Феномен просветительства в профессиональной подготовке педагога-музыканта icon

Феномен просветительства в профессиональной подготовке педагога-музыканта



Смотрите также:
Ю. А. Калинина Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова...
4 Подъём музыкального просветительства в России второй половины XIX в. 19 Глава III...
«реализация компетентностного подхода в современном педагогическом образовании»...
Использование контекстной и позиционной технологий в профессиональной подготовке педагога...
Урок как основная форма обучения при классно-урочной системе...
Урок как основная форма обучения при классно-урочной системе...
А. В. Гордеева в своем исследовании подчеркивает...
Книга III
Что такое душа? Как она проявляется? На эти и другие вопросы...
Задачи: Осуществлять систематическую работу по подготовке выпускников к итоговой аттестации...
Профессиональное самосознание воспитателя учреждения...
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования...



страницы:   1   2
скачать


На правах рукописи


РУЧИМСКАЯ СОФЬЯ ВАЛЕРЬЕВНА


Феномен просветительства в профессиональной

подготовке педагога-музыканта


Специальность 13.00.08 — теория и методика

профессионального образования


АВТОРЕФЕРАТ


диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук


Москва - 2010


Работа выполнена на кафедре социологии и философии культуры

факультета искусств и социокультурной деятельности

Российского государственного социального университета


Научный руководитель:

доктор педагогических наук, профессор

Щербакова Анна Иосифовна


Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, профессор

Плохова Маргарита Григорьевна


кандидат педагогических наук, доцент

Никулина Наталия Борисовна


Ведущая организация:

Мордовский государственный педагогический институт

им. М.Е.Евсевьева


Защита состоится «18» ноября 2010 г. в часов на заседании диссертационного совета Д 212.154.13 при Московском педагогическом государственном университете по адресу: 109172, Москва, Новоспасский переулок, д.3, корп. 3, ауд. 314, музыкальный факультет.


С диссертацией можно ознакомится в библиотеке Московского педагогического государственного университета по адресу: 119992, Москва, ул. Малая Пироговская, д.1.


Автореферат разослан «______» октября 2010 года.


Ученый секретарь

диссертационного совета Якубовская Т.Л.

^ I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Актуальность исследования. История становления и развития культуры от глубокой древности и по сей день связана с просветительством как социальным и культурным феноменом, «вечным двигателем», который не позволяет человеку останавливаться на достигнутом, требует постоянной устремленности к новому знанию, к свету, рассеивающему мрак невежества. С глубокой древности о роли просветительского начала в духовном становлении личности размышляли философы всех стран и народов мира, связывая просвещение с воспитанием, обретением человеком способности к усвоению социального и культурного опыта. Современный этап исторического развития человечества во многих исследованиях определяется как эпоха глобального кризиса, обостряющего до предела конфликтные ситуации. В исследованиях нашего времени постоянно обсуждаются такие проблемы как трагизм глобального террора, многочисленные аспекты этнических и межконфессиональных конфликтов, потеря духовных и нравственных ориентиров в обществе. Для современной России, исторически находящейся на перекрестке культур и переживающей сегодня сложнейший переходный период, все эти вопросы остро актуальны. Они требуют поиска решений, позволяющих преодолеть множество негативных тенденций, характерных для эпохи цивилизационного кризиса.

Этим обусловлена насущная необходимость широкой просветительской деятельности, способствующей воспитанию личности, обладающей позитивной мировоззренческой позицией, сформированной системой ценностей, в которой идеи всеобщего блага, красоты, добра связываются с признанием высшей ценностью жизнь каждого человека на земле, реализующего в созидательной деятельности свой творческий потенциал. Именно поэтому сегодня значение просветительства в становлении и развитии человека не только как биологического вида, но и мыслящего существа, образованного, толерантного, готового к диалогическому общению, остается в центре исследований философов и социологов, психологов и культурологов, педагогов и деятелей культуры и искусства.

ХХ век, открывший глубоко мыслящему и тонко чувствующему человеку безграничность музыкального пространства, хранителя и транслятора смыслов и ценностей культуры, особенно остро поставил перед системой профессионального музыкального образования в качестве одной из важнейших задач подготовку музыканта-просветителя, способного открывать для своих учеников, своих слушателей (а порой и для своих коллег) пути к постижению этого пространства. Сегодня, в начале третьего тысячелетия мы вправе говорить о том, что эта проблема остается остро актуальной и требует повышенного внимания к себе со стороны музыкально-педагогического сообщества.

Степень научной разработанности проблемы. Феномен просветительства как инструмент обретения социального и культурного опыта, необходимого для жизни и деятельности человека в любом обществе, относится к кругу тех проблем, которые принято называть вечными, поскольку каждая эпоха раскрывает новые аспекты, новые области знания, нуждающиеся в постижении и осмыслении. В клинописных табличках библиотеки Ашурбанипала и Кодексе Хаммурапи (цивилизация Междуречья), в дошедших до нас сведениях о существовавших в Древнем Египте в III тысячелетии д.н.э. семейных школах, в которых чиновники, жрецы, ремесленники, музыканты обучали детей своих детей, подготавливая их к жизни и будущей профессиональной деятельности, в древнеиндийских Ведах и дополняющих их текстах Упанишад, в философии Конфуция, в сохранившихся испанских хрониках, описывающих цивилизацию майя, в памятниках культуры Древней Японии, Греции, Рима встречаем мы размышления о роли просвещения вообще и о значимости музыки в воспитании человека. Афинская педагогика, выдвинувшая идею гармонически развитой личности, назвала такую личность «мусическим человеком», поскольку именно в музыке греческие просветители усматривали образец мировой гармонии. Острая потребность в просвещении как источнике постижения окружающего мира постоянно звучит в творениях античных философов — Протагора, Сократа, Платона, Аристотеля, Сенеки и др.

Идеи художественного просвещения и воспитания содержатся в раннехристианских литературных памятниках, где древние авторы высказывают убеждение в том, что музыка, поэзия, пение псалмов и христианских гимнов, созерцание шедевров живописи и зодчества позволяют постигать подлинную Красоту (эстетическое начало) и формируют добрые чувства (этическое начало), О значимости божественного песнопения для возвышения души и постижения ею сути человеческого существования писал в своих трудах ранневизантийский писатель Иоанн Златоуст, а для Лютера музыка являлась символом духовного просветления. Один из «отцов церкви» Василий Великий в своих поучениях напоминал о необходимости воспитания чувства добра и красоты, позволяющих преодолеть врожденное зло, мрак невежества, духовную слепоту. С особой силой выражена идея просветительства в гуманистических идеях Возрождения. А философская мысль эпохи Просвещения вознесла на высшую ступень в иерархии ценностей разум, устремленный к познанию мира. Романтическая эпоха распространила идеи просветительства за пределы разума, и направила исследователей в сферу Духа, связав просветительское начало с эстетическим поиском красоты и гармонии бытия.

В деятельности представителей российской художественной культуры — писателей, поэтов, художников — всегда присутствует просветительское начало. В художественно-публицистических работах А.Н. Серова и В.В. Стасова, музыкально-критических исследованиях Б.В. Асафьева и музыкально-философских трудах А.Ф. Лосева, в концертно-исполнительской и музыкально-педагогической деятельности А.Г. И Н.Г. Рубинштейнов, М.А. Балакирева, Г.Я. Ломакина, С.И. Танеева, В.И. Сафонова А.Б. Гольденвейзера, Г.Г. Нейгауза, Г.Н. Рожденственского, Д.Д. Благого, М.В. Юдиной и многих других выдающихся музыкантов одной из важнейших составляющих являлся поиск пути просвещения и воспитания высокообразованной, духовной личности, способной к активной творческой деятельности в современном пространстве культуры. Анализ российских музыкально-педагогических исследований (Э.Б. Абдуллин, О.А. Апраксина, Л.Г. Арчажникова, Н.Л. Гродзенская, Д.Б. Кабалевский, И.С. Кобозева, Л.С. Майковская, Л.А. Рапацкая, Г.М. Цыпин, В.Н. Шацкая, А.И. Щербакова и др.) и практика отечественного музыкального образования свидетельствуют о постоянном возрастании интереса к проблеме формирования просветительской направленности в профессиональной подготовке педагога-музыканта.

В ряде исследований последнего времени подробно рассматриваются различные аспекты данной проблемы. Так О.В. Милицина посвятила ряд работ формированию готовности студентов педвуза к осуществлению музыкально-просветительской деятельности в условиях дополнительного образования. Л.Л. Мельникова включила в свои исследования разработку методики формирования профессиональной готовности преподавателя колледжа искусств к концертно-просветительской деятельности, справедливо полагая, что каждый колледж искусств, музыкальная школа или школа искусств должны быть своеобразными музыкально-просветительскими центрами своего района, города или поселка. О необходимости формирования просветительской направленности учебного процесса в классе фортепиано пишет в своих исследованиях И.У. Аушева. Л.А. Безбородова призывает к осуществлению такой направленности в подготовке дирижеров-хоровиков. Ю.И. Засуха справедливо полагает, что необходимо выявлять педагогические основы непрерывного музыкального просвещения средствами культурно-просветительской работы. Е.Н. Михейченкова обращается к проблеме формирования готовности студентов педколледжа к музыкально-лекторской деятельности, а Е.В. Павлова рассматривает педагогические условия, необходимые для подготовки студентов к внеурочной музыкально-просветительской деятельности.

В каждом конкретном случае рассматривается определенный аспект в осуществлении просветительской направленности в подготовке будущего педагога-музыканта. Однако, целостной концепции, в которой была бы определена роль просветительства как социального и культурного феномена в подготовке профессионального музыканта, независимо от того, какую конкретную сферу деятельности он изберет для творческой самореализации и самоактуализации в пространстве культуры, до сих пор не существует.

Все вышеизложенное позволяет констатировать, что сегодня наметилось острое противоречие между потребностью общества в широкой просветительской деятельности современного педагога-музыканта и отсутствием целостной концепции формирования музыкально-просветительской направленности в учебно-воспитательном процессе. Это связано с тем, что феномен просветительства, несмотря на осознание его значимости, часто остается на периферии музыкально-педагогического процесса, в центре которого продолжают оставаться специальные знания, умения и навыки, несомненно, необходимые каждому профессионалу, но явно не достаточные для того, чтобы включиться в активную социокультурную деятельность. Необходимость преодоления выявленного противоречия составляет основную проблему исследования.

Объект исследования: подготовка педагога-музыканта в системе высшего профессионального образования.

Предмет исследования: феномен просветительства в осуществлении процесса профессиональной подготовки педагога-музыканта.

Цель исследования: выявление и обоснование теоретико-методических основ процесса формирования просветительской направленности в профессиональной подготовке педагога-музыканта.

Согласно сформулированным - объектом, предметом исследования и поставленной целью были определены следующие задачи исследования: произвести анализ и раскрыть содержание понятия «феномен просветительства» в философских трудах прошлого и настоящего; проанализировать социально-философские основания применения этого понятия в качестве эстетической, этической и музыкально-педагогической категории; обосновать значимость осуществления профессиональной подготовки педагога-музыканта с позиции приоритета просветительской направленности в формировании художественно-эстетического и духовно-нравственного становления личности; разработать и внедрить теоретико-методическую модель формирования просветительской направленности в профессиональной подготовке педагога-музыканта; проверить эффективность разработанной и внедренной теоретико-методической модели в процессе проведения экспериментальной работы.

В качестве гипотезы выдвигаются следующие положения:

Профессиональная подготовка музыканта, способствующая его творческой самореализации и самоактуализации в пространстве культуры, будет наиболее эффективной если:

  • феномен просветительства будет признан одним из важнейших факторов профессионального и духовного становления будущего педагога-музыканта;

  • в качестве основной идеи обращения к феномену просветительства будет определена творческая трансляция смыслов и ценностей культуры в духовное пространство будущего педагога-музыканта;

  • просветительская направленность будет определена как интегральное свойство творческой личности, испытывающей постоянную потребность в постижении нового художественного пространства и вовлечении в этот процесс своих учеников, слушателей, коллег;

  • организация процесса формирования просветительской направленности будущего педагога-музыканта будет строиться на основании современных психолого-педагогических подходов — аксиологического, антропологического, системного, культурологического, индивидуально-личностного, представляющих собой фундаментальную основу построения и реализации теоретико-методической модели формирования просветительской направленности в профессиональной подготовке педагога-музыканта.

Теоретико - методологическую основу исследования составили философские, социологические, культурологические, психологические, педагогические и музыкально-педагогогические идеи о роли просвещения в истории культуры и в становлении человека как творения и творца культуры, о значении музыкального просвещения и воспитания в эстетически-ценностном и духовно-нравственном становлении личности: в философских воззрениях античности (Аристотель, Платон, Конфуций, Сенека, Сократ); в трудах немецких классических философов (В.Г. Гегель, И.Кант, И. Фихте, Ф. ШлегелЬ); в работах русских философов (М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев, Н.А. Данилевский, Н.О. Лосский, П.А. Флоренский). А также современные исследования, освещающие роль феномена просветительства в: становлении и развитии личности (А.С. Арсеньев, В.М. Бехтерев, Н.Р. Битянова, Ф.Е. Василюк, В.К. Вилюнас, К. Изард, Л.С. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн и др.); поиске смысла творчества (Н.А. Бердяев, Б.С. Братусь, Ж. Делез, Л.Н. Коган, А.Н. Леонтьев, Ф. Ницше, З. Фрейд и др.); теории деятельности (К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов, .А.В. Брушлинский, Л.П. Буева, Д.Б. Богоявленская, М.С. Каган, А.Н. Леонтьев, Г.И. Щукина и др.); формировании эстетических и этических идеалов (К.З. Акопян, М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев, Ю.Б. Борев, М.С. Каган, В.П. Клычков, А.Ф. Лосев, М. Н. Росенко, В.П. Шестаков и др.); изучении психологии искусства и музыкального восприятия ( Е.А. Бодина, Л.С. Выготский, В.В. Медушевский, А.А. Мелик-Пашаев, Е.В. Назайкинский, М.С. Старчеус, Г.С. Тарасов, А.В. Торопова, Ю.У. Фохт-Бабушкин и др.); эстетически-ценностном становления личности в процессе музыкального обучения и воспитания (Л.А. Баренбойм, Е.А. Бодина, Д.Б. Кабалевский, Г.Г. Коломиец, В,Г. Ражников, Г.М. Цыпин, А.И. Щербакова, М.В. Юдина и др.); изучении аналиатических материалов, раскрывающих отечественный опыт музыкального просвещения (Б.В. Асафьев, Б.В. Диментман, Е.В. Духов, Д.Б. Кабалевский, Б.И. Краснобаев, А.Б. Луначарский, В.И. Музалевский, П.А. Столпянский и др.); изучении и анализе работы профессиональной деятельности выдающихся педагогов-музыкантов (А.Д. Артоболевская, Л.А. Баренбойм, Б.А. Гольденвейзер, Я.И. Мильштейн, Г.Г. Нейгауз, В.И. Сафонов, С.Е. Фейнберг и др.); анализе методологии и методики современного музыкального образования (Э.Б. Абдуллин, О.А. Апраксина, Л.Г. Арчажникова, Д.Б. Кабалевский, Л.А. Рапацкая, Г.М. Цыпин, А.И. Щербакова и др.).

База исследования. Исследование проводилось на базе РАМ им. Гнесиных (кафедры специального и общего фортепиано), РГСУ (факультет искусств и социокультурной деятельности), ДЦМШ 2 г. Самары (курсы повышения квалификации педагогов-музыкантов, мастер-классы).

Методы исследования: изучение и анализ широкого круга материалов, посвященных проблеме исследования; анализ современного состояния просветительской направленности в педагогической и концертно-исполнительской деятельности; обобщение личного педагогического и концертно-исполнительского опыта; методы эмпирического исследования - педагогическое наблюдение, педагогические беседы, интервьюирование и анкетирование участников эксперимента и т.д.; проведение констатирующего, формирующего и дублирующего экспериментов; статистическая обработка и анализ полученных результатов.

Первый этап исследования (2004-2007 гг.) можно рассматривать как теоретико-поисковый, поскольку на нем осуществлялась теоретическая подготовка к проведению диссертационного исследования: производился сбор необходимой информации, изучался широкий круг научных источников по проблеме исследования, уточнялся понятийно-категориальный аппарат работы. Это стало основой для определения исходных теоретико-методологических положений, на которых строилась исследовательская работа. Были сформулированы - объект, предмет, цель, задачи и гипотеза работы, положения, выдвигаемые на защиту. На первом этапе была определена общая стратегия проведения экспериментальной работы (структура, методы, теоретические основы музыкально-просветительской деятельности), а также определены фундаментальные основы теоретико-методической модели формирования просветительской направленности в профессиональной подготовке музыканта.

Второй этап (2007—2009 гг. ) является основным. На этом этапе осуществлялась работа по реализации разработанной теоретико-методической модели формирования просветительской направленности к профессиональной подготовке педагога-музыканта. Для анализа ее эффективности в процессе формирования просветительской направленности в профессиональной подготовке музыканта была разработана методика диагностики, определены критерии и параметры уровней сформированности просветительской направленности педагога-музыканта, что позволило проследить динамику в осуществляемом процессе. Для проведения экспериментальной работы был разработан экспериментальный курс «Просветительская направленность в профессиональной деятельности музыканта». На этом этапе были организованы контрольная и экспериментальная группы, проводился констатирующий и учебно-формирующий эксперименты, анализировались результаты каждого из контрольных срезов.

Третий этап – (2009-2010 гг.) – обобщающий. Этот этап был посвящен не только анализу полученных данных, но и проверке их достоверности в процессе проведения дублирующего эксперимента, а также дальнейшему совершенствованию разработанной теоретико-методической модели. На обобщающем этапе были подведены итоги проделанной работы, на основании проведенного анализа были разработаны методические рекомендации. Общее количество участников на всех этапах исследовательской работы составило более 500 человек.

Научная новизна исследования заключается в том, что в процессе проведенной исследовательской деятельности уточнено содержание понятий «феномен просветительства» в истории становления человечества, и «просветительская направленность» в профессиональной подготовке музыканта, которые включают в себя: потребность и способность к обретению и передаче нового знания; осуществление и вовлечение своих слушателей, учеников, коллег в атмосферу активного творческого поиска; потребность и способность создавать и постигать новое художественное пространство.

Разработана теоретико-методическая модель формирования просветительской направленности в профессиональной подготовке педагога-музыканта, основанная на аксиологическом, антропологическом, системном, культурологическом, индивидуально-деятельностном подходах. Определены этапы формирования просветительской направленности в профессиональной подготовке педагога-музыканта, цели и задачи работы на каждом из этапов.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем обоснованы педагогические условия, необходимые для формирования просветительской направленности в профессиональной подготовке педагога-музыканта; раскрыта взаимосвязь просветительской направленности будущих педагогов-музыкантов с уровнем эстетически-ценностного становления личности, определяющим потребность в осуществлении музыкально-просветительской деятельности, способность к обретению и передаче нового знания, осуществлению постоянного творческого поиска, готовность к ценностному осмыслению и оценке новых музыкальных смыслов и ценностей. В работе определен комплекс личностных и профессиональных качеств, необходимых для осуществления активной и плодотворной музыкально-просветительской деятельности. Разработана методика диагностики уровней сформированности просветительской направленности в профессиональной подготовке музыкантов. Подготовлен экспериментальный курс «Феномен просветительства в профессиональной деятельности музыканта».

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что, разработанные в исследовании - теоретико-методическая модель формирования просветительской направленности в профессиональной подготовке педагога-музыканта, методика диагностики уровней сформированности просветительской направленности, подготовленный экспериментальный курс «Просветительское начало в профессиональной деятельности музыканта» могут быть широко использованы в вузах культуры и искусств, в экспериментальной деятельности для разработки новых авторских методик, лекционных курсов, в подготовке студенческих и аспирантских исследовательских работ.

Сформулированные автором исследования научные выводы, положения, рекомендации, способы и методы формирования просветительской направленности в профессиональной подготовке педагога-музыканта открывают педагогам-практикам широкие возможности для осуществления просветительской направленности в своей работе, что способствует поиску новых путей совершенствания системы высшего профессионального образования.





оставить комментарий
страница1/2
РУЧИМСКАЯ СОФЬЯ ВАЛЕРЬЕВНА
Дата24.09.2011
Размер0,57 Mb.
ТипАвтореферат, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

наверх