового времени. Москва - рациональный колорит.

Петербург - город и текст. Москва и Петербург в русской литературе.

Русское барокко в архитектуре

С.- Петербурга. Городской пейзаж, (панно "стиль") эскиз.

30

Дворцовые перевороты.

Елизаветинское рококо, Дворянский бал.

Лирическая поэзия Сумарокова. Реформа стихосложения Тредиаковского. Оды Ломоносова. Новая русская литература и ее традиции.

Барокко "Бал во дворце". Дизайн дворца

31

Петр III и его свержение. Начало царствования Екатерины II.

Формирование русской национальной культуры. Образование и наука. Поэзия и музыка. Театр.

Социальные проблемы в сатире Фонвизина. Сентиментализм Карамзина. "Бедная Лиза". Державин. Радищев.

"Бал во дворце". Интерьер. Мебель.

32

Екатерининская Россия. Выдающиеся полководцы Екатерининской России.

Стилевые особенности в искусстве классицизма, реализма, сентиментализма. Рокотов, Левицкий. Боровиковский.

Пушкин - историк и создатель повести "Капитанская дочка".

"Бал во дворце". "Образ, стиль, одежда". Коллективная работа.

33

Пугачевщина. Павел I.

Народ - главный герой произведений художников

Шибанова, Еремеева,

Угрюмова. Развитие бытового и исторического жанра в живописи.

А.С. Пушкин "Капитанская дочка". Образ

Е. Пугачева в повести.

"Бал во дворце". Сборка. Обобщение

34

^ Зачетные и повторительно-обобщающие уроки по теме "Российская империя".



8 класс

нед.

История
(2часа)


МХК
(2часа)


^ Литература
(Зчаса)


ИЗО
(2часа)


1

Промышленная революция. Политическая картина мира к началу XIX века.

Научно-технические достижения в Западноевропейской культуре XIX века.

Литературное направление романтизм как творческий метод. Поэт новатор

П. Шелли. Жизнь и творчество Байрона.

"Средневековая фантастика". Образно-творческая композиция.

2

Европа в эпоху наполеоновских войн.

Романтизм как творческий метод познания мира и Человека. Тип государственного деятеля.

Сказка как жанр в творчестве писателей-романтиков. Эрнст Гофман, Гримм.

"Средневековая фантастика". Образно-творческая композиция.

3

Европа после Венского конгресса.

Взаимосвязь искусств в романтизме. Литература как творчество в творчестве.

Лирические баллады Кольриджа.

Романтизм. Дизайн подсвечников, (эскиз или бумажная пластика).

4

Становление индустриального общества первой половины XIX века.

Романтизм в Англии. Поэт и художник

У. Блейк,

У. Гернери, Дж. Констебл - великие мастера английского пейзажа.

Вальтер Скотт "Айвенго" - европейский роман.

Романтизм. Дизайн. "Зеркало - отражение души" (эскиз).

5

Революции в странах Западной Европы.

Революционный романтизм.

Э. Делакруа,

Т. Жерико,

Ф.Гойя.

Критический реализм в литературе

Ч. Диккенса. Роман - основной жанр реалистической литературы. Стендаль,

О. Бальзак,

У. Теккерей.

Говорящая архитектура. Дизайн дома пекаря, учителя, лесоруба и др. (эскиз).

6

(Франция, Италия).

Эстетические и нравственные принципы критического реализма. Итальянская культура. Музыка Дж. Верди.

Романтические новеллы Эдгара По, новеллы

О. Генри.

Ф. Купер "Последний из могикан".

М. Твен "Приключения Тома Сойера" (по выбору)

Говорящая архитектура. Дизайн дома пекаря, учителя, лесоруба и др. (эскиз).

7

Образование новых национальных государств (Германия, Япония, США).

Культура единой Германии и новая немецкая философия. Кризисы японской и северо-американской культуры.

В. Гюго "Собор Парижской Богоматери" - художественный манифест.

Критический реализм в живописи

О. Домье,

Г. Курбе. Наброски человека. "Человек своего времени".

8

Особенности развития индустриального общества.

Эстетические взгляды импрессионистов.

Взаимосвязь искусств в поэтике импрессионистов.

Пейзаж "Впечатление". Копирование.

9

Колониальные империи второй половины XIX века. Мировая политика конца XIV века.

Модернизм. Символизм. Авангардизм.

П. Мериме "Маттео Фальконе". Европейские реалисты о принципах литературного творчества. Реализм как творческий метод и художественная система.

Фантастические существа: "Женщина-птица", "волны-конь", "рыба-человек".

10

^ Повторительно-обобщающиё и зачетные уроки по теме: "Западная Европа в XIX веке

11

Российская империя в первом десятилетии XIX века.

Золотой век русской культуры, рост национального самосознания. Карамзин "История государства

Российского".

Национальное своеобразие русского романтизма. Элегия в поэзии В. Жуковского,

К. Батюшкова,

Е. Баратынского, А.Дельвига.

Скульптурный декор. Рисунок розетки.

12

Отечественная война 1812 года.

