М. В. Дмитриев (мгу, Исторический факультет) icon

М. В. Дмитриев (мгу, Исторический факультет)


Смотрите также:
М. В. Дмитриев (мгу, Истор факультет)...
Программа курса рассчитана на 30 недель и полностью соответствует «Программе вступительного...
Ю. Я. Терещенко (к и. н., Исторический факультет мгу)...
Л. М. Землянова мгу, факультет журналистики, Россия...
Славяне и финны на северо-западе древнерусского государства...
М. С. Селезнев родился 3 декабря в деревне Хохловка Смоленской губернии в крестьянской семье...
П. М. Михеев Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова...
М. В. Дмитриев (цуб мгу)...
Программа курса "Информатика и математика". (III и IV семестры) / мгу им. М. В. Ломоносова...
Программа учебного курса Инженерная геология, часть 2...
Подготовительные курсы для будущих абитуриентов...
Туровский Ростислав Феликсович, доктор политических наук, профессор мгу им. М. В...



Загрузка...
скачать
М.В. Дмитриев (МГУ, Исторический факультет)


"Конфессионализация"

в истории европейского христианства нового времени.


1."Конфессионализация": дефиниция, предмет, проблема, вопросы...


2. Историография "конфессионализации": Цееден, Шиллинг, Райнхардт и многие другие в последние 20-25 лет... Первые отклики на эту "парадигму" в России, Белоруссии, Украине (Ивонин, Прокопьев, Дмитриев, Плохий и др.)


3. "Конфессионализация" или конфессионализация: в кавычках или без кавычек? - То есть: имеем мы дело с метафорой или с научным понятием?


4. Основные аспекты процесса "конфессионализации". Ряд примеров.


5. Институты, процессы, действия властей обеспечившие "конфессионализацию".


6. Функции, последствия, эффекты "конфессионализации" в разных сферах (культура, социальные отношения, политика, экономика).


7. Конфессионализация и дисциплинаризация: фундаментальные процессы, обеспечившие (среди прочего?) модернизацию Запада?


8. Причины и факторы, обусловившие процесс "конфессионализации". Какова роль конфессиональной специфики "латинской" верви христианства в этом процессе? Роль дихотомии «церковь и государство» в генезисе конфессионализации (на чем настаивает Шиллинг).


9. Состоялась ли (проходила ли?) "конфессионализация" в православных обществах Европы?


Вопросы:

1. Как Вы ответите на вопросы о содержании процесса "конфессионализации", его причинах, сторонах и функциях, его связях с особенностями западного христианства, его роли в моденизации Запада?

2. На основе каких источников можно и нужно изучать процессы "конфессионализации"?

3. Что Вы думаете о проблеме "конфессионализация и православные традиции», «конфессионализация и православные культуры»?

4. Как квалифицировать в контексте "конфессионализации" программу и деятельность православных братств Киевской митрополии в конце 16 века?- (см.отрывок из книги М.В.Дмитриева).


Чтение:


А. То, что можно предложить в качестве обязательного чтения:

Прокопьев А.Ю. Введение. Реформация, Контрреформация, Конфессионализация // Конфессионализация в Западной и Восточной Европе в раннее Новое время. Доклады русско-немецкой научной конференции 14-16 ноября 2000 г. Под ред. А.Ю. Прокофьева. Спб.: Алетейя, 2004. С. 5-30

Ивонин Ю.Е. Концепция конфессионализации и Старая Империя в новом историческом прочтении // Ивонин Ю. Е. Универсализм и территориализм. Старая Империя и территориальные государства Германии в раннее Новое время. 1495-1806. Том 1. Москва: РосКонсульт, 2004. C. 20-43

Дмитриев М.В. Центробежные и центростремительные тенденции в развитии европейского христианства в XVI - XVII вв. // Дмитриев М. В., Флоря Б. Н., Яковенко С. Г. Брестская уния 1596 г. и общественно-политическая борьба на Украине и в Белоруссии в конце XVI - начале XVII вв. Ч. 1. Брестская уния 1596 г. Исторические причины. М.: “Индрик”, 1997. С. 15 -32 (С.26-28 - о конфессионализации)


Б. Источники и исследования, которые позволяют поставить вопрос о конфессионализации в православных обществах Восточной Европы:

Дмитриев М.В. Между Римом и Царьградом. Генезис Брестской церковной унии 1595-1596 гг. М.: Изд-во МГУ, 2003. С. 92-104 (о конфликте православных церковных братств и епископата как примере процессов, схожих с конфессионализацией на Западе)

Дмитриев М.В. Церковные братства Киевской митрополии в конце XVI в.: результат «православной конфессионализации»? // Сравнительная история: методы, задачи, перспективы. Сб. статей. / Отв. ред. М.Ю. Парамонова. Москва, 2003. С. 133-153

Plokhy S. The Cossacks and Religion in Early Modern Ukraine. Oxford University Press, 2001 (перевод на украинский: Плохій Сергій. Наливайкова віра: Козацтво та релігя в ранньомодерній Україні. Киів, 2005).

Пример источников, которые можно рассмотреть:

- Устав Львовского церковного Успенского братства 1586 года;

- Послание Львовского братства патриарху Феолипту 1586 года.


В. Рекомендуемое чтение, быстро вводящее в суть проблематики конфессионализации:

Schilling H. Confessionalisation and the Rise of Religious and Cultural Frontiers in Early Modern Europe // Frontiers of Faith. Religious Exchange and the Constitution of Religious Identities, 1400-1750. Ed. by E. Andor and I.G. Toth. Budapest: Central European University, 2001. P.21-36

Schilling H. Religion, Political Culture and the Emergence of Early Modern Society. Essays in German and Dutch History. Leiden: Brill, 1992

Reinhard W., Schilling H. (Hrsg), Die Katolische Konfessionalisierung. Wissenschaftliches Symposion der Gesellschaft zur Herausgabe des Corpus Catholicorum und des Vereins fuer Reformationsgeschichte 1993. Guetersloh, 1995 (Schriften des Vereins fuer Reformationsgeschichte. Bd. 198) =!!!

Reinhard W. Gegenreformation als Modernisierung? Prolegomena zu einer Theorie des konfessionellen Zeitalters // Archiv fur Reformationsgeschichte, 68 (1977), S. 226-251.


Г. Вопрос о конфессионализации в истории Центрально-Восточной Европы, Польши и Речи Посполитой:

Moritz A., Müller H. Pohlig M. Konfesjonalizacja Rzeczypospolitej Szlacheckiej w XVII i XVIII wieku? // Kwartalnik Historyczny Rocznik, CVIII, 2001, pp. 37-46;

Deventer, Jörg, Confessionalization – a Useful Theoretical Concept for the Study of Religion, Politics, and Society in Early Modern East-Central Europe? in European Review of History, Autumn2004, Vol. 11 Issue 3, pp. 403-425.

Брюнинг книга и статья….


Д. Критика концепта и «парадигмы» конфессииоализации:

Benedict Ph. Confessionalisation in France? Critical Reflections and New Evidence // Society and Culture in the Huguenot World, 1559-1685, eds R.A. Mentzer & A. Spicer, Cambridge: Cambridge University Press, 2002, pp. 44-61.


Chaix G. La confessionalisation. Note critique //  Bulletin de la Société de l’Histoire du protestantisme français, 148 (2002), pp. 851-65.


Schmidt H. R. Emden est partout. Vers une modèle interactif de la confessionnalisation’// Francia, 26/2 (1999), pp. 23-45.


Элементы библиографии к теме "Конфессионализация":


Конфессионализация в Западной и Восточной Европе в раннее Новое время. Доклады русско-немецкой научной конференции 14-16 ноября 2000 г. Под ред. А.Ю. Прокопьева. Спб.: Алетейя, 2004

Breuer D., Katholishe Konfessionalisierung und poetische Freiheit, in: Reinhard W., Schilling H. (Hrsg), Die Katolische Konfessionalisierung. Wissenschaftliches Symposion der Gesellschaft zur Herausgabe des Corpus Catholicorum und des Vereins fьr Reformationsgeschichte 1993. Gьtersloh, 1995 (Schriften des Vereins fьr Reformationsgeschichte.Bd. 198), 166-183

Danckwardt M., Konfessionelle Musik?, in: Reinhard W., Schilling H. (Hrsg), Die Katolische Konfessionalisierung. Wissenschaftliches Symposion der Gesellschaft zur Herausgabe des Corpus Catholicorum und des Vereins fьr Reformationsgeschichte 1993. Gьtersloh, 1995 (Schriften des Vereins fьr Reformationsgeschichte.Bd. 198), 371-383

Dьlmen R. van, Religion und Gesellschaft. Beitrдge zu einer Religionsgeschichte der Neuzeit. Frankfurt a.M., 1989 - BN

Dьlmen R. van, Volksfrцmmigkeit und konfessionelles Christentum im 16. und 17. Jahrhundert, in: Dьlmen R. van, Religion und Gesellschaft. Beitrдge zu einer Religionsgeschichte der Neuzeit. Frankfurt a.M., 1989, 59-69

Friedrich Karin, ‘Konfessionalisierung und politische Ideen in Polen-Litauen (1570-1650)’, in Joachim Bahlcke and Arno Strohmeyer (eds.), Konfessionalisierung in Ostmitteleuropa..., pp. 249-265.

Ganzer K. Das Konzil von Trient und die theologische Dimension der katholischen Konfessionalisierung, in: Reinhard W., Schilling H. (Hrsg), Die Katolische Konfessionalisierung. Wissenschaftliches Symposion der Gesellschaft zur Herausgabe des Corpus Catholicorum und des Vereins fьr Reformationsgeschichte 1993. Gьtersloh, 1995 (Schriften des Vereins fьr Reformationsgeschichte.Bd. 198), 50-69

Garber K. Zentraleuropдischer Calvinismus und deutsche “Barock”-Literatur. Zu den konfessionpolitischen Urspьngen der deutschen Nationalliteratur, in: Schilling H. (Hrsg.), Die reformierte Konfessionalisierung in Deutschland - das Problem der “Zweiten Reformation”. Wissenschaftliches Symposion des Vereins fьr Reformationsgeschichte 1985. Gьtersloh, 1986 (Schriften des Vereins fьr Reformationsgeschichte.Bd. 195), 317-348

Lang P. Th. Konfessionsbildung als Forschungsgegenstand, in: Historisches Jahrbuch, 100 (1980), 480-493

Lang P. Th. Die Ausformung der Konfessionen im 16. und 17. Jahrhundert, in: Valentin J.-M.,(ed.), Gegenreformation und Literatur. Amsterdam, 1979 (Beihefte zum Daphnis, vol. 3). 13-19

Mennecke-Hausstein U. Konversionen, in: Reinhard W., Schilling H. (Hrsg), Die Katolische Konfessionalisierung. Wissenschaftliches Symposion der Gesellschaft zur Herausgabe des Corpus Catholicorum und des Vereins fьr Reformationsgeschichte 1993. Gьtersloh, 1995 (Schriften des Vereins fьr Reformationsgeschichte.Bd. 198), 242-257

Midelfort H.C. E., Selbstmord im Urteil von Reformation und Gegenreformation, in: Reinhard W., Schilling H. (Hrsg), Die Katolische Konfessionalisierung. Wissenschaftliches Symposion der Gesellschaft zur Herausgabe des Corpus Catholicorum und des Vereins fьr Reformationsgeschichte 1993. Gьtersloh, 1995 (Schriften des Vereins fьr Reformationsgeschichte.Bd. 198), 296-310 (en 1878-1882 - im Sachsen 39 pro 100 000 Einwohner, Dдnemark - 25, Belgien - 10, Irland - moins de 2!!! (S. 296) - sujet constant de la sociologie, “das einzige Gesetz der Soziologie”, sagten Soziologen!- mais les conslusions sont tres prudents!

Monter W. Zwangkonfessionalisierung? Die spanische Inquisition gegen Lutheraner und Morisken, in: Reinhard W., Schilling H. (Hrsg), Die Katolische Konfessionalisierung. Wissenschaftliches Symposion der Gesellschaft zur Herausgabe des Corpus Catholicorum und des Vereins fьr Reformationsgeschichte 1993. Gьtersloh, 1995 (Schriften des Vereins fьr Reformationsgeschichte.Bd. 198), 135-144

Neuser W. H., Die Erforschung der “Zweiten Reformation” - eine wissenshaftliche Fehlentwicklung, in: Schilling H. (Hrsg.), Die reformierte Konfessionalisierung in Deutschland - das Problem der “Zweiten Reformation”. Wissenschaftliches Symposion des Vereins fьr Reformationsgeschichte 1985. Gьtersloh, 1986 (Schriften des Vereins fьr Reformationsgeschichte.Bd. 195), 379-386 (2. Der Begriff der “Zweiten Reformation”, 380-382 - une telle notion йtait absente au XVIe s.) - en gйnйral - contre la notion; es gab nur eine Reformation

Po-chia Hsia R., Mission und Konfessionalisierung in Ьbersee, in: Reinhard W., Schilling H. (Hrsg), Die Katolische Konfessionalisierung. Wissenschaftliches Symposion der Gesellschaft zur Herausgabe des Corpus Catholicorum und des Vereins fьr Reformationsgeschichte 1993. Gьtersloh, 1995 (Schriften des Vereins fьr Reformationsgeschichte.Bd. 198), 158-165

Prinz M., Sozialdisziplinierung und Konfessionalisierung. Neuere Fragestellungen in der Sozialgeschichte der frьhen Neuzeit, in: Herrschaft, Religion und Volk (Westfдlische Forschungen 42 (1992), S. 1-25

Reinhard W. Gegenreformation als Modernisierung? Prolegomena zu einer Theorie des konfessionellen Zeitalters // Archiv fur Reformationsgeschichte, 68 (1977), S. 226-251

Reinhard W. Konfession und Konfessionalisierung in Deutschland // Reinhard W. (Hrsg.)Bekenntnis und Geschichte. Die Confessio Augustana im historischen Zusammenhang. (Schriften der Philosophischen Fakultдten der Universitдt Augsburg,20 (1981), S. 165-189

Reinhardt W., Die lateinische Variante von Religion und ihre Bedeutung fьr die politische Kultur Europas. Ein Versuch in historischer Anthropologie, in: Saeculum 43 (1992), 231-255

Reinhard W. Papautй, confessions, modernitй. Paris:EHESS, 1998

Reinhard W., Reformation, Counter-Reformation and the Early Modern State. A Reassessment, in: Catholic Historical Review 75 (1989), 383-404

Reinhard W., Sozialdisziplinierung-Konfessionalisierung-Modernisierung. Ein historiographischer Diskurs, in: Die Frьhe Neuzeit in der Geschichtwissenschaft. Paderborn, 1995.

Reinhard W., Was ist katholische Konfessionalisierung?, in: Reinhard W., Schilling H. (Hrsg), Die Katolische Konfessionalisierung. Wissenschaftliches Symposion der Gesellschaft zur Herausgabe des Corpus Catholicorum und des Vereins fьr Reformationsgeschichte 1993. Gьtersloh, 1995 (Schriften des Vereins fьr Reformationsgeschichte.Bd. 198), 419-452

Reinhard W. Zwang zur Konfessionalisierung? Prolegomena zu einer Theorie des konfessionellen Zeitalters // Zeitschrift fur historische Forschung, 10 (1983), S. 257-277

Schilling H., Confessional Europe, in: Brady Th., Oberman H., Tracy J. (Hrsg), Handbook of European History in the late Middle Ages, Renaissance, and Reformation, 1400-1600. Bd. 2, Leiden, 1995

Schilling H. (Hrsg.,), Kirchenzucht und Sozialdisziplinierung im frьhneuzeitlichen Europa (Mit einer Auswahlbibliographie). Berlin, 1994 (Zeitschift fьr Hist. Forschung, Beiheft 16)- !!! BN sehr gut

Schilling H. Konfessionalisierung als gesellsachaftlicher Umbruch. Inhaltliche Perspektiven und massenmediale Darstellung, in: Quandt S.(ed.), Luther, die Reformation und de Deutschen. - Wie erzдhlen wir unsere Geschichte? Pderborn, 1982, 35-51

Schilling H. Die Konfessionalisierung im Reich. Religiцser und gesellschaftlicher Wandel in Deutschland zwischen 1555 und 1620 // Historische Zeitschrift, 246 (1988), 1-45 ( en anglais: Confessionalization in the Empire: Religious and Societal Change in Germany between 1555 and 1620, in: Schilling H. Religion, Political Culture and the Emergence of Early Modern Society. Essays in German and Dutch History. Leiden: Brill, 1992, 205-245)

Schilling H., Die Konfessinalisierung von Kirche, Staat und Gesellschaft - Profil, Leistung, Defizite und Perspektiven eines geschichtswissenschaftlichen Paradigmas, in: Reinhard W., Schilling H. (Hrsg), Die Katolische Konfessionalisierung. Wissenschaftliches Symposion der Gesellschaft zur Herausgabe des Corpus Catholicorum und des Vereins fьr Reformationsgeschichte 1993. Gьtersloh, 1995 (Schriften des Vereins fьr Reformationsgeschichte.Bd. 198), 1-49 - tres important et tres clair!

Schilling H. Konfessionskonflikt und Staatsbildung. Eine Fallstudie ьber das Verhдltnis von religiцsem und sozialem Wandel in der Frьhneuzeit an Beispiel der Grafschaft Lippe. Gьtersloh,1981 (Quellen und Forschingen zur Reformationsgeschichte, Bd. XLVIII) - exemplare Arbeit!!! -

Schilling H., Nationale Identitдt und Konfession in der europдischen Neuzeit, in: B. Giesen (Hrsg..), Nationale und kulturelle Indetitдt in der europдischen Neuzeit. Frankfurt, 1991

Schilling H. (Hrsg.), Die reformierte Konfessionalisierung in Deutschland - das Problem der “Zweiten Reformation”. Wissenschaftliches Symposion des Vereins fьr Reformationsgeschichte 1985. Gьtersloh, 1986 (Schriften des Vereins fьr Reformationsgeschichte.Bd. 195) - des articles importants. Mais: die zweite Reformation pas la meme chose que K. Il s’agit d’abord du calvinisme en Allemagne + Konessionalisierung dans le cadre de chacune Confession

Schilling H., Town, Territorial State and the Reich in Early Modern Germany, in: R.Po-chia-Hsia (ed.), Society and Religion in Reformation Germany. New Haven, 1987

Schilling H. Die “Zweite Reformation” als Kategorie der Geschichtswissenschaft, in: Schilling H. (Hrsg.), Die reformierte Konfessionalisierung in Deutschland - das Problem der “Zweiten Reformation”. Wissenschaftliches Symposion des Vereins fьr Reformationsgeschichte 1985. Gьtersloh, 1986 (Schriften des Vereins fьr Reformationsgeschichte.Bd. 195), 387-437(en anglais:The Second Reformation - Problems and Issues, in: Schilling H. Religion, Political Culture and the Emergence of Early Modern Society. Essays in German and Dutch History. Leiden: Brill, 1992, 247 - 301)

Smolinski H., Ehespiegel im Konfessionalosierungsprozess, in: Reinhard W., Schilling H. (Hrsg), Die Katolische Konfessionalisierung. Wissenschaftliches Symposion der Gesellschaft zur Herausgabe des Corpus Catholicorum und des Vereins fьr Reformationsgeschichte 1993. Gьtersloh, 1995 (Schriften des Vereins fьr Reformationsgeschichte.Bd. 198)

Turchini A., Bayern und Mainland im Zeichen der konfessionellen Bьrokratisierung, in: Reinhard W., Schilling H. (Hrsg), Die Katolische Konfessionalisierung. Wissenschaftliches Symposion der Gesellschaft zur Herausgabe des Corpus Catholicorum und des Vereins fьr Reformationsgeschichte 1993. Gьtersloh, 1995 (Schriften des Vereins fьr Reformationsgeschichte.Bd. 198), 394-404

Venard M., Voksfrommigkeit und Konfessionalisierung, in: Reinhard W., Schilling H. (Hrsg), Die Katolische Konfessionalisierung. Wissenschaftliches Symposion der Gesellschaft zur Herausgabe des Corpus Catholicorum und des Vereins fьr Reformationsgeschichte 1993. Gьtersloh, 1995 (Schriften des Vereins fьr Reformationsgeschichte.Bd. 198), 258-270

Willoweit D., Katholischer Konfessionalismus als politisches und rechtliches Ordnungsystem, in: Reinhard W., Schilling H. (Hrsg), Die Katolische Konfessionalisierung. Wissenschaftliches Symposion der Gesellschaft zur Herausgabe des Corpus Catholicorum und des Vereins fьr Reformationsgeschichte 1993. Gьtersloh, 1995 (Schriften des Vereins fьr Reformationsgeschichte.Bd. 198), 228-241

Zeeden E. W. Die Entstehung der Konfessionen. Grundlagen und Formen der Konfessionsbildung im Zeitalter der Glaubenskдmpfe. Mьnchen-Wien, 1965

Zeeden E.W. Grundlagen und Wege der Konfessionsbildung in Deutschland im Zeilalter der Glaubenskaempfe // Historische Zeitschrift, 185 (1958), 249-299

Zeeden E.W. Konfessionsbildung. Studien zur Reformation, Gegenreformation und Katholischen Reform. Stuttgard, 1985

Ziegler W., Typen der Konfessionalisierung in katholischen Terrotorien Deutschlands, in: Reinhard W., Schilling H. (Hrsg), Die Katolische Konfessionalisierung. Wissenschaftliches Symposion der Gesellschaft zur Herausgabe des Corpus Catholicorum und des Vereins fьr Reformationsgeschichte 1993. Gьtersloh, 1995 (Schriften des Vereins fьr Reformationsgeschichte.Bd. 198), 405-418


МАТЕРИАЛЫ:


А.

From: Schilling H. Religion, Political Culture and the Emergence of Early Modern Society. Essays in German and Dutch History. Leiden: Brill, 1992)

^ What is confessionalisation?

“The concept of confessionalisation... is based on the fact that in pre-modern Europe, no differently during the Middle Ages than in the early modern period, religion and politics, state and church were structurally linked together, so that under the specific conditions of the early modern period the effects that religion and the church had upon society were not separate parts of a larger phenomenon, but rather affected the entire social system and formed the central axis of state and society. The connection was especially close during the Reformation era and in the subsequent confessional period. Religion and politics were also nor entirely separated during the later early modern period, even though the modern separation of both spheres had already been theoretically worked out during the Enlightenment period. The concept “confessionalization”, as we use the term, contains this political and societal dimension. “Confessionalization” signifies a fundamental process of society, which had far-reaching effects upon the public and private life of individual European societies. In most places this process ran parallel to, though occasionally in opposition to, the rise of the early modern state and the formation of an early modern society of disciplined subjects… There was also a certain reciprocal interaction with the chronologically parallel processes that gave birth to a modern capitalist economic system” (p. 208-209).

^ When did it begin?

“the period of a more or less problem-free coexistence among adherents of different religions ended during the late 1570s or the early 1580s. The increasing confessional polarization, which in rapid succession seized control of nearly every area of private and public life, replaced coexistence, and cut the ground from under political and legal pragmatism of the system that originated in the Peace of Augsburg” (Ibid.,, 214)

^ Was there a Catholic confessionalisation?

“the new nomenclature should not be restricted to processes within Protestantism but should also be used to describe corresponding phenomena on the Catholic side. These processes belong together historically and theoretically”…. “The conceptual unification of “Reformed Confessionalization”, “Lutheran Confessionalization” and “Catholic Confessionalization” shows that they are parallel processes. Il also clarifies the concept of confessionalization itself as an overarching political, religious, and social transformation which had a lasting impact especially on German history” (Ibid.,p. 209-210).

“Reformed confessionalization” as the “second Refomation” and “Reformation of life” and “social disciplinarisation”:

“The “neutral” terminology “Reformed confessionalization” and “Lutheran confessionalization” should simplify the historians’ task of identifying the distinctive features of each kind of confessionalization. However, it seems justified to qualify Reformed confessionalization in Germany additionally as a “Second Refomation” in order to designate the self-understanding of the actors, as well as to denote its distinctive political dynamic and its explicitly public character as a “Reformation of Life” (Ibid.,p. 300)


“Last but not least: the paradigm of “confessionalization” will stimulate research. It encourages necessary historical comparisons because it focuses attention upon similar historical and developmental conditions, but at the same time it allows us to see the distinguishing features of the responses made be the individual confessions to these conditions.” (Ibid., p. 300-301).


B:

^ Материалы в электронной библиотеке проекта:

Прокопьев А.Ю. Введение. Реформация, Контрреформация, Конфессионализация // Конфессионализация в Западной и Восточной Европе в раннее Новое время. Доклады русско-немецкой научной конференции 14-16 ноября 2000 г. Под ред. А.Ю. Прокофьева. Спб.: Алетейя, 2004. С. 5-30

Ивонин Ю.Е. Концепция конфессионализации и Старая Империя в новом историческом прочтении // Ивонин Ю. Е. Универсализм и территориализм. Старая Империя и территориальные государства Германии в раннее Новое время. 1495-1806. Том 1. Москва: РосКонсульт, 2004. C. 20-43

Дмитриев М.В. Центробежные и центростремительные тенденции в развитии европейского христианства в XVI - XVII вв. // Дмитриев М. В., Флоря Б. Н., Яковенко С. Г. Брестская уния 1596 г. и общественно-политическая борьба на Украине и в Белоруссии в конце XVI - начале XVII вв. Ч. 1. Брестская уния 1596 г. Исторические причины. М.: “Индрик”, 1997. С. 15 -32 (С.26-28 - о конфессионализации)

Дмитриев М.В. Между Римом и Царьградом. Генезис Брестской церковной унии 1595-1596 гг. М.: Изд-во МГУ, 2003. С. 92-104 (о конфликте православных церковных братств и епископата как примере процессов, схожих с конфессионализацией на Западе)

Schilling H. Confessionalisation and the Rise of Religious and Cultural Frontiers in Early Modern Europe // Frontiers of Faith. Religious Exchange and the Constitution of Religious Identities, 1400-1750. Ed. by E. Andor and I.G. Toth. Budapest: Central European University, 2001. P.21-36

Moritz A., Müller H. Pohlig M. Konfesjonalizacja Rzeczypospolitej Szlacheckiej w XVII i XVIII wieku? // Kwartalnik Historyczny Rocznik, CVIII, 2001, pp. 37-46;

Deventer, Jörg, Confessionalization – a Useful Theoretical Concept for the Study of Religion, Politics, and Society in Early Modern East-Central Europe? in European Review of History, Autumn2004, Vol. 11 Issue 3, pp. 403-425 -??

  • отрывок из работы М.В. Дмитриева

- Устав Львовского церковного Успенского братства 1586 года;

- Послание Львовского братства патриарху Феолипту 1586 года.

  • +???




Скачать 96,54 Kb.
оставить комментарий
Дата26.09.2011
Размер96,54 Kb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх