Учебно-методический комплекс для специальности: 020900 “Искусствоведение Москва 2002 icon

Учебно-методический комплекс для специальности: 020900 “Искусствоведение Москва 2002


Смотрите также:
Учебно-методический комплекс для специальности: 020900 “Искусствоведение” Москва...
Программа курса для специальности №020900 Искусствоведение Москва 2001...
Программа курса искусство эпохи ренессанса для специальности 02. 09. 00 Искусствоведение Москва...
Программа курса для специальности 020900 Искусствоведение москва 2002 г...
Учебно-методический комплекс для специальности №031501 Искусствоведение Москва 2009...
Учебно-методический комплекс для специальности №031501 Искусствоведение Москва 2007...
Учебно-методический комплекс для студентов...
Учебно-методический комплекс Для специальности 031501 Искусствоведение Москва 2008...
Программа курса зарубежное искусство XIX xx веков для специальности 020900 Искусствоведение...
Учебно-методический комплекс для студентов...
Программа курса для специальности 020900 Искусствоведение Москва 2000...
Учебно-методический комплекс для студентов специальности «Искусствоведение»...



Загрузка...
скачать
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


ФАКУЛЬТЕТ ИСТОРИИ ИСКУССТВ


КАФЕДРА ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ ИСКУССТВ


ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ВОСТОКА


Учебно-методический комплекс


для специальности:

020900 “Искусствоведение


Москва 2002


Составитель: ст. преподаватель кафедры ВИИ С.А. Зинченко


Программа обсуждена на заседании кафедры

Всеобщей истории искусств 14.09.2000


Российский государственный гуманитарный университет, 2002


^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Курс “Искусство Древнего Востока” является общепрофессиональным предметом и предназначен для I курса студентов, обучающихся по специальности № 020900 “искусствоведение”.

Искусство стран Древнего Востока является с одной стороны органической частью искусства Древнего мира, с другой, безусловно, обладает собственным своеобразным видением художественного образа. Искусство по-особому раскрывает проблемы пластической, живописной и архитектурной формы, исходя ценностных ориентаций, специфически присущих древневосточным цивилизациям.

Предмет курса: рассмотрение памятников скульптуры, архитектуры, вазописи и живописи и выявление специфики формально-образного языка в обозначенных этно-культурных рамках Хронологические рамки курса охватывают период от рубежа IV-III тыс. до н.э. до сер. V в. н.э.

Образовательные задачи – 1) дать общее представление об историческом развитии искусства в обозначенных временных рамках; 2) раскрыть связь между формально-образной структурой произведения и приоритетными ценностными ориентациями создавшей его культуры; 3) указать на значение и роль древневосточного искусства в мировой истории искусств.

Цель курса: формирование у студентов целостного представления об искусстве Древнего Востока, о стилистических особенностях в его эволюции, об общих и специфически локальных чертах искусства, присущих древневосточным цивилизациям

Задача курса “Искусство Древнего Востока”: 1) выявить художественные особенности основных видов древневосточного искусства; 2) рассмотреть определенные культурные взаимовлияния между различными цивилизациями и их отражение этих процессов на развитие искусства; 3) дать понимание специфики художественной кульутры каждой древневосточной цивилизации.

Первый раздел данного курса посвящен искусству древних цивилизаций на территории Месопотамии и соседних стран, второй - искусству Древнего Египта, в третьем разделе излучается специфика искусства Древнего Ирана.

Определенная новизна данного курса заключается в представлении поэтапного развития древневосточного искусства во взаимосвязи с общим историко-культурным процессом, т.е. курс ориентируется на получении в ходе его изучения комплексного представления об искусстве древневосточного мира, что позволяет существенно расширить сферу практического профессионального применения данного учебного предмета. Курс “Искусство Древнего Востока” органично связан с курсами по общей истории, истории религии и т.п. и, безусловно, предполагает опору на материалы этих курсов в изучении данного периода в истории искусства.

Ознакомившись с материалом курса “Искусство Древнего мира” студент должен иметь представление:

 о многообразии художетсвенно-образных систем ближневосточного искусства

 об искусстве как части культурного развития стран древневосточного мира

^ Студент должен знать:

 периодизацию древневосточного искусства

 различие стилистических признаков в памятниках искусства в рамках каждой из изучаемых цивилизаций

 основные понятия и категории, характерные для искусства Древнего Востока

 основные произведения древневосточного искусства (в тексте выделены курсивом)

 основные труды по истории искусства Древнего Востока После изучения данного курса студент должен уметь:

 понимать специфику художественно-образной структуры древневосточного искусства

 анализировать памятники Древнего Востока с точки зрения проблем древневосточной культуры

 атрибутировать произведения искусства.

 уметь ориентироваться и работать основными трудами по искусству Древнего Востока.

Основными методами изучения дисциплины является сочетание лекционного курса с практическими семинарскими занятиями.

Курс рассчитан на 22 часов лекций и 12 часов семинаров для дневного отделения; 14 лекций и 6 семинаров для вечернего отделения; 14 лекций для заочного отделения.


^ РАЗДЕЛЫ И ТЕМЫ КУРСА


РАЗДЕЛ I. ИСКУССТВО ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ МЕСОПОТАМИИ И СОСЕДНИХ СТРАН.

Регион постоянного переплетения племен, вторжений кочевников и в связи с этим более открытый тип культуры (по сравнению с Египтом). Многообразие видов художественной формы, привнесенных различными этносами. Но не заимствование, а переработка художественных образцов как характерная черта искусства Месопотамии. Разрозненность территорий, что дает менее каноничный вариант искусства.

Погребальный культ менее развит, главным в Месопотамии становится понятие добронравной жизни, где первая добродетель - послушание.

Важность восприятия Вселенной как организованного целого (как организованное общество, как государство) и Творца как бога, избранного собранием богов. В силу этого беспомощность перед угрозой хаоса, отсутствие в человеческом сознании момента постоянства как важные черты культурного сознания (проблема божественной благосклонности). Отражение этих моментов в художественной практике (поклонение и служение божеству как главная тема храмового искусства).

^ ТЕМА1. Искусство ранних государств Двуречья в III тыс. до н.э. Время Шумера, Аккада и позднешумерского периода.

Сеть мелких городов-государств с шумерским населением. Появление письменности. Появление глиптики (период орнаментализма формы в искусстве печатей).

Додинастический период (IV - начало пер. половины III тыс. до н.э.).

Важность подпериода Убайд (см. тему 4 из раздела I) как времени начала выработки новой системы изобразительности в скульптуре и керамике.

^ Подпериод Урук (сер. IV - koh.iv тыс. до н.э.). Выработка в рельефе характерных для Месопотамии художественных черт (четкая регистровость, пропорциональное выделение главного, рассказ-повествование, читаемый снизу вверх) как поиск формы, композиции нового стиля.

Сложение принципа изображения человека на плосткости. Скульптура как глубокий рельеф (часть стены). Использование комбинированной техники (инкрустация). Выразительность за счет скупых средств: акцент на глазах, на взгляде (как показ божественной Мудрости).

^ Основные памятники: культовый сосуд богини Инанны из Урука, женская голова из Урука (Инанна?), печати.

Подпериод Джембет-Наср (кон-IV - сер. пер. половины III тыс. до н.э.).

Рельеф ("Камень Блау" или "Стелла охоты из Урука") приобретает большую связь с конкретикой, начинает проявляться развитие композиции во времени и в постранстве.

Раннединастический период (2750 - 2340(?) 2310 (?).Возрастание количества храмовой скульптуры. Общие черты раннединастической скульптуры: отказ от правильной передачи пропорций, гипертрофия отдельных черт лица (глаза, уши), при определенной функциональной выразительности всего художественного образа в целом. Важность позы, взгляда. Начало усиление момента символичности, переход к схематизму, уход в сторону условности.

^ Основные памятники: статуэтки богов и адорантов их храма Аб-У в Телль-Ахмаре, статуэтка Эбихила из храма Иштар в Мари и т.п.

Завершение цикла сложения шумерского рельефа в Раннединастический период: развернутая в пространстве и во времени строка летописи как отображение представления о поддержании городом-государством и его правителем упорядоченного Космоса и его сил. Особенности раннединастического рельефа: последовательность изобразительного повествования о событии, выделение главного персонажа размером (больший акцент на правителя как героя, а не как воплощение Бога), условно-декоративная, плоскостная передача этнически характерных фигур (фигура-символ).

^ Основные памятники: стелла Эанатума (т. наз. "Стелла коршунов"), Урский штандарт.

Предметы из Урских гробниц (Голова Быка на детонаре арфы, фигурка козы, шлем Мескаламдуга, Урский штандарт) как примеры косвенного представления об особенностях сложения живописных форм в шумерском искусстве. Преимущественное использование ярких цветовых пятен (комбинации цветов естественных камней и перламутра)

^ Искусство Аккадского периода (нач. 24 – нач. 22 вв. до н.э). Появление на территориии Месопотамии другого этноса - восточносемитских племен аккадцев. Запись "Эпоса о Гильгамеше" как нового источника художественных образов. Впервые возникает объединеннная страна и создается общегосударственный пантеон. Время открытия возможностей человеческой личности. Введение понятия богоподобности и установление прижизненного культа во время правления Нарам-Су эна.

Появление новых черт в скульптуре: отсутствие символической жесткости в подаче образа; индивидуальные черты в рамках типажа, передающие обобщенно , но точно аккадское представление о герое-победителе; впечатление жизнеподобия, умение правильно передавать пропорции (Голова Саргона Аккадского).

Новые черты в аккадском рельефе как стремление к более точному и более непосредственному изображению мира (по сравнению с шумерским рельефом):

расположение композиционных мотивов снизу вверх, но не по регистрам (свобода и гармоничность композиции); повышенная динамика формы; высокий объемный рельеф; живописность за счет контраста светотени. Стелла Нарам-Суэна.

Высокий уровень глиптики: замена орнаментальное™ изобразительностью, появление фольклорно-эпических тем.

Позднешумерский период (послеакккадское время и время III династии Ура). Сер. 22 - кон. 21-нач.20 вв.до н.э.

Вновь время независимых династий. III династия Ура как попытка создать консолидированное государство.

Скульптура позднешумерского периода как подлинно момументальные памятники (достигают размера человечесвого роста). Взаимосвязь формальных черт аккадской и шумерской пластики как попытка создать новый образ. Аккадское влияние сказывается и на содержании как стремление передать интерес к отдельной личности.

^ Основные памятники: статуя Гудеа, правителя Лагаша, статуя правителя Лагаша, статуи адаронтов.

Искусство III династии Ура как выработка в официальном придворном позднешумерском искусстве жесткой консервации художественной формы (теократический канон). Однообразие форм, их стееотипность, сухая моделировка образа, отсутствие динамики при технической виртуозности.

Архитектура Месопотамии в III тыс. до н.э. Сложение к кон. IV - нач. III тыс. до н.э. типа поселения, характерного для Двуречья: храм в центре города-государства. Храм, доминирующий над городом, как образ Мира. Ведущая роль крепостного зодчества и его значение в сложении архитектурных форм месопотамского региона.

Раннешумерский храм на высокой платформе со святилищем прямоугольной (иногда овальной формы) и открытым внутренним двором как отличительная черта древнейших месопотамских городов (г.Ур). Главный элемент архитектурного декора: членение наружных и внутренних стен узкими прямоугольными нишами. Возможно применение росписи (хр. в Телль-Укайре). Широкое распространение сводчатых конструкций (ложные своды, клинчатые своды, купол на квадратном основании, тромпы). Своеобразие местных строительных материалов (дефицит дерева и высокопрочных каменных пород, использование глины, кирпича-сырца) и их недолговечность.

"Красное здание" в Уруке (кон. IV тыс. до н.э.) как возможный вариант общественной постройки (особености архитектурной конструкции и декора).

Появление к кон. III тыс. до н.э. храма на нескольких платформах (зиккурата) и постепенное его превращение в типичное сооружение месопотамской культовой архитектуры. Зиккурат Ур-Намму и его художественно-образное решение как основа для храмового зодчества последующего времени на территории Месопотамии и соседних стран: наличие лестниц ведущих к центральному святилищу, открытый внутренний дворик в храмике, раскраска сырцовых храмовых террас, членение наружных объемов выступами и нишами.

^ Основные памятники: храм Ур-Намму в Уре (кон. III тыс. до н.э.), храм в Чога-Замбиле в Эламе (сер.Птыс. до н.э.), храм в Борсиппе, близ г.Вавилона (сер. I тыс. до н.э.)."Дворец А" в Кише (пер. пол. III тыс. до н.э.) как один из ранних примеров дворцов.

Объединение храмов и дворцов в единые комплексы в результате стирания граней между культовой и светской властью.

Градостроительство как стихийная жилая застройка вокруг дворцово-храмовых комплексов.

Особенности архитектуры для региона Месопотамии: простые кубические объемы; редкое применение отдельно стоящей опоры; вертикальное членение плосткости стены, создающее строгий линейный ритм.

^ ТЕМА 2. Развитие искусства во II тыс. до н.э.

II тыс. до н.э. проходит под знаком все более тесных связей и взаимовлияний в культуре (к концу III - нач. II тыс. до н.э. культура Ближнего Востоа начинает выходить их рамок территориальной замкнутости). Выделение трех больших территориально-культурных зон: зона эламо-вавилонской культуры (преобладание традиций, созданных шумеро-вавилонской цивилизацией); зона хетто-хурритской культуры (различные варианты соединения сильных местных традиций и заимствованных); зона сиро-финикийско-палестинских культур (эклектичность, мозаичность художественного образа). Искусство хетто-хурритского и сиро-финикийско-палестинского регионов как варианты взаимодействия и выработки из различных художественных образцов своего собственного стиля, что станет важным для последующего периода сложения единых "имперских" стилей.

Старовавилонский период (20-17 вв. до н.э.). Ориентация официального вавилонского искусства на канон III дин. Ура. Художественная форма как уже сложившийся знак. Потеря искусстной работы времен III династии Ура, теперь ремесленный характер изобразительной деятельности.

^ Основные памятники: стелла царя Хаммурапи, голова царя Хаммурапи из Суз.

Средневавилонский пеиод (касситская Вавилония) 16-11 в. до н.э.

Традиции вавилонской культуры лучше просматриваются на соседних территориях:государства Элам и Мари (Средний Евфрат). Элам как вариант соединения черт предыдущего периода (старовавилонское время) и своеобразных эламских (декоративность, большая живость в передаче индивидуального). Голова эламского царя из Хамадана.

Мари - более тесная связь с Двуречьем, формальные решения в духе позднешумерского искусства. Иератические образы с суммарными пластическими чертами.

^ Основные памятники: форма для ритуального печенья из Мари, статуя богини Иштар из Мари.

Росписи дворца Зимри-лима в Мари как единственно сохранившейся вариант живописи на территории Месопотамии. Сочетание статичности сцен и образов с гармонией в выборе цветовой гаммы.

Искусство хеттских царств и государства Митанни. Переход политического приоритета в Малой Азии и Северной Месопотамии во второй четверти II тыс. до н.э. к двум политическим союзам хеттов и хурритов.

Существенный вклад хеттов и хурритов в мировое искусство: использование скульптуры как органичной части архитектурного ансамбля.

^ Изобразительное искусство хетто-хурритского ареала. Рельеф хеттов: монолитность, неотъемлемость от плосткости камня (уподобление рельефа качествам естественного камня, эстетике естественной природы), профильная постановка глаза.

Скульптура хеттов: подчеркнутая статичность образа, массивность, тяжесть пропорций, форма, состаящая из простейших фигур. Сознательная непработаннсоть формы в рельефе и круглой скульптуре как важное образное решение (зависимость от глыбы камня как связь с древним хеттским культом камня). Особенности искусства хеттов: минимум влияние египетских, шумеро-вавилонских традиций, большая свобода от канонов.

^ Основные памятники: рельефы открытого святилища в Язылы-Кая (около г. Богазкёй), каменные рельефы с ворот г.Хатусса, статуя сидящего на троне бога из Каркемиша.

Черты изобразительного искусства хурритов: большая легкость в построении формы, декоративность за счет использования инкрустации из цветных камней, гладкой полированной поверхности, изящность геральдически замкнутых композиций и орнаментальных вставок.

Глиптика как вид искусства, где наиболее характерно проявились особенности хурритского искусства (мир ярких, причудливых образов, отсуствие повествовательности, роль текста исполняет орнамент).

^ Основные памятники: статуя Идри-Ми, правителя Алалаха, скульптруные столбы из дворца-храма царя Капары в Телль-Халафе

Архитектура хетто - хурритского ареала. Влияние на сложение архитектурных форм египетской и шумеро-вавилонской культур.

Хеттская архитектура: использование крупномасштабных строительных материалов (циклопическая кладка, чередование слоев камня и глины); включение в архитектуру естественного камня, ортостатов (подчинение скульптуры архитектуре), плоской крыши;

отсутствие симметрии в плане и в общей структуре здания. Храм I в Богазкёе.

"Димту" - многоярусная башня-жилище для большесемейной общины в хурритской архитектуре.

Понятие о типе "бит-хилани" в хетто-хуритской архитектуре. Его эволюция в дворцовом комплексе в Алалахе (Тель-Атчана) и в типах хеттских дворцов новохеттского времени. Строительство храмов на соседних территориях в последующее время по образцу "бит-хилани": дворец Никмепы в Алалахе (15 в. до н.э.); дворец в Телль-Халафе (9 в. до н.э.), храм Соломона в Израильском царстве.

Искусство цивилизаций на территории Сирии, Финикии и Палестины. Регион раннего развития торговли. Район богатых городов, смешения северохурритских, хеттских, египетских, месопотамских влияний. Огромное влияние купеческой культуры (рынок как

обмен не только материальный, но и духовный). Большая роль работы на заказ. Постоянный экспорт и импорт различных художественных образцов и как следствие выделение понятия утилитарности художественных предметов.

Финикия - каждый художественный образ как собственное мозаичное построение из заимствованных образцов. Финикийское искусство - особый органически смешанный стиль. Работа с различными и разнообразными техническими приемами. Регион прекрасной резьбы по кости. Нарушение законов логики внутреннего содержания, но смесь разнородных элементов как ощущение подлинной декоративности.

^ Основные памятники: саркофаг царя Ахирама из Библа, пластина из Угарита с изображением богини, кормящей козлов, головы из слоновой кости из Угарита.

Искусство Древней Ассирии во второй половине II тыс. до н.э. Сложение в 13-14 вв. до н.э. специфических черт: свободное и правильное расположение фигур на плосткости, замена изображения божества его символом, своеобразная повествовательность. Изначальный эклектичный характер искусства. Искусство абсолютного мастерства и совершенных трафаретов. Алтарь Тукульти-Нинурты (13 в. до .н.э.) как сочетание шумерско-аккадских образцов в решении образа правителя и основных формальных черт ассирийского рельефа. Применение очень низкого рельефа, утонченно графичного при авторитете линии и ясности композиции.

^ ТЕМА 3. Искусства периода "великих империй" (I тыс. до н.э).

I тыс. до н.э. как время новых государственных образований - империй. Постепенная выработка единых механизмов управления социально-экономическими, политическими, культурными аспектами. Иной механизм восприятия и заимствований в I тыс. до н.э.:

жесткий канон из собранных образцов становиться не эклектикой, а синтезом, с собственной выработкой единого стиля. Ограничение искусства рамками узкой сферы придворного искусства, поверхностное влияние художественных образцов на другие регионы.

Искусство Новоассирийской империи (нач. IX - кон. VII вв. до н.э.).

Изобразительное искусство. Переработка хетто-хурритской традиции рельефа. Связь рельефной декорации с ассирийской архитектурой. Использование профессиональных художников. Темы военных походов и царской охоты как наиболее популярные. Применение раскраски в рельефе. Сложение в ассирийском искусстве собственного идеалистически-идеологического канона (прославление героической личности царя). Нормативное и повествовательное искусство с огромным чувством формы и большой экпрессивностью.

Эволюция изобразительных черт ассирийского рельефа по пути освоения композиции и выработки соотношения между изображенем и фоном (от рельефов Ашшур-нацир-апала в Кальху к рельефам времени Ашшурбанапала). Рельефы Ашшурбанапала в Ниневии как заключительная фаза в развитии ассирийского искусства: создание замкнутых, геральдических композиций, смелое расположение фигур в пространстве, своя образная харектеристика для каждого изображенного.

Эволюция в содержании ассирийского рельефа: поворот от показа космологических тем к раннеисторическому описанию.

^ Основные памятники: рельефы Ашшур-нацир-апала II в Кальху (883-859 гг. до н.э.), рельефы времени Тиглат-паласара (сер-втор. пол. VIII в. до н.э.), рельефы времени Синеххериба (Ниневия, 705-680 гг. до н.э.), рельефы времени Ашшурбанапала (Ниневия, 669-635 гг. до н.э.).

Архитектура. Особенности градостроительства Ассирии и проблемы его регламентации. Отражение военного характера ассирийского государства в строительстве городов. Города-крепости и особенности их планировки. Важнейшая черта ассиро-вавилонского строительства - сочетание в конструкции стен кирпичной основы и каменной облицовки, развитие месопотамских арочно-сводчатых конструкций. Типы храмовой архитектуры, используемые в Ассирии. (зиккурат Анну и Ададу в Ашшуре). Архитектура дворцового комплекса в Дур-Шар-Рукине (дворец Саргона II) и особенности.

Искусство Урарту. Государство Урарту как связующее звено между Закавказьем, Северным Двуречьем и Малой Азией.

Приоритетное развитие в Урарту художественной металлургии. Технология изготовления индивидуальных произведений искусства как ведущая черта урартской торевтики. Повышенная декоративность за счет использования чеканки, золота, инкрустации из драгоценных камней и детальной проработки узора.

Соединение ассирийского трафарета, ассирийского канона пропорций и орнаментальное™ собственно урартского искусства как отличительные черты в построении художественного образа. Достаточно поверхностное заимствование ассирийских образцов и самоценность урартского искусства.

^ Основные памятники: фигурки, украшающие трон из Топрах-Кале; щит из Кармир-Блура.

Архитектура . Материалы и техники строиткльства, прииминяемые в архитектуре Урарту. Особенности градостроительства в Урарту. Дворцовый комплекс и цитадель в Тейшебаини как образец архитектуры страны. Влияние культур Малой азии и Эгейского мира на архитектуру храмов в Урарту (храм в Муцацире).

Искусство Нововавилонского царства (сер.-вторая пол. VII в. до н.э.) как вариант сложения искусства подчекнуто религиозного и ритуально-культового характера.

Основные черты изобразительного искусства: декоративность, красочность (использование цветного глазурованного кирпича) как разрушение монотонности художественного образа; сочетание ритма композиции с цветовой гаммой и отказ от повествовательности. Искусство орнамента как выбор наиболее абстрактных художественных форм.

^ Основные памятники: ворота богини Иштар, изразцы для облицовки тронного зала южного дворца Навуходоносора II.

Архитектура Нового Вавилона. Город Вавилон как один из крупнейших экономических, политических и культурных центров Древнего Востока; сложение в течение столетий его планировочной структуры и архитектурного облика. Вавилон времени Навуходоносора II как целостный ансамбль. Его составные элементы и отличительные черты, связанные с ритуально-обрядовыми и религиозными представлениями. Зиккурат Этеменанки (Вавилонская башня) по описаниям Геродота и другим историческим источникам.


^ РАЗДЕЛ II. ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА.

Более прочный и менее ограниченный характер власти (по сравнению с Месопотамией) и отражение этих факторов в культуре. Сложение в Египте с раннего времени заупокойного культа и погребального обряда и их влияние на развитие культуры. Огромная и приоритетная роль религиозных воззрений в формировании художественного образа. Каноничность как главное художественное качество искусства Египта. Монументальность формы при чувстве гармоничного равновесия, симметричности пропорций и тщательности взаиморасположения элементов как основопалагающие черты египетского искусства. Сакральная значимость иероглифики и ее связь с изобразительными темами.

^ ТЕМА 1. Изобразительное искусство додинастического периода и времени Раннего царства (V- нач. Штыс. до н.э.).

Эпоха додинастики. Рубеж V - нач. IV тыс. до н.э. - заселение Северного Египта и Нильской долины. ^ Бадарийская культура - использование для создания сосудов камня как начало освоения эстетики этого материала (станет отличительной чертой египетского искусства).

Сложение живописных основ в керамике амратского и герзейского периодов (сер. -вторая пол. IV тыс. до н.э.).

Роспись из гробницы вождя в Иеракомполе как памятник монументального искусства эпохи додинастики: сочетание традиций неолитических изображений и новых художественнных черт.

Позднедодинастические церемониальные палетки как выработка новых технических и эстетических принципов построения образа в камне. Художественные черты "Палетки Нармера" (разномасштабность согласно социальному положению, расположение фигур по регистрам, пропорциональная соразмерность и замкнутость композиционных построений, условность в передаче фигуры на плосткости) как свидетельство сложения системы древнеегипетского канона.

^ Основные памятники: "Палетка с шакалами", "Палетка Нармера".

Эпоха Раннего царства (3000 - 2800 гг. до н.э., время I и II династий). Завершение сложения единого египетсткого государства. Культура Раннего царства как основа для формирования специфики египетских черт в искусстве. Огромная роль культа умершего царя (тождественность умершего царя богу Осириусу). Возникновение в эпоху Раннего царства статуй, связанных с погребальным культом и хеб-седным ритуалом и особенности их содержательной программы. Появление новых изобразительных черт (монументальности формы, фронтальности композиции, вписанности в каменный блок, отброса второстепенных признаков). Сложение изобразительного принципа лаконичности художественной формы при многозначности смысла. Стелла фараона Джета.

^ ТЕМА2. Изобразительное искусство Древнего царства (нач. ХХУШ - сер. ХХШ вв. до. н.э.. время III - VI династии).

Усиление централизации страны. Сложение единого комплекса архитектуры, пластики и расписанного рельефа (при главенстве архитектуры).

Общие художественные черты скульптуры Древнего царства: статичность, стремление к подчинению образа геометрическим формам каменного блока (даже при работе с мягкими материалами), идея колоссальности, простота изобразительных и многозначность содержательных категорий. Применение раскраски и инкрустации статуй как средства усиления условности и магической выразительности. Формирование и развитие разнообразных типов статуй: стоящие с выставленной вперед левой ногой, сидящие на троне, читающие или записывающие писцы и т.д.

Особенности в понимании проблемы сходства в древнеегипетском искусстве (как попытка совместить представления об облике умершего и предельную обобщенность идеальных человеческих типов в состоянии расцвета жизненных сил). Скульптурное изображение как создание в камне неразрушимой оболочки для души. Достижение в эпоху Древнего царства идеальной меры в изображении и конкретных черт, и символического обобщения. "Портретные" решения в эпоху IV династии.

Время VI династии - приостановление развития творческих процессов, появление провинциальных (и географически, и технически) школ как следствие начала распада страны.

^ Основные памятники: сфинкс фараона Хефрена, статуя фараона Хефрена, статуя фараона Микерина с богинями, статуи зодчего Рахотепа и его жены Нофрет, статуя зодчего Хемиуна, статуя царского писца Каи, статуя соновника Каапера (т.наз. "сельский староста").

Сложение в гробничных комплексах рельефных композиций как последовательных циклов символически освещающих загробный культ (соединение реального и магического, временного и вечного в тематике.). Применение двух техник в рельефе: низкий барельеф и врезанный рельеф с углубленным контуром. Особенности изобразительного построения египетского рельефа (плосткостная манера исполнения, отделения фигур друг от друга ритмическими цензу арми, использование вертикальной проекции). Символическая роль локального цвета. V - VI династии - время расцвета рельефного искусства. Появление контррельефа и и новые изобразительные качства, связанные с ним.

^ Основные памятники: деревяные рельефы из мастабы зодчего Хесира, фрагменты росписьи из гробницы зодчего Нефермаат и его жены Итет, рельефы из мастабы вельможи Ти, рельефы из мастабы Пта-хотепа.

^ ТЕМА 3. Изобразительное искусство Среднего царства (2040-1786 гг. до н.э., время XI.XII династий).

Объединение страны после I Переходного периода, идеология возрождения абсолютной царской власти. Распространение культа Осириса на культ мертвых вообще и влияние этих процессов на выработку новых изобразительных мотивов. Усиление нравственных моментов в религиозных представлениях.

Скульптура . XI династия - ориентация на художественные решения Древнего царства. ^ Черная статуя в красной короне Ментухотепа II.

Со времени XII династии расширение назначений ритуальных статуй фараона (их воздвижение в храмах, наряду с изображениями богов).

Новшества в скульптуре XII династии: усиление пластических моментов за счет использования контраста светотени и фактурных возможностей материала, придание образу большей индивидуальности, изчезновение инкрустации глаза. Портретные решения Среднего царства как более сложное сочетание конкретных, индивидуальных черт и духовного содержания.

Мелкая культовая пластика в эпоху Среднего царства. Появление деревяных многофигурных моделей-макетов.

^ Основные памятники: голова Сенусерта II, статуя Аменемхета III.

Выделение в рельефах и росписях придворного круга памятников. Популярность контррельефа, выразительность и изящность контура как собенность формальных черт рельефов Среднего царства. Приобретение живописью самостоятельного значения и появление чисто живописных приемов (связь фона с цветовой гаммой композиции, использование оттенков, колористическое обогащение изображения за счет наложения цвета

на цвет). Более сложная система изобразительных и содержательных программ росписей и рельефов Среднего царства (включение многообразных соотношений конкретного и сакрального мира). Гробница Хнумхопета П в Бени-Хасане.

^ ТЕМА 4. Изобразительное искусство Нового царства (XVI-XI вв. до н.э. . время ХУШ-ХХ династий).

Вновь укрепление централизованного государства и новый расцвет египетской культуры. Время небывалых походов и изменение образа мышления египтян (утрата ощущения изолированности в пределах собственной страны). Окончательное формирование идеи загробного суда и связанной с этим тематики изобразительной системы. Проблемы архаизации художественой формы, неоднократные обращения к формальным решениям прошлых эпох.

Эпоха Тутмесидов. Использование рельефных композиций в заупокойных и посвятительных храмах. Дальнейшее расширение назначения статуй (теперь воздвигаются в открытых дворах храмов, фланкируют пилоны).

Скульптура как соединение традиций Древнего и Среднего царств и новых художественных черт (внешнее изящество формальных решений). Сочетание обобщенности и изысканной мягкости в портретах Хатшепсут из храма в Дейр-эль-Бахри, в статуи Амехотепа Ш, в портрете царицы Тии, в статуэтках верховного жреца бога Амона Аменхотепа и "певицы Амона" Раной.

Большая декоративность, изящество формы, внимание к деталям рельефов и росписей времени Тутмесидов как отражение усложнения художественного языка. Динамика объемных решений, применение глубокой пространственности в многофигурных пластических группах, расширение цветовых сочетаний.

^ Основные памятники: гробница Сенефера, гробница Рамоса, гробница Нахта в Фивах.

Эпоха Эхнатона. Время религиозной реформы, глубоких изменений в культурной сфере.. Появление в культуре новой, "светской" струи, заострение эмоциональных, чувственных моментов. От разрыва с прежними культами - к разрыву с прежними художественными принципами. Необходимость выработки нового художественного языка и новой иконографии образов. Острая утонченность изощренной формы, одутловатые, круглящиеся и вытянутые пропорции, отсутствие прежнего понимания красоты при особой одухотворенности и чувственной живости образов в период ранней Амарны.

^ Основные памятники: статуя Эхнатона из темного песчанника из Каирского музея, рельеф со сценой поклонения Атону семьи Эхнатона, рельеф с изображением Эхнатона с семьей.

Исчезновение заостренности раннеамарнского стиля, сглаженность пропорциональных построений в зрелый амарнский период. Одновременная и мягкость, и напряженность художественной формы как новый вариант отражения многозначности образа. Мастерская Тутмоса и творческий метод египетских скульпторов.

^ Основные памятники: голова Нефертити (Берлин), голова Нефертити в голубой тиаре, женский торс из Амарны.

Поздний амарнский период как попытка соединения гротескной утонченности ранней Амарны и грациозности формы зрелого амарнского периода.

Живопись периода Амарны как композиционынй и колористический разрыв с живописными традициями предыдущих эпох (фрагменты росписей из дворца в Ахетатоне).

Время Тутанхамона как соединения наследия амарнского периода с традиционными чертами в стилистике художественных образов. Переход от прихотливости внутренней к внешней прихотливости образа. Предметы из гробницы Тутанхамона. Реставрация прежних культов и возврат к канону времени Тутмесидов.

Эпоха Рамессидов. Перемены в иконографии фараона со времени Рамзеса II (царь как равный богам). Консервативные тенденции в искусстве (художественная форма становится каноничнее, суше). Темы скульптуры и рельефов ориентируются на искусство Древнего царства, но превосходят образцы по темпераменту, прокламативности, насыщенности композиции.

Стиль Рамессидов в скульптуре и рельефах - возврат к геометризации при сохранении новых пластических решений в передаче лиц, постепенное нарастание идеализации, тяготение к гигантским масштабам, применение холодной, академической манеры.

^ Основные памятники: колоссы и рельефы из храма Рамзеса II в Абу-Симбеле, релефы пилона храма Рамзеса III в Мединет-Абу.

Росписи времени Рамессидов: потеря живописной специфики (уподобление раскрашенным релефам), тематика как строгое соблюдение канонов заупокойного культа (гробница Нефертари).

^ ТЕМА 5. Архитектура Древнего Египта.

Основные черты египетской архитектуры: устойчивость иконографических схем, символические концепции форм зодчества, их связь со сложившейся мифологической традицией. Роль религиозных воззрений в формировании художественного облика древнеегипетских сооружений. Основные строительные материалы в Древнем Египте (твердые породы камня, кирпич-сырец), местные приемы их обработки и использования. Строечно-балочная система как ведущий тип конструкции каменных монументальных сооружений Египта. Масштабные и пропорциональные закономерности в древнеегипетской архитектуре.

Особенности градостроительства Древнего Египта: круглая форма плана древнейших городов и варианты ее интерпретации.

Погребальные сооружения Раннего и Древнего царств. Типы сооружений и их эволюция. Архитектурная форма мастабы и особенности композиции ее подземных и надземных помещений (мастаба Хемени и царицы Хер-нейт). Эволюция египетских пирамид (пирамида Джосера в Саккара, пирамиды Снофру, гизехский комплекс пирамид Хеопса, Хефрена, Микерина). Составные части пирамидных погребальных комплексов (пристань, нижний храм, дорога восхождения, поминальный храм, пирамиды-спутницы), их архитектурное решение. Возникновение "продорического" ордера. Специфика эстетики архитектурной формы.

Облик храмов Солнца эпохи Древнего царства, смысловая и художественная связь с формой пирамиды и обелиска. ^ Храм Абуси-Ра.

Храмовое строительство в эпоху Среднего царства (заупокойный храм Ментухотепа в Дейр-эль -Бахри). Особенности конструкции погребальных комплексов этого времени.

Расцвет храмового строительства в эпоху Нового царства . ^ Храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри и его стилистические особенности. Составные части храмовых ансамблей (аллея сфинксов, входные пилоны, перистильные и гипостильные залы, святилище) и их символика и образная интерпретация. Храмовые комплексы в Карнаке и Луксоре.

Развертывание всех элементов храма по горизонтали вдоль единой оси как особенность архитектурной композиции храма; использование эффектов перспективы и освещения. Сложение так называемого "египетского ордера" как определенной системы взаимосвязи конструкции и ее художественного истолкования. Особенности ордера в Древнем Египте: монументальность, атектонизм, изобразительность. Типиы египетского “ордера”. Планировочные решения подземных захоронений Нового царства.

Архитектура времени Рамессидов и ее отличительные черты. , Пещерные храмы в Абу-Симбеле, Рамессеум, храмовый комплекс в Мединет-Абу.

^ РАЗДЕЛ III. ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ИРАНА.


Иран с незапамятных времен как посредник в передаче культурных ценностей, территория где соединяются богатейшая изобразительность Ассирии, Урарту, Элама и искусство иранских племен.

Искусство Древнего Ирана как искусство рельефного характера вследствии стремления придать художественному образу наиболее выразительные ракурсы.

^ Тема 1. Изобразительное искусство Ахеменидского Ирана (VI- IV вв. до н.э.).

Создание в ахеменидский период сложной и тщательно разработанной концепции бытия и мирозздания, где отчетливо прослеживаются тенденции к монотеизму и выработка связанных с данной тематикой новых изобразительных мотивов.

Важность для сложения новых образов художественных завоеваний предшествующего населения Иранского нагорья.

^ Изобразительное искусство. Формирование стилистики ахеменидского искусства на основе этнического смешения и синкретизма культурных и религиозных представлений различных народов, вошедших в состав Иранской империи. "Ахеменидский" стиль как искусство, наделенное специфически самобытным содержанием при разнородности влияний и участия в создании художественнных образов различных народов. Художественные памятники ахеменидского времени как прокламация величия царской власти, империи, религии (прямая связь содеожание с политикой и идеологией).

Унифицированный характер искусства и его распространенность по всей территории империи как отражение культурного единства "ахеменидского" мира, политической концепции "единого" мира.

Основные черты ахеменидского времени: строгая канонизация формы, доходящая до монотонности художественного образа при отсуствии повествовательности; стремление к симметрии; зеркальное построение сцен; использование декоративных вставок (бронза, цветные пасты); предельная точность детали.

Эволюция ахеменидского рельефа от Пасаргад к Персеполю как постепенное формирование на основе различных формальных языков общего идеологического художественного языка. Персеполь как единый архитектурно-скульптурный комплекс, создавший в полной мере "имперский ахеменидский стиль". Рельефы дворцов Персеполя -связный рассказ о медленном торжественном шествии воинов и покоренных народов (динамика шага и остановленность ритма одновременно как вечная фиксация могущества державы).

Изразцовые рельефы из дворца Артаксеркса П в Сузах как свидетельство о живописной системе ахеменидского искусства.

^ Скальные гробницы ахеменидских царей в Накш-и-Рустаме как иммитация архитектурно-скульптурных форм парадных царских ансамблей (единость стиля для всех сфер изобразительной культуры).

Gроизведения торевтики и глиптики как варианты мобильной пластики.


^ Тема 2. Архитектура Древнего Ирана.

Особенности образно-содержательной структуры в архитектуре Древнего Ирана: прокламативность, строжайшая канонизация, стремление к аблосютной симметрии, понимание архитектуры как средства возвеличивания царской власти, империи, религии, тесная связь архитектуры и искусства с политикой и идеологией, создание памятников по четкому идеологическому заказу.Основные строительные материалы, характерные для этого региона - комбинация сырцового кирпича и отдельных комбинаций из камня.Особенности архитектурного облика первого парадного комплекса дворцов и культовых построек эпохи Ахеменидов (местность Пасаргады). Сплав разнородных традиций -урартских, ионийских, мидийских - как отличительная чрта архитектуры этой эпохи. Выработка унифицированных форм и художественных канонов, распространявшихся по империи и объединявших локальные местные стили.Строительсчтво ахеменидских дворцов по единому стандарту (Пасаргады, Персеполь, Сузы, Эребуни и т.д.). Архитектура Персеполя - выдающийся памятник ахеменидского времени, связь его архитектурно-художественных форм с ритуальными торжествами. Гробницы в Накш -и-Рустаме и их отличительные черты.


^ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ВОСТОКА” для студентов 1 курса д/о





лекций

семинаров

всего

Раздел 1. Искусство древних цивилизаций Месопотамии и соседних стран

10

4

14

Тема 1 Искусство ранних государств Двуречья в III тыс. до н.э. Время Шумера, Аккада и позднешумерского периода

4

2

6

Тема 2. Развитие искусства во II тыс. до .нэ.

4

2

6

Тема 3. Искусство периода “великих империй”

2




2

Раздел 2. Искусство Древнего Египта

8

6

14

Тема 1. Изобразительное искусство додинастического периода и времени Раннего царства

1




1

Тема 2 Изобразительное искусство Древнего царства

2

2

4

Тема 3. Изобразительное искусство Среднего царства

2

2

4

Тема 4. Изобразительное искусство периода Нового царства

2

2

4

Тема 5.Архитектура Древнего Египта

1




1

Раздел 3. Искусство Древнего Ирана

4

2

6

Тема 1. Изобразительное искусство Древнего Ирана

2

2

4

Тема 2. Архитектура Древнего Ирана

2




2

итого


: 22 12 34


^ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ВОСТОКА” для студентов 2 курса в/о


1

лекций

семинаров

всего

Раздел 1. Искусство древних цивилизаций Месопотамии и соседних стран

6

2

8

Тема 1 Искусство ранних государств Двуречья в III тыс. до н.э. Время Шумера, Аккада и позднешумерского периода

2

2

4

Тема 2. Развитие искусства во II тыс. до .нэ.

2




2

Тема 3. Искусство периода “великих империй”

2




2

Раздел 2. Искусство Древнего Египта

6

4

10

Тема 1 Изобразительное искусство Раннего и Древнего царств

2

2

4

Тема 2. Изобразительное искусство Среднего царства

2

2

4

Тема 3. Изобразительное искусство периода Нового царства

2




4

Раздел 3. Искусство Древнего Ирана

2




2

итого


: 14 6 20


^ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ВОСТОКА” длля студентов 2 курса з/о


1

лекций

семинаров

всего

Раздел 1. Искусство древних цивилизаций Месопотамии и соседних стран

6




6

Тема 1 Искусство ранних государств Двуречья в III тыс. до н.э. Время Шумера, Аккада и позднешумерского периода

2







Тема 2. Развитие искусства во II тыс. до .нэ.

2







Тема 3. Искусство периода “великих империй”

2







Раздел 2. Искусство Древнего Египта

6




6

Тема 1 Изобразительное искусство Древнего царства

2







Тема 2. Изобразительное искусство Среднего царства

2







Тема 3. Изобразительное искусство периода Нового царства

2







Раздел 3. Искусство Древнего Ирана

2




2

итого


: 14 14


^ КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ


1. Искусство III тыс. до н.э. на территории Месопотамии

2. Искусство II тыс. до н.э. на территории Месопотамии и соседних с ней стран.

3. Архитектура Месопотамии

4. Скульптура Египта эпохи Древнего и Среднего царств

5. Рельеф и живопись в искусстве Египта Древнего и Среднего царств

6. Скульптура Египта эпохи Нового царства

7. Рельеф и живопись в искусстве Египта Нового царства

8. Погребальные сооружения Древнего царства в Египте - их эволюция и символика.

9. Принцип композиции храмов Нового царства.

10. Искусство времени “великих” империй.

11. Архитектура Ближнего востока в период империй (пер. пол. I тыс. до н.э.)


^ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ И ДОКЛАДОВ

1.Особенности пластики старовавилонского периода

2. Особенности пластики III династии Ура (на примере статуэтки Ур-Намму)

3.Особенности пластики III династии Ура ( на примере статуи и головы Гудеа)

4. Особенности художественно-образной программы хеттского рельефа

5.Специфика пластики эпохи Древнего царства

6.Специфика пластики Среднего царства

7. Особенности художественно-образной структуры новоассирийского рельефа

8. Особенности художественно-образной структуры ахеменидского рельефа


^ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ И ДЛИПЛОМНЫХ РАБОТ

1. Тема героя в раннединастическом шумерском рельефе

2. Образ фараона в искусстве Древнего и Среднего царств.

3. Образ фараона в искусстве Нового царства

4. “Изобразительный и “вербальный” текст в рельефных композициях Древнего царства.

5. Образ царя в хеттском искусстве.

6. Канон в “имперском” стиле: специфика художественно- содержательной структуры.

7.Специфика рельефных композиций эпохи Древнего царства

8.Специфика рельефных композиций Среднего царства

9.Специфика портрета эпохи Тутмесидов

10. Специфика рельефа эпохи Тутмесидов


^ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Обязательная

1. Афанасьева В., Луконин В., Померанцева Н. Искусство Древнего Востока. (Из серии "Малая история искусств"). М., 1976.с.345

2. Всеобщая история архитектуры. Под общей редакцией А.Власова, Н.Колли, Н.Баранова. М., 1966T.I-с. 456

3. Матье М. Искусство Древнего Египта. СПб, 2000

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ.

^ КО ВСЕМУ КУРСУ

1. Алпатов М.В. Всеобщая история искусств. - М.-Л., 1948

2. Археологический словарь. M.I 990

3. Бартенев И., Баташкова В. Очерки истории архитектурных стилей. М., 1983.

4. Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств. - СПб, 1994

5. Виппер Б. Введение в историческое изучение искусства. М., 1985.

6. Волков Н. Композиция в живописи. М., 1977.

7. Волков Н. Цвет в живописи. М., 1984.

8. Всеобщая история искусств. (под.ред.Колпинского Ю.Д. и Ротенберга Е.И.) М., 1956-1966.

9. Даниэль С. Искусство видеть. М., 1990

10. Дмитриева Н. Изображение и слово. М., 1962.

11. Емельянов В.В. Древний Шумер. Спб., 2000.

12. Емельянов В.В. Ритуал в Древней Месопотамии. Спб., 2003.

13. История искусств зарубежных стран. Первобытное общество. Древний Восток. Античность. М., 1981.

14. История искусств народов СССР. М., 1972. T.I

15. Мифы народов мира. М., 1987-1988. В 2-ух тт.

16. Мифологический словарь. М., 1990.

17. Очерки истории искусства. - М., 1987, под ред. Н. Е. Григоровича и Г.Г.Поспелова

18. Ткачев В. История архитектуры. М., 1987.

19. Фрезер Д. Золотая ветвь. М., 1989

РАЗДЕЛ I

1. Афанасьева В., Дьяконов И., Матье М. Искусство Древнего Востока (Из серии "Памятники мирового искусства"). М., 1968.

2. Клима И. Общество и культура древнего Двуречья. Прага, 1967.

3. Пиотровский Б. Искусство Урарту. Л., 1962.

4. Флиттнер Н. Культура и искусство Двуречья и соседних стран. М.- Л., 1958.

5. Франкфурт Г. и Г.А., Уилсон Дж., Якобсен Т. В предверии философии. М., 1984.

6. Циркин Ю. Карфаген и его культура. М., 1986.

7. Шифман И. Культура древнего Угарита. М., 1987.

8. Якобсен Т. Сокровища тьмы. М., 1995.

^ РАЗДЕЛ II

1. Афанасьева В., Дьяконов И., Матье М. Искусство Древнего Востока (Из серии "Памятники мирового искусства"). М., 1968.

2. Богословский Е. Древнеегипетские мастера. М., 1983.

3. Бунин А. История градостроительного искусства. М., 1953. T.I.

4. Кинк X. Древнеегипесткий храм. М., 1979.

5. Матье М. Искусство Древнего Египта. М., 1970.

6. Матье М. Избранные труды по мифологии и идеологии Древнего Египта. М., 1996. ( статья "Древнеегипетский обряд отверзания уст и очей").

7. Михайловский К. Пирамиды и мастабы. Варшава, 1973.

8. Павлов В., Ходжаш С. Египетская пластика малых форм. М., 1975.

9. Целлар К. Архитектура страны фараонов. Жилище живых, усопших и богов. М., 1990.

11. Франкфурт Г. и Г.А., Уилсон Дж., Якобсен Т. В предверии философии. М., 1984

^ РАЗДЕЛ III

1.Афанасьева В., Дьяконов И., Матье М. Искусство Древнего Востока (Из серии "Памятники мирового искусства"). М., 1968.

2. Луконин В. Искусство Древнего Ирана, Кавказа и Средней Азии. Л., 1971.

3. Луконин В. Искусство Древнего Ирана. М., 1977.

3 Никулина Н. Искусство Ионии и Ахеменидского Ирана. М. 1989


^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Семинарские занятия по курсу “Искусство Древнего Востока” предназначены для студентов I курса факультета Культур и искусств, обучающихся по специальности 020900 “Искусствоведение” .

Занятия в семинарах служат для закрепления знаний, полученных студентом в ходе прослушивания учебного курса “Искусство Древнего Востока”. Количество часов, отведенных для семинарских зянятий - 12.

Семинарские занятия проводятся непосредственно на материале Учебного музея слепков им. И.Цветаева при РГГУ. Студентам предлагается на выбор классические памятники, связанные с проблематикой семинарских работ. Группа студентов делится на группы, по количеству семинарских занятий. Каждый участник семинарской группы делает короткий (на 15-20 мин. ) доклад-сообщение, в рамках которого на основе анализа художественной формы произведения необходимо выявить специфику образной программы памятника, этнокультурной специфики выбранного региона, т.е. поставить произведение искусства в определенные культурно-временные рамки. После коротких сообщений студентов, остальные участники семинара в ходе дискуссии суммируют полученную разрозненную информацию в целостное представление о данном периоде в истории древневосточной культуры или о культуре в целом. Занятия в музее вырабатывают у студента навык работы с конкретным памятником искусства, а предварительная подготовка к семинарским занятиям - навык чтение специальной литературы. А также умение выделить и сформулировать пути раскрытия художественного образа.

Предложенные темы семинарских занятий отражают как последовательность изучения курса в соответствии с программой, так и затрагивают узловые проблемы древневосточного искусства.

В ходе семинара в рамках докладов и дискуссий закрепляются теоретические знания, полученные студентами на лекции.


семинар по разделу 1. ИСКУССТВО ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ МЕСОПОТАМИИ И СОСЕДНИХ СТРАН


Тема 1и 2. Своеобразие художественной программы пластики древних цивилизаций Месопотамии и соседних стран в III-II тыс. до н.э. (4 часа- д/о; 2 часа-в/о )

(на примере стеллы Хаммурапи, статуэтки Ур-Намму, статуи Гудеа, головы Гудеа, рельефа из Зенджирли)


Доклад 1. Особенности пластики старовавилонского периода

Доклад 2. Особенности пластики III династии Ура (на примере статуэтки Ур-Намму)

Доклад 3.Особенности пластики III династии Ура ( на примере статуи и головы Гудеа)

Доклад 4. Особенности художественно-образной программы хеттского рельефа.


Контрольные вопросы:

1. Какова особенность образной структуры пластики, выявленная на рассмотренных примерах

2. Какие черты художественного языка преобладают в определенный период и почему

3. В чем своеобразие системы канона на территории Месопотамии

4. В чем своеобразие художественно-образной программы на территории хетто-хурритского ареала


Литература:

Обязательная


Афанасьева В., Луконин В., Померанцева Н. Искусство Древнего Востока. (Из серии "Малая история искусств"). М., 1976.с. 234-256

Дополнительная

1. Афанасьева В. Гильгамеш и Энкиду. М., 1978

2. Клима И. Общество и культура древнего Двуречья. Прага, 1967

3. Франкфурт Г. и Г.А., Уилсон Дж., Якобсен Т. В преддверии философии. М., 1984

4. Якобсен Т. Сокровища тьмы. М., 1995


Семинар по разделу 2. ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА


Тема 1. Скульптура Древнего и Среднего царств (2 часа)

(на примере статуи Хефрена, статуи кормчего, головы Аменемхета III и др.)


Доклад 1. Специфика пластики эпохи Древнего царства

Доклад 2. Специфика пластики Среднего царства


Контрольные вопросы:

1. Какова специфика художественной программы образа фараона в Древнем царстве

2. Какова специфика художественной программы образа фараона в Среднем царстве?

3. Обусловлена ли эволюция художественного языка изменениями в рамках культурно-исторической среды ?

4. Постоянен ли художественный образ в рамках канонически обусловленной культуры


Литература:

Обязательная

1. Афанасьева В., Луконин В., Померанцева Н. Искусство Древнего Востока. (Из серии "Малая история искусств"). М., 1976.с. 124-198

2. Матье М. Искусство Древнего Египта М., 2000

Дополнительная

1. Матье М. Избранные труды по мифологии и идеологии Древнего Египта. М., 1996

2. Франкфурт Г. и Г.А., Уилсон Дж., Якобсен Т. В преддверии философии. М., 1984


Тема 2 . Рельеф Древнего и Среднего царств (2 часа)

(на примере рельефов из гробницы Хесира,, рельефа из гробницы Иси, рельефа из гробницы Хени)


Доклад 1. Специфика рельефных композиций эпохи Древнего царства

Доклад 2. Специфика рельефных композиций Среднего царства


Контрольные вопросы:

1. В чем особенность художественно- образной программы рельефов Древнего царства?

2. В чем особенность художественно- образной программы рельефов Среднего царства?

3. Обусловлена ли эволюция художественного языка изменениями в рамках культурно-исторической среды ?

4. Постоянен ли художественный образ в рамках канонически обусловленной культуры


Литература:

Обязательная

1. Афанасьева В., Луконин В., Померанцева Н. Искусство Древнего Востока. (Из серии "Малая история искусств"). М., 1976.с. 124-198

2. Матье М. Искусство древнего Египта. Спб, 2000

Дополнительная

1. Матье М. Избранные труды по мифологии и идеологии Древнего Египта. М., 1996

Франкфурт Г. и Г.А., Уилсон Дж., Якобсен Т. В преддверии философии М., 1984


Тема 3. Скульптура и рельеф Нового царства (2 часа только для д/о)

(на примере статуи вельможи Аменемхета, рельеф из гробницы военноначальника Именеминета, стеллы Хеви и др.)


Доклад 1. Специфика портрета эпохи Тутмесидов

Доклад 2. Специфика рельефа эпохи Тутмесидов


Вопросы:

1. В чем особенность художествено- образной программы рельефов Нового царства?

2. Какова специфика художественной программы скульптурного образа в Новом царстве

3. Обусловлена ли эволюция художественного языка изменениями в рамках культурно-исторической среды?

4. Постоянен ли художественный образ в рамках канонически обусловленной культуры


Литература:

Обязательная

1. Афанасьева В., Луконин В., Померанцева Н. Искусство Древнего Востока. (Из серии "Малая история искусств"). М., 1976.с. 124-198

2. Матье М. Искусство древнего Египта. СПБ., 2000


Дополнительная

1. Матье М. Избранные труды по мифологии и идеологии Древнего Египта. М., 1996

2. Франкфурт Г. и Г.А., Уилсон Дж., Якобсен Т. В преддверии философии. М., 1984


Семинар по пазделу 3 ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ИРАНА


Тема 1. Особенности художественно-образной структуры скульптуры и рельефов Ахеменидского Ирана (2 часа – только для д/о)

Доклад 1. Особенности художественно-образной структуры новоассирийского рельефа

Доклад2 . Особенности художественно-образной структуры ахеменидского рельефа.


Вопросы:

1. В чем отличие художественно-пластической программы искусства времени “великих империй”

2. Каковы изменения в системе ценностных ориентаций в эпоху “великих империй”

3. В чем различие механизма восприятия и заимствований художественной формы в III-II и в I тыс. до н.э.


Литература:

Обязательная

Афанасьева В., Луконин В., Померанцева Н. Искусство Древнего Востока. (Из серии "Малая история искусств"). М., 1976.с.289-343

Дополнительная

1. Франкфурт Г. и Г.А., Уилсон Дж., Якобсен Т. В преддверии философии. М., 1984

2. Якобсен Т. Сокровища тьмы. М., 1995

3. Луконин В. Искусство Древнего Ирана. М., 1977

4. Никулина Н. Искусство Ионии и Ахеменидского Ирана. М., 1994


Искусство Древнего Востока

I семестр, 1 курс, д/о, Искусствоведение, 32 час. лекции, семинары, экзамен


Контрольные работы и промежуточные задания”

а) на 5 и 9 неделях семестра проводится тестирование на слайдах по атрибуции пяти памятников (в конце лекции в течение десяти минут) – оценивается по 5-бальной системе. Максимальное количество балов за каждый тест – 5 балов, всего – 10 балов.


б)Семинарские занятия: доклад оценивается до 20 балов, активность работы на семинаре – до 5 балов, всего – до 25 балов

Темы докладов на семинарах:

Описание памятника древневосточного искусства из собрания Учебного музея слепков им. И.В. Цветаева РГГУ, например:

1. Статуя фараона Хефрена и стилистические особенности пластики Древнего царства

2. Рельефы из гробницы Хесира и стилистические особенности рельефа Древнего царства

3. Статуя Гудеа как пример искусства шумеро-аккадского времени.

4. Стелла царя Хаммурапи и отличительные черты искусства Старовавилонского периода и т.д.


^ Максимальное количество баллов за контрольные работы и промежуточные задания – 35 баллов.


Промежуточная аттестация”

Аттестация проводится в тестовой форме на 6 и 8 неделе семестра: студенты письменно отвечают на тесты по архитектуре Древнего Египта и Месопотамии. Каждый тест оценивается до 10 балов, всего – 20 балов.


Итоговая письменная работа”

Студентам объявляется 10 тем, три из которых выносятся на выбор при проведении “итоговой письменной работы”

Список тем:

1. Художественные особенности пластики Древнего царства.

2. Скульптурный “портрет” Среднего царства – стилистика и символика.

3. Искусство периода Тутмессидов – особенности художественно-образной программы.

4. Искусство Амарны– новое в тематике, системе формообразования.

5. Искусство Додинастического и Раннединастического Шумера – особенности художественно-образной программы.

6. Искусство Аккадского периода– новое в тематике, системе формообразования.

7. Шумеро-аккадское искусство – герой и эпоха.

8. Искусство II тыс. до н.э. на территории Месопотамии – проблемы использования канонической художественной формы.

9. Искусство II тыс. до н.э. на территории хетто-хурритского ареала.

10. Искусство времени великих империй” - специфика художественно-образной программы “имперского стиля”.


При подготовке к темам используется литература, указанная в соответствующем разделе программы курса.


Максимальная оценка – 45 балов (за знание фактов – 15 балов, за правильное написание имен и терминов – 5 балов, за владение научной методологией исследования – 20 балов, за стиль изложения – 5 балов).


Максимальное итоговое количество баллов - 100.


^ Искусство Древнего Востока

I семестр, 2 курс, в/о, Искусствоведение, 26 час. лекции, семинары, экзамен


Контрольные работы и промежуточные задания”

а) на 6 и 12 неделях семестра проводится тестирование на слайдах по атрибуции пяти памятников (в конце лекции в течение десяти минут) – оценивается по 5-бальной системе. Максимальное количество балов за каждый тест – 5 балов, всего – 10 балов.


б)Семинарские занятия: доклад оценивается до 20 балов, активность работы на семинаре – до 5 балов, всего – до 25 балов

Темы докладов на семинарах:

Описание памятника древневосточного искусства из собрания Учебного музея слепков им. И.В. Цветаева РГГУ, например:

5. Статуя фараона Хефрена и стилистические особенности пластики Древнего царства

6. Рельефы из гробницы Хесира и стилистические особенности рельефа Древнего царства

7. Статуя Гудеа как пример искусства шумеро-аккадского времени.

8. Стелла царя Хаммурапи и отличительные черты искусства Старовавилонского периода и т.д.


^ Максимальное количество баллов за контрольные работы и промежуточные задания – 35 баллов.


Промежуточная аттестация”

Аттестация проводится в тестовой форме на 8 и 10 неделе семестра: студенты письменно отвечают на тесты по архитектуре Древнего Египта и Месопотамии. Каждый тест оценивается до 10 балов, всего – 20 балов.


Итоговая письменная работа”

Студентам объявляется 10 тем, три из которых выносятся на выбор при проведении “итоговой письменной работы”

Список тем:

1. Художественные особенности пластики Древнего царства.

2. Скульптурный “портрет” Среднего царства – стилистика и символика.

3. Искусство периода Тутмессидов – особенности художественно-образной программы.

4. Искусство Амарны– новое в тематике, системе формообразования.

5. Искусство Додинастического и Раннединастического Шумера – особенности художественно-образной программы.

6. Искусство Аккадского периода– новое в тематике, системе формообразования.

7. Шумеро-аккадское искусство – герой и эпоха.

8. Искусство II тыс. до н.э. на территории Месопотамии – проблемы использования канонической художественной формы.

9. Искусство II тыс. до н.э. на территории хетто-хурритского ареала.

10. Искусство времени великих империй” - специфика художественно-образной программы “имперского стиля”.


При подготовке к темам используется литература, указанная в соответствующем разделе программы курса.


Максимальная оценка – 45 балов (за знание фактов – 15 балов, за правильное написание имен и терминов – 5 балов, за владение научной методологией исследования – 20 балов, за стиль изложения – 5 балов).


Максимальное итоговое количество балов – 100.


^ Искусство Древнего Востока

I семестр, 2 курс, з/о, Искусствоведение, 14 час. лекции, экзамен


Промежуточная аттестация”

В середине семестра студенты пишут реферат по одной из предложенных на выбор основным монографиям по истории искусства Древнего Востока - М. Матье “Искусство Древнего Египта”, В. Луконин “Искусство Древнего Ирана”, А. Оппенгейм “Древняя Месопотамия”, О. Генри “Хетты” - оценивается до 15 балов


К концу семестра студенты выполняют письменное задание по сравнительному анализу памятников архитектуры Древнего Востока, которое представляет собой расширенные тесты по основным вопросам , связанными с архитектурными понятиями, стилистической эволюцией в рамках одного типа сооружений - оценивается до 30 баллов.

Максимальная оценка – 45 балов.


Итоговая письменная работа”

Студентам объявляется 10 тем, три из которых выносятся на выбор при проведении “итоговой письменной работы”

Список тем:

1. Художественные особенности пластики Древнего царства.

2. Скульптурный “портрет” Среднего царства – стилистика и символика.

3. Искусство периода Тутмессидов – особенности художественно-образной программы.

4. Искусство Амарны– новое в тематике, системе формообразования.

5. Искусство Додинастического и Раннединастического Шумера – особенности художественно-образной программы.

6. Искусство Аккадского периода– новое в тематике, системе формообразования.

7. Шумеро-аккадское искусство – герой и эпоха.

8. Искусство II тыс. до н.э. на территории Месопотамии – проблемы использования канонической художественной формы.

9. Искусство II тыс. до н.э. на территории хетто-хурритского ареала.

10. Искусство времени великих империй” - специфика художественно-образной программы “имперского стиля”.


При подготовке к темам используется литература, указанная в соответствующем разделе программы курса.


Максимальная оценка – 55 балов (за знание фактов – 20 балов, за правильное написание имен и терминов –10 балов, за владение научной методологией исследования – 20 балов, за стиль изложения – 5 балов).


Максимальное итоговое количество баллов – 100.




оставить комментарий
С.А. Зинченко
Дата25.09.2011
Размер0,53 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

плохо
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх