Этнография детства чувашей Волго-Уралья во второй половине XIX первой трети XX вв.: традиционная родильная обрядность и социализация ребенка icon

Этнография детства чувашей Волго-Уралья во второй половине XIX первой трети XX вв.: традиционная родильная обрядность и социализация ребенка


Смотрите также:
Программа дисциплины этнография народов Волго-Уралья Цикл дс...
Традиционная календарная обрядность русских Прикамья в конце XIX середине XX вВ...
Консолидация монархической власти и элита эфиопии во второй половине XIX первой трети XX века...
Рабочая программа по курсу История 11А (профильный) класс...
Миграция христиан сирии и ливана и общественно-политические сдвиги в регионе во второй половине...
Учебно-методический комплекс для студентов заочного обучения специальности Финансы и кредит...
Т. В. Воронцова, кандидат филологических наук...
Торгово-экономические отношения российской империи с сопредельными странами востока во второй...
Программа дисциплины этнография народов Волго-Уралья Цикл дс...
План урока: I. Проверка домашнего задания. II. Система образования в первой половине XIX в...
Централизация государственного управления на северном кавказе во второй половине XIX первой...
Централизация государственного управления на северном кавказе во второй половине XIX первой...



Загрузка...
страницы:   1   2   3
скачать


На правах рукописи


Егорова Оксана Вениаминовна


Этнография детства чувашей Волго-Уралья

во второй половине XIX – первой трети XX вв.:

традиционная родильная обрядность и социализация ребенка


специальность 07.00.07 – этнография, этнология и антропология


Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора исторических наук


Чебоксары – 2010

Работа выполнена на кафедре археологии, этнографии и региональной истории ФГОУ ВПО «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова»


Научный консультант: доктор исторических наук, доцент

^ Таймасов Леонид Александрович


Официальные оппоненты: доктор исторических наук

Данилко Елена Сергеевна


доктор исторических наук

Иванов Виталий Петрович


доктор исторических наук

^ Ягафова Екатерина Андреевна


Ведущая организация: Музей антропологии и этнографии

имени Петра Великого

(Кунсткамера) РАН


Защита состоится «24» декабря 2010 г. в 10 часов на заседании объединенного совета по защите докторских и кандидатских диссертаций ДМ 212.301.05 при Чувашском государственном университете имени И.Н.Ульянова по адресу: 428034, г. Чебоксары, ул. Университетская, 38, корп. 1, ауд. 513.


С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова по адресу: 428034, г. Чебоксары, ул. Университетская, 38.


Автореферат разослан «_____» ______________________ 2010 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат исторических наук Петров Н.А.

^ I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Актуальность темы исследования. Комплекс обычаев и обрядов, связанных с рождением и воспитанием ребенка, занимает важное место в традиционной культуре любого этноса, ритуализированно оформляя один из ключевых этапов человеческого бытия. Традиционные обряды и приемы, призванные способствовать благополучию ребенка и матери, в конечном счете разрослись в разветвленную обрядовую систему.

Целостное восприятие, самопознание этноса невозможны без понимания свойств и особенностей своей культуры, физиологической, социальной, этнокультурной и иной природы детства1. Традиционный мир детства является продуктом общественного развития, неотъемлемой составляющей социального самосознания народа. Проблемы рождения, развития и воспитания детей и молодежи не теряют своей актуальности. Президент Российской Федерации Д.А. Медведев 12 ноября 2009 г. в своем Послании Федеральному Собранию РФ подчеркнул: «Закрепленные в национальной культуре нравственные установки, модели поведения предопределяют успешное развитие личности и нации в целом»2.

Изучение обычаев и обрядов детского цикла является одной из основных задач по воссозданию целостной структуры этнической культуры и представляет большой научно-теоретический и практический интерес. Разработка проблем детского цикла имеет значительную ценность в плане исследования архаичных семейных и социальных институтов, ранних форм религии, вопросов народной педагогики и медицины, позволяет воссоздать целостную картину традиционного общества, представить его мировоззрение и этнические константы, дает уникальный материал для соответствующих исторических реконструкций.

Сегодня особо актуален вопрос социализации детей-сирот в российском обществе, который приобрел важную общественную значимость. Советский опыт интернатского содержания и воспитания детей-сирот постепенно трансформируется и изживает себя. Опыт усыновления или патронажа не лишен примеров использования принудительного детского труда, нередко с применением насилия. В связи с этим представляется важным более глубокое изучение традиционных форм воспитания в чувашской общине детей, нуждающихся в попечении.

Актуальность исследования данной проблемы определяется также коренными социально-экономическими, общественно-политическими и культурными преобразованиями XX – начала XXI вв., которые привели к значительным изменениям и исчезновению обрядов и обычаев. Происходит смена исторических поколений, и уходят в прошлое непосредственные носители традиций и исполнители обрядовых действий. Задача этнографа – исследовать и сохранить для потомков ценный пласт традиционной культуры народов.

^ Объектом исследования является детство как явление этнической культуры чувашей, или этнография детства.

Предмет исследования – функционирование народномедицинских и медицинских, бытовых, народнопедагогических рациональных и магически-психических приемов в рождении, физическом развитии и социализации детей дошкольного возраста.

^ Территориальные рамки исследования охватывают современную территорию Волго-Уралья: Чувашскую Республику (территорию компактного проживания основной части чувашского этноса) и географические зоны расселения чувашской диаспоры (Республики Татарстан, Башкортостан, Марий Эл, Самарскую, Ульяновскую, Оренбургскую, Пензенскую, Саратовскую области).

^ Хронологические рамки работы. Исследование охватывает вторую половину XIX – первую треть ХХ в., когда ещё бытовали и сохранялись традиционные формы и патриархальный уклад жизни чувашского крестьянства. Данный исторический период отмечается кардинальными социально-экономическими, общественно-политическими и культурологическими преобразованиями, которые привели к серьезным изменениям в жизнедеятельности чувашского этноса. Вместе с тем на этом историческом этапе почти не изменились условия рождения и воспитания ребенка. Выбор нижней границы исследования объясняется началом буржуазной модернизации российского общества, внесшей коррективы в традиционную обрядовую систему. Верхняя граница определена кануном Великой Отечественной войны, когда начали исчезать и трансформироваться многие детские обряды (отрезание пуповины, захоронение последа и др.), произошло слияние обрядов ача чÿк и крещения, акушерство стало вытеснять институт повитух и т.д.

^ Цель исследования состоит в комплексном изучении этнографии детства чувашей Волго-Уралья во второй половине XIX – первой трети ХХ вв.

В соответствии с целью в диссертации ставятся следующие задачи:

  • обобщить опыт отечественной и зарубежной историографии и сформировать репрезентативную источниковую базу по теме;

  • осуществить реконструкцию обрядовой системы, связанной с рождением ребенка;

  • проанализировать особенности формирования государственной системы акушерства, использовавшей практический опыт рациональных обрядов и приемов повитушества;

  • выявить взаимосвязь между обрядами послеродового цикла и социальной статусностью, судьбами ребенка и матери, проследить их отсроченное действие на процесс социализации ребенка;

  • рассмотреть систему ухода за детьми, религиозно-нравственный аспект воспитания в чувашской деревне, показать гендерную специфику семьи и сельской общины;

  • провести научную реконструкцию вещественного мира ребенка и этапов развития игровой культуры в исторической ретроспективе и определить исторический и культурный контексты игровых традиций как условия развития личности;

  • изучить антропологию детского тела в системе важнейших обрядовых комплексов: развития физической силы, обучения ходьбе, купания и ухода за кожей ребенка;

  • исследовать причины высокой детской смертности и описать методы лечения болезней;

  • определить локальную специфику и общие черты детской обрядности в общинах, расселенных в различных географических зонах Волго-Уралья.

^ Теоретико-методологическая база исследования подробно охарактеризована в первой главе диссертации.

Степень научной разработанности проблемы. Историографическая ситуация в области этнографии детства чувашей оценивается в первой главе диссертационного исследования.

Становление этнографии детства как особого научного направления связано с целым рядом имен зарубежных этнографов (Б. Малиновский, М. Мид и др.). В их исследованиях рассмотрены многие общие социокультурные проблемы детства, такие как особенности формирования личности ребенка в разных культурах, половозрастной символизм, процессы взросления и социализации детей. Под влиянием этих работ в XX в. в европейской науке возникло целое направление кросскультурных исследований детства.

Вопросам детства уделялось внимание в дореволюционной русской этнографии и фольклоре. Начиная со второй половины XIX в. до начала ХХ в. обильные данные были собраны Русским географическим обществом, Академией наук, Этнографическим бюро князя В.Н. Тенишева, рядом губернских статистических комитетов. Ребенка в этнокультурном контексте открыли врачи (Е.А. Покровский, В.Ф. Демич). Специальные научные исследования вопросов детства не осуществлялись. Как правило, работы носили описательный характер и отражали лишь внешние условия мира ребенка (обстановка родов, способы ношения или укутывания ребенка, детские люльки, игры, игрушки). Изучались произведения детского фольклора, но редко затрагивались вопросы положения детей в семье, обществе, взаимоотношений между взрослыми и детьми. Методологическую ценность представляет программа, составленная В.Н. Харузиной (1904 г.) и ее статья «Об участии детей в религиозно-обрядовой жизни». С самого начала этнография детства развивалась как междисциплинарный объект. Это было связано, прежде всего, с использованием исследовательских методик специалистами разных направлений. В дореволюционной Чувашии, как и в России в целом, этнография детства не получила самостоятельной разработки, а рассматривалась попутно в ходе изучения других вопросов этнографии. Кроме того, следует отметить описательный характер этих работ. В целом была заложена источниковая база для дальнейших научных исследований.

Послереволюционная Россия характеризуется временем кардинальных перемен, социокультурных изменений. В советское время мир детства стали изучать фольклористы (Г.С. Виноградов, О.И. Капица), педагоги (Г.Н. Волков). Вплоть до 80-х гг. ХХ в. в историографии не было осознано изучение детства. Причина этого заключалась не только в отсутствии разработанной методики, программы, а прежде всего в политическом подходе. Развивался миф о «счастливом детстве» советских детей и отсутствии проблем. В нашей стране вопросы детства на новый уровень поставил ученый И.С. Кон. Применение его программы позволило систематизировать этнографические исследования, выделить наиболее актуальные вопросы, совершенствовать методику дальнейших исследований. В результате мы имеем целенаправленные исследования, охватывающие большой круг народов, стоящих на разных ступенях социально-экономического развития и расселенных в нескольких районах мира. Проблема этнографии детства более детально стала исследоваться с 90-х гг. ХХ в.

В последние десятилетия были изданы специальные работы по этнографии детства (Х.В. Дзуцев, Т.З. Бесаева, Л.Т. Соловьева, Ю.Г. Кустова, Д.А. Баранов, Л.Х. Боташева). В работах исследователей разных методологических позиций и направлений значительное место занимают проблемы детства (А.К. Байбурин, Н.Л. Пушкарева, Г.И. Кабакова, И.А. Седакова, О.Е. Кошелева, В.Г. Безрогов). Применение современных методик и информационных технологий открывает новые возможности для дальнейшего развития этнографии детства и позволяет использовать основные выводы и положения исследователями разных направлений.

^ Источники исследования. Основным источником при написании диссертации явились полевые материалы, собранные автором в чувашских селениях Волго-Уралья в период 1995-2009 гг. Это этнографические материалы, включающие в себя устную информацию, раскрывают, поясняют, иллюстрируют ряд сторон обычаев и обрядов детского цикла.

В работе использован комплекс разнотиповых и разновидовых архивных материалов фондов Петербургского филиала архива РАН, РГО, Государственных архивов Самарской, Ульяновской областей, Национального архива Республики Татарстан, различных архивов Чувашской Республики. Основой исследования стали документы 40 фондов. Использование архивных источников позволило восстановить особенности бытования ряда обрядовых комплексов со второй половины ХIХ – до первой трети ХХ вв.

Вещественная группа источников представлена предметным миром ребенка, хранящимся в фондах РЭМ, Саратовского областного краеведческого музея и Чувашского национального музея. Однако материальные предметы в них представлены в незначительном объеме. В отличие от указанных выше, сельские и школьные краеведческие музеи содержат более богатую коллекцию материалов.

Опубликованные источники были разделены на несколько видов: нормативно-правовые; статистические материалы; фольклорные источники; мемуары (очерки, заметки); словари, справочники, интернет-ресурсы; программы; материалы периодической печати. Основной сбор материала по этнографии детства приходится на вторую половину ХIХ – начало ХХ вв. Большая часть работ этого периода опубликована в мемуарах, очерках и записках. Несмотря на то, что тематика детских обычаев и обрядов присутствует в опубликованных источниках фрагментарно, они представляют особую значимость для уточнения описаний, собранных в более поздний период.

В работе использовались материалы собственных полевых экспедиций, сбор которых осуществлялся по специально разработанной авторской программе. Вопросник был составлен на основе методик, предложенных В.Н. Харузиной, Н.В. Никольским, Т.А. Листовой. Особое внимание уделялось сбору данных в зонах активных межэтнических контактов, где чувашское население проживало по соседству с татарами, башкирами, марийцами. В ходе полевых экспедиций среди чувашей Волго-Уралья наряду с заполнением анкет-опросников было собрано значительное количество фотоматериалов и видеосюжетов.

Собранный полевой, архивный и опубликованный материал репрезентативен для раскрытия темы, дает коррелируемую достоверную информацию и позволяет всесторонне осветить этнографию детства в заданных хронологических рамках, провести необходимую реконструкцию и анализ для решения поставленных цели и задач исследования.

^ Научная новизна работы определяется тем, что оно является первым научным исследованием этнографии детства чувашей в переломный период социокультурного развития. Проанализированы обряды и обычаи детского цикла в исторической ретроспективе с использованием конкретных примеров из жизни и быта чувашской семьи и общества. Материал диссертации построен на междисциплинарной основе и позволяет раскрыть традиционные аспекты народной и государственной систем охраны здоровья беременных, матерей и детей; восстанавливает систему социального становления и развития ребенка в сложной системе детско-игровых, бытовых и трудовых отношений и др. Впервые обобщаются данные по различным обрядам детского цикла территориальных групп чувашей. В научный оборот вводится значительный объем архивного и полевого материала. В условиях стремительного информационно-технического развития общества, масштабной глобализации и, как следствие – угасания этнических традиций, демографического кризиса особую ценность и политическую значимость представляют работы, воссоздающие мир детства в традиционном чувашском обществе.

^ Научно-практическая значимость исследования. Материалы диссертации существенно дополняют научные знания о динамике обычаев и обрядов детского цикла, вносят коррективы в систему традиционной культуры чувашского народа. Опубликованные работы автора по теме исследования расширяют историографию рассматриваемой научной проблемы.

Изучение обрядов, обычаев детского цикла, помимо историко-этнографического интереса, имеет важное практическое значение. Потребность народа в особом оформлении важнейших событий семейной жизни чрезвычайно велика, поэтому необходимо выявить все ценное и положительное, прекрасное в старинных, выработанных народом на протяжении веков обрядах, чтобы использовать по мере возможности в современной жизни, отбросив архаические, иногда унижавшие человеческое достоинство элементы.

Основные выводы диссертации могут быть использованы при разработке лекционных курсов и учебных пособий по этнографии народов Волго-Уральского региона. Отдельные положения работы возможно применить в учебном процессе общеобразовательных школ и системе дошкольного воспитания, в которых многие перспективные программы базируются на идее глубокого взаимодействия с семьей, на освоении положительного опыта в семейном воспитании и обучении чувашского народа. Приведенная в исследовании обрядовая лексика чувашей Волго-Уралья пополняет словарный фонд чувашского языка и может быть использована в разработке курсов по чувашской диалектологии, чувашского и других тюркских языков.

Рост национального самосознания все больше оживляет интерес к народной культуре и семейной обрядности. При этом на первый план выходит праздничная сторона обычаев и обрядов, широко используемых в культурно-просветительской работе при подготовке сценариев для самодеятельных выступлений, раскрытии забытых традиций в области раннего детства, при комплектовании музейных фондов, оформлении экспозиций по традиционной культуре и верованиям чувашей.

Обобщенный материал может быть использован писателями и поэтами при создании исторических произведений, режиссёрами при постановке сцен из народной жизни, художниками для достоверного изображения быта, культуры, взаимодействий в кругу семьи и общины чувашей. Результаты исследования помогут организовать детские передачи по радио и телевидению.

Методы лечения и охраны здоровья, использовавшиеся в традиционном обществе в области охраны материнства и детства, могут обогатить знания по нетрадиционной медицине, показать отношение чувашей к природе и их представления о мироустройстве.

Исследование обычаев и обрядов, в центре которых стоял ребенок, позволяет выявить в современных языковых и народно-религиозных, обрядовых и фольклорных (постфольклорных) фактах архаические модели, которые служат базой для трансляции и воссоздания традиционной культуры, ее переосмысления или даже изобретения.

^ На защиту выносятся следующие положения:

  1. Обряды детского цикла занимали особое место в системе традиционной обрядности чувашей. Они дополняют целостную картину крестьянского мира и отражаются в характере и особенностях этнокультурных перемен.

  2. Историческое развитие общества привело к трансформации и постепенному разрушению системы традиционной обрядности. Из нее исчезли многие обряды детского цикла.

  3. В первый год жизни ребенка в обрядовых действиях основное внимание уделялось защите его от злых духов и «исправлению» тела. Поверья, связанные с рождением внебрачного ребенка, близнецов и т.д., были направлены на предсказание «физиологической» и «социальной» судьбы человека.

  4. На трансформацию обрядов воздействовали религиозные верования как дохристианские, так и христианские. В зависимости от степени сохранения или развития тех или иных традиций одни и те же обряды (например, крещение) приобретали разное смысловое значение.

  5. Комплекс обрядов, формирующих вещественный мир ребенка, отличался меньшей сакральностью и большей рациональностью. Он был направлен на обеспечение нормальной жизнедеятельности, здоровья и развития ребенка. Поэтому их трансформация происходила намного быстрее.

  6. Патриархальные отношения в семейно-бытовой сфере определяли специфику гендерных отношений и религиозно-нравственного воспитания детей. Социально-половые роли девочек и мальчиков четко определялись в обрядовых действиях родильного цикла.

  7. Важными институтами социализации детей являлись первичные организации – семья, группа сверстников, община, т.е. общественное окружение, в котором ребенок находился в систематическом контакте.

  8. Социальный статус и материальное положение матерей-одиночек на протяжении исследуемого периода зависели от соотношения норм традиционной морали, церковных правил и государственных законов в сфере репродукции. К первой трети XX в. государственная политика становится определяющей в данной сфере.

  9. Чуваши сохранили богатый опыт использования рациональных методов лечения детей. В современных условиях для этого применяют научные знания (психотерапия, массаж, фито- и ароматерапия и пр.).

^ Апробация результатов исследования. Результаты исследования по теме диссертации автором были изложены в докладах и сообщениях на международных, всероссийских, региональных научных конференциях и конгрессах в Чебоксарах (1996, 1997), Сыктывкаре (1999), Москве (1999, 2007), Самаре (2006, 2008), Ижевске (2004), Санкт-Петербурге (2005), Саратове (2006, 2007), Глазове (2008), Саранске (2007, 2008), Улан-Удэ (2005, 2008), Новосибирске (2008), Уфе (2009), Оренбурге (2009). Научные труды в области этнографии детства чувашей Волго-Уралья были поддержаны грантами Российского гуманитарного научного фонда (2007 – 2009 гг.).

Всего по теме опубликована 41 работа, в том числе: две монографии, 39 научных статьи, из них 9 – в ведущих рецензируемых журналах, включенных в перечень ВАК для публикации основных положений докторских и кандидатских диссертаций.

Диссертация обсуждена на расширенном заседании кафедры археологии, этнографии и региональной истории ФГОУ ВПО «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова» и отдела этнографии и антропологии Чувашского государственного института гуманитарных наук.

^ Структура диссертации. Структура диссертации определена основными проблемно-тематическими блоками, заявленными в цели и задачах работы. Диссертация состоит из введения, шести глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения, включающего фотоиллюстрации, список информаторов.


^ II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ


Во введении обоснована актуальность, определены объект, предмет, хронологические и территориальные рамки, цель и задачи исследования, степень изученности проблемы, источниковая база, раскрыта научная новизна и научно-практическая значимость диссертации, указаны основные выносимые на защиту положения, приведены сведения об апробации результатов диссертационного исследования, обоснована структура работы.

^ В первой главе – «Научно-методические основы исследования» проанализированы методы, широко применяющиеся в историко-этнографических работах: описательный, типологический, сравнительно-исторический, семантический и морфологический анализ, семиотическое рассмотрение отдельных элементов обряда и их интерпретации и др. Подробно изложена методика проведения полевых работ, формирование этапов, разработка этнографических вопросов, развитие мотивации информантов, дальнейшая обработка и анализ полученного материала по этнографии детства чувашей.

В первом параграфе главы рассмотрена теоретико-методологическая база исследования. Проанализированы подходы и методы научного познания, необходимые для осмысления собранного материала и создания собственной концепции исследования, но и оказавшие влияние на применявшиеся в диссертации дефиниции («детство», «социализация»). В научный оборот впервые вводятся этнографические диалектизмы, касающиеся родильно-крестильного цикла чувашей на территории Волго-Уралья.

^ В первом разделе параграфа рассмотрена методология исследования. Диссертация построена на принципах историзма, объективности, конкретности, интеграции различных видов источников. Использованы общенаучные методы анализа, синтеза, аналогии, систематизации и классификации при доминировании сравнительно-исторического метода. Осуществлен анализ влияния разных факторов на развитие региональной культуры, благодаря которому удалось выявить общее и особенное в обрядовых действиях различных территориальных групп чувашей, проследить изменения, произошедшие на протяжении рассматриваемого периода. Для этнографов особый интерес представляет историко-сравнительное изучение механизмов социализации, посредством которых ребенок приобретает значимые для этноса национальные черты. Данный метод помогает реконструировать традицию народной медицины, с учетом общих и особенных черт в культуре различных народов. Использование историко-генетического метода дало возможность рассмотреть явления и события во временной последовательности, в движении и изменении. В работе широко использован устно-исторический метод, характеризующийся непосредственным общением с респондентами, проведением анализа документальных и литературных источников. При сборе полевого материала значительное внимание уделялось воспоминаниям людей.

При изучении этнографических тем важным методом научного познания является типологизация. С опорой на структурно-типологический метод выявлялась локальная специфика детской обрядности. Историко-типологический метод позволил обобщить наиболее характерные, однородные черты в обрядности чувашей. С помощью сравнительно-типологического метода отмечались региональные, диалектологические особенности, позволившие установить направления культурного и языкового влияний, этнических смешений и т.д. Структурно-функциональный метод особенно полезен для изучения детского вещественного материала, представляющего целостный взаимосвязанный информационный корпус, обладающий особым потенциалом и предоставляющий возможность получить надежную информацию о человеке, социуме и в целом – реализованном опыте человеческого существования3.

Каждый исторический период имеет определенную информационную специфику, но для лучшего понимания и осознания проблем детства необходимо создать универсальную модель. Данный метод позволяет проследить некоторые предметы детского быта в эволюции, обозначить временные рамки их использования, их функциональную значимость. Любая вещь изначально представляет собой преобразованную информацию, она для того и преобразована, чтобы быть сохраненной в виде физического объекта. Для решения этой задачи используется интерпретативный метод, применяемый к анализу визуальных источников, позволяя в первом случае расшифровывать скрытые или табуируемые смыслы, в том числе и подлежавшие неосознанному умолчанию, во втором  символику жестов, поз, композиции и характерных атрибутов изображения. С помощью данного метода удалось выявить многие элементы детской повседневности, ухода за детьми на основе материалов документальных фильмов. В источниковедческом анализе исторических источников «системный подход, структурный анализ и выявление на этой основе их скрытой информации значительно расширяют возможности установления достоверности заложенной в них информации»4.

В работе использован ареально-географический метод, который предусматривает изучение одних и тех же событий и явлений в разных местах (странах, регионах и т.п.). Данный метод широко использовался для сравнения чувашских обрядов, происходивших на территории Чувашии и за ее пределами. Значительное внимание уделено ретроспективному методу, направленному от настоящего к прошлому, от следствия к причине. Использованы также количественные (математические) методы для обработки полевых, разрозненных статистических материалов. Этому в значительной степени способствует компьютеризация рабочего места исследователя. Историко-этнографическим исследованиям присуща описательность, которая выступает необходимым доказательным элементом исторического анализа, имманентной формой выражения исторического развития объекта5. Поэтому обрядность характеризуется с помощью описательного метода с использованием этнографических, лингвистических и фольклорных данных. При исследовании лексических материалов применялись лингвистические методы этимологического и семантического анализа6. Теоретические концепции исследования опираются на большой круг авторов, исследующих фольклор и постфольклор с помощью культурно-антропологических методов (А. ван Геннеп7, А.К. Байбурин8).

Для сопоставления этнографического материала по различным регионам Волго-Уралья была применена методика норвежского антрополога Фредрика Барта, заложившего основы изучения феномена этничности и сместившего фокус антропологического анализа с внутреннего устройства и истории отдельных этнических групп на социальные границы между этносами и механизмы их поддержания. Наше исследование подтверждает мысль Ф. Барта о том, что этническая группа, занимающая территорию с варьирующимися экологическими условиями, будет проявлять региональное многообразие институционализированного внешнего поведения, не отражающее различий в культурной ориентации9. В ходе рассмотрения межэтнических контактов чувашей с татарами-мусульманами заметны некоторые различия, и это связано прежде всего с этноконфессиональным фактором. В отношениях с марийцами, мордвой и русскими у чувашей в обрядовой сфере происходит уменьшение различий и стирание этнических границ.

В исследовании использовалась методика комплексного изучения социализации детей, разработанная И.С. Коном, который отмечает, что ребенок – не просто объект воспитания, социализации и иных внешних воздействий, а самосознательный, активный субъект жизнедеятельности. Сопоставляя понятийный аппарат и фактические данные, анализируется природа возрастных категорий, соотношение целей и средств воспитания, половые различия и особенности социализации мальчиков и девочек, выявляется специфика родительских чувств и отношений, показывается взаимодействие отцовских и материнских функций в разных обществах Востока и Запада.

Использование широкого спектра современных методов научного исследования позволяет получить наиболее полную картину мира детства чувашей. Предметно-тематическое и методологическое многообразие дает возможность наиболее полно реализовать исследовательские задачи.

^ Во втором разделе представлена современная методология и методика сбора полевого этнографического материала. При этом использовались следующие методы: опрос, интервьюирование, анкетирование, включенное наблюдение. Основным способом получения первичной информации успешно выступает опрос. Вербальная информация в основном добывалась непосредственно путем опроса респондентов по заранее подготовленному вопроснику, а также в ходе непосредственной беседы. При сборе первичной информации широко применялся метод интервью, особенно в случаях, когда требовалось углубленное изучение психологических (установки, стереотипы) и этнокультурных (обычаи, обряды) характеристик. Использованы две формы интервью: 1) глубинное интервью с основными, так называемыми ключевыми, информаторами с последующим дополнением полученных интервью по отдельным вопросам у вторичных, менее компетентных информаторов; 2) структурное (тематическое) интервью у большого числа информаторов. Использовалось биографическое интервью, в особенности его разновидность – лейтмотивное, когда исследователь помогает респонденту подойти к определенной теме и придерживаться ее впоследствии10. При общении с глазу на глаз с респондентом для создания атмосферы полного доверия способствует проблемно-ориентированное интервью. Таким образом, возник корпус текстов, доступных для дискурсивного анализа, т.е. для изучения актуализированных в этих рассказах элементов (нарративов, аргументаций, объяснений, общепринятых принципов и т.п.), посредством которых рассказчицы идентифицировали себя по социальной, национальной, этнической осям.

Современные этнографические исследования невозможны без использования информационных технологий, позволяющих исследователю зафиксировать, классифицировать и обработать полученные полевые материалы. Использование цифровой техники: фото- и видеокамер, диктофонов, копировальной техники и интернет-технологий различного формата обеспечивают высокую скорость и точность в процессе сбора полевого материала. Использование современных технологий позволило сформировать огромный информационный массив полевого этнографического материала на разнообразных носителях информации, что значительно обогатило данную диссертацию.





оставить комментарий
страница1/3
Егорова Оксана Вениаминовна
Дата24.09.2011
Размер0,7 Mb.
ТипАвтореферат диссертации, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх