Религиозные причины возникновения государства icon

Религиозные причины возникновения государства



Смотрите также:
Религиозные причины возникновения государства...
Религиозные причины возникновения государства...
Религиозные причины возникновения государства...
Вопросы к экзамену по дисциплине «История государства и права зарубежных стран»...
1. Понятие и признаки государства. § Истори­ ческие условия возникновения государства. § Ти­...
План Введение Причины возникновения философии Становление философии в Древней Греции Заключение...
Причины возникновения религии...
Организационная среда конфликта и причины конфликтного поведения в организации...
"Истинные причины возникновения мирового экономического кризиса" часть1...
Краткий курс лекций 4 методологические основы антикризисного управления 4 Причины возникновения...
«причины возникновения и экологические последствия кислотных дождей»...
Тесты по курсу «история отечественного государства и права»...



страницы:   1   2   3   4   5
скачать
История религий

2006\2007


  1. Религиозные причины возникновения государства

  2. Религиозные причины возникновения письменности

  3. Историко-культурные этапы складывания Египетского общества

  4. Египетская религия и культура в Библии, патристике и у античных авторов

  5. Понятие «нечер» в Египетской религии

  6. Солнечный образ Бога в Египте. Ра, Атум, Хепри

  7. Амон. Проблемы возникновения этого имени и его смысл

  8. Единобожие и многобожие в Египте. Категории божественного. Бог и духи.

  9. Космогонические представления в системе религиозной традиции

  10. Категория Нун в египетской религии

  11. Гермопольская восьмерица

  12. Птах. Поднимающаяся земля.

  13. Мемфисская модель творения

  14. Категории «кА» и «хемсут»

  15. Свобода воли и предопределение в египетском богословии

  16. Смысл божественного упокоения после творения мира в Египте.

  17. Сакральная топография в Египте. Верхняя и Нижняя страна. Царь.

  18. Девятирица Иуну. Атум.

  19. Начало Творения. Переход от небытия к бытию. Шу и Тефнут.

  20. Геб и Нут. Земля и небо.

  21. Осирис и осирическое предание. Исида и Нефтида.

  22. Сет. Понимание смерти и зла в Египте.

  23. Гор. Два образа Гора. Поединок Гора и Сета. Око Гора.

  24. Мин-Амон. Телец Своей Матери. Мин-Пан.

  25. Воскресение Осириса. Осирис – владыка Правды. Осирис имярек.

  26. Суд Осириса.

  27. Сотериологический смысл Девятирицы Иуну. Девять луков.

  28. Человек. Его происхождение в египетских представлениях.

  29. Человек – образ Бога.

  30. Основные компоненты человека – Ка, Ба, имя.

  31. Категория «Ах» как сотериологическая цель. Не сделано!



Ответы


  1. Религиозные причины возникновения государства

Государственность возникает практически одновременно с возникновением письменности (вторая половина 4-го тысячелетия) и является, также как и письменность, формой проявления религиозного. Царь возводится для людей как посредник меж ими и Богом, для служения людям. «Царь живёт для вас, бог (царь обожествляется, как помазанник) живёт для вас…»

Поучение Мерикара, XXI в до Р.Х (написано в I переходный период), царь поучает своего преемника сына: «^ Заботься о людях – пастве Бога. (Не хозяин, но пастырь, домоуправитель!) Для них сотворил Он небо и землю, (Речь идёт именно о Боге – Нечер, ntr.) для них, покорил Он чудовище водное (левиафан, сатана), для них соделал Он дыхание в ноздрях их, дабы жили они. Они (люди) образы Его, вышедшие из тела Его, для них, сияет Он в небесах (живой, естественный образ Бога конечно же – солнце). Для них сотворил Он растения, скот, птицу и рыбу, дабы питать их, для них поразил Он врагов своих, уничтожил чад своих, когда замыслили они мятеж. (Ангельские, по-видимому силы раскололи, замыслили мятеж…и Он их покорил ради человека). Для них сотворил Он свет дня и плывёт Он в небесах, дабы видели Его. Для них, воздвиг Он храм вокруг них, (всё мировое пространство – храм Божий который воздвигнут вокруг человека) и когда плачут они (т.е. люди) внемлет Он им, определяет Он правителей для них от яйца (т.е. от материнского чрева, т.е. от самого начала), вождей, укрепляющих спину слабому (вот для чего нужен правитель!), сотворил Он для них могучую силу (хэкау), дабы отводили они ею удары вражьи. Надзирает Он за ними (людьми) денно и нощно, поражает Он вероломных и из среды их (т.е. из людей) как бьёт человек сына своего ради брата его (т.е. наказывает, воспитывает). Ибо ведает Бог имя каждое».

Государство возникает чтобы «поддержать спину слабого», т.е. не только в социальном смысле, но и, безусловно, в религиозном, в борьбе добра со злом – отнюдь не случайно дважды упоминается о водном восстании чудовища. Борьба со злом в физической и метафизической сфере. Люди создают государственность тогда, когда чувствуют, что другими способами они с этим злом не справятся, что необходимо выделить из своей среды особого человека, который будет посредником между Богом и человеком и который будет особым хранителем божественной правды (Маат) в человеческом мире. Правда – маат – m3t, изображалось в виде страусиного пера. Перо символизирует лёгкость и закон Божий лёгок для праведника, он самый лёгкий («легко бремя Моё») и тяжёл для грешника, для того, кто его нарушает. Маат очень важная категория для египтянина. Маат это и человеческий и Божественный закон, «пэр маат» - так называется в Египте здание суда.

В Древнем Египте совершенно чётко ощущалось, что государство для человека, а не человек для государства. (В Античности - Платон, Аристотель - тоже ещё живо ощущается эта правда.) Но всё деградирует и понимание государственности забывается. И в период VI-VII династии, случается революция, а тексты того времени явно свидетельствуют, что правители стали жить для себя, а не для народа. И народ восстал, и сверг.

В целом же, в Др.Ег. народ чаял через царя достичь Бога. Царь являлся образом Бога, помазанником, пастырем и ходатаем за свой народ, стадо, пред Богом. Потом I переходный период, упования на царя слабеют…


Алексей Крол, пишет о проблемах возникновения государственности в работе «Египет древних фараонов», М. 2005. В двух словах суть сводится к следующему. 1) Была теория занесения государственности в Египет некой пришлой расой (Р.Энгельбах и др.). Однако эта теория «не подтверждается современными археологическими данными. В настоящее время, кажется, никто из серьёзных исследователей не отстаивает» эту идею (А.Крол. стр. 16). 2) Была теория согласно которой гос-во появляется в результате необходимости ирригационной системы (К.Виттофогель). Эта теория «не согласуется с современным пониманием роли ирригации в Египте» (стр. 17). 3) Мифологическая теория К.Зете, в её последующем развитии другими учёными, говорит о военном конфликте Верхнего Египта и Дельты, в результате чего появилось единое государство. 4) Теория Е.К.Кёлер, говорит о том, что гос-во возникает из-за культурного, торгового и политического общения. Две последние теории вылились в главный спор о милитаристском и пацифистском сложении единого гос-ва. Сам А.Крол придерживается милитаристского взгляда. Однако это уже позднейший путь, здесь важно разобраться, откуда возникают два государства: Верхнее и Нижнее царства.

Элеонора Кормышева в книге «Древний Египет», М. 2005, стр. 37, пишет следующее: «Династическая эпоха начинается с правления легендарного фараона Мины (Менеса), который, по традиции, объединил Верхний и Нижний Египет в единое государство на рубеже 4-го и 3-го тысячелетий до н.э. Ему приписывают создание государственности, изобретение письменности, деление страны на номы (административные области) во главе с номархами. На самом деле, как свидетельствуют сохранившиеся документы, и до Мины в Египте правили фараоны, которые постоянно вели войны со своими соседями и которых ныне объединяют в I и II династии раннего царства (3000-2770 гг. до н.э.)». Т.о. понятно, что принцип государственности появляется раньше объединения Египта в единое государство!

Б.А.Тураев в «Истории Древнего Востока», Мн. 2004., стр. 167, пишет: «Далее, памятники эти ясно указывают на то, о чём раньше мы заключали из рассмотрения последующей истории Египта, а именно, что дальнейшей стадией государственности (курсив мой - А.Г.) до объединения государства было существование двух самостоятельных царств: южного и северного».

Т.о. Алексей Крол, назвав первую главу своей книги «Теории сложения государства в Египте» проходит стороной откуда берёт начало царской власти и целиком посвящает, на мой взгляд, уже вторичной проблеме всё внимание. Ведь не так важно, каким образом соединились два царства, важно то, как возникло первое царство в истории человечества! Впрочем, А.Крол посвятил книжку вовсе не этой теме.

Плутарх в трактате «Об Исиде и Осирисе», в 13 главе пишет следующее: «Рассказывают, что, воцарившись, Осирис тотчас отвратил египтян от скудного и звероподобного образа жизни, показал им плоды земли и научил чтить богов». Из этого видно, что Осирис «воцарившись» среди «звероподобных» египтян, положил тем самым начало государственности. Первый царь есть Осирис. Возникновение института царской власти и начало цивилизации приписывается Богу. Понятно почему и цари носили титулы богов и были помазанниками и сами обожествлялись. Всё это свидетельствует в пользу того, что государственность возникает как религиозный институт. «Стержнем этой власти (царской – А.Г.) было вневременное понятие основ египетской государственности, стремление к созданию мировой гармонии, выражавшейся в служении богу, строительстве храмов, восстановлении правопорядка через уничтожение хаоса (зла), персонифицировавшегося во врагах Египта, торжестве правды над ложью, символическом единении с космосом. Фараон считался воплощением жизненной силы, интерпретатором воли бога, верховным жрецом, единственным земным существом, общающимся божественным миром и дарующим материальную и духовную жизнь своим подданным. Жертвоприношения должны были делаться только от его имени» (Э.Кормышева «Др. Ег.», стр. 36).

В лекции прочитанной А.Б.Зубовым в Екатеринбурге лет 10 назад, он говорил следующее. Государство возникает из принципа ритуала. Что бы добиться какой-то цели (богатство, здоровье, рождение наследника и проч.), египтянин молил богов – совершал ритуальное действие. Этим самым действием, он входил в мир богов (пост, воздержание и проч.), этим действием он побеждал зло, которое мешает добру, и после этого, доброе происходило в этом мире. Древний понял, что должен быть кто-то, кто постоянно должен находиться в состоянии ритуальной чистоты, ритуального действия, который является как бы богом на земле – символически. И этим существом стал – царь. Так появился институт царской власти. Царская власть возникает именно как религиозная функция. (Помазанник Божий.) Именно поэтому в древности царь, очень часто, даже и не занимался политическими делами, оставляя всё это визирю, занимаясь лишь самыми главными политическими проблемами. А царь, это посредник меж Богом и людьми, его функция именно такова.


  1. ^ Религиозные причины возникновения письменности.

Когда на самом деле появляется первая письменность мы точно не знаем. Человечество в себе неоднородно и разные народы идут разными путями и вот какие-то народы развиваются, а какие-то, напротив, стоят, или даже деградируют. И письменность явилась сильным шагом вперёд для египетского народа. Но письменность не появляется вдруг сама собой, это осознанный человеческий шаг, это сознательное творчество. Но что мы знаем о появлении письменности, какую она играла роль?

Прежде всего нужно помнить, что письменное слово само по себе не создаёт культуру, оно его записывает, транслирует, что, в свою очередь, уже является мощным помощником развития культуры. Как не культура создаёт слово, но слово культуру, так и не письменность творит культуру, но культура письменность. Не Гуттенберг создал Библию, он лишь её напечатал. Поэтому в наличие факта письменности, впервые появляющегося в истории человечества, видно, что этому предшествовала долгая и трудная созидательная работа культуры, людей. Письменность раскрывает всю древность, и неписьменные народы палеолита и неолита начинают говорить.

Египтяне относились к письменности крайне благоговейно: письмо, по-египетски, md.w ntr – мэду нэчер – слова Бога. Иероглиф – <ερο-γλυφικ= – <ερ3ς священный, святой, γλυφ/ резное изображение (γλ^ττα – язык, речь). Древний человек записывал только то, что заслуживает вечности. Плутарх, посвящённый египетский жрец, в Исиде и Осирисе называет слово божественным, и приводит следующий интересный образ: «Так же и крокодил пользуется почетом, не лишенным убедительного основания, - ведь его называют подобием бога потому, что только у него одного нет языка, а божественное слово не нуждается в звуке и, “двигаясь по бесшумному пути, справедливо правит делами смертных”» или такое: «И из всего, чем владеет человек от рождения, нет ничего божественнее слова, особенно — слова о богах, и ничто не имеет большего значения для счастья». Влияние египетской культуры на Элладу, выработавшей философскую концепцию божественного логоса, также общеизвестно. Иероглиф, высеченный в камне предназначался для вечности, ведь можно было ограничиться скоропортящимися папирусами.

Итак, первые следы письменности найденные нами, датируются второй половиной 4-го тысячелетия до Р.Х. Первейшая надпись найдена в гробнице Уджа, датируемая 3150 г. до Р.Х. найденная на костяной пластинке, в его гробе, надпись та и была – Уджа, это имя этого династа. Раз положено в гроб, скрытое от людей, то понятно, что предназначалось оно не для праздных зевак, но для вечности. Имя, по египетски - рэм, священно, оно является аспектом личности человека, и потому имя звучащее в вечности как бы обессмертивало саму личность человека. Отсюда и молитвы за умерших, с поминовением их имени.

В этой же гробнице Ужда найдены были сосуды с бывшими некогда в них маслами, и вот на дне этих сосудов обнаружены надписи, надписи сделанные скорописью (она пока ещё не расшифрована учёными), а это означает то, что письменность существовала уже за несколько веков до того! Почему мы не находим письма раньше? Потому что писали до этого только на папирусах, и лишь потом стали выбивать в камне. Почему мы знаем что писали на папирусах? Иероглиф означающий «слово» изображается как свёрнутый список папируса, а также этот иероглиф используется как детерминатив и встречается с первых же иероглифических текстов, поэтому мы можем сделать вывод, что на папирусе писали раньше, они лишь не сохранились до наших дней.

В Др.Ег. записывается не всё что попало, но только то, что помогает обрести спасение. Письменность связанна с заупокойными верованиями.

Итак, можно видеть, что, во-первых, письменность связана с религиозным, сокральным, и, во-вторых, мы можем сделать вывод, что, судя по всему, письменность возникает в эпоху какого-то кризиса, - он нём правда известно очень мало, есть лишь намёки, - а значит, письменность возникает как реакция, как способ спастись. Что-то людей заставило думать, что прежними способами им не удастся спастись, не смогут обеспечить себе вечности, что старые формы религиозной деятельности не эффективны, и тогда ищутся новые формы, новые пути и в этом направлении возникает новая религиозная форма. Меняется не суть, но форма. – Этим самым А.Б. объясняет, каким образом письменность утверждается и распространяется, т.е. посредством заупокойного культа, письменность закрепляется и развивается. Однако как же возникает письменность? Как отмечает Э.Кормышева, «египтяне приписывали изобретение письменности богу Тоту, обучившему ей людей во времена царствования Осириса. Так утверждалось древнейшее происхождение» (стр. 64) – по-видимому, первоначальное возникновение письменности самой по себе следует также искать в этой области.

Образ солнца как иконы Бога очень распространён, историк религии здесь может найти бесконечный материал. Мирча Элиаде в «Трактате по истории религий» посвятил главу «Солнцу и солярным культам», где он отметил одну интересную вещь: «культ Солнца доминирует именно там, где благодаря царям, героям и империям “начинается движение истории”. Чтобы объяснить подобный параллелизм между господством солярных культов и распространением “исторических” цивилизаций, выдвигалось немало других гипотез, порой совершенно фантастических» (Трактат, 36 Солярные иерофании и рационализм).


  1. ^ Историко-культурные этапы складывания Египетского общества

В эпоху палеолита нильская долина не была заселена вообще, т.к., судя по всему, она была не пригодна для жизни.

В 8 тысячелетиипроисходит до Р.Х. переход к неолиту. Этот период называют «Себильской культурой», памятник комомбо. Это типичная неолитическая культура, которая была поспринята в Египте из переднего востока.

Этнический тип Египта неоднороден, он представляет собою соединение 3-х этнических типов: комомбо – западный (ливийский этнический тип), восточная дельта – семитический (южно-европиоидный), и, последний, негроидный. (Алексей Крол в книге Египет первых фараонов» описывает антропологический взгляд на этногенез в Древнем Египте.)

7 тысячеление именуется культурой Хелуана (развитая неолитическая культура, в долине Нила есть уже земледелие).

6-е – неолитические культуры: Меримда и Фаюм (фаюмский оазис).

5-4 тыс. (появление металла) называется халколитом (медно-каменный век) и включает в себя культуры: Эль Амра, Герза, Бадари. В это время памятники искусства уже вполне египетские. Да, они более примитивные, но типология та же. Культурный взрыв происходит в 4-м тысячелетии, в это время что-то происходит и мы обретаем здесь чисто египетскую культуру, со всем тем, что ей свойственно и знаменуется появление государственности и письменности. Но как видно появилась она не на пустом месте. Т.е. о египетской культуре мы можем говорить уже в 5-4 тысячелетии. В это время появляются города мёртвых, появляются точки религиозного поклонения. В неплодородных местах (т.е. плодородные нужны для живых) возникают гигантские кладбища. Мёртвые для Египта есть символ вечности. В 5-4 тыс. культ мёртвых очевиден. Здесь мы видим прямую связь с неолитом. Сама символика уже присутствует: ориентация в сторону солнца, зёрна во рту умерших, большие гробницы вельмож и др. Поздние египетские символы здесь уже есть. Возникает протодинастический период, т.е. когда Египет ещё не собран в одно единое государство, но царства и цари в нём уже есть.

Монефон, написавший египетскую историю (1 в. До Р.Х.), предложил деление династий на 30 периодов, это и называется династическим периодом, а протодинастический, это предшествующий ему, однако он уже имеет в себе практически все атрибуты династического времени.

Ι династия, это приблизительно 3100 до Р.Х. Раннее царство это первые 2 династии, 3000 – 2778. Этот период характерен похожестью культуры с месопотамской (м.б. у них близкие корни?). Об этом времени мы судим из того, о чём говорят гробницы.

Египет в то время был моногамен, наложницы царя это появилось позднее. Этот период поражает свое культурой, напр. статуи (среди статуй нередко встречается изображение жены и мужа высеченного в одном камне – «одна плоть и кровь») и др. Уровень религиозности тоже необычен для современного секуляризованного человека: в Египте были люди, которые не имели дома для жилья, но все свои средства эти люди вкладывали в строительство своей гробницы. Заупокойная традиция архиважная для Древнего Египта. Уже в 1-й династии есть гробницы, в гробницах есть всё нужное для жизни, в т.ч. и туалет, что говорит о том, что умершего не считали мёртвым, но живым.

Ι династия ведёт своё происхождение от царя по имени Менос, Μενες, или Мин. Его титул включал владыка верхней и нижней страны, что обозначалось соединением двух корон. Историк Манефон пишет, что этот царь основал город Мемфис (совр. Каир) – граница Верхнего и Нижнего Египта. Здесь царь воспринимается не только как соединитель двух стран, но и как соединить двух миров – земного и небесного, в этом состоит сакральная функция царя. До правления Меноса в Египте был политический и духовный кризис, и этот царь стал тем, кто вывел страну из этой беды.

2778 г. это переход от раннего царства к т.н. древнему. Древнее царство: 2778-2263. Это период 3-6 династии. Этот переход ознаменован неким сдвигом: царь строит себе гробницу, начинает использоваться гранит в заупокойных культах (м.б. это отголосок мегалитической культуры – для Бога нужно много трудиться).

4-я династия, пирамида Хеопса. Расцвет строительства пирамид. Хеопс царь деспот и после его династии власть переходит к 5-й династии – жрецов из Гелиополя. Из сказки папируса Весткар: к Хеопсу от скуки призывается ясновидец Джеди, Джеди разводит воду и находит серёжку, далее Хеопс предлагает проверить может ли Джеди и в правду воскресить человека, убив его перед этим, но Джеди говорит, что нельзя так поступать с паствой Бога. (Вообще в Египте убийства не приветствовались.) Затем Хеопс желает узнать будущее, и Джеди ему говорит, что внук Хеопса будет последним царём Египта этой династии. – Это сбывается.

Последний царь 5-й династии Унос впервые повелел писать в своей гробнице заупокойные тексты. Это первые тексты пирамид. Вместе с текстами пирамид возникают и тексты ковчегов (саркофагов). Деревянный гроб связан с древом жизни достигающим неба – это глубочайшая символика религиозных чаяний человека на протяжении всей истории человечества. Тексты ковчегов сохраняются вплоть до 12-13 династии, а потом перестают писаться. Климат сохранил их.

В конце правления 6-й династии наступает смута – первый переходный период: 2263-2100. В чём причины? Тексты ковчегов предвещают смуту, они говорят о том, что что-то уже начинало рушиться и появление текстов ковчегов говорит о том, что хотели этого избежать, хотели сохранить священное и пытались закрепить это в текстах ковчегов. Почему случилась смута? Цари стали богатеть и жить для себя, забывая и попирая свои сакральные функции помазанников. Цари стали жить для себя, а не для народа. Участь любой монархии. Поучительно здесь почитать поучения Мерикара, написанного как раз в этот период. Однако Египет смог преодолеть эту беду.

11-я династия. Начало Среднего царства 2100-1785, т.е. 11-я и 12 династии, Египет оправляется от смуты и снова един. Время великого развития египетского искусства, правда культура эта уже не столь религиозна как прежде, но всё же роль религии огромна. Египет становится империей, покоряет Нубию, и то, что потом станет Израилем. Египту платят дань, он богатеет. С этого времени дошло довольно много текстов пирамид, текстов ковчегов.

В 1785 г. Египет подвергается завоеванию гиксосов. Гиксосы это семиты, но не иудеи. Они пришли с Синая. В Египте понятное дело, наступает упадок.

1875-1580 – второй переходный период. Египет распадается на много частей, это время 13-17 династии. Египетский полководец Яхмес, начинает борьбу за освобождение Египта.

1580-1085 – период 18-20 династии. Египет быстро поднимается, мощный расцвет. При Рамсесе 2, Египет становится самым большим за всю свою историю – огромная территория. Мир Расмеса с хеттским царём, в результате которого, всё что находится южнее Малой Азии оказывается под властью Египта. Заупокойная традиция в это время общераспространённая: всех хоронят согласно религиозным требованиям, люди богаты и живут в достатке. В это время распространяется т.н. «Книга мёртвых», которую сами египтяне называли «книгой выхода в день», т.е. книгой воскресения. Книга мёртвых содержит 185 речений, картинки заупокойного царства – нововведение. Эти картинки вкладывают в пелены мумий. Мастерство мумификации достигает своего технологического апогея. Идёт расцвет по всем направлениям: искусство, астрономия, материальная составляющая, военное дело совершенствуется (египтянами впервые применена тактика и строй), строится морской флот.

В 1200 г. переселение народов на Востоке: индоарии вторгаются в Грецию и дорийцы вытесняют ахейцев. В Египте это названо «движением народов моря». Это приводит к падению хеттского государства, главного соперника Египта. Народы мря постепенно движутся в сторону Египта. Мерне-Птах разбивает их, в тяжёлой битве. Мерне-Птаху принадлежит израильская стела, в ней впервые упоминаются евреи.

Богатый Египет начинает хиреть от своего достатка. Власть в Египте слабнет, внутренние проблемы одолевают его. Фактическая власть переходит к высшим санам фиванского жречества. После этого ливийцы захватывают большую часть Египта.

1085-950 – третий переходный период. Переворот Амен-Хотепа 4, который берёт себе имя Эхнатона. Суть реформы Эхнатона заключается в том, что до этого царь считался образом Бога, а теперь Бог считается иконой царя. Эхнатон объявляет, что он и царь, и бог, единственный бог, и его икона – Атон, т.е. солнечный диск. Абсолютное обожествление правителя. Остальные религиозные символы стали вымарываться. Неслучайно, что эта реформа произошла после того, как Египет развратился в богатстве. Эхнатон строит себе город (рядом с деревней Эль Амарна) и поселяется в нём, за ним тянутся подчинённые. Эхнатон означает – слава атона, солнечного диска. Но уже его сын Тутанхамон (тут-ан-атон – вечно живой солнечный диск) отказывается от реформ отца. В этот период гробницы всё так же строятся, но в них уже запрещается делать изображения, кроме изображений царя (запретить строить гробницы, всё-равно что запретить хоронить). Эхнатона, понятное дело, невзлюбили, даже его имя после смерти перестали произносить (мы помним, что в имени по египетским представлениям, заключена частичка личности человека!), а просто говорили так: «враг…» Это ясное отношение, ведь вместо богов, он пытался заставить поклоняться себе. Одной из главных ошибок Эхнатона было то, что он пытался запретить любимого египетского бога Осириса, бога воскресения. В искусстве, реформа Эхнатона, отобразилась следующим образом: в идеалистическом изображении, чисто символическом и духовном, начинают проступать натуралистические черты, СА царь изобразается с отвисшей губой, пузом, что прежде было немыслимым. И это понятно, ведь в если человек икона Бога, то он и изображается наиболее приближенным к идеалу, а раз Эхнатон ввёл религию человекобожия, в собственном лице, то и изображается всё в крайнем натурализме. Реформа Эхнатона не монотеизм, как иногда утверждают, но попытка введения религии человекобожия.

Это ослабило Египет, и его захватили ливанцы. В 952 г. при 22-ой династии Египет освобождается от оков. 950-525 – Поздний Египет. 22-26 династии. Выше Египет уже не поднимется, нового не создаст.

В 6-7 веке Египет впервые полностью завоёван другой цивилизацией – Ассирией. Затем, Нововавилонское царство покоряет Ассирию. В 525 г. Египет снова завоёван, на этот раз персидским царём Камбизом.

525-404 – 27 династия, от Камбиза до Дария 2. В 404 полководец Псыметих устраивает восстание и освобождает Египет.

404-343 – 28-30 династии Мендесская и Себенитская. В это время Египет посещает Геродот.

В 343 Египет снова завоёван Персией. В 343-332 Псамметих 3 пытается сопротивляться, но их разбили.

В 332 г. Александр триумфально входит в Египет и провозглашает себя освободителем. Его венчают двойной короной. С этого времени Египет под властью эллинизма. После Александра Египет принадлежал династии лагидов: 305-31 – греческие цари. Происходит синтез греческой и египетской культур – греки начинают мумифицировать. Через Грецию Египет открывается миру. В это время на лицо умершего кладётся портрет (фаюнский портрет).

31 г. до Р.Х. Египет завоёван Юлием Цезарем. Клеопатра становится женой цезаря. Египет теперь – римская провинция и ей он остаётся до 642 г. н.э. Египет первый народ всецело принявший христианство – они были говоты к этому в силу многовекового ожидания Спасителя, веря в воскресающего Осириса. Во 2-м. веке все коренные египтяне – христиане.

В 642 Египет завоёван мусульманским халифом Омаром. С 642 по 1517 халифат. Потом Египет включается к османам, в 19 веке на время становится под власть Англии и наконец снова свободен.


  1. Египетская культура в Библии, патристике и у античных авторов.

Египетская религия и культура в Библии, патристике и у античных авторов. Между Израилем и Египтом существует особая, уникальная связь. Не успевает создаться Богоизбранный народ, как Авраам попадает в Египет. Проходит два поколения и Иосифа продают в Египет, дальше вся семья Иосифа попадает в Египет, а потом и весь Израиль оказывается в Египте. Египет остается воспоминанием в богослужении.

Целый ряд народов близких евреям не могут войти в сообщество Израиля, а египтяне в 3-м поколении, по закону Моисея, могут. Во время пасхального Седера первая капля вина отливается в память египетского войска погибшего в Красном море. Да египтяне преследовали Израиль, но на протяжении веков давали приют Израилю. И, наконец, в эпоху Царей египетские принцессы даются царям Израиля, израильские принцессы отдаются в Египет.

После падения Иерусалима часть евреев бежит в Египет.

Когда происходит пришествие Христа во плоти, единственная страна, которую он посетил, кроме соседствующей Сиро-Финикии, это Египет.

Египет был первой страной, на народном уровне, почти полностью, принявшей христианство во 2-м веке. Как пишет Евсевий Кесарийский - "Египет был первой страной в Эйкумене, которая стала христианской". То есть простые люди из глубинки приняли новое Слово, следовательно, ждали, а там где не ждали там и не приняли. Когда Павел проповедовал в Афинах о воскресении, которого не ждали, его пригласили в ареопаг и сказали, мы тебя послушаем дорогой, но в другой раз. А Египтяне верили в воскресение, и новое учение стало подтверждением их веры.

В Деяниях есть момент, когда Стефан, обвиненный в богохульстве, произносит речь и касается истории еврейского народа. Дойдя до Моисея, он говорит: "и научен был Моисей всей премудрости египетской, и силен был в словах и делах". Он говорит об этом как о чем-то важном, о чем-то связанном с божественной силой дарованной Моисею. Понятно, что он был обучен не примитивной вере, над которой смеялись Цицерон и Минуций Феликс, будто египтяне верят в ибисов и крокодилов, конечно, он был обучен чему-то другому.

В античном мире египетская культура предстает как некая экзотическая религиозная глубина. Наблюдается взаимопроникновение культур. Египетсая религия, и египетская культура в целом становится предметом изучения античных мыслителей (ср. Плутарх), а порой даже практикуется в той или иной мере.

В патристике отношение к Египту не однозначное. Если богослов полемизировал с язычниками, то египетская религия становилась также предметом критики. Когда же речь не идет о полемике, то мы найдем множество вполне достойных отзывов о египетской культуре (см. Ориген, Климент Александрийский).


  1. Понятие «нечер» в египетской религии.

Слово-знак изображающий Бога был, как писал Уоллес Бадж, в Древнем Египте такой: «хотя мы ничего не знаем о том, когда возникла вера во всемогущего Единого Бога, надписи сообщают нам, что это Существо называли словом, которое можно передать как Нетер, и его изображали в виде секиры (вероятно, камен­ной) с длинной деревянной рукояткой. Цветные иерогли­фические изображения показывают, что секира прикрепля­лась к ручке кожаными ремнями или веревками и, судя по внешнему виду, была грозным оружием в умелых и сильных руках. Недавно появилась теория, согласно которой на этих рисунках изображена палка с привязанным к ее верхнему концу цветным лоскутом ткани (эту теорию выдвинул сэр Ален Гарденер – А.Г.). Но вряд ли эта теория найдет приверженцев среди археологов. Линии, пересека­ющие обух, изображают веревку или кожаные ремни и указывают на то, что секира была изготовлена из хрупкого камня, который легко мог расколоться. На рисунках эпохи последних династий металлическая секира заменила камен­ную, и, поскольку новый материал был более прочным, его не нужно было дополнительно закреплять» (Египетская религия, египетская магия» М.2003, стр. 13).

Нетер, или как мы называем – нечер, есть то Имя, которым египтяне называли Бога. Нечер – ntr – в коптском зыке пишется как – noyte (это единственное число), но коптский язык появился поздно и он не передаёт до конца значение слова, однако намекает на него. Слово noyte мы находим и в «розетском камне», написанном на 3-х языках: греческом и 2-х египетских, и эквивалентом слову noyte в розетском камне стоит – Θε3ς. Что оно значит в Древнем Египте, какова его этимология, каков корень, что мы можем об этом сказать? Выдвигались разные теории, У.Бадж говорит, что единогласия здесь нет: «Известный французский египтолог Э. Руже свя­зывает имя Бога Нетер с другим словом нетер — «возрож­дение», «возобновление». В соответствии с этим, по-види­мому, можно считать, что основной в концепции Бога была идея о Существе, обладающем способностью постоянно возрождаться, или, другими словами, «Самосущем». Доктор Г. Бругш лишь отчасти разделяет этот взгляд, ибо он определяет нетер как «активную силу, которая вновь и вновь воспроизводит и творит сущее, которая всему дает новую жизнь и возвращает молодость» (Егип. религ., егип. маг, стр. 15). Однако вернее будет, по-видимому, переводить это слело следующим образом: коптское noyte очень близко к noyten, что значит натр, натрий (так означается «нитрийская долина»), т.е. в буквальном смысле, химическое вещество Na2OH. Как можно узнать из энциклопедии: «Поваренная соль (хлорид натрия NaCl), едкая щелочь (гидроксид натрия NaOH) и сода (карбонат натрия Na2CO3) находили применение еще в Древней Греции», т.е. вещество это в древнем мире использовалось довольно активно. Но здесь важно то, что натрий использовался в заупокойных ритуалах, а именно, при мумификации. Дело в том, что натр очищает, делает тело чистым. Слово натр, по смыслу значит – чистый. В религиозно-богословском аспекте это значит, что чист тот, кто не запачкан грехом, кто не как человек. Т.о. видно, что для египтянина в понятии Бога важен акцент чистоты. А человек не чист. Отсюда получается, что Имя Бога, Нечер или Noyte (по коптски) можно передать как Чистый. (Религиоведческая параллель: Имена Бога всегда появляются не просто так, они всегда имеют смысл, так, наше слово Бог происходит от «бхага», т.е. податель; Бог – богатый, тот, кто имеет, тот, кто даёт; т.о. образом получается, что Бог это Податель жизни, Творец.) Некоторую параллель с этим мы находим в Ветхом Завете: «Он – как огонь расплавляющий и как щёлок очищающий» (Мал. 3:2). Натр используется как средство очщения (ср. наше мыло), но в богословском аспекте это нужно понимать, что человек очищается для его обожения, для того, что бы стать подобным Богу. Представление об обожении-очищении – вот главная идея Нечер. (Такое толкование впервые предложил египтолог фон Биссинг.)

Но понимание этого слова в силу своего смысловой направленности распространялось шире, так, в Древнем Египте слово нечер употреблялось для обозначения: 1) Бога Творца (Его, однако называли разными именами), 2) многочисленных духов, слуг Бога (божественные ангелы) и 3) так именовали обоженных умерших – аху – т.е. сияющие, воскресшие (нэчри – обожение), и наконец последнее, 4) это живые люди, но чистые и пребывающие в Боге, во-первых конечно же царь, как помазанник, как икона Бога (живая икона Бога очень важна для Египта).


  1. ^ Солнечный образ Бога в Египте. Ра, Атум, Хепри.

Раньше было распространено мнение, что египтяне были солнцепоклонниками, но это мнение настлько же неверное, насколько и поверхностное. Если мы углубимся в Египет, то мы не найдём никакого солнцепоклонства в том смысле, как об этом говорилось.

Ра, по-египетски – солнце, но когда египтяне говорили Ра как имя Бога, то они употребляли его с детерминативом, чаще всего нечер или каким-либо другим. Солнце предсталяло собой икону Бога, и не было это никаким солнцепоклонством, как не является иконопочитание поклонением доскам. Так, в Ветхом Завете можно встретить сравнение Бога с солнцем (Пс. 87, 88). Солнце податель жизни, только благодаря ему есть жизнь на земле – это очень важно. Солнце универсальный образ жизни. Солнечная символика очень распространённая, солнце это победитель тьмы и небытия. Поэтому Бога называют Ра. В текстах подчёркивается человеческое родство с Ра, говорится, что Ра – Отец. Благодаря Ра имеется возможность, надежда победы над смертью.

Следующим знаком солнца является – Атум – tm – что значит полнота, целостность. Это значит, что Бог обнимает всё, что Он вездесущ – как бы мы могли сказать. Атум это полнота бытия, самодостаточность.

Так же важно для египтянина то, что солнце каждый вечер умирает на Западе и воскресает на Востоке. Солнце переходящее от небытия к бытию именуетмя – хепри – hprr – что значит появляющийся. Символом Хепри служит знак жучка скарабея: этот жучёк катит перед собой навозный шарик в котором находятся личинки его потомства, новые скарабейчики. Это образ выкатывающегося из-за горизонта солнца. Появляющийся, возникающий хепри это символ победы над смертью – скарабей всегда клался на сердце умершему в знак того, что смерть не вечна. Или как писал У.Бадж во введении к Книге мёртвых: «После ритуала «открывания рта» этого скарабея, одну из сторон которого часто делали похожей на сердце, помещали либо внутри тела на место сердца, вынутого в процессе мумификации, либо на грудь над тем местом, где оно должно находиться» (Бадж Э.А.Уоллис «Египетская книга мёртвых», М. 2005, стр. 249). Кроме того, как видно из 30 речения Книги мёртвых, это связано с последним судом над умершим.

Все эти аспекты имён Бога важны для египтянина. Из имён они часто составляли длинные цепочки, напр. Атум Ра и т.д. и т.п.

Т.о. мы видим, что в Древнем Египте нет места солнцепоклонничеству, как в христианстве нет место «доскопочитанию». Но есть символическое выражение божественного: ε>κ9ν – образ, изображение, сравнение. Разные имена пытали передать суть, но получается передать лишь разные аспекты этой сути. Ибо как ещё выразить невыразимое? Как ещё передать непередаваемое?

Образ солнца как иконы Бога очень распространён, историк религии здесь может найти бесконечный материал. Мирча Элиаде в «Трактате по истории религий» посвятил главу «Солнцу и солярным культам», где он отметил одну интересную вещь: «культ Солнца доминирует именно там, где благодаря царям, героям и империям “начинается движение истории”. Чтобы объяснить подобный параллелизм между господством солярных культов и распространением “исторических” цивилизаций, выдвигалось немало других гипотез, порой совершенно фантастических» (Трактат, 36 Солярные иерофании и рационализм). Это может намекнуть нам на то, о чём говорилось прежде, т.е. о возникновении письменности и государственности.


  1. ^ Амон. Проблемы возникновения этого имени и его смысл.

Имя Амон впервые мы находим в текстах пирамиды Пеппи Ι. В Верхнем Египте, в Фивах – по египетски Уасет (коптское Исе), в главном центре почитания Бога под именем Амон - >mn (имен). Амон означает – незримый, сокрытый. Такой эпитет Бога очень глубок. Любимое имя египтян для Бог – Амон Ра. Зачем у египтян были сложные конструкции имён Бога? Для того, что бы передать как можно больше божественных свойств, ведь догматических определений тогда не существовало. Имя Амон – это искусственное имя, его создали тогда, когда возникла нужда закрепить некое знание, подобно тому, как в христологических спорах рождались догматы. По-видимому, дело обстояло следующим образом. Во время упадка первого переходного периода, когда в стране царил хаос, когда оскверняли могилы, когда святыни были поруганы, знание о Боге, о глубинах сакрального, предаётся забвению, смыслы начинают забываться, подобно тому, как сегодня забыта сакральная функция царской власти. Земное, в такие трудные эпохи, становится главенствующим, а трансцендентное отходит на второй план, т.е. когда начинают поклоняться идолам, как это часто было в истории ветхого завета. Это приводит к распространению магизма, к деградации религиозных представлений. Подобно тому, как сегодня от Бога только требуют, а настоящего понимания мало, магизм господствует. Тексты этого времени подчёркивают бедственность положения: «тайны раскрыты» - раскрыты, значит поруганы. И вот для того, что бы подчеркнуть трансцендентное, что бы оградить от разложения святыню и появляется «богословская» рефлексия, появляются апофатические имена Бога. Амон это тот, чьё имя сокрыто – потому и незримый, Он тот, Кто выше мира, Кто недоступен. Дабы показать, что не солнцу нужно покланяться, что речь идёт о трансцендентном и возникает этот апофатический аспект религиозного. Он не солнце, солнце лишь удобный образ для Него. В гимнах Нового царства говорится: «скрывающий имя своё как Амон, ты тот, кто скрывает имя своё от детей своих (т.е. от людей), в этом имени своё – Амон (т.е. Амон показывает, что это лишь имя, которое не может вместить в себя полноту божественного)» - папирус Булак. Почему Бог скрывает имя Своё? Да потому, что Он «обитает во мгле» - как говорит псалмопевец, потому что Бог иное по отношению к миру, Он больше мира, Он за пределами мира, и между творением и Творцом лежит грань. Поэтому эпитет Амон – незримый.

Однако здесь необходимо подчеркнуть, что это не deus otiosus, т.е. не отдыхающий, спящий и далёкий, ушедший и оставивший мир, Бог, внеписьменных народов стоящих на низкой ступени развития, но это живой, близкий и действенный Бог, Он влияет на мир, Ему небезразлична судьба людей. Он далёк от мира, но Его ухо близко (Лейденский папирус), Дух на небе, но образ Его тут, на земле – ведь даже животные могут быть символами божественного. Бог невидим, но Ему можно молиться – Он слышит, хоть мы Его и не видим. Амона ещё называют воздухом, ибо он 1) также невидим, и 2) дыхание присутствует в ноздрях у всех живых существ. Бог рядом, хоть и бесконечно далёк от нас. Как говорит Лейденский папирус: «Судьба подвластна Ему», Он «кроткий, милостивый, любвеобильный, добросердечный, внимающий мольбам и приходящий на зов» (Берлинский папирус), «когда отходишь Ты, наступает смерть», «для верующих в Него нет гибели под Его защитой, сердца переполнены Им, они не насытятся любовью к нему, любовь к Нему не иссякнет во веки. Ни в страхе и нужде, но в радости люди славят Бога, своего Творца» и т.д. Лейденский папирус, гимн Амону Ра: «первый вошедший в бытие в начальные времена, сокрытый (Амон), вошедший в бытие в начале, незнаемо таинственное естество его, не пришёл ни один бог в бытие прежде Него. Не было иного бога с Ним, дабы мог он поведать об образе Его, нет матери у Него, от которой могло бы быть познано имя Его, нет отца у Него (т.е. Он никем не рождён), который бы родил Его и который бы мог сказать “се аз есмь” (для египтянина было понятно, что отец и сын одного естества, а у Амона отца нет), создавший Сам яйцо Своё (т.е. Сам Себя родивший), Дух, непостижимый рождением своим, Сам сотворивший великолепие Своё, Бог прекрасный, Сам введший Себя в бытие, все боги вошли в бытие когда Он положил начало Себе» (это 1300-1204 г., Лейденский папирус 1:350).

Из папируса Булак (т.е. где-то во время Моисея), текст который должен окончательно вскрыть существо категории Амон: «Таинственный образ Его, блистающее проявление Его, Бог пречудный, многовидный, все боги восхваляют Его, дабы величаться красотою Его, непреходящей божественностью Его. Сам Ра едино с телом Его, Он ветхий днями, пребывающий в Гелиополе. Зовут Его созидателем земли (Птах) и незримым (Амон), вышедшим из бездны небытия, водителем человеков. Говорят, что Восьмёрка – проявление Его, что Он создал первоначальных, что Он произвёл солнце, что Он – Атум (полнота), что Он одно тело с ним, что Он вседержитель, Начало сущего. Говорят, что Дух Его на небесах, что Он пребывает в инобытии и предваряет всех на востоке, что Дух Его на небесах, тело на западе, а образ в Арманте (одно из мест почитания) возвещающий о явлении Его. Так говорят, но! – незрим Амон! Скрывает Он Себя, непостижим для богов, даже цвет Его неизвестен, безмерно превознесён Он над небесами, бесконечно далёк Он от инобытия и ни один бог не ведает истинного облика Его. Письмена не могут выразить образ Его, никто не в силах свидетельствовать о Нём, столь таинственен Он, что полнота славы Его не может быть явлена, столь велик, что нельзя вопрошать о Нём, столь могуществен, что непознаваем. Смертью повергается каждый, кто вольно или невольно, произносит тайное имя Его и не ведают боги (!), как по имени звать Его, ибо тот Он, чьё имя сокрыто, Дух таинственный».


  1. Единобожие и многобожие в Египте. Категории божественного. Бог и духи.

Почему бытуют политеистические представления о Древнем Египте?

  1. Эпитеты, имена Бога, разные Его изображения.

  2. Топографическое разделение имён Бога: в Мемфие один, т.е. одно имя, в другом месте другой, другое имя, только считается, что здесь тот бог, здесь этот...

  3. Стихийный прогрессизм учёных. Концепция: магизм, политеизм, монотеизм.

  4. Некоторые учёные иудеи, а иудеи считают, что первый монотеист был Авраам.

  5. Генотеизм (идея выдвинута М.Мюллером), т.е. в момент когда ты молишься тому или иному богу, ты считаешь Его единственным.

И действительно, повод подумать о политеизме был.

Но египтяне не раз говорили сами в текстах, что Бог Един. В пользу монотеизма можно сказать, что в отличие от всех политеистических систем, в Египте нет никаких конфликтов между богами, ибо это имена одного Бога, проявления единой Сущности. Об этом также свидетельствует тот факт, что египтяне нередко объединяли все имена в одну длинную цепочку, как звенья, и эта цепочка означала Одного, одну Сущность. Разные имена это разные аспекты одной Сущности. Дело в том, что дидактические тексты (поучения и проч.) говорят о Боге в 3-м лице – нечер, а молитвы - в первом лице и это понятно, ведь когда мы к примеру полемизируем с атеистами, мы просто настаиваем, что есть Бог, не уточняя более конкретно, а когда мы молимся, мы говорим конкретно: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного», но этот момент обращения в первом и третьем лице тоже нередко сбивал египтологов с толку. Так, когда А.Б. был в программе Гордон на НТВ, то ведущим было замечено: «и правда, если человек ничего не знающий о христианстве впервые придёт в храм и увидит иконостас, то он вряд ли догадается, что христианство это монотеизм». Так же и здесь – наличие разных изображений, разных имён, разных эпитетов и обращений вводит некоторых людей в заблуждение, но при более пристальном всматривании оказывается, что это не политеизм, но монотеизм.

Так, У.Бадж первую главу книги «Египетская религия» назвал «Вера во всемогущего Бога». Там он, кроме всего прочего, приводит подборку текстов выполненных египтологом Г.Бругш:

«Бог Один и Единственный, и никто другой с Ним не суще­ствует; Бог Единственный, Который все сотворил.

Бог есть дух, скрытый дух, дух духов, великий дух египтян, божественный дух.

Бог изначален, и Он существовал сначала, существовал издревле, когда ничего другого не было. Он существовал, когда ничего другого не существовало, и то, что есть, Он сотворил после Своего появления. Он — отец начал.

Бог — Вечен; Он вечен и бесконечен; и пребудет вовеки; Он существовал неисчислимые века, и будет пребывать вовеки.

Бог есть сокрытое Существо, и ни один человек не знает Его образ. Ни один человек не может искать Его облик; Он скрыт от богов и людей, и Он — тайна для Своих творений.

Нн один человек не знает, как познать Его. Имя Его остается сокровенным; Имя Его - тайна для детей Его. Имена Его бесчисленны, они различны, и никто не знает число их.

Бог есть истина; Он живет истиной, и Он питается ею. Он - Царь истины. Он опирается на истину, Он создал истину, и Он вершит ее во всем мире.

Бот есть жизнь, и лишь через Него человек живет, Бог дает жизнь человеку, и Он вдыхает дыхание жизни в ноздри его.

Бог есть отец и мать, отец отцов и мать матерей. Он рождает, но не был рожден; Он творит, но не был сотворен; Он родил Себя и сотворил Себя. Он создает, но не был создан; Он — создатель Своего образа и ваятель Своего тела.

Бог Сам есть существование, Он живет во всем и живет надо всем. Он пребывает, не увеличиваясь и не уменьшаясь. Он умножает Себя миллионы раз, и Он имеет множество образов и множество членов» (стр. 25-26) и т.д. и т.п.

Наш отечественный исследователь Э.Кормышева также считает, что Египет был монотеистичным, а эпиграфом к главе «Религия и мифология», книги «Древний Египет», она ставит следующие эпиграфы: «Я великий бог, сам пришедший в бытие» (Книга мёртвых, глава 17), и «Хвала тебе, Великий, родивший богов, создавший один себя самого, сотворивший Обе земли» (Книга Коровы). Открываем 17-ю главу Книги мёртвых и видим: «Я есть восходящий бог Атум; я есть Единственный Бог. Я обрёл жизнь в просторах Нун. Я – Ра, взошедший в начале начал, правитель… этого» и далее: «Я великий бог, породивший сам себя, равный Нун».

Но в Египте Бог не только один, есть духи созданные Им. В берлинском папирусе говорится: «^ Ты Бог произведший богов, Ты их всех сотворил…» или в 312 тексте ковчегов мы читаем, дух говорит о себе: «воистину, я один из обитателей солнечного света, я дух, приведённый в бытие и сотворённый из тела Бога, я один из тех богов (или духов) обитающих в солнечном сиянии, которых создал Атум из плоти своей и тех которые вышли в бытие из корня глаза Его». Дух выполняет моления в инобытии – вот чем занимаются духи. Люди и духи созданы вечным Творцом из Себя. Тот момент, что Бог создаёт людей из себя очень знаменателен, он подчёркивает, что человек имеет в себе частицу божественного, которую должен реализовать, что он должен стремиться уподобиться Богу, стремиться к обожению. Имена людей именл в себе имена Бога, как и многие из имён у нас. Имя есть особая форма соединения с Богом. У египтянина могло быть имя – Богом спасённый или велик Бог, спасённый Богом, Бог благорасположен, собственность Бога, живущий Богом… и т.д. и т.п. Ниби – мой Господь.

Бог создал духов, они именуются «нечеру» - духи. Вообще, меж духом и человеком принципиальной разницы нет, и те и другие могут или следовать Богу или противиться. Просто люди отделены плотью.

Вообще категория божественного довольно широкая. Даже на Востоке она означает не только Бога Творца. Спаситель говорит, что к кому обращены слова Божии, те тоже боги. Слово нечер, т.е. категория божественного, употреблялось для обозначения: 1) Бога Творца (Его, однако называли разными именами), 2) многочисленных духов, слуг Бога (ангелы, духи) и 3) так именовали обоженных умерших – аху – т.е. сияющие, воскресшие (нэчри – обожение), и наконец последнее, 4) это живые люди, но чистые и пребывающие в Боге, во-первых конечно же царь, как помазанник, как икона Бога (живая икона Бога очень важна для Египта).


  1. ^ Космогонические представления в системе религиозной традиции.

Главное здесь раскрыть два вопроса:

А. Почему представления о космогонии столь разработаны, столь важны?

Б. Откуда сама мысль о космогонии, о том, что мир не вечен?


Как из небытия мир пришёл в бытие? Почему для древнего человека это так важно?

Это важно потому, что откуда человек пришёл, туда и возвратится. Это важно потому, что зная как мир сотворён, человек будет знать как вернуться обратно, т.е. вернуться к Богу.

Мы, надо сказать, привыкли к идее творения, это считается понятным и само собой разумеющимся. Мысль об этом уходит своими корнями так глубоко в прошлое, что начала ей не сыскать, сколь далеко мы бы не шли. Сколько мы знаем о человечестве, столько в нём говорится о том, что мир сотворён и конечен. Во всяком случае, когда человечество открывает для себя письменность, и раскрывает свой мир для нас, идея о сотворении уже органично присутствует в нём. Так, говоря о религии Месопотамии в «Истории веры и религиозных идей» М.Элиаде писал: «Уже на заре своей истории шумерская религия выглядит «древней». Конечно, обнаруженные к настоящему времени тексты фрагментарны, и их интерпретация исключительно трудна. Тем не менее, несмотря на все белые пятна, мы отдаём себе отчёт, что некоторые религиозные традиции уже теряли свою первоначальную значимость». По-видимому, эти слова можно применить и к Египту, ведь мы знаем, что Египет существовал и до объединения страны Менесом, а сама культура Египта уходит корнями, сколь нам известно, в 5 тысячелетие. Кроме того, мы знаем, что до объеденения Египта, там был какой-то кризис, выходом из которого послужило объединение страны, распространение письменности и укрепление государственности.

Космогония - фундаментальный аспект любой религиозной традиции, с той лишь разницей, что представляют её по-разному. Но откуда мы знаем, что мир конечен? Откуда древний человек, не знающий ни науки, ни техники, мог знать о том, что мир конечен? А ведь он был в этом уверен! Подобное знание невозможно приобрести из опыта. Но возникает вопрос: откуда такая уверенность, откуда такая разработанность и фундаментальность древних космогоний? Состояние космогонии в древние времена уже таково, что мы не можем считать их чем-то новым, но скорее чем-то само собою разумеющимся, всеобщим и давно понятным. Ответ на это лежит в сфере религии. Религия, как связь человека с Богом, позиционирует человека в бытии, говорит ему для чего он живёт, к чему призван. Религия выскрывает пред человеком сущность бытия. Поэтому, во всех народах есть представление о космогонии.





оставить комментарий
страница1/5
Дата25.09.2011
Размер1,09 Mb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3   4   5
отлично
  3
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

наверх