Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «религия и культура» для студентов физического факультета Составитель icon

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «религия и культура» для студентов физического факультета Составитель


Смотрите также:
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «религиоведение» для студентов физического...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «история религии» для студентов экономического...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «религиоведение» для студентов озо факультета...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «история и теория религии» для студентов...
Учебно-методический комплекс Челябинск 2010 Составитель: Зенина О. Г. кандидат юридических наук...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «теория культуры» для магистров по специальности...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины социология организаций для студентов...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Культурная антропология» по специальности...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины “ Культурная антропология” по направлению 031600...
Учебно-методический комплекс для студентов 5 курса Факультета Права...
Учебно-методический комплекс для студентов 5 курса Факультета Права...
Учебно-методический комплекс для студентов 4 курса Факультета Права...



Загрузка...
скачать


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования


«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Факультет философии и культурологии




Рассмотрено и рекомендовано УТВЕРЖДАЮ

На заседании кафедры философии религии ЮФУ Декан факультета


Протокол №______ (зам.декана по учебной работе)

«_____»__________________2010г. ___________________________


Зав.кафедрой___________________ «____»_______________2010г.


^

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС


учебной дисциплины «РЕЛИГИЯ И КУЛЬТУРА»

для студентов физического факультета


Составитель –

К.ф.н., доцент


Царенкова Е.А.


Ростов-на-Дону

2010


СОДЕРЖАНИЕ


1. Пояснительная записка………………………….…………..3 2. Учебно-тематический план………………………………....4

3. Программа курса ………………..……………………………5

4. План лекций……………………………………………………9

5. Литература…………………………………………………….11

6. Перечень заданий для самостоятельной работы………..15

7. Вопросы к зачету…………………………………………….16

8. Тесты…………………………………………………………..17

8. Глоссарий……………………………………………………..20

9. Учебно-методическое обеспечение курса……………….21


^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Учебная дисциплина «Религия и культура» предназначена для обучения студентов физического факультета.

Целью курса является формирование у студентов понимания места и роли религии в мировой культуре.

^ Задачи курса:

выявить общие закономерности развития разных религиозных систем;

с позиций религиоведческого анализа раскрыть особенности вероучения, культа и организационных структур той или иной религии;

рассмотреть систему ценностей и этические нормы основных религий современности;

сформировать знание основных понятий и терминов, свойственным отдельным вероучениям;

ознакомить студентов с современным состоянием рассматриваемых религий.

^ Место дисциплины «Религия и культура» (ОПД.Ф.06) в общей профессиональной подготовке. Знания о религиях необходимы при реализации любой из форм профессиональной деятельности специалиста, включая взаимодействие с представителями различных вероисповеданий, преподавательскую и исследовательскую деятельность, работу эксперта и консультанта. В содержательном плане курс “Религия и культура” тесно связан как с основными курсами цикла общих гуманитарных дисциплин, так и с курсами по общепрофессиональным дисциплинам специальности. Согласно учебному плану, курс преподаётся в 8 семестре. Форма итогового контроля по дисциплине – зачет.

Студент, обучающийся по программе данного курса должен:

владеть современной научной информацией относительно происхождения, развития и исторической трансформации религии;

уметь рассказать о содержании вероучений конкретных религий по вопросу о сверхъестественном, о духовном и материальном мире, о происхождении человека, о душе, жизни и смерти, о вечности и воздаянии, о свободе и предопределении;

иметь представление о культовой стороне изучаемых религий;

знать важнейших представителей пантеона той или иной религии;

показать знание памятников (текстовых, художественных, архитектурных) той или иной религии;

понимать роль той или иной религии в истории определенной страны или региона;

владеть информацией об исторических личностях, сыгравших определяющую роль в истории конкретной религии.

(индуизм, христианство, ислам).


^ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН





Название раздела, темы

Всего часов

Аудиторные

занятия (час.)

Лекции

Семин.


1.


2.

3.

4.

5.

6.



«Религия и культура» как раздел религиоведения

Иудаизм

Буддизм

Христианство

Ислам

Современные нетрадиционные культы

Свобода совести как общечеловеческая ценность



4


4

6

8

8


4


2



4


4

6

8

8


4


2




-


-

-

-

-


-


-






ВСЕГО

36

36

-



^ ПРОГРАММА КУРСА


Тема 1. «Религия и культура» как раздел религиоведения

Предмет и методы религиоведения. Основные разделы религиоведения: философия религии, феноменология религии, социология религии, психология религии, история религии. Задачи учебного курса.

Роль религии в современном мире и актуальность изучения истории религии. Статистические и социологические данные о распространении религий, численности верующих, уровне религиозности в современном мире и в России.


^ Тема 2. Иудаизм

Древнееврейская культурно-цивилизационная система и ветхозаветный иудаизм. Древнеиудейская Тора как библейский пратекст. Культ: храм и жертвоприношения. Древнеиудейские пророки. Формирование мессианских идей в послепленный период.

Религиозная жизнь еврейского народа на этапе составления раввинистических комментариев к Танаху. Формирование палестинского и вавилонского Талмудов. Антиталмудические течения: караимы, хасиды (история возникновения, особенности вероучения). Правила еврейского благочестия. Суббота.

Годовой круг религиозных праздников. Ортодоксальное, консервативное и реформаторское течения в современном иудаизме. Иудейская мистика (Кааббала, Зогар) и современные нетрадиционные культы. Иудаизм и сионизм.


^ Тема 3. Буддизм

Культурно-исторический контекст возникновения буддизма в Индии. Легенда о Будде. Основные принципы учения Будды. Понятие нирваны. Образование первых буддийских монашеских общин. Трипитака. Монахи и миряне в первоначальном буддизме. Распространение буддизма в государстве Маурьев и в Кушанском царстве. Складывание буддийской иконографии, ее символика.

Разделение на два основных течения: хинаяна и махаяна, главные отличия между ними. Архат и бодхисатва. Основные объекты поклонения, представления о вселенной, душе, личности и карме. Значение медитации в буддийской религиозной практике. Нагарджуна и школа мадхьямиков. Ваджраяна - буддийский тантризм. Буддийские праздники.

Буддизм в Китае: история проникновения, взаимоотношения с конфуцианством и даосизмом. Основные буддийские культы, получившие в Китае широкое распространение: Майтрейи, Амитабы и Авалокитешвары. Чань (дзен)-буддизм, его происхождение, основные принципы, отличие от индийского буддизма, особенности религиозной практики.

Буддизм в Тибете: формирование древнего тибетского государства и автохтонная религия Тибета бон. Космология, пантеон (семейства божеств), жертвоприношения и жречество. Постепенное распространение буддизма, культ Авалокитешвары. Основные школы тибетского буддизма. Буддизм в России.


^ Тема 4. Христианство

Общественно-исторические и идейные предпосылки возникновения христианства. Новый Завет. Раннее христианство: эволюция от общины к государственной религии империи. Церковь и клир. Формирование христианской догматики в эпоху Вселенских соборов. Никео-Константинопольский Символ веры. Христианские догматы.

Древние восточные церкви («нехалкидонские исповедания»): несториаство (Ассирийская церковь Востока) и монофизитство (Коптская православная церковь, Сирийская (яковитская) православная церковь, Армянская Апостольская Церковь).

Причины разделения восточного и западного христианства. Православие: особенности догматики и культа. Организационная структу-

ра православия. Автокефалия и автономия православных церквей в современном мире.

Католицизм: специфика догматики, культа, организации. Унии католичества с восточными христианскими церквами. Социальная доктрина католицизма и роль Ватикана в современном мире.

Реформационное движение в Западной Европе и протестантизм. Отличительные особенности раннего протестантизма (англиканства, лютеранства, кальвинизма). Основные деноминации позднего протестантизма: баптизм, адвентизм, пятидесятничество. Свидетели Иеговы. Церковь Иисуса Христа святых последних дней (мормоны). Протестантизм в истории России.
История Русской Православной Церкви. Социально-политические и культурные предпосылки крещения Руси и проблема «выбора веры» князем Владимиром. Русская митрополия в Киевский период. Феномен русского двоеверия. Московский и Синодальный периоды истории Церкви. Раскол и старообрядчество; старообрядческие церкви, толки, согласия. Духовные христиане («старое русское сектантство»): христоверы (хлысты), духоборцы, молокане. Православие в современной России.
^
Тема 5. Ислам

Возникновение ислама. Культурный ареал распространения ислама. Отношение ислама к иудаизму и христианству. Религиозная деятельность пророка Мухаммеда. Распространение ислама в эпоху халифата.

Основные вероучительные тексты мусульман. Коран как памятник мировой культуры. Особенности вероучения и культа. Пять «столпов ислама». Мусульманский календарь. Религиозное законодательство – шариат.

Суннизм как наиболее многочисленное направление в исламе; суннитские мазхабы. Саляфизм (ваххабизм). Шиизм и его секты. Суфизм – мистическое учение мусульман.

Ислам в современной России.

^
Тема 6. Современные нетрадиционные культы

Феномен нетрадиционной религиозности в условиях духовного кризиса современного общества. Типология нетрадиционных религий.

Соединение христианства и элементов восточных религий в вероучении и культе «неохристианских церквей» (Церковь Объединения и др.).

Неоориенталистские культы как модернизированные и вестернизированные варианты индуизма и буддизма (Общество Сознания Кришны и др.). Сайентологические религии как сочетание науки и мифов, психотерапии и магии (Церковь сайентологии и др.). Синтез древней магии и антихристианских идей в современном оккультизме (спиритизм, сатанизм и др.).

^ Тема 7. Свобода совести как общечеловеческая ценность

Веротерпимость, свобода совести, свободомыслие как социальные феномены. Процессы секуляризации и обновления религии в современном обществе. Типология верующих. Российское законодательство о свободе совести (Конституция РФ, ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях»).


^ ПЛАН ЛЕКЦИЙ

Лекция 1. «Религия и культура» как раздел религиоведения

История религии в системе религиоведческого знания: предмет и методы.

Актуальность научного изучения религии и задачи курса «Религиоведение».

Лекция 2. Иудаизм

Эволюция иудаизма в ветхозаветный период.

Основные течения современного иудаизма.

^ Лекция 3. Буддизм

Возникновение буддизма: легенда и культурно-исторические реалии.

Основные принципы учения Будды.

Учение Тхеравадды и религиозная практика хинаяна-буддизма.

Философия Нагарджуны и особенности махаяна-буддизма.

Чань-буддизм: основные принципы и особенности религиозной практики.

Основные школы тибетского буддизма. Буддизм в России.

^ Лекция 4. Христианство

Предпосылки возникновения христианства. Новый Завет.

Никео-Константинопольский Символ веры.

Вселенские соборы и еретические движения.

4. Православие и национальные культуры Восточной Европы.

Католицизм, его роль в западноевропейской культуре.

Лекция 5. Протестантизм

Реформация и ранний протестантизм.

Основные течения позднего протестантизма.

^ Лекция 6. История Русской Православной Церкви

Крещение Руси и борьба с язычеством.

История церковно-государственных отношений.

Реформы Никона и старообрядчество.

Расколы в современном русском православии.

Лекция 7. Вероучение и культ ислама

Основные принципы мусульманского вероучения.

«Пять столпов ислама».

Лекция 8. Ислам и политика

1.Шариат и современная массовая культура.

2.Исламский фундаментализм и мировая политика.

Лекция 9. Современные нетрадиционные культы

Феномен «современных нетрадиционных религий».

Проблема типологии современных нетрадиционных культов.

Неоязычество и социокультурная среда его формирования.

Синтез древней магии и антихристианских идей в современном оккультизме.

^ Лекция 10. Свобода совести как общечеловеческая ценность

Процессы секуляризации и модернизации религий в современном мире.

Российское законодательство о свободе совести.


ЛИТЕРАТУРА


Лекция 1.

^ Обязательная литература

Основы религиоведения: Учебник / Под ред. И.Н.Яблокова. 3-е изд.- М.: Высшая школа, 2001. (Далее: Основы религиоведения) С. 63-65 (гл. III).

Радугин А. А. Введение в религиоведение. Учебник. – М.: Центр,1997. (Далее: Радугин ). С. 27-45.

Дополнительная литература

Гараджа В.И. Религиеведение. – М.: Аспект-Пресс, 1995. C. 169-170, 184-188, 215-232.

Угринович Д. М. Введение в религиоведение. М.: Мысль, 1985. С. 142-160, 215-241.

1980.


Лекция 2.

Обязательная литература

Основы религиоведения. С. 132-143 (гл. VII §9).

Радугин. С. 95-99.

Дополнительная литература

Васильев Л.С. История религий Востока. – Ростов н/Д.: Феникс, 1999. С.77-87.

Иллюстрированная история религий в 2-х тт. / Под ред. Д.П.Шантепи де ля Соссей. Изд-во Валаамского монастыря, 1992. Т.1. С. 276-324.

Народы и религии мира: Энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 1999.

Религиозные традиции мира. В 2 т. М.: КРОН-ПРЕСС, 1996. Т. 1. С. 480-544.

Пилкингтон С.М. Иудаизм. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999.

Телушкин, Й., раби. Еврейский мир. М., Иерусалим: Лехаим, 1998.


Лекция 3.

Обязательная литература

Основы религиоведения. С. 143-156 (гл. VIII).

Радугин. С.100-110.

Дополнительная литература

Агаджанян А.С. Буддийский путь в ХХ в. – М., 1993.

2. Буддизм: четыре благородных истины. – М.: ЭКСМО-Пресс; Харьков: Фолио, 2000.

3. Буддизм. Словарь. – М.: Республика, 1992.

4. Васильев Л.С. История религий Востока. – Ростов н/Д.: Феникс, 1999. С.219-234, 376-390.

5. Введение в буддизм. – СПб.: Лань, 1999.

6. Иллюстрированная история религий в 2-х тт. / Под ред. Д.П.Шантепи де ля Соссей. – Изд-во Валаамского монастыря, 1992. Т.2. С. 82-108.

Народы и религии мира: Энциклопедия. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1999.

Религиозные традиции мира. В 2 т. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1996. Т. 2. С. 267-340, 366-371.

Токарев С.А. Религия в истории народов мира. – М.: Политиздат, 1986. Гл. 22.

Торчинов Е.А. Введение в буддологию. – СПб., Санкт-Петербургское философское общество,

2000.


Лекция 4.

Обязательная литература

Основы религиоведения. С. 164-173.

Радугин. С. 135-137.

Дополнительная литература

Васильев Л.С. История религий Востока. – Ростов н/Д.: Феникс, 1999. С.94-96.

Религиозные традиции мира. В 2 т. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1996. Т. 1. С. 376-383, 403-413.

Тальберг Н. История христианской церкви. – М.: Интербук; Нью-Йорк: Астра, 1991.

Токарев С.А. Религия в истории народов мира. – М.: Политиздат, 1986. Гл. 23.


Лекция 5.

Обязательная литература

Основы религиоведения. С. 180-204 (гл. IX, §3-4).

Радугин. С.136-143, 161-166, 173-179.

Дополнительная литература

Католицизм. Словарь. – М.: Политиздат, 1991.

Народы и религии мира: Энциклопедия. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1999.

Православие. Словарь. – М.: Политиздат, 1988.

Протестантизм. Словарь. – М.: Политиздат, 1990.


Лекция 6.

Обязательная литература

Основы религиоведения. С. 173-180.

Радугин. С. 143-152.

Дополнительная литература

Никольский Н.М. История русской церкви. – Минск: Беларусь, 1990.


Лекция 7.

Обязательная литература

Основы религиоведения. С. 204-224, 232-242 (гл. X, §1-3, 6).

Радугин. С. 187-189, 194-197.

Дополнительная литература

Васильев Л.С. История религий Востока. – Ростов н/Д.: Феникс, 1999. С.112-132.

Грюнебаум Г.Э., фон. Классический ислам. – М.: Наука, 1986.

Иллюстрированная история религий в 2-х тт. / Под ред. Д.П.Шантепи де ля Соссей. – Изд-во Валаамского монастыря, 1992. Т.1. С. 348-372, 382-388, 398-408.

Ислам. Словарь. – М.: Политиздат, 1988.

Ислам. Энциклопедический словарь. – М.: Наука, 1991.

Керимов. Г.М. Ислам: происхождение, история и современность. – М.: Знание, 1984.

Максуд Р. Ислам. – М.: Гранд, Фаир-Пресс, 1999.

Массэ А. Ислам: Очерк истории. – М.: Изд-во восточной лит-ры, 1963.

Народы и религии мира: Энциклопедия. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1999.