Отечественное искусство в период отечественной войны и отражение в нем национального гражданского патриотического подъема.

1812 год в русской поэзии и прозе.

В.А. Жуковский, Д.В. Давыдов, Ф.Н. Глинка.

Санкт-Петербурга. Копии художников.

13

Заграничные походы

Образование и просвещение.

М.Ю. Лермонтов И.С. Никитин

К.Ф. Рылеев.

Санкт-Петербурга. Копии художников.

14

Реформы и отказ от реформ

Становление и развитие университетской науки в России.

Развитие публицистики и журналистики.

Санкт-Петербурга. Копии художников.

15

Декабристы

Литературно-музыкальные салоны и просвещение. Эстетические воззрения декабристов.

Гражданский романтизм в творчестве поэтов-декабристов (К. Рылеев, В. Кюхельбекер, Бестужев, Одоевский).

"Лирический пейзаж" "Ночь. Лунный свет".

16

Николай I и его империя

Диалог стилей в русской классике предреформенной эпохи. Гуманизм.

Жизнь и творчество

А.С. Грибоедова. "Горе от ума".

"Лирический пейзаж" "Ночь. Лунный свет".

17

Социально-экономические отношения в России I половине XIX века.

Характерные черты романтизма, реализма в русской художественной культуре.

А.С. Грибоедов. "Горе от ума".

Иллюстрация к произведениям А.С. Пушкина, А.С. Грибоедова,

М. Ю. Лермонтова

18

Общественные движения в России. Монархисты, либералы, революционеры.

"Влияние творчества Пушкина на формирование русской культуры и идейную философию дворянства. Чаадаев, Белинский и др.

А.С. Пушкин и его время. Многогранность гения. Романтизм и реализм в творчестве Пушкина.

Иллюстрация к произведениям А.С. Пушкина, А.С. Грибоедова,

М. Ю. Лермонтова

19

Россия и Северный Кавказ. Кавказские войны.

Русская культура XIX века. Культура народов Кавказа.

Роль Пушкина в развитии русской литературы. Жизнь и наследие М.Ю. Лермонтова. Диалектика души в лирике Лермонтова. М.Ю. Лермонтов "Мцыри".

Иллюстрация к произведениям А.С. Пушкина, А.С. Грибоедова,

М. Ю. Лермонтова

20

Великая политика. Крымская война.

Критический реализм в литературе и искусстве России I половине XIX века.

М.Ю. Лермонтов «Мцыри». Кавказ в жизни и творчестве Лермонтова. Художественная и литературная критика.

В.Г. Белинский.




21

Русская культура I половины XIX века.

Эстетика «натуральной» школы. Н.В. Гоголь.

Социальная сатира Н.В. Гоголя. Комедия «Ревизор».

Образ-портрет. Комедия «Ревизор».

22

Крестьянская реформа 1861 г.

Русское искусство 60-70-х годов в контексте общественных идей. Белинский, Чернышевский, Добролюбов.

Творчество Н.А. Некрасова, «Мороз Красный нос», «Размышления у парадного подъезда».

Образ-портрет. Комедия «Ревизор».

23

Буржуазная реформа 60-70х годов.

Историческая роль «товарищества передвижных выставок».

Социальная сатира М.Е. Салтыкова-Щедрина «Сказки для детей изрядного возраста», «Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил».

 

24

Многоукладность пореформенной России. Рынок и государство. Судьбы крестьянской общины.

Возникновение эстетическо-нравственных принципов общественного мнения. Реализм образов. Портрет в искусстве передвижников.

Феномен новых «людей» и проблемы лишних людей в творчестве И. С. Тургенева.

Песенность русского пейзажа. Копирование пейзажей передвижников.

25

Общественное движение 60-х – начала 80-х годов.

Острые социальные конфликты 60-70-х годов XIX века в музыке, живописи, искусстве.

Гуманизм и историческая правда в произведениях Л.Н, Толстого. Философия искания

Л.Н. Толстого. «После бала».

Песенность русского пейзажа. Копирование пейзажей передвижников.

26

Народничество.

Критический реализм в искусстве и русской музыке. Могучая кучка, идеи и особенности.

Литературное наследие Л.Н. Толстого. Повесть «Детство».

«Образ, музыка, цвет». Творческая композиция.

27

Внутренняя политика Александра III. Рабочее движение.

Просветительская многогранная деятельность мамонтовского кружка. Абрамцево.

Образный мир А.П. Чехова. Портреты маленького человека в рассказах писателя (по выбору учителя).

ДПИ XIX века. «Жостово. Роспись». Техника, приемы, эскиз. Творческая работа.

28

Русское общество второй половины XIX века

Мамонтовский театр. Синтез искусств.

Чехов и Левитан. Новая драматургия в творчестве Чехова (по выбору учителя).

ДПИ XIX века. «Жостово. Роспись». Техника, приемы, эскиз. Творческая работа.

29

Экономическое развитие России в пореформенные годы. Форсированная индустриализация.

Кредоэстетическое просвещение народа и приобщение его к искусству.

В.Н. Гиляровский – прозаик, поэт, журналист, «Король репортажа», «Трущобные люди» – очерки о нравах и обычаях старой Москвы.

ДПИ XIX века. «Жостово. Роспись». Техника, приемы, эскиз. Творческая работа.

30

Внешняя политика. Завоевание Средней Азии. Русско-турецкая война (1877-1918).

Третьяков и Стасов, их роль в становлении творчества передвижников и в развитии художественной жизни России.

Путь к настоящему народу – отражение творческого пути В.Г. Короленко. Поэтическая миниатюра «Огоньки», утверждающая веру в начало жизни. Очерк «Парадокс».

Городецкая роспись. Техника. Эскиз. Творческая работа.

31

Начало царствования Николая II.

Многогранный гений Василия Поленова.

В.Г. Короленко. «Дети подземелья».

Городецкая роспись. Техника. Эскиз. Творческая работа

32

Государство и церковь в России XIX века.

Русь святая в творчестве Нестерова. Архитектурный символ эпохи – храм «Воскресенье Христово».

В.Г. Короленко «Слепой музыкант». – Гаршин «Красный цветок».

Городецкая роспись. Техника. Эскиз. Творческая работа

33

Русская культура II половины XIX века.

Мировое значение достижений передовой русской культуры XIX века.

Высокое гуманистическое значение русской литературы XIX века в формировании сознания русского народа.

Обобщение по теме: «Городецкая роспись».

34

^ Повторительно-обобщающие, зачетные уроки по теме; «Россия в XIX веке».

Изучение истории в курсе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;

  • освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;

  • овладение элементарными методами исторического познания, умения работать с различными источниками исторической информации;

  • формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, зтно-национальными традициями;

  • применение знаний и представлений об исторически сложившихся системам социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.

В результате изучения истории ученик должен

знать\понимать:

  • основные этапы и ключевые события истории России и мира с древнейших времён и до наших дней, выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории

  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

  • изученные виды исторических источников;

уметь:

  • соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком, определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всемирной истории;

  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства различных исторических источников;

  • показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места важнейших исторических событий;

  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретённые знания при написании творческих работ (в том числе сочинений);

  • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

  • объяснять своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

  • высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;

  • объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

  • использования знаний об историческом пути традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

^ Изучение литературы в курсе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

В результате изучения литературы ученик должен

знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творческого пути А.С. Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;

  • изученные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • воспринимать и анализировать художественный текст;

  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

  • определять род и жанр литературного произведения;

  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,

  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;

  • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).

^ Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

  • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).


^ Изучение мировой художественной культуры в курсе направлено на достижение следующих целей:

  • развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;

  • воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;

  • освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;

  • овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;

  • использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.

В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен

знать/понимать:

  • основные виды и жанры искусства;

  • изученные направления и стили мировой художественной культуры;

  • шедевры мировой художественной культуры;

  • особенности языка различных видов искусства;

уметь:

  • узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.

  • устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;

  • пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

  • выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выбора путей своего культурного развития;

  • организации личного и коллективного досуга;

  • выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;

  • самостоятельного художественного творчества.

Изучение изобразительного искусства в курсе направлено на достижение следующих целей:


  • развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

  • воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

  • освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;

  • овладение умениями и навыками художественной деятельности, изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);

  • формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.

В результате изучения изобразительного искусства ученик должен

знать/понимать:

  • основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;

  • основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);

  • выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;

  • наиболее крупные художественные музеи России и мира;

  • значение изобразительного искусства в художественной культуре и его роль и в синтетических видах творчества;

уметь

  • применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;

  • анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);

  • ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • восприятия и оценки произведений искусства;

  • самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).



^ Программно-методическое обеспечение курса:


Основная литература:


  1. Хачатурян В.М. «История мировых цивилизаций»\\М., «Дрофа»,1998



^ Дополнительные источники:


  1. Абрамов А. И. «К вопросу о преемственности философских идей

Вл. Соловьёва в русском религиозном ренессансе начала

20 века»\\Религиозно-идеалистическая философия России начала 20 века. - М., 1989;


  1. Аксаков К. С. «О некоторых современных собственно литературных вопросах»\\Вопросы философии. – М., 1990, № 2;




  1. Аржанухин В.В. «Философское образование в России в 18 веке»\\Философские науки. – М.. 1987, № 2;




  1. Барабанов Е.В. «Русская идея в эсхатологической перспективе»\\Вопросы философии. – М., 1990, № 8;




  1. Бердяев Н.А. «Судьба человека в современном мире». – «Новый мир», М., 1990, № 1;




  1. Бычков В.Я. «Софийность древнерусского эстетического сознания»\\Социално-культурный контекст искусства. – М.. 1987;




  1. Зайцев Б.В. «Серебряный век: Мемуары»\\. – М., 1990;




Скачать 475,45 Kb.
оставить комментарий
Моисеев А.В
Дата26.09.2011
Размер475,45 Kb.
ТипПрограмма, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

наверх