Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106. 01 «Хоровое дирижирование» icon

Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106. 01 «Хоровое дирижирование»



Смотрите также:
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106...



скачать
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ


СД.01 «Чтение хоровых партитур»

Учебно-методический комплекс

для студентов, обучающихся по направлению

070106.01 «Хоровое дирижирование»

(среднее профессиональное образование)


Содержание


Пояснительная записка 3

Требования ГОСТ к минимуму содержания дисциплины 4

Содержание учебной дисциплины 5

Контроль и учет успеваемости 10

Примерный репертуарный список 11

Библиографический список 22

^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Учебно-методический комплекс основан на общих задачах курса учебной программы «Чтение хоровых партитур» и авторской разработки «К вопросу о курсе чтения хоровых партитур» для педагогов музыкальных училищ и консерватории (Екатеринбург, 1998).

Предмет «Чтение хоровых партитур» в музыкальных училищах, училищах искусств, колледжах искусств по специальности «Хоровое дирижирование» является составной частью профессиональной подготовки учащихся.

^ Цель курса: развитие у студентов навыков чтения хоровых партитур, необходимых для дальнейшей практической деятельности будущих специалистов.

Основные задачи предмета:

  • всесторонняя подготовка будущих специалистов - хормейстеров и дирижеров самодеятельного академического или народного хора, учителей музыки общеобразовательной школы,

  • приобщение их к самостоятельной работе по отбору, изучению и анализу хоровых произведений. Изучение предмета «Чтение хоровых партитур» осуществляется на основе взаимосвязи с другими предметами специального цикла, которые ориентируют учащихся в области музыкознания и музыкальной теории хорового искусства. Практическое освоение предмета должно обеспечивать:

  • формирование и развитие музыкально-слуховых образных представлений
    учащихся, способствующих осмыслению реального звучания как
    хорового произведения в целом, так и отдельных его компонентов,
    раскрытию его содержания, структуры, характера;

  • развитие умения обобщать и реализовать в практической работе над
    партитурой и с хором знания и навыки, получаемые в процессе обучения;

  • разностороннее знакомство с хоровой музыкой, произведениями
    различных эпох, времен и стилей, с творчеством советских, русских и
    зарубежных композиторов, с лучшими образцами народнопесенного
    творчества.

Изучение предмета «Чтение хоровых партитур» осуществляется на основе взаимосвязи с другими предметами специального цикла, которые ориентируют учащихся в области музыкознания и музыкальной теории хорового искусства.

В результате изучения предмета у учащихся должны быть сформированы следующие знания, умения и навыки работы с хоровой партитурой:

  • знание теоретических основ записи и чтения хоровых произведений;

  • чтение и анализ изучаемого произведения;

  • чтение с листа;

  • исполнение изучаемого произведения на фортепиано и пение хоровых
    голосов;

  • транспонирование.

Требования ГОСТ к минимуму содержания дисциплины


Индекс дисциплины

Основные дидактические единицы

Всего часов обязательных учебных занятий

Максимальная учебная нагрузка

(всего часов)

СД.ДС.01.02

ОСВОЕНИЕ МНОГОСТРОЧНЫХ ПАРТИТУР ДЛЯ ОДНОРОДНЫХ И СМЕШАННЫЫХ СОСТАВОВ, ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ СОЕДИНЯТЬ ХОРОВУЮ ПАРТИТУРУ С КЛАВИРОВМ И ПАРТИЕЙ СОЛИСТА, ЧТЕНИЕ С ЛИСТА В КЛЮЧАХ, ОЗНАКОМЛЕНИЕ С РЕПЕРТУАРОМ.

62

82



^ Учебно-тематический план

распределяется следующим образом:

второй курс – 36 часов

третий курс – 18 часов

четвертый курс – 8 часов


Курс

Наименование тем

Количество часов

2

^ I год обучения -ознакомляющий Понятие хора, хоровой партитуры. Составы и виды хоров, партитурные обозначения, ключи до, соль, фа. Примерный план аннотации. Исполнение партитур а капелла и с сопровождением однородных составов или неполного смешанного хора. Правильность аппликатуры, педаль.

36

3

^ II год обучения – обучающий и развивающий. Специфическое хоровое исполнение на фортепиано, выполнение комплекса общемузыкальных требований, чтение с листа хор партитур, транспозиция, ансамблевое исполнение. Умение анализировать хоровую партитуру на 3-х взаимосвязанных данных уровнях: элементарный анализ, фрагментарный и целостный.

18



Создание исполнительского плана на основе всестороннего анализа изучаемого произведения. Усложнение хоровой фактуры, смешанные хоры с divisi, хоры из кантат, ораторий, опер. Иллюстрация творчества композиторов, анализ авторских сборников отечественных и зарубежных композиторов. Транспозиция, чтение с листа, ансамблевая игра на 2-х роялях. Вокально-хоровой анализ, комбинированное исполнение сложных фрагментов в кантатах, сюитах, циклах, операх.




4

^ 3 год обучения - закрепляющий Специфика исполнения партитуры в условиях репетиционной работы хоровых коллективов. Закрепление навыков игры и транспонирования. Работа над крупной формой. Хоровые многоголосные сцены, оперные фрагменты (хор с солистами). Целостный анализ как постижение художественно-образной сферы.

8




Итого

62 часа


В комплексе исполнительских умений и навыков учащегося, формирующихся в процессе занятий, чрезвычайно важен вопрос универсальности знаний, способности обучающегося в практической игровой деятельности выйти за пределы узкого круга «отработанных» с педагогом хоровых произведений. Такой подход позволяет учащимся расширить рамки учебно-педагогического репертуара за счет обращения к возможно большему количеству хоровых произведений, большему кругу художественно-стилевых явлений.

Решение этой основополагающей задачи - в постоянном и умелом использовании на занятиях трех видов работы: чтения с листа, так называемого «эскизного» изучения хоровых партитур и ансамблевого музицирования.

Примечание: Продвинутость учащегося по этой дисциплине существенно зависит от степени его подготовленности по фортепиано.


^ Содержание учебной дисциплины


Форма работы - индивидуальные занятия под руководством педагога и самостоятельная работа студента.

Работа над хоровой партитурой включает:

  • выразительное, специфически хоровое, исполнение на фортепиано хоровой партитуры – выполнение комплекса общемузыкальных требований (музыкальной фразировки, четкого голосоведения, динамических, агогических нюансов), умение передать на фортепиано особенности хорового звучания (цезуры, связанные с вокально-хоровым дыханием и фразировкой текста, подчеркнутость басового голоса при относительной легковесности его звучания на фортепиано по сравнению со звучанием басовой партии в хоре, выделение голосов, согласно их тесситурному напряжению и т.д.);

  • чтение с листа на фортепиано хоровой партитуры в соответствии с исполнительскими требованиями;

  • умение транспонировать хоровую партитуру в заданную тональность;

  • ансамблевое музицирование (игра в 4 руки или на двух роялях);

  • эскизное разучивание хоровой партитуры; умение охватить образно -поэтический замысел сочинения и получить художественно - достоверное, неискаженное представление о нем, воплотить (даже с неполной технической отшлифовкой) этот замысел на рояле;

  • умение анализировать исполняемую хоровую партитуру на трех взаимосвязанных уровнях:

  1. Элементарный анализ.

  2. Фрагментарный анализ.

  3. Целостность восприятия постижения художественно - образной сферы.
    Примечание: Развитое музыкальное мышление способствует в целостном
    анализе хоровой партитуры свободно и гибко переходить из одного уровня в
    другой.

Необходимо требовать от учащегося ясного исполнительского плана на основе всестороннего анализа изучаемого произведения.

Анализ произведения предусматривает:

  • сведения об авторах музыки и текста (краткая творческая биография,
    характеристика творчества, творческое наследие); содержание
    произведения;

  • музыкально-теоретический анализ произведения (тональность,
    тональный план, характер развития музыкальной мысли, каденции,
    размер, метр, особенности фактуры, темп, форма);

  • вокально-хоровой анализ произведения: тип и вид хора, диапазоны
    голосов, тесситура, ансамбль, строй; интонационные, вокально-хоровые,
    ритмические, дикционные трудности;

  • исполнительский анализ произведения (связь образов словесного текста с
    музыкой, определение дыхания на цезурах, установление темпа,
    характера звуковедения, динамики, штрихов, кульминации
    произведения).

Основная задача учащихся при изучении каждой новой партитуры -охватить слухом интонационно-высотное звучание произведения или отдельных его фрагментов до момента исполнения на фортепиано.

Реализации данной задачи способствует пропевание хоровых голосов «про себя». (Для установления тональности и проверки пения внутренним слухом необходимо пользоваться камертоном).

Исполняя партитуру на фортепиано, учащийся получает возможность уточнить и развить свое представление о звучании произведения при активном участии внутреннего слуха. Такое чтение партитуры, при котором игра на инструменте сочетается с работой внутреннего слуха, является основным методом обучения чтению хоровых партитур.

При исполнении партитуры на фортепиано необходимо иметь в виду следующее:

а) для овладения учащимися навыками связного исполнения всех голосов
партитуры (особенно мелодического) желательно использовать
произведения, в которых преобладает звуковедение легато, с тем, чтобы
приблизить характер исполняемого на фортепиано хорового
произведения к реальному звучанию хоровых голосов;

б) на первой стадии работы, когда основной задачей является овладение
навыком связного исполнения всех голосов партитур посредством
правильно подобранной аппликатуры, рекомендуется исполнять
партитуру, не пользуясь педалью. Это дает учащимся возможность
слышать и по ходу игры устранять недостатки своего исполнения:
отсутствие легато, неуместные паузы, плохое качество звука и т.п.
Применять педаль рекомендуется лишь как вспомогательный
технический прием, облегчающий исполнение трудных мест
произведения (например, поддерживать педалью далеко отстоящий от
других хоровых партий басовый голос, большие скачки мелодического
голоса в середине слова или между связанными по смыслу словами,
хоровые аккорды, повторяющиеся в широком расположении на одной
гармонии и т.п.).


Исполняя хоровые голоса произведения, учащийся должен:

а) петь, чисто интонируя, любой хоровой голос в данных тесситурных
условиях и играть одновременно всю хоровую партитуру;

б) играя хоровую партитуру, опускать хоровой голос, который поет
учащийся в данный момент;

в) переходить с одной хоровой партии на другую, исполняя по
указанию педагога часть хорового голоса «про себя»;

г) петь любой хоровой голос, играя аккомпанемент, в произведении с
сопровождением;

д) исполняя только сопровождение, эпизодически петь «вслух»
различные голоса хоровой партитуры.

На каждом занятии в классе целесообразно отводить время на чтение неизвестного нотного текста, постепенно усложняя технические задачи. Значительную роль в методике ведения предмета «Чтение партитур» играет развитие навыка транспонирования, т.к. руководитель хора должен уметь транспонировать разучиваемое произведение, исходя из вокальных возможностей данного коллектива. Методически целесообразно начинать развитие этого навыка с упражнений, построенных на материале хорошо изученных учащимися хоровых произведений.

В практике учащихся, особенно старших курсов, встречаются партитуры, которые невозможно сыграть полностью, несмотря на правильно подобранную аппликатуру. Работая над такими произведениями, учащийся должен облегчить исполнение трудного эпизода в сопровождении или хоровых голосах за счет некоторого сокращения или упрощения нотного текста. Если в партитуре и в сопровождении имеются октавные удвоения голосов, рекомендуется опускать партию вторых басов, повторяющую в октавном удвоении партию первых басов или партию вторых теноров, удвоенную партию вторых сопрано (при широком расположении голосов), сохраняя при этом плавную линию басового голоса.

Рекомендуется также перемещать на октаву вверх далеко отстоящие от других голосов звуки басовой партии, аккорды и звуки аккомпанемента.

Можно опускать выдержанные звуки в какой-либо партии или второстепенные детали сопровождения для исполнения более важных в данный момент хоровых голосов или элементов аккомпанемента. При исполнении партитур в подвижных темпах гармонический аккомпанемент, изложенный мелкими длительностями, допустимо объединять в один аккорд большей длительности.

Умение упрощать аккомпанемент изучаемого произведения важно для практической работы будущих школьных учителей пения и руководителей коллективов художественной самодеятельности, которые используют в основном песенный репертуар, где аккомпанемент является главным образом гармонической поддержкой мелодии. Разучивая песню хором, с отдельной хоровой партией или солистом, руководителю достаточно подыграть лишь основную гармонию сопровождения, опуская его детали.

Учащиеся должны овладеть также навыком соединения хоровых голосов с аккомпанементом.

В произведениях, в которых сопровождение дублирует хоровые голоса, партитуру следует играть, дополняя ее звучание элементами аккомпанемента (вступление и заключение, гармонические ходы баса при изменении тональности, фортепианные эпизоды, связывающие эпизоды хоровые и звучащие на выдержанных аккордах и отдельных звуках хора; отдельные аккорды и звуки аккомпанемента, заполняющие короткие паузы и т.п.).

Если в произведениях для однородного хора партия фортепиано не совпадает с хоровыми голосами, то партию голосов нужно исполнять правой рукой, а левой играть нижнюю строчку сопровождения, дополняя звучание партитуры; если партия фортепиано дана в регистре более высоком, чем хоровая партитура, то целесообразно исполнить партию фортепиано правой рукой, а хоровые голоса - левой. В произведениях для смешанного хора, в которых затруднительно играть всю партитуру правой рукой, часть мужских голосов также рекомендуется исполнять левой.

В произведениях, в которых основной тематический материал звучит в аккомпанементе, за основу исполнения следует брать партию фортепиано, дополняя ее звучание наиболее важными элементами хоровой партитуры. Во всех случаях следует помнить, что применение любых приемов упрощения партитуры и сопровождения должно способствовать достаточно полному и выразительному ее исполнению.

Индивидуальный план на каждого учащегося составляется в зависимости от степени владения им инструментом, что, конечно, весьма влияет и на подбор хоровых партитур.

Учащийся должен быть осведомлен педагогом о содержании индивидуального плана, и иметь ясное представление о задачах, поставленных перед ним.

В течение каждого семестра учащиеся прорабатывают не менее 10 произведений. Объем знаний по курсам распределяется следующим образом:

II курс (3и 4 семестр, 36 часов):

изучение и исполнение на фортепиано однородных хоровых партитур без сопровождения (двухстрочное изложение), однородных хоров с сопровождением (однострочное изложение), смешанных хоров без сопровождения (двухстрочное изложение);

к концу IV семестра - умение транспонировать на м. 2 выше и ниже оригинала хоровые партитуры указанных выше типов и видов.

III курс (V и VI семестры, 18 часов):

  • развитие навыков исполнения хоровых партитур на более сложном
    музыкальном материале;

  • изучение и исполнение на фортепиано однородных хоровых
    произведений без сопровождения в трехстрочном изложении, смешанных
    хоров с сопровождением в двухстрочном изложении, несложных
    смешанных хоров без сопровождения в четырехстрочном изложении;

  • чтение с листа. Основные элементы, составляющие навык чтения с листа,
    его структура и принципы развития. Овладение теорией чтения с листа по
    формуле: «вижу - слышу - читаю».

  • К концу VI семестра - умение транспонировать на м. и б. 2 выше и ниже
    оригинала хоровые партитуры указанных выше типов и видов.

  • специфика исполнения партитуры в условиях репетиционной работы с
    хоровым коллективом. Сочетание пения одной из хоровых партий с
    одновременным исполнением партитуры на фортепиано полностью и
    исключая партию исполняемую голосом. Уметь петь аккорды по
    вертикали в наиболее характерных гармонических эпизодах,

IV курс (VII семестр, 8 часов):

  • изучение исполнение на фортепиано больших многоголосных хоровых
    произведений смешанного и однородного типа с сопровождением, а
    капелла в двух-трехстрочном изложении; хоров с более сложным
    тональным планом, самостоятельным и мелодическим движением
    хоровых голосов, со сложной хоровой и фортепианной фактурой, в
    переменных и сложных размерах, с разнообразными динамическими и
    агогическими изменениями;

  • ансамблевое исполнение на фортепиано (в 4 руки и на двух роялях)

  • к концу VII семестра - играть на фортепиано отдельно сопровождение
    при одновременном исполнении педагогом на втором инструменте
    хоровой партитуры, и, наоборот, хоровой партитуры при одновременном
    исполнении педагогом на втором инструменте сопровождения;

  • играть сопровождение при одновременном пении любой партии хора и
    петь партии солистов или отдельные реплики, предшествующие
    вступлению хора в оперно - хоровых сценах, кантатах и ораториях;

  • играть хоровую партитуру, заполняя паузы хора сопровождением;

  • присоединять фортепианное сопровождение к хоровой партитуре.
    Примечание: В отдельных случаях соединение хоровой партитуры с
    сопровождением осуществимо лишь частично.


  • исполнение хоровых партитур в вокальных ключах «До».

- Умение сыграть подготовленную партитуру указанных типов, спеть в ней
хоровые голоса, транспонировать на интервал б. 2 выше и ниже
оригинала; ответить на вопросы, связанные с анализом исполняемых
партитур; исполнить на фортепиано, самостоятельно подготовленное
произведение.

Особое внимание следует обратить на развитие навыка чтения с листа. Эту работу необходимо проводить на каждом занятии, а также выносить ее на контрольные уроки и коллоквиумы.


^ КОНТРОЛЬ И УЧЕТ УСПЕВАЕМОСТИ

С целью определения полноты и прочности знаний учащихся, умения применять полученные знания на практике, навыков самостоятельной работы с учебной работы с учебной литературой учебным планом, утвержденным Министерством высшего и среднего специального образования РФ, в 3-м, 5-м, 6-м семестрах – контрольный урок, в 4-м семестре - экзамен. На контрольном уроке и экзамене учащийся должен:

  • исполнить подготовленную партитуру, соответствующую уровню
    указанных выше знаний;

  • транспонировать эту партитуру на нужный интервал;

  • спеть в указанной партитуре голоса и ответить на вопросы, связанные с
    анализом исполняемой партитуры;

  • прочитать с листа партитуру.


^ Самостоятельная работа студентов – 21 ч.

III семестр – 4ч.

IV семестр – 5ч.

V семестр – 4ч.

VI семестр – 4ч.

VII семестр – 4ч.


Примерный репертуарный список


ВТОРОЙ КУРС (4-й СЕМЕСТР)

Произведения для женского хора

^ Без сопровождения

Двухстрочное изложение

«Ах, на что же бы огород городить», русская народная песня (61)

Анцев М. Ландыш (61)

«Задремали волны» (61)

Осень (113)

Май (120) АбтФ. Весной (61)

Ласточка (113) Бетховен Л. Соловей (61)

Гимн ночи (переложение В. Соколова, 75)

Благообразов С. «Над рекой Днепром» (61)

Балакирев М. Песня о школе (113)

Букин В. Скорбь матери (77)

Бодрюнас А. Осень (119)

Бойко Р. Роза,

Зимняя дорога,

«Еще дуют холодные ветры»,

Зимнее утро (40)

«В вишневом саду», русская народная песня (обр. В. Соколова, 32)

«Висла», польская народная песня (119)

Веттика Т. Эстонская пляска (89)

Галкин И. «Куда б ни шел, ни ехал ты» (61)

Григ Э. Большая стая лебедей (88)

Головач В. «Проторила я тропинку» (62)

Григоренко В. Береза русская (80)

Даргомыжский А. Из страны, страны далекой (61)

Дымов В. Береза (77)

Елесеева Э. Осинка (34)

Море ночное(118)

Пороша (26)

«Земляничка, ягодка», русская народная песня (обр. М. Анцева, 87)

«Зачем тебя, я милый мой, узнала», русская народная песня (обр. А. Хазанова, (76)

«Ивушка», русская народная песня (61)

Ипполитов-Иванов М. Сосна (61)

«В разлуке с Родиной» (119)

«Острою секирою» (75)

«Как на дубе», русская народная песня (обр. Ю. Славницкого, 120)

Кальюсте X. «Все на качели» (115)

«Колыбельная», эстонская народная песня (обр. Ю. Цейгера, 89)

Корганов Т. Весенняя песня (147)

Ленский М. Молодой месяц (114)

Лепин А. Лесное эхо (114)

Ладухин Н. Зимний вечер (113)

«Лисичка», русская народная песня (обр. С. Шинкуса, 88)

Мендельсон Ф. Весна (61)

Воспоминание (115)

Мартини Д. Осень (75)

Мартыненко А. Величальная березоньке (76)

«Милый мой хоровод», русская народная песня (обр. В. Попова, 147)

«Мчит Арагви вдаль», грузинская народная песня (запись Г. Чхиквадзе, 147)

«О матушка родная», литовская народная песня ( обр. Н. Мартинониса, 87)

Озолинь Я. Песня мальчиков (113)

«Лес раскинулся дремучий» (147)

«Полоса ль моя, полосонька», русская народная песня (61) Пяте Р. Волынка (89)

Палестрина Дж. «Осени пора настала» (88)

«Пастушка», французская народная песня ( обр. Ж. Векерлена, перелож. Н. Шелкова, 113)

«Песня о Добрыне» ( обр. А. Лядова, 115)

«Пливе човен», украинская народная песня (обр. Н, Леонтовича, 115).

Попатенко Т. Облака (119)

«О чем шумели деревья » (147)

Парцхаладзе М. «Море спит» (120)

Пфейль Г. «Озеро спит» (62)

«Певчая птичка», словацкая народная песня (119)

«Родина», русская народная песня (обр. А. Свешникова, 61)

Ребиков В. «Травка зеленеет»

«Люблю грозу» (61)

Поздняя осень

Весна (75)

«В воздухе птичка поёт»

«Жар весенних лучей» (115)

Стеценко К. Запов1т (61)

Смирнова Т. Сюита "Акварели" (117):

Лето,

Осень,

Русская зима,

Весна. Сметана Б. Моя звезда,

«Прилетели ласточки»,

«Солнце за горы вновь зашло» (103),

«Колыбельная» из оперы «Поцелуй» (прил. Р. Геллера, 103)

Сибирский В. «Дождик тёплый»

Вот у наших у Алён уродился лён (114)

Свешников А. «Гаснет вечер» (119, 87)

«Смолк давно соловушка», современная русская народная песня (обр. А. Свешникова, 115)

Свешников А. Родимый край (87)

Тамберг Э. Хоровая сюита «Весенние песни» (89) :

Жаворонок,

Колокольчик,

Незабудка

«Трудовая», польская народная песня (обр. Сыгетинского Т., 87)

«Ты Россия, ты Россия», русская народная песня (обр. А. Вельмета, 89)

Фрид Г. Дуб (88)

Гуси-лебеди (115)

Флярковский А. Подсолнух (120)

Осинка-грустинка (119)

«Хороводная песня», эстонская народная песня (обр. X. Кальюсте, 89)

«Родина», болгарская народная песня (обр. П. Хаджиева, 113)

«Хоровод», эстонская народная песня (обр. X. Кальюсте, 147)

Чайковский П. «Ночевала тучка золотая» (перелож. В. Соколова, 75)

«Детская песенка» (перел. А. Юрлова, 28)

Шуман Р. Мелодия,

Марш солдатиков,

Бедная сиротка,

Смелый наездник,

Сицилийская песня,

Первая утрата,

Веселый крестьянин, возвращающийся с работы,

Дед Мороз,

Май, милый май, скоро ты настанешь вновь,

Песенка жнецов,

Тамбурин

Шуберт Ф. «Встречайте день мая» (119)

Эрнесакс Г. «Моя страна, Отчизна-мать» (89)

«Я посею ли, млада», русская народная песня (обр. А. Анцева, 61)

«Я вечор в лужках гуляла», русская народная песня (189)


произведения для мужского хора без сопровождения

Двухстрочное изложение

«Ах ты, доля», русская народная песня (обр. А. Свешникова, 91)

Алябьев А. Песня о молодом кузнице (61)

Бауман К. Как Даугава стонет (61)

Бетховен Л. Походная (114)

Гимн ночи (93)

Бородин А. «Слава Кириллу и Мефодию» (37)

«Беснуйтесь тираны», революционная песня (114)

Бойко Р. «Закаты да рассветы» (119)

«Было у тещеньки семеро зятьев», русская народная песня (обр. М. Анцева, 71)

«В темном лесе», русская народная песня (обр. М. Нахимоского, 93)

Вебер К. В лесу,

Песня меча (93)

«Вейся, вейся, капустка», русская народная песня (обр. В. Орлова, 61)

«Вкузнице», русская народная песня (обр. Э. Леонова, 119)

«Ваня в путь собирался», польская народная песня (обр. Э. Леонова, 119)

«Выйди Марыся», польская народная песня (обр. Я. Гилла, перелож. Для мужского хора Ю. Иоселиани, 92)

«Выхожу один я на дорогу», русская народная песня (обр. Л. Шохина, 71)

«Гулял Чумак», украинская народная песня (61)

«Гусары», словацкая народная песня (обр. В. Новака, 61)

Глинка М. «Зацветет черемуха» (61)

Дарзинь Э. «Пусть буря воет» (115)

«Заповедь», украинская народная песня (обр. А. Александрова, 61)

«За речкой, за Дунаем», украинская народная песня (обр. М. Леонтовича, 61)

Заринь М. «Друзья всегда будут с тобой» хор из оперы «К новому берегу» (113)

Иполитов-Иванов М. Сосна (93)

КопыловА. Озеросветлое(61)

Коваль М. Эхо (115)

«Колечко», итальянская народная песня (обр. М. Пигарелли, 92)

Латышская народная песня «Темной ночью» (обр. Э.Мелингайтиса, 34)

Латышская народная песня «Вей, ветерок» (обр. А. Юрьяна, 93)

Листов К. В землянке (35)

Мачавариане А. «Чонгури» (перелож. В. Тешкина, 93)

Монюшко С. Казак (61)

«Ничто в полюшке не колышется», русская народная песня (обр. Л. Шохина,

1190)

«Не белы снеги», русская народная песня (обр. А. Александрова, 61)

«Не бушуйте вы ветры», русская народная песня (обр. С. Зайцева, 112)

Нолинский Н. «Эх, поля, вы мои поля» (61)

«Ой при лужку, при лужку», украинская народная песня (обр. А.

Александрова, 61)

«Ой наступила та чорна хмара», украинская народная песня (обр. Н.

Лысенко, 61)

«Ой, по над Волгой», современная русская народная песня (обр. В. Соколова,

93)

«Ой, белаты, березонька», белорусская народная песня (обр.С. Полонского,

И)

Озолинь Я. «Туман, туман» (29)

«Подуй, подуй непогодушка», русская народная песня (обр. Н. Римского-

Корсакова, 112)

«Поле чистое», русская народная песня (обр. А. Лядова, 112)

«Путь в горах», болгарская народная песня (обр. Я. Дубравина, 93)

Рубинштейн А. Старая песня (113)

«Солнце низенько»,украинская народная песня (114)

Сальери А. «Втроем, как один» (154)

«Стонет, стонет сизый голубочек», русская народная песня (112)

«Средь ив зеленых дом стоит», нидерландская народная песня (обр.И.

Брамса, 30)

Свешников А. Родимый край (92)

Скулите А. В наши дни (113)

Свенсен И. Песни леса (113)

Сибелиус Я. Финляндия (26)

«Славное море, священный Байкал», русская народная песня (обр. Б.

Шехтера, 61)

Танеев С. Веселый час,

Венеция ночью (61)

Тактакишвили О. Дорожная (115)

«Взвейся, песня» (93)

«Ты Россия, ты Россия» (обр. В. Попова, 93)

Фостер С. Домик над рекой (93)

Чайковский П. «Хор опричников» из оперы «Опричник» (145)

Черепнин Н. «Медленно движется время» (93)

Шуберт Ф. Липа,

Тишина,

«Какая ночь» (61) Шпор Л. Песня о песне (113) Яначек Л. Ведьма (132)

Искренняя любовь (71)


^ Смешанные хоры без сопровождения

Двухстрочное изложение

«Ах ты, ноченька», русская народная песня (обр.И. Пономарькова, 104)

Анцев М. Ива (2)

«Ах, не одна во поле дороженька», русская народная песня (обр. А. Александрова, 1)

Аркадельт Я. «Аве мария» (30)

Бах И. «Сердце молчи» (2)

Сосновая роща (61)

Бойко Р. Кукушка,

Бетховен Л. Весенний призыв (61)

Белый В. «Славься, Отчизна» ( перелож. Ю. Славницкого, 113)

Брамс И. «В ночной тиши» (2)

Вебер К. Хоровая беседа (115)

«Вот мчится тройка удалая», русская народная песня (обр. А. Лукунина, 104)

«Вей, ветерок», латышская народная песня (обр.А. Луканина, 104)

«Во поле вярба», белорусская народная песня (обр. А. Луканина, 104)

«Во лесах то ли было, во дремучих», русская народная песня (обр. Г. Позднякова, 104)

«Волынка», русская народная песня (обр. А. Александрова, 1)

«Выйду ль я на реченьку», русская народная песня (обр. И. Пономорькова, 104)

«Вей ветерок», латышская народная песня (обр. А. Юрьяна, 16)

«В Риге звон», латышская народная песня (обр. Я. Цимзе, 870)

Горлов В. «Березка-лебедь белая» (118)

Глиэр Р. Гимн труду (36)

Головач В. «Проторила я тропинку» (3)

«Говорил-то мне», русская народная песня (обр. А. Михайлова, 11 )

Григоренко В. Грозы и ливни (26)

Глюк К. Праздник хора (84)

«Горы», русская народная песня (обр. А. Александрова, 1 )

Даргомыжский А. Два ворона (104)

«Ельтник мой, ельник», русская народная песня (обр. В. Золотарева, 112)

Егоров А. Песня (61)

«Ехал пан», русская народная песня (обр. А. Александрова, 1)

Жуковский Г. «Как за нашим за селом» (113)

«Заиграй, моя волынка», русская народная песня (обр. В. Калинникова, 112)

Заринь М. Праздник урожая (21)

Танец (87)

«Ивушка», словацкая народная песня (обр. Е. Красотиной, 115, 120)

«Кася», польская народная песня (обр. Д. Локшина, 104)

«Как во поле, поле», русская народная песня (обр. А. Александрова, 1)

«Как меня младу, младешеньку», русская народная песня (обр. Д. Шостаковича, 76)

«Козака несуть», украинская народная песня (обр. Н. Леонтовича, 61)

Крейцер Р. Вечерние колокола (24)

Лукин Ф. На Волжских просторах (11)

Людвиг М. Лесное озеро (120)

Лист Ф. Наступление весны (132)

«Мы-кузнецы», революционная песня (обр. М. Нахимовского, 104)

«Море в ярости стонало», русская народная песня (обр. Б. Шехтера, 61)

Мендельсон Ф. Лес (122)

«Беги со мной» (24)

«Как иней ночкой весенней пал» (120, 9)

«Месяц на небе», украинская народная песня ( обр. Н. Лебедева, 2)

Мессиан О. Хорал (15)

«Не стелися, зеленый кудрявчик», украинская народная песня (обр. Ф. Казитского, 87)

«Ой, даты, калинушка», русская народная песня (обр. А. Лукина, 104)

«Ой, летят, летят», мордовская народная песня (обр. Г. Лобачева, 113)

«Плыли утки», польская народная песня (обр. Г. Формаковского, 11)

«Песня охотника», немецкая народная песня (обр. Г. Беззубова, 104)

Перселл Г. Вечерняя песня (2)

Полонский С. Вечеринка (19, 84)

«Пряля», украинская народная песня (обр. Н. Леотовича, 62)

«Прекрасна ты, Отчизна», литовская народная песня

«Реве та стогне Днепр широкий», украинская народная песня (обр. В. Косенко, перелож. И. Лицвенко, 104)

Речкунов М. «Сосны молчаливые» (25)

Осень (76)

«Сумрак ночи пал на землю», хорватская народная песня (обр. А. Архангельского, 120)

«Сизокрылый голубь», чешская народная песня (обр. В. Богдановской, 104) Танеев С. Серенада (2)

«Ты, рябинушка», русская народная песня (обр. А. Кастальского, 112)

«Ты стой, моя калинушка», русская народная песня (обр. В. Орлова, 112)

«Уж ты, зимушка, зима», (обр. П. Лондонова, 84)

«У ворот, ворот», русская народная песня (120)

Чайковский П. Правоведческая песня (145)

«Ночевала тучка золотая» (2)

Шуман Р. Доброй ночи (115)

«Привет весне»,

Вечерняя звезда (61)

Шуберт Ф. Хоровод (122)

Шебалин В. Полынок (26)

Эрнесакс Г. Моя страна (61)

«Я посею ли, младенька», русская народная песня (обр. Н. Афанасьева, 112)

«Я пойду ли, молоденька», русская народная песня (обр. А. Лядова, 87)


^ Произведения для однородного хора с сопровождением

Однострочное изложение

Бетховен Л. Весною (перелож. В. Попова, 148)

Бах Л. «Уходит день» (перелож. В Попова, 148)

Гиг Э. Лесная песня (54)

Габичвадзе Р. Дуб (54)

Моцарт В. «Послушай, как звуки хрустально чисты», хор из оперы

«Волшебная флейта» (54)

Цветы ( перелож. В. Попова, 148)

Мусоргский М. «Плывет, плывет лебедушка», хор из оперы «Хованщина» (70)

Римский-Корсаков Н. «Хор птиц» из оперы «Снегурочка» (148)

Свиридов Г. Песенка о Москве (88)

«Со сторонушки моей родимой», русская народная песня (обр. А. Лядова, 113)

Чичков Ю. Сосна ( перелож. Для хора X. Реллинне, 940

Чайковский П. Весна (53)

Хрестоматия к программе по музыке для общеобразовательной школы. Изд. «Советский композитор» (124)

  1. класс Изд. 1977 г. (песенный материал);

  2. класс Изд. 1983 г. (песенный материал);

  3. класс Изд. 1979 г. (песенный материал).


ТРЕТИЙ КУРС (5-й, 6-й СЕМЕСТРЫ)

смешанные хоры с сопровождением фортепиано

Двухстрочное изложение

«Во бору дремучем», польская народная песня (106)

Глиэр Р. Вечер (95)

Гречанинов А . «Да здравствует Россия» (26)

Керн Дж. Миссисипи (106)

Мокроусов Б. Шли два друга (120)

Молинелли Л. «Гимн мира» (обр. Г. Лобачева, 119)

Мурадели В. Песня молодежи (перелож. В. Мухина, 72)

Никольский А. Певец (73)

Птичкин Е. «Земля моя добрая» (84)

Римский-Корсаков Н. Хор корабельщиков из оперы «Садко» (119)

«Рыболов», русская народная песня (обр. А. Кастальского, 63)

Снетков Б. Песня юности (95)

Туликов С. Могучий Дгепр (120)

Песнка рыболовов-спортсменов (106)

«Цвети наш край» (77)


произведения для женского хора без сопровождения

Трехстрочное изложение

«А и густо на березе листьев», русская народная песня (обр. Н. Римского-Корсакова, 62)

«А кто у нас лебедин», русская народная песня (обр. А. Лядова, 112)

«Ах ты, ночь», русская народная песня (обр. М. Глинки, 62)

Бирнов Л. «Птицы прилетают» (133)

Бойко Р. Дудочка(83)

Брамс И. Канон (76, 127)

ВеберК. В лодке (133)

«Во лузях», русская народная песня (обр. А, Лядова, 62)

«Где ты, колечко», греческая народная песня (обр. В. Соколова, 133)

Даргомыжский А. «На севере диком» (42)

«Из-за лесу, лесу темного», русская народная песня (обр. Н. Римского-Корсакова, 113)

Иполитов-Иванов М. «Острою секирою» (105)

«Как за речкою», русская народная песня (обр. Н. Римского- Корсакова, 112)

Кодаи 3. Ноктюрн (88)

Копытман М. Солнечная песенка (57)

Кюи Ц. «Вернулся май» (62)

Весеннее утро (113)

«Всюду снег» (62)

«Затихают песни» (67)

На Родине (перелож. А. Луканина, 128)

Ладухин Н. Осень (113)

«Не страшна мне Волга-матушка», русская народная песня (обр. М. Балакирева, 62)

«О ядран лазурный», югославская народная песня (83)

Палестрина Дж. «Летний вечер догорает» (60)

«Перепелочка», русская народная песня (обр. В. Соколова, 133)

Пирумов А. «Послушайте» (82)

Попатенко Т. Ветер-ветерочек (133)

Регнарт Д. Колыбельная (80)

Римскиц-Корсаков «Ночевала тучка золотая»,

«Тучки небесные» (42)

Флярковский А. Зимний вечер (57)

Шафранник В. «на заре вишневой»,

«со мной простился милый мой» (149)

Шмидт Ф, «Гордой все меня считают» (132)


^ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ МУЖСКОГО ХОРА БЕЗ СОПРОВОЖДЕНИЯ

Трехстрочное изложение

«Аи, все кумушки домой», русская народная песня (обр. И. Некрасова, 113)

Даргомыжский А, «На севере диком» (61, %*)

«Что смолкнул веселия глас» (58)

«Дели одели одела», грузинская народная песня (запись 3. Палиашвили, 113)

Кодаи 3. Ночью в горах (132)

Палестрина Дж. «Все проснулось вокруг» (92)

Парцхаладзе М. Родина моя (44)

«Подуй, подуй, непогодушка», русская народная песня (обр. А. Лядова, 112)

«Поле чисте», русская народная песня (обр. А. Лядова, 61, 62)

Чайковский П. Вечер (62, 145)

«Что вились мои русы кудри», русская народная песня (запись и гармонизация И. Некрасова, 112)

«Эй, уж вы, мухи, комары», русская народная песня (запись и гармонизация И. Некрасова, 113)

Эрнесакс Г. «За липой солнце скрылось» (62)


^ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ СМЕШАННОГО ХОРА БЕЗ СОПРОВОЖДЕНИЯ

Трехстрочное изложение

Алябьев А. Вечер (85)

Анцев М. «Привет зиме» (8)

Барисон ГГ. «Родные тропинки далекие» (96)

«Белая черемуху», русская народная песня (обр. А. Свешникова, 620)

Бойко Р. «Ты запой мне ту песню»,

«Вечером синим»,

«Ты ушла вместе с дождем»,

«Мнится мне»,

«Влюбленным»,

Речка Мокша,

К любимой (40)

Брамс И. Колыбельная (85)

Лесная ночь (7)

Васильев-Буглай Д. Клен (135)

«Волга», русская народная песня (85)

«В сыромбору тропина», русская народная песня (обр. М. Анцева, 62)

«Грушница», русская народная песня (обр. Е. Зверевой, 87)

Даргомыжский А. «Из страны, страны далекой»,

«Где наша роза?»,

«Ворон к ворону летит»,

Приди ко мне»,

«Пью за здравие Мэри»,

«По волнам спокойным»,

«В полночь леший»,

«Прекрасный день, счастливый день» (58)

«Буря мглою небо кроет» (58, 139)

«Говорят, есть страна»,

«Вянет, вянет лето красное» (58)

«Дороженька», русская народная песня (обр. А. Свешников, 61, 62)

«Звездочка», русская народная песня (98)

«Из-под камушка», русская народная песня (98)

Искандеров А. Летняя ночь (перелож. Тайгильдина, 12)

«Как на дубе на высоком», русская народная песня (98)

«Как пойду я на быструю речку», русская народная песня (обр. А, Свешникова, 85)

Кюи Ц. В лесу (62)

Ленский А. «Солнце, умойся росою» (31)

Лятошинский Б. Осень (61, 62)

«По небу крадется луна» (114)

Манвелян Э, Звездная колыбельная (обр. А. Хазанова, 18)

«Матушка-Волга», русская народная песня (обр. О. Козловского, 62)

«На лодке», неаполитанская баркарола (обр. А. Свешникова, 85)

«Не бушуйте, ветры буйные», русская народная песня (обр. А. Юрлова, 96)

«Не велят Маше», русская народная песня (обр. Ю. Голованова, 137)

Никольский А. Русская плясовая «Утенушка луговая» (73)

«Ой, все кумушки домой», русская народная песня (98)

«Ой не вечер, то ли не вечер», русская народная песня (98)

Попатенко Т. У обрыва (29)

«Посеяли девки лен», русская народная песня (обр. Н. Агофонникова, 31)

«Светит светел месяц» (обр. А. Свешникова, 62)

Смирнова Г. Янек (69)

«Смолк давно соловушко», русская народная песня (98)

Сухонь А. Как ты прекрасна (26)

Танеев С. «Тихой ночью» (99)

«Узник», русская народная песня (980

«Уральская рябинушка», русская народная песня (98)

Флярковский А. «Подмосковная береза» (134)

Чайковский П. Легенда (145)

«Ручьи бегут звеня»,

Утро (99, 145)

«Час до дому, час»,украинская народная песня (обр. Н. Лысенко, 4)

«Черниченька», русская народная песня (98)

«Четыре ветра», русская народная песня (98)

«Чуешь, батя мий», украинская народная песня (обр. К. Стеценко, 86)

Шебалин В. «Ты ль заря, моя заря» (152)

Шуман Р. Ночная тишина (62)

«Я помню сельский тихий сад» (113)

Эренсакс Г. На болоте (62)

Эшпай А. Песня о криницах (15)


^ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ СМЕШАННОГО ХОРА БЕЗ СОПРОВОЖДЕНИЯ

Четырехстрочное изложение

АнцевМ. Ива (113)

Балакирев М. Студенческая песня (перелож. Н. Шелкова, 113)

Барнаби И. Колыбельная (62)

Бетховен Л. «Один твой взгляд» (140)


^ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Вопросы хорового творчества: сборник статей. – Москва, 1988. – № 1,2,3.

  2. Вопросы хорового творчества: сборник статей. – Магнитогорск. 2003.

  3. Живов, В. Л. Теория хорового исполнительства [Текст] / В. Л. Живов. – М. : Музыка, 1998.

  4. Живов, В. Л. Методика исполнительского анализа хоровой партитуры / В. Л. Живов. – Москва : Музыка, 1989.

  5. Кошмина, И. Русская духовная музыка. История, стили, жанры. - Книга 1 / И. Кошмина. – Москва : ГИЦ Владос, 2001. – 220 с

  6. Работа над рефератом : методическое пособие Пермского музыкального училища. – Пермь, 1999. – 21с.

  7. Работа с хором : методика, опыт [Текст]. – Москва : Профиздат, 1972.

  8. Работа с хором : методика, опыт [Текст]. – Москва : Профиздат, 1972.

  9. Юрлов, А. Статьи, воспоминания. Материалы / сост. И. Б. Марисова / А. Юрлов. – Москва : Советский композитор, 1983.






Скачать 370,2 Kb.
оставить комментарий
Дата25.09.2011
Размер370,2 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

наверх