Пояснительная записка к презентации по творчеству Льва Николаевича Толстого icon

Пояснительная записка к презентации по творчеству Льва Николаевича Толстого


1 чел. помогло.

Смотрите также:
Тема: Урок-обобщение по разделу...
Реферат по филосифии. Тема: «Философия Л. Н. Толстого»...
Кончина л. Н. Толстого тело Льва Николаевича Толстого...
Кончина л. Н. Толстого тело Льва Николаевича Толстого...
Список участников VI научно-практической конференции школьников...
Кафедра русского языка и литературы...
Система уроков по изучению жизни и творчества Льва Николаевича Толстого...
Дипломная работа студентки заочного отделения А. В. Быковской 2010 год...
Проблема заслуживает изучения. Лев гумилев и теория этногенеза...
Отдел образования исполкома Кукморского муниципального района моу сош села Яныль...
Л. Н. Толстой родился 28 августа (9 сентября по новому стилю) 1828 года в имении Ясная поляна...
Пояснительная записка Республика Казахстан мирное...



скачать
Пояснительная записка


к презентации по творчеству

Льва Николаевича Толстого

(повесть «Детство»)

6 класс

Цель: расширить представление об автобиографической повести

Л. Н. Толстого: дать почувствовать перекличку впечатлений героя повести «Детство» с впечатлениями учеников.


Задачи:

  1. знакомство с эпизодами биографии Л. Н. Толстого;

  2. развитие способности понимать своеобразие мироощущения художественной манеры писателя;

  3. формирование эмоционально – эстетической культуры учащихся, обучение вдумчивому чтению художественного текста.


Презентация состоит из трёх частей;

  1. Эпизоды биографии Л. Н. Толстого

  2. История создания повести

  3. Дидактические материалы для анализа повести по главам



5 – 6 класс – это особый период литературного развития школьников, когда дети ищут в художественном тексте прежде всего правдоподобия.

В связи с этими особенностями литературного развития школьников кажется необходимым на этапе подготовки к восприятию текста познакомить детей с некоторыми значимыми фактами биографии писателя. В шестом классе слово о Толстом не должно быть пространным. С подробностями его биографии ученики познакомятся позже. В данной презентации рассматриваются лишь немногие эпизоды биографии, которые даются целенаправленно, касаясь событий и обстоятельств, раскрывающих личность автора и подготавливающих восприятие повести «Детство».

^ Комментарий учителя к части 1:

Лев Толстой родился 9 сентября 1828 года в усадьбе Ясная Поляна, что находится в 12 километрах от Тулы. Большая часть жизни писателя связана с этой усадьбой. Он покидал её всего на несколько лет, на время службы на Кавказе и во время Крымской кампании. Здесь родились и выросли его дети, здесь он организовал школу для крестьянских детей.

Лев Николаевич Толстой прожил долгую и богатую событиями жизнь.

Родившись в знатном семействе, нося титул графа, он с детства был окружён достатком и культурой: богатое старинное поместье, великолепное знание многих языков, постоянно звучащая в доме музыка, обилие интересных книг, а главное – теплота и тонкость человеческих отношений, уважение к достоинству человека.

Родители писателя.

Из воспоминаний Л. Н. Толстого: « …Матери своей я совершенно не помню. Мне было полтора года, когда она скончалась. По странной случайности не осталось ни одного её портрета, так что как реальное физическое существо я не могу себе представить её. Я отчасти рад этому, потому что в представлении моём о ней есть только духовный облик, и всё, что я знаю о ней, всё прекрасно, и я думаю – не оттого только, что все говорившие мне про мать мою старались говорить о ней только хорошее, но потому, что действительно в ней было очень много этого хорошего…

Мать моя была нехороша собою, очень хорошо образованна для своего времени. Она знала, кроме русского, … четыре языка: французский, немецкий, английский и итальянский, и должна была быть чутка к художеству, она хорошо играла на фортепьяно, … была большая мастерица рассказывать завлекательные сказки, выдумывая их по мере рассказа. Самое же дорогое качество её было то, что она, по рассказам прислуги, была хотя и вспыльчива, но сдержанна. «Вся покраснеет, даже заплачет, - но никогда не скажет грубого слова». Она и не знала их.

Отец мой с молодых лет оставался единственным сыном своих родителей. В 12 – м году отцу было семнадцать лет, и он, несмотря на нежелание и страх и отговоры родителей, поступил в военную службу…. Он проделал походы 13 – 14 годов и в 14 – м году, где – то в Германии, будучи послан курьером, был французами взят в плен, от которого освободился только в 15 – м году, когда наши войска вошли в Париж.

После кампании отец, разочаровавшись в военной службе, - это видно по письмам, - вышел в отставку и приехал в Казань, где, совсем уже разорившись, мой дед был губернатором. Дед скоро умер, … и отец остался с наследством, которое не стоило и всех долгов, и с старой, привыкшей к роскоши матерью, сестрой и кузиной на руках.

В это время ему устроили женитьбу на моей матери, и он переехал в Ясную Поляну, где, прожив девять лет с матерью, овдовел и где, уже на моей памяти, жил с нами.

Отец был среднего роста, хорошо сложен, живой сангвиник, с приятным лицом и всегда грустными глазами. Жизнь его проходила в занятиях хозяйством, в котором он, кажется, не был большой знаток, но в котором он имел, для того времени большое количество: он был не только не жесток, но скорее добр и слаб. Так что и за его время я никогда не слыхал о телесных наказаниях. Вероятно, эти наказания производились. В то время трудно себе представить управление без употребления этих наказаний; но они, вероятно, были так редки и отец так мало принимал в них участия, что нам, детям, никогда не удавалось слышать про это».


К слайду 6:

Внутренняя жизнь человека формируется во многом благодаря книгам. Какие книги читал в детстве Толстой? Такой вопрос задал уже знаменитому писателю один из издателей. Он попросил Толстого назвать книги, которые произвели на него наиболее сильное впечатление и способствовали нравственному и умственному развитию. В списке таких книг, прочитанных примерно до 14 лет, Толстой назвал историю Иосифа из Библии, сказки «1001 ночи», «Чёрную курицу» Погорельского, русские былины, народные сказки, стихи Пушкина.

Не только много читал Толстой в детстве, но и пробовал писать.


На первом уроке после знакомства с биографией писателя рекомендуется также рассказать об истории появления повести, об этапах работы над ней, что будет способствовать созданию установки на внимательное чтение и понимание текста, поможет отвести школьников от мысли, что Толстой просто записал свои впечатления. Важно сформировать у шестиклассников потребность обдумывать отношение писателя к своему детству, а не только следить за событиями повести.


^ Комментарий учителя ко 11 части:

Начинающий писатель хочет собрать содержание жизни, рассеиваемое его развлечениями. Работа над повестью увлекает его.

«Не знаю, - пишет он Т. А. Ергольской 12 ноября 1851 года, - появится ли когда на свет то, что я пишу, но меня забавляет эта работа, да к тому же я так давно и упорно ею занят, что бросать не хочу». Толстой не только по четыре часа в день пишет повесть, но и встречается с людьми, которые оживляют память о детстве: Сонечкой Колошиной, которая в детские годы была «самой сильной» его любовью, с А. М. Исленьевым, послужившим прототипом отца в повести.

Толстой фиксирует в дневнике свои недостатки. Он упрекает себя в позднем вставании, мечтательности, беспорядочности, нерешительности, лени, лжи, тщеславии, нечётком писании, необдуманности, невоздержанности…

Целью дневников Толстого было самосовершенствование, изменение в лучшую сторону, самовоспитание. Это не значит, что он был идеальным человеком. Наоборот, он замечал в себе множество грехов. Но стремление быть нужным, полезным, делать добро, отличать его от зла, различать правду и ложь стало его привычкой. Наблюдая за самим собой, стремясь понять себя, он научился понимать других.

^ К слайду 13 «Работа над рукописью»

Толстой долго и упорно работал над текстами своих произведений. Способ работы над рукописями состоял в бесчисленных исправлениях, дополнениях.

«Только тогда можно сдавать рукопись в печать, когда чувствуешь, что вложил в неё всё, что было в твоих силах», - утверждал он.

Повесть «Детство» имеет четыре редакции.


^ К слайду 14 «Письмо в «Современник»

Письмо Л. Н. Толстого в Редакцию журнала «Современник».

«Милостивый государь!

Моя просьба будет стоить вам так мало труда, что, я уверен, вы не откажетесь исполнить её. Посмотрите эту рукопись и, ежели она не годна к напечатанию, возвратите её мне. В противном же случае оцените её, вышлите мне то, что она стоит по вашему мнению, и напечатайте в своём журнале. Я вперёд соглашаюсь на все сокращения, которые вы найдёте нужным сделать в ней, но желаю, чтобы она была напечатана без прибавлений и перемен.

В сущности рукопись эта составляет 1-ю часть романа – «Четыре эпохи развития»; появление в свет следующих частей будет зависеть от успеха первой. Ежели по величине своей она не может быть напечатана в одном номере, то прошу разделить её на три части: от начала до главы 17-й, от главы 17-й до 26-й и от 26-й до конца.

Ежели бы можно было найти хорошего писца там, где я живу, то рукопись была бы переписана лучше, и я бы не боялся за лишнее предубеждение, которое вы теперь непременно получите против неё.

Я убеждён, что опытный и добросовестный редактор – в особенности в России, - по своему положению постоянного посредника между сочинителями и читателями, всегда может вперёд определить успех сочинения и мнения о нём публики. Поэтому я с нетерпением ожидаю вашего приговора. Он или поощрит меня к продолжению любимых занятий, или заставит сжечь всё начатое.

С чувством совершенного уважения, имею честь быть,

Милостивый Государь, ваш покорный слуга Л. Н.»


Письмо редактора из Петербурга:

« Милостивый государь! Я прочёл Вашу рукопись («Детство»). Она имеет в себе настолько интереса, что я её напечатаю. Не зная продолжения, не могу сказать решительно, но мне кажется, что в авторе её есть талант. Во всяком случае направление автора, простота и действительность содержания составляют неотъемлемые достоинства этого произведения. Если в дальнейших частях (как и следует ожидать) будет поболе живости и движения, то это будет хороший роман. Прошу Вас прислать мне продолжение. И роман Ваш и талант меня заинтересовали. Ещё я посоветовал бы Вам не прикрываться буквами, а начать печататься прямо с своей фамилией, если только Вы не случайный гость в литературе. Жду Вашего ответа».


^ Комментарий учителя к 111 части.

Третья часть презентации включает в себя дидактические материалы, предназначенные для работы с текстом повести. Они могут быть использованы как фрагментарно при анализе той или иной главы произведения, так и на заключительном этапе изучения повести с целью создания целостного представления о литературном произведении.

Основой данных материалов послужили классические музыкальные и живописные работы композиторов и художников XIX века.


^ К слайду 20.

В качестве эпиграфа к изучению повести можно взять замечательные слова Л. Н. Толстого: «Люди как реки: вода во всех одинаковая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая, то холодная, то мутная, то тёплая... Каждый человек носит в себе зачатки всех свойств людских и иногда проявляет одни, иногда другие и бывает часто совсем непохож на себя, оставаясь всё между тем одним и самим собою».

Беседа по эпиграфу:

  • Как вы понимаете эти слова?

  • Как соотносятся слова эпиграфа с повестью «Детство»?

  • Поступки каких героев повести можно соотнести со словами второй части эпиграфа?

  • Подумайте, какой рекой являетесь вы, ваши друзья, родные…


К слайду 21 «Учитель Карл Иванович»

Перед вами иллюстрация Д. Кардовского к повести «Детство».

  • Какой эпизод произведения изобразил художник?

  • Найдите и прочитайте этот отрывок.

  • Согласны ли вы с тем, как художник располагает героев повести? Почему Карл Иванович стоит спиной к читателям?

  • Нарисуйте иллюстрацию к этой главе. Подумайте, кто у вас будет на первом плане, кто на втором.


^ К слайдам 22,23 «Семейный портрет»

Можно привести слова Л. Н. Толстого: «Вернутся ли когда-нибудь та свежесть, беззаботность, потребность любви и сила веры, которыми обладаешь в детстве? Какое время может быть лучше того, когда две лучшие добродетели – невинная весёлость и беспредельность любви – были единственными побуждениями в жизни?»

Работа построена на сопоставлении живописных произведений с художественным.

  • Какая из картин наиболее созвучна настроению повести?

  • Какую из картин можно соотнести с эпизодами повести?

К слайду 27 «Игра maman»

  • Найдите и прочитайте слова, посвящённые игре maman.

  • Определите душевное состояние Николеньки, вызванное впечатлением от музыки.

  • Слушание музыкальных фрагментов.

  • Какие чувства вызывает у вас музыка?

  • Какому из фрагментов наиболее созвучно душевное состояние Николеньки, maman?




  • Почему maman любила эту сонату Бетховена?

  • Подбери слова, наиболее точно передающие образ этой музыки:

тишина

покой

созерцательность

страстность

нега

восторг

нежность

порыв

томление

трепетность

  • Почему два совершенно разных музыкальных произведения вызывают у Николеньки одно чувство?


Вывод.

Maman играет Фильда и Бетховена, и музыка обретает для нас двойное звучание. Одно – сейчас, при маленьком Николеньке, уставшем от охоты и взволнованном возможным уходом Карла Ивановича. Другое – протяжённое, проходящее через всю трилогию.

Для маленького Николеньки звучащая музыка – продолжение его короткой жизни: «Maman играла второй концерт Фильда, своего учителя. Я дремал, и в моём воображении возникали какие-то лёгкие, светлые, и прозрачные воспоминания. Она заиграла «Патетическую сонату» Бетховена, и я вспоминал что-то грустное, тяжёлое и мрачное. Maman часто играла эти две пьесы; поэтому я очень хорошо помню чувство, которое они во мне возбуждали. Чувство это было похоже на воспоминание, но воспоминание чего? Казалось, что вспоминаешь то, чего никогда не было». Эти светлые «воспоминания» могли быть и радостью от охоты или от только что прошедшего дня ангела.

Музыка звучит, играет maman – самый близкий, любимый человек, поэтому так дорого Николеньке всё, что исходит от неё. Она как бы говорит с Николенькой не только словами, но и «бессловесной» музыкой.

Два совершенно разных музыкальных произведения вызывают у Николеньки одно чувство, потому что они сами, оба эти произведения, - продолжение жизни Николеньки. Задушевные отношения, бывшие у Николеньки с maman, выражаются в музыке.

Два разных произведения вызывают в Николеньке одно общее чувство и потому, что maman играла их Николеньке и только ему одному. Потому и образуется тут для Николеньки некое общее воспоминание. (См. статью

Н. М. Свириной «Стихия музыки в повести Л. Н. Толстого «Детство»// Изучение литературы в 6 классе. Под. ред. В. Г. Маранцмана. СПб., 1998 с.162).


^ К слайду 29 «Бал»

Мазурка – польский народный, сценический и бальный танец, а также музыка в ритме этого танца. С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова Толковый словарь русского языка М.: АЗЪ, 1996


Кадриль – танец из шести фигур, исполняемый чётным количеством пар, а также музыка к этому танцу.


Анализ эпизода на балу

В этом эпизоде на балу «диалектика души» у Толстого проявляется в том, что музыка то приближается к Николеньке, то отходит на задний план: «гросфатер кончился, а я не успел сказать ни одной фразы с «ты»…»

Музыка оживляет и усиливает искреннее чувство Николеньки. Музыка эта живёт в Николеньке так же, как и его чувство к Сонечке. Кульминация чувства Николеньки к Сонечке наступает под звуки музыки. Музыка эта – своего рода третий участник разговора.

В своего рода противопоставлении «гросфатер кончился, а я не успел сказать» видно, как зависит решительность Николеньки от звучания музыки. То, что Николенька не успел сказать, - сейчас главный предмет его помыслов. Состояние счастья, владевшее Николенькой после мазурки – «душа моя…была преисполнена счастьем», - освободившись от звучания музыки, приняло ещё более гармоническую форму.

Лёгкой, ритмичной (как любил Толстой), живой музыкой строится отношение Николеньки к Сонечке.

Похожее состояние возникает у Николеньки ещё раньше – оно вызвано впечатлением от музыки, которую играет maman. Игра maman, впечатления от игры, его любовь к maman совмещаются и переносятся в сферу полной гармонии. Никакие другие ощущения не вторгаются в это своеобразное опьянение. В основе этой гармонии – тоже звучащая музыка.

В двух этих эпизодах осуществляется контакт Николеньки с лю бимыми людьми, и музыка этому помогает. Радостная любовь Николеньки к Сонечке – хотя полное, но детское чувство. В его основании – такая же живая, светлая мелодия. Maman направляет Николеньку в жизни. Музыка, которую она играет, серьёзнее, глубже. (См. статью Н. М. Свириной

«Стихия музыки в повести Л. Н. Толстого «Детство»// Изучение литературы в 6 классе. Под. ред. В. Г. Маранцмана. СПб., 1998).


^ К слайдам 24, 25, 26 «Детские образы в повести»

Соотнесение живописных изображений детей с героями повести.

К слайду 25, 26 «Образ maman в повести»

Николенька не описывает maman подробно. Любовь его к ней выражается в особом внимании ко всему, что связано с maman. И это позволяет Иртеньеву, вспоминая её, описывать maman, воспринимая её образ, собранный из незначительных штрихов, запомнившихся в детстве и потому живущих в памяти: «Все уже разошлись, одна свеча горит в гостиной, maman сказала, что разбудит меня; это она присела на кресло, на котором я сплю, своей чудесной нежной ручкой провела по моим волосам, и над ухом звучит милый знакомый голос: «Вставай, моя душечка; пора идти спать».

Подробно не описывает maman и юный Иртеньев: «Когда я стараюсь вспомнить матушку такою, какою она была в это время, мне представляются только её карие глаза, выражающие всегда одинаковую доброту и любовь, родинка на шее, немного ниже того места, где вьются маленькие волосики, шитый белый воротничок, нежная сухая рука, которая так часто меня ласкала и которую я так часто целовал; но общее выражение ускользает от меня».




Скачать 115,46 Kb.
оставить комментарий
Дата21.09.2011
Размер115,46 Kb.
ТипПояснительная записка, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

плохо
  1
средне
  3
отлично
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

наверх