Программа дисциплины, методические рекомендации, литература и темы рефератов для студентов ирэ санкт Петербург icon

Программа дисциплины, методические рекомендации, литература и темы рефератов для студентов ирэ санкт Петербург


Смотрите также:
Методические рекомендации по изучению дисциплины. Примерные темы и планы рефератов...
Методические рекомендации включают темы, планы семинарских занятий и самостоятельной работы...
Методические рекомендации и темы рефератов для студентов всех специальностей дневной и вечерней...
Методические рекомендации и темы рефератов для студентов всех специальностей и форм обучения...
Методические рекомендации по изучению дисциплины Рекомендации по самостоятельной работе...
Темы рефератов и методические рекомендации по их оформлению для студентов всех специальностей и...
Темы контрольных работ и рефератов...
Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов 1 курса всех специальностей очной...
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для студентов заочной формы...
Методические рекомендации, планы семинарских занятий...
Методические рекомендации по разработке и оформлению Санкт-Петербург...
Методические рекомендации для преподавателей Москва-Санкт-Петербург 2007...



Загрузка...
страницы:   1   2   3   4
скачать


МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО СВЯЗИ И ИНФОРМАТИЗАЦИИ


ИНСТИТУТ РАДИОТЕХНИКИ И ЭЛЕКТРОНИКИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО

ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ

ИМ. ПРОФ. М.А. БОНЧ-БРУЕВИЧА


КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ

А.Ф.Родюков

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

Программа дисциплины, методические рекомендации,

литература и темы рефератов

для студентов ИРЭ

Санкт – Петербург

2003

Родюков А.Ф. Религиоведение. Программа дисциплины, методические рекомендации, литература и темы рефератов для студентов ИРЭ.-СПбГУТ – СПб, 2003.

Рекомендовано к печати редакционно-издательским советом университета.

Для студентов ИРЭ всех специальностей. Перечислены темы дисциплины, даны методические рекомендации, указана основная и дополнительная литература, примерная тематика рефератов.

Ответственный редактор – проф. С.А.Чернов

Рецензент – доц.

© А.Ф. Родюков

© Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича, 2003.

Тематический план дисциплины



темы
Наименование темы
Кол-во часов ауд. занятий

Лекции

1
Определение религии

2

2

Предпосылки и основы религии

2

3

Элементы и структура, функции и роль

Религии

2

4

Происхождение религии

2

5

Зороастризм (парсизм)

2

6

Иудаизм

2

7

Буддизм

2

8

Генезис христианства

2

9

Эволюция религии и проблема теодицеи

2

10

Православие

2

11

Католицизм и протестантизм

2

12

Ислам

2

13

Проблемы жизни и смерти в различных религиях

2

14

Надконфессиональная синкретическая

религиозная философия

2

15

Свободомыслие в Древнем мире, в эпоху Средневековья и в Новое время в Европе и в Америке

2

16

Свободомыслие в России в XVIII-XX веках и за рубежом в XX веке

2

17

Диалог религиозных и нерелигиозных мировоззрений. Свобода совести

2


Всего: 34 часа

Изучение любой теоретической дисциплины начинается с выяснения ее предмета. Для религиоведения таким предметом является религия – сложное, многослойное и многоуровневое явление. Соответственно изучение этого феномена осуществляется в рамках различных научных дисциплин, направлений и школ.

Религиоведческие знания накапливались в течение многих столетий. Начиная с XIX века на стыке философии, этики, эстетики, социологии, психологии, истории, лингвистики, этнологии, археологии и других наук начинает складываться самостоятельная отрасль знания – религиоведение.

В настоящее время предметом религиоведения являются особенности возникновения, развития и функционирования религии, ее феномены, а также взаимосвязь и взаимовлияние религии и других областей культуры. Основными разделами религиоведения являются история религии, философия религии, психология религии и социология религии.

^ Философия религии дает объяснение религии с помощью философских понятий, концепций, принципов. В широком смысле понятие “философия религии” означает осмысление сущности и функций религии, обоснование существования Бога, рассуждения о его природе и отношении к миру и человеку. В узком смысле это - автономное философское рассуждение о Боге и религии в рамках конкретной конфессии.

^ Психология религии изучает психологические законы развития и функционирования религиозных явлений (чувств, настроений, потребностей и др.), структуру и направленность этих явлений, влияние их на нерелигиозные сферы жизнедеятельности человека и общества.

^ Социология религии изучает социальные условия возникновения религии, ее место и роль в жизни и развитии социума, социальные закономерности функционирования и развития религии, влияние религии на другие элементы социальной системы и обратное влияние данной системы на религию.

Таким образом, предметом науки о религии не является объект религиозной веры – Бог или боги, “священное”, “сверхъестественное”. Она изучает религию как составную часть культуры, в ее связи и взаимодействиями с другими областями деятельности человека: как и какой образ действительности складывается в религиозном сознании, каким образом религия объясняет мир и какие способы действия, нормы поведения предлагает, какие обязательства накладывает на человека и как влияет на эмоциональную жизнь человека, на развитие общества.


Учебники

Гараджа В.И. Религиоведение. М., 1995.

Гордиенко Н.С. Основы религиоведения. ЛГОУ, СПб., 1997.

Основы религиоведения /Под ред. Яблокова И.Н. М., 1998.

Радугин А.А. Введение в религиоведение. М., 1997.

Яблоков И.Н. Религиоведение. М., 1998.


Тема 1. Определение религии

Обратите внимание, что под определением религии вовсе не имеется ввиду дефинирование этого понятия. Речь идет о концепциях, объясняющих, что такое религия, в чем ее суть. Речь идет не о термине, не о понятии, а о сущности религии в свете основных религиоведческих концепций (теорий). Выделите главные из них: теологические (конфессиональные), философские, социологические, биологические, психологические и этнологические. Все они различаются по главному объясняющему принципу.

Особенностью теологических теорий является представление о религии как связи человека с Богом, Аллахом, Абсолютом, с Нуменозным (нумен, лат. – божественная воля, власть, сила божества), с трансценденцией и т.д. Но при этом в теологии надо различать два направления: крайнего супранатурализма и исторической школы.

Супранатурализм означает признание “сверхъестественной откровенности” христианства, а историческая школа ставит вопрос также и о влиянии на религиозное сознание различных общественных явлений.

Рассмотрение философских и социологических интерпретаций религии начните с И.Канта, который в своей этической концепции обосновывает необходимость практического применения идей души и Бога, как “достойного всеобщего почитания законодателя всех наших обязанностей”[6]1.

Говоря о гегелевской философии религии, отметьте для себя его реабилитацию (в отличие от И.Канта) таких форм доказательств бытия Бога, как онтологическое, космологическое, теологическое. Важно также уяснить эволюционную концепцию религии Гегеля от естественной религии к религии духовной индивидуальности и, наконец, к совершенной религии – христианству[3].

Философия религии Л.Фейербаха определяется его антропологическим принципом, а потому, и это важно понять, религия – не бессмыслица или чистая иллюзия. Подлинным предметом и содержанием религии является человек. Религиозные определения Бога выражают и объективную истинную человеческую сущность[10].

^ Социологический аспект философии религии К.Маркса базируется на идее саморазорванности и самопротиворечивости земной основы религии. Превратный мир (мир человека, государство, общество) порождает религию, превратное мировоззрение. Отсюда важно понять, что позицию Маркса невозможно свести к вульгарному атеизму. Общественно-исторический прогресс, преодолевая земную саморазорванность человеческого существования ведет к параллельному “затуханию” религии как этой общей теории самопротиворечивого мира[8,9].

По М.Веберу, религия, как способ предания смысла, вносит “рациональность” в объяснение мира и в повседневную этику. Обратите внимание, что наиболее “рационален”, по Веберу, “капитализм”, а “дух капитализма” он видит в особенностях протестантизма, в кальвинистской разновидности “труда по призванию” и “самоотречения во имя труда по призванию”[1].

В заключение темы обратите внимание на биологические и психологические концепции религии. В их центре находятся: религиозный инстинкт, сопоставимый с инстинктом самосохранения, как оружие в борьбе за жизнь и, основанная на прагматическом критерии истинности (У.Джеймс), “полезность”, “выгодность” религии и веры[5].

Психоанализ З.Фрейда трактует религию как средство от опасности индивидуального невроза[11].


Литература

  1. Вебер М. Социология религии (типы религиозных сообществ) //Работы М.Вебера по социологии, религии и культуре. М., 1991, ИНИОН. Вып. II.

  2. Войтыла К. Основания этики//Вопросы философии, 1991, №1, с.58.

  3. Гегель. Философия религии, в 2х т. М., 1975-1977.

  4. Джемс В. Многообразие религиозного опыта. СПб., 1993, с.40, 177, 342-343.

  5. Джеймс У. Прагматизм. СПб., 1910.

  6. Кант И. Религия в пределах только разума. М., 1980.

  7. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1994, с.369, 371.

  8. Маркс К. Тезисы о Фейербахе//Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.42, с.265.

  9. Маркс К. К Критике гегелевской философии права. Введение//Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.1, с.414-415.

  10. Фейербах Л. Сущность христианства//Фейербах Л. Избранные философские произведения, т.1. М., 1955.

  11. Фрейд З. Будущее одной иллюзии//Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1991, с.30, 53-54.

  12. Фромм Э. Психоанализ и религия//Фромм Э. Иметь или быть? М., 1990, с.236, 241, 246.

  13. Юнг К.-Г. Психология и религия//Юнг К.-Г. Архетип и символ. М., 1991, с.98, 133-135, 139-161.


Тема 2. Предпосылки и основы религии.

При объяснении религии необходимо ответить на вопросы об основах и предпосылках этого далеко не случайного феномена духовно-культурной активности человека. Под влиянием каких факторов она возникает, существует и воспроизводится?

Как правило, выделяют социумные, социокультурные, антропологические и гносеологические основы и предпосылки религии. Можно указать и на т.н. истинное учение о Природе и Существе. Вы можете ознакомится с реконструкцией этого древнего учения по работе Ч.Гекертона[1].

Обращаясь к гносеологическим и психологическим детерминантам религии, надо помнить общую диалектику познания как перехода от незнания к знанию, четко осознать, что на каждом этапе есть непознанные сферы действительности, иными словами, существует “тайное”, в противоположность “явному”. В этих “зазорах” зиждется подчас гносеологическая основа религии на любой ступени как чувственного познания, так и абстрактно-понятийного мышления. Обратите особое внимание на свойственные мистико-религиозному сознанию стремления найти носителя общего в отрыве от единичного и особенного, что ведет к гипостазированию (от гр. – сущность, субстанция), т.е. превращению отдельных свойств, сторон, отношений в самостоятельные существа и наделению их объективным существованием, персонификацией (Дьявол, Антихрист, Ангел и др.)[3].

Обратите внимание на символизацию и реализм мышления, свойственного первобытному сознанию; все, что может быть поименовано, тотчас же обретает существование, в том числе при совпадении чисел, когда возникают целые вереницы идеальных зависимостей: двенадцать месяцев обозначают 12 апостолов, четыре времени года – 4 евангелистов, а весь год – Христа.

В периоды кризисного состояния общества достаточно четко обнаруживают себя общественно-психологические предпосылки религии. Однако, следует учитывать амбивалентность роста религиозной веры; это не обязательно лишь “уход” оп напастей и соблазнов “перестройки”, но, возможно, и поиск утраченной идентичности, проявления синергии, совместной энергии в достижении более высоких результатов, энтузиазма, новых форм общения, ориентации на “нематериальные” ценности и пр.

Завершая изучение данной темы, обратите внимание на социумные, культурологические и антропологические основы религии, которые как объективные отношения господствуют над людьми в их повседневной жизни, чужды им, провоцируют несвободу и страхи, зависимость людей от внешних условий их существования[3,6].


Литература

  1. Чарльз Гекертон. Тайные общества всех веков и всех стран. В 2х ч. Ч. I. М.: РАН, 1993.

  2. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М., 1996.

  3. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975.

  4. Лосев А.Ф. Античная философия истории. М., 1977, с. 31-89.

  5. Хлопин И.Н. А что было до потопа? Л., 1990, с. 58-65.

  6. Хейзинга Й. Осень Средневековья. М., 1988, с. 221-227.


Тема 3. Элементы и структура, функции и роль религии.

Переходя к изучению элементов и структуры мировых религий, отметьте следующие компоненты: религиозное сознание, религиозная деятельность, религиозные отношения и религиозные организации. Далее, выделите такие уровни религиозного сознания, как индивидуальное, групповое, общественное, а в качестве простейших элементов – религиозную веру, религиозные символы, нормы, ценности, ориентации, предрассудки и образы. Для анализа полезно также выделение рационального, эмоционального и волевого элементов религиозного сознания[1].

Концептуальный уровень религиозного сознания – это совокупность религиозных догматов и различных положений о мире и человеке, разрабатываемых священнослужителями. Сюда входят: 1) теология – учение о Боге; 2) теологические концепции политики, права, экономики и т.д.; 3) религиозная философия.

Необходимо понимать, что в религиозном сознании соединены адекватные знания и иллюзии, воссоздаются реальные явления и события, аналогично тому, как это происходит в искусстве, в художественных образах. Не забывайте, что религия включает экономические, политические, исторические, философские и другие знания.

На уровне обыденного сознания религия предстает в виде религиозных образов, мистерий, настроений, влечений, чувств, эмоций и т.д.

Отметьте, далее, в религиозной деятельности ее две разновидности – внекультовую и культовую. В последней выделите разновидности – религиозные пляски, богослужение, обряды и таинства, праздники, паломничества, и средства культа – молитвенные дома, религиозное искусство, культовые предметы и т.д.[1]

Во внекультовой деятельности выделите разработку религиозных идей, интерпретацию религиозных текстов и богословских сочинений, преподавание богословских дисциплин, распространение религиозных представлений, организационно-управленческую деятельность.

^ Религиозные отношения также подразделяются на культовые и внекультовые. При этом не забывайте о наличии символических посредников в данных отношениях. Это могут быть: предметы неживой и живой природы, индивид или группа лиц, образы Бога, духов, душ, святых и т.д., язык – предложения и отдельные слова[6].

Упорядочивают религиозную деятельность и отношения религиозные организации: церковь (греч. Kyiake – Божий дом); секта (лат. sekta – образ мыслей, учение); деноминация (лат. denomination – переименование). О различиях и специфике этих религиозных форм объединений Вы прочитаете в учебнике.

Осмыслив важнейшие функции религии (компенсаторская, мировоззренческая, коммуникативная, интегрирующая, регулятивная, культуротранслирующая), Вы легко воспримете понимание роли религии в жизни общества[5]. Религии в той или иной степени связаны с духовной жизнью общества в целом: с конечными смыслами бытия (вопросами жизни и смерти) и с регуляцией повседневного поведения. Все религии учили любви к ближним, свободе от рабства вещей, умению властвовать собой, твердо верить в истину и моральные ценности.


Литература

  1. Григоренко А.Ю. Разноликая магия. М., 1987, с. 25-43.

  2. Добреньков В.И., Радугин А.А. Методологические вопросы исследования религии. М., 1989.

  3. Катехизис. СПб., 1876.

  4. Кулаков А.Е. Религии мира. М., 1996.

  5. Левада Ю.А. Социальная природа религии. М., 1965.

  6. Мечковская Н.Б. Язык и религия. М., 1998.

  7. Угринович Д.М. Введение в религиоведение. М., 1985.


Тема 4. Происхождение религии.

Приступая к изучению темы, обратите внимание на само слово “религия”. Изначально религия (лат. religio) есть “то, что связывает”, это слово означает также “благочестие”, “набожность”, “святыня”, “предмет культа”. Задумайтесь над вопросом: означает ли это слово то, что связывает человека с Высшим принципом, или то, что связывает людей друг с другом? Вы скорее согласитесь, что религия включает в себя оба значения, но второе из них не играет решающей роли. Однако в любой религии существуют ритуалы (лат. ritualis – обрядовый, от ritus – религиозный обряд, торжественная церемония; санскр. – Рита – космический закон), характер и цели которых являются полностью метафизическими (ср.: конфуцианство в Китае с воздаянием ритуальных почестей Предкам и Мудрецам, как должное).

Отсюда всякая религия основывается на идее связи посвященных с неким сакрально-метафизическим началом и поклонением ему.

Изучение темы начните с концепции “прамонотеизма”, восходящей к Августину. Ее суть: за всем многообразием существующих верований (в том числе отсталых народов) обнаруживаются остатки древней веры в Единого Бога-Творца (Э.Ленг, В.Шмидт, традиционалисты Рене Генон, Герман Вирт, Юлиус Эвола, Отто Ран и др.).

Другой подход – это гипотеза “дорелигиозного периода” в истории человечества. Знакомясь с ней надо все же помнить, что простейшие формы религиозных верований синхронны появлению человека разумного (homo sapiens).

Евгемеризм (по имени Евгемера из Мессены, 4-3 вв. до н.э.) связывает происхождение религии с почитанием и обожествлением древнейших царей. Древняя позиция “религия создана для обмана народа” представлена в рассказе китайца Сюань-Цзиня, жившего в VI в. (см.: Антология мировой философии, т.1, ч.1)[9].

Современная наука в первобытных верованиях выделяет фетишизм, тотемизм, магию и анимизм. Используйте следующие этимологические смыслы и определения:

Фетишизм (от порт. fitico – магическая вещь; от лат. factitius – магически искусный; от фр. fetichisme, от fetiche – идол, талисман) – религиозное поклонение материальным предметам-фетишам, которым приписываются сверхъестественные свойства[6].

Тотемизм (на языке оджибве - ототем – его род) – комплекс верований и обрядов, связанных с представлением о родстве между группами людей и т.н. тотемами – видами животных и растений (реже явлениями природы и неодушевленными предметами). В рамках тотемизма возникает целая система табу – запретов (в частности, на экзогамию)[6].

Магия (от гр. mageia – колдовство, волшебство) – обряды, связанные с верой в сверхъестественные способности человека (колдуна, шамана, мага) воздействовать на людей и животных, явления природы, а также на воображаемых духов и богов. Ознакомление с многообразием форм и видов магии и их классификаций вызывает, как правило, значительный интерес у студентов. Слово “магия”, возможно, восходит к слову “майя”, зеркало, в котором Брама, по индийской мифологии, испокон веков видит себя и все чудеса своего могущества. По методам воздействия магия делится на контактную, инициальную, парциальную и имитативную; по целям – на вредоносную, оберегающую, военную, промысловую, лечебную, любовную и т.п.[6,10]

Анимизм (лат. anima, animus) – мистико-религиозная вера в существование душ и духов.

Исторически иерархия духов все более воспроизводит социальную иерархию, полидемонизм – почитание множества духов – сменяется политеизмом, превращающий наиболее почитаемых духов в божества, возвышение племенного бога закрепляется в генотеизме, от которого остается один шаг до монотеизма. Такова теория происхождения религии[3].

Литература

  1. Антология мировой философии, в 4х т. Т.1, ч.1. М., 1969.

  2. Берндт Р.М., Берндт К.Х. Мир первых австралийцев. М., 1981.

  3. Бутинова М.С. Как возникла религия. М., 1977.

  4. Гарри Райт. Свидетель колдовства. М., 1971.

  5. Гегель. Философия религии, т.1. М., 1975.

  6. Григоренко А.Ю. Разноликая магия. М., 1987, с.7-24.

  7. Гуревич П.С. Возрожден ли мистицизм? М., 1984.

  8. Дугин А. Гиперборейская теория. М., 1993.

  9. Евгемеризм//Философский энциклопедический словарь. М., 1983.

  10. Магия//Большая сов. Энциклопедия, т.15. М., 1974.

  11. Токарев С.А. Сущность и происхождение магии//Исследования и материалы по вопросам первобытных религиозных верований. М., 1959.

  12. Фрезер Д. Золотая ветвь: исследование магии и религии. М., 1986.


Тема 5.




оставить комментарий
страница1/4
Дата24.09.2011
Размер0,51 Mb.
ТипПрограмма дисциплины, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3   4
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх