Архитектурно-художественные особенности городского зодчества Восточного Казахстана (Х i Х начала ХХ в.) 18. 00. 01- теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия icon

Архитектурно-художественные особенности городского зодчества Восточного Казахстана (Х i Х начала ХХ в.) 18. 00. 01- теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия


Смотрите также:
Архитектурно-пространственная организация поселений средневековой алании 05. 23...
Развитие ландшафтной архитектуры Казахстана ХХ века 18. 00. 01 Теория и история архитектуры...
Особенности трансформации визуального информационно-коммуникативного поля города 18. 00...
Особенности формирования Государственного градостроительного кадастра г. Алматы >18. 00...
Нижегородская архитектура ХХ века как отражение российского и зарубежного зодчества...
Генезис культовой архитектуры тюркских каганатов 18. 00. 01 Теория и история архитектуры...
Архитектурно-градостроительное наследие южного урала 18. 00. 01 теория и история архитектуры...
Особенности профессиональной деятельности главного архитектора города 05. 23...
Градостроительное развитие санкт-петербурга в 1703-2000-е годы 18. 00...
Пути преобразования структуры образовательного учреждения в современных условиях 18. 00...
Современные тенденции развития деловых центров в крупных городах Казахстана 18. 00...
Этапы и закономерности развития архитектуры Ярославля в советский период времени...



Загрузка...
скачать
УДК 72. 03 (574) (043) На правах рукописи


ЕСПЕНБЕТ АХМЕТЖАН САРСЕНБЕКУЛЫ


Архитектурно-художественные особенности городского зодчества

Восточного Казахстана (ХIХ - начала ХХ в.)


18. 00. 01- Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция

историко-архитектурного наследия


Автореферат


диссертации на соискание ученой степени

кандидата архитектуры


Республика Казахстан

Алматы 2010


Работа выполнена в Казахской головной архитектурно-строительной академии (КазГАСА)


Научный руководитель доктор архитектуры, профессор

КазГАСА Э.М. Байтенов


Официальные оппоненты доктор архитектуры, профессор

Р. М. Муксинов


кандидат архитектуры,

Г. А. Исабаев


Ведущая организация Евразийский национальный

университет им. Л.Н. Гумилева,

Астана


Защита состоится: « 29 » ноября 2010 года в 10.00 ч. на заседании

диссертационного совета Д 14.50.04 при Международной образовательной корпорации на базе Казахской головной архитектурно-строительной академии

(КазГАСА) по адресу: 050043, Республика Казахстан г. Алматы, ул. Рыскулбекова, 28, Зал Ученого совета.

Тел.: +(727) 229-46-11, факс: (727) 220-59-79, е-mail: kazgasa@ette. kz


C диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Казахской головной архитектурно - строительной академии по адресу: г. Алматы,

ул. Рыскулбекова, 28


Автореферат разослан « 27 » октября 2010 г.


и. о. Ученого секретаря

диссертационного совета Д 14.50.04

доктор технических наук, профессор Д.М. Байтурсунов


ВВЕДЕНИЕ


В диссертации проведено комплексное исследование архитектурного наследия городов Восточного Казахстана XIX - начала XX в., которое, как показал анализ, имеет выраженную специфику. Автором сделана попытка анализа общих тенденций развития архитектуры городов Восточного Казахстана в XIX – начале XX в., а также дифференцированной оценки большого и малоизученного пласта городской архитектуры исследуемого периода, каким является малоэтажная застройка. В работе также даются рекомендации по использованию ценной исторической застройки в современной градостроительной практике.

Общность процессов в социально-экономическом развитии края и схожие природно-климатические условия дают основание рассматривать восточно-казахстанские города как единую систему с городами Западной Сибири, но ряд особенностей позволяет говорить и об их специфике.

Собранные материалы, многолетние натурные обследования показывают, что основную массу городских зданий составляли одно-двух этажные кирпичные жилые дома, а также кирпичные и деревянные общественные культовые и гражданские здания - мечети, церкви, школы, торговые дома, синематографы и др. Эта застройка, а в особенности культовые здания, играла решающую роль в создании специфического художественного образа городов Восточного Казахстана.

Вторая половина ХIX - начала ХХ в. составляет в истории Казахстана важнейший период, когда на его территории образовалось подавляющее большинство ныне существующих городов и поселений.

В городской архитектуре Восточного Казахстана в эпоху становления капитализма наблюдались процессы отражения общих российских стилевых направлений и течений, а также взаимодействия художественных элементов.

Развитие зодчества городов Восточного Казахстана ХIX - начала ХХ в. можно условно рассматривать в следующей последовательности:

1) привнесение российской (европейской) архитектуры из метрополии и освоение ее художественных приемов в местных условиях.

2) преломление и трансформация отдельных приемов и черт в структуре европейского российского зодчества, развивавшегося в регионе; выявление местных художественных особенностей.

В исследовании важным представляется охват многообразия архитектурных явлений региона, обращение к различным слоям художественной культуры к народной и профессиональной, обусловленного особенностями сложившейся в Казахстане в данную эпоху социокультурной ситуации.

^ Актуальность исследования. Архитектура городов Восточного Казахстана эпохи капитализма оставалась во многом вне поля зрения исследователей и мало изучена (в отличие от исторических аспектов), а между тем анализ сохранившейся исторической застройки показал, что ее основой являются здания XIX - начала XX века и что они зримо выражают собой градостроительное искусство прошлого. В принятом 01. 11. 1998г. Законе «Об охране и использовании памятников истории и культуры» сохранению и изучению архитектурного наследия посвящен ряд статей. Реализация этого Закона в полной мере немыслима без проведения широкого круга разработок с целью более глубокого изучения и научного анализа отечественного городского строительства в разные периоды истории в разных районах страны.

Проблема художественных особенностей развития архитектуры городов Восточного Казахстана XIX – начала XX в. затрагивает важное время для сложения архитектурной среды и облика строящихся в регионе городов в эпоху становления капитализма. В этот период закладывалась архитектурно-пространственная ткань городов, которая составляет ценную в историческом плане застройку в большинстве городов Казахстана, и представляет определенный интерес для современной архитектурной теории и практики.

Все это свидетельствует об актуальности и своевременности настоящего исследования.

Взаимодействие отдельных художественных элементов в зодчестве Восточного Казахстана в конце XIX - начала XX в. отражает полиэтническую культурную общность в городах Семипалатинске, Павлодаре, Усть-Каменогорске и в ряде других более мелких населенных мест. Вопрос взаимодействия культур преломляет неоднозначный процесс взаимопроникновения различных художественных структур, основами которых явились культовое зодчество, привнесенные архитектурно-художественные принципы российской архитектуры, а также зодчество сопредельных территорий Сибири.

Научный анализ этого вопроса позволяет раскрыть закономерности, остающиеся актуальными для современного архитектуроведения и дальнейшего развития зодчества городов Восточного Казахстана.

^ Цель и задачи исследования. Цель - на основе проведенного комплексного исследования проследить пути формирования и художественного развития архитектуры городов Восточного Казахстана и установить ее место и значение в становлении зодчества XIX - начала XX в.

Для достижения поставленной цели намечены следующие задачи:

-рассмотреть условия возникновения городов Восточного Казахстана;

-проанализировать архитектурно-планировочные особенности и выявить характерные композиционные черты городской архитектуры;

-рассмотреть особенности стилевого, художественного развития зодчества, проанализировать взаимовлияние культур и соответствующих стилевых направлений в городской архитектуре;

-выявить место архитектуры городов Восточного Казахстана в общей системе стилей и художественных направлений XIX - начала XX в.

^ Объект исследования – архитектурно–планировочные и стилевые особенности гражданских, культовых и промышленных зданий городов Восточного Казахстана XIX - начала XX в.

^ Предмет исследования составляет рассмотрение общих особенностей формо- и стилеобразования художественных систем представляющих, региональные особенности стилевого развития европейской русской городской архитектуры, закономерности взаимодействия художественных элементов и течений в эпоху становления полиэтнической городской культуры.

^ Границы исследования определены объектом исследования. Территориально – это городская архитектура Восточного Казахстана. Хронологические границы исследования - от начала формирования городов до первых десятилетий ХХ века, когда коренным образом изменилась художественно-стилистическая направленность архитектуры.

^ Методы исследования. Исследование построено на методах сравнительного и историко-генетического анализа. Широко применялись натурные обследования - а также анализ архивных литературных источников и музейных фондов.

^ Гипотеза исследования заключается в том, что архитектура XIX – начала XX в. городов Восточного Казахстана, будучи провинциальной, тем не менее, в конкретных природно-климатических и культурно-исторических условиях развивала своеобразные композиционные особенности. Более того, в зодчестве каждого из восточно-казахстанских городов сформировался индивидуальный архитектурно-художественный образ.

^ Научная новизна исследования. Впервые специально рассматривается стилевая направленность зодчества городов Восточного Казахстана XIX – начала XX в. Выявлены черты художественно-стилистической общности зодчества городов Восточного Казахстана, дан анализ художественных особенностей отдельных направлений зодчества городов Восточного Казахстана XIX - начала XX в. Рассмотрены композиционные и стилевые особенности городской застройки, их региональный художественный аспект. Выявлены отдельные особенности взаимодействия художественных направлений.

Впервые дан сравнительный анализ художественного развития городов Восточного Казахстана. Прослежены процессы взаимодействия зодчества городов Восточного Казахстана с художественными элементами архитектуры сопредельных регионов выразившиеся в конкретных памятниках.

В научный обиход вводится новый материал по малоизученным памятниками городов Восточного Казахстана XIX - начала XX в.

^ Положения, выносимые на защиту:

-условия возникновения городов Восточного Казахстана;

-композиционные особенности архитектуры городов Восточного

Казахстана;

-своеобразие стилевого развития зодчества, городов Восточного Казахстана.

^ Теоретическая и практическая значимость исследования. Материалы исследования могут быть использованы в написании некоторых разделов учебника по истории архитектуры Казахстана, а также для теоретических курсов регионального зодчества.

Результаты исследования могут быть полезны для реставрации и регенерации архитектурных памятников, рассматриваемых в работе, а также в осмыслении и преломлении черт художественно-эстетической преемственности зодчества городов Восточного Казахстана в современной научно-проектной деятельности.

Внедрение. Материалы исследования включены в отчеты по научно-исследовательской работе: «Исследование домового фонда старых городов Казахстана» за 1985 г. по г.Семипалатинску (введение, раздел 3-й, заключение), по г.Усть-Каменогорску (введение, 3-й раздел, заключение), по г.Павлодару (введение, 3-й раздел, заключение). Результаты обследования зодчества городов Восточного Казахстана XIX - начала XX в. внедрены в учебный процесс. Материалы работы могут быть применены при реконструкции исторических городов и реставрации памятников архитектуры городов Восточного Казахстана.

Обширный графический материал поможет расширить экспозиции краеведческого музея.

^ Источники исследования. Проведенное исследование стало возможным благодаря наличию широкого круга ценных работ разных направлений. В той или иной степени затрагивающих проблематику развития архитектуры городов Восточного Казахстана XIX - начала XX в.

Историко-теоретической базой исследования явились труды по общей истории и теории архитектуры, а также работы в той или иной степени затрагивающие проблемы стиля, общероссийской и региональных градостроительных культур: А.И.Каплуна, Т.Ф.Саваренской., А.В.Иконникова, Э.А.Гольдзамта, А.В. Ополовникова, Е.И.Кириченко, Е.А.Борисовой, В.В.Кириллова, В.Л.Ворониной, Г.А.Пугаченковой, Т.А.Славиной, Ш.С.Фатуллаева, С.О.Хан-Магомедова, А.И.Куркчи, В.П.Хайта, В.А.Нильсена, Г.Н.Айдаровой, Д.А.Назилова, А.С.Уралова, Р.М.Муксинова, Р.С.Мукимова, И.М.Азимова, М.А.Юсуповой, Г.К.Мехмандаровой, А.А.Хусаиновой, У.Дуйсебаева и др.

Ценными источниками для исследования явились труды А.Х.Маргулана, А.Н.Бернштама, К.А.Акишева, К.М.Байпакова, З.С.Самашева и др. по истории и археологии Казахстана.

Архитектурно-градостроительные традиции городов Сибири исследовались в работах С.Н.Баландина, В.Т.Горбачева, Н.П.Крадина, Б.И.Оглы, Т.С.Проскуряковой, В.И.Царева и др.

В настоящей работе использованы исследования по зодчеству и искусству Казахстана М.М.Мендикулова, Т.К.Басенова, Г.Г.Герасимова, А.Б.Ордабаева, Б.А.Глаудинова, Б.А. Ибраева, А.С.Карпыкова, Т.Д. Джанысбекова, Н. С.Ибраевой, Б.У.Куспангалиева, А.Ж.Абилова, Э.М.Байтенова, Е.К.Дуйсебай, Г.А. Исабаева, Самойлова К.И., А.Р.Сабитова, Г.С.Абдрасиловой, В.И.Наумовой, М.В.Козлова, Г.М.Камаловой, А.А.Адрышева, А.А.Маметова, М.Б.Глаудиновой, М.М.Ларионова и др., которые оказали неоценимую помощь.

Полезными для нас явились диссертационные работы по своеобразию развития архитектуры отдельных регионов дореволюционной России: Литвы – Н.Р.Лукшинете, Латвии – Я.А.Крастиньша, Татарии – Н.Х.Халитова, Г.Н.Айдаровой.

В исследовании использованы также историко-этнографические исследования, касающиеся развития социально-экономических, этнокультурных процессов в Казахстане эпохи XIX - начала XX в. – работы Х.А.Аргынбаева, Е.Б.Бекмаханова, Н.Е.Бекмахановой, М.С.Вострова, М.С.Муканова и др.

Весьма ценными оказались историко-краеведческие работы по Восточному Казахстану – это, труды Н.Г.Апполовой, Ж.К.Касымбаева, С.Е.Черных, В.Н.Кашляк, А.А.Гудкова, Д.С.Шемялицкой, С.Р.Муратовой и др.

Работы ученых и исследователей – современников рассматриваемой в диссертации эпохи содержат ценный фактический материал по истории, архитектуре и строительству дореволюционного Казахстана – книги, очерки и статьи П.С.Палласа, Ф.Л.Миллера, И.Е.Фишера, Ч.Ч.Валиханова, И.А.Кастанье, А.Добросмыслова, П.И.Пашино, Б.Герасимова и др.

В исследовании использованы также материалы: ЦГВИА, ЦГИА (Москва), ВГИА (С-Петербург), Госархив Омской области, фондов областных историко-краеведческих музеев Казахстана, чертежи и обмеры Бюро технической инвентаризации городов Восточного Казахстана (многие из этих организаций впоследствии переименованы).

Кроме перечисленных источников, в работе использованы материалы историко-архитектурных экспедиций Центрального Совета охраны памятников истории и культуры Казахской ССР 1980-х г., осуществленных сотрудниками кафедры «Истории архитектуры и рисунок» ААСИ (под руководством М.М.Мендикулова, Б.А.Глаудинова, Э.М.Байтенова), в том числе с участием автора.

^ Апробация работы. Основное содержание работы доложено на международных и республиканских научно-практических конференциях в КазГАСА и АН Каз ССР в статьях, г. Астана «Вестник» ЕНУ им. Л. Н. Гумилева в Астане в сборнике научных трудов ( г.Бишкек), в «Вестнике» НАН РК, в «Вестнике» КазГАСА.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех разделов, заключения, приложений, списка использованных источников общим объемом 116 страниц, а также 30 таблиц иллюстраций.




^ ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ


В первом разделе «Общая характеристика городской застройки Восточного Казахстана (XIX – начала ХХ века)» рассмотрены историко-ландшафтные условия возникновения городов Верхнего Прииртышья, а также дана общая характеристика городской застройки Восточного Казахстана соответствующего периода.

Природные богатства в виде удобного для проживания ландшафта и самые разнообразные полезные ископаемые обеспечивали пристальное внимание к этой территории на протяжении всей истории региона. Народы, проживавшие на территории Восточного Казахстана в древности, средневековье и вплоть до Нового времени создали уникальные памятники культуры. Параллельно происходила постоянная борьба за право владения столь богатой во всех отношениях территорией. Одним из завершающих этапов которой стало включение в состав Российской империи, что выразилось в многочисленных разведочных экспедициях, которые завершились закладкой Иртышской укрепленной линии. В 1785 г. Иртышская линия включала 5 крепостей, 12 форпостов, 20 станций и 1 село.

Иртышская укрепленная линия сыграла свою роль в создании оборонительных укреплений, призванных оказывать существенную помощь в колонизации восточной части Казахских степей. «Узловые» пункты этой линии в пределах Восточного Казахстана, такие как Семипалатинская и Усть-Каменогорская крепости, Коряковская станица, будучи важными стратегическими пунктами военно-административного и торгового назначения, получили существенное развитие. Неоднократно перестраиваясь и модернизируясь, они все более отвечали поставленным требованиям, при этом последние значительно трансформировались от оборонительных до преимущественно торговых, вместе с этим менялся и характер крепостной застройки. Впоследствии, в XIX веке, когда военно-стратегические задачи были уже решены и границы Российской империи сдвинулись далеко в южном направлении, крепости также утрачивают свой «воинственный вид» и постепенно приобретают городскую планировочную структуру и застройку. Далее, не заставило себя ждать и придание им городского статуса с различным административным значением.

В городах укрепленной линии преимущественно развивалась торговля, в соответствии с этим формировалась их планировочная структура и, конечно же, застройка, отражавшая общие процессы, протекавшие в провинциальных городах Российской империи. Впрочем, были и характерные черты – строились мечети, медресе, караван-сараи. В структуре городов естественным включением также оказались так называемые татарские слободки. В целом же, доминантами городов являлись культовые здания – мечети (как каменные, так и деревянные), церкви, а также вертикали пожарных каланчей. Развитие региона, естественно привело к распространению учебных, культурно-просветительных, административных и промышленных зданий и сооружений. Все эти постройки, имевшие два-три этажа, выгодно отличались от основной массы жилища, составляющего городскую ткань.

Эволюция городской застройки выразилась и в преимущественном развитии каменной архитектуры, по сравнению с деревянной, однако, деревянные дома, особенно в жилой застройке еще долго оставались преобладающими. Все более набиравшая инерцию городская архитектура обретала черты своеобразия, так, например, характерной чертой Усть-Каменгорска была значительная концентрация памятников в центральной части, в других же городах (Семипалатинск, Павлодар), историческая застройка более рассредоточена.

В XIX - начале XX в. каждый из городов приобрел свою исторически сложившуюся структуру и неповторимый архитектурный облик, впрочем, общим было то, что каждый из них формировался, во-первых, на основе визуально-градостроительного контраста общественных зданий и одноэтажной жилой застройки, во-вторых, же, на стилистической общности, основным направлением которой была эклектика с преобладанием построек «кирпичного» стиля.

Особую роль играли здания одноминаретной и двухминаретной мечетей в Семипалатинске, павлодарской мечети. Доминантами в городах являлись также православные храмы - Владимирский, Покровский, Троицкий соборы, Воскресенская Казачья церковь и др. Важную роль в создании образа городов играли и такие относительно крупные общественные здания как Народные дома в Усть-Каменогорске и Семипалатинске, банки (Русско-Азиатский внешнеторговый банк, банк кредитного товарищества), синематограф («Эхо»), школы (начальная мужская школа и др.), медресе, училища (православное приходское училище, Мариинское женское училище, высшее городское начальное училище, Алексеевское училище), семинарии (Учительская семинария), гимназии (мужская и женская гимназии), административные здания (Городское казначейство, Городская полицейская управа и др.), библиотеки. Многие из этих памятников носили выражено репрезентативный характер.

Впрочем, малоэтажная застройка так же решала «тактические» композиционные задачи – особо выделялись Дом губернатора в Семипалатинске, торговые дома, магазины и жилые дома крупных купцов и промышленников (Сахно, Ершова, Охапкина, Сорокина, Айтыкина, Семенова, Кожевникова, Валитова и др.). Разнообразием отличались здания и сооружения промышленной архитектуры, формировавшие как «фасады» улиц (механические мастерские О.Костюрина), так и организующие пространство вокруг себя (насосная станция, водонапорная башня в Семипалатинске, железнодорожный вокзал в Павлодаре) или же создавая за счет этажности сильный градостроительный акцент (мельницы купцов Мусина, Герцена).

К сожалению, многие из этих зданий, в основном культовых, уже утрачены. Однако сохранившиеся архивные материалы позволяют говорить о значительном интересе, которое представляло это наследие. В целом же архитектура XIX - начала XX века, несмотря на, казалось бы, свой провинциальный, «типовой» характер, возникшая и развивавшаяся в конкретных культурно-исторических и ландшафтных условиях имеет свои особенности и неповторимый облик.

Во втором разделе «Архитектурно-планировочные особенности зодчества городов Восточного Казахстана» проанализированы композиционные особенности всех типов зданий в городской архитектуре – культовых, жилых и общественных, а также промышленных зданий и сооружений.

В возникновении и развитии городов Восточного Казахстана было много общего - все они формировались как форпосты на юго-восточных границах Российской империи. Так, Семипалатинск прошел путь от крепости до торгового и промышленного города с развитой сетью административных культурно-просветительных учреждений, промышленных предприятий и т.д.

Почти двухсотлетняя история города обусловила богатство разновременного архитектурного наследия.

Проведенные исследования городского домового фонда позволили выявить и определить степень историко-архитектурной значимости наиболее выразительных и типичных памятников города, в типологическом отношении, включающих культовые здания, куда относятся в основном мечети и церкви, гражданские, общественные; культурно-просветительные и образовательные здания, а также административные и торговые сооружения. Проанализирована также жилая архитектура (в том числе и гостиничного типа), а также, характерные для городов Восточного Казахстана промышленные здания.

Характерными композиционными особенностями культовых зданий является симметричность фасадов или симметрия составляющих фасады участков; композиционная связь высокого и низкого объемов посредством карниза, опоясывающего оба объема, где в малом карниз является венчающим, а в большом промежуточным, как например, в Воскресенской казачьей церкви, Благовещенской церкви. В одноминаретной мечети карнизы эти не совпадают по высоте, но одинаковы по решению; можно также отметить «двухцветность» в решении фасадов, где обычно выступающие из плоскости стены («активные») элементы окрашены в белый цвет, а сама стена, в другой (чаще всего в какой-либо оттенок зеленого), причем это соблюдается как для памятников «кирпичного» стиля (мельница Мусина), так и для зданий с классицистической художественной основой (дом купца Сахно, впоследствии филиал гостиницы «Иртыш», дом купца Ершова, впоследствии литературно-мемориальный музей Абая и т.д.). Традиционную “двухцветность” в решении можно отметить также и для зданий одноминаретной и двухминаретной мечетей, где купола и шатры минаретов, окрашены в сочный глубокий изумрудно-зеленый цвет, а стены ослепительно белые. В целом же «двухцветность» решения фасадов дополняет и без того выраженную тектонику фасадов. Все это должно быть учтено при последующих ремонтах зданий и при цветовом решении фасадов современных зданий, в пределах исторической застройки для отражения преемственности в архитектуре.

Оригинальное архитектурно-художественное решение зодчие старались придать гражданским общественным зданиям, монументальные объемы которых также в значительной степени формировали облик города. Пластика раскрепованных поверхностей фасадов, большие оконные проемы, в некоторых случаях ассиметричное решение фасадов (здание женской гимназии, библиотека им. Н.В.Гоголя в г. Семипалатинске), изысканные пропорции, введение деталей – вот те основные элементы, которые формировали репрезентативный образ общественных зданий на фоне рядовой застройки.

Характерной чертой архитектуры городов является связь с архитектурой России, причем это проявляется как в частных архитектурных приемах, так и в целом в стилевой направленности зодчества, так для XIX - начала XX в. особенностью архитектуры является эклектичность, проявляющаяся в смешении классицистических приемов, элементов модерна, «кирпичного» стиля и т.д.

Усть-Каменогорск, типичный город Восточного Казахстана, основанный первоначально как крепость, ныне это крупный областной центр с развитой промышленностью. За двухсотлетнюю историю дореволюционного развития сложилась своеобразная планировочная структура города, на двух берегах Иртыша – «старая» и «новая», каждая из которых имеет свои ярко индивидуальные особенности.

«Старая» часть города в месте впадения р. Ульбы в Иртыш интенсивно застраивается. Многое из архитектурного наследия города безвозвратно утрачено- снесен Покровский собор, на месте которого разбит парк, изменена архитектура бывших торговых рядов, значительно искажен облик здания Троицкой церкви, единственного культурного памятника города и в настоящее время одного из самых ранних сооружений города, от крепостного вала остались лишь кое-где небольшие возвышения.

В то же время, если в других городах Восточного Казахстана, например в Семипалатинске, памятники архитектуры в основном рассредоточены, то в Усть-Каменогорске частично сохранилось историческое ядро города с застройкой ХVIII-нач. ХХ вв., своеобразие которого необходимо сберечь и «очистить» от поздних, искажающих его облик наслоений.

В это ядро входят бывшие здания Народного дома, Костюринских мастерских, синематограф (кинотеатр) «Эхо», магазинов и т.д., история многих из таких построек связана с деятельностью политических ссыльных, которые на окраинах России считали своим гражданским долгом помочь в просвещении и повышении культурного уровня населения.

Проведенные исследования домового фонда городов позволили определить архитектурно-художественную ценность памятников, дать рекомендации к охране, дальнейшему использованию, и, в некоторых случаях, улучшения облика исторической застройки.

Из культовых зданий было исследовано здание Троицкой церкви, из общественных – здание Народного дома, кинотеатр «Эхо», мастерские Костюрина, здание торговых рядов, магазина купца Кожевникова (впоследствии ресторан «Алтай», ныне музей), различного рода учебных заведений – здание трехклассного училища, здание Высшего городского начального училища и мн. др.

Исследование выявило некоторые композиционные особенности в архитектуре зданий: одним из основных является угловое решение входов при Г-образном планировочном решении магазинов; такое решение удобно, и может быть с успехом использовано в настоящее время; выделение входной части отмечается «изгибом» промежуточных карнизов в плоскости фасада и изменением их декора (Народный дом); замена элемента фасада его атрибутами (сохранение капители, поясков и базы пилястр без самого тела) и т.д.

Особенностью исторической застройки является то, что в основном она одно-двухэтажная, цветовое решение применяется редко (магазин купца Кожевникова). Некоторые фасады исторических зданий целиком закрыты кронами деревьев (дом и контора золотопромышленника Меновщикова, Высшее городское начальное училище и т.д.), так, что при последующем озеленении исторической части города необходимо учитывать это и производить посадку так, чтобы исключить загораживание кронами фасадов или наиболее выигрышных фрагментов.

Таким образом, несмотря на особенности развития городов Восточного Казахстана и локальные отличия в архитектуре, архитектурно-планировочная направленность зодчества имеет общие черты. Нивелирующее действие оказало влияние архитектуры Российской империи, в частности зодчество Западной Сибири, в фарватере которого развивалась застройка городов Восточного Казахстана. Природно-климатические особенности, обусловившие в основном лапидарный характер самих объемов зданий (простые, компактные планы, ограниченные по площади оконные проемы, отказ от широкого применения летних помещений, развитые входные части) также подводили архитектуру городов под "общий знаменатель", но в то же время стимулировали активность зодчих в поисках художественной выразительности в рамках предложенных стилевых направлений.

Павлодар, основанный как Коряковский форпост Иртышской укрепленной линии сравнительно поздно получил статус заштатного города (1861).

Несмотря на то, что ранг города был несколько ниже, чем у Семипалатинска и Усть-Каменогорска, все-таки архитектурное наследие Павлодара имеет значительные по архитектурной ценности памятники. Однако наиболее ценные из них - Троицкий и Владимирский соборы - безвозвратно утрачены. Кстати, интересные культовые сооружения, хотя и меньших размеров были возведены и в других населенных пунктах Восточного Казахстана (Сергиополь, Каражал и др.).

Из культовых сооружений было обследовано единственное сохранившиеся здание мечети (минарет утрачен), большой интерес представляют бывшие купеческие дома Дерова, Сорокина, Охапкина, весьма интересна деревянная архитектура здания железнодорожного вокзала. Кстати, деревянная архитектура в стиле модерн выделяет Павлодар среди других городов Восточного Казахстана. Заслуживают внимания также здания бывших училищ Алексеевского и Владимирского и т.д.

Исследование выявило ряд композиционных особенностей, в той или иной мере характерных и для других восточно-казахских городов: интересным является выделение входа прерыванием над ними карниза (Владимирское училище), замена рустованных пилястр выступающими участками- собственно руст ( там же), введение симметричных участков в ассиметричных фасадах и т.д. Особенностью исторического зодчества города является малая этажность (в основном одноэтажные) застройки, а также «сдержанность» архитектурных форм, даже некоторая скромность и однообразие по сравнению с двумя другими городами. В основном здания кирпичные с расшивкой швов.

Стилевая направленность, несмотря на эклектичность и включения иногда даже не в завуалированном виде классицистических (здание детской поликлиники) и других элементов, тем не менее, подчиняется в основном канонам «кирпичного» стиля. Это, а также отсутствие построек в более ранних стилях (классицизм) обусловлено социально-экономическими предпосылками- бурным развитием города к концу XIX- нач. XX вв., по темпам иногда превосходящим не только Усть–Каменогорск, но и бывший тогда областной центр Семипалатинск.

В третьем разделе «Стилевая направленность архитектуры городов Восточного Казахстана в XIX – начале XX века» дана характеристика стилистической ситуации в городах Казахстана рассматриваемого периода, проанализированы особенности развития художественных направлений и стилей в зодчестве городов Восточного Казахстана, а также его влияние на отдельные памятники степного зодчества.

Основным архитектурно-художественным направлением регионального зодчества ХIХ – начала ХХ века является эклектика, в систему которой по существу были включены в начале и первой трети ХIХ века, отдельные памятники классицизма, а в начале ХХ века элементы модерна.

Классицизм в архитектуре региона развивался в Семипалатанске, как в первой крепости, получившей статус города и отразился в двух направлениях (не имеющих четкой хронологии):

-классицизм, с выделением парадной, главной оси, основанный на традиционных античных образцах;

-классицизм с равнозначностью архитектурных элементов, характерных для художественного метода эклектики, когда ордер трансформируется из тектонической в декоративную структуру.

Эклектика воплотилась в городском зодчестве региона преимущественно в таком его рациональном направлении как «кирпичный» стиль. В отличном от направления «кирпичного» стиля, эклектика развивалась в следующих художественных течениях:

-интерпретация декоративных мотивов античной классики и ренессанса;

-отдельные памятники, включающие в архитектуру такой объемно-

композиционный элемент как коробовый свод с навершием, ассоциативно

обращающийся к формам субургана;

-отдельные сооружения, отражающие романтическое художественное направление российской эклектики, в преобразовании элементов и деталей русского храмового зодчества.

«Кирпичный» стиль получил в регионе наибольшее развитие в виду достаточной технологичности изготовления обожженного кирпича и обилию сырья для его производства. Данное художественное направление в начале (последняя треть ХIХ века) следуя своему рациональному кредо в конце ХIХ – начале ХХ века, включает в свою систему элементы декоративизма, выразившиеся в интерпретации готики и представлениях о «восточной» архитектуре.

Стиль модерн отмечен в ряде региональных сооружений конца ХIХ – начала ХХ века:

-в более свободной компоновке объемов и отхода от «парадной» и

соответственно более ассиметричной планировке в архитектуре;

-в примении ассиметричных композиций в планировке и прихотливой

пространственно-плоскостной аранжировки кровли в деревянном зодчестве;

-в использовании декоративных овальных, линеарных и других мотивов на фасадах (фронтонах) зданий.

В архитектуре мечетей Семипалатинска, имеющих в своей объемно-композиционной и декоративной системе элементы однородности и целостности, объективно наблюдается неоднозначный и сложный поиск «национально-романтического» регионального художественного течения. Стилистически данные мечети входят в рамки эклектики, заимствующей композиционные и декоративные элементы и приемы из различных культур (Переднего и Среднего Востока, романской архитектуры и др.), но в целом составляющие гармоничный строй и единство архитектурного замысла.

В большинстве памятников регионального церковного зодчества наблюдалось развитие официально-академического направления «русского» стиля. Но в отдельных памятниках интерпретация официального «русского» стиля приобретает определенный региональный акцент в трактовке отдельных декоративных деталей и приемов – в решении килевидных арок, в использовании декоративных элементов эклектики – барочных «разорванных» фронтонов, окон роз романского стиля, декоративных поясков и тяг. В отдельных памятниках официальная версия «русского» стиля сливается с «научно-археологическим» направлением, тяготеющим к «почвеничеству».

В отдельных памятниках степной архитектуры начала ХХ века - мавзолеях Зейнуллы (1925 г.) и Мухаметжана (1925 г.), наблюдается влияние «кирпичного» стиля и модерна в пластическом решении объемов и в декоре архитектурного убранства, ассоциативно связанных с формами субурганов и кочевого жилища казахов – юрты (необходимо отметить, что Баязит Сатбаев, мастер, построивший мавзолей Зейнуллы, является также автором большого количества прекрасных жилых и общественных зданий в г.Зайсане). Причем объединение это решено в методическом ключе стилизаторства эклектики, а пластическая аранжировка разнохарактерных объемов и элементов черпается из методики модерна, декларирующего свободную композицию.

В целом, художественное развитие архитектуры региона отражало социокультурную ситуацию, рассматриваемого времени в архитектуре метрополии. И в то же время обнаруживает ряд вышеуказанных региональных особенностей, обусловленных стремлением местных архитекторов и заказчиков отобразить в зодчестве восточно-казахстанских городов свое понимание своеобразия эпохи.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


1. Природно-ландшафтные и исторические условия Восточного Казахстана позволяют выделить его в особый регион, тем не менее множеством «нитей», связанный с сопредельными территориями. Об этом свидетельствует даже столь отдаленные времена как эпоха бронзы, когда опираясь на природные богатства и ландшафтные особенности была создана уникальная культура бронзового века, особый вариант андроновской культуры.

Обилие природных богатств и сам их характер (залежи меди, железа, золота обилные пастбища реки, леса), а также достаточно удобный для жизни ландшафт (пути) издревле притягивали к себе различные этносы и способствовали их процветанию. Достаточно отметить грот Акбаур, Чиликтинские, Берельские курганы сакского времени, сложение в непосредственной близости (в том числе, захватывая и территорию восточного Казахстана), древнетюркской государственности (Южный Алтай) в раннем средневековье. Процветание на этой территории средневековых племенных объединений (кимаки, кипчаки) и кочевых этносов позднего средневековья (казахи, джунгары); неиссякаемый интерес к природным богатствам в Новое время – все это свидетельствует о том, что городская культура, сформировавшаяся в Восточном Казахстане в XIX – начале в XX века возникла не на пустом месте. Об этом говорят даже названия крупных городов региона – Семипалатинска и Усть-Каменогорска, отражающие в первом случае, название руин ламаисткого монастыря (Семь палат), в другом же, характерные особенности ландшафта (выход Иртыша из горной местности на равнину).

2. Мощная водная артерия – река Иртыш, явилась тем естественным фактором, который обеспечил успех колонизации края царским правительством. Эта трансграничная река имела направление, совпадающее с «южной» экспансионистской политикой Империи не только Петра I, но и его последователей. В соответствии с этим образованная вдоль этой реки Иртышская укрепленная линия встроилась в систему уже существующих оборонительных линий и опосредованно способствовала возникновению новых линий (Сырдарьинской), все более приближающихся к Туркестану.

Согласно логике военных укреплении линия состояла из крепостей и заполнявших пространство между ними форпостов и станций.

Естественно, за время освоения края и наличие процессов экономического развития в виде торговли, развития хлебопашества, промышленных производств, переросшее затем, с утратой основного назначения в преобладающие. В тоже время, возникшие на основе крепостей, города не потеряли административного значения, как центры тяготения окрестного населения – отсюда начинается их новая, городская жизнь с особой, продиктованной ландшафтной структурой, развивающейся и разветвляющейся типологии зданий и сооружений, составляющей своего рода иерархию городской застройки – мощные доминанты в виде культовых зданий (мечети, церкви), ряда общественных гражданских зданий, некоторых промышленных сооружений и городской ткани, представленной "морем" жилой застройки - своеобразным фоном оттеняющим силуэты уникальных зданий.

3. Уникальные, а это, прежде всего культовые здания ислама и христианства, были теми доминантами, которые создавали визуальный каркас городов Восточного Казахстана. При этом, выгодные ракурсы создавали сформированные перед этими зданиями площади. Характерные для этих зданий вертикальные объемы в виде куполов, а особенно колоколен и минаретов маркировали тем самым важные градостроительные точки, способствуя концентрации в них городских процессов. При этом мечети формировали треугольник: мечеть – медресе – дом муллы.

Архитектура этих, по большей части не сохранившихся зданий (в основном православных храмов) во многом своеобразна и развивает характерные планировочные черты. Так мечети имеют продольно-осевую структуру, при этом сам характер композиции также мастерски выверен – сочетание элементов, их взаимоувязка архитектурными приемами, создавали уравновешенные гармоничные композиции, основанные одновременно на противопоставлении крупных приземистых масс (молельные залы) и вертикалей минаретов (особенно, в этом отношении выделяется одноминаретная мечеть г. Семипалатинска). Архитектура христианских храмов в большинстве сооружений отражает общии тенденции культового строительства метрополии, между тем в планировочном отношении также четко прослеживается продольно-осевая композиция (тип “корабля”), и, судя по дореволюционным фотографиям, характер разработки элементов и их пропорциональный строй имел свои особенности.

4. Анализ развития дореволюционной архитектуры городов Восточного Казахстана показал, что за двухсотлетний период сформировался "узнаваемый" в архитектурном отношении типологический состав зданий с характерными архитектурно – планировочными особенностями, несмотря на общую стилевую направленность, обусловленную зависимостью от метрополии. Так, архитекторы понимая большое значение в формировании облика городов крупных общественных гражданских зданий, при, в общем-то, простой планировке стремились компенсировать это разработкой фасадных плоскостей с симметричными композициями и центральным входом. Это проявилось как в культурно-просветительных и образовательных зданиях, так и отчасти в административных.

Функция торговых домов, предполагающая большое скопление людей на достаточно ограниченной площади, обусловила применение Г-образных композиций с угловым входом – этим было достигнуто не только удобство попадания в здания, расположенные на взаимно перпендикулярных улицах, но и хороший обзор входной части с перекрестка.

Значительную градацию, как по размерам, так и композиционному решению необходимо отметить в жилой архитектуре. Верхнюю “строчку” здесь занимают дома губернатора и богатых купцов, некоторые гостиничные здания. Рядовая же жилая застройка значительно проще, хотя и она иногда представляет художественный интерес, но в основном отдельными элементами (деревянные наличники, входная арка). Впрочем, и «лидеры» далеки от помпезности.

Нивелирующую роль в городской застройке в целом играет суровый климат - в композиционном отношении это, как и в других западно-сибирских городах, проявилось в компактных, достаточно простых объемах, что в наиболее выдающихся зданиях компенсировалось в декоре. Здесь было предложено немало интересных решений в разработке фронтальных композиций фасадов.

Таким образом, городская застройка отражала поступательное развитие края. Будучи средоточием преимущественно административных и торговых, а также производственных функций, города Восточного Казахстана неуклонно развивались, отражая в своей структуре и застройке как особенности конкретного месторасположения, так и общие тенденции, характерные для городов Западной Сибири, а шире и провинциальных городов Российской империи. Последнее сказалось как в структуре застройки так и в типологии зданий.

Типологические особенности имели широкий спектр и каждая из этих категорий занимала свою “нишу” в иерархии городской застройки. Как видим, и на это особое внимание обращали также и современники, большое внимание уделялось культовым зданиям - церквям, а впоследствии и мечетям. При этом, последние являются преобладающими по силуэтным характеристикам даже в структуре современных городов.

Будучи преимущественно торговыми пунктами, города Восточного Казахстана, особенно в конце XIX - начале XX в., имели значительным компонентом в застройке торговые дома и ряды, магазины и пр. Не последнюю градостроительную роль сыграли административные здания, а также промышленные сооружения, чей лаконичный и сдержанный в архитектурном отношении облик, также формировал образ практически каждого восточноказахстанского города. Жилище, будучи в основном одно-, реже двухэтажным являлось основной тканью города - своеобразным “заполнителем” (наряду с парками), объединяющим городские архитектурные доминанты и выгодно оттеняя их. Старые фотографии (особенно В. Боброва), в том числе включающие исчезнувшие ныне великолепные соборы, дают об этом характерном облике городов наиболее яркое впечатление.

В целом же, все типологические категории зданий, развивая свойственные им архитектурно-планировочные принципы и приемы способствовали созданию определенного характера архитектуры городской застройки. При этом, имея общие черты, архитектурный облик города развивался в соответствии с характерной только для него планировкой, преобладанием тех или иных типов зданий и их архитектурно-планировочными особенностями.

5. Развитие стилей и направлений в городах Восточного Казахстана в рассматриваемую эпоху отражает художественные процессы и поиски, происходящие в архитектуре Российской империи и укладываются в следующую последовательность:

-запоздалое развитие классицизма, наблюдаемое в ряде памятников г. Семипалатинска; в первой трети XIX века в городской архитектуре региона наблюдается появление «стилизаторских» принципов эклектики, основанных на ордерной системе. Внутри эклектики широкое развитие получает «кирпичный» стиль, который проходит путь от своей рациональной формы до декоративизма (в конце XIX – начало XX в.), включающего в свою структуру как отвлеченные орнаментальные элементы, апеллирующие к «восточной» архитектуре (здание синагоги в городе Семиплатанске), так и интерпретирующие готику (насосная станция, женское начальное училище в г.Семипалатинске);

-в архитектуре мечетей метод эклектики – «свободного выбора форм», находит отражение в поисках национального своеобразия, обращаясь к коммуникационно-стилистическим архитектурным элементам из различных культур.

В этих поисках объективно наблюдается процесс выработки «национально-романтического» регионального художественного направления. Здания двухминаретной и одноминаретной мечетей Семипалатинска и Павлодара представляют собой сохранившиеся до наших дней уникальные памятники «национальной» региональной эклектики XIX века и требуют системных мер для сохранения и создания на их основе музея под открытым небом. Автором предложен ряд регламентов, определяющих принципы создания архитектурного заповедника, что благоприятно скажется для привлечения инвестиций и использования этих памятников в качестве объектов для цивилизованного этнокультурного познавательного туризма.

В церковном зодчестве региона в целом воспроизводящего образцовое официальное направление так называемого «русско-византийского» стиля, также наблюдаются региональные особенности в запоздалом отражении барочных мотивов (Знаменский собор в Семипалатинске), а также в смешении с элементами «кирпичного» стиля, когда официальное направление смешивается с «почвенническим», и получает региональные черты в объемно-планировочной композиции.

Модерн не получает в регионе своего последовательного развития и проявляет себя в деревянных строениях, наиболее показательным из которых является железнодорожный вокзал в г. Павлодаре, где получает своеобразный образ за счет плоскостных и объемных композиций в трактовке сложной кровли.

Декоративно-линеарные мотивы модерна наблюдаются в решении плоскостных элементов фасадов (овальных форм окон, прихотливых мотивов фронтонов, орнамента), зданий, по существу входящих в рамки эклектики (торговый дом Кожевникова). Отдельные пространственные элементы модерна выражены: 1) в решении больших по площади витражей (синематограф «Эхо»), что дает возможность большего взаимодействия внешнего и внутреннего пространств; 2) в более свободной ассиметричной компоновке объемов.

В целом, рассматриваемый этап представляет в региональной архитектуре достаточно неоднозначный и где-то противоречивый период, но памятники зодчества оставленные им составляют одну из важных вех в художественном развитии архитектуры и в лучших объектах включают ценную архитектурно-художественную среду. Кроме того, лучшие образцы культовых и гражданских зданий достойны включения их в музеи под открытым небом в городах Восточного Казахстана.

В конце XIX - начале XX века в ряде памятников региона наблюдается «смешение» некоторых художественных направлений в архитектурном убранстве. Так, к примеру, отдельные элементы и архитектурные детали из «декоративистского» «кирпичного» стиля применяются в церковной архитектуре с лицевыми кирпичными фасадами (Никольский собор в городе Зайсан, 1903).

Такие приемы и принципы эклектики и модерна как свободный выбор форм и свободная компоновка объемов нашли свое воплощение в отдельных памятниках степного мемориального зодчества начала ХХ века. Здесь также присутствует поиск нового пластического прочтения в формировании объемной композиции памятников выполненных в лицевой кладке из обожженного кирпича. Примечательно, что основная масса степных мемориалов, несмотря на сильное влияние городской архитектуры, упорно придерживалась древних традиций применения сырцового кирпича, воспринимая лишь отдельные декоративные элементы (лучковые арки, абрис ниш).

В целом, все это свидетельствует о том, что художественные направления и стили, применяемые в метрополии целенаправленно в соответствии с определенными идеологическими регламентами, в отдаленных уголках и окраинах, в частности в восточно-казахстанском регионе, оторвавшись от «програмности» начинают обнаруживать процессы самостоятельного взаимопроникновения и синтеза.


^ СПИСОК ОПУБЛИКОВАННЫХ РАБОТ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ


1. Еспенбет А.С. О дореволюционном архитектурном наследии Павлодара //«Тезисы докладов в Cборнике республиканской научно-технической конференции молодых ученых и специалистов конференции: тез. док. - КазГАСА . Алма-Ата: КазГАСА – 1989. – С. 29.

2. Еспенбет А.С. Павлодар қаласының революцияға дейінгі сәулет мұрасы. «Қазақ тілі- Ғылым тілі» // Қазақ ССР Ғылым академиясының 1-ші ғылыми- практикалық конференциясында жасалған баяндамалардың тезистері. Алматы «Ғылым», 1990. - Б. 66 - 67.

3. Еспенбет А.С. Мечети Семипалатинска // «Хабаршы - Вестник АН Каз. ССР». Алма-Ата, 1991. - № 5. - С. 64 -71.

4. Еспенбет А.С. Архитектура культурно-просветительных зданий дореволюционного Семипалатинска // Архитектура и строительство сб.науч. тр. – Бишкек, 2003. - С. 54- 61.

5. Еспенбет А.С. Несколько слов о деревянной архитектуре города Павлодара // «Хабаршы - Вестник КазГАСА». - 2007. - № 2 (24) - С.

6. Еспенбет А.С. Основные этапы развитии архитектуры г. Павлодара (ХIХ в.- нач. ХХв.) // «Хабаршы - Вестник КазГАСА».–2007.-№3-4 (25-26) - С. 16-19.

7. Еспенбет А.С. Архитектура торговых зданий городов Восточного Казахстана XIXв. нач.XXв» // «Хабаршы - Вестник ЕНУ им. Л.Н.Гумилева». -

Астана, 2009. - № 6 (73) - С. 81 – 86.

8. Еспенбет А.С. «Архитектура кон. ХIХ в. - нач. ХХ в. города Усть-Каменогорска» // Международная научно-методическая конференция «Глобализация и проблемы регионального своеобразия архитектуры».- КазГАСА, Алматы: 2010. – С. 51- 56.

9. Еспенбет А.С. Промышленная архитектура г. Семипалатинска (Семей) XIX в. – нач. XX в. // Республиканская научно - практическая конференция «Творческое наследие Т.К. Басенова, М.М. Мендикулова и актуальные проблемы архитектуры». – КазГАСА, Алматы: 2010. – С. 25-31.


Түйіндеме



^ ЕСПЕНБЕТ АХМЕТЖАН САРСЕНБЕКҰЛЫ


Шығыс Қазақстанның қала сәулетшілігінің сәулет-көркемдік ерекшеліктері (ХІХ ғ. – ХХ ғ. басы)


18.00.01. – Сәулеттің теориясы мен тарихы, тарихи–сәулет мұрасын қалпына келтіру және қайта жаңарту


Тақырыптың өзектілігі. ХІХ ғ. – ХХ ғ. басындағы Шығыс Қазақстан қалаларының сәулеті дамуының көркемдік ерекшеліктері мәселесі - капитализмнің қалыптасу дәуірінде аймақта салынып жатқан қалалардың сәулеттік ортасы мен кескінін салу үшін маңызды уақытты сөз етеді. Бұл кезеңде Қазақстанның көптеген қалаларында тарихи тұрғыда құнды құрылысты құрайтын қалалардың сәулет-кеңістіктік негізі қалыптасты және заманауи сәулеттік теория мен практика үшін белгілі қызығушылық тудырды. Капитализм дәуіріндегі Шығыс Қазақстан қалаларының сәулеті аз зерттелген.

Мұның бәрі осы зерттеудің өзектілігі мен уақытында қолға алынып отырғандығын растайды.

^ Зерттеудің мақсаты мен міндеттері. Мақсаты – Шығыс Қазақстан қалалары сәулетінің қалыптасу және даму жолдарын, оның сәулет-жоспарлау және көркемдік-стилистік ерекшеліктерін бақылап отыру.

Бұл үшін төмендегілер қажет:

  • Қазақстан сәулетінде маңызды жаңа қабат құратын қала сәулетшілігінде орыс, еуропалық сәулет үлгілері мен ағымдары өзгеруінің даму ерекшеліктерін анықтау, ХІХ – ХХ ғ. басындағы Шығыс Қазақстан қалалары сәулетінің ерекшеліктерін қарастыру.

  • мұсылман дәстүрінің, орыс және еуропалық қала сәулетінің стильдік, көркемдік даму ерекшеліктерін, сондай-ақ мәдениеттің әрекеттестігі және Шығыс Қазақстан қаларының сәулет ескерткіштеріндегі оларға тән сәулеттік ағымдар мен көркемдік бағыттарды талдау.

^ Зерттеудің ғылыми жаңалығы. ХІХ ғ. – ХХ ғ. басындағы Шығыс Қазақстан қалалары сәулетшілігінің стильдік бағыттары алғаш рет арнайы қарастырылады. Шығыс Қазақстан қалалары сәулетшілігінің көркемдік-стильдік ортақ белгілері айқындалды, ХІХ ғ. – ХХ ғ. басындағы Шығыс Қазақстан қалалары сәулетшілігінің жеке бағыттарының көркемдік ерекшеліктеріне талдау жасалады. Қала құрылысының композициялық және стильдік ерекшеліктері, олардың аймақтық көркемдік ерекшелігі қарастырылған.

Шығыс Қазақстан қалаларының көркемдік дамуына алғаш рет салыстырмалы талдау берілген. Нақты ескерткіштерде көрінетін іргелес аймақтар (Сібір, Орта Азия) сәулетінің көркемдік элементтерімен Шығыс Қазақстан қалалары сәулетшілігінің әрекеттестік үрдісі қарастырылған.

ХІХ ғ. – ХХ ғ. басындағы Шығыс Қазақстан қалаларының аз зерттелген ескерткіштері бойынша жаңа материал ғылымға енгізілді.

Қорғауға ұсынылатын негізгі тұжырымдар:

- Шығыс Қазақстан қалалары сәулетінің пайда болу жағдайы;

- Шығыс Қазақстан қалалары құрылысының композициялық ерекшеліктері;

- Шығыс Қазақстан қалаларының стильдік даму өзгешелігі.

^ Жұмыстың теориялық және практикалық маңызы. Зерттеу материалдары Қазақстанның сәулет тарихы бойынша оқулықтың кейбір тарауларын жазуда, сондай-ақ аймақтық сәулетшіліктің теориялық курсы үшін пайдаланылуы мүмкін.

Зерттеу нәтижелері жұмыста қарастырылатын сәулет ескерткіштерін қалпына келтіру және қайта өңдеу үшін, сондай-ақ заманауи ғылыми-жобалау қызметінде Шығыс Қазақстан қалалары сәулетшілігінің көркемдік-эстетикалық сабақтастық белгілерінің мәнін түсінуде және өзінше ұйғаруда пайдалы болуы мүмкін.

^ Шығыс Қазақстанның қала құрылысының жалпы сипаты (ХІХ ғ. – ХХ ғ. басы)” атты бірінші тарауда Жоғарғы Ертіс жағалауындағы қалалардың пайда болуының тарихи-ландшафтық жағдайлары қарастырылды, сондай-ақ сол кезеңдегі Шығыс Қазақстанның қала құрылысына жалпы сипаттама берілді.

^ Шығыс Қазақстан қалалары сәулетшілігінің сәулет-жоспарлау ерекшеліктері” атты тарауда қала сәулетінде ғимараттардың барлық типтерінің – діни, тұрғын және қоғамдық, сондай-ақ өнеркәсіптік ғимараттар мен имараттардың композициялық ерекшеліктері талданды.

^ ХІХ ғ. – ХХ ғ. басындағы Шығыс Қазақстан қалалары сәулетінің стильдік бағыты” атты үшінші тарауында қарастырылып отырған кезеңде Қазақстан қалаларында стилистік жағдайға сипаттама берілді, Шығыс Қазақстан қалалары сәулетшілігіндегі көркемдік бағыттар мен стильдердің даму ерекшеліктеріне, сондай-ақ оның дала сәулетшілігінің жеке ескерткіштеріне тигізген әсеріне талдау жасалды.

Қарастырылып отырған кезең аймақтық сәулетте біркелкі емес, кейбір жерде қарама-қайшы кезең болып қарастырылады, дегенмен, олардың қалдырған сәулетшілік ескерткіштері сәулет өнерінің көркемдік дамуында маңызды ғасырдың бірін құрайды және ең жақсы нысандар құнды сәулет-көркемдік ортаны құрайды. Сонымен қатар, Шығыс Қазақстан қалаларында діни және азаматтық ғимараттарды ашық аспан астындағы мұражайларға жатқызуға лайық.


Summary

Yespenbet Ahmetzhan Sarsenbekuli


Architecturally-art features of city’s architecture of East Kazakhstan

(XIX – beg. XX centuries)


18.00.01. – Theory and history of architecture, restoration and reconstruction of an historical - architectural heritage


Actuality of the research. Problem of art features of development of the city architecture of East Kazakhstan XIX – beg. XX centuries mentions important time for addition of the architectural environment and shape of the cities under construction in region during an epoch of formation of capitalism. During this period the architecturally-spatial fabric of the cities, which makes building valuable historically in the majority of cities of the Kazakhstan, was put and represents certain interest for the modern architectural theory and practice. East Kazakhstan cities architecture of capitalism epoch was a little studied.

All it testifies to an urgency and timeliness of the present research.

^ The purposes and problems of the research. Goal – to track the ways of formation and development of the cities architecture of East Kazakhstan, it architecturally-planning and is art-stylistic features.

For this purpose it is necessary:

- To reveal features of development of transformation of Russian, European architectural styles and currents in the city architecture, made a considerable new layer in architecture of Kazakhstan, to consider features of a city architecture of East Kazakhstan XIX - the beginnings of XX century

- To analyse features of style, art development of Muslim traditions, Russian and European cities architecture, and also interaction of cultures and architectural currents corresponding to them and art directions in a number of monuments of a city architecture of East Kazakhstan.

^ Scientific novelty of research. For the first time the style orientation of cities architecture of East Kazakhstan XIX – the beginnings XX is specially considered. Lines of an is art-stylistic generality of cities architecture of East Kazakhstan, are revealed, the analysis of art features of separate directions of architecture of cities of East Kazakhstan XIX is given - the beginnings of XX century. Are considered composite and style features of city building, their regional art accent. Separate features of interaction of art directions are revealed.

For the first time given the comparative analysis of art development of East Kazakhstan cities. Processes of interaction of architecture of East Kazakhstan cities with art elements of architecture of adjacent regions (Siberia, Central Asia), expressed in concrete monuments are tracked.

The new material is entered into scientific use on a little studied by monuments of East Kazakhstan cities of XIX - the beginnings of XX century

^ The positions which are taken out on protection:

- Conditions of occurrence of a city architecture of East Kazakhstan;

- Composite features of a city building East Kazakhstan;

- An originality of style development of cities of East Kazakhstan.

^ The theoretical and practical importance of research. Research materials can be used in a writing of some sections of the textbook on stories of Kazakhstan’s architecture, and also for theoretical courses of regional architecture.

Results of research can be useful to restoration and regeneration of the architectural monuments considered in work, and also in judgment and refraction of lines of is art-esthetic continuity of architecture of cities of East Kazakhstan in modern scientifically-design activity.

In the first section «the General characteristic of East Kazakhstan cities building (XIX – beg. XX centuries) are considered historically-landscape conditions of occurrence of cities of Priirtyshs top, and also the general characteristic of city building of East Kazakhstan of the corresponding period is given.

In the second section «Architecturally-planning features of architecture of cities of East Kazakhstan» are analysed composite features of all types of buildings in the city architecture – cult, inhabited and public, and also industrial buildings and constructions.

In the third section «the Style orientation of a city architecture of East Kazakhstan in XIX – beg. XX centuries» is given the characteristic of a stylistic situation in the cities of Kazakhstan of the considered period, features of development of art directions and styles in architecture of cities of East Kazakhstan, and also its influence on separate monuments of steppe architecture are analysed.

As a whole, the considered stage represents in regional architecture ambiguous enough and somewhere the inconsistent period, but architecture monuments left it make one of major landmarks in art development of architecture and in the best objects include the valuable architecturally-art environment. Besides, the best samples of cult and civil buildings are worthy their inclusions in museums open-air in cities of East Kazakhstan.









Скачать 370,64 Kb.
оставить комментарий
ЕСПЕНБЕТ АХМЕТЖАН САРСЕНБЕКУЛЫ
Дата24.09.2011
Размер370,64 Kb.
ТипАвтореферат, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх