4. Литература. Стр. 26 icon

4. Литература. Стр. 26


Смотрите также:
Закон приморского края...
1. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями...
Реферат по экономике. Рынок: сущность, функции, структура...
Домашнее задание для учащихся 2 «А» класса: Математика Стр. 70, №1,2,3,4,5,8,9,10,11; стр. 73 №1...
Домашняя задание 6 а математика Малютина Наталья Владимировна №884 (уравнение), 885,846, 839...
Литература математика история...
Если есть справочное пособие по русскому языку Узоровой, Нефедовой: стр. 116 упр. 299; стр...
4а- 26,27 стр 58 учебник-ответить на вопросы 6б-activity book 9 стр 49(перевод), 1 стр68...
Домашнее задание по английскому языку 26 класс...
Окружающий мир Стр. 8 15 (вопросы)...
Литература учебник стр. 23-25, ответить на вопросы на стр. 24 (устно), на вопрос 4...
Протест в защита на Рила (стр. 30) Катастрофалните последици на „евроинтеграцията” (стр. 30-33)...



Загрузка...
скачать



Открытый Университет. Израиль


Евреи и Холокост в литературе Украины


Семинарская работа по курсу «Скорбь познания»


Научный руководитель д-р Зоя Копельман


Номер курса: 42140

Студент: Безбах Владимир Николаевич СН 355725 בײק ,רימידלװ ךבּזבּ

Адрес: бульвар Перова, дом 25-Б, квартира № 6, г. Киев, Украина, 02218

Телефон: 38(044)5428054


Сдано 28 января 2008 года


Содержание


1. Введение. Положение евреев Украины в двадцатом столетии. Стр. 3

1.1. Евреи Украины до начала Холокоста. Стр. 3

1.2. Демографическая ситуация украинского еврейства в советский и последующий период. Стр. 5

2. Евреи и Холокост в литературе Украинской Советской Социалистической республики и Независимой Украины. Стр. 7

2.1. Развитие понятия геноцида и Холокоста в юридической и научной литературе УССР как части СССР и в Независимой Украине. Стр. 7

2.2. Историография Холокоста в Украине. Стр. 10

2.3. Религиозный аспект Холокоста с позиций евреев Украины. Стр. 15

2.4. Художественная и публицистическая литература о Холокосте. Стр. 17

2.5. Периодические издания и институции, изучающие проблемы Холокоста в Украине. Стр. 20

2.6. Коллективное сознание и деятельность властей Украины по проблемам геноцида и Холокоста, «Праведники» и коллаборационисты. Стр. 22

3. Заключение. Уникальность Холокоста игнорируется, но не оспаривается. Стр.24

3.1. Структура потока литературы и исследований, посвященных Холокосту в Украине и его социально-политическая динамика. Стр.24

3.2. Холокост как уникальное явление. Стр. 25.

4. Литература. Стр.26.


1. Введение. Положение евреев Украины в двадцатом столетии.

Тема семинарской работы по курсу «Скорбь познания»: «Евреи и Холокост в литературе Украины» выбрана мною под влиянием многолетней работы врачом-методистом в Киевской городской психоневрологической больнице №2, где я не раз видел проявления процессов трансформации общественного сознания под влиянием воздействия массовой. Мои наблюдения1 указывают на игнорирование учёта этнокультурного фактора в организации системы специализированной медицинской помощи, приводящее к госпитализму – что это такое?, ханженство властей, проводящих кампании «в память» о геноцидах, игнорируя при этом свои обязательства по материальной поддержке самих жертв Холокоста и их потомков. Даже информационное обеспечение столичного здравоохранения Украины имеет массу дефектов, известных уже на протяжении десятилетий2.


1.1. Евреи Украины до начала Холокоста.

О праве евреев Украины считаться одним из самых древних её коренных народов дискуссия давно подавляется фашиствующими элементами, которые создали и свою, украинскоподобную, расовую теорию. Возможна ли "Единая Украина"? Например, глава Союза левых сил Украины Василий Волга в докладе, опубликованном на его личном сайте, выражает сомнения в этом из-за политики существующей власти и действующей государственной модели. "Украину населяет два этноса, которые до глубинных смыслов различны и часто непримиримы. Что характерно – оба они украинские", – констатирует он. Нация – не политическое, а этнокультурное понятие... Первый, известный истории, президент украинского государства М.Грушевский, пытался умалчивать древнюю историю евреев Украины, но признавал наличие еврейского квартала в Древнем Киеве3, а также зависимость праукраинских славян от Хазарии4. Роль же Хазарского Каганата, как одного из крупнейших еврейских государств, известна многим из легенд о Крещении Руси и украинской классики. Самой известной книгой об этом был роман С.Д. Скляренко «Володимир».

Несмотря на массу антисемитских акций, войн и погромов, – евреи воспринимались как часть народа Украины и Киева всю его историю; не помешало этому и переселение из Польши, Германии и Австро-Венгрии евреев на земли современной Украины. Весной 1917г. еврейские партии получили от Украинской Народной Республики (УНР) обещание широкой культурной автономии в Украине и поддержали её. Первый вариант украинской национальной валюты – карбованец – имел в то время надпись и на языке идиш. Гетманат же, имея посольства в 12 странах мира, 12июня 1918г., подписал мирный договор с Россией, пустил в страну немецкие войска, прекратил культурную автономию евреев. Директория УНР изгнала гетмана Скоропадского. В 1919 г. начались массовые еврейские погромы, в которых за 1919–1920гг. погибло 35–-50тыс. евреев (указать, откуда цифры). Убийства евреев и погромы осуществляла и Добровольческая армия белых, и Директория, и крестьяне, и офицеры, и казаки. В феврале 1919г. отрядом атаманаом Семесенко с войскамибыло уничтожено в Проскурове несколько тысяч евреев. Наиболее кровавые погромы имели место также в Житомире, Черкассах, Ровно, Фастове, Коростене, Бахмаче. Антиеврейские погромы, осуществленные Деникиным и другими белыми, носили организованный характер. А погромы евреев атаманами и украинскими войсками носили хаотический характер, осуществлялись пьяными и деморализованными военнослужащими. В Директорию же входили евреи А. Марголин и С. Гольдеман. Она восстановила культурную автономию для евреев, выплатила многим жертвам погромов компенсации, вела переговоры с В.(З.) Жаботинским о включении еврейской милиции в собственные войска. В декабре 1922г. Украина, Беларусь, Закавказская и Российская федерации образовали СССР. В Украине (УСРР на то время)5 проводилась взвешенная национальная политика. А присоединение анексированных СССР в 1939–1940гг. Территорий существенно не изменило статус евреев как одного из народов «вновь объединенной» Украины, который Сталинисты отказались признать коренным.

В период Советской Украины до 1934г., когда столица находилась в Харькове, Крым был частью РСФСР, а территории Западной Украины и Бессарабия были разделены рядом стран Европы – на территории республики ещё существовала определенная еврейская религиозная деятельность, и дети могли получать традиционное еврейское образование. – здесь надо дать ссылку на источник сведений! В результате Голодомора (умерщвления множества жителей сел Украины искусственным голодом в 1932-1933гг.), вопреки современной пропаганде, указывающей на преимущественную смертность лишь среди этнических украинцев, численность еврейского населения сельских районов Украины была сведена почти к нулю. Система национального и/или религиозного еврейского образования в УССР исчезла как бы за ненадобностью (некого стало учить). Большинство еврейских лидеров из среды бывших литваков (митнагдим) – куда они делись? Умерли? Разъехались? Были репрессированы?. Освобождение – от кого? Присоединение к СССР территорий Западной Украины, Беларуси и Молдовы в 1939 году привело к тому, что имевшееся там еврейское население «влилось» с «аннексированных» СССР территорий в население УССР. Таким образом, при отсутствии доступных демографических данных о национальном составе населения Украины до и после Голодомора и в силу «утраты» части архивов при переезде правительства республики из Харькова в Киев вызвали видимость сохранности еврейского населения в УССР после Голодомора.


1.2. Демографическая ситуация украинского еврейства в советский и последующий период

По постановлению Совнаркома УССР «Про медицинский осмотр подростков» от 21.11.1923г. осмотрено 11.149 подростков, средик оторых виявлено 33.9% евреев и лиш 23.5% украинцев6. В 1926г. еЄвреи составляли 5.4% населения УСРР. Уже в 1924г. в ЦК КП(б)У имелось подразделение по нацменьшинствам (еврейская, болгарская, польская и немецкая секции). Существовал єеврейский национальный район – где?. Действовало 342 школы с еврейским языком преподавания. Все последующее не имеет отношения к теме Вашей работыПо данным Корреспондент.net от 12.09.2007 в июле 2007г. численность населения Украины сократилась на 0,03%, или 16000 чел., по сравнению с июнем, и на 1 августа составила 46 475 тысяч человек. По данным Всеукраинской переписи населения, проведенной в декабре 2001 года, численность населения составляла 48 415,5 тыс..». Очередной украинский бюллетень7 сообщает, что в Украине в границах 1926 года проживало 2491,9 тысячи евреев, в 1959 году, фактически в границах, совпадающих с современными, 840311 евреев, а в 1970 году – 775993, 1979 г. – 632610 евреев, 1989 г. – 486326. Напомню, что многие вынуждены и сейчас скрывать своё еврейство, некоторые его не знали, кто-то имел лишь прадеда еврея. Исследования демографов-экономистов8 подтверждают данные о геноциде евреев Украины на протяжении всей её истории. Так демографическая нагрузка трудоспособного населения населением нетрудоспособного возраста (а я инвалид, молодой ветеран труда) такова: общая нагрузка у евреев в 1959г. 637 (всех национальностей 699), в 1989г. - 1033 (791); детьми и подростками в 1959г. – 302 (470), в 1989г. - 209 (412). Коэффициент естественного прироста населения в 1988-1989гг. у евреев составил «-16.9» (значительная депопуляция из-за низкой рождаемости и высокой смертности). А всех жителей УССР – «+2.2» (прирост). А в абсолютных цифрах в 1985-1989гг. депопуляция евреев составила 7808, в 1990-1994гг. – 7748, 1995-1999гг. – 4557, в 2000г. – 2190. Депопуляция евреев в Украине началась в «мирное» время в 1961г., в селах и городах, а украинцев сёл - в 1977г, городов – 1991г.; средняя по Украине, соответственно, 1979г. и 1992г. при отсутствии депопуляции молдаван сёл. Продолжительность жизни евреев в 1988-1989гг. составила 72.00 (наибольшую в стране), а фертильность (плідність) – 1.52 (наименьшая), нетто-коэффициент воспроизводства населения – 0.723 (у украинцев – 0.960). 20.12.2007 сайт МедиаПорт сообщил со ссылкой данные Государственного комитета статистики, которые озвучил 5 канал , что в 2007 году население Украины сократилось до 46 млн. 490 тысяч человек. В Украине в этом (2007) году с января по ноябрь родилось вдвое меньше детей, чем умерло; количество браков меньше, чем разводов.

Темпы депопуляции евреев Украины значительно превышают таковые других этнических групп и «средние» за счёт постарения населения, высокой смертности и снижения рождаемости.. Зато если уж говорить о демографии – что не обязательно – надо дать конкретные цифры: в ХХХХ году в Украине проживало – воспользуйтесь данными Краткой Еврейской Энциклопедии, статья Украина: http://www.eleven.co.il/


^ 2. Евреи и Холокост в литературе Украинской Советской Социалистической республики и Независимой Украины

2.1. Развитие понятия геноцида и Холокоста в юридической и научной литературе УССР как части СССР и в Независимой Украине

Конвенция «О предотвращении преступления геноцида и наказании за него» ООН от 9.12.1948г. вступила в силу 12.01.1951г., а ратифицирована Президиумом Верховного Совета СССР 18.03.1954г.9 Для Украины эта конвенция вступила в силу 15 февраля 1955 года. Статья II гласит: «В настоящей Конвенции под геноцидом понимаются следующие действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую: а) убийство членов такой группы; b) причинение серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы; c) предумышленное создание для какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение ее; d) меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде такой группы; е) насильственная передача детей из одной человеческой группы в другую.

Уголовный кодекс Украины, утвержденный Законом от 28.12.60г. с изменениями и дополнениями, внесенными в соответствии с Указами Президиума Верховной Рады Украинской ССР, не содержал понятий Холокост и геноцид. фактически отрицал Холокост и возможность геноцида, поскольку в нём этих понятий даже не содержалось. Нет, умолчание – не отрицание, держитесь фактов. Специальная юридическая литература в УССР издавалась и была общедоступна, но проблема геноцида и Холокост в ней не отражались.10 Новый, ныне действующий, Уголовный кодекс Украины уже имеет статью 442. Геноцид:11 « 1. Геноцид, то есть действия, преднамеренно содеянные с целью полного или частичного уничтожения любых национальных, этнических, расовых или религиозных групп путем лишения жизни членов таких групп или причинения им тяжких телесных повреждений, создания для членов группы жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное ее физическое уничтожение, сокращение деторождаемости или препятствие ей в такой группе, или путем насильнической передачи детей с одной языковой группы в другую, – наказывается лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет или пожизненным лишением свободы. 2. Публичные призывы к геноциду, а также изготовления материалов с призывами к геноциду с целью их распространения или распространения таких материалов – наказываются арестом на срок до шести месяцев или лишением свободы на срок до пяти лет». Не только игнорирование и сейчас законодательством Украины роли психогенний как вида геноцида, но и более серьёзные процессы, расслоившие общество, вызвали различия права в Украине и мирового. Заключение («Висновок») Конституционного суда Украины по делу по конституционному представлению Президента Украины о предоставлении выводов (заключения) о соответствии Конституции Украины Римского Устава Международного уголовного суда (дело про Римский Статут) г.Киев, 11.07.2001г. делоN 1-35/2001N3-в/2001 суд решил признать Римский Статут Международного уголовного суда таким, который не соответствует Конституции Украины, в части, положений, где он дополняет национальные органы уголовной юстиции ... Это решение обжалованию не подлежит и обязательно к исполнению!Я убрала то, что не относится к теме.

Историческая литература УССР мало обращала внимание на геноциды, а уникальность Холокоста отрицалась – что Вы подразумеваете под этими словами? из идеологических мотивов под влиянием КПУ, как части КПСС. В украиноязычных учебниках истории и пособиях, выпущенных во времена, последующихе за распадом СССР, понятия геноцида и Холокоста поясняются. Даже издано 2 издания украиноязычного словаря-справочника о Холокосте в Украине.12 Авторы пишут: «Геноцид (от грец. Genos – род, племя и латыней. Caedo – убивать) – уничтожение отдельных групп населения по расовым, национальным, этническим или религиозным мотивам, а также искусственное создание жизненных условий не совместных с жизнью. Термин Г. впервые использовал польско-еврейский юрист Рафаэль Лемкин (1901-1959) в книге “Европа под властью оси Берлин-Рим” (издан в 1944г. на англ. яз.) для обозначения политики и практики уничтожения евреев нацистами. Проявления Г. были известные человечеству и раньше (например, массовое убийство армянин в Турции в 1895-1896, 1915-1916 гг. и др.). После второй мировой войны. Г. и подстрекательства к нему было признано преступлением… 9 декабря 1948г. ГА ООН единогласно одобрила конвенцию “О предупреждение преступления Г. и наказания за него”. Эта конвенция была ратифицирована и вступила в действие 12.01.1951г… Действие конвенции распространяется на любого преступника независимо от его социального положения. Она применяется в равной мере как к должностных, так и частным лицам, а также к тем, кто несет ответственность за принятие законов про Г…». Я сократила цитату, поскольку последующее не имеет отношения к теме. В этой же книге впервые? дано довольно этичное – что это значит? Так не надо писать. Важно, что дано определение Холокоста: «Холокост (в переводе с древнегреческой – „всесожжение”) – планомерное и организованное уничтожения еврейского населения в годы Второй мировой войны. Жертвами Г. стали 6 млн. евреев (в Украине – 1,4 млн.). Это составило около 63% европейского и 36% мирового еврейства…» Последний источник целесообразно рассматривать и как научную литературу, и как исторический документ, поскольку он, по моему мнению, – первое систематизированное научное издание на украинском языке о Холокосте и геноциде, и примечательно, что оно появилось лишь в 2007 году.

2.2. Историография Холокоста в Украине.

Историческая и историографическая литература собственно Украины Ссоветского периода довольно скудна, хоть учебники для украиноязычных школ и даже энциклопедические издания выходили в большом количестве. При этом большое количество исторической литературы – это было ничто иное, как пропагандистская литература, подготовленная идеологическими работниками КПСС, которая издавалась преимущественно в РСФСР и распространялась в УССР как части СССР. Я выбросила общеизвестную истину. Часть литературы, издаваемой в самой УССР, сложно назвать литературой Украины, поскольку большая её часть писалась авторами из России или в соавторстве с авторами всего СССР или «мирового сСоциалистического лагеря». Существовала и технология по которой подготовленные для печати специальные полиграфические формы перевозились из Москвы в крупные города, в т.ч. Киев, где они тиражировались полностью идентичные аналогичным московским. В то же время все годы существования СССР выходили книги и периодика издательств Украины. Эта литература, считаясь исторической, была реально историографической. При этом различий между историей и историографией не выделялось – а в чем эти различия? История – это жизненный процесс, а историография – его описание, но в речи эти два понятия часто взаимозаменяемы, а проблемы Холокоста и геноцидов сознательно не освещалисьзамалчивались. – Не надо писать пропагандистский текст. Пишите нейтрально: было, не было, как было, что было… Описания событий Второй Мировой войны преподносились как героика советского народа во время Великой Отечественной войны. Рассказам ветеранов о зверствах фашистов, в т.ч. массовых убийствах мирного населения, среди которого гитлеровцы выискивали и убивали любых евреев, а потом планировали поработить и уничтожить остальные народы, - никто не препятствовал. Такие выступления и публикации массово появились во времена, предшествовавшие Перестройке М.Горбачёва – если это 1980-е годы, то массовым потоком это вряд ли могло появиться, поскольку ветеранов, да еще пишущих, да еще о евреях вряд ли было много. Появился огромный поток литературы, в основном русскоязычной, книги, публикации в периодических изданиях, документальные фильмы, музеи, мемориалы, мероприятия, посвященные памяти жертв гитлеровских оккупантов и героизму Советского народа, особенно жителей Украины. Об массовых убийствах евреев сообщалось среди прочего – надо дать примеры! Ведь именно это тема Вашей работы. Люди, публично выступавшие с данными об антисемитской политике Гитлера и Холокосте не преследовались. Игнорировался не Холокост, а его уникальность – каким образом? Все Ваши утверждения надо иллюстрировать примерами, иначе это голая агитка. В то же время выходили и отдельные исторические издания на украинском языке, даже учебники для вузов13. Авторы этих книг пытались освещать период Великой Отечественной войны лишь в рамках действий Советской Армии, лишь вскользь кратко указывая на наличие страданий народа – какого? Советского? Еврейского? Там, где нужно замедлить ход и дать анализ, Вы не останавливаетесь под пятой оккупантов и имевшемся партизанском движении. Перестройка М.Горбачёва и последствия Аварии на Чернобыльской АЭС вызвали определенную волну украинизации в УССР, которая сопровождалась появлением и «кооперативной» историографической литературы. Однако она была малотиражной и плохого полиграфического качества, поэтому плохо сохранилась, тем более, что библиотеки систематически списывают и утилизируют книги, не имеющие читательского спроса.Тогда нечего и упоминать, я это вычеркнула.

Выходу Украины из СССР предшествовала серия постановлений парламента, защищавших украинский язык и культуру. Это вызвало появление литературы украиноязычных авторов, которая имела подходы к историографии, отличающиеся от про российских. Окончательное оформление независимости Украины после ГКЧП в Москве, самоликвидации КПСС распоряжением её лидера М.С.Горбачёва и референдума, а также «Договор по вопросам, связанным с восстановлением прав депортированных лиц, национальных меньшинств и народов» (г. Бишкек, 09.10.1992г.) и «конвенция об обеспечении прав лиц, которые принадлежат к национальным меньшинствам» (Москва, 21.10.1994г.) открыли путь для эксплуатации коммерческими структурами Украины тематики Холокоста, геноцидов и историографии как таковой. Возникла ситуация, при которой государство не обеспечивало финансирования для обеспечения положенного, принадлежащим к национальным меньшинствам согласно закона «Про национальные меньшинства в Украине», но выходу литературы, финансируемой из внебюджетных средств не препятствовало. Появились новые украиноязычные учебники истории для вузов. Первой подобной книгой стал учебник истории для вузов на украинском языке, написанный канадцем О. Субтельным.14 Он содержит правдивые сведения о присутствии евреев в Украине с глубокой древности, погромах – каких?, геноциде евреев, репрессиях, дискриминации – когда? Каких? Кто им пользуется? Какое применение имеет книга?. Книга американского историка Т. Гунчака, изданная в Киеве в 1993г., указывает на наличие факта планового террора гитлеровцев по отношению к евреям Украины, которых «ловили, гнали большими группами в яры близ городов и расстреливали».15 Особое место занимает украиноязычный хронологический справочник украинских авторов 1995г.16. В нём упоминаютсясодержится много историографического материала о Второй мировой войне, в т.ч. о акцииях истребления евреев гитлеровцами (страницы?), но отрицается уникальность Холокоста, указывается о расстрелах евреев вместе с иным мирными населением.

Учебник истории для вузов «Бойко, О.Д. Історія України: посібник для студентів вищих навчальних закладів, Київ, 1999» рассказывает о политике «коренизации» (что это такое? В русском языке такого слова нет) в Украиные перед войной, тоталитаризме – чьем? в УССР и, фашистском окупационном режиме без тенденцирозности. с определенным замалчиванием фактов геноцида и уникальности Холокоста. Так нельзя писать. Вы не можете знать о замалчивании, только то, что есть и чего, по-вашему, не хватает, надо описать. А в издании «Новий довідник: Історія України, Київ, 2005» содержится определение Холокоста, как всё же геноцида европейского еврейства. Уникальное издание «Київ1941-1943: фотоальбом, Київ, 2000» Кто издал? содержит фотографии – чьи? Кто снимал фото? и текстовую информацию, посвященную тТрагедии в Бабьем Яру. Подробная информация историографического характера содержится в издании «Круглов, А.И. Энциклопедия Холокоста: Еврейская энциклопедия Украины (И.М. Левитас – редактор), Київ, 2000», которое мало доступно для широких слоёв общества Украины, из-за малого тиража (1000 экземпляров), стиля и языка изложения, когда только украинский язык стал единственным языком для преподавания истории в вузах 1-IV уровней аккредитации и написания диссертаций. Не надо преувеличивать – студенты и преподаватели ВУЗов по-русски еще читают.

Данные других отечественных исследователей подтверждают выявленные мною тенденции, при этом существуют указания на недооценку в советский период роли Еврейского Сопротивления, о котором много писалось и пишется в Зарубежье17. А.Ю.Подольский (Киев), выявив государственный антисемитизм в СССР, дает довольно странную оценку современной украинской историографии Холокоста, которая не только развивается, но и лишена «идеологического пресса»18. Этот учёный является автором первого украиноязычного пособия, посвященного исключительно Холокосту в Украине, которое выдержало уже 2-е издание19. Эта книга, написання доступным заинтересованным читателям языком, довольно - ??? объективно описывает жизнь евреев Западной Украины и в УССР перед войной, технологию геноцида, деятельность колаборационистов по истреблению евреев Украины совместно с гитлеровцами, подвиг «праведников», спасавших евреев, и попытки сопротивления фашизму со стороны евреев. Особенности Холокоста в Украиные, в т.ч. его организациооные аспекты, также изучаются.20

Т.о., в Украине существует своя как тенденциозная, так и вполне объективная историографическая литература о Холокосте как явлении, имевшем место в Украине и в мире. Эта литература существует, как на украинском языке, так и русскоязычная, и ведется деятельность по расспространению правды о Катастрофе среди украиноязычного населения, преимущественно учащихся школьников и студентов. Следует отметить, что среди авторов правдивых и полных публикаций о Катастрофе подавляющее большинство евреев. (Это ведь так?)


2.3. Религиозный аспект Холокоста с позиций евреев Украины – демографические важные сведения я перенесла в раздел 1.1. Все остальное в этой главке надо убрать, Вы в религии разбираетесь мало, и все, Вами написанное не выдерживает академической критики. Уберите эту главу вообще!!

Религиозный аспект Холокоста также представлен в литературе Украины. В период Советской Украины до 1934г., когда столица находилась в г.Харькове, Крым был частью РСФСР, а территории Западной Украины и Бессарабия были разделены рядом стран Европы - на её территории ещё существовала определенная еврейская религиозная деятельность и традиционное образование. После Голодомора (умерщвления множества жителей сел Украины искусственным голодом в 1932-1933гг.), вопреки современной пропаганде, указывающей на преимущественное убийство лишь этнических украинцев, численность еврейского населения сельских районов Украины была сведена почти к нулю. А система национального и/или религиозного еврейского образования в УССР исчезла как и большинство еврейских лидеров из среды бывших литваков (митнагдим). Освобождение территорий Западной Украины, Беларуси и Молдовы привело к тому, что имевшееся там еврейское население «влилось» с «аннексированных» СССР территорий в население УССР. А отсутствие популяризации демографических данных о национальном составе населения Украины до и после Голодомора, да и «утрата» части архивов при переезде правительства в Киев вызвали видимость сохранности еврейского населения в УССР после Голодомора.

Известно, что Холокост и Ттоталитаризм и Холокост уничтожили украинские хедеры и иешивы, еврейскую культуру и школы. В е-настоящее время мне не известно ни одного ортодоксального раввина, который бы родился в Украине при СССР и имел бы её гражданство. Поэтому религиозное осмысление Холокоста осуществляется евреями Украины, как правило, с позиций раввинатов Израиля и хасидских сект. В этой проблеме существует два основных аспекта: 1) вера в Б-га – как духовное Сопротивление евреев нацизму, 2) современные религиозные оценки Катастрофы (Шоа)21. Духовное сопротивлениеи позволяло евреям даже перед расстрелами и убийством в концлагерях, в гетто и изгнании сохранять своё человеческое достоинство, избегать взаимных конфликтов и поддерживать порядок. – А другим помогало их безверие! Хоть Шоа поколебал веру многих евреев, но возникло и мнение ряда верующих, что Катастрофа была предсказана Торой! В современной еврейской периодике появились и перепечатанные иностранные статьи, в которых утверждается, что Катастрофа произошла из-за пренебрежительного отношения к каббале либо неправильного понимания смысла мицвот, что используется в идеологических спорах сейчас довольно интенсивно.22 Имеющиеся публикации аналогичны в работах израилитян, разрабатывающих подобную тематику. Например, Гутман, И., Шанкер, Х.23 посвятили много сил изучению разработки проблемы идеи значения Катастрофы, уделяя внимания, преимущественно, именно её религиозн-этическим и философским аспектам. При этом у евреев Украины вызывает интерес и отношение христианских конфессии к Холокосту, как проявление антисемитизма24.


2.4. Художественная и публицистическая литература о Холокосте

Существует изрядное количество произведений (рассказов и поэзии), которые посвящены Холокосту. Но они разбросаны по разным книгам и журналам. З.Копельман написаны «Голоса из обители мёртвых», как предисловие к составленному ею же сборнику литературно-художественных произведений о Шоа на русском языке. – выбросить фразу, это не относится к литературе Украины, а значит и к Вашей работе! Это издание уникально. Во время поисков мною материалов для этой работы была обнаружен похожийЕсть сборник стихотворений о трагедии в Бабьем Яру – это «Эхо Бабьего Яра. Поэтическая антология». (Ю.Г Каплан -– составитель и вступительная статья), Киев, 1991». Привожу ниже, как пример, небольшое стихотворение из этой книги – оригинал поэта Леонида Первомайського и перевод, сделанный мною:


^ В Бабинім Яру

Стань біля мене, стань мій сину,

Я прикрию долонею твої очі,

Щоб ти не побачив своєї смерті,

А тільки кров мою в пальцях на сонці,

ту кров, що й твоєю стала кров’ю

І зараз вилитися має на землю…

^ В Бабьем Яру

Стань возле меня, стань, мой сын,

Я прикрою ладонью твои глаза,

Чтобы ты не увидел свей смерти,

А только кровь мою в пальцах на солнце,

Ту кровь, которая и твоею стала кровью

И сейчас вылиться должна на землю…


Почему если есть „изрядное количество произведений”, Вы ничего о них не пишете?? Нужен хотя бы небольшой библиографический список, иначе Ваше утверждение голословно, и его надо убирать.

Публицистика, посвященная Холокосту, в Украине многочисленна. Но книг, похожих на издание, вышедшее в Тель-Авиве в 1990 как сборник статей о Катастрофе25 - практически нет. В то же время, выходившие в Украине многие сборники научных работ – практически являются публицистикой, хоть подаются как научные наработки. Однако исследовательская часть или анализ научных данных в них скудны, особенно, когда речь заходит об изучении общественно-политической тематики.26 Иногда авторов псевдонаучных работ больше интересует декларирование своих политических идей, чем совершенствование реализации научной идеи, что вполне приемлемо для публицистических трудов, но не применимо для научного изучения Шоа.27 Многие сборники научных работ о Холокосте – это сборники публицистических статей, характеризующихся тенденциозностью – надо их назвать!!. Сборник документов о Холокосте, вышедший в 2002г. в Украине28, содержит «заметки редактора», которые представляют собой прекрасное публицистическое произведение о Холокосте. – Надо написать, чем оно прекрасно!! К такой качественной публицистике относятся книги из библиотеки еврейской? газеты «Бенсиах» (Харьков), статьи в которой посвящены проблемам преодоления ментальных последствий Холокоста, исторической правде о зверствах фашистов и их прихвостней и т.п.29 Существуют и книги документальных очерков о Катастрофе авторов из Украины. Например, - книга «Герои жертвы», выдержавшая 2 издания, посвящена беспримерному героизму и самопожертвованию – надо подробнее охарактеризовать книгу! сынов и дочерей еврейского народа30. Встречаются и статьи в газетах Украины об отношении к Холокосту в Израиле31 32 и в России.33 Появляются и на украинском языке статьи в еврейских газетах, дебатирующие ответственность за отрицание Холокоста в мире34. В Украине в 2006 году вышли в свет и дневники А.Франк в украиноязычной версии.35


2.5. Периодические издания, посвященные проблемам Холокоста, и институции, изучающие проблемы Холокоста в Украин.

В настоящее время изучение рассеяния научной информации о Холокосте в Украине выявило небольшое число периодических изданий, специализирующихся на проблемах Холокоста либо регулярно размещающих научные, научно-популярные и публицистические материалы по этой тематике. Подход к оценке такой научной продукции, по моему мнению, должен быть аналогичным подходам к оценке научной медицинской информации по психоневрологической проблематике36, учитывая наличие органического мышления как этнокультуральной особенности еврейского народа, возникшей вследствие тех бед и лишений, которые перенес еврейский народ за тысячелетия своего существования. (Я убрала то, что не имеет отношения к теме!) Кроме того, реальной является ситуация, при которой в Европе не осталось евреев, которые не имели бы какого-либо отношения к Катастрофе: все евреи Европы либо сами чудом уцелели, спасшись от геноцида, либо являются прямыми родственниками, а то и потомками «непосредственно» пострадавших. – весь курс «Скорбь познания» занимается тем, что спорит, должна ли существовать и существует ли эта связь через поколения, а Вы выдаете ее за решающий, не требующий доказательств факт. Странно… Евреи же других стран исхода или проживания, если не относятся к вышеуказанной категории лиц, то непосредственно не раз общались с ними, а также информированы об ужасах Шоа. И какой вывод из этого? – Все закрашенное надо выбросить.

В этой связи «ядерным»важнейшим можно считать еврейский? журнал «Голокост и современность». В нём, например, публикуются статьи об отрицании уникальности Холокоста и умышленном замалчивании его последствий антисемитской компартийной властью.37 В марте 2002 года в Киеве начал функционировать Украинский Центр изученияю истории Холокоста, работающий как благотворительный фонд при Отделе еврейской истории и культуры Института политических и этнонациональных исследований НАН Украины. Он издает вышеуказанный журнал, альманах «Научные записки» (Наукові записки), который также содержит публикации о Холокосте (например, статью об изданиях, призывавших к геноциду евреев) 38, книги украинских авторов и переводы, имеет свой сайт http://holocaust.kiev.ua/.

Основную научную и издательскую деятельность, посвященную Катастрофе, в Украине по-прежнему осуществляют еврейские негосударственные организации за счёт иностранных спонсоров. Такими изданиями можно считать газеты «Еврейский обозреватель», «Эйникайт», «Возрождение’91», «Хадашот», журналы «От сердца к сердцу», «Орат Хаим», «Мост». Большую работу по выявлению имен и биографий жертв Холокоста и их спасителей производяит Фонды «Память Бабьего Яра», «Память жертв фашизма», мемориальный фонд "Дробицкий Яр" и Институт иудаики (г.Киев). реальная научная работа в этом направлении ведется, выходят в свет даже сборники научных работ, проводятся конференции. Однако их участники – это функционеры благотворительных организаций, чиновники и энтузиасты. Реальной поддержки государством путем ассигнования профессиональных исследований, оплаты гонораров авторам книг и статей, обеспечения книгораспространения через Укрпочту или библиотечные коллекторы не осуществляется. Единственным государственным органом, затрагивающим изредка среди проблем евреев и тему Катастрофы, является парламентская газета «Голос Украины» (продаётся и имеет сайт http://www.golos.com.ua), которая изредка (раз в год? Раз в полгода? Сколько вышло?) выпускала «еврейское» приложение «Еврейские вести» (сколько страниц). В Интернете мною выявлена научная работа, названная так: «М.Фельдман (Киев), Еврейская пресса Украины, Материалы конференции (Киев, 8 - 9 декабря 1994г.) © Ассоциация иудаики Украины». Автор утверждает, что «на 1 января 1995г. в Украине издавались 14 еврейских? газет и 1 бюллетень», в т.ч. в Киеве -– 5 газет (я их лишь перечислю: «Еврейские вести», «Хадашот» .("Новости"), «Возрождение – 91», «Эйникайт», "Ноар", "Новости еврейской общественной и культурной жизни"), в Харькове – 2 ("Бенсиах" ("Собеседник"), "Шалом " ("Мир")), по одной - в Днепропетровске ("Шабат Шалом" ("Здравствуй, Суббота")), Львове ("Шофар" ("Рог")), Донецке ("Алеф"), Бершади ("Шабат" ("Суббота")), Симферополе ("Шолом"), Черновцах ("Черновицкие листки"), Одессе ("Ха-Мелиц" ("Переводчик")). По всей вероятности так или иначе тема Катастрофы в них затрагивалась, но – лишь с еврейской точки зрения.


2.6. Коллективное сознание и деятельность властей Украины по проблемам геноцида и Холокоста, «Праведники» и коллаборационисты....

Память о Холокосте жива в сознании населения Украины разной политической принадлежности – откуда это известно? Меня это не убеждает!!!. Поэтому – а может, в угоду США или другому фактору? власти периодически, в основном в столице (Киеве) проводят некоторые мероприятия по увековечению памяти его жертв. Так от 29.02.2000г. N 279/2000 был издан Указ Президента Кучмы «О проведении дней памяти жертв Бабьего Яра», но ещё 17.03.98 Постановлением Кабинета министров N317 (317-98-п) была отменена регистрация Устава Советского общественного историко-просветительского центра «Бабин Яр», существовавшего с сентября 1990г. Постоянно поднимается тема Голодомора как геноцида украинцев, по поводу чего 6.03.2003 после парламентских слушаний Верховна Рада вынесла ПостановлениеN607-IV. До этого Президенты Л.Кравчук и Л.Кучма отдавали распоряжения об увековечении памяти жертв Голодомора, а нынешний президент В.А.Ющенко постоянно отдает распоряжения и генерирует законопроекты о Голодоморе и награждении бывших коллаборационистов. Этим сознательно умаляется роль евреев Украины – роль в чем? и значимость Холокоста для её нынешнего населения, публично, с властных трибун отрицается уникальность Катастрофы – я не понимаю, что это. Дайте пример такого отрицания в цитате!. Даже – а почему даже? проводились мероприятия при участии еврейских лидеров по постройке христианских культовых сооружений – каких? Зачем? Евреями-христианами? и почитанию жертв «Цыганского Холокоста» В Вашингтоне то же самое, и что? Этим никто евреев не обидел.. Группа народных депутатов (Р.Ткач, Я.Кендзьор и И.Стойко) зарегистрировала в парламенте от пропрезидентского блока " Наша Украина -Народная самооборона" законопроект, предлагающий "признать ОУН-УПА воюющей стороной во Второй мировой войне " сообщило ИА REGNUM, а при этом им требуют предоставить льготы ветеранов войны. В то же время Харьковский облсовет и КрымскаяАР осудили УПА как гитлеровских приспешников. "Специфичность ситуации на Украине касательно голодомора 1932-33 годов состоит в том, что на научные дискуссии по этой теме сильно влияют идеологический и политический факторы», - сообщило то же Интернет-издание «ИА REGNUM». Мнение, что сейчас на Украине политикам очень важно доказать, что голодомор был направлен именно на уничтожение украинской нации", 19 декабря, в ходе "круглого стола" в режиме видео-моста "Москва-Киев" на тему "Проблема голода в Советском Союзе в 1920-30 годы. Взгляд историков" выразил доктор исторических наук, завотделом новейшей истории и политики НАН Украины Георгий Касьянов.
я же пришёл к выводу, что УПА, истребив практически всё еврейское население доступных территорийсохранили жизнь нескольким десяткам специалистов-евреев, которых заставляли трудиться под надзором «воякив», например, оказывать медпомощь раненым бандеровцам. Правда среди жителей всех регионов Украины, в т.ч. которых вынудили служить в УПА, были и настоящие праведники, спасшие евреев вопреки распоряжениям командования колаборантов
39. Большинство же спасавших евреев во время войны праведников с УПА контактов не поддерживали, а подчас сотрудничали с «красными» партизанами40, опасаясь СС и полицаев-украинцев...

Вся эта глава не имеет отношения к «Литературе о Катастрофе», как заявлена тема Вашей работы. Это – политика в чистом виде. Всю эту главу надо убрать.


^ 3. Заключение. Уникальность Холокоста игнорируется, но не оспаривается.

3.1. Структура потока литературы и исследований, посвященных Холокосту в Украине и его социально-политическая динамика

В 2000 году Министерство Образования и науки Украины издало информационное письмо «О преподавании проблем Холокоста в высших учебных заведениях и формирование межнационального согласия у студентов». Но реальной государственной поддержки, т.е. ассигнований, на преодоление последствий Холокоста и даже увековечение памяти о нём нет... Мы видим и в Украине, как могут «сосуществовать резко различные социальные структуры; в какой степени вполне человеческие чувства (забота о семье, о близких и детях) могут существовать параллельно с безжалостностью и беспощадностью (по отношению к другим человеческим существам); как обычные формы приспособления к требованиям профессии и карьеры могут быть использованы на службе безграничной жестокости; и как обычные это способствует рутинизации чудовищного поведения»41. Правда кинематографисты могут показывать бесплатно в Доме кино премьерно свои фильмы о Шоа (20.12.2007г. там бесплатно демонстрировали фильмы режиссера Г.Черняк «Кто вы, Ганс Тейлер» и «Дневник Анны Франк», снятые на украинском, с правдой о Холокосте в Украине и мире). Литература же Украины о Шоа – это книги, газеты и журналы; научные, научно-популярные и публицистика; на русском и украинском; изданные за счёт благотворительности…


3.2. Холокост как уникальное явление

Катастрофа европейского еврейства – это уникальное явление. Она осуществлялась как система заранее спланированных мероприятий по уничтожению евреев нацистами и их приспешниками с использованием специального бюрократического аппарата и современных для её времени технологий в огромных масштабах на территориях нескольких государств, оккупированных Третьим Рейхом и/или сателитных ему, в т.ч. и в Украине. В Украине был геноцид цыган и Голодомор, но только евреев убивали не из-за образа жизни или места проживания, только по национальной принадлежности, вне зависимости от профессии, социального и имущественного положения, все годы существования Третьего Рейха на всех подвластных ему землях. Есть и другие случаи описанного геноцида в мире. Но только мирных евреев убивали и разыскивали, чтобы убить из-за национальной принадлежности, не взирая на место проживания, профессию, бедных и багатых, мужчин и женщин, не имевших национальной армии и своей страны, которых можно было бы вынудить капитулировать, убивали везде, где их мог достать Третий Рейх, убиты миллионы евреев, создав целую машину уничтожения (бюрократию, отряды, персонал, в т.ч. из местногон еврейского населенияо ккупрированных стран, сателитов и националистов, приспособления и технику для уничтожения...). А нам, потомкам уцелевших евреев, как и еврейскому государству, более важна память о судьбе собственного народа, какая бы она не была страшная. А геноциды других народов мы не отрицали и не отрицаем. Мы скорбим о погибших, мы благодарны спасавшим от геноцидов праведникам, мы пытаемся опять жить! И жить по-человечески! Кто как может… - Это надо убрать, поскольку не имеет отношения ни к теме работы, ни к академической стилистике, которой необходимо соответствовать.

Литература

  1. 600 вопросов и ответов по советскому законодательству. Юридический справочник для населения. Издание пятое (третье на русском языке). Исправленное и дополненное, (В.В. Мрига, Е.А. Монастырский, Т.Н. Лисниченко – редакторы), Киев, 1973.

  2. 6 000 000 обвиняют. Речь израильского генерального прокурора на процессе Эйхмана, Израиль, 1990.

  3. Альтман И., Чарный С., Отрицание Холокоста в России, Еврейский обозреватель, 3 (2006), с.11.

  4. Безбах, В. «Проблема етнокультуральних підходів у сучасній клінічній психіатрії», Вісник Асоціації психіатрів України, 3 – 4 (2000), сс. 70 - 76.

  5. Безбах, В.М. «Еволюція ідей С.А.Томіліна як соціально-гігієнічна складова методологічних підходів науково-інформаційного забезпечення закладів психіатричної допомоги та репродуктивного здоров’я», в : Життя та наукова діяльність С.А.Томіліна - служіння справі охорони здоров’я населення України. До 125-річчя з дня народження: матеріали конференції, Київ 2002, сс. 58 - 62. – Убрать!

  6. Безбах, В.М. «Коротко про методологічні аспекти оцінки наукової продукції з проблем психіатрії», в : Сучасні підходи до оцінки якості наукової продукції у медичній галузі. Матеріали науково-практичної конференції м. Київ, травень 2003р. ( А.Р.Уваренко- редактор), Київ, 2003, сс. 20 – 21.

  7. Беркгоф, Карел. «Антисемітизм в україномовних виданнях у Райхскомісаріаті Україна», в: Наукові записки, 31, Київ, 2006, сс. 94 – 101.

  8. Берлін, І.Б. Історія СРСР 1917-1984, Київ, 1984.

  9. Бойко, О.Д. Історія України: посібник для студентів вищих навчальних закладів, Київ, 1999.

  10. Верстюк, В.Ф., Дзюба, О.М., Непринцев, В.Ф. Україна від найдавніших часів до сьогодення. Хронологічний довідник, Київ, 1995.

  11. Гельман Борис. Трагедия и надежда, Эйникайт, 25/164 (5768/2008), с. 2.

  12. Гісем, О.В., Мартинюк, О.О. Голокост в Україні (1941-1944): словник-довідник. Вид. 2-ге, випр. і доп, Київ 2007.

  13. Грушевський, Михайло. Ілюстрована історія України, Київ-Львів 1913.

  14. Грушевський, М.С. Нарис історії Київської землі від смерті Ярослава до кінця XIV сторіччя. Репринтне відтворення видання 1891р.(М.Грушевскiй. Очеркъ исторiи Киевской земли отъ смерти Ярослава до конца XIV стольетiя.- Кiевъ: Типографiя Императорского Университета Св.Владиміра В.І.Завадзкаго, 1891), Київ 1991.

  15. Гунчак, Т. Україна: перша половина ХХ століття: Нариси політичної історії, Київ, 1993.

  16. Гутман, И., Шанкер, Х. Катастрофа и её значение, Израиль, 1990.

  17. Демографічна криза в Україні. Проблеми дослідження, витоки. Складові, напрями протидії / НАН України. Інститут економіки (В.Стешенко – редактор), Київ, 2001.

  18. Елисаветский, С.Я. «Об источниках и историографии проблемы участия евреев в антинацистском вооруженном сопротивлении в Украине в 1991 – 1944 гг. (авторський вариант исследования и использования литературы)», в: Катастрофа і Опір українського єврейства (1941-1944). Нариси з історії Голокосту і Опору в Україні, Київ, 1999, сс.286 – 297.

  19. Київ1941-1943: фотоальбом, Київ, 2000.

  20. Корогодський, Юрій. «Катастрофа українського єврейства: регіональний аспект», в: Катастрофа європейського єврейства під час другої світової війни. Рефлексії на межі століть. Збірник наукових праць. Матеріали конференції 29-31 серпня1999р, Київ, 2000, - сс.77 – 80.

  21. Коэн А. Холокост: отрицатели и их сторонники, Еврейский обозреватель, 4 (2007), с. 7.

  22. Кримінальний кодекс України (прийнятий сьомою сесією Верховної Ради України 5 квітня 2001 р.): Офіційний текст, Київ, 2001.

  23. Круглов, А.И. Энциклопедия Холокоста: Еврейская энциклопедия Украины (И.М. Левитас – редактор), Київ, 2000.

  24. Левин, Евгений. Катастрофа и современная религиозная мысль, Еврейский обозреватель, 18/157(2007), сс.1, 5.

  25. Левитас, И.М. Герои жертвы, Киев, 2001.

  26. Левитас, И.М. Праведники Бабьего Яра, Киев, 2001.

  27. Гицель, Михаил. «Запрет на увековечение памяти как способ замалчивания Холокоста: практика КПУ в отношении Бабьего Яра», в: Голокост і сучасність. Студії в Україні і світі, 1(2007), сс. 9 – 30.

  28. Новий довідник: Історія України, Київ, 2005.

  29. Окончательное решение (Нудельман, Р. – составитель), Тель-Авив, 1990.

  30. Опечатанный вагон: Рассказы и стихи о Катастрофе (Зоя Копельман - составитель, редактор и предисловие), Израиль, 2005. – убрать, Вы нигде этой книгой не воспользовались.

  31. Орлянский, Владимир. «Проблемы изучения Холокоста украинского еврейства», в: Катастрофа європейського єврейства під час другої світової війни. Рефлексії на межі століть. Збірник наукових праць. Матеріали конференції 29-31 серпня1999р., Київ, 2000, сс.236 - 238.

  32. Пам’ятати заради життя: матеріали «круглого столу» з приводу 40 – річчя загибелі членів Євр. Антифашист. Ком. (Київ. серп.1992р.), (Н.Ф.Горовська, Ю.І.Шаповал – упорядники), Київ, 1993.

  33. Подольський, А.Е. «Катастрофа европейского єврейства: религиозный аспект», в: Катастрофа і Опір українського єврейства (1941-1944). Нариси з історії Голок осту і Опору в Україні, Київ, 1999, сс.278 – 283.

  34. Подольський, А.Ю. «Дослідження з історії Голокосту в сучасній українській історіографії: нові підходи», в: Катастрофа і Опір українського єврейства (1941-1944). Нариси з історії Голокосту і Опору в Україні, Київ, 1999, сс. 26 – 37.

  35. Подольський, А.Ю. Уроки минулого: Історія Голокосту в Україні, Київ, 2007.

  36. Полонский, В. «Когда же начался Холокост? 25 апреля – День катастрофы и героизма», Эйникайт, 7(2006). с. 3.

  37. Права людини в Україні. Інформаційно-аналітичний бюлетень Українсько-американського Бюро захисту прав людини: Випуск 21 (Права меншин), Київ,1998.

  38. Рейхман, Г. «Отрицание Холокоста – путь к новому геноциду.» , в: Эйникайт, 7(2007), сс. 4 – 5.

  39. Роскес, Давид. Вопреки апокалипсису. Ответы на Катастрофу в современной еврейской культуре, Израиль, 1989.

  40. Сборник документов и материалов об уничтожении нацистами евреев Украины в 1941 – 1944 годах (А.Круглов - составитель и предисловие, перевод; Ленчовский Р. К Осмыслению трагедии… - заметки редактора), Киев, 2002.

  41. Скляренко, С.Д. Володимир: Роман (М.Грицай - вступна стаття), Київ, 1985.

  42. Советские евреи пишут Илье Эренбургу 1943 – 1966 (Мордехай Альтшулер, Ицхак Арад, Шмуэль Краковский – редакторы), Иерусалим, 1993.

  43. Субтельний. Орест. Україна: історія, Київ, 1992.

  44. Сусленський, Я.М. Справжні герої, Київ, 1993.

  45. Томілін, Сергій Аркадійович. Анотований покажчик, скорочені варіанти статей та інші матеріали (О.В.Висоцька – редактор), Київ, 2002.

  46. Украинско-еврейские взаимоотношения: вчера – сегодня. Сборник Общества по изучению религиозной философии и фольклора евреев Восточной Европы Kerem-Daat (Б.Л. Эстеркин – редактор), Запорожье, 2007.

  47. Уничтожение евреев СССР в годы немецкой оккупации (1941 – 1944). Сборник документов и материалов. (Іцхак Арад – редактор), Иерусалим, 1991.

  48. Франк, А. Щоденник, Киев, 2006.

  49. Фредекинд, Артур. «Катастрофа и антисемітизм», в: Катастрофа європейського єврейства під час другої світової війни. Рефлексії на межі століть. Збірник наукових праць. Матеріали конференції 29-31 серпня1999р., Київ, 2000, с.206.

  50. Холокост, «еврейский вопрос» и современное украинское общество. (Ю.М. Ляховицкий – редактор), Харьков, 1996.

  51. Эхо Бабьего Яра. Поэтическая антология. (Ю.Г Каплан - составитель и поэтическая статья), Киев, 1991.

  52. Юдківська А. Чи є кримінальниа відповідальність за заперечення геноциду порушенням свободи слова? Деякі аспекти світового досвіду, Хадашот, 11/139 (5768/2007), с. 5.

  53. Documents on the Holocaust. Selected Sources on the Destruction of the Jews of Germany and Austria, Poland, and the Soviet Union. (Yitzhak Arad, Yisrael Gutman, Abraham Margaliot - editors), Jerusalem, 1981.

  54. Kahan Herman. The fire and the Light, Jerusalem, 2006.

  55. Patterns of Jewish Leadership in Nazi Europe. Proceedings of the 3-d Yad Vashem International historical conference, Jerusalem, 1979.




1 В. Безбах, «Проблема етнокультуральних підходів у сучасній клінічній психіатрії», Вісник Асоціації психіатрів України, 3-4 (2000), стр. 70-76.


2 В.М. Безбах, «Еволюція ідей С.А.Томіліна як соціально-гігієнічна складова методологічних підходів науково-інформаційного забезпечення закладів психіатричної допомоги та репродуктивного здоров’я», в: Життя та наукова діяльність С.А.Томіліна - служіння справі охорони здоров’я населення України…, Київ 2002, стр. 58 - 62.

3 Грушевський М.С. Нарис історії Київської землі від смерті Ярослава до кінця XIV сторіччя. Репринтне відтворення видання 1891р.(М.Грушевскiй. Очеркъ исторiи Киевской земли отъ смерти Ярослава до конца XIV стольетiя.- Кiевъ: Типографiя Императорского Университета Св.Владиміра В.І.Завадзкаго, 1891), Київ 1991.

4 Михайло Грушевський. Ілюстрована історія України, Київ-Львів 1913.


5 О.Д. Бойко. Історія України: посібник…, Київ 1999.

6 С.А.Томілін. Спроба санітарного опису України, Харків, 1928.

7 Права людини в Україні. Інформаційно-аналітичний бюлетень Українсько-американського Бюро захисту прав людини: Випуск 21 (Права меншин), Київ 1998.

8 Демографічна криза в Україні. Проблеми дослідження, витоки. Складові, напрями протидії. ( В.Стешенко – редактор), Київ 2001.

9 Сайты и электронные издания Украины цитируют её текст со ссылкой на издание «Международная защита прав и свобод человека», Москва, Юридическая литература, 1990 год.

10 600 вопросов и ответов по советскому законодательству… (В.В. Мрига, Е.А. Монастырский, Т.Н. Лисниченко – редакторы), Киев, 1973.

11 Кримінальний кодекс України (прийнятий сьомою сесією Верховної Ради України 5 квітня 2001 р.): Офіційний текст, Київ, 2001.

12О.Гісем, О.Мартинюк, Голокост в Україні (1941-1944): словник-довідник, Київ, 2007.

13 І.Б. Берлін, Історія СРСР 1917-1984, Київ, 1984.

14О. Субтельний, Україна: історія, Київ, 1992.

15 Т. Гунчак, Україна: перша половина ХХ століття: Нариси політичної історії, Київ, 1993, сс. 228 - 229.

16 В.Ф. Верстюк, О.М. Дзюба, В.Ф. Непринцев, Україна від найдавніших часів до сьогодення. Хронологічний довідник, Київ, 1995.


17 С.Я. Елисаветский, «Об источниках и историографии проблемы участия евреев в антинацистском вооруженном сопротивлении в Украине в 1991 – 1944 гг. (авторський вариант исследования и использования литературы)», в: Катастрофа і Опір українського єврейства (1941-1944). Нариси з історії Голокосту і Опору в Україні, Київ, 1999, сс.286 – 297.


18 А.Ю. Подольський, «Дослідження з історії Голокосту в сучасній українській історіографії: нові підходи», в: Катастрофа і Опір українського єврейства (1941-1944). Нариси з історії Голокосту і Опору в Україні, Київ, 1999, сс. 26 – 37.


19 А.Ю. Подольський, Уроки минулого: Історія Голокосту в Україні, Київ, 2007.


20 Ю. Корогодський, «Катастрофа українського єврейства: регіональний аспект», в: Катастрофа європейського єврейства під час другої світової війни. Рефлексії на межі століть. Збірник наукових праць. Матеріали конференції 29-31 серпня1999р, Київ, 2000, - сс.77 – 80.


21 А.Е. Подольський, «Катастрофа европейского єврейства: религиозный аспект», в: Катастрофа і Опір українського єврейства (1941-1944). Нариси з історії Голокосту і Опору в Україні, Київ, 1999, сс.278 – 283.


22 Е. Левин, Катастрофа и современная религиозная мысль, Еврейский обозреватель, 18/157(2007), сс.1, 5.


23 И. Гутман, Х. Шанкер, Катастрофа и её значение, Израиль, 1990.

24 А. Фредекинд, «Катастрофа и антисемітизм», в: Катастрофа європейського єврейства під час другої світової війни. Рефлексії на межі століть. Збірник наукових праць. Матеріали конференції 29-31 серпня1999р., Київ, 2000, с.206.


25 Р. Нудельман, «Предисловие к сборнику «Окончательное решение»», в: Окончательное решение, Тель-Авив, 1990.


26 Украинско-еврейские взаимоотношения: вчера – сегодня. Сборник Общества по изучению религиозной философии и фольклора евреев Восточной Европы Kerem-Daat (Б.Л. Эстеркин – редактор), Запорожье, 2007.


27 В. Орлянский, «Проблемы изучения Холокоста украинского еврейства», в: Катастрофа європейського єврейства під час другої світової війни. Рефлексії на межі століть. Збірник наукових праць. Матеріали конференції 29-31 серпня1999р., Київ, 2000, сс.236 - 238.


28 Сборник документов и материалов об уничтожении нацистами евреев Украины в 1941 – 1944 годах (А.Круглов - составитель и предисловие, перевод; Ленчовский Р. К Осмыслению трагедии… - заметки редактора), Киев, 2002.


29 Холокост, «еврейский вопрос» и современное украинское общество. (Ю.М. Ляховицкий – редактор), Харьков, 1996.

30 И.М Левитас,. Герои жертвы, Киев, 2001

31 Б.Гельман Трагедия и надежда, Эйникайт, 25/164 (5768/2008), с. 2.


32 А. Корн, Холокост: отрицатели и их сторонники, Еврейский обозреватель, 4 (2007), с. 7.

33 И.Альтман, С.Чарный, Отрицание Холокоста в России, Еврейский обозреватель, 3 (2006), с.11.

34 А.Юдківська, Чи є кримінальниа відповідальність за заперечення геноциду порушенням свободи слова? Деякі аспекти світового досвіду, Хадашот, 11/139 (5768/2007), с. 5.

35 А. Франк, Щоденник, Киев, 2006.

36 В.М. Безбах, «Коротко про методологічні аспекти оцінки наукової продукції з проблем психіатрії», в : Сучасні підходи до оцінки якості наукової продукції у медичній галузі. Матеріали науково-практичної конференції м. Київ, травень 2003р. (А.Р.Уваренко- редактор), Київ, 2003, сс. 20 – 21.


37 М. Гицель, «Запрет на увековечение памяти как способ замалчивания Холокоста: практика КПУ в отношении Бабьего Яра», в: Голокост і сучасність. Студії в Україні і світі, 1(2007), сс. 9 – 30.


38 К. Беркгоф, «Антисемітизм в україномовних виданнях у Райхскомісаріаті Україна», в: Наукові записки. Випуск 31. Збірник Інституту політичних та етнонаціональних досліджень ім. І.Ф.Кураса НАН України», Київ 2006, сс. 94 – 101.


39 Я.М. Сусленський, Справжні герої, Київ, 1993.

40 И.М. Левитас, Праведники Бабьего Яра, Киев, 2001.


41 Ф.Кац, «Катастрофа как бюрократическая рутина», в кн.: Окончательное решение, Тель-Авив, 1990, сс. 102 - 112.






Скачать 343,74 Kb.
оставить комментарий
Дата25.09.2011
Размер343,74 Kb.
ТипЛитература, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх