Методические указания к изучению курса «История зарубежной литературы Средних веков» для студентов 1 курса факультета филологии и журналистики (отделения отечественной и романо-германской филологии) Ростов-на-Дону icon

Методические указания к изучению курса «История зарубежной литературы Средних веков» для студентов 1 курса факультета филологии и журналистики (отделения отечественной и романо-германской филологии) Ростов-на-Дону


Смотрите также:
Методические указания к изучению курса «История мифологии» для студентов 1 курса факультета...
Методические указания к изучению курса «История античной литературы» для студентов 1 курса...
Методические указания к изучению курса «Зарубежная литература эпохи Возрождения» для студентов 2...
Методические указания к изучению курса «История зарубежной литературы конца 19 начала 20 веков»...
Методические указания к изучению курса «История зарубежной литературы 19 века» для студентов 4...
Методические материалы к курс у...
Методические материалы к курс у...
Методические указания по практике немецкого языка (как второго иностранного) для студентов...
Методические материалы к курсу «Основы теории литературы» для студентов 1 курса факультета...
Методические указания к курсу «компьютерные технологии в образовательном процессе» для студентов...
Методические материалы к курсу «Античная литература» для студентов 1 курса факультета филологии...
Методическое пособие по практике устной и письменной речи английского языка для студентов III-IV...



Загрузка...
страницы:   1   2   3
скачать


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


САДОВСКАЯ И.Г.


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

к изучению курса «История зарубежной литературы Средних веков» для студентов 1 курса факультета филологии и журналистики (отделения отечественной и романо-германской филологии)


Ростов-на-Дону

2009

Методические указания разработаны доцентом кафедры теории и истории мировой литературы факультета филологии и журналистики И.Г. Садовской.


Ответственный редактор к.ф.н. доцент Гайбарян О.Е.


Компьютерный набор и вёрстка Багдасарова А.А.


Печатается в соответствии с решением кафедры теории и истории мировой литературы факультета филологии и журналистики ЮФУ, протокол № 8 от 20 апреля 2009 года.

Курс «История зарубежной литературы Средних веков» студенты дневной формы обучения отделений отечественной и романо-германской филологии (бакалавриат и специалитет) слушают в течение второго семестра первого года обучения. Курс открывает для студента-филолога историю западноевропейской литературы.


ВВЕДЕНИЕ

Следующей после разрушения античного мира вехой в истории Западной Европы является эпоха Средневековья. Под термином «Средневековье» понимается культура западноевропейского феодального общества, которая формировалась в течение десяти веков: с середины 5 века по конец 15-го.

Литературный процесс в период Раннего Средневековья связан с распадом эллинистически-римской культурно-исторической зоны. Нашествие варварских племен, разрушение старых городов и возникновение новых, христианизация Севера – эти и многие другие потрясение определили развитие средневекового мира, которые не могли не сказаться на темпах литературного развития. Для отдельных регионов характерны «провалы» на целые десятилетия (полное прекращение литературного процесса), поэтому в качестве главной черты можно отметить неравномерность литературного развития.

Эпоха Зрелого Средневековья в истории западноевропейской культуры – важнейший этап. Именно в это время происходит повсеместное рождение письменной литературы на новых языках – провансальском, бургундском, саксонском и др.

Сословная поляризация средневекового общества предопределила определенную поляризацию литературных направлений: рыцарская, или куртуазная литература, выработавшая разветвленную систему жанров (рыцарская повесть и роман, многочисленные стихотворные жанры поэзии Прованса и миннезанга) во многом противостояла городской литературе с ее доминирующей установкой на сатирическое осмысление социально-политических и бытовых тем. С возникновением в городах университетов (конец XI – XIII вв.) возникает новый литературный латиноязычный пласт, оказавший значительное влияние на формирующуюся систему жанров и приводит к сосуществованию аллегорического романа и басни, фаблио, шванка и мистерии, фарса и поэзии вагантов.

В период Зрелого Средневековья не только возникли предпосылки для появления национальных литератур, но и сформировались и достигли своего наивысшего развития ведущие жанры – героический эпос, куртуазная лирика и роман, городская сатира и драматургия. Указанные жанры, трансформируясь будут доминировать в литературе Возрождения и Нового времени.

Можно выделить следующие основные цели курса «История зарубежной литературы Средних веков»: составить представление о художественном своеобразии средневековой литературы и условиях ее формирования и развития, на материале курса обеспечить основу для понимания последующего многовекового культурного процесса и показать непреходящую ценность средневекового наследия для последующих веков.

Задачи курса:

1. ознакомление с кельтской и скандинавской мифологией, классическими произведениями средневековой литературы, предусмотренными программой;

2. формирование представлений об историко-культурном контексте их возникновения;

3. изучение закономерностей возникновения трех литературных родов и их основных жанровых разновидностей;

4. формирования навыков работы с исследовательской литературой, учебными пособиями и словарями-справочниками;

5. освоение основных понятий, необходимых для понимания средневековой литературы и культуры в целом.

Литература из дополнительного списка рекомендуется для самостоятельного ознакомления. При изучении курса необходимо обращаться к литературоведческим энциклопедическим изданиям и хрестоматиям.


^ 1 ЛАТИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

При изучении предложенных в данной части памятников перед студентами стоит задача освоения, во-первых, самого принципа периодизации, во-вторых, изучения текстов Августина и Боэция, но самое главное – научиться ориентироваться в историко-литературных реалиях раннего средневековья.

В рамках данного курса из всех многочисленных жанров клерикальной литературы студентам необходимо обратить внимание на жанре видения.

Как богословский жанр видение вместе с проповедью обладало назидательностью и помогало священнику воздействовать на паству: устрашающие картины загробного мира (ада) служили яркой иллюстрацией платы за грехи. Кроме того, именно жанр видения разрабатывает проблему «малой» и «большой» эсхатологии, а попытка ее решения привела к разработке идеи чистилища.

Жанр видения можно охарактеризовать как пограничный, поскольку он занимает промежуточное положение между богословской и собственно художественной литературой. Его формирование происходит на стыке двух традиций: библейской (сюда можно включить как саму библию и книги пророков, так и откровение Иоанна и раннехристианскую литературу) и античной.

Обычной формой описания загробной жизни в средние века был рассказ о человеке, который чудесным образом оказывался в мире ином, после чего возвращался к жизни и открывал окружающим виденное им «там». Это загробное странствие делалось возможным вследствие смерти, а рассказ о нем благодаря вознесению. Предпосылками развития жанра было, с одной стороны, особая черта средневековой ментальности – относительная размытость границы, разделяющей жизнь и смерть, с другой - уже существовавшие в античной литературе стереотипы, описывающие посещение героями царства мертвых. Итак, сюжет видений, построенный на рассказе о смерти и воскресении, является трансформацией одного из древнейших мифологических мотивов.

Необходимо разграничить два вида видений: вкрапления в сочинения исторического или агиографического характера (например, «Диалоги» Григория 1; «Церковная история народа англов» Бэды Достопочтимого) и собственно видения, чей сюжет исчерпывается историей посещения загробного мира (одно из ранних произведений «Видение Баронта»).

По мере развития жанра формируется ставшая впоследствии традиционной и символической система образов: появляются некоторые ценностно окрашенные координаты (верх и низ, восток и запад, правая и левая стороны); посмертный суд над душой, во время которого ангел может читать книгу (этот мотив восходит к «Откровению» Иоанна); мост через поток; благоухание и песнопения рая, которым противостоит огонь ада. Постепенно складываются и пространственно-временные признаки жанра. Пространство активно расширяется, детализируется (подробно описывается, например, верхний и нижний ад), оставаясь при этом дискретным, разрозненным. Соединяет все его части воедино хронотоп пути. Время в видениях, как правило, ориентирует читателя на настоящий, текущий момент, однако само существование ада и рая проецировано в вечность.

Жанр видения оказал значительное влияние на развитие литературы Средневековья и Возрождения.

При изучении литературы данного периода студентам следует обратить особенное внимание на феномен «Исповеди» Августина. «Исповедь» Августина (354-430) появилась на стыке двух эпох – античной и раннехристианской. Главный вопрос, который интересовал автора, можно сформулировать так: как человеку осуществить путь к Богу. Прежде чем размышлять об ответе Августина, следует понять особость трактовки личности в религиозном сознании. По Бахтину, существует два типа «отношения Я к самому себе»: религиозный и эстетический. Причем «Я религиозное», направлено всегда на Бога («не-«Я») и лишено всего личного, т.е. речь идет не о самоописании и самопознании, а о познании Бога. Как известно, различается и само понимание исповеди как конфессиональное и культурное. Последнее предполагает не столько откровенное признание и уж, конечно, не осуждение собственных ошибок («молитвенную рефлексию», по Бахтину), сколько установку на самопостижение, склонность к самоанализу, как это формулирует ХХ век.

Если понимать исповедь как рассказ о себе, неизбежно сравнение этого жанра с автобиографией. Автобиография –описание своей жизни, в основе которой лежит работа памяти (именно это отличает ее от б и о г р а ф и и, реконструирующей печатные и архивные источники). Жанр автобиографии близок мемуарам: их роднит сосредоточенность на психологических переживаниях, мыслях и чувствах автора.

Бахтин указывал на глубокое историческое различие между «самоотчетом-исповедью», образец которой он находил у Августина, и автобиографией. В первую очередь, исповедь предполагает выход за пределы собственного «Я» («Я», обращенное к Богу, не – «Я»), за пределы только личного, в то время как автобиографизм сосредоточен на грани между «Я» и миром, а также другими жизнями, другими «Я». Итак, главной особенностью жанра исповеди Августина является сложность образа «Я», личностного авторского сознания.

Согласно распространенному мнению, античное представление о человеке – «статуарно-замкнутое, массово-целостное» (определение Аверинцева С.С.) – в раннем христианстве переходит к переживанию себя как физической боли, мечется между страхом и надеждой на чудо. Он чувствует себя игрушкой в руках творца и в то же время ведет с ним непрерывный диалог. Идея непосредственного божественного откровения и личного общения с Богом придает новое значение спонтанным психическим переживаниям – личное, частное приобретает значение лишь в том случае, если пронизано всеобщим. Богатство самонаблюдений в «Исповеди», придание колоссального значения подробностям частной жизни, т.е. автобиографизм как таковой, лежащий в основе композиционного построения текста, является лишь с р е д с т в о м, подводит к главному выводу – собственная жизнь понимается Августином как п р и т ч а о Человеке вообще.

Чистосердечный и откровенный рассказ Августина о себе создает впечатление о самом психологически точном изображении внутренней жизни. Однако вопрос о психологизме «Исповеди» не имеет однозначного решения, поскольку, с одной стороны, читатель действительно узнает все о мельчайших движениях души героя произведения, с другой – главной задачей автора является увидеть в индивидуальной всеобщее, то, что роднит всех людей. Как уже было сказано, собственная жизнь Августина была понята как притча о человеке, а все люди – сограждане в вечном плавании, все они – дети и рабы Господа, и в этом братья. Судьба одного является поучением для другого, поэтому читать «Исповедь» - не значит интересоваться, каков Августин, но размышлять о том, каковы мы сами.

«Исповедь» Августина – это величайший диалог человека и Бога, главное открытие которого состоит в том, что в самой последней глубине духовного бытия человек встречается с остальными, чтобы вместе предстать перед Богом. Отдельные голоса сливаются в единый хор и устремляются к Небу – так осуществляется выход из жизни индивидуальной, малой к жизни вечной.

Значение «Исповеди» Августина в истории формирования жанра уникально. В этом отношении она соотносима только с «Историей моих бедствий» Абеляра, служившей образцом для тех, кто, подобно Руссо с его «Исповедью», решил создать произведение подобного рода.

^ КОНТРОЛЬНО-ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

  1. Дайте определение термину «Средневековье». (Правильный ответ оценивается 2 баллами)

  2. Назовите причины великого переселения народов. (2балла)

  3. Дайте определение термину «притча». (2балла)

  4. Что такое «Золотая легенда»? (2балла)

  5. Какими признаками характеризуется жанр исповеди? (2балла)

  6. Кто такие гунны и чем прославился их предводитель? (2балла)

  7. К какому жанру причисляют «Утешение философией» Боэция? (2балла)

  8. Какую роль сыграли монастыри в эпоху раннего средневековья? (2балла)

  9. Что означает термин «психологизм»? (2балла)

  10. Что означает термин «аллегория»? (2балла)

  11. Кто в античности сыграл решающую роль в принятии христианства? (2балла)

  12. Какую роль играет рассказ о детстве Августина в «Исповеди»? (2балла)

  13. Как называются прием, который использует Боэций, когда изображает свою утешительницу философию? (2балла)

  14. С какого события начинается действие «Исповеди» Августина? (2балла)

  15. Как завершается «Исповедь» Августина? (2балла)

^ Нормы оценки. Набравшие от 15 баллов и выше получают оценку «удовлетворительно», что означает достаточное усвоение пройденного материала; набравшие 14 баллов и ниже получают оценку «неудовлетворительно» и должны продолжать работу над оказавшимися для них слишком сложными заданиями I модуля, чтобы впоследствии повторить выполнение контрольно-тестовых заданий.


ЛИТЕРАТУРА

Баткин Л.М. Не мечтайте о себе// Л.М. Баткин Европейский человек наедине с собой. Очерки о культурно-исторических основаниях и пределах личного самосознания. – М.: Российск. Гос. Гумат. Ун-т, 2000. – С. 61-231.

Богословие в культуре Средневековья. – Киев, 1992.

Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. – М., 1979.

Рабинович В. Урок Августина: жизнь – текст. Урок Абеляра: текст – жизнь// Августин Аврелий. Исповедь. Петр Абеляр. История моих бедствий. – М.,1992. – С. 224-258; 296-324.


^ 2 АРХАИЧЕСКИЙ ЭПОС

При изучении текстов, предложенных во II части, студенты должны овладеть знаниями уникального литературного феномена – архаического эпоса раннего средневековья. Для достижения поставленной задачи необходимо не только прочитать программные тексты и разобраться в 2-х мифологических системах (кельтской и скандинавской), изучить лекции, которые помогут при подготовке к зачету, но уделять достаточное время рекомендуемой самостоятельной работе – конспектированию монографий, подготовке докладов и рефератов.

Архаическая форма эпоса сложилась задолго до государственного объединения народов. В основе ее лежали мифологические представления о мире, а главный персонаж совмещал черты первопредка, культурного героя и даже плута - трикстера. Примером такого синтеза может служить Один – верховный бог скандинавов, создатель мира, покровитель воинов, нередко сеющий распри. Биография героя архаического эпоса слагается, как правило, из определенного набора мотивов: необыкновенное деяние в раннем возрасте, ученичество у достойных, сватовство, связанное с испытанием смекалки и мужества, добывание чудесных предметов (волшебного меча, плаща-невидимки и т.п.), клятва побратимства, а впоследствии ее нарушение. Многие из этих мотивов отражают различные стадии распространенного обряда инициации воинов. Однако магистральный сюжет архаического эпоса - это рассказ о совершении героем подвигов, необходимых для защиты своего племени, личного обогащения или осуществления мести, причем его противники часто имеют вид хтонических чудовищ (драконы, змеи, волки и т. д.). Спасая мир от зла, герой часто гибнет сам, но его смерть – последний штрих героической биографии, последнее испытание, которое он достойно проходит, утверждая бессмертие непреходящих ценностей и собственной славы. Другой возможный вариант сюжета, который приводит героя к смерти,- совершение им недостойного поступка, а также мотив рокового золота. В архаическом эпосе народов Северной Европы эти мотивы часто переплетаются друг с другом. Так, например, для того, чтобы заполучить клад Сигурда, Гунар нарушает клятву побратимства и убивает героя, а затем гибнет сам, став жертвой коварства следующего охотника за сокровищами. Как справедливо отмечает Гуревич А.Я., «героический эпос германцев пронизан пафосом смерти, постигающей его героев».

Итак, в основе архаического эпоса лежит миф, активно взаимодействующий с различными ритуальными и обрядовыми действиями, который в эпоху общинно-родового строя, когда и создавался архаический эпос, был единственным критерием оценки происходящих событий и действий людей.

В архаическом эпосе выделяется несколько жанровых модификаций: поэма или песнь («Беовульф», песни «Старшей Эдды») и исландские саги, в отличие от других памятников этой эпохи, написанные прозой.

Для изучения данной темы предлагаются следующие художественные тексты: ирландские саги («Недуг уладов», «Изгнание сыновей Уснеха», «Рождение Кухулина», «Сватовство к Эмер», «Похищение быка из Куальнге», «Болезнь Кухулина», «Смерть Кухулина»); исландские саги («Сага о Гисли», «Сага о Греттире», «Сага о Гунлауге Змеином Языке»); скандинавский эпос («Старшая Эдда»); англо-саксонский эпос («Беовульф»).


^ КОНТРОЛЬНО-ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

  1. Назовите основные черты, характеризующие героический эпос раннего Средневековья. (Правильный ответ оценивается 2 баллами)

  2. Перечислите особенности сюжетостроения и композиции поэмы «Беовульф». (2балла)

  3. Из каких частей состоит Уладский цикл? (2балла)

  4. По какому принципу в кельтском эпосе принята классификация саг? (2балла)

  5. Кто автор «Младшей Эдды» и какова цель ее написания? (2балла)

  6. Как соотносится традиционный миф и влияние христианства в «Беовульфе»? (2балла)

  7. В чем состоит специфика изображения женских образов ирландской и скандинавской поэзии? (2балла)

  8. Назовите особенности композиции «Старшей Эдды». (2балла)

  9. Объясните смысл скандинавского эсхатологического мифа в «Прорицании вельвы». (2балла)

  10. Каковы способы раскрытия характера Кухулина в ирландской саге? (2балла)

  11. Какую роль играют комические эпизоды в «Старшей Эдде»? (2балла)

  12. Кого из богов оплакивает вся природа, великаны и боги? (2балла)

  13. Чем заканчивается «Сага о Гисле»? (2балла)

  14. Как называются поэтические вставки в исландских сагах? (2балла)

  15. Кто из скандинавских богов поучает людей? (2балла)

^ Нормы оценки. Набравшие от 15 баллов и выше получают оценку «удовлетворительно», что означает достаточное усвоение пройденного материала; набравшие 14 баллов и ниже получают оценку «неудовлетворительно» и должны продолжать работу над оказавшимися для них слишком сложными заданиями I модуля, чтобы впоследствии повторить выполнение контрольно-тестовых заданий.


ЛИТЕРАТУРА

Гуревич А.Я. «Эдда » и Сага. – М., 1979.

Мелетинский Е.М. «Эдда» и ранние формы эпоса. – М.,1968.

Стеблин–Каменский М.И. Древнескандинавская литература. – М.,1973.

Стеблин-Каменский М.И. Мир саги. – Л., 1971.

Стеблин-Каменский М.И. «Саги об исландцах» и «Сага о Греттире». –Новосибирск, 1976.

Жирмунский В.Н. Народный героический эпос. Сравнительно-исторические очерки. – М.-Л., 1962.

Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. – М., 1976.

Мелетинский Е.М. «Эдда» и ранние формы эпоса. – М., 1968.

Германский героический эпос и сказание о Нибелунгах. – М., 1960.


^ 3 ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС РАЗВИТОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

При изучении данной части предлагается уделить внимание исторической составляющей, поскольку события, изменившие мир, стали своего рода эмблемой новой эпохи – эпохи Крестовых походов. Заслуживает внимание и принципиально новая и активно развивающаяся жанровая система: для осмысления всего этого сложного материала студенту предлагается вдумчиво проработать рекомендованные художественные тексты и монографические исследования.

Памятники, относящиеся к эпосу развитого Средневековья, представлены во многих национальных литературах, и, поскольку они имеют много общих, традиционно вычленяемых признаков, их принято относить к самостоятельной жанровой форме. Как и произведения архаического эпоса, средневековые поэмы анонимны; некоторые из них дошли до нас в неполном варианте («Песнь о Сиде»), другие же известны по многочисленным рукописям (так «Песнь о Роланде» насчитывает их 90). Эпоха, когда создавались эти памятники ( конец ХI – XIII вв), характеризовалась, с одной стороны, доминирующими центробежными тенденциями (феодальная раздробленность), с другой – осознанием пагубности этих тенденций. Отсюда определенная направленность эпической проблематики – мифологизация исторических событий далекого прошлого и подвигов героев, сражавшихся с врагами государства (а не с хтоническими чудовищами) и погибших за его свободу и счастье. Так поражение, нанесенное басками в Ронсевальском ущелье арьергарду Карла Великого в 778 году, превращается в героическую битву за Францию с неверными маврами отряда Роланда, а главной фигурой испанского эпоса является реальный исторический персонаж Родриго Диас де Бивар, прозванный маврами «Сидом». Именно патриотический пафос характерен для большинства произведений этого жанра («Слово о полку Игореве», «Песнь о Роланде», «Песнь о Сиде»).

В эпосе нового времени образ главного героя претерпевает значительные изменения: у своего архаического прототипа он наследует силу и отвагу, но в большинстве произведений они не имеют сверхъестественного происхождения (исключение составляет «Песнь о Нибелунгах», герой которой Зигфрид использует магические предметы), т.е. практически полностью утрачивается связь с мифом. Главное же состоит в прославлении принципиально иных качеств: верности вассальному долгу, куртуазности – образцовый рыцарь, идеальный возлюбленный и муж, сын, брат и друг, который, в отличие от героя архаического эпоса, не способен нарушить слово, любимый народом герой близок к идеальному. Возможно, подобная трансформация главного персонажа эпоса связана с влиянием жанров куртуазной литературы – лирики и романа.

^ КОНТРОЛЬНО-ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

  1. В чем смысл конфликта Роланда и Ганелона? (Правильный ответ оценивается 2 баллами)

  2. Объясните значение образа Карла Великого. (2балла)

  3. Охарактеризуйте пространство и время в «Песне о Нибелунгах»? (2балла)

  4. Какой из мотивов активно используется в «Песне о Нибелунгах»? (2балла)

  5. Охарактеризуйте конфликт Сида с королем и его роль в сюжете «Песни о моем Сиде»? (2 балла)

  6. Какую роль играет воссоздание куртуазного быта и нравов эпохи в «Песне о Нибелунгах»? (2балла)

  7. Что такое реконкиста? (2балла)

  8. Какова роль Хагена в развитии сюжета «Песни о Нибелунгах»? (2балла)

  9. К какой эпохе относят возникновение народно-героического эпоса? (2балла)

  10. Назовите женские образы и их роль в сюжете поэм («Песнь о Роланде», «Песнь о моем Сиде», «Песнь о Нибелунгах»). (2балла)

  11. Назовите фантастические мотивы и их место в эпической поэзии развитого средневековья. (2балла)

  12. Что означает термин куртуазность? (2балла)

  13. В чем проявилась месть Кримхильды в финале «Песни о Нибелунгах»? (2балла)

  14. В чем причина самого факта мести Кримхильды собственным братьям? (2балла)

  15. Какие значения можно выделить в слове нибелунги? (2балла)

^ Нормы оценки. Набравшие от 15 баллов и выше получают оценку «удовлетворительно», что означает достаточное усвоение пройденного материала; набравшие 14 баллов и ниже получают оценку «неудовлетворительно» и должны продолжать работу над оказавшимися для них слишком сложными заданиями I модуля, чтобы впоследствии повторить выполнение контрольно-тестовых заданий.





оставить комментарий
страница1/3
Дата26.09.2011
Размер0,56 Mb.
ТипМетодические указания, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх