Программа дисциплины фтд. 04 Культурная ситуация второй половины ХХ века, стилевые тенденции развития мирового искусства Цели и задачи курса icon

Программа дисциплины фтд. 04 Культурная ситуация второй половины ХХ века, стилевые тенденции развития мирового искусства Цели и задачи курса



Смотрите также:
Тематическое планирование по литературе 11 класс...
Искусство западного Средневековья и проблема исследовательского метода...
Дружинкина Н. Г. Особенности портретного творчества Д. Г...
Программа дисциплины дс. 02. 12 Виды и тенденции развития туризма Цели и задачи дисциплины...
Программа дисциплины фтд...
Итоги развития русской культуры во второй половине XVIII века. Тест...
Итоги развития русской культуры во второй половине XVIII века. Тест...
1. Ситуация в литературе и искусстве в конце 40-хначала 50-х годов...
Тематическое планирование по литературе. 10 класс...
Программа курса «История английской литературы первой половины ХХ века» для студентов...
Программа дисциплины опд. Ф. 08 «Культурная антропология» томск 2008 Цели и задачи дисциплины...
Программа дисциплины программа дисциплины опд. Ф. 01 Искусство и литература (ч. 2)...



скачать
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ" (ТГПУ)


УТВЕРЖДАЮ

Проректор (декан факультета)

__________________

"___" __________ 2008 г.


Программа дисциплины
ФТД.04 Культурная ситуация второй половины ХХ века,
стилевые тенденции развития мирового искусства



1. Цели и задачи курса. Курс является факультативным, поэтому имеет ознакомительный характер. Явления художественной культуры конца ХХ в. необходимо рассматривать в широком контексте смысловых сдвигов, подготовивших возникновение новой парадигмы культурного мышления и практики. Исходя из этого целью курса можно считать выявление современных культуротворческих процессов и анализ их в аспекте генезиса, развития и взаимовлияния в применения к различным сферам культурного опыта (социальной, идеологической, интеллектуальной, эстетической и др.). Программа курса предполагает решение следующих задач:

  1. систематизировать представления о культуре, как феномене научного познания, ее структуре, основных проблемных вопросах, связанных с ее изучением;

  2. выработать у студентов представление о постиндустриальном типе общества и его сущностных характеристиках: выявить технологический характер современной культуры и ведущую роль мультимедийных технологий в ней, рассмотреть мифологический характер феномена массовый культуры, проанализировать основные линии ее развития; познакомить студентов с историей контркультуры, ее влиянием на формирование «постмодернистской чувствительности»;

  3. научить осмысливать явления культуры конца ХХ – начала ХХI в. в широком контексте, в «диалоге культур», в парадигмах современного научной мышления и практике культуры, в смене исторических, социокультурных циклов;

  4. осветить возможности трансформации и функционирования традиционных принципов и форм в современном искусстве, и возможности возникновения новых художественных синтезов в современных условиях;

  5. актуализировать представление о специфике проблем восприятия/интерпретации явлений культуры на рубеже ХХ- ХХ1 вв.


^ 2. Требования к уровню освоения содержания курса. В результате освоения курса студенты должны:

    • понимать и уметь объяснить феномен культуры, ее роль в человеческой жизнедеятельности, иметь представление о способах приобретения, хранения и передачи социального опыта, ценностях культуры;

    • владеть минимумом культурологической терминологии;

    • уметь раскрыть содержание понятий «постиндустриальное общество», «общество потребления», «ситуация постмодерна», «постмодернистская чувствительность», «социокультурный цикл», «контркультурная революция»;

    • овладеть техникой культурологического анализа и интерпретации многообразного фактического материала современной истории;

    • владеть методикой анализа фактов массовой культуры;

    • знать законы функционирования масс-медиа;

    • ориентироваться в сложных проблемах современной культурной ситуации.

    • знать формы и стили современной культуры, основные культурно-исторические центры и регионы мира, закономерности их функционирования и развития, уметь выявлять в произведениях разных видов современного искусства генетически близкие им культурные модели предшествующих эпох;

    • анализировать и интерпретировать произведения новейшей литературы, театра, кино, живописи и др. в интермедийных аспектах;

    • уметь анализировать и интерпретировать произведения актуального искусства (видеоарт, перфоманс, акционизм, концептуализм и др.).


^ 3. Объем курса и виды учебной работы.

Вид учебной работы

Всего часов

Семестр
^

Общая трудоемкость дисциплины


90

8

Аудиторные занятия


36




Лекции

36




Самостоятельная работа

54




Вид итогового контроля

зачет

8




  1. Содержание курса.

^ 4. 1. Тематический план

№ п/п

Раздел курса

Лекции

1.

Понятие «культура». Ее строение и функционирование

6

2.

Идейно-политические предпосылки культурной ситуации второй половины ХХ века.

4

3.

Экономические и социологические концепции развития общества и культуры.

4

4

Социальный, идеологический и эстетический аспекты контркультурной революции 1960-х гг.

4

5.

Элементы новой религиозности в современном культурном сознании.

4

6.

Явления интермедиальности в современной культуре.

4

7.

Важнейшие тенденции развития искусства во второй половине ХХ века.

10




    1. Содержание разделов дисциплины.

  1. Понятие "культура". Ее строение и функционирование. Онтологический статус культуры. Человек – природа – общество - культура. Материальная и духовная предметность как формы бытия культуры. Языки культуры как семиотическая система. Специфика художественного образа как языка искусства. Основные концепции генезиса культуры. Научные подходы и методы изучения культурных феноменов. Социальные функции культуры.

  2. ^ Идейно-политические предпосылки культурной ситуации второй половины ХХ

века. Культурная ситуация в Западной Европе и США после II Мировой войны. Переориентация системы ценностей в связи с изменением места обыкновенного, «частного» человека в мире. Постулаты европоцентризма и америкоцентризма. Практика культурной обособленности. Ситуация биполярного мира во второй половине ХХ века. Психология военно-политического противостояния. Оружие массового уничтожения и его культурно-психологический эффект. Выход в космос. Распад колониальной системы. Экуменизм и синкретизм религиозных движений. Неоконсерватизм. Правозащитное движение. "Зеленое" движение. Энергетический кризис. Кризис коммунистического мира.

Смена культурологической парадигмы. Разнообразие культур, идея их равенства.

Основные проблемы современного мира и итоги развития человечества. Глобализация и интеграционные процессы. Движение антиглобалистов. Проблема войны и мира. Демографический и миграционный процессы. Охрана окружающей среды. Проблема унификации жизни и кризис национальной идентичности. Механизмы культурной идентификации. Ментальность как тип культуры.

3^ . Экономические и социологические концепции развития общества и культур. Теории социокультурного цикла П.Сорокина, А.Моля. Понятие «мозаичной культуры». Принципы разделения культуры гуманитарной и «войлочной». Теории постиндустриального и информационного общества. Космополитичность этих явлений. Новые феномены: культура потребления, масса и индивидуум, индустрия развлечений, средства массовой информации, транснациональный капитал, планетарная техника. Роль научно-технической революции в культурной динамике 2-й половины ХХ в.

^ 4. Социальный, идеологический и эстетический аспекты контркультурной революции 1960-х гг. Социальные корни контркультурной революции. Возникновение феномена «молодежи» как самостоятельной социальной силы, социокультурное наполнение этого понятия. Термин «контркультура», его исторический смысл. Идеология контркультуры. Работы Г.Маркузе «Эрос и цивилизация», «Одномерный человек». «Новая чувственность» как основа единства контркультуры во всех ее проявлениях. Контркультура и политическое действие. Революция сознания – главное средство изменения и исправления мира в идеологии контркультуры. Контркультурная эстетика, возникновение новых видов и форм художественной деятельности. Влияние контркультурных ценностей на становление постмодернистского образа мира.

^ 5. Элементы новой религиозности в современном культурном сознании (понятие «нью-эйдж»). Переоценка внерациональных форм познания и духовного опыта в рамках комплекса «постмодернистской чувствительности». Место и роль различных конфессиональных традиций в современной картине мира. Интерес к нетрадиционным путям обретения религиозного опыта, значение дальневосточных религиозных культов для формирования новой религиозности Запада. Понятие «нью-эйдж».

  1. ^ Явления интермедиальности в современной культуре. Переход в середине ХХ века к новому способу хранения, передачи и освоения информации. Роль средств массовой коммуникации в современной культуре. Специфика и функции телевидения как «холодного искусства», способствующего смене вербального способа передачи сообщений иконическим (М.Маклюэн). Диктат визуального ряда в современной культуре. Антиномичность тенденций распада, деконструкции, коллажности, монтажности и интермедиальности, синтеза, объединения возможностей разных видов искусства, родов и жанров в одном произведении; стремление к синкретизму на основе визуальных возможностей (авторская песня, театр, кино).

  2. ^ Важнейшие тенденции развития искусства во второй половине ХХ века. Проблемы существования традиционного искусства в современную эпоху. Основные положения работы В.Беньямина «Произведение искусства в эпоху технической воспроизводимости». Понятие «массовой культуры». Структура и функции массовой культуры. Принципиальное различие между культурой массовой и народной. Различные сферы массовой культуры. Эстетические особенности массового искусства. Разоблачение мифологического характера массовой культуры в работах Р.Барта. Направления и художественные методы в разных видах искусства (литература, театр, кино, живопись, музыка, танец, архитектура). Зарождение рок-культуры как альтернативы традиционным музыкальным ценностям. «Актуальное искусство» (видеоарт, концептуализм, акционизм, техно). Коммерциализация авангарда. Художественные искания в современной драматургии. Понятие «авторское кино». Постмодернизм в России и за рубежом.

  1. Лабораторный практикум не предусмотрен.

  2. Учебно-методическое обеспечение дисциплины: книжный фонд кафедры, научной библиотеки ТГПУ, областной библиотеки им. А.С. Пушкина, Интернет.

^ 6.1. Рекомендуемая литература

а) основная литература

  1. Волкова, Л. Д. Культурология : Курс лекций / Л. Д. Волкова ; Федеральное агентство по образованию, ТГПУ. – Томск : издательство ТГПУ, 2005. - 168 с.

  2. Культурология : История мировой культуры : Учебник для вузов / Ф. О. Айсина, И. А. Андреева, С. Д. Бородина [и др.] ; под ред. А. Н. Марковой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ, 2007. - 576 с.

  3. Мечковская, Н. Б. Семиотика: Язык. Природа. Культура: Курс лекций: Учебное пособие для ВУЗов / Н. Б. Мечковская. – М: Академия, 2004

б) дополнительная литература:

  1. Борев, Ю. Б. Художественная культура XX века : Теоретическая история : Учебник для вузов / Ю. Б. Борев. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 495 с.

  2. Властные функции СМИ : Литературно-журнальные традиции и современная масс-медийная практика : Научные доклады / под ред. В. В. Прозорова. – Саратов : Наука, 2006. - 206 с.

  3. Ильина, Т. В. История искусств. Западноевропейское искусство : Учебник для вузов / Т. В. Ильина. - Изд. 4-е, стереотип. - М. : Высшая школа, 2007. - 368 с.

  4. История искусства : Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство / Л. И. Акамова, И. Л. Бусева-Давыдова, Н. А. Виноградова [и др.]. - М. : Искусство - XXI век, 2003. - 671 с.

  5. Лотман, Ю. М. Об искусстве : Структура художественного текста. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. Статьи. Заметки. Выступления (1962-1993) / Ю. М. Лотман. - СПб. : Искусство-СПБ, 2000. - 703с.

  6. Мировая художественная культура : Учебное пособие : В 2 томах. / Б. А. Эренгросс, В. Р. Арсеньев, Н. Н. Воробьев [и др.] ; под ред. Б. А. Эренгросс. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М. : Высшая кола. Т. 2. - 2005. - 510 c.

  7. Мировая художественная культура : в 4 т. - СПб. : ПИТЕР. - Т. 4, кн. 1 : XX век. Изобразительное искусство и дизайн / Е. П. Львова, Д. В. Сарабьянов, Е. П. Кабкова [и др.]. - 2007. - 459 с. + 1 CD-ROM.

  8. Музыкант, В. Л. Реклама в действии : Стратегии продвижения : Учебное пособие для вузов / В. Л. Музыкант. - М. : ЭКСМО, 2007. – 249 с.

  9. Феофанов, О. А. Реклама: новые технологии в России : Учебное пособие для подготовки профессионалов в сфере рекламы / О. А. Феофанов. - СПб. : Питер, 2004. - 377 с. (и другие издания)

    1. Средства обеспечения освоения дисциплины.

Видеокассеты с записью художественных и документальных фильмов, спектаклей, аудиоматериалы на CD (образцы современной музыки разных направлений), видеозаписи информационных телепередач, рекламных роликов, музыкальных клипов и акций аудиального искусства, фотографии и репродукции картин.

  1. ^ Материально-техническое обеспечение дисциплины.

Видеомагнитофон, телевизор, проигрыватель компакт-дисков.

  1. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

    1. Методические указания для студентов

Материалы по организации самостоятельной работы

  • Примерная тематика рефератов, курсовых работ (не предусмотрены)

  • мониторинг информационных телепередач, печатных СМИ, информационных сайтов Интернет за один день

  • чтение массовой литературы (книга и автор, жанр на выбор), выявление характерных жанровых доминант (сюжетные ситуации, тип героя, позиция автора, читателя, хронотоп, стилистические приемы, мотивы).

  • определение содержания и формальных границ жанра рецензии; написание рецензии на драматический спектакль, музыкальный концерт, художественную выставку, художественный или документальный фильм (на выбор), просмотренный в рамках факультативного курса.

Материалы по реализации контроля

  • Примерный перечень вопросов к зачету:

  1. Понятие «культура», ее структура, основные функции, материальная и духовная

  2. формы бытия культуры.

  3. Представление о концепциях линейного и циклического развития в истории культуры

  4. Концепция единого и «открытого» пространства культуры М.М.Бахтина

  5. Понятия флуктации и бифуркации в современных концепциях культуры

  6. Интерес к малым формам (фрагментам) как начало переходных процессов

  7. Культурная ситуация второй половины ХХ - начала ХХI веков. Экономико-политические и социальные предпосылки развития новой культурной парадигмы.

  8. Постиндустриальное общество, основные характеристики.

  9. Мозаичный и гуманитарный тип культуры (А. Моль)

  10. Различия субкультуры и контркультуры

  11. Причины становления и формы контркультурных феноменов 1960-х годов

  12. Культура высокая и массовая: подходы к разграничению в исторической ретроспективе. Социальные функции массовой культуры. Трансформация стереотипов мифологического мышления.

  13. Формы и функции интермедиальных систем в «информационном обществе».

  14. СМИ: проблемы восприятия информации

  15. Зарождение и эволюция рок-музыки

  16. Авангард в музыкальном искусстве ХХ века.

  17. Анализ произведения (по выбору) в аспектах социальной практики, литературной традиции, и универсальных культурных значений

  18. Постмодерн: философские и эстетические основы, направления поисков новых способов выразительности в разных видах искусства.

  19. Поиски выразительных возможностей в современной культуре (вид искусства по выбору)

  20. Художественные искания современных драматургов

  21. Авангардные направления в изобразительном искусстве второй половины ХХ века, их генетическая связь с художественными исканиями начала века.

  22. Проблема взаимосвязей искусства и интернет

    1. ^ Методические рекомендации преподавателю

Факультативный курс ориентирован на общее знакомство с культурно-исторической обстановкой в мире во второй половине ХХ века, поэтому материал лекционных занятий апеллирует к предельно широкой панораме фактов в различных сферах человеческой деятельности: политике, экономике, социологии, бытового общения, религии, искусстве.

Курс предполагает работу студентов на лекционных занятиях и зачет в качестве контроля знаний. При изложении материала акцент делается на специфических чертах нового складывающегося типа культуры. Поскольку материал курса носит экспериментальный характер – в современной науке еще не сложился единый системный взгляд на основную проблему, поставленную в курсе – в лекциях представлены различные точки зрения на отдельные факты и явления действительности. Методическим руководством и научной базой при подготовке курса являются нашумевшие, популярные труды современных философов, культурологов и социологов, пытающихся дать оценку современному обществу, а также всевозможные работы по изучению истории современного искусства (различных его видов).

  • ^

    Основная литература для подготовки лекций:


  1. Адорно, Т. В. Проблемы философии морали / Пер. с нем. М. Л. Хорькова. – М. : Республика, 2000. – 239 с.

  2. Андреева, Е. Постмодернизм : Искусство второй половины ХХ – начала ХХI века / Е. Ю. Андреева. – СПб. : Азбука-классика, 2007. – 488 с.

  3. Барт, Р. Избранные работы : Семиотика. Поэтика / Пер. с фр. ; Сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова. – М. : Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. – 616 с.

  4. Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество: Опыт социального прогнозирования / Пер. с англ. ; ред. и вступ. ст. В. Л. Иноземцев. - М.: Academia, 2004. - 956 с.

  5. Бобринская, Е. А. Русский авангард : истоки и метаморфозы / Е. А. Бобринская. – М. : Пятая страна, 2003. – 304 с.

  6. Гройс, Б. Искусство утопии / Б. Гройс. – М. : Художественный журнал, 2003. – 320 с.

  7. Гэлбрейт, Дж. Новое индустриальное общество / Пер. с англ. П. А. Алябьева, С. А. Батасова, О. С. Васильева [и др.] - М. : Эксмо-пресс, 2008. – 602 с. (Гл. 1, 2, 5-7, 10-13, 15, 25, 30, 35).

  8. Дубин, Б. Интеллектуальные группы и символические формы Очерки социологии современной культуры / Б. В. Дубин. – М. : Новое издательство, 2004. – 352 с.

  9. Дубин, Б. Слово – письмо – литература : Очерки по социологии современной культуры / Б. В. Дубин. – М. : Новое литературное обозрение, 2001. – 416 с.

  10. Ильин, И. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм / И. П. Ильин ; науч. ред. А. Е. Махов. - М. : Интрада, 1996. – 255 с.

  11. Козловски, П. Культура постмодерна: Общественно-культурные последствия технического развития / П. Козловски; Пер. с нем. Л. В. Федоровой [и др.]. - М. : Республика, 1997. - 238 с.

  12. Маркузе, Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек : исследование идеологии развитого индустриального общества / Г. Маркузе ; Пер. с англ.. послеслов., прим. А. А. Юдина ; сост., предисл. В. Ю. Кузнецова. – М. : Изд-во АСТ. 2003. – 526 с.

  13. Мировое искусство : иллюстрированная энциклопедия : Направления и течения от импрессионизма до наших дней / Сост. И. Г. Мосин. – СПб. : ООО «СЗКЭО Кристалл», 2006. – 192 с.

  14. Моль, А. Социодинамика культуры / Пер. с франц. ; Вступ. ст., ред. и примеч. Б. В. Бирюкова [и др.] - М. : Прогресс, 1973. - 408 с.

  15. Петров, М. К. Язык. Знак, культура / М. К. Петров. – М. : Наука. Главная редакция восточной литературы, 1991. – 328 с.

  16. Развлекательное искусство в социокультурном пространстве 1990-х годов / Отв. ред. Е. В. Дуков, П. Викке. – СПб. : «Дмитрий Буланин, 2004. – 209 с.

  17. Сорокин, П. Социальная и культурная динамика. Исследования изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений / Пер. с анг., комм. и статьи В. В. Сапов ; Ин-т социологии РАН, Международный ин-т Н. Кондратьева. - СПб. : РХГИ, 2000. – 1054 с.

  18. Хейзинга, Й. Homo ludens. Человек играющий. Статьи по истории культуры / Пер. с нид. и сост. Д. В. Сильвестрова. – 2-е изд., испр. – М. : Айрис-пресс, 2003. – 496 с.

  19. Шапинская, Е. Н. Очерки популярной культуры / Е. Н. Шапинская. – М. : Академический Проект, 2008. – 191 с.

  20. Шпенглер, О. Закат Европы Закат Европы / Авт. вступит. ст. А. П. Дубнов, авт. комм. Ю. П. Бубенков, А. П. Дубнов. – Новосибирск : ВО "Наука". Сибирская издательская фирма, 1993. - 592 с.

  21. Эпштейн, М. Постмодернизм в русской литературе : учебное пособие для вузов / М.Н. Эпштейн. – М. : Высшая школа, 2005. – 495 с.

  22. Язык и искусство : динамический авангард наших дней / Семинар академика Ю. С. Степанова, РАН Институт языкознания ; отв. ред. Ю. С. Степанов. – М. : Советский писатель, 2002. – 215 с.

  23. Язык средств массовой информации : учебное пособие для вузов / Под ред. М.Н. Володиной. – М. : Академический Проект ; Альма Матер, 2008. – 760 с.

  24. Ясперс, К. Призрак толпы / К. Ясперс, Ж. Бодрийар. – М. : Алгоритм, 2008. – 272 с.



Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 032900 (050301.65) «Русский язык и литература».



Программу составила:

к.ф.н., доцент кафедры литературы ТГПУ---------------------- О.Н. Русанова


Программа дисциплины утверждена на заседании кафедры литературы

Протокол № 1 от «29» августа 2008 г.


Зав. кафедрой литературы------------------------------------М.А. Хатямова


Программа учебной дисциплины одобрена методической комиссией филологического факультета ТГПУ.

Председатель методической комиссии

филологического факультета -----------------------------А.В. Курьянович


Согласовано:

Декан филологического факультета-------------------------А.В. Гузеева




Скачать 143,13 Kb.
оставить комментарий
Дата23.09.2011
Размер143,13 Kb.
ТипПрограмма дисциплины, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

наверх