Религиозные традиции мира. В 2 т.– М.: КРОН-ПРЕСС, 1996. Т. 2. С. 18-34.

Токарев С.А. Религия в истории народов мира.–М.: Политиздат,1986. Гл.24.


Лекция 8.

Обязательная литература

Основы религиоведения. С. 227-232, 242-250 (гл. X, § 5, 7).

Радугин. С. 187-194.

Дополнительная литература

Васильев Л.С. История религий Востока. – Ростов н/Д.: Феникс, 1999. С.132-151.

Грюнебаум Г.Э., фон. Классический ислам. – М.: Наука, 1986.

Иллюстрированная история религий в 2-х тт. / Под ред. Д.П.Шантепи де ля Соссей. – Изд-во Валаамского монастыря, 1992. Т.1. С. 372-381, 389-393.

Ислам. Словарь. – М.: Политиздат, 1988.

Ислам. Энциклопедический словарь. – М.: Наука, 1991.

Керимов. Г.М. Шариат и его социальная сущность. – М.: Наука, 1978.

Максуд Р. Ислам. – М.: Гранд, Фаир-Пресс, 1999.

Народы и религии мира: Энциклопедия. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1999.

Религиозные традиции мира. В 2 т.– М.: КРОН-ПРЕСС, 1996. Т. 2. С. 36-65.

Токарев С.А. Религия в истории народов мира.–М.: Политиздат,1986. Гл.24.


Лекция 9.

Обязательная литература

Основы религиоведения. С. 260-270 (гл. XI).

Радугин. С.198-209.

Дополнительная литература

Балагушкин Е.Г. Критика современных нетрадиционных религий. – М.: МГУ, 1984.

Балагушкин Е.Г. Нетрадиционные религии в современной России. – М.: ИФРАН, 1984.

Гуревич П.С. Нетрадиционные религии на Западе и восточные религиозные культы. – М.: Знание, 1985.

Митрохин Л.Н. Религии «Нового века». – М.: Советская Россия, 1985.


Лекция 10.

Обязательная литература

Основы религиоведения. С. 451-470 (гл. XXVIII-XXIX).

Радугин. С.221-225.

Дополнительная литература

Гараджа В.И. Религиеведение. – М.: Аспект-Пресс, 1995.

ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» (1997 г.).


^




ПЕРЕЧЕНЬ заданиЙ для самостоятельной работы


1. Проблема определения сущности религии.

Контрольные вопросы:

Богословские объяснения сущности религии.

Философские определения сущности религии.

Социологические интерпретации религии.

Психологические концепции сущности религии.

Литература: Основы религиоведения. С.14-46 (гл. I).


^ 2. Мифология и религия в первобытной культуре.

Контрольные вопросы:

Этиологическая (экспликативная) функция мифа.

Миф и ритуал.

Эзотерическая и экзотерическая стороны религиозного мифа.

Литература: Токарев С. А. Ранние формы религии. – М.: ИПЛ, 1990. С.507-551.

^ 3. Эволюция анимистических культов в период разложения родо-племенного строя.

Контрольные вопросы:

Культ личных духов-покровителей.

Культ вождей.

Культ племенного бога.

Специфика аграрных культов.

Литература: Токарев С. А. Ранние формы религии. – М.: ИПЛ, 1990. С.292-306, 320-329, 330-333, 343-347, 351-357, 365-372.


^ 4. Религии доколумбовой Америки.

Контрольные вопросы:

Религия ольмеков.

Религиозные представления и культы «классических» майя.

Религиозная система ацтеков.

Литература: Религиозные традиции мира. В 2 т. М.: КРОН-ПРЕСС, 1996. Т.1. С.136-204.


^ 5. Язычество древних славян.

Контрольные вопросы:

Культовые сооружения древних славян.

Исторические этапы славянского язычества.

Языческая реформа князя Владимира.


Литература: Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. – М.: Наука, 1988. С.209-213, 224-231, 412-421, 436-444, 755-761.


^ 6. Особенности дзэн-буддизма.

Контрольные вопросы:

Становление чань-буддизма.

Дзэн-буддизм и концепция сатори.

Система коан.

Литература: Судзуки Д.Т. Основы дзэн-буддизма // Буддизм: четыре благородных истины. – М.: ЭКСМО-Пресс; Харьков: Фолио, 2000. С.443-511, 634-642.


^ 7. Основные направления позднего протестантизма.

Контрольные вопросы:

Баптисты и евангельские христиане.

Адвентизм.

Свидетели Иеговы.

Пятидесятничество.

Литература: Протестантизм. Словарь. – М.: Политиздат, 1990. С.44-47, 103-106, 130-133, 182, 212-215, 232-234, 282-284, 297-298.


^ 8. Двоеверие в русской культуре.

Контрольные вопросы:

Основные этапы христианско-языческого двоеверия.

Синкретизм языческой мифологии и христианства в народном культе святых.

Реликты язычества в календарной обрядности.

Литература: Волошина Т.В., Астапов С.Н. Языческая мифология славян. – Ростов н/Д.: Феникс, 1996. С.257-278.


^ 9. Ислам на современной политической арене.

Контрольные вопросы:

Отношение исламского мира к ценностям западной культуры.

Исламский фундаментализм и движение ваххабитов.

Литература: Религиозные традиции мира. В 2 т. М.: КРОН-ПРЕСС, 1996. Т.1. С.101-105.


Форма контроля самостоятельной работы – собеседование по реферату.


^

вопросы к ЗАчЕтУ


Сущность религии и её определение в различных мировоззренческих системах.

Детерминация религии. Социальные основы, гносеологические предпосылки и психологические факторы религии.

Структура современной религии.

Религиозное сознание и его уровни.

Религиозный культ. Обряды и традиции в структуре религии.

Религиозные потребности и социальные функции религии.

Религиозная вера: ее место в религиозном комплексе, отличие от веры нерелигиозной.

Религиозные организации и религиозные отношения.

Проблема происхождения религии.

Основные формы первобытной религии и их проявление в современных религиях.

Магия и ее виды.

Тотемизм и фетишизм как ранние формы религии.

Славянское язычество и его отголоски в современности.

Религия в Древнем Египте и Древней Месопотамии.

Религия в Древней Греции и Древнем Риме.

Национальные религии Дальнего Востока (конфуцианство, даосизм, синтоизм).

Национальные религии Индии

Зороастризм.

Иудаизм.

Буддизм: происхождение, вероучение, культ, основные направления.

Особенности чань-буддизма.

Специфика тибетского буддизма.

Христианство: социально-исторические и идейно-теоретические предпосылки.

Становление христианской церкви, идейная и организационная борьба в раннем христианстве.

Католицизм: вероучение, культ и организация.

Православие: особенности вероучения и культа. Православие в современном мире.

Русская православная церковь: история и современность.

Древние восточные («нехалкидонские») церкви.

Реформация и ранний протестантизм.

Основные течения позднего протестантантизма.

Ислам: происхождение, вероучение, культ.

Основные направления и география ислама. Ислам в России.

Нетрадиционные религии современности. Причины их возникновения и распространения в обществе.

Секуляризация и особенности свободомыслия в современном мире.

Закон РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях» как юридическая гарантия функционирования религии.

Религия в современном диалоге культур и цивилизаций.


^ ТЕСТЫ


Что такое религия?

а) вера в бога;

б) форма общественного и индивидуального сознания;

в) «фантастическое отражение в головах людей тех внешних сил,

которые господствуют над ними; в их повседневной жизни; от-

ражение, в котором земные силы принимают форму незем-

ных» (Ф.Энгельс).


^ 2. Какие религии из перечисленных национальные?

а) конфуцианство;

б) буддизм;

в) иудаизм;

г) индуизм;

д) ислам.


3. Какие из перечисленных религий являются монотеистичес-

кими?

а) митраизм;

б) ислам;

в) буддизм;

г) зороастризм;

д) иудаизм;

е) христианство.


4. Укажите ранние формы религий?

а) фетишизм;

б) анимизм;

в) магия;

д) политеизм;

е) монотеизм;

ж) деизм.

5. В иудаизме поклонялись:

а) Яхве;

б) Аллаху;

в) Ахура-Мазде;

г) Сатане;


6. Основные источники иудаизма:

а) Талмуд;

б) Ветхий Завет;

в) Палийский канон;

г) Авеста.


7. Мессия в христианстве:

а) Зороастр;

б) Иисус Христос;

в) Божественная Троица.


8. Первый раскол в христианстве был в:

а) IV веке;

б) VIII веке;

в) IX веке;

г) XI веке.


9. В результате первого раскола в христианстве появились направления:

а) православие;

б) протестантизм;

в) католицизм;

д) суннизм.


10. Теофагия в христианстве проявляется в каком культе?

а) омовения;

б) постов;

в) причащения.


11. Ислам возник на территории:



а) Палестины;

б) Аравийского полуострова;

в) Месопотамии.


12. Основные столпы веры в исламе:

а) символ веры;

б) пост;

в) молитва;

г) омовение;

д) хадж;

е) милостыня;

ж) шариат.


13. Основные направления в исламе:

а) суннизм;

б) суфизм;

в) шиизм;

г) хариджиты;

д) али-илахи.


14. Основатель буддизма:

а) Гаутама Сидтарта;

б) Махавира Джина;

в) Нанак.


15. Основной догмат буддизма:

а) вся жизнь – страдание;

б) мир вечен и бесконечен.


16. Индуизм – национальная религия:

а) евреев;

б) индусов;

в) славян.

17. Направления в индуизме:

а) шиваизм;

б) шиизм;

в) вишнуизм.


18. Боги индуизма:

а) Шива;

б) Кришна;

в) Вишну;

г) Иса;

д) Будда;

е) Аллах.


19. Идеальный человек в конфуцианстве:

а) Цзюн-цзы;

б) Мо-цзы;

в) Кун-цзы.


20. Формы свободомыслия:

а) деизм;

б) пантеизм;

в) антиклерикализм;

г) атеизм.


ГЛОССАРИЙ


Аниматизм – представление о безличной силе, действующей в природе, оживотворяющей её и оказывающей влияние на жизнь людей.

^ Анимизм – вера в души и духов.

Атеизм - система взглядов, отвергающих религиозные представле-ния и религию в целом.

Благо - положительная ценность для человека.

Бог - иллюзорный образ, наделённый сверхъестественными образами.

Ваххабизм - религиозно-политическое течение в исламе, возникшее

в конце 18 в. в Аравии.

Вера - система религиозных взглядов; специфическое отношение к действительным и воображаемым объектам, явлениям, когда их достоверность и истинность принимаются без теоретических и практических доказательств.

Генотеизм - одна из разновидностей политеизма, заключающаяся в том, что признавая существование многих богов данное племя или объединение племен, считало непосредственно покровителем лишь

одного из них и поклонялось исключительно ему.

Деизм - философско-религиозное учение, по которому бог есть без-личная первопричина мира, находящаяся вне его и не вмешива-ющаяся в развитие природы и общества.

Монофизитство - богословско-догматическое направление в Христи-анстве, возникшее в Византии в 5в. Основателем его считают конс-тантинопольского архимандрита Евтихия, который учил, что Христу

присуща одна природа – божественная и человеческая, как утверждали представители офиц. церк. ортодоксии.

Филиокве – сформулированное впервые на Толедском церковном соборе в 589году добавление к христианскому символу веры. Добавление заключалось в утверждении, что святой дух исходит и от бога-отца и от бога-сына.

^ Целибат – обязательное безбрачие католического духовенства, уста-новленное папой Григорием VII ( 1073-1085).

Экзегетика – раздел богословия, занимающийся трактовкой и толко-ванием смысла и содержания библии.

Яхве, Ягве – имя древнееврейского бога.


^ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА


ОсновнЫЕ учебникИ

Основы религиоведения: Учебник / Под ред. И.Н.Яблокова. 3-е изд.- М.: Высшая школа, 2001.

Радугин А. А. Введение в религиоведение. – М.: Центр,1997.


Дополнительная литература

Абаев Н.В. Чань-буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае. – Новосибирск: Наука, 1989.

Агаджанян А.С. Буддийский путь в ХХ в. – М., 1993.

Балагушкин Е.Г. Критика современных нетрадиционных религий. – М.: МГУ, 1984.

Балагушкин Е.Г. Нетрадиционные религии в современной России. – М.: ИФРАН, 1984.

5. Бойс М. Зороастрийцы. Верования и обычаи. – М.: Наука, 1985.

6. Буддизм: четыре благородных истины. – М.: ЭКСМО-Пресс; Харьков: Фолио, 2000.

7. Буддизм. Словарь. – М.: Республика, 1992.

8. Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. – М.: Наука, 1993.

9. Васильев Л.С. История религий Востока. – Ростов н/Д.: Феникс, 1999.

10. Введение в буддизм. – СПб.: Лань, 1999.

11. Гараджа В.И. Религиеведение. – М.: Аспект-Пресс, 1995.

12. Гришелева Л.Д. Формирование японской национальной культуры. – М.: Наука, 1986.

13. Грюнебаум Г.Э., фон. Классический ислам. – М.: Наука, 1986.

14. Гуревич П.С. Нетрадиционные религии на Западе и восточные религиозные культы. – М.: Знание, 1985.

15. Гусева Н.Р. Индуизм. История формирования. Культовая практика. – М.: Наука, 1977.

16. Зелинский Ф.Ф. Древнегреческая религия. – Киев: СИНТО, 1993.

17. Иллюстрированная история религий в 2-х тт. / Под ред. Д.П.Шантепи де ля Соссей. – Изд-во Валаамского монастыря, 1992.

18. Ислам. Словарь. – М.: Политиздат, 1988.

19. Ислам. Энциклопедический словарь. – М.: Наука, 1991.

20. Капустин Н.С. Особенности эволюции религии. – М.: Мысль, 1984.

21. Карташов А.В. Вселенские соборы. – М., 1994.

22. Католицизм. Словарь. – М.: Политиздат, 1991.

23. Керимов. Г.М. Ислам: происхождение, история и современность. – М.: Знание, 1984.

24. Керимов. Г.М. Шариат и его социальная сущность. – М.: Наука, 1978.

25. Коростовцев М.А. Религия древнего Египта. – М.: Наука, 16.

26. Максуд Р. Ислам. – М.: Гранд, Фаир-Пресс, 1999.

27. Массэ А. Ислам: Очерк истории. – М.: Изд-во восточной лит-ры, 1963.

28. Митрохин Л.Н. Религии «Нового века». – М.: Советская Россия, 1985.

29. Мифы народов мира. Энциклопедия в 2 т. – М.: Советская энциклопедия, 1988.

30. Народы и религии мира: Энциклопедия. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1999.

31. Никольский Н.М. История русской церкви. – Минск: Беларусь, 1990.

32. Оппенхейм А.Л. Древняя Месопотамия. – М.: Наука, М., 1980.

33. Пилкингтон С.М. Иудаизм. – М.: Гранд, ФАИР-ПРЕСС, 1999.

34. Православие. Словарь. – М.: Политиздат, 1988.

35. Протестантизм. Словарь. – М.: Политиздат, 1990.

36. Религиозные традиции мира. В 2 т. М.: КРОН-ПРЕСС, 1996.

37. Религия сикхов. – Ростов н/Д.: Феникс, 1997.

38. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. – М.: Наука, 1988.

39. Савельев В. И. Свобода совести: история и теория. – М.: Высшая школа, 1991.

40. Светлов Г.Е. Путь богов. (Синто в Японии.) – М.: Мысль, 1985.

41. Тальберг Н. История христианской церкви. – М.: Интербук; Нью-Йорк: Астра, 1991.

Телушкин, Й., раби. Еврейский мир. М., Иерусалим: Лехаим, 1998.

Токарев С.А. Ранние формы религии. – М.: ИПЛ, 1990.

Токарев С.А. Религия в истории народов мира. – М.: Политиздат, 1986.

Торчинов Е.А. Введение в буддологию. – СПб., Санкт-Петербургское философское общество, 2000.

Торчинов Е.А. Даосизм. – СПб.: Лань, 1998.

Угринович Д. М. Введение в религиоведение. М.: Мысль, 1985. С. 142-160, 215-241.

Фрэзер. Дж. Золотая ветвь. – М.: Наука, 1986.

Шпажников Г.А. Религии стран Юго-Восточной Азии. – М.: Наука, 1980.

Щербатской Ф.И. Избранные труды по буддизму. – М.: Наука, 1988.

Элиаде М. Шаманизм. Архаические техники экстаза. – Киев: София, 2000.





Скачать 247,83 Kb.
оставить комментарий
Царенкова Е.А
Дата23.09.2011
Размер247,83 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх