1. Понятие догмата. Свойства догмата: теологичность, богооткровенность, церковность, законообязательность icon

1. Понятие догмата. Свойства догмата: теологичность, богооткровенность, церковность, законообязательность


4 чел. помогло.
Смотрите также:
«Значение догмата в жизни Церкви и в личной жизни христианина.»...
Урок №1 Тема: «Понятие модели. Назначение и свойства моделей. Виды моделей»...
Закон государства: понятие и юридические свойства Само понятие «конституция»...
Теоретические вопросы: Неопределенный интеграл, его основные свойства...
Темы рефератов История развития средств вычислительной техники. Понятие информации...
Вопросы к государственному экзамену по информатике...
Программа вступительных испытаний по «Математике» для абитуриентов образовательного учреждения...
Ю. В. Покорным этот символ также использовался ранее для перезаписи уравнения...
Программа вступительных испытаний по «математике» для абитуриентов Негосударственного...
Лексикология. Свойства слова. Понятие значения. Семасиология. Принципы номинации...
Задачи: Знать классификацию гидроксилсодержащих соединений. Знать предельные одноатомные спирты...
Урок алгебры в 11б классе по теме «Степень с рациональным показателем и её свойства»...



Загрузка...
страницы:   1   2   3   4   5
скачать
1. Понятие догмата. Свойства догмата: теологичность, богооткровенность, церковность, законообязательность.

2. Догмат и догматическая формула. Догмат и его истолкование. Догматические системы.

3. Основной принцип раскрытия содержания догматических истин.

4. Догматические и нравственные истины в их взаимоотношении. Догмат и внутренний религиозный опыт.

5. Божественное Откровение. Естественное богопознание.

6. Учение свв.Отцов IV века о богопознании.

7. Евномианская доктрина, ее критика великими каппадокийцами.

8. Учение свт. Григория Паламы о богопознании.

9. Священное Предание и Священное Писание. Богодухновенность Св.Писания.

10. Учение Св. Писания о Свщ. Предании.

11. Формы Свщ. Предания, понятие об апостольском предании и святоотеческом предании.

12. Правило веры, Литургическое Предание, творения свв. Отцов.

13. О Боге в Самом Себе. Истина бытия Божия. Понятие об апофатическом и катафатическом богословии.

14. Содержание учения о существе Божием. Онтологические или апофатические свойства существа Божия: самобытность, неизменяемость, вечность, неизмеримость и вездеприсутствие.

15. Духовные свойства существа Божия. Учение Ветхого Завета, Нового Завета, учение Церкви.

16. Катафатические или духовные свойства (имена) Божии: премудрость, разум, всеведение, всемогущество, всеблаженство, благость, любовь, милость, святость; правда.

17. Отношение приписываемых существу Божию свойств к самому Его существу.

18. Единство существа Божия.

19. Догмат о Пресв. Троице. Богооткровенность догмата о Пресв. Троице. Указание на троичность Лиц в Боге в Ветхом Завете: указание на множественность Лиц, на три Лица, на личность и божество каждого из Лиц Пресв. Троицы.

20. Свидетельство Нового Завета о троичности Лиц в Боге. Верование древней Церкви в троичность Лиц Божества.

21. Толкование уничижительных мест Св.Писания о Сыне Божием (примеры: Ин.14, 28; Ин.20, 17).

22. Единосущие Лиц Пресвятой Троицы.

23. Различение Божественных Лиц по Их ипостасным свойствам. Личное свойство Бога Отца. Личное свойство Бога Сына. Личное свойство Бога Духа Святого.

24. Краткая предыстория догмата о Пресв. Троице: доникейский период: адопционизм, динамизм, модализм.

25. Краткая предыстория догмата о Пресв.Троице: учение Оригена.

26. Краткая предыстория догмата о Пресв.Троице: доктрина Ария, I Вселенский собор, учение свт. Афанасия Александрийского.

27. Краткая предыстория догмата о Пресв.Троице: учение великих Каппадокийцев; II Вселенский собор.

28. О Боге как Творце мира. Участие всех Лиц Пресв.Троицы в деле творения.

29. Образ Божественного творения мира. Порядок творения мира и главные виды творения.

30. Промышление Божие в мире ангельском. Служение ангелов Богу. Ангелы как орудия промысла Божия о мире вообще и о роде человеческом.

31. Душа и дух. Трихотомия и дихотомия.

32. Свойства души человечекой: самостоятельность души, духовность души, разумность души, свобода, бессмертие.

33. Образ и подобие Божие в человеке. Назначение человека.

34. О Боге – Промыслителе мира. Понятие о промысле Божием, его действия и виды.

35. Действительность промысла Божия вообще. Предметы Божественного промысла. Действие промысла Божия.

36. Образы промышления Божия о мире. Ложные учения о промысле.

37. Участие всех Лиц Пресв.Троицы в деле промысла: Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого.

38. Учение о Боге – Промыслителе человеческого рода. Необходимость промышления Божия о первозданном человеке. Его действия.

39. Первобытное состояние человека. Грехопадение прародителей. Сущность греха.

40. Следствия грехопадения: 1) в отношениях между Богом и человеком; 2) в человеческой природе: дух-душа-тело, ум-чувства-воля.

41. Следствия грехопадения: 3) в отношениях между людьми; 4) в отношениях между человеком и остальным творением.

42. Переход греха на весь человеческий род. Первородный грех. Действительность первородного греха, его всеобщность и способ распространения. Вменение первородного греха.

43. Промышление Божие о падших ангелах.

44. Сущность христианского учения о происхождении мира, нехристианские концепции происхождения мира.

45. Творение человека Богом: природа человека, брак.

46. Происхождение человеческого рода от Адама и Евы.

^ 1). Понятие догмата. Свойства догмата: теологичность, богооткровенность,

церковность, законообязательность.


Само слово «догмат» происходит от греческого глагола doktin, что буквально означает «думать», «полагать», а слово «догмат» происходит от перфекта глагола («dedogme»), что можно перевести на русский язык как «определено», «установлено». Термин «догмат» использовался в античной греческой философии, где под понятием «догмат» понимались философские аксиомы, т, е. постулаты, не требующие доказательств, на которых строится философская система. У апостола Павла в его посланиях слово «догмат» употребляется в значении христианского учения во всей полноте.Такое понимание догматов было характерно для христианской Церкви II, III и начала IV веков. Изменение смысла этого термина происходит в IV веке, когда некоторые отцы, стремясь систематизировать христианское учение, начинают проводить различия между вероучительными и нравоучительными истинами. В результате термин «догмат» закрепляется за истинами вероучительными. В дальнейшем объем этого понятия был еще более редуцирован, под догматами стали понимать исключительно те вероучительные истины, которые обсуждались на Вселенских Соборах.


Догмат –богооткровенная истина, определяемая и преподаваемая Церковью как непререкаемое и обязательное для всех верующих правило веры. Существенными свойствами догматов являются их теологичность, богооткровенность, церковность и законообязательность. Теологичность («вероучительность»)- свойство догматов по содержанию. Оно означает, что догмат содержит в себе учение о Боге и Его домостроительстве, т. е. главный предмет, о котором говорит нам догмат — это Бог, а все остальные предметы, которые присутствуют в содержании догмата, т. е. человек или мир, находят себе здесь место лишь постольку, постольку, они имеют отношение к Богу. Этим догматы отличаются от других истин христианства, т. е. истин нравоучительных, литургических, канонических и т. д. Догматы суть истины веры, которые стоят выше человеческого опыта и превышают познавательную способность человеческого разума, поэтому дать им твердую опору и возвести их на степень несомненной достоверности может только Божественное Откровение.


Бо­го­от­кро­вен­ность – есть свой­ст­во дог­ма­тов по спо­со­бу их по­лу­че­ния, т.е. дог­мат не есть плод дея­тель­но­сти ес­те­ст­вен­но­го че­ло­ве­че­ско­го ра­зу­ма, а ре­зуль­тат Бо­же­ст­вен­но­го От­кро­ве­ния. Лю­бые на­уч­ные и фи­ло­соф­ские ис­ти­ны в боль­шей или мень­шей сте­пе­ни яв­ля­ют­ся от­но­си­тель­ны­ми и по ме­ре раз­ви­тия че­ло­ве­че­ско­го зна­ния мо­гут ли­бо от­вер­гать­ся, ли­бо из­ме­нять­ся. Дог­ма­ты, как ос­но­ван­ные на Бо­же­ст­вен­ном От­кро­ве­нии, аб­со­лют­ны и не­из­мен­ны. Цер­ков­ность – есть свой­ст­во дог­ма­тов по спо­со­бу их су­ще­ст­во­ва­ния. Оно оз­на­ча­ет, что толь­ко Все­лен­ская Цер­ковь на сво­их Со­бо­рах мо­жет при­знать за той или иной хри­сти­ан­ской ис­ти­ной ве­ры дог­ма­ти­че­ский ав­то­ри­тет и зна­че­ние. По­это­му апо­стол Па­вел на­зы­ва­ет Цер­ковь «стол­пом и ут­вер­жде­ни­ем ис­ти­ны». Толь­ко Цер­ковь, как хра­ни­тель­ни­ца Пре­да­ния, спо­соб­на к пра­виль­но­му ис­тол­ко­ва­нию Свя­щен­но­го Пи­са­ния, и ус­та­нав­ли­вать за той или иной ис­ти­ной От­кро­ве­ния зна­че­ние не­из­мен­но­го пра­ви­ла ве­ры. За­ко­но­обя­за­тель­ность – это свой­ст­во ха­рак­те­ри­зу­ет от­но­ше­ние хри­стиа­ни­на к дог­ма­там и их со­дер­жа­нию. Фор­маль­ная за­ко­но­обя­за­тель­ность дог­ма­тов про­яв­ля­ет­ся в том, что при­зна­ние ис­тин­но­сти дог­ма­тов – это обя­за­тель­ность всех чле­нов Церк­ви. Но она обу­слов­ле­на их со­те­рио­ло­ги­че­ской за­ко­но­обя­за­тель­но­стью, т.е. дог­ма­ты име­ют не­по­сред­ст­вен­ное от­но­ше­ние к че­ло­ве­че­ско­му спа­се­нию, это фун­да­мент. на ко­то­ром стро­ит­ся ду­хов­ная жизнь хри­стиа­ни­на.


^ 2). Догмат и догматическая формула. Догмат и его истолкование. Догматические системы.


Соб­ст­вен­но дог­мат – это со­дер­жа­ние, са­ма он­то­ло­ги­че­ская ис­ти­на, ко­то­рая со­дер­жит­ся в дог­ма­те, а дог­ма­ти­че­ская фор­му­ла – это сло­вес­ное вы­ра­же­ние он­то­ло­ги­че­ской, ве­ро­учи­тель­ной ис­ти­ны, как бы ска­зать, язы­ко­вая плоть, в ко­то­рую об­ле­ка­ет­ся ис­ти­на. Хо­тя сам дог­мат по сво­ему со­дер­жа­нию ни­ка­ко­му из­ме­не­нию не под­ле­жит, дог­ма­ти­че­ские фор­му­лы в прин­ци­пе мо­гут из­ме­нять­ся. На­при­мер, II Все­лен­ский Со­бор до­пол­нил и пе­ре­ра­бо­тал Сим­вол, ко­то­рый был при­нят на I Все­лен­ском Со­бо­ре, са­мо со­дер­жа­ние дог­ма­та о Пре­свя­той Трои­це при этом, ес­те­ст­вен­но, не из­ме­ни­лось. Ко­гда свя­тые от­цы Церк­ви ве­ли борь­бу за чис­то­ту Пра­во­слав­ной ве­ры, они вы­ну­ж­де­ны бы­ли вы­ра­бо­тать спе­ци­фи­че­скую тер­ми­но­ло­гию. Час­то эти тер­ми­ны не встре­ча­ют­ся на стра­ни­цах Пи­са­ния, не яв­ля­ют­ся за­им­ст­во­ван­ны­ми из бо­го­дух­но­вен­ных книг, но тем не ме­нее они по­зво­ля­ют чет­ко вы­ра­зить бо­го­от­кро­вен­ную ис­ти­ну сред­ст­ва­ми че­ло­ве­че­ско­го язы­ка. Та­ких тер­ми­нов мож­но при­вес­ти до­воль­но мно­го. Са­мый рас­про­стра­нен­ный – это «Трои­ца», тер­мин, вве­ден­ный свя­ти­те­лем Фео­фи­лом Ан­ти­охий­ским во вто­рой по­ло­ви­не II ве­ка, это и тер­мин «еди­но­су­щие», вве­ден­ный I Все­лен­ским Со­бо­ром, и мно­гие дру­гие тер­ми­ны: Бо­го­ро­ди­ца, Бо­го­че­ло­век.


Догмат не есть магическая формула, повторяя которую можно добиться каких-то плодов в духовной жизни, но он должн быть человеком так или иначе осмыслен. Суть истолкования догмата состоит в том, чтобы раскрыть содержание догмата, не изменив и не исказив самой вероучительной истины. Основным принципом этого является следование Божественным отцам. По словам прп. Викентий Лиринский в период между III и IV Вселенскими Соборами при истолковании божественных догматов нужно пользоваться теми же методами, которые применяются к истолкованию Священного Писания, т. е. их понимание должно находиться в контексте Священного Предания Церкви.


^ Дог­ма­ти­че­ские сис­те­мы - Это спо­соб из­ло­же­ния, в ко­то­ром все от­дель­ные ис­ти­ны и по­ло­же­ния пред­став­ля­ют со­бой час­ти, свя­зан­ные в еди­ное це­лое. К дог­ма­ти­че­ским сис­те­мам предъ­яв­ля­ют­ся сле­дую­щие тре­бо­ва­ния: Во-пер­вых, от­сут­ст­вие внут­рен­них про­ти­во­ре­чий, во-вто­рых, про­ве­де­ние чет­кой гра­ни­цы в про­цес­се из­ло­же­ния ме­ж­ду соб­ст­вен­но дог­ма­та­ми и бо­го­слов­ски­ми мне­ния­ми. Кро­ме то­го, пред­по­ла­га­ет­ся, что дог­ма­ти­че­ская сис­те­ма долж­на пред­став­лять со­бою не про­сто на­бор свя­то­оте­че­ских и биб­лей­ских ци­тат по то­му или ино­му дог­ма­ти­че­ско­му во­про­су, но и ав­тор­ский текст, оп­ре­де­лен­ный ком­мен­та­рий, в ко­то­ром ав­тор пы­та­ет­ся ос­мыс­лить со­дер­жа­ние дог­ма­ти­че­ских ис­тин. Боль­шин­ст­во дог­ма­ти­стов при­дер­жи­ва­ют­ся сле­дую­ще­го прин­ци­па по­строе­ния дог­ма­ти­че­ских сис­тем: о Бо­ге в Са­мом Се­бе, и о Бо­ге в Его яв­ле­нии тва­ри т.е как Твор­це, Про­мыс­ли­те­ле, Ис­ку­пи­те­ле, Ос­вя­ти­те­ле и Мздо­воз­дая­те­ле (у митрополита Макария, епископа Силвестра)


^ Оригена «О началах» – это, по существу, первая законченная система христианского богословия. Но эта система оказалась несовершенной, поскольку многие постулаты и предпосылки, на которых основывался Ориген, оказались ложными. Несмотря на это, Ориген оказал огромное влияние на развитие богословия, и в течение нескольких веков система Оригена оставалась но существу единственной целостной системой христианского богословия. Наиболее совершенным трудом, представляющим собой вершину систематизации святоотеческой богословской мысли, следует признать труд св. Иоанна Дамаскина «Источник знания».


^ 3).Догматические и нравственные истины в их взаимоотношении. Догмат и внутренний

религиозный опыт


Без ве­ры не­воз­мож­на ус­той­чи­вая нрав­ст­вен­ность. По­вре­ж­де­ние дог­ма­ти­че­ско­го соз­на­ния час­то при­во­дит к по­вре­ж­де­нию в об­лас­ти нрав­ст­вен­ной жиз­ни. 1) Од­ной из при­чин ере­сей яв­ля­лось не­пра­виль­ное нрав­ст­вен­но-ас­ке­ти­че­ское уст­рое­ние ере­се­на­чаль­ни­ков. Павел Самосатский, окруживший себя немыслимой по тем временам роскошью, отличался еще и гордостью, и шел в разрез со всеми церковными традициями своего времени и не скрывая неуважение к ним. Не­сто­рий вел стро­го мо­на­ше­скую жизнь, но в то же вре­мя, как сви­де­тель­ст­ву­ет ис­то­рик Церк­ви Со­крат в сво­ем ду­хов­но-нрав­ст­вен­ном уст­рое­нии он был че­ло­ве­ком гор­дым и са­мо­лю­би­вым. Стрем­ле­ние к из­вест­нос­ти за­ста­ви­ло Не­сто­рия при­бе­гать к по­каз­ной свя­то­сти в жиз­ни и вы­со­ко­пар­но­му сло­гу в про­по­ве­ди. Это впо­след­ст­вии и сыг­ра­ло свою пла­чев­ную роль, ко­гда он, ссы­ла­ясь на сво­его учи­те­ля Фео­до­ра Моп­суэ­стий­ско­го стал про­по­ве­до­вать с ам­во­на, что Де­ва Ма­рия не Бо­го­ро­ди­ца, а Че­ло­ве­ко­ро­ди­ца.


^ 2) Впадение в ересь искажает нравственно-аскетическое устроение человека.Из апостольского века известны еретики николаиты, которые под влиянием воззрений на материю как на зло развили практическое учение о необходимости умерщвлять плоть и возвышать свободу духа, но с помощью распутства. Схоластический рационализм привел в итоге Римо-католическую Церковь к провозглашению новых догматов, что, в свою очередь, породило множество извращений в практической жизни. Так Священная Инквизиция явилась прямым следствием догмата о непогрешимости римского первосвященника. Догматические расхождения восточного христианства и католичества в конечном счете сказываются на. Свт. Игнатий Брянчанинов, описывая ложный молитвенный опыт катол приводит пример прелестного настроения писаний Фомы Кемпийского, в котором «ложным понятиям и созерцаниям непременно сопутствуют обольстительные, сладострастные, сердечные ощущения, признаваемые за вкушение Божественной благодати». (эрос Терезы Авильской и блаженной Анжелы).


Нуж­но не при­спо­саб­ли­вать дог­мат к сво­ему об­ра­зу вос­при­ятия, а, на­обо­рот, пы­тать­ся при­вес­ти свои по­зна­ва­тель­ные спо­соб­но­сти, ум и серд­це в со­тветств со смысл дог­ма­тов. В про­цес­се ус­вое­ния дог­ма­тов че­ло­ве­че­ским соз­на­ни­ем, мож­но вы­де­лить три по­сле­до­ва­тель­ных эта­па: 1) ко­гда дог­мат яв­ля­ет­ся пред­ме­том про­стой уве­рен­но­сти или ра­цио­наль­но­го убе­ж­де­ния, но жи­во­го и внут­рен­не­го от­но­ше­ния к со­дер­жа­нию дог­ма­та нет. Его ис­по­ве­дыв толь­ко для то­го, что­бы иметь воз­мож­ность яв­лять­ся чле­ном Церк­ви. 2) это та­кое со­стоя­ние, ко­гда от­но­ше­ние к ве­ро­учи­тель­ной ис­ти­не, на­чи­на­ет на­пол­нять­ся жиз­нью и из об­лас­ти ума пе­ре­хо­дит в об­ласть чув­ст­ва, т. е. ве­ро­учи­тель­ная ис­ти­на на­чи­на­ет ощу­щать­ся, пе­ре­жи­вать­ся че­ло­ве­ком как не про­сто обя­за­тель­ное внеш­нее пра­ви­ло, а как ис­ти­на спа­си­тель­ная. 3) это высшее, благодатное состояние, когда догматические истины созерцаются. Созерцание – это такое переживание человеком содержание догмата, которое приводит человека к непосредственному общению с Богом и соединению с Ним.


^ 4). Божественное Откровение. Естественное богопознание.


Божественное Откровение есть не однократный акт, а процесс, который имеет начало в Ветхом Завете, где Бог постепенно открывал людям некоторые знания о Себе, приспосабливаясь к способности восприятия дохристианского человечества. Но эти знания о Боге были фрагментарными, поскольку каждый из пророков сообщал только некоторую грань знания о Боге, которая ему лично открывалась, и опосредствованными, потому что пророки говорили о том, что они, как люди, знали о Боге. В Новом Завете мы имеем завершение и исполнение ветхозаветного Откровения в лице Господа Иисуса Христа, Который и открыл нам все необходимое для спасения.


Для православных полнота богопознания возможна во Христе в силу единосущия Отца и Сына. Во Христе Откровение не фрагментарно, а полно, потому что Христос не просто Тот, кто знает о Боге, а Сам Бог, Который открывает истину о Себе. Священное Писание прямо говорит, что во Христе мы имеем полноту Божественного Откровения, что Господь Иисус Христос открыл Церкви всю полноту истины. «Он возвестил апостолом все, что слышал от Отца» (Ин. 15, 15). Святой Дух, сошедший на апостолов в день Пятидесятницы, не сообщил им какого-либо нового откровения, а только напомнил им то, чему ранее учил Христос.


Богопознание невозможно без Божественного Откровения. Человек знает Бога настолько, насколько Сам Бог ему открывается, но человек каким-то образом должен быть подготовлен к восприятию Божественного Откровения. Таким пособием к познанию Бога из Откровения является естественно богопознание, котор может привести нас только к самым общим и неопределенным представлениям о Боге а) Познание Бога возможно через красоту, гармонию, целесообразность, растворенные в мире. Этот акт называется путем космологического умозаключения, когда человек через созерцание тварного космоса восходит к пониманию того, что этот мир имеет Творца и Промыслителя. б) Это можно сделать также и через познание самого себя. Уму человеческому является прирожденной мысль о Существе совершеннейшем и бесконечном. Воля — это голос совести в человеке и нравственный закон, который ощущает в себе человек. В области сердечной жизни, чувствах — врожденное стремление к блаженству. в) Изучение человеческой истории – истории народов и государств также свидетельствует, что в истории действует божественный Промысл, который управляет историческим процессом. Такое богопознание может привести нас только к самым общим и неопределенным представлениям о Боге.


^ Следующей после естественного откровения ступенью богопознания является познание из Священного Писания и творений святых отцов. По своему источнику – это сверхъестественное знание, потому что Священное Писание есть Слово Божие, однако по способу усвоения оно является естественным. Подлинным богопознанием может называться только сверхъестественное богопознание. Оно дается человеку только в опыте, при непосредственном наитии Святого Духа.


^ 5). Учение свв.Отцов IV века о богопознании.


По единодушному мнению святых отцов, Сущность Бога Сама по Себе никогда не может быть нами постигнута. Максимальное познание Бога означало бы тождество тварных личностей с Ним по Сущности. Однако этот постулат не означает, что человек абсолютно лишен возможности познавать Бога. К примеру, не постигая сущностей тварных вещей, мы, тем не менее, отчасти познаем вещи через их свойства. Тем не менее Писание многократно говорит о том, что человек не может увидеть Бога и остаться в живых. Например, на просьбу пророка Моисея показать Себя, Бог отвечает: «Лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых» (Исх. 33, 20). Святой Апостол Иоанн так же учит: «Бога никто никогда не видел» (1 Ин. 4, 12).


В Священном Писании, однако, имеются не менее многочисленные свидетельства о том, что люди видели Бога. Например, праотец Иаков восклицает: «Я видел Бога лицом к лицу, и сохранилась душа моя» (Быт. 32, 30). Бог беседовал с Моисеем «лицом к лицу». Евангелие возвещает, что «чистые сердцем Бога узрят». Ап. Павел «теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу(1 Кор. 13, 12). Святые отцы дали следующее разъяснение по поводу наличия в Писании взаимоисключающих утверждений о возможности боговидения и богопознания: Бог не видим и не постижим в Своей Сущности и в то же время Он видим и познается в Своих действиях, или энергиях.


Так, св. Григорий Нисский пишет: «Нет сомнения, что в Сущность Божию разум проникать не может, но зато он постигает деятельность Божию и на основании этой деятельности получает такое познание о Боге, которое вполне достаточно для его слабых сил» Свт. Василий Великий: «Утверждая, что мы познаем Бога нашего в Его энергиях, мы отнюдь не обещаем того, чтобы приблизиться к Нему в самой Его Сущности». По мысли св. Афанасия Синаита видение лицом к лицу есть видение всеми спасенными Личности воплотившегося Слова. Те же, которые достигнут обожения, по словам св. Григория Богослова, «будут сонаследниками совершенного света и созерцания Пресвятой и Владычной Троицы».


^ 6). Евномианская доктрина, ее критика великими каппадокийцами.


Впер­вые во­прос о гра­ни­цах бо­го­по­зна­ния был по­став­лен в IV в. в кон­тек­сте три­ни­тар­ных спо­ров в свя­зи с уче­ни­ем Ев­но­мия, ко­то­рый счи­тал, что для ра­зу­ма ни­ка­ко­го пре­де­ла в бо­го­по­зна­нии не су­ще­ст­ву­ет. Тео­рия Ев­но­мия по­лу­чи­ла на­име­но­ва­ние «тео­рии имен». Он ут­вер­ждал, что все по­ня­тия мож­но раз­де­лить на два клас­са. Пер­вый – это суть не­кие ло­ги­че­ские фик­ции, ко­то­рые толь­ко ус­лов­но ука­зы­ва­ют на ве­щи, не да­вая ни­ка­ко­го объ­ек­тив­но­го зна­ния о их со­дер­жан. Вто­рой - име­на ука­зы­ва­ющ на са­мую сущ­ность ве­щи. Они не­раз­рыв­но с ве­ща­ми свя­за­ны и яв­ля­ют­ся как бы энер­ги­ей ве­щей. Имен­но эти пред­мет­ные или со­фий­ные име­на раз­ло­жи­мы в по­ня­тия и при­зна­ки, они и да­ют нам объ­ек­тив­ное зна­ние о ми­ре. По Ев­но­мию, цель че­ло­ве­ка как субъ­ек­та по­зна­ния со­сто­ит в том, что­бы из все­го мно­же­ст­ва Бо­же­ст­вен­ных имен най­ти та­кое имя, ко­то­рое в наи­боль­шей сте­пе­ни со­от­вет­ст­во­ва­ло бы при­ро­де Бо­же­ст­ва. Имен­но сло­во «не­ро­ж­ден­ный» и яв­ля­ет­ся наи­бо­лее пол­ным вы­ра­же­ни­ем Бо­же­ст­вен­ной сущ­но­сти.


Кри­ти­ка ев­но­ми­ан­ской тео­рии имен и по­ло­жи­тель­ное рас­кры­тие пра­во­слав­но­го уче­ния о по­зна­нии при­над­ле­жат ве­ли­ким Кап­па­до­кий­цам: Ва­си­лию Ве­ли­ко­му, Гри­го­рию Бо­го­сло­ву, Гри­го­рию Нис­ско­му. Пре­ж­де все­го они от­верг­ли, как не­до­пус­ти­мый ан­тро­по­мор­физм, пред­став­ле­ние Ев­но­мия о том, что Бог в ка­ких-ли­бо про­из­но­си­мых име­нах на­ре­кал сущ­ность пред­ме­тов. В про­ти­во­вес Ев­но­мию они ут­вер­жда­ли, что Бог тво­рит Сво­ей все­мо­гу­щей во­лей и не ну­ж­да­ет­ся в сло­вах. В этом смыс­ле име­но­ва­ние ве­щей, т. е. со­че­та­ние зву­ков, по­сред­ст­вом ко­то­рых оз­на­ча­ет­ся та или иная вещь есть про­дукт рас­суд­ка и име­ет слу­чай­ный ха­рак­тер. При этом святые отцы утверждали, что нельзя редуцировать наше знание о Боге к какому-либо одному понятию.


Человек не в силах постичь даже сущности тварных вещей окружающего мира. Весь набор имен, вмещаемый разумом, не может исчерпать содержания какого-либо существа, всегда остается некая «непознанная экзистенциальная основа». Но при этом имена, которыми именуются вещи, отражают реально созерцаемые нами свойства познаваемых объектов. Кроме того, имена существуют не сами по себе. Имена всегда связаны с познающим, то есть связаны с субъектом познания, и они говорят не о вещах вообще – они говорят о предмете познания


^ 8). Учение свт. Григория Паламы о богопознании.


Богословские споры XIV века были результатом столкновения различных течений в недрах Византийской Церкви. Уже довольно давно в высших византийских интеллектуальных кругах существовал внутренний кризис. При формальной ортодоксальности еще с IX века, существовала известная оппозиция, в лице сторонников эллинистич культуры, философской неоплатоновской традиции. Не отказываясь от христианства, эта религиозная философия существовала как бы параллельно церковному учению. Когда гуманисты перешли известную границу и попытались создать синтез между эллинизмом и Евангелием, который должен был в их глазах заменить святоотеческое Предание, Церковь их осудила.


Византийские Отцы Церкви также воспитывались на греческой философии; однако она воспринималась ими как чисто интеллектуальная дисциплина, умственная тренировка, как преддверие к богословию, основой которого было Священное Писание. Гуманисты пытались посредством естественного разума изложить и объяснить утверждения веры. Для них это был вопрос интеллектуального познания, гнозы. Как большинство западных богословов того времени, Варлаам находился под сильным влиянием блаженного Августина, который был первым богословом, отказывшимся различать в Боге сущность и энергию. Он считал, что это противоречит учению о простоте, единстве, целостности божественной сущности. По мнению Варлаама, познание Бога возможно только через посредство твари, и познание это может быть только косвенным. Григорий Палама не отрицает этого рода познания, но утверждает его недостаточность, невозможность непосредственно познать природными средствами то, что выше природы.


Одним из главных объектов спора между исихастами и гуманистами был ^ Фаворский свет. Борьба возникла на почве расхождения в понимании и природы этого света, и его значения для духовной жизни человека. Противники Панамы считали Фаворский свет естественным, тварным явлением. Григорий исходил из того, что Бога нельзя отождествлять с философским понятием «сущности». ссылаясь на Исх. (3, 14), где Бог, открывая Себя Моисею, говорит «Я есмь Сущий»Для св. Григория Паламы Фаворский свет есть «первообразная, неизменяемая красота, слава Бога, слава Христа, слава Духа Святого, луч Божества , то есть энергия Божественной Сущности, свойственная всем трем Лицам Святой Троицы, обнаружение Бога во вне.


Для противников Григория Паламы то, что не сущность Божия, не принадлежит Богу, не Бог. Поэтому действия Божии, отличные от сущности, являются тварным следствием этой сущности. Но, по учению св. Григория, сущность и энергия — это два аспекта бытия Божия, и само имя Бог относится как к сущности, так и к энергии. Другими словами, Бог, непознаваемый по Своей природе, сообщается человеку в Своих действиях, обожая все его существо, делая его сродным Себе





оставить комментарий
страница1/5
Дата26.09.2011
Размер0,81 Mb.
ТипЗакон, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3   4   5
хорошо
  1
отлично
  4
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх