Программа дисциплины «История мировой литературы» для направления 031600. 62 «Реклама и связи с общественностью» подготовки бакалавра Авторы: Кучерская М. А., к ф. н., доцент icon

Программа дисциплины «История мировой литературы» для направления 031600. 62 «Реклама и связи с общественностью» подготовки бакалавра Авторы: Кучерская М. А., к ф. н., доцент


Смотрите также:
Программа дисциплины Политическая история России и зарубежных стран Для направления 031600...
Программа дисциплины «История» для направления 031600...
Программа дисциплины Микроэкономика для направления 031600...
Программа дисциплины История мировых религий для направления 031600...
Программа дисциплины «История литературы» для направления 010400...
Основной образовательной программы направления подготовки бакалавров 031600 «Реклама и связи с...
Программа вступительного испытания по предмету реклама и связи с общественностью для лиц с...
Программа дисциплины «История литературы» для направления 010400...
Программа дисциплины «Отечественная история» для направления 030200. 62 Политология...
Программа дисциплины Философия и эстетика для направления 031600...
Рабочая программа учебной дисциплины региональная реклама для направления подготовки 031600...
Программа дисциплины Микроэкономика для направления 031600...



Загрузка...
скачать



Правительство Российской Федерации


Государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования







«Государственный университет – Высшая школа экономики»

Факультет прикладной политологии






Программа дисциплины

«История мировой литературы»

для направления 031600.62 «Реклама и связи с общественностью»

подготовки бакалавра

Авторы: Кучерская М.А., к.ф.н., доцент

Поливанов К.М., доцент


^

Рекомендовано секцией УМС


Секция «Журналистика»

Председатель

Е.Н. Пенская


«__» ___________20 г.

Одобрено на заседании


кафедры словесности

Зав. кафедрой
^

Е.Н. Пенская


«__» ___________20 г.

Утверждено УС факультета

Прикладной политологии


Ученый секретарь

_____________________

«__» ____________ 200 г.






Москва



^

Пояснительная записка


Дисциплина "История мировой литературы" относится к блоку факультативных дисциплин. Она адресована студентам, обучающимся на факультете Политологии, (направление «Реклама и связи с общественностью» ) и читается в течение одного года обучения.

Предметом курса является история и теория мировой литературы от античности до нового времени. Понятие "мировая литература" в данном курсе не включает в себя литературы Востока и литературы стран Восточной Европы.

В ходе курса предполагается знакомство студентов с основными тенденциями развития древнегреческой, древнеримской, европейской средневековой литературой, литературой эпохи Возрождения, древнерусской, а также русской литературой ХУП, Х1Х и ХХ века.

В основу курса положен принцип стадиального движения культуры, однако внутри культурных эпох подача материала унифицирована в той мере, в какой это необходимо, чтобы не нарушить специфичности мышления каждой из изучаемых эпох. Это относится прежде всего к тому, насколько обособленно внутри общей картины эпохи представлено развитие национальных литератур. В Средние века их становление лишь начинается, и главный культурный водораздел проходит не между отдельными нациями, а между литературой на национальном языке и на латыни. Народной и рыцарской культуре, где бы она ни создавалась, противостоит обширная совокупность жанров латинской письменности, определяя тем самым характер культурного двуязычия.

Ситуация меняется в ходе становления Эпохи Возрождения. Национальные языки обретают культурный статус (важным свидетельством чему становится перевод Библии на основные европейские языки) и, параллельно процессу создания национальных государств, служат основой формирования мышления нации, ее памяти, ее архетипов. Таким образом, путь становления основных жанров литературы Ренессанса вписан в картину ее исторического бытия, отмеченного небывалым ранее национальным разнообразием и интенсивным диалогом европейских культур.

Целью курса является формирование у студентов широкого гуманитарного, литературного кругозора, способности свободно ориентироваться и соотносить тенденции развития мировой литературы с особенностями национальной литературы. Вместе с тем задача курса состоит и в том, чтобы не только дать студентам общее представление о ходе развития мирового литературного процесса, взаимосвязи и преемственности различных литературных эпох, но и обучить их профессиональным навыкам анализа литературного текста.

В результате освоения курса студенты должны знать творчество выдающихся писателей разных эпох, этапы истории мировой литературы, закономерности смены культурных парадигм. Студенты должны видеть общее и особенное в литературе каждой страны, национальную специфику в ее соотнесенности с типологически родственными или, напротив, отличными явлениями в художественной словесности иных культур, регионов, периодов.

Методологическую основу курса составляет компаративистский подход, позволяющий раскрывать динамику взаимодействия разных литератур с учетом особенностей каждой из них и их роли в формировании культурного единства.

Мировой литературный процесс складывается из разнообразия несходного. Национальные литературы не столько повторяют общую модель литературного развития (от античности до постмодернизма), сколько наполняют ее собственным содержанием. Любая художественная эпоха в национальных литературах глубоко своеобразна. Одной из целей настоящего курса является выяснение этого своеобразия.

Инструментарий анализа составляют ключевые категории литературной теории: произведение, автор, герой, жанр, а также понятия, определяющими общий склад мышления: время, пространство, природа, личность. Принципиальными особенностями курса являются, таким образом, его (компаративный характер, внимание к поэтике, проблемно-аналитический подход к материалу, подкрепление теоретических положений лекционного куpca анализом художественных текстов на семинарских занятиях. Объем дисциплины составляет 162 часа.

Учебным планом предусмотрены следующие формы контроля: контрольная работа, эссе, домашние задания, зачет.

Параллельно курсу словесности Европы читается курс русской словесности от древнейших памятников Средневековой литературы до творчества Л.Н.Толстого и Ф.М.Достоевского. Курс предполагает овладение представлениями о связи литературных произведений с событиями отечественной истории, сопоставление основных точек развития русской литературы с поворотными явлениями литературы Западной Европы.

Параллельное рассмотрение русской и западной словесности также формирует целостный взгляд на историю и взаимодействие культур.

Инструментарий анализа применяемый в истории европейской словесности прилагается соответственно и к словесности русской, которая в «сжатые» сроки проходила основные этапы характерные для литератур Европы, причем внутри средневековой словесности оказывается возможным обнаружить тенденции характерные для разных этапов европейской словесности, а рассмотрение литературы «нового времени» намечает перспективы рассмотрения соответствующих этапов развития литератур западной Европы.

Объем уделяемый на российскую часть составляет 50% от общего курса.


^

Тематический план




^ Название темы

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная

работа










Лекции

Семинары




1 курс

1

Введение. Понятие о традиционных литературных системах. Античный мир. Античная поэзия

6

6




4

2

Античная драма. Античная поэзия. Античная проза

8

2

5

3

Героический эпос средних веков.

8

5

4

Основные жанры литературы Средневековой Руси

8

2




6

5

Рыцарская куртуазная литература. Культ прекрасной дамы.

8

2




6

6.

Данте. Предвозрождение.

8

4

2

5

7.

Европейское возрождение.


8

5

8.

ХVП век как культурная эпоха. Эстетика барокко в Европе и России.

8

2

2

4

9

Исторический и культурный перелом в литературе XVIII в. Идеи Просвещения.

8

4

2

4

10

Формирование литературы русского классицизма. Поэзия Ломоносова Сумарокова, Державина.


8

2

4

11

Европейский роман ХУШ века. Руссо. Филдинг. Стерн.

8

2

2

4

12

Творчество Карамзина. В. А. Жуковский и формирование новой русской поэзии.


8

2

2

4

13

Романтизм как центральное направление в европейской и североамериканской культуре первой половины XIX в.

8

2




6

14

А. С. Пушкин и литературное движение первой половины XIX в.

10

2

2

6

15

Европейская литература второй половины Х1Х в.

8

2




5

16

Творчество Гоголя.

8

8

4

4

17

Русская литература 1840-1860-х годов. Общая характеристика.

8

4

18

Толстой и Достоевский.

10

6

19

Европейская драма рубежа Х1Х-ХХ вв

8

4

2

5

20

Авангардные течения в поэзии рубежа Х1Х-ХХ вв. Символизм, футуризм, акмеизм.

8

5




Всего

162

42

22

98


Базовые учебники

Дилите Д. Античная литература. М., 2003.

Шайтанов И.О. Зарубежная литература: Эпоха Возрождения. М., 2009..

Гудзий Н.К. История древней русской литературы. М., 2002.


Формы контроля знаний студентов


Годовая оценка по учебной дисциплине складывается из следующих элементов :


Посещение лекций -10%

Работа на семинарских занятиях (доклады, обсуждения ) -10%

Эссе - 20 %

Контрольная работа - 20%

Зачет – 40 %


^ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА


1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АНТИЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Хронологические рамки. Расширение представлений об античной культуре в XX в. (крито-микенская культура). Проблемы периодизации. Место античной литературы в истории лите­ратуры и культуры. Проблема "европоцентризма". Характерные черты античной литературы: роль поэзии; соотношение письменного и устного слова; традиционализм и авторство, проблема канона.

Соотношение литератур Греции и Рима. Преемственность и своеоб­разие.


Основная литература

История греческой литературы. Т. 1-3 /Под ред. С.И. Соболевского. М.-Л., 1946-1960.

Поэтика древнегреческой литературы / Под ред. С.С. Аверинцева. М., 1981.

Дополнительная литература

Лорд А. Б. Сказитель: Пер. с англ. М., 1994.

Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М., 1978.


^ 2. АРХАИЧЕСКИЙ ЭПОС. АНТИЧНАЯ ЛИРИКА. ДРАМА

"Илиада" и «Одиссея». Основные темы гомеровских поэм: тема гнева, божественного проклятия, странствия, гибели поколения героев. Образ эпического героя и его мифо­логические истоки. Ахилл и Одиссей и их место в системе персонажей поэм. Основные при­емы эпической композиции: повтор, "вставные рассказы", композиционная симметрия. Тематическое и композиционное соотношение "Илиады" и "Одиссеи". Особенности повествовательной техники. "Формульный" стиль. Гомеровские образы и их дальнейшая судьба в античной и европейской ли­тературе.

Ранняя лирика и ее основные виды: медика (сольная, хоровая) и декламационная лирика (элегия и ямб). Происхождение хоровой лирики. Соотношение лирики и эпоса: общие темы и мотивы. Гомеровские "формулы" в лирических текстах.

Устройство античного театра. Социальная значимость театральных постановок в древних Афинах. Аристотель о происхождении траге­дии и комедии. Соотношение типологического и генетического подходов к происхождению трагедии. Развитие трагедии от Эсхила до Еврипида. Основные темы трагедии и особенности их интерпретации у Эсхила, Софокла и Еврипида. Прием deus ex machina и его формальное и со­держательное значение.


Основная литература

История греческой литературы. Т. 1-3 /Под ред. С.И. Соболевского. М.-Л., 1946-1960.

Лосев А.Ф. Античная литература / Под ред. А.А. Тахо-Годи. М., 1986.

Тронский И.М. История античной литературы. М., 1988.

Лосев А.Ф. Античная литература / Под ред. А.А. Тахо-Годи. М., 1986.

Тронский И.М. История античной литературы. М., 1988.

Дополнительная литература

Гордезиани Р.В. Проблемы гомеровского эпоса. Тбилиси, 1978. С. 4-78.

Гаспаров М.Л. Древнегреческая хоровая лирика // Пиндар. Вакхилид. Оды. Фрагменты. М., 1980

История всемирной литературы. Т. 1. М., 1983. С. 303-515.

Топоров В.Н. Несколько соображений о происхождении древнегреческой драмы // Текст: семантика и структура. М., 1983.

Ярхо В.Н. Драматургия Эсхила и некоторые проблемы древнегреческой трагедии. М., 1978.


^ 3. ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. ЭПОС РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Средние века как самостоятельная культурно-историческая эпоха. Значение термина "Средние века". Хронологические границы эпохи. Христианство как главный культурообразующий фактор Средневе­ковья. Светское и сакральное в культуре и литературе Средних веков. Начало складывания национальных литератур. Формирование национальных языков. Средневековые представления об авторе, тексте, истории. Формирование жанровой системы, ценностная иерархия жанров.

Основные теории происхождения эпоса. Ирландские саги как основная нарративная форма средневековой ирландской литературы. Кельтский эпос как важнейший источ­ник сюжетов и мотивов средневековой литературы.

Древнеисландкая литература. "Старшая Эдда": история текста; структура сборника; песни о богах - речи, перебранки, повествовательные песни; пес­ни о героях - монологическая и диалогическая форма. Героические темы и мотивы в "Стар­шей Эдде".

Общая характеристика зрелого Средневековья. Французский героический эпос. "Песнь о Роланде" - крупнейший памятник французского героического эпоса. «Песнь о Сиде». "Песнь о Нибелунгах". Древнегерманские мотивы в сюжете произведения. Историко-мифологическая многослойность поэмы. Жанровая специфика "Песни о Нибелунгах".


^ Основная литература

Аверинцев С.С. Судьбы европейской культурной традиции в эпоху перехода от ан­тичности к Средневековью // Из истории культуры Средних веков и Возрож­дения. М.,1976. С. 17-65.

Гуревич А.Я. Категории средневековый культуры. 2-е изд., испр. и доп. М., 1984.

История зарубежной литературы: Средние века. Возрождение. 4-е изд. / Сост. М.П. Алексеев, В.М. Жирмунский, С.С. Мочульский, А.А. Смирнов. М., 1987. С. 7-181.

Дополнительная литература

Аверинцев С.С. Литературные теории в составе средневекового типа культуры // Проблемы литературной теории в Византии и латинском средневековье. М., 1986. С. 5-19.

Бычков В.В. Эстетика поздней античности. II-III вв. М., 1981.

Гаспаров М.Л. Средневековые латинские поэтики в системе средневекововй поэти­ки и риторики // Проблемы литературной теории в Византии и латинском средневековье. М., 1986. С. 91-170.

Мелетинский Е.М. Заметки о средневековых жанрах, преимущественно повество­вательных // Проблема жанра в литературе средневековья. М., 1994. С. 7-27.

Мелетинский Е.М. "Эдда" и ранние формы эпоса. М. 1968. С. 127-249.

Лорд А. Сказитель. М., 1994. С. 142-159, 222-249.


^ 4. ОСНОВНЫЕ ЖАНРЫ ЛИТЕРАТУРЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ РУСИ

Становление русского летописания. «Повесть временных лет». Жанровая природа летописи. Вопрос интерпретации русских летописей. Формирования жанра жития. Разновидности житийного жанра. Понятие о норме, каноне в житийном жанре. История канонизации русских святых и возникновение русской житийной литературы. Жития Феодосия Печерского, Сергия Радонежского, Повесть о Петре и Февронии.Авторы житийной литературы - митрополит Киприан, Епифаний, Пахомий Логофет. Жанр хождения в древнерусской литературе.


^ Основная литература

Памятники литературы Древней Руси. Под ред. Д.С.Лихачева. Т.1-12. М., Художественная литература, 1976-1985 .

Гудзий Н.К. Хрестоматия по литературе Древней Руси. М.,2002

Дополнительная литература

Из истории русской культуры. Древняя Русь. Т. 1. М, 2001

Из истории русской культуры. Киевская и Московская Русь. Т.2. Ч. 1. М.,2002


^ 5. РЫЦАРСКАЯ (КУРТУАЗНАЯ) ЛИТЕРАТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ


Формирование рыцарской идеологии в XII-XIII вв. Роль крестовых походов в развитии рыцарской культуры: расширение географического горизонта, влияние византийской культуры, знакомство с культурой и литературой Востока. Куртуазность как неотъемлемая часть рыцарской культуры. Лирика трубадуров. Образ Прекрасной Дамы и сред­ства его создания. Национальные варианты куртуазной лирики: поэзия трубадуров и миннезингеров. Поэзия трубадуров и ее рецепция в последующей европейской поэтической традиции. Рыцарский роман. Легенда и роман о Тристане и Изольде, основные версии романа. Роль мифологических мотивов в романе о Трис­тане и Изольде. Светский и христианский идеалы: Круглый стол и Грааль. Па­родирование рыцарского романа в городской литературе XII-XIII вв.


Основная литература

Поэзия трубадуров, поэзия труверов, поэзия миннезингеров.

История зарубежной литературы: Средние века. Возрождение. 4-е изд. / Сост. М.П. Алексеев, В.М. Жирмунский, С.С. Мочульский, А.А. Смирнов. М., 1987. С. 7-181.

Дополнительная литература

Михайлов А.Д. Французский рыцарский роман и вопросы типологии жанра в сред­невековой литературе. М., 1976.

Зарубежная литература средних веков: Хрестоматия. 2-е изд. / Сост. Б.И. Пуришев. М., 1974.

Энциклопедия литературных героев. Зарубежная литература средних веков. Т. 2 / Под ред. И.В. Ершовой. М„ 1998.


^ 6. ДАНТЕ АЛИГЬЕРИ. ПРЕДВОЗРОЖДЕНИЕ

Проблема предвозрождения. Культурная ситуация в Европе XIII-XIV вв. (религиозные ордена, философские школы и мистические учения). Поли­тические процессы в Италии второй половины XIII в. Поэтическая школа "сладост­ного нового стиля", ее воздействие на творчество Данте. "Новая жизнь" Данте - лирическая исповедь поэта. Структура сборника, образ Беатриче.

"Божественная комедия" Данте Алигьери: замысел и воплощение; проблема жанровых источников (латинский эпос, "загробные видения". жизнеописание, автобиография и т. д.); композиционная структура и система персонажей поэмы. Аллегоризм и символизм "Божественной комедии": символика числа, цвета, музыкального ряда); автор и герой "Божественной комедии".

Тема поэта и поэзии у Данте. Данте и проблема предвозрождения: изменение оценки роли античного наследия в истории культуры (мифоло­гические образы поэмы, образы Вергилия и Стация, аристотелизм.


Основная литература

Данте Алигьери. Новая жизнь. Божественная комедия.

История зарубежной литературы: Средние века. Возрождение. 4-е изд. / Сост. М.П. Алексеев, В.М. Жирмунский, С.С. Мочульский, А.А. Смирнов. М., 1987. С. 7-181.

Дополнительная литература

Доброхотов А.Л. Данте. М., 1990. С. 4-196.

Баткин Л.М. Данте и его время. М., 1965.

Дантовские чтения. М., 1973.


^ 7. ВОЗРОЖДЕНИЕ КАК КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭПОХА

Историко-культурное значение понятия "Возрождение": Ренессанс и "ренессансы". Представление о "новом человеке", для которого воз­рождение античности открывает путь к культурному самопознанию и творчеству. Взаимодействие языческого, христианского и светского ас­пектов. Современные подходы к решению проблемы "гуманизма" и по­ниманию его возможностей. Studia humanitatis и система воспитания нового человека. Критика текста как филологический метод и принцип мышления.

Путь распространения новых идей. Реформация. Утопичес­кие проекты эпохи Возрождения: гуманистический идеал личности; мечта о всемирной монархии; движение за чистоту веры. Возникновение нового исторического единства - национальных государств. Итальянское возрождение. Ф.Петрарка, Д.Боккаччо.


Основная литература

Андреев М.Л. Культура Возрождения // История мировой культуры. Наследие Запа­да: Курс лекций / Отв. ред.С.Д. Серебряный М., 1998. С. 319-411.

История зарубежной литературы: Средние века. Возрождение. 4-е изд. / Сост. М.П. Алексеев, В.М. Жирмунский, С.С. Мочульский, А.А. Смирнов. М., 1987. С. 7-181.

Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М., 1980.

Гринблатт С. Формирование "я" в эпоху Ренессанса: От Мора до Шекспира // НЛО. № 35. С.34-78.

Дополнительная литература

Из истории культуры средних веков и Возрождения. М., 1976.

Кузнецов Б.Г. Идеи и образы Возрождения. М., 1979.

Культура эпохи Возрождения и Реформация. М., 1981.

Пинский Л.Е. Реализм эпохи Возрождения. М., 1961.

История зарубежной литературы: Средние века. Возрождение. 4-е изд. / Сост. М.П. Алексеев, В.М. Жирмунский, С.С. Мочульский, А.А. Смирнов. М., 1987. С. 7-181.


^ 8. ХVII ВЕК КАК КУЛЬТУРНАЯ ЭПОХА. ЭСТЕТИКА БАРОККО В РОССИИ И ЕВРОПЕ

Дискуссионный статус XVII в. как особой историко-литературной эпохи, его место в историко-культурном континууме. Становление новой концепции знания. Культ "игры ума". Дуалистическая трактовка познающего субъекта: величие и ничтожество (формула "мыслящий тростник"). Новые качества модели мира: несовершенство, децентрированность, бесконечность, механицизм.

Переосмысление поэтических канонов предшествующих эпох. Способы разрушения канона: "игра в канон", совмещение несовместимых канонов, буквализация канонических тропов, пародирование, смеховое сни­жение (Д. Донн, Ф. Кеведо). Специфика лирического "я" в поэзии барокко.

Троп в поэзии XVII в. Метафора как средство реинтеграции распавшегося мира. Рационалистическая природа тропа. Концепт: трансформация понятия "концепт" от Возрождения к барокко. Трактаты Тезауро "Подзорная труба Аристотеля" и Грасиана "Остроумиие, или Искусство изощренного ума".

Эмблематическая поэзия.


Основная литература

Буало Н. Поэтическое искусство

Донн Д. Лирика.

Гонгора-и-Арготе Л. Лирика

Грасиан Б. Карманный оракул, или наука благоразумия. Критикой.

Европейская поэзия XVII века. М., 1977.

История всемирной литературы: В 9 т. Т. 4. М., 1987. С. 7-280.

История зарубежной литературы XVII века. М., 1987. С. 4-241.

XVII век в мировом литературном развитии. М., 1969. С. 6-260.

Горбунов А.Н. Поэзия Джона Донна, Бена Джонсона и их младших современников // Английская лирика первой половины XVII века. М., 1989. С. 5-72.


Дополнительная литература

Виппер Ю.Б. Поэзия барокко и классицизма // Европейская поэзия XVII в. М., 1977.

Макуренкова С.А. Джон Донн: поэтика и риторика. М., 1994.

Михаилов А.В. Время и безвременье в поэзии немецкого барокко // Рембрандт. Ху-дожественная культура Западной Европы XVII в. М., 1970.


^ 9. ИСТОРИЧЕСКИЙ И КУЛЬТУРНЫЙ ПЕРЕЛОМ В ЛИТЕРАТУРЕ ХУШ В. ИДЕИ ПРОСВЕЩЕНИЯ

XVIII век как особая эпоха в истории культуры, эпоха великих свер­шений в области литературы, живописи, театра, музыки, "век разума", борь­бы за свободу человеческой личности. Просвещение как главенствующая идеология эпохи, его общие тенденции и национальная специфика. Богатство жанров в области поэзии, прозы, драматургии: философский роман и повесть (Вольтер, Дидро), камерный психологический роман (Прево), приключенческий роман (Дефо), сатира с элементами фантастики и гротеска, "меннипея" (М.М. Бахтин) в "Путешествиях Гулливера" Свифта. Нраво­описательный роман Филдинга и Смолетта. Художественные и жанровые открытия Руссо и Стерна. Театр как общественная трибуна просветителей (трагедии Вольтера, Лессинг, драмы "Бури и натиска" Гете, Шиллер).

Просветительский классицизм (Вольтер, А. Поп), просветительский реализм (Дидро, Филдинг). Сентиментализм и предромантические течения. Тенденции рококо в литературе XVIII в. (Вольтер, Прево, Виланд).

Основные черты просветительских концепций: культ разума, борьба против насилия, тирании и невежества, против предрассудков и религиоз­ного фанатизма. Вера просветителей в силу "мнений", морализаторские и дидактические тенденции в их творчестве. Представление о "естественном человеке".

Основная литература

История зарубежной литературы XVIII века / Под ред. Л.В. Сидорченко. М., 1999.

История всемирной литературы: В 8 т. Т. 5. М., 1988 С. 7-32.


Дополнительная литература

Дидро Д. Рассуждения о драме.

Лессинг Г.Э. Гамбургская драматургия (выборочно).

Бахмутский В.Я. Предисловие // Дидро Д. Эстетика и литературная критика. М., 1987. С. 3-37.

Гриб В.Р. Избранные работы (Ст. О Лессинге). М., 1956. С. 17-150.

Гриб В.Р. Избранные работа (ст. о Прево). М., 1956. С. 275-284.


^ 10. ФОРМИРОВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ РУССКОГО КЛАССИЦИЗМА. ПОЭЗИЯ М.В.ЛОМОНОСОВА, А.П.СУМАРОКОВА, Г.Р.ДЕРЖАВИНА


Исторические процессы XVII века и жанровые и языковые особенности «Жития протопопа Аввакума». Возникновение русской книжной силлабической поэзии. Литературные и идеологические механизмы формирования новых форм словесности. Феофан Прокопович. Антиох Кантемир. Василий Тредиаковский и возникновение силлаботонической поэзии.

Теория трех штилей. Формирование жанра оды. Ода торжественная и духовная. Система поэтических жанров в изложении Сумарокова. Поэтическая практика Ломоносова и Сумарокова.


Основная литература

Памятники литературы Древней Руси. Под ред. Д.С.Лихачева. Т.1-12. М., Художественная литература, 1976-1985 .

Гудзий Н.К. Хрестоматия по литературе Древней Руси. М.,2002.

Русская литература 18 в. Хрестоматия. Сост.В.А.Западов. М., 1987.

Дополнительная литература

Из истории русской культуры. Т. III. XVII век. М., Языки русской культуры, 1996


^ 11. ЕВРОПЕЙСКИЙ РОМАН ХУШ ВЕКА. РУССО ,ФИЛДИНГ, СТЕРН.

Руссо как идеолог демократических и плебейских кругов, убежденный критик социального неравенства. Критика цивилизации и неравенства в трактатах Руссо ("Общественный договор"). "Новая Элоиза" как образец "чувствительного романа".

Литература эпохи Фран­цузской революции. Расцвет английского Просвещения. Нравственная проблематика ро­манов Ричардсона ("Памела", "Кларисса"). Филдинг как оппонент Ричардсона. Элементы литературной пародии в романах Филдинга. Жанровое но­ваторство Филдинга, его стремление к максимальному охвату жизни, к "комической эпопее".

Кризис просветительского мировоззрения и новаторские художественные искания второй половины XVIII столетия. Обостренный интерес к личности. Творчество Стерна и начало сентиментализма в Англии. Эксцентрическая, необычная форма его повествования ("Тристрам Шенди", "Сентиментальное путешествие"). Субъективное преломление идей Локка у Стерна. Стерн как создатель жанра "чувствительного путешествия". Воздействие Стерна на русскую прозу (Карамзин, Радищев).


Основная литература

Руссо Ж.Ж. Общественный договор. Исповедь.

Шенье А. Стихотворения.

Филдинг Г. Приключения Джозефа Эндрюса (или "История Тома Джонса, Найде­ныша").

Стерн Л. Жизнь и мнения Тристрама Шенди. Сентиментальное путешествие.

История зарубежной литературы XVIII века / Под ред. Л.В. Сидорченко. М., 1999.

История всемирной литературы: В 8 т. Т. 5. М., 1988 С. 7-32.


Дополнительная литература

Андреев Л.Г., Козлова Н.П., Косите Г.К. История французской литературы. М., 1987.


^ 12. ТВОРЧЕСТВО КАРАМЗИНА. В.А.ЖУКОВСКИЙ И ФОРМИРОВАНИЕ НОВОЙ РУССКОЙ ПОЭЗИИ


Творчество Н. М. Карамзина

Личность Карамзина, утверждение роли «частного человека», значение заграничного путешествия. «Письма русского путешественника» и задачи «Московского журнала». Воспитание чувствительности и ее критика в ранних повестях («Бедная Лиза», «Наталья, боярская дочь», «Лиодор»). Путь Карамзина к «Истории Государства Российского». «Карамзинская» школа, И. И. Дмитриев, типовая «сентиментальная повесть», воздействие на новые литературные поколения.


^ В. А. Жуковский и формирование новой русской поэзии

Личность Жуковского. «Элегия» А. И. Тургенева, «Сельское кладбище» Жуковского и утверждение «элегического канона» в лирике. Песни и романсы. Ранние баллады. Единство поэтической системы Жуковского 1800-х годов. Полемика о старом и новом слоге. Раннее творчество Батюшкова. 1812 год и поэзия Жуковского («Певец во стане русских воинов»). Жуковский как «национальный поэт» «Александровской эпохи». «Арзамас». Жуковский и младшее литературное поколение. Кризис начала 1820-х годов и временный отход Жуковского от литературы


Основная литература

1. Н. М. Карамзин. Соч,: В 2-х тт. Л., 1984.

2. В. А. Жуковский. Соч.: В 3-х тт. М., 1980. Вступ. статья и коммент И. М. Семенко (лирика, баллады, сказки

Дополнительная литература

Ю. М. Лотман. Карамзин. СПб., 1997 (Вошедщая в том монография "Сотворение Карамзина" впервые появилась в отдельным издании: М., 1987; переиздавалась)


^ 13. РОМАНТИЗМ КАК ЦЕНТРАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ЕВРОПЕЙСКОЙ И СЕВЕРОАМЕРИКАНСКОЙ КУЛЬТУРЕ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ Х1Х В.

Основы романтической эстетики. История термина "романтизм" и различные его толкования. Истоки романтического направления и факторы, повлиявшие на зарождение романтизма в Европе (французская революция, философия Фихте, натурфилософская традиция, эзотерические учения, пиетизм и месмеризм).

Проблема хронологических рамок романтизма. География романтизма. Отношение романтиков к античности и христианству. Романтизм в европейской и американской живописи и музыке.


Основная литература

Литературные манифесты западноевропейских романтиков / Отв. ред. А.С. Дмит­риев. М.,1980.


Дополнительная литература

Ванслов В.В. Эстетика романтизма. М., 1966.

Вайнштейн О. Язык романтической мысли. М., 1994.


^ 14. А.С.ПУШКИН И ЛИТЕРАТУРНОЕ ДВИЖЕНИЕ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ Х1Х В.

Творчество А. С. Пушкина и литературное движение 1810-30-х годов

Молодой Пушкин - поэт «школы Карамзина - Жуковского - Батюшкова». Интеллектуальные и политические поиски Пушкина в «лицейский» и «петербургский» период. Значение «преддекабристской» идеологии (ода «Вольность», «Деревня», первое послание к Чаадаеву, эпиграммы). Отход от последовательного «карамзинизма» (роль П. А. Катенина). Пушкин и «союз поэтов» (Дельвиг, Кюхельбекер, Баратынский). «Руслан и Людмила» как итог юношеского творчества Пушкина.

«Байронические» тенденции 1820-1823 гг. «Классическое» и «романтическое» начала в «южной» лирике Пушкина. Переход от политического радикализма к скептицизму - кризис 1823-24 гг. Историзм 1824-25 гг. («Борис Годунов»). Изменения в лирической системе («К***», «К морю», «19 октября», «Пророк»). «Горе от ума» Грибоедова как литературный и общественный эпилог эпохи Александра I. Пушкин и 14 декабря. Особые отношения Пушкина с Николаем I. «Государственная» поэзия второй половины 1820-х гг. («Стансы», «Друзьям», «Полтава»).

«Болдинская осень» (1830) как опыт «подведения итогов». Завершение романа в стихах «Евгений Онегин» (жанровая уникальность «романа в стихах», его место в жизни и творчества Пушкина). «Домик в Коломне». Путь Пушкина к прозе: оставленные замыслы 1820-х годов и «Повести Белкина» (значение «подставного автора» повестей).

Журнал «Современник». «Капитанская дочка» как итог философских, исторических и художественных поисков Пушкина.


Основная литература

1.А. С. Пушкин. Стихотворения. Руслан и Людмила. Кавказский пленник. Бахчисарайский фонтан. Братья разбойники. Цыганы. Борис Годунов. Граф Нулин. Евгений Онегин. Полтава. Домик в Коломне. Тазит. Анджело. Медный всадник. Сказки. Арап Петра Великого. Повести покойного И. П. Белкина. Маленькие трагедии. Пиковая дама. Езерский. Египетские ночи. Капитанская дочка.

2. А. С. Грибоедов. Соч. Л., 1988. Вступ. статья и коммент. С. А. Фомичева. (Горе от ума; Стихотворения)


Дополнительная литература

Ю. М. Лотман. Пушкин. СПб., 1995 (Александр Сергеевич Пушкин. Биография писателя; Пушкин. Очерк творчества; Идейная структура "Капитанской дочки"; К структуре диалогического текста в поэмах Пушкина (Проблема авторских примечаний к тексту); Идейная структура поэмы Пушкина "Анджело"; Посвящение "Полтавы" (Адресат, текст, функция); Пушкин и "Повесть о капитане Копейкине" (К истории замысла и композиции "Мертвых душ


^ 15. ТВОРЧЕСТВО ГОГОЛЯ

Творчество Н. В. Гоголя

Поэзия, история и быт в «Вечерах на хуторе близ Диканьки». Особое место повестей «Страшная месть» и «Иван Федорович Шпонька и его тетушка» в составе «Вечеров...» «Миргород» как книга о гибели мира и торжестве зла. Тема художника в современном мире (повести из «Арабесок»). Петербург как город мнимостей и зла («Нос», «Невский проспект», «Записки сумасшедшего»). «Вещь» в эстетической системе Гоголя. Россия в «Ревизоре»: социальный и религиозно-мистический смыслы комедии.

Поэма «Мертвые души». Ее жанровые истоки. Личность и мнимое существование. Эпос и лирика в «Мертвых душах». Тема Страшного Суда у Гоголя. Проблема положительного героя и возможность продолжения поэмы. Значение образа писателя (автора) в «Мертвых душах». Язык как душа народа. «Шинель» - последнее завершенное сочинение Гоголя. Работа над вторым томом «Мертвых душ». Опыт формирования идеологии - «Выбранные места из переписки с друзьями». Гоголь и «натуральная школа

Основная литература

Н. В. Гоголь. Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород. Невский проспект. Записки умасшедшего. Портрет (обе редакции). Нос. Ревизор. Женитьба. Игроки. Театральный разъезд... Развязка «Ревизора». Шинель. Коляска. Рим. Мертвые души .

Дополнительная литература

1. Ю. М. Лотман. О русской литературе. СПб., 1997 (Архаисты-просветители; П. А. Вяземский и движение декабристов; Истоки "толстовского направления" в русской литературе 1830-х годов; "Фаталист" и проблема Запада и Востока в творчестве Лермонтова; Художественное пространство в прозе Гоголя; О Хлестакове; О "реализме" Гоголя; Сюжетное пространство русского романа XIX столетия).

2. Б. М. Эйхенбаум. О прозе. Л., 1969 (Путь Пушкина к прозе; "Герой нашего времени"; Как сделана "Шинель" Гоголя)


^ 16. ЕВРОПЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА. ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX ВЕКА КАК НОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЭПОХА

Смена художественной парадигмы, происходящая в западноевропей­ских литературах и литературе США начиная с 1830 г. до конца столетия. Воздействие на культуру революций 1830 и 1848 гг. Начало формирования индустриального общества современного типа, урбанизация, новое положение индивидуума в социуме - категория отчуждения. Кризис традиционных христианских доктрин и религиозных институтов. Идейные и духовные приоритеты XIX в. на Западе: социология в противовес метафизике, эмпирика в противополож­ность умозрению. Понимание культуры как науки, "подобной другим наукам" и "побуждающей искать в ней сведений" (Баратынский), понимание писателя не как творца, причастного к бесконечному, а как аналитика, постигающего скрытые закономерности функционирования общества и механизмы человеческого поведения.

Новое соотношение художественных систем в литературе второй половины XIX в. Кризис романтического чувства мира и модификация эстетики романтизма. Становление классического реализма как основного литературного направления этого периода. Символизм и натурализм. Проблема декаданса в ее культурологическом и собственно эстетическом понимании. Круг проблем, определяющих сущность XIX в. как литературной эпохи: новый характер взаимодействия искусства с политической, научной и философской мыслью, поиски художественного языка, аутентичного для современности, значительность новаторских эстетических концепций ("объективное письмо" Флобера, свободный стих Уитмена, евро­пейская "новая драма" и т. п.).


Основная литература

История всемирной литературы: В 8 т. М., 1989-1995. Т. 6. М., 1989. С. 315-323. Т. 7. М., 1990. С. 426-435.


Дополнительная литература

Тураев С. В. От Просвещения к романтизму: Трансформация героя и изменение жан­ровых структур в западноевропейской литературе конца XVIII начала XIX в. М., 1983, С. 128-187

Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв. М., 1987


17. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 1840-1860-х ГГ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

^ Литература 1840-х — начала 1850-х годов

Общее движение к «натуральности». Светская повесть и физиологический очерк. Значение пушкинских опытов в прозе. Западные образцы. Формирование «натуральной школы». Роль историко-литературных концепций и критических оценок В. Г. Белинского. Преобразование художественной системы Гоголя. Русский физиологический очерк (Даль). Сборник «Физиология Петербурга». Психологизм и детерминированность средой в повестях из «современной жизни» (Соллогуб, Кудрявцев). «Физиологизация» авантюрной прозы (ранний Некрасов).

Творчество И. С. Тургенева. От романтического стихотворства к «натуральному» (трансформация поэмы в «стихотворную новеллу»). Генезис «Записок охотника» в «физиологическом очерке», попытка насыщения жанра новой (крестьянской) темой. «Записки охотника» как «энциклопедия русской жизни» 1840-х годов.

Раннее творчество И. А. Гончарова. Роман «Обыкновенная история». Скрытое преодоление наглядного детерминизма. Генезис будущих романов Гончарова. Раннее творчество Ф. М. Достоевского. «Бедные люди» как «коперниковский переворот» «натуральной» словесности.

Раннее творчество Н. А. Некрасова. Поэтический кризис 1840-х годов (Огарев, Аполлон Григорьев, ранний Фет). Новаторство Некрасова поэта («прозаизация» стиха) и его роль в канонизации классической поэзии.

^ Общие черты литературы 1850-60-х гг.

Литература, журналистика и общество в пору подготовки «великих реформ». Значение традиций натуральной школы. Социальный критицизм и поиски идеала. Проблема «лишнего человека» и поиски положительного героя (И. С. Тургенев). Роль мемуарных и ориентированных на мемуары жанров (А. И. Герцен, С. Т. Аксаков)

Основная литература

И. А. Гончаров. Обыкновенная история.

Физиология Петербурга. М., 1984.

Ф. М. Достоевский. Бедные люди. Двойник. Хозяйка. Господин Прохарчин. Слабое сердце. Белые ночи .

И. С. Тургенев. Записки охотника. Дневник лишнего человека. Рудин. Ася. Дворянское гнездо. Накануне. Первая любовь. Отцы и дети. Довольно. Собака. Дым. Вешние воды. Новь. Рассказ отца Алексея. Песнь торжествующей любви. После смерти (Клара Милич). Стихотворения в прозе.

Дополнительная литература

Б. М. Эйхенбаум. О поэзии. Л., 1969 (Некрасов)

Б. Я. Бухштаб. Очерк жизни и творчества А. А. Фета. Л., 1974.

В. В. Розанов. О писательстве и писателях. М., 1995 (статьи о писателях от Гоголя до Толстого)


^ 18. ТОЛСТОЙ И ДОСТОЕВСКИЙ

Творчество Ф. М. Достоевского

Осмысление опыта русской литературы в романе «Бедные люди». Пушкинское и гоголевское начало. Феномен раздвоенного сознания современного человека («Двойник», «Хозяйка», «Слабое сердце»).

«Преступление и наказание» как роман 1860-х годов. Проблема преступления. Формы организации пространства и времени. Петербург Достоевского. Герои-двойники (Свидригайлов, Лужин, Лебезятников, Мармеладов, Порфирий Петрович). Идея Раскольникова как общее достояние. Женские персонажи. Сонечка и искупление греха. Реальность и сон в романе.

«Идиот» - поиски идеального героя и его обреченность. Мышкин и другие персонажи романа, Мышкин и Россия. Бессилие проповеди. Своеволие героев «Идиота» (Настасья Филипповна, Аглая, Рогожин, Ипполит). Социализм и буржуазность в «Идиоте». «Идиот» и романы Тургенева. Юное поколение в романе «Идиот»

«Братья Карамазовы» - завет Достоевского. Братство и родовая вина. Детектив как философская модель. Трансформация всех мотив, представленных в предшествующих романах. Философия Ивана Карамазова. Значение «Легенды о Великом инквизиторе». Смердяков и черт. Алеша Карамазов и князь Мышкин. Дети в «Идиоте», «Подростках» и «Братьях Карамазовых».

Достоевский и литература ХХ века.

Основная литература

Ф. М. Достоевский. Бедные люди. Двойник. Хозяйка. Господин Прохарчин. Слабое сердце. Белые ночи .Преступление и наказание. Идиот. Бесы. Братья Карамазовы. Подросток.

Дополнительная литература

В. Е. Ветловская. Поэтика романа Ф. М. Достоевского "Братья Карамазовы". Л., 1977.

П. М. Бицилли. Избранные труды по филологии. М., 1996 (К вопросу о внутренней форме романа Достоевского).


^ Творчество Л. Н. Толстого

Трудный путь Толстого к литературе, двойственное отношение к писательскому делу. Интимность «Детства» и установка на обобщение. Связь раннего творчества Толстого с сентименталистской словесностью (Стерн, Руссо). Особенности психологии ребенка как отправной пункт толстовской «диалектики души». Жанровое своеобразие автобиографической трилогии.

Поиски Толстого 1860-х гг. От «Декабристов» к роману о 1805 годе. «Мысль народная» и «мысль семейная» в «Войне и мире». Род и рой. «Частные» истории и большая история. Случайности и закономерность в «Войне и мире». Разнообразие личностей и человеческое единство. Резкая индивидуализированность персонажей (герои Толстого на фоне героев Тургенева, Гончарова, Достоевского). Философия истории как отражение общей философии. Россия, природа, космос. Принцип «сопряжения» и сюжет «Войны и мира». Смерть и бессмертие в «Войне и мире». Значение эпилога.

«Анна Каренина» как роман-катастрофа. Незаметная гибель традиционного уклада и невозможность обретения уклада нового. «Двойной» роман: Анна Каренина и Константин Левин. Левин как двойник автора. Ценность семьи и ее губительность. «Второстепенные» персонажи в «Анне Карениной». Идеал и реальность. «Анна Каренина» как предвестье духовного кризиса Толстого. «Анна Каренина» и «народные рассказы»

Толстой и культура ХХ века.

Основная литература

.Л.Н.Толстой.Война и мир. Анна Каренина. Воскресенье. Крейцерова соната.

Дополнительная литература

С. Г. Бочаров. Роман Л. Н. Толстого "Война и мир" М., 1978.


^ 19. ЕВРОПЕЙСКАЯ ДРАМА РУБЕЖАХ Х1Х-ХХ ВВ. "КОНЕЦ ВЕКА" КАК ЭСТЕТИЧЕСКАЯ И ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНАЯ КАТЕГОРИЯ

"Новая драма" и проблема "художественной революции" рубежа XIX -XX вв. Основные направления преобразования театральной системы и драматургии, символистские и натуралистские тенденции. Концепция "драмы идей" и "драмы настроений". Европейский театр конца XIX в. как арена борьбы "архаистов" и "новаторов" (Свободный театр Антуана, Московский Художественный театр и "новая драма"). Творчество Ибсена: периодизация, эволюция от "национальной романтики" к философской и социальной драме. Стриндберг. Метерлинк.

Проблема декаданса как культурологического феномена. Декадентские школы в истории западноевропейской литературы рубежа веков. Эстетизм и творчество О. Уайльда. Неоромантические тенденции: Киплинг. Философия, культурология, эстетика Ницше как обоснование начала нового периода в духовной и художественной жизни Европы

Основная литература

Метерлинк М. Слепые. Пелеас и Мелисанда.

Ибсен Г. Дикая утка. Пер Гюнт.

Уайльд О. Портрет Дориана Грея. Критик как художник.

История всемирной литературы: В 8т. М., 1989-1995. Т. 7. М., 1990. С. 426-435.


Дополнительная литература

Бердяев Н.А. К философии трагедии (Метерлинк) // Бердяев Н.А. Философия твор­чества, культуры и искусства: В 2 т. М., 1994. Т. 2. С. 187-216.

Зингерлин Б.И. Очерки драмы 20 в. М., 1989. С. 148-217. (Гл. о Метерлинке, Ибсе­не, Стриндберге).

Писатели Англии о литературе. М., 1984. С. 131-186. (Ст. О. Уайльда).


20. АВАНГАРДНЫЕ ТЕЧЕНИЯ В ПОЭЗИИ РУБЕЖА Х1Х-ХХ ВВ. Символизм, футуризм, акмеизм.

Двадцатый век как историко-культурное понятие. Обоснованность деления на первую (до конца второй мировой войны) и вторую половину века. Культура первой половины века как "сложное целое, составленное из пластов разной скорости развития" (Ю.М. Лотман). Новое миропонимание и коренное обновление художественного языка в литературе первой половины века и его сосуществование с литературой, продолжающей традиционный реализм XIX в. Разнообразие нового, проблема направлений в литературе первой половины века: декаданс, авангардизм, модернизм, реализм XX в. при общем для всех этих явлений коренном отличии от литературы прошлого. Отказ от позиции всезнающего автора. Множественность авторитетов.

Четкие хронологические границы литературы декаданса (рубеж веков) и авангардистских направлений (10—20-е гг.). Относительность хронологических границ внутри модернизма, складывающегося из многообразия индивидуальных вариантов.

Ключевые направления европейского авангарда. Итальянский футуризм. Мариенетти. «Манифест футуризма» (1909). Эстетика и комплекс идей: звукоподражание, визуальность, нелогизмы, уничтожение «Я», урбанизм, внимание к научным открытиям. Имажизм. Эзра Паунд – теоретик направления. Слово и ритм в эстетике имажистов. Дадаизм. Разложение языка как фундамента цивилизации и культуры. Политическая ангажированность дадаистов, космополитических характер движения. Поэзия сюрреализма – Арагон, Бретон, Элюар. Сюрреалистическая проза и драма.


Основная литература

Называть вещи своими именами: Программные выступления мастеров западноевропейской литературы ХХ в. Сост. Л.Г.Андреев. М, 1986.

От конструктивизма до сюрреализма. М., 1996.

Бобринская Е.А. Футуризм. М., 2000.

Паунд Э. Путеводитель по культуре. М., 1997.

Альманах Дада: пер. с фр. М., 1999.

Антология французского сюрреализма. Пер. с фр. М., 1996.

Дополнительная литература

Барт Р. "Смерть автора" II Барт Р. Избранные работы. М., 1994. С. 384-392.

Андреев Л. Сюрреализм, М., 1972.


Контрольная работа

Контрольная работа проверяет знание студентами текстов, входящих в список обязательной литературы, поэтому вопросы заранее не предлагаются. Предлагается прочитать список обязательной литературы и быть готовым отвечать на вопросы, в первую очередь, касающихся особенностей сюжета произведения, а также имен и функций главных персонажей.


Темы эссе


  1. Тема «странствий» в «Одиссее» и «Энеиде»

  2. Пространство и время в европейской поэзии барокко.

  3. Система персонажей в трагедиях Расина.

  4. Трагический конфликт в "Сиде" и "Горации" Корнеля.

  5. Жанровая природа "Хромого беса" Велеса де Гевары и традиции плутовского романа.

  6. Любовь и власть в трагедиях Корнеля и Расина.

  7. Эстетические принципы комедий Мольера.

  8. Испанский и французский "Хромой бес" (Белее де Гевара и Лесаж).

  9. Донжуановский сюжет в испанском и французском театре XVII в. ("Севильский озорник" Тирсо де Молины и "Дон Жуан" Мольера).

  10. Антропологическая аллегория в литературе XVII в. (Грасиан и Грнммельсгаузен).

  11. Концепция человека в афоризме XVII в. (Грасиан, Паскаль. Ла­рошфуко).

  12. Утопическая идея в литературе XVII в.

  13. Герой - рассказчик - автор в испанском плутовском романе.

  14. Тема чести в испанском театре XVII в.

  15. Черты классицизма в драматургии Лессинга.

  16. "Фауст" как вершина творчества Гете.

20. Футуризм в европейской и российской поэзии

21. Баллады Шиллера.

22. Рубеж XV111-X1X вв. как переломный момент в истории мировой литературы.

23. Жанровое своеобразие "Робинзона Крузо" Дефо.

24. Свифт и его "Сказка о бочке". Сатира Свифта.

25. «Сентиментальное путешествие» Стерна. Проблема метода.

26. Иенская школа романтиков: теория романтической иронии, поня­тия "эстетической жизни" (Ф. Шлегель), "универсальной поэзии", "новой мифологии", жанровое мышление иенских романтиков.

27. Гейдельбергская школа романтиков. История школы, ее эстетичес­кие и философские основы (философия истории, проблема соборности, категория народного духа, двоемирие у гейдельбергских романтиков).

28. Жанр путешествия в европейской литературе романтизма ("Дон-Жуан", "Паломничество Чайльд-Гарольда" Байрона).

29. «Легенда" о Байроне в европейской культуре начала XIX в. и вос­приятие Байрона в России.

30. Античные мифы в творчестве английских поэтов-романтиков (П.Б, Шелли, Ките и др.) и отношение романтиков к античности.

31. Проблема "сына века" во французском романе ("Рене" Ф.Р. Шатоб-риана, "Адольф" Б. Констана, "Исповедь сына века" А. де Мюссе).

32. Сон и подсознание в творчестве Нерваля и Т. Готье ("Аррия Мар-целла" Т. Готье, "Химеры" Ж. Нерваля).

33. Особенности построения характера у Бальзака.

34. Роман-реконструкция и роман-фантазия в исторической прозе ре­алистов.

35. Этический идеал Теккерея.

36. От "Генри Эсмонда" к "Виргинцам": эволюция героя.

37."Объективное письмо" Флобера (на примере повести "Простая душа").

38. Повествователь в прозе Флобера.

39. Среда и личность в эстетике натурализма.

40. Символисты и наследие романтической мысли.

41. Символизм и философские идеи позитивизма.

42. Метерлинк - драматург пауз. Символ и метафора в драме Метер-линка. Построение действия у Метерлинка (на примере "Сестры Беатрисы").

43. Художественный мир Бальзака ("Отец Горио", "Евгения Гранде").

44. Эстетика Флобера: основные категории.

45. Тема двойника и двойничества в немецком романтизме

46. Система персонажей в «Бесах» Достоевского

47. Л.Н.Толстой-психолог

48. «Скандалы» и «конфузы» в прозе Ф. М. Достоевского

49. Россия, ее пути и ее истолкователи в романе Ф. М. Достоевского «Бесы»

50. Место «Легенды о великом инквизиторе» в структуре романа Ф. М. Достоевского

.


Вопросы для оценки качества освоения дисциплины

Западная литература


1. Особенности античного театра

2. Жанровая специфика греческой трагедии. Основные темы и мотивы

3. «Песнь о Роланде» как образец средневекового эпоса

4. Образ прекрасной дамы в «Новой жизни» Данте

5. Основные идеи Возрождения

6. Эстетика барокко в Росси и Европе.

7. Христианство как важнейший культурообразующий фактор Средневековья

8. «Старшая Эдда» - образец мифологического эпоса

9. Образ эпического героя в «Песне о Роланде» и «Песне о Нибелунгах»

10. Легенда и роман о Тристане и Изольде (сопоставительный анализ нескольких романных версий)

11. «Видение» и «сон» в «Божественной комедии» Данте

13. Трагический герой в трагедиях Расина

14. Эволюция трагического конфликта у Корнеля

15. Жанр «высокой комедии у Мольера

16. Потерянный рай Мильтона: опыт эпического жанра

17. Эпоха Просвещения во Франции. Периодизация французского Просвещения

18. Философские повести Вольтера

19. «Исповедь» Руссо как новаторское произведение

21. Художественная проза Дидро и проблема просветительского реализма

22. Новаторство Гете в «Страданиях молодого Вертера»

23. Философская и художественная проблематика «Фауста»

24. Жанровый репертуар романтизма

25. «Герой времени», «болезнь века» в «паломничестве Чайльд Гарольда

26. «Человеческая комедия» О.Бальзака: структура и основные конфликты

27. Юмор Диккенса

28. Эстетика Флобера

29. Творчество Метерлинка

30. Путь Г.Ибсена

31. Творчество О.Уайльда

32. Авангардистские течения в поэзии начала ХХ века.


Русская литература

1. «Повесть временных лет». Жанр летописи.

2. Житие Феодосия Печерского. Жанровые и индивидуальные черты.

3. «Слово о полку Игореве». Жанровые черты.

4. Силлабическая поэзия 17 века.

6. Теория трех штилей. «О пользе книг церковных».

7. Торжественные и духовные оды Ломоносова.

8. Жанр оды в 18 веке.

9. Фонвизин и драматургия русского классицизма.

10. «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина: жанр, позиция рассказчика, стиль, значение повести в истории русской литературы

11. Баллады В. А. Жуковского. Своеобразие жанра и сюжетные разновидности

12. Поэма А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»: сюжет, композиция, стиль

13. Жанровые особенности трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов»

14. «Маленькие трагедии» А. С. Пушкина

15. «Повести… Белкина» А. С. Пушкина: жанр, поэтика, значение в истории литературы

Жанровая и композиционная специфика «романа в стихах» «Евгений Онегин»

16. «Евгений Онегин» А. С. Пушкина - «энциклопедия русской жизни и в высшей степени народное произведение»

17. Государство и личность в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник»

18. Состав и композиция «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Н. В. Гоголя

19. «Миргород» Н. В. Гоголя: структура книги и смысл заглавья

20. Композиция комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»

21. Жанровое своеобразие поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души»

22. Основной конфликт романа И. А. Гончарова «Обыкновенная история»

23. Обломов и Штольц в романе И. А. Гончарова «Обломов»

24. Жанровое своеобразие книги И. С. Тургенева «Записки охотника»

25. Повести И. С. Тургенева «Ася» «Первая любовь»

26. Стихотворения в прозе И. С. Тургенева

27. «Прозаизация» поэзии у Н. А. Некрасова

28. Состав, сюжет и композиция поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

29. Пьесы А. Н. Островского «Не в свои сани не садись» и «Бедность не порок»

30. Драматургия А. Н. Островского 1870-80-х гг. (анализ двух-трех пьес по выбору экзаменующегося; «Волки и овцы», «Последняя жертва», «Таланты и поклонники», «Правда хорошо, а счастье – лучше», «Бесприданница», «Без вины виноватые» и др.)

Самосознание героя в повести Ф. М. Достоевского «Бедные люди»

31. Проблема «прекрасного человека» в романе Ф. М. Достоевского «Идиот»

32. Смысл названия и проблематика романа Ф. М. Достоевского «Бесы»

Отцы и дети в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы»

«Свобода» и «братство» в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы»

33. «Война и мир» Л. Н. Толстого как исторический роман

34. «Анна Каренина» Л. Н. Толстого как «современный» роман

35. Счастье и долг для в сознании героев романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина»


Авторы Кучерская М.А.


Поливанов К.М.





Скачать 379,76 Kb.
оставить комментарий
Е.Н. Пенская
Дата24.09.2011
Размер379,76 Kb.
ТипПрограмма дисциплины, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх