Статья приурочена к 170-летию появления цыган в Кубанской области. Спривлечением архивных документов рассматриваются приоритетные проблемы трудоустройства цыган на Юге России в Краснодарском крае. icon

Статья приурочена к 170-летию появления цыган в Кубанской области. Спривлечением архивных документов рассматриваются приоритетные проблемы трудоустройства цыган на Юге России в Краснодарском крае.


Смотрите также:
В. Калинин, А. Русаков Обзор цыганской литературы бывшего Советского Союза, стран СНГ и Балтии...
Доклад Уполномоченного по права ребенка в Краснодарском крае «Проблемы организации и...
-
Литература Предисловие...
Что такое расовая дискриминация и борьба против неё: Краткий путеводитель...
Доклад В. В. Горковенко на расширенном заседании коллегии...
Доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Краснодарском крае...
Основные направления развития...
План подготовки и проведения единого государственного экзамена в Краснодарском крае в 2011 году...
Ростовской области постановление...
Администрации (губернатор) краснодарского края постановление от 15. 07. 2009 г. №598...
Актуальные проблемы трудоустройства молодёжи глазами участников интернет-конференции...



Загрузка...
скачать



Опубликовано:

Голос минувшего. Кубанский исторический журнал. Краснодар, № 34 2009. С. 2651.


Статья приурочена к 170-летию появления цыган в Кубанской области. С привлечением архивных документов рассматриваются приоритетные проблемы трудоустройства цыган на Юге России – в Краснодарском крае. Показана прошлая и современная жизнь цыган, роль института гражданского цыганского сообщества, рассмотрен процесс интеграции цыган в местный социум.


Бугай Н.Ф. (Москва, ИРИ РАН)


Цыгане в системе межнациональных отношений Черноморья – Кубанской области – Краснодарского края (к 170-летию появления цыган на Кубани)1


Концепция государственной национальной политики Российской Федерации (1996 г.) создала прочную основу для разработки истории национальных меньшинств в Российской Федерации. В документе были провозглашены принципы выстраивания отношений между этническими общностями, населяющими российское государство, а также направления, на которых должны базироваться эти отношения. Конечно, многие аспекты в самой Концепции претерпели свои изменения. Поэтому не случайно в конце 2002 года Президент Российской Федерации выступил с инициативой внести определенные изменения в Концепцию, которая бы полностью соответствовала требованиям времени, учитывала произошедшие изменения в жизни многонационального сообщества России.

В связи с этим была проведена большая работа как в федеральных органах государственной власти, так и в субъектах Российской Федерации. 24 марта 2009 года на состоявшемся заседании Совета безопасности России, обсудившем стратегию национальной безопасности России до 2020 года, был затронут и вопрос о Концепции государственной национальной политики Российской Федерации и констатировалось, что в 2009 году будут окончательно рассмотрены такие важные для страны идеологические документы как Военная доктрина России, Доктрина продовольственной безопасности и Концепция государственной национальной политики Российской Федерации2. Несомненно, принятие на вооружение корректированной Концепции во многом будет способствовать открытости общества, реализации мер в сфере политики межнациональных отношений.

Что касается научной разработки проблемы цыган на Юге России, то она мало проводилась и вряд ли была такой востребованной, как это ощущается в настоящее время, в новых условиях развития российской государственности и с учетом тех социальных процессов, которые происходят в изменении в отношении к цыганам со стороны мировой общественности.

Однако обобщающие труды по истории цыган, в том числе и применительно к Кубани, появлялись редко. Повышенный интерес проявляли ученые к цыганской проблематике в 1930-е — 1960-е годы. Вероятно, это можно объяснить стремлением сформировавшейся авторитарной системы управления многонациональным государством создать атмосферу полного подчинения национальных меньшинств воле государственной власти, в работах раскрываются отдельные страницы истории национальных меньшинств, в том числе и цыган, показаны роль и место их в общей системе государственных ценностей3.

Из этой группы особо следует выделить работу А.П. Баранникова, который представил кратко историю цыган на многих ее срезах. Им же была предпринята попытка проследить путь появления цыган на территории России вообще, особое внимание уделено Московскому государству. В XVII веке, как отмечает А.П. Баранников, были самые скудные представления о цыганах как о людях, появившихся из Польши «а пойдоша от немец, на татьбу и всякое зло хитры»4. Автор обращается также и к сюжету о появлении цыган в последующем на Юге России.

В 1930 — 1960-е годы цыганская проблематика затрагивалась и в сопредельных темах, посвященных национальной политике Советского Союза. Таким образом, можно сделать вывод, что тема цыган не оставалась без внимания. Она находила отражение, то в литературоведческих исследованиях, то в трудах социологов. Так, в 1950-е годы издается русско-цыганский словарь. В 1970-е и до начала 1990-х годов публиковались цыганские стихи, поэмы, принадлежащие перу известного цыганского поэта, участника Великой Отечественной войны, учителя, культработника Николая Саткевича5. В его стихах поднята проблема оседлости цыган, перехода их от кочевья, получила отражение действительность цыганской жизни.


Гремят по дорогам телеги,

а страсти бушуют в шатрах…

Задумалось ли о ночлеге

в открытой степи при кострах?

Увижу ли в раннем тумане

свою золотую звезду?

Не спится. Прощайте, цыгане!

Я в табор уже не приду…»

(Источник: Саткевич Н. «Прощание с кочевьем» // Цыганское солнце.

М., 1982. С. 25 – 26).


Составители цыганских плутовских сказок и анекдотов обращаются к вопросу формирования самосознания цыганской общности. Е. Друц и А. Гесслер отмечали, что самосознание цыган строилось на четкой жизненной позиции, отправной точкой которой была формула «для цыган во все времена мир был расколот на две неравные части, меньшая из которых – «рома (то есть «цыгане»), а большая – гаджё (то есть «не цыгане»). И все претензии цыган во всем другим народам мира совершенно одинаковы»6.

В первой половине 1980-х годов появляется публикация Н.И. Кирея, Сердюка О.А., посвященные непосредственно истории цыган на Юге России. В ней содержатся и сведениях о первых упоминаниях появления цыган на территории России. Что касается Подмосковья и Петербурга, то там цыгане, как отмечает автор, появились в XVIII веке и постепенно раскинули свои шатры в Сибири и на окраинах Российской империи. Во главе их таборов был выборный вождь — вайда7.

Первая половина 1990-х годов оказалась для России сложной и в политическом плане, и в плане развития экономической сферы, наличия множества других трудностей. Российское государство, как правильно замечают О. А. Оберемко и М. М. Кириченко, переживало процесс экспериментального перераспределения компетентной целесообразности регионов (раздача суверенитетов, «сколько хотите»), в ходе которых многие жизненно важные проблемы и направления деятельности оказались «бесхозными»8. Можно в полной мере констатировать, что в числе этих проблем выступало и обустройство этнических меньшинств, включая российских цыган.

Многие вопросы, связанные с разными сторонами жизни цыган, были поставлены в публикациях Г. Целмсом, в частности, в его статье «Операция шатер» (Россия, 9—15 июня, 16 — 22 июня 2005 г.). Правда, автор статьи, конечно же, не призван к тому, чтобы искать выход из создавшегося положения в цыганской общности. Спорны и некоторые его утверждения. Хотя негодование Г. Целмса в адрес Депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Е. Райзмана, вполне обосновано. Политическому деятелю столь высокого ранга вряд ли можно допускать подобные призывы («сжигать дома всех цыган, а их депортировать»). Г. Целмс в данном случае предлагает более сдержанный путь — путь убеждения, разъяснения и консенсуса.

Однако со следующим посылом Г. Целмса вряд ли можно согласиться. Автор пытается доказать, что в Европе действуют мощные противозащитные механизмы, которые в состоянии защитить цыган. «Там на произвол можно найти управу», — пишет он.

По мнению Г. Целмса, решение такой приоритетной задачи в России могло бы содействовать всецело формированию самосознания представителей цыганской общности, что позволило бы и более активной легализации цыган, с целью чего необходима и конкретная помощь в получении ими образования. Альтернативой этому, по мнению автора, может быть только то, что криминалитетный мир легко будет цыган рекрутировать по-прежнему.

Тем не менее на практике же это далеко не так, как свидетельствуют об этом итоги многих состоявшихся встреч с представителями международных организаций, государственных органов власти, призванных к решению рассматриваемой проблемы. Хотя в то же время с автором можно согласиться в том, что «большей частью цыгане живут в нищете», а еще «в антисанитарии». Однако второе зависит от них самих. Да и вряд ли применительно к России необходимо опираться на представленные исследования о цыганах России, подготовленные Европейским центром по правам цыган (ЕЦПЦ).

Наверное, более убедительны в данном случае аргументы председателя Фонда развития цыганской культуры «Рома», художественного руководителя «Цыганского театра эстрады и фольклора» Георгия Гановича Янко, заметившего в интервью корреспонденту газеты «Мир культуры России» (2003, № 4): «В России никогда не преследовали, не уничтожали цыган так, как это происходило в Европе». Вывод очевиден, механизмы европейской защиты прав человека в больше степени условны, и их необходимо принимать с осторожностью. События, связанные с развитием демократии, решением проблем национальных меньшинств, как раз свидетельствует об обратном. Рома в этой цепи не исключение.

В последнее время исследователи стали проявлять интерес цыганскому населению, проживающему в субъектах Российской Федерации. В этом плане активно идет изучение цыганской общности в Краснодарском крае. Цыгане удостоены внимания как со стороны публицистов, так и ученых — историков, политологов, социологов. Изучаются как вопросы демографии, так и негативные стороны цыганской жизни9, проблема строительства институтов гражданского цыганского общества, вопросы взаимодействия с другими общественными организациями, история появления самих цыган в том или ином субъекте Российской Федерации, выявляется их роль и место в процессе жизнеобустройства, в условиях проводимых социально-экономических реформ10.

По данным Всесоюзной переписи 1939 года, в Союзе ССР насчитывалось 88 242 гражданина цыганской национальности, из них в городах 20 406 человек, в сельской местности – 67 836 человек. Наибольшее количество цыган было сосредоточено в РСФСР, а именно 61 262 человека, из них проживали в городах – 13 769 человек, в сельской местности – 47 493 человека11.

О цыганах второй половины ХХ века В. Н. Ракачев, исследуя особенности народонаселения Краснодарского края, замечает, что «в то же время у многих этносов и этнических групп в период с 1970 г. по 1979 г. проявлялась тенденция отрицательного прироста. Это украинцы, белорусы, евреи, болгары, поляки, чехи, эстонцы, цыгане». Исследователь при этом полагает, что такая ситуация обусловлена процессами ассимиляции и миграции12.

Вопрос о численности цыган на разных этапах истории Черномории, Кубанской области, Краснодарского края остается в области дискуссии. Так, авторы книги «Что нужно знать о народах Кубани (справочное пособие дополненное)» (Краснодар, 2007)13 утверждают, что до 1917 года цыгане не проживали на Кубани (существовали циркуляры, запрещавшие цыганам селиться в Кубанской области), так на 1925 год в Кубанском округе проживало всего 165 цыган (с. 130 — 131). Их численность существенно увеличивается в 1950-е годы.

Однако несколько другого мнения придерживаются ученые В.И. Выселовский, В.Б. Виноградов, А.М. Новичихин и другие14. Обобщил имевшиеся итоги по этому вопросу А.М. Новичихин, поведав вместе с этим и о времени появления цыган в Черноморье, Кубанской области.

В связи со 170-летием появления цыган на территории современного Краснодарского края, на мой взгляд, конечно же, вызывает интерес, когда появились первые упоминания о цыганах края. В «Истории (касающейся) высокого государства Османского», где рассматривается, в частности, история крепости Анапа, анализировал эту ситуацию в свое время Н.И. Выселовский в своем историческом очерке «Военно-исторический очерк гор. Анапы» (Пг., 1914, Спб, 1991).

В повествовании констатируется об интересном факте из того времени, когда турецкими властями был введен новый титул «чорбаджи» (цыганский барон»). Турецкие власти в Анапе планировали именно через него управлять цыганским населением, таборы которого «могли напоминать стан иррегулярной милиции». Н.И. Кирей и О.А. Сердюк замечают при этом об одном интересном факте: в Османской империи проживали три группы цыган: европейские цыгане (рома), малазийские цыгане (боша-рома) и персидские цыгане (карача-дома). Одни из них как раз и появились в Анапе. Считали, что крымские цыгане — это европейская часть рома.

Что же касается Анапы, то она заселялась в 1782 году беженцами из Тамани, просившими у Фераха-Али – убежища. Однако занятие Анапы русскими войсками содействовало переселению русскими войсками 500 семей в Анапу, а с ними заодно и 1000 цыган. С захватом крепости русскими войсками под командованием генерала И.В. Гурвича население Анапы было переселено в Крым15.

Сначала Н. И. Кирей, О. А. Сердюк, а затем и А. М. Новичихин отмечают о первом документальном засвидетельствовании появления цыган на территории современного Краснодарского края. По их данным, в 1839 году подтверждением этому факту явился происходящий из канцелярии Атмана Черноморского казачьего войска генерал-лейтенанта Г. А. Рашпиля документ, свидетельствующий о существовавших планах переселения части кочевых цыган Новороссии и Бессарабии на земли войска казаков черноморских. При этом предусматривалось разделение их поровну во все три черноморских округа, возродить по усмотрению войскового начальства … не менее как по пять семейств», «но не более десяти, в теперешних казачьих станицах».

Цель их по своему содержанию была благородной, «с тем, чтобы казаки им были примером в хлебопашестве и войсковой службе»16.

Одним словом, 1839 год — это важная историческая дата в жизни цыган Кубани17.

Уже около двух веков поколения цыган проживают в регионе, перенося с другими этническими общностями те же лишения и радости, оставаясь верными своим обычаям и традициям далеко нелегкой жизни. В последующие годы отношения с цыганами регулировались указаниями канцелярии войска, то решениями атаманов тех мест, где цыгане появлялись. Так, например, Темрюкский атаман издал циркуляр предупредительного свойства: цыгане, кочующие, все выселяются по рассмотрению полиции в места их водворения с воспрещением отлучек на 2 года, а «все устроенные ими временные помещения уничтожаются»18.

Источниковая база проблемы, конечно же, бедна. Не издавалось сборников документов и материалов, посвященных жизни цыган на территории России. Да и нормативно-правовые акты были редкостью. Принятие указа об оседлости цыган (1956 г.) еще не означало на практике, что сразу же цыгане начнут активно включатся в производственный процесс. Эта акция, как известно, продлится на долгие годы, хотя определенные изменения в менталитете цыганского населения в Союзе ССР все же происходили, приобретали реальность. Это можно было бы проследить на территории любого района, где цыгане расселялись компактно. Очевидно, можно констатировать, что где-то к концу 1960-х годов это явление можно было встретить гораздо чаще. Во многом такой вывод находил подтверждение и в редко встречающихся архивных документах и материалах.

Поразителен и тот факт, что, например, в партийных документах Краснодарского крайкома КПСС в их описях не содержится ни одного дела с упоминанием о цыганах, посвященного специально цыганам. Реальность такова, что народ как бы есть, и в то же время его нет. Тем не менее все же отдельные документы встречаются, и они во многом проливают свет на истинное положение цыганской общности в Советском Союзе в 1960-е годы. Несомненно, оно было идентичным и применительно к другим регионам страны.

Содержание этих документов позволяет сделать определенные выводы, в том числе и о натурализации цыганской общности, представители которой становились не только постоянными аграриями, но и работали на предприятиях. Что удивительно, цыгане в конце 1960-х годов – в 1970хе годы не испытывали нужды в трудоустройстве. Они получали возможность трудиться и в колхозе, и в совхозе, и на предприятиях различного профиля. По этому поводу Мария Оглы (ст. Старо-Корсунская) отмечала: «Мы работали в колхозе, живя зажиточно, почти все имели легковые машины. Гадаю и прошу потом, что муж заставляет – привычка у нас такая…»19. Эти же оценки содержаться и в публикациях О. Топоркова. Автор пишет: «Оседлые краснодарские цыгане рассказывали мне, что у них уже давно демократия, живут без барона. Каждый сам себе хозяин. Есть у нас уважаемый всеми человек, — Владимир Смаилов»20.

В последние годы важную составляющую в изучении проблемы цыган, и особенно в современный период их истории представляют материалы состоявшихся многочисленных заседаний «круглых столов». Так, 3 апреля 2009 года в Центре культур г. Краснодара НКА «Цыгане Кубани» был проведен «круглый стол» по теме «Цыгане в системе межнациональных отношений Краснодарского края». В его работе принимали участие руководители общественных организаций края, представители администраций края, муниципального поселения г. Краснодар, Минрегиона России, Духовного управления мусульман Республики Адыгея и Краснодарского края, атаман отдела Кубанского казачьего войска, молодежных организаций края.

Особый интерес вызвали вопросы обустройства цыган, положения цыганской общности в новых условиях хозяйствования, проводимых социальных реформ, проявлялась озабоченность положением цыганской молодежи, указывалось на необходимость разработки комплекса мер по работе с разными группами молодежи (школа, средние специальные и высшие учебные заведения). В связи с этим рассматривалась и реализация экспериментального закона на территории Краснодарского края о пребывании молодежи на улицах Краснодара (до 18 час.), что, по мнению выступавших, снизило уровень криминогенности на 50 и более процентов. В связи с этим прозвучал призыв к усилению работы СМИ в этом направлении, необходимости формирования советов по коррекции телеперадач как особого института, который получил признание в западно-европейских странах, и мог бы быть приемлемым в Российской Федерации.

Что касается духовно-нравственного воспитания, то акцентировалось, что СМИ осуществляют эту задачу по двум направлениям — оценке деятельности институтов гражданского общества, что в целом создают положительный эффект, а также по линии индивидуального поведения представителей той или иной национальности в обществе. При освещении второй стороны проблемы, например, применительно к цыганской общности, то превалирует отрицательный фактор и, конечно, при распространи его на всю этническую общность, это вызывает бурные противоречия, недовольство в обществе в целом.

Участники проходившего «круглого стола» были единодушны по вопросу организации работы Министерством по спорту, туризму и молодежной политике Российской Федерации в этом направлении. Министерству рекомендовалось создать при общеобразовательных учреждениях, центрах национальных культур, домах народов на территории страны систему спортивно-оздоровительных центров, предусмотрев при этом насыщение их необходимым спортивным инвентарем, так как общественным объединениям справиться с подобной задачей, в связи с отсутствием средств, вряд ли будет под силу. Забота о здоровье должна осуществляться не только в «День здоровья», но стать нормой жизни российского сообщества, то есть приобрести постоянную основу. Эта идея была поддержана и представителями духовенства.

Рассматривался и вопрос о взаимодействии институтов гражданского общества с органами защиты порядка, согласительных действий по поддержанию общественного порядка, концентрации совместных усилий в стабилизации обстановки на территории районов края. При этом прозвучала высокая оценка деятельности общественных объединений в решении этой задачи (полковник УМВД по Краснодарскому краю А.И. Мозговой).

Несмотря на наличие негативных моментов в жизни цыганской общины в крае21, считал бы необходимым отметить высоко организованную деятельность лидеров общины (В. Смаилов и др.) по сплочению цыганского населения, ориентации его на поддержание стабильности в многонациональном сообществе. Одной из важных форм работы, по мнению А.И. Мозгового, это вовлечение цыганской молодежи в поддержание общественного порядка, проведение мероприятий, связанных со 170-летим появления цыган на территории края. НКА «Цыгане Кубани» конструктивно решает проблемы, возникающие перед ней, в том числе и в борьбе с негативными явлениями, принимая участие в судьбах тех, кто из цыган привлечен к уголовной ответственности за нарушение общественного порядка.

Многие из перечисленных вопросов были обсуждены и на состоявшемся 7 апреля 2009 года заседании «круглого стола в Центре национальных проблем образования (Москва), проходившем под эгидой АДД «Мемориал».

Эволюция исторического процесса цыган на Кубани оставалась беспрерывной. Цыгане не уходили с территории Кубани. И в отдельные временные рамки наоборот численность их возрастала.

В этническом составе населения Кубанской области и Черноморской губернии в конце ХIХ века цыгане значились в Кубанской области общей численностью до 0.1 %22.

К началу ХХ века на территории современного Краснодарского края в двух самостоятельных административных образованиях — Кубанской области и Черноморской губернии, по данным Всеобщей переписи населения Российской империи — 1897 г., из представленных в Кубанской области 40 этнических общностей цыгане по-прежнему составляли 0.1 %. (более 100 чел)23.

В группе распределения народов по национальностям и по отдельным округам на середину 1920-х годов цыгане выглядели следующим образом (См. табл. № 1).

Таблица № 1.

^ Распределение цыган по отдельным округам Северо-Кавказского края в 1926 году





Армавирский

округ

Кубанский

округ

Майкопский

округ

Черноморский

округ

Цыгане

35.07 %

51.88 %

9.08%

3.98 %


Источник: Расчет по данным Всероссийской переписи 1926 года. М., 1928. Т. 5 // Ракачев В.Н., Ракачева Я.В. Народонаселение Кубани в ХХ веке. Историко-демографическое исследование. Т. 1. 1900 — 1920-е годы. Краснодар, 2005. С. 88.


Перепись 1926 года зафиксировала на территории 4-х округов 2666 цыган, в Черноморском округе – 106 человек, в Кубанском – 1383 человека, в Майкопском – 242 человека, Армавирском округе – 935 человек. 10 октября как раз и последовало постановление Президиума ВЦИК и СНК РСФСР «О наделении землей цыган, переходивших к трудовому оседлому образу жизни» от 20 февраля 1928 года, которым полагалось внеочередное наделение землей за счет государства, выдача помощи в размере от 500 до 1000 рублей для обзаведения хозяйством. «Цыгане, – пишут Деметр Н., Бессонов Н., Кутенков В., – охотно пользовались этими льготами, но менять привычный образ жизни не спешили»24.

Подтверждает представленный вывод и И. Ром-Лебедев, заметивший: «С первых лет подавляющее большинство таборных цыган, несмотря на то, что им предоставили право на землю, на жилище, на труд, учебу, упрямо продолжали колесить по дорогам уже новой Советской России»25

В последующем динамика численности цыган с другими народами в Краснодарском крае, выглядела следующим образом (см. Табл. № 2)

Таблица №2.


^ Изменение численности народов на территории Краснодарского края


Народы

1959

1970

Изменения 1959–1970

1979

Изменения 1970–1979

греки

11989

17264

43.0

21650

25.4

немцы

4510

16525

266.0

22849

38.3

болгары

2759

3696

34.0

3599

–2.6

поляки

2671

3226

20.8

3059

–5.2

цыгане

4428

6583

48.7

6499

–1.3


Источник: Ракачев В.Н. Этнодемографические процессы на Кубани в ХХ веке. Краснодар, 2002. С. 58.


Цыгане в названные годы проживали в 1959 – 1979 году в городах 28.27 %, в 1970 г. – 31,48 %, в 1979 году – 32,85 %. В 1980 – 1990-е годы цыгане составляли среди населения Краснодарского рая 0.18 %. При этом в сельском хозяйстве края были заняты 65, 34 % цыган.

И тем не менее процесс оседания цыган приобретал все более определенные рамки. Особенно это было заметным после принятого указа об оседлости цыган. Они проживали в сел. Яблуновском, ст. Елизаветинской, Воронежской, Старо-Титаровской (на временной основе) и во многих других населенных пунктах края.

Как обустраивались цыгане к концу 1940-х годов, т.е. в послевоенное время в Краснодарском крае дает представление нижеследующий документ — Докладная записка Секретаря крайкома ВКП(б) С. Санина заместителю заведующего Отделом пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) К.Ф. Калашникову «О наличии цыган и образе их жизни в Краснодарском крае». Август 1949 года.


«До Великой Отечественной войны в Краснодарском крае проживало (по не в вполне точным данным) около трех тысяч цыган. В крае было 18 — 20 небольших цыганских колхозов. В подавляющем большинстве с большим трудом: даже состоя в колхозе, каждая цыганская семья два-три раза в год выезжала на «кочевку» сроком на 7 — 10 дней. Председателями колхозов цыгане избирали только русских. Многие цыгане, не состоявшие в колхозах, работали в производственных артелях. Лишь 500 — 600 человек вели кочевой образ жизни. В период войны большинство цыган эвакуировались в отдаленные районы страны. Оставшиеся в крае цыгане зверски истреблялись немецкими оккупантами. Поэтому вряд и можно говорить о счастливой цыганской доле.

В последующий период количество цыган, проживающих в крае, уменьшилось. На 1 августа 1949 года в крае было учтено 839 цыган, в том числе 501 человек взрослого населения, 338 детей. Цыгане проживают преимущественно в приморских районах (Темрюкский, Анапский, Апшеронский, Щербиновский) и в районах предгорных (Мостовской, Спокойненский, Тульский район). Основное занятие цыган – кузнечное ремесло, 100 — 120 цыган состоят членами колхозов и ведут оседлый образ жизни. Кочующие цыгане нигде не прописаны и не имеют паспорта.

Количество краж, грабежей и разбоев, совершаемых цыганами, сокращается. В 1948 году в крае было ликвидировано 8 грабительских групп цыган, привлечено к ответственности 19 одиночных – преступников, всего 42 уголовных преступника.

За 7 месяцев 1949 года на территории края привлечено к уголовной ответственности за хищение 7 цыган. Передвижение цыган из других областей на территорию края и наоборот в текущем году по сравнению с 1948 годом уменьшилось.

Цыганских колхозов в крае нет. В бывшем небольшом цыганском колхозе «Красный Романес» (Щербиновский район) состоит 60 цыган составляющих 10 семей. Колхоз отстающий, трудовая дисциплина колхозников низкая. Во многих районах в период уборки и хлебозаготовки цыгане работали в колхозах. Проработав 15 — 20 дней в одном колхозе и получив окончательный расчет за работу, цыгане переезжали дальше.

Секретарь

Краснодарского крайкома ВКП(б) Санин»26


Одним словом, содержание записки характеризует ситуацию, складывавшуюся с положением цыган к концу 1940-х годов. Она была однотипной во всех районах проживания цыган. Отличалась только лишь видом выполняемого труда. В приморских районах, конечно же, цыгане больше занимались гаданием, попрошайничеством, торговлей. Во многих случаях доставляли неудобства местным органам власти. Об этом, например, свидетельствует докладная записка директора управления рынками В. Урбановича о выполнении постановления ЦК КПСС и Совмина СССР от 24 января 1968 года, направлявшейся на имя секретаря Тимашевского райкома КПСС Н.И. Чижика.


«Считаю своим долгом поставить Вас в известность о явлениях имеющих тревогу.

На рынках города нашли постоянное пристанище элементы нигде не работающие, не имеющие постоянного местожительства. Они ежедневно пьют, крадут у торгующих, здесь же питаются и спят.

Никто не проверяет у них документов и не препятствует такому образу жизни.

Особой привилегией на наших рынках пользуются почему-то цыгане. Они собираются на рынке, молодежь торгует плащами «болонья», нейлоновым кофточками, старые торгуют — цепки, и никто из них ни разу в жизни не платил положенные сборы.

После удачной торговли, все напиваются прямо на столах (между ними и дети разных возрастов) пьют. А напьются, бранятся по-цыгански. И по-русски. И не было еще случая, чтобы милиция им в этом помешала…»27.

Конечно, подобные докладные возымели действие. Как правило, это заканчивалось ужесточением мер по общественному порядку, привлечением к ответственности нарушавших установленные нормы общежития.

О том, каким образом складывалась обстановка в цыганской общине в 1960-е годы дает наглядное представление докладная записка Секретаря Тимашевского РК КПСС Н. Поспелова в отдел агитации и пропаганды. В ней читаем:

«На территории района проживают свыше 200 цыган. В основном все они перешил на оседлый образ жизни, не кочуют. Многие из них работают в колхозах, в совхозах, на предприятиях, имеют свои дома.

Однако многие цыгане до сих пор не занимались общественно-полезным трудом. Они не кочуют табором, но часто меняют место жилья. Занимаются кустарным промыслом, изготовляют цепи, имеют в личной собственности лошадей и занимаются перевозками.

Законом запрещено отдельным цыганам иметь лошадь. Но в этом нет никакой необходимости. Если власти разрешают одному иметь лошадь, то десять других приобретают лошадей, не спрашивая разрешения у властей.

Никакой проблемы трудоустройства цыган не существует. Как и все граждане, они могут и должны работать на социалистических предприятиях, в колхозах и совхозах. Для этого необходимо ликвидировать всякие, и для кого бы то ни было исключения иметь в личной собственности лошадей.

Усилить контроль и обложить налогами кустарную деятельность цыган. Запретить гадание. Цыган, часто меняющих место жительства, наказывать как за бродяжничество. Все это положительно скажется на решении других проблем: вовлечении детей в школу, улучшении культурно-просветительской работы среди цыган.

В школах района обучается из семей цыган 33 ребенка. Дети цыган больших нарушений не допускают, но учатся слабо. Вовлекать их в школу приходится с трудом. На воспитании детей цыган сказывается плохое влияние их родителей. Так, в семье Федоренко (Вечерняя школа № 4), отец работает, мать ездит по хуторам с гаданием и попрошайничает. Бабушка травмирует детей, осыпая нецензурной бранью.

Очевидно, надо в таких случаях смелее решать вопрос о лишении родительских прав тех родителей, которые злостно не выполняют закон о всеобуче или плохо воспитывают своих детей.

Трудности обучения детей из семей цыган будут существовать еще долго. Дело в том, что взрослое население цыган, как правило, малограмотное. Поэтому дети не получают от родителей необходимой помощи в учебе – школы, местные советы делают все необходимое, чтобы дети цыган учились. Им оказывается материальная помощь, нередко несколько раз в течение года. Дети цыган, как правило, вовлекаются в группы продленного дня, остаются в школе для подготовки уроков.

Что касается отбывания цыганами военной повинности, то претензий к ним по этому вопросу не имеют ни советские органы, ни военкоматы. Большинство цыганской молодежи с желанием идут в армию и с достоинством отбывают воинскую повинность

Цыганская молодежь с каждым годом все теснее приобщается к участию в культурно-просветительских мероприятиях, проводимых на местах. В совхозе «Тимашевский» клубом заведует юноша – цыган Будник Семен, год рождения 1949, образование – 7 классов. В танцевальном коллективе состоит несколько цыган. На окраинах гор. Тимашевска построено несколько агитплощадок, на которых в летний период демонстрируются кинофильмы, читаются лекции. На этих массовых мероприятиях присутствуют и цыгане.

Секретарь Тимашевского РК КПСС Н. Поспелов»28.


Необходимо отметить, что это были будни повседневной жизни, в которой определено было место и цыганам. Они трудились наравне со всеми и соответственно своей жизненной подготовке пользовались благами. В 1970-е годы налаживалась их жизнь, быт, улучшалось положение. По данным справок, докладных записок, информации о выполнении постановления правительства Союза ССР, решений ЦК КПСС свидетельствует, что главным в этот период выступало улучшение моральной стороны жизни, материального стимулирования граждан и города, и села, недопущение опережения роста заработной платы с уровнем развития производительности труда. Повсеместно повышалась ответственность за сохранение государственной собственности, повышение эффективности работы органов власти в борьбе с расхищениями имущества, совершенствование деятельности аппарата управления29. Цыгане трудились в разных отраслях народного хозяйства.

* * *

По данным Всесоюзной переписи населения 1989 года, на территории Краснодарского края проживали 8186 цыган. По данным Всероссийской переписи населения 2002 года, на территории края проживало 10 873 цыгана. По приблизительным данным региональной НКА «Цыгане Кубани», на апрель 2009 года, на территории края расселены около 13 тыс. граждан цыганской национальности.

На начало 1990-х годов численность цыганского населения на территории Краснодарского края несколько возрастала. Это было связано с военными событиями на территории Абхазии. И как следствие почти все цыгане переселились на территорию края. Многие из них занимались в сельском хозяйстве, налаживался ими и так называемый ковровый бизнес30.

Мощные миграционные потоки населения, распад Союза ССР не могли не оказать влияние не только на цыган, но и на все многонациональное сообщество бывшего Союза ССР. Те негативные последствия, которые имеют государства в новых условиях, естественно получают отражение и на цыганах. Многие из них в целях выживания идут на правонарушения, используя более легкий путь обогащения, особенно замечено это в распространении наркотических средств. И с этим идет непрерывная борьба, то затухая, то возгораясь с новой силой. По данным Т. Бикулловой к 2000 году правоохранительными органами были привлечены на территории края 3 группы из цыган, что ослабило криминогенную обстановку в крае. В интервью зам. прокурора Западного округа гор. Краснодара М. Н. Меликян констатировал: «До перестройки с наркотиками боролись со всей строгостью существовавших законов. Теперь же применяющих наркотики считают не преступлением, а больными людьми. И отношение к ним теперь соответствующее, в том числе и оформленные положения в законодательных актах. Либерализм налицо. Наказания, которые применяются к наркосбытчикам зачастую носят лишь формальный характер, не препятствуют дальнейшему занятию наркобизнесом»31.

Проблема гармонизации межнациональных отношений в современных условиях получает практическую реализацию. Она находит отражение в деятельности Отдела межнациональных отношений и взаимодействию с национально-культурными объединениями (Владимир Николаевич Кошель), функционирующего в структуре Управления по взаимодействию с общественными объединениями, религиозными организациями и мониторингу межнациональных отношений администрации Краснодарского края (рук. С.В. Мышак)32.

Подобная установка вытекает и из основных положений краевой целевой программы «Гармонизация национальных отношений и развития национальных культур в Краснодарском крае». С. Мышак в данном случае руководствуется правилом, что «благословенный край (Краснодарский. – Н.Б.) – это край разных возможностей для народов», где цыгане не являются исключением. Решение этой задачи, по мнению С. Мышака, возможно только в условиях самоуправления с национально-культурными общественными объединениями»33. На названном принципе базируется практическая работа с региональной НКА «Цыгане Кубани» (зарегистрирована 1998, 2001 гг.).

Вряд ли можно представить проблему в ее полноте без обращения к тем, кто стоял у истоков цыганского движения в крае в новых условиях 1990-х годов, кто занимался формированием общественных цыганских объединений и предпринимал первые шаги в проявлении этнической мобильности в цыганском сообществе.

Одним из основателей региональной общественной организации цыган в Краснодарском крае был Иван Николаевич Мысовский (Петро). В беседе вспоминал, что им приходилось начинать работу в составе 15 – 17 активистов цыганского движения в крае. Их стремление с самого начала было преобразовать жизнь цыганской общины, сделать ее более наполненной. Эту задачу рассматривал совет организации как жизненную необходимость. И. Мысовский, оценивая современную ситуацию, видит будущее общественных институтов цыган в представительстве самих цыган в органах государственной власти различных уровней, усилении защиты интересов самих цыган. Как непременным условием развития общества бывший руководитель цыганского сообщества считает получение молодым поколением цыган полного образования, исходя из того постулата, что в будущем многие проблемы неустроенности будут решаться на уровне, профессионалами, в том числе и из цыганской среды. По мнению И. Мысовского, в крае есть люди в цыганском сообществе достойные подражания и уважения. В числе их генеральный директор треста Г.А. Швыдченко, поэт и драматург Панченко, многие молодые цыгане, обучающиеся в вузах России.

Среди прочих форм работы в цыганской среде И. Н. Мысовский рассматривает повышение интереса к цыганской общности со стороны муниципальных органов власти, что позволяло бы, по его мнению, решать многие социальные проблемы, заниматься не только улучшением материального положения цыганского населения, но и его этнокультурным развитием.

В качестве приоритетных направлений работы региональной общественной организации цыган в крае руководитель НКА «Цыгане Кубани» В. Смайлов в своем интервью также выразил согласие с мнением И. Н. Мысовского. Однако особый упор им был сделан на усиление работы с цыганской молодежью, ее нравственным воспитанием, повышением социальной роли, трудовой занятости молодых людей, пока же они заняты единицами на транспорте, выполняют погрузочно-разгрузочные работа и т.д. В сельской местности отмечается только попытка заниматься фермерским хозяйством. Однако, по информации специалиста земледелия Отдела землеустройства Славянского района Сергея Халаба, в их районе такие попытки не были замеченными, у соседей (Красноармейский район), может быть.

В качестве первостепенных задач в усилении этнокультурного развития цыганской общности лидеры видят в организации в местах компактного проживания цыганского населения организацию сети центров цыганской культуры, что сразу же позволило бы, по их мнению, повысить уровень контактности, кружковой работы молодежи, возможность занятия спортом, организации факультативных занятий по изучению родного языка, проведению православных праздников. В.Г. Смаилов при этом замечал, что сами цыгане готовы к этому, однако, решение вопроса должно быть рассмотрено на правительственном уровне, необходима помощь со стороны государства в получении земельных участков в черте селения для строительства центров культуры.

Несомненно, решение этой задачи вполне возможно, с учетом того, что уже накоплен опыт подобной работы как в России (российские немцы, корейцы, греки, татары)34, так и за рубежом – Хорватия, Польша. Одной из трудностей в решении обозначенной проблемы остается отсутствие поддержки со стороны местных органов власти, наличие политической воли.

По информации В. Н. Кошеля «региональная НКА «Цыгане Кубани» активно работает среди всех подобных организаций края». Возглавляли НКА поочередно И. Н. Мысовский и В. Г. Смаилов.


^ Смаилов Владимир Годжурович (1951 г.р.) После окончания средней школы в с. Яблуновском (Адыгейская Республика), где проживала семья, поступил в торговый техникум гор. Ленинграда. После окончания техникума более 20 лет работал в сфере торговли гор. Краснодара. Профессионал своего дела. Имеет трех сынов. Сыновья окончили вузы.

С 1998 года занят общественной работой, возглавляя Региональную НКА «Цыгане Кубани», с 2007 года – «Центр цыганской культуры Северного Кавказа». Он является представителем поколения грамотных и опытных управленцев.

В.Г. Смаилов награжден Советом по общественным наградам Объединенных Наций «Орденом за служение Отечеству святых Великого князя Дм. Донского и преподобного иегумена Радонежского 1-й степени», а также многочисленными грамотами «за большой личный вклад и обеспечение общественного порядка на территории Краснодарского края, по поддержанию имиджа сотрудников патрульно-постовой службы милиции» за содействия в укреплении межнационального мира.


НКА «Цыгане Кубани» тесно взаимодействует с Центром межнационального сотрудничества (г. Москва), с Санкт-Петербургской благотворительной историко-просветительской правозащитной общественной организацией «Мемориал». НКА также сотрудничает с Южным научным центром РАН, с Кубанским и Астраханским государственными университетами.

Под эгидой региональной НКА «Цыгане Кубани» 17 апреля 2007 года произошло объединение усилий многих общественных организаций Южного федерального округа, создано общественное объединение «Центр цыганской культуры Северного Кавказа», куда вошли на правах членов общественные объединения «Амала» (П.М. Лиманский), Всероссийская межрегиональная общественная по защите прав цыганских женщин и детей «Конгресс ромских женщин – Джювликано Романо Конгрессо», Ростовская общественная организация роман (цыган), «Мануша» (Н.И. Шаня), Новороссийская НКА (предс. В.А. Асланов), Темрюкская НКА цыган (А.И. Халилов). В целом объединены усилия 32 общественных цыганских организаций Южного федерального округа. Установлена тесная связь с Европейским центром по правам цыган (г. Будапешт).

Установлен контакт с Департаментом по делам казачества Администрации Краснодарского края, и особенно по вопросу подготовки юношей призывного возраста для подготовки к службе в Российской армии. Региональная НКА «Цыгане Кубани» также взаимодействует с УООП и МОП ГУВД Краснодарского края. Естественно, расширяются позитивные контакты, направленные на совместные действия по пресечению нарушений общественного порядка.

Благодаря высокому уровню общественной активности профессиональному кадровому составу совета региональной НКА «Цыгане Кубани» за последнее время проведены мероприятия общего краевого масштаба, а также районного и регионального масштабов.

Состоялись благотворительные акции не только среди детей цыганской национальности, но и совместно с ними проживающих в станицах и хуторах края. За НКА «Цыгане Кубани» остается инициатива проведения ежегодно Международного дня цыган на Кубани – своеобразного Дня памяти своих предков и тех, кто погиб от учиненного геноцида во время Великой Отечественной войны.

Проведены заседания круглых столов» «Толерантность и молодежь» (г. Анапа), «Политические партии и НКА», «Религиозные объединения и национально-культурные автономии Краснодарского края», в сентябре 2008 года проведен Фестиваль национальных культур Краснодарского края «Краснодар – город межнационального сотрудничества», в ноябре 2008 года – Фестиваль «Венок дружбы народов Кубани», и др.

Более чем 12 тысячная общность цыган на территории Краснодарского края также находится в поиске путей адаптации к новым рыночным отношениям, в том числе и путем дальнейшей консолидации общности, формирования новых низовых общественных организаций, созданных в Новороссийске, Темрюке, Сочи.

Современную ситуацию в цыганском сообществе можно было бы рассмотреть на примере цыган, проживающих многими поколениями задолго до перехода на оседлый образ жизни на хут. Трудобелевском Красноармейского района Краснодарского края, здесь на хут. добротные дома цыган и ухоженные усадьбы. Эта группа цыганского населения прошла и Гражданскую войну, и 1937 год, и годы Великой Отечественной войны, послевоенный период. Жестокая выпала жизнь на их долю.

Цыгане хутора помнят о тех из цыган, кто участвовал в Гражданской войне. В далеком 1918 году цыгане спросили старшего: «За кем пойдем за белыми или красными?» Ответил старший: «Нам надо идти за русскими». А в это время в Трудобелевском были «красные». И прошел с боями в Таманской Красной армии Оглы Мустафа Асланбекович (1881 г.р.), отмеченный за отважную борьбу в сражениях многими орденами и медалями. Мустафа Оглы как бывший ротный музыкант Дербентского полка сражался под командованием комдива Демьяна Пимоненко (ст. Петровская). Он прибыл к комдиву Пимонеко с отрядом силой в 170 штыков, собранных из окружавших станиц. Все его сыновья погибли в годы Великой Отечественной войны в сражениях за Отечество.

В начале ХХI века его дочь Оглы Дарья Мустафовна ведет за собой цыганскую общину, оставаясь своеобразным атаманом, защищает интересы цыган. Отец ее сделал все, чтобы дочь освоила азы школьной науки. «Правильно нас воспитал отец. А в семье было восемь детей. Однако четко распределены были обязанности между всеми, что и приучило к порядку в семье, а значит и в жизни», – заключает Дарья. Поддерживает ее в этом разговоре и сестра.

И Дарья четко понимает, что без образования «человек как бы слепой». Прислушиваются и остальные цыгане к ее слову. Наставляет она на истинный путь и цыганскую молодежь, поясняя при этом молодым родителям, чтобы детей своих грамоте обучали. Хотя «трудобеликовские цыгане» не создавали своего общественного объединения, тем не менее они поддерживают во всех начинаниях региональную НКА «Цыгане Кубани» и ее лидера Владимира Смаилова.

В цыганской общине хутора каждый знает тех, кто достиг успехов в образовании, окончил среднюю школу, получил среднее специальное или высшее образование. В их числе работают в разных сферах района Асланов Сергей Владимирович, Оглы Иван Борисович, ставший известным фермером в крае, под ведением которого 200 га земли. На ней выращиваются зерновые культуры. Многие из цыган хутора работают в хозяйстве фермера. Известно в округе и имя Оглы Вячеслава Борисовича, имеющего среднетехнические образование, знания которого находят применение на фирме «Аспект», а потом и на посту управляющего отделения совхозом.

В 2006 году урожай зерновых им был выращен с га по 63 ц риса, что превышало показатель 2005 года на 100 %. С итогами работы отделения знакомился губернатор края А.Н. Ткачев. «Так, Вы, Вячеслав Борисович, достойны тогда награды или, во всяком случае, премии? Однако Вячеслав скромно промолчал. Оказывается этот трудовой подвиг не был замеченным. В.Б. Оглы продолжает работу в фирме, воспитывает дочь и считает своим долгом «во что бы то ни стало дать ей образование». С достоинством В.Б. Оглы выполняет и свою самую высокую гражданскую функцию, доверенную им избирателями. Он избран депутатом районного совета муниципального образования Красноармейский район.

С особым уважением относятся цыгане и к представителям старшего поколения. Родился в семье истинного патриота России Оглы Борис Григорьевич (Платон). Его отец Оглы Григорий в числе первых ушел на фронт сражаться с фашистами, прошел с боями до Берлина. Сын помнит заветы отца, чтобы учился грамоте и Платон остался верным пожеланиям своего отца.

При упоминании об учебе в школе, он тут же поведал историю своего образования. По причине отсутствия такового в возрасте 18 лет, его как юношу призывного возраста отклонили от службы в армии. Это задело самолюбие молодого цыгана. Он тут же поступил в вечернюю школу. Сформировал из таких же цыган целый класс – всех тех, кто не имел образования. Всем им надо было начинать обучение с нуля. Преодолевая трудности, при поддержке друзей, оказывавших ему помощь, Платон окончил 8 классов, освоив после многие специальности. «Я только тогда почувствовал необходимым себя для общества», – констатировал он. Трудовой стаж Бориса Григорьевича составляет 42 года. Работал он с 1951 года. И снова в строю, занимаясь огородным хозяйством, воспитывает молодежь и своих внуков. Одним словом, Борис Григорьевич был продолжателем цыганской династии, где особо почитается труд, где каждый знает, что в отношении с государством закон переступать не следует, где есть понятие о Чести и о Достоинстве.

Проблемного подхода придерживается в оценке событий, связанных с цыганами и Оглы Любовь Алексеевна. Она считает, что необходимо больше уделять внимания молодым людям, особенно их воспитанию и обучению. От того, какой будет цыганская молодежь, зависит спокойная старость их родителей. Л.А. Оглы работала на многих должностях в сфере обслуживания (питание), а также в сфере торговли и полагает, что тот из цыган, кто переступает закон, он наносит моральный вред всем российским цыганам, содействует формированию неверного представления у других народов в отношении цыган. Л.А. Оглы рассматривает цыган как органичную часть России, они достойны уважения. Ее также беспокоят многие житейские проблемы.

В работе региональной НКА «Цыгане Кубани» и местных НКА придается особое внимание формированию установок толерантности, отказу от форм и методов работы, ведущих, в конечном счете, к конфронтации в обществе, антиобщественной деятельности отдельных представителей этнической общности. В связи с этим особую роль в жизни этнических общностей края сыграл состоявшийся 27 февраля 2009 года «круглый стол» «Сохранение межнационального мира и межконфессионального согласия в Краснодарском крае в условиях экономического кризиса». Он объединил представителей и национальных общественных организаций, и религиозных конфессий и завершился «Обращением представителей национально-культурных общественных объединений, религиозных деятелей, представителей общественности к многонациональному населению Краснодарского края». Имеется на документе и подпись региональной НКА «Цыгане Кубани».

Участники заседания «круглого стола» единодушно признали существующую возможность «для тех политических сил, которые пытаются использовать сложную экономическую ситуацию в корыстных целях, спровоцировать межнациональное противостояния, сыграть на национальных чувствах, посеять яд вражды между народами». Участники заседания «круглого стола» противопоставляют альтернативой этому – единство и стабильность общества, противостояние вовлечению этнических общностей в «безудержный и бессмысленный хаос протестов».

НКА «Цыгане Кубани отличается своей общественной активностью, принимая участие в работе Консультативного совета общественных объединений при главе администрации Краснодарского края (председатель совета Н.А. Ткачев), в Совете при главе администрации Краснодарского края по содействию, развитию институтов гражданского общества (председатель совета А.А. Зайцев)35, вносит ценные предложения по социально-значимым для населения проектам и нормативно-правовым актам. НКА «Цыгане Кубани» остается также активным участником проводимых мероприятий Центром национальных культур (г. Краснодар).

При этом национально-культурная автономия выступает сподвижником многих начинаний, придавая особое значение социально-экономической жизни цыганской общности в связи с изменением сферы занятости. В новых рыночных условиях в цыганской среде Краснодарского края наряду с аграрной сферой остается изготовление орудий труда для сельского подворья, торговый бизнес, например, ковровый, ремесло, изготовление домашних предметов обихода и др.

Вряд ли было бы правильным не содействовать определенному изменению формирования национального сознания цыганской общности. В данном случае, конечно, последнее слово остается за прессой. Не случайно, 37 тыс. тиражом издается листок-вкладыш, освещающий состояние межнациональных отношений, жизнь этнических меньшинств, включая цыган, проживающих на территории Краснодарского края. Такая информация, несомненно, носит целенаправленный характер и содействует распространению положительных практик. По информации члена Совета НКА «Цыгане Кубани», ревизионной комиссии НКА А.В. Сухорукова, например, в Сочи общественная организация цыган ориентирована на решение не только вопросов сферы этнокультурного развития общности, но и проблем экономического характера, трудовой занятости, благотворительности, охраны общественного порядка и т.д.

Конечно, цыганские семьи замечает А.В. Сухоруков36, в большем количестве многодетные. Это имеет место и в сел. Энем, и в Яблуновском (Республика Адыгея), и хуторе Трудобелевском Красноармейского района. И даже в этом случае, в тех семьях, где родители осознают важность получения детьми образования, имеются положительные результаты. Примером можно назвать и семью А.И. Халилова (г. Темрюк), дети которого имеют высшее образование. Цыганская молодежь при этом, обладают повышенной способностью к образованию, стремлением обрести специальность. Наверное, главное в том, замечает А.В. Сухоруков, чтобы к этому проявлялось стремление самих родителей. Получение образования детьми в цыганских семьях должно стать правилом жизни – это один из важных стимулов возрождения этнической общности в целом. Поэтому и такое направление деятельности должно рассматриваться в числе приоритетных. И, как замечают многие авторы, пишущие на цыганскую проблематику, понимание этого преобладает в цыганской общности. «Цыгане сами это понимают, — замечает по этому поводу корреспондент Ирина Груба. — Наиболее продвинутые цыгане убеждают всех остальных отправлять детей учиться в школу, изучать особенности традиций, соблюдения российских законов»37.

О названных и других формах работы констатировал и заместитель председателя НКА «Цыгане Кубани» Тимур Халилов. Он подчеркивал особо об уходе цыган в розничную торговлю в условиях новых рыночных отношений, которые не моги не повлиять на адаптацию общности в целом к новым формам и видам деятельности, хотя по-прежнему превалирующей оставалась занятость в сфере сельхозпроизводства.

Т. Халилов приходит к выводу, что новые условия развития государственности, несомненно, оказали влияние на изменение менталитета цыган в Краснодарском крае, наблюдается тенденция постоянному месту трудовой занятости, к получению полного образования детей в цыганской семье, хотя это остается по-прежнему трудной задачей, т.к. ее реализация зависит прежде всего от экономического положения цыганской семьи, появления возможности участия цыганской общности в реализации крупных социальных проектов, связанных с гуманитарными акциями (затрата на их проведение в 2008 году составила 705 тыс. рублей), международных семинарах под эгидой Совета цыган Королевства Нидерланды (затрата составила 120 340 рублей), посвященного повышению уровня юридического образования цыганской молодежи и вопросам трудоустройства, расширения базы инициатив институтов гражданского общества. В частности, НКА «Цыгане Кубани» выполнила при поддержке Программы Matra/KAP Посольства Королевства Нидерландов проект «Сотрудничество» (подготовка социальных модераторов из числа представителей цыганского этнического меньшинства Краснодарского края для институтов гражданского общества в регионе)38. Социальные модераторы – это профессионально подготовленные проводники положительных изменений в жизни общества, в процессе взаимодействия граждан и власти.

Такое мероприятие стало возможном благодаря тому, что в рамках проводимой административной реформы государство стало создавать новые возможности для расширения участия граждан в решении острых социальных проблем (жилье, трудовая занятость и др.). Появились приемлемые условия для осуществления интеграции в местный социум, взаимодействия с другими общественными объединениями, экспертной деятельности, позволяющей не только подводить итоги, но и определять новые направления работы.

В этом ряду расширилось и познание культуры друг друга через такие формы как фестивали, Дни национальных культур, в том числе и цыганской культуры, участие в программах этнокультурного развития общностей, как и федерального масштаба, взаимодействие молодежных студенческих и ученических групп, в том числе через проведение тренингов. В связи с этим приобретают особую актуальность такие инициативы со стороны НКА «Цыгане Кубани» как создание совета по благотворительности из представителей национальных меньшинств, дальнейшая институционализация самого движения.

С учетом необыкновенной способности представителей цыганской общности к творческой самодеятельности процесс этнокультурного развития общности приобретает беспрерывный цикл, эта характеристика свойственна и для 1920 – 1930-х годов и для послевоенного времени. С ней напрямую связано формирование национального сознания у цыган. Не всегда проходило в этой сфере все гладко. Прав исследователь Е.Р. Романов, утверждая. что в реальности «… совершенно отвернулись от этого, во всяком случае, не лишенного способности племени,.. Вполне естественно, что цыган нам платят той же монетой, встреча всеобщее презрение к себе, они стали относиться к нам враждебно и в лучшем случае с полным недоверием»39.

Конечно, эта характеристика применима более к 1920-м годам и досоветскому периоду. В последующем, в те же 1920-е годы, в период так называемого Ренессанса национальной политики в Советской Республике – СССР, уделялось внимание и цыганской общности, ее этнокультурному возрождению. Многие зависело от самих цыган. Итоги этих мер стали ощутимыми уже в 1930 году.

Повсеместно создавались школы, в том числе цыганские, правда, просуществовали они только до 1937 года и были по указу И. Сталина закрыты, как запрещалась и деятельность всевозможных культурных автономий.

В 1925–1928 годах функционировал «Всероссийский союз цыган», появились журналы на цыганском языке «Романи Зоря» («Цыганские зори»), «Нэво дром» («Новый путь»). Работала литературная группа «Ромэн гирлав» («Слово цыган»).

В 1928–1929 гг. была создана цыганская письменность на основе северного наречия. 14 января 1931 г. начал свою работу Московский театр «Ромэн». К концу 1930-х годов М.В. Серигиевским и А.П. Баранниковым был издан Цыганско-русский словарь (кэлдэрарский диалект). В последующем словарь, несмотря на наличие некоторых неточностей и ошибок, получил высшую оценку. Как замечали Л.С. Чернов и Р.С. Деметер, он «представляет собой ценейшее лексикографическое пособие по цыганскому языку»40.

Что касается грамотности цыганского населения к концу 1930-х годов, т. е. накануне Великой Отечественной войны в СССР, то, по данным Всесоюзной переписи населения, было грамотных цыган: мужчин – 38,4 %, женщин – 26,3 %; возрасте от 9 до 49 лет: мужчин – 12,2 %, женщин – 27, 5 %; в возрасте 50 лет и старше: мужчин -17,3 %, женщин – 5 %. Высшее образование имели 48 мужчин, 23 женщины. Всего – 71 человек41.

Согласно имеющимся сведениям, из всех 88 242 цыган родным языком владели 55 360 человек, русским – 21 820 человек, прочими языками – 11 062 человека. На 1000 цыганского населения с родным языком приходилось 627 человек42.

Цыганской общностью был накоплен богатый опыт в развитии музыки, песенного и сценического искусства, а значит, богатым был и предмет изучения, возможность обобщения опыта, выявления положительных факторов, содействующих упрочению позиций цыганской общности в системе национальных отношений в Союзе ССР.

Среди цыганской интеллигенции многие получили общеевропейскую известность, особенно музыканты: Костике Парно (1856 – 1912), Н.И. Шишкин (1845 – 1911), Бела Радич (1867 – 1930), Е.А. Поляков (1871 – 1931), Имре Мадьяр (1899 – 1940), М.Г. Эрденю (1880 – 1940), и др.

Сформировались представители оригинальной цыганской литературы: А. Герман, М. Поляков, И. Хрусталев-Тимофеев, Г.Н. Панков, Г. Ром-Лебедев, М. Безлюдский и др. Многие из цыган становились драматургами, выступая авторами пьес: Н.Г. Нарыжный, И.И. Ром- Лебедев и др.

Богатый жизненный опыт ощущался в стихах и поэмах Николая Станкевича. В его стихах – душа цыганского народа и все те перипетии, которые происходили с цыганской общностью. Он показывал их органично с судьбами России, о чем свидетельствуют его произведения «Прощание с кочевьем», «Назидание» и многие другие.

Одним словом, цыганский мир был и остается многообразным. «Одни отказываются от кочевья, живут в добротных домах, никому не доставляя хлопот и отличаясь от всех остальных разве что колоритной внешностью, – пишет корреспондент О.Торопова. – Другие, как много лет – веков назад по-прежнему меряют белый свет колесами своих телег и жульничают»43. Таков вывод публициста.

Деятельность 32 общественных организации российских цыган на территории Северного Кавказа, опора на приобретенный опыт за истекший период с середины 1990-х годов позволяет осуществить переход к более высокой форме институционализации. Это получило проявление в создании центра цыганской культуры Северного Кавказа (регистрация 2007 г.), позволяющего решать конкретные задачи применительно ко всем цыганам регионов, объединять имеющиеся возможности и усилия.

Конечно, анализ положительных сдвигов в цыганской этнической общности в Краснодарском крае был бы не полным без рассмотрения имеющихся трудностей экономического положения цыганской общности и сферы этнокультурного развития. Пока же не находит реализация такая мера как участие представителей цыган, за редким исключением, в органах власти на пространстве Северного Кавказа. Как отмечалось, имеет место адаптация, приспособляемость к обстановке.

Сложной остается проблема жилищных условий, трудовой занятости. Многие цыганские семьи не в состоянии без помощи государства решать эту сложную проблему. В связи с этим имело важное значение проведение акции по Фонду «Взаимопомощь и примирение». Из 2000 граждан цыганской национальности в крае 500 человек как жертвы Холокоста получили, по данным совета НКА «Цыгане Кубани», причитающуюся компенсацию. По-прежнему остается проблемным вопрос о преодолении сложившихся стереотипов создавшегося образа цыган, зачастую в искаженном его восприятии, усиление взаимодействия с муниципальными органами власти.

Однако необходимо знать и о нормах цыганского общежития, обычаях и традициях, которые носят каждый в отдельности положительные начала, что важно для самоорганизации общности. Они сводятся к следующему:

  • мирным способом добывать средства к существованию;

  • жить в мире и согласии со всеми народами, с которыми приходится вступать в контакт. Нарушители этого правила объявляются вне закона, изгоняются из своей среды, так как они наносят существенный вред всем цыганам, создают тяжелые условия для их жизни, не способствуют формированию доброго мнения о цыганах;

  • закон гостеприимства, распространяющийся на представителей своего народа (ромэн), а также всех нецыган (гадзжен);

  • признание прав других этнографических групп и их членов на определенную территорию и на род деятельности на этой территории;

  • улаживание конфликтов между различными этнографическими группами мирным путем;

  • признание прав других этнографических групп на независимость и суверенность в своей внутренней жизни44.


Очевидно, что в цыганском движении в России пока приоритет остается за лидерами. Именно за теми, кто, действительно, может внести вклад в консолидацию этнической общности, кто понимает необходимость изменить отношение общности к реальности, выдвигающей на передний план необходимость образования, трудовой занятости и, в связи с переходом к рынку, интеграции в совершенно новые отношения. Поэтому лидеры определяют дальнейшее развитие цыганского сообщества на перспективу, предпринимают усилия выработки механизмов с целью решения приоритетных задач современной жизни цыганского сообщества.

В первую очередь ощущается и потребность в изменении форм взаимоотношений с органами государственной власти и институтами гражданского общества цыган, концентрации усилий самой общности на улучшение социальной жизни, отходе от иждивенческих позиций. Важнейшим в этой цепи по-прежнему будет оставаться получение полного образования детьми в цыганских семьях, что позволит сделать резкий скачок в этнической мобильности самих цыган.

Актуально утверждение (Г. Янко и др.) того, что взаимоотношения должны быть перенесенными на правовую основу, а именно «необходимо улучшить законодательную базу таким образом, чтобы экономическая стабильность в стране приводила к обеспечению социальной стабильности каждого ее гражданина», что и обеспечит достойную жизнь каждому представителю любой нации»45.

Важнейшим направлением деятельности институтов гражданского общества останется работа по слому сложившихся стереотипов и вековых предрассудков в отношении цыган в российском сообществе. Конечно, и механизм в данном случае должны быть более совершенными.

На наш взгляд, вполне настало время обобщения деятельности цыганских общественных объединений в России, включая и Краснодарский край. Поэтому инициатива о проведении 1 Всероссийского конгресса цыган, с которой выступили общественное объединение «Центр цыганской культуры Северного Кавказа» и НКА «Цыгане Кубани», вполне приемлема и своевременная.

Это важное политическое мероприятие приурочено как раз к 170-летию появления цыган на территории Кубани. На нем можно было бы обсудить приоритетные задачи дальнейшего развития цыганского сообщества на территории России: повышение этнической мобильности, в первую очередь через отработанную систему образования цыганской молодежи; истинная натурализация путем участия в политической и общественной жизни государства; формирование нового национального сознания и самосознания, занятие производственным трудом, уход от негативных явлений, выступающих в противоречие и с российским законодательством и остающихся как неприемлемые российском сообществом (борьба с наркоманией, тунеядство и др.).


1 Научный проект выполнен при помощи гранта в рамках Программы фундаментальных исследований Президиума РАН «Историко-культурное наследие». Направление № 4. «Становление гражданского общества в России». Координатор член-корреспондент РАН Сахаров А.Н.

2См. Комсомольская правда. 25 марта 2009. С. 2.

3 Герман А.В. Библиографии о цыганах. Указатель книг и статей с 1780 по 1930 гг. М., 1930; ^ Баранников А.П. Цыганы в СССР. Краткий историко-этнографический очерк. М., 1931; Киселева Т.Ф. Цыгане европейской части СССР и их переход от кочевья к оседлости. Автореф… к.и.н. М., 1952; Владыкин В.Е. Цыгане // Вопросы истории. 1969, № 1; Санароев В.И. Проблемы историко-этнографического изучения цыган // Советская этнография (СЭ). 1971. № 3. С. 59 — 67; Мануш Л. Культ Шивы и цыгане // Советская этнография. 1979. № 6.

4 Цтир. по: Баранников А.П. Цыганы в СССР. Краткий историко-этнографический очерк. М., 1931. С. 18.

5См. Баранников А.П. Сергиевский М.В. Цыгано-русский словарь. М., 1938; ^ Смейле Ю.В. Население Северного Кавказа. Ростов — на — Дону, 1988; Деметер Р.С., Деметер П.С. Цыганско-русский словарь. М., 1990; Саткевич Н.Г. Цыганское солнце. М., 1982, он же. Стихи и поэмы. М., 1991; Цыганские плутовские сказки и анекдоты. М., 1991 и др.

6Цыганские плутовские сказки и анекдоты. М., 1991, С. 4.

7Кирей Н. Цыгане: на путях истории // Кубань. 1983. № 4. С. 87; Кирей Н.И. Сердюк О.А. Изучение цыган европейской части России и Кавказа в дореволюционной отечественной историографии // Археолого-этнографические исследования Северного Кавказа. Сборник научных трудов. Краснодар, 1984 и др.

8 См. подробно: ^ Оберемко О.А., Кириченко М.М. Вынужденные переселения на Кубани. Институциональная перспектива управления. Краснодар, 2001. С. 15.

9Доля публикаций с отрицательной характеристикой цыганской общности составляла 81,6 % (62 статьи), 14,5 (11 статей) составляли статьи с нейтральной эмоциональной нагрузкой (См. Ракачев Я.В. «Не всякий цыган – Будулай» (этнические образы в кубанских СМИ: опыт количественного анализа // Сбережение народа: традиционная народная культура. Краснодар, 2007. С. 70 — 72. См. также: Топоркова О. Цыгане: богачи – бедняки // Краснодарские известия. 16 сентября 1995; Цыганка нагадала // Кубанские новости. 18 февраля 1996; Не верьте цыганам // Кубанские новости, 15 августа 1997; Соловьева Т. Что везешь в кибитке цыган? // Вольная Кубань. 23 декабря 1999; Биккулова Т. Цыганский «спрут» // Молодежный проспект Кубани. 20 — 27 мая 2000; Рожанский Е. Цыганка Люба //Вольная Кубань. 4 мая 2001; Табор уходит под статью // Вольная Кубань, 6 июля 2001; По Кубани гуляет наркотабор… // Вольная Кубань, 12 апреля 2002; Киреева Т. Милиция уходит в табор // Кубанские новости. 1 марта 2002; Кузнецов А. Табор уходит в …наркотики // Кубанские новости. 30 января 2004; Еременко О. На острие цыганской иглы // Вольная Кубань. 2 марта 2005; Катаниди Т.Н. Образ цыганского этноса в кубанских печатных изданиях // Власть и общество: национальная политика и межэтнические отношения (исторический опыт и современность). 1906 — 2006. Материалы научно-практической конференции (Адлер, 7 — 11 октября 2006 г.). Краснодар, 2006. С. 108 — 112 и др.

10 Груба И. Нам поможет мудрость веков // Краснодарские известия. 1 апреля 2005, он же: Табор ухолит …в национально-культурную автономию // Краснодарские известия. 4 мая 2006 и др.

11 Всесоюзная перепись населения 1939 года. Основные итоги. М.: «Наука», 1992. С. 66, 59

12См. ^ Ракачев В.Н. Особенности изменения демографического состава населения Кубани во второй половине ХХ в. // Сбережение народа: традиционная народная культура. Материалы научно-практической конференции. 8 — 9 июня 2002. Краснодар, 2007. С. 10.

13 В творческую группу входили В.Н. Кошель, С.Д. Захаров, Е.И. Егорова, С.А. Мозговой.

14 Выселовский В.И. Военно-исторический очерк гор. Анапы. Пбг., 1914 (переиздан, СПб, 1995); ^ Кирей Н.И., Сердюк О.А. Изучение цыган Европейской части России и Кавказа в дореволюционной этнографии // Археолого-этнографическое исследование этнических культур Северного Кавказа. Краснодар, 1984; Бондарь Н.И Кубанский краевед — 90. Краснодар, 1991; Шевченко Г.Н. Черноморское казачество в конце. Что мы знаем друг о друге // ХУШ – первой половине Х1Х в. Сословный строй. Социальные отношения. Краснодар, 1993; Виноградов В.Б. Средняя Кубань: земляки и соседи. Армавир, 1995; Новичихин А.М. О времени появления цыган на Кубани // Дикаревские чтения (9). Итоги фольклорно-этнографических исследований этнических культур Северного Кавказа за 2002 год. Материалы региональной научной конференции. Краснодар, 2003 и др.

15 См. подробнее: ^ Новичихин А.М. Указ соч. С. 158 — 160; Кирей Н.И., Сердюк О.А. Изучение цыган европейской части России и Кавказа в дореволюционной отечественной этнографии // Археолого-этнографическое исследование Северного Кавказа. Краснодар, 1994.

16 Цитир. по ^ Кирей Н.И., Сердюков О.А. Указ соч., С. 111. Новочихин А.М. О времени появления цыган на Кубани // Дикаревские чтения (9)… Краснодар, 2003

17Хотя следует заметить, что А.М. Новочихин рассмотрел при этом и предысторию этого вопроса, удревлив тем самым проблему появления цыган, относя ее к бывшей территории Османской империи. Цыганские появились на территории османских владений в причерноморских землях Кубани, по данным сочинения турецких историков (Джевдет-паши: 1822 — 1893).

18Кирей Н.И.. Сердюк О.А. Указ. соч. С 111.

19Цитир. по: Кирей Н. Цыгане: на путях истории // Кубань, 1983. № 4. С. 92.

20Топоркова О. Цыгане: богачи и бедные // Краснодарские известия. 16 сентября 1995.

21Конечно, в этом случае имеются в виду прежде всего распространение наркотиков. По данным О. Еременко, в крае было зарегистрировано в 2005 году 30 точек — цыганских семей, подозреваемых в распространении наркотиков. В таких районах как Славянский, пос. Северный, пос. Пашковский было возбуждено свыше 20 уголовных дел, в том числе по сбыту опия и героина. (См. Еременко О. На острие цыганской иглы // Вольная Кубань. 2 марта 2005).

22^ Петров В.Н. Миграция населения и этнические мигранты в современной России. Краснодар, 2004. С. 149. См. также: Шевченко Г.Н. Черноморское казачество в конце ХУ Ш века — первой половине Х1Х века. Сословный строй. Социальные отношения. Краснодар, 1993.

23Ракачев В.Н., Ракачева Я.В. Народонаселение Кубани в ХХ веке. Историко-демографическое исследование. Т. 1. 1900 — 1920-е годы. Краснодар, 2005. С. 88.

24Деметер Н. Бессонов Н. В. Кутенков В. История цыган. Воронеж, 2000.

25Цитир.: Там же.

26Центр документации новейшей истории Краснодарского края (ЦДНИ КК). Ф. 1774-А. Оп. 3. Д. 1654. Л. 68 – 69. См также: Страницы истории в документах Архивного фонда Кубани. Историко-документальный альбом. Краснодар, 2002. С. 90 — 91.

27 ЦДНИ КК. Ф. 162. Оп. 19. Д. 8. Л. 39.

28ЦДНИ КК. Ф. 162. Оп. 2. Д. 6. Л. 99 – 100.

29См. подборка документов ЦДНИ КК. Ф. 162. Оп. 21. Д. 11.

30См. Топоркова О. Цыгане: богачи и бедняки // Краснодарские известия. 16 сентября 1995.

31 Цитир. по: Бикуллова Т. Цыганский «Спрут» Молодежный проспект Кубани. 20-27 мая 2000 г.

32Мышак С. «Задачи власти – создать условия» // Кубань свободная. 10 июля 2008.

33Там же.

34Правительство Москвы предоставляло такие участки для строительства центров Культуры этнических общностей. В частности, народов Дагестана, российским корейцам, грекам и др. Вот один из примеров такого решения проблемы.

35Советы были созданы на основе принятых постановлений главы администрации Краснодарского края от 2 ноября 2001 года № 931-П и от 5 мая 2005 года № 392-П. В обязанности советов входит «политические консультации по широкому кругу общественно значимых вопросов для учета при принятии постановлений и распоряжений главы и законов Краснодарского края».

36Анатолий Владимирович Сухоруков проработал долгое время в цыганской среде, изучил цыганский язык, обряды, традиции цыганской жизни. По его заключению, цыганская молодежь обладает высоким уровнем организованности, в то же время поддается влиянию старших, последовательно соблюдает установление нормы поведения в цыганской семье.

37Груба И. Нам поможет мудрость веков // Краснодарские известия. 1 апреля 2005.

38См.: Методическое пособие для социальных модераторов. Армавир, 2008. С. 3. (Сборник подготовлен и издан Краснодарской городской цыганской национально-культурной автономией).

39 Цитир. по: Баранников А.П. Цыгане в СССР. Краткий исторический очерк. М., 1931. С. 121.

40 См. Образцы фольклора цыган – кэлдэрари. М.: «ИВЛ». 1981. См. также: Вентцель Г.В. Цыганский язык. М., 1964.

41 Всесоюзная перепись населения. 1939 год. Основные итоги. М.: «Наука», 1992. С. 85.

42 Там же. С. 80.

43 Торопова О. Цыгане: богачи и бедняки // Краснодарские известия. 16 сентября 1995.

44Что нужно знать о народах Кубани (справочное пособие, дополненное). Краснодар, 2007. С. 127 – 128.

45Роганова Г. Наступит ли праздник для цыган? // Мир культур России. 2003. № 4. С. 9.





Скачать 469,78 Kb.
оставить комментарий
Дата23.09.2011
Размер469,78 Kb.
ТипСтатья, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх