Рабочая программа Специальность 080504 государственное и мунииципальное управление icon

Рабочая программа Специальность 080504 государственное и мунииципальное управление


Смотрите также:
Рабочая программа Специальность 080504 государственное и мунииципальное управление...
Рабочая программа Специальность 080504 государственное и мунииципальное управление...
Рабочая программа Специальность 080504 – государственное и мунииципальное управление...
Рабочая программа Специальность 080504 государственное и мунииципальное управление...
Рабочая программа специальность 080504 государственное и мунииципальное управление...
Рабочая программа Специальность 080504 государственное и мунииципальное управление...
Рабочая программа Специальность 080504 государственное и мунииципальное управление...
Рабочая программа Специальность 080504 государственное и мунииципальное управление...
Рабочая программа специальность 080504 государственное и мунииципальное управление...
Рабочая программа Специальность 080504 государственное и мунииципальное управление...
Рабочая программа Специальность 080504 государственное и мунииципальное управление...
Рабочая программа специальность 080504 государственное и мунииципальное управление...



Загрузка...
страницы:   1   2   3
скачать
Министерство образования и науки Российской Федерации

(МИНОБРНАУКИ РОССИИ)

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (ТГУ)


УТВЕРЖДАЮ

Декан Международного факультета управления

___________________________ Ф.П. Тарасенко

«____»___________ 2010 г.


КУЛЬТУРОЛОГИЯ


Рабочая программа


Специальность 080504 –

ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ


Статус дисциплины:

Федеральный компонент специальности


Томск

2010


ОДОБРЕНО кафедрой социальных дисциплин

Протокол № ___от «___»___________ 2010 г.


Зав. кафедрой, к.и.н. доц. Максимова И.Е.


РЕКОМЕНДОВАНО методической комиссией

международного факультета управления


Председатель комиссии, зам. декана МФУ Карпова Н.М.

______________2010 г.


Рабочая программа по курсу «Культурология» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080504 – Государственное и муниципальное управление, утвержденного 17 марта 2000 г.

Общий объем курса – 112 часов. Из них: ауд.занятия – 64 часа (лекции – 34 часа, практические занятия – 30 часов), контрольные работы – 8 часов, самостоятельная работа – 40 часов. Зачет во втором семестре. Общая трудоемкость курса 3,6 зач.ед.


Составитель:

Максимова Ирина Евгеньевна - кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой социальных наук международного факультета управления.


Рецензент:

Дюканов Я.Г.,канд.ист.наук, доц.



  1. ^ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ


1.1. Выписка из образовательного стандарта по учебной дисциплине «Культурология»

Обязательный минимум содержания образовательной программы по специальности 061000 (080504)- государственное и муниципальное управление:

Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история культуры. Теоретическая и прикладная культурология.

^ Методы культурологических исследований.

Основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация.

Типология культур. Этническая и национальная, элитарная и массовая культуры. Восточные и западные типы культур. Специфические и "срединные" культуры. Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе.

^ Культура и природа. Культура и общество. Культура и глобальные процессы современности.

Культура и личность. Инкультурация и социализация.


    1. ^ Цели и задачи курса

В соответствии с программой гуманизации высшего образования в учебные планы вызов введен курс «Культурология», выполняющий важную роль в углублении гуманитарной подготовки студентов. Курс призван дать теоретические представления общих закономерностях социокультурного развития человечества, о типах культур и цивилизаций, о человеке как феномене культуры.

Кроме того, лисциплина «Культурология» ориентирована на получение практических навыков, таких, как анализ и оценка художественных явлений, опыт работы с текстами культуры.

В соответствии с таким пониманием назначения дисциплины цели и задачи курса можно сформулировать следующим образом:

  1. Сформировать у студентов целостное представление о культуре как универсальном способе человеческого бытия, о способах приобретения, хранения и передачи ценностей культуры.

  2. Познакомить с основными формами и типами культуры, с мировыми культурно-историческими центрами, с закономерностями их развития и функционирования.

  3. Выявить типологические особенности культуры России, пока­зать основные этапы ее исторического развития, определить ее место в системе мировой цивилизации.

  4. Помочь студентам понять, что современный мир и его культура есть результат всемирного общественно-исторического процесса, итог взаимодействия множества цивилизаций, ни одна из которых не может претендовать на исключительность. Такой подход будет способство­вать преодолению любых форм эгоцентризма в культуре.

5. Научить ориентироваться в современном социокультурном
процессе, понимать и адекватно оценивать явления культуры; развить
способность к самостоятельному духовному освоению подлинных художественных ценностей.

1.3. Требования к уровню освоения курса

Студент, прослушавший курс культурологии, должен иметь пред­ставление о:

  • структуре и составе современного культурологического знания;

  • сущности и структуре культуры, ее ценностной природе и основных функциях;

  • историко-философских и социокультурных традициях формирования культурологии как науки;

  • месте культурологии в системе социально-гуманитарного об­разования;

  • основных методологических подходах культурологической анализа и методах культурологических исследований;

  • современных тенденциях культурной универсализации в мировом современном процессе, о диалоге культур как неизбежном способе их существования;

  • месте культуры в глобальных процессах современности; соотношении культуры, и природы.

Студент должен знать:

основные понятия культурологии;

основные подходы к определению культуры;

основные сферы культурной деятельности общества;

главные черты традиционных обществ древности и современности;

специфику античной культуры и ее всемирно-историческую роль;

отличительные черты средневековой культуры, роль христи­анства в ее формировании;

значение византийской культуры для России;

сущность идей гуманизма и антропоцентризма эпохи Возрождения, специфику ее художественной культуры;

социокультурную роль Реформации в становлении западной культуры;

художественную специфику и социокультурный контекст стилей классицизма, барокко, романтизма, реализма;

роль техники и информационных технологий в культуре ХГХ-ХХ вв.

понятия элитарной и массовой культуры;

основные этапы формирования русской культуры;

закономерности социокультурного развития России;

основные черты советской культуры;

особенности модернизационных процессов в культуре России 90-х годов XX века.

Студент должен понимать:

  • сущность проблемы культурогенеза;

  • взаимосвязь и взаимообусловленность социальных и художест­венных явлений в жизни общества;

сущность и основные проявления кризиса русской культуры на рубеже XIX — XX вв.;

социокультурное значение революции 1917 года.

Студент должен уметь:

определять характер культуры в соответствии с предложенной типологией;

анализировать и сравнивать исторические, социальные и ху­дожественные явления;

сопоставлять традиционные ценности и инновации, определять тенденции развития России в области культуры и ее место в мировом цивилизационном процессе;

использовать полученное культурологическое образование в своей профессиональной деятельности.


^ 1.4. Формы контроля

Итоговый контроль по курсу.

Для контроля усвоения данной дисциплины студентами форм обучения учебным планом предусмотрен зачет.


^ Текущий контроль.

В течение семестра студенты очного отделения выполняют рефераты по темам, представленным в третьем разделе программы.

Для студентов заочного отделений по данным тема предусмотрено выполнение письменной контрольной работы.

Выполнение указанных работ является обязательным для всех студентов. Студенты, не выполнившие в полном объеме все эти работы, не допускаются кафедрой к сдаче экзамена (зачета), как не выполнившие график учебного процесса по данной дисциплине.


2. Содержание учебной дисциплины


2.1. Содержание разделов и тем


^ РАЗДЕЛ 1. ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ


Тема 1.1 Понятие и сущность культуры.

Структура и состав современного культурологического знания Происхождение термина «культура», эволюция его смысловых значений, сфера употребления. Культура как система человеческой жизнедеятельности, ее качественная характеристика.

Основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, язык и символы культуры, культурные коды, культурная картина мира, культурная самоидентичность.

Соотношение понятий культуры и цивилизации, культуры и природы. Понятие локальной и глобальной цивилизации.

Многообразие подходов к определению культуры. Обыденное и теоретическое представления о культуре (философский, социологический, гуманитарный, культурно-антропологический подходы). Школы, направления и теории в культурологии как попытка осмысления сложного и многоаспектного феномена культуры. Культурология и философия культуры, культурная антропология. Теоретическая и прикладная культурология.

1.2. Ценностная природа культуры и ее основные функции.

Нормативный характер культуры, культурные ценности и нормы. Духовное производство как создание, хранение, распространение и потребление культурных норм, ценностей, знаний и значений.

Функции культуры. Роль культуры в сохранении и передаче накопленного опыта. Культура как хранитель времени и памяти общества, культурные традиции.

Культурные механизмы социализации. Культура и личность. Инкультурация и социализация. Нормы и значения как средства социализации человека на разных этапах его жизни. Роль этикета в разной социальной и культурной среде.

Нормы как средство общения и сотрудничества людей. Культура и общество. Социальные институты культуры. Социология культуры.

Игровая функция культуры. Природа и значение игры. Игра и празд­ничное действие.


Тема 1.3 Эволюция и цикличность в культурной динамике.

Типы культурных изменений, динамика культуры. Соотношение из­менений и устойчивости в культуре. Циклические изменения в культуре.

Культурный прогресс и его критерии. Законы развития культуры. Сочетание динамики и стабильности, новаций и традиций как основа­ние эволюционного развития культуры. Значение внешних и внутрен­них факторов в формировании культуры. Культурная модернизация.

Значение культурного достояния, его содержание и механизмы сохранения. Охрана и использование культурного наследия в совре­менных условиях.

Культурно-исторические типы. Основные принципы классифика­ции культур. Этническая и национальная культуры; восточные и за­падные тиры культур; специфические и «срединные» культуры; ло­кальные культуры. Методы культурологических исследований.

Типология культур. Кризис историзма и европоцентризма. Плюрализация историко-культурного процесса («культурно-исторические типы» Н.Я.Данилевского, «морфология культуры» О.Шпенглера, этнология Л.Н.Гумилева). «Столкновение цивилизации» или «конец истории» (С.Хантингтон и Ф.Фукуяма).


Тема 1.4. Генезис культуры. Ранние формы культуры.

Теории возникновения культуры. Орудийно-трудовая концепция культуры. Игровая деятельность как источник культуры. Символическая теория происхождения культуры.

Культурогенез. Первые исторические формы культуры. Культура первобытного общества. Анимизм, фетишизм, тотемизм, магия и формы существования первобытного знания. Культы и веровав Культура и религия. Ритуал как неотъемлемая часть космических событии и способ участия в них человека.

Синкретизм первобытной культуры. Своеобразие мифологического мышления. Структура, значение и функции мифа.

Первобытное искусство как отражение чувственно-конкретного переживания мира.


^ РАЗДЕЛ 2. ИСТОРИЯ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ

Тема 2.1 Культура древневосточных цивилизаций.


Древний Восток: единство и многообразие. Появление городов письменности и раннегосударственных институтов. Образование и роль писца в трансляции культуры. Сакрализация культуры. Жречество.

Конфуцианско-даосистский и индо-буддийский типы культуры Возникновение древнейших цивилизаций на Ближнем Востоке и особенности их социокультурного развития. Устойчивость, традиционность, каноничность как основные черты восточного мша культуры. Нормативный и ритуальный характер культуры.

Традиционные ценности, составляющие основу культуры Древне­го Китая, и их интерпретация в учениях древнекитайских мудрецов, Ограничение личностного начала социальными, государственными ритуальными запретами. Значение этикета. Культ иероглифа, система образования. Конфуцианство, даосизм, буддизм как основные религи­озно-философские системы Китая.

Социальные основы индо-буддийской духовной традиции и ее сие тема ценностей. Место искусства в жизни человека и общества. Принцип «единства в многообразии». Индуизм. Буддизм: возникновение, судьба и мировое значение. Эстетический идеал индийской культуры. Эпос.

Синтоизм как основа духовной культуры Японии. Личность и oбщество. Самурайский кодекс поведения и его современные проявления. Культурная модернизация на национальной основе.


^ Тема 2.2 Культура античной цивилизации.

Универсальный характер и гуманизм античной культуры. Гармония как ее мировоззренческий и формообразующий принцип.

Миф и античное сознание. Взаимопроникновение рационально философского и художественно-образного мышления — источи цельности античной культуры.

Полис в жизни античного человека. Становление рационального дискурса, появление и развитие философии.

Античная эстетика. Прекрасное как свойство меры и числа. Представление о человеческой красоте и ее воплощение в искусстве. Внешнее совершенство как проявление внутренней красоты. Диалектика заимствованного и оригинального в культуре Древнего Рима. Практицизм и зрелищность римской культуры. Более высокая степень авторского самовыявления и субъективизма в искусстве.

Античная культура как типологическая целостность и ее отраже­ние в зеркале иных культур.


^ Тема 2.3 Культура европейского средневековья.

Христианский тип культуры.

Социокультурные предпосылки возникновения христианства и его ценностные ориентации. Развитие европейской средневековой культу­ры в духовном пространстве христианской религии. Античный и хри­стианский тип личности.

Библия как божественное откровение, художественное произве­дение и система канонических образов.

Социокультурная специфика католицизма. Церковь и светская власть: коллизии противостояния и союза. Проблема личности.

Социальная структура средневекового общества. Корпоративизм. Трансформация городов и становление нового образа жизни.

Особенности средневековой картины мира. Символизм средневе­кового мировоззрения.

Дуализм средневекового сознания. Духовное измерение человека и бытия. Проблема символа и знака в средневековой культуре.

Храм как модель мира. Доминирование храма и замка в архитек­туре. Готический храм как синтез искусств.

Многообразие художественных тенденций как отражение соци­альной неоднородности средневекового общества. Искусство и лите­ратура как выражение церковного и рыцарского идеалов.


^ Тема 2.4 Культура эпохи Возрождения и Реформации

Возникновение гуманизма.

Среда, условия, истоки формирования ренессансной культуры, ее поворот от Бога к Человеку.

Соотношение гуманизма и индивидуализма в культуре Возрождения. Значение духовных ценностей античного мира.

Антропоцентризм культуры Возрождения. Ренессансный человек как носитель социокультурных ценностей и смыслов, как Творец культуры, мира и самого себя. Новая модель человека: универсализм и нота бытия, гедонизм, авантюризм и предприимчивость.

Искусство Возрождения как художественное самосознание культуры. Образ человека и мира в живописи и литературе. Развитие мировой системы в искусстве, понятие и значение жанра в искусстве.

Реформация как обоснование индивидуализма и самостоятельности личности. Протестантская мораль и личность нового типа.


^ Тема 2.5 Культура Нового времени.

Хронологические рамки и культурно-исторический смысл понятия «новое время» (XVII-XIX вв.). Основной вектор развития: рационализм — Просвещение — промышленное обновление.

Культ разума в эпоху Просвещения. Понимание просвещения как двигателя социального прогресса, а культуры личности — как степей образованности. Особенности культуры Просвещения в странах Западной Европы. Просветительские идеи в литературе.

Наука как важнейшая форма общественного сознания. Организа­ция профессиональной научной деятельности.

Человек, природа, разум и идея прогресса в культуре XIX столе­тия. Городская культура.

Романтизм как оппозиция Просветительству. Культ поэта и поэзии. Человек и мир в искусстве романтизма.

Основная культурная парадигма XIX века.


^ Тема 2.6 Культура XX столетия.

Процессы урбанизации, успехи научно-технической революция и их влияние на образ жизни человека. Революционность как тип культуры. Ускорение темпа жизни. Демографический взрыв. Информационный взрыв. Средства массовой коммуникации как механизм трансляции культуры. Их роль в становлении современного общества.

Искусство модернизма как художественное выражение социокультурных сдвигов в обществе. Кубизм, абстракционизм, сюрреализм. Использование авангардного искусства дизайном, шоу-бизнесом, средствами массовой коммуникации.

Тенденции авторитаризма и тоталитаризма в культуре XX в. Антиутопия как реакция на разрушение гражданского общества и превращение человека в механический придаток государства. Массовая и элитарная культура.

Интеграционные процессы и национальная специфика европейской культуры. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе. Культура и глобальные процессы современности. Межкультурные коммуникации как основа диалога культур.


^ РАЗДЕЛ 3. ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ РОССИИ

3. I Теоретические проблемы русской культуры.

Понятие культурной самобытности. Культурная традиция и культурная преемственность как центральная проблема теории и истории культуры. Внутренние и внешние факторы развития культуры. Русь и Византия. Значение православия для формирования государственного менталитета и национального самосознания. Русь и великая степь. Идеи Л. Н. Гумилева об этногенезе и куль­туре, об этносе в истории и географии.

Восток — Запад — Россия как историко-культурная проблема ее современное значение для цивилизационного самоопределения сегодняшней России.

Теория «культурного взрыва» Ю. Лотмана и идея бинарности русской культуры (Б. Успенский).

Идеи Д. С. Лихачева о пространственно-временных особенностях русского мышления. Смеховая и зрелищная культура на Руси.


^ Тема 3.2 Культура Древней Руси.

Условия формирования культуры Древней Руси. Духовная куль­тура древних славян. Славянское язычество как часть общечеловече­ского комплекса первобытных воззрений, верований, обрядов. Языче­ство и русская культура.

Крещение Руси как историко-культурное явление. Византийские традиции в древнерусской культуре: книжность, иконопись, церков­ное зодчество.

Славянская письменность как мощный фактор христианизации Руси. Русская учительная и агиографическая литература. Своеобразие историзма и проблема вымысла. Летописание на Руси.

Монголо-татарское нашествие в исторической судьбе России, разрушение городской культуры. Идея единства Русской земли в литературе.

Объединение русских земель вокруг Москвы и возрождение культуры. Начало книгопечатания. Развитие публицистики. Расцвет архитектуры. Начало обмирщения русской культуры.

3.3. Русская классическая культура XVIII-XIX веков.

Реформы Петра I и их социокультурная обусловленность. Формирование и развитие светской культуры. Образование и просвещение как координаты духовной жизни. Начало демократизации культуры. Наука и публицистика. Развитие науки и техники. Основание Академии и Московского университета. Появление профессионального театра. Просветительские идеи в литературе и искусстве. Стили и жанры русской литературы. М. Ломоносов: реформа языка и стихосложения. Живопись, скульптура, архитектура. Европейские культурные традиции и национальный художественный опыт.

Формирование интеллигенции как специфически русского фей мена социальной жизни. Русская общественная мысль XIX века, художественная культура как вершина самосознания народа. Образ России и судьба человека как главные темы русского искусства.

Развитие градостроительства. Начало индустриальной культуры.


Тема 3.4 Проблема целостности русской культуры в XX веке.

«Серебряный век» русской культуры. Русский модерн: символизм, акмеизм, футуризм. Нарастание кризиса в обществе и культуре

Октябрьская революция и ее социокультурные последствия. Разрыв преемственности культуры. Формирование культуры русского зарубежья. Два пути русского искусства, два образа России как проявление глубоких противоречий и потрясений национальной культуры.

Попытки создания пролетарской культуры. Деятельность РАПП Торжество функционального подхода к человеку, революционно-утопическая модель «новой» личности. Становление новой систем образования. Культурная революция, ликвидация неграмотности Формирование социалистической культуры.

Тоталитаризм и культура. Новые проблемы в искусстве XX личность и система, художник и власть.

Советская культура в период Великой Отечественной войны.

Сложность и противоречивость советской культуры, ее значение для духовного опыта человечества.


Тема 3.5 Современная социокультурная ситуация в России.

Основные факторы, детерминирующие социокультурную ситуа­цию в современном российском обществе.

Основные тенденции развития современной отечественной культуры. Оживление культурной деятельности, восстановление исторической памяти народа, возвращение эмигрантской и религиозной культуры. Преодоление культурной самоизоляции страны.

Причины кризисных явлений в современной культуре. Разрушение традиционных ценностей. Коммерциализация культуры. Понятие маргинальной культуры и причины ее формирования.

Феномен массовой культуры: социальные и духовные характеристики, функциональная ориентация, апологетика и критика. Детектив как явление массовой культуры.

Последствия слома нравственной парадигмы для социокультурности российской цивилизации,

Культурная политика в России. Принципы и механизмы государственного управления культурой.


3. учебно-методическое обеспечение дисциплины


^ 3.1. Темы практических занятий.





оставить комментарий
страница1/3
Дюканов Я.Г
Дата26.09.2011
Размер0,63 Mb.
ТипРабочая программа, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх