Статья рассчитана на юристов, историков, а также на всех, кто занимается изучением и подготовкой научной литературы по истории образования icon

Статья рассчитана на юристов, историков, а также на всех, кто занимается изучением и подготовкой научной литературы по истории образования



Смотрите также:
«Предварительные правила народного просвещения»...
Статья рассчитана на юристов, историков, а также всем...
Статья рассчитана на юристов, историков, а также всем...
Статья рассчитана на юристов, историков, а также будет интересна всем...
Статья рассчитана на юристов, историков, а также всем...
Статья рассчитана на юристов, историков, а также всем...
Статья рассчитана на юристов, историков, а также всем...
Статья рассчитана на юристов, историков, а также всем...
Статья рассчитана на юристов, историков, а также всем...
Статья рассчитана на юристов, историков, а также всем...
Книга рассчитана на всех тех, кто хочет приобщиться к психотерапии. Конечно...
Книга рассчитана на философов, историков, филологов, всех...



скачать
Состояние и развитие образования в Древней Руси


Земляная Татьяна Борисовна,

ИНИМ РАО, zemlyanaya@yandex.ru

Павлычева Ольга Николаевна,

ИНИМ РАО, olganik78@mail.ru


Аннотация

В статье рассмотрены вопросы зарождения организованных форм обучения и воспитания в Древней Руси. На основе анализа исторических документов и научной литературы оценивается влияние христианства на развитие системы образования на Руси. Рассмотрена политика князей в сфере образования и просвещения, при этом значительное внимание уделено значению образовательной политики Ярослава Мудрого.

Статья рассчитана на юристов, историков, а также на всех, кто занимается изучением и подготовкой научной литературы по истории образования.

Ключевые слова: образование, школа, воспитание, государственная политика в области образования, обучение, письменность, религия, христианство, грамотность, просвещение, библиотека


Abstract

The questions of the origin of the organized forms of education and upbringing in Ancient Russia are considered in the article. The influence of Christianity on the development of education system in Russia is estimated on the basis of the analysis of historical documents and the scientific literature. The policy of princes in the sphere of education and enlightenment is considered. The considerable attention is given to the value of the educational policy of Yaroslav Mudriy.

The article is meant for lawyers, historians, and also on all who is engaged in studying and preparation of the scientific literature on history of education.

Keywords: education, school, upbringing, the state policy in the spheres of education, training, writing, religion, Christianity, literacy, enlightenment, library


Образование в Древней Руси неразрывно связано с закономерностями развития и потребностями восточнославянского общества и его культуры. С возникновением Древнерусского государства, ростом городов как центров экономической и культурной жизни восточных славян, потребностью княжеской власти в грамотном государственном аппарате для осуществления экономической и внешней политики в новом феодальном обществе потребовало вмешательства государственной власти в организацию школ. Вышеперечисленные факторы, отражавшие новые тенденции в развитии восточнославянского общества, вызвали к жизни появление школ, дававших «книжное», повышенное образование.

Во многих случаях, когда это необходимо было для нужд государства, образование становилось под эгиду княжеской власти.

Летописные известия определенно свидетельствуют о создании великими киевскими князьями школ; о появлении грамотной прослойки в древнерусском обществе говорят не только берестяные грамоты, материалы эпиграфики и граффити на стенах храмов и на бытовых предметах, но и возникновение книжности на русском языке.

Если возникала нужда в идейной поддержке, князья обращались за помощью к монастырям, к духовенству вообще. В монастырях писались по их заказам и при их непосредственном покровительстве летописи, создавались сборники нравоучительных произведений (например, Изборник Святослава 1073 г.), конструировались идеологические системы, которые затем доводились до населения через церковную проповедь.

Представление о всеобщей неграмотности населения Древней Руси, нашедшие выражение в «Очерках по истории русской культуры» П.Н. Милюкова1, к настоящему времени вполне опровергнуто открытием берестяных грамот А.В.Арциховским и рядом иных документов.

В источниках нет достоверных сведений о школах повышенного типа XII - начала XIII вв., тем не менее, образованность многих авторов произведений литературы, искусства, права, переводчиков книг с иностранных языков оказалась на том уровне знаний, который обеспечивали именно школы повышенного типа.

Археологические раскопки середины XX в. в Новгороде, Пскове, Смоленске, других русских городах дали ценнейший материал о распространении письменности в Древней Руси.

Найденные там берестяные грамоты самого различного содержания (письма, памятные записки, учебные записи и т. д.) наряду с многочисленными эпиграфическими памятниками (надписи на камнях, крестах, оружии, посуде и т. п.) стали свидетельством широкого распространения грамотности среди городского населения в Киевской Руси.

Так, найденные археологами берестяные грамоты, содержавшие обычные житейские записи, свидетельствуют об использовании письма различными людьми высокого и низкого звания. Например, «Поклон от Якова куму и другу Максиму. Купи мне, кланяюсь, овса у Андрея, если он продаст. Возьми у него грамоту да пришли мне хорошего чтения2».

Более верную точку зрения на состояние образования в Древней Руси высказал еще в середине XIX в. митрополит Макарий (Булгаков) в своей «Истории русской церкви», которая является результатом большой работы с источниками и представляет собой фундаментальный научный труд3. По его мнению, после крещения на Руси стараниями князя Владимира начинаются распространение грамотности.

В литературе имеется мнение, что указанных фактов «явно недостаточно, чтобы говорить о существовании школ как постоянных образовательных учреждений, стабильно функционировавших в течение достаточно долгого времени и являющихся самостоятельными организационными структурами наподобие западноевропейских университетов» 4. С этой точкой зрения трудно согласиться, так как ″учение книжное″ – представляло собой именно систематическое школьное преподавание.

Как было показано академиком Б.Д. Грековым, существовали различные уровни образования: основа – элементарная грамотность, и форма высшего образования – «учение книжное». «Совершенно ясно, что ″учение книжное″ – это не простая грамотность, а систематическое школьное преподавание»5.

В понятии «учение книжное» соединилось представление о разных уровнях образования, стоящих выше элементарной грамотности.

Вопросы обучения, связанные с созданием школ на Руси, решались непросто. Первая школа, которую по типу можно отнести к «школам учения книжного», была открыта вскоре после принятия христианства. Князь Владимир заботился о распространении образования среди представителей различных групп населения для осуществления христианского воспитания. И хотя школы стали новым явлением для славян, и родители неохотно отдавали детей на обучение, результаты не заставили себя ждать: уже к середине XI в. в Киеве появились люди, обладавшие достаточно широкими знаниями.

В летописи сообщалось о князе Владимире Святославовиче:

988. В лето 6496... Владимир же был рад, что познал бога... И поставил церковь во имя святого Василия на холме, где стоял идол Перуна и другие и где творили им требы князь и люди. И по другим городам стали ставить церкви и определять в них попов, и приводить людей на крещение по всем городам и селам. Послал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное. Матери же детей этих плакали о них; ибо не утвердились еще они в вере, и плакали о них, как о мертвых.

Когда отданы были в учение книжное, то тем самым сбылось на Руси пророчество, гласившее: «В те дни услышат глухие слова книжные и ясен будет язык гугнивых»6.

Княжеский двор все в большей степени нуждался в людях грамотных, просвещенных, в силу усложнения хозяйственной жизни, развития дипломатических отношений с другими странами, законодательной деятельности в соответствии с новыми отношениями собственности, размежеванием общества на новые сословии.

По мнению ряда ученых, например, историка Б.Д. Грекова, «учение книжное», в которое Владимир велел отбирать детей, было не простой школой грамотности, а являлось учебным заведением более высокого типа, где давались систематические знания7.

Таким образом, принятие новой веры и организация школы протекали одновременно. И крещение Руси, и распространение грамотности князь считал звеньями единой политики — укрепления государства при помощи грамотного административного аппарата.

Эту точка зрения высказывается целым рядом ученых. Так, проф. Е.Е. Голубинский говорит, что появление «научного ученья» вызывалось потребностью государства в просвещенных людях, способных начать новый период жизни8.

В первый период после принятия христианства и позднее князья и государи России охотно и в большом количестве приглашают из Византии, Болгарии, Сербии церковных грамотеев и переводчиков, заботятся о переводе духовной и светской литературы, о распространении грамотности, открытии учебных заведений.

Польский историк, церковный деятель и дипломат Ян Длугоша писал, что Владимир «русских юношей привлекал к изучению искусств». На основании этого некоторые предполагают, что в Киевской школе «учения книжного» изучали семь свободных искусств: грамматику, риторику, диалектику, арифметику, геометрию, астрономию, музыку9.

В 990 г. Владимир открыл в Корсуни две школы, одна из которых была для служителей церкви. В Корсуни были переведены «Жития Василия Великого» и другие церковные и светские книги10.

Главным советником и помощником Владимира при открытии школ и обучении детей был прибывший из Греции первый митрополит Киевский Михаил, который, по утверждению Татищева В.Н. советовал Владимиру устроить училища для утверждении веры и собрать детей для обучения. «…Владимир повелел собрать детей знатных, средних и убогих, раздавая по церквам священникам со причетники в научение книжное. Прежде бо неведуще закона, не слыхали словес книжных»11.

Вологодско-Пермская летопись содержит запись о школе Владимира Святославича: «Князь великий Володимер, собрав детей 300, вдал учити грамоте»12.

Некоторые исследователи считали названное количество учащихся в школе поздней вставкой или вымыслом. Однако М. Н. Тихомиров пишет, что Вологодско-Пермская летопись содержит оригинальный текст, отсутствующий в других летописных сводах13, Я.С. Лурье доказал, что текст летописи восходит к своду 70-х гг. XV в. и к еще более ранним источникам. В правдивости сообщений летописи не сомневался А.А. Шахматов14. Сообщение летописи о контингенте учащихся школы совпадает со следующими словами из Хроники М. Стрыйковского: Владимир отдал на учение «всех названных сынов своих и возле них несколько сот боярских сынов». П.П. Толочко, указал, что мы лишь не знаем, какие древние источники находились в руках составителей поздних летописей15. По приблизительным подсчетам, дворцовая школа Владимира с контингентом в 300 учащихся за 49 лет (988—1037) могла подготовить свыше тысячи образованных воспитанников. Опираясь на эту силу, Ярослав Мудрый сделал новый шаг в развитии просвещения на Руси.

«Заложил Ярослав город большой, у которого сейчас Золотые ворота, заложил и церковь святой Софии, митрополию, и затем церковь святой Богородицы благовещения на Золотых воротах, затем монастырь святого Георгия и святой Ирины... Любил Ярослав церковные уставы, попов очень жаловал, особенно же черноризцев, и к книгам проявлял усердие, часто читая их и ночью и днем. И собрал книгописцев множество, которые переводили с греческого на славянский язык. И написали они много книг, по которым верующие люди учатся и наслаждаются учением божественным. Как бывает, что один землю распашет, другой же засеет, а третьи пожинают и едят пищу неоскудевающую, так и здесь. Отец ведь его Владимир землю вспахал и размягчил, то есть крещением просветил, а мы пожинаем, учение получая книжное16». Священникам построенной им церкви Святой Софии в Киеве велел учить детей. Это, по мнению некоторых специалистов, было второе после «училища книжного» Владимира в Киеве учебное заведение повышенного типа на Руси.

Князь Ярослав Владимирович, вошедший в историю как Мудрый, расширил круг людей, обучавшихся грамоте, предписав священникам «по городам и иным местам» учить людей, ибо «Велика ведь бывает польза от учения книжного; книги наставляют и научают нас пути покаяния, ибо мудрость обретаем и воздержание в словах книжных. Это — реки, напоящие вселенную, это источники мудрости, в книгах ведь неизмеримая глубина...17»

Им создается первая библиотека при Киевском Софийском соборе, которая включала переводные произведения с греческого и древнеболгарского. Для переписки книг для этой библиотеки князь Ярослав привлек большое количество писцов. К редким изданиям относились с большим уважением.

Созданная библиотека сыграла выдающуюся культурно-просветительную роль. Она являлась учебной базой дворцовой школы. Обращение переводчиков к светским средневековым повестям и романам, книгам исторического содержания обогатило русскую культуру и просвещение новыми религиозно-философскими, социально-политическими, педагогическими идеями, морально-философскими суждениями античных авторов, приемами, восходящими к античному ораторскому искусству. Переработка отдельных произведений, насыщение их картинами русского быта, ряд дополнений содействовали развитию древнерусской оригинальной литературы, укреплению ее связей с мировым литературным процессом18.

Ярослав Мудрый открывает школы в Киеве, Новгороде и ряде других городов. Его деятельность была продолжена другими князьями, так что к середине XIII в. школы «учения книжного» существовали уже в Переяславле, Суздале, Владимире, Чернигове, Полоцке, Муроме, Турове, Ростове и многих других городах Руси. Со временем они переходили в церковное ведение, так как обучение грамоте и обучение вере все более воспринималось как единый процесс, преследующий цель христианского воспитания. Так, главным в этих школах считалось чтение и усвоение книжной мудрости по сборникам (хрестоматиям), вводившим новокрещеных славян в круг идей и представлений, связанных с принятой ими верой. «...Ярослав же этот, как мы сказали, любил книги и, много их переписав, положил в церкви святой Софии, которую создал сам19».

Д. С. Лихачев, комментируя известие летописи об указании Ярославом Мудрым писать книги «по которым верующие люди учатся...», пишет: «Здесь отмечается учреждение Ярославом Мудрым при храме Софии особой переводческой школы, где переводчиками, по-видимому, были те самые русские из детей «нарочитой чади», которых Владимир приказал набирать для обучения. Научное исследование памятников древнерусской литературы открывает все большее количество переводов, которые были сделаны в XI в. с греческого языка на русский язык, и при этом русскими переводчиками. К числу таких переводов принадлежат переводы Хроники Георгия Амартолы, Хроники Синкелла, замечательный перевод «Истории Иудейской войны» Иосифа Флавия, блещущий богатством и гибкостью языка, переводы «Христианской топографии» Козьмы Индикоплова, «Александрии», «Повести об Акире Премудром», «Жития Василия Нового» и др. Эта интенсивная переводческая деятельность была только одним из проявлений того большого литературного подъема, которым характеризуется княжение Ярослава Мудрого»20.

Время княжения Ярослава Владимировича в Киеве характеризуется ростом активности формирующейся древнерусской интеллигенции, развитием литературного движения, исторических и юридических знаний, летописания, изобразительного искусства.

Открывает эту когорту прекрасно образованный, остроумный, с четким логическим мышлением митрополит Иларион. Обращаясь к своим современникам в 30-е годы XI века с изысканным по форме и четким по содержанию «Словом о законе и благодати», он называл их людьми «...насытившимися в избытке учения книжного»21. Рядом с ним следует поставить «златославного витию» Кирилла Туровского, философа Климента Смолятича, проповедника Феодосия Печерского, летописца Нестора, острослова Даниила Заточника, автора «Слова о полку Игореве». Исследователи высказывают предположение о киевском происхождении и образовании заведующего канцелярией новгородского посадника Остромира - Петра, каллиграфиста Григория, кодификаторов «Русской Правды» Коснячка, Перенега, Никифора Киянина, боярина Ратибора, образованность которого подтверждается многочисленными документами, от которых сохранились лишь печати22, новгородского епископа Луки Жидятича, редактора Изборника 1076 г. Иоанна, вышгородского властелина, «градника» Миронега, активно поддерживавшего князя Ярослава, Константина Добрынина и др.

На основе общего подъема народного самосознания и поддержки киевской интеллигенции Ярославу удалось заложить еще в начале своего правления прочные основы русской книжности и образования и тем самым обеспечить успех борьбы Руси за политическую и культурную самостоятельность против опеки Византии.

Подобно тому, как в дворцовой школе Карла Великого обучались его дети, советники и архиепископы, в Киевской школе занимались дети Ярослава, придворные вельможи и городская аристократия. Об этом можно судить по высокой образованности детей князя, которые рассматривали дворцовую школу как домашнюю. Не случайно Владимир Мономах, вспоминая об образованности своего отца Всеволода Ярославича, писал, что он «дома сидя изумяше пять язык».

С.Д. Бабишин полагает, что к школе Ярослава относится сообщение Никоновской летописи о занятиях в Киеве определенной группы юношей философией. В ней сказано, что лица, окончившие киевские школы, проходили еще какой-то курс обучения, «и бысть от сих множество любомудрых философов23».

Летописи, западноевропейские хроники, скандинавские саги сохранили известия о воспитании и службе при дворе Ярослава многих иностранцев. Среди них — сыновья погибшего в 1016 г. английского короля Эдуарда Железнобокого Эдуард и Эдвин, викинги из Норвегии, в том числе Магнус Добрый, Гаральд, сын ярла Брусы Ригвольд, Улаф, сын шведского короля Стенкиля Инге24. При дворе Ярослава находились венгерский королевич Андрей и его брат Левенте25. Хроники сообщают об изгнании польским королем Мешко II [1125—1134] единокровного Быстрима, бежавшего на Русь, и др. Безусловно, юные претенденты в европейские монархи стекались в Киев вследствие различных политических ситуаций, здесь они знакомились с русской культурой, обычаями, дети же и подростки из числа эмигрантов получали образование. Все это способствовало признанию за рубежом Киева как одного из крупных центров средневековой культуры и просвещения международного значения. Если бы в столице Руси не было общепризнанного за рубежом центра образования, то вряд ли при дворе Ярослава могла оказаться целая «колония» будущих европейских государей и правителей.

Софийская первая летопись говорит о создании Ярославом школы в Новгороде: «В лето 6538. Иде Ярослав на Чюдь, и победи я, и постави город Юрьев. И прииде к Новугороду, и събрав от старост и от попов детей 300 учити книгом»26. Школа готовила священнослужителей и гражданских чиновников27.

Школа в Новгороде была вторым учебным заведением повышенного типа на Руси. Контингент учащихся новгородской школы состоял из детей духовенства и городской администрации28. Социальный состав обучающихся отражал классовый характер древнерусского образования, обусловленный социальной природой феодального общества.

Главная задача школы состояла в подготовке грамотного городского управленческого аппарата и священников, деятельность которых проходила в сложной борьбе с сильными традициями языческой религии среди новгородцев и угро-финских племен, которыми был окружен Новгород. Новгородская школа Ярослава являлась тем центром, вокруг которого объединялись в будущем культурные силы города. Ее деятельность опиралась на разветвленную сеть школ элементарной грамоты, о чем свидетельствует большое количество обнаруженных археологами берестяных грамот, писал, вощеных дощечек29.

Подводя итог, можно сказать, что преподаваемые знания были весьма обширны для того времени. Вместе с грамматикой преподавались основы поэтики и риторики по трактату Георгия Хировоску «О образехъ», где изложено учение о тропах и фигурах как основных приемах и средствах ораторского искусства30.

В богословском плане изучались элементы философии, диалектики и логики, они вплетались в курс теологии и были связаны с толкованием Священного писания - Евангелия, Псалтыри и некоторых библейских книг. Главным пособием служила книга Иоанна Дамаскина «Источник знаний», первая часть которой была известна на Руси с XI в.

Была переведена «Пчела»31, ставшая одним из проводников идей византийской и античной педагогической мысли на Руси. Учение о мироздании познавали по «Христианской топографии» Козьмы Индикоплова.

Исторические знания черпали из «Повести временных лет»32, которой были заложены основы отечественной исторической науки и исторического образования.

Представление об уровне знаний могут дать своеобразные энциклопедии XI в. - Изборники 1073 и 1076 гг., где помещены математические фрагменты Аристотеля, статьи по грамматике, философии и другим дисциплинам. Русские люди того времени хорошо сознавали, что «книги суть реки, наполняющие вселенскою мудростью»33. Некоторые мудрые книги называли «глубинными книгами».

Источником юридических знаний была «Русская правда»34 - основной памятник гражданско-правового законодательства и судопроизводства. Примечательно то, что кодификация различных редакций «Правды» была осуществлена при Ярославе учениками его школы.


Литература

  1. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVII вв. - М.: Педагогика, 1985.

  2. Бабишин С.Д. Данные археологии и эпиграфики о распространении грамотности среди ремесленников Древней Руси. // Вопросы истории, 1973. № 4.

  3. Бабишин С.Д. Источники о школе и распространении грамотности в Древней Руси // Советская педагогика. 1983. № 8.

  4. Высоцкий С.А. Золотые ворота в Киеве. - Киев, 1982.

  5. Голубинский Е.Е. История русской церкви. Т.I. 1880.

  6. Греков Б.Д. Политическая и культурно-историческая роль Киева. - М., 1944.

  7. Греков Б.Д. Киевская Русь. - Л., 1953.

  8. Демков М.И. История русской педагогии. - М., 1913.

  9. Долгов В.В. Представления об обществе в картине мира населения Древней Руси XI – XIII вв.: дисс. … док. ист. наук: 07.00.02. – Ижевск, 2008.

  10. Древнейшая русская «Пчела» по пергаментному списку: Труд. В. Семенова // Сборник отделения русского языка и словесности Академии Наук. – СПб., 1893. Т. 54. № 4.

  11. Илларион, митрополит. Слово о законе и благодатию. кн.7. раздел II. – М., 1848.

  12. История отечественного образования (IX-XIX в.). / Учебное пособие под общ. ред. проф. Д.М. Забродина. - М., 2002.

  13. Лихачев Д.С. Русские летописи и их культурно-историческое значение. - М.; Л., 1947.

  14. Макарий (Булгаков) Митрополит Московский и Коломенский. История Русской церкви. Книга вторая. История Русской Церкви в период совершенной зависимости её от Константинопольского патриарха (988–1240). - М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1995.

  15. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. В 3-х томах. Т. 2. Ч. 2. - М., 1994.

  16. Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. - М.; Л., 1950.

  17. Памятники литературы Древней Руси XI - начало XII в. - М., 1978.

  18. Пашуто В.Т. Внешняя политика Древней Руси. - М., 1968.

  19. Повесть временных лет, ч. I / Под ред. В.П. Адриановой-Перетц. - М.; Л., 1950.

  20. Повесть временных лет. Часть первая. / подг. текст Д.С. Лихачев. – М., Л., 1950.

  21. Полное собрание русских летописей. Т. XXVI: Вологодско-Пермская летопись. - М.; Л., 1959.

  22. Правда Русская. / Под. ред. Б.Д. Грекова. - М.,Л., 1940. Т. 1.

  23. Розов И.И. Книга Древней Руси XI—XIV вв. - М., 1977.

  24. Рукописные памятники древней Руси. // http://gramoty.ru/index.php?act=full&id=278.

  25. Свидетельства источников о школах на Руси в XI—XIII вв. // http://ricolor.org/history/hr/culture/school/

  26. Сперанский М.Н. Очерки по истории народной школы в Западной Европе. - М., 1896.

  27. Татищев В.Н. История Российская с самых древнейших времен. - М.: Напечатана при Императорском Московком университете. 1773. Т. II.

  28. Тихомиров М.Н. О Вологодско-Пермской летописи. В кн.: Проблемы источниковедения. Т. I. - M.; Л., 1940.

  29. Толочко П.П. Киев и Киевская земля XII - XIII вв. - Киев, 1980.

  30. Шахматов А.А. Общерусские летописные своды XV и XVI вв. // Журн. Министерства народного просвещения, 1900. № 9.

  31. Ян Длугош. История Польши. // http://vostlit.narod.ru/Texts/rus5/Dlugos/text1.htm.

  32. Янин В.Л. Актовые печати Древней Руси X-XV вв. – М., 1970. Т. 1.

1 Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. В 3-х томах. Т. 2. Ч. 2. - М., 1994. С. 207–210.

2 Рукописные памятники древней Руси. // http://gramoty.ru/index.php?act=full&id=278.

3 Макарий (Булгаков) Митрополит Московский и Коломенский. История Русской церкви. Книга вторая. История Русской Церкви в период совершенной зависимости её от Константинопольского патриарха (988–1240). - М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1995. С. 63.

4 Долгов В.В. Представления об обществе в картине мира населения Древней Руси XI – XIII вв.: дисс. … док. ист. наук: 07.00.02. – Ижевск, 2008. С.276.

5 Греков Б.Д. Киевская Русь. Л- .,1953. С. 405.

6 Повесть временных лет. Часть первая. / подг. Текст Д.С. Лихачев. – М., Л., 1950 – с. 81

7 Греков Б.Д. Политическая и культурно-историческая роль Киева. - М., 1944. С.15.

8 Голубинский Е.Е. История русской церкви. Т.I. 1880. С.583.

9 Ян Длугош. История Польши. // http://vostlit.narod.ru/Texts/rus5/Dlugos/text1.htm

10 История отечественного образования (IX-XIX в.). / Учебное пособие под общ. ред. проф. Д.М. Забродина. - М., 2002. С. 25

11 Татищев В.Н. История Российская с самых древнейших времен. - М.: Напечатана при Императорском Московком университете. 1773. Т. II. С.75-76.

12 Полное собрание русских летописей, т. XXVI: Вологодско-Пермская летопись. - М.; Л., 1959. С.31.

13 Тихомиров М.Н. О Вологодско-Пермской летописи. В кн.: Проблемы источниковедения, т. I. - M.; Л., 1940. С.325.

14 Шахматов А.А. Общерусские летописные своды XV и XVI вв. // Журн. Министерства народного просвещения, 1900, № 9. С.141-145.

15 Толочко П. П. Киев и Киевская земля XII — XIII вв. - Киев, 1980. С.22.

16 Повесть временных лет, ч. I / Под ред. В.П. Адриановой-Перетц. - М.; Л., 1950. С.302.

17 Повесть временных лет, ч. I / Под ред. В.П. Адриановой-Перетц. - М.; Л., 1950. С.302.

18 Свидетельства источников о школах на Руси в XI—XIII вв. // http://ricolor.org/history/hr/culture/school/

19 Повесть временных лет, ч. I / Под ред. В.П. Адриановой-Перетц. - М.; Л., 1950. С.303.

20 Лихачев Д.С. Русские летописи и их культурно-историческое значение. - М.; Л., 1947. С.44-76.

21 Иларион, митрополит. Слово о законе и благодатию – кн.7.-раздел II. – М., 1848 – с.31

22 См.: Янин В.Л. Актовые печати Древней Руси X-XV вв. – М., 1970. – Т.1.

23 Бабишин С.Д. Источники о школе и распространении грамотности в Древней Руси // Советская педагогика.-1983.-N 8.- С.101-107.

24. Высоцкий С.А. Золотые ворота в Киеве. - Киев, 1982. С.8; Сперанский М.Н. Очерки по истории народной школы в Западной Европе. - М., 1896. С. 215-216; Бабишин С.Д. Данные археологии и эпиграфики о распространении грамотности среди ремесленников Древней Руси. // Вопросы истории, 1973, № 4. С.15

25 Пашуто В. Т. Внешняя политика Древней Руси. - М., 1968. С.52.

26 Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. - М.; Л., 1950; Памятники литературы Древней Руси XI — начало XII в. - М., 1978. С.538.

27 Демков М.И. История русской педагогии. - М., 1913. С.3.

28 Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. - М.; Л., 1950; Памятники литературы Древней Руси XI — начало XII в. - М., 1978. С.279.

29 Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVII вв. - М.: Педагогика. 1985. С. 90-102.

30 Розов И. И. Книга Древней Руси XI—XIV вв. - М., 1977. С. 23—34

31 Древнейшая русская «Пчела» по пергаментному списку: Труд. В. Семенова // Сборник отделения русского языка и словесности Академии Наук. – СПб., 1893. – Т. 54. № 4

32 См. Повесть временных лет. / Под. ред. В.П. Адриановой-Перетц. – М.,Л., 1950.

33 Повесть временных лет, ч. I / Под ред. В.П. Адриановой-Перетц. - М.; Л., 1950. С.302.

34 См. Правда Русская. Под. Ред. Б.Д. Грекова, - М.,Л., 1940. –Т.1.




Скачать 172,4 Kb.
оставить комментарий
Дата24.09.2011
Размер172,4 Kb.
ТипСтатья, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

наверх