Автореферат разослан января 2010 г icon

Автореферат разослан января 2010 г


Загрузка...
страницы:   1   2   3
скачать


На правах рукописи


Обидина Юлия Сергеевна


ФЕНОМЕН «HOMO IMMORTALIS»

В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ


24.00.01 – Теория и история культуры


А В Т О Р Е Ф Е Р А Т

диссертации на соискание ученой степени

доктора философских наук


Нижний Новгород – 2010


РАБОТА ВЫПОЛНЕНА В ГОУ ВПО «МАРИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»




Научный консультант

доктор культурологии, профессор

Шкалина Галина Евгеньевна


Официальные оппоненты:

Доктор философских наук, профессор Багровников Николай Адрианович

Доктор философских наук, профессор ^ Тимощук Алексей Станиславович

Доктор философских наук, профессор Ермаков Сергей Анатольевич


Ведущая организация

ГОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет»


Защита состоится 24 февраля 2010 г. в 14 часов на заседании диссертационного совета Д 212.162.01 при ГОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет» по адресу: 603950, г. Нижний Новгород, ул. Ильинская, 65, корпус 5, аудитория 202.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет».

Автореферат разослан «____» января 2010 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета

доктор философских наук, профессор Е.В. Грязнова
^

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ



Актуальность темы диссертационного исследования. Общая направленность мироощущения во многом определяется отношением к смерти. Страх смерти имеет свои корни в неустранимом противоречии двух измерений человека: конечности и временности тела и направленной к вечному и бесконечному интенции духа.

Современный человек с его рационализированным мышлением, технократическими и сциентистскими установками, с его верой в безграничность научно-технического прогресса не может смириться с тем фактом, что смерть – это объективная реальность. А многое из того, что было накоплено культурой за два с лишним тысячелетия, оказалось для большинства утраченным. В результате, по справедливому утверждению О.С. Суворовой, «происходит своего рода вытеснение смерти из сознания – индивидуального и общественного, из сферы культуры»1.

Неиссякаемый интерес исследователей к теме смерти и бессмертия вызван ее необъятностью, глубиной и универсальностью, ведь именно «изучение природы бессмертия, воплощенной во внутренней форме ключевых его обозначений, дает ответ на вопрос о конце, а следовательно, и о начале, и об истоках всего сущего»2.

Но если смерть в качестве культурно-исторической универсалии исследована в философии, особенно экзистенциальной, то иммортологические практики никогда ранее не становились предметом изучения с позиций теории и истории культуры. Однако современный культурологический дискурс все более настойчиво свидетельствует о необходимости переосмысления проблемы бессмертия человека с позиции культуры.

Актуальность заявленной проблемы определяется и сложнейшими взаимоотношениями материального и идеального полюсов культуры. Теоретическая разработка проблемы бессмертия человека велась во многих мировых цивилизациях – китайской, индийской, шумеро-вавилонской, египетской, однако особо четко она вербализирована в греко-римской ойкумене. Изучение иммортологических практик в античности связано и с мессианским осознанием места России, которое получило развитие в русской философии. Поэтому тема имеет и цивилизационную актуальность, так как проясняет аспекты выработки православного учения о бессмертии.

Сегодня, когда на повестку дня поставлен вопрос о самом существовании человечества, проблема бессмертия приобретает не только личностный, но и глобальный характер. Осмысление законов жизни и посмертного существования в системе культурологического знания – важнейшая задача современной науки.

Таким образом, актуальность данного исследования определяется следующими моментами:

- проблемами взаимоотношения материального и духовного полюсов культуры;

- проблемой перехода человека в «иного» в рамках современной культурной парадигмы;

- вопросами, возникающими вследствие недостаточной изученности идеи бессмертия в контексте теории и истории культуры и особенностей ее отражения в европейской культурной парадигме;

- необходимостью обоснования роли и влияния представлений о бессмертии в античной культуре на становление христианских представлений о бессмертии, а следовательно, и европейской культурной традиции.

^ Степень научной разработанности проблемы. Изучением представлений о бессмертии ученые занимаются на протяжении достаточно длительного периода времени, на разных уровнях, в различных аспектах. Проблема смерти и бессмертия традиционно находятся в центре внимания исследователей духовной культуры, философии и религии. Вместе с тем этот процесс неоднороден и противоречив. На сегодняшний день в общественном сознании конкурируют две концепции. Первую условно можно назвать трансцендентной. В центре внимания этой концепции – вера в бессмертие в потустороннем загробном мире, причем качество этой загробной жизни определяется качеством жизни земной. В русле второй концепции бессмертие видится в социальном, духовном плане, и как итог – в личностно-индивидуальном. В последние годы появилась и естественнонаучная концепция бессмертия. Она отражает попытки ученых добиться бессмертия человека как биологического вида и является рефлексией многовекового осмысления границ человеческой экзистенции.

Особенности античного мировосприятия и отношения к смерти и бессмертию отражает целая серия обобщающих работ по истории древнегреческой религии и культуры. Однако методика исследований подобного рода не позволяет осознать сущность феномена бессмертия человека и выявить внутреннюю динамику представлений о бессмертии в культуре.

^ Религиозный взгляд на проблемы бессмертия исследуется в работах Дж. Микалсона, В. Буркерта, Е.Р. Доддза, М.П. Нильссона, Ю.А. Кулаковского, Н.И. Новосадского, В.В. Латышева, А. Меня, Н. Бердяева, Ф.Зелинского, А. Кураева. Религиозный взгляд на посмертную судьбу души в указанных исследованиях представлен, прежде всего, как огромная работа над собой и нравственное совершенствование человека, а не решение главного противоречия человека – нахождение между конечным и бесконечным.

Обширная литература по психологии в центр изучения ставит человека, его индивидуальность и личное представление о бессмертии. Происходит открытие индивида, «осознание» в час смерти или в мысли о смерти своей собственной идентичности, личной истории, как в этом мире, так и в мире ином. Тем не менее, экзистенциальная проблематика в данных исследованиях уходит на задний план.

Философская литература дает свою трактовку поставленной проблемы. Тема смерти и бессмертия является необходимой составляющей человеческого видения мира и играет существенную роль в формировании мировоззрения. Наиболее важные философские вопросы о том, кто я здесь, зачем я живу, что я должен делать - подразумевают смертность человека, конечность его бытия. Сама постановка основных вопросов философии включает в себя тему смерти.

Эзотерический опыт бессмертия активно изучается в различных культурах – индийской, египетской, исламской. В античной культуре он рассматривается в рамках орфических концепций и дионисийского учения. Наиболее известное исследование истории раннего пифагореизма принадлежит Ф. Корнфорду3. Среди исследователей следует назвать, в первую очередь, В. Иванова, А.Ф. Лосева, Л.Я. Жмудя, А.С. Русяеву, И.А. Макарова и др.

Особое место в иммортологической проблематике занимают работы по метемпсихозу. Идея метемпсихоза рассматривается в работах П. Милославского, И. Чистовича, А. Кураева, М.П. Нильссона, Ф. Клеве. Однако у всех авторов остается практически без внимания духовно-нравственная сторона душепереселения.

Большую ценность представляют исследования мифологии, позволяющие выявить архетипический смысл представлений о смерти и бессмертии в культуре. Среди ведущих исследователей необходимо указать А.Ф. Лосева, С.С. Селиванову, А.Б. Тайлора.

В рамках критики религиозной концепции бессмертия следует назвать работы И. Д. Панцхавы, И. А. Крывелева, Н.А. Ильина, Д.Е. Михневича.

Вызывают большой интерес работы по танатологии, представленные Санкт-Петербургской школой исследователей. Философский альманах «Фигуры Танатоса: искусство умирания» обсуждает различные концепции современного осмысления проблем смерти и бессмертия4. На базе Института философии РАН также было представлено несколько концепций, обосновывающих ценность жизни через ее противопоставление идеи смерти или сопоставлении с ней5.

Из современных исследователей необходимо отметить О. С. Пугачева, исследовавшего этическую сторону проблемы бессмертия в русской философской традиции конца 19-го - начала 20-го века. В работах Л.Е. Балашова рассматриваются проблемы актуального бессмертия. Е.А. Торчинов рассмотрел проблему смерти и бессмертия в универсуме китайской культуры.

^ Естественнонаучная концепция бессмертия исследуется в работах И.В.Вишева. Им проанализированы разные гипотезы, концепции, касающиеся различных аспектов соотношения жизни, смерти, бессмертия. Однако морально-нравственная сторона этой проблемы остается без внимания автора. Большой интерес представляют также исследования М.В. Соловьева и Г.Д. Бердышева.

Вопросы смерти и бессмертия чрезвычайно скупо освещаются в культурологических исследованиях. Культурологический взгляд на проблему смерти и бессмертия раскрывается в исследованиях Т.В. Мордовцевой, Т.Н. Прокудиной, Р. Гарлана. В рамках культурологического подхода следует указать и на группу исследователей, изучающих проблемы антропологии с позиций «Школы Анналов». В работах А.Я. Гуревича, Ж. ле Гоффа, Ю.Л. Бессмертного важное место занимают культурно-антропологические исследования конечности и бесконечности жизни человека.

В большей степени проблемы смерти и бессмертия сегодня рассматриваются в рамках био- и ноосферных процессов, геокосмической эволюции, экологии. Этот подход представлен школой В.П. Казначеева, развивающего идеи Н.Ф. Федорова о бессмертии и космическом будущем преображенного человечества, К.Э. Циолковского о перспективах атомарного бессмертия, о разумном космическом будущем человечества, В. Вернадского о переходе от биосферы к ноосфере, об автотрофности человечества, А.Л. Чижевского о космобиологических параметрах существования человека6.

Проблема экологии смерти разрабатывается в исследованиях В.А. Кутырева. С.Г. Спасибенко рассматривает социальное значение проблем смерти и бессмертия.

Таким образом, проведенный историографический анализ показывает, что проблема бессмертия не осталась без внимания ученых, однако ее изучение в рамках теории и истории культуры значительно отстает от разработки в истории и философии. Несмотря на то, что в отечественной культурологии осуществлены изыскания в области постановки вопросов проблем бессмертия в рамках современной культурологии, появились работы, в которых предпринимается попытка реконструировать представления о смерти в разных культурах и типах сознания7, огромный потенциал архетипической памяти культуры, особенно античной, требует дальнейшего изучения и осмысления.

На сегодняшний день изучены только отдельные аспекты представлений о бессмертии души, о перевоплощении души в различные тела после смерти. До сих пор не разработаны онтология, метафизика, гносеология, антропология, аксиология бессмертия с точки зрения теории и истории культуры. Фактически только поставлена проблема, но не дана характеристика взаимодействия и взаимовлияния научных и культурных концепций бессмертия. Такие темы, как типология бессмертия, социальная и культурная память общества, морально-нравственная позиция сторонников бессмертия в современной парадигме культуры, еще ждут своих исследований. Представления о бессмертии в культуре еще не стали предметом комплексного анализа. На протяжении веков вопрос об экзистенциальной сущности конечности человека так и не получил своего разрешения. Поэтому в данном исследовании мы обратились к решению обозначенной проблемы.

^ Объектом диссертационного исследования является эволюция представлений о бессмертии человека.

Предмет исследования - значение модификации представлений о бессмертии для современной социокультурной динамики.

С целью изучения основополагающих принципов и форм представлений о бессмертии в культуре была сформулирована следующая гипотеза:

Комплекс концептов, связанный с представлениями о бессмертии человека во многом носит мировоззренческий характер, он многоаспектен и тесно связан с фундаментальными представлениями о вселенной и человеке, его происхождении и судьбе.

Культура выступает основополагающим фактором воплощения концептов бессмертия во времени и пространстве.

Представления о бессмертии имеют аксиологический характер. Ценности, заложенные в этих представлениях, формируют социальные установки, мотивационную сферу, отношение к миру, когнитивные эталоны, стереотипы сознания, культурную картину мира. Они относятся к трансцендентным ценностям, которые носят абсолютный характер. Поэтому интегративная характеристика представлений о бессмертии в культуре может быть получена через изучение ценностно-смысловых параметров и их понимание в хронотопе культуры.

^ Цель исследования - выявить универсальный смысл феномена «Homo Immortalis» в системе культуры. Для реализации цели исследования ставятся следующие задачи:

- рассмотреть идею бессмертия как категорию совокупного духовного опыта человечества;

- типологизировать представления о бессмертии в современном культурологическом дискурсе на основании единых критериев и систем признаков, объяснить происхождение и специфику значимых компонентов;

- рассмотреть трансформацию античного мировоззрения как базисного, основополагающего элемента современной культурологической парадигмы сквозь призму процессов вызова, сформулированных другими традициями;

- дать философский анализ пространственно-временных характеристик бессмертия;

- выявить культурологический аспект экзистенциальной сущности человека как «диалога» души и тела в предметном поле культуры;

- проанализировать основания и детерминанты представлений о бессмертии в культуре;

- рассмотреть архетипы бессмертия в универсуме культуры;

- представить семиосферу бессмертия в социокультурной динамике;

- рассмотреть различные модусы бессмертия в динамике культуры;

- проанализировать биоэтическую проблематику иммортологии в современном культурологическом дискурсе.

^ Методологическая основа исследования. В диссертации задействованы основные общенаучные методы: анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, индукция, дедукция, аналогия, классификация, типология. Для проведения комплексного исследования в работе применяются методы гуманитарных наук: генетический, диахронический и синхронический, типологический, сравнительно-исторический, структурно-функциональный, системно-структурный, синергетический, сопоставительный, методы Школы «Анналов» для изучения истории ментальностей. Общефилософские методы представлены диалектическим подходом к изучению проблем бессмертия. Кроме того, для решения поставленных задач автор диссертационного сочинения обращается и к частнонаучным методам: филологическому, историческому, этнографическому, социологическому.

Сквозь призму герменевтики человек рассматривается в пространстве культуры, личностных ценностях и индивидуальных смыслах. Античная традиция представлена как культурный текст, заключающий в себе культурные коды последующих эпох. Морфологический подход позволил автору исследования выявить соотношение универсальных и феноменальных характеристик в представлениях о бессмертии в культурной картине мира.

В методологическом плане использование культурно-герменевтического подхода позволило автору исследовать феномен «Homo Immortalis» в системе культуры без навязывания собственной оценочной шкалы, исходить из принципа их рациональности. Иммортолигические представления в работе анализируется с нескольких позиций: 1) сущностной (модусы представлений о бессмертии, их природа); 2) функциональной (что они дают для общества и культуры); 3) генетической (динамика и статика).

Теоретический слой диссертации базируется на принципах историзма, объективности, конкретности, последовательности, системности, рациональности. Компаративный подход позволил провести сравнительно-исторический анализ конкретных областей культуры в определенном временном интервале. В работе также использованы методы синергетики, философской и культурной антропологии. Общим принципом является принцип толерантности – терпимости к различным точкам зрения.

^ Теоретическую основу исследования составляют труды, посвященные изучению проблем бессмертия человека в различных культурах и типах сознания. Особое место в изучении проблемы бессмертия человека занимают исследования по культурной антропологии А. Тайлора, Д. Фрэзера, А. Гуревича. В типологии представлений о временных трансформациях экзистенции человека автору помогли исследования Л.Е. Балашова, Т.В. Мордовцевой, В.А. Кутырева. Продуктивными для исследования стали разработки А.Ф. Лосева, С.С. Аверинцева, И. Чистовича, А. Меня, А. Кураева, В.М. Розина. Темпоральные аспекты представлений о бессмертии разработаны с опорой на идеи В.Н. Поруса, С. Астапова, Ж. ле Гоффа, С. Хамфрис. Среди исследователей мифологии следует отметить С.С. Селиванову, В. Иванова, Т.В. Мордовцеву, чьи работы помогли рассмотреть процесс модификации представлений о бессмертии в культуре. Опыт описания символики представлений о теле и душе, исследованный в работах А. Маковельского, А.А. Тахо-Годи, А.Я. Гуревича, В. Мухиной, Т. Гомпереца послужил эвристическим ядром анализа экзистенциальной сущности человека. Концепции И.В. Вишева, Г.Д. Бердышева, М.В. Соловьева позволили провести структурное сравнение научных концепций бессмертия человека и опыта культурной традиции. Идеи С.Г. Спасибенко, О.С. Суворовой, Б.М. Полосухина способствовали формированию проблематики дальнейшего исследования обозначенных в исследовании проблем. Существенным вкладом в диссертационное исследование стали концептуальные предложения Г.Е. Шкалиной, Н.А. Багровникова, Л. А. Зеленова, В.А. Фортунатовой, А.С. Тимощука, В. П. Кожевникова.

^ Эмпирическая основа исследования. Главную роль в реконструкции древнегреческих представлений о бессмертии играют Египетская книга смерти, Тибетская книга мертвых, Бхагават-гита, поэмы Гомера, свидетельства греческих трагиков, комедии Аристофана, труды древнегреческих историков, в частности, Геродота, Диодора Сицилийского, сведения Плутарха, особенно его «Moralia», Павсания. Важными источниками при восстановлении древнегреческих представлений о бессмертии являются свидетельства греческих философов, особенно Платона.

Из сочинений представителей римской общественной и философской мысли необходимо назвать труды Цицерона, Сенеки, Марка Аврелия. Важное значение для понимания представлений о бессмертии в христианстве имеют Ветхий и Новый Завет, Талмуд, сочинения христианских авторов - Иринея, Тертуллиана и др.

^ Научная новизна исследования заключается в следующем:

– в диссертации обобщена экзистенциальная парадигма изучения представлений о бессмертии через призму аксиологических параметров, представлен вариативный диапазон определений и типологии бессмертия;

- проанализирована аксиологическая направленность современных культурологических концепций, сделан прогноз их ценностно-смысловой динамики, обозначена роль ценностного отношения к феномену бессмертия человека в рамках современных иммортологических теорий и практик,

- дана трактовка пространственно – временных параметров идеи бессмертия, осмыслена их метафизическая специфика, предложено решение антиномии душа-тело в рамках традиционных представлений о бессмертии;

- разработаны сущностные основания представлений о бессмертии в античной культуре, в частности, выяснено, что бессмертие в античной культуре мыслилось пластически, циклично, было лишено эмоциональной и сакральной окраски. Эмоциональный, осязаемый и сакральный смысл в представления о посмертном существовании привносит христианская культура;

- доказано, что эпистемологическая эволюция сакрального смысла бессмертия связана с ростом личностного самосознания. Экзистенциональные стороны человеческой индивидуальности проявляют себя в отношении к будущей посмертной жизни. Противоречия в сознании, связанные с восприятием жизни и посмертного существования, глубоко отражаются и в мировоззрении человека, и в динамике культурного процесса.

- определена специфика превращения феноменальных представлений о бессмертии в культурные универсалии, данный процесс рассматривается с точки зрения модификации, приращения архетипичных представлений новыми образами и смыслами.

- критически осмыслена роль культурных архетипов в модификации традиционных представлений о бессмертии, указаны последствия вольного обращения с традицией;

- рассмотрено формирование христианского учения о воскресении на основе античного мировоззрения, предложена оптимальная модель преемственности традиционных представлений о бессмертии в современной европейской культуре. Показано, что главная особенность представлений о бессмертии в античной культуре заключается в их архетипическом смысле, неотъемлемом базисном элементе формирования, существования и развития не только античной, но и европейской культуры и модели личности;

- дано толкование типа личности сквозь призму модификации иммортологических практик. В каждой культуре человек «умирает» по-разному, разницу можно увидеть во всех культурных смыслах, несмотря на то, что в различных модусах бессмертия проявляются универсальные архетипичные образы, символы и смыслы. Полиморфизм культуры, таким образом, также раскрывается в представлениях о бессмертии.

- рассмотренная идея реинкарнации в западном варианте развития личности позволила дать ее толкование как ценностно-смыслового полюса в разрешении проблемы божественной справедливости, что не позволяла сделать концепция наследственной вины или посмертного наказания в загробном мире;

- доказано, что смещение акцентов с духовной сферы на научно-прагматическую и даже коммерческую приводит к ломке традиционных устоев, разрывает связь между поколениями, обесценивает одну из основных функций культуры – функцию трансляции культурного опыта.

Характер и степень научной новизны проведенного исследования отражают основные положения, выносимые на защиту:

1. Бытие представлений о бессмертии в культуре диалектично, динамично и полиморфно. Существование единой культурной универсалии возможно в теоретическом, концептуальном виде, а не конкретно-индивидуальном.

2. Рассмотрение типологии бессмертия с аксиологических позиций позволяет систематизировать основные понятия, фиксирующие наиболее очевидные и значимые проявления представлений о бессмертии в универсуме культуры;

3. Изучение экзистенциальных истоков иммортологической проблематики свидетельствует, что идея бессмертия как культурный модус задает общий характер всем взаимодействиям в социуме и лежит в основе формирования всех систем ценностей, выступает как духовный стиль эпохи;

4. Философский анализ пространственно-временных параметров идеи бессмертия свидетельствует об органичном переходе пластической природы древнегреческой культуры в пластику христианского мышления.

5. Изучение экзистенциальной сущности человека с культурологической точки зрения позволяет снять противоречивость высокой античной культуры и низкой, рабской средневековой; показать уникальность человеческой личности в ее экзистенциальном проявлении.

6. Рассмотрение архетипов бессмертия в универсуме культуры позволило показать, каким образом представления о бессмертии превращались в культурные универсалии; задавали оценочные рамки всему историко-культурному процессу.

7. Полиморфизм бессмертия в парадигме культуры свидетельствует о процессе трансформации наивного представления о бессмертии в выстраданную идею Спасения, и следовательно, Воскресения. Глубинный смысл идеи Воскресения носит не религиозный, а культурообразующий характер.

8. Представление различных модусов бессмертия в динамике культуры свидетельствует об определяющем влиянии культуры, а не религиозных традиций на формирование представлений о посмертном существовании человека.

9. Биоэтическая проблематика иммортологии в современной культуре заставляет прибегнуть к культурологической рефлексии, позволяющей утверждать, что экзистенциальные стороны человеческой индивидуальности относятся к трансцендентным ценностям, которые носят абсолютный характер.





оставить комментарий
страница1/3
Е.В. Грязнова
Дата26.09.2011
Размер0,58 Mb.
ТипАвтореферат, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх