Культурно-просветительская деятельность татарской интеллигенции в XIX первой Четверти ХХ векОВ icon

Культурно-просветительская деятельность татарской интеллигенции в XIX первой Четверти ХХ векОВ



Смотрите также:
Проблемы сохранения и развития русской культуры в условиях эмиграции первой волны...
Проблемы сохранения и развития русской культуры в условиях эмиграции первой волны...
Научно-просветительская и педагогическая деятельность российской интеллигенции в...
Протоиерей Павел карташев культурно-просветительская деятельность русских миссионеров на примере...
П. Н. Милюков о культурно-исторических традициях русской интеллигенции С. 134-151...
П. Н. Милюков о культурно-исторических традициях русской интеллигенции С. 134-151...
Социальная и просветительская деятельность Русской Православной Церкви в провинции во второй...
Централизация государственного управления на северном кавказе во второй половине XIX первой...
Централизация государственного управления на северном кавказе во второй половине XIX первой...
Россия в конце XVIII первой четверти XIX века...
Анархо-индивидуализм в среде отечественной интеллигенции второй половины XIX первой декады...
Список рекомендуемой литературы по курсу...



страницы:   1   2   3
скачать


На правах рукописи


ХАФИЗОВ ГАБДРАХМАН ГАББАСОВИЧ


КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ТАТАРСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ

в XIX – первой Четверти ХХ векОВ


Специальность 07.00.02. – Отечественная история


Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора исторических наук


Казань – 2006

Работа выполнена на кафедре современной отечественной истории Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Казанский государственный университет им. В.И.Ульянова-Ленина» Министерства образования и науки Российской Федерации


Научный консультант: доктор исторических наук, профессор, академик

АН РТ, заслуженный деятель науки РФ, РТ

Тагиров Индус Ризакович


Официальные оппоненты: доктор исторических наук, профессор

Шелохаев Валентин Валентинович


доктор исторических наук, профессор

Михайлова Савея Мухаметдиновна


доктор исторических наук, профессор

Смирнов Юрий Петрович


Ведущая организация: Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет


Защита состоится «____» ноября 2006 г. в _____ часов на заседании диссертационного совета Д.212.081.01 в Казанском государственном университете по адресу: 420008, Казань, ул. Кремлевская 18, корп. 2, ауд.1112.


С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке им. Н.И.Лобачевского Казанского государственного университета.


Автореферат разослан «____» _____________ 2006 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета Р.Г. Кашафутдинов

^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Научная значимость изучения истории российской интеллигенции обусловлена особой ролью татарской интеллигенции в социально-экономической и культурной жизни России и Советского государства в XIX – первой четверти XX вв.

В настоящее время в условиях демократизации Российского общества особенно важен объективный и всесторонний подход к изучению деятельности интеллигенции национальных окраин России.

Происходившие в российском обществе перемены, остро затронув историческую науку, раскрыли «темные пятна» в исследованиях культурно-просветительской деятельности татарской интеллигенции в XIX – первой четверти XX вв., поставили российскую историческую науку перед необходимостью переосмысления отдельных исторических фактов, переоценки некоторых широко пропагандировавшихся в былые годы достижений и успехов. Стал очевидным низкий теоретический уровень некоторых работ советского периода, а также предвзятость исторических обобщений. Все это призвано значительно активизировать исследования актуальных аспектов истории культурных взаимствований народов России, значительное место среди которых принадлежит проблеме культурно-просветительской деятельности татарской интеллигенции в XIX – первой четверти XX вв. Можно констатировать с уверенностью, что к настоящему времени накоплен целый ряд вопросов, проблем и предложений о путях культурных взаимствований народов России, требующих своего решения. Актуальность исследования обуславливается следующими факторами:

- во-первых, ускоренной демократизацией российского общества;

- во-вторых, связанной с этими возможностями углубленного изучения истории культурных взаимоотношений, расширяющих наши научные представления об этом периоде;

- в-третьих, необходимостью комплексного изучения данной проблемы на основе введения в научный оборот новых архивных документов, обновления и обеспечения фактического материала историко-культурных исследований и переосмысления многих устоявшихся взглядов на историю культурных взаимствований народов России;

- в-четвертых, обобщением имеющегося опыта в сфере культурных связей, дающих практические уроки для урегулирования межнациональных отношений в регионах российского государства.

Все это вызвало у автора научный интерес и обусловило автором данной диссертации избрание темой своего исследования историю культурно-просветительской деятельности татарской интеллигенции в XIX – первой четверти XX веков.

^ Объектом исследования является изучение культурно-просветительской деятельности татарской интеллигенции в регионах российского государства в XIX – первой четверти XX веков.

^ Предметом исследования выступают социально взаимосвязанные процессы в областях образования и культуры в пределах Российской империи и СССР.

Цель и задачи исследования.

Целью настоящего исследования является анализ культурно-просветительской деятельности татарской интеллигенции в XIX – первой четверти XX веков, а также, на основе использования данных современной исторической науки и разнообразных источников, многие из которых не были известны широкой общественности раскрыть процесс проявления культуроносительства и выяснить некоторые его особенности в изучаемый период. Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:

  • Определить характер источниковой базы, дать анализ специальной литературы по исследуемой теме;

  • Дать периодизацию культурно-просветительской деятельности татарской интеллигенции, выявить специфику ее проявления в регионах;

  • Выявить вклад татарской интеллигенции в области образования, общественной мысли, науки, музыки, сценического искусства и литературы;

  • Определить влияние культурно-просветительской деятельности татарской интеллигенции на дальнейшее развитие общественных отношений.


^ Степень изученности темы. В отечественной историографии истории культурно-просветительской деятельности татарской интеллигенции можно выделить 3 этапа, в каждом из которых проявление исследовательского интереса к изучению данной проблемы выражалось по-разному. Первым этапом можно условно назвать период первой трети XX века. В работах Я.Д.Коблова, М.П. Павловича, И.Н. Бороздина, А.И. Скачко, В.В. Бартольда, С.Д. Асфендиярова, П.П. Галузо и др. были рассмотрены основные направления культурно-просветительской деятельности татарской интеллигенции. На наш взгляд большинство материалов работ вышедших в этот период, отражающих уровень культуры и образования татарского народа, можно условно назвать источниковым материалом. Ибо они написаны по горячим следам происшедших фактов, в них приводится первичный факталогический материал, полученный в процессе различных фронтальных обследований и выборочных опросов, демографических переписей населения и т.п. С этой точки зрения представляет интерес оценки татар деятелями других национальных культур того времени. Так в переизданной работе Абая Кунанбаева так пишется о татарах: «Смотрю на ногаев (так называли казахи казанских татар), они могут быть хорошими солдатами, стойко переносят нужду, смиренно встречают смерть, берегут школы, чтят религию, умеют трудиться и наживать богатства, наряжаться и веселиться»1.

Второй этап – начало 1930-х первая половина 50-х гг. – приходится на период триумфа культа личности И.В. Сталина. В трудах М.Н. Худякова, Г.Н.Ахмерова, Дж. Валиди, Г.С. Губайдуллина и др. рассматривается влияние культуры и образования поволжских татар на окружающие их народы.

Третий этап начинается периодом «хрущевской оттепели» (вторая половина 1950-х гг.) и завершается 2000 годом.

К исследованиям этого периода относятся труды М.Х. Гайнуллина,
Е.П. Бусыгина, С.М. Михайловой, Р.И. Нафигова, М.Х. Хасанова,
Р.С. Мухамадиева, Б.В. Лунина, И.И. Иляловой, З.И. Гильманова,
С.Х. Алишева, М.А. Усманова, А.Х. Халикова, Ф.Т. Валеева, Р.К. Валеева, М.З. Хафизова, Я.Я. Гришина, З.З. Мифтахова, И.Р. Тагирова,
Р.Г. Кашафутдинова, Р.У. Амирханова, Р.Г. Хайрутдинова, Г.С. Сабирзянова и др.

Как следует из анализа литературы, многие вопросы по истории культурных заимствований исследованы далеко не полно. Поэтому воссоздание полной и объективной картины культурно-просветительской деятельности татарской интеллигенции по имеющимся работам не представляется возможным. В связи с этим перед данным исследованием возникает необходимость изучения ранее неисследованных сюжетов и более глубокого анализа имеющихся. Детально степень источниковой и историографической разработки темы анализируется в отдельной главе диссертации.

^ Территориальные рамки исследования составили: Поволжско-приуральский регион, Средняя Азия, Сибирь, Польша, Литва, центральные русские города: С. Петербург, Н. Новгород. Изучение названных регионов и городов вызвано тем обстоятельством, что именно в них представители татарской интеллигенции более полно смогли раскрыть свой потенциал и оказать культурное влияние на народы, проживающие в них.

^ Хронологические рамки диссертации охватывают период с начала XIX по первую четверть XX вв. Определение изначальной грани исследования связано с начавшимися в России либеральными реформами, которые значительно активизировали деятельность татарской интеллигенции, усилившими влияние на окружающие народы.

Конечная дата связана с резким изменением воздействия татарской интеллигенции в указанных регионах, вызванным революционными перестановками в России, наряду с представителями русской интеллигенции они становились основными проводниками культурных преобразований в СССР в 1920-е годы.

Исходя из хронологических рамок данного исследования культурно-просветительская деятельность татарской интеллигенции делится на три периода. Первый период охватывает конец XVIII – первую половину XIX вв. Он характеризуется тем, что формирование мировоззрения татарских педагогов-ученых европейского типа происходит в тесном контакте с русской и западноевропейской наукой и культурой. Научно-практическими поисками предшественников татарской интеллигенции были подготовлены проекты создания светских общеобразовательных школ и печатных органов для татар.

Открытие в Казани гимназии (1758 г.) и университета (1804 г.) оказало заметное влияние на дальнейший рост татарской культуры. Именно в их стенах татары впервые получают возможность иметь светское, европейское образование.

Гимназия и университет способствовали оживлению татарско-русских взаимоотношений. Распространению знаний, науки также способствовало открытие в Казани типографии при первой Казанской гимназии (1801 г.) и университетской типографии (1809 г.), где наряду с религиозной литературой печаталась и светская: труды по медицине, астрономии, грамматике, произведения средневековых арабо-мусульманских мыслителей, исторические памятники восточных народов.

Второй период (2-я половина XIX века). Культура России второй половины XIX века впитала художественные традиции, эстетические и моральные идеалы «золотого века» предшествующего времени. В России сложился своеобразный историко-художественный период, который его современники назвали «серебряным веком» русской культуры.

Начальное образование давали государственные земские, церковно-приходские школы, медресе. Система среднего образования включала гимназии и реальные училища. Во второй половине XIX века были созданы университеты в Одессе, Томске, несколько позже в Саратове.

В пореформенной России усиливается стремление народа к грамотности, приобщению к научным знаниям, литературе и искусству. В реализации этой потребности большую роль сыграла передовая российская интеллигенция, создававшая различные просветительские организации при земствах и научных обществах, а также новые внешкольные формы образования. Для развития культурно-просветительской деятельности были открыты народные дома. Они представляли возможность пользоваться книгами, журналами, в них устраивались публичные лекции и театрально-концертные представления. Развитию культуры и приобщению к ней широких слоев населения способствовала деятельность научных, технических, литературных мемориальных и краеведческих музеев в столицах и провинции.

Третий период (первая четверть XX века) ознаменовался выходом на общественную арену новых сил, качественным изменением общественного сознания: на базе религиозного реформаторства, просветительства и либеральных идей формировались направления общественной мысли, которые образовали теоретическую основу последовавшего мощного подъема национального движения среди татар по пути прогресса.

Этот период ознаменовался усиленным влиянием татарской культуры на народы Поволжья, Средней Азии, Сибири и др. регионов России в таких областях культур как просвещение, печатное дело, литература, сценическое искусство.

В освоении многих теорий и идей, обретающих в этот период решающее значение для татарской общественной мысли, огромную роль сыграло печатное слово. Так, уже в 1905-1907 гг. на татарском языке легально выходили 33 издания (21 газета и 12 журналов).

Пропаганда русской культуры имела значительные масштабы. Десятки изданий, по существу, вели неофициальное соревнование по образцовой подаче материала из русской художественной, политической, научной литературы («Шура», «Анг», «Юлдуз», «Кояш», «Эль-гаср-эль-джадид, «Азат халык», «Урал» и т.д.). Пальма первенства в этом своеобразном состязании принадлежала журналу «Шура». Это было издание, которое не ограничивалось разрозненными материалами по русской культуре, а имело стройную систему, доведенную до известного совершенства.


^ Методологическую основу исследования составляют важнейшие принципы исторического познания – научность, историзм и объективизм, всесторонность и комплексность научного анализа. Характер задач, поставленных в диссертационной работе, вызвал необходимость применения, наряду с общенаучными, специальных исторических методов: систематизации, периодизации, проблемно-хронологического, сравнительного, комплексного, реконструктивного, системно-структурного, конкретно-исторического, а также критического подхода к источникам и историографии по исследуемой тематике. Кроме того, в работе использовались математико-статистические методы – средних величин, группировки и т.д.


^ Научная новизна исследования состоит в следующем:

  • При проведении историографического обзора проанализированы, классифицированы по направлениям и периодам основные труды и исследования, затрагивающие рассматриваемую проблему;

  • В научный оборот вводится значительное количество новых архивных материалов, в исследовании проведен ряд авторских подсчетов и обобщений;

  • Классифицированы использованные источники, проведен их источниковедческий анализ;

  • Обоснована и определена периодизация культурно-просветительской деятельности;

  • Показано значение культурно-просветительской деятельности и раскрыто отношение к ней со стороны русскоязычной и другой интеллигенции регионов.

^ Практическая значимость работы заключается в изучении культурно-просветительской деятельности татарской интеллигенции в различных регионах России и за рубежом. Отдельные теоретические и практические выводы, положения могут стать подспорьем для дальнейшего, более углубленного исследования этой проблемы. Практическая значимость настоящего исследования также состоит в том, что его материалы являются составной частью изучения истории татарского народа и используются автором при чтении курса «История татарского народа» на кафедре истории Татарстана исторического факультета Казанского государственного университета.

^ Апробация исследования. Диссертация обсуждена на кафедре современной отечественной истории Казанского государственного университета. Основные положения и выводы нашли свое отражение в научных публикациях, обнародованных в 2002-2006 гг. в двух монографиях, в международном журнале «Мирас», сборнике научных трудов «Культурные традиции Евразии», «Казанском медицинском журнале», в сборнике научных публикаций Российского государственного гуманитарного университета, выступлениях на региональных конференциях (2002-2006 гг.).

Общий объем диссертации – 437 стр. Список использованных источников и литературы включает 659 названий.

Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

^ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ


Во введении обоснована актуальность темы, указаны цели и задачи, определены новизна, объект, предмет, методология исследования, хронологические и территориальные рамки, практическая значимость диссертации.

В первой главе «Историография и источники исследования» проанализированы историографическая и источниковая база по теме исследования.

Важным подспорьем для исследования послужили работы современных авторов, перечисленные в историографическом обзоре. Они стали важной методологической опорой и фактологической базой для работы над этой диссертацией. Их внимательный анализ позволил во многом уточнить план, схему и алгоритмы исследования, сформулировать цели и задачи, выделить научную новизну и актуальность, наметить необходимые гипотезы и версии, которые необходимо было либо доказывать, либо опровергать. Статистические обобщения, исторические выкладки и факты, приводимые авторами этих трудов, стали основой для их сопоставления, сравнительного анализа с архивными данными, что позволило обнаружить ошибочные подходы, неточности и явные противоречия с реальным положением дел в описываемый период и, в конечном счете, сделать необходимые выводы.

Весомый вклад в рассмотрение некоторых аспектов проблем по изучаемой тематике внес представитель крымо-татарской интеллигенции выдающийся просветитель И. Гаспринский2.

Под влиянием И. Гаспринского открывались в разных концах России новые школы, множество благотворительных учреждений и начиналась литературная деятельность. Все это в совокупности влияло на развитие культуры народов России. Работа переиздана в 1981 году.

Культурное влияние татарской интеллигенции на соседние народы (чуваши, мари, мордва и удмурты) находит свое отражение в работе
Я.Д. Коблова3.

На основе изучения многочисленных данных автор сделал следующий вывод: «Татары магометане среди инородческих племен Приволжского края занимают господствующее положение. Влияние татар магометан на соседние инородческие племена – чуваш, черемис и вотяков – вполне понятно и не может вызывать особенного удивления». Не обошел Я.Д. Коблов вниманием и значение влияния ислама на развитие культуры и образования татарского народа XIX в.

О влиянии ислама, о роли конфессиональных школ в деле просвещения и развития культуры татарского населения излагается в другой работе Я.Д.Коблова4. Автор с особым восторгом пишет: «Казанские татары проявляют необыкновенную любовь и приверженность к школе. Заниматься изучением науки, с точки зрения магометанина, доброе святое дело». Труды Я.Д. Коблова оказали значительное влияние на процесс становления объективной оценки татарского фактора в развитии российской культуры.

В высшей степени актуальной по нашей теме является работа известного татарского ученого-историка Г.Газиза (Газиза Губайдуллина)5. Она представляет также большую ценность для многостороннего и целостного понимания истории формирования российского суперэтноса и российского государства. В книге Г. Газиза показаны важнейшие этапы хозяйственного и социально-политического взаимодействия между славянами и тюрками (прежде всего тюрками Поволжья), сопровождавшиеся не только набегами, завоеваниями, но и переходом на службу Московского государства значительной части татарских воинов, представителей высших сословий, приносивших с собой традиции военного дела и государственной организации Золотой Орды и ее приемников. Книга переиздана в 1994 году.

Наибольший интерес представляет работа Джамала Валиди6. Он известен как историк общественной мысли и литературный критик. Его труд целиком посвящен деятельности татарской интеллигенции в области литературы и образования. Труд переиздан в 1998 году.

Много интересного по рассматриваемой проблеме можно найти в работе В.В.Бартольда7, в которой напрямую затрагиваются вопросы культурно-просветительской деятельности татарской интеллигенции в регионах Средней Азии в XIX веке.

Немалый интерес представляет сборник статей под редакцией С.Д. Асфендиярова8, в котором немало вопросов, рассматривающих влияние культуры поволжских татар на казахскую степь. Однако, нужно также отметить, и то, что в этом сборнике содержится значительное количество односторонних неадекватных историческим реалиям оценок о культурном влиянии татарской интеллигенции на просвещение казахов.

Работа П.П.Галузо9 также представляет значительный интерес в деле изучения культурно-просветительской деятельности татарской интеллигенции. Он писал о выдающейся роли татарской газеты «Тарджеман», выходившей с 1881 года, в деле просвещения не только самих татар, но и казахов, узбеков, азербайджанцев и др.

В области исследования татарской периодической печати особое место занимает М.Х.Гайнуллин10. Он дал краткую характеристику истории борьбы за создание татарской прессы. Его труды являются по сути дела исследованиями, в которых определенное внимание уделено популяризации в татарской прессе русской литературы и где раскрыта деятельность классиков русской литературы М.В.Ломоносова, И.А.Крылова, А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, М.Ю.Лермонтова, И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого и др. Главное внимание он уделил таким изданиям как «Юлдуз», «Эль-ислах», «Эль-гаср-эль-джадид», «Шура»11, в которых печатались произведения русских классиков в переводе на татарский язык. Эти издания пользовались большой популярностью всех тюркских народов России и потому являлись одной из форм просветительской работы татарской интеллигенции.

Большой вклад в исследование рассматриваемых проблем внесла С.М.Михайлова12.

В ее монографии, получившей высокую оценку общественности, освещается процесс формирования и развития просветительства среди татар Поволжья 1800-1861 гг. На основе различных источников, прежде всего, архивных, впервые вводимых в научный оборот, в книге исследуется передовая татарская общественная мысль, раскрывается многогранная научно-педагогическая и общественная деятельность первых татарских просветителей Хальфиных, А.А.Вагапова, С.Б.Кукляшева, М.Г.Махмудова, Х.Фаизханова и выясняются давние корни дружбы народов России. Интересна монография Б.Х. Юлдашбаева13, в которой в частности он констатирует, что выдвигаемая татарскими джадитами реформа мусульманского образования, религии и быта, требование развивать национальную культуру служили, в конечном итоге, средством духовного утверждения и идеологического обоснования буржуазной нации. Заслуживает внимания его вывод о том, что становление башкирской национальной литературы произошло в составе татарской литературы.

Р.И. Нафигов был одним из первых исследователей дореволюционной прессы, который на материале татарских газет и журналов отмечает отдельные факты популяризации русской культуры. Он очень высоко оценивает деятельность журнала «Ялт-Юлт», в котором упоминались имена русских писателей, юмористов и сатириков: Фонвизина с его «Бригадиром» и «Недорослем», Гоголя с непоколебимым «Ревизором», а также Грибоедова, Островского, Салтыкова-Щедрина, Чехова14. Продолжая начинания М.Х.Гайнуллина, он дал объективную оценку журналу «Шура», где содержательно описывались труды А.С.Пушкина, А.И.Гончарова, Д.И.Писарева, А.Д.Кантемира, Н.В.Гоголя, Л.Н.Толстого, М.В.Ломоносова, И.И.Никитина, А.П.Чехова, И.С.Тургенева и др.

Наибольший интерес научной общественности вызывает сборник научных трудов15, подготовленный Институтом языка, литературы и истории им. Г.Ибрагимова. Этот сборник составлен из докладов, с которыми их авторы выступили на научно-теоретической конференции по проблеме «Взаимовлияние и взаимообогащение национальных литератур и искусств в развитом социалистическом обществе». Книга свидетельствует о том, что тесные взаимосвязи и взаимовлияние культур разных народов ведут к их дальнейшему сближению и расцвету.

Немаловажное место в нашем исследовании принадлежит трудам М.Х.Хасанова, раскрывшего многогранную деятельность Г.Ибрагимова, общественного деятеля, ученого и писателя. На примере творчества и непосредственного участия Г.Ибрагимова в периодической печати отмечены важные аспекты функционирования таких изданий, как «Эль-ислах», «Анг», «Шура», «Юлдуз», «Турмуш», «Ирек» и др.16 При этом не обойден вопрос об инициативе в пропаганде русского классического наследия на страницах прессы. Некоторые издания начала ХХ века находились в фокусе внимания Р.С.Мухамадиева17, который исследовал проблемы художественного перевода и формирования татарской литературной критики. Автор затронул также вопрос освещения в татарской печати некоторых аспектов русской культуры.

Нужно отметить значение труда К.Андреаса18 – о социально-экономическом и политическом положении народов Средней Волги в составе Российской империи в XVI-XIX веках. Там затрагиваются также вопросы, связанные с деятельностью татарской национальной интеллигенции в общественно-политической жизни страны в указанный период. Заслуживает внимания и другая его работа19, где содержатся важные сведения и весьма объективные выводы по истории взаимоотношений народов России. В работе уделено значительное место роли татарской интеллигенции в ее просветительской деятельности среди мусульманских народов.

В русле изучения данной проблемы представляет значительный интерес исследование Б.В.Лунина20. В указанном издании наряду с объективной оценкой деятелей наук Узбекистана в XIX – в начале XX веках рассмотрен также и вклад татарской интеллигенции в развитие узбекской культуры. Следует отметить и другую работу автора21, в которой дан объективный анализ взаимосвязи культур киргизского народа с народами России, Средней Азии и Казахстана и высоко оценивается роль татарской интеллигенции на этом поприще. Многопланова и очень ценна монография И.И.Иляловой22, где раскрыты творческие связи татарского театра со сценическими культурами русского, казахского, узбекского народов.

Определенное место в нашем исследовании занимает работа Х.Клауса23 о русской экономике и социальной истории, где затрагиваются вопросы деятельности татарской интеллигенции и ее вклад в различные области экономики и культуры России XIX в.

Важное значение для нашего исследования имеет коллективный труд научных сотрудников Института языка, литературы и истории им. Г.Ибрагимова З.И. Гильманова, С.Х. Алишева, Ю.И. Смыкова, в котором нашли освещение некоторые проблемы развития культуры Татарии в дооктябрьский период24.

Представляет интерес монография С.Х.Алишева25, в которой на основе многочисленных источников и литературы показано состояние культуры народов Среднего Поволжья, представлено экономическое, общественно-культурное развитие, а также взаимовлияние культур русского и татарского народов в конце XVIII-XIX веков.

Актуальной для нашей темы является работа М.А.Усманова26, где подробно рассматривается неутомимая деятельность Х.Фаизханова, получившая высокую оценку общественности и оказавшая большое влияние на развитие культур тюркских народов.

Немало интересных данных о тюркско-русских связях содержится в книге А.Х.Халикова27, где многие факты приводятся впервые. В этой работе на основе фактов и документов прослеживается булгаро-татарское происхождение 500 известных русских фамилий.

В 20–40 годы ХХ столетия о советской истории народов России много писал находившийся в эмиграции Гаяз Исхаки28. Эта работа классика татарской литературы, видного общественного деятеля и публициста вышла в 1933 году на татарском языке в Берлине, затем в Париже на русском и французском языках. Работа переиздана в 1993 году. Главная ценность этого труда заключается в том, что в ней дается логика, основные вехи политической истории татар и деятельности татарской интеллигенции в различных областях культуры XIX – первой четверти ХХ веков.

Заслуживает высокой оценки монография Ф.Т.Валеева29, в которой прослеживаются основные этапы формирования сибирских татар как этноса, показывается состояние их материальной и духовной культуры в XIX – начале ХХ веков. Особенно интересны для нашей темы выявленные автором атрибуты жизни сибирских татар, влияющие на развитие культуры хантов и мансов.

Определенный вклад в рассмотрение некоторых аспектов проблем по нашей тематике внес Р.Г.Хайрутдинов30, в своей работе автор раскрывает основные направления решения проблем национальных отношений в деятельности политических партий России, где немало сведений для нашего исследования.

Определенную ценность представляет труд Я.Я. Гришина31, где автор в своем популярном историческом очерке рассказывает интересные страницы истории польско-литовских татар, начиная с XIV в. и заканчивая нашими днями. В исследовании много места отведено культурной, политической и экономической деятельности татарской интеллигенции в XIX – первой четверти ХХ века.

Достойна внимания и другая работа Я.Я. Гришина32, где излагается этническая история польско-литовских татар, их влияние на социально-экономическую и культурную жизнь Польши и Литвы. Последний аспект ставится автором в центр внимания и рассматривается в связи с изучением как отдельных личностей – выходцев из татарской среды, так и изучением в целом.

Несомненно большой интерес вызывает вклад конкретных представителей татарской интеллигенции в развитие культуры народов России. Об этом в дореволюционной России, равно и в советский период писали не охотно, порой даже вводились запреты на опубликование их трудов и достижений в различных областях науки и образования. Среди них можно было бы назвать выдающихся общественных деятелей и ученых из татар. Особо хочется подчеркнуть трагические судьбы братьев Шигапа, Шахара, Бурхана, Гильмутдина и Галимзяна Шарафов, посвятивших всю свою жизнь развитию культуры, не только татарского, но и других народов России. Их выдающемуся вкладу в развитие российской науки и образования, борьбе за демократические преобразования в Советский республике и их трагической судьбе посвящена насыщенная интересным научно-историческим и архивным материалом работа Р.К.Валеева33. Автор, основываясь на малоизученных архивных материалах (к которым раньше доступ был закрыт), рассказал о тех произволах советской власти, которые совершались по отношению к интеллигенции Советской России. О деятельности татарской интеллигенции в период реформ, революции 1917 года и первой трети ХХ века можно найти много интересных фактов по нашей тематике. В сборнике материалов Республиканской научной конференции, посвященной 100-летию Галимджана Шарафа 3-4 декабря 1996 г.34, представлены тексты докладов и тезисов выступлений на Республиканской научной конференции, организованной историческим факультетом КГУ и Исполкомом Всемирного конгресса татар.

В рамках данной проблематики представляет значительный интерес работа М.З.Хафизова35, в которой рассматривается развитие духовной и материальной культуры нижегородских татар в XIX – начале ХХ веков, и общественно-политической деятельности представителей татарской интеллигенции Нижнего Новгорода.

В рамках рассматриваемой проблематики актуальна работа Г.Г.Косача36, в которой рассмотрeна культурно-просветительская деятельность оренбургского татарского меньшинства в казахской степи и Средней Азии.

Непосредственное отношение к нашей проблематике имеет работа Г.М.Давлетшина37, где автор очень четко раскрывает основные этапы развития духовной культуры татарского народа и ее влияние на народы России. Имеются сведения по нашей проблематике в сборнике38 под научной редакцией З.З.Мифтахова, где публикуются материалы, раскрывающие процесс формирования сословия служилых татар, их место и роль во взаимоотношениях между русским и татарским народами.

Имеющие непосредственное отношение к нашей проблеме материалы и научно-обоснованная информация содержатся в работе академика И.Р.Тагирова39, где автор указывает на культурно-просветительскую деятельность предков современных татар еще в период гуннов, прослеживает пути формирования татарской интеллигенции и ее вклад в развитие культуры российского народа в XIX – пер.четверти ХХ веков.

Важную научную ценность представляет другая работа И.Р.Тагирова40, в которой на основе очень широкого круга разноплановых исторических источников, характеризуется влияние образа жизни татарского народа на окружающие народы.

Интересной и солидной является работа Р.У.Амирхана41, где автор рассказывает о неизученной до сих пор творческой деятельности татарской интеллигенции и ее вкладе в становление и развитие российской общественности во второй половине XIX – начале ХХ веков.

Несомненный интерес с точки зрения изучения татарской общественной мысли конца XVIII-XIX вв. представляет коллективная монография42, в которой освещаются исторические этапы развития и основные течения татарской философской и общественной мысли, и развитие книжно-письменной культуры татарского народа.

Таким образом, в процессе историографического анализа была дана возможность для решения ряда дискуссионных и мало разработанных вопросов. Обобщая предыдущие изыскания в вопросах изучения культурно-просветительской работы татарской интеллигенции среди других нерусских народов, можно сказать следующее. Во-первых, была создана возможность для продолжения решения этой ответственной проблемы на основе достижения предыдущих авторов и поиска нового пласта неизвестных или малоизвестных материалов. Во-вторых, это дало возможность создать работу в целом характеризующую роль татар в становлении и развитии культуры, литературы и образования многих нерусских народов России. Хронологические лакуны, доминирующая локальность тематики, наличие множества отдельных и не связанных сюжетов в огромной степени обусловили отсутствие целостного изложения эволюции данной темы на протяжении всего XIX и первой четверти ХХ веков, ее своеобразие в рамках данного исторического времени и данного исторического пространства.

Предпринятое исследование призвано способствовать разрешению вопросов, поставленных на повестку дня самим ходом развития историографии.





оставить комментарий
страница1/3
ХАФИЗОВ ГАБДРАХМАН ГАББАСОВИЧ
Дата24.09.2011
Размер0,59 Mb.
ТипАвтореферат диссертации, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

наверх