Автореферат разослан 2010 года icon

Автореферат разослан 2010 года


1 чел. помогло.
Загрузка...
страницы:   1   2   3   4   5
скачать


Западно-Казахстанский государственный университет имени М. Утемисова

На правах рукописи


УДК: 297


Нургалиева Агила Мустахимовна


Ислам в истории и культуре казахского общества

(XVIII - начале XX вв.)


Специальность 07.00.02 – Отечественная история (История Республики Казахстан)


А в т о р е ф е р а т


диссертации на соискание ученой степени

доктора исторических наук


Республика Казахстан

Уральск 2009


Работа выполнена на кафедре истории Республики Казахстан Западно-Казахстанского государственного университета им. М. Утемисова


Научный консультант: доктор исторических наук,

профессор Бекмаханова Н.Е.


Официальные оппоненты: доктор исторических наук,

профессор Аманжолова Д, А.

доктор исторических наук,

профессор Атабаев К.М.


доктор исторических наук,

профессор Жумаганбетов Т.С.


Ведущая организация: Институт востоковедения им. Р. Сулейменова МОН РК


Защита диссертации состоится «____» _________ 2010 года в 14.00 часов на заседании диссертационного совета ОД 14.61.26 по защите диссертации на соискание ученой степени доктора исторических наук по специальности 07.00.02 – Отечественная история (История Республики Казахстан) в Западно-Казахстанском государственном университете имени М. Утемисова по адресу: 090000, РК, г. Уральск, ул. Сарайшык, 34.


С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Западно-Казахстанского государственного университета им. М. Утемисова


Автореферат разослан «____» ______________ 2010 года


Ученый секретарь

Объединенного

Диссертационного совета,

доктор исторических наук Шинтемирова Б.Г.





ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы. О казахстанском исламе XVIII-XIX вв. до сих пор не достаточно достоверной и систематизированной информации. А мы исходим из тезиса о том, что в историческом сознании народа не должно быть пробелов и «белых пятен». В то же время за столетия накопилось значительное количество разнообразных исследований, в которых такая информация встречается. В связи с этим, наличие достаточно большого массива необобщенных и непроанализированных в нужном направлении трудов, так или иначе имеющих отношение к истории ислама в Казахстане, является еще одним фактором, обусловившим актуальность настоящей диссертации. Необходимо провести критическое осмысление накопленного исторического знания, выявить, систематизировать и ввести в научный оборот новые источники, архивные документы. Создание стройной и связной картины духовного развития казахского общества в период новой истории в ее преломлении через письменные и вещественные источники – представляется очень важным стимулом к проведению исследования.

Однако исследование соискателя ставит перед собой не одну лишь академическую задачу заполнения лакун в историческом знании. Они отражают практическую необходимость, связанную с решением насущных проблем сегодняшнего дня. Диссертационное исследование по истории ислама в XVIII – начале ХХ вв. актуально, так как поможет внести вклад в создание научной основы для разработки государственно-конфессиональной политики в Республике Казахстан. Для лучшего и более полного осмысления происходящих в мусульманской среде внутри и вне страны процессов настоятельно необходимо обратиться к анализу более ранних этапов отношений казахов и казахской степи с исламом. Изучение истории распространение ислама в Казахстане, прояснение степени его влияния в казахском обществе в исторической ретроспективе актуально также для правильного понимания истоков менталитета, психологии и образа жизни коренного населения.

^ Объектом исследования явился комплекс отношений «исламская религия – казахское общество как часть общества Российской империи».

Предметом исследования явились материалы, характеризующие особенности духовного развития казахского общества, а также связанные с деятельностью российских государственных институтов, контролировавших духовную жизнь мусульман.

^ Целью диссертации является проведение систематизированного исследования истории исламизации казахского этноса и роли в этом процессе внешних и внутренних факторов.

Поставленная цель реализуется в следующих задачах:

      • изучить процесс накопления исторических и этнографических и религиоведческих материалов, имеющих отношение к теме нашего исследования

      • выявить, обобщить и проанализировать архивные документы, освещающие особенности государственной конфессиональной политики и развитие религиозной ситуации в казахской степи;

      • проследить особенности складывания историографической традиции изучения ислама в Казахстане;

      • изучить динамику и достижения научной мысли по проблемам истории ислама в Казахстане;

      • на основе изучения системы доступных аутентичных источников и научных трудов исследователей досоветского, советского и постсоветского периодов выявить общие тенденции и реконструировать процесс выработки и эволюцию имперской национально-религиозной политики в отношении Казахстана;

      • раскрыть особенности проникновения ислама в Казахстан;

      • показать одну из региональных форм бытования ислама и ее особенности;

      • обосновать взаимосвязь культуры и религии, определить место ислама в структуре духовной культуры казахского народа выявить степень и характер влияния ислама на обрядовую сферу;

      • рассмотреть роль ислама в жизни казахского общества в исследуемый период, как с позиции официальной власти, так и изнутри, с точки зрения самих представителей этого общества;

      • выявить влияния исламского фактора на различные формы конфликтов в казахском сообществе в результате инициатив имперского центра;

      • проанализировать степень и характер воздействия ислама на казахский национализм, нашедший отражение в различных духовных явлениях и идейных течениях

^ Хронологические рамки исследования охватывают последнюю четверть XVIII – начало XX вв.

Нижняя граница обусловлена как объективными, так и субъективными причинами. Ее выбор, прежде всего, связан с началом активной колонизации территории проживания казахов, которая объективно повлекла за собой серьезные изменения в религиозной ситуации в степи. С другой стороны, это и время увеличения числа письменных источников, что, в свою очередь, тоже связано с процессом колонизации. Таким образом, XVIII век – это время начала развития заметных религиозных изменений у казахов и время появления достаточного круга источников, свидетельствующих об этом. Первичными вехами являются екатерининские указы.

Заключительные разделы работы доводятся до падения самодержавия в России. Что касается выбора верхней границы, то он обусловлен желанием проследить динамику религиозной ситуации в Казахстане под влиянием различных внутренних и внешних факторов. Самым серьезным фактором, явилось влияние эволюции политики имперской власти в отношении религии вообще, и ислама в Казахстане, в частности.

^ Степень изученности проблемы остается все еще недостаточной. В последние годы приобрели особую значимость исследования по истории ислама в Казахстане, проведенные в предшествующие периоды историографии. Однако внимание, которое уделялось публикациям досоветского периода нельзя считать достаточным. Нет ни одного крупного исследования, в котором были бы использованы и проанализированы из этой литературы материалы, касающиеся характеристики духовной культуры казахов, особенностей конфессиональной политики имперских властей в отношении Казахстана.

Начиная с 20-30-х годов ХХ в. в СССР идеологические клише и табу советского времени делали ограниченным и далеко не полным рассмотрение религиозной проблематики. Ее нельзя было считать актуальной в связи с провозглашенным большевиками отказом от религиозного поликонфессионального прошлого. В исследованиях историков утвердился политический тезис об изначальной порочности политики царского правительства в духовной сфере.

В то же время фактологическая основа трудов советских историков, религиоведов, а также ряд сделанных ими выводов сохраняют свою научную ценность и по сей день. Они к тому же перекликаются с оценками ученых XIX в. и дают пищу для размышлений и дальнейших творческих поисков современных авторов. При изучении проблем новой истории Казахстана, хотя и с позиций господствовавшей в то время официальной методологии, ученых привлекали такие вопросы как взаимоотношения государства и мусульман, проблемы влияния ислама на сознание масс. В литературе 70-80-х годов ХХ в. преобладала точка зрения о колонизаторских интересах России, определявших ее политику в отношении ислама. Эти интересы облекались в идею о «великой исторической миссии России» призванной распространить свет цивилизации среди подвластных ей народов, создав тем самым «единый мир». Начиная с конца 80-х годов ХХ в., стали все более пристально изучаться влпросы история ислама в Казахстане в период его нахождения в составе Российской империи.

Исследования дореволюционных и советских историков и религиоведов внесли важный вклад в решение целого ряда актуальных проблем истории ислама в Казахстане в XVIII – начала XX вв. Они позволили установить исторические, социально-экономические, идейно-политические, географические и духовные предпосылки генезиса, формирования и развития религиозных представлений казахов.

Однако с началом перестройки и особенно после обретения Казахстаном суверенитета необходимость в более всестороннем изучении исламской проблемы в хронологических рамках имперского периода существенно возросла. Это обусловило довольно быстрый рост числа публикаций по указанной теме. Историки постсоветского Казахстана и России, а также исследователи других стран вносят заметный вклад в обогащение и обновление знаний по истории ислама в Казахстане. Работы последних лет стали более разнообразными по источниковой базе и богатству сюжетов.

Появилась активно публикующаяся группа казахских историков, выступающих против навязывания истории казахов чуждых ей критериев и категорий западной историографии. В нынешних условиях, когда под вопрос поставлена сама возможность существования «монистического взгляда на историю», это неизбежно. Любой концептуальный выбор здесь не может стать общепринятым.

Целому ряду работ присуще рассмотрение проблем новой истории Казахстана с позиций концепции «духовного колониализма». Познавательная программа таких работ фактически сводит задачу истори­ка к поиску примеров, иллюстрирующих «заданную модель». Но, декларируя стремление освободиться от идеологических клише советских времен, такие исследователи привносят в свои работы собственную тенденциозность. По существу в них можно увидеть лишь перестановку акцентов в рамках прежних подходов.

Что касается западной историографии, то отметим, что история и культура Казахстана, да и в целом Центрально-азиатского региона до русской аннексии и последующего включения в Советский Союз не привлекала столь большого внимания научного сообщества, как история и культура советского периода. Но в последнее десятилетие наблюдается всплеск внимания к изучению имперского периода, появился ряд интересных, побуждающих к размышлению и полемике работ.

Думается, что обобщающий труд о важном периоде в истории ислама в Казахстане должен представлять собой основательное и дисциплинированное научное изыскание, предполагающее строгость в подборе доказательств, точность анализа и связное изложение полученных выводов. В то же время именно такого рода работы практически отсутствуют.

Подводя итог сказанному, отметим, что знакомство с источниками и литературой по рассматриваемой в диссертации проблеме показало, что существенные историографические и методологические аспекты ее недостаточно изучены и требуют дополнительного исследования, а в ряде случаев – объективного обобщения.

^ Методология исследования. Принципиальную основу изучения избранной темы составляет признание методологического плюрализма в научно-исследовательской практике. Мы исходим из положения о том, что методология не должна превращаться в самоцель, новейшие методики и модные теории, которые мы используем в своих научных изысканиях, не являются чем-то безукоризненным и вечным. Подробному освещению теоретико-методологических принципов и концептуальных подходов, использованных диссертантом при интерпретации исторического материала, посвящен специальный параграф первого раздела нашего исследования.

При написании работы применялся системный подход, предусматривающий рассмотрение отдельных исторических феноменов в контексте эпохи. Большое значение имеет принцип конкретно-исторического анализа, позволяющий проследить развитие социально-политических и идеологических явлений в их причинно-следственной взаимосвязи. Также были задействованы такие исследовательские приемы как проблемный, функциональный, сравнительный, хронологический и ретроспективный анализ. Принцип историзма, применяемый в работе, теснейшим образом связан с объективностью, предполагающей всесторонность изучения исторических источников во всей сложности, разносторонности, противоречивости. Исторические факты, исследуемые в работе, рассматриваются в хронологической последовательности, но при этом в их группировке применяется проблемный метод. При характеристике казахского ислама, особенностей конфессиональной политики Российского правительства и других изучаемых явлений соблюдался порядок их последовательного изучения с учетом особенностей природы их генезиса и развития под влиянием разнообразных внутренних и внешних факторов.

Автором учитывались и использовались теоретические положения, достижения и результаты различных наук, в частности философии, культурологии, этнографии, политологии, социологии и истории.

^ Научная новизна данного исследования определяется как новизной поставленных задач, так и состоянием отечественной и зарубежной историографии, в которой история ислама в Казахстане XVIII- XIX вв. до сих пор не становилась предметом специального комплексного изучения.

В работе впервые обобщаются результаты, выявляются основные тенденции, итоги, значение и перспективы исследования научной мыслью исламской проблематики применительно к Казахстану. В данном исследовании устанавливаются как темы и сюжеты, подвергшиеся наиболее серьезному и полноценному изучению историками, так и лакуны, изъяны и недочеты в анализе проблем, связанных с историей ислама в Казахстане, выявляются преемственность и разрывы в движении научной мысли разных периодов ее развития.

В диссертации показано, что в связи с тем, что процесс исламизации казахов носил не скачкообразный, а постепенный характер и растянулся во времени на достаточно длительный период, не произошло разрушительных изменений в традиционном мировосприятия казахского народа, в его геокультурных ценностях. Внутренние ресурсы этническо-религиозного традиционализма казахской культуры сохранялись.

Диссертация представляет собой первую в казахстанской историографии попытку целостного рассмотрения конфессиональной политики российского правительства в казахской степи через призму развития законодательства.

Результаты данного исследования позволяют составить комплексное представление не только об основных направлениях государственно-конфессиональной политики в XVIII – начале XX вв., но и о тех глобальных культурных традициях, которые вплоть до настоящего времени продолжают функционировать в общественной жизни Казахстана, осмыслить некоторые длительно действующие тенденции и закономерности эволюции религиозных представлений казахов.

В работе выявлена объективная взаимосвязь между степенью исламизации населения и основополагающими направлениями общественно-политической активности общества. Наряду с этим соискатель считает правомерным акцент специалистов на том, что речь идет не о собственно исламских традициях, а об исламе бытовом, народном.

Впервые в казахстанской исторической науке делается попытка выявить и проанализировать стратегии и формы ненасильственного сопротивления конфессиональной политике правительства Российской империи в отношении казахов.

В этом смысле многие выводы диссертационного исследования содержат ответы на насущные вопросы современного периода. Анализ практических и теоретических ошибок власти при реализации конфессиональной политики в прошлом может способствовать оптимизации путей ее дальнейшего развития.

В исследовательское сочинение вводится большой корпус архивных документов. Автором проанализированы архивные комплексы, хранящиеся как в архивах Республики Казахстан, так и в центральных (Москвы и Петербурга) и региональных архивах (Казани, Оренбурга) России.

Кроме того, отметим, что на материалах исламской тематики применительно к Казахстану серьезные проблемы методологии и концептуальных подходов пока еще не рассматривались, что также позволяет говорить о научной новизне данной диссертации.

^ На защиту выносятся следующие положения:

  1. Правомерно говорить о наличии особого казахского культурного инварианта. Важное значение в осмыслении проблемы его формирования имеет рассмотрение роли геокультурных факторов. Глобалитет, т.е. сохранение ценностно-смыслового содержания, казахской культуры в процессе активных межкультурных коммуникаций доказал свою устойчивость. Развитие геокультурных ценностей казахского народа в период нахождения его в составе Российской империи проходило в единстве двух направлений: сохранение внутренних ресурсов этническо-религиозного традиционализма самой культуры и государственного социокультурного протекционизма в отношении исламской религии. В процессе социально-культурного развития казахского социума происходили динамические изменения его менталитета.

  2. В течение XVIII – начала XIX вв. религиозность казахов отличалась ярким синкретизмом, под которым имеется в виду сочетание традиционных верований и мусульманского вероучения. В рассматриваемый период традиционные верования в значительной степени подверглись исламизации, что проявлялось в определенной трансформации обрядов и ритуалов.

  3. Правительственная конфессиональная политика в отношении казахов претерпела определенную эволюцию. В XVIII – первой половине XIX в. ислам в его «поволжском» варианте рассматривался как важное средство выполнения «цивилизаторской миссии» России в степи и стал здесь инструментом политики. С 70-х годов XIX в.в культурно-религиозной сфере стал господствовать принцип невмешательства (наиболее отчетливо он был выражен в Туркестанском генерал-губернаторстве), поскольку имперские власти полагали, что с развитием в обществе «модернистских» тенденций по российскому образцу произойдет отход местного населения от ислама по причине его неадекватности задачам прогресса и развития.

  4. Российская конфессиональная политика объективно способствовала распространению ислама в Казахстане. Политика невмешательства привела не к снижению роли ислама в жизни казахского общества, а постепенному нарастанию его влияния. Этому в немалой степени способствовало более тесное взаимодействие с оседлым населением в рамках единого государства.

  5. Исторические обстоятельства поставили казахское общество в условия выбора культурно-символических средств своего общественного существования. Именно в тот период, когда казахское общество являлось частью имперской системы, постепенно изменился тот контекст, в котором оно рисовало свой собственный образ. Принадлежность к последователям «магометанского закона» в период нахождения казахов в составе Российской империи стала важным (но далеко не важнейшим, как у многих их соседей) условием выражения своей национальной идентичности, символом его этнокультурной отличительности.

  6. Во второй половине XIX – начале XX вв. национальное пробуждение казахского народа все более усиливалось. Силами национальной интеллигенции начался активной поиск своей геокультур­ной идентичности в локальном и глобальном масштабе. Однако реформаторство бывшее весьма влиятельным на определенном этапе развития общественного сознания мусульманских народов России, так и не смогло стать преобладающим в казахском обществе и вызвать общий сдвиг в духовной жизни.

  7. Масштабных проявлений оппозиционности на религиозной почве как реакции на имперское правление (таких как бунты, вооруженные волнения) в казахской степи не было.

  8. Конфессиональная политика российского правительства, проводимая в казахских степях, в отдельные моменты истории наталкивалась на сопротивление казахского сообщества. Этот протест, не носил всеобщего характера и, как правило, принимал формы «ненасильственного сопротивления», выражаясь в подаче прошений, петиций, направлении депутаций в Петербург распространении слухов и «недопонимании» правительственных распоряжений.

^ Практическая значимость диссертации заключается в следующих моментах:

  1. Материалы исследования могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе в высших и средних учебных заведениях, в разработке курсов истории и культуры Казахстана для высших учебных заведений. Работа может быть использована в качестве вспомогательного учебного пособия студентами исторических и культурологических специальностей. Кроме того, в связи с введением в средних школах республики учебного курса «Основы религиоведения», введенный в оборот фактический материал может быть полезен учителям при разработке уроков.

  2. Выводы и результаты работы могут быть использованы в дальнейших историографических и конкретно-исторических исследованиях. Проанализированный в диссертации документальный и историографический материал может быть привлечен в качестве обобщающей информационно-библиграфической базы при дальнейших академических исследованиях цивилизационных и конфессиональных проблем истории Казахстана.

  3. Есть вероятность применения материалов диссертации в прикладных исследованиях современной религиозной ситуации в Казахстане для более глубокого и всестороннего понимания генезиса и эволюции ряда современных конфессиональных проблем с целью выработки наиболее приемлемых практических решений, поэтому они должны представить интерес для государственных органов законодательной и исполнительной власти.

^ Апробация и внедрение в практику результатов исследования

Основные результаты исследования изложены в докладах на 10 международных научных конференциях в Москве, Алматы, Оренбурге, Уральске, а также на 37-ом Всемирном конгрессе востоковедов ICANAS-37, в 37 научных статьях и монографии.

Положения и выводы, содержащиеся в них, используются при чтении специальных курсов по истории Казахстана и Центральной Азии для студентов Западно-Казахстанского государственного университета и Волгоградского государственного университета, специализирующихся по центрально-азиатскому региону.

^ Структура исследования. В основу структурного деления работы был положен проблемно-хронологический принцип. Диссертация состоит из введения, пяти разделов, разделенных на подразделы, в которых сочетаются хронологический и историко-политический принципы, заключения и списка использованных источников.





оставить комментарий
страница1/5
Дата22.09.2011
Размер0,77 Mb.
ТипАвтореферат, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3   4   5
плохо
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх