Учебно методический комплекс учебной дисциплины «религия: история и современность» по специальности 020201 химия icon

Учебно методический комплекс учебной дисциплины «религия: история и современность» по специальности 020201 химия


Смотрите также:
Учебно-методический комплекс по дисциплине...
Учебно-методический комплекс по дисциплине...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «История русской философии» по специальности...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «История русской философии» по специальности...
Учебно методический комплекс по спецкурсу «балканский кризис: история и современность» для...
Учебно методический комплекс по спецкурсу «балканский кризис: история и современность» для...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Культурология» вузовского компонента гсэ. Ф...
Учебно-методический комплекс по дисциплине...
Учебно-методический комплекс дисциплины отечественная история для студентов специальностей:...
Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. В. 01. «Экобиоморфология» для студентов...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «религия и культура» для студентов физического...
Учебно-методический комплекс по Математике для специальностей 050606-Химия, 050112-Химия шифр...



Загрузка...
скачать


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Факультет философии и культурологии



Рассмотрено и рекомендовано

на заседании кафедры исторической культурологии

Протокол № 1

«20» сентября 2010г.

Зав. кафедрой д.ф.н., проф. Штомпель О.М.________________

УТВЕРЖДАЮ


Декан факультета д.ф.н., проф. Драч Г.В.

(зам. декана по учебной работе)

___________________________

___________________________












^ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

учебной дисциплины

«РЕЛИГИЯ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ»

по специальности 020201 - химия

Составитель Нечипуренко В.Н.


Ростов-на-Дону

2010


СОДЕРЖАНИЕ


Стр.


1 Пояснительная записка………………………………………………….3

2 Учебно-тематический план …………………………………………….4

3 Программа курса ………………………………………………………..5

4 Литература к темам курса………………………...….………………...10
^

5 Дополнительные учебно-методические материалы по дисциплине...17


6 Вопросы к зачету………………………………………………..………17

7 Темы контрольных работ …………………………….………………..18

8 Глоссарий ………………………………………………………….……46


^ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Целью курса «Религия: история и современность» является передача студентам знания о соотношении религии и культуры, о роли религии в системе духовной культуры общества в прошлом и в настоящее время, о влиянии религии на мораль, науку и искусство, об истории религий, об актуальных проблемах, стоящих перед религиями в современную эпоху.


^ Задачи курса:


1) изучить основные категории и понятия, раскрывающие диалектику взаимоотношения религии и культуры;

2) дать представление об основных современных подходах к изучению религии и культуры;

3) обосновать мировоззренческую значимость данного курса для студентов-естественных специальностей;

4) формировать у студентов межконфессиональную толерантность и уважение иных религиозных традиций в повседневной жизни;

5) регулировать формирование нравственной позиции студентов на основе усвоения базисных ценностей культуры.

6) расширить на базе полученных знаний кругозор слушателей.


^ Место курса в профессиональной подготовке выпускника: Курс является необходимым элементом в системе профессионального образования, ориентирует на понимание и толерантность во взаимоотношениях с последователями различных духовных традиций; способствует формированию научного мировоззрения, пониманию ценностного ядра различных религий и культур, их единого общечеловеческого содержания.




Требования к уровню освоения содержания дисциплины


По завершении изучения дисциплины слушатель должен

знать теоретические подходы к изучению религии и культуры, вопросы о происхождении и формах религии, природе религиозного сознания;

понимать и уметь охарактеризовать сущность религии и культуры, их место и роль в жизни человека и общества;

уметь использовать полученные знания в профессиональной деятельности и повседневной жизни;

уметь публично излагать и обсуждать вопросы, связанные с проблематикой курса, вести толерантный диалог с представителями различных конфессий.


^ 2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование темы

количество часов





ЛЕКЦИИ:




1

Введение. Научное изучение религии

2

2

Религии первобытного общества

2

3

Религии древних цивилизаций Ближнего Востока и Средиземноморья

6

4


Религии стран Среднего и Дальнего Востока (Персия, Индия, Китай, Япония)

6

5

Буддизм – мировая религия

4

6

Иудаизм – первая монотеистическая религия

2

7

Христианство – мировая религия

4

8

Ислам – мировая религия

4

9

Религия в контексте духовной культуры

2

10

Религия в культуре России

2

11

Религия в современном мире

2













ИТОГО:

36
^




3. ПРОГРАММА КУРСА



Тема 1. Введение. Научное изучение религии

Предмет и задачи курса «Религия: история и современность». Этимология понятий «культура» и «религия». Религия как идеология, как конкретная вера и как явление культуры. Религия как культурообразующий феномен. Мировоззрение и религия. Религия и духовность. Социальные функции религии. Роль археологии, антропологии и этнографии в исследовании генезиса исторических форм религии. Основные принципы анализа роли религии в обществе. Теологические, социологические, психологические, религиоведческие определения религии. Структура и элементы религии: религиозная вера, религиозное сознание, культовая деятельность, отношения, организация. Принципы и виды классификации религий.

Основные подходы к объяснению природы религиозных верований: теологический (В. Шмидт, Э. Трёльч, Р. Отто); социологический (Э. Дюркгейм, М. Вебер, Т.Парсонс); историко-религиоведческий (М. Элиаде); атеистический (К. Маркс и Ф. Энгельс, советская школа религиоведов); психологический (З. Фрейд, К. Г. Юнг, Э. Фромм). Специфика ознакомления с религией в светских учебных заведениях.


^ Тема 2. Религии первобытного общества

Проблема происхождения религиозных верований в первобытном обществе. Ранние формы религии. Анимизм: одухотворение мира живой и неживой природы Фетишизм. Фетишизм и идолопоклонство. Тотемизм. Тотемизм и табу. Роль табу в первобытном обществе. Феномен священного и нечистого. Традиции тотемизма в развитых религиях. Культ предков. Культы природы. Культ Богини-Матери. Магия и знахарство. Обряды и ритуалы. Погребальный культ. Виды и формы погребений. Раннеплеменной культ (инициации). Шаманизм. Камлание как общение, путешествие в мир духов, основное действие шамана. Атрибуты, пляски, одежда шамана. Представления о «духах-хозяевах», о человеке и его «душах». Шаманизм народов Сибири, его общие черты и особенности. Культ племенных вождей. Синкретизм – характерная черта культурной архаики первобытной эпохи. Мифомышление первобытного человека. Сохранение элементов ранних религиозных форм в мировых и национальных религиях.

^

Тема 3. Религии древних цивилизаций Ближнего Востока и Средиземноморья



Месопотамия. Письменность как важнейший цивилизационный фактор. Причины появления письменности. Клинопись. Храмовые хозяйства как центры культуры. Антропоморфные боги Древней Месопотамии. Бог – покровитель города. Вавилонский миф о сотворении мира, человека и всемирном потопе. Этическая проблематика. Вера в загробный мир. Отсутствие идеи загробного воздаяния. Земледельческие культы. Магия. Мантика. Астрология.

^ Древний Египет. Зооморфный пантеон египетских богов. Культ солнца. Учение о Маат. Обожествление и культ фараона. Жречество в Древнем Египте. Заупокойный культ и представления о человеке. Идея загробного суда и воздаяния. Земледельческий культ. Культы Осириса и Изиды: вера в воскресение. Магия. Основные символы культуры Древнего Египта. Письменность, ее сакральный характер.

^ Древняя Греция. Древнегреческая мифология. Хтонические и олимпийские боги. Зооморфные и антропоморфные боги. Отношение богов к человеку и природе. Культ героев и полубогов. Культ богов-покровителей полисов. Складывание общегреческого пантеона. Древнегреческий храм и жрецы. Мистериальные культы. Элевсинские таинства. Культ Диониса. Формирование идеи спасения. Древнегреческая мантика (гадание), виды и способы. Толкование снов. Вызывание духов.

Рим. Культ семейно-родовых духов в Риме. Почитание огня. Погребальный и земледельческий культы. Мантика. Римский пантеон богов. Культ императора. Храмы. Коллегия жрецов. Государственность религии и культуры.

Влияние ближневосточных и греко-римской культур и религий на мировое культурное развитие.


^ Тема 4. Религии стран Среднего и Дальнего Востока (Персия, Индия, Китай, Япония)


Персия. Зороастризм как государственная религия Персидской империи. Пророк Заратуштра. Зороастризм – религия откровения. Священная книга «Авеста». Ахура Мазда и Ариман – боги добра и зла. Учение об Амеша Спента. Идея спасителя. Представления о загробном мире. Эсхатология. Культ, ритуалы, обряды. Поклонение огню - основной культ зороастризма. Обряды очищения. Погребальные обряды зороастризма. Влияние на иудаизм и христианство. Зороастризм и современность.

^ Индия. Ведийская религия. Веды - священные книги. Индра, Агни и Сурья – главные боги Вед. Жертвоприношение - основа ведической религии. Упанишады. Культурная роль жрецов-брахманов. Возникновение идей вечного круговорота (сансара), воздаяния (карма), душевного равновесия (нирвана). Вера в «мировой закон». Санскрит – язык богов. Культурное значение санскрита. Брахманизм. Брахма - творец мира. Миф о сотворении мира. Атман – индивидуальная душа. Учение о сансаре. Теория перерождения. Карма. Ашрамы. Индуизм. Тримурти - Брахма-Шива-Вишну. Основные идеи: учение о сансаре, карме, дхарме, мокше. Триваргата - учение о трех целях жизни человека: дхарма (сакральный космический закон, долг, Божественная истина), артха (польза) и кама (любовь). Архетип циклического развития. Махабхарата и Пураны. Бхагавадгита – библия индуизма. Культы и праздники индуизма. Современное значение культурных и религиозных традиций Древней Индии. Самобытность индо-буддийской культуры среди цивилизаций Востока. Культурное наследие Индии в восприятии европейцев. Индия и Россия.

^ Религии Древнего Китая. Верховное божество – Небо. Культ императора – «сына Неба». Взаимодействие Ян и Инь в процессе космогенеза. Древнейшие гадательные практики. Происхождение письменности. Иероглиф как культурная парадигма. И-цзин. Конфуцианство как государственная религия. Культ умерших предков. Акцент на ритуале и этике. Роль ритуала в традиционной китайской культуре. Конфуцианство и китайский коммунизм. Даосизм как оппозиция конфуцианству. Дао – всеобщий закон, абсолют. Принцип «недеяния». Даосские храмы и жрецы. Влияние даосизма на искусство. Живопись тушью.

^ Япония. Синтоизм: вероучение и культ. Аматэрасу – главное божество синтоизма. Отражение мифологии синтоизма в летописных сводах «Кодзики» и «Нихонга». Культ императора. Особенности религиозного сознания японцев. Культ красоты. Современное состояние. Феномен синто-буддистского синкретизма.


^ Тема 5. Буддизм – мировая религи


Предпосылки зарождения буддизма: экономические, социальные, политические и идеологические. Социальный кризис 1-й пол. I тыс. до н. э. (кризис варновой системы) и кризис брахманизма. Критика Вед. Роль отшельничества (шраманов) в становлении «неортодоксальных» учений (джайнизм, буддизм). Личность и учение Будды. Четыре благородные истины. Восьмеричный путь спасения. Учение о дхарме. Сансара и нирвана. Карма. Три драгоценности буддизма: Будда, Дхарма и Сангха. Учение о Будде (концепция трех тел Будды). Буддийский канон ("Три корзины"). Джатаки. Формирование буддистской протообщины. Раскол буддизма: Махаяна и Хинаяна. Три колесницы буддизма (Тхеравада, Махаяна и Ваджраяна). Буддизм и развитие архитектуры. Органический синтез архитектуры, скульптуры и живописи в пещерных храмах Аджанты. Тибетский буддизм. Буддизм в Китае и Монголии. Дзэн-буддизм. Ламаизм как разновидность буддизма: вероучение и культ. Буддизм и ламаизм в России. Буддизм в ХХ и XXI вв. Развитие международных центров буддизма. Буддизм в Европе и США.


^ Тема 6. Иудаизм – первая монотеистическая религия


Понятие авраамических религий. Иудаизм - первая авраамическая религия. Иудаизм как религия откровения. Учение о едином трансцендентном Боге. Креационизм. Понятие завета (берит). Деятельность Моисея. Синайская теофания. Ковчег Завета. Тора как культурный архетип. Божественные заповеди – основа этики и права. Идея богоизбранного народа. Понятие святости в иудаизме. Запрет на изображение Бога. Скиния и Храм. Религиозное и культурное значение Иерусалимского Храма. Иудаизм – пророческая религия. Религиозный универсализм пророков. Формирование «этического монотеизма». Понятие священной истории и линейная парадигма времени. Иудаизм в эпоху эллинизма. Сакрализация древнееврейского языка. Формирование раввинистического иудаизма. Мишна и Мидраш. Эволюция иудаизма в период Средневековья. Еврейский мистицизм (каббала). Роль каббалы, алхимии и магии в возникновении европейской науки. Культурное и религизное значение иудаизма. Современный этап развития иудаизма.



Тема 7. Христианство – мировая религия



Ветхозаветные пророчества о Мессии. Иисус Христос – Мессия и сын Божий. Искупительная жертва Христа и ее значение для нарождающегося мира христианской культуры. Основы учения Иисуса Христа. Заповедь любви. Новозаветный гуманизм. Представления о загробном существовании в христианстве и воскрешении мертвых. Культурный синтез в раннем христианстве. Ранняя христианская апологетика. Возникновение монашества. Антоний Великий, Макарий Египетский и Пахомий Великий. Лавра и киновия. Монашество на востоке и на западе. Культурное значение монастырей. Формирование целостной системы христианской мысли: патристика. Священное Писание – Ветхий и Новый Завет (Библия). Христианская догматика. Византия и Западная Европа в Средние века, их культурно-религиозное единство и различие. Догмат о филиокве. Представления о загробном существовании. Чистилище. Учение о запасе добрых дел. Культ Девы Марии. Особенности богослужения и религиозной архитектуры в католицизме. Скульптурные изображения как культовый элемент католического храма. Институт папства в Римской католической церкви. Учение о главенстве Папы Римского над всеми христианами. Крестовые походы. Католическая и православная культура. Упадок католицизма и возникновение протестантизма. Реформация и начало светской культуры. Роль протестантизма в европейской культуре, философии, политике. Протестантизм и еврепейский рационализм. Культурная и социальная роль христианства в современную эпоху.


^

Тема 8. Ислам – мировая религия




Доисламские верования. Ханифы. Возникновение мусульманства. Жизнь Мухаммада. Откровение Мухаммаду. Четыре праведных халифа: Абу Бакр, Омар, Осман, Али. Хиджра - переселение из Меки в Медину. Начало мусульманской эры. Учение Корана. Социальное устройство мусульманской общины. Теократия. Отношение ислама к иудаизму и христианству. Общие черты трех авраамических религий (иудаизма, христианства, ислама). Отличия ислама от иудаизма и христианства. Мусульманская этика. Культура ислама. Основные символы ислама. Обрядовая практика. Столпы ислама как ритуальные религиозные предписания. Суннизм и шиизм. Кораническая антропология и сотериология. Исламская мистика. Суфизм. Культурные архетипы ислама. Культ знания. Культовая архитектура Арабского Востока. Роль орнамента. Графический модус мусульманского мировоззрения. Мусульманская алхимия. Фундаментализм, традиционализм и модернизм в исламе. Ваххабизм и религиозно-политический экстремизм. Ислам в СНГ. Роль мусульманства в мировой культуре.


^ Тема 9. Религия в контексте духовной культуры


Многообразие проявлений духовной культуры в истории. Религия и культура как символические системы. Место религии в духовной культуре. Духовная культура в языковых, мифологических, эстетических, этических, научных, философских, правовых описаниях реальности. Культура как духовный порядок. Культура как духовный опыт человечества. Единство религии и искусства в художественной образности и символичности. Соотношение религии и философии в разных типах культуры. Религия и мораль. Религия и художественное творчество. Религия и научное познание. Духовная культура как возделывание души человека. Гуманистическая составляющая духовной культуры. Светское общество и религия. Культура религиозная и светская. Взаимоотношение религиозного и светского образования. Секулярная (светская) и религиозная культуры в светском мире, проблема диалога культур.


^ Тема 10. Религия в культуре России


Язычество на Руси. Принятие христианства Русью. Пережитки язычества (феномен двоеверия русской в религиозной культуре). Православие и его роль в отечественной культуре. Влияние православия на своеобразие русской культуры. Роль русских монастырей в истории российской государственности и культуры. Феномен старчества. Оптина Пустынь. Связь с русской литературой. Православный храм и его символика. Иконостас. Богословие иконы. Секуляризация в России, ее предпосылки, особенности и влияние на культурные процессы. Социокультурные последствия атеизации народа «сверху» в советский период. Современные проблемы религиозной жизни и перспективы развития российской культуры.


^ Тема 11. Религия в современном мире


Кризис религиозного сознания ХХ века - форма выражения кризиса культуры. Развитие атеистического сознания в XX в. Процесс секуляризации. Социологические теории секуляризации. Религия в потребительском обществе. Теория «гражданской религии». Процесс модернизации религий. Экуменизм. Современная география религий. Распространение религий. Религиозно-цивилизационные регионы. Западно-христианская цивилизация. Исламская цивилизация. Индо-буддийская цивилизация. Африканский континент. Восточно-христианская цивилизация. Современное состояние мировых религий. Новые религии в современном мире. Причины появления новых религий. Неовосточные религии. Неохристианские религии. Эклектические тенденции в новых религиях. Наукоподобные религиозные течения. Неоязычество. Оккультизм. Сатанинские группы. Религия как фактор современных социокультурных процессов. Диалог религий и культур как актуальная социокультурная проблема современности. Россия в контексте взаимодействия и диалога религий и культур.


^ 4. ЛИТЕРАТУРА К ТЕМАМ КУРСА


Тема 1. Введение. Научное изучение религии


  1. Аринин Е.И. Феномен религии / Е.И. Аринин.- Владимир, ВГУ, 2007.- 159 с.

  2. Борисов О.С. Религиозное сознание / О.С. Борисов.- СПб.: Диалог, 2006.- 229 с.

  3. Введение в общее религиоведение / под ред. И.Н.Яблокова. – М., 2001

  4. Веремчук В.И. Социология религии. – М.: Юнити-Дана, 2004. -254 с.

  5. Гараджа В.И. Религиоведение. – М.: Аспект-Пресс, 1995.

  6. История философии / Под ред. В.М.Мапельман. – М.: ПРИОР, 1997. 464 с.

  7. Кимелев Ю.А. Современная западная философия религии. – М., 1989. – С.3-24

  8. Кимелев Ю.А. Философия религии: Систематический очерк. – М.:Nota Bene, 1998. – 424с.

  9. Лэнгли Миртл. Религия. Пер. с англ. Лондон, М., Дорлинг Киндерсли, 1998.

  10. Основы религиоведения / Под ред. И.Н.Яблокова. – М.: Высшая школа, 1994.-368с.

  11. Радугин А.А. Введение в религиоведение. – М.: Центр, 1997.

  12. Религиоведение / Под ред. М.М.Шахнович. – СПб.: Питер, 2006. – 432 с.

  13. Религиоведение: учеб. пособие / редкол. К.П. Борисенко и др. - СПб.: Лань, 2008.- 797 с.

  14. Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии / Сост. В.И.Гараджа. – М.: Аспект Пресс, 1996. – 775 с.

  15. Самыгин С.И., Нечипуренко В.Н., Полонская И.Н. Религиоведение: социология и психология религии. – Ростов-на-Дону, 1996.

  16. Торчинов Е.А. Пути философии Востока и Запада: познание запредельного. – СПб.: Азбука-классика, Петербургское востоковедение, 2005. – 480с.

  17. Фрейд З. Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религия. СПб., 1997.

  18. Фромм Э. Психоанализ и религия (в книге: Сумерки богов. М., 1989).

  19. Элиаде М. Священное и мирское. – М, 1994

  20. Элиаде М. Словарь религий, обрядов, верований. СПб., 1997.



Тема 2. Религии первобытного общества



  1. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. -М.: Педагогика-Пресс, 1994

  2. Леви-Стросс К. Первобытное мышление. – М.: ТЕРРА; Республика, 1999. – 392 с.

  3. Классики мирового религиоведения. В 3-х т. М., 1996

  4. Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории (проблемы палеопсихологии). - М.: Наука, 1974. -204с.

  5. Потапов Л.П. Алтайский шаманизм / Л.П. Потапов.- Л.: Наука, 1991.- 321 с.

  6. Религиоведение: учеб. пособие / редкол. К.П. Борисенко и др. - СПб.: Лань, 2008.- 797 с.

  7. Токарев С.А. Ранние формы религии. – М.: Политиздат, 1990.



Тема 3. Религии древних цивилизаций Ближнего Востока и Средиземноморья


  1. Античная культура. Словарь-справочник. М., 1997.

  2. Афанасьева В. К. Шумеро аккадская мифология // Мифы народов мира: Энциклопедия. Т. 2. М., 1992.

  3. Белицкий М. Забытый мир шумеров. М., 1980.

  4. Васильев Л. С. История религий Востока. М., 1998.

  5. Вейнберг И.Л. Человек в культуре Ближнего Востока. – М.: Наука, 1986. – 208 с.

  6. Вейс Г. История культуры народов мира. Ассирия. Вавилон. Персия. Первые сверхдержавы. М., Изд-во Эксмо, 2005.

  7. Древние цивилизации. - М., 1989.

  8. Ерасов Б. С. Культура, религия и цивилизация на Востоке: Очерки общей теории. М., 1990.

  9. Коростовцев М. А. Религия Древнего Египта. М., 1976.

  10. Культура Древнего Рима. В 2-х томах. М., 1986.

  11. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. М., 1990.

  12. Мифология и литература Востока. М., 1995.

  13. Рак И.В. Мифы Древнего Египта. – СПб.: Петро-Риф, 1993. – 270 с.

  14. Религии Древнего Востока. М., 1995.

  15. Элиаде М. Словарь религий, обрядов, верований. СПб., 1997.

  16. Якобсен Т. Сокровища тьмы. История месопотамской религии. – М, 1995.


Тема 4. Религии стран Среднего и Дальнего Востока (Персия, Индия, Китай, Япония)


  1. Авеста.– М., 1993.

  2. Арутюнов С. А., Джарылгасинова Р. Ш. Япония: народ и культура. — М., 1991.

  3. Баранов И.П. Верования и обычаи китайцев. – М.: ИД Муравей-Гайд, 1999. – 304 с.

  4. Бонгард-Левин Г. М., Ильин Г. Ф. Индия в древности. — М., 1985.

  5. Брагинский И. С. Иранская мифология // Мифы народов мира. Т. 1. — М., 1991.

  6. Васильев Л. С. История религий Востока. М., 1998.

  7. Вейс Г. История культуры народов мира. Ассирия. Вавилон. Персия. Первые сверхдержавы. М., Изд-во Эксмо, 2005.

  8. Дрезден М. Мифология древнего Ирана // Мифология древнего мира. М., 1977.

  9. Жоль К.К. Индуизм в истории Индии: учеб. пособие / К.К. Жоль.- М.: АСТ; Восток – Запад, 2006.- 351 с.

  10. Зороастрийская мифология. М., 1998.

  11. Каниткар В. П., Коул У. О. Индуизм. — М., 1999.

  12. Лопанцев Ю.М. Религии Индии: учеб. пособие / Ю.М. Лопанцев, А.Я. Серебряный.- Волгоград: Перемена, 2006.- 191 с.

  13. Малявин В. Конфуций. – М.: Молодая гвардия, 1992. – 335 с.

  14. Редько-Добровольская Т. И. Япония: боги и герои. — М., 1995.

  15. Религии Древнего Востока. — М., 1995.

  16. Торчинов Е. А. Даосизм. Опыт историко религиоведческого описания. — СПб., 1993.

  17. Торчинов Е. А. Даосские практики. — СПб., 2001.

  18. Фэн Ю-лань. Краткая история китайской философии. — СПб., 1998.

  19. Юань Кэ. Мифы Древнего Китая. — М., 1987.



Тема 5. Буддизм – мировая религия



  1. Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. –М.:Наука, 1993

  2. Буддизм: проблемы истории, культуры, современности. — М., 1990.

  3. Буддизм: Словарь. – М.: Республика, 1992. – 286 с.

  4. Введение в буддизм / Под ред. В.И.Рудого. – СПб., 1999

  5. Религиозные традиции мира. В 2-х т. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1996

  6. История религии. В 2 т. Учебник / под ред. И.Н.Яблокова. – М., 2002.–463 с.

  7. Лысенко В.Г. Опыт введения в буддизм: ранняя буддийская философия. –М.: Наука, 1994. –159 с.

  8. Ольденбург С. Ф. Культура Индии. — М., 1991.

  9. Основы буддийского мировоззрения (Индия, Китай).- М.: Наука, 1994. -239 с.

  10. Основы религиоведения / Под ред. И.Н.Яблокова. – М.: Высшая школа, 1994.-368с.

  11. Торчинов Е. А. Введение в буддологию. 2000.

  12. Эррикер К. Буддизм / Пер. с англ. М., ФАИР-ПРЕСС, 2001.


Тема 6. Иудаизм – первая монотеистическая религия


    1. Амусин И.Д. Рукописи Мёртвого моря. М., Изд-во АН СССР, 1961.

    2. Библия /любое издание/

    3. Леонидов Ф. Введение в вероучения народов мира. М., 2005.

    4. Лобазова О.Ф. Религиоведение. Учебник. 3-е изд. М., «Дашков и К», 2004.

    5. Мень А., прот. История религий: В 7 т. М., Слово, 1997.

    6. Пилкингтон С.М. Иудаизм / Пер. с англ. М., ФАИР-ПРЕСС, 2001.

    7. Пушнова Ю.Б. История мировых религий. М., Владос, 2005.

    8. Религии мира: история, культура, вероучение / Под ред. А.О.Чубарьяна. М., ОЛМА Медиа Групп, 2006.

    9. Фрэзер Д.Д. Фольклор в Ветхом Завете. М., Изд-во полит. лит., 1990.

    10. Элиаде М. Словарь религий, обрядов, верований. СПб., 1997.



Тема 7. Христианство – мировая религия



  1. Апокрифы древних христиан: исследования, тексты, комментарии. –М.: Мысль, 1989. –336 с.

  2. Библия /любое издание/

  3. Виппер Р.Ю. Рим и раннее христианство. – М.: Академии наук СССР, 1954. –268с.

  4. Горелов А.А. История мировых религий: Учеб. пособие. М., Флинта: МПСИ, 2005.

  5. Донини А.У истоков христианства (от зарождения до Юстиниана). Пер. с итал. – М.: Политиздат, 1989. – 365 с.

  6. Зеленков М.Ю. Мировые религии: история и современность: учеб. пособие / М.Ю Зеленков.- М.: МИИТ, 2008.- 252 с.

  7. Мень А., прот. История религий: В 7 т. М., Слово, 1997.

  8. Смирнов Е.И. История христианской церкви. М., Изд-во Свято-Троице-Сергиевой Лавры, 1996.

  9. Рожков В.Н. Очерки по истории римско-католической церкви. М., Терра, 1996 .

  10. Свенцицкая И.С. Ранее христианство: страницы истории. М., Политиздат, 1994.

  11. Христианство: Энциклопедический словарь. В 3-х т. –М, 1993.

  12. Янг Дж. Христианство / Пер. с англ. М., ФАИР-ПРЕСС, 2001.



Тема 8. Ислам – мировая религия


    1. Бертельс Е. Происхождение суфизма и зарождение суфийской литературы // Суфии: Собрание притч и афоризмов. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. – С.475-530.

    2. Брилёв Д.В. Религии мира. Ислам. М., ООО «ТД «Издательство Мир книги»», 2006.

    3. Грюнебаум Г.Э. Классический ислам: Очерк истории: Пер. с англ. – М.: Наука, 1986. – 216 с.

    4. Ислам: Словарь. М., 1991.

    5. Климович Л.И. Книга о Коране, его происхождении и мифологии. – М., 1986.

    6. Коран. Пер. и коммент. И. Ю. Крачковского. – М., 1986.

    7. Максуд Р. Ислам / Пер.с англ. М., ФАИР-ПРЕСС, 2001.

    8. Пиотровский М.Б. Коранические сказания. – М.: Наука, 1991.-219 с.

    9. Религии мира: история, культура, вероучение / Под ред. А.О.Чубарьяна. М., ОЛМА Медиа Групп, 2006.

    10. Степанянц М.Т. Философские аспекты суфизма. - М.: Наука, 1987. –192с.

    11. Степанянц М.Т. Восточная философия: вводный курс. Избранные тексты. – М.: Восточная литература РАН, 2001. – 511 с.

    12. Тримингэм Дж. Суфийские ордены в исламе. – М.: Наука, 1989.

    13. Хисматулин А.А. Суфизм. – СПб.: Петербургское Востоковедение, 1999. – 272с.

    14. Шиммель А. Мир исламского мистицизма. Пер. с англ. – М.: Алетейа, Энигма, 2000. – 416с.



Тема 9. Религия в контексте духовной культуры




  1. Белла Р. «Религия как символическая модель.» (Религия и общество. Хрестоматия по социологии религий. М., 1966).

  2. Гараджа В.И. Религиоведение. – М.: Аспект-Пресс, 1995.

  3. Гуревич П.С. Философия культуры.- М., 1994.

  4. Дмитриева Л.М. Религиозная парадигма в духовной культуре общества

  5. / Л.М. Дмитриева, Ю.С. Бернадская, И.Г. Пендикова.- М.: Наука, 2006.- 287 с.

  6. Доусон К. Г. Религия и культура / Пер. с англ., вступ. ст., ком-мент.: Кожурин К. Я. — СПб.: Алетейя, 2000. — 281 с.

  7. Культура и религия: линии сопряжения. М., 1994.

  8. Культурология XX век. Энциклопедия. Т.2. - СПб.: Университетская книга; ООО "Алетейя", 1998. - с. 158-160.

  9. Религиоведение: Энциклопедический словарь / И.В. Авенченко, А.С. Агаджанян, Л.А. Алексеев [и др.]; под ред. А.П. Забияко.- М.: Академический проект, 2006.- 1255 с.

  10. Религия в истории и культуре: учеб. для вузов / под ред. М.Г. Писманника.- М.: ЮНИТИ, 1998.- 430 с.

  11. Яковлев Е.Г. Искусство и мировые религии: Учеб. пособие по спецкурсу для студентов филос. фак. ун-тов и вузов искусств. 2-е изд., перераб. и доп. М., Высшая шк., 1985.


Тема 10. Религия в культуре России


    1. Аверинцев С.С. Византия и Русь. Два типа духовности // Новый мир. – 1998. – № 7 – 9.

    2. Брайчевский М.Ю. Утверждение христианства на Руси. – Киев: Наукова думка, 1989.

    3. Введение христианства на Руси. – М.: Мысль, 1987.

    4. Ипатов А.Н. Православие и русская культура. – М.: Республика, 1992.

    5. Мень А. Вера и культура. Христ. культура на Руси. Христианство и творчество // Радостная весть. М., 1991.

    6. Религия народов современной России: Словарь./Под ред. Мчедлова М.П, Аверьянова Ю.И., Басилова В.Н. и др. – М.: Республика, 1999. – 624 с.

    7. Рыбаков Б.А. Из истории культуры Древней Руси. Исследования и заметки. М., Изд-во Московского ун-та, 1984.

    8. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. -М.: Наука, 1988. - 783 с.

    9. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. -М.: Наука, 1981.-607 с.

    10. Синова И.В. Мировые религии в России. Справочник школьника. СПб., Издательский дом «Литера», 2007.

    11. Славянская мифология: Словарь – справочник. – М.: Минор. Совершенство, 1998.

    12. Смолич И.К. Русское монашество. Жизнь и учения старцев. – М., 1997.

    13. Соловьев В. Языческий след // Слово. – 1996. – № 7 – 8.

    14. Щапов Я.Н. Государство и Церковь Древней Руси. М., 1989.

    15. Яшина О.Н. История Русской Православной Церкви. Элективный курс. М., 2007.



Тема 11. Религия в современном мире



  1. Баркер А. Новые религиозные движения. — СПб., 1997.

  2. Дворкин А.Л. Сектоведение: Тоталитарные секты. – Нижний Новгород, 2002.

  3. Журавский А. В. Христианство и ислам. Социокультурные про блемы диалога. — М., 1990.

  4. Зеленков М.Ю. Мировые религии: история и современность: учеб. пособие / М.Ю Зеленков.- М.: МИИТ, 2008.- 252 с.

  5. Религии мира: история, культура, вероучение / Под ред. А.О.Чубарьяна. М., ОЛМА Медиа Групп, 2006.

  6. Религиоведение: Энциклопедический словарь / И.В. Авенченко, А.С. Агаджанян, Л.А. Алексеев [и др.]; под ред. А.П. Забияко.- М.: Академический проект, 2006.- 1255 с.

  7. Самыгин С.И., Нечипуренко В.Н., Полонская И.Н. Религиоведение: социология и психология религии. – Ростов-на-Дону, 1996.

  8. Синелина Ю.Ю. Изменение религиозности России: Православные и мусульмане: Суеверное поведение россиян / Ю.Ю. Синелина.- М.: Наука, 2006.- 112 с. Секуляризовано ли современное общество?

  9. Свободомыслие и атеизм в древности, средние века и в эпоху Возрождения. / Под ред. А.Д.Сухова – М.: Мысль, 1986.

  10. Тоффлер Э.Шок будущего. Пер. с англ. – М.:АСТ, 2003. – 560 с.

  11. Форвард М. Религия \ М. Форвард.- М.: ФАИР – ПРЕСС, 2003.- 311 с.



^

5. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ



Учебные видеофильмы

• Шаманы

• Происхождение наскальной живописи в эпоху палеолита

• Художественная культура Месопотамии

• Древний Египет

• Репортаж о современных зороастрийцах

• Библейские загадки

• Индия

• Йоги Тибета

• 7 чудес Древней Греции

• Ведическая культура

• Открытие буддизма

• Колесо времени. Ритуал калачакры в Тибете

• Ом Тат Сат (Об индуизме)

• Китайские монастыри

• Древние цивилизации

• Пирамиды

• Собор Святого Петра

• Храм Святой Софии в Стамбуле

• Стоунхендж. Англия

• Российские монастыри

• Киево-Печерская лавра

• «Дух времени»


^ 6. ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ


  1. Особенности научного изучения религии.

  2. Религия как предмет научного исследования.

  3. Разнообразие подходов в изучении религии.

  4. Проблема определения религии.

  5. Религия как сфера духовной жизни общества.

  6. Магия и  шаманизм в первобытной культуре.

  7. Религиозная культура Древнего Египта.

  8. Египетская религиозная живопись.

  9. Религиозный дуализм и эсхатология зороастризма.

  10. Религиозные верования Древнего Междуречья

  11. Греко-римские верования.

  12. Ведическая культура и религия.

  13. Индуизм.

  14. История возникновения буддизма.

  15. Основы буддийского вероучения и культа.

  16. Буддийское храмовое зодчество.

  17. Религиозные традиции Китая.

  18. Учение Конфуция в современном Китае.

  19. Особенности японской культуры

  20. Синтоизм в современной Японии.

  21. Иудаизм.

  22. Библия: ее религиозное и общекультурное значение.

  23. Основы учения Иисуса Христа.

  24. Католицизм в культуре Западной Европы.

  25. Роль Реформации в истории европейской культуры.

  26. Ислам в современном мире.

  27. Основы мусульманского вероучения.

  28. Суфизм – исламский мистицизм.

  29. Исламский фундаментализм.

  30. Русское православие и его роль в культуре России.

  31. Основные тенденции эволюции религии. Процесс секуляризации.

  32. Процесс модернизации религий. Экуменизм.

  33. Новые религиозные движения в современном мире.

  34. Современная религиозная ситуация в России.

  35. Новые религии в России.

  36. Межконфессиональные отношения в современной России.



^ 7. ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ



  1. Религия как форма духовной культуры.

  2. Религиоведческая концепция М.Элиаде.

  3. Проблемы возникновения религии.

  4. Особенности первобытного мышления и религии.

  5. Религии Месопотамии.

  6. Религиозные представления древних египтян.

  7. Религии Древней Индии.

  8. Религии Древнего Китая.

  9. Религии Древней Греции и Рима.

  10. Иудаизм: вероучение и культ.

  11. Библия как памятник культуры.

  12. Характерные черты возникновения и содержания мировых религий.

  13. Возникновение, вероучение и культ буддизма.

  14. Буддизм в современном мире.

  15. Ламаизм.

  16. Возникновение христианства: время, место, обстоятельства.

  17. Становление христианства как мировой религии. Расколы.

  18. Новый Завет как христианская часть Библии.

  19. Возникновение и становление православия.

  20. Православное вероучение и культ.

  21. Русская православная церковь в истории России: место, роль, значение.

  22. Католическое вероучение и культ, организация.

  23. Католицизм в современном мире.

  24. Экуменическое движение.

  25. Вероучение и культ ислама.

  26. Ислам в России и в современном мире.

  27. Проблема исламского фактора в современном мире.

  28. Современные нетрадиционные религии и деструктивные культы.

  29. Причины появления нетрадиционных церквей и религиозных культов. Их характеристика (по выбору).

  30. Современное законодательство о свободе совести и религиозных организациях в России.

  31. Синтоизм в Японии – общая характеристика.

  32. Религия в системе культуры.

  33. Нетрадиционные религиозные культы: обзор и анализ.

  34. Секуляризация современного мира.



8. ГЛОССАРИЙ


Авраам — библейский патриарх, основатель веры в единого Бога; считается родоначальником евреев и арабов.

^ Авраамические религии — иудаизм, христианство и ислам.

Автокефальная церковь — одна из пятнадцати самоуправляющихся православных церквей.

Ад — место посмертных мучений душ умерших грешников.

Аллах — имя единого Бога в исламе.

Аматэрасу — богиня Солнца, центральное божество синтоистского пантеона в Японии; к ней возводится родословная японских императоров.

Анафема — церковное проклятие, отлучение от церкви, считающееся высшей карой в христианстве.

Англиканство — одно из трех основных течений протестантизма, сочетающее католический догмат о спасающей силе церкви с протестантским учением о спасении личной верой; глава англиканской церкви — король, назначающий епископов, в том числе примаса англиканской церкви — архиепископа Кентерберийского.

Анимизм — вера в существование сверхъестественных духовных двойников у материальных предметов, в духов природы и духов умерших предков, душ живых людей.

Антропоморфизм — перенесение физических и психических свойств, присущих человеку, на религиозные и мифологические образы, явления природы.

Апокалипсис — пророчества о конце света, о борьбе между Христом и Антихристом, о страшном суде и тысячелетнем царстве Божьем, данные в откровении святого Иоанна Богослова.

^ Апокриф — произведение религиозного содержания, не признанное господствующей церковью священным и не включенное в канон.

Апостолы — ученики Христа, избранные им самим для проповеди христианского учения.

^ Атман — в брахманизме и индуизме индивидуальная духовная сущность любого живого организма, совокупность всех его внутренних качеств.

Аутодафе — церемония приведения в исполнение приговора инквизиции.

Библия — свод книг, состоящий из Ветхого Завета и Нового Завета, которые в совокупности образуют священное писание христианской религии.

Боговоплощение — христианский догмат, утверждающий, что Бог явился в мир в человеческом естестве, во плоти (Иисус Христос).

Бодхисаттва — в буддизме существо, достигшее высшего совершенства, но добровольно отказывающееся погрузиться в нирвану из за любви и сострадания к живым существам, которым нужно указать путь к спасению.

Брахман — 1) в брахманизме и индуизме высшее абстрактное духовное начало, абсолютная реальность; 2) профессиональный жрец, представитель высшей варны (сословия) в Индии.

Будда — просветленное существо, постигшее высшую истину, достигшее абсолютного совершенства; в узком смысле — первый просветленный основатель буддизма Сиддхартха Гаутама.

^ Булла — обращение, постановление или распоряжение папы римского.

Ваххабизм — течение в исламе, появившееся в XVIII веке в Аравии, исключавшее всяких посредников между человеком и Аллахом и выступившее за возрождение подлинной чистоты ислама.

Веды — древнейшие памятники индийской религиозной литературы, собрания гимнов, содержащие сведения о мифологии и космологических представлениях жителей Древней Индии.

^ Вера — психологический компонент религии, бездоказательное признание истинности сверхъестественных явлений и объектов.

Вероучение — система взглядов, целостное учение, которого придерживаются приверженцы конкретной религии.

Ветхий Завет — первая часть Библии (39 канонических книг), рассматриваемая в качестве священного писания и иудаизмом, и христианством.

^ Газават — в исламе война против неверных, которые пытаются искоренить ислам или оккупировать мусульманскую территорию.

Грех — нарушение божественных предписаний, совершенное или замышляемое человеком под влиянием злой воли или под воздействием внешних злых сил и закрывающее ему путь к спасению в загробном мире.

Далай-лама — титул главы ламаистского духовенства, считающегося земным воплощением бодхисаттвы Авалокитешвары, символа великого сострадания.

Дао — всеобщий путь развития, высшая целесообразность, исходящая от Неба; приверженцы даосизма понимают Дао как всеобщий закон природы, никем не созданный, но присущий всему.

^ Джихад — в исламе священная война за веру, предписанная Кораном.

Дзэн-буддизм — направление в буддизме, предписывающее путь к просветлению и индивидуальному преображению сознания через медитативную практику, «сосредоточенное созерцание»; распространено в Японии и Китае (кит. — чань буддизм).

^ Дхарма — в индийской религиозно философской традиции правильное учение; в буддизме — учение Будды.

Дэ — небесная благодать, благая сила; высшая добродетель, исходящая от Неба.

Евангелия — описания жизни, искупительной смерти и воскресения Иисуса Христа, изложение сущности христианского учения; четыре канонических Евангелия — от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна.

Евхаристия — причащение, одно из христианских таинств: верующих потчуют хлебом и вином, в которые воплощены тело и кровь Христа; благодаря этому верующие становятся участниками божественного естества.

Епархия — церковно административная территориальная единица в христианской церкви.

Епископы — обобщенное название всех христианских архиереев (митрополитов, архиепископов, епископов), высших церковных иерархов, управляющих епархиями и ответственных за свою деятельность перед органами высшей церковной власти.

^ Ересь — религиозное учение, отклоняющееся от официальной доктрины церкви в вопросах догматики и культа.

Жертвоприношение — религиозный обряд с целью умилостивить или возблагодарить высшие божественные силы путем принесения разнообразных жертв (заклание жертвенных животных, продуктов земледелия, человеческие жертвоприношения и т. д.).

Жречество — группа людей, совершающих религиозные обряды и выполняющих посреднические функции между людьми и сверхъестественными силами.

Зооморфизм — наделение образов духов и богов чертами животных.

^ Идол — материальный предмет, почитающийся в качестве вместилища божества или непосредственно как божество.

Иисус Христос — основатель христианской религии, почитаемый в христианстве как богочеловек, сын Марии, чудесным образом зачатый от Духа Святого.

Икона — божественный образ или изображение святых, предмет религиозного поклонения, через который осуществляется общение с высшими божественными силами.

Индульгенция — папская грамота, свидетельствующая об отпущении грехов, выданная за деньги или за особые заслуги перед церковью.

Инквизиция — трибунал католической церкви, созданный в XIII веке для борьбы с еретиками и действовавший почти во всех католических странах.

^ Инь — обозначение женского начала в китайской традиции, воплощением которого признается Земля.

Иоанн Креститель — проповедник, возвестивший приход Иисуса Христа как мессии и крестивший его, призывавший народ к покаянию и нравственному очищению.

Канонизация — акт причисления к лику святых в католицизме и православии.

^ Капище — древнее языческое культовое сооружение у славян.

Кардинал — в иерархии католической церкви второй церковный чин после папы римского.

Карма — воздаяние за совокупность добрых и дурных поступков в текущей жизни, предопределяющее перерождение материального тела; в индийской традиции рассматривается как воплощение вечного нравственного миропорядка, высшей справедливости.

Катехизис — книга, содержащая краткое изложение христианского вероучения, предназначенная для начального религиозного обучения верующих и составленная, как правило, в форме вопросов и ответов.

Католицизм — одна из трех основных христианских конфессий, «вселенская церковь», имеющая единого главу — папу римского.

^ Клир — духовенство, совокупность священнослужителей и церковнослужителей в христианской церкви.

Конклав — собрание кардиналов, созываемое через 18 дней после смерти папы римского для избрания нового папы.

Конфессия — религиозное объединение, имеющее собственные отличительные черты вероучения и культа.

Конфуций (Кун Фу цзы, 551–479 до н. э.) — древнекитайский философ, основоположник конфуцианства, распространивший принципы семейных отношений на жизнь государства и разработавший концепцию совершенного человека (цзюньцзы).

Коран — главная священная книга мусульман, оригинал которой хранится у Аллаха, передавшего ее пророку Мухаммеду в виде откровения на арабском языке.

Крещение — одно из христианских таинств, знаменующее принятие человека в лоно церкви и открывающее перед ним перспективу спасения путем очищения от первородного греха.

Культ — вид религиозной деятельности, выражающийся в поклонении сверхъестественным силам, господствующим над людьми, в соответствии с принятыми нормами и предписаниями.

Курбан-байрам — праздник жертвоприношения, один из главных ежегодных религиозных праздников у мусульман.

^ Лао-цзы — легендарная фигура основателя даосизма, жившего в VI–V веках до н. э. и ставшего бессмертным небожителем.

Литургия — богослужение: совокупность обрядов и церемоний, связанных с системой религиозных представлений, приобщающих верующих к церковной жизни, закрепляющих в их сознании догматы вероучения и формирующих религиозное миросозерцание.

^ Лютер Мартин (1483–1546) — один из вождей реформации, основоположник лютеранства; сигналом к началу реформаторского движения в 1517 году стали его «95 тезисов».

Лютеранство — одно из трех основных течений протестантизма, понимающее веру как непосредственную связь человека с Богом без посредничества церкви; центральный тезис — об «оправдании верой»: спасение достигается только верой в Христа и не зависит ни от каких заслуг или дел человека.

^ Магия — вера человека в возможность воздействовать на предметы и явления окружающего мира при помощи колдовства.

Махаяна — «большая колесница», «широкий путь спасения» — одно из двух основных направлений буддизма, которое утверждает, что обрести спасение может любой мирянин, соблюдающий обеты духовного совершенства, возносящий молитвы, прибегающий к по 

мощи монахов и одаривающий их.

^ Месса — литургия в католической церкви, заключающаяся в чтении молитв, песнопениях в сопровождении органа и завершающаяся причащением.

Мессия (др. евр. машиах) — божий посланник, наделенный особой силой и направленный в мир, чтобы установить справедливый и угодный Богу порядок. С точки зрения христиан таким посланником был богочеловек Иисус Христос, в первое свое пришествие искупивший первородный грех человечества, а его второе пришествие завершит избавление человечества от бедствий.

Миропомазание — одно из христианских таинств, заключающееся в смазывании частей лица и тела верующего ароматическим маслом, миром, посредством чего человек наделяется божественной благодатью.

^ Миряне — рядовые верующие.

Моисей — пророк, который вывел евреев из египетского плена и заключил договор (завет) с Богом, получив от него на горе Синай скрижали с десятью заповедями; считается основателем иудаизма как монотеистической религии.

^ Мокша — в брахманизме и индуизме состояние освобождения от череды перерождений и обретение высшего нематериального блаженства.

Монахи — ревнители веры, полностью посвятившие себя божественному служению и связавшие себя добровольными обетами аскетизма, безбрачия (целибат), отказа от имущества (нестяжательство), послушания.

Монотеизм — единобожие, религиозное представление и учение о едином боге.

^ Монотеистические религии — иудаизм, христианство и ислам.

Монофелитство — еретическое учение в христианстве, утверждавшее, что Иисус Христос имел две разные сущности, божественную и человеческую, но единую волю.

Монофизитство — еретическое учение в христианстве, утверждавшее, что Иисусу Христу присуща только одна природа, божественная, а не две — божественная и человеческая.

^ Намаз — обязательная ежедневная пятикратная молитва в исламе.

Нирвана — состояние нематериального блаженства в буддийском учении, когда прерывается череда рождений и смертей и наступает высшее состояние духа, при котором все земные привязанности преодолены и отсутствуют желания.

^ Новый Завет — вторая часть Библии (27 книг), почитаемая в качестве священного писания только христианами и повествующая о новом договоре Бога с людьми через Иисуса Христа, о проповеднической деятельности Христа и апостолов.

Пантеон — совокупность всех богов какой либо политеистической религии.

^ Папа римский — глава римской католической церкви и государства Ватикан.

Пасха — главный христианский праздник в честь чудесного воскресения распятого на кресте Иисуса Христа, отмечается в первое воскресенье после весеннего равноденствия и полнолуния; в иудаизме — праздник в честь исхода евреев из Египта.

Патриарх — высший духовный сан в православии, глава православной церкви в ряде стран.

Политеизм — многобожие, поклонение ряду богов, олицетворяющих, как правило, различные силы природы и социальные явления.

Православие — одна из трех основных христианских конфессий, восточная ветвь христианства, «церковь истинной веры», не имеющая единого духовного центра и единого главы церкви.

Пророк — человек, приобщившийся к божественному разуму, действующий по поручению божества и выполняющий функцию посредника между богами и людьми.

Протестантизм — одна из трех основных христианских конфессий, совокупность многочисленных самостоятельных церквей, утверждающих принцип спасения личной верой и право каждого верующего на личное общение с Богом без посредников.

^ Рай — посмертное местопребывание душ умерших праведников.

Религия — форма общественного сознания, основанная на вере в реальное существование сверхъестественного, отражающая действительность в иллюзорно фантастических образах, представлениях и понятиях; включает в себя религиозное вероучение и совокупность культовых действий.

Реформация — социально политическое движение, развернувшееся в Европе против феодализма и католической церкви и породившее протестантизм. Началось в 1517 г. в Германии с выступления М. Лютера, осудившего злоупотребления католической церкви.

Сакрализация — возведение материальных предметов, людей, действий, норм поведения, текстов в ранг священных, вовлечение в сферу религиозного влияния общественного и индивидуального сознания, социальных отношений и институтов.

Сверхъестественное — сверхчувственная реальность, противопоставляемая верующими действительному, чувственному миру и признаваемая стоящей над ним.

Секта — замкнутое религиозное объединение, возникшее как оппозиционное течение по отношению к господствующей религии и ревностно отстаивающее свои доктрины, ценности, идейные принципы и установки.

Секуляризация — процесс выхода различных сфер жизни общества, общественного сознания, социальных отношений и институтов из под влияния религии, обретение ими светского, мирского характера, отчуждение церковной собственности в пользу государства.

Сансара — концепция круговорота жизни в индийской религиозно философской традиции, в соответствии с которой жизнь понимается как бесконечная цепь перерождений, цепочка рождений и смертей.

Священнослужители — служители религиозного культа, рукоположенные в духовный сан (епископы и священники, имеющие право самостоятельно совершать богослужения, обряды и таинства, а также дьяконы).

^ Символ веры — краткий свод главных догматов, составляющих основу вероучения; принимается на веру слепо, без доказательств.

Синто — традиционная национальная религия японцев («путь богов»).

Сунна — священное предание ислама, изложенное в рассказах (хадисах) о поступках и изречениях пророка Мухаммеда.

Суннизм — одно из двух основных направлений ислама, признающее наряду с Кораном святость Сунны.

Табу — магический запрет в первобытном обществе, за нарушение которого должна была последовать кара, насылаемая сверхъестественными силами.

Талмуд — священная книга иудаизма, свод религиозных трактатов, содержавших комментарии к Торе и Танаху и окончательно закрепивших идеологические и культовые представления, господствующие в иудаизме.

Танах — священная книга иудаизма, включающая в себя Пятикнижие Моисеево (Тору), Книги пророков (Невиим) и Книги писаний (Хтувим). По своему содержанию в основном соответствует Ветхому Завету Библии.

Теократия — форма правления, при которой власть в государстве находится в руках главы церкви и духовенства.

Теология — богословие, концепция обоснования и защиты положений религиозного учения, система доказательств истинности религиозной догматики, комплекс норм и правил жизни верующих и духовенства.

^ Тора — священная книга иудаизма, включающая в себя первые пять книг Танаха, Пятикнижие Моисеево.

Тотемизм — первобытная форма религии, основанная на вере в то, что сверхъестественным предком (тотемом) и символом конкретного человеческого рода было священное животное, растение либо некое явление природы.

Тримурти — божественная триада в индуизме, состоящая из творца и управителя мира Брахмы, защитника и разрушителя Шивы, реализующего жизненную энергию, и мягкого, непротиворечивого Вишну, олицетворяющего космическую творческую энергию.

^ Троица — в христианской догматике одновременно существующие три ипостаси единого Бога: Бог отец, Бог сын и Бог — Святой Дух.

Фанатизм религиозный — слепая, доведенная до крайней степени приверженность религиозным идеям, стремление неукоснительно следовать им в повседневной жизни, нетерпимость к иноверцам.

Фарисеи — религиозно политическое направление в иудаизме во II в. до н. э. — II в. н. э., члены которого настаивали на строгом и неукоснительном соблюдении религиозных предписаний, отличались показным благочестием.

Фетишизм — одна из ранних форм религии, выражающаяся в поклонении неодушевленным предметам, которым приписываются сверхъестественные свойства.

^ Хаджж — паломничество мусульман, выражающееся в посещении Мекки и храма Каабы, одна из пяти основных обязанностей мусульманина.

Хинаяна — «малая колесница», «узкий путь спасения» — одно из двух основных направлений буддизма, его монашеская форма, утверждающая, что обрести спасение может только монах.

Церковь — религиозная организация, организующая управление верующими, кодифицирующая систему вероучения и упорядочивающая культовую практику.

Церковнослужители — низшие служители церкви, посвященные обрядом руковозложения, который не относится к таинству священства.

Шаманизм — распространенная в период разложения первобытнообщинного строя вера в способность особых людей (шаманов) быть посредниками между человеком и духами, предсказывать будущее, вызывать изменения в природе, лечить от болезней, провожать умерших в подземный мир.

Шариат — свод норм мусульманского права, морали, религиозных предписаний и ритуалов, основанный на положениях Корана и Сунны.

Шахид — в исламе: мученик, погибший в войне за веру.

Шиизм — одно из двух основных направлений ислама, признающее Коран божественным откровением и исключительное право прямых потомков Мухаммеда (имамов, унаследовавших четвертому халифу Али — двоюродному брату и зятю Мухаммеда) быть наследниками его миссии.

Экуменизм — движение за объединение христианских конфессий, которое координирует Всемирный совет церквей.

Энциклика — послание папы римского, посвященное наиболее важным общественно политическим, религиозным, нравственным вопросам, не подлежащее обсуждению и обязательное для исполнения.

Эсхатология — религиозные учения о конце света, связанные с завершением борьбы доброго и злого начал, сил света и тьмы.

Язычество — собирательное обозначение различных политеистических религиозных верований, обрядов и праздников.

Ян — обозначение мужского начала в китайской традиции, воплощением которого признается Небо.






Скачать 377,47 Kb.
оставить комментарий
Нечипуренко В.Н
Дата24.09.2011
Размер377,47 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх