Программы дисциплины (факультатива) История политических учений icon

Программы дисциплины (факультатива) История политических учений


Смотрите также:
Рабочая учебная программа Дисциплина: История политических и правовых учений Специальность...
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности...
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) История политических и правовых учений Б. 3+...
Учебно-методический комплекс дисциплины (опд. Ф...
Конспект курса «история политических и правовых учений»...
Программа дисциплины «История политических учений» для специальности 032301...
ПРограмма по дисциплине «история политических и правовых учений» для студентов 4 курса д/о...
ПРограмма по дисциплине «история политических и правовых учений» для студентов 4 курса д/о...
Программа дисциплины «История правовых и политических учений» для направления 030600...
Аннотация рабочей программы дисциплины история политических учений (наименование учебной...
Программа дисциплины История политических и правовых учений для специальности 030501...
ПРограмма по дисциплине «история политических и правовых учений» для студентов 4 курса дневного...



Загрузка...
скачать


Министерство экономического Министерство образования и

развития и торговли науки Российской Федерации

Российской Федерации


Государственный Университет – Высшая школа экономики

Санкт-Петербургский филиал


Кафедра социологии


Программы дисциплины (факультатива)

История политических учений


Для специальности 040201.65 СОЦИОЛОГИЯ


2, 3 курс


Автор: кандидат философских наук Печерская Н.В


Санкт-Петербург


2004


^ Раздел 1. Пояснительная записка


Программа рассчитана на студентов второго и третьего курса социологического факультета дневного отделения.

Исходный уровень знаний и умений: предлагаемая программа рассчитана на студентов, прослушавших курс «Введение в философию» и «Политология». Предполагается наличие навыков самостоятельного анализа текстов, умения самостоятельно работать с литературой, наличие базовой культуры письма.

^ Цели и задачи курса - изучение политической философии как особого способа раскрытия, проблематизации, концептуализации мира политического под углом зрения проблем свободы и порядка, частного интереса и общего блага, легитимности, справедливости, политических обязательств. Показать, каким образом методологические и идеологические перемены в западной политиче6ской теории меняют представления о свободе, порядке, власти, правах человека, о демократии и справедливости. Курс не претендует на исчерпывающий охват истории политической мысли, но освещает основные узловые пункты ее эволюции, связанные с именами крупнейших мыслителей западной политической традиции.

Учебная задача курса - сформировать у студентов представление об истории политической мысли не только как об особом типе мышления, но и как о рабочем аппарате, предлагающем инструментарий для решения конкретных актуальных социально-политических задач.

Программа предусматривает проведение семинарских занятий, главная цель которых - выработать у студентов навыки самостоятельного критического анализа классических и современных политических теорий, научить использовать концептуальный аппарат политической теории для анализа актуальных общественных проблем.

^ Структура курса.

Курс состоит из 14 лекций и 14 семинарских занятий.

Форма проведения занятий: лекции и семинары. Самостоятельная работа по курсу предполагает подготовку к семинарским занятиям (чтение рекомендованной литературы, выступление с докладами).

^ Форма контроля. Текущая – участие в семинарах и написание эссе.

Итоговая оценка за курс, складывается из двух компонент: работа на семинарах – 50% и 2 эссе – по 25% каждое.

Оценки за эссе выставляются по 10–балльной шкале по следующим критериям. 9 – 10 – отличная работа, выполненная самостоятельно, изложение логично, оригинально решение поставленной проблемы, выдвинутый автором тезис доказан, продемонстрировано уверенное владение материалом, работа грамотно оформлена.

8 – очень хорошая работа, продемонстрированы навыки самостоятельного анализа материала,

6 – 7 – хорошая работа, продемонстрированы навыки анализа материала и самостоятельного мышления, но не хватает аргументированности в раскрытии заявленного тезиса.

4 – 5 – работа, близкая к реферату, состоящая в основном из компиляции чужих текстов, работа правильно оформлена, имеются ссылки на использованные источники.

2 – 3 – чистая компиляция чужих текстов и отсутствие корректных ссылок, отсутствие списка литературы.

0 – «скачанный» или отсканированный реферат.


^ Раздел 2. Содержание дисциплины.


Лекция 1. Понятие и специфика политического. В чем специфика философского подхода к политике. Соотношение и разграничение политической философии, политической идеологии и политической науки. Основные философские проблемы политики и политологии. Классические политические учения и современность.


Часть 1. Античная политическая философия.


Лекция 2. Платон: мир идей и идеальное государство.


Лекция 3. Политика и политика Аристотеля. Проблема политического животного, публичного и приватного в политической философии Аристотеля.


Лекция 4. Х.Арендт: Античный полис как классическая модель воплощения "условий человеческого существования". Политика как "повседневная действительность свободы". Антиномия публично - политического и частно - хозяйственного. Этика политики и мораль частной жизни. Пары категорий "власть—правление", "речь—насилие", "участие—представительство". Современность и распад публично-политической жизни. Подъем "социального", арендтовский анализ революций Нового времени. Типология зла, "банальность зла" в современном мире. Тоталитаризм и современность. "Условия человеческого существования" — свобода, "мирскость" (worldliness), плюральность. Три основных вида деятельности человека в их отношении к "условиям человеческого существования".


Часть 2. Политическая философия эпохи Возрождения

Лекция 5. Макиавелли. Принципы политики и природа человека. Stato. Три правильных и три неправильных формы правления, их связь с социальными условиями. Политический зоопарк и политический менеджмент: цель оправдывает средства.


Часть 3. Классическая договорная традиция в истории политической мысли


Лекция 6. Политическая геометрия Т. Гоббса. Проблема общественного порядка. Договорные основы происхождения государства. Учение о государстве как о смертном Боге. Суверенитет, репрезентация, общественный договор и всесильный Левиафан. Гоббс как родоначальник правового позитивизма.


Лекция 7. Дж. Локк. Естественное право как ограничение власти государства. Публичное и приватное во «Втором трактате о правлении». Теория собственности и право на восстание. Соотношение политики и экономики в концепции государства.


Лекция 8. Ж.-Ж. Руссо. Концепция естественного состояния и происхождения неравенства. Идея общей воли – новый путь к старым оковам? Соотношение свободы и несвободы в общественном договоре. Концепция гражданской религии.

Часть 4. Левиафан или «ночной сторож»: современные контроверзы договорной традиции


Лекция 9. Современные версии общественного договора. Дж. Роллз и теория справедливости как честности. Исходное положение, вуаль неведения и концепция приоритетных благ. Границы гипотетического соглашения. Максимин и проблемы неравенства. Коммунитаризм vs. рационализм. Критика Тейлора, Сэндела, Нозика. Современный дискурс справедливости. Роллз или М.Уолзер.


Лекция 10. Концепция спонтанного порядка Хайека и Нозика. Идея “спонтанного порядка” и его “правила”. Историческое объяснение возникновения и развития “спонтанного порядка” и проблема его “универсальности”. Понятие “конструктивизма” применительно к теории и практике — критика социализма. Угрозы “спонтанному порядку” в современных западных обществах. Критика современной либеральной демократии (bargaining democracy) и антиномия демократии и капитализма. Утопическая “конституция либерального государства” и парадокс “либеральной диктатуры”. Анархия, государство и утопия.


Часть 5. Этика долга vs. этика цели в политике


Лекция 11. Э. Кант. Политическая теория в контексте категорического императива Канта. Этика долга Канта. Свобода человека и право. Связь и разграничение права и морали. Право в строгом и в широком смысле. Частное и публичное право. Его соотношение с естественной правовой доктриной. Принципы устройства и формы государства.


Лекция 12. И. Бентам. Утилитаристская мораль и «большая политика». Индивид vs. общая польза и необходимость власти. Межличностные сравнения и консеквенциализм. Права и польза – проблема синтеза. Проблема человеческой свободы и полезности. Изменение значения и меры полезности. Полезность и контекст. Предупреждение вреда как легитимация действий государства.


Часть 6. Антипросветительское движение в политике


Лекция 13. Э. Берк. Либеральный консерватизм Берка. Свобода, авторитет, порядок, здравый смысл, традиция и государство. «Безнадежные полеты французских аэронавтов» и проблемы революционных изменений.


Лекция 14. Современная консервативная мысль. Критика рационализма в политике Оукшоттом и Макинтайром. Негласные правила, практики и традиции мышления как фундамент политического сообщества: социо-культурный контекст и политика.

^

Раздел 3. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.


Учебники и учебные пособия.

Базовые учебники.

  • История политических учений. Учебник для ВУЗов. / Под ред. О.В.Мартышина. М.: Норма. 2002.

  • Категории политической науки. / Под ред. А.Ю.Мельвиля. М.: РОССПЭН. 2002.


Дополнительная учебная литература.

  • История политических и правовых учений: Древний мир / Ответственный редактор В. С. Нерсесянц. М.: Наука, 1985.

  • История политических и правовых учений / Под ред. В. С. Нерсесянца. М.: 1996.

  • История политических и правовых учений / Под ред. О. Э. Лейста. М.: 1997.

  • Панарин А. С. Философия политики. – М.: 1994.

  • Шапиро И. Моральные основания политики. М.: Университет. 2004.

  • Э.Арато, Д.Л.Коэн Гражданское общество и политическая теория. М.: Весь мир. 2003.

  • Штраусс Л. Введение в политическую философию. М.: Логос. Праксис. 2000.



Хрестоматии.


  • Антология мировой политической мысли в 5 тт. / Под ред. Г.Ю.Семыгина. М.: Мысль. 1997.


Литература к семинарским занятиям.


К семинару 1.

Основная:

Вебер М. Политика как призвание и профессия. / Вебер М. Избранные произведения. М.: 1990. С.644-706.

Шмитт К. Понятие политического. / Антология мировой политической мысли в 5 тт. Т.2. С.290-310.

Штраусс Л. Что такое политическая философия. / Антология мировой политической мысли в 5 тт. Т.2. С.398-415.

Дополнительная:

Лефор К. Предисловие; Ханна Арендт и вопрос о политическом // Лефор К. Политические очерки (XIX–XX века). М.: РОССПЭН, 2000.

Капустин Б.Г. Что такое "политическая философия"? Ч. 1 // Полис. 1996. № 6.

Алексеева Т.А., Кравченко И.К. Политическая философия: К формированию концепции / Вопросы философии. 1994. № 3.
Капустин Б.Г. Что такое "политическая философия"? Ч. 2–3 // Полис. 1997. № 1, 2.

Уолцер М. Компания критиков. Социальная критика и политические пристрастия ХХ века. М.: Дом интеллектуальной книги, 1999. Введение: Практика социальной критики


К семинару 2.

Основная:

Платон. Государство // Платон. Соч.: В 3 т. М.: Мысль, 1971. Т. 3, ч. 1. С. 130–164, 206–242, 260–317, 356–389, 397–407.
Дополнительная:

Платон. Политик // Платон. Соч.: В 3 т. Т. 3, ч. 2. М.: Мысль, 1972. С. 10–82.
Лосев А.Ф. Законы // Платон. Соч. Т. 3, ч. 2. С. 583–602.
Нерсесянц В.С. Платон. М.: Юридическая литра, 1984. С. 34–68.
Поппер К. Открытое общество и его враги. М.: Культурная инициатива, 1992. Т. 1. С. 123–248.
Виндельбанд В. Платон // Виндельбанд В. Избранное. Дух и история. М.: Юрист, 1995. Гл. 5, 6.
Евдокимов Р.Б. Должностные лица в идеальном государстве платоновских "Законов" // Платон и его эпоха. М.: Наука, 1979.
Асмус В.Ф. Античная философия. М.: Высшая школа, 1976. С. 234–257.

К семинару 3.

Основная:

Аристотель. Никомахова этика. Соч.: В 4 т. М.: Мысль, 1984. Т. 4. С. 53–120, 145–150, 160–161.
Аристотель. Политика // Там же. С. 376–518, 590–593, 612–621.
Дополнительная
Давыдов Ю.Н. Архетип социальной теории или социология политики: Аристотелевская типология общественных классов и их политических комбинаций // Полис. 1993. № 4. С. 102–114.
Доватур А. Политика и политии Аристотеля. М.; Л.: Наука, 1965. С. 7–114.
Хеффе О. Политика. Право. Справедливость. М.: Гнозис, 1994. Гл. 9.
Асмус В.Ф. Античная философия. С. 374–400.


К семинару 4.

Основная:

Арендт Х. Vita Activa или о деятельной жизни. СПб.: Алетея. 2000. Гл. 1-9, 11-12, 18-19, 23, 24-29, 31-32, 41-45.

Дополнительная:

Арендт Х. Массы и тоталитаризм // Вопросы социологии. 1992. Т. 1. № 2.

Нормативная критика: Х.Арендт / В кн. Э.Арато, Д.Л.Коэн Гражданское общество и политическая теория. М.: Весь мир. 2003.


К семинару 5.

Основная:

Макиавелли Н. Государь. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. О военном искусстве. М.: Мысль, 1996. С. 52–55, 63–66, 78–79, 81–83, 103–108, 111–131, 138–143, 151–158, 166, 178–189, 194–204, 211–220, 223–225, 228–232, 300–304, 343–345, 362–373.
Макиавелли Н. История Флоренции. М.: Наука, 1987. С. 103–104, 143, 181–182.
Дополнительная
Темнов Е.И. Макиавелли. М.: Юридическая литра, 1979. С. 28–50.
Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М.: Высшая школа, 1980. Гл. 5.
Грамши А. Искусство и политика. М.: Искусство, 1991. Т. 1. С. 269–286.
Мерло-Понти М. В защиту философии. М.: Изд-во гуманитарной лит-ры, 1996. С. 205–221.

К семинару 6.

Основная:

Гоббс Т. Левиафан // Гоббс Т. Избранные произведения: В 2 т. М.: Мысль, 1964. Т. 2. С. 149–159, 169–177, 192–304, 334–358, 377–378.
Дополнительная
1. Философия эпохи ранних буржуазных революций. М.: Наука, 1983. С. 223–240.
2. Нарский И.С. Западноевропейская философия XVII века. М.: Высшая школа, 1974. С. 163–190.
3. Давыдов Ю.Н. "Война всех против всех" в идеально-типическом изображении // Полис. 1993. № 6. С. 110–125.
4. Капустин Б. Либеральная идея и Россия. "Проблема Гоббса" // Иное. М.: Аргус, 1995. Т. 3. № 3.


К семинару 7.

Основная:

Локк Д. Два трактата о правлении // Локк Д. Соч.: В 3 т. М.: Мысль, 1988. Т. 3. С. 262–346, 378–405.

Дополнительная
Соловьев Э.Ю. Прошлое трактует нас. Очерки по истории философии и культуры. М.: Политиздат, 1991. С. 146–166.
Новгородцев П.И. Лекции по истории философии права // Новгородцев П.И. Соч. М.: Раритет, 1995. С. 106–115.
Давыдов Ю.Н. Укрощение Левиафана, или социальные потенции обычного согласия // Полис. 1994. № 2. С. 143–155; № 3. С. 135–147.
Капустин Б.Г. Россия и Запад на пути к Миру миров (критика политической философии) // Кентавр. 1993. № 2. С. 79–84.


К семинару 8.

Основная:

Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре // Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М.: Наука, 1969. С. 151–256.

Дополнительная:

Руссо Ж.-Ж. Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми // Там же. С. 45–47, 54–55, 64–65, 72–98.

Асмус В.Ф. Историко-философские этюды. М.: Мысль, 1984. С. 83–139.
Алексеев-Попов В.С. О социальных и политических идеях Жана-Жака Руссо // Руссо Ж.-Ж. Трактаты... С. 487–554.
Федорова М.М. Французский либерализм (Руссо — Констан) // Полис. 1993. № 6. С. 126–134.


К семинару 9.

Основная:

Роллз Дж. Теория справедливости . Новосибирск: НГУ. 1995. Избр. Главы.

Сэндел М. Либерализм и пределы справедливости. / В кн. Современный либерализм.

Тейлор Ч. Пересечение целей. Спор между либералами и коммунитаристами./ В кн. Современный либерализм.

Макинтайр А. Справедливость как добродетель: изменение концепции. / В кн. Макинтайр А. После добродетели. М.: Академический проект. Деловая книга. 2000.

Дополнительная:

Печерская Н.В. Современный дискурс справедливости: Джон Ролз или Майкл Уолзер? // Общественные науки и современность, вып.2, 2001.


К семинару 10.

Основная:

Хайек. Ф.А. Пагубная самонадеянность. М.: Новости, 1992. Гл. 1–5, 7.
Хайек Ф.А. Дорога к рабству. М.: Экономика, 1992. С. 5–71."


К семинару 11.

Основная:

Кант И. Основы метафизики нравственности // Кант И. Соч.: В 6 т. М.: Мысль, 1965. Т. 4, ч. 1. С. 228–310.
Кант И. Метафизика нравов: В 2 ч. // Там же. Т. 4, ч. 2. С. 231–249, 264–270.
Кант И. О поговорке "Может быть, это и верно в теории, но не годится для практики" // Там же. Т. 4, ч. 2. С. 77–98.
Кант И. К вечному миру; Ответ на вопрос: что такое просвещение // Кант И. Сочинения на немецком и русском языках. М.: AO KAMI, 1994. Т. 1. С. 429–477, 125–147 (эти две работы могут быть также взяты из: Кант И. Соч.: В 6 т. М.: Мысль, 1965. Т. 6).

Дополнительная:

Соловьев Э.Ю. Прошлое трактует нас... С. 167–184.
Философия Канта и современность. М.: Мысль, 1974. С. 152–183, 184–235.
Асмус В.Ф. Кант. М.: Наука, 1973. С. 318–380.
Новгородцев П.И. Лекции по истории философии права... С. 173–195.


К семинару 12.

Основная:

Бентам И. Введение в основания нравственности и законодательства. М.: РОССПЭН, 1998. Гл. 1, 2, 3, 4, 7, 17, 19.


К семинару 13.

Основная:

Берк Э. Размышления о революции во Франции и заседаниях некоторых обществ в Лондоне, относящихся к этому событию. М.:"Рудомино",1993.

Берк Э. Письма, адресованные членам парламента. // Человек. 2003. № 1.


К семинару 14.

Основная:

Оукшотт М. Рационализм в политике. / В кн. Оукшотт М. Рационализм в политике. 1996.

Оукшотт М. Что значит быть консерватором. / В кн. Оукшотт М. Рационализм в политике. 1996.

Патнэм Р. Чтобы демократия сработала. М. 1996. Введение. Гл. 4-6.

Макинтайр А. После добродетели. М. 2000. Гл. 1, 9, 12, 14, 15, 18.


Раздел 4. Примерная тематика.


Примерные темы эссе:


  1. Агонистическое понимание политического: Карл Шмитт и Ханна Арендт – антагонизм политической мысли (по К.Шмитт «Понятие политического», Х.Арендт «Vita Activa или о деятельной жизни»).

  2. Понятие политического. Сравнительный анализ взглядов М.Вебера, Л.Штрауса, К.Шмитта.

  3. Доктрина морального поведения у Томаса Гоббса. (Рекомендуется использовать М.Оукшотт «Моральная жизнь в сочинениях Томаса Гоббса» в кн. М.Оукшотт «Рационализм в политике», М., 2002).

  4. Естественное право человека: «По природе человек имеет право на все, даже на жизнь всякого другого человека». Естественный закон: «Всякий человек должен стремиться к миру» (Т.Гоббс «Левиафан», с.90). Каков источник этого долженствования? Является ли человек, с точки зрения Гоббса, моральным по природе или по установлению? Аргументируйте свой ответ.

  5. Майкл Оукшотт считал Гоббса провозвестником либеральных свобод и прав человека в европейской традиции политической философии. Согласны ли Вы с таким утверждением? Аргументируйте свой ответ на примере «Левиафана» Гоббса.

  6. «Где нет закона, нет и свободы. Ведь свобода состоит в том, чтобы не испытывать ограничения и насилия со стороны других, а это не может быть осуществлено там, где нет закона. Свобода не является свободой делать для каждого человека то, что он пожелает …». (Дж. Локк «Второй трактат о правлении», §57). «Политическая свобода … не означает моей свободы, а свободу управляющей мною и покоряющей меня власти. Она означает, что один из моих тиранов, каковы государство, религия, совесть свободен. Индивидуальная свобода, которую ревностно сторожит буржуазный либерализм, означает вовсе не совершенное свободное самоопределение … , а только независимость от личностей … » (М.Штирнер «Единственный и его собственность»).

Что значит быть свободным? Сравните концепцию Локка и Штирнера.

  1. Собственность и свобода: сравнительный анализ позиций Локка («Второй трактат о правлении») и Прудона («Что такое собственность», «Бедность как экономический принцип»).

  2. Противоречия «человека» (частное лицо) и «гражданина» и условие их примирения в политической философии Руссо. (По Ж.-Ж.Руссо «Об общественном договоре»).

  3. «Для того, чтобы воля была общей, не всегда необходимо, чтобы она была единодушна … Если кто-либо откажется подчиняться общей воле … , его силою принудят быть свободным». Концепция общей воли Руссо: тирания большинства или свобода?

  4. Пределы свободы: условия, основания и формы законного сопротивления в политических доктринах Гоббса, Локка, Руссо и Берка.

  5. Порвал ли Дж. С. Милль с утилитаристской традицией или просто развил ее?

  6. Почему Фридрих фон Хайек назвал усиление государственного вмешательства в жизнь общества «дорогой к рабству»? Прав ли он? Проиллюстрируйте свою позицию аргументами известных Вам политических философов. Кто из них и почему согласился бы с Хайеком, а кто является его оппонентом?

  7. «Мы боимся предоставить людям жить и действовать только своим собственным умом, потому что подозреваем ум отдельного человека слаб и индивидууму лучше черпать из общего фонда, хранящего веками приобретенную мудрость нации» (Э.Берк «Размышления о революции во Франции»).

«Главное для рационалиста – отделить зерна идеала от плевел привычек; для нас же главное – удручающие последствия его успеха» (М.Оукшотт «Рационализм в политике»).

Обсудите соотношение традиции и рационализма в политике.

  1. Традиция концепции «естественного состояния» в «исходном положении» Ролза: сравнительный анализ.

  2. Удалось ли Ролзу создать чисто процедурную теорию справедливости? Аргументируйте свой ответ.

  3. Классические основания теория справедливости Ролза: преемственность и противоречия.

  4. Возможно ли современное общество без государства?



Раздел 5. Тематический расчет часов.

^
Название темы

Распределение времени




Всего

из них

всего

аудит.

лекц.

практ.

Самост.

раб.

Лекция 1. Понятие и специфика политического.

8

4

2

2

4

Лекция 2. Платон: мир идей и идеальное государство.

8

4

2

2

4

Лекция 3. Политика и политика Аристотеля.

8

4

2

2

4

Лекция 4. Х.Арендт: Античный полис как классическая модель воплощения "условий человеческого существования".

8

4

2

2

4

Лекция 5. Макиавелли. Принципы политики и природа человека. Политический зоопарк и политический менеджмент: цель оправдывает средства.

8

4

2

2

4

Лекции 6. Политическая геометрия Т. Гоббса. Проблема общественного порядка. Договорные основы происхождения государства.

8

4

2

2

4

Лекции 7. Дж. Локк. Естественное право как ограничение власти государства. Публичное и приватное во «Втором трактате о правлении». Теория собственности и право на восстание. Соотношение политики и экономики в концепции государства.


8

4

2

2

4

Лекция 8 Ж.-Ж. Руссо. Концепция естественного состояния и происхождения неравенства. Идея общей воли – новый путь к старым оковам? Соотношение свободы и несвободы в общественном договоре. Концепция гражданской религии

8

4

2

2

4

Лекция 9. Современные версии общественного договора.

8

4

2

2

4

Лекция 10. Концепция спонтанного порядка Хайека и Нозика.

8

4

2

2

4

Лекция 11 Э. Кант. Политическая теория в контексте категорического императива Канта.

8

4

2

2

4

Лекция 12. И. Бентам. Утилитаристская мораль и «большая политика».

8

4

2

2

4

Лекция 13 Э. Берк. Либеральный консерватизм Берка. Свобода, авторитет, порядок, здравый смысл, традиция и государство.

8

4

2

2

4

Лекция 14. Современная консервативная мысль. Критика рационализма в политике Оукшоттом и Макинтайром.

4

4

2

2







108

56

28

28

52






Скачать 158,61 Kb.
оставить комментарий
Дата26.09.2011
Размер158,61 Kb.
ТипПрограмма, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